Краткая биография богданович

Максим Богданович биография кратко

Максим Адамович Богданович родился 27 ноября (9 декабря по новому стилю) 1891 года в Минске. Прадед поэта по материнской линии был православным священником, дед — мелким чиновником. Отец Максима Адам Егорович служил учителем. Он пережил сына, впоследствии написав его биографию. У Максима было два брата — Вадим и Лев.

В переездах

Когда ребенку исполнилось всего несколько месяцев от роду, его отца перевели в Гродно. Здесь мальчик впервые приобщился к книгам. Адам Егорович был великим книголюбом, собирателем белорусского фольклора. В доме имелась богатая библиотека. Первыми книгами маленького Максима стали «Букварь», «Детский мир» К. Ушинского и написанное по-белорусски «Родное слово».

Мальчику не было и пяти лет, когда от туберкулеза скончалась его мать. После потери супруги Адам Егорович с сыновьями переехал из Гродно в Нижний Новгород.

Здесь он, к слову, познакомился с Горьким — буквально накануне оглушительной всероссийской славы последнего. В Нижнем в 1902 году Максим Богданович пошел в первый класс гимназии.

Обратите внимание

Тогда же он написал свои первые стихи на белорусском языке.

В 1905 году, когда в России полыхала революция, начинающий поэт примкнул к одному из революционных гимназических кружков — вся молодежь тогда куда-нибудь «примыкала». Спустя два года Адама Егоровича перевели в Ярославль. Увы, чахотка не оставляла семью: в 1908 году от нее умер брат Вадим, заболел туберкулезом и Максим. Поправиться ему помогла поездка в Ялту.

Большая поэзия

Учась в гимназии, юноша много занимался литературным трудом. В 1907 году в белорусской газете «Наша нива», издававшейся в Вильне, вышел первый его рассказ — «Музыка». Минуло два года, и свет увидел сборник «Из песен белорусского мужика». Дома Максим разговаривал исключительно по-белорусски, чему удивлялись даже его близкие.

Богдановича всегда невероятно тянуло на родину. По окончании гимназии в 1911 году он несколько месяцев провел в Вильне, считавшейся тогда центром белорусской национальной жизни, и в местечке Ракутевщина под Молодечно.

Впоследствии поэт с удовольствием вспоминал о поездке — ведь именно она навеяла ему образ слуцких ткачих, описанных в одноименном стихотворении — много лет спустя оно превратилось в песню, которую исполнял вокально-инструментальный ансамбль «Песняры».

Желавшего изучать историю родного края Богдановича рекомендовали известному историку, профессору Петербургского университета Алексею Шахматову. Однако гибельный климат российской столицы совершенно не подходил болезненному юноше. К тому же отец настаивал, чтобы сын выучился на юриста. Пришлось Максиму против своей воли поступать на юридическое отделение ярославского Демидовского лицея.

В свободное от учебы время Богданович вел крайне замкнутый образ жизни. Он много писал, изучал иностранные языки, сотрудничал с рядом газет и журналов Петербурга, Москвы, Киева. Поэт оказался неплохим публицистом; не чуждый идее славянского братства, он написал брошюры «Угорская Русь», «Червонная Русь» и «Братья-чехи».

Верность Белорусскому слову

В 1913 году вышел единственный прижизненный поэтический сборник Богдановича — «Вянок» («Венок»), Он был первым белорусскоязычным автором, использовавшим такие поэтические формы, как сонет и рондель. Массу времени поэт отдавал переводу на белорусский язык мировой классики — древнеримских и польских поэтов, Генриха Гейне, Поля Верлена, А. С. Пушкина.

Богданович всеми силами пытался помочь выйти из подполья, на страницы книг, газет и журналов, белорусскому языку, белорусской культуре.

Он занялся написанием истории белорусской литературы с древних времен до начала XX века. Его поиски нашли отражение в статьях «Глубины и слои», «Краткая история белорусской письменности до XVI столетия», «За сто лет.

Важно

Очерк истории белорусской письменности», «Новый период в истории белорусской литературы».

Когда в 1914 году началась Первая мировая война, в Ярославле появилось немало белорусов — как раненых солдат, так и простых беженцев. Богданович старался общаться с ними как можно больше.

Когда же в 1916 году по окончании Демидовского лицея появилась возможность покинуть Ярославль, Богданович немедленно ею воспользовался и перебрался в Минск.

Здесь, в непосредственной близости от линии фронта, он работал в Комитете помощи жертвам войны.

Признание Максима Богдановича

А здоровье поэта становилось все хуже. В феврале 1917 года друзья и коллеги Богдановича собрали средства на его поездку в Крым. Понимая, что ему осталось немного, Богданович работал буквально на износ. В последний день жизни он дрожащей рукой правил стихи, продолжал составлять белорусский букварь. 12 (25) мая 1917 года в Ялте Максим Богданович скончался. Ему было всего 25 лет…

Друг поэта А. А. Титов написал тогда в газете «Голос»:

«Имея чуткую и отзывчивую душу, он невольно привлекал к себе каждого, его любили и уважали все, кто его знал: с ним не было весело, но было тепло, приятно поговорить и поделиться обо всем, что только лежит на душе… Он был одним из тех людей, которые горят, согревая жизнь и освещая путь другим, но мало заботясь о себе».

Похоронили белорусского поэта в Ялте на Аутском братском кладбище. На надгробии высекли его имя, дату смерти и строфу из сонета «Памiж пяскоу Егiпецкай зямлi». Многие его произведения удалось издать только после смерти писателя. Среди них — стихотворение «Пагоня», цикл «На тiхiм Дунае», а также «Макам i Магдалена», «Страцiм-лебедзь».

В 1981 году в Троицком предместье Минска, практически на месте не сохранившегося до нашего времени родного дома поэта, открылся Музей Максима Богдановича.

На Рабкоровской улице, в доме, где некоторое время жил поэт, сегодня действует филиал музея под названием «Белорусский домик».

Еще один филиал открылся в том самом местечке Ракутевщина под Молодечно, куда Максим Богданович приезжал в 1911 году.

9 декабря 1981 года, в день 90-летия поэта, перед Национальным театром оперы и балета состоялось торжественное открытие памятника Максиму Богдановичу.

Классика белорусской литературы изобразили со скрещенными на груди руками. В правой руке он держит василек — цветок, воспетый им. В 2008 году монумент отправили на реставрацию, а на его месте устроили фонтан.

В скором времени памятник обрел новое место в 150 метрах от прежнего.

Совет

За пределами Белоруссии поэзия Богдановича стала известна во многом благодаря знаменитому белорусскому вокально-инструментальному ансамблю «Песняры». Так, на фестивале «Песня-77» музыканты исполнили песню «Верашка», написанную на стихи поэта.

Источник: https://posmotrim.by/article/maksim-bogdanovich-biografiya-kratko.html

Ипполит Фёдорович Богданович : краткая биография

Ипполи́т Фёдорович Богдано́вич (3 января 1744, Переволочна, Киевская губерния — 18 января 1803, Курск) — русский поэт, переводчик, государственный служащий. В историю русской литературы вошёл главным образом как автор стихотворной повести (развлекательной поэмы) «Душенька» — вольного переложения романа Лафонтена «Любовь Психеи и Купидона».

И. Ф. Богданович в старости

Ипполит Богданович родился 3 января 1744 года в местечке Переволочна, в семье бедного мелкопоместного дворянина. Получил домашнее образование. В 1754 приехал в Москву, был принят юнкером в Юстиц-коллегию и одновременно учеником математической школы при Сенатской конторе. В 1757 обратился к М. М.

Хераскову с просьбой о приёме в театральную труппу при Московском университете. Херасков отказал Богдановичу в этой просьбе, но записал его в университетскую гимназию и поселил в своём доме. В 1761 Богданович был переведён в университет, где учился вместе с С. Г. Домашневым, Д. И. Фонвизиным, Я. И. Булгаковым.

В том же году принят на службу в университет «к надзиранию за классами» (до мая 1763).

В 1762 году переведён в комиссию о строении триумфальных ворот, для которых сочинял надписи. В 1763 году прикомандирован в штат известного военного деятеля графа П. И. Панина.

В 1764 году Богданович начал службу в Иностранной коллегии и с 1766 по 1769 являлся секретарём русского посольства при Саксонском дворе.

Масон, в 1774 году обрядоначальник петербургской ложи Девяти муз.

В 1779 году был переведён «за ненадобностью» в департамент герольдии без жалования, в 1780 — в государственный архив.

С 1783 года Богданович — член Российской академии. С 1788 по 1795 год — председатель государственного архива. После увольнения со службы — оставил Петербург.

В 1795 годe вышел в отставку. В 1798 переехал в Курск, где и провёл последние годы жизни.

Скончался 6 января 1803 года в Курске; похоронен на Херсонском кладбище города Курска. В 1834 году на его могиле был установлен памятник, изображавший Психею, в 1894 году возобновлён на средства жителей Курска, могила сохранилась.

Творчество

Писать стихи начал в детстве и уже 14 лет печатал их благодаря М. М. Хераскову и И. И. Мелиссино. В 1763 году он познакомился с графиней Екатериной Дашковой и принимал участие в журналах, выходивших при её участии, выступал как издатель журнала «Невинное упражнение» (1763).

Около 1775 года сочинил вольную повесть в стихах «Душенька», подражая Лафонтену, заимствовавшему свой сюжет из Апулея («Любовь Психеи и Купидона» (1669).

«Душенька» была напечатана в первый раз в 1783 году в Петербурге, до 1841 года выдержала 15 изданий; последнее — в 1887 году А. С. Сувориным в «Дешёвой библиотеке». Сочинение это доставило Богдановичу известность и обратило на него внимание Екатерины II.

Обратите внимание

По её поручению он написал для Эрмитажного театра «Радость Душеньки» (1786), «Славяне» (1787) — пьесы, не имевшие успеха.

С сентября 1775 года он издавал «С.-Петербургский вестник», а в 1775—1782 годах редактировал «СПб. ведомости». Кроме того, он написал:

  • «Сугубое блаженство» (поэма СПб., 1765);
  • «Добромысл», (др. повесть в стихах. М., 1805);
  • «Блаженство народов» (поэма, М. 1810);
  • «Берег» (СПб., 1812);
  • «Русские пословицы» (3 ч. СПб., 1785; здесь народные пословицы переделаны в двустишия);
  • «Лира, или собрание разных сочинений» (СПб., 1773).

Подобно многим своим современникам-поэтам, Богданович активно занимался переложением псалмов:

  • «Ода из псалма 114»
  • «Псалом 45»
  • «Небеса поведают славу Божию (из псалма 18)»
  • «Псалом 148»

и т. д.

Плодами его исторических занятий остались:

  • «Историческое изображение России» (СПб., 1777)

и переводы:

  • «Малая война, описанная майором в службе короля Прусского» (с фр., СПб., 1768);
  • «Сокращение из проекта о вечном мире Руссо (из Сен-Пьера)» (СПб., 1771)
  • «Вертота, история о бывших переменах в Римской республике» (с французского, 3 ч. СПб., 1771—75).

Богданович оставил автобиографию (напечатана в «Отечественных записках», 1853, № 4).

Собрание его сочинений вышло в Москве в 1809—1810 гг., 6 ч.; 2-е изд. — М. 1818—1819 г., 4 ч.; 3-е — Смердинское, в 2 ч., в 1848 г.

«Душенька»

Из всего написанного Ипполитом Фёдоровичем историко-литературное значение имеет только «Душенька».

Она явилась довольно смелым диссонансом в поэзии XVIII века, занимавшейся производством торжественных надутых од. Современники были поражены новизной её содержания и формы и произвели Богдановича в «гении».

«Душенька» породила массу подражаний и переделок, как какое-нибудь «классическое» произведение.

Смерть Богдановича вызвала массу эпитафий, в которых Богданович превозносится именно за написание «Душеньки»:

Зачем нам надписьми могилу ту чернитьГде Душенька одна всё может заменить?

— говорится в одной из них.

Сегодня, спустя время, в «Душеньке» можно отметить лёгкость стиха и желание, насколько позволяет нравственная цензура, побеседовать о «клубничке», благодаря которой поэма главным образом и имела успех у современников.

По оценке А. С. Пушкина, «в „Душеньке“ Богдановича встречаются стихи и целые страницы, достойные Лафонтена».

Источник: https://worldofaphorism.ru/kratkie-biografii/ippolit-fyodorovich-bogdanovich

Максим Богданович

Асобы. Список [ А-Я ]

  • Лично ТЫ и история наши имена в хрониках — тонкая нить через столетия
  • Алексиевич Светлана Нобелевский лауреат по литературе
  • Богданович Максим один и создателей современного литературного языка, автор гимна “Погоня”
  • Богушевич Франтишек
  • Будны Сымон гуманист, просветитель, еретик, церковный реформатор
    • Миндовг (1248-1263) король пруссов и литвинов
    • Войшелк (1264-1267) сын Миндовга, присоединивший на Нальшаны и Дяволтву
    • Шварн (1267-1269) зять Миндовга и сын короля Руси
    • Витень (1295 – 1316) “измысли себе герб и всему князству Литовскому: рыцер збройны на коне з мечем”
    • Гедимин (1316-1341) в. князь, объединивший Литву и Полоцкое княжество
    • Ольгерд (1345-1377) в. князь, собравший все белорусские земли в единое государство
    • Ягайло (1377-1381) в. князь Литовский и король Польши. Кревская уния
    • Кейстут (1381-1382) “Клятва Кейстута” и первое упоминание об устном старобелорусском языке
    • Витовт (1392-1430) и начало “Золотого века” ВКЛ
    • Свидригайло (1430-1432) мятежный князь, разорвавший унию с Польшей
    • Генрих Валуа (1575-1586) первый выборный король и в. князь
    • Стефан Баторий (1575-1586) освободитель Полоцка от Ивана Грозного и покровитель иезуитов
    • Жигимонт III Ваза (1587-1632) король шведов, готов, вендов
    • Станислав II Август (1764-1795) последний король и в. князь
    • Ягеллоны девять славянских королей
  • Войниловичи
    шляхта тутэйшая и фундаторы Красного костела в Минске.
  • Годлевский Винцент
    ксендз и белорусский националист, узник лагеря Тростинец
  • Гусовский Николай
    и белорусский эпос “Песня о зубре”
  • Гонсевский Александр
    комендант Кремля, защитник Смоленска
  • Давид Городенский
    каштелян Гарты, правая рука Гедимина
  • Дмаховский Генрих (Генри Сандерс)
    повстанец 1830 и 1863, скульптор
  • Довмонт
    князь Нальшанский и Псковский
  • Довнар-Запольский Митрофан
    этнограф, экономист, основоположник белорусской национальной историографии, составитель “Карты расселения белорусского племени”
  • Гошкевич Иосиф
    первый дипломат РИ в Японии, автор первого русско-японского словаря
  • Домейко Игнацы
    филомат, литвин, инсургент, ученый
  • Достоевский Ф. М.
  • Дроздович Язеп
    “вечный странник”, астроном и художник
  • Дунин-Марцинкевич Винцент
  • Желиговский Люциан
    генерал Срединной Литвы, последний рыцарь ВКЛ
  • Завиши
    старосты и воеводы минские, фундаторы застройки исторического центра Минска
  • Каганец Карусь и Гийом Аполинер
    Костровицкие гербу Байбуза и Вонж
  • Калиновский Кастусь
    Jaska Haspadar s pad Wilni, национальный герой
  • Карский Ефимий Федорович
    этнограф, академик, составитель “Карты расселения белорусского племени”
  • Костюшко Тадеуш
    национальный герой Беларуси, Польши и США
  • Коненков С. Т.
    скульптор
  • Копиевич Илия (Галляш)
  • Кит Борис Владимирович
    “беларус нумар адзін ва ўсім свеце”
  • Кмитич Самуил
    оршанский хорунжий, герой “Трилогии”
  • Кунцевич Иософат
    архиепископ Полоцкий, “св. апостол единения”
  • Лисовский-Янович А. Ю.
    полковник “лисовчиков”
Читайте также:  Краткая биография андрич

  • Лично ТЫ и история наши имена в хрониках — тонкая нить через столетия
    • Воловичи от канцлера ВКЛ до змагара 1830 г.
    • Кишки шляхта Подляшская, наследники воеводы Смоленского
    • Кезгайлы старосты Жмудские из Вилькомира на реке Святой, “границе Литвы и Жмуди”
    • Огинские “magnacki rod ksiazecy pochodzenia ruskiego”
    • Острожские защитники отечества и фундаторы просвещения
    • Пацы “во всем мире в доброй славе и мужестве известные, народа руского дома”
    • Радзивиллы
    • Сапеги
    • Тышкевичи шляхта Логойская, основатели Музея древностей и Свислочской гимназии
    • Ходкевичи воины великого княжества
  • Малевич Казимир
    Витебское общество УНОВИС и “Черный квадрат”
  • Мицкевич Адам
  • Минейко Зигмунд
    почетный гражданин Греции
  • Надсон Александр
    апостольский визитатор белорусских греко-католиков
  • Наркевич-Иодко
    “электрический человек” — профессор электрографии и магнетизма
    • Светлана Алексиевич литература, 2015
    • Жорес Алферов физика, 2000
  • Олехнович Франтишек
    «бацька навейшай беларускай драматургіі» и националист
  • Орда Наполеон
    инсургент и художник
  • Острожский Константин
    герой битвы под Оршей
  • Острожский Константин-Василий
    фундатор православия
  • Пржевальский Н. М.
    путешественник и натуралист
  • Радзивилл Януш
    герой битв под Лоевомй
  • Рейтан Тадеуш
    Дон Кихот Речи Посполитой
  • Рылло Максимилиан
    первый исследователь древнего Вавилона
  • Сапега Лев
  • Святополк-Мирские
    последние хозяева Мирского замка
  • Семенович Казимир
    основопложник ракетостроения
  • Сербов Исаак
    археолог и фотограф (“Беларусы ў фотаздфмках” 1911)
  • Симеон Полоцкий
  • Скирмунт Роман
    элита Империи и Премьер-Министр БНР
  • Скирмунт Хелена
    1876 “З жыцьця літвінкі” — шлях мастачкі і скульптаркі з роду Скірмунтаў
  • Скорина Франциск
  • Скосырев Борис
    первый и единственный король Андорры
  • Смотрицкий Мелетий
    ревнитель православия, принявший униатство
  • София Слуцкая
    католичка, канонизированная православными
  • Судзиловский Николай
    первый Президент сената Территории Гавайи
  • Станкевич Ян
    историк, основатель Великолитовского фонда им. Льва Сапеги
  • Тарашкевич Бронилав
    филолог, расстрелянный за любовь к Беларуси
  • Тяпинский Василий
    гуманист и еретик
  • Ходзько гербу “Костеша”
    и “Товарищество Литовское и Земель Руских” 1832
  • Шагал Марк
    художник
  • Шостакович Д. Д.
    композитор
  • Шидловский Сымон Визунас
    легендарный хорунжий Витебский
  • Федоров Иван
    первопечатник в Московии и Украине
  • Янка Купала

В 1991 году имя Максима Богдановича внесено в календарный список ЮНЕСКО «Годовщины выдающихся лиц и событий»

М. Богданович

“Вянок”, 1913
прижизненное издание файл PDF, 89 Мб

Посмотреть и скачать

Богданович, Максим Адамович (9 декабря 1891, Минск – 25 мая 1917, Ялта) — белорусский поэт, публицист, литературовед, переводчик; классик белорусской литературы, один из создателей современного литературного белорусского языка.

Отец поэта — Адам Богданович — учитель минского городского училища, впоследствии белорусский этнограф, фольклорист, историк культуры. Мать, Мария Мякота, шляхетского рода герба “Курч”, умерла, когда сыну исполнилось пять лет.

В ноябре 1896 года Адам Богданович с детьми переехал по службе в Нижний Новгород. Здесь у него завязались дружеские отношения с Максимом Горьким, с которым они вскоре породнились, женившись на сёстрах Волжиных. Горький часто бывал у них дома, он оказал влияние на любовь мальчика к литературе.

Важно

Окончив в 1911 году Нижегородскую гимназию, Максим Богданович посещает Вильню, знакомится с Вацлавом Ластовским, Антоном и Иваном Луцкевичами и другими деятелями белорусского Возрождения. Под впечатлением от посещения музея братьев Луцкевичей с коллекциями древних раритетов он пишет стихотворение “Слуцкие ткачихи”.

В том же году Максим Богданович намеревался поступить на Филологический факультет Петербургского университета, но из-за недостатка средств и сырого климата столицы, возвращается в Ярославль к отцу, поступив в Демидовский юридический лицей.

В 1909-13 годах поэт переводит на белорусский язык стихи Овидия, Горация, французского поэта Поля Верлена. Кроме того, в этот период Максим Богданович занимается разработкой концепции истории развития белорусской литературы от древности до начала XX столетия (статьи “Глубины и слои”, “Краткая история белорусской письменности до XVI столетия”, “За сто лет. Очерк истории белорусского письменности”, “Новый период в истории белорусской литературы”).

В Вильне, в начале 1914 года в типографии Мартина Кухты при денежной поддержке Ивана Луцкевича и Марии Магдалены Радзивилл тиражом 2000 экземпляров издан единственный прижизненный сборник произведений Максима Богдановича “Венок” (на титуле обозначен 1913 год).

В благодарность к княгине на титульном листе книги было постановлено поместить знак лебедя — отсылка к гербу Завишей, к которым принадлежала Мария Магдалена .

Летом 1916 года, закончив лицей, Максим Богданович вернулся в Минск. Хотя он был уже тяжело болен, но много работает в Минской губернском продовольственном комитете и в Белорусском комитете помощи жертвам войны, а свободное время отдает литературному творчеству и организации молодежных кружков, которым старается придать общественно-просветительный и национально-революционный характер.

В это время Максим Богданович написал такие знаменитые произведения, как “Потерянный лебедь” и “Погоня”, ставшее национальным гимном.

[ Стихотворение, известное по школьной программе. Исполняется в многочисленных вариантах на музыку композиторов Щеглова-Куликовича, Туренкова, Равенского, Мулявина. “Погоня” в исполнении а капелла Muzcynski Chor “Vunija”. Старое, но, пожалуй, лучшее исполнение. ]

Your browser does not support the audio element.

Скачать гимн “Погоня” в формате .mp3 (архив .zip, 3 Мб)

В феврале 1917 года друзья поэта собрали деньги, чтобы он мог ехать в Крым лечиться от туберкулёза. Но лечение не помогло. Умер Максим Богданович на рассвете 25 мая 1917 года в возрасте 25 лет.

“Ў краіне сьветлай, дзе я ўміраю У белым доме ля сіняй бухты Я не самотны, я кнігу маю

З друкарні пана Марціна Кухты.”

Совет

http://archives.gov.by/index.php?id=921091 be-x-old.wikipedia.org be.wikipedia.org pl.wikipedia.org uk.wikipedia.org ru.wikipedia.org

Источник: http://history-belarus.by/pages/figures/bogdanowich.php

Максим Богданович: биография и творчество поэта :

Максим Богданович – известный белорусский поэт. Его значение для литературы этой страны трудно переоценить, ведь именно он создал ее современный художественный язык.

Деятельность этого талантливого автора была чрезвычайно многообразной: он не только поэт, но и публицист, литературовед, переводчик.

Несмотря на свою короткую жизнь, он успел создать значительное количество стихотворных произведений, которые являются классикой белорусской литературы.

Семья

День рождения Максима Богдановича – 9 декабря 1891 года. Он происходил из простой крестьянской семьи. Богатое воображение мальчик, вероятно, унаследовал от своей прабабушки, которая была прекрасной рассказчицей, знала много народных сказок.

При этом она умела каждый раз придать знакомой истории новое звучание благодаря особому способу повествования: она говорила нараспев, как будто пела песню. Ее сказания записал дед будущего поэта. По этим записям мальчик впервые и познакомился с белорусской речью.

Максим Богданович благодаря ей узнал не только устный фольклор, но также обряды и обычаи. Кроме того, любовь к литературе он унаследовал от своей матери, которая много читала, училась, владела художественным языком.

Она даже пробовала себя на литературном поприще, сочинив рассказ, который отличался необыкновенной живостью повествования.

Ранние годы поэта

Максим Богданович рос в материально обеспеченной семье. Его отец был преподавателем в училище – профессия, которая хорошо оплачивалась. Через некоторое время молодая чета перебралась в Гродно, где глава семейства получил должность в банке.

Будущий знаменитый поэт воспитывался в творческой атмосфере: в доме его родителей часто бывали представители интеллигенции, здесь велись дискуссии на общественно-политические, культурные темы.

В то время в моде были революционные движения, отголоски которых впоследствии отразятся в поэзии автора. Вскоре семью постигла тяжелая утрата: от туберкулеза скончалась мать будущего поэта.

По характеру маленький Максим Богданович был похож именно на нее: он был так же весел, жизнерадостен, непосредственен, впечатлителен. В 1896 году отец семейства принял решение переехать в Нижний Новгород.

Годы учебы

Здесь Адам Богданович подружился с М. Горьким, с которым даже впоследствии породнился, когда оба женились на девушках-сестрах. Известный писатель оказал большое влияние на мальчика, укрепив в нем любовь к литературным занятиям.

Большое влияние на него оказал и отец, который был ученым-фольклористом, активно занимался славянскими языками, изучал историю Белоруссии. Максим Богданович, биография которого была неразрывно связана с белорусской поэзией, вспоминал, что родитель оказал влияние на формирование его мировоззрения.

1902 год стал знаковым в жизни мальчика: он поступил в Нижегородскую гимназию.

Здесь он увлекся революционными идеями и даже принимал участие в студенческих демонстрациях и выступлениях. Но вместе с тем он начал серьезно заниматься литературой. В 1907 году был опубликован его первый рассказ «Музы́ка», в котором молодой автор в аллегорической форме представил судьбу своей страны.

Ранняя лирика

Максим Богданович, стихи которого посвящены, как правило, теме белорусской истории и природы, начал сочинять лирику в 1908 году, когда его семья переехала в Ярославль. В них прозвучала идея национально-освободительной борьбы белорусского народа, тема его угнетения и необходимости возрождения.

После окончания гимназии он вошел в круг молодых белорусских писателей. В этот период поэт пишет свое знаменитое стихотворение «Слуцкие ткачихи», в которых описал тяжелую судьбу крепостных портних, вынужденных все время работать на чужбине.

Также он сочиняет небольшой очерк о сонетной форме написания стихотворений.

Годы учебы в лицее

Максим Адамович Богданович в 1911 году уехал в Ярославль, где поступил в лицей.

Вообще, в планах молодого человека было отравиться на учебу в Петербург, однако из-за недостатка средств, а также сырого климата столицы (у молодого поэта открылась чахотка) он изменил решение.

В Ярославле он много занимается изучением западноевропейских и славянских языков, исследует историю Белоруссии, ее этнографию, что находит отражение в его произведениях.

Также автор сотрудничает с местной газетой «Голос». Он много печатается и получает широкую известность не только в литературных кругах, но и среди массового читателя.

Проза и стихи о Белоруссии

Максим Богданович, фото которого представлено в настоящей статье, писал не только лирику, но и прозаические произведения.

В ярославский период своего творчества он сочинил два проникновенных рассказа, посвященных женщине.

Обратите внимание

Произведение «В деревне» посвящено раскрытию внутреннего мира маленькой девочки, в которой уже заложено чувство материнской любви к ребенку. Другое сочинение «Вероника» повествует о первой любви поэта.

Известно, что музой для молодого писателя стала Анна Кокуева, талантливая пианистка, к которой он был неравнодушен. Также он создает целый цикл стихотворений, посвященных родной стране. В них вновь прозвучали мотивы освободительной борьбы белорусского народа.

Научная работа и сборник стихов

Поэт исследовал историю белорусской литературы, много переводил иностранных авторов, писал статьи. 1914 год стал знаковым в творческой биографии поэта: в Вильно был выпущен сборник его стихов «Венок» (единственное прижизненное издание). В книгу вошли более 90 стихотворений и две небольшие поэмы.

Все произведения были разделены по смыслу на несколько циклов. Сборник получил одобрение в рецензиях, в которых указывалось, что поэта волнуют не общественно-политические проблемы, а тема красоты.

Критики отмечают, что стихотворения Максима Богдановича проникнуты идеей смерти и бессмертия. Это проявлялось в картинах природы, философских размышлениях поэта о судьбе. Он писал также и на русском языке, переводил на белорусский язык А. Пушкина.

Также его перу принадлежат фельетоны, этнографические и исторические очерки, брошюры, посвященные краеведческой тематике.

Особенности и тематика произведений

По мнению критиков, в творчестве поэта преобладали грустные мотивы, что было связано с ощущением близкой смерти. Вместе с тем он верил в будущую жизнь, что и нашло отражение в его лирике. Большой отпечаток на его творчество наложили идеи белорусского Возрождения, идеологические искания интеллигенции.

Поэтому многие его стихотворения проникнуты пафосом борьбы, темой национально-освободительного движения. Однако в них было и много личного: так, поэт создал прекрасные образцы любовной лирики. Важное место в его стихах занимает тема природы и Родины.

В его сочинениях можно найти размышления о судьбе своей страны, которые представлены как в аллегорических образах, так и в описаниях конкретных явлений социальной действительности.

Несмотря на то что Богданович не в совершенстве владел белорусским языком, он считал своей главной целью создать для него идеальную стихотворную форму, и это ему удалось. Во-первых, Максим Адамович много изучал фольклор своей страны, ее историю, что и отразилось на его лирике.

Во-вторых, он удачно применил свои знания русской и западноевропейской литературы применительно к белорусской поэзии. Поэтому все произведения проникнуты духом любви к Родине и ее природе. Во многом благодаря ему сформировалась поэтическая культура данной страны. Поэт использовал самые разные стихотворные формы – от сонета до рондо.

Кроме того, ему принадлежит заслуга создания городской поэзии в литературе Белоруссии.

Последние годы жизни

Богданович занимался и общественной деятельностью. Так, он поддерживал белорусскую Раду в Ярославле, оказывал землякам помощь, помогал беженцам. Во время этой деятельности он заразился тифом, тяжело болел, но выздоровел и продолжил заниматься благотворительностью.

Поэт окончил лицей в 1916 году и приехал в Минск, где продолжил помогать пострадавшим в результате Первой мировой войны. К этому времени его страшная болезнь сильно развилась, однако он продолжал заниматься общественной работой, организовывал молодежные кружки просветительского и революционного характера. Автор пишет знаковое произведение «Погоня».

Важно

Эта поэма была посвящена национальной борьбе белорусского народа. Книга считается одной из самых драматичных в его библиографии. Итак, в самых разных жанрах писал Максим Богданович. Интересные факты из его творчества связаны с его необыкновенной впечатлительностью. Например, на написание знаменитого стихотворения «Слуцкие ткачихи» его вдохновили слуцкие пояса.

Читайте также:  Сочинения об авторе довлатов

Поэт много работал, несмотря на то что болезнь подтачивала его силы. На деньги друзей он отправился лечиться в Крым, где скончался в 1917 году.

Признание и память

Через десять лет после смерти поэта художник В. Волков написал его портрет. Музеи, посвященные творчеству Богдановича, открыты в нескольких городах Беларуси.

Его именем названы улицы не только этой страны, но и России. Также поэту посвящены некоторые белорусские школы, библиотеки и две оперы. В Минске открыт памятник поэту, где он изображен с букетом васильков, которые воспевал в своих произведениях. Памятник Максиму Богдановичу установлен также и в Ярославле, где он жил и учился некоторое время.

Источник: https://www.syl.ru/article/289376/new_maksim-bogdanovich-biografiya-i-tvorchestvo-poeta

Краткая биография Михаил Барклай де Толли Богданович

Русский полководец немецкого происхождения родился в 1761 году. Хотя некоторые источники по-разному указывают дату рождения из-за неточностей и ошибок в военных документах. По сути, такое дело обстоит и с местом рождения, разные источники по-разному утверждают. С малых лет его отдали на воспитание родственнику по линии жены.

Так, Михаил Богданович получил прекрасное обучение на дому. С малых лет его увлечением стала военная история, потому не удивительно, что со временем его отдали на прохождение военной службы. И в возрасте 20 лет он получил звание полковника.

Его женой стала его двоюродная сестра, и у них родилось несколько детей, с которых выжил только лишь один.

Принимал непосредственное участие в русской – турецкой войне и за свои военные достижения получил орден и звание майора. Далее участвовал в русской – шведской войне. Когда генерал – поручика смертельно ранили, тот подарил свою шпагу Михаилу Богдановичу. Тот не расставался с ней никогда. Каждая война приносила его новое звание и, по сути, новые награды.

Благодаря своим победам и достижением, он достиг немалых высот в военном деле. Так, 1802 года становиться главнокомандующим финляндской армии. Новый пост позволил продвинуться далее по карьерной лестницы. С 1821 года его назначают военным министром.

В тот период он проводит некоторые реформы, что позволяет быть армии более мобильной, улучшилось управление армией как в военное время таки в спокойное время. Увеличилась численность русской армии. Он проводил колоссальную подготовительную работу к войне с французами.

Кроме того, составил план действий на разные случаи итога войны.

Некоторые дворяне видели в нем “немца” и их пугала военная тактика “выжженной земли”, они требовали отставки его с поста главнокомандующего. Когда все-таки начались военные действия русских войск с французами, он командовал 1- Западной армией.

Командуя своим отрядом он использовал свою разработанную стратегию, ради сохранения армии он попросту отступал. По этой причине войска других полководцев считали его предателем, отказываясь воздавать ему честь.

За это его отстранили от управления войском.

Совет

После войны он получил графское звание для себя и своих потомков. В 1818 году отправился на лечение в Германию, но по дороге умер. Во время второй мировой войны место, где похоронен великий полководец было разрушено, в поисках наград умершего. Всего он получил больше 20 наград за свои доблестные заслуги.

Интересные факты и даты из жизни

Другие:

← Хмельницкий Богдан↑ БиографииАнтоний Погорельский →

Источник: https://uchim-klass.ru/biografiya/barklaj-de-tolli-mihail-bogdanovich

Максим Богданович

Максим Богданович – не только выдающийся поэт и классик белорусской литературы, но во многом и ее создатель. Именно ему приписывают создание белорусского языка в его современной интерпретации. Литературный гений Богдановича проявился также в переводах, публицистике, истории литературы и поэзии. Поэт и прозаик, он внес колоссальный вклад в белорусскую литературу.

Факты из биографии

Возможно, на выбор жизненного пути Максимом Богдановичем повлиял тот факт, что его отец – Адам Егорович был известным этнографом, языковедом и историком искусства. В свое время он окончил Несвижскую семинарию и был заведующим городским училищем. Мать Максима Богдановича – Мария Афанасьевна, была по образованию педагогом и занималась преподавательской деятельностью.

По заверениям, мать, когда писала письма, вкладывала в них душу, и их язык отличался глубиной и проникновенностью. Помимо этого увлечением матери поэта было чтение, чему она отдавала много времени. С самого детства он был окружен литературой и пронес любовь к ней через всю свою жизнь.

Очень сильное впечатление на него произвела библиотека его отца, а также и его записи. Повзрослев, он часто перечитывал многие произведение и даже говорил, что в этой библиотеке были собраны все самые важные люди и произведения мировой литературы.

Родился будущий поэт в 1981 году в Минске. Уже год спустя семья вместе с братьями Левой и Вадимом переезжают жить в Гродно. С этим местом у будущего публициста связаны особые воспоминания, поскольку именно тут прошло его детство, насыщенное яркими воспоминаниями и беззаботное.

Несмотря на то что мать пыталась воспитывать детей согласно системе Фридриха Фребеля, они больше любили живое общение со сверстниками и активное времяпрепровождение на природе.

Спустя 4 года умирает мать будущего публициста и семья вслед за отцом, которого перевели в Нижний Новгород, переезжает. Здесь писатель поступает в Нижегородскую гимназию и впоследствии с этим прекрасным городом у него будет связано многое, в том числе дебют на ниве литературы.

Жизнь и творчество

С поступления в Нижегородскую гимназию Максим Богданович начинает активную литературную и социальную жизнь. Его очень увлекли материалы, которые регулярно выходили в журналах «Наша Доля» и «Наша Нива». Они во многом сформировали его мировоззрение и повлияли на будущие взгляды.

С этого момента он начинает уделять пристальное внимание белорусскому языку и литературе, а культурное возрождение его родины становится краеугольным камнем не только творчества, но и политических взглядов.

Обратите внимание

Дебют в литературе пришелся на 1907 год, когда в журнале «Наша Нива» вышел рассказ Богдановича под названием «Музыка». Это было художественное произведение, исполненное аллегорий и тонких намеков. Красной нитью сквозь него проходила забота поэта о судьбе родной Белоруссии и ее будущем.

Через год Адама Богдановича вновь переводят, и семья опять переезжает, на сей раз в Ярославль. Здесь он начинает впервые писать и публиковать стихи, которые также начали выходить в журнале «Наша Нива». Первыми из них были «Над могилой», «На чужбине» и «Придет весна». Тут же он и явил миру свой талант переводчика, опубликовав перевод стиха «Две песни» С. Ю. Святогора.

Учеба в лицее

После поступления в Демидовский лицей Максим Богданович начал все свое время отдавать учебе, литературе, творчеству и писательской работе. Это занимало практически все его свободное время и на остальное его не оставалось. Этот период ознаменовался также тем, что писатель начинает активно изучать западноевропейские и славянские языки, особое внимание уделяя при этом белорусскому.

В поэзии появляется первая лирика и образы женщины. Начав активно писать в газету «Голос» в городе Ярославле, он впервые в ней опубликовал свои лирические стихи «Вероника» и «В деревне».

Вскоре Богданович принимается и за работу переводчика. Он начинает переводить на родной ему белорусский язык творчество Овидия и Горация, а кроме этого берется за перевод литературного наследия Поля Верлена.

Завершение жизненного пути

После окончания лицея в 1916 году поэт возвращается в Минск. Здесь он напишет одни из самых известных и проникновенных своих произведений – «Погоня», а также «Потерянный лебедь». В них поднимается тема героического прошлого белорусского народа и символично интерпретируется библейский миф о лебеде, но при этом восхваляя его.

Жизнь и творчество Богдановича было длиною всего в 25 лет. Но, тем не менее, он смог многое подарить окружающим его людям и оставить значительное литературное наследие. 

Уже на склоне лет активно работал над букварем белорусского языка, материалы для которого были найдены после его смерти.

Важно

Примечательным является то, что возле кровати, на которой умер поэт и прозаик, была найдена книга с его лирикой, где он написал коротенький стих, где указал, что не одинок перед встречей смерти, поскольку у него есть сборник собственных стихов. Возможно, кто-то посчитает это предсказанием собственной смерти, но правда, увы, известна только автору этих стихов.

Источник: https://vse24.by/articles/people/maksim-bogdanovich

Краткая биография Барклая-де-Толли

>> Все биографии >> Российские военные

Барклай-де-Толли Михаил Богданович (Михаил Андреас) (1761—1818), князь (1815 г.), российский полководец, генерал-фельдмаршал (1814 г.).

Родился 24 декабря 1761 г. в имении Памушисе Лифляндской губернии. Внук бургомистра Риги, сын офицера российской армии. Происходил из шотландского рода, в XVII в. переселившегося в Прибалтику.

Поступил на военную службу в 1776 г. При штурме Очакова 17 декабря 1788 г. Барклай-де-Толли проявил храбрость и хладнокровие, за что получил чин секунд-майора.

После этого участвовал в русско-шведской войне 1788—1790 гг.; командовал батальоном Петербургского гренадерского полка во время войны с Польшей (1792—1794 гг.).

За взятие Вильно (ныне Вильнюс) был награждён орденом Святого Георгия 2-й степени и очередным повышением в звании.

В январе 1807 г. в сражении при Прёйсиш-Эйлау был тяжело ранен в правую руку, затем лечился в Мемеле, где его посетил Александр I. С этого времени Барклай пользовался личной благосклонностью императора.

В 1809 г. Барклай стал генералом от инфантерии, главнокомандующим русскими войсками в Финляндии и генерал-губернатором этой провинции, а в 1810 г. был назначен императором на пост военного министра.

С 12 марта 1812 г. — он командующий 1-й Западной армией. Отступление от границ в начале Отечественной войны 1812г.

Совет

Барклай объяснял так: «Участь империи зависела от сохранения армии, мне вверенной… Я утомлял и удерживал неприятеля».

После сдачи Смоленска против генерала выдвигалось немало упрёков, вплоть до обвинения в трусости и измене. Войска перестали встречать командующего криками «ура!». 17 августа в армию прибыл новый главнокомандующий М. И. Кутузов, призванный заменить непопулярного генерала и остановить неприятеля.

В день Бородинского сражения (26 августа 1812 г.) Барклай, по собственному признанию, «искал смерти — и не нашёл». Под ним было убито пять лошадей. Героизм Михаила Богдановича отметили орденом Святого Георгия 2-й степени. «Провидение пощадило жизнь, которая меня тяготит», — писал он Александру I вскоре после битвы. Болезнь и ощущение своей ненужности вынудили оставить армию и пост министра.

В Калуге в карету полководца летели камни, раздавались крики: «Вот едет изменник!». Однако Александр I сохранил доверие к военачальнику и ожидал удобного случая вернуть его в действующую армию.

16 февраля 1813 г. Барклай сменил адмирала П. В. Чичагова на посту командующего немногочисленной 3-й армией и начал с успешной осады крепости Трон, взятой в тот же день, и разгрома французской дивизии при Кёнигсварте.

В Бауценском сражении (8—9 мая 1813 г.) он помешал французскому маршалу М. Нею обойти правое крыло союзников. В мае 1813 г. Александр I удовлетворил ходатайство главнокомандующего российско-прусской армией графа П. X.

Витгенштейна о назначении на занимаемую им должность Барклая.

За участие в Битве народов под Лейпцигом (4—6 октября 1813 г.) Михаила Богдановича возвели в графское достоинство. К концу войны награды буквально осыпали его: прусская лента Чёрного орла, шпага с алмазами и лаврами, чин генерал-фельдмаршала (за взятие Парижа), пост главнокомандующего армией.

Однако к началу 1818 г. здоровье полководца настолько ухудшилось, что он испросил соизволения императора отправиться на лечение в Германию. Скончался 14 мая 1818 г. в пути (мыза Штилитцен под Инстербургом).

Источник: http://citaty.su/kratkaya-biografiya-barklaya-de-tolli

Биография Е.В. Богдановича

Евгений Васильевич Богданович родился 26 февраля 1829 г. в г. Николаеве, в семье полковника, участника Отечественной войны 1812 г. Отец его происходил из старого рода Херсонской губернии.

Его мать, урожденная Альбрант, принадлежала к “сподвижникам герцога Ришелье, среди которых, рядом с Ланжероном, немало поработал Лев Львович Альбрант (Louis Albrand), отец другого Льва Львовича Альбранта, брата матери Евгения Васильевича, известного впоследствии героя Кавказа”.

Евгений Васильевич был племянником героя Кавказа – генерала Льва Альбранта, георгиевского кавалера, потерявшего в боях руку. Его братья – Орест и Виктор Богдановичи – были убиты под Севастополем, а брат Лев Богданович пал героем в Малой Чечне и за храбрость был прозван абреками “чертом”.

Обратите внимание

Свою службу Е.В.Богданович начал в качестве гардемарина (1843 г.), а затем мичмана (1846 г.) на Черноморском флоте. Вследствие морской болезни он был вынужден в 1850 г. оставить службу на флоте и с 1851 г. стал прапорщиком-адъютантом при Новороссийском генерал-губернаторе. О морской службе у Евгения Васильевича остались приятные воспоминания.

На склоне лет он поведал известному деятелю монархического движения Л.А.Тихомирову об обстоятельствах, при которых ему довелось познакомился с легендарным П.С.Нахимовым. Тихомиров пишет об этом в своих воспоминаниях: “Этот анекдот произошел в Севастополе. Молодой гардемарин Богданович ухаживал за какой-то барышней и однажды провожал ее куда-то.

Было жарко, и он взял на руки ее накидку (не знаю, какие тогда носили). Так он шел со своей дамой, чувствуя себя на седьмом небе… Вдруг на повороте угла на них наталкивается адмирал Нахимов… Богданович растерялся и неловко стал во фрунт с руками, окутанными накидкой. Адмирал грозно взглянул на него: “Гардемарин! Дрянь-с…” “Дрянь” – это было его излюбленное ругательное слово.

Читайте также:  Краткая биография беккет

Тогда к отданию чести относились очень строго, и Нахимов, не ограничиваясь “дрянью”, отправил его под арест”.

Позже полковник Богданович успешно сделал карьеру в Министерстве Внутренних Дел. Он внес значительный вклад в организацию пожарных команд по всей России, “взаимного от огня страхования”, водопроводов и т.д. С 1861 г. будущий генерал, по предложению министра внутренних дел П.А.

Валуева, исследовал положение пожарной и страховой части в 15 губерниях, организовал общественные пожарные команды, первым провел в России принцип взаимного от огня страхования, достиг устройства водопроводов на частные средства (в отдельных местах).

Кроме того, он основал школу брандмейстеров и общество “Голубого Креста”, которое работало с Императорским Российским пожарным обществом.

Важно

Находясь в преклонном возрасте, Богданович являлся почетным членом “Общества Голубого Креста”, председателем Всероссийского общества взаимопомощи пожарным деятелям, дававшего страховые премии при несчастных случаях. Кроме всего прочего, до конца жизни Е.В.Богданович оставался почетным членом лейб-гвардии стрелкового Императорской фамилии полка.

Евгению Васильевичу принадлежала идея строительства ряда железных дорог. При его содействии была сооружена Екатерининская железная дорога, организован мост через реку Днепр в Екатеринославе. В 1866 г. Богданович телеграфировал П.А.

Валуеву о необходимости постройки от Перми до Тюмени железной дороги, “могущей впоследствии быть проложенною до китайской границы и получить важное стратегическое и международное коммерческое значение”. Это обстоятельство, по мнению специалистов, явилось исходным пунктом и началом истории возникновения Великого Сибирского пути.

Многие жители городов, через которые прошла железная дорога, избрали Богдановича своим почетным гражданином, а его имя было увековечено в названии одной из узловых станций под Екатеринбургом – “Богданович”.

Евгений Васильевич, долгое время находящийся на службе в Министерстве Внутренних Дел, занимался изучением фактов, связанных с причинами революционных волнений в обществе. В течение двадцати лет, бывая по поручениям в командировках, он смог изучить “многое в общественной и частной жизни населения”. В 1874 г.

Богданович объехал 9 губерний по вопросу об устройстве речных полиций и тогда же представил министру внутренних дел генерал-адъютанту А.Е.Тимашеву особую записку о признаках политического брожения. Доклад на эту же тему “О настроении умов в некоторых слоях населения” был составлен им в феврале 1880 г. при министре внутренних дел М.Т.

Лорис-Меликове и направлен на рассмотрение в Верховную распорядительную комиссию. Записка аналогичного содержания (“О положении рабочих и других слоев населения, об их политическом настроении и о мерах борьбы с этим”, копия с записки графу М.Т.Лорис-Меликову) с сопроводительным письмом была направлена также обер-прокурору Синода К.П.Победоносцеву (составлена 16 марта 1880 г.

). Сущность мер, предлагавшихся Е.В.Богдановичем для профилактики “брожений”, заключалась в следующем:

  • выделение средств для развития в деревне кустарных промыслов;
  • расширение “полезных” отраслей промышленности;
  • открытие общественных работ.

К сожалению, далеко не все меры, разработанные генералом, были претворены в жизнь.

В начале 1880-х годов Е.В.Богданович преуспел в общественной деятельности. Однако успехи в служебной карьере иногда омрачались. В 1887 г. он впал в немилость императора и был уволен со службы.

Генерал объяснял этот факт “интригами из Берлина” и неприятием его деятельности среди ряда членов Министерства иностранных дел. Дело в том, что сам Богданович в то время симпатизировал Франции, а не Германии.

Он посещал Париж, пытаясь способствовать установлению военно-политического союза с Францией.

Совет

Однако вскоре опальному генералу удалось восстановить свое высокое положение. 25 марта 1888 г., в день Благовещения, Богданович был произведен в тайные советники и назначен членом Совета министра внутренних дел.

В последние шесть лет жизни Александра III он был награжден Звездою ордена Белого Орла и семь раз получал Высочайшую благодарность за публицистическую деятельность. За книгу “К серебряной свадьбе Царя и Царицы” Богданович получил от императора денежную субсидию.

Службу он закончил в качестве генерала от инфантерии.

Успешную карьеру сделал и сын Е.В.Богдановича, Николай Евгеньевич, статский советник, занимавший пост вице-губернатора Уфы. Позже он стал Тамбовским вице-губернатором, помощником губернатора В.Ф. фон-дер Лауница, и вел борьбу с революционными волнениями. 17 декабря 1905 г. Николай Евгеньевич был убит террористом-революционером.

Генерал Е.В.Богданович являлся почетным гражданином ряда крупных городов (Одессы, Екатеринбурга, Харькова и др.), кавалером ордена св. Анны 2-й степени (1870 г.) и ордена св. Александра Невского (1903 г.), которым был награжден “за многолетнюю службу, просветительскую и плодотворную деятельность в изданиях духовно-нравственного и патриотического содержания”.

Примечательна также общественная и журналистская деятельность Богдановича. По признанию современников Евгений Васильевич был глубоко религиозным человеком, в 1878 г. его избрали старостой Исаакиевского собора. В этом звании он пребывал шесть лет. 4 июня 1880 г., в день открытия памятника А.С.

Пушкину в Москве, Е.В.Богданович организовал в Исаакиевском соборе панихиду по поэту, которая имела не только религиозное, но и общественное значение.

Тогда же Богданович наладил издание знаменитой “Кафедры Исаакиевского собора”, патриотических и монархических брошюр для пропаганды монархических идей в армии, на флоте, в системе образования и т.д.

За несколько лет вышли “десятки миллионов книжек, картин и листов для бесплатной раздачи по поводу важнейших событий”. Картины с изображением исторических событий, портреты членов Августейшей фамилии выполнялись по заказу Е.В.

Обратите внимание

Богдановича рядом художников, посещавших с целью их написания Царское Село. Нередко при содействии Е.В. Богдановича лучшие фотографы выполняли парадные снимки членов императорской фамилии. Многие из них печатались на дорогой мелованной бумаге в типо-литографии Р.Голике и Вильборга. Тексты к картинам украшались славянской вязью.

Особое место среди публикаций Богдановича занимала тема о мерах борьбы с революционной печатью. Раздача этих материалов проводилась в народе бесплатно. Начинания Е.В.Богдановича находили поддержку и среди ряда высших чиновников. К примеру, в 1883 г. обер-прокурор Святейшего Синода К.П.

Победоносцев писал генералу, желавшему приостановить издание брошюр “за скудостью денежных средств”, следующее: “Ваше издание стало уже фирмою [выделено в тексте документа – Д.С.], под коей Вы приобрели пути и способы для распространения своих полезных изданий и завели большую корреспонденцию во всех концах России”.

Экземпляры брошюр непременно доставлялись императору, членам императорской семьи, правительственным чиновникам с дарственными надписями автора практически до самой смерти генерала. Брошюры Е.В.Богдановича выступали в качестве противовеса революционной пропаганде. К примеру, в сентябре 1902 г.

, в ответ на распространение прокламаций на Николаевской железной дороге, 15000 экземпляров брошюр генерала были розданы железнодорожникам. Е.В.

Богданович, по признаниям современников, являлся незаурядным публицистом, и его “бесплатные брошюры для войск и народа”, а также статьи, посвященные различным памятным датам и историческим событиям, расходились по всей стране. Отдельные брошюры, изданные “Кафедрой”, разоблачали деятельность еретических движений и сект того времени (“пашковцев” и других).

О популярности изданий Е.В.Богдановича в монархических кругах свидетельствует множество источников. К примеру, в 1905 году рабочий Путиловского завода Д.С.

Кузьмин на приеме у Николая II депутации от Союза Русского Народа сказал, что “только брошюры генерала Богдановича напоминали о долге перед Верою Православною, перед Родиной-Россией и перед Царем Православным”. Святой праведный Иоанн Кронштадтский назвал Е.В.Богдановича “сеятелем доброго слова”.

В честь него в различных городах было основано 19 стипендий при учебных заведениях. Генерал был избран почетным гражданином десяти городов Империи и почетным членом 26 ученых, просветительских и благотворительных обществ.

Однако очень часто издательская деятельность Е.В.Богдановича подвергалась ожесточенной критике со стороны представителей либеральной интеллигенции, которые (например, С.М.Волконский) обвиняли его в так называемом “ура-патриотизме”.

Энтузиазм генерала в деле налаживания издания брошюр и картин поражает и сегодня. К примеру, летом 1911 г., будучи практически слепым, Е.В.Богданович совершил поездку в Киев, где организовал заготовку огромного количества литературы для раздачи народу во время пребывания императора на торжествах в Киеве.

Важно

Убеждения Е.В.Богдановича были православно-монархическими и консервативными. По словам Л.А.Тихомирова, “вообще, в политике он был очень прост: нужен Царь, заботящийся о народе; народ честный, трудолюбивый, религиозный, любящий Царя; нужен порядок, нужно уважать власть; но нужно также заботиться о благе народа”.

Исторические факты подтверждают мнение Тихомирова.

Так, по случаю празднования 300-летия дома Романовых, Богданович написал манифест, краткое содержание которого он изложил в письме к Императору следующим образом: “Зачем тут дума, амнистия, патриаршество, конституция? Царь призывает на Свой народ Божие благословение, и в дом каждого верноподданного – радость и веселие: и довольно, – и подпись, – и ура, всенародное ура за нашего Государя”. Генерал искренне почитал Императора Николая II. Вот что писал об этом Л.А.Тихомиров: “Богданович любил царей той преданной, безграничной любовью, какую уже перестали понимать новые поколения моего времени. Но это не было холопство. В Царе он любил свой идеал, и когда носитель идеала начинал его позорить, это причиняло жестокие муки старому генералу, он с этим не мирился и шел на протест и борьбу”. Видимо, этим обстоятельством и объясняется резкая критика Е.В.Богдановичем отдельных действий последнего Императора, которые можно найти в его письмах к Царю. Несмотря на это замечание, жизнь генерала Е.В.Богдановича дает нам великолепный пример ревностного служения Богу, Царю и Отечеству.

Евгений Васильевич Богданович известен также и как организатор крупнейшего правомонархического салона, находившегося в его собственном доме, в особняке И.П.Мятлева (современный адрес – Исаакиевская пл., д. 9).

Свыше 33-х лет генерал и его супруга, Александра Викторовна, приглашали к себе на завтраки, обеды и чаепития представителей самых разных слоЈв общества, придерживавшихся правых политических убеждений.

Кто только не посещал салон Богдановичей – у них бывали высшие правительственные чиновники, почти все министры, придворные особы, генералы и адмиралы, высшее духовенство и приходские священники, руководители монархических партий и обществ, простые крестьяне и рабочие – члены Союза Русского Народа.

Вот описание “завтраков” у Богдановичей, изложенное Л.А.Тихомировым в его позднейших воспоминаниях: “Желающие посетить генерала должны были являться к завтраку. Иногда приглашали на обед. Но все, признанные в качестве “знакомых”, могли без всяких церемоний являться к завтраку.

К этому времени Евгений Васильевич уже обязан был являться в роли радушного хозяина, точно так же, как и Александра Викторовна, встречать гостей. Гости обычно сходились в гостиную, где в кресле восседал Богданович”. По словам Л.А.

Тихомирова, в салоне было принято представлять гостей друг другу, чтобы кто-нибудь из присутствующих не мог сказать нелицеприятные слова в адрес незнакомых ему посетителей. Не допускалось также критиковать деятельность начальника Е.В.Богдановича, бывшего министром внутренних дел.

Совет

К вышесказанному генерал В.Ф.Джунковский добавляет: “У него [Е.В. Богдановича – Д.С.] всегда за столом были накрыты четыре-пять приборов для гостей. Это все знали. Завтрак бывал всегда очень скромный, бутылки белого и красного вина стояли на столе.

За столом, несмотря на свою слепоту, он удивительно хорошо ориентировался, указывал всем места, поддерживал общий разговор, беспокоился, достаточно ли все едят, был на редкость радушный хозяин”.

Мемуарист рассказывает о нравах, царивших в обществе Богдановичей, отмечая, что в салоне было запрещено давать прислуге на чай, которая взамен этого получала от генерала дополнительное содержание.

Следует особо отметить, что именно Е.В.Богданович стоял у истоков создания этой крупнейшей монархической организации, именно при его непосредственном содействии она возникла. В октябре 1905 г. генерал принял делегацию Московской добровольной охраны.

Участники этой правомонархической организации “приехали депутациею” к Государю, привезли прекрасную икону работы Гурьянова в изящном окладе и адрес в ларце с десятками тысяч подписей. Личный секретарь Е.В.Богдановича приват-доцент Б.В.Никольский в своем дневнике подробно описал поведение хоругвеносцев, их манеры.

Их близость к кругам простонародья произвела на автора дневника благоприятное впечатление. Один из лидеров хоругвеносцев, К.К.Полторацкий, оставшись наедине с Никольским, заговорил о необходимости создания некоего тайного союза, который стал бы во главе дела и повел бы народ за собою.

Доверие хоругвеносцев показалось Никольскому достаточным: “Я восхитился им [Полторацким – Д.С.] насквозь.

Вот, думалось мне, самородок! Вот он, московский мещанин, скромный титан, вот та почва, на которой мы стоим, живем и строим”! Правда, идею стать во главе тайного союза Никольский отклонил, сославшись на незнание простонародья и на другие причины. Он направил Полторацкого к заинтересованным лицам – участникам правого движения. На базе Русского собрания и примкнувших к нему хоругвеносцев чуть позже возник Союз Русского Народа.

Обратите внимание

Евгений Васильевич Богданович материально поддерживал многочисленные монархические организации, защищал А.И.

Дубровина и других правых от нападок и ложных обвинений, а впоследствии, когда Союз Русского Народа раскололся, пытался примирить его лидеров. В.М.Пуришкевич, равно как и А.И.Дубровин, неоднократно посещали салон Богдановичей.

По словам Александры Викторовны, Евгений Васильевич искренне поддерживал черносотенное движение, считая, что оно способно принести пользу в борьбе с революцией.

Символично, что Е.В.Богданович скончался 1 сентября 1914 года, т.е. практически в самом начале Первой мировой войны. В то время революционная пропаганда еще не имела столь значимого влияния в народе, как в последующие годы.

Вполне возможно, что брошюры и картины Богдановича сыграли не последнюю роль в сдерживании ее натиска. По свидетельству современников, проводить в последний путь генерала явились тысячи людей из Петербурга и других городов России. Похоронен Е.В.

Богданович на Никольском кладбище Александро-Невской лавры.

Информационно-аналитическое агентство “Русская линия”

Источник: http://museum.ukmpi.ru/index.php/homepage/ego-imenem-nazvan-nash-gorod

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector