Краткая биография аверченко

Краткая биография Аркадия Аверченко

>> Все биографии >> Писатели из России

Аверченко Аркадий Тимофеевич (1881—1925), писатель-юморист.
Родился 27 марта 1881 г. в Севастополе.

Остроумный счетовод, с 1897 г. корпевший над бумагами рудничных контор Донбасса, Аверченко решил однажды попробовать себя в сочинительстве. Первые рассказы (1903—1904 гг.) имели успех «местного значения», благодаря чему в 1905 г.

он решил применить свои способности в мире прессы. Проба сил в харьковских изданиях показала, что у него это получается лучше, чем бесконечные арифметические расчёты. Служба в конторе была оставлена; в канун 1908 г.

Аверченко отправился покорять столицу («Я хочу славы, как пьяница водки!»).

Он стал редактором нового журнала «Сатирикон», объединившего лучших сатириков и юмористов. Рассказы, фельетоны, обозрения, миниатюры, подписанные либо собственным именем, либо псевдонимом вроде Фомы Опискина или Ауе, появлялись практически в каждом номере. Стиль Аверченко сравнивали со стилем молодого А. П. Чехова, а ещё чаще — М. Твена и О. Генри.

«Тёща и октябрист, телефон и Государственная дума, трамвай и зубная боль, граммофон и усиленная охрана, праздничные визиты и смертная казнь» — всё могло стать у Аверченко мишенью для смеха.

Обратите внимание

Его юмор называли «оздоровляющим», «краснощёким», основанным на здравом смысле. В левой прессе говорили о «сытом смехе» Аверченко. С 1910 г. большими тиражами выходили сборники рассказов писателя.

Некоторые переиздавались до 20 раз (например, «Весёлые устрицы»).

С 1912 г. его стали называть королём русского смеха. В годы своего наивысшего успеха Аверченко начал издавать собственный журнал «Новый сатирикон» (1913—1918 гг.). Его рассказы читали, любили, цитировали и обыватели, и депутаты Думы, и «на самом верху» — в царской семье.

Февраль 1917 г. с провозглашением свобод и отменой цензуры Аверченко принял с восторгом. Октябрьскую же революцию писатель сравнил с эпидемией чумы. Петербург он покинул осенью 1918 г. под угрозой ареста.

В годы Гражданской войны король русского смеха — на стороне Белого движения. Он сотрудничал в газетах «Юг» и «Юг России». Злые памфлеты, позже составившие сатирический сборник «Дюжина ножей в спину революции», даже вызвали специальный отклик В. И.

Ленина, признавшего большой талант автора.

В конце октября 1920 г., во время бегства войск П. Врангеля, Аверченко покинул Крым — одним из последних, в трюме парохода, на угольных мешках. С театром «Гнездо перелётных птиц» писатель выступал в Константинополе (1920—1922 гг.), Софии, Белграде (1922 г.).

В 1922—1924 гг. его собственные гастроли с успехом проходили в Румынии, Германии, Польше, Прибалтийских странах. Однако местом своего постоянного пребывания с июля 1922 г. писатель выбрал Прагу (в этом городе он и умер 12 марта 1925 г.).

Аверченко выучил чешский язык и добился новой волны популярности — такой, что его знали буквально в каждом чешском доме. Даже первое собрание сочинений писателя вышло на чешском языке.

В газетах писали: «Мягкий русский смех зазвучал в Праге и увлёк и развеселил не только русских, но и чехов, заставил посветлеть хмурые, озабоченные лица, забыть всё печальное в текущей невесёлой жизни, отойти в сторону от повседневщины».

Источник: http://citaty.su/kratkaya-biografiya-arkadiya-averchenko

Аркадий Т. Аверченко – краткая биография

Аркадий Тимофеевич Аверченко (1881 – 1925гг.) – русский писатель, драматург, сатирик, редактор.

Семья, детство, юность

Аркадий Тимофеевич Аверченко родился 27 (по старому стилю – 15) марта 1881г. в Севастополе, тогда – провинции, захолустье. Отец, Тимофей Петрович Аверченко, обедневший купец второй гильдии. Мать, Сусанна Павловна, дочь солдата в отставке.

Семья была небогатой, мальчик по причине слабого зрения не обучался в начальной школе. Однако, это в дальнейшем было восполнено начитанностью и природным умом писателя.

Важно

Уже в 15 лет Аверченко начал работать в должности младшего писца в транспортной компании Севастополя. Трудился он здесь недолго(1896-1897), положив затем полученные впечатления в основу рассказа «О пароходных гудках».

В 1897г. Аверченко устраивается конторщиком на Брянский рудник на Донбасе. Здесь он пробыл 4 года, а приобретенный опыт также лег в основу рассказов «Молния», «Вечером» и др.

Начало литературного пути

Начало 1900-х г. ознаменовалось в биографии Аркадия Аверченко рабочим переездом в Харьков. Здесь в 1903г. в газете «Южный край» выходит его первый рассказ «Как мне пришлось застраховать жизнь». Сатирик же говорил, что дебютировал с рассказом «Праведник» в 1904 г.

Спустя 2-3 года писатель получает травму глаза. Более того, в результате повреждения возникает осложнение – поражение второго глаза, что в дальнейшем станет одной из причин смерти сатирика.

1906-1907гг. стали для Аверченко временем редакторства в журнале «Меч», где он более чем под 40 псевдонимами ведет практически все разделы. Однако, занимаясь творчеством, А. Аверченко совершенно забрасывает дела службы в правлении рудников, за что его вскоре отстраняют от должности.

В 1908г. Аркадий Тимофеевич отправляется в Санкт-Петербург, где работает в журнале «Стрекоза», доживающем свой век. В этом же году молодежь журнала объединяется для создания собственного издания. Оно было названо «Сатирикон», а на должность редактора избран Аверченко.

Годы работы в «Сатириконе», а затем «Новом Сатириконе» – это период творческого становления Аверченко, плодотворного сотрудничества с такими писателями, как Саша Черный, Тэффи, Ремизов, Осип Дымов.

Произведения сатирика активно печатаются, ставятся на сцене. Помимо творческого удовлетворения, Аверченко получает хороший доход.

Совет

Даже судебное преследование в связи с политическим характером определенных его творений не тревожит сатирика.

В 1910–м г. выходят сборники «Рассказы (юмористические). Книга первая», «Зайчики на стене. Рассказы (юмористические). Книга вторая», «Веселые устрицы». Благодаря им Аверченко обретает известность, выделяясь среди прочих юмористов эпохи.

В 1911-1912гг. сатириконцы путешествуют по Европе, полученные впечатления используются при написании «Экспедиции сатириконцев в Западную Европу» (1912 г).

Критики-современники сравнивают литературные традиции Аркадия Аверченко с творческим методом Марка Твена, А. П. Чехова, отмечая его умение вырисовывать недалеких обывателей, глупость, пошлость существования.

Зрелые годы, революция, эмиграция

Новый виток биографии писателя приходится на 1918г., когда дорвавшиеся до власти большевики закрыли журнал.

Аверченко, как и его коллеги-сатирики, не принял советской власти и решил вернуться в родной Севастополь, пока еще принадлежавший белым. Этот путь оказался полным опасностей и передряг, но Аверченко все же смог попасть в Крым.

Здесь с июля 1919г. он трудится в газете “Юг”, а в ноябре 1920г., после взятия Крыма красными, покидает Россию, эмигрируя в Рим.

В июне 1922 г. А. Аверченко переезжает в Прагу, где остается жить до конца дней. Оторванный от родины, он испытывает тоску, скучает по родному языку. Этим настроением проникнуты его рассказы, в том числе «Трагедия русского писателя».

Обратите внимание

В Праге эмигрант работает в «Prager Presse», известной газете, а также собирает поэтические вечера. В Чехии Аверченко пользуется популярностью, его рассказы печатаются в переводе. В 1921г. печатается сборник «Дюжина ножей в спину революции», одно из самых одиозных антисоветских произведений.

Отныне в творчестве сатирика почти отсутствуют юмористические рассказы, его произведения посвящены судьбе России – до и после революции. Постреволюционный период видится им как обман рабочего человека, лишенного книг, искусства, возможности развиваться.

Последние годы жизни были омрачены операцией по удалению левого (травмированного) глаза. Правый начал быстро слепнуть. Кроме того, писатель жаловался на одышку и боли в груди.

Вероятно, у ведущего эпикурейский образ жизни Аверченко, развивался сахарный диабет. Жизнь сатирика оборвалась на 44 году жизни 12 марта 1925 года. Смерть писателя наступила вследствие сердечной недостаточности.

Захоронен Аркадий Аверченко на Ольшанском кладбище (Прага).

Источник: http://www.wisdoms.one/biografiya_arkady_averchenko.html

Краткая биография Аркадия Аверченко самое главное

В  19 веке, а именно в марте 1881 года на территории современного Крыма в городе Севастополе увидел свет мальчик. Имя наследнику родители дали Аркадий. Так и рос мальчишечка в семье купца.

Воспитывался Аркаша дома и обучался тоже, потому что у него было слабое зрение и в целом физическое состояние организма можно было охарактеризовать, как неудовлетворительное. Тяга к чтению была огромная.

Когда Аркадию исполнилось 15 лет, он начал свой трудовой путь в учреждении, связанном с транспортным передвижением.

Прошел год. Аркадию пришла мысль пробовать себя на другом поприще. Он поменял место жительства и переехал в Брянск на угольнодобывающие работы.

Наступил 1900 год. Аркадий снова переезжает. На этот раз он уже в Харькове.

Прошло еще три года. Аверченко на этот раз уже утвердился в качестве писателя. Стал делать пробы пера.

Минуло еще три года. Аркадий растет в литературном плане. Он теперь уже редактор журнала с сатирическими произведениями. Но по каким-то причинам журналы, возглавляемые Аркадием Аверченко, закрывают.

В 1907 году Аверченко снова предпринимает очередной переезд и на этот раз он оказывается в Петербурге. Снова он начинает работать редактором сатирического журнала. Это периодическое издание впоследствии будет иметь название «Сатирикон».

Важно

Проходит еще три года. Аверченко, можно сказать, «устоялся», как писатель, причем сатирической направленности. Он написал целый цикл юморесок, которые стали известны в широких кругах. Они настолько легко написаны, что не требуется особых знаний, чтобы понять смысл того, что хочет донести до нас Аверченко.

Полонский высоко оценил творчество Аверченко. Он сравнил его литературное наследие с талантом Марка Твена. А это, поверьте, огромное достижение для любого творца слова.

 1912 год. В свет выходят новые произведения Аркадия Тимофеевича. Эти тексты имеют четко направленную жанровую и стилевую принадлежность, что после их публикации об Аверченко стали говорить, что он король шуток и смеха.

Революция 1917 года стала для Аркадия неприемлемым событием и до такой степени, что он покинул центральную часть России и перебрался на юг. Там он работает корреспондентом в газетах и пробует себя в новом жанре – драматургии.

Аверченко так увлекся новым для себя направлением, что даже открыл свой театр. В нем он ставил собственные пьесы, и они имели успех у публики.

По неназванным причинам через 6 месяцев Аверченко покидает пределы страны. Сначала недалеко, а потом «оседает» в Праге. Оттуда Аркадий предпринимает короткие поездки в близкие страны. В этот же период времени Аркадий плодотворно работает. Написан роман всей его жизни и опубликован.

В 1924 году Аверченко переносит тяжелую офтальмологическую операцию. Последствия для него тяжелы до такой степени, что это дает осложнение на сердце.

22 января 1925 года сердце великого сатирика перестало биться навсегда, и прах его был предан земле на одном из кладбищ Праги.

Интересные факты и даты из жизни

Другие:

← Армстронг Луи↑ БиографииГринёв Петр →

Источник: https://uchim-klass.ru/biografiya/averchenko-arkadij

Аверченко Аркадий Тимофеевич краткая биография

Российский писатель-юморист с трагически детством. Читайте в сегодняшней статье краткую биографию Аверченко Аркадия Тимофеевича. Что скрывается под веселыми произведениями писателя и издателя.

Аркадий Аверченко родился в Севастополе в семье небольшого торговца. Биографы характеризуют детские годы, как весьма неудачные – семья была на грани разорения, младшие дети не ходили в школу.

Дата рождения Аверченко А. Т.: 15 марта 1881 год.

Место: Севастополь (Российская империя до 1917 года).

Умер: 12 марта 1925 года в Праге (Чехословакия до 1993 года).

Деятельность: писатель-юморист, издатель, критик театра и литературы, драматург.

Отец: Тимофей Петрович Аверченко.

Мать: Сусанна Павловна Софронова.

Начального образования у Аркадия не было – с ним занимались старшие сестры. В детстве мальчик был хиленьким, зато смышленым, что в комплексе поспособствовало становлению усидчивого и мозговитого литератора.

Совет

В 15 лет пошел работать писцом в транспортной конторе своего родного города. В 1897 году переезжает на Донбасс, работает конторщиком на Брянских рудниках. С 1900 года работает в Харькове в газете «Южный край».

Произведения ранних лет:

  • «Автобиографии»;
  • «О пароходных гудках»;
  • «Вечером»;
  • «Молния»;
  • «Как мне пришлось застраховать жизнь»;
  • «Рыцарь индустрии»;
  • «Господин Цацкин»;
  • «Праведник»;

Наработки послужили хорошей рекомендацией Аркадию Тимофеевичу – в 1907 году обосновывается в Петербурге, находит работу в журнале «Стрекоза», меняет направление на сатирическое. Позднее становится штатным редактором.

Работы этих лет: «Веселые устрицы», «Рассказы», «Зайчики на стене», «Круги по воде», «Рассказы выздоравливающих». Произведения разлетелись по всей России, принеся Аркадию Аверченко народную любовь. Издатели прозвали автора «Королем смеха».

В феврале 1916 года разразилась первая революция – Аркадий Тимофеевич принимает повороты судьбы с улыбкой. Октябрьская 1917 года такого восторга уже не вызывала.

С 1918 года обосновывается на юге, находит работу в газете «Приазовский край», подрабатывает также в «Юге», читает произведения в «Доме артиста».

Пьесы этого периода:

  • «Лекарство от глупости»;
  • «Игра со смертью»;
Читайте также:  Краткая биография кокто

В 1920 году по инициативе Аркадия Аверченко был организован театр под названием «Гнездо перелетных птиц». Название как будто врезается символизмом в хронологию жизни писателя – через полгода Аверченко довелось эмигрировать. В 1922 году живет и работает в Праге, но не оставляет без внимания и другие интересные страны: Польшу, Прибалтику, Румынию, Германию.

Рассказы:

  • «Дети»;
  • «Смешное в страшном»;
  • Роман «Шутка мецената»;

В 1924 году лишается глаза. Восстановление после операции проходит тяжело – развивается болезнь сердца, которая и унесла жизнь писателя.

Умер Аркадий Аверченко 22 января 1925 года в больнице в Праге. Похоронен там же на Ольшанском кладбище.

Аркадий Аверченко, цитаты и афоризмы:

  • «Женщина, даже самая бескорыстная, ценит в мужчине щедрость и широту натуры. Женщина поэтична, а что может быть прозаичнее скупости?».
  • «Жизнь любит иногда подшучивать и посмеяться, даже над смертью».
  • «У философов и у детей есть одна благородная черта – они не придают значения никаким различиям между людьми – ни социальным, ни умственным, ни внешним».
  • «Начало революции – это светлое, очищающее пламя, середина – зловонный дым и копоть, конец – холодные, обгорелые головешки».

Оцените, пожалуйста, прочитанный материал:)

(Пока оценок нету)
Loading…

Источник: https://www.konspekty.net/biografii/averchenko-arkadiy-timofeevich-kratkaya-biografiya.html

Аверченко А. Т. Биография кратко. Аверченко Аркадий Тимофеевич

Аверченко Аркадий Тимофеевич

(1881 – 1925)

Русский писатель-юморист, драматург, театральный критик

Родился 15 марта (27 н. с.) в Севастополе в семье купца. Получил домашнее воспитание, так как из-за плохого зрения и слабого здоровья не мог учиться в гимназии. Очень много и без разбора читал.

В пятнадцать лет поступил на работу младшим писцом в транспортную контору. Через год уехал из Севастополя и стал работать конторщиком на Брянском угольном руднике, где прослужил три года. В 1900 переехал в Харьков.

В 1903 в харьковской газете “Южный край” был опубликован первый рассказ Аверченко “Как мне пришлось застраховать жизнь”, в котором уже чувствуется его литературный стиль. В 1906 становится редактором сатирического журнала “Штык”, почти полностью представленный его материалами. После закрытия этого журнала возглавляет следующий – “Меч”, – тоже вскоре закрытый.

В 1907 переезжает в Петербург и сотрудничает в сатирическом журнале “Стрекоза”, позднее преобразованном в “Сатирикон”. Затем становится постоянным редактором этого популярного издания.

В 1910 выходят три книги Аверченко, сделавшие его известным всей читающей России: “Веселые устрицы”, “Рассказы (юмористические)”, книга 1, “Зайчики на стене”, книга II. “…их автору суждено стать русским Твеном…”, – проницательно заметил В. Полонский.

Вышедшие в 1912 книги “Круги по воде” и “Рассказы для выздоравливающих” утвердили за автором звание “короля смеха”.

Февральскую революцию Аверченко встретил восторженно, но Октябрьскую – не принял. Осенью 1918 уезжает на юг, сотрудничает в газетах “Приазовский край” и “Юг”, выступает с чтением своих рассказов, заведует литературной частью в “Доме Артиста”.

Обратите внимание

В это же время пишет пьесы “Лекарство от глупости” и “Игра со смертью”, а в апреле 1920 организует свой театр “Гнездо перелетных птиц”. Через полгода эмигрирует через Константинополь за рубеж; с июня 1922 живет в Праге, ненадолго выезжая в Германию, Польшу, Румынию, Прибалтику.

Публикуется его книга “Дюжина ножей в спину революции”, сборник рассказов: “Дети”, “Смешное в страшном”, юмористический роман “Шутка мецената” и др.

В 1924 переносит операцию по удалению глаза, после которой долго не может оправиться; вскоре резко прогрессирует болезнь сердца.

Скончался в Пражской городской больнице 22 января (3 марта н. с.) 1925. Похоронен в Праге на Ольшанском кладбище.

Он был как вихрь. Влюбленный в жизнь и солнце,

Здоровый телом, сильный, молодой,

Он нас пьянил, врываясь к нам в оконце,

И ослеплял, блестя меж нас звездой.

Горя в огне безмерного успеха,

Очаровательно дурачась и шаля,

Он хохотал, и вся страна, как эхо,

Ликуя, вторила веселью короля.

averchenko

Источник: http://www.slavkrug.org/averchenko-a-t-biografiya-kratko-averchenko-arkadij-timofeevich/

Краткая биография Аверченко

АВЕРЧЕНКО, АРКАДИЙ ТИМОФЕЕВИЧ (1881−1925), русский писатель, журналист, издатель. Родился 15 (27) марта 1881 в Севастополе. Отец – неудачливый мелкий торговец; ввиду его полного разорения Аверченко пришлось доучиваться “дома, с помощью старших сестер” (из автобиографии).

В 1896, пятнадцати лет от роду, поступил конторщиком на донецкую шахту; через три года переехал в Харьков на службу в той же акционерной компании. Первый рассказ, Уменье жить, был опубликован в харьковском журнале “Одуванчик” в 1902. Серьезной заявкой литератора явился рассказ Праведник, опубликованный в Санкт-Петербурге в “Журнале для всех” в 1904.

В период революционных событий 1905−1907 Аверченко обнаруживает публицистический талант и предприимчивость, широко публикуя в недолговечных периодических изданиях очерки, фельетоны и юморески и выпустив несколько номеров быстро запрещенных цензурой собственных сатирических журналов “Штык” и “Меч”.

Издательский опыт пригодился ему в 1908 в Санкт-Петербурге, когда он предложил редакции зачахшего юмористического журнала “Стрекоза” (где еще в 1880 был опубликован первый рассказ Чехова) реорганизовать издание. Став секретарем редакции, Аверченко осуществил свой замысел: с 1 апреля 1908 “Стрекозу” сменил новый еженедельник “Сатирикон”.

Как отмечал в статье Аверченко и “Сатирикон” (1925) А. И. Куприн, журнал “сразу нашел себя: свое русло, свой тон, свою марку. Читатели же – чуткая середина – необыкновенно быстро открыли его”. Именно ориентация на читателя среднего класса, пробужденного революцией и живо интересующегося политикой и литературой, обеспечила “Сатирикону” его огромный успех.

Помимо завзятых юмористов, таких, как Петр Потемкин, Саша Черный, Осип Дымов, Аркадий Бухов, к сотрудничеству в журнале Аверченко сумел привлечь Л. Андреева, С. Маршака, А. Куприна, А. Н. Толстого, С. Городецкого и многих других поэтов и прозаиков.

Постоянным сотрудником “Сатирикона” и вдохновителем всех журнальных начинаний был сам Аверченко; становлением писателя первой величины была сатириконовская карьера Н. А. Лохвицкой (Тэффи).

Помимо журнала выпускалась “Библиотека Сатирикона”: в 1908-1913 было опубликовано около ста названий книг общим тиражом свыше двух миллионов, в том числе и первый сборник рассказов Аверченко Веселые устрицы (1910), выдержавший за семь лет двадцать четыре издания. В 1913 редакция “Сатирикона” раскололась, и “аверченковским” журналом стал “Новый Сатирикон” (1913−1918).

Важно

Редкий номер прежнего и нового издания обходился без рассказа или юморески Аверченко; печатался он и в других “тонких” журналах массовой циркуляции, таких, как “Журнал для всех” и “Синий журнал”. Рассказы отбирались, дополнительно редактировались и издавались сборниками: Рассказы (юмористические). Кн.

1 (1910) – сюда были заодно “сброшены” ранее, еще до “Сатирикона” опубликованные вещи; Рассказы (юмористические). Кн. 2. Зайчики на стене (1911), Круги по воде (1912), Рассказы для выздоравливающих (1913), О хороших в сущности людях (1914), Сорные травы (1914 – под псевдонимом Фома Опискин), Чудеса в решете (1915), Позолоченные пилюли (1916), Синее с золотом (1917).

Выработался комплексный тип рассказа Аверченко, необходимым и характерным свойством которого является утрировка, расписывание анекдотической ситуации, доводящее ее до полнейшего абсурда, который и служит неким катарсисом, отчасти риторическим.

Его гипертрофированные анекдоты не имеют и тени правдоподобия; тем успешнее используются они для мистификации и отстранения действительности, нужного “интеллигентной” публике (словцо “интеллигентный” было введено в широкий обиход при немалом содействии “Сатирикона”), которая во время “Серебряного века” старалась хоть немного ослабить мертвую хватку народнической идеологии: иногда для противодействия ей использовался даже доморощенный социал-демократизм, и следы его явственны в “Сатириконах”. “Сатириконовцы” во главе с Аверченко чрезвычайно дорожили своей благоприобретенной репутацей “независимого журнала, промышляющего смехом”, и старались не потакать низменным вкусам, избегая скабрезности, дурацкого шутовства и прямой политической ангажированности (во всех этих смыслах образцовым автором была Тэффи). Политической позицией журнала была подчеркнутая и несколько издевательская нелояльность: позиция очень выгодная в тогдашних условиях почти полного отсутствия цензуры, воспрещавшей лишь прямые призывы к свержению власти, зато позволявшей сколько угодно осмеивать любые ее проявления, в том числе и самое цензуру. Февральскую революцию 1917 Аверченко со своим “Новым Сатириконом”, разумеется, приветствовал; однако последовавшая за ней разнузданная “демократическая” свистопляска вызывала у него возраставшую настороженность, а октябрьский большевистский переворот был воспринят Аверченко, вместе с подавляющим большинством российской интеллигенции, как чудовищное недоразумение. При этом его веселый абсурд приобрел новый пафос; он стал соответствовать безумию новоучреждаемой действительности и выглядеть как “черный юмор”. Впоследствии подобная “гротесковость” обнаруживается у М. Булгакова, М. Зощенко, В. Катаева, И. Ильфа, что свидетельствует не об их ученичестве у Аверченко, а о единонаправленной трансформации юмора в новую эпоху. Эпоха относилась к юмору сурово: в августе 1918 “Новый Сатирикон” был запрещен, и Аверченко бежал на белогвардейский Юг, где публиковал в газетах “Приазовский край”, “Юг России” и др. антибольшевистские памфлеты и фельетоны, а в октябре 1920 отбыл в Стамбул с одним из последних врангелевских транспортов. Тогда же вырабатываются новые типы рассказов Аврченко, впоследствии составивших книги Дюжина ножей в спину революции (1921) и Смешное в страшном (1923): антисоветский политический анекдот и стилизованные под очерки, но при этом утрированные в обычной манере Аврченко зарисовки и впечатления быта революционной столицы и гражданской войны. Опыт эмигрантской жизни, нелепо и жалко копирующей быт и нравы погибшей России, отразился в книге Записки Простодушного. Я в Европе (1923), где при помощи обратной гиперболы (литоты) возникают гротескные образы лилипутского мирка, не лишенного сюрреалистического жизнеподобия. В сочинениях последних лет жизни Аверченко с новой силой проявляется детская тема – от сборника О маленьких – для больших (1916) до книг рассказов Дети (1922) и Отдых на крапиве (1924). Попытавшись написать повесть (Подходцев и двое других, 1917) и “юмористический роман” (Шутка Мецената, 1925), Аверченко создает квазимемуарные циклы полуанекдотических эпизодов, связанных более или менее карикатурными фигурами основных персонажей, т. е. опять-таки сборники рассказов и юморесок с оттенком личных воспоминаний. В Стамбуле Аверченко, как всегда, совмещал творческую деятельность с организаторской: создав эстрадный театр “Гнездо перелетных птиц”, он совершил несколько гастрольных поездок по Европе. В 1922 поселился в Праге, где успел написать и опубликовать несколько книг рассказов и пьесу Игра со смертью, имеющую характер комедийного шоу. Умер Аверченко в Праге 12 марта 1925.

Вариант 2

Восемнадцатого (тридцатого) марта 1881 года в городе Севастополе, расположенном в Российской империи, родился будущий выдающийся русский писатель, театральный критик и сатирик – Аверченко Аркадий Тимофеевич. Отец юмориста – Аверченко Тимофей Петрович был бедным, неудачливым торговцем, а мать – Сафронова Сусанна Павловна являлась дочерью солдата в отставке родом из Полтавщины.

Хотя Аркадий Тимофеевич ввиду очень плохо зрения не получил никакого образования в детстве, этот недостаток будущего писателя полностью компенсировался природным умом и сообразительностью.

Работать юный Аркадий начал с пятнадцати лет. Проработав год младшим писцом в транспортной конторе города Севастополь, будущий сатирик уезжает работать на Брянский рудник конторщиком.

Проработав около четырех лет на Донбассе, Аркадий переезжает в Харьков, где 31 октября 1903 года публикуется его первый рассказ – “Как мне пришлось застраховать жизнь”.

С 1906 по 1907 год Аверченко редактирует два сатирических журнала – “Меч” и “Штык”. Литературное творчество Аркадия не остается без внимания правления рудника и юмориста увольняют со словами: “Вы хороший человек, но ни к черту не годитесь”.

После увольнения Аркадий Тимофеевич уезжает в Санкт-Петербург, где становится сотрудником различных второстепенных изданий.

В 1908 году создается новый юмористический журнал “Сатирикон”, редактором которого назначают Аверченко Аркадия Тимофеевича.

За время работы в “Сатириконе” писатель становится очень известным и по его рассказам ставятся многочисленные пьесы в “Летучей мыши” и “Кривом зеркале”.

Совет

После Октябрьской революции многое изменилось и в 1918 году пришедшие к власти большевики закрывают “Сатирикон”. 15 ноября 1920 года Аверченко эмигрирует в Константинополь.

На чужбине, “озлобленный до умопомрачения белогвардеец”, как назвал его тогда Ленин, выпускает сборник памфлетов “Дюжина ножей в спину революции” и сборник “Записки Простодушного”.

В 1925 году писатель после операции теряет свой глаз, после чего серьезно начинает болеть, а двенадцатого марта 1925 года Аверин Аркадий Тимофеевич умирает.

Источник: https://rus-lit.com/kratkaya-biografiya-averchenko/

Биография Аркадия Аверченко кратко

Аркадий Аверченко – замечательный отечественный юморист, писатель, публицист, народный деятель, произведения которого всегда  поднимали настроение простым людям, которые приходя домой после работы, сразу принимались читать его произведения, так как они всегда поднимали настроение после прочтения. За всю свою жизнь и карьеру данный литературный деятель успел сделать множество полезных вещей для мира литературы, да для остального мира в целом. На его произведениях выросло поколения весьма одарённых, счастливых, и работящих людей.

Читайте также:  Краткая биография сэй-сёнагон

Родился данный замечательный человек в городе Севастополе в 1881 году.

С раннего детства мальчик не проявлял не то, что каких либо способностей к литературе и искусству, а попросту не проявлял даже никакого желания заниматься данными вещами, из-за чего его родители решили сделать из него человека цифр и финансов, и с раннего детства занимались с ним арифметикой, решением задач, и множеством различных вещей.

Благодаря этому, повзрослев, молодому Аркадию без какого либо труда удалось устроиться на работу в местную контору, в которой он и использовал приобретённые в детстве навыки по своему прямому назначению.

Однако, проработав, таким образом, довольно продолжительное время в конторе, он понимает, что данная работа не приносит ему особого удовольствия, из-за чего он решает начать заниматься какой-нибудь творческой деятельностью, и на ум ему приходит только литература. Таким образом, написав несколько произведений, которые получили некий локальный успех, он решает заниматься литературой, после чего отправляется покорять своим новоприобретённым талантом столицу.

После прибытия в столицу он начинает работать над своей литературной карьерой. Первым шагом его становления как публициста становится его зачисление на должность редактора журнала “Сатирикон, « в котором он добивается достаточно высоких мест.

Работая в сатириконе, он начинает издавать свои первые произведения, которые получают хорошие отзывы, как и со стороны простого читателя, так и со стороны критиков со всего света. Его называют новым молодым Чеховым, и даже сравнивают его произведения с именитыми зарубежными авторами.

Все замечают довольно серьёзный талант автора к написанию юмористических произведений. Его юмор называют одним из самых интеллигентных и самых выдающихся, и, в конце концов, называют королём русского юмора.

Обратите внимание

Впоследствии на пике своей популярности он начинает вести собственный юмористический журнал под названием “Новый Сатирикон” что  приносит ему ещё большую известность, и материальную обособленность, что позволяет ему писать ещё больше замечательных произведений.

Также на судьбу писателя приходили некоторые несчастья. Писателю пришлось покинуть Крым по некоторым обстоятельствам. Однако данное несчастье никоим образом его не остановило, и он начал давать гастроли по всей России.

Последним местом своего пребывания писатель выбрал Прагу, где впоследствии и скончался в 1925 году.

Биография 2

Аркадий Аверченко – замечательный юморист – публицист, человек  который издал множество юмористичных произведений, неоднократно признанный одним из лучших в своё жанре писателей, человек который всей своей работой мотивировал окружающих его людей оптимистичнее относиться к миру. В своих работах Аркадий задевал разнообразные, даже весьма грустные темы, но с помощью своего таланта превращать всё в невинную шутку он мог создавать веселую историю, там, где её, казалось бы, не создашь.

Родился данный литературный деятель юморист в 1881 году в городе Севастополе. В начале своего жизненного пути данный автор занимался отнюдь не литературной деятельностью, а вещами, даже близко не находившемся рядом с искусством и творчеством.

Благодаря своим арифметическим навыкам, которые он активно развивал в детстве, ему удалось начать неплохую карьеру в области финансов в одном бюро, которое занималось транзакциями, связанными с шахтёрским делом и добычей руды. Однако такая жизнь, несмотря на все её блага, не устраивала Аркадия, и он решил отправиться в мир литературы, после чего берёт направление в сторону столицы.

Долгое время в столице Аркадий слоняется без дела, не зная, куда именно ему направиться, в это же время он издаёт несколько небольших статей, после которых его замечает небольшое издание “Сатирикон” в котором он впоследствии начинает работать редактором, что ему очень нравится.

Во время своей работы редактором в журнале он знакомится с множеством интересных личностей, которые мотивируют его заниматься литературой. Он начинает издавать небольшие юмористические журналы под эгидой своего журнала. И впоследствии его замечают люди.

Таким образом, он становится довольно  таки известным автором, который заслужив уважение среди литераторов получает множество одобрений и пишет большое количество достойных произведений. Его даже называют королём Российского юмора  и правителем сатиры, чему он не удивился. После всей своей карьеры он решает отправиться на покой в Польшу, в замечательный город Прагу, где через несколько лет он скончался от старости.

Биография по датам и интересные факты. Самое главное.

  • Демокрит
    Демокрит родился в городе Абдеры около 460 года до новой эры. Поэтому его довольно часто называют Демокритом Абдерским. Он считается создателем атомистического материализма, хотя, если смотреть детальнее
  • Князь Игорь Святославич
    Личность князя Игоря Святославовича в истории земли русской неоднозначно. Одни историки считают его незначительной исторической личностью, ничем значимым не отличившимся. Другие говорят о том, что расположение его княжества
  • Исаак Бабель
    Биография переводчика и журналиста Исаака Бабеля имеет свои неверности и недочеты. Знаменитый переводчик Исаак Бабель родился в 1894 году 30 июня (по старинному календарю) в Одессе в семье купца
  • Карл Маркс
    Карл Генрих Маркс (1818 — 1883) — известный экономист и философ XIX столетия. В мире прежде всего известен как автор классического политэкономического труда «Капитал» и других философских и политических трудов
  • Иван Сеченов
    Иван родился 13 августа 1829 года, отец был дворянин Михаил Сеченов. Ваня был девятым ребенком в семье. С юных лет родители говорили Ивану, что образование является одним из основополагающих моментов жизни.

Источник: http://chitatelskij-dnevnik.ru/kratkie-biografii/arkadij-averchenko

Биография, Аверченко Аркадий Тимофеевич. Полные и краткие биографии русских писателей и поэтов

Все материалы на одной странице

Материал № 1

Материал № 2

Материал № 3

Материал № 4

Аверченко, Аркадий Тимофеевич

(1881—1925) — писатель-юморист. Происходил из купеческой семьи, служил конторщиком, выдвинулся после 1905, главным обр. в качестве редактора «Сатирикона». Сотрудничал в «Журнале для всех», «Утре», «Зрителе» и др. изданиях. Рассказы его выходили отдельными книжками. Юмор А.

неглубокий, водевильного характера, хотя в редких случаях ему удавалось приподыматься и до общественной сатиры (в либерально-обывательских тонах). В революционные годы А. оказался в эмигрантском лагере, в угоду своему озлобленному читателю всячески чернил Советскую Россию, но в «смехе» А. чувствовалась в эти годы безнадежная растерянность. В последних рассказах своих А.

с упоением рисует минувшие дни — картины сытой и пьяной жизни господствовавшего до революции класса.

Аверченко, Аркадий Тимофеевич

[1881—1925] — писатель-юморист. Рассказы свои печатал в журнале «Сатирикон» (который и редактировал), в дешевой библиотеке «Нового Сатирикона» и отдельными изданиями (около 20 книг). Сатира А. может быть охарактеризована как буржуазно-либеральная.

После окончания гражданской войны А. — белоэмигрант; изобразил эмигрантский быт в чрезвычайно мрачных красках (особенно «Осколки разбитого вдребезги»).

Важно

Рассказы Аверченко переиздаются в настоящее время различными издательствами (ЗИФ, «Современные проблемы» и др.).

Библиография:Владиславлев И. В., Русские писатели, М., 1924.

“Литературная энциклопедия” (т. 1—9, 11, 1929—39, неконч.).

Аверченко, Аркадий Тимофеевич

Род. в 1881, ум. 1925; русский сатирик, автор рассказов, пьес, фельетонов («Веселые устрицы», сб., 1910; «Круги по воде», сб., 1912; «Рассказы для выздоравливающих», сб., 1912 (эти два сборника доставили А. прозвище «король смеха»); «О хороших в сущности людях», сб., 1914; «Подходцев и двое других», 1917, повесть). Издатель журн.

«Новый сатирикон». В 1920 эмигрировал в Константинополь, в 1921 г. в Париже опубликовал сборн. памфлетов «Дюжина ножей в спину революции», названный Лениным «высокоталантливой книжкой» «озлобленного до умопомрачения белогвардейца» и язвительно превозносивший новый российский строй и его вождей. В 1925 г.

в Праге издал юмористический роман «Шутка мецената».

Аверченко
Аркадий Тимофеевич (1881 – 1925), прозаик.

Родился 15 марта (27 н.с.) в Севастополе в семье купца. Получил
домашнее воспитание, так как из-за плохого зрения и слабого
здоровья не мог учиться в гимназии. Очень много и без разбора
читал.

В пятнадцать лет поступил на работу младшим писцом в транспортную
контору.

Через год уехал из Севастополя и стал работать конторщиком
на Брянском угольном руднике, где прослужил три года. В 1900
переехал в Харьков.

В 1903 в харьковской газете “Южный край” был опубликован
первый рассказ Аверченко “Как мне пришлось застраховать
жизнь”, в котором уже чувствуется его литературный стиль.

В 1906 становится редактором сатирического журнала “Штык”,
почти полностью представленный его материалами. После закрытия
этого журнала возглавляет следующий – “Меч”, – тоже
вскоре закрытый.

В 1907 переезжает в Петербург и сотрудничает в сатирическом
журнале “Стрекоза”, позднее преобразованном в “Сатирикон”.

Затем становится постоянным редактором этого популярного издания.

В 1910 выходят три книги Аверченко, сделавшие его известным
всей читающей России: “Веселые устрицы”, “Рассказы
(юмористические)”, книга 1, “Зайчики на стене”,
книга II. “…их автору суждено стать русским Твеном…”,
– проницательно заметил В. Полонский.


Совет

Вышедшие в 1912 книги “Круги по воде” и “Рассказы
для выздоравливающих” утвердили за автором звание “короля
смеха”.

Февральскую революцию Аверченко встретил восторженно, но Октябрьскую
– не принял.

Осенью 1918 уезжает на юг, сотрудничает в газетах
“Приазовский край” и “Юг”, выступает с чтением
своих рассказов, заведует литературной частью в “Доме Артиста”.
В это же время пишет пьесы “Лекарство от глупости”
и “Игра со смертью”, а в апреле 1920 организует свой
театр “Гнездо перелетных птиц”.

Через полгода эмигрирует
через Константинополь за рубеж; с июня 1922 живет в Праге, ненадолго
выезжая в Германию, Польшу, Румынию, Прибалтику. Публикуется
его книга “Дюжина ножей в спину революции”, сборник
рассказов: “Дети”, “Смешное в страшном”,
юмористический роман “Шутка мецената” и др.

В 1924 переносит операцию по удалению глаза, после которой
долго не может оправиться; вскоре резко прогрессирует болезнь
сердца.

Скончался в Пражской городской больнице 22 января (3 марта
н.с.) 1925. Похоронен в Праге на Ольшанском кладбище.

Использованы материалы кн.: Русские писатели и поэты. Краткий
биографический словарь. Москва, 2000.

Все биографии русских писателей по алфавиту:

А – Б – В – Г – Д – Е – Ж – З – И – К – Л – М – Н – О – П – Р – С – Т – У – Ф – Х
– Ц – Ч – Ш – Щ – Э – Я

Десятка самых популярных биографий:

Источник: https://docbaza.ru/bio/rus/Averchenko_Arkadi_Timofeevich/

Аверченко Аркадий Тимофеевич

Аверченко Аркадий Тимофеевич (1881/1925) — русский писатель, автор сатирических рассказов, фельетонов и пьес, раскрывающих сущность бытующих нравов. После революции 1917 г. жил за границей, где выходит в свет его сатира на советскую власть — «Дюжина ножей в спину революции», а также роман «Шутка мецената».

Гурьева Т.Н. Новый литературный словарь / Т.Н. Гурьева. – Ростов н/Д, Феникс, 2009, с. 5.

Аверченко Аркадий Тимофевич (1881-1925) – писатель, драматург, эмигрант. Родился в Севастополе. С 1907 г. жил в Санк-Петербурге, сотрудничал в юмористическом журнале “Стрекоза”. С 1908 г. главный редактор журнала “Сатирикон”.

Обратите внимание

В России опубликованы книги: “Круги по воде” (1912); “Рассказы для выздоравливающих”; “Сорные травы” (1914); “Чудеса в решете” (1915) и др. После Октябрьской революции уехал на занятый белыми Юг. Сотрудничал в газетах “Приазовский край”, “Юг”. “Юг России” и др. С 1920 г. в эмиграции в Константинополе.

С 1922 года жил в Праге. Умер в Праге, похоронен на Ольшанском кладбище

Использован материал с сайта “Русское зарубежье” – http://russians.rin.ru

Аверченко Аркадий Тимофеевич (15[27].03.1881—12.03. 1925), писатель, драматург, театральный критик. Родился в Севастополе. Сын мелкого торговца.

По свидетельству Аверченко, из-за отсутствия в семье денег первоначальное образование получил дома с помощью старших сестер.

С 1908 — сотрудник, позже редактор юмористического журнала «Сатирикон», затем редактор «Нового сатирикона» (с 1913). В юмористических рассказах и фельетонах Аверченко высмеивал пошлость буржуазного быта (сб.

«Веселые устрицы», 1910, и др.). Писал также юмористические пьесы-миниатюры, ставившиеся в театрах. После 1917 эмигрировал во Францию.

Книга рассказов эмигрантского периода «Дюжина ножей в спину революции», 1921) имела шумный успех во всем русском мире.

Использованы материалы сайта Большая энциклопедия русского народа – http://www.rusinst.ru 

Аверченко Аркадий Тимофеевич (1881 – 1925), прозаик.  Родился 15 марта (27 н.с.) в Севастополе в семье купца. Получил домашнее воспитание, так как из-за плохого зрения и слабого здоровья не мог учиться в гимназии. Очень много и без разбора читал.

В пятнадцать лет поступил на работу младшим писцом в транспортную контору. Через год уехал из Севастополя и стал работать конторщиком на Брянском угольном руднике, где прослужил три года. В 1900 переехал в Харьков.

В 1903 в харьковской газете “Южный край” был опубликован первый рассказ Аверченко “Как мне пришлось застраховать жизнь”, в котором уже чувствуется его литературный стиль. В 1906 становится редактором сатирического журнала “Штык”, почти полностью представленный его материалами. После закрытия этого журнала возглавляет следующий – “Меч”, – тоже вскоре закрытый.

Читайте также:  Краткая биография васильев

Важно

В 1907 переезжает в Петербург и сотрудничает в сатирическом журнале “Стрекоза”, позднее преобразованном в “Сатирикон”. Затем становится постоянным редактором этого популярного издания.

В 1910 выходят три книги Аверченко, сделавшие его известным всей читающей России: “Веселые устрицы”, “Рассказы (юмористические)”, книга 1, “Зайчики на стене”, книга II.

“…их автору суждено стать русским Твеном…”, – проницательно заметил В. Полонский.

Вышедшие в 1912 книги “Круги по воде” и “Рассказы для выздоравливающих” утвердили за автором звание “короля смеха”.

Февральскую революцию Аверченко встретил восторженно, но Октябрьскую – не принял.

