Краткая Биография Гийом Аполлинер. Литература XX века
Гийом Аполлинер (APOLLINAIRE) — один из крупнейших французских поэтов двадцатого столетия, поляк по происхождению (настоящая фамилия его — Костровицкий). Родился в 1880 г.
в Италии, с семнадцатилетнего возраста жил в Париже. В 1914 г. из патриотических побуждений пошел на фронт, где получил тяжелое ранение.
Последствия его и были причиной преждевременной кончины поэта в 1918 г.
Свой творческий путь Аполлинер начал как/смелый поэт-новатор, отрицающий многие поэтические традиции. По его глубокому убеждению, переживания человека двадцатого столетия, его психологические сложности невозможно передать старыми поэтическими средствами — необходимо обновление как самой формы стиха, так и всей системы поэтических об-разов.
Вслед за бельгийским франкоязычным поэтом Верхарном он начинает широко пользоваться так называемым “вольным стихом”, отказывается от рифмы, полагая, что она лишь сковывает творческое начало.
Одним из первых во французской поэзии он отказывается от знаков препинания в поэтическом тексте — ради того, чтобы стих читался без “артистических пауз”, как бы на одном дыхании.
Аполлинер выразительно передавал темп времени, его динамику. В стихотворных сборниках (“Алкоголь”, 1913, и “Калиграммы”, 1918) он стремится показать ритм жизни современного большого города, напряженность фронтовой обстановки, чувства человека, вырванного из привычных бытовых, условий.
Аполлинера, как правило, интересует сегодняшний день — и реалии прошлого у него воспринимаются через призму современности. Это четко сказывается на его системе изобразительных средств. Подобно Бодлеру, он любит соединять в одном поэтическом образе красивое и безобразное, радостное и горькое, возвышенно-религиозное и подчеркнуто-бытовое.
Так, вознесение Христа он сравнивает со взлетом аэроплана, разрыв снаряда — с цветением мимозы. Поэтические образы, им созданные, подчас поражают своей неожиданностью. Он мечтает сотворить современного Циклопа с помощью велосипедного насоса, холмы в одном из его стихотворений играют в чехарду.
В поэзии Аполлинера немало таких моментов, которые сближают ее с творческими поисками первых русских футуристов — Велимира Хлебникова, Давида Бурлюка и Владимира Маяковского. Он разделял теоретические взгляды французских кубистов.
Самое главное в поэзии Аполлинера — призыв к сохранению лучших человеческих качеств — благородства, доброты и порядочности — даже в самых, казалось бы, экстремальных условиях, когда переживаются' труднейшие исторические катаклизмы и когда сохранение человечности в принципе уже является подвигом..
Источник: http://www.testsoch.info/kratkaya-biografiya-gijom-apolliner-literatura-xx-veka/
Гийом Аполлинер: биография, творчество, карьера, личная жизнь
В последний день жаркого августа 1880 года незнакомка с младенцем на руках и двумя приятелями появилась в одном из полицейских отделений Рима с заявлением, что нашла этого ребенка на улице и готова принять его в свою семью. Мальчика тут же крестили, он обзавелся именем Джульемо Альберто Дульчини, женщина стала готовить документы на усыновление.
А второго ноября того же года в полиции появилась польская аристократка из обедневшего рода Анжелика Костровицкая и потребовала вернуть ей сына. Она не смогла объяснить, как ребенок оказался на улице, но доказала, что является его матерью и назвала точную дату появления младенца на свет – 25 августа. Эта дата стала официальным днем рождения Вильгельма Вонж-Костровицкого.
Родословная Вильгельма изобилует противоречивыми фактами. Принято считать, что дед поэта был активистом знаменитого польского восстания 1863-го, был арестован, сослан в Сибирь, откуда сбежал и пробрался в Италию. Мать, Анжелика, отличалась крайне распутным образом жизни и была чрезвычайно азартна, спустив все наследство на рулетке.
Личность отца Вильгельма – тайна, покрытая мраком. Он и сам любил распускать всевозможные, порой шокирующие слухи о папочке, называя в числе «кандидатов» на эту «должность» даже Папу Римского.
Принято считать, что отцом поэта является Франческо Флуджи д’Аспермонт, итальянский военный офицер, но законного мужа у ветреной Анжелики не было никогда.
У Вильгельма был младший брат по имени Альбер, который повторил судьбу старшего – сначала мать подбросила его к дверям какого-то дома, а спустя время со скандалом вернула.
Все свое детство Гийом провел в Монако. Сначала он грыз гранит науки в лицее Сен-Шарль, а по его окончании поступил в каннский колледж, откуда вскоре был исключен за хранение литературы весьма вульгарного содержания.
Семнадцатилетний Аполлинер вместе с матерью переехал в Ниццу и продолжил образование там, поступив на курсы риторики.
Анжелика играла в казино и заработала прозвище «красивая авантюристка», а будущий поэт подружился с Анжем Туссен-Люкой и вместе с ним начал выпускать журнал, наполненный стихами, сплетнями и политическими статьями.
Итальянские корни дали ему гордый профиль, импульсивный характер и искрометное чувство юмора, а славянские предки одарили Вильгельма склонностью к тонкой лирике и философским рассуждениям. Первая серьезная работа Гийома появилась лишь в 1899 году, когда он написал цикл «Ставло», влюбившись в Марию Дюбуа, дочь владельца ресторана.
В том же, 1899 году Гийом с матерью и братом переехал в Париж, оставив первую любовь за спиной из-за каприза Анжелики. Личная жизнь и творчество тесно переплетались в карьере поэта.
Очередной музой стала сестра приятеля, 16-летняя Линда да Сильва, но и это увлечение продлилось недолго – вплоть до знакомства с художницей Лорансен в 1907-м.
В начале XX века Аполлинер активно занимался публицистикой, писал и работал в различных журналах и эпатировал публику своими мистификациями.
Так, в журналах 1909 года стали появляться публикации некоей Луизы Лаланн, по общему мнению, весьма незаурядной женщины, тонко чувствующей искусство, обладающей выдающимся лирическим талантом.
Как оказалось, это был всего лишь розыгрыш Гийома, который и творил от имени Луизы.
К 1910 году вокруг Гийома сформировался кружок молодых деятелей искусства, которые называли себя сюрреалистами – термин, придуманный Аполлинером, чтобы обозначить новые веяния. В 1911 году Аполлинер оказался за решеткой почти на неделю по обвинению в попытке украсть из Лувра картину «Мона Лиза» – и это тоже оказалось очередной эпатажной выходкой.
Проза и поэзия Аполлинера несли на себе отпечаток карнавального розыгрыша в сочетании с меланхолической лирикой. Его творчество на многие годы определило направление развития изобразительного искусства, музыки и литературы в Европе.
На фронте весной 1916 года, Гийом был ранен в голову и перенес сложную операцию, которая серьезно подорвала его жизненные силы. Спустя два года на Францию обрушилась эпидемия испанского гриппа, и одной из ее жертв стал Гийом Аполлинер, которого друзья и благодарные почитатели похоронили на парижском кладбище Пер-Лашез.
Источник: https://www.kakprosto.ru/kak-967013-giyom-apolliner-biografiya-tvorchestvo-karera-lichnaya-zhizn
Гийом Аполлинер. Биография Гийома Аполлинера
Гийом Аполлинер — имя этого блестящего французского поэта, прежде всего, ассоциируется у большинства читателей с европейским авангардом начала 20-ого века, а его творчество воспринимается как связующее звено между классическим периодом французской поэзии и эпохой сюрреализма в искусстве.
Жизнь Аполлинера, точнее сам факт его рождения, — история до некоторой степени загадочная и мистическая. Родился будущий поэт в Риме, в жарком августе 1880 года. Имя отца поэта неизвестно, по некоторым данным, им стал итальянский офицер. А вот имя матери известно точно: ею была юная и взбалмошная Анжелика Костровицкая — дочь польского шляхтича.
Мальчик был зарегистрирован в римской мэрии как сын неизвестных родителей под именем Аполлинарий Дульчини. Впоследствии поэт не раз использовал этот факт, распространяя легенды о своих предках, которыми называл то папу римского, то Наполеона, то князя Монако.
Детство молодой отпрыск знатного польского рода провел в Италии, обучение проходил в учебных заведениях Ниццы и Монако.
Творческий путь Гийома Аполлинера начался в Ницце, где в рукописной газете «Мститель» появились его первые стихи. Вместо своей настоящей фамилии по матери (Вонж-Костровицкий) юный поэт предпочел сначала подписывать свои творения именем Гийом Макабр, а затем взял псевдоним, который составил из двух своих имен, данных ему при рождении (Вильгельм и Аполлинарий).
Биография Гийома Аполлинера вся соткана из тонкого кружева эпизодов любовных приключений поэта и событий его жизни. Каждое новое чувство вызывало в душе наивного и впечатлительного юноши такой шквал эмоций, что они выплескивались через край в его творениях.
Первый цикл стихов «Ставло» был посвящен валлонке Марии Дюбуа, в основу сборника «Алкоголи» легло безответное чувство молодого поэта к англичанке Анни Плейден.
Попав в 1911 году в тюрьму по ложному обвинению в краже из Лувра знаменитой «Джоконды», Аполлинер создает «Зону» и «Вандемьер», продолжая тем самым лучшие традиции «тюремной лирики» в духе Поля Верлена.
Головокружительные романы, счастливое время эпохи свободных художников на Монмартре и легендарный монпарнасовский «Улей», сражения на полях первой мировой войны — биография Аполлинера до предела насыщена событиями.
В 1916 году, проведя почти год на передовой и получив тяжелое ранение в голову осколком снаряда, Гийом Аполлинер возвращается в мирную обстановку и лихорадочно погружается в бурную литературную жизнь.
В 1917 году, назвав свое произведение «Сосцы Тиресия» сюрреалистической драмой, Аполлинер тем самым дает название целому течению в искусстве — странному, не всеми до конца понятому, загадочному и многозначному.
И на самом деле: зачем ставить знаки препинания в стихах, когда разграничить слова и мысли можно просто ударом сердца? Найти красоту в отвратительном и отыскать уродство в красоте, описать все это легко и непринужденно, виртуозно играя словами и фразами — этим искусством Аполлинер владел в совершенстве.
Умер поэт в 1918 году в Париже, оставив в наследие потомкам свои утонченные, грациозные и неоднозначные творения. Творчество Аполлинера, родившееся на стыке двух культур, дало основание значительно позже Илье Эренбургу назвать поэта человеком нового столетия, слегка «припудренным» пылью дорог старой Европы.
Источник: https://stud-time.ru/biografii-zarubezhnyx-pisatelej-i-poetov/gijom-apolliner.html
Гийом Аполлинер
Французский литератор в своей лирике, рассказах и драматических произведениях открыл новые возможности художественного изображения действительности. Аполлинер был приверженцем “кубизма”, ввел в искусство понятие “сюрреализм” и последовательно связывал в своих стихах форму и содержание, новаторски достигая их симбиоза
Внебрачный сын итальянского офицера и польской дворянки появился на свет в Риме под именем Вильгельма Аполлинариса Костровицкого. Сначала он посещал школу в Монако, куда переехал вместе с матерью.
В 1899 году он перебрался в Париж, где вращался среди авангардистов от искусства (среди его друзей были художники Марлен Андре Дерен, Рауль Дюфи, Пабло Пикассо, писатели Макс Жакоб и Альфред Жарри) и политиков. Костровицкий, начав писать, взял псевдоним – Гийом Аполлинер.
В 1902 году он отправился в один из рейнских замков в качестве домашнего учителя, встретил и полюбил английскую гувернантку Анни Плейден, которая – несмотря на длительные ухаживания – так и не стала его женой. Несчастная любовь была темой многих стихов Аполлинера.
1911: Ранняя лирика. Из финансовых соображений Аполлинер писал порнографические романы, самый известный из которых, Одиннадцать тысяч розог (“Les onze mille verges”), опубликованный в 1907 году, по-новому представил труды маркиза де Сада.
Двумя годами позже появился рассказ Гниющий волшебник (“L'enchanteurpour-rissant”), проиллюстрированный Дереном. В нем Аполлинер впервые заявил свои основные темы: любовные страдания, смесь реальности и “сверхреальности”, ложь и правда.
Стилистически Аполлинер шел новыми путями: он комбинировал различные повествовательные стили и упразднил классическую пространственно-временную структуру повествования (хронологическое построение рассказов и романов).
В 1911 году вышел его первый сборник стихов Бестиарий, или Кортеж Орфея (“Le bestiaire ou le cortege d'Orphee”) – рифмованные, главным образом посвященные животным, четверостишия с иллюстрациями Дюфи.
1913: “Алкоголь”. В 1913 году Аполлинер издал свою работу по теории искусства, озаглавленную Эстетические размышления – художники-кубисты (“Meditations esthetiques – Les peintres cubistes”). В этой “эстетике изумления” он рассматривал кубизм в качестве исходного пункта собственного поэтического творчества.
В том же году вышел в свет сборник стихов Алкоголь, который он писал с 1898 года. Название намекало на опьяняющее качество “нового мира”, на его технизированность и стремительный темп жизни.
Пятьдесят стихотворений сборника не отмечены какой-то единой стилевой направленностью, они выказывали элементы футуризма и демонстрировали тематическую и стилистическую многосторонность автора. Первое стихотворение.
Зона, являясь гимном Эйфелевой башне, большому городу и – одновременно – признанием одиночества человека в нем, представляло собой манифест современной лирики: вещи и мысли, реальность, чувства и картины сна сплетаются здесь воедино.
Аполлинер писал длинные рифмованные и нерифмованные стихи, игнорировал пунктуацию и общепринятую метрику Большую часть сборника составляли символистские и романтические стихи, а также стихотворения с отголосками народных песен (в частности, рейнских).
Особой известностью пользуется стихотворение Мост Мирабо (“Le Pont Mirabeau”), в котором Аполлинер сравнивал свое любовное страдание с полноводной Сеной. Песнь нелюбимого (“La chanson du malaime”) – автобиографическое стихотворение, в котором Аполлинер писал о своей великой неразделенной любви. В этих стихах – как и в других своих произведениях – Аполлинер выставлял себя аутсайдером, и эта судьба, по его мнению, уготована в обществе всем художникам-авангардистам.
1918: Каллиграммы. Во время первой мировой войны, в 1915 году, Аполлинер, будучи солдатом, получил ранение в голову, повлекшее операцию на черепе. В 1916 году появилось произведение Поэт убито-рожденный (“Le poete assassi- ne”), где он описывал идеального Поэта.
Аполлинер также пробовал себя в качестве драматурга: в 1917 году была опубликована пьеса Сосцы Тересия (“Les mamelles Tiresias”), которая – посредством ирреальности происходящего, особых декораций, танцев, акробатики и шумов – была призвана показать Аполлинерово представление “тотального театра”.
Эта пьеса, на основании новой эстетической формы, считается началом театра абсурда. Для такого рода драматургии Аполлинер первым выдвинул понятие сюрреализма.
В 1918 году появились Каллиграммы. Аполлинер организовал стихи визуально и, таким образом, впервые создал так называемые идеограммы, в которых текст и текстовые образы сплавляются воедино.
В том же году тридцативосьмилетний поэт умер в Париже от гриппа.
Вскоре после его смерти вышел том рассказов Ересиарх и К (“L'heresiarque et Cie”, 1920), в которых действительность и выдумка сплетались в новую фантастическую реальность.
Источник: 100 Писателей XX века
перевод с немецкого: А. Верникова
Источник: http://facecollection.ru/people/giyom-apolliner
Гийом Аполлинер
Гийом Аполлинер (настоящее имя — Вильгельм Альберт Владимир Александр Аполлинарий Вонж-Костровицкий) — французский поэт, один из наиболее влиятельных деятелей европейского авангарда начала XX века.
Мать Аполлинера — польская аристократка Анжелика Костровицкая герба Вонж, родившаяся в Великом княжестве Финляндском, в Гельсингфорсе. Родовое гнездо Костровицких, как и Мицкевича, находилось в Новогрудке (ныне Беларусь).
Вильгельм и его брат Альберт родились у Анжелики в Риме, причём обоих она официально признала своими детьми не сразу. Кто был их отцом (отцами), неизвестно.
Возможно, отцом будущего поэта был Франческо Флюджи д’Аспермонт, итало-швейцарский аристократ.
Детство Аполлинер провел в…
Гийом Аполлинер (настоящее имя — Вильгельм Альберт Владимир Александр Аполлинарий Вонж-Костровицкий) — французский поэт, один из наиболее влиятельных деятелей европейского авангарда начала XX века.
Мать Аполлинера — польская аристократка Анжелика Костровицкая герба Вонж, родившаяся в Великом княжестве Финляндском, в Гельсингфорсе. Родовое гнездо Костровицких, как и Мицкевича, находилось в Новогрудке (ныне Беларусь).
Вильгельм и его брат Альберт родились у Анжелики в Риме, причём обоих она официально признала своими детьми не сразу. Кто был их отцом (отцами), неизвестно.
Возможно, отцом будущего поэта был Франческо Флюджи д’Аспермонт, итало-швейцарский аристократ.
Детство Аполлинер провел в Италии, учился в колледжах Монако, Канна и Ниццы, в 1899 семья поселилась в Париже.
В качестве литературного псевдонима Костровицкий выбрал французские варианты двух своих имён — Вильгельм (Guillaume) и Аполлинарий (Apollinaire; это имя носил также его дед).
В 1910-е активный публицист: хроникер в «Меркюр де Франс», критик в «Пари-журналь» (Paris-journal); в 1912—1913 с Андре Билли редактировал журнал «Суаре де Пари» (Soirées de Paris), писал о современной живописи: «Художники-кубисты» (Les peintres cubistes, 1913).
Поддерживал дружеские отношения с художниками Пабло Пикассо, Андре Дереном, Франсисом Пикабия, Морисом де Вламинком и Анри Руссо.
В 1907 познакомился с художницей Мари Лорансен; до 1912 состоял с ней в любовной связи.
Весной 1917 года по личной просьбе Дягилева и Кокто Аполлинер выступил с манифестом искусства будущего, под названием «Новый дух». Сопровождая скандально прогремевший в мае 1917 года балет Эрика Сати «Парад», созданный «Русским балетом» в сотрудничестве с Пикассо, апполинеровский «Новый дух» на добрые два десятка лет определил развитие молодой музыки Франции.
В конце 1910-х вокруг Аполлинера сложился круг молодых поэтов-сюрреалистов — Андре Бретон, Филипп Супо, Луи Арагон, Жан Кокто. Термин «сюрреализм» принадлежит Аполлинеру; в 1917 была поставлена его «сюрреалистическая драма» «Сосцы Тиресия» (Les mamelles de Tirésias), где проблемы современности преподнесены в духе аристофановых фарсов.
Находясь на фронте, 17 марта 1916 года Аполлинер был ранен в голову осколком снаряда; в мае перенес трепанацию черепа. Осенью 1918 Аполлинер, ослабленный операцией, умер от эпидемии испанского гриппа. Похоронен на кладбище Пер-Лашез в Париже.
Источник: https://www.livelib.ru/author/3567-gijom-apolliner
Гийом Аполлинер – биография, список книг, отзывы читателей
Гийом Аполлинер (фр. Guillaume Apollinaire; настоящее имя — польск.
Wilhelm Albert Vladimir Apollinaris de Wąż-Kostrowitcki — Вильгельм Альберт Владимир Александр Аполлинарий Вонж-Костровицкий; 26 августа 1880 — 9 ноября 1918) — французский поэт польского происхождения, один из наиболее влиятельных деятелей европейского авангарда начала XX века.
Друг художников Пикассо, Брака и др. Выразитель эпохи кубизма, наивного искусства и аэропланов. Автор каллиграмм, слово он придумал сам. Настоящий парижанин знает, как минимум, первую строчку стихотворения Аполлинера “Мост Мирабо” (Le pont Mirabeau).
Родился 26 августа 1880 в Риме.
В 1887 вместе с матерью (Анжелика Кастровицкая, российская подданная, дочь польского офицера Михаила Аполлинария Кастровицкого, бежавшего в Италию после Польского восстания 1863–1864; отцом Аполлинера был, предположительно, итальянец Франческо Флуджи д'Аспермонт, офицер) и младшим братом переехал в княжество Монако. Учился в монакском религиозном коллеже Св.Карла. В 1896–1897 в течение пяти месяцев посещал лицей в Ницце, затем поступил в лицей Станислава в Каннах.
В 1899 семья обосновалась в Париже. Аполлинер устроился служащим банковской конторы. В 1901–1902 работал в Германии в качестве воспитателя в немецкой семье. В 1902 вернулся в Париж, занялся журналистской, редакторской, писательскёй деятельностью. В 1905 произошла его встреча с Пабло Пикассо, которая, как считают, имела немалое значение для судеб искусства 20 в.
7 сентября 1911 по подозрению в соучастии в краже Джоконды из Лувра заключен в парижскую тюрьму Санте; 12 сентября отпущен за отсутствием состава преступления.
Участвовал добровольцем в Первой мировой войне, настоял на отправке на передовую, был ранен и демобилизован.
Умер в Париже 9 ноября 1918, заразившись испанкой, в возрасте 38 лет. Похоронен 13 ноября на кладбище Пер-Лашез.
Аполлинер занимает уникальное место во французской литературной истории: он стоит у истоков, у рождения современного искусства. Он написал 'Зону', легендарное стихотворение не менее легендарной книги 'Спирты' (или 'Алкоголи'), с которого началась современная поэзия.
Аполлинером же датируется рождение кубизма — не только кубизма Пикассо, но и аналитического кубизма Брака, синтетического кубизма Хуана Гри, вообще современной живописи.
Поэт и прозаик, французам он известен также как эротический писатель, в частности, написавший два эротических романа; причём сами французы ставят его в один ряд с де Садом и Баффо.
Источник: http://readly.ru/author/6271/
Краткая биография Аполлинер Г
Краткая биография Аполлинер Г.Аполлинер Г. Дата рождения 26.08 – 1880; Дата смерти 09.11 – 1918
Французский поэт, классик французской литературы ХХ столетия Гийом Аполлинер (26.8.1880, Рим, – 9.11.1918, Париж) родился в семье польской аристократки и итальянского офицера, был крещен как Вильгельм Аполлинарий Костровицкий.
Получил образование в Монте-Карло, впоследствии перебрался в Париж.
Некоторое время работал учителем, затем всецело посвятил себя литературе. В 1913 году был опубликован поэтический сборник Алкоголь, который считается высшим достижением Аполлинера-поэта. В книге стихов «Алкоголь.
1898-1913» (1913) – интонации народной песни, и эпический голос большого города, и призыв испить вселенную «глоткой Парижа» («Вандемьер»), и размышление поэта о тюремной неволе (цикл стихов «В тюрьме Сантэ»; в тюрьму Аполлинер попал по ложному обвинению в 1911).
В творчестве Аполлинера столкнулись формалистическое экспериментаторство и новаторское развитие классической традиции. И если ныне Аполлинер воспринимается как один из тончайших лириков 20 в.
(цикл «Vitam impendere amori» – «Жизнь посвятить любви», 1917), то прежде всего потому, что влияние модернистских школ, будь то символизм (повесть «Разлагающийся чародей», 1908), кубизм («Эстетические размышления. Художники-кубисты», 1913), футуризм («футуристическая антитрадиция, манифест-синтез», 1913) или сюрреализм (драма «Сосцы Тиресия», пост. 1917, изд.
1918), не смогло сковать творчество Аполлинера. Он выходил из очередных тупиков на свою дорогу – доверия к будущему, вкуса к жизни (цикл новелл «Ересиарх и К°», 1910), гротескного осмеяния буржуазного одичания (книга иронической прозы «Поэт убиенный», 1916), к «новому» реализму («Новый смысл и поэты», речь Аполлинера 26 ноября 1917).
Накануне 1-й мировой войны Аполлинер предвидел, что грядет «время революций». В войне он видел бессмысленное уничтожение человека человеком, но в 1914 добровольцем вступил во французскую армию: стремление освободить Польшу – одна из причин этого решения. Был тяжело ранен.
Первые военные стихи, адресованные «прекрасной даме», в традициях куртуазной лирики, окрашены воинственным презрением к врагу (сборник «Послания к Лу», 1915, изд. 1955). Но Аполлинер создал и лирическую хронику трагического восприятия войны («Каллиграммы. Стихотворения Мира и Войны. 1913-1916», 1918).
Итоговое раздумье Аполлинера в мистерии-буфф «Цвет времени» (1918, опубл. 1920) над собственническим миром звучит как грозное обвинение эпохе самоубийственного индивидуализма. Формалистические эксперименты Аполлинера канонизировали дадаисты и сюрреалисты, а трагедийный лиризм поэта и его оптимистическую веру в торжество «зари над сумерками» восприняли П. Элюар, В. Незвал и Л. Арагон.
Поэт скончался в Париже от гриппа незадолго до подписания перемирия в войне, 9 ноября 1918 г. Похоронен на парижском кладбище Пер-Лашез.
Сочинения » Сочинение на тему Краткое содержание » Краткая биография Аполлинер Г
(нет оценок)
Loading…
Сочинение на тему
Источник: https://sochinenienatemupro.ru/sochinenie-na-temu-kratkoe-soderzhanie/kratkaya-biografiya-apolliner-g/
Биография Гийом Аполлинер
(1880 – 1918)
Гийом Аполлинер (APOLLINAIRE) – один из крупнейших французских поэтов двадцатого столетия, поляк по происхождению (настоящая фамилия его – Костровицкий). Родился в 1880 г. в Италии, с семнадцатилетнего возраста жил в Париже. В 1914 г. из патриотических побуждений пошел на фронт, где получил тяжелое ранение. Последствия его и были причиной преждевременной кончины поэта в 1918 г.
Свой творческий путь Аполлинер начал как смелый поэт-новатор, отрицающий многие поэтические традиции.
По его глубокому убеждению, переживания человека двадцатого столетия, его психологические сложности невозможно передать старыми поэтическими средствами – необходимо обновление как самой формы стиха, так и всей системы поэтических об-разов.
Вслед за бельгийским франкоязычным поэтом Верхарном он начинает широко пользоваться так называемым “вольным стихом”, отказывается от рифмы, полагая, что она лишь сковывает творческое начало.
Одним из первых во французской поэзии он отказывается от знаков препинания в поэтическом тексте – ради того, чтобы стих читался без “артистических
пауз”, как бы на одном дыхании.
Аполлинер выразительно передавал темп времени, его динамику. В стихотворных сборниках (“Алкоголь”, 1913, и “Калиграммы”, 1918) он стремится показать ритм жизни современного большого города, напряженность фронтовой обстановки, чувства человека, вырванного из привычных бытовых, условий.
Аполлинера, как правило, интересует сегодняшний день – и реалии прошлого у него воспринимаются через призму современности. Это четко сказывается на его системе изобразительных средств. Подобно Бодлеру, он любит соединять в одном поэтическом образе красивое и безобразное, радостное и горькое, возвышенно-религиозное и подчеркнуто-бытовое.
Так, вознесение Христа он сравнивает со взлетом аэроплана, разрыв снаряда – с цветением мимозы. Поэтические образы, им созданные, подчас поражают своей неожиданностью. Он мечтает сотворить современного Циклопа с помощью велосипедного насоса, холмы в одном из его стихотворений играют в чехарду.
В поэзии Аполлинера немало таких моментов, которые сближают ее с творческими поисками первых русских футуристов – Велимира Хлебникова, Давида Бурлюка и Владимира Маяковского. Он разделял теоретические взгляды французских кубистов.
Самое главное в поэзии Аполлинера – призыв к сохранению лучших человеческих качеств – благородства, доброты и порядочности – даже в самых, казалось бы, экстремальных условиях, когда переживаются’ труднейшие исторические катаклизмы и когда сохранение человечности в принципе уже является подвигом.
(Пока оценок нет)
Loading…
Нынешние подростки рожденные в начале.
Биография Гийом Аполлинер
Categories: Биографии
Источник: https://ege-essay.ru/biografiya-gijom-apolliner/
Гийом Аполлинер. Подробная биография
Гийом Аполлинер (настоящее имя – Вильгельм Альберт Владимир Александр Аполлинарий Вонж-Костровицкий) – французский поэт, один из наиболее влиятельных деятелей европейского авангарда начала XX века – родился 26 августа 1880 года в Риме.
Мать Аполлинера – польская аристократка Анжелика Костровицкая герба Вонж, родившаяся в Великом княжестве Финляндском, в Гельсингфорсе. Родовая усадьба Костровицких, как и Мицкевича, находилась в Новогрудке (ныне Беларусь).
Вильгельм и его брат Альберт родились у Анжелики в Риме, причём обоих она официально признала своими детьми не сразу. Кто был их отцом (отцами), неизвестно.
Возможно, отцом будущего поэта был Франческо Флюджи д’Аспермонт, итало-швейцарский аристократ.
Детство Аполлинер провёл в Италии, учился в коллежах Монако, Канна и Ниццы, в 1899 переехал с матерью в Париж.
В качестве литературного псевдонима Костровицкий выбрал французские варианты двух своих имён – Вильгельм (Guillaume) и Аполлинарий (Apollinaire; это имя носил также его дед).
В 1910-е активный публицист: хроникёр в «Меркюр де Франс», критик в «Пари-журналь» (Paris-journal); в 1912-1913 с Андре Билли редактировал журнал «Суаре де Пари» (Soirées de Paris), писал о современной живописи: «Художники-кубисты» (Les peintres cubistes, 1913).
Поддерживал дружеские отношения с художниками Пабло Пикассо, Андре Дереном, Франсисом Пикабия, Морисом де Вламинком и Анри Руссо.
В 1907 познакомился с художницей Мари Лорансен; до 1912 состоял с ней в любовной связи.
7 сентября 1911 Гийом Аполлинер был помещён в тюрьму в связи с подозрением в похищении из Лувра «Моны Лизы», но пять дней спустя – оправдан.
Весной 1917 по личной просьбе Дягилева и Кокто Аполлинер выступил с манифестом искусства будущего, под названием «Новый дух». Сопровождая скандально прогремевший в мае 1917 балет Эрика Сати «Парад», созданный «Русским балетом» в сотрудничестве с Пикассо, апполинеровский «Новый дух» на добрые два десятка лет определил развитие молодой музыки Франции.
Художественная проза Аполлинера носила оттенок упрощённого имморализма и нарочитого эпатажа: роман «Одиннадцать тысяч палок» (Onze mille verges, 1907), повести «Рим под властью Борджиа» (La Rome des Borgia, 1913), «Конец Вавилона» (La fin de Babylone, 1914), «Три Дон Жуана» (Les trois Don Juan, 1914). В том же эстетическом ключе выдержана издательская серия «Мэтры любви» (Les maitres de l’amour, 1909-1914), куда Аполлинер включил подробно откомментированные тексты маркиза де Сада, Пьетро Аретино и др.; в 1913 он составил каталог «Преисподняя Национальной Библиотеки» (L’Enfer de la Bibliothèque nationale).
Одним из первых поэтических сборников Аполлинера стал цикл коротких стихотворных фрагментов «Бестиарий, или кортеж Орфея» (Le Bestiaire ou le cortège d’Orphée, 1911), где старинная поэтическая форма катрена и приемы эмблематического письма сочетались с исповедальной меланхолической интонацией.
В 1913 Аполлинер объединил свои лучшие стихи в первый крупный сборник «Алкоголи» (Alcools). Современники обратили внимание на новаторский характер сборника (отсутствие пунктуации, перепады тона, барочные образы).
В 1916 вышел сборник новелл «Убиенный поэт» (Le poéte assassiné), открывающийся мистифицированной и трагичной автобиографией; в 1918 появился сборник «лирических идеограмм» «Каллиграммы»(Calligrammes), отчасти предвосхищающий «автоматическое письмо» сюрреалистов, а также – провозглашённый в 1924 румынским художником-сюрреалистом Виктором Браунером синтетический «Манифест пиктопоэзии».
В конце 1910-х вокруг Аполлинера сложился круг молодых поэтов, назвавших себя сюрреалистами: Андре Бретон, Филипп Супо, Луи Арагон, Жан Кокто. Термин «сюрреализм» принадлежит Аполлинеру; в 1917 была поставлена его «сюрреалистическая драма» «Сосцы Тиресия» (Les mamelles de Tirésias), где проблемы современности преподнесены в духе аристофановых фарсов.
Находясь на фронте, 17 марта 1916 года Аполлинер был ранен в голову осколком снаряда; в мае перенёс трепанацию черепа.
9 ноября 1918 года Гийом Аполлинер, ослабленный операцией, умер от испанского гриппа во время эпидемии.
Похоронен на кладбище Пер-Лашез в Париже.
Биография
Произведения
- Мост Мирабо
- Ноктюрн
- О сердце я познал прекраснейшую боль
Критика
Ключевые слова: Гийом Аполлинер, Guillaume Apollinaire, сюрреализм, знаки препинания, Вонж-Костровицкий, авангард, кубизм, биография Гийома Аполлинера, скачать подробную биографию, скачать бесплатно, французская литература 20 в, жизнь и творчество Гийома Аполлинера
Источник: http://md-eksperiment.org/post/20181128-biografiya-gijoma-apollinera
Гийом Аполлинер
Творчество Г. Аполлинера
Биографические сведения о писателе. Аполлинер-журналист. Аполлинер-прозаик (ʼʼГниющий чародейʼʼ; ʼʼЕресиарх и К.ʼʼ). Образ поэта в ʼʼГниющем чародееʼʼ. Концепция искусства в ʼʼΟʜᴎрокритикеʼʼ. Антиклерикальные мотивы в сборнике новелл и рассказов ʼʼЕресиарх и К.ʼʼ.
Начало поэтического творчества (ʼʼБестиарий, или Кортеж Орфеяʼʼ). Неоромантические, символические и неоклассицистские черты в раннем творчестве Аполлинера. Лирический сборник ʼʼАлкоголиʼʼ – свидетельство поэтической зрелости Аполлинера. Смысл названия сборника.
ʼʼЛирический эпосʼʼ Аполлинера. Основные мотивы сборника. ʼʼСимультанизмʼʼ (К. Бонфуа) Аполлинера. Особенности поэтики сборника. Эстетика ʼʼудивленияʼʼ в драме ʼʼГруди Тиресияʼʼ. Статья ʼʼНовое сознание и поэтыʼʼ – манифест нового искусства. Последний сборник Аполлинера ʼʼКаллиграммыʼʼ.
Влияние Аполлинера на европейскую поэзию ХХ в.
(1880–1918)
Аполлинер (Apollinaire), Гийом (настоящее имя Вильгельм Аполлинарий Костровицкий (Kostrowicky) – французский поэт. ʼʼЗнавшие его прослывут редкостными счастливцамиʼʼ, – писал об Аполлинере А. Бретон. Л. Арагон называл Аполлинера чародеем.
Аполлинер родился 26 августа 1880 ᴦ. в Риме. Он был внебрачным сыном обедневшей польской аристократки. Отец, вероятно, итальянец. Из Италии Аполлинер перебрался в Монако, а затем с 1899 ᴦ. жил в Париже, хотя французского гражданства добился лишь незадолго до смерти в 1916 ᴦ.
Поселившись в Париже, Аполлинер стал завсегдатаем парижских поэтических кафе, в которых пользовался известностью и успехом. Здесь Аполлинер познакомился с известными французскими поэтами П. Фором, А. Сальмоном, М. Жакобом.
В 1901 ᴦ. Аполлинер уехал в Германию в качестве воспитателя дочери богатой немки, виконтессы де Мильхау, и прожил там больше года. Из Германии он совершил путешествия в Чехию, Бельгию и Голландию. Пребыванием в Германии навеяны мотивы первого поэтического сборника Аполлинера ʼʼВетер Рейнаʼʼ, не появившегося в печати.
Аполлинер влюбился в молодую англичанку Анну Плейден (Annie Playden), которая служила гувернанткой в доме г-жи Мильхау. Любовь осталась безответной. Анна была несколько напугана пылом молодого поэта. В 1904 ᴦ. Аполлинер уехал в Лондон, чтобы добиться руки Анны, но получил отказ.
Вскоре Анна уехала в США, даже не оставив нового адреса.
Чувство к Анне Плейден нашло отражение в одном из лучших стихотворений Аполлинера ʼʼПесни злосчастного в любвиʼʼ (ʼʼChanson du Mal Aimeʼʼ, 1909). Многие стихотворения сборника ʼʼАлкоголиʼʼ были также навеяны отношениями с Анной Плейден. Так, к примеру, в названии стихотворения ʼʼПереселенец с Лендор-Роудаʼʼ упоминается улица Landor Road, на которой в Лондоне жила Анна Плейден.
В 1905 ᴦ. Аполлинер познакомился с П. Пикассо. Сблизился с представителями авангарда во французской живописи: А. Матиссом, Л. Браком, Ф. Леже. Заинтересовался кубизмом, объявил импрессионизм устаревшим.
В 1903-1907 гᴦ. поэт сотрудничал с различными символистскими изданиями: печатал стихи, которые впоследствии составили сборник ʼʼАлкоголиʼʼ, заметки о книгах, отзывы о писателях и художниках, переводы из Боккаччо, рассказы и новеллы.
Сотрудничал в ʼʼРёвю бланшʼʼ, ʼʼЛя Плюмʼʼ, ʼʼМеркюр де Франсʼʼ. С 1910 ᴦ. вел отдел художественной критики в ʼʼЭнтранзижанʼʼ. С 1913 ᴦ.
Аполлинер редактировал первый журнал ʼʼСуаре де Париʼʼ, полностью специализировавшийся на авангардистском искусстве.
В 1908 ᴦ. Пикассо познакомил Аполлинера со скромной служащей, будущей художницей Мари Лорансен, которую Аполлинер горячо полюбил. При этом отношения между любящими складывались весьма непростые, и в конце концов Мари Лорансен оставила Аполлинера и вышла замуж. Отголоски этой любовной драмы слышны во многих произведениях Аполлинера, в т.ч.
в его первой опубликованной книге ʼʼГниющий чародейʼʼ (ʼʼL’Enchanteur pourrissantʼʼ, 1909). Аполлинер высоко ценил эту свою книгу, видя в ней прообраз новой эстетики. Между тем французский литературовед Паскаль Пиа считает, что эта книга Аполлинера не столько выразила эстетические установки писателя, сколько отразила круг его чтения.
Действительно, Аполлинер признавался, что в детстве зачитывался рассказами о феях и рыцарскими романами. В ʼʼГниющем чародееʼʼ Аполлинер отталкивается от средневековой легенды о волшебнике Мерлине, который был заживо погребен коварной озерной девой Вивианой.
Так в творчестве Аполлинера начинается тема ʼʼзлосчастного в любвиʼʼ, тема непреодолимой пропасти между мужчиной и женщиной. В образе Мерлина воплощена трагическая судьба поэта.
В 1909 ᴦ. Аполлинер работал над антологией произведений маркиза де Сада, в то время почти забытого.
В сборнике новелл ʼʼЕресиарх и К.ʼʼ (ʼʼHérésiarque et Сieʼʼ, 1910), написанном под влиянием М. Швоба, преобладает ирония. Так, к примеру, в открывающей сборник новелле ʼʼПражский прохожийʼʼ Аполлинер иронически переосмысливает библейскую легенду об Агасфере.
Христианский миф служит ему для разоблачения буржуазного благомыслия, серьезности и тяжеловесности, проистекающих из принятия человеком условных норм поведения или установившихся мнений.
Буржуазному существованию противопоставлен иной тип жизни – близкий к богемному (вспомним, что Аполлинер был вхож в парижскую богему, в мир художников и артистов Монмартра). В образе Агасфера воплощено особое отношение к жизни, ощущение необыкновенной легкости бытия.
Агасфер живет без печали и страхов, любит без мучительной привязанности и рабства, в то время как рассказчик страшится безумия и смерти.
Аполлинер стоял у истоков французской поэзии XX в. Откликаясь на социальные катаклизмы XX столетия и психологические перемены, ими вызванные, он стремился к решительному обновлению поэтического языка и художественного образа.
Новаторство Аполлинера основано на усвоении многовековой европейской поэтической традиции. В его поэзии слышны отголоски французского фольклора, средневековой лирики трубадуров, баллад Ф. Вийона, стихотворений немецких и французских романтиков, урбанистические мотивы Ш.
Бодлера и меланхолические нотки П. Верлена.
Первый опубликованный поэтический сборник Аполлинера ʼʼБестиарий, или Кортеж Орфеяʼʼ (ʼʼLe Bestiaire ou Cortège d’Orphéeʼʼ, 1911) – ϶ᴛᴏ собрание изящных, афористичных четверостиший, обращающих читателя к средневековому жанру бестиария, а также описаний свойства реальных и фантастических животных, растений и камней, которые сопровождаются аллегорическими назидательными толкованиями в христианском духе. В поэтических миниатюрах сборника соединились восторг перед жизнью, стремление ухватить и воплотить в поэтическом образе каждое ее мгновение, гимн ʼʼорфическомуʼʼ дару проникать в тайны всего живущего и острое трагическое ощущение бытия. Упоминание в названии сборника персонажа античной мифологии – певца и музыканта Орфея, покорявшего своим искусством богов, людей и животных, спустившегося в подземное царство за своей супругой Эвридикой, намечает основные темы сборника – поэзия и любовь.
В 1911 ᴦ. по ложному обвинению в похищении из Лувра ʼʼДжокондыʼʼ Аполлинер был заключен в тюрьму.
Поэтическая зрелость Аполлинера ознаменована сборником ʼʼАлкоголиʼʼ (ʼʼAlcoolsʼʼ, 1913). Поэт уходит от символистской камерности, погруженности в мир интимных переживаний и поэтических видений, открывается навстречу мощному ритму XX в., улавливает его революционные импульсы.
Аполлинер – поэт, остро ощущающий разрыв времен. Стихотворение ʼʼЗонаʼʼ, открывающее сборник, начинается строчкой: ʼʼВот и он, прежний мир, стал не милʼʼ.
Мотивы скорости, бесцельного шатания по улицам, маскарада, падения комет, текущей реки выражают характерное для лирического героя Аполлинера острое чувство быстро утекающего времени.
Так зарождается лирический эпос Аполлинера с характерным для него чувством причастности к истории, поэтизацией обыденности, масштабностью поэтического видения.
Аполлинер тяготеет к мозаичности образа, к сложной и необычной метафоре, свободному стиху. Композиция поэм, вошедших в сборник, характеризуется ʼʼсвязной фрагментарностьюʼʼ.
В ʼʼАлкоголяхʼʼ Аполлинер ввел в поэзию мощное дыхание эпоса, его раскованный ритм.
У Аполлинера лирический эпос (ʼʼЗонаʼʼ, ʼʼКортежʼʼ, ʼʼПутешественникʼʼ) соединяется с интимными интонациями, непосредственностью чувства, музыкальностью (ʼʼМост Мирабоʼʼ, ʼʼМариʼʼ, ʼʼПрощаниеʼʼ, ʼʼЛорелеяʼʼ, ʼʼБольная осеньʼʼ).
Во время первой мировой войны Аполлинер в 1915 ᴦ. добровольцем ушел на фронт, где получил тяжелое ранение в голову.
В 1915 ᴦ. Аполлинер написал цикл ʼʼПослания к Луʼʼ (ʼʼPoèmes à Louʼʼ, изд. 1955). Стихотворения цикла были обнаружены в письмах Аполлинера с фронта к великосветской красавице Луизе де Колиньи. Страстное чувство лирического героя выражено зачастую в сложных и изысканных метафорах.
Сборник новелл, рассказов и анекдотов ʼʼПоэт убиенныйʼʼ (ʼʼLe Poète assassinéʼʼ, 1916) эпатировал и мистифицировал обывателя, реализуя аполлинеровский принцип ʼʼудивленияʼʼ (ʼʼla surpriseʼʼ).
В 1917 ᴦ. была поставлена буффонная пьеса Аполлинера ʼʼГруди Тиресияʼʼ (ʼʼLes Mamelles de Tirésias, drame surréalisteʼʼ, изд. 1918). Называя свою пьесу-фарс сюрреалистической, Аполлинер объяснял, что хотел противопоставить ее, с одной стороны, мещанской комедии, а с другой – символистской драме.
Поэтический сборник ʼʼКаллиграммыʼʼ (ʼʼCalligrammesʼʼ, 1918) – автобиографический дневник-исповедь, отмеченный трагическим восприятием войны. В ʼʼКаллиграммахʼʼ Аполлинер использует прием коллажа, как бы склеивая обрывки случайных фраз, услышанных в кафе, газетных заметок, афиш, чтобы воссоздать ритм современной жизни, утвердить эстетическую ценность любых ее проявлений.
В идеограммах сборника отчетливо проявилась экспериментальная направленность аполлинеровской поэзии. Поэт смело экспериментирует с формой стиха, стремится к синтезу поэзии и графики (ʼʼЗарезанная голубка и фонтанʼʼ).
ʼʼКаллиграммыʼʼ – наиболее сложный в отношении поэтического языка и образности сборник поэта͵ вызвавший впоследствии множество подражаний, в частности у дадаистов и сюрреалистов.
Аполлинер не смог вполне оправиться от полученного тяжелого ранения, здоровье его было подорвано, и, простудившись, он умер в Париже 9 ноября 1918 ᴦ.
После его смерти вышло в свет своеобразное поэтическое завещание и одновременно манифест Аполлинера – статья ʼʼНовое сознание и поэтыʼʼ (ʼʼL’Esprit nouveau et les poètesʼʼ, 1918).
Главной чертой нового сознания поэт считает ʼʼисследование и поиск истины – как в сфере, скажем, этической, так и в области воображенияʼʼ.
Он обосновывает закономерность формальных поисков в новой поэзии, призывает к синтезу музыки, живописи, кино и литературы, к раскрепощению поэтического языка, к сохранению национального своеобразия искусства, обеспечивающего многообразие его форм.
Аполлинер говорит об ʼʼизумленииʼʼ как отличительной особенности нового сознания, но предвидит опасности, подстерегающие на этом пути, в случае если новое сознание не найдет ʼʼизумлениюʼʼ ʼʼпрочный фундамент здравого смысла и опытаʼʼ. Статья стала манифестом ʼʼНового реализмаʼʼ в европейской поэзии.
В 1920 ᴦ. вышел в свет роман Аполлинера о войне ʼʼСидящая женщинаʼʼ (ʼʼLa Femme assiseʼʼ), написанный в сюрреалистической манере.
В позднем творчестве Аполлинера (драма ʼʼЦвет времениʼʼ, ʼʼLe couleur du tempsʼʼ, 1920) выражено осуждение жестокости войны и индивидуалистического бегства от действительности.
Сборник ʼʼМеланхолический стражʼʼ (ʼʼLe Guetteur mélancoliqueʼʼ, 1952) объединил стихотворения, не напечатанные при жизни поэта.
Творчество Аполлинера-лирика и эпического поэта относится к постсимволистскому этапу в развитии французской поэзии XX в.
Поэтические позиции Аполлинера открывают новые возможности лирического самовыражения, утверждают в поэзии эпическую масштабность художественного видения, сложную и неожиданную метафоричность, ассоциативность поэтического мышления, раскованность языка поэзии (свободный стих, редукция пунктуации и т.д.).
В творчестве Аполлинера проявилась установка на создание поэзии, открытой всему многообразию действительности, языковой многоголосице, отражающей это многообразие, напряженность ритмов.
Аполлинер ввел в литературный обиход термин ʼʼсюрреализмʼʼ, ставший впоследствии названием течения в литературе и искусстве. В аполлинеровской трактовке это слово становится синонимом ʼʼнового реализмаʼʼ, противопоставляемого как символистской отвлеченности, так и натуралистическому описательному правдоподобию.
Традиции Аполлинера нашли свое продолжение в поэзии Л. Арагона, П. Элюара, С.-Ж. Перса, Э. Гийевика, Р.-Г. Каду, поэтов-дадаистов и сюрреалистов.
Гийом Аполлинер – понятие и виды. Классификация и особенности категории “Гийом Аполлинер” 2017, 2018.
Источник: http://referatwork.ru/category/literatura/view/126636_giyom_apolliner
Гийом Аполлинер (1880—1918)
Для поколений французских поэтов и читателей с именем Гийома Аполлинера связаны революционное преобразование французского стиха и песенное, лирическое начало.
Гийом Аполлинер
Гийом Аполлинер (настоящее имя Вильгельм Аполлинарий Костровицкий) был незаконнорождённым сыном польки Анжелики Костровицкой, несколько лет жившей в Италии. В мэрии его зарегистрировали как ребёнка неустановленных родителей. Отсутствие официального статуса и прежде всего французского гражданства долгие годы омрачало его существование и порой делало объектом клеветы и ложных обвинений.
В Первую мировую войну Аполлинер провёл почти год на передовой (это принесло ему долгожданное французское гражданство), был ранен. После госпиталя вновь вернулся к литературной жизни, вскоре женился, но через полгода умер от гриппа.
А. Руссо. Муза, вдохновляющая поэта. 1909 г. (Поэт — Г. Аполлинер.)
Аполлинер начал публиковать стихи и статьи в журналах в 1901 г. В 1909 г. совместно с другом, художником Андре Дереном, он издал книгу «Гниющий чародей».
В основу сюжета легла старинная легенда о волшебнике Мерлине, сыне земной женщины и дьявола, и озёрной деве Вивиане, обманом завлёкшей чародея в лес и заточившей его живым в могилу, где гниёт его тело, пока душа жива.
Для изложения этой истории поэт обращается к средневековому жанру диалога, который ведут над могилой Мерлина всевозможные живые существа и призраки, собравшиеся на волшебный звук его голоса.
В 1911 г. выходит «Бестиарий, или Кортеж Орфея».
Подобно тому как в средневековых бестиариях описывались различные животные, воплощавшие человеческие пороки, с последующим назиданием, Аполлинер в своих поэтических миниатюрах даёт краткие изображения зверей, а затем иронический или философский комментарий. Так, дельфин, резвящийся в морской воде, наводит поэта на размышления о смене радости и горя в его собственной судьбе:
Дельфин резвится — но волна Всегда горька и солона. Где радость? Встречусь ли я с нею?
«Дельфин» (перевод М. Д. Яснова)
Заглавие «Алкоголи» продолжает традицию, идущую от Бодлера и Рембо, поэтически воспевших опьянение. Важна также связь алкоголя с огнём, одним из центральных символов книги
Все эти миниатюры объединяются вокруг образа Орфея — легендарного поэта, обладавшего уникальным даром зачаровывать животных звуками своей лиры.
Шагал и Аполлинер. Рисунок М. Шагала
В 1913 г. увидела свет книга стихов «Алкоголи». Сборник поразил читателей своим новаторством: Аполлинер решительно отказался от знаков препинания, считая, что подлинная пунктуация в поэзии — это ритм и паузы стиха. Так теперь пишут многие французские поэты. Читателей пленил лиризм сборника, в нём услышали отзвуки народных песен и музыкальной и образной системы Поля Верлена.
Одно из самых знаменитых стихотворений «Алкоголей» — «Мост Мирабо» (1912 г.). Время, уносящее с собой любовь, изменчиво и быстротечно. Поэт стремится противопоставить ему нечто незыблемое. Таков мост Мирабо, таковы чувства поэта:
М. Лорансен. Алкоголи
Мост Мирабо минуют волны Сены И дни любви Но помню я смиренно Что радость горю шла всегда на смену Пусть бьют часы приходит ночь
Я остаюсь дни мчатся прочь
(Перевод И. И. Кузнецовой.)
Две последние строки повторяются в стихотворении и становятся его рефреном. К сожалению, приводимый перевод искажает смысл рефрена, так как в оригинале последовательность обратная: «Дни уходят, я остаюсь».
Р. Дюфи. Иллюстрация к книге Г. Аполлинера «Бестиарий, или Кортеж Орфея»
Живописен образ «моста наших рук», который поэт стремится построить над теми же волнами Сены, но вместе с ними уходит и любовь («Ни прошедшее время / Ни любовь не возвращается»).
Тема несчастливой любви — ключевая в творчестве Аполлинера.
Она воплотилась и в другом произведении сборника — в «Песне несчастного в любви» (дословно: «плохо любимого»), «Песня» состоит из нескольких частей, одна из которых — письмо запорожцев турецкому султану, приводимое в качестве примера верности. Части сильно отличаются друг от друга. Стремление свести воедино разные жанры и традиции — характерная черта поэзии Аполлинера.
«Каллиграмма» — слою, созданное Аполлинером, возможно, из существующих «каллиграфия» (греч. «красивый почерк») и «идеограмма», как назывались в то время подобные стихотворения
Следующий его поэтический сборник — «Каллиграммы» (1918 г.) — был значительно более новаторским. Каллиграммы — произведения, находящиеся на пересечении поэзии и изобразительного искусства; в них поэт, нетрадиционно располагая строки и используя разные шрифты, экспериментирует с тем, как стихотворение должно выглядеть на бумаге.
Книга, задуманная Аполлинером ещё до войны, в 1914 г., должна была называться «И я тоже живописец». Но издание 1918 г. было более объёмно, оно отразило и военный опыт поэта. Не случайно его полное название — «Каллиграммы. Стихи мира и войны».
Каллиграмма Г. Аполлинера «Зарезанная голубка и фонтан». Этот образ был использован П. Пикассо в его рисунке «Голубь мира»
Стремясь к сближению с живописью, Аполлинер существенно отклоняется от традиционной метрической формы французского стиха: нет ни силлабического метра, ни рифмы. Вместо строф — абзацы, организованные вокруг определённой темы или образа.
Перечислительная интонация, объединяющая разные явления, становится важным художественным приёмом.
Всё, что укладывается в одну строку (событие, реплика, художественное обобщение), оказывается равноценным, поскольку строки по значению равны между собой.
Датчанин глядит в расписанье пуская колечки дыма Пивную пересекает чёрный котяра Блины удались Журчит вода Платье чёрное цвета её ногтей А вот это исключено Пожалуйста сударь Малахитовый перстень Пол посыпан опилками Ну конечно Рыженькую официантку умыкнул книготорговец ………………………………………………………….. Честь достаточно часто зависит
от часа обозначенного на часах
«Понедельник улица Кристины» (перевод М. Д. Яснова)
В изображении войны Аполлинер невероятно чуток Он замечает красоту ракеты ночью, озаряющей лес вокруг, и смерть, которую она несёт. Всё это соединяется в причудливый сплав:
Весна распутица копилка ночь атака Дождь у меня в душе льёт кровь
из мёртвых глаз
«Апрельская ночь 1915» (перевод Ю. Б. Корнеева)
Гийом Аполлинер вошёл в историю французской литературы как новатор. В его творчестве в равной мере отражены и традиционные для французской поэзии темы, и новые, до того считавшиеся недостойными внимания поэтов.
Строки из статьи Аполлинера с показательным названием «Новое сознание и поэты» звучат как манифест поэзии Нового времени: «Поэзия и творчество тождественны, поэтом должно называть лишь того, кто изобретает, того, кто творит, — поскольку вообще человек способен творить».
Поделиться ссылкой
Источник: https://sitekid.ru/literatura/vsemirnaya_literatura/gijom_apolliner_18801918.html