Краткая биография аристофан

Аристофан : краткая биография

Аристофан – древнегреческий драматург, комедиограф, за которым закрепился статус «отца комедии», появился на свет в Аттике. Точная дата его появления на свет, равно как и дата смерти, неизвестна и указывается приблизительно – 445 г. до н. э.

(в ряде источников указывается 448 г. до н. э.). Биография Аристофана довольно скудна, но зато он является единственным представителем аттической комедии, чьи произведения, хоть и далеко не все, дошли до нашего времени целиком, а не только в виде отрывков.

Их семья была довольно обеспеченной; ее главе, отцу Аристофана Филиппу, принадлежал на правах колониста земельный участок на о. Эгина.

Именно этим обстоятельством объяснялся отказ многих современников драматурга считать его гражданином Афин, несмотря на то, что его род брал свое начало в афинском деме Кидафина. В этом же городе будущий отец комедии получал образование.

Способности к творчеству проявились рано: 17-летним юношей он уже сочинял стихи и музыку. В молодом возрасте начался и его путь комедиографа: первая комедия, «Пирующие», была написана в 427 г. до н. э., затем последовали «Вавилоняне» (426) и «Ахарняне» (425).

Обратите внимание

Эти пьесы были подписаны именем его друга Каллистрата: сам Аристофан был слишком молод и безвестен, и кроме того, у него не было денег на хор.

Из-за сатирического содержания представленных на Великих Дионисиях «Вавилонян», осмеяния героя, в котором явственно угадывался влиятельный демагог Клеон, был привлечен последним к суду. Детали судебного заседания затерялись в толще веков, однако известно, что серьезных последствий для обвиняемого не было.

Более того – в очередной комедии, «Всадники» (424), образ героя, для которого Клеон послужил прототипом, был выписан настолько критически, что Аристофану пришлось играть его самому: актеры отказались, опасаясь мести влиятельного политика.

Таким же смелым, беспощадным, бескомпромиссным, язвительным драматург оставался практически во всех своих произведениях, и особенно в относящихся к периоду раннего творчества.

Считается, что всего его перу принадлежит 44 комедий, из которых до нашего времени сохранилось в полном виде лишь 11, среди которых «Ахарняне», «Всадники», «Облака», «Осы», «Женщины на празднике Фесмофорий», «Лисистрата», «Лягушки» и др.

Сохранилось и примерно 900 отрывков из других произведений, дающих представление о его творчестве.

Постепенно Аристофан отводил политике, изобличению пороков сильных мира сего все меньше и меньше места, но его комедии не переставали приниматься на ура публикой, которая называла его Комиком (как Гомера – Поэтом).

Они служили отражением взглядов состоятельных крестьян, страдающих от затяжных военных действий (в то время шла долгая Пелопонесская война) и политики правящих кругов, с уважением относившихся к старым традициям, с настороженностью – ко всему новому, модным веяниям, не терпевшим пустой болтовни вместо конкретных дел.

Важно

Именно с подачи Аристофана слово «демагог», означавшее нейтральное «предводитель народа», приобрело значение, в котором мы употребляем его сейчас.

Известно, что у Аристофана было как минимум два сына – Арар и Филипп, также избравшие поприще сочинения комических произведений. Именно Арар под своим именем представил публике две последние комедии отца – «Эолосикон» и «Кокал», который приблизительно в 385 г. до н. э. скончался в Афинах. Во втором произведении были использованы сюжетные линии, положившие начало комедии нового образца.

Сегодня сложно по достоинству оценить творчество отца комедии, блистательность его сатиры, поскольку многие параллели, намеки, описания были понятны только современникам. Читателей более позднего времени смущали неблагопристойность, фривольность, грубость языка комедий Аристофана, но это всего лишь отражение нравов эпохи.

Однако публицистического запала его произведений, полета фантазии, живого юмора, стройности художественной формы хватило для того, чтобы до сих пор не сходить с европейских театральных подмостков.

Такие признанные мастера слова, как Рабле, Расин, Гейне, Филдинг, Шелли, Гёте, Фейхтвангер, Маяковский, испытали на себе влияние творчества древнегреческого драматурга.

Биография из Википедии

Первую свою комедию Аристофан поставил в 427 г до н.э , но ещё под чужим именем.

Когда год спустя (426) он осмеял в своих «Вавилонянах» могущественного демагога Клеона, назвав кожевником, последний обвинил его перед советом в том, что он в присутствии уполномоченных от союзных государств порицал и выставил в смешном виде политику Афин.

Позднее Клеон поднял против него довольно обычное в Афинах обвинение в незаконном присвоении звания афинского гражданина. Аристофан, как говорят, защищался перед судом стихами Гомера:

Мать уверяет, что сын я ему, но сам я не знаю:
Ведать о том, кто отец наш, наверное, нам невозможно.

Аристофан отомстил Клеону, жестоко напав на него в комедии «Всадники».

Совет

Влияние этого демагога было столь велико, что никто не согласился делать маску для Пафлагонца, напоминающую Клеона, а образ Пафлагонца был рисован настолько отталкивающим, что эту роль вынужден был играть сам Аристофан.

Нападки на Клеона появляются и в последующих комедиях. Вот почти всё, что известно о жизни Аристофана; древние называли его попросту Комиком, подобно тому, как Гомер был известен у них под именем Поэта.

Литературное наследие

Двойная герма: Аристофан и Менандр

Из 44 комедий, написанных Аристофаном, до нас дошли только 11:

  • «Ахарняне»,
  • «Всадники»,
  • «Облака» (в позднейшей неоконченной поэтом переработке),
  • «Осы»,
  • «Мир»,
  • «Птицы»,
  • «Лисистрата»,
  • «Женщины на празднике Фесмофорий»,
  • «Лягушки»,
  • «Женщины в народном собрании»
  • «Плутос» (тоже во второй, но оконченной переработке, в которой она была поставлена на сцену).

Все эти комедии, несомненно, принадлежат к лучшим произведениям античной сцены.

Чтобы понять их, нужно быть близко знакомым с жизнью и событиями того времени; только тогда читатель будет в состоянии достойно оценить остроумные намёки, тонкий сарказм, мастерство и глубину замысла и исполнения, равно как другие красоты формы, доставившие Аристофану великую славу художника слова.

Его остроумие и шутливость столько же неиссякаемы, сколько безгранична его смелость. Греки были очарованы прелестью и обаятельностью его пьес. Приписываемая Платону эпиграмма говорит: «музы устроили себе в нём приют».

Гёте отзывается о нём несколько иначе, называя комедиографа «неблаговоспитанным любимцем муз», и с точки зрения европейского читателя это совершенно верно.

Остроты Аристофана часто казались читателям Нового времени грубыми и неблагопристойными, его выражения слишком обнажены и нечистоплотны, чтобы образованные люди некоторых последующих эпох, с их чувством изящного, не подкупленные красотою языка, могли находить в них художественное наслаждение. Правда, эта грубость принадлежала не лично Аристофану, а всей тогдашней эпохе, привыкшей называть вещи их настоящим именем, ничего не стесняясь. Но таким образом комедии Аристофана дают неоценимый материал для изучения современной ему жизни.

По своим политическим и нравственным убеждениям Аристофан был приверженцем старины, суровым защитником старых верований, старых обычаев, науки и искусства. Отсюда его язвительные насмешки над Сократом или, вернее, над умствованиями софистов в «Облаках», его беспощадные нападки на Еврипида в «Лягушках» и других комедиях.

Свобода древней комедии давала широкий простор личной сатире, а смелость и фантазия Аристофана сделала такое безграничное применение из этой свободы, что он ни перед чем не останавливался, если предмет заслуживал осмеяния.

Он не щадил даже афинский демос, смело бросал ему в лицо обвинения в малодушии, легкомыслии, в падкости до льстивых речей, глупой доверчивости, заставляющей его вечно питать надежды и вечно разочаровываться.

Обратите внимание

Эта безграничная свобода слова составляла вообще характеристическую черту древней комедии, в которой долгое время видели один из оплотов демократии; но уже во время Пелопоннесской войны на неё были наложены некоторые стеснения. Около 415 г. был проведён закон, несколько ограничивавший необузданную свободу осмеяния личности.

Драматические произведения Аристофана служат верным зеркалом внутреннего быта тогдашней Аттики, хотя выводимые в них фигуры и положения часто представлены в извращённом, карикатурном виде. В первом периоде своей деятельности он преимущественно изображал общественную жизнь и её представителей, тогда как в более поздних его комедиях политика отступает на задний план.

Под конец жизни он поставил (под именем своего сына) пьесу «Кокалос» (Κώκαλος), в которой молодой человек соблазняет девушку, но затем женится на ней, узнав кто она родом. Этой пьесой, как признавали уже древние, Аристофан положил начало новой комедии. Как и во всём, что касалось формы, Аристофан был мастером стихосложения; его именем назван особый вид анапеста (каталектический тетраметр, metrum Aristophanium). Этот стих употребляется в страстной, возбуждённой речи.

Источник: https://worldofaphorism.ru/kratkie-biografii/aristofan

Аристофан

Аристофан Аристофан (444 до н. э. — между 387 и 380 гг., Афины) — древнегреческий комедиограф, «отец комедии». Первую свою комедию Аристофан поставил в 427, но ещё под чужим именем.

Когда год спустя (426) он осмеял в своих «Вавилонянах» могущественного демагога, кожевника Клеона, последний обвинил его перед советом в том, что он в присутствии уполномоченных от союзных государств порицал и выставил в смешном виде политику Афин. Позднее Клеон поднял против него довольно обычное в Афинах обвинение в незаконном присвоении звания афинского гражданина.

Аристофан, как говорят, защищался перед судом стихами Гомера: « Мать уверяет, что сын я ему, но сам я не знаю: Ведать о том, кто отец наш, наверное, нам невозможно.[1] « Аристофан отомстил Клеону, жестоко напав на него в комедии «Всадники». Страх перед сильным демагогом будто был так велик, что актёры отказались от этой роли.

Никто не соглашался даже сделать маску, походящую на Клеона, и Аристофан сам играл эту роль, раскрасив себе лицо. Но этот рассказ, вероятно, выдуман на основании некоторых непонятых стихов комедии. Вот почти всё, что известно о жизни Аристофана; древние называли его попросту Комиком, подобно тому, как Гомер был известен у них под именем Поэта.

Литературное наследие Двойная герма: Аристофан и Менандр Из 44 комедий, написанных Аристофаном, до нас дошли только 11: * «Ахарнейцы», * «Всадники», * «Облака» (в позднейшей неоконченной поэтом переработке), * «Осы», * «Мир», * «Птицы», * «Лисистрата», * «Женщины на празднике Фесмофорий», * «Лягушки», * «Женщины в народном собрании” * и «Плутос» (тоже во второй, но оконченной переработке, в которой она была поставлена на сцену). Все эти комедии, несомненно, принадлежат к лучшим произведениям античной сцены. Но, чтобы понять их, нужно быть близко знакомым с жизнью и событиями того времени. Только такой читатель в состоянии будет достойно оценить остроумные намёки, тонкий сарказм, «аттическую соль», мастерство и глубину замысла и исполнения, равно как другие красоты формы, доставившие Аристофану великую славу художника слова. Его остроумие и шутливость столько же неиссякаемы, сколько безгранична его смелость. Греки были очарованы прелестью и обаятельностью его пьес. Приписываемая Платону эпиграмма говорит, что «музы устроили себе в нём приют». Гёте отзывается о нём несколько иначе, он называет его «неблаговоспитанным любимцем муз», и с точки зрения европейского читателя это совершенно верно. Остроты Аристофана слишком часто кажутся нам грубыми и неблагопристойными, его выражения слишком обнажены и нечистоплотны, чтобы современный человек, с его тонко развитым чувством изящного и не подкупленный красотою языка, мог находить в них художественное наслаждение. Правда, эта грубость принадлежала не лично Аристофану, а всей тогдашней эпохе, привыкшей называть вещи их настоящим именем, ничем не стесняясь. Но зато комедии Аристофана дают неоценимый материал для изучения современной ему жизни. По своим политическим и нравственным убеждениям Аристофан был приверженцем старины, суровым защитником старых верований, старых обычаев, науки и искусства. Отсюда его язвительные насмешки над Сократом или, вернее, над умствованиями софистов в «Облаках», его беспощадные нападки на Еврипида в «Лягушках» и других комедиях. Свобода древней комедии давала широкий простор личной сатире, а смелость и фантазия Аристофана сделала такое безграничное применение из этой свободы, что он ни перед чем не останавливался, если предмет заслуживал осмеяния. Он не щадил даже афинский демос, смело бросал ему в лицо обвинения в малодушии, легкомыслии, в падкости до льстивых речей, глупой доверчивости, заставляющей его вечно питать надежды и вечно разочаровываться. Эта безграничная свобода слова составляла вообще характеристическую черту древней комедии, в которой долгое время видели один из оплотов демократии; но уже во время пелопонесских войн на неё были наложены некоторые стеснения. Около 415 г. был проведён закон, несколько ограничивавший необузданную свободу осмеяния личности. Драматические произведения Аристофана служат верным зеркалом внутреннего быта тогдашней Аттики, хотя выводимые в них фигуры и положения часто представлены в извращённом, карикатурном виде. В первом периоде своей деятельности он преимущественно изображал общественную жизнь и её представителей, тогда как в более поздних его комедиях политика отступает на задний план. Под конец жизни он поставил на сцену, под именем своего сына, пьесу «Какалос», в которой молодой человек соблазняет девушку, но затем женится на ней, узнав кто она родом. Этой пьесой, как признавали уже древние, Аристофан положил начало новой комедии. Как во всём, что касалось формы, Аристофан был мастером также в стихосложении; его именем назван особый вид анапеста (каталектический тетраметр, metrum Aristophanium). Этот стих употребляется в страстной; возбуждённой речи. Переводчики Аристофана на русский язык

Читайте также:  Краткая биография шолохов

* Апт С. К.

* Пиотровский А. И.

Аристофан (444 до н. э. — между 387 и 380 гг., Афины) — древнегреческий автор комедийных пьес, его еще называют «отец комедии».

Всего, по данным исследователей древнегреческой литературы, Аристофан создал двойную герму«Аристофан и Менандр» и 44 комедии. Из них до нашего времени сохранились лишь 11.

Наиболее известные из них «Птицы», «Облака», «Лисистрата».

Важно

Первую комедийную пьесу Аристофан представил на всеобщее обозрение в 427 году под чужим именем. Но уже в 426-м о нем заговорили как о смелом и остром комедиографе. Ведь в своей комедии «Вавилоняне» Аристофан высмеял кожевника Клеона, влиятельного демагога.

Тот насмешки не стерпел, и обвинил комедиографа в критике и высмеивании политики Афин того времени. Позже состоялся и суд, на котором Клеон обвинял Аристофана в незаконном присвоении звания гражданина Афин (в то время такие обвинения были не редкими).

Говорят, что комедиограф защищался с помощью стихов Гомера: «…Мать уверяет, что сын я ему, но сам я не знаю: Ведать о том, кто отец наш, наверное, нам невозможно…»

Позже персону Клеона Аристофан довольно жестко высмеял в комедии «Всадники», которая тоже дошла до наших дней. Говорят, что актеры так боялись могущественного демагога, что отказались исполнять эту роль, и Клеона играл сам автор пьесы. Вероятнее всего, этот эпизод – выдумка. Это практически все ведомости о жизни Аристофана, которого современники называли просто комиком, как великого Гомера – просто Поэтом.

Произведения Аристофана относятся к великим произведениям античной сцены, но чтобы понять и по достоинству оценить остроумие, тонкий слог, глубину сюжетных линий и литературных замыслов, нужно хорошо ориентироваться в истории того времени, обычаях и происходящем.

Сам Аристофан был приверженцем старых обычаев, традиционных для того времени течений в науке и искусстве. Именно поэтому во многих своих пьесах он насмехался над Сократом и софистами («Облака»), над Еврипидом («Лягушки») и пр. Переводили Аристофана на русский язык Апт С.К. и Пиотровский А.И.

Источник: https://www.allsoch.ru/aristofan/

Аристофан

Древнегреческий драматург и комедиограф Аристофан по прозвищу Комик оставил после себя литературное наследие, созданное в лучших традициях античной сцены. Из 44 комедий до наших времен дошли 11, в том числе «Лисистрата», «Облака», «Лягушки», «Мир». В произведениях события разворачиваются на фоне древнего мира, но проблематика понятна и современному читателю.

Судьба

Аристофан родился около 446 года до н.э. в Афинах. Современники драматурга отказывались причислять его к гражданам этого полиса, потому что его отцу, Филиппу, принадлежал участок на острове Эгина, а образование Комик получал в древнем территориальном округе Кадафина, откуда происходил семейный род. Мать Аристофана звали Зенодора.

Биография древнегреческого комедиографа полна белых пятен, и те факты, которые известны, черпались из написанных им пьес.

В комедиях того времени в лирических отступлениях (парабазисах) было принято говорить от первого лица, и благодаря этому в произведениях Аристофана имеются реальные интересные факты.

В основном они связаны с литературным творчеством, но вычленяются и недвусмысленные подсказки о личных убеждениях и жизненных событиях писателя.

Совет

Аристофан родился в эпоху, когда каждый поэт являлся дидаскалом, буквально — учителем: преподавал в хоре, ставил спектакли для праздников.

Эта работа воспитала в писателе умение обращаться к людям с требующими решения вопросами.

Писатель утверждал, что сочинял произведения для умной аудитории, но также подчеркивал, что «в другие времена» мир будет судить общество по тому, как воспринималось искусство.

Клеон

Аристофана можно охарактеризовать как человека консервативного.

В пьесах «отец комедии» высказывал мысли, которые расходились с общепринятыми, искажал образы мыслителей – Еврипида, Клеона, Сократа, высмеивая их за тягу к новому.

Злейшим врагом писателя считался Клеон – политический деятель, стратег периода Пелопонесской войны. Он трижды вызывал Аристофана на суд, но не смог пресечь творчество Комика: карикатуры на Клеона появлялись и после смерти политика.

Историки утверждают, что Аристофан писал пьесы для увеселения публики, а также – чтобы побеждать в литературных состязаниях.

Хор, для которого он писал пьесы, содержался хорегом – состоятельным гражданином, который брал на себя расходы по его содержанию (оплачивал декорации, костюмы, афиши) в виде общественной повинности или почетной обязанности.

Платон

Считалось, что быть хорегом – высшая почесть, но нередко гражданские обязанности воспринимались как наказание, наложенное демагогами и популистами вроде Клеона. Взгляды хорега передавались и Аристофану, потому в пьесах присутствует враждебный консерватизм.

В 385 году до н.э. Платон выступил с диалогом «Пир» («Симпосий») о разновидностях любви. Одна из частей посвящена Аристофану и называется «Эрот как стремление человека к изначальной целостности». От имени Комика Платон рассказал об андрогинах – третьем поле человечества, среднем между мужским и женским.

Философ говорил, что эти существа слеплены,«рук было четыре, ног столько же, сколько рук, и у каждого на круглой шее два лица, совершенно одинаковых».Аристофан и Менандр

Обратите внимание

Зевс ненавидел этих уродцев, а потому в порыве гнева разрезал андрогинов пополам, и они стали обычными женщинами и мужчинами.

