Краткая биография борхес

Хорхе Луис Борхес : краткая биография

Хо́рхе Луи́с Бо́рхес (исп. Jorge Luis Borges; 24 августа 1899 года, Буэнос-Айрес, Аргентина — 14 июня 1986 года, Женева, Швейцария) — аргентинский прозаик, поэт и публицист.

Борхес известен прежде всего лаконичными прозаическими фантазиями, часто маскирующими рассуждения о фундаментальных философских проблемах или же принимающими форму приключенческих либо детективных историй.

В 1920-е годы стал одним из основателей авангардизма в испаноязычной латиноамериканской поэзии.

Детство

Его полное имя — Хорхе Франсиско Исидоро Луис Борхес Асеведо (исп. Jorge Francisco Isidoro Luis Borges Acevedo), однако, по аргентинской традиции, он никогда им не пользовался. Со стороны отца у Борхеса были испанские и ирландские корни.

Мать Борхеса происходила, по-видимому, из семьи португальских евреев (фамилии её родителей — Асеведо и Пинедо — принадлежат наиболее известным еврейским семьям выходцев из Португалии в Буэнос-Айресе).

Сам Борхес утверждал, что в нём течёт баскская, андалузская, еврейская, английская, португальская и норманнская кровь. В доме разговаривали по-испански и по-английски. С раннего возраста Хорхе Луис увлекался поэзией, в возрасте четырёх лет научился читать и писать.

Обратите внимание

В 1905 году Борхес начал изучать английский с домашней учительницей. В следующем году он написал свой первый рассказ по-испански «La visera fatal».

Леонор Асеведо Суарес, мать писателя, не разлучавшаяся с сыном до самой своей смерти в 99-летнем возрасте (1975)

Обучение в школе Борхес начал в 9 лет сразу с четвёртого класса. Это был неприятный опыт для мальчика, так как одноклассники насмехались над ним, а учителя не могли научить его ничему новому.

В возрасте десяти лет Борхес перевёл известную сказку Оскара Уайльда «Счастливый принц». Сам Борхес так описал своё вступление в литературу:

С самого моего детства, когда отца поразила слепота, у нас в семье молча подразумевалось, что мне надлежит осуществить в литературе то, чего обстоятельства не дали совершить моему отцу. Это считалось само собой разумеющимся (а подобное убеждение намного сильнее, чем просто высказанные пожелания). Ожидалось, что я буду писателем. Начал я писать в шесть или семь лет.

Жизнь в Европе

В 1914 году семья поехала на каникулы в Европу. Однако из-за Первой мировой войны возвращение в Аргентину отложилось и семья осела в Женеве, где Хорхе Луис и его сестра Нора пошли в школу.

Он изучил французский и поступил в Женевский колледж, где начал писать стихи на французском. В 1918 году Хорхе переехал в Испанию, где присоединился к ультраистам — авангардной группе поэтов.

31 декабря 1919 года в испанском журнале «Греция» появилось первое стихотворение Хорхе Луиса.

Возвращение в Аргентину

Адольфо Биой Касарес,
Виктория Окампо и Борхес (1935)

Вернувшись в Аргентину в 1921 году, Борхес воплотил ультраизм в нерифмованных стихах о Буэнос-Айресе.

Уже в ранних произведениях он блистал эрудицией, знанием языков и философии, мастерски владел словом.

В родном городе Борхес продолжает печататься, а также основывает свой собственный журнал «Призма», а затем ещё один под названием «Проа».

В 1923 году накануне поездки в Европу Борхес публикует свою первую книгу стихов «Жар Буэнос-Айреса», в которую вошли 33 стихотворения, а обложку которой разработала его сестра.

Со временем Борхес отошёл от поэзии и стал писать «фантазийную» прозу. Многие из лучших его рассказов вошли в сборники «Вымыслы» (Ficciones, 1944), «Хитросплетения» (Labyrinths, 1960) и «Сообщение Броуди» (El Informe de Brodie, 1971).

В рассказе «Смерть и буссоль» борьба человеческого интеллекта с хаосом предстает как криминальное расследование; рассказ «Фунес, чудо памяти» рисует образ человека, буквально затопленного воспоминаниями, противопоставляет «сверхпамять» логическому мышлению, как механизму обобщения.

Эффект подлинности вымышленных событий достигается у Борхеса введением в повествование эпизодов аргентинской истории и имен писателей-современников, фактов собственной биографии.

Важно

После года в Испании, Борхес окончательно переехал в Буэнос-Айрес, где он сотрудничал с несколькими периодическими изданиями и приобрел репутацию яркого представителя молодых авангардистов.

Устав от ультраизма, Борхес пытался основать новый жанр литературы, где бы объединялись метафизика и реальность. Но и от этого писатель быстро отошёл, начав писать фантастические и магические произведения.

В 1930 Борхес познакомился с 17-летним писателем Адольфо Биой Касаресом, который стал его другом и соавтором многих произведений.

В 1930-х годах Борхес пишет большое количество эссе по аргентинской литературе, искусству, истории, кино. Одновременно он начинает вести колонку в журнале «El Hogar», где пишет рецензии на книги иностранных авторов и биографии писателей.

Начиная с первого выпуска, Борхес регулярно публиковался в журнале «Sur», ведущем литературном журнале Аргентины, основанном в 1931 году Викторией Окампо. Для издательства «Sur» Борхес переводит произведения Вирджинии Вульф. В 1937 году он издает антологию классической аргентинской литературы.

В своих произведениях с 1930-х годов писатель начинает сочетать вымысел с реальностью, пишет рецензии на несуществующие книги и т. д.

Конец 1930-х годов стал для Борхеса тяжелым: сначала он похоронил бабушку, потом отца. Поэтому он был вынужден материально обеспечивать свою семью.

С помощью поэта Франсиско Луиса Бернардеса писатель поступил хранителем в муниципальную библиотеку Мигеля Кане в буэнос-айресском районе Альмагро, где проводил время, читая и сочиняя книги. Там же писатель едва не погиб от сепсиса, разбив голову.

Годы работы библиотекарем 1937—1946 год Борхес, впоследствии называл «девять глубоко несчастливых лет», хотя именно в тот период появились первые его шедевры. После прихода к власти Перона в 1946 г. Борхес был уволен с библиотечной должности.

Совет

Хорхе Луис Борхес вместе с Адольфо Биой Касаресом и Сильвиной Окампо участвовал в создании Антологии фантастической литературы в 1940 году и Антологии аргентинской поэзии в 1941 году.

Вместе с Биой Касаресом он писал детективные рассказы о доне Исидро Пароди; эти сочинения появлялись в печати под псевдонимами «Бустос Домек» и «Суарес Линч». Произведение «Ficciones» Борхеса получил гран-при Аргентинского союза писателей.

Под названием «Поэмы (1923—1943)» Борхес опубликовал свои поэтические работы из трёх предыдущих книг в журнале «Sur» и газете «La Nación».

В августе 1944 года в гостях у Биой Касареса и Сильвины Окампо Борхес познакомился с Эстель Канто, в которую влюбился. Эстель вдохновила Борхеса на написание рассказа «Алеф», которое считается одним из его наилучших произведений. Несмотря на сопротивление матери, Борхес предложил Эстели пожениться, но этого так никогда и не произошло. В 1952 их отношения завершились.

В начале 1950-х годов Борхес вернулся к поэзии; стихи этого периода носят в основном элегический характер, написаны в классических размерах, с рифмой. В них, как и в остальных его произведениях, преобладают темы лабиринта, зеркала и мира, трактуемого как нескончаемая книга.

Встреча с президентом Аргентины Артуро Фрондиси, 1958

Начало 1950-х годов ознаменовалось признанием таланта Борхеса в Аргентине и за её пределами. В 1950 году Аргентинский союз писателей избрал его своим президентом, которым он пробыл три года.

В Париже был напечатан первый перевод Борхеса на французский — «Вымыслы» (исп. Ficciones, 1944). В то же время в Буэнос-Айресе выходит серия рассказов «Смерть и буссоль», где борьба человеческого интеллекта с хаосом предстает как уголовное расследование.

В 1952 писатель публикует эссе об особенностях аргентинского испанского «Язык аргентинцев». В 1953 некоторые рассказы из сборника «Алеф» переводятся на французский в виде книги «Хитросплетения» (фр. Labyrinths).

В том же году издательство «Emecé» начинает публиковать полное собрание сочинений Борхеса. В 1954 режиссёр Леопольдо Торре Нильссон снимает фильм «Дни ненависти» по рассказу Борхеса.

Обратите внимание

В 1955 после военного переворота, который сверг правительство Перона, Борхес был назначен директором Национальной библиотеки Аргентины (хотя уже почти ослеп) и занимал этот пост до 1973.В декабре 1955 года писатель был избран членом Аргентинской академии литературы. Он активно пишет и преподает на кафедре немецкой литературы в Университете Буэнос-Айреса.

В 1967 Борхес женился на подруге его юности Эльзе Эстете Мильан, недавно овдовевшей. Через три года, однако, супруги расстались.

В 1972 Хорхе Луис Борхес едет в США, где получает многочисленные награды и читает лекции в нескольких университетах. В 1973 году он получает звание почетного гражданина Буэнос-Айреса и уходит с поста директора Национальной библиотеки.

В 1975 происходит премьера фильма «Мертвец» Эктора Оливера по одноименному рассказу Борхеса. В том же году в возрасте 99 лет умирает мать писателя.

После смерти матери в путешествиях Борхеса сопровождает Мария Кодама, на которой он женится 26 апреля 1986.

В 1979 Борхес получил премию Сервантеса — самую престижную в испаноязычных странах награду за заслуги в области литературы.

Поздние стихи Борхеса были опубликованы в сборниках «Делатель» (El Hacedor, 1960), «Хвала тени» (Elogia de la Sombra, 1969) и «Золото тигров» (El oro de los tigres, 1972). Его последней прижизненной публикацией была книга «Атлас» (Atlas, 1985) — собрание стихов, фантазий и путевых записок.

В 1986 он переезжает в Женеву, где и умирает 14 июня в возрасте 86 лет от рака печени и эмфиземы легких. В феврале 2009 года было предложено перезахоронить останки Хорхе Луиса Борхеса на кладбище Реколета в Буэнос-Айресе, но из-за решительного отказа вдовы писателя это предложение не было реализовано.

Творчество

Борхес — один из основоположников и классиков новой латиноамериканской литературы.Творчество Борхеса метафизично, оно сочетает в себе фантазийные и поэтические методы. Борхес считает поиски истины бесперспективными, среди тем его творчества — противоречивость мира, время, одиночество, человеческий удел, смерть.

Для его художественного языка свойственны смешение приемов высокой и массовой культуры, сочетание отвлеченно-метафизических универсалий и реалий современной ему аргентинской культуры (например, культ мачо).

Его прозаические фантазии, часто принимающие форму приключенческих либо детективных историй, маскируют рассуждения о серьезных философских и научных проблемах; с самых ранних своих произведений автор блистал эрудицией и знанием многих языков.

Его творчеству присущи игра на грани правды и вымысла, нередкие мистификации: ссылки и цитаты из несуществующих произведения, вымышленные биографии и даже культуры.Борхес, наряду с Марселем Прустом, считается одним из первых писателей XX века, обратившихся к проблематике человеческой памяти.

Борхес оказал огромное влияние на многие жанры литературы — от романа абсурда до научной фантастики; о его влиянии говорили такие признанные писатели, как Курт Воннегут, Филлип Дик и Станислав Лем.

Признание и награды

Могила Борхеса на Кладбище Королей, Женева

Борхесу был присуждён ряд национальных и международных литературных премий, в том числе:

  • 1944 — Гран-при ассоциации аргентинских писателей
  • 1956 — Государственная премия Аргентины по литературе
  • 1961 — Международная издательская премия «Форментор» (совместно с Сэмюэлом Беккетом)
  • 1962 — Премия Национального фонда искусств Аргентины
  • 1966 — Мадоннина, Милан
  • 1970 — Литературная премия Латинской Америки (Бразилия), выдвинут кандидатом на Нобелевскую премию
  • 1971 — Литературная Иерусалимская премия
  • 1973 — Премия Альфонсо Рейеса (Мексика)
  • 1976 — Премия Эдгара Аллана По
  • 1979 — Премия Сервантеса (совместно с Херардо Диего) — самая престижная в испаноязычных странах награда за заслуги в области литературы
  • 1979 — Всемирная премия фентези (англ. World Fantasy Award for Life Achievement)

Мемориальная доска в Париже
по адресу Beaux-Arts 13, где проживал писатель в 1977—1984 гг.

  • 1980 — Международная литературная премия Чино дель Дука
  • 1980 — Премия Бальцана — международная премия за высшие достижения в науке и культуре
  • 1981 — Премия Итальянской рес­публики, премия «Ольин Йолицли» (Мексика)
  • 1981 — Премия Балрог в области произведений в жанре фэнтези. Специальная награда
  • 1985 — Премия Этрурии
  • 1999 — Национальная премия литературных критиков США (англ. National Book Critics Circle Award)

Борхес был удостоен высших орденов Италии (1961, 1968, 1984), Франции (орден Искусств и литературы, 1962, орден Почётного легиона, 1983), Перу (орден Солнца Перу, 1965), Чили (орден Бернардо О’Хиггинса, 1976), ФРГ (Большой крест Ордена «За заслуги перед ФРГ», 1979), Исландии (орден Исландского сокола, 1979), Рыцарь-Командор ордена Британской империи (KBE, 1965), Испании (орден Альфонсо X Мудрого, 1983), Португалии (Орден Сантьяго, 1984). Французская академия в 1979 году наградила его золотой медалью. Он избирался членом Американской академии искусств и наук (1968), почётным доктором ведущих университетов мира. В 1990 г. один из астероидов получил название en:11510 Borges.

Читайте также:  Краткая биография бар

После смерти

Памятник Борхесу в Лиссабоне

Борхес умер в Женеве 14 июня 1986 года и был похоронен на женевском Кладбище Королей, неподалёку от Жана Кальвина.

В 2008 году в Лиссабоне был открыт памятник Борхесу. Композиция, отлитая по эскизу земляка литератора Федерико Брука, по мнению автора, глубоко символична. Она представляет собой гранитный монолит, в котором инкрустирована бронзовая ладонь Борхеса.

Как считает скульптор, который в 80-е годы сделал с руки писателя слепок, это символизирует самого творца и его «поэтический дух».

Важно

На открытии монумента, установленного в одном из парков в центре города, присутствовала вдова писателя Мария Кодама, возглавляющая фонд его имени, видные деятели португальской культуры, в том числе писатель Жозе Сарамаго.

Архив Борхеса хранится в Центре Гарри Рэнсома Университета Техаса.

Борхес и творчество других деятелей искусства

В 1965 году Астор Пьяццолла сотрудничал с Хорхе Луисом Борхесом, сочиняя музыку к его стихотворениям.

По произведениям Борхеса снято более тридцати фильмов. Среди них — фильм «Вторжение» режиссёра Уго Сантьяго, снятый в 1969 году по рассказу Борхеса и Адольфо Биой Касареса. В 1970 году вышел фильм Бернардо Бертолуччи «Стратегия паука» по мотивам рассказа Борхеса «Тема предателя и героя».

В 1987 г. по мотивам рассказа Х. Л. Борхеса «Евангелие от Марка» был снят фильм «Гость» (режиссёр А. Кайдановский).

Борхес выведен в романе «Имя розы» Умберто Эко

В фильме аргентинского кинорежиссёра Хуана Карлоса Десансо Любовь и страх (2001) роль Борхеса сыграл известный актёр Мигель Анхель Сола.

Чилийский писатель Володя Тейтельбойм написал книгу «Два Борхеса» — биографию Борхеса.

Книги

Сообщения БроудиЗолото тигров

  • Fervor de Buenos Aires (1923) / Жар Буэнос-Айреса
  • Luna de enfrente (1925) / Луна напротив
  • Inquisiciones (1925) / Расследования
  • El tamaño de mi esperanza (1926) / Размеры моей надежды
  • El idioma de los argentinos (1928) / Язык аргентинцев
  • Cuaderno San Martín (1929) / Тетрадь площади Сан-Мартин
  • Evaristo Carriego (1930) / Эваристо Каррьего
  • Discusión (1932) / Обсуждение
  • Historia universal de la infamia (1935) / Всеобщая история бесчестия
  • Historia de la eternidad (1936) / История вечности
  • La biblioteca de Babel (1941) / Вавилонская библиотека
  • Ficciones (1944) / Вымыслы
  • Artificios (1944) / Изобретения
  • El Aleph (1949) / Алеф
  • Otras inquisiciones (1952) / Новые расследования
  • El Hacedor (1960) / Делатель
  • El otro, el mismo (1964) / Другой, тот же самый
  • Para las seis cuerdas (1965) / Для шести струн
  • Elogio de la sombra (1969) / Похвала тени
  • El informe de Brodie (1970) / Сообщение Броуди
  • El oro de los tigres (1972) / Золото тигров
  • El libro de arena (1975) / Книга песка
  • La rosa profunda (1975) / Сокровенная роза
  • La moneda de hierro (1976) / Железная монета
  • Historia de la noche (1977) / История ночи
  • Siete noches (1980) / Семь вечеров
  • La cifra (1981) / Тайнопись
  • Nueve ensayos dantescos (1982) / Девять эссе о Данте
  • La memoria de Shakespeare (1983) / Память Шекспира
  • Atlas (1984) / Атлас
  • Los conjurados (1985) / Заговорщики

Источник: https://worldofaphorism.ru/kratkie-biografii/horhe-luis-borhes

Хорхе Луис Борхес

Биография аргентинского писателя Хорхе Луиса Борхеса примечательна тем, что, являясь мастером короткого рассказа, поэтом и публицистом, он обновил язык художественной литературы и открыл путь новому поколению испано-американских романистов. Талантливый прозаик внес вклад в развитие жанра фэнтези и стал одним из родоначальников движения магического реализма в латиноамериканской новеллистике XX века.

Детство и юность

Хорхе Франсиско Исидоро Луис Борхес Асеведо родился 24 августа 1899 года в пригороде Буэнос-Айреса. Его мать Леонор Асеведо Суарес была потомком испано-итальянских эмигрантов, участвовавших в аргентинской войне за независимость, а отец Хорхе Гильермо Борхес Хаслам, работавший адвокатом, имел португальские и английские корни.

Нора и Хорхе Луис Борхес в детстве

Небогатые, но образованные родители с ранних лет прививали детям любовь к литературе, поэтому Хорхе Луис и его сестра Нора, впоследствии ставшая художницей, получили достойное воспитание и к началу обучения в школе умели читать и писать и знали 2 языка: английский и испанский.

Практикуясь в творчестве под присмотром отца, мальчик начал сочинять рассказы и увлекся переводами, один из которых в 1908 году был опубликован в местном журнале.

Родители разглядели писательский талант сына и старались развить его способности, определив в 4-й класс одного из учебных заведений Буэнос-Айреса.

Хорхе Луис Борхес в молодости

Однако начальная школа не смогла предоставить новых знаний не по годам развитому ребенку, и он вместо того, чтоб делать уроки, продолжал работать над рассказами, вызывая гнев преподавателей и насмешки одноклассников.

Интерес к учебе у Борхеса пробудился после того, как отец, начавший терять зрение, в 1914 году оставил юриспруденцию и перевез семью в Швейцарию. Там Хорхе Луис начал изучать французский язык и увлекся немецкими философами, а также поступил в Женевский колледж и завязал знакомство с писателем Морисом Абрамовичем, продлившееся до конца жизни.

Совет

Хорхе Луис Борхес и его мама Леонор

Когда родитель прошел курс лечения в Швейцарском офтальмологическом центре, Борхесы планировали вернуться на родину, но начало Первой мировой войны и политические волнения в Аргентине заставили их передумать и остаться в Европе до 1921 года.

В это время Хорхе Луис увлекся поэзией и начал сочинять стихи на французском языке. Он некоторое время жил в Испании, где под влиянием поэтов Гийома Аполлинера и Томмазо Маринетти примкнул к представителям литературного авангардизма и опубликовал первое оригинальное произведение под названием «Гимн морю».

Книги

Вернувшись в Аргентину, Борхес сочинил и опубликовал поэтический сборник «Жар Буэнос-Айреса», а затем начал писать эссе для литературных журналов и альманахов. Постепенно отойдя от поэзии, молодой человек изобрел жанр философского рассказа и вскоре стал одним из самых влиятельных испаноязычных авторов современности.

Писатель Хорхе Луис Борхес

В начале карьеры Хорхе Луис стал соучредителем изданий «Призма» и «Проа», которые иногда распространялись среди читателей как листовки, наклеенные на стены зданий. Интересен тот факт, что, сожалея о некоторых из ранних публикаций, Борхес стремился добыть и уничтожить выпуски журналов, содержавших неудачные примеры художественного творчества.

В середине 1930-х годов писатель заинтересовался экзистенциализмом и начал работать в стиле, который критики назвали «ирреальность», где в основе сюжетов лежали философия и воображение, а не традиционный жизненный опыт.

Адольфо Биой Касарес, Виктория Окампо и Хорхе Луис Борхес

Борхес регулярно пополнял собственную библиографию публикациями в журнале «Sur», основанном в 1931 году Викторией Окаммпо, которой через 10 лет после знакомства писатель посвятил рассказ «Сад расходящихся тропок». Это издание принесло Хорхе Луису известность в испаноязычном мире и стало началом плодотворного сотрудничества с начинающим фантастом Адольфо Касаресом.

Работая под псевдонимами Онорео Бустос Домек и Суарес Линч, писательский дуэт опубликовал несколько сборников, среди которых особенной популярностью пользовались детективные миниатюры, повествовавшие о приключениях дона Исидора Пароди, такие как «Двенадцать символов мира» и «Бог быков», созданные в начале 1940-х годов, и пародийное произведение «Модель для смерти».

Хорхе Луис Борхес

В 1933 году Борхес начал сотрудничать с редакцией литературного приложения к газете «Crítica» и впервые опубликовал произведения, вошедшие в сборник под названием «Всемирная история низости».

Это были рассказы, включавшие элементы публицистики, перемешанные с фантастическим изложением реальных событий, и литературные подделки, выдаваемые автором за переводы отрывков из известных, но редко читаемых книг.

В последующие годы Хорхе Луис служил литературным советником в издательстве «Emecé Editores» и вел еженедельную колонку в журнале «El Hogar», а потом нашел работу в муниципальной библиотеке Минеля Кане.

Обязанности каталогизатора фонда оставляли много времени для литературного творчества, и Борхес с удовольствием экспериментировал со стилем, создавая рассказы, посвященные размышлениям о связи автора произведения с его историческим контекстом.

Хорхе Луис Борхес в библиотеке

В этот период писатель издал сборник «Вымышленные истории», включавший такие миниатюры, как «Пьер Менар, автор “Дон Кихота”», «Вавилонская библиотека» и «Фунес, чудо памяти», а также литературное исследование под названием «История вечности», ставшее кладезем философских размышлений и ярких цитат.

Кроме того, в 1952 году в Аргентине напечатали цикл эссе под названием «Новые расследования», где автор размышлял о творчестве коллег и анализировал некоторые из известных произведений, заставляя читателя решать бесконечные ребусы и головоломки. Самыми знаменитыми рассказами такого жанра стали «Зеркало загадок», «Версии одной легенды», «Несколько слов по поводу (или вокруг) Бернарда Шоу» и «Новое опровержение времени».

Хорхе Луис Борхес в старости

Параллельно Борхес начал публичную карьеру лектора, став президентом общества аргентинских писателей, и взялся за создание сценариев к художественным фильмам. В 1955 году Хорхе Луиса назначили директором Национальной библиотеки, где через 4 года он полностью потерял зрение.

Слепота не помешала писателю продолжить работу над собственными произведениями, которые он диктовал матери, ставшей его личным секретарем. В 1961 году Борхес получил первый международный приз и вызвал интерес представителей англоязычного мира. Аргентинское правительство организовало литератору поездку в Америку, во время которой он выступал с лекциями, а затем последовало турне по Европе.

Хорхе Луис Борхес с поклонницами

В этот период жизни писатель получил безоговорочное признание и стал обладателем многочисленных литературных премий, среди которых была награда за выдающийся вклад в тайны детективного жанра, французский орден Почетного легиона и приз Konex Awards за многолетние достижения в искусстве.

В 1967 году Борхес начал 5-летнее сотрудничество с переводчиком Норманом Томасом ди Джованни, который помог писателю познакомить англоговорящих читателей с такими сочинениями, как «Книга вымышленных существ», написанная в соавторстве с Маргаритой Герреро, «Книга песка», «Семь ночей» и другими.

Личная жизнь

Большую часть жизни Борхес находился в обществе матери, поддерживавшей сын с детских лет. Именно она в 1967 году устроила первый брак писателя с вдовой по имени Эльзе Эстете Мильан. Леонор Асеведо ожидала, что женщина позаботится об окончательно ослепшем пожилом человеке, но ее надежды не сбылись, и личная жизнь супругов спустя 3 года после свадьбы закончилась разводом.

Хорхе Луис Борхес и его жена Мария Кодама

После этого Хорхе Луис долгое время находился под опекой экономки Фанни и личной помощницы Марии Кодама, судя по многочисленным фото – сопровождавшей писателя в поездках по миру и в 1986 году ставшей его второй женой. Она оставалась с Борхесом вплоть до его смерти в 1986-м и позже стала противницей перезахоронения останков знаменитого аргентинца.

Смерть

Последние месяцы жизни Борхес провел в Женеве в компании новообретенной супруги Марии Кодама. Зная о приближавшемся конце, писатель спокойно принимал неизбежное. Он много размышлял о смерти и в итоге попросил об исповеди у священнослужителей, представлявших католическое и протестантское религиозные направления.

Могила Хорхе Луиса Борхеса

14 июня 1986 года Борхес скончался от рака печени и был похоронен на швейцарском Кладбище Королей после церемонии отпевания в кафедральном соборе Святого Петра.

Цитаты

«Каждый по-своему воображает рай, мне он с детских лет представляется библиотекой».«Я не говорю ни о мести, ни о прощении. Забвение – вот единственная месть и единственное прощение».

«Судьба любого человека, как бы сложна и длинна она ни была, на деле заключается в одном-единственном мгновении – в мгновении, когда человек раз и навсегда узнаёт, кто он».«В каждом из нас есть частица божественности.

Наш мир не может быть делом рук справедливого и всемогущественного существа; он зависит от нас самих».

Библиография

  • 1925 – «Расследования»
  • 1932 – «Обсуждение»
  • 1936 – «История вечности
  • 1936 – «Всемирная история низости»
  • 1944 – «Вымышленные истории»
  • 1949 – «Алеф»
  • 1960 – «Создатель»
  • 1970 – «Сообщение Броуди»
  • 1975 – «Книга песка»
  • 1977 – «История ночи»
  • 1980 – «Семь ночей»
  • 1982 – «Девять очерков о Данте»
  • 1985 – «Заговорщики»

Фото

Источник: https://24smi.org/celebrity/31683-khorkhe-luis-borkhes.html

Борхес Хорхе Луис

БОРХЕС (Borges) Хорхе Луис (полное имя Хорхе Франсиско Исидоро Луис) (24 августа 1899, Буэнос-Айрес — 14 июня 1986, Женева), аргентинский писатель, прозаик и поэт; всемирную славу ему принесли парадоксальные и фантастические рассказы.

Читайте также:  Сочинения об авторе дефо

Детство

Борхес родился в Буэнос-Айресе. Его отец был адвокатом и преподавателем психологии, сочинял стихи, переводил с английского Омара Хайяма, написал роман «Каудильо» (1921). Бабушка Борхеса по отцовской линии, Фрэнсис Хэслэм, была англичанкой, и нашла внуку английскую няню.

Дом был двуязычным и Борхес, по его собственным словам, в раннем детстве не сознавал, что английский и испанский — два разных языка. Мать Борхеса, в девичестве Леонор Асеведо Аэдо, происходила из семьи потомственных военных. 4 марта 1901 родилась сестра Борхеса Нора, будущая художница.

Обратите внимание

Борхес начал писать в шесть лет, а в девять перевел с английского «Счастливого принца» О. Уайльда и его перевод был опубликован в газете «Паис».

Пребывание в Европе

В 1914 семья Борхесов отправляется в Европу и из-за войны поселяется в Швейцарии, где Борхес заканчивает свое образование. В 1918 семья переезжает в Италию, где Борхес пишет книгу стихов «Красные ритмы», посвященную русской революции и книгу рассказов (обе книги при жизни Борхеса не публиковались).

В 1919 Борхесы едут в Испанию, где под влиянием поэта Рафаэля Кансиноса-Ассенса Борхес примыкает к испанскому авангардистскому течению «ультраизм». Сотрудничая в ультраистских журналах, он знакомится со своим будущим зятем, известным исследователем европейского авангардизма, Гильермо де Торре.

За время пребывания в Испании Борхес создает книгу стихов и книгу эссе, в которых, в частности, воспевает вольномыслие, анархизм и Октябрьскую революцию. Прежде чем покинуть Испанию, он их сжигает.

Возвращение в Аргентину

В 1921 семья Борхесов возвращается в Буэнос-Айрес, но впоследствии (в 1923) совершает еще одну поездку в Европу, где кроме Испании посещает Лондон и Париж. По возвращении на родину Борхес печатается в различных периодических изданиях, участвует в создании двух журналов.

В 1923 выходит первая книга стихов Борхеса: «Страсть к Буэнос-Айресу» («Fervor de Buenos Aires»), за ней в течение трех лет следуют две книги эссе и две книги стихов, которые при жизни не переиздавались. Существенное влияние в этот период на него оказывает друг отца, «метафизический юморист» и поэт Маседонио Фернандес.

Авангардистские увлечения дополняются, а затем и сменяются идеей нового регинализма, опирающегося на метафизическое видение реальности. В 1925 Борхес знакомится с Викторией Окампо.

Тридцатые годы. Первый сборник рассказов

Важно

В 1930 Борхес знакомится с семнадцатилетним Адольфо Бьой Касаресом, будущим аргентинским писателем, которому предстояло стать его другом и соавтором. В 1931 входит в редколлегию издаваемого В.

Окампо журнала «Сур» (на протяжении многих лет одного из самых влиятельных изданий Латинской Америки) В 1932, вслед за «Языком аргентинцев» («El idioma de los argentinos», 1928) и биографией кумира его детства поэта Эваристо Карьего (1930), Борхес выпускает книгу эссе «Обсуждение» («Discusiуn»), в котором дистанцируется от регионализма, провозглашая: «наша традиция — это вся западная культура». В этой книге начинают определяться черты того образа мира, который будет впоследствии ассоциироваться с именем Борхеса: Юм и Беркли соседствуют с гностиками, каббала с апориями Зенона и т. д. Свой отпечаток на книгу наложило и новое для Борхеса увлечение кино. В 1933 журнал «Мегафоно» проводит круглый стол, посвященный творчеству Борхеса, участниками которого становятся, в частности, П. Дрие Ларошель и Амадо Алонсо.

Во «Всемирной истории бесславья» («Historia universal de la infamia», 1935) Борхес собрал рассказы, публиковавшиеся в 1933-34 в газете «Критика».

Автор играет с персонажами, заимствованными из чужих произведений, а тон повествования колеблется между стилизованным и пародийным.

В сборник входят такие рассказы, как «Хаким из Мерва, красильщик в маске» и «Мужчина из розового кафе» (фильм Р. Мухики, 1962).

В следующем сборнике эссе «История вечности» («Historia de la eternidad», 1936) появляется еще один «борхесовский» прием: «Приближение к Альмутасиму» написано в форме рецензии на вымышленный роман.

Библиотеки Буэнос-Айреса и Вавилона

В 1937 Борхес в поисках постоянного заработка устраивается на работу в библиотеку в пригороде Буэнос-Айреса. В следующем году умирает отец Борхес, а сам Борхес переносит тяжелую болезнь в результате осложнения после несчастного случая (от этого эпизода он отталкивался в рассказе «Юг»).

Во время выздоровления, желая убедиться, что он не утратил способности писать Борхес создает «Пьера Менара, автора «Дон Кихота».

За ним следуют классические борхесовские рассказы: «Тлен, Укбар, Orbis Tertius», «Круги руин», «Лотерея в Вавилоне», «Вавилонская библиотека» и «Сад расходящихся тропок» («El jarden de los senderos que se bifurcan»), давший название сборнику, в который вошли все эти рассказы (1941).

Совет

В 1944 он переиздает этот сборник в книге «Вымышленные истории» («Ficciones»), добавив к нему «Хитросплетения», среди которых были «Фунес, чудо памяти», «Тема предателя и героя» (по мотивам новеллы Борхес Бертолуччи снял фильм «Стратегия паука», 1970), «Три версии предательства Иуды».

В 1943 выходит книга стихов (1922-43), причем многие старые стихотворения представлены в новой редакции. В 1949 выходит еще один знаменитый сборник рассказов Борхес «Алеф» («El Aleph»), в который входят, в частности, «Бессмертный», «История воина и пленницы», «Эмма Цунц» (экранизирован Л. Торре Нильсоном — «Дни ненависти», 1954), «Богословы», «Дом Астерия».

Годы перонизма. Лекции и журнал

Продолжая линию, определенную для себя еще в 1920-е, Борхес выступает в прессе с критикой таких тенденций современности, как антисемитизм, нацизм и фашизм; после прихода Перона к власти (1946) ему предлагают должность рыночного инспектора птицы и дичи, и Борхес уходит с государственной службы и начинает читать лекции по английской и американской литературе в Аргентине и Уругвае. В основанном им журнале «Анналы Буэнос-Айреса» (1946-48) Борхес знакомит читателей с Х. Кортасаром. В 1948 мать и сестра Борхеса за антиперонистские выступления подвергаются аресту.

В 1944 Аргентинское общество писателей вручает Борхесу учрежденную специально для него почетную премию, а в 1950 он избирается председателем этого общества сроком на три года.

Широкое признание на родине

1950-е гг. становятся для Борхеса временем интенсивной работы и широкого признания на родине. В 1951 появляется новый сборник рассказов «Смерть и буссоль» («La muerte y la brujula»).

В 1952 выходит один из самых известных сборников эссе Борхеса «Новые расследования» («Otras inquisiciones»), включающий в себя «Сферу Паскаля» и «Сон Кольриджа».

В 1953 начинает выходить собрание сочинений Борхеса, составленное автором.

После падения режима Перона (1955) Борхес назначают директором Национальной библиотеки, и в тот же год его избирают членом Аргентинской академии литературы. Зрение Борхес заметно ухудшалось еще в конце 1920-х гг.

, когда ему сделали первую операцию по удалению катаракты (слепота была наследственной в семье его отца) и к середине 1950-х он уже не мог читать, однако продолжал заведовать библиотекой до 1973 г., когда на выборах победила перонистская партия.

По иронии судьбы два предшественника Борхеса на посту директора Национальной библиотеки тоже были слепыми.

Обратите внимание

В 1955-56 гг. Борхес возглавляет сначала кафедру немецкой, а потом — английской литературы в университете Буэнос-Айреса. В 1956 Борхес получает государственную премию по литературе. В 1960 выходит «Создатель» («El Hacedor») —сборник, соединяющий стихи и прозу, который сам Борхес называл своей лучшей книгой.

Мировая слава

Произведения Борхес стали переводились на иностранные языки начиная с 1940-х гг.; причем, одним из его французских переводчиков был Р. Каюа, но подлинное международное признание пришло к Борхесу в 1961, когда ему вместе с С. Беккетом присудили Международную премию книгоиздателей «Форментор». В тот же год он отправляется в США читать лекции об аргентинской литературе.

В 1963 Борхес вновь посещает Европу и с этого момента начинаются его ежегодные поездки по разным странам Европы и Америки; в 1979 Борхес впервые побывал в Японии, а в 1984 в — Марокко. Начиная с 1960-х гг.

ему присуждается ряд национальных и международных литературных премий, в том числе литературная премия Латинской Америки (Бразилия, 1970) и премия Мигеля Сервантеса (1980, он делит ее с Х. Диего).

Борхес удостаивается высших орденов Италии (1961, 1968, 1984), Франции (1962), Перу (1964), Чили (1976), ФРГ (1979), Исландии (1979), в том числе Ордена Британской империи (1965) и ордена Почетного легиона (1983). Французская академия награждает его золотой медалью (1979). Он избирается членом академии в США (1967), почетным доктором ведущих университетов мира.

За этот период выходит сборник его текстов танго и милонг (1967), книги стихов и прозы «Хвала тьме» (1969) и «Золото тигров» (1972), сборники рассказов «Сообщение Броуди» (1970) и «Книга песка» (1975), книги стихов: «Сокровенная роза» (1975), «Железная монета» (1976), «История ночи» (1977), «Тайнопись» (1981). «Порука» (1985); сборник писавшихся еще в конце 1940-х гг. «Девяти очерков о Данте» (1982), книга миниатюр «Атлас» (1984).

Семейная жизнь

В 1967 Борхес женился на Э. Астете Мильан, в которую он был влюблен в начале 1930-х гг. Брак, однако, просуществовал только три года. В 1986 Борхес женился на Марии Кодаме.

Мастер и теоретик перевода

Переводы.

Борхеса неоднократно высказывался по проблемам перевода; одной из первых его публикаций становится комментированная подборка переводов немецких и австрийских поэтов-экспрессионистов (1920, журнал «Сервантес»). Он переводит фрагмент «Улисса» Дж. Джойса (1925) и «Листья травы» У. Уитмена (1969). Становится первым испанским переводчиком В. Вульф («Орландо», 1937) и У. Фолкнера («Дикие пальмы», 1941).

В соавторстве с Бьой Касаресом. Антологии

Начиная с 1940-х гг.

Важно

Борхес пишет под разными псевдонимами в соавторстве с Бьой Касаресом, в частности, под псевдонимом Бустос Домек они публикуют сборник пародийных детективных рассказов «Шесть задач для дона Исидро Пароди» («Seis problemas para don Isidro Parodi», 1942). В 1950-е г. Борхес с Бьой Касаресом пишут два сценария. В 1967 они выпускают сборник пародийных рецензий «Хроники Бустоса Домека», а позже и «Новые рассказы Бустоса Домека» (1977).

Кроме того, они собирают ряд антологий: фантастической литературы (1940, с С. Окампо; эта книга повлияла на создателей латиноамериканского магического реализма), аргентинской поэзии (1941, с С. Окампо), две антологии детективов (1943 и 1951), «Коротких и необычайных историй» (1955), поэзии гаучо (1955), «Книгу Рая и Ада» (1960).

Борхес издавал антологии не только с Бьой Касаресом; за свою жизнь он выпустил, кроме перечисленных, антологии: американской поэзии (1926, с В. Уидобро и А. Идальго), классической аргентинской литературы (1937, с П.

Энрикесом Уреньей); ряд антологий отдельных поэтов, «Краткую антологию англосаксонской словесности» (с М. Кодамой, 1978). Значительной популярностью пользуются созданные им в соавторстве с М.

Герреро «Руководство по фантастической зоологии» (1957) и «Книга воображаемых животных» (1967).

По мере того, как ухудшалось зрение Борхеса, ему приходилось все больше опираться на помощь окружающих и при создании своих собственных произведений. Поэтому, начиная с 1950-х гг. Бьой Касарес оказывается далеко не единственным его соавтором.

В соавторстве Борхес пишет ряд книг по истории литературы: «Древние германские литературы» (1951), «Мартин Фьеро» (1953) и «Леопольдо Лугонес» (1955), «Средневековые германские литературы» (1965), «Введение в английскую литературу» (1965), «Введение в литературу США» (1967).

14 июня 1986 – Борхес умер в Женеве.

А. Б. Можаева

Хорхе Луис Борхес Jorge Luis Borges Аргентинский писатель

Родился 24 августа 1899г. в Буэнос-Айресе. Учился в Швейцарии.

1918 – переезжает в Испанию, где присоединяется к ультраистам – авангардной группе поэтов.

Совет

1921 – вернувшись в Аргентину, Борхес воплощает ультраизм в нерифмованных стихах о Буэнос-Айресе. Уже в ранних произведениях он блещет эрудицией, знанием языков и философии, мастерски владеет словом. Со временем Борхес отходит от поэзии и начинает писать фантазийную прозу.

1944 – выходит сборник рассказов «Вымыслы» (Ficciones).

В начале 1950-х годов Борхес вновь возвращается к поэзии; стихи этого периода носят в основном элегический характер, написаны в классических размерах, с рифмой. В них, как и в остальных его произведениях, преобладают темы лабиринта, зеркала и мира, трактуемого как нескончаемая книга.

1955-1973 – Борхес – директор Национальной библиотеки Аргентины.

1960 – выходит сборник рассказов «Хитросплетения» (Labyrinths) и сборник стихов «Делатель» (El Hacedor).

Читайте также:  Сочинения об авторе брюсов

1961 – Борхес совместно с С.Беккетом получает Международную издательскую премию.

1969 – сборник стихов «Хвала тени» (Elogia de la Sombra).

1971 – сборник рассказов «Сообщение Броуди» (El Informe de Brodie).

1972 – сборник стихов «Золото тигров» (El oro de los tigres).

1979 – Борхес получает Премию Сервантеса – самую престижную в испано-язычных странах награду за заслуги в области литературы.

1985 – последняя прижизненная публикация – книга «Атлас» (Atlas) – собрание стихов, фантазий и путевых записок.

14 июня 1986 – Борхес умер в Женеве.

Произведения можно отнести к таким жанрам:

Поделитесь своими впечатлениями с нашими читателями

Источник: http://velib.com/biography/borkhes_khorkhe/

Хорхе Луис Борхес – 110 лет слепому библиотекарю

?

tverdyi_znak (tverdyi_znak) wrote,
2009-08-24 20:14:00 tverdyi_znak
tverdyi_znak
2009-08-24 20:14:00 Category: 24 августа исполняется 110 лет со дня рождения Хорхе Луиса Борхеса.

Гомер был Великим Слепым античности. Наверное, Борхеса можно было назвать Великим Слепым ХХ века… Хорхе Луис Борхес (исп. Jorge Luis Borges; 24 августа 1899, Буэнос-Айрес — 14 июня 1986, Женева) — аргентинский прозаик, поэт и публицист.

Борхес известен прежде всего лаконичными прозаическими фантазиями, часто маскирующими рассуждения о серьезных научных проблемах или же принимающими форму приключенческих либо детективных историй.

Обратите внимание

Эффект подлинности вымышленных событий достигается у Борхеса введением в повествование эпизодов аргентинской истории и имен писателей-современников, фактов собственной биографии. В 1920-е годы стал одним из основателей авангардизма в испаноязычной латиноамериканской поэзии.

 Биография     

 Борхес родился в 1899 году в Буэнос-Айресе. Его полное имя — Хорхе Франсиско Исидоро Луис Борхес Асеведо (Jorge Francisco Isidoro Luis Borges Acevedo), однако, по аргентинской традиции, он никогда им не пользовался. Со стороны отца у Борхеса были испанские и ирландские корни. Мать Борхеса происходила, по-видимому, из семьи португальских евреев (фамилии её родителей — Асеведо и Пинедо — принадлежат наиболее известным еврейским семьям выходцев из Португалии в Буэнос-Айресе). Сам Борхес утверждал, что в нем течёт «баскская, андалузская, еврейская, английская, португальская и норманнская кровь». В доме разговаривали по-испански и по-английски. В возрасте десяти лет Борхес перевёл известную сказку Оскара Уайльда «Счастливый принц».Сам Борхес так описал своё вступление в литературу:

    С самого моего детства, когда отца поразила слепота, у нас в семье молча подразумевалось, что мне надлежит осуществить в литературе то, чего обстоятельства не дали совершить моему отцу. Это считалось само собой разумеющимся (а подобное убеждение намного сильнее, чем просто высказанные пожелания). Ожидалось, что я буду писателем. Начал я писать в шесть или семь лет.

В 1914 году семья поехала на каникулы в Европу. Однако из-за Первой мировой войны возвращение в Аргентину отложилось. В 1918 году Хорхе переехал в Испанию, где присоединился к ультраистам — авангардной группе поэтов. 31 декабря 1919 года в испанском журнале «Греция» появилось первое стихотворение Хорхе Луиса. Вернувшись в Аргентину в 1921 году, Борхес воплотил ультраизм в нерифмованных стихах о Буэнос-Айресе. Уже в ранних произведениях он блистал эрудицией, знанием языков и философии, мастерски владел словом. Со временем Борхес отошел от поэзии и стал писать «фантазийную» прозу. Многие из лучших его рассказов вошли в сборники Вымыслы (Ficciones, 1944), Хитросплетения (Labyrinths, 1960) и Сообщение Броуди (El Informe de Brodie, 1971). В рассказе «Смерть и буссоль» борьба человеческого интеллекта с хаосом предстает как криминальное расследование; рассказ «Фунес, чудо памяти» рисует образ человека, буквально затопленного воспоминаниями.В 1937—1946 годах Борхес работал библиотекарем, впоследствии он называл это время «девять глубоко несчастливых лет», хотя именно в тот период появились первые его шедевры. После прихода к власти Перона в 1946 г. Борхес был уволен с библиотечной должности. Судьба вновь вернула ему должность библиотекаря в 1955 году, причем весьма почётную — директора Национальной библиотеки Аргентины, — однако к тому времени Борхес был слеп. Пост директора Борхес занимал до 1973 года.Хорхе Луис Борхес вместе с Адольфо Биой Касаресом и Сильвиной Окампо участвовал в создании знаменитой Антологии фантастической литературы в 1940 году и Антологии аргентинской поэзии в 1941 году.В начале 1950-х годов Борхес вернулся к поэзии; стихи этого периода носят в основном элегический характер, написаны в классических размерах, с рифмой. В них, как и в остальных его произведениях, преобладают темы лабиринта, зеркала и мира, трактуемого как нескончаемая книга.

Признание и награды

Начиная с 1960-х гг.

Борхесу был присуждён ряд национальных и международных литературных премий, в том числе:    * 1956 — Государственная премия Аргентины по литературе    * 1961 — Международная издательская премия «Форментор» (совместно с Сэмюэлом Беккетом)    * 1970 — Литературная премия Латинской Америки (Бразилия)    * 1971 — Литературная Иерусалимская премия    * 1979 — Премия Сервантеса (совместно с Херардо Диего) — самая престижная в испаноязычных странах награда за заслуги в области литературы.    * 1980 — Международная литературная премия Чино дель Дука    * 1980 — Премия Бальцана — международная премия за высшие достижения в науке и культуреБорхес был удостоен высших орденов Италии (1961, 1968, 1984), Франции (1962), Перу (1964), Чили (1976), ФРГ (1979), Исландии (1979), Ордена Британской империи (1965) и ордена Почётного легиона (1983). Французская академия в 1979 году наградила его золотой медалью. Он избирается членом академии в США (1967), почётным доктором ведущих университетов мира.Борхес умер в Женеве 14 июня 1986 года и был похоронен на женевском Королевском кладбище, неподалёку от Жана Кальвина. В феврале 2009 года Национальный конгресс Аргентины рассмотрит законопроект о возвращении в Буэнос-Айрес праха Хорхе Луиса Борхеса. Эта инициатива исходит от представителей литературных кругов, однако вдова писателя, возглавляющая фонд его имени, возражает против перенесения останков Борхеса в Аргентину. В 2008 году в Лиссабоне был открыт памятник Борхесу. Композиция, отлитая по эскизу земляка литератора Федерико Брука, по мнению автора, глубоко символична. Она представляет собой гранитный монолит, в котором инкрустирована бронзовая ладонь Борхеса. Как считает скульптор, который в 80-е годы сделал с руки писателя слепок, это символизирует самого творца и его «поэтический дух». На открытии монумента, установленного в одном из парков в центре города, присутствовала вдова писателя Мария Кодама, возглавляющая фонд его имени, видные деятели португальской культуры, в том числе Нобелевский лауреат Жозе Сарамаго.В 1969 году Бернардо Бертолуччи снял по по мотивам рассказа Борхеса «Тема предателя и героя» фильм “Стратегия паука” (итал. La Strategia Del Ragno).Борхес послу4жил прототипом одного из героев в романе «Имя розы» Умберто Эко. В 2009 году в рамках фотобиеннале «Мода и стиль в фотографии» открылась выставка «Чары Желтого Императора» белорусских фотохудожников Андрея Шукина, Дениса Недельского и Алексея Шлыка. По словам организаторов, проект выставки возник после прочтения одноименной книги Борхеса.

Пётр Вайль о Борхесе::

    «Нобелевский комитет, как любое интеллигентское сообщество, состоит из людей левых убеждений. Левых, естественно, по европейской терминологии. Именно поэтому один из величайших писателей XX века, Борхес, не получил Нобелевской премии. Всё дело в том, что он нанес визит Пиночету, пожимал ему руку и хвалил за то, что он сокрушил коммунистов. При этом все понимали величие Борхеса как писателя, но Пиночета не простили.».

 Библиография

    * Fervor de Buenos Aires (1923) / Жар Буэнос-Айреса    * Luna de enfrente (1925) / Луна напротив    * Inquisiciones (1925) / Расследования    * El tamaño de mi esperanza (1926) / Размеры моей надежды    * El idioma de los argentinos (1928) / Язык аргентинцев    * Cuaderno San Martín (1929) / Тетрадь площади Сан-Мартин    * Evaristo Carriego (1930) / Эваристо Каррьего    * Discusión (1932) / Обсуждение    * Historia universal de la infamia (1935) / Всеобщая история бесчестия    * Historia de la eternidad (1936) / История вечности    * Ficciones (1944) / Вымыслы    * Artificios (1944) / Изобретения    * El Aleph (1949) / Алеф    * Otras inquisiciones (1952) / Новые расследования    * El Hacedor (1960) / Делатель    * El otro, el mismo (1964) / Другой, тот же самый    * Para las seis cuerdas (1965) / Для шести струн    * Elogio de la sombra (1969) / Похвала тени    * El informe de Brodie (1970) / Сообщение Броуди    * El oro de los tigres (1972) / Золото тигров    * El libro de arena (1975) / Книга песка    * La rosa profunda (1975) / Сокