Краткая биография Шарля Бодлера
>> Все биографии >> Писатели и поэты Франции
Бодлер Шарль Пьер, (1821-1867) французский поэт
Шарль Пьер Бодлер родился 9 апреля 1821 года в Париже в семье сенатора. Когда Шарлю еще не было шести лет, его отец, который, был на 34 года старше своей жены, умер. А мать вышла замуж за командира батальона Жана Опека, с которым Бодоер не нашел общего языка. В 1833 семья переехала в Лион, а мальчика отдали на обучение в пансион (интернат).
После его окончания последовали годы учебы в Лионском Королевском колледже и Парижском колледже Святого Людовика. Правда, из последнего Бодлер был с позором исключен за плохую успеваемость. Студенческие годы Шарля Бодлера были очень буйными, он влез в долги, заразился сифилисом (который и станет причиной его смерти), и даже пристрастился к наркотикам.
Именно в это время он и шокировал своих родных заявлением о том, что желает посвятить свою жизнь литературе. Дабы наставить сына на путь истинный родители отправляют Шарля в путешествие в Индию. Правда, уже через два месяца, так и не доплыв до места назначения, Бодлер вернулся на родину. Но это короткое путешествие нашло отражение в величайших творениях поэта.
Вскоре после возвращения Шарль вступил в право наследования и начал очень быстро и бездумно тратить отцовские деньги. Матери не оставалось ничего другого, как отсудить наследство себе, в результате чего юноша смог получать лишь небольшую ежемесячную сумму на карманные расходы. Для него это был удар.
Но жизнь богатого бездельника дала свои плоды и стала началом творческого пути Бодлера. Его первые стихи («Малабарская девушка», «Дама креолка», «Дон Жуан в аду») были напечатаны в журнале «Артист» за 1843–44 гг. За стихами последовал ряд статей, посвященных живописи Делакруа и Давида.
А через несколько лет в печать вышли сборники «Парижский сплин» и «Искусственный рай», повествующий о влиянии наркотиков на жизнь и творчество. В 1848 поэт участвует в восстании Парижской коммуны, становится соредактором демократической газеты «Салю Публик».
Почти 17 лет жизни Бодлер посвятил переводу на французский язык произведений Эдгара По, которого считал своим духовным братом, а также издал две книги, посвященные его творчеству. В историю литературы Шарль Бодлер вошел, как автор поэтического сборника «Цветы зла», изданного в июне 1857 года.
Книга настолько шокировала публику, что на нее тут же наложили цензурный запрет, а самому автору пришлось изъять из своего творения 6 стихов и выплатить немалый штраф. В 1860 году Бодлер опубликовал сборник «Парижский сплин», состоявший из стихотворений в прозе.
В 1861 вышло второе издание «Цветов зла», переработанное и расширенное автором В 1865 году Бодлер уехал в Бельгию, где провёл два с половиной года, несмотря на отвращение к скучной бельгийской жизни и на стремительно ухудшающееся здоровье. Будучи в церкви Сен Лу в Намюре, Бодлер потерял сознание и упал прямо на каменные ступени.
В 1866 году Шарль Пьер Бодлер тяжело заболевает, но скрывает от всех, что болен сифилисом. Последний год жизни провел в больнице Парижа, где и скончался 31 августа 1867 года.
Источник: http://citaty.su/kratkaya-biografiya-sharlya-bodlera
Шарль Бодлер : краткая биография
Шарль Пьер Бодле́р (фр. Charles Pierre Baudelaire [ʃaʁl pjɛʁ bodlɛʁ]; 9 апреля 1821 года, Париж, Франция — 31 августа 1867 года, там же) — французский поэт, критик, эссеист и переводчик; основоположник эстетики декаданса и символизма, повлиявший на развитие всей последовавшей европейской поэзии. Классик французской и мировой литературы.
Наиболее известным и значительным в его творчестве стал сборник стихов «Цветы зла», опубликованный им в 1857 году.
Шарль Пьер Бодлер родился 9 апреля 1821 года в Париже.
Детство и юность
Его отец, Франсуа Бодлер, был выходец из крестьян, участник Великой революции, ставший в эпоху Наполеона сенатором. В год рождения сына ему исполнилось 62 года, а жене было всего 27 лет. Франсуа Бодлер был художником и прививал сыну любовь к искусству с раннего детства — водил по музеям и галереям, знакомил со своими друзьями-художниками, брал с собой в мастерскую.
Жанна Дюваль. Рисунок Бодлера
В шестилетнем возрасте мальчик потерял отца. Год спустя мать Шарля вышла замуж за военного, полковника Жака Опи́ка, cтавшего затем французским послом в различных дипломатических миссиях. Отношения с отчимом у мальчика не сложились.
Повторное замужество матери наложило тяжелый отпечаток на характер Шарля, стало его «душевной травмой», отчасти объясняющей его шокирующие общество поступки, которые он совершал в действительности вопреки отчиму с матерью.
В детстве Бодлер был, по его собственному признанию, «страстно влюблён в свою мать».
Когда Шарлю исполнилось 11 лет, семья переехала в Лион, и мальчика отдали в пансион, откуда он впоследствии перешёл в Лионский Королевский коллеж. Ребёнок страдал припадками тяжёлой меланхолии и учился неровно, удивляя учителей то прилежанием и сообразительностью, то ленью и полной рассеянностью. Однако уже здесь проявилось влечение Бодлера к литературе и поэзии, доходившее до страсти.
В 1836 году семья вернулась в Париж, и Шарль поступил на курс по праву в коллеж Людовика Святого. Начиная с этого времени он окунулся в бурную жизнь увеселительных заведений, познав женщин лёгкого поведения, венерическую заразу, трату одолженных денег. Как следствие, за год до окончания курса ему отказали в обучении в коллеже.
В 1841 году, с большими усилиями всё-таки закончив образование и выдержав экзамен на бакалавра права, молодой Шарль заявил своему брату: «Я не чувствую призвания к чему бы то ни было».
Отчим предполагал карьеру юриста или дипломата, однако Шарль захотел посвятить себя литературе.
Родители, в надежде удержать его от «этого пагубного пути», от «дурного влияния Латинского квартала», убедили Шарля отплыть в путешествие — в Индию, в Калькутту.
Портрет Бодлера работы Эмиля Деруа (1844)
Через 10 месяцев Бодлер, так и не доплыв до Индии, от острова Реюньон вернулся во Францию, вынеся из путешествия живые впечатления красот Востока и мечтая воплотить их в художественные образы.
В 1842 году совершеннолетний Бодлер вступил в права наследования, получив в распоряжение довольно значительное состояние своего родного отца в 75 000 франков, которое начал быстро тратить. В ближайшие годы в артистических кругах он обрёл репутацию денди и бонвивана.
Его ближайшими друзьями в это время были поэт Теодор де Банвиль и художник Эмиль Деруа, написавший портрет молодого Бодлера.
В это же время он познакомился с балериной Жанной Дюваль, креолкой с Гаити, — со своей «Чёрной Венерой», с которой не смог расстаться до самой смерти и которую боготворил. По мнению же матери, она его «мучила, как только могла» и «вытряхивала из него монеты до последней возможности». Семья Бодлера не приняла Дюваль. В череде скандалов он даже пытался покончить с собой.
В 1844 году семья подала в суд иск на установление над сыном опеки.
Постановлением суда управление наследством было передано матери, а сам Шарль с того момента должен был получать ежемесячно лишь небольшую сумму «на карманные расходы».
С этих пор Бодлер, часто увлекавшийся «прибыльными проектами», испытывал постоянную нужду, проваливаясь временами в настоящую нищету. Вдобавок, его и его возлюбленную Дюваль до конца дней мучила «Болезнь Купидона».
Зрелые годы
В 1845 и 1846 годах Бодлер, широко известный до тех пор лишь в узких кругах Латинского квартала, выступал с обзорными статьями по искусству в «журнале одного автора» «Salon» (вышло два номера — «Салон 1845 года» и «Салон 1846 года»). По словам З.
А. Венгеровой, «мнения, высказанные им здесь о современных художниках и течениях, позже полностью подтвердились суждениями потомства, а сами статьи его принадлежат к блестящим страницам, когда-либо написанным об искусстве». Бодлер приобрёл известность.
В 1846 году Бодлер познакомился с творчеством Эдгара По, тот увлёк его настолько, что изучению американского писателя и переводу его произведений на французский язык Бодлер посвятил в общей сложности 17 лет. Согласно Венгеровой, «Бодлер почувствовал в По родственную душу».
Во время революции 1848 года Бодлер сражался на баррикадах и редактировал, правда, недолго, радикальную газету «Салю пюблик» (фр. Le Salut Public). Но политические увлечения, основанные главным образом на широко понятом гуманизме, очень скоро прошли, и он впоследствии не раз презрительно отзывался о революционерах, осуждая их уже как верный адепт католичества.
Поэтическая деятельность Бодлера достигла апогея в 1850-х годах.
Болезнь
В 1865 году Бодлер уехал в Бельгию, где провёл два с половиной года, несмотря на отвращение к скучной бельгийской жизни и на стремительно ухудшающееся здоровье. Будучи в церкви Сен-Лу в Намюре, Бодлер потерял сознание и упал прямо на каменные ступени.
В 1866 году Шарль-Пьер Бодлер тяжело заболел. Свой недуг он описывал так: «наступает удушье, путаются мысли, возникает ощущение падения, кружится голова, появляются сильные головные боли, проступает холодный пот, наступает непреодолимая апатия».
По понятным причинам он умолчал о сифилисе. Тем временем болезнь с каждым днём ухудшала его состояние. 3 апреля в тяжёлом состоянии он был доставлен в брюссельскую больницу, однако после приезда матери его перевели в гостиницу.
В это время Шарль-Пьер Бодлер выглядел ужасающе — перекошенный рот, остановившийся взгляд, практически полная потеря возможности произносить слова. Болезнь прогрессировала, и уже через несколько недель Бодлер не мог формулировать мысли, часто погружался в прострацию, перестал покидать постель.
Несмотря на то, что тело ещё продолжало сопротивляться, разум поэта угасал.
Его перевезли в Париж и поместили в клинику для умалишённых, в которой он и скончался 31 августа 1867 года.
Захоронение
Шарль-Пьер Бодлер был похоронен на кладбище Монпарнас, в одной могиле с ненавистным отчимом. В августе 1871 года тесная могила приняла и прах матери поэта. На пространной эпитафии всего три строчки о Бодлере:«ПАСЫНОК ГЕНЕРАЛА ЖАКА ОПИКА И СЫН КАРОЛИНЫ АРШАНБО-ДЕФАИ. УМЕР В ПАРИЖЕ 31 АВГУСТА 1867 В ВОЗРАСТЕ 46 ЛЕТ»
О поэте Бодлере — ни слова.
Кенотаф Бодлера
на кладбище Монпарнас
Место фамильного захоронения прижалось к западной стене кладбища и постепенно было окружено массивными надгробиями, мешающими проходу к нему.
Через 35 лет после смерти поэта на трансверсальном проспекте кладбища был установлен величественный кенотаф Бодлеру — единственный кенотаф на всём кладбище.
На простой плите прямо на земле положена завёрнутая в саван фигура поэта во весь рост, а со стороны головы возвышается огромная стела, на верху которой водружён Сатана.
Инициатором создания скульптурной композиции выступил большой почитатель Бодлера, поэт и критик Леон Дешан (Leon Deschamps), объявивший 1 августа 1892 года, в основанном им журнале La Plume, общественный сбор средств на кенотаф Бодлеру.
В организационный совет входили многие видные люди искусства, хорошо знавшие Бодлера при жизни, его коллеги и последователи; среди них председатель совета — поэт Леконт де Лиль, а также первый француз-лауреат нобелевской премии Сюлли Прюдом.
Сооружение кенотафа сопровождалось яростной полемикой: одни сомневались в его целесообразности, другие — в выборе архитектора. В выборах архитектора участвовал и Огюст Роден, представивший свой проект, однако отборочная комиссия предпочла композицию малоизвестного скульптора Жозе де Шармуа.
26 октября 1902 года монумент был торжественно открыт.
Вокруг кенотафа много свободного пространства и именно это место привлекает поклонников Бодлера, приходящих сюда почтить его память и почитать его стихи.
Литературное творчество
Первые стихи Бодлера печатались в 1843—1844 годах в журнале «Артист» («Даме креолке», «Дон Жуан в аду», «Малабарской девушке»).Важнейшим моментом в процессе становления общемировозренческих и литературных ориентаций Бодлера стали конец 1840-х и начало 1850-х годов.
В 1857 году вышел самый известный его поэтический сборник «Цветы зла», шокировавший публику настолько, что цензоры оштрафовали Бодлера и вынудили убрать из сборника шесть наиболее «непристойных» стихотворений. Тогда Бодлер обратился к критике и быстро добился в ней успеха и признания.
Одновременно с первым изданием «Цветов зла» вышла и ещё одна поэтическая книга Бодлера «Поэмы в прозе», не оставившая после себя столь значительного следа, как осуждённая книга поэта. В 1860 году Бодлер опубликовал сборник «Парижский сплин», состоявший из стихотворений в прозе.
В 1861 году вышло второе издание «Цветов зла», переработанное и расширенное автором.
Психоделические опыты
Автопортрет Бодлера
Бодлеру принадлежит одно из наиболее внятных описаний воздействия гашиша на человеческий организм, которое на долгие годы стало эталоном для всех, кто писал о психотропных продуктах из конопли.
С 1844 по 1848 Бодлер посещал «Клуб гашишистов», основанный Жаком-Жозефом Моро, и употреблял давамеск (алжирскую разновидность гашиша).
По свидетельству Теофиля Готье, активно участвовавшего в жизни клуба, Бодлер «принял гашиш единожды или дважды в ходе экспериментов, но никогда не употреблял его постоянно. Это счастье, покупаемое в аптеке и уносимое в жилетном кармане, ему было отвратительно».
Впоследствии Бодлер пристрастился к опиуму, но к началу 1850-х годов преодолел пристрастие и написал три больших статьи о своём психоделическом опыте, которые составили сборник «Искусственный рай» (1860).
Две статьи из трёх — «Вино и гашиш» (1851) и «Поэма о гашише» (1858) — посвящены каннабиноидам. Бодлер считал их воздействие интересным, но неприемлемым для творческой личности. По мнению Бодлера, «вино делает человека счастливым и общительным, гашиш изолирует его.
Вино превозносит волю, гашиш уничтожает её».
Несмотря на это, в своих статьях он выступал как объективный наблюдатель, не преувеличивая психотропных эффектов гашиша и не впадая в излишнее морализаторство; поэтому и неутешительные выводы, которые он делал из своего опыта, воспринимаются с определённой долей доверия.
Бодлер и музыка
Бодлер в качестве художественного критика оставил значительные суждения о живописи и художниках, о музыке и композиторах, обосновал в своей эстетике и в поэзии принцип соответствия (correspondances) между видами искусств . Он был тонким знатоком музыки.
Бодлер первым во Франции открыл талант Рихарда Вагнера, написав выдающееся эссе «Рихард Вагнер и „Тангейзер“ в Париже» (1861). В творчестве Бодлера есть упоминания о его музыкальных предпочтениях: Вебер, Бетховен, Лист.
В Брюсселе уже тяжелобольной Бодлер часто просил сыграть для него увертюру к «Тангейзеру».
На стихи Бодлера писали музыку К. Дебюсси, Э. Шабрие, Г. Форе, Венсан д’Энди, Гюстав Шарпантье, Эрнест Шоссон, Анри Дюпарк, Альфредо Казелла, Фрейташ Бранку, А. фон Цемлинский, А. Берг, К. Штокхаузен, Н. Рорем, В.
Плохарский (альбом «Cyfry»), А. Соге, Арне Меллнесс, Кайхосров Сорабджи, Оливье Грейф, Серж Генсбур, С. Танеев, А. Гречанинов, А. Крупнов, Юрий Алексеев, Д.
Тухманов, Диаманда Галас, Лоран Бутонна, Милен Фармер, Константин Кинчев и др.
Сочинения
Основные произведения и сборники поэзии:
- Цветы зла
- Искусственный рай
- Парижский сплин
В русском переводе:
- Бодлер Ш. Цветы зла / Перевод А. Панова. — СПб., 1907. — [Т. 1]. — 192 с.; [Т. 2]. — 193—288 с.
- Бодлер Ш. Цветы зла / Перевод Эллиса. — СПб., 1908, Томск: Водолей. — 1993. — 400 с.
- Бодлер Ш. Цветы зла / Перевод А. Альвинга. — СПб., 1908. — 263 с.
- Бодлер Ш. Цветы зла / Перевод А. Ламбле. — Париж, 1929. — ??? с.
- Бодлер Ш. Лирика. — М., 1965. — 187 с.
- Бодлер Ш. Цветы зла. — М.: Наука, 1970. — 470 с.
- Бодлер Ш. Об искусстве / Перевод Н. Столяровой и Л. Липман. Предисловие В. Левика. Послесловие В. Мильчиной. М.: Искусство, 1986.
- Бодлер Ш. Цветы зла / По авторскому проекту третьего издания. — Кишинёв: Литературный фонд «Axul Z», 1996. — 304 с.
- Бодлер Ш. Цветы зла / С парал. франц. текстом. — М.: Радуга, 2006. — 796 с.
- Бодлер Ш. Цветы зла / Перевод В. Шершеневича. М.: Водолей, 2009. — 356 с.
- Бодлер Ш. Избранные письма / Перевод под ред. С. Л. Фокина. — СПб.: Machina, 2012. — 366 с.
- Первым значительным переводчиком является П. Ф. Якубович-Мельшин.
Источник: https://worldofaphorism.ru/kratkie-biografii/sharl-bodler
Шарль бодлер: биография, коротко о жизни поэта
Видимо, толчком для такого решения стала дружба с Бальзаком.
Рассказывали, что Бальзак и Бодлер случайно наскочили один на другого
во время прогулки, и это комичное столкновение, вызвавшее у обоих смех,
послужило поводом к знакомству: полчаса спустя они уже бродили,
обнявшись, по набережной Сены и болтали обо всем, что приходило в
голову.
Бальзак стал литературным учителем Бодлера. Беспорядочные связи с девицами легкого поведения принесли свои тяжкие
плоды – осенью 1839 года Шарль заразился сифилисом и долго
лечился. Опик попытался образумить приемного сына и отправил его в заморское
путешествие. В июне 1841 года Бодлер отплыл из Бордо в Калькутту.
Едва
молодой человек добрался до острова Бурбон[253], он отказался плыть
дальше, ссылаясь на тяжелейшую ностальгию, и вернулся в Париж. Из
десятимесячного путешествия, если верить его словам, Бодлер вынес
только «культ черной Венеры» и стал утверждать, что
не может более глядеть на белых женщин.
Через два месяца после возвращения домой настал день его
совершеннолетия, и Шарль получил отцовское наследство – 75
000 франков, которое немедля принялся проматывать. А вскоре судьба зло посмеялась над поэтом: Бодлер влюбился в статистку
из небольшого парижского театра, мулатку Жанну Дюваль. Роковая связь с
ней продолжалась более двадцати лет – всю жизнь поэта.
В этой
женщине не было ничего замечательного: ни особенной красоты, ни ума, ни
таланта, ни сердца, ничего, кроме безграничного эгоизма, корыстолюбия и
легкомыслия. Однако Бодлер считал долгом чести не покидать эту
несчастную. Жанна всячески обманывала его, разоряла, вводила в неоплатные долги, а
поэт кротко и покорно выносил все капризы.
Более того, Жанна была
алкоголичкой и еще в молодые годы была поражена параличом. Бодлер
поместил ее в больницу и, отказывая во всем себе, устроил там самым
комфортабельным образом. Мулатка поправилась и поселилась в одной
квартире с поэтом. В последние годы жизни Бодлер не переставал ей
помогать.
Когда он лежал уже на смертном одре, бывшая любовница еще
заваливала поэта письмами, в которых требовала денег, денег,
денег… После кончины Бодлера женщина впала в страшную нищету
и вскоре умерла. С ее образом связана большая группа стихотворений,
образующих в «Цветах Зла» «цикл Жанны
Дюваль» (XXII – XXXIX). К 1840-м годам относится начало литературной деятельности Бодлера.
Впервые он заявил о себе как художественный критик, хотя к тому времени
уже была написана значительная часть стихотворений, впоследствии
составивших «Цветы Зла». К середине 1844 года Бодлер уже активно потреблял наркотики и
растранжирил половину своего наследства.
Встревоженные родственники,
собравшиеся по настоянию Опика на «семейный совет»,
решили ходатайствовать перед властями об учреждении над Шарлем
официальной опеки. Опекуном стал друг дома, нотариус Нарцисс Дезире
Ансель, который в течение двадцати трех лет честно следил за денежными
делами Бодлера и выдавал ему месячное содержание. Поэт остро переживал такой позор.
Даже попытался покончить жизнь
самоубийством, к счастью, неудачно. Конец 1840-1850-х стал для Бодлера временем жадного увлечения поэзией
Эдгара По. Сегодня французы знают американского поэта прежде всего по
переводам Бодлера. Он же написал несколько биографических эссе о По. Долго медлил Бодлер с обнародованием своих оригинальных стихотворений.
Только летом 1857 года увидел свет его поэтический сборник
«Цветы Зла». Автору шел тридцать седьмой год.
Замысел сборника скорее всего созрел у Бодлера довольно рано. Уже в
1846 году он говорил о том, что намерен выпустить книжку стихов под
названием «Лесбиянки».
Первые восемнадцать стихов
будущего сборника были опубликованы в 1855 году в журнале
«Ревю де Монд», и уже они принесли Бодлеру
известность в литературном мире. В это время, одновременно с Жанной Дюваль, у Бодлера появилась новая
возлюбленная – дама полусвета Аполлония Сабатье[254]. Затем
прибавилась третья – актриса Мари Добрен[255].
1857 год стал главным, мистическим годом в жизни Бодлера. В апреле умер
Жак Опик. В июне вышли из печати «Цветы Зла», из-за
которых прокуратура начала судебное преследование автора по обвинению в
«оскорблении религии», хотя на самом деле сборник
называли порнографическим[256]. Накануне суда Бодлер признался
Аполлонии Сабатье в любви, которую ранее скрывал, и был отвергнут.
«Цветы Зла» принесли Бодлеру скандальную
известность, но не прочное литературное признание. Его стали
воспринимать как жертву режима Наполеона III. Дальнейшая жизнь Шарля Бодлера складывалась печально. В 1861 году он
расстался с Жанной Дюваль, хотя и продолжал содержать ее. Больше
постоянных любовниц у него не было.
Вторым шедевром Бодлера считаются пятьдесят «стихотворений в
прозе», появлявшихся в периодической печати с августа 1857 по
август 1867 годов. Отдельным изданием под названием
«Парижский сплин» они вышли только в 1869 году, уже
после смерти поэта. Надо сказать, что Бодлер очень переживал из-за обвинительного приговора
«Цветам Зла».
Пытаясь реабилитироваться, в декабре
1861 года он неожиданно выдвинул свою кандидатуру в Академию. Эта
попытка была явно обречена на неудачу, и у поэта хватило здравого
смысла своевременно снять свою кандидатуру. Менее чем через год после этого стали сказываться последствия сифилиса,
который Бодлер перенес в молодости.
У него начались мучительные
постоянные головокружения, жар, бессонница, физические и психические
кризы. Он уже был почти не в состоянии писать, в каком-то тряпье,
целыми вечерами бродил среди нарядных парижских толп и затравленно
рассматривал прохожих. Как-то раз поэт спросил у случайной девушки,
знакома ли она с произведениями некоего Шарля Бодлера.
Девушка
ответила, что знает только Альфреда Мюссе. Поэт пришел в ярость и
наорал на бедняжку. В апреле 1864 года Бодлер уехал в Брюссель. Там он пытался продолжить
работу над «Стихотворениями в прозе» и над
дневником «Мое обнаженное сердце», но усилия его
окончились полной неудачей.
4 февраля 1866 года, будучи в церкви Сен-Лу в Намюре, Бодлер потерял
сознание и упал прямо на каменные ступени. На следующий день врачи
обнаружили у него первые признаки правостороннего паралича и тяжелейшей
афазии, перешедшей позднее в полную потерю речи. Срочно приехавшая мать
перевезла сына в Париж.
Поэт агонизировал у нее на руках еще четырнадцать месяцев! Шарль Бодлер умер 31 августа 1867 года.
Шарль Бодлер
(1821–1867) Уже само название знаменитой и главной книги Бодлера —
«Цветы зла» — вызывает скандальные
ассоциации, как будто этот поэт намеренно, чтобы эпатировать читателя
или чтобы воспеть зло, исходя из неких, чуть ли не сатанинских,
взглядов, утверждает совсем иную красоту, чем было принято веками,
будто он порывает с традиционными ценностями… Многие так и воспринимают поэзию теперь уже классика французской
литературы. О поэте до сих пор ходит много мифов и легенд. Тем более он
сам дал повод воспринимать его поэзию так: «Я не утверждаю,
будто Радость не может быть соединена с Красотой, но Радость это
— одно из тривиальнейших ее украшений, между тем как
Меланхолия выступает как ее, если можно так сказать, блистательная
спутница… я не могу себе представить (мой мозг не
заколдованное ли зеркало) такой тип Красоты, в котором бы совсем
отсутствовало Несчастье. Опираясь на такие мысли, а кто-нибудь
прибавит: одолеваемый такими мыслями, я, как это видно, не могу не
прийти к выводу, что совершеннейший тип мужской красоты, это Сатана
— изображенный в духе Милтона». И действительно,
Сатана, «изображенный в духе Милтона», это один из
героев «Цветов зла». Но, конечно, не в каком-нибудь
вульгарном смысле современной сатанинской секты. Нет, это скорее похоже
на лермонтовского Демона. Это символ, это философия. Говоря о Бодлере, можно сразу очень глубоко уйти в эти самые символы и
философию. И можно довольно быстро заблудиться в литературоведческих
лабиринтах. А можно подойти к поэту с другой стороны, вначале прочитать
несколько его стихотворений и потом рассмотреть его мировоззрение,
отразившееся в стихах. Начнем с самого известного стихотворения, которое на русский язык
переводили многие поэты:
Альбатрос Когда в морском пути тоска грызет матросов, Они, досужий час желая скоротать, Беспечных ловят птиц, огромных альбатросов, Которые суда так любят провожать. И вот, когда царя любимого лазури На палубе кладут, он снежных два крыла, Умевших так легко парить навстречу бури, Застенчиво влачит, как два больших весла. Быстрейший из гонцов, как грузно он ступает Краса воздушных стран, как стал он вдруг смешон! Дразня, тот в клюв ему табачный дым пускает, Тот веселит толпу, хромая, как и он. Поэт, вот образ твой! Ты также без усилья Летаешь в облаках, средь молний и громов, Но исполинские тебе мешают крылья Внизу ходить, в толпе, средь шиканья глупцов. (Перевод П. Якубовича) У Бодлера несколько стихотворений с характерным меланхолическим
названием «Сплин». Приведем одно из них:
Сплин Я словно царь страны, где дождь извечно льет. Он слаб, хоть всемогущ, он стар, хоть безбород. Ему наскучили слова придворной лести. Он среди псов хандрит, как средь двуногих бестий. Его не веселят ни звонкий рог в лесах, Ни всенародный мор, ни вид кровавых плах, Ни дерзкого шута насмешливое слово, — Ничто не радует властителя больного. Он спит меж лилий, гроб в постель преобразив, И дамы (а для дам любой король красив) Не могут никаким бесстыдством туалета Привлечь внимание ходячего скелета. Мог делать золото придворный астролог, Но эту порчу снять с владыки он не мог. И ванна с кровью — та, что по заветам Рима Любым властителем на склоне лет любима, Не согревает жил, где крови ни следа, И только Леты спит зеленая вода.
(Здесь и далее
перевод В. Левика)
Еще два лирических
стихотворения:
С еврейкой бешеной простертый на постели, Как подле трупа труп, я в душной темноте Проснулся, и к твоей печальной красоте От этой — купленной — желанья полетели. Я стал воображать — без умысла, без цели, — Как взор твой строг и чист, как величава ты, Как пахнут волосы, и терпкие мечты, Казалось, оживить любовь мою хотели. Я всю, от черных кос до благородных ног, Тебя любить бы мог, обожествлять бы мог, Все тело дивное обвить сетями ласки, Когда бы ввечеру, в какой-то грустный час, Невольная слеза нарушила хоть раз Безжалостный покой великолепной маски.
Вино
одинокого Мгновенный женский взгляд, обвороживший нас, Как бледный луч луны, когда в лесном затоне Она, соскучившись на праздном небосклоне, Холодные красы купает в поздний час. Бесстыдный поцелуй костлявой Аделины, Последний золотой в кармане игрока; В ночи — дразнящий звон лукавой мандолины Иль, точно боли крик, протяжный стон смычка, — О щедрая бутыль! сравнимо ли все это С тем благодатным, с тем, что значит для поэта, Для жаждущей души необоримый сок В нем жизнь и молодость, надежда и здоровье, И гордость в нищете — то главное условье, С которым человек становится как бог. Поэт тоски, мировой скорби, вечного сплина, хандры и
меланхолии… Считалось, что с Бодлера началось в Европе
крушение религиозных и нравственных устоев, а заодно и многовековых
художественных устоев. У Горького в «Климе Самгине»
одна героиня говорит, что «не следовало переводить
Бодлера…». А все дело в разладе со своим временем. Отпугивающие крайности поэта
идут от неистовой жажды идеального — и в эстетике, и в
политике. В дни Французской революции 1848 года Шарль Бодлер с оружием
в руках поднимался на баррикады. Он говорил: «Жребий поэзии
— великий жребий. Радостная или грустная, она всегда отмечена
божественным знаком утопичности. Ей грозит гибель, если она без устали
не восстает против окружающего. В темнице она дышит бунтом, на
больничной койке — пылкой надеждой на исцеление…
она призвана не только запечатлевать, она призвана исправлять. Нигде
она не мирится с несправедливостью». Героическое время революции закончилось 18 брюмера Луи Бонапарта. Все
вернулось на круги своя, но еще бурно стали развиваться в Европе и
особенно в Соединенных Штатах Америки буржуазные отношения. Бодлер
увидел в буржуазности худший из возможных путей развития человечества.
В черновом отрывке «Конец мира близок» поэт
изобразил видение буржуазного будущего: «Машинное
производство так американизирует нас, прогресс в такой степени
атрофирует у нас всякую духовность, что никакая кровавая,
святотатственная, противоестественная утопия не сможет даже сравниться
с результатами этих американизации и прогресса… Все, что
будет похоже на добродетель, что не будет поклонением Плутусу, станет
рассматриваться как безмерная глупость. Правосудие, если в столь
благословенные времена еще сохранится правосудие, поставит вне закона
граждан, которые не сумеют нажить состояние. Твоя супруга, о Буржуа!
твоя целомудренная половина, законность которой составляет поэзию твоей
жизни… она, ревностная и влюбленная хранительница твоего
сейфа, превратится в завершенный образец продажной женщины. Твоя дочь,
созрев преждевременно, уже с детства будет прикидывать, как продать
себя за миллион, а ты сам, о Буржуа, еще менее поэт, чем сегодня, ты и
не станешь ей перечить… Ибо прогресс нынешнего времени ведет
к тому, что из всех твоих органов уцелеет лишь пищеварительный тракт!
Время это, может быть, совсем близко, кто знает, не наступило ли
оно!..» Заключая этими размышлениями один из своих дневников,
Бодлер записал: «…Я сохраню эти строки, ибо хочу
запечатлеть мою тоску», — а потом поставил рядом с
последним словом: «ибо хочу запечатлеть мой гнев». Вот откуда у Бодлера разлад с действительностью, протест, сарказм,
откуда его «Цветы зла». Он — поэт
— как альбатрос со своими исполинскими крыльями смешон
буржуазной толпе, но он все равно остается поэтом, хотя это почти
невозможно в этом мире. Я больше не могу! О, если б меч подняв, Я от меча погиб! Но жить — чего же ради В том мире, где мечта и действие в разладе! Шарль Бодлер родился в Париже 9 апреля 1821 года. Отец его был выходцем
из шампанских крестьян, он выбился в люди — стал воспитателем
в знатном доме. Мать поэта была не тридцать пять лет моложе отца,
поэтому после его смерти довольно быстро вступила в новый брак, которым
был очень травмирован юный Шарль. Позже критики будут выводить
трагическое мировосприятие поэта из «фрейдистской»
ревности мальчика к отчиму, что все-таки нам представляется
поверхностным и вообще неверным объяснением. Бодлер учился в колледжах в Лионе и Париже. При неясных обстоятельствах
он был исключен из лицея. Мог сделать административную карьеру
благодаря связям отчима, но твердо объявил, что станет писателем. Отчим
отослал Шарля как бы в ссылку — на работу в заокеанские
колонии. Это было почти годичное плавание по Атлантике и по Индийскому
океану. Печать океанических впечатлений навсегда осталась в творчестве
поэта. Потом было глубокое чувство к Жанне Дюваль — многие стихи
«Цветов зла» отражают их отношения. Любовный цикл к
Аполонии Сабатье считается чуть ли не самым возвышенным гимном во
французской поэзии XIX века. Бодлер пишет статьи, переводит сочинения
Эдгара По, все время возвращается и дополняет новыми стихами
«Цветы зла». Правительство Наполеона III восприняло «Цветы зла»
как пощечину. Против Бодлера даже возбудили судебный процесс. В то
время правительство во Франции принимало крутые меры против
обличительной литературы. Бодлеру уголовный суд вынес обвинительный
приговор за «грубый и оскорбляющий стыдливость
реализм». За опубликование сборника автор был приговорен к
штрафу в 3000 франков, к такому же штрафу приговорили двух издателей.
Приговор предусматривал запрещение шести стихотворений, что по сути
обрекало на уничтожение не распроданный еще тираж и угрожало поэту и
издателям разорением. Бодлер был ошеломлен. Мещанская печать над ним потешалась. Но пришло и
неожиданное поздравление от Виктора Гюго: «Я кричу браво! Изо
всех моих сил браво вашему могучему таланту. Вы получили одну из тех
редких наград, которые способен дать существующий режим. То, что он
именует своим правосудием, осудило вас во имя того, что он именует
своей моралью. Вы получили еще один венок. Жму вашу руку,
поэт». Клеймо судебного приговора до конца дней сопутствовало Бодлеру,
затрудняя его публикации. Ему ставили унизительные моральные условия.
Закончил поэт свои дни в нищете. В марте 1866 года его разбил паралич,
он лишился речи. 31 августа 1867 года Бодлер скончался.
Источник: http://haiam.ru/biography-kratkaya-zhizn-poet-72.html
Бодлер біографія скорочено
Бодлер біографія коротко французького поета і критика викладена в цій статті.
Шарль Бодлер коротка біографія
Шарль П’єр Бодлер народився 9 квітня 1821 в Парижі в сім’ї сенатора. Коли Шарлю ще не було шести років, його батько, який, був на 34 роки старший за свою дружину, помер. А мати вийшла заміж за командира батальйону Жана Опіка, з яким Бодлер не знайшов спільної мови.
У 1833 сім’я переїхала в Ліон, а хлопчика віддали на навчання в пансіон (інтернат). Після його закінчення послідували роки навчання в Ліонському Королівському коледжі і Паризькому коледжі Святого Людовіка.
Правда, з останнього Бодлер був з ганьбою виключений за погану успішність. Студентські роки Шарля Бодлера були дуже буйними, він вліз у борги, заразився сифілісом (який і стане причиною його смерті), і навіть пристрастився до наркотиків.
Саме в цей час він і шокував своїх рідних заявою про те, що бажає присвятити своє життя літературі.
Щоб наставити сина на шлях істинний батьки відправляють Шарля в подорож до Індії. Правда, вже через два місяці, так і не допливши до місця призначення, Бодлер повернувся на батьківщину. Але ця коротка подорож знайшла відображення в творах поета.
Незабаром після повернення Шарль вступив в право успадкування і почав дуже швидко і бездумно витрачати батьківські гроші. Матері не залишалося нічого іншого, як відсудити спадок собі, в результаті чого юнак зміг отримувати лише невелику щомісячну суму на кишенькові витрати. Для нього це був удар.
Але життя багатого ледаря дало свої плоди і стало початком творчого шляху Бодлера. Його перші вірші (“Малабарська дівчина”, “Дама креолка”, “Дон Жуан у пеклі”) були надруковані в журналі “Артист” за 1843-44 рр. За віршами пішов ряд статей, присвячених живопису Делакруа і Давида. А через кілька років в друк вийшли збірка “Штучний рай”, що оповіда про вплив наркотиків на життя і творчість.
У 1848 поет бере участь у повстанні Паризької комуни, стає співредактором демократичної газети “Салю Публік”.
Майже 17 років життя Бодлер присвятив перекладу на французьку мову творів Едгара По, якого вважав своїм духовним братом, а також видав дві книги, присвячені його творчості.
В історію літератури Шарль Бодлер увійшов, як автор поетичної збірки ” Квіти зла “, виданої в червні 1857. Книга настільки шокувала публіку, що на неї тут же наклали цензурну заборону, а самому авторові довелося вилучити 6 віршів і виплатити чималий штраф.
У 1860 році Бодлер опублікував збірку “Паризький сплін”, що складався з віршів у прозі. У 1861 вийшло друге видання “Квітів зла”, перероблене і розширене автором.
У 1865 році Бодлер поїхав до Бельгії, де провів два з половиною роки, незважаючи на огиду до нудного бельгійського життя і на погіршення здоров’я. У 1866 році Шарль-П’єр Бодлер хвороба загострюється, але він приховує від усіх, що хворий на сифіліс.
Останній рік життя провів у лікарні Парижа, де і помер 31 серпня 1867 .
(No Ratings Yet)
Loading…
Источник: https://neimovirne.ru/bodler-biografiya-skorocheno/
Шарль Бодлер
Поль Верлен – автор странного выражения «проклятые поэты». К таковым он относил прежде всего себя. В этот список также входили несколько одиозных авторов и, конечно, Бодлер.
Последний оказал влияние на мировую литературу, в том числе и на становление представителей русского символизма. Творчество Шарля Бодлера было основано на контрастах.
Жизнь его представляла собой мучения, бесплодные попытки найти баланс между иллюзорным поэтический миром и реальностью.
Детство и юность
Будущий поэт, критик и эссеист родился в 1821 году во французской столице. Ранний период в биографии автора «Цветов зла» был безоблачным. Когда Шарль появился на свет, отцу было уже за 60. Матери – 28.
Каролина Аршанбо была бесприданницей. Однако замужество за немолодым и состоятельным человеком привлекло ее не только возможностью выбраться из нищеты.
Франсуа Бодлер был обходителен, обладал аристократическими манерами и оригинальным складом ума.
Шарль Бодлер
Отец Шарля вышел из крестьян. Участвовал в революционных событиях. Эпоха Наполеона открыла новые пути для представителей низших сословий. Франсуа Бодлер получил университетское образование. Работал в сенате, медленно, но верно поднимался по социальной лестнице.
Бодлер-старший часто водил сына по старинным достопримечательностям. Уже в раннем возрасте в мальчике пробудилась любовь к искусству. Отец умер, когда Шарль был еще ребенком. Первую психологическую травму поэт получил в детстве, со смертью отца. Он не только потерял близкого человека, но и познал муки ревности.
Портрет Шарля Бодлера
Мать вдовствовала всего год. На этот раз избранником Каролины стал 39-летний офицер, не смысливший ничего в литературе и искусстве. Это был человек сдержанный, дисциплинированный, образованный. Но ему не удалось найти подход к пасынку.
Шарля отправили в Лион, в интернат при Королевском колледже.
Первые стихотворения Бодлера относятся к парижскому периоду. После выпуска из интерната он уехал в столицу, где продолжил образование. Ранние произведения наполнены чувством разочарованности, тоски.
В 1841 году лирик закончил обучение. Отчим настаивал на юридической карьере. Однако Шарль уже тогда знал, что жизнь его будет связана с литературой.
Родители убедили его отправиться в Индию, надеясь, что таким образом спасут юношу от «пагубного пути».
Литература
Вояж продолжался меньше года. Бодлер, так и не достигнув берегов Индии, побывал на острове Реюньон. Морские пейзажи оказали на молодого лирика сильные впечатления, а позже отразились в поэтическом творчестве.
Поэт Шарль Бодлер
В начале литературного пути Бодлер черпал вдохновение в событиях конца 40-х. Поэт не остался в стороне от нарастающего революционного движения. Наряду с рабочими сражался на баррикадах летом 1848 года, публиковал статьи в радикальной парижской газете. Позже он назовет это наваждением. А с годами начнет испытывать почти физическое отвращение к политике.
Первые стихотворения Шарль Бодлер напечатал 1843 году. Расцвет творческих сил пришелся на начало 50-х. Главным предметом изображения в поэтических произведениях стала бездуховность, столкновение идеалов с серой действительностью. В 1957 году вышел в свет сборник, вызвавший резонанс в обществе, «Цветы зла».
Портрет Шарля Бодлера
Действительность представлялась поэту хаотичной и бесформенной. В отличие от романтиков, которых тоже не устраивала реальность, Бодлер не тешил себя иллюзиями, не грезил сказочным миром.
В человеческой душе он видел фрагмент гниющей реальности. В стихотворениях, вошедших в скандальный сборник, автор обнажил собственные пороки.
Бодлер стал первым поэтом, выступившим с критикой не так в адрес общества, как в адрес самого себя.
«Гимн красоте», вошедший в знаменитый сборник, не воспевание прекрасного. Красоту в этом произведении автор представил притягательной, чарующей, но беспощадной. Этот контраст нашел отражение в композиции стихотворения. Главный элемент здесь – антитеза.
Шарль Бодлер
В «Благословлении» поэт говорит о страшном зле в этом мире – о скуке. Произведения из «Цветов зла» подверглись многочисленным истолкованиям. Многозначительный философский смысл стихотворений поэта-декадента – извечная тема литературных споров. Цензоры, современники Бодлера, сочли отдельные произведения откровенно непристойными. Читатели и критики встретили их с восторгом.
Спустя две недели после публикации сборника начался процесс против автора. Бодлера обвинили в богохульстве, нарушении нравственных норм. Поэт вынужден был оплатить штраф, который удалось сократить благодаря обращению к императрице. Среди стихов, вошедших в книгу, вызвавшую переполох в обществе: «Альбатрос», «Падаль», «Идеал», «Флакон», «Бездна», «Самообман».
Созданные им образы одновременно притягательные и отталкивающие. Цитата, демонстрирующая пессимистичность французского поэта, – «Человек должен низко пасть, чтоб поверить в счастье». Еще одна книга основоположника декаданса, изданная в 1957 году, – «Поэма в прозе». Но она уже не имела такого широкого успеха.
«Парижский сплин» – сборник, увидевший свет в 1960 году. В книгу вошли стихотворения в прозе («Толпы», «Старый паяц», «Чужеземец», «Игрушка бедняка»). «Мое обнаженное сердце» – собрание дневниковых записей. Обе книги поэт не завершил. Болезнь, неудачи в личной жизни лишили его последних сил.
Автопортреты Шарля Бодлера
Бодлер – первый литератор, уделивший в своём творчестве внимание воздействию гашиша на сознание человека. В конце 40-х он посещал клуб, участники которого активно принимали запрещенные сегодня препараты.
Сам же употреблял гашиш всего несколько раз в жизни. Теофиль Готье утверждал, что сомнительное счастье гашишиста у Бодлера вызывало отвращение. Правда, в начале 50-х поэт распробовал опиум. Но от этого пристрастия ему удалось избавиться.
Об опыте применения психотропных препаратов он написал несколько статей, вошедших в книгу «Искусственный рай». Эссе о вине и гашише было написано в 1951 году. Спустя семь лет Бодлер посвятил воздействию наркотического средства еще одно произведение.
Он полагал, что на сознание человека препарат оказывает интересное действие. Однако его применение несовместимо с творческой деятельностью. Иного мнения он придерживался относительно вина.
Поэт утверждал, что алкоголь делает человека открытым, одухотворенным, счастливым.
Личная жизнь
В биографии Шарля Бодлера неизменно упоминается имя Жанны Дюваль. Актриса стала музой французского поэта. Он посвятил ей множество произведений: «Шевелюра», «Балкон», «Танцующая змея».
Обворожительная креолка вдохновила его и на создание стихотворения «Падаль» из сборника «Цветы зла». Они познакомились в начале 40-х, но семья Бодлера не приняла Жанну. Мать сделала всё, дабы разлучить их.
Однажды поэт-декадент даже предпринял попытку суицида.
Шарль Бодлер и Жанна Дюваль
Бодлер не расставался с Дюваль до конца жизни. Он человеком был расточительным, ввязывался в сомнительные проекты. Родственники выплачивали ему ежемесячно сумму, которая быстро иссякала. Большую часть жизни Бодлер провел в нищете. К тому же, как и Жанна, страдал сифилисом.
Смерть
В середине 60-х Шарль Бодлер покинул Париж. Последние годы своей жизни провел в Бельгии. Состояние ухудшалось, болезнь стремительно разрушала тело больного. Однажды на улице он потерял сознание. В апреле 1866 года Бодлера госпитализировали, но вскоре перевезли в гостиницу.
Разум автора «Цветов зла» постепенно угасал. Поэт перестал вставать с постели, не произносил ни слова.
В 1867 году Бодлера поместили в лечебницу для душевнобольных. 31 августа он скончался.
Могила великого французского поэта находится на легендарном парижском кладбище, ставшем последним пристанищем для знаменитейших французов, – в Монпарнасе.
Библиография
- 1847 – «Фанфарло».
- 1857 – «Цветы зла».
- 1857 – «Поэмы в прозе»
- 1860 – «Парижский сплин»
- 1860 – «Искусственный рай»
- 1864 – «Мое обнаженное сердце»
Цитаты
«Обожаю девок и ненавижу философствующих дам».«Женщина противоположна денди. А значит, она отвратительна».«Довод в пользу Бога. Ничто не существует бесцельно».«Суеверие – вместилище всяческих истин».«Робеспьера ценят только за то, что он произнес несколько красивых фраз».
Фото
Источник: https://24smi.org/celebrity/5373-sharl-bodler.html
Шарль Бодлер. Подробная биография
Шарль Пьер Бодлер – французский поэт, критик, эссеист и переводчик; основоположник эстетики декаданса и символизма, повлиявший на развитие всей последовавшей европейской поэзии. Классик французской и мировой литературы – родился 9 апреля 1821 года в Париже.
Его отец, Франсуа Бодлер, был выходец из крестьян, участник Великой революции, ставший в эпоху Наполеона сенатором. В год рождения сына ему исполнилось 62 года, а жене было всего 27 лет.
Франсуа Бодлер был художником и прививал сыну любовь к искусству с раннего детства — водил по музеям и галереям, знакомил со своими друзьями-художниками, брал с собой в мастерскую.
В шестилетнем возрасте мальчик потерял отца.
Год спустя мать Шарля вышла замуж за военного, полковника Жака Опи́ка, cтавшего затем французским послом в различных дипломатических миссиях. Отношения с отчимом у мальчика не сложились.
Повторное замужество матери наложило тяжелый отпечаток на характер Шарля, стало его «душевной травмой», отчасти объясняющей его шокирующие общество поступки, которые он совершал в действительности вопреки отчиму с матерью. В детстве Бодлер был, по его собственному признанию, «страстно влюблён в свою мать».
Когда Шарлю исполнилось 11 лет, семья переехала в Лион, и мальчика отдали в пансион, откуда он впоследствии перешёл в Лионский Королевский коллеж. Ребёнок страдал припадками тяжёлой меланхолии и учился неровно, удивляя учителей то прилежанием и сообразительностью, то ленью и полной рассеянностью.
Однако уже здесь проявилось влечение Бодлера к литературе и поэзии, доходившее до страсти.
В 1836 семья вернулась в Париж, и Шарль поступил на курс по праву в коллеж Людовика Святого. Начиная с этого времени он окунулся в бурную жизнь увеселительных заведений, познав женщин лёгкого поведения, венерическую заразу, трату одолженных денег.
Как следствие, за год до окончания курса ему отказали в обучении в коллеже.
В 1841, с большими усилиями всё-таки закончив образование и выдержав экзамен на бакалавра права. Отчим предполагал карьеру юриста или дипломата, однако Шарль захотел посвятить себя литературе.
Родители, в надежде удержать его от «этого пагубного пути», от «дурного влияния Латинского квартала», убедили Шарля отплыть в путешествие — в Индию, в Калькутту.
Через 10 месяцев Бодлер, так и не доплыв до Индии, от острова Реюньон вернулся во Францию, вынеся из путешествия живые впечатления красот Востока и мечтая воплотить их в художественные образы.
В 1842 совершеннолетний Бодлер вступил в права наследования, получив в распоряжение довольно значительное состояние своего родного отца в 75 000 франков, которое начал быстро тратить. В ближайшие годы в артистических кругах он обрёл репутацию денди и бонвивана.
Его ближайшими друзьями в это время были поэт Теодор де Банвиль и художник Эмиль Деруа, написавший портрет молодого Бодлера.
В это же время он познакомился с балериной Жанной Дюваль, креолкой с Гаити, — со своей «Чёрной Венерой», с которой не смог расстаться до самой смерти и которую боготворил.
По мнению же матери, она его «мучила, как только могла» и «вытряхивала из него монеты до последней возможности». Семья Бодлера не приняла Дюваль. В череде скандалов он даже пытался покончить с собой.
В 1844 емья подала в суд иск на установление над сыном опеки.
Постановлением суда управление наследством было передано матери, а сам Шарль с того момента должен был получать ежемесячно лишь небольшую сумму «на карманные расходы». С этих пор Бодлер, часто увлекавшийся «прибыльными проектами», испытывал постоянную нужду, проваливаясь временами в настоящую нищету. Вдобавок, его и его возлюбленную Дюваль до конца дней мучила «Болезнь Купидона».
В 1845 и 1846 Бодлер, широко известный до тех пор лишь в узких кругах Латинского квартала, выступал с обзорными статьями по искусству в «журнале одного автора» «Salon» (вышло два номера — «Салон 1845 года» и «Салон 1846 года»). Бодлер приобрёл известность.
В 1846 Бодлер познакомился с творчеством Эдгара По, тот увлёк его настолько, что изучению американского писателя и переводу его произведений на французский язык Бодлер посвятил в общей сложности 17 лет.
Во время революции 1848 Бодлер сражался на баррикадах и редактировал, правда, недолго радикальную газету «Салю пюблик» (Le Salut Public). Но политические увлечения, основанные главным образом на широко понятом гуманизме, очень скоро прошли, и он впоследствии не раз презрительно отзывался о революционерах, осуждая их уже как верный адепт католичества.
В 1865 году Бодлер уехал в Бельгию, где провёл два с половиной года, несмотря на отвращение к скучной бельгийской жизни и на стремительно ухудшающееся здоровье. Будучи в церкви Сен-Лу в Намюре, Бодлер потерял сознание и упал прямо на каменные ступени.
В 1866 Шарль-Пьер Бодлер тяжело заболел.
Свой недуг он описывал так: «наступает удушье, путаются мысли, возникает ощущение падения, кружится голова, появляются сильные головные боли, проступает холодный пот, наступает непреодолимая апатия».
По понятным причинам он умолчал о сифилисе. Тем временем болезнь с каждым днём ухудшала его состояние.
3 апреля в тяжёлом состоянии он был доставлен в брюссельскую больницу, однако после приезда матери его перевели в гостиницу. В это время Шарль-Пьер Бодлер выглядел ужасающе — перекошенный рот, остановившийся взгляд, практически полная потеря возможности произносить слова.
Болезнь прогрессировала, и уже через несколько недель Бодлер не мог формулировать мысли, часто погружался в прострацию, перестал покидать постель. Несмотря на то, что тело ещё продолжало сопротивляться, разум поэта угасал.
Его перевезли в Париж и поместили в клинику для умалишённых, в которой он и умер 31 августа 1867 года.
Первые стихи Бодлера печатались в 1843-1844 в журнале «Артист» («Даме креолке», «Дон Жуан в аду», «Малабарской девушке»). Важнейшим моментом в процессе становления общемировоззренческих и литературных ориентаций Бодлера стали конец 1840-х и начало 1850-х годов.
В 1857 вышел самый известный его поэтический сборник «Цветы зла», шокировавший публику настолько, что цензоры оштрафовали Бодлера и вынудили убрать из сборника шесть наиболее «непристойных» стихотворений. Тогда Бодлер обратился к критике и быстро добился в ней успеха и признания.
Одновременно с первым изданием «Цветов зла» вышла и ещё одна поэтическая книга Бодлера «Поэмы в прозе», не оставившая после себя столь значительного следа, как осуждённая книга поэта. В 1860 Бодлер опубликовал сборник «Парижский сплин», состоявший из стихотворений в прозе.
В 1861 вышло второе издание «Цветов зла», переработанное и расширенное автором.
Бодлер в качестве художественного критика оставил значительные суждения о живописи и художниках, о музыке и композиторах, обосновал в своей эстетике и в поэзии принцип соответствия (correspondances) между видами искусств (см. сонет «Соответствия»).
Он был тонким знатоком музыки. Бодлер первым во Франции открыл талант Рихарда Вагнера, написав выдающееся эссе «Рихард Вагнер и „Тангейзер“ в Париже» (1861). В творчестве Бодлера есть упоминания о его музыкальных предпочтениях: Вебер, Бетховен, Лист. В Брюсселе уже тяжелобольной Бодлер часто просил сыграть для него увертюру к «Тангейзеру».
На стихи Бодлера писали музыку К. Дебюсси, Э. Шабрие, Г. Форе, Венсан д’Энди, Гюстав Шарпантье, Эрнест Шоссон, Анри Дюпарк, Альфредо Казелла, Фрейташ Бранку, А. фон Цемлинский, А. Берг, К. Штокхаузен, Н. Рорем, В. Плохарский (альбом «Cyfry»), А. Соге, Арне Меллнесс, Кайхосров Сорабджи, Оливье Грейф, Серж Генсбур, С. Танеев, А. Гречанинов, А. Крупнов, Юрий Алексеев, Д. Тухманов, Диаманда Галас, Лоран Бутонна, Милен Фармер, Константин Кинчев и др.
Биография
Произведения
- Гимн Красоте
- Тебя, как свод ночной, безумно я люблю
- Тревожное небо
Критика
Ключевые слова: Шарль Бодлер, Charles Baudelaire, декаданс, символизм, биография Шарля Бодлера, скачать подробную биографию, скачать бесплатно, французская литература 19 в, жизнь и творчество Шарля Бодлера
Источник: http://md-eksperiment.org/post/20181107-biografiya-sharlya-bodlera