Осенью 1918 уезжает на юг, сотрудничает в газетах “Приазовский край” и “Юг”, выступает с чтением своих рассказов, заведует литературной частью в “Доме Артиста”. В это же время пишет пьесы “Лекарство от глупости” и “Игра со смертью”, а в апреле 1920 организует свой театр “Гнездо перелетных птиц”.

Через полгода эмигрирует через Константинополь за рубеж; с июня 1922 живет в Праге, ненадолго выезжая в Германию, Польшу, Румынию, Прибалтику. Публикуется его книга “Дюжина ножей в спину революции”, сборник рассказов: “Дети”, “Смешное в страшном”, юмористический роман “Шутка мецената” и др.

В 1924 переносит операцию по удалению глаза, после которой долго не может оправиться; вскоре резко прогрессирует болезнь сердца.

Скончался в Пражской городской больнице 22 января (3 марта н.с.) 1925. Похоронен в Праге на Ольшанском кладбище.

Использованы материалы кн.: Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь. Москва, 2000.

Русский сатирик

Аверченко, Аркадий Тимофеевич (15/27.03.1881, Севастополь — 12.03.1925, Прага) — русский сатирик, юморист, театральный критик. С 15 лет А. «служил младшим писцом в транспортной конторе», конторщиком на каменноугольных разработках Донбасса. В 1903 переезжав! в Харьков на службу в правление рудников. Печатается с 1903. С 1906 А.

совершенно «забросил службу», редактор журнала «сатирической литературы и юмористики с рисунками» «Штык», а затем — «Меч». Переехав в Петербург, А. сотрудничает с журналом «Стрекоза», преобразованным в 1908 в «Сатирикон», ставший важнейшей вехой в творческой биографии А.

В период общественной реакции «Сатирикон» остался единственным в России популярным журналом юмора и сатиры. В нем сотрудничали художники Н. В. Ремизов, Л. Бакст, И. Билибин, М. Добужинский, А. Бенуа, и О. Дымов, поэты Саша Черный, С. Городецкий, О. Мандельштам, В. Маяковский, писатели А. Куприн, JI. Андреев, А. Толстой, А.

Совет

Грин, Тэффи. Произведения самого А. составляли едва ли не половину журн. В 1913 из-за конфликта с изд. А. и его сотрудники основали «Новый Сатирикон», который с начала Первой мировой войны включился в патриотическую кампанию («Четыре стороны Вильгельма» и др.). Приветствуя Февральскую революцию, Октябрьскую революцию А.

встретил враждебно. Болезненно переживал бытовые неурядицы («Быт», «В ожидании ужаса» и др.). В августе 1918 «Новый Сатирикон» был закрыт. А. пробрался через охваченую гражданской войной Украину в Севастополь, где с июня 1919 сотрудничал в газете «Юг России», агитируя за Белое движение. В 1920 газета закрыта врангелевской цензурой.

С ноября 1920 — в эмиграции (Константинополь, София, Белград, с 1922 — Прага). В 1921 опубликовал сборник памфлетов «Дюжина ножей в спину революции» с острой критикой большевизма, в 1923 — сборник эмигрантских рассказов «Записки Простодушного». Грустно высмеивал жизнь русской эмиграции («Осколки разбитого вдребезги» и др.).

Сотрудничал в газете «Prager Presse». Роман «Шутка мецената» написан в 1923, вышел посмертно в 1925.

Н. А. Герулайтис.

Российская историческая энциклопедия. Т. 1. М., 2015, с. 70-71.

Писатель XX века

Аверченко Аркадий Тимофеевич  [15(27).3.1881, Севастополь — 12.3.1925, Прага]  — прозаик, драматург, журналист, критик.

Сын небогатого купца. Получил начальное домашнее образование. Есть сведения, что Аверченко обучался 2 года в севастопольской гимназии. С 15 лет начал зарабатывать себе на жизнь.

С 1896 по 1897 служит младшим писцом в транспортной конторе Севастополя. С 1897 работает конторщиком в Акционерном обществе Брянских каменноугольных копей и рудников. Вместе с правлением рудников затем перемещается в Харьков. 31 окт. 1903 в харьковской газете «Южный край» напечатан первый рассказ «Как мне пришлось застраховать жизнь».

Сам же Аверченко своим литературным дебютом считал рассказ «Праведник» (Журнал для всех. 1904. № 4). В 1905 сотрудничал в «Харьковских губернских ведомостях». С 1906 редактирует журнал «Штык», с 1907 и журнал «Меч». Эти издания стали первой постоянной трибуной Аверченко, который вел почти все разделы под многочисленными псевдонимами.

1907 — переезд в Петербург, сотрудничество во второстепенных изданий, в т.ч. в журнале «Стрекоза». С 1908 группа молодых сотрудников «Стрекозы» начала издание нового юмористического журнала «Сатирикон». Для Аверченко работа в этом издании стала центральной вехой в творческой биографии. Продолжаются начатые в Харькове поиски собственных тем, стиля, жанра.

Рассказы Аверченко подписывал настоящей фамилией. Под псевдонимами Фальстаф, Медуза Горгона, Фома Опискин Аверченко выступал с передовицами и фельетонами, за подписью Волк — с юмористической «мелочью», а под псевдонимом Ave сообщал о вернисажах, музыкальных вечерах, театральных постановках, вел знаменитый «Почтовый ящик».

За острую политическую направленность некоторых материалов Аверченко подвергался судебному преследованию. Популярности Аверченко это не убавило. Слава и успех сопутствовали ему в эти годы — его произведения занимают около половины в каждом номере «Сатирикона», ежегодно издает по 2-3 сборников рассказов.

Обратите внимание

Современники вспоминают его как веселого, остроумного, окруженного свитой поклонников, «прекрасно одетого господина, немножко полного, красивого и ленивого» (Лев Гумилевский). В этой атмосфере удачливости и довольства стали мелькать «пошловатые или поверхностные вещицы» (Михайлов О. С.11). В 1910 сб.

: «Рассказы (юмористические)»; «Зайчики на стене»; «Веселые устрицы» (более 20 переизданий). После опубликования Аверченко статьи «Марк Твен» (Солнце России. 1910. №12) критики заговорили о связи юмора Аверченко с традицией Марка Твена (В.Полонский, М.А.Кузмин), другие сопоставляли его с ранним Чеховым (А.Измайлов).

Бодрый, заразительный смех Аверченко звучал некоторым диссонансом с утонченно-изломанным эстетизмом декаданса.

Аверченко выступал активным сторонником реализма и в своих непосредственных творческих декларациях: «До сих пор при случайных встречах с модернистами я смотрел на них с некоторым страхом: мне казалось, что такой художник-модернист среди разговора или неожиданно укусит меня за плечо, или попросит взаймы».

Аверченко затрагивал разные темы, но главный его «герой» — это быт Петербурга и жизнь его обитателей: писателей, мировых судей, ремингтонисток, городовых, коммивояжеров, горничных, недалеких и всегда у него очаровательных дам.

Аверченко изобретательно издевается над глупостью, вызывая у читателя «ненависть к среднему, стертому, серому человеку, к толпе, к обывателю» (К.Чуковский).

В 1912 в Петербурге выходят в свет книги Аверченко «Круги по воде» и «Рассказы для выздоравливающих», после чего за А. закрепляется титул «короля смеха».

Рассказы инсценировались и ставились в петербургских театрах. Однако примерно к этому времени относится и суровая критика «пустозвонства» (А.К.Воронский) и «сытого смеха» Аверченко. Революционно настроенной части российской интеллигенции претил «краснощекий юмор» Аверченко. Но многоперсонажный «театр абсурда» писателя давал богатую панораму русской жизни этих лет.

До 1913 Аверченко продолжал вести «Сатирикон», который был «чудесной отдушиной, откуда лил свежий воздух» (А.Куприн). Здесь, а затем и в «Новом сатириконе» сотрудничали в разное время художники Ре-Ми (Н.Ремизов), А.Радаков, А.Юнгер, Л.Бакст, И.Билибин, М.Добужинский, А.Бенуа, Д.Митрохин, Н.Альтман. Печатались мастера юмористической прозы — Тэффи, О.

Важно

Дымов, поэты Саша Черный, С.Городецкий, О.Мандельштам, молодой В. Маяковский, а также А.Куприн, Л.Андреев, А.Толстой, А.Грин. В коллективных усилиях «Сатирикона» ощущалась цельная эстетическая программа. По замыслу сотрудников, их ж. «неустанно старался очищать и развивать вкус среднего русского читателя, привыкшего к полуграмотным распивочным листкам».

Хлестко высмеивая бездарность, дешевые штампы («Неизлечимые», «Поэт»), Аверченко выступает поборником не просто талантливого, но жизненного, реалистического искусства. Высмеивает крайности романтизма («Русалка»), теоретические постулаты «нового» искусства («Аполлон»).

В 1913 из-за разногласий с издателем «Сатирикона» М.Г.Корнфельдом основные сотрудники выходят из состава редколлегии и основывают «Новый Сатирикон». С началом Первой мировой войны появляются политические темы. Редакция разделяет мнение правительства о необходимости единства нации перед опасностью внешнего врага. Публикуются патриотически ориентированные произведения Аверченко: «План генерала Мольтке», «Четыре стороны Вильгельма», «Случай с шарлатаном Кранкен» и др. Полны горечи очерки и фельетоны Аверченко, передающие то состояние развала, в котором находилась Россия накануне революции. В некоторых своих рассказах Аверченко бичует разгул спекуляции, лихоимства, нравственной нечистоплотности.

В военные и предреволюционные годы книги Аверченко активно издаются и переиздаются: Фома Опискин. «Сорные травы» (1914), «О хороших, в сущности, людях» (1914), «Одесские рассказы» (1915), «О маленьких — для больших» (1916), «Синее с золотом» (1917) и др. Особую страницу среди них представляют «детские» рассказы А. (сб. «О маленьких — для больших», «Шалуны и ротозеи» и др.).

Аверченко не огорчило падение романовской монархии («Мой разговор с Николаем Романовым»), но приход к власти большевиков вызвал его резкое неприятие («Дипломат из Смольного» и др.). В 1918 Аверченко уехал на занятый белыми войсками юг, сотрудничал в газете «Приазовский край», «Юг России».

В памфлетах и рассказах этого периода обращается к белым генералам с призывом приблизить «час ликвидации и расчета» с большевиками. Подвергся репрессии со стороны врангелевской цензуры, распорядившейся закрыть газету «Юг России». В апр. 1920 Аверченко организовал собственный театр «Гнездо перелетных птиц». В окт.

1920 эмигрировал сначала в Константинополь, а затем, по его собственным словам,— «кубарем по Европам». В 1921 в Париже вышла книга памфлетов «Дюжина ножей в спину революции», где Аверченко сокрушался о гибели России. Его герои — дворяне, купцы, чиновники, военные, рабочие — с ностальгией вспоминают о прошлой жизни. В советской печати прозвучала резкая отповедь. Критик Н.

Мещеряков писал: «Вот до какой мерзости, до какого юмора висельника дошел теперь веселый балагур Аркадий Аверченко». 22 нояб. 1921 в «Правде» была опубликована статья В.И.Ленина «Талантливая книжка», в которой Аверченко назван «озлобленным до умопомрачения белогвардейцем». Однако В.И.

Совет

Ленин нашел книгу «высокоталантливой», отметив, сколь искусно «изображены» впечатления и настроения представителей старой, помещичьей и фабрикантской, богатой, «объевшейся и объедавшейся России». Среди эмиграции Аверченко отмечал «кипящий распад» («Осколки разбитого вдребезги», «Разговоры в гостиной» и др.). Некоторые рассказы, по мнению В.И.

Ленина, «заслуживали перепечатки», что и выполнялось, поскольку часть произведений Аверченко продолжала выходить и после его эмиграции.

С июня 1922 Аверченко жил в Праге, издал несколько сб., юмористический роман «Шутка мецената» (Прага, 1925). Трудно переживал разлуку с Россией: «…Тяжело как-то стало писать… Не пишется.

Как будто не на настоящем стою» (из воспоминаний журналиста Л.Максима). Скончался в Пражской городской больнице от болезни сердца. Главные достижения Аверченко современная критика связывает со стихией юмористического. Н.А.Тэффи отмечала, что «он русский чистокровный юморист, без надрывов и смеха сквозь слезы. Место его в литературе свое собственное, я бы сказала — единственного русского юмориста».

Е.И. Колесникова

Использованы материалы кн.: Русская литература XX века. Прозаики, поэты, драматурги. Биобиблиографический словарь. Том 1. с. 10-13.

Далее читайте очерки:

“Хамелион (Федор Шаляпин)”.

Человек со спокойной совестью (Керенский).

Человек, который убил (Петерс).

Сказка про белого бычка.

Далее читайте:

Семёнов А.Н., Семёнова В.В. Концепт средства массовой информации в структуре художественного текста. Часть II. (Русская литература). Учебное пособие. СПб., 2011. Русская поэзия XX – XIX веков. Аркадий Тимофеевич АВЕРЧЕНКО.

Сочинения:

Восемь одноактных пьес и инсценированных рассказов. СПб., 1913;

Восемь одноактных пьес и инсценированных рассказов. СПб., 1911;

Рассказы. Т. 1, 11-е изд. Пг., 1916. Т. 2 — Зайчики на стене. 10-е изд., Пг., 1916. Т. 3 — Веселые устрицы, 24-е изд., Пг.

, 1916;

Осколки разбитого вдребезги. Л., 1926;

Записки театральной крысы / предисл. В.Мейерхольда. М.; Л., 1926;

Избранные соч. Т. 1-2. М., 1927;

Юмористические рассказы. М., 1964;

Избранные рассказы / предисл. О.Михайлова. М., 1985;

Кривые углы.

Рассказы / предисл. П.Горелова. М., 1989.

Литература:

Евстигнеева Л.А. Журнал «Сатирикон» и поэты-сотириконцы. М., 1968;

Борисов Л. За круглым столом прошлого. Л., 1971;

Левицкий Д.А. А.Аверченко: Жизненный путь. Вашингтон, 1973;

Тэффи Н. Воспоминания. Париж, 1980;

Брызгалова Е.Н. Дореволюционная новеллистика. А.Аверченко // Жанрово-стилевые проблемы русской литературы XX в. Тверь, 1994. С. 42-47;

Молохов А.В. Аркадий Аверченко, страницы биографии [1881-1925] // Россия и современный мир. 1995. №1. С.184-197;

Спиридонова А.Л. Бессмертие смеха. Комическое в литературе Русского зарубежья. М., 1999. С. 76-120.

Источник: http://www.hrono.ru/biograf/bio_a/averchenkoat.php

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector