Сэмюэль Беккет краткая биография
Сэ́мюэл Баркли Беккет — ирландский писатель, поэт и драматург. Представитель модернизма в литературе. Один из основоположников театра абсурда.
Сэмюэл Баркли Беккет родился 13 апреля 1906 в небольшом поселении Фоксрок, пригороде Дублина, Ирландия
Беккет получил строгое протестантское воспитание, обучался сначала на дому, затем, начиная с возраста 9 лет, — в школе Эрлсфорт в Дублине. В школе Беккет приобрел славу отличного спортсмена и способного ученика.
В 1920 году в возрасте 14 лет Беккет становится учеником частной Королевской школы Портора в Эннискиллене, что в Северной Ирландии. Но Беккет был замкнутым юношей.
В 1923 Беккет поступает в знаменитый дублинский Тринити-колледж, где изучает английскую и современную европейскую литературу, французский и итальянский языки.
1925—1926 годов Беккет много путешествует, впервые посещая Францию и Италию.
Два года после окончания колледжа он преподавал в Белфасте. В 1928 году он уехал в Париж. Какое-то время он преподавал английский язык в Высшей школе, но затем он стал преподавать в Сорбонне. Однако чувство одиночества преследовало Сэмюэля.
Он был знаком со многими художниками, поэтами, но лишь после знакомства с Джеймсом Джойсом он избавился от одиночества. Они были самыми настоящими единомышленниками, но судьба их развела. Два года Сэмюэл работал секретарем у Джойса, но дочь Джеймса влюбилась в Беккета безответно.
Сэмюэл уже не мог нормально приходит к своему другу домой.
Беккет приехал в Ирландию, но там было не лучше, чем в Париже. Он часто ссорился с родственниками. Он спасался от родни в кабинете, а затем едет в Европу, где в клинике лечится от депрессии. Он пишет стихи, поэмы, публикует сборник рассказов.
Все эти его произведения не имели особого успеха. В 1936 году он закончил работать над романом «Мэрфи». Его работу отклонило 42 издательства. Вскоре он перебирается в Париж, где соглашаются опубликовать его роман. Началась вторая мировая война и Беккет участвует в антифашистском сопротивлении.
Париж освободили, и Беккет опять занялся творчеством. За пять лет работы он написал романы, пьесы, два сборника рассказов, несколько критических статей.
В 1969 году Сэмюэл Беккет был награжден Нобелевской премией в области литературы.
Последние годы Беккет вёл чрезвычайно замкнутый образ жизни, избегая давать каких-либо комментариев о своём творчестве. Сэмюэл Беккет умер в Париже 22 декабря 1989 года в возрасте 83 лет, спустя несколько месяцев после смерти своей супруги Сюзанн.
Сэмюэль Беккет творчество
Новеллы Беккета — «Уотт» (Watt, 1942-1944), трилогия «Моллой» (Molloy,1951), «Маллон умирает» (Malone Dies,1951), «Безымянный» (The Unnamable,1953), «Как оно есть»( How It Is, 1961) и «Потерянные» (The Lost Ones, 1972).
Наиболее известными и спорными его драмами являются «В ожидании Годо» (Waiting for Godot, 1952) и «Конец игры» (Endgame, 1957), которые были исполнены по всему миру.
Другие работы Беккета, например, – крупное исследование «Пруст» (Proust, 1931), «Последняя лента Краппа» (Krapp’s Last Tape,1959) и «Счастливые дни» (Happy Days, 1961); киносценарий к фильму (1969).
Также автор написал ряд коротких историй: «Дыхание» (Breath, 1966) и «Lessness» (1970); сборник прозы «Stories and Texts for Nothing» (1967), «No’s Knife» (1967), и «Собрание короткой прозы» (The Complete Short Prose, 1929-1989, отредактированное в 1996 годе С.
Гонтарски), сборники накопленных произведений, «Больше лает, чем кусает» (More Pricks than Kicks,1970) и «Первая любовь» (1974) и Поэмы (1963).
Его собрания сочинений (16 томов) были опубликованы в 1970 году, а затем скомпонованы в общее издание (5 томов) и опубликованы в 2006 году.
Первые произведения Беккета в области художественной литературы и драматургии были опубликованы посмертно, роман «Мечты о женщинах, красивых и так себе» (Dream of Fair to Middling Women, 1932) опубликована в 1992 году, а пьеса «Eleutheria» (1947) в 1995.
Источник: https://kratkoe.com/semyuel-bekket-kratkaya-biografiya/
Биография Самюэл Беккет
Один из основоположников (наряду с Эженом Ионеско) театра абсурда. Лауреат Нобелевской премии по литературе 1969 года. Писал на английском и французском языках. Произведения Беккета отличаются минимализмом, использованием новаторских приёмов, философской тематикой.
Сайт: Знаменитости
Сэмюэл Беккет родился 13 апреля 1906 года в Дублине, Ирландия. Отец — Уильям Беккет, мать — Мэри Беккет, урождённая Мэй. Род Беккетов, предположительно, перебрался в Ирландию из Франции после Нантского эдикта, в оригинале их фамилия выглядела, как “Becquet”.
Беккет получил строгое протестантское воспитание, обучался сначала в частной школе, затем — в Эрлсфортском интернате. С 1920 по 1923 год он продолжил получать образование в Порторской Королевской школе, в Северной Ирландии.
Наконец, с 1923 по 1927 год Беккет изучал английский, французский и итальянский языки в дублинском Тринити-колледже.
После получения степени бакалавра он некоторое время работает учителем в Белфасте, затем получает приглашение занять должность преподавателя английского языка в Париже, в Эколь Нормаль сюперьёр.
В Париже Беккет знакомится со знаменитым ирландским писателем Джеймсом Джойсом и становится его литературным секретарём, в частности, помогая ему в работе над книгой «Поминки по Финнегану» (Finnegans Wake). Первый его литературный опыт – критическое исследование «Данте…Бруно, Вико…Джойс».
В 1930 году он возвращается в Тринити-колледж и уже через год получает там учёную степень. В 1931 году Беккет издаёт критическое эссе «Пруст» о творчестве Марселя Пруста, позднее — драматическую аллегорию «Блудоскоп», написанную в виде монолога Рене Декарта. В 1933 году умирает отец Беккета. Чувствуя на себе «гнёт ирландской жизни», писатель уезжает в Лондон.
В 1934 году он опубликовал свой первый сборник рассказов, объединённых общим героем, «Больше лает, чем кусает» и начал работу над романом под названием «Мёрфи». В 1937 году писатель переезжает во Францию и через год «Мёрфи» публикуется. Роман был встречен достаточно сдержанно, но был положительно оценен самим Джойсом и Диланом Томасом.
Несмотря на это, Беккет переживает тяжёлый кризис – коммерческая неудача романа вкупе с тяжёлым ножевым ранением, которое было им получено в уличной драке, заставляют его пройти курс лечения у психоаналитика, однако нервные срывы преследовали его всю жизнь.
Во время Второй мировой войны Беккет стал участником французского Сопротивления, и в 1942 году был вынужден бежать в деревню Руссийон, в Южную Францию. Его сопровождала близкая подруга Сюзанн Домени. Там был написан роман «Уотт», изданный в 1953 году.
Реклама:
После войны Беккет наконец добился успеха. В 1953 году состоялась премьера постановки его самого известного произведения — написанной по-французски абсурдистской пьесы «В ожидании Годо».
С 1951 по 1953 год была издана трилогия, сделавшая Беккета одним из самых известных писателей XX века, — романы «Моллой», «Малон умирает» и «Безымянный». Эти романы написаны на неродном писателю французском языке и позднее им же самим переведены на английский.
В 1957 году вышла драма «Конец игры». Через 8 лет опубликован последний роман писателя «Как это». В последние годы Беккет вёл чрезвычайно замкнутый образ жизни, избегая давать какие-либо комментарии о своём творчестве.
В 1969 году писателю была присуждена Нобелевская премия по литературе. В своём решении Нобелевский комитет отметил:
Сэмюэл Беккет награждён премией за новаторские произведения в прозе и драматургии, в которых трагизм современного человека становится его триумфом. Глубинный пессимизм Беккета содержит в себе такую любовь к человечеству, которая лишь возрастает по мере углубления в бездну мерзости и отчаяния, и, когда отчаяние кажется безграничным, выясняется, что сострадание не имеет границ.
Премию Беккет согласился принять только при условии, что получит её французкий издатель Беккета, широко известный Жером Линдон, что и было исполнено.
Сэмюэл Беккет умер в Париже 22 декабря 1989 года в возрасте 83 лет.
Реклама:
Больше лает, чем кусает / More pricks than kicks (1934) (рассказы)
Мёрфи / Murphy (1938)
Моллой / Molloy (1951)
Малон умирает / Malone meurt (1951)
Уотт / Watt (1953)
Безымянный / L’Innomable (1953)
Как оно есть / Comment c’est (1961)
Потерянные / Le Depeupler (1971)
Мерсье и Камье / Mercier et Camier (1974)
Собеседник / Company (1979)
Мечты о женщинах, красивых и так себе / Dream of Fair to Middling Women (1992)
Пьесы
В ожидании Годо / En attendant Godot (1952, рус. перевод 1966)
Act Without Words I (1956)
Act Without Words II (1956)
Конец игры / Fin de partie (1957)
Последняя плёнка Крэппа / Krapp’s Last Tape (1958)
Rough for Theatre I
Rough for Theatre II
Счастливые дни / Happy Days (1960)
Play (1963)
Come and Go (1965)
Breath (1969)
Not I (1972)
That Time (1975)
Footfalls (1975)
A Piece of Monologue (1980)
Rockaby (1981)
Ohio Impromptu (1981)
Catastrophe (1982)
What Where (1983)
Eleutheria (1995)
Лучшие дня
150 кг несчастьяПосетило:145 | Синоним рокаПосетило:105 | Представитель «венской классической школы»Посетило:102 |
Источник: https://www.peoples.ru/art/theatre/dramatist/beckett/index3.html
Томас Бекет
Томас Бекет родился в Чипсайде, Лондон, в семье купца Гилберта Бекета и его жены Матильды. Отец Томаса был сыном рыцаря, в молодости стал купцом, приобрёл недвижимость в Лондоне и жил здесь на доходы от аренды.
Известна легенда, что мать Томаса была мусульманской принцессой, встретившейся с Гилбертом во время его паломничества в Святую землю, последовавшей за ним в Англию и принявшей там крещение. Установлено, что легенда не имеет под собой оснований и возникла через три века после гибели архиепископа.
О влиятельности и богатстве семьи Бекетов можно судить по тому, что Гилберт и Матильда были погребены в соборе святого Павла.
Первоначальное воспитание в рыцарском духе Томас Бекет получил под руководством друга своего отца Ришара де л’Эгль, а начальное образование — в лондонском монастыре Мертон. Затем он изучал гражданское и каноническое право в Парижском и Болонском университетах.
По возвращении в Англию в 1142 году Бекет поступил на службу к архиепископу Кентерберийскому Теобальду и вскоре стал одним из его деятельных помощников. В 1148 году Бекет сопровождал Теобальда на собор в Реймсе, в 1152 году он был представителем архиепископа в Риме и добился от папы послания, запрещавшего коронацию сына Стефана Блуаского.
В 1154 году Бекет стал архидиаконом Кентербери, а затем по рекомендации Теобальда новый английский король Генрих II назначил Бекета канцлером.
Канцлер Генриха II. Избрание архиепископом
Томас Бекет был канцлером в течение семи лет (1155-1162 годы), за это время он добился значительного политического влияния и поддерживал с Генрихом II дружеские отношения.
Бекет был воспитателем наследника престола Генриха Молодого; хронисты зафиксировали слова принца, что канцлер выказывал ему больше отеческой любви за один день, чем родной отец за всю жизнь. В 1158 году Бекет возглавлял посольство в Париж и успешно провёл переговоры о браке своего воспитанника с дочерью Людовика VII.
В 1159 году Бекет фактически руководил военным походом на Тулузу, а затем командовал и другими военными операциями. В конфликтах между Генрихом II и Теобальдом Бекет неизменно принимал сторону короля. Так Бекет добился взимания земельного налога с имущества, принадлежавшего Церкви.
В среде духовенства Бекет однозначно считался «человеком короля», поэтому только под давлением Генриха II капитул Кентербери после смерти Теобальда избрал Томаса Бекета новым архиепископом Кентерберийским. К моменту своего избрания в архиепископы Бекет не был рукоположен даже в сан священника.
Конфликт с королём и изгнание
Назначив своего друга и советника на кентерберийскую кафедру, Генрих II надеялся подчинить себе английскую Церковь и лишить её ряда привилегий. Тем не менее, сразу же после своей хиротонии Томас Бекет отказался от поста канцлера и стал проводить политику, совершенно противоположную ожиданиям короля.
Архиепископ начал ряд судебных процессов против лиц, незаконно захвативших церковную собственность в период гражданской войны.
В октябре 1163 года король на собрании духовенства в Вестминстере объявил о намерении ввести новую подать с церковных земель и передать расследования уголовных преступлений клириков из ведения церковных судов светским судам; Бекет резко выступил против королевских инициатив.
Кроме того, Бекет после своего назначения архиепископом, изменил образ жизни — если раньше он вёл обычную жизнь придворного, то после принятия сана стал предаваться аскетическим практикам, много молиться, заниматься благотворительностью.
30 января 1164 года на собрании знати и духовенства в Кларендонском дворце Генрих II предъявил присутствующим для подписания так называемые Кларендонские конституции — 16 статей, существенно ограничивавшие привилегии Церкви.
Так, 3-я статья обязывала клириков, обвинённых в уголовных преступлениях, предстать и перед светским, и перед духовным судами.
4-я статья запрещала епископам и клирикам покидать Англию без разрешения короля, а, в случае получения такого разрешения, обязывала их письменно гарантировать монарху, что во время пребывания за границей они не будут наносить ущерб короне. 7-я статья запрещала предавать анафеме или интердикту королевских вассалов и чиновников без разрешения монарха.
Статьёй 11-й на епископов, аббатов и клириков, держащих фьефы от короны, налагались все обязанности вассала; 12-я статья передавала королю доходы от вакантных епархий и аббатств, ею же определялось, что замещение вакантных церковных постов может происходить только по согласию короля, а кандидаты обязывались приносить клятву верности монарху.
Присутствовавшие в Кларендоне представители духовенства одобрили конституции, но Бекет, хоть и заявил о своём согласии с их содержанием, отложил их подписание.
Папа Александр III отказался признать конституции, так как они противоречили каноническому праву (в частности, за одно и то же преступление клирики должны были быть судимы дважды — светским и духовным судами); вслед за папой Томас Бекет также объявил об отказе от подписания Кларендонских конституций.
В ответ 8 октября 1164 года Генрих II на совете в Нортгемптоне обвинил архиепископа в растратах казны в период его канцлерства. Томас Бекет объявил о своей неподсудности королевскому совету и бежал во Францию.
Возвращение в Англию и мученическая смерть
Вопреки требованиям Генриха II французский король Людовик VII с честью принял изгнанного архиепископа Кентерберийского. Большую часть своего изгнания (1164—1170) Бекет провёл в цистерцианском аббатстве Понтиньи, но затем угрозы Генриха II в отношении английских цистерцианцев вынудили Бекета переехать в Санс.
Всё это время Бекет находился в центре мировой политики, переписываясь с Людовиком VII, Александром III и с сицилийской королевой Маргаритой Наваррской. Бекет убеждал папу добиться отмены Кларендонских конституций путём применения крайних мер — анафемы и интердикта — против Генриха II.
Но Александр III, сам вынужденный бежать из Италии, где ему противостоял император Фридрих Барбаросса и его ставленники — антипапы, не желал ссориться с возможным союзником Генрихом II.
Ситуация изменилась только в июне 1170 года, когда по указанию Генриха II его сын и наследник Генрих Молодой был коронован в Йорке. Церемонию совершили архиепископ Йоркский и епископы Лондона и Солсбери, хотя традиционно английских королей венчали на царство архиепископы Кентербери. Протест Бекета был на этот раз поддержан Александром III, угрожавшим Генриху II интердиктом.
22 июля 1170 года Генрих II, находившийся в этот момент в Нормандии, примирился с Бекетом. В качестве знака королевского раскаяния Томас Бекет потребовал от короля опубликовать в Англии папские послания, осуждавшие Кларендонские конституции, и низложить трёх епископов, совершивших йоркскую коронацию.
Невзирая на возобновление конфликта, Генрих II позволил Томасу Бекету вернуться в Англию.
В декабре 1170 года Томас Бекет вернулся из изгнания с триумфом: его и лодку, в которой он высадился на берег, восторженные богомольцы несли на руках до Кентербери. Ободрённый такой встречей Томас Бекет немедленно отлучил от Церкви трёх виновных епископов.
Узнав об этом, находившийся в Нормандии Генрих II, согласно распространённой легенде, гневно воскликнул: «Неужели никто не избавит меня от этого мятежного попа?» В хронике Эдварда Грима, современника Бекета, зафиксирован другой вариант: «Каких же ничтожных трусов и предателей я кормил и призрел в моём доме, что они позволяют подлому попу оскорблять их господина?» Четверо рыцарей (Реджинальд Фитц-Урс, Хьюг де Моревиль, Уильям де Траси и Ричард ле Бретон) восприняли слова короля в качестве приказа и немедленно отбыли в Кентербери.
По свидетельствам кентерберийского монаха Гервасия и летописца Эдварда Грима, рыцари накинули плащи на свои доспехи и оставили оружие под сикаморой у входа в Кентерберийский собор. Встретив архиепископа, они сообщили ему, что король вызывает его для суда в Винчестер, но Бекет отверг это требование.
Рыцари вернулись за оружием и уже вооружённые ворвались в собор, где архиепископ должен был возглавлять вечерню. Убийцы настигли Бекета на ступенях, ведущих к алтарю, на котором должна была совершаться вечерня, и нанесли ему четыре удара мечом по голове. Лишь на третьем ударе архиепископ упал со словами: «Я принимаю смерть во имя Господа и отдаю свою душу на суд Божией Церкви».
Четвёртый удар мечом раздробил ему голову. После этого убийцы бежали из собора (29 декабря 1170 года).
Прославление в лике святых
Убийство архиепископа у алтаря в его собственном кафедральном соборе потрясло средневековую Европу. Уже 21 февраля 1173 года папа Александр III причислил священномученика к лику святых.
Культ святого быстро распространился по Европе: уже в XII веке его изображения появляются на Сицилии (мозаики апсиды собора Монреале) и Кастилии (церковь святого Николая в Сориа. В Англии гробница Томаса Бекета стала местом массового паломничества.
Традиционный маршрут паломников начинался в Саутуарке (здесь 23 декабря 1170 года последний раз проповедовал архиепископ перед отправлением в Кентербери) и продолжался до Кентербери.
Масштаб паломничества был таким, что вызвал к жизни Лондонский мост (по нему паломники проходили в начале путешествия и при его завершении), отстроенный сначала в дереве, а затем в камне. Именно в паломничество к гробнице Томаса Бекета направлялись герои «Кентерберийских рассказов» Джеффри Чосера — первого литературного произведения на английском языке.
12 июля 1174 года к гробнице Томаса Бекета приходил с покаянием босой Генрих II Плантагенет. 7 июля 1220 года мощи святого, хранившиеся в крипте собора, были перенесены в роскошную раку в капелле Святой Троицы Кентерберийского собора.
Сообщения о чудесах, происходивших у мощей Томаса Бекета, появились сразу после его мученической кончины.
Помимо этих чудес Бекет известен своим внутренним перерождением: из разгульного весельчака — королевского приятеля и собутыльника он после рукоположения превратился в строгого аскета.
После его кончины на его теле была найдена втайне носимая им власяница. Житие святого Томаса Бекета было включено в Золотую легенду.
Коллекта праздника святого Фомы Бекета 29 декабря:
Генрих VIII и Томас Бекет
В ходе английской Реформации в 1538 году по приказу Генриха VIII гробница Томаса Бекета была вскрыта; принесённые в дар святому и украшавшие её ценности были конфискованы; один из бриллиантов был помещён в королевский скипетр.
В том же году был издан официальный запрет именовать Бекета святым, из церквей были изъяты его изображения, а из богослужебных книг — все упоминания о нём.
Утверждается также, что Томаса Бекета по приказу Генриха VIII судили посмертно по обвинению в государственной измене и обманном присвоении себе титула святого.
Невзирая на официальное преследование Генрихом VIII, почитание святого сохранилось в народном благочестии, были сохранены многие его изображения и рукописи.
Считается, что мощи святого были сожжены, а прах развеян по ветру, но официального подтверждения этому нет. Поэтому иногда утверждается, что мощи были тайно перезахоронены.
В 1888 году в крипте Кентерберийского собора недалеко от первоначального места погребения Томаса Бекета были найдены останки, возможно являющиеся спасёнными мощами святого.
В культуре
- Томас Бекет является главным героем драмы «Беккет, или Честь Божья», написанной Жаном Ануем в 1959 году. Сюжет построен на трагическом столкновении двух бывших друзей, Генриха II и Томаса Бекета, тяжело переживающих невозможность возобновления прежней дружбы.
- По мотивам вышеупомянутой пьесы Жана Ануя в 1964 году Питером Гленвиллом был снят фильм «Бекет». Главные роли в фильме исполнили Ричард Бёртон (Томас Бекет) и Питер О’Тул (Генрих II). Фильм номинировался на 12 премий «Оскар» и выиграл одну из номинаций (Лучший адаптированный сценарий), а также был удостоен премии «Золотой глобус» за лучший фильм в жанре драмы.
- История взаимоотношений Томаса Бекета и короля Генриха II рассматривается в новелле Конрада Фердинанда Мейера «Святой» (1879). Первоначально новелла называлась «Святой, каким Ганс-арбалетчик его знал». В названии использовалось имя героя-рассказчика, стороннего наблюдателя, немца Ганса, с его субъективным взглядом на произошедшее.
Источник: http://people-archive.ru/character/tomas-beket
Беккет биография
Беккет биография сокращен на украинском языке изложена в этой статье.
Беккет – ирландский англо и франкоязычный писатель.
Сэмюэл Баркли Беккет родился 13 апреля 1906 небольшом поселении Фоксрок, пригороде Дублина, Ирландия
Беккет получил строгое протестантское воспитание, учился сначала дома, с 9 лет – в школе Ерлсфорт в Дублине. В школе Беккет приобрел славу отличного спортсмена и способного ученика.
В 1920 году в возрасте 14 лет Беккет становится учеником частной Королевской школы Портора в Эннискиллене, что в Северной Ирландии. Но Беккет был замкнутым юношей.
В 1923 Беккет вступаэ в знаменитый дублинский Тринити-колледж, где изучает английский и современную европейскую литературу, французский и итальянский языки.
1925-1926 лет Беккет много путешествует, впервые посещая Францию и Италию.
Два года после окончания колледжа он преподавал в Белфасте. В 1928 году он уехал в Париж. Некоторое время он преподавал английский язык в Высшей школе, но потом он стал преподавать в Сорбонне. Однако чувство одиночества преследовало Сэмюэля.
Он был знаком со многими художниками, поэтами, но только после знакомства с Джеймсом Джойсом он избавился от одиночества. Они были самыми настоящими единомышленниками, но судьба их развела. Два года Сэмюэл работал секретарем у Джойса, но дочь Джеймса влюбилась в Беккета. Сэмюэл уже не мог нормально приходит к своему другу домой.
Беккет приехал в Ирландию, но там было не лучше, чем в Париже. Он часто ссорился с родственниками. Он спасался от родни в кабинете, а потом едет в Европу, где в клинике лечится от депрессии. Он пишет стихи, поэмы, публикует сборник рассказов. Все эти его произведения не имели особого успеха. В 1936 году он закончил работать над романом «Мерфи».
Его работу отклонило 42 издательства. Вскоре он перебирается в Париж, где соглашаются опубликовать его роман. Началась вторая мировая война и Беккет принимает участие в антифашистском сопротивлении. После войны снова занялся творчеством. За пять лет работы он написал романы, пьесы, два сборника рассказов, несколько критических статей.
В 1969 году Беккет был награжден Нобелевской премией в области литературы.
Последние годы Беккет вел чрезвычайно замкнутый образ жизни, избегая давать каких-либо комментариев о своем творчестве. Беккет умер в Париже 22 декабря 1989 года в возрасте 83 года, через несколько месяцев после смерти своей жены Сюзанн.
Сэмюэль Беккет творчество
Новеллы Беккета – «Уотт» (Watt, 1942-1944), трилогия «Моллой» (Molloy, 1951), «Маллон умирает» (Malone Dies, 1951), «Безымянный» (The Unnamable, 1953), «Как оно есть» (How It Is, 1961) и «Потерянные» (The Lost Ones, 1972).
Наиболее известными и спорными его драмами является «В ожидании Годо» (Waiting for Godot, 1952) и «Конец игры» (Endgame, 1957), которые были выполнены по всему миру.
Другие работы Беккета, например, – крупное исследование «Пруст» (Proust, 1931), «Последняя лента Краппа» (Krapp's Last Tape, 1959) и «Счастливые дни» (Happy Days, 1961); киносценарий к фильму (1969). Также автор написал ряд коротких историй: «Дыхание» (Breath, 1966) и «Lessness» (1970); сборник прозы «Stories and Texts for Nothing» (1967), «No's Knife» (1967), и «Собрание короткой прозы» (The Complete Short Prose, 1929-1989, отредактированное в 1996 годе С. Гонтарский), сборники накопленных произведений, «Больше лает, чем кусает» (More Pricks than Kicks, 1970) и «Первая любовь» (1974) и Поэмы (1963).
Его собрание сочинений (16 томов) были опубликованы в 1970 году, а затем скомпонованы в общее издание (5 томов) и опубликованы в 2006 году.
Первые произведения Беккета в области художественной литературы и драматургии были опубликованы посмертно, роман «Мечты о женщинах, красивых и так себе» (Dream of Fair to Middling Women, 1932) опубликована в 1992 году, а пьеса «Eleutheria» (1947) в 1995.
Источник: https://fizika-ili-himija.ru/s-bekket-biografiya/
Сэмюэл Беккет
Сэмюэл Беккет — ирландский писатель, один из основоположников театра абсурда.
Родился 13 апреля (в Страстную пятницу) 1906 в небольшом поселении Фоксрок в непосредственной близости от Дублина, Ирландия.
Отец — Уильям Фрэнк Беккет (1871-1933) работал в строительном бизнесе, мать — Мария (Мэй) Беккет, урождённая Роу (1871-1950), была дочерью довольно состоятельного фабриканта.
Беккеты представляли собой зажиточное протестантское семейство англо-ирландского происхождения, несмотря на то, что фамилия «Беккет» имеет нормандские корни.
Беккет получил строгое протестантское воспитание, обучался сначала в частной школе, затем — в Эрлсфортском интернате в Эннискиллен, заведении, которое выпестовало…
Сэмюэл Беккет — ирландский писатель, один из основоположников театра абсурда.
Родился 13 апреля (в Страстную пятницу) 1906 в небольшом поселении Фоксрок в непосредственной близости от Дублина, Ирландия.
Отец — Уильям Фрэнк Беккет (1871-1933) работал в строительном бизнесе, мать — Мария (Мэй) Беккет, урождённая Роу (1871-1950), была дочерью довольно состоятельного фабриканта.
Беккеты представляли собой зажиточное протестантское семейство англо-ирландского происхождения, несмотря на то, что фамилия «Беккет» имеет нормандские корни.
Беккет получил строгое протестантское воспитание, обучался сначала в частной школе, затем — в Эрлсфортском интернате в Эннискиллен, заведении, которое выпестовало другого знакового деятеля английской и ирландской культуры — Оскара Уайльда. С 1920 по 1923 он продолжает своё образование в Порторской Королевской школе, в Северной Ирландии, где обнаруживает блестящие способности как к гуманитарным наукам, так и к спортивным играм (активно занимается боксом и крикетом).
Наконец, в 1923 Беккет поступает в знаменитый дублинский Тринити-колледж, где интенсивно изучает английскую и современную ему европейскую литературу, французский и итальянский языки.
В течение 1925-1926 Беккет много путешествует, впервые посещая Францию и Италию, те страны, культура которых оказала наибольшее влияние на творческую биографию писателя. В 1927 сдаёт экзамены, получает степень бакалавра современных языков (французский и итальянский).
По рекомендации своего учителя Беккет получает должность преподавателя английского и французского языков в колледже Кэмпбелл, Белфаст.
Учительский опыт разочаровывает будущего писателя: Беккету кажется невыносимо скучным объяснять элементарный материал, и, проработав два семестра, Беккет по программе преподавательского обмена отправляется в Париж, в престижнейшую École normale supérieure на должность преподавателя английского языка.
Тогда же завязывается двухлетний роман Беккета с его кузиной Пегги Синклер. По приезде в Париж Беккет знакомится со своим предшественником по программе обмена Томасом Макгриви, который знакомит Беккета с влиятельными представителями парижской артистической богемы, включая Джеймса Джойса, и которому суждено стать ближайшим другом и конфидентом писателя на протяжении всей его жизни.
В 1929 в Париже Беккет знакомится со своей будущей женой Сюзанной, а также публикует в одном из журналов написанный по совету Джойса свой первый литературный опыт — критическое исследование «Данте… Бруно. Вико… Джойс» и первый короткий рассказ.
Приблизительно в то же время Беккет сближается с Джеймсом Джойсом и становится его литературным секретарём, в частности, помогая ему в работе над «Вещью в работе», последним и наиболее необычным и новаторским произведением Джойса, в итоге получившим название «Поминки по Финнегану».
Осенью 1930 Беккет возвращается в Тринити-колледж, где продолжает педагогическую деятельность, преподавая французский язык и читая лекции о французских писателях. Лекторская работа и преподавание неимоверно тяготят замкнутого, почти патологически стеснительного Беккета — отработав один учебный год, Беккет покидает Тринити-колледж и возвращается в Париж.
Приблизительно к этому времени относится написание поэмы «Часоскоп» в форме довольно пространного монолога Рене Декарта о сущности времени — первого изданного отдельной книгой произведения писателя, и критическое эссе «Пруст» о творчестве Марселя Пруста.
В первой половине 1932 Беккет работает над своим первым большим прозаическим произведением, романом «Мечты о женщинах, красивых и так себе», начатом в Дублине годом ранее.
Книга, написанная сложным языком, на каждом шагу демонстрирующая изощрённую эрудицию писателя, была посвящена довольно многословному и запутанному описанию взаимоотношений носящего, как водится, автобиографические черты протагониста Белаквы с тремя девушками (прототипом одной из которых послужила уже упоминавшаяся кузина Беккета Пегги Синклер, а второй — безумная дочь Джойса Лючия) и миром в целом. Роман был отвергнут всеми издателями и был опубликован лишь посмертно в 1992.
1933 выдаётся непростым для молодого писателя. Сначала от туберкулёза умирает Пегги, несколькими неделями спустя уходит из жизни отец Беккета, что повергает Беккета в тяжёлую депрессию, перемежающуюся приступами паники. Писатель уезжает в Лондон, где проходит курс психотерапии.
В 1934 Беккет опубликовал свой первый сборник рассказов, объединённых общим героем, «Больше лает, чем кусает», который, впрочем, также не имел сколько-нибудь значимого успеха ни у читателей, ни у критиков. В 1935 маленькое издательство, принадлежащее одному из друзей писателя, публикует стихотворный сборник Беккета «Кости эха».
К тому же времени относится начало работы над романом под названием «Мёрфи». Ни писательская карьера, ни карьера литературного критика и эссеиста в Лондоне не задаётся. Беккет возвращается в Дублин, где завершает работу над «Мёрфи», пишет письмо C.
Эйзенштейну с просьбой о принятии на обучение в Государственный институт кинематографии (ответа он не получил), пишет поэму «Каcкандо», путешествует по нацистской Германии. В середине октября 1937 писатель переезжает в Париж, которому суждено стать его домом до самой смерти.
Обосновавшись во Франции, Беккет пытается пристроить «Мёрфи» в какое-либо из издательств и после 42 отказов роман всё-таки публикуется в марте 1938.
В центре повествования — молодой безработный ирландец Мёрфи, исповедующий достаточно эксцентричную философию неделания и живущий за счёт своей возлюбленной, проститутки Селии, которая тщетно пытается сподвигнуть Мёрфи на заработки и начало нормальной семейной жизни.
Роман, написанный в сатирическом ключе, полный специфического юмора, литературно-философских аллюзий, имеющий трагическую концовку, был принят критиками весьма сдержанно и не имел никакого коммерческого успеха.
Беккет переживает кризис, попадает в уличную переделку, закончившуюся ножевым ранением, и начинает встречаться с Сюзанной, ставшей его постоянной спутницей на всю оставшуюся жизнь (пара официально поженится лишь в 1961). В то же время Беккет начинает переводить «Мёрфи» на французский и делает первые попытки написания стихов непосредственно на языке своей новой родины, что является поворотной точкой в знаменитом билингвизме писателя, ставшего одинаково почитаемым достоянием как английской, так и французской литературы.
В июне 1940 Третий Рейх наносит сокрушительный удар по Франции, немецкие войска входят в Париж. Беккет, несмотря на то, что является гражданином нейтральной Ирландии, становится участником французского Сопротивления, выполняя, в основном, переводческие и секретарские функции.
В 1942, скрываясь от немцев, Беккет был вынужден бежать в деревню Руссийон, Южная Франция. Его сопровождает Сюзанна.
Опыт, полученный за несколько лет, проведённых в глубокой французской провинции, в атмосфере страха и заброшенности, занятых тяжелым физическим трудом, лёг в основу мрачного романа «Уотт», изданного лишь в 1953 и ставшего поворотным этапом в прозаическом творчестве писателя.
По окончании войны Беккет, награждённый военными наградами французского правительства, некоторое время служит в военном госпитале Ирландского Красного Креста в Сен-Ло, затем — возвращается вместе с Сюзанной в Париж.
Живя в Париже, в период с 1946 по 1950, Беккет создаёт основной корпус текстов, принесших ему славу: пьесу «В ожидании Годо», романы «Моллой», «Малон умирает» и «Безымянный». К началу 1950-х к Беккету наконец приходит успех.
5 января 1953 в Париже состоялась премьера постановки его самого известного произведения — написанной по-французски абсурдистской пьесы «В ожидании Годо». С 1951 по 1953 была, наконец, издана романическая трилогия, сделавшая Беккета одним из самых известных писателей XX века.
Эти романы написаны на неродном писателю французском языке и позднее им же самим переведены на английский. В 1957 на BBC выходит драма «Конец игры». Через 8 лет опубликован последний роман писателя «Как это».
В 1958 Беккет начинает работу над «Последней лентой Крэппа», глубоко личной вещью, в которой Беккет уже в привычной для себя ипостаси драматурга вновь и вновь обращается к темам старения, смерти, одиночества.
В начале 1960-х Беккет не создаёт крупных произаических вещей, сконцентрировавшись на драматургии и постановке телевизионных пьес. В 1969 писателю была присуждена Нобелевская премия по литературе. В своём решении Нобелевский комитет отметил:
Сэмюэл Беккет награждён премией за новаторские произведения в прозе и драматургии, в которых трагизм современного человека становится его триумфом. Глубинный пессимизм Беккета содержит в себе такую любовь к человечеству, которая лишь возрастает по мере углубления в бездну мерзости и отчаяния, и, когда отчаяние кажется безграничным, выясняется, что сострадание не имеет границ.
Премию Беккет согласился принять только при условии, что получит её французский издатель Беккета, широко известный Жером Линдон, что и было исполнено.
Последние годы Беккет вёл чрезвычайно замкнутый образ жизни, избегая давать какие-либо комментарии о своём творчестве. Он умер в Париже 22 декабря 1989 в возрасте 83 лет, спустя несколько месяцев после смерти своей супруги Сюзанны.
Источник: https://www.livelib.ru/author/176491-semyuel-bekket
Сумрачный век Сэмюэля Беккета
Сэмюэль Беккет – драматург и писатель, чьи пьесы навсегда изменили театр, а проза – литературу. Автор “В ожидании Годо” и “Моллоя”, он вошел в историю как мизантроп, которому никогда не изменяло мрачноватое ирландское чувство юмора.
Начало
Беккет родился 13 апреля 1906 года недалеко от Дублина. Впоследствии писатель говорил, что увидел свет и закричал в тот час, когда Христос, “возопив громким голосом, испустил дух” (МФ. 27:50).
Он учился в той же школе, что и Оскар Уайльд – Portora Royal School.
В 1923 году будущий писатель поступил в знаменитый дублинский Тринити Колледж, выпускниками которого были и Уайльд, и Оливер Голдсмит, и Джонатан Свифт, к которому Беккет всегда относился с глубоким почтением.
В университете он изучал романские языки и играл в крикет: Беккет – единственный лауреат Нобелевской премии, чьи заслуги перед этим видом спорта отмечены в “крикетной библии” – Висденском альманахе.
В 1928 году Беккет отправился преподавать английский язык слушателям известного парижского вуза – Эколь Нормаль (Ecole Normale Superieure).
В том же году поэт Томас Макгриви ввел Беккета в круг людей, помогавших Джеймсу Джойсу в работе над его книгой “Поминки по Финнегану” (тогда еще “Вещь в работе”): у Джойса ухудшилось зрение, и молодые литераторы записывали под диктовку мэтра. По легенде, аккуратный Беккет, слушая, что говорит Джойс, внес и его вопрос “Кто там?”, обращенный к посетителю, постучавшему в дверь.
Беккету было поручено перевести один отрывок из “Вещи” на французский язык. В 1929 году Макгриви, Беккет и еще десять участников джойсовского “кружка”, в том числе крупный американский поэт Уильям Карлос Уильямс, опубликовали сборник эссе о “Вещи в работе” под труднопереводимым названием “Our Exagmination Round His Factification for Incamination of Work in Progress”.
В 1930 году Беккет опубликовал сборник стихов “Whoroscope”, навеянный чтением Рене Декарта, еще одного автора, которым он восхищался всю жизнь. В старости он говорил о себе тогдашнем: “Молодой человек, которому нечего сказать, но хочется что-то сделать”.
Вопреки распространенному мнению, Беккет не был литературным секретарем Джойса.
Он часто бывал дома у своего великого соотечественника и до определенного момента буквально преклонялся перед ним: курил сигареты в той же манере, пил те же напитки и даже носил такие же туфли (терпя всяческие неудобства).
Тогда же, на рубеже 20-х и 30-х, психически неуравновешенная дочь Джойса влюбилась в Беккета.
Нора, жена мэтра, энергично сватала Лючию за молодого писателя, но он не без труда и ценой отказа от дома Джойсов смог отделаться от этого брака. Лючии вскоре после разрыва с Беккетом поставили диагноз “шизофрения”, пытались лечить у Карла Юнга, но, в конце концов, поместили в лечебницу для душевнобольных, где она скончалась в 1982 году.
Переписку с Лючией Беккет уничтожил незадолго до своей смерти в 1989 году, но одну странную фотокарточку, запечатлевшую юную дочь Джойса танцующей, сохранил в своем архиве.
В начале 1930-х Беккет ненадолго вернулся в Ирландию, а затем отправился в длительное путешествие по Европе, чтобы окончательно осесть в Париже в 1937 году.
Он успел побывать возлюбленным известной американской меценатки Пегги Гуггенхайм, называвшей его Обломовым. Странные ниточки, связывавшие Беккета и Россию, на этом не обрываются: в 1936 году он просил Эйзенштейна и Пудовкина принять его на учебу во ВГИК. По нелепому стечению обстоятельств письмо Беккета не попало к адресатам вовремя, и эта великолепная затея ничем не закончилась.
В 1938 году Беккет опубликовал свой первый роман – “Мерфи” (по-английски; почти все более поздние вещи он писал по-французски). Герой этой книги, чтобы избежать женитьбы, устраивается на работу в госпиталь для умалишенных. В романе герой играет в шахматы с пациентом, который находится едва ли не в состоянии кататонического ступора, и Мерфи восхищается бессмысленностью этого занятия.
В том же году Беккет сам столкнулся с проявлением чудовищной житейской бессмыслицы: его тяжело ранил ножом некий парижский сутенер. Позже, когда Беккет спросил у него о причинах этого поступка, этот человек ответил: “Я не знаю, мсье. Простите”. Писатель отозвал свое заявление из полиции.
В больнице он познакомился с 37-летней Сюзанн Дешево-Дюмесниль (Descheveaux-Dumesnil).
Беккет пережил свою будущую жену (они официально оформили свои отношения только в 1961 году) на считанные месяцы.
Когда разразилась мировая война, Беккет как гражданин нейтрального государства остался в Париже. Он помогал “Глории”, одной из местных ячеек Сопротивления: переводил донесения о перемещении немецких войск для англичан. Когда “Глория” была провалена, Бекетт и Сюзанн бежали на юг Франции, где поселились в деревне Руссильон (департамент Воклюз). Там они тоже в меру сил помогали антифашистам. После войны Беккета представили к французским государственным наградам за мужество, а он скромно говорил, что его помощь Сопротивлению была чистым “бойскаутством”.
Зенит
В Руссильоне Беккет работал над романом “Уотт”, публикация которого была отложена до 1953 года. По возвращении в Париж после войны он написал так называемую трилогию – романы “Моллой”, “Мэлоун умирает” и “Безымянный”, но ни одна из этих вещей не увидела свет до 1951 года. В 1946-м он направил Сартру в его журнал “Les Temps Modernes” рассказ “La Fin”.
Половина его была опубликована, причем Сартр был уверен, что напечатал всю вещь целиком. Когда недоразумение обнаружилось, то подруга Сартра и соиздатель журнала Симона де Бовуар отказалась напечатать продолжение.
Усилиями Сюзанн Дешево-Дюмесниль к началу 1950-х удалось отыскать издателя для романов Беккета.
Французские критики высоко оценили “Моллоя”, а на автора обратили внимание. Но триумфа он дождался только в 1953 году: пьеса “В ожидании Годо” произвела фурор. Реплика одного из героев “Ничего не происходит, никто не приходит, никто не уходит – ужасно” сделалась визитной карточкой Беккета.
Гарольд Пинтер говорил, что “Годо” навсегда изменил театр, а знаменитый французский драматург Жан Ануй назвал премьеру этой пьесы “самой важной за сорок лет”.
В “Годо” усматривают квинтэссенцию Беккета: за тоской и ужасом человеческого бытия в его самом неприглядно-честном виде проступает неизбежная ирония.
Герои пьесы напоминают братьев Маркс, великих комиков немого кино. Надо отметить, что Беккет очень любил и других гениев старых комедий: Чарли Чаплина и Бастера Китона. Единственный опыт писателя в кино – это короткометражка 1963 года “Film” с Китоном в главной роли (последней в его жизни).
За “Годо” последовали другие прославленные пьесы: “Эндшпиль” (1957), “Последняя лента Крэппа” (1958), “Счастливые дни” (1960). Параллельно Беккет писал небольшие постановки для радио и телевидения, а также готовил свой радикальный текст “Как есть”, опубликованный в 1964 году.
Итог
В 1969 году Беккету присудили Нобелевскую премию по литературе. Сюзанн, прочитав телеграмму от издателя, сказала коротко: “Это катастрофа”. Всемирная слава грозила нарушить уединенный образ жизни четы.
В результате Беккет поблагодарил Шведскую академию за оказанную честь, но на церемонию не поехал и спрятался в Португалии от настойчивых поклонников. Один из них, впрочем, растрогал отшельника: парижанин по имени Жак Годо направил писателю письмо с извинениями, что заставил его долго ждать.
В 1970-х и 1980-х Беккет писал все меньше, все короче и все герметичнее. В беседе со своим биографом о Джойсе Беккет говорил: “Он – “синтезатор”: вносил в текст как можно больше. А я – “анализатор”, я стараюсь вычеркнуть как можно больше”.
В конце жизни внутренний редактор возобладал над писателем: каждое слово казалось ему “ненужным пятном на тишине”. Он проводил время в своей парижской квартире, смотрел регбийные матчи, перечитывал любимые книги и курил вопреки запретам врачей (он страдал эмфиземой).
После смерти Сюзанн в июле 1989 года Беккет перебрался в один из парижских хосписов, где и умер 22 декабря того же года. Он, так долго стремившийся к молчанию, из-за болезни совсем не мог говорить в последние месяцы жизни. Он и Сюзанн похоронены на парижском кладбище Монпарнас. Рядом с простой гранитной плитой над их могилой растет одинокое дерево, как в пьесе “В ожидании Годо”.
***
Любимому Беккетом Декарту принадлежит известная максима “Думаю, следовательно, существую”. “Чтобы уловить сущность бытия, он [Беккет] стремился уловить сущность сознания, что бытует в человеке”, – писал о нем один из его биографов.
Писатель разбирал эту сущность до самого дна, до бесформенной первоосновы, до тотального экзистенциального кошмара и осознания полной нелепости человеческого существования.
Но он говорил в то же время, что “редко бывает такое, чтобы ощущение нелепости не сопровождалось ощущением необходимости” (“Уотт”).
Источник: http://relax.wild-mistress.ru/wm/relax.nsf/publicall/7900035_sumrachnyy_vek_semyuelya_bekketa
БЕККЕТ, СЭМЮЭЛ
БЕККЕТ, СЭМЮЭЛ (Beckett, Samuel) (1906–1989), французский философ и писатель, романист, драматург, поэт и эссеист. Лауреат Нобелевской премии по литературе 1969.
Беккет по происхождению – ирландец, родился 13 апреля 1906 в Дублине, в протестантской семье среднего достатка. Жизнь Беккета начиналась так же, как жизнь другого известнейшего литературного выходца из Ирландии – О.
Уайльда: он учился не только в той же школе, но и в том же привилегированном дублинском колледже Троицы (Тринити-колледж). Так же, как и Уайльд, Беккет с детства интересовался литературой и театром.
Но во время учебы в Тринити-колледже проявилось их главное расхождение: основной сферой интереса Беккета стала не английская, а французская литература. Это и определило его дальнейшую творческую жизнь.
В 1929, отправившись в первое заграничное путешествие, Беккет выбирает для этой цели Париж, где знакомится с уже широко известным Дж.Джойсом.
Вдохновленный литературными экспериментами Джойса, Беккет становится его литературным секретарем и помогает Джойсу в работе над романом Поминки по Финнегану. И параллельно начинает пробовать свои силы в самостоятельном творчестве.
Первым литературным опытом Беккета стало большое критическое исследование Данте…Бруно, Вико…Джойс (1929). Здесь он рассматривает взаимоотношения общефилософских воззрений писателя с его эстетикой, направлением и характером творчества.
Проблемы индивидуального и универсального, антитеза добра и зла, получившие в этом (и следующем – Пруст, 1931) сочинении философское осмысление, позже разрабатывались Беккетом в его художественной литературной практике.
В конце 1930 Беккет возвращается в Тринити-колледж, преподавателем. Однако размеренная университетская жизнь не удовлетворяет писателя, и он отправляется путешествовать по Ирландии, Франции, Англии и Германии. Пишет и пытается издавать прозу и стихи (поэму Курвоскоп, 1930; сборник рассказов Больше замахов, чем ударов, 1934; роман Мэрфи, начат в 1934).
В 1937 он окончательно обосновывается в Париже. В 1938 с большим трудом и благодаря помощи друзей ему удается опубликовать завершенный трагико-иронический роман Мэрфи, который критики и читатели встречают без особого воодушевления. Правда, роман положительно оценил Джойс, что благоприятно сказалось на репутации Беккета как серьезного художника.
И среди сдержанных критических отзывов появляется провидческая рецензия Д.Томаса, сумевшего оценить новаторство авторского замысла. Тем не менее, Беккет, расстроенный приемом романа, переживает творческий кризис. Он усугубляется тем, что Беккет был на улице тяжело ранен ножом.
Лечение (которому сопутствовало и лечение у психоаналитика) заняло довольно много времени.
В 1939 приезжает в Ирландию навестить мать, но узнав о начале Второй мировой войны, возвращается в Париж.
Во время войны Беккет, на протяжении всей своей жизни последовательно сторонившийся политики, принимал активное участие в движении Сопротивления в оккупированном Париже. Однако провал его группы заставил Беккета скрываться.
В 1942, едва избежав ареста, он вместе со своей подругой бежал на юг Франции в Руссильон, где, работая земельным рабочим, вернулся к литературе. Здесь он начал роман Уотт, завершенный к окончанию войны.
В 1945 Беккет вернулся в освобожденный Париж. Начался новый период его творчества. В это время он начал писать по-французски. Трудности с изданием его произведений продолжались, но писал он много и эффективно: романы, пьесы, рассказы, стихи.
Первым из этого творческого цикла был опубликован его роман Моллой (1951), ставший первой частью трилогии (далее – Мэлон умирает, 1951 и Безымянный, 1953). В трилогии определились контуры «нового романа», основоположником которого Беккет позже был безоговорочно признан.
В нем теряют свое содержание привычные категории пространства и времени, исчезает хронология, бытие рассыпается на бесконечный ряд отдельных мгновений, воспроизводимых автором в произвольном порядке.
Переход на французский язык помог перенести эксперименты со структурой романа в его лексический строй: словесные конструкции теряют свою логичность и конкретность; смысл разрушается, разбирается на составные части, складываясь в новую, совершенно непривычную цельность.
Эти же эксперименты были продолжены Беккетом в драматургии, где в силу видовых особенностей театрального искусства, прозвучали особенно радикально. Мировую известность принесла Беккету его первая пьеса – В ожидании Годо, написанная в конце 1940-х и поставленная в Париже в 1953 режиссером Р.Бленом.
Статичная, «герметическая» структура пьесы, в которой ничего не происходит, а второе действие фактически повторяет первое, отсутствие действия, трагическая бессмысленность человеческого существования, странные бессмысленные диалоги вынесли на сценическую площадку эстетику и проблематику экзистенциализма, что прежде полагалось совершенно невозможным. В этой пьесе особенно ярко проявилась характерная беккетовская символика: сочетание места действия – дороги (казалось бы, олицетворяющей движение) с предельной статикой. Так дорога в эстетике Беккета приобретает совершенно новый смысл: вечного остановленного мгновения, загадочного и непостижимого пути к смерти.
Сразу после премьеры Беккет стал считаться признанным классиком и основоположником нового эстетического направления – абсурдизма.
Те же новые эстетические принципы, проблематика, авторская техника разрабатывались Беккетом и в его последующих пьесах: Эндшпиль (1957), Последняя лента Крэппа (1958), Счастливые дни (1961), Игра (1963), Приход и уход (1966), Не я (1973), Долой все странное (1979), Качи-кач (1981), Огайская импровизация (1981).
В 1960-е параллельно с напряженной работой для театра, радио и телевидения, Беккет пишет новый роман Как это.
Окончание работы над романом совпало с присуждением ему Нобелевской премии по литературе «за совокупность новаторских произведений в прозе и драматургии, в которых трагизм современного человека становится его триумфом».
Беккет, к тому времени уже ведущий замкнутый образ жизни, согласился принять премию с условием, что он не будет присутствовать на церемонии вручения. Вместо него премия была вручена его французскому издателю Ж.Линдону.
Несмотря на то, что творчеству Беккета посвящено огромное количество книг, статей и других культурологических исследований, сам писатель последовательно избегал каких бы то ни было творческих деклараций, полагая, что за него говорят его книги и пьесы.
Умер С.Беккет в Париже 22 декабря 1989.
Татьяна Шабалина
Источник: https://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/literatura/BEKKET_SEMYUEL.html