С тех пор при встрече половинки некогда одного существа охватывает«удивительное чувство привязанности, близости и любви, что они поистине не хотят разлучаться даже на короткое время».

Мораль Платон выразил цитатой:«Наш род достигнет блаженства тогда, когда мы вполне удовлетворим Эрота и каждый найдет соответствующий себе предмет любви, чтобы вернуться к своей первоначальной природе».

В речи Платон указывал, что Аристофан стремится удовлетворить Эрота.

Описывая товарища, философ пишет, что он «делит свое время между Афродитой и Дионисом», то есть между вином и плотским удовольствием. Известно, что Аристофан рано полысел, об этом свидетельствуют упоминания в пьесах «Облака» и «Мир», но в факте можно усомниться, глядя на бюсты писателя.

Бюсты Аристофана

Много пробелов и в личной жизни комика. Доподлинно известно, что у него было двое детей – сыновья Арарос и Филипп, оба продолжили дело отца и писали комедии.

Имеются предположения о том, что у Аристофана был третий сын, Никострат или Филетер. Упоминания по последнему имени дважды появляются в каталоге победителей литературного праздника Ленеи.

Не сохранились сведения о женах Аристофана.

Аристофан пережил Пелопонесскую войну, два олигархических переворота и две попытки восстановления демократии. Ни в одном военном сражении Комик не принял участия. Предположительно, состоял в Совете пятисот, высшего органа управления в Древних Афинах. Умер писатель между 387 и 380 годами до н.э., причина смерти неясна.

Творчество

Предположения о том, что Аристофан писал ради победы, подтверждаются. Дебютная пьеса «The Banqueters» (утрачена) на Дионисии 427 года до н.э.

заняла 2-е место, а год спустя «The Babylonians» удостоилась главной награды, как и первая дошедшая до нынешнего времени пьеса «Арханяне».

Стоит отметить, что формально автором этих трех пьес выступил Каллистрат, уже известный комедиограф, друг Аристофана.

Портрет Аристофана

«Арханяне» поставлена на Ленеях в 425 году до н.э., призыв пьесы – прекратить Пелопонесскую войну во славу мира. Главным героем в повествовании становится Дикеополис, который из-за сражений вынужден покинуть родной дом и приехать в Афины. Он пытается вразумить местных жителей, что мир лучше бесконечной войны, но демагоги переманивают граждан на свою сторону.

Решив действовать в одиночку, Дикеополис отправляет в Спарту человека, способного заключить мир от его имени. Поход успешен: спартанцы даруют Афинам 30 лет без войны.

Довольный Дикеополис устраивает праздник, в разгар которого в город вступают арханяне, «люди грубые и твердые, как дубы», заклятые враги спартанцев.

Они гневаются на героя за то, что посмел вмешаться в установленный порядок вещей.

Бюст Аристофана

Дикеополис просит последнее слово и отправляется за помощью к Еврипиду, чтобы тот одолжил отрывок из речей. Слова, произнесенные героем, убеждают арханян отступить, и в Афинах устанавливается мир. Дикеополис открывает рынок для прихожан и живет в мире.

Успех «Арханян» убедил Аристофана выпустить следующую пьесу под своим именем – в 424 году до н.э. свет увидели «Всадники». Произведение было поставлено в период, когда Клеон, злейший враг Комика, сиял в лучах славы за достижения в Пелопонесской войне.

Иллюстрация к пьесе Аристофана «Всадники»

Разворачивающиеся между Афинами и Спартой события способствовали заключению мира, но Клеон подстрекал жителей на продолжение сражений. Обозлившись на политика, Аристофан создал обличающую пьесу. Ирония против врага оказалась настолько злой, что актеры отказывались от роли Клеона, и его пришлось играть Аристофану.

В центре сюжета – старик Демос, в чьем образе отражен афинский народ, и Пафлагонец, прототипом которого выступил Клеон.

Демос, находясь у Пафлагонца в плену, обнаруживает предсказание, согласно которому безродный торговец сосисками Агоракрит свергнет наглого и хитрого рабовладельца.

Демос и двое товарищей, Демосфен и Никий, подстраивают состязание между колбасником и Пафлагонцем. Агоракрит оказывается наглее соперника и побеждает. Пафлагонец, приняв поражение, униженный, становится добропорядочным гражданином.

Иллюстрация к пьесе Аристофана «Облака»

Годом позднее, в 423 до н.э., Аристофан поставил комедию «Облака», ирония в которой направлена против софистов, в том числе Сократа. В произведении показано, что софистика — враг религиозных и семейных ценностей, нравственности.

Герой пьесы – старик Стрепсиад, который из-за разгульного образа жизни сына Фидиппида оказывается по уши в долгах. Прознав, что софисты обучают жителей юриспруденции и ораторскому искусству – тому, что поможет выбраться из бедственного положения, Стрепсиад отправляет Фидиппида на учебу.

Важно

Мальчик становится лучшим учеником софиста Сократа. Окончив курсы, Фидиппид возвращается к отцу и избивает его, красноречиво доказывая, что имеет право на жестокое обращение с родителями. В ужасе от поведения сына, Стрепсиад сжигает мастерскую Сократа, в который тот портит умы молодых людей.

Комедия Аристофана «Птицы»

Лучшим произведением Аристофана считается пьеса «Птицы», поставленная в 414 году до н.э. Тогда Афины находились на пике могущества, война миновала, а жители строили воздушные замки.

В произведении возгордившиеся граждане возводят мир между небом и землей и, забыв о богах, начинают поклоняться птицам. Зевс, удивившись высокомерию людей, позволяет им управлять государством.

Как итог – бесконечные беды и кровопролитные войны.

Несмотря на то, что взгляды Аристофана консервативны, его творчество поднялось на высокий уровень. По количеству зрителей и почитателей Комик обогнал предшественников. Смелые выражения, ирония и желание говорить правду — возможно, именно эти черты творчества «отца комедии» и сделали его великим.

Цитаты

Умный многому сумеет научиться у врага.Тот истинный мудрец, кто многое сказать умеет коротко и ясно.Быть крылатым от рождения лучше всех на свете благ.Когда мне должен кто, отлично помню я, но если должен я, не помню, хоть убей.

Библиография

  • 425 до н.э. – «Ахарняне»
  • 424 до н.э. – «Всадники»
  • 423 до н.э. – «Облака»
  • 422 до н.э. – «Осы»
  • 421 до н.э. – «Мир»
  • 414 до н.э. – «Птицы»
  • 411 до н.э. – «Лисистрата»
  • 411 до н.э. – «Женщины на празднике Фесмофорий»
  • 405 до н.э. – «Лягушки»
  • 392 до н.э. – «Женщины в народном собрании»
  • 388 до н.э. – «Плутос»
Читайте также:  Краткая биография макаренко

Фото

Источник: https://24smi.org/celebrity/70241-aristofan.html

Аристофан Ἀριστοφάνης

Годы жизни: с 01.01.0444 по 00.00.0385

Аристофан (ок. 444 – ок. 385 до н.э.) – древнегреческий комедиограф, который развил т.н. “древнюю” аттическую комедию до совершенства.

Подробностей жизни Аристофана чрезвычайно мало, и даже годы его жизни известны очень примерно.

Известно, что родился он в деме Кидафине (дем – территориальный округ в Элладе) и что его отец Филипп был афинянин, а значит, и сам он имел афинское гражданство. Тем не менее, некоторые его современники позволяли себе сомневаться в происхождении Аристофана и называли его либо родосцем из Линда или Камира, либо египтянином из Навкратиса.

Демагог Клеон, не в силах более терпеть насмешки над собой от комедиографа, привлек Аристофана к суду за то, что тот как чужеземец присвоил себе афинское гражданство. Аристофан выиграл суд, используя слова Телемака из “Одиссеи” Гомера: “Мать уверяет, что сын я ему, но сам я не знаю; ведать о том, кто отец наш наверное нам невозможно.

Аристофан в предисловиях к своим комедиям говорит, что начал писать еще очень молодым и что первые произведения (427—425 гг.) — “Пирующие”, “Вавилоняне” и “Ахарняне”, из которых сохранилось только последнее, – ставил под именем актера Каллистрата. Сам Аристофан часто выступал на сцене в своих пьесах как актер с целью изучения реакции публики на свои произведения.

Всего Аристофаном было написано свыше 40 комедий, однако до нас дошли только 11.

Творчество Аристофана связано прежде всего с бурными событиями Пелопонесской войны. Он не стесняется делать выпады против современных ему политических деятелей.

Будучи убежденным пацифистом и ярым противником диктаторства и демагогии, Аристофан в своих комедиях щедро рассыпает намеки на недостойное поведение правителей, грабящих и обманывающих народ, едко высмеивает бездарных полководцев, грызущихся друг с другом посредством простых солдат.

Совет

Однако произведения Аристофана не прошли проверку временем, и уже вскоре после его смерти комедии стали забывать, потому как последующие поколения не понимали аристофановских намеков и сатиры.

Младший современник Аристофана, философ Платон, увековечил комедиографа, сделав того участником диалога “Пир”. Он же тонко оценил изящный слог мастера в эпиграмме:

“Храма искали Хариты себе, нерушимого вечно;

Эту обитель в душе Аристофана нашли.”

Только в 18 в. пробудился живой интерес к Аристофану, его слог и сатира вдохновляли Ж.Расина, В.Скотта, Г.Филдинга.

Интересные факты из жизни

Именем Аристофана назван особый вид анапеста (каталектический тетраметр, metrum Aristophanium), который употребляется в страстной, возбуждённой речи.

Библиография

“Ахарняне” (425 г.)
“Всадники” (424 г.)
“Облака” (423 г.)
“Осы” (422 г.)
“Мир” (421 г.)
“Птицы” (414 г.)
“Лисистрата” (411 г.)
“Женщины на празднике Фесмофорий” (411 г.)
“Лягушки” (405 г.)
“Женщины в Народном собрании” (392 или 389 г.)
“Богатство” (388 г.)

Экранизации произведений, театральные постановки

Комедия о Лисистрате” (1989г., СССР, Великобритания, Греция)
“Аристофан” (короткометражка об Аристофане)

Источник: https://bookmix.ru/authors/index.phtml?id=454

Аристофан

(ок. 446-ок. 385 г. до н. э. ) древнегреческий драматург

Комедии великого древнегреческого драматурга входят в золотой фонд мировой культуры наравне с другими величайшими памятниками античности – трагедиями Эсхила, Софокла и Еврипида, историческими повествованиями Геродота и Фукидида, философией Демокрита и Аристотеля, скульптурами Фидия и Поликлета. Аристофан – единственный представитель древней комедии, произведения которого (правда, только 11 из приписываемых ему 44) дошли до нас почти целиком. От комедий других драматургов остались лишь небольшие отрывки.

Творческое наследие «отца комедии» Аристофана всегда высоко оценивалось выдающимися деятелями культуры. Они называли его величайшим мастером сатиры, обличителем всего косного и отживающего. Значение творчества Аристофана для нашей современности с наибольшей полнотой раскрывается в решении, принятом ЮНЕСКО о праздновании 2440-летия со дня рождения Аристофана.

Одиннадцать комедий драматурга да несколько отрывков из несохранившихся пьес его самого и его современников – вот все, что дошло до нас от первого в истории мировой литературы комедийного жанра – так называемой древнеантической комедии.

Комедиография Аристофана и его современников называется аттической потому, что она возникла и расцвела в греческой области Аттика, центром которой были Афины. «Древней» ее назвали уже сами античные ученые, для того чтобы подчеркнуть резкое отличие произведений Аристофана и других комических поэтов его времени от комедий, созданных позднее, в период, когда Афины уже утратили свое политическое первенство в Греции и стали одной из «периферийных» областей Македонской империи.

Античные свидетельства о жизненном пути Аристофана не отличаются полнотой. Так, только путем косвенных расчетов удалось установить время его рождения – около 446 года до нашей эры.

Аристофан был афинянином. Родители его – люди свободнорожденные, но, по-видимому, не очень состоятельные. Хотя отец будущего драматурга имел небольшой земельный участок на соседнем с Аттикой острове Эгине, Аристофан, судя по его комедиям, значительную часть своего времени проводил в Афинах: он великолепно знал и каждодневную политическую жизнь, и все городские слухи об известных общественных деятелях, и правила судебной процедуры, и быт своих сограждан.

Писать он начал рано: первая его пьеса была поставлена в 427 году до н. э. и получила вторую премию. С самого начала театральной деятельности Аристофан принял на себя роль мудрого наставника, заступника своих сограждан. Его комедии и сейчас поражают бесстрашием сатиры.

Обратите внимание

Самой существенной чертой творческого облика Аристофана является общественная активность автора. Уже вторая его комедия «Вавилоняне», поставленная с огромным успехом на Великих Дионисиях 426 года, была посвящена такому злободневному политическому вопросу, как взаимоотношения между афинянами и их союзниками. Критика деятельности афинских должностных лиц, содержавшаяся в комедии, была настолько острой, что глава радикального крыла демократии Клеон даже пытался привлечь поэта к судебной ответственности.

Аристофан в своих комедиях поднимает самые разнообразные вопросы современной ему действительности. В ряде произведений он выступает против Пелопоннесской войны и призывает к заключению мира со Спартой. При этом поэт хорошо знал, что не все его зрители были убежденными сторонниками заключения мира со Спартой или хотя бы ведения мирных переговоров.

В совершенно необычном освещении тема мира предстает в комедии «Лисистрата», где инициатива прекращения войны исходит от женщин, возглавляемых афинянкой Лисистратой. При этом основное средство для достижения цели по-аристофановски смелое: женщины всей Греции отказывают своим мужьям в любовных ласках и таким путем доводят изнуренных воздержанием мужчин до полной капитуляции.

Анализ проблематики войны и мира, занимающей такое большое место в творчестве Аристофана, открывает путь к пониманию и других проблем, поднимаемых в творчестве драматурга. Прежде всего это вопрос о судьбах афинской демократии.

Аристофан писал в то время, когда уже наступил кризис античной рабовладельческой демократии. В обществе стали развиваться такие отрицательные явления, как продажность и взяточничество должностных лиц, стремление поживиться за счет казны, деятельность сикофантов (доносчиков). Сатирическое изображение отрицательных сторон политической жизни находило живой отклик у афинских зрителей, и комедии Аристофана пользовались громадным успехом.

Нападки его на демократическую систему никак не свидетельствуют о том, что он ее не приемлет. Он не берет под сомнение сущность демократических порядков – он хочет только устранить из афинских государственных учреждений бесчестных демагогов и вернуть в Афины тот дух гражданского единства, какой был в героические времена Марафона и Саламина.

Положительный герой комедий Аристофана – мелкий сельский труженик, обрабатывающий землю с помощью одного-двух рабов. Аристофан восхищается трудолюбием земледельца, его здравым смыслом, проявляющимся как в домашних, так и в государственных делах, его приверженностью к традиционной религии и к обычаям прошлых героических лет.

Взаимоотношения различных слоев демоса, вопросы руководства государством, оценка лидеров радикальной демократии – вот главные проблемы, которые получают разрешение в одной из самых острых в политическом отношении комедий Аристофана «Всадники». Остро подмечая и высмеивая пороки общественной нравственности, Аристофан вместе с тем убежден, что причиной их является война и бедственное положение земледельцев.

Важно

Он не мог не видеть грозных симптомов социального расслоения, грозившего гибелью афинскому демократическому полису. Наблюдательным глазом художника драматург видел, что угрозу полису составляет именно концентрация частной собственности в руках немногих представителей рабовладельческой верхушки. Ее политическими представителями и являлись те демагоги, лидеры радикальной демократии, которые в результате неизбежного развития рабовладельческой экономики пришли к власти в первые годы Пелопоннесской войны.

Не боясь показать афинскому демосу его слабости и заблуждения, видя в народе защитника идей демократизма, Аристофан не смог в полной мере осмыслить ограниченность афинской демократии. Как истинный сын своего времени, гражданин рабовладельческой республики, он считал совершенно естественным и закономерным такие явления, как эксплуатация рабского труда, взимание податей с союзников, привилегированное положение «исконных» афинских граждан по отношению к неполноправным чужеземцам. С наибольшей ясностью эти взгляды раскрываются в комедии «Осы».

Из всех современников Аристофана наиболее ожесточенным нападкам комедиографа подвергались, кроме Клеона, Сократ и Еврипид. Почему драматург с такой ненавистью высмеивал Сократа в «Облаках»? Причина кроется в непримиримом отношении Аристофана к идейному кризису афинской демократии, выразителями которого явились софисты. Самого Сократа сближал с софистами метод доказательств, которым он стремился обосновать относительность общепринятых представлений. Идейная направленность философии Сократа противоречила моральным нормам афинской демократии, патриархальной нравственности крестьянства. Аристофан не ограничился карикатурным портретным изображением Сократа, а создал собирательный тип лжемудреца, шарлатана и наставника в пороках.

Непримиримость Аристофана по отношению к ряду новых явлений, порожденных идейным кризисом афинской демократии, ярко раскрывается и в его оценке Еврипида. Еврипид по своим политическим взглядам не являлся противником афинской демократии. В некоторых трагедиях он изображал Афины прибежищем гонимых и притесняемых, оплотом свободы в Греции. Его общественный идеал – «крестьянская» демократия, независимые земледельцы, живущие честным трудом. Но, как честный художник, он отразил в своем творчестве наиболее существенные признаки разложения полисной нравственности: падение старинного благочестия, кризис гражданской морали, развитие индивидуализма и скептицизма.

В то же время Аристофан всю жизнь боролся за сохранение патриархальных устоев афинской демократии. Поэтому на протяжении двадцати лет – от первой дошедшей до нас комедии «Ахарняне» (425 г. до н. э. ) и до «Лягушек» (405 г. до н. э. ) – он не оставляет в покое своего современника. Иногда выступления Аристофана против Еврипида носят характер личных нападок, но в основе их лежит различие этических и эстетических принципов обоих драматургов.

В поздних произведениях Аристофана все более отчетливо возникает тема социальной утопии. Наиболее ярким образцом жанра комедии-утопии являются «Птицы», поставленные в 414 году до н. э. , когда Афины переживали волнующие и тревожные месяцы Сицилийской экспедиции. Последняя из сохранившихся комедий Аристофана – «Плутос» («Богатство») – также представляет вариант социальной утопии: прозревший бог богатства Плутос в корне меняет распределение материальных благ среди членов общества. Всевозможные ораторы, доносчики, паразиты и т. п. , которые раньше, пользуясь слепотой Плутоса, бессовестно обогащались, теперь обеднели, а богатство и довольство перешло к честным и благочестивым земледельцам.

Комедии Аристофана, как и древняя аттическая комедия в целом, связаны с народными формами театра. Персонажи его комедий обычно носители какой-либо человеческой черты, показанной в крайне заостренном, преувеличенном виде. Очень силен в его комедиях элемент буффонады.

Творчество Аристофана отличается как богатством идейного содержания, так и театральной выразительностью. Это одновременно и вершина древней аттической комедии, и ее завершение. В IV веке до нашей эры, когда в Греции сильно изменились социально-политические условия, древняя комедия утратила питающую ее почву. Потому-то В. Г. Белинский говорил, что Аристофан – «последний великий поэт Греции».

Читайте также:  Краткая биография светлов

Источник: http://biografiivsem.ru/aristofan

Аристофан – «Энциклопедия»

АРИСТОФАН (‘Αριστοφ?νης) (около 446 – около 385 до н.э.), древнегреческий драматург-комедиограф. Биографические сведения об Аристофане скудны; известно, что он был афин­ским гражданином и происходил из дема Кидафин. Свою первую комедию («Пирующие» – «Δαιταλε?ς») поставил в 427 году.

Написал не менее 40 комедий, из них полностью сохранились 11: «Ахарняне» («?χαρνε?ς», 425), «Всадники» («‘Ιππε?ς», 424), «Облака» («Νεφ?λαι», 423), «Осы» («Σφ?κες», 422), «Мир» («Ειρ?νη», 421), «Птицы» (« Ορνιθες», 414), «Лисистрата» («Λυσιστρ?τη»), «Женщины на празднике Фесмофорий» («Θεσμοφορι?ζουσαι», обе 411), «Ля­гушки» («Β?τραχοι», 405), «Женщины в народном собрании» («?κκλεσι?ζου- σαι», 392), «Плутос» («Πλο?τος», 388). От остальных сохранилось около 1000 фраг­ментов.

Реклама

Произведения Аристофана с большой политической остротой отражают нарастание кризисных явлений в государственном строе и мировоззрении афинской демократии (первые 9 из 11 комедий поставлены в годы Пелопоннесской войны).

Уже ранние комедии (427-421) показывают, что Аристофан выражал взгляды консервативно настроенного аттичного крестьянства, которое охотно принимало блага, предоставляемые ему демократией, но выступало против её крайних проявлений, особенно в отношении к войне.

В «Ахарнянах» Аристофан протестует против войны; во «Всадниках» обличает самого влиятельного из вождей демократии, выступавшего за войну, – стратега Клеона, выводя его под маской Пафлагонца, раба одряхлевшего афинского демоса (народа). Во многом благодаря Аристофану древнегреческое слово «демагог», обозначавшее «предводителя народа», приобрело в дальнейшем одиозное значение.

Совет

Критику демагогов, наживающихся на судебных процессах, Аристофан продолжает в «Осах». Комедия «Мир», поставленная накануне заключения мира между Афинами и Спартой, полна ликования по этому поводу, хотя и здесь Аристофан не упускает возможности посмеяться над сторонниками войны.

Элемент фантастики и социальной утопии, занимающий значительное место уже в раннем творчестве Аристофана, в наибольшей степени проявился в комедиях Аристофана последующего десятилетия.

В «Птицах» торжествует откровенно сказочный колорит: два афинских гражданина, уставшие от бесконечных судебных процессов, основывают с помощью птиц идеальное царство между небом и землёй, чтобы получать свою долю от жертв, приносимых богам.

В «Лисистрате» действие переносится на землю, но также имеет фантастический характер: женщины со всей Греции, удручённые войной, захватывают афинский Акрополь, где хранится государственная казна, и решают на время войны отказать своим мужьям в исполнении супружеских обязанностей, не желая рожать сыновей, которым придётся сражаться за чужие интересы. Если в «Лисистрате» женский заговор ведёт к примирению воюющих сторон, то в комедии «Женщины в народном собрании», где женщины снова захватывают власть в Афинах для установления всеобщего благоденствия с обобществлением имущества и жён, идеалы уравнительного коммунизма терпят крах: бездельники пользуются трудами честных работников. Утопический идеал всеобщего счастья изображён в «Плутосе», где прозревший бог богатства наделяет честных бедняков сказочными благами, а всех доносчиков и приживал делает нищими.

Особая тема в комедиях Аристофана – критика тех явлений в духовной жизни Афин, которые, по его мнению, подрывали прочность афинской демократии.

Это и философия софистов (в «Облаках» её носителем становится Сократ), и драматургия Еврипида, который остаётся объектом комического обличения от «Ахарнян» до «Лягушек».

В «Лягушках» Аристофан переносит действие в подземное царство и заставляет уже умершего Еврипида отстаивать своё превосходство над «старомодным» Эсхилом, которого бог Дионис в типичном для Аристофана фантастико-утопическом финале выводит на землю для возрождения афинской драмы.

Композиционная структура комедий Аристофана отличается постоянством: к развитому экспозиционному прологу с участием нескольких действующих лиц примыкает парод хора.

Обратите внимание

В дальнейшем действие протекает в чередовании речевых партий (эписодиев) с хоровыми, из которых выделяется парабаса – партия хора, выступающего обычно от лица поэта.

Особое место занимает агон, где противопоставляются позиции спорящих сторон; победу одерживает та из них, чья точка зрения, в конце концов, торжествует.

Следующие затем эписодии должны либо подкрепить правоту победителя (как в большинстве комедий), либо доказать её иллюзорность в противопоставлении реальному ходу вещей (как в комедии «Женщины в народном собрании»).

В более поздних комедиях наблюдается отход от традиционной структуры: парабаса может быть включена в развитие действия («Лисистрата»), сильно сокращается и роль хора. Характерен при этом принцип комической типизации, используемый Аристофаном: облик реально существующего человека вырастает до гиперболически обобщённого образа. Не имеющие реальных прототипов герои Аристофана также являются воплощением какой-то одной маски («простака», «бахвала», «доносчика»), поданной с плакатной броскостью, подчас – с гротескным преувеличением.

В целом комедии Аристофана представляют собой неповторимый сплав фантастики с реальностью, сказочной стихии с безудержной инвективой, публичной речи с яркой метафоричностью. Эти разнородные элементы находят выражение в языке Аристофана, с одной стороны, спускающемся к повседневности, включая брань и обсценные намёки, а с другой – поднимающемся до высот проникновенной лирики.

Мотивы произведений Аристофана, получившего славу «отца комедии», использовались в литературе Нового времени: к ним обращались Ж. Расин («Сутяги», 1668, – переделка «Ос»), И. В. Гёте (обработка «Птиц» для Веймарского театра, 1780) и многие другие.

Соч.: Комедии: В 2 т. М., 1983; Комедии. Фрагменты. М., 2000.

Лит.: Giardini G. Aristofane, la vita, il teatro, la fortuna. Milano, 1979; Harriott R. М. Aristophanes, poet and dramatist. L., 1986; Гусейнов Г. Аристофан. М., 1988; MacDowell D.М. Aristophanes and Athens: an introduction to the plays. Oxf.; N. Y., 1995; Соболевский С. И. Аристофан и его время. 2-е изд. М., 2000; Möllendorff Р. von. Aristophanes. Hildesheim, 2002.

В.Н.Ярхо.

Источник: http://knowledge.su/a/aristofan

Творчество Аристофана. Общая характеристика

Поиск Лекций

Из многочисленных комедийных поэтов второй половины V в.

От Аристофана сохранилось полностью одиннадцать пьес (из 44), которые и дают нам возможность составить себе представление об общем характере всего жанра «древней» комедии.Литературная деятельность Аристофана протекала между 427 и 388 г.

; в основной своей части она падает на период Пелопоннесской войны и кризиса афинского государства.

Обостренная борьба различных группировок вокруг политической программы радикальной демократии, противоречия между городом и деревней, вопросы войны и мира, кризис традиционной идеологии и новые течения в философии и литературе — все это нашло яркое отражение в творчестве Аристофана.

Комедии его, помимо своего художественного значения, являются ценнейшим историческим источником, отображающим политическую и культурную жизнь Афин конца V в.

В политических вопросах Аристофан приближается к умеренно-демократической партии, чаще всего передавая при этом настроения аттического крестьянства, недовольного войной и враждебно относившегося к агрессивной внешней политике радикальной демократии. Мирно подтрунивая над поклонниками старины, он обращает острие своего комедийного дарования против вождей городского демоса и представителей новомодных идейных течений.

Важно

Среди политических комедий Аристофана наибольшей остротой отличаются «Всадники» (424 г.). Эта пьеса была направлена против влиятельного лидера радикальной партии Клеона в момент его наибольшей популярности, после блистательного военного успеха, одержанного им над спартанцами.

В числе мероприятий, проведенных Клеоном, имело место повышение платы за участие в народных судах. Это была одна из государственных подачек афинским гражданам, которая пользовалась большой популярностью у городского демоса. В комедии «Осы» (422 г.) Ряд комедий Аристофана направлен против военной партии и посвящен восхвалению мира.

Так, в уже упомянутой комедии «Ахарняне», самой ранней из дошедших до нас пьес (425 г.), крестьянин Дикеополь («Справедливый гражданин») заключает для себя лично мир с соседними общинами и блаженствует, в то время как хвастливый воин Ламах страдает от тягостей войны. В момент заключения»: так называемого Никиева мира (421 г.) поставлен был «Мир».

Крестьянин Тригей на навозном жуке подымается к небу(пародия на эврипидовского «Беллерофонта») и с помощью представителей всех греческих государств извлекает заточенную в глубокой пещере богиню мира; вместе с ней выходит и богиня урожае плодов, с которой Тригей затем справляет свадьбу. В комедии «Лисистрата» (411 г.

) женщины воюющих областей устраивают «забастовку» и принуждают мужчин заключить мир.

Позднейшие произведения Аристофана значительно отличаются от прежних и свидетельствуют о начинающемся новом этапе в развитии комедии.1)Окончательный удар комедийной вольности был нанесен злосчастным исходом Пелопоннесской войны.

Мелкие землевладельцы, к настроениям которых Аристофан всегда чутко прислушивался, были настолько разорены, что участие в народном собрании, отвлекавшее крестьянина от его работы, стало оплачиваться. 2) С изменением характера комедии упала роль хора, того комоса, который являлся прежде основным носителем обличительного момента.

Песни, которые он исполняет между отдельными эпизодами комедии, имеют характер вставных номеров, которые при издании комедии не вносятся в ее текст.

Однако и в новых политических условиях Аристофан не отказывается от постановки социальных проблем в форме типичного для «древней» комедии карнавального сюжета с «перевернутыми» общественными отношениями. В своих последующих известных нам комедиях он возвращается к теме социальной утопии.

Совет

Характерной чертой этих рабовладельческих утопий является реакционная идеализация полисной «совместной частной собственности», мысль о создании государства-рабовладельца, в котором «граждане» кормились бы на равных правах за счет рабского труда. Более сказочный характер имеет утопия в комедии «Плутос» («Богатство», 388 г.).

Бедняк Хремил, захватив слепого Плутоса, бога богатства, излечивает его от слепоты. Тогда все на свете переворачивается: честные люди начинают жить в достатке, зато плохо приходится ябеднику и богатой старухе, до тех пор деньгами удерживавшей при себе молодого любовника; боги и жрецы оказываются ненужными и спешат пристроиться к новому порядку.

Серьезный характер в этой комедии имеет «агон». В нем выступает Бедность и доказывает, что нужда и труд, а не богатство и безделье являются источниками культуры. Бедность ставит убийственный для всех античных утопий вопрос: кто же будет трудиться и производить, если все будут богачами-потребителями? Рабы, — гласит стереотипный ответ.

А кто возьмет на себя труд ловли и продажи рабов? Ответа на это нет. «Ты не убедишь меня, даже если убедишь!», — восклицает Хремил и прогоняет Бедность.

В «Птицах» (414 г.), одном из самых блестящих произведений. Аристофана, карнавальный сюжет «света навыворот» получает чисто сказочное оформление, не связанное с злободневной политической тематикой. Два пожилых афинянина, Писфетер и Эвелпид, которым наскучила беспокойная жизнь на родине, отправляются на поиски блаженной страны.

Несколько отличаются от привычного карнавального типа те комедии, в которых ставятся проблемы не политического, а культурного порядка. Уже первая (не дошедшая) комедия Аристофана «Пирующие» (427 г.) была посвящена вопросу о старом и новом воспитании и изображала дурные последствия софистического обучения.

К этой же теме Аристофан вернулся в комедии «Облака» (423 г.), высмеивающей софистику; ко «Облака», которые автор считал самым серьезным из дотоле написанных им произведений, не имели успеха у зрителей и получили третий приз. Впоследствии Аристофан частично переработал свою пьесу, и в этой второй редакции она дошла до нас.

Он нередко высмеивает модных лирических поэтов, но основная его полемика обращена против Эврипида, как виднейшего представителя новой школы в ведущем поэтическом жанре V в. — трагедии. Насмешки над Эврипидом и его оборванными хромыми героями мы находим уже в «Ахарнянах»; специально против Эврипида направлена пьеса «Женщины на празднике Фесмофорий» (411 г.

), но наиболее принципиальный характер полемика Аристофана получает в «Лягушках» (405 г.).

Простейшими приемами он достигает самых острых комических эффектов, хотя многие из этих приемов, беспрестанно напоминающие нам о том, что комедия возникла из «фаллических» игр и песен, могли казаться в более поздние времена слишком грубыми и примитивными.

Билет 17

Рекомендуемые страницы:

Источник: https://poisk-ru.ru/s1566t1.html

Ссылка на основную публикацию