Краткая биография апухтин

Алексей Апухтин : краткая биография

По поводу этого стихотворения Чайковский писал своему брату Анатолию из Сан-Ремо 21 декабря 1877 года: «Получил сегодня письмо от Лёли с чудным стихотворением, заставившим меня пролить много слёз».

Получив известие о кончине поэта, Чайковский в письме к своему племяннику В. Л. Давыдову писал: «В ту минуту, как я пишу это, Лёлю Апухтина отпевают!!! Хоть и не неожиданна его смерть, а всё жутко и больно. Когда-то это был мой ближайший приятель».

Всего Чайковский написал шесть романсов на стихи Апухтина:

  • «Кто идёт» (1860, не сохранился)
  • «Забыть так скоро» (1870)
  • «Он так меня любил» (1875)
  • «Ни отзыва, ни слова, ни привета» (1875)
  • «День ли царит» (1880)
  • «Ночи безумные» (1886)

Романс «Ночи безумные»

«Ночи безумные» являются классическим образцом русского романса.

Ночи безумные, ночи бессонные,Речи несвязные, взоры усталые…Ночи, последним огнём озарённые,Осени мёртвой цветы запоздалые!Пусть даже время рукой беспощадноюМне указало, что было в вас ложного,Всё же лечу я к вам памятью жадною,В прошлом ответа ищу невозможного…Вкрадчивым шёпотом вы заглушаетеЗвуки дневные, несносные, шумные…В тихую ночь вы мой сон отгоняете,

Ночи бессонные, ночи безумные!

Творчество

Памятный знак Алексею Апухтину в г. Болхове Орловской области

Обратите внимание

1854 — первые юношеские стихотворные опыты Апухтина («Эпаминонд», «Подражание арабскому») появились в «Русском Инвалиде» (1854—55 гг.).

1858 — 61 гг.: стихотворения Алексея Николаевича («Деревенские очерки» и др.) печатаются в «Современнике», затем в течение семи лет поэтическая деятельность Апухтина прерывается, но с 1868 г. появляется в рукописных экземплярах ряд стихотворений («Ниобея», «Реквием», «Год в монастыре», «Ночи безумные», «Моление о чаше», «Старая любовь» и др.).

1860 — 62 гг.: публиковался в журналах демократического толка ( «Гудок»), частенько давал пародии и эпиграммы под псевдонимом Сысой Сысоев.

Обратите внимание

1865 — выступил в Орле с двумя лекциями о жизни и творчестве А. С. Пушкина, что обозначило окончательно удаление Апухтина от какой бы то ни было политической борьбы.

1872 — в «Гражданине» без подписи напечатано стихотворение «Недостроенный памятник».

1884 — Апухтин стал помещать свои произведения в «Вестнике Европы», «Русской мысли» и «Северном Вестнике». К этому времени относятся поэмы («Письмо», «Старая цыганка», «С курьерским поездом») и лучшие его лирические произведения («Венеция», «В убогом рубище» и др.), многие из которых переложены на музыку.

1886 — вышел первый сборник стихотворений Апухтина.

1890 в «Вестнике Европы» опубликовано стихотворение «Сумасшедший». Часть стихотворения со слов «Да, васильки, васильки…» была положена на музыку Н. В. Киршбаумом и легла в основу широко известной русской народной песни.

В последние годы жизни Апухтиным были написаны несколько повестей: «Дневник Павлика Дольского», «Архив графини Д.», фантастический рассказ «Между жизнью и смертью», драматическая сцена «Князь Таврический». Все эти произведения вышли в свет уже после его смерти.

Уже его современники высоко оценили прозу Апухтина: император Александр II был в восторге от «Архива графини Д.» — после чтения, состоявшегося в доме П. Г. Ольденбургского он заявил, что её нужно тотчас опубликовать, что это лучшая сатира на великосветские нравы. Высоко оценивали прозу Апухтина Михаил Булгаков; П. С. Попов в письме Булгакову 22 октября 1939 года писал:

Я занялся Апухтиным как прозаиком, поэзия его меня не пленяет. Зато проза — остаётся неоценённой. При своей жизни А. ничего не опубликовал из прозы; зато славился чтением собственных произведений Издатели пронюхали успех Апухтина Но Апухтин молчал и никаких шагов к изданию не предпринимал.

— «Когда я вскоре буду умирать…» Переписка М. А. Булгакова с П. С. Поповым. — М.: Эксмо, 2003. — 272 с. — С.227—228.

В том же письме Попов привёл устный рассказ, что Апухтин, не исполнив воли императора, считая неэтичным публикацию своих произведений, в которых изображены были (в ироническом свете) его добрые знакомые, впал в немилость. Здесь же он отметил, что предмет неудавшегося личного романа Апухтина была в то время ещё жива: ей было свыше 80 лет и она жила в Ленинграде.

Адреса

  • Санкт-Петербург:
    • 1893 год — дом Эбелинга — Миллионная улица, 26

Источник: https://worldofaphorism.ru/kratkie-biografii/aleksej-apuhtin

Краткая биография Апухтин

Апухтин, Алексей Николаевич, известный поэт. Родился 15 ноября 1840 или 1841 года (дата 1840 указана в авторитетной биографии Модеста Чайковского, приложенной к “Собранию сочинений А”. Эту дату подтверждает пометка “15 ноября 1857”, стоящая под стихотворением: “Сегодня мне минуло 17 лет”.

Но в собственноручной автобиографической заметке, присланной для “Литературного архива” автора настоящей статьи, А. сообщает, что он родился 15 ноября 1841 года), в Болхове, Орловской губернии, в старинной дворянской семье. По достатку и связям отец его, отставной майор, принадлежал к дворянству среднему. Мать очень баловала поразительно рано проявившего свои способности мальчика.

Всеобщим баловнем А. остался и в училище правоведения, куда его отдали в 1852 году: на него смотрели здесь как на будущую знаменитость. Покровитель училища, принц П. Г. Ольденбургский, коверкая фамилию А., говаривал: “Если в лицее был Пушкин, то у нас есть Апущин”.

Важно

По хлопотам директора училища, Языкова, в “Русском Инвалиде” 1854 года было напечатано патриотическое стихотворение 14-летнего А. “Эпаминонд”, посвященное памяти Корнилова. Через год там же было напечатано “Подражание Арабскому”. Ода на рождение великой княжны Веры Константиновны была представлена государю. В 1859 году А.

блистательно кончил курс с золотой медалью и поступил на службу в департамент министерства юстиции. В том же 1859 году, омраченном для него смертью матери, А. настоящим образом вступил на литературное поприще, поместив ряд стихотворений в “Современнике”. Службой А. совершенно не занимался. Он весь отдался прожиганию жизни в среде аристократической “золотой” молодежи.

Известный “цыганский” романс А. “Ночи безумные, ночи бессонные”, написанный позднее (1876), является весьма точным автобиографическим отзвуком шумно проведенной молодости.

И воспоминания об этих “безумных ночах” навсегда остались дороги для поэта-эпикурейца: “Пусть даже время рукой беспощадною мне указало, что было в вас ложного, все же лечу я к вам памятью жадною, в прошлом ответа ищу невозможного”. В самом начале 1860-х годов А.

уезжает в деревню, недолго служить чиновником особых поручений при орловском губернаторе, и в 1864 году окончательно поселяется в Петербурге. Номинально причислившись к министерству внутренних дел, А. опять отдается праздной, светской жизни, тщательно оберегая себя от каких бы то ни было обязанностей и серьезных волнений.

Даже к литературному творчеству своему, которое до средины 1880-х годов, когда он стал писать повести и большие поэмы, не требовало усидчивости и труда, он относился как к легкой забаве и всегда сам себя рекомендовал как “дилетанта”. Прекрасный чтец и тонко-художественный декламатор, остряк, шутки и интимные эпиграммы которого пользовались широкой популярностью в великосветских сферах, А.

был желанный гость самых блестящих салонов. На почве литературных интересов он сблизился в 1880-х годах с великим князем Константином Константиновичем; несколько раз читал он в присутствии императора Александра III. Значительную часть вечеров А. отдавал карточной игре, большей частью в английском клубе. Беспечальный образ жизни независимого холостяка, который вел А.

, был, однако, совершенно испорчен все более и более надвигавшейся тяжелой болезнью. Уже в 1870-х годах у него началось болезненное ожирение, которое в последние десять лет его жизни приняло колоссальные размеры и “довело его до настоящего убожества”, хотя особенных страданий не причиняло. Под конец жизни он проводил целые дни на диване, с трудом двигаясь даже несколько шагов.

Угнетали поэта-сибарита и денежные затруднения; приходилось прибегать к займам. Какая-то злая “сплетня” и “клевета” тоже очень тяжело действовали на его настроение. Умер А. от водянки 17 августа 1893 года. – Литературная деятельность А. сложилась очень своеобразно. Несмотря на то, что помещенные в “Современнике” 1859 года десять стихотворений А.

Совет

обратили на себя лестное внимание Тургенева и Некрасова, он уже в самом начале 1860-х годов понял, что его чуждая всякой общественности поэзия была в то время не ко двору, и исчез со страниц журналов на целых 20 лет. Только в 1880-х годах, когда в общественной психологии произошел поворот, А. почувствовал настоящий прилив творчества. В 1885 году А.

, почти неизвестный большой публике, выступает с поэмой “Год в монастыре”, которая настолько заставила говорить о нем, что обеспечила успех собранию его стихотворений, появившемуся через год. Успех был прочный и продолжается до сих пор: в 1907 году вышло 7-е издание. А.

– поэт исключительно одних только интимных переживаний; он органически чужд всему, что переходит за пределы чисто личной жизни. Он считал себя приверженцем “чистого искусства”; но если он буквально весь век свой пел “ласку милой”, то не потому, что намеренно избегал других мотивов, а потому что всем остальным решительно не интересовался.

В той же мере, в какой он был чужд общественности, он был чужд и интереса ко всякого рода “проклятым вопросам”. Даже в сфере религиозности он сам так определял свою “разбитую жизнью душу”: “…и нет в тебе теплого места для веры, и нет для безверия силы в тебе”. И в том, что он равнодушен к злобе дня и высшим вопросам бытия, А.

не видит ни заслуги, ни проступка, а просто факт, которым не бравирует, но которого и не стыдится. А. выгодно отличается от других поэтов, выступавших в 1880-х годах под флагом “чистого искусства”, тем, что в нем нет ничего воинствующего. Он вообще совсем не думает о том, к какому “лагерю” примыкает, и просто дает исход тому, что накопилось у него на душе.

И оттого, как ни крошечны размеры поэтических владений А., он сумел и в них дать образчики истинной поэзии. Если вообще к кому-нибудь из dii minores русского Парнаса применимы слова Мюссэ: “Mon verre n’est pas grand, mais je bois dans mon verre”, то именно к А.

Значительнейшая часть его творчества посвящена изображению любовных чувств светского человека, слегка разочарованного, слегка меланхоличного и уже несколько состарившегося. В этом упорном служении “любви” нет бурной стремительности южанина: в жилах автора “Года в монастыре” течет северная кровь, располагающая к меланхолии и самопожертвованию.

Тот поэт, изображение чувств которого проходит через все стихи А., не нуждается даже в разделенном чувстве: “Мне не жаль, что тобою я не был любим: я любви не достоин твоей… Но мне жаль, что когда-то я жил без любви, но мне жаль, что я мало любил!” – В общем, А. можно назвать певцом не удавшейся любви.

Трагедий особенных при этом не происходит: ведь место действия – лимфатическая среда “большого света”. Но сердце все-таки разбивается и у светских людей – и вот, психологию такого разбитого светского сердца и избрал своей главной специальностью А. Это не могло не наложить отпечатка тихой грусти на весь сборник его стихов. В грусти А.

нет ничего, напоминающего заправский пессимизм: он грустит не столько оттого, что мир плохо устроен, сколько оттого, что не всякому удается вкушать сладости бытия. Весьма часто меланхолия А. есть не что иное, как осеннее чувство, сознание того, что жить осталось недолго, молодость прошла и впереди только скучная старость. – Крупнейшее произведение А. – поэма “Год в монастыре”.

Обратите внимание

Это чисто светская трагедия, психологически, однако, отразившая настроения всего вообще “чеховского” периода 1880-х годов, с его безвольностью и безличностью. Герой – “израненный боец”, бежавший из “вражеского стана” большого света в монастырь залечивать душевные раны. Он поступает послушником к строгому старцу-аскету.

Под влиянием монастырской тишины в душе “беглеца” начинает устанавливаться известное равновесие. Но вот к нему стали доходить вести из внешнего мира. Ему все равно, что свет над ним “смеется до упаду”, “но мнение одно хотелось бы узнать… Что говорит она?” Раз прорвавшись, воспоминания о ней становятся главным содержанием дневника-поэмы.

С ужасом чувствует беглец, что ни постом, ни молитвой не отогнать ему тоски и дум о днях кратковременного счастья. “Я все забыл, простил, одна любовь во мне горит неугасимо! Дай подышать с тобой мне воздухом одним!” Назначен день пострижения, за несколько часов до торжественного обряда герой получает “пять строк всего” от нее: “Она меня зовет” – и этого достаточно, чтобы все пошло насмарку.

Читайте также:  Краткая биография лонгфелло

“О да, безумец я! Что ждет меня? – Позор! Не в силах я обдумывать решенья: ей жизнь моя нужна, к чему же размышленья”. И он снова “бежит”, но уже по-иному: “…мне дороги мгновенья: скорее в путь! Она меня зовет!” – Симпатичная в своей простоте и безыскусственности, эта поэма дает представление о лучших сторонах таланта А.

Стих, плавный и изящный, отмечен истинной красотой – красотой северной, несколько анемичной, которая, однако, северным людям более сродни, чем яркая и пестрая красота юга. Дает поэма выгодное представление и о поэтических приемах А.: он не свободен от изысканности, но изысканности, так сказать, естественной, не принужденной.

Несмотря на всю необычайность сюжета, у автора ни разу не вырвалось ни одного напыщенного сравнения или высокопарного образа. И именно потому ему удалось не только так своеобразно закончить поэму, но и дать этим концом очень важный материал для общей характеристики дряблой психологии 1880-х годов. Придумать такой конец невозможно: его может подсказать только живая действительность.

Нужно было совершенно отрешиться от погони за мишурными блестками, чтобы разрешить душевное настроение человека с несомненно идеальным складом натуры “подвигом” столь странного рода. Но правдивость подсказала А., что исключительно на такой “подвиг” и способен такой человек, каким является автор дневника-поэмы. – Характеристика А.

, как певца любви вообще и неудачной в частности, не определяет, однако, всего содержания его поэзии, хотя именно таковы крупнейшие его вещи.

Так, образцовая по своей сжатости поэма “С курьерским поездом” заключает в себе меланхолический рассказ о том, как двое влюбленных, которым обстоятельства помешали соединить свою судьбу, когда они были молоды, получают эту возможность через двадцать лет и при свидании чувствуют, что опоэтизированное ими по воспоминаниям чувство, в сущности, испарилось, и что лучше бы им было не свидеться вовсе. “Письмо” составляет pendant к “Году в монастыре” и тоже имеет предметом рабскую преданность любимому существу, без всякой надежды на взаимность. “Старая цыганка” опять-таки трактует о чарах любви. Наконец, небольшие пьесы сборника А. почти все принадлежат к разряду стихотворений, особенно излюбленных композиторами романсов. Но в редкие минуты светского автора “Года в монастыре” занимают и интересы другого порядка. Тогда он пишет пьесы вроде “Недостроенного памятника” (1871), в котором прославляется Екатерина за то, что, свободно отдаваясь порывам сердца, она никогда не забывала из-за них интересов государства. Это стихотворение одно время пользовалось большой популярностью среди актеров-чтецов и нравилось публике: по тому времени в нем была некоторая пикантность прикосновения к темам запретным. Не в таких торжественных вещах сила интимного по преимуществу А., и уже совсем плохи немногие “патриотические” стихи его и некоторые pieces d’occasion, вроде “5 октября 1885 года”. Есть у А. хорошие вещи и неинтимные. Так, по теме красивое стихотворение “В убогом рубище, недвижна и мертва” как будто напоминает Некрасова, но стихотворение спасла ничего общего не имеющая с основным “гражданским” мотивом пьесы параллель между найденною в поле мертвою женщиной и обстановкой, среди которой ее настигла смерть: “Был чудный вешний день. По кочкам зеленели побеги свежие рождавшейся травы, и дети бегали, и жаворонки пели”… Из стихотворений по преимуществу элегического характера отметим прекрасные октавы “Венеции”. В них определенно сказалось, что меланхолия автора выросла не на философской почве, не на подкладке общественных и иных духовных разочарований, а исключительно на почве личной и на физиологии стареющегося организма. Красиво написана, но не оставляет определенного впечатления большая пьеса: “Из бумаг прокурора” – исповедь великосветского самоубийцы. Пьеса “Перед операцией” написана с обычной простотой А., так сильно напоминающей манеру Коппе. Из юмористических пьесок А. забавна: “Кумушкам”. Проза А. очень неровного достоинства. Вяло и скучно огромное начало не оконченной повести без названия, занимающее целую треть тома, в котором уместилось небольшое литературное наследство А. Чувство недоумения вызывает “фантастический рассказ” – “Между смертью и жизнью”, более относящийся к области наивного спиритизма, чем к фантастике или мистике. Но с интересом читаются “Дневник Павлика Дольского” и “Архив графини Д. Повесть в письмах”. В некоторых воспоминаниях об А. говорится, что в “Дневнике Павлика Дольского” много автобиографического. Что именно – не указывается, но с точки зрения литературно-автобиографической, т. е. поскольку “Дневник”, вместе с “Архивом”, является выражением основного настроения А. и центральных типов его, обе повести, несомненно, автобиографичны. Пред нами общеапухтинская психология: неопределенно томящийся пожилой человек, не сдающийся пред надвигающеюся старостью, любящий бесстрастною любовью, без притязаний на взаимность, безвольный, рабски покорный владычице сердца, исполняющий все, что ему прикажут. Много в “Дневнике” и особенно в “Архиве” и чисто описательного; местами зло и метко изображены разные грешки великосветские, амурные по преимуществу. Но это именно только грешки, а не грехи: А. не был способен к серьезному обличению родной ему среды. В общем он представляет собою редкий в истории русской литературы пример талантливого писателя, насквозь проникнутого великосветскостью. Все наши крупные писатели так или иначе прикосновенны к большому свету. Не всеми, конечно, владело лермонтовское желание бросить “пустому сборищу железный стих, облитый горечью и злостью”; но почти все выше суеты и пустоты этого “сборища”. Про А. этого никак нельзя сказать. Он не только по своим вкусам, но по всему своему душевному складу нимало не возвышался над уровнем обычной светской психологии. – Ср. Арсеньев, “Критические этюды”, т. II; Бороздин, “А.” (“Исторический Вестник”, 1895, № 5); Венгеров, “Критико-биографический словарь”, т. I, и “Источники словаря русских писателей”, т. I; Говоров, “Современные поэты” ; Жиркевич, “Исторический Вестник”, 1906, № 11; Кони, “Вестник Европы”, 1908, № 5; Коробка, “Очерки литературных настроений” ; кн. В. Мещерский, в “Гражданине” 1893 г, 20 августа; Перцов, “Философское течение русской поэзии” ; Протопопов, в “Русском Богатстве” 1896 год, № 2; А. Р., “Исторический Вестник”, 1907, № 2; Скабичевский в “Русской Мысли”, 1895 год, № 5. Переводы стихотворений А. на немецкий язык Ф. Фидлера в “St. Petersburger Herold” (1910). С. Венгеров.

Вариант 2

Русский поэт Алексей Николаевич Апухтин родился 15 ноября 1840 г. в Болхове Орловской губернии в семье дворян. Эта дата названа М. Чайковским в авторитетной биографии поэта, хотя сам он указывал 1941 год.

В 1852 г. Алексея зачислили в училище правоведения. Педагоги предрекали известность талантливому, но балованному юноше. Первое стихотворение “Эпаминонд” 14-летнего Апухтина опубликовал “Русский инвалид”. В 1859 г.

он окончил курс с золотой медалью, был принят в департамент министерства юстиции, но служебного рвения не проявлял – влекла поэзия и беззаботная жизнь.

“Ночи безумные, ночи бессонные” (1876) стали отзвуком бесшабашной юности поэта-эпикурейца.

Десять стихотворений Апухтина, помещенные в “Современнике” в 1859 г., получили лестные отзывы Тургенева и Некрасова, но были чужды общественности. Поэт на 20 лет исчезает со страниц изданий.

Важно

С 1964 г. Апухтин перебирается из Орловской губернии в Петербург. Числясь при министерстве внутренних дел, вновь предается праздной жизни, время от времени занимаясь сочинительством. В середине 80-х годов, почувствовав прилив творчества, он берется за большие поэмы и повести.

Поэма “Год в монастыре” (1885) обеспечила прочный успех на десятилетия вперед. Апухтин стал узнаваем, периодически появлялись сборники стихов преимущественно элегического характера. Повести “Архив графини Д…” и “Дневник Павлика Дольского” искусствоведы считают автобиографичными.

Знакомство с великим князем Константином Константиновичем обеспечивает приемы в светском обществе и декламацию в высших кругах. Не единожды Апухтин удостаивался чести быть услышанным императором Александром III.

В личной жизни Апухтин был закоренелым холостяком. Беспечный образ жизни, бессонные ночи за картами подорвали здоровье.

Уже с 70-х годов было заметно прогрессирующее ожирение, которое за 10 лет довело его до безобразного состояния. Последние годы жизни поэт проводил на диване, с трудом передвигаясь по апартаментам.

Средств не хватало, приходилось одалживаться. Умер А. Апухтин 17 августа 1893 г. от водянки.

Источник: https://rus-lit.com/kratkaya-biografiya-apuxtin/

Алексей Н. Апухтин – краткая биография

Алексей Николаевич Апухтин (1840-1893гг.) – русский поэт.

Алексей Апухтин родился 15(27) ноября 1840 года в небогатой дворянской семье, в семье было ещё трое сыновей — Николай (1842—1878), Афиноген (1849—1908) и Владимир (1851—1927).

Детство прошло в родовом имении отца (Николая Фёдоровича) — деревне Павлодар Орловской губернии. Мать — Мария Андреевна Желябужская (1821—1859), была его первой учительницей, пробудила в нём любовь к поэзии.

В 1859 году окончил Императорское училище правоведения, где подружился с П. И. Чайковским.

Совет

В этом престижном заведении Апухтин был самым блестящим учеником в классе и имел только отличные оценки по всем предметам, также был одним из редакторов журнала «Училищный вестник».

В том же году, 23 апреля, умерла его мать, смерть которой стала для Апухтина настоящим ударом. Её памяти поэт посвятил несколько стихотворений («Какое горе ждёт меня?», «Ни веселья, ни сладких мечтаний», «Ещё свежа твоя могила»).

С 1862 года поэт жил в родовом имении в Орловской губернии; в 1863—1865 годах числился старшим чиновником особых поручений при губернаторе; затем в Петербурге числился чиновником министерства внутренних дел. По служебным надобностям несколько раз выезжал за границу.

Уже в 1870-х годах у него началось болезненное ожирение, которое в последние десять лет его жизни приняло колоссальные размеры. За два года до смерти Апухтин заболел также водянкой. Конец жизни он провёл практически дома, с трудом двигаясь.

Алексей Николаевич скончался 17 (29) августа 1893 года в Санкт-Петербурге, был похоронен на Никольском кладбище. В 1956 году прах и памятник были перенесены на Литераторские мостки Волковского кладбища.

Поэзия и проза Апухтина

По мироощущению Апухтин близок М. Ю. Лермонтову. Был весьма мнителен, легко раним, «поэт милостью Божией», вместе с тем имел репутацию шутника, остроумного и блестящего импровизатора.

Его монологи в стихах, романсы, альбомные посвящения, пародии, эпиграммы и экспромты входили в репертуар модных чтецов-декламаторов. Некоторые произведения Алексея Николаевича положены на музыку П. И.

Чайковским («Ночи безумные», «День ли царит» и др.), А. С. Аренским («Разбитая ваза»).

Обратите внимание

1854 — первые юношеские стихотворные опыты Апухтина («Эпаминонд», «Подражание арабскому») появились в «Русском Инвалиде» (1854—55 гг.).

1858 — 1861 гг.: стихотворения Алексея Николаевича («Деревенские очерки» и др.) печатаются в «Современнике», затем в течение семи лет поэтическая деятельность Апухтина прерывается, но с 1868 г. появляется в рукописных экземплярах ряд стихотворений («Ниобея», «Реквием», «Год в монастыре», «Ночи безумные», «Моление о чаше», «Старая любовь» и др.).

1860 — 1862 гг.: публиковался в журналах демократического толка ( «Гудок»), частенько давал пародии и эпиграммы под псевдонимом Сысой Сысоев.

1865 — Апухтин выступил в Орле с двумя лекциями о жизни и творчестве А. С. Пушкина, что обозначило окончательно удаление поэта от какой бы то ни было политической борьбы.

1872 — в «Гражданине» без подписи напечатано стихотворение «Недостроенный памятник».

1884 — Апухтин стал помещать свои произведения в «Вестнике Европы», «Русской мысли» и «Северном Вестнике». К этому времени относятся поэмы («Письмо», «Старая цыганка», «С курьерским поездом») и лучшие его лирические произведения («Венеция», «В убогом рубище» и др.), многие из которых переложены на музыку.

1886 — вышел первый сборник стихотворений Алексея Апухтина.

1890 в «Вестнике Европы» опубликовано стихотворение «Сумасшедший». Часть стихотворения со слов «Да, васильки, васильки…» была положена на музыку Н. В. Киршбаумом и легла в основу широко известной русской народной песни.

В последние годы жизни Апухтиным были написаны несколько повестей: «Дневник Павлика Дольского», «Архив графини Д.», фантастический рассказ «Между жизнью и смертью», драматическая сцена «Князь Таврический». Все эти произведения вышли в свет уже после его смерти.

Важно

Уже его современники высоко оценили прозу Апухтина: император Александр II был в восторге от «Архива графини Д.» — после чтения, состоявшегося в доме П. Г. Ольденбургского он заявил, что её нужно тотчас опубликовать, что это лучшая сатира на великосветские нравы.

Читайте также:  Сочинения об авторе глинка

Высоко оценивали прозу Апухтина Михаил Булгаков; Павел Сергеевич Попов, российский и советский литературовед, историк философии, в письме Булгакову 22 октября 1939 года писал: “Я занялся Апухтиным как прозаиком, поэзия его меня не пленяет. Зато проза — остаётся неоценённой. При своей жизни А.

ничего не опубликовал из прозы; зато славился чтением собственных произведений Издатели пронюхали успех Апухтина Но Апухтин молчал и никаких шагов к изданию не предпринимал”. — «Когда я вскоре буду умирать…» Переписка М. А. Булгакова с П. С. Поповым. — М.: Эксмо, 2003. — 272 с. — С.227—228.

В том же письме Попов привёл устный рассказ, что Апухтин, не исполнив воли императора, считая неэтичным публикацию своих произведений, в которых изображены были (в ироническом свете) его добрые знакомые, впал в немилость. Здесь же он отметил, что предмет неудавшегося личного романа Апухтина была в то время ещё жива: ей было свыше 80 лет и она жила в Ленинграде.

Апухтин и Чайковский

По окончании училища Алексей Апухтин служил в министерстве юстиции (в одном департаменте с Чайковским), службой не увлекался, вёл жизнь «золотой молодёжи».

Апухтин был гомосексуалом, и отчасти на этой почве у него сложились очень тесные отношения с П. И. Чайковским.

В семье Чайковского считали, что именно Апухтин «развратил» Петрушу в 13-летнем возрасте (сам Апухтин к тому моменту был уже любовником классного наставника Шильдер-Шульднера).

В 1862 году Апухтин, Чайковский и ряд других правоведов попали в гомосексуальный скандал в ресторане «Шотан» и были «ославлены на весь город».

Совет

Чайковский гостил у Апухтина в имении Павлодар Козельского уезда Калужской губернии в 1863 году, в 1865 году жил в петербургской квартире Апухтина. Вместе совершили путешествие на Валаам в 1866 году. По приезде в Москву Апухтин останавливался у Чайковского.

Алексей Николаевич посвятил композитору стихотворения «К отъезду музыканта-друга» (1880-е годы) и «Послание» (1857). Последнее было задумано как ответ на письмо Чайковского, отправленное без обратного адреса.

К Чайковскому обращено и написанное в 1856 году стихотворение «Дорoгой».

В декабре 1877 года Апухтин также посвятил П. И. Чайковскому стихотворение-воспоминание о их юности, мечтах об искусстве и славе. По поводу этого стихотворения Чайковский писал своему брату Анатолию из Сан-Ремо 21 декабря 1877 года: «Получил сегодня письмо от Лёли с чудным стихотворением, заставившим меня пролить много слёз».

Получив известие о кончине поэта, Чайковский в письме к своему племяннику В. Л. Давыдову писал: «В ту минуту, как я пишу это, Лёлю Апухтина отпевают!!! Хоть и не неожиданна его смерть, а всё жутко и больно. Когда-то это был мой ближайший приятель».

Всего Чайковский написал шесть романсов на стихи Апухтина:«Кто идёт» (1860, не сохранился), «Забыть так скоро» (1870), «Он так меня любил» (1875), «Ни отзыва, ни слова, ни привета» (1875), «День ли царит» (1880), «Ночи безумные» (1886).

Источник: http://www.wisdoms.one/biografiya_alexey_apuhtin.html

Апухтин Алексей Николаевич – биография

Апухтин Алексей Николаевич –  русский поэт 19 века, который написал тексты к известным романсам “Ночи безумные, ночи бессонные”, “Пара гнедых”, “Разбитая ваза”. Музыку на его стихи положили Чайковский, Рахманинов, Глиэр, Аренский.

Апухтин появился на свет у небогатых дворян 15 ноября 1840 года.  Уроженец небольшого городка Болхова в Орловской губернии. Детство его прошло под Калугой, в Павлодаре, в отцовском имении.  Первым человеком, который познакомил его с лучшими образцами русской поэзии, была его мать – Желябужская М.А.

Она же и учила Алешу грамоте и математике. К десятилетнему возрасту декламировал наизусть не только множество  пушкинских и лермонтовских произведений, но и написанных им стихов.

Обратите внимание

Оба родители представляли старинные дворянские фамилии и мечтали о блестящем будущем сына, поэтому Алексей в двенадцатилетнем возрасте  приехал в Петербург для учебы в престижном закрытом учебном заведении  – училище правоведения.  

Несмотря на то, что из стен училища выходили  чиновники для министерского аппарата и судейства, будущий правовед все свое время посвящал литературным изысканиям.

Примечательно, что учеба давалась ему легко, а природный ум и превосходная память позволили стать одним из самых блестящих выпускников курса с отличными оценками по всем изучаемым предметам.

Учась в альма-матер, был редактором рукописного журнала «Училищный вестник», здесь же помещал свои стихи. Все учащиеся и сотрудники считали Апухтина не только талантливым, но и гениальным поэтом, будущим Пушкиным.

П.И. Чайковский – друг и соратник в детских забавах – учился на этом же курсе.  Мальчики очень сблизились и были дружны всю жизнь. Впоследствии Петр Ильич создал несколько популярных романсов в соавторстве с Алексеем Николаевичем: «Забыть так скоро», «Ночи безумные», «День ли царит» и другие.

Скоро состоялось знакомство со знаменитыми писателями: с Тургеневым, со Львом Толстым. В это время свою лирику он посвящает Петербургу, недавно ушедшей из жизни матери, темам социального неравноправия  в обществе.  В возрасте 19 лет публикует свой цикл стихотворений “Деревенские очерки” в самом популярном и прогрессивном литературном журнале того времени  – в “Современнике”.

Стихи полюбились читателям, хоть и подверглись жестким цензурным искажениям. Некрасов и Панаев, руководящие журналом, связывают с молодым поэтом надежды на создание им великих произведений в русской литературе. Но жизнь распорядилась иначе – все произошло по-другому.

Окончив учебное заведение, Апухтин поступил на службу в министерство юстиции, но тяготился ею, продолжая литераторствовать. В 60-е годы 19 века отошел от всех общественных и литературных течений, не поняв и не приняв демократическое движение критиков.

В это время он предпочитает посещать светские салоны, театральные премьеры, участвовать в любительских спектаклях. Это блестящий рассказчик и автор экспромтов. О нем как о поэте в это время общество знает совсем мало.

Важно

В 70-е годы поэт также мало публикуется, но постепенно популярность набирают его прежние стихотворные опусы. Его стихи переписывают из альбома в альбом, их декламируют в салонах, композиторами создаются романсы.

Заслуженную известность Алексей Николаевич получил в 80-е годы. Его стихи постоянно появляются в периодической печати. Отдельным сборником выходят его произведения. Еще трижды эту книгу переиздадут при его жизни и семь раз – после смерти.

У него были литературные кумиры: главное место занимал Пушкин, но также очень трепетно относился Апухтин и к творчеству Льва Толстого, и к поэтическим изысканиям Лермонтова.

Алексей Николаевич был очень мнительный и легко ранимый человек, поэт «милостью Божьей». В петербургском светском обществе он был довольно популярен как  человек с большим чувством юмора, он молниеносно реагировал на шутки и мог тут же сочинить остроумную пародию, эпиграмму или экспромт.

Поэтические опусы Апухтина составляли значительную часть  репертуаров модных декламаторов. Его стихами зачитывались и восхищались.

Тяжелая болезнь – ожирение – настигла Алексея Николаевича в молодом возрасте, когда он еще не достиг и 30 лет. В последующие годы заболевание прогрессировало. А за пару лет до смерти к этому прибавилась еще одна беда – водянка.

Передвигаться ему стало очень трудно, из дома он практически не выходил. Уходя из жизни, поэт очень мучился, уже не мог лежать, а все время сидел в кресле. Так и спал.

Периоды бодрствования проводил в бесконечной декламации стихов обожаемого им Пушкина. Кончина наступила летом 1893 года, в августе, 17 числа. А.Н. Апухтин умер в возрасте 52 лет.

Последний его приют – Никольское кладбище, впоследствии останки перезахоронили на Литературных мостках Волковского кладбища Санкт-Петербурга.

Источник: https://srochnyj-zaym.ru/apuhtin-aleksej-nikolaevich-biografiya/

Апухтин Алексей Николаевич

Апухтин Алексей Николаевич (1840 – 1893), поэт. Родился 15 ноября (27 н.с.) в городе Волхов Орловской губернии в небогатой дворянской семье. Детство прошло в деревне Павлодар, в родовом имении отца.

В 1852 поступил в Петербургское училище правоведения, которое закончил в 1859.

В училище начал писать стихи, первые из которых были опубликованы в 1854, когда ему было 14 лет. Юный автор был замечен, и ему прочили великое поэтическое будущее.

В 1859 в журнале “Современник” был напечатан цикл небольших лирических стихотворений “Деревенские очерки”, отразивших гражданское настроение Апухтина, которые отчасти возникли под влиянием некрасовской поэзии.

Совет

После 1862 отошел от литературной деятельности, мотивируя это желанием остаться вне политической борьбы, в стороне от каких-либо литературных или политических партий. Он уехал в провинцию, служил в Орловской губернии чиновником особых поручений при губернаторе. В 1865 прочел две публичные лекции о жизни и творчестве А.

Пушкина, что явилось событием в культурной жизни города.

В том же году вернулся в Петербург. Поэт все более напряженно работает, отыскивая собственный путь в поэзии. Наибольшую известность ему принесли романсы. Используя все традиции любовного, цыганского романса, он внес в этот жанр много собственного художественного темперамента.

Многие романсы были положены на музыку П. Чайковским и другими известными композиторами (“Забыть так скоро”, “День ли царит”, “Ночи безумные” и др.). В 1886 после выхода сборника “Стихотворения” его поэтическая известность окончательно упрочилась.

В 1890 были написаны прозаические произведения – “Неоконченная повесть”, “Архив графини Д.”, “Дневник Павлика Дольского”, опубликованные посмертно. Прозу Апухтина высоко оценивал М.А. Булгаков. Умер Апухтин 17 августа (29 н.с.) в Петербурге.

ПРОСЕЛОК

По Руси великой, без конца, без края, Тянется дорожка, узкая, кривая, Чрез леса да реки, по степям, по нивам, Все бежит куда-то шагом торопливым, И чудес хоть мало встретишь той дорогой,

Но мне мил и близок вид ее убогой.

   Утро ли займется на небе румяном –    Вся она росою блещет под туманом;    Ветерок разносит из поляны сонной    Скошенного сена запах благовонный;    Все молчит, все дремлет, – в утреннем покое    Только ржи мелькает море золотое,    Да куда ни глянешь освеженным взором,    Отовсюду веет тишью и простором. …………………………………… По Руси великой, без конца, без края, Тянется дорожка, узкая, кривая.

На большую съехал – впереди застава,

Сзади пыыль да версты… Смотришь, а направо Снова вьется путь мой лентою узорной – Тот же прихотливый, тот же непокорный!

6 июля 1858

Использованы материалы кн.: Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь. Москва, 2000.

Апухтин Алексей Николаевич (15[27].11.1840—17[29].07. 1893), поэт. Из старинного дворянского рода. Родился в г. Болхов Орловской губ.

Детские годы прошли в д. Павлодар в имении отца. Получил хорошее домашнее образование. Продолжил обучение в Петербургском училище правоведения (1852—59), где сдружился с П. И. Чайковским.

Брат композитора Модест Чайковский вспоминал: «Не только любовь к поэзии, но чуткость ко всему прошлому и легкость восприятия всего прекрасного, смех и негодования по поводам, которые в других не вызывали ни улыбки, ни злобы, — вот что делало сближение Апухтина и Чайковского прочным».

Одаренный юноша, прекрасно знающий поэзию и чувствующий музыку, был представлен И. С. Тургеневу и А. А. Фету.

Обратите внимание

Первая публикация — стихотворение «Эпаминонд», посвящено памяти героя Севастополя адмирала В. А. Корнилова («Русский инвалид», нояб. 1854).

По окончании в 1859 с золотой медалью училища служил в Министерстве юстиции. Н. А. Некрасов в «Современнике» (1859, № 9) опубликовал 10 стихотворений Апухтина под заголовком «Деревенские очерки». Стихи эти Некрасов ставил высоко, т. к. в них звучали гражданские ноты.

«Солдатская песня о Севастополе» Апухтина прославляла героизм защитников Отечества. В стихотворении «Актеры» («Время». № 12. 1861) молодой поэт высмеял либеральных краснобаев, уподобив их лицедеям, которые «украдкой глядя на суфлера» твердят заученные фразы «о добре, о жизни честной и свободной».

В почвенническом «Времени» братьев Достоевских опубликовано и др. программное стихотворение молодого поэта «Современным витязям» (1862. № 2), в котором Апухтин полемически восклицал, обращаясь к адептам «отрицательного направления» в литературе: «Нестерпимо отрицаньем жить…

/ Я хочу во что-нибудь да верить, / Что-нибудь всем сердцем полюбить».

В 1862 Апухтин оставляет службу и уезжает в орловскую деревню. В 1863—64 служит чиновником особых поручений при орловском генерал-губернаторе. Выступает с чтением лекций об А. С. Пушкине, полемически направленных против «разрушителей эстетики».

В 1864 возвращается в Петербург, но его имя вновь появляется в печати лишь через 20 с лишним лет. Свое молчание объясняет неприятием т. н. демократов. «Теперь, — признается Апухтин, — никакие силы не заставят меня выйти на арену, загроможденную подлостями, доносами и… семинаристами».

И свое слово он сдержал. Стихи Апухтина появились в печати лишь в 1884, а первый сборник был издан в 1886. И в дальнейшем он всячески открещивался от «русского Парнаса» с его «разночинным духом», подчеркивая в сатирических куплетах «Дилетанта»: «Я дилетант, я дилетант».

Читайте также:  Краткая биография галич

Он, как отмечал один из современников, служил искусству «с гордостью боярина и с презрением к ремеслу литератора».

Поздний представитель дворянской культуры, Апухтин занимал позицию «над схваткой» и с писателями «сталкивался только как светский человек. Личные отношения с ними не играли никакой роли ни в его литературной деятельности, ни в жизни».

Важно

Первый сборник «Стихотворения» (СПб., 1886) явил собой творчество зрелого поэта и выдержал несколько изданий. Апухтин с покоряющей искренностью выразил мысли и чувства «восьмидесятников»: неудовлетворенность жизнью, сочувствие к человеку, сожаление, что «…

в эпоху общего унынья мы живем». Он тонко сопереживал природе, отдавая предпочтение осени, поре увядания: «Кончилось лето. Астры отцвели… / Под гнетом жгучей, тягостной печали, / Я сел на старую скамью, / А листья надо мной, склоняяся, шептали / Мне повесть грустную свою…

(«Осенние листья»).

Поэзия Апухтина имеет три основных потока: повествовательный, декламационный и романсовый. Все три естественно объединяет авторское отношение к миру.

Он и она встретились после долгих лет разлуки и поняли, что прошлого не вернуть (психологическая новелла в стихах «С курьерским поездом»). Больной при свидании с близкими на время приходит в себя, но все тщетно: наследственный недуг возвращается в его сознание («Сумасшедший»).

К ярким образцам русского романса должно отнести стихотворения Апухтина «Пара гнедых» и «Ночи безумные, ночи бессонные…».

Стихотворение «Ночи безумные, ночи бессонные…» как квинтэссенция апухтинской поэзии стоит на порубежьи двух эпох: поэзии уходящего «чистого искусства» и поэзии нарождающегося символизма. Есть прямая связь этого романса с цыганским циклом стихотворений А. Блока.

Отрешение от внешнего мира, от «злобы дня», болезненная чувствительность роднят поэзию Апухтина с «мучительными» стихотворениями И. Анненского «Черные мысли, как мухи, всю ночь не дают мне покою: / Жалят, язвят и кружатся над бедной моей головою!.. / Хочешь забыть, разлюбить, а все любишь сильней и больнее… / Эх, кабы ночь настоящая, вечная ночь поскорее!» («Мухи»).

В 1880-х Апухтин приобретает известность, его стихи печатались в «Вестнике Европы», «Русской мысли», «Северном вестнике», «Русском обозрении». На стихи Апухтина писал музыку П. И. Чайковский.

Совет

После смерти поэта была издана его проза: повесть в письмах «Архив графини Д.», «Дневник Павлика Дольского» — о быте и нравах петербургского света, фантастический рассказ «Между жизнью и смертью».

Шаповалов М.

Использованы материалы сайта Большая энциклопедия русского народа – http://www.rusinst.ru

Сочинения:

Стихотворения. М.; Л., 1938; Стихотворения. Орел, 1959;

Стихотворения. Л., 1961 (Б-ка поэта. Большая серия);

Соч. Стихотворения. Проза. М., 1985.

Литература:

Кожинов В. В. Книга о русской лирической поэзии. XIX в. М., 1978.

Источник: http://www.hrono.ru/biograf/bio_a/apuhtin_an.php

Апухтин Алексей Николаевич биография

Русский лирический поэт Алексей Николаевич Апухтин – биография, стихи, интересные факты из жизни.

Апухтин Алексей Николаевич – биография

В автобиографической заметке: «Литературного архива» Алексей Апухтин отмечает, что родился 15 ноября 1841 года, хотя в поздних биографиях, в подписях стихов, в том числе знаменитого «Сегодня мне минуло 17 лет», фигурирует другая дата 15 ноября 1857 года.

Одно из биографии остается неизменным – история семьи, в которой родился Алексей Николаевич. Апухтин происходил из древнего дворянского рода среднего сословия.

Отец, Николай Федорович, отставной майор.

Мать, Мария Андреевна (Желябужская в девичестве), не работала.

Детство Апухтин провел на домашнем обучении. Мать любила и баловала своего первенца, привила тягу к поэзии. Отец развивал исконно мужские черты в мальчике, поэтому отдал сына в училище правоведения в 1852 году. Мальчика рано заметили. Принц П. Ольденбургский, покровитель директора училища, часто называл поэта «Апущин» проводя параллели с Пушкины:

«Если бы в лицее был Пушкин, то у нас есть Апущин».

Первое стихотворение Алексея Апухтина была издано в «Русском Инвалиде» в 1854 года. Тематика патриотическая. Позднее написана ода «Подражание Арабскому». Училище Апухтин окончил с золотой медалью, применив специализацию в департаменте Министерства юстиции.

В 1859 году умирает любая мать Алексея Николаевича Апухтина. Поэт выливает переживания в новые стихи, оформляется первый сборник, работы из которого печатаются в «Современнике». В этом же году завязалась крепкая дружба и творческий союз с П. Чайковским, на чью музыку била положены многие романсы Апухтина.

Золотой медалист и отличник пустился во все тяжкие. Жизнь Апухтина на волне успеха – настоящий пример «Золотой молодежи», но 19 века. Ночная жизнь, игры, деньги на ветер нашли отражение в романсе «Ночи безумные, ночи бессонные» 1876 года. Литературы называют работу автобиографической.

В 60-е года переезжает в деревню, меняя шумную жизнь на должность мелкого чиновника Орловской губернии. Через 4 года обосновывается в Петербурге, продолжая свою карьеру в министерстве внутренних дел. Большой город вновь рождает соблазны в эпикурейской душе Апухтина, и поэт вспоминает вкус интимных темных и разгульных ночей.

Об Апухтине

В 1880 году слава шла впереди поэта. Хоть сам Апухтин называл себя «дилетантом», критики и публика считали поэта тонким остряком и отличным декламатором. Его приглашали на литературные вечера, салонные выступления при дворе. В этом же году состоялось знакомство с князем Константином Константиновичем, императором Александром III.

Апухтин вел беспорядочную и не здоровую жизнь. В 70-х годах над здоровьем поэта возобладало болезненное ожирение. Дела подпортили и многочисленные займы. Без денег в кармане, Апухтин оставался один на один со своими стихами, которые снискали популярность у Чайковского, Некрасова, Тургенева, но говорить о поэте, как о народном любимце, начали лишь в 1885 году.

Личная жизнь А. Н. Апухтина

Успех Апухтина Алексея Николаевича продолжался до 1907 года – печаталось уже 7-е издание сборника стихотворений. Сам поэт называл себя «чистым художником», решающим «проклятые вопросы».

Классическое искусство Апухтина вполне соответствовало душевной или, лучше сказать, сердечной организации поэта. Из работы И. Кона «Научный взгляд на однополую любовь» узнаем, что Апухтин был гомосексуалистом. Н.

Берберова при изучении биографии Чайковского, отмечает, что наш герой развратил композитора.

Последние годы жизни были плодотворными: появилась поэма «Год в монастыре», многочисленные стихотворения и романсы, этюды, рассказы в стихах. Неудачи личной жизни фигурируют в «Дневниках Павликах Дольского», «Неконченая повесть».

Умер Алексей Апухтин 17 августа 1893 года, в Петербурге (Российская империя). Похоронен в селе Фадеево.

«Ты помнишь, как забившись в «музыкальной»,

Забыв училище и мир,

Мечтали мы о славе идеальной…

Искусство было наш кумир»

Посвящено П. Чайковскому, декабрь 1877 года.

Оцените, пожалуйста, прочитанный материал:)

(Пока оценок нету)
Loading…

Источник: https://www.konspekty.net/biografii/apuhtin-aleksey-nikolaevich-biografiya.html

Алексей Николаевич Апухтин

Родился в небогатой дворянской семье с древними корнями, восходящими к Франции. Детство прошло в родовом имении отца — деревне Павлодар. По мироощущению близок М. Ю. Лермонтову.

Был весьма мнителен, легко раним, «поэт милостью божией», вместе с тем имел репутацию шутника, остроумного и блестящего импровизатора. Его монологи в стихах, романсы, альбомные посвящения, пародии, эпиграммы и экспромты входили в репертуар модных чтецов-декламаторов.

Некоторые произведения Алексея Николаевича положены на музыку П. И. Чайковским («Ночи безумные» и др.), А. С. Аренским («Разбитая ваза»).

Обратите внимание

В 1859 году окончил Училище правоведения, где подружился с П. И. Чайковским. В Училище Апухтин был самым блестящим учеником в классе и имел только отличные оценки по всем предметам, также был одним из редакторов журнала «Училищный вестник».

По окончании Училища служил в министерстве юстиции (в одном департаменте с Чайковским), службой не увлекался, вёл жизнь «золотой молодёжи»; в 1862 году Апухтин, Чайковский и ряд других правоведов попали в сексуальный скандал в ресторане «Шотан» и были «ославлены на весь город».

С 1862 года жил в родовом имении в Орловской губернии; в 1863—1865 годах числился старшим чиновником особых поручений при губернаторе; затем в Петербурге числился чиновником министерства внутренних дел. По служебным надобностям несколько раз выезжал за границу. Уже в 1870-х годах у него началось болезненное ожирение, которое в последние десять лет его жизни приняло колоссальные размеры.

За два года до смерти Апухтин заболел также водянкой. Конец жизни он провёл практически дома, с трудом двигаясь. Алексей Николаевич был похоронен на Никольском кладбище Санкт-Петербурга. В 1956 году прах и памятник были перенесены на Волковское кладбище (Литераторские мостки).

Апухтин и Пётр Ильич Чайковский

Чайковский и поэт и после окончания училища правоведения долго поддерживали тесные дружеские отношения.

Пётр Ильич гостил у него в имении Павлодар Козельского уезда Калужской губернии в 1863 году, в 1865 году жил в петербургской квартире Апухтина. Вместе совершили совместное путешествие на Валаам в 1866 году.

По приезде в Москву Апухтин останавливался у Чайковского. Алексей Николаевич посвятил композитору стихотворение «К отъезду музыканта-друга» (1880-е годы).

В декабре 1877 года Апухтин также посвятил П. И. Чайковскому следующее стихотворение:

          П. Чайковскому    Ты помнишь, как, забившись в “музыкальной”,       Забыв училище и мир,    Мечтали мы о славе идеальной…       Искусство было наш кумир, И жизнь для нас была обвеяна мечтами.

Увы, прошли года, и с ужасом в груди    Мы сознаем, что все уже за нами,       Что холод смерти впереди. Мечты твои сбылись. Презрев тропой избитой, Ты новый путь себе настойчиво пробил,    Ты с бою славу взял и жадно пил       Из этой чаши ядовитой.

О, знаю, знаю я, как жестко и давно Тебе за это мстил какой-то рок суровый       И сколько в твой венец лавровый       Колючих терний вплетено. Но туча разошлась. Душе твоей послушны,       Воскресли звуки дней былых,       И злобы лепет малодушный       Пред ними замер и затих.

Важно

А я, кончая путь «непризнанным» поэтом, Горжусь, что угадал я искру божества    В тебе, тогда мерцавшую едва,

Горящую теперь таким могучим светом.

По поводу этого стихотворения Чайковский писал своему брату Анатолию из Сан-Ремо 21 декабря 1877 года: «Получил сегодня письмо от Лёли с чудным стихотворением, заставившим меня пролить много слёз».

Получив известие о кончине поэта, Чайковский в письме к своему племяннику В. Л. Давыдову писал: «В ту минуту, как я пишу это, Лёлю Апухтина отпевают!!! Хоть и не неожиданна его смерть, а всё жутко и больно. Когда-то это был мой ближайший приятель».

Всего Чайковский написал шесть романсов на стихи Апухтина:

  • «Кто идёт» (1860, не сохранился)
  • «Забыть так скоро» (1870)
  • «Он так меня любил» (1875)
  • «Ни отзыва, ни слова, ни привета» (1875)
  • «День ли царит» (1880)
  • «Ночи безумные» (1886)

Романс «Ночи безумные»

«Ночи безумные» являются классическим образцом русского романса.

Творчество

1854 — первые юношеские стихотворные опыты Апухтина («Эпаминонд», «Подражание арабскому») появились в «Русском Инвалиде» (1854—55 гг.).

1858 — 61 гг. стихотворения Алексея Николаевича («Деревенские очерки» и др.) печатаются в «Современнике», затем в течение 7 лет поэтическая деятельность Апухтина прерывается, но с 1868 г. появляется в рукописных экземплярах ряд стихотворений («Ниобея», «Реквием», «Год в монастыре», «Ночи безумные», «Моление о чаше», «Старая любовь» и др.).

1860 — 62 гг. публиковался в журналах демократического толка («Искра», «Гудок»), частенько давал пародии и эпиграммы под псевдонимом Сысой Сысоев.

1865 — выступил в Орле с двумя лекциями о жизни и творчестве А. С. Пушкина, что обозначило окончательно удаление Апухтина от какой-бы то ни было политической борьбы.

1872 — в «Гражданине» без подписи напечатано стихотворение «Недостроенный памятник».

1884 — Апухтин стал помещать свои произведения в «Вестнике Европы», «Русской мысли» и «Северном Вестнике». К этому времени относятся поэмы («Письмо», «Старая цыганка», «С курьерским поездом») и лучшие его лирические произведения («Венеция», «В убогом рубище» и др.), многие из которых переложены на музыку.

1886 — вышел первый сборник стихотворений Апухтина

В последние годы жизни Алексеем Николаевичем написаны несколько повестей: «Дневник Павлика Дольского», «Из Архива графини Д.», фантастический рассказ «Между жизнью и смертью», драматическая сцена «Князь Таврический». Все эти произведения вышли в свет только после его смерти. Проза Апухтина высоко ценилась Михаилом Булгаковым.

Источник: http://people-archive.ru/character/aleksey-nikolaevich-apuhtin

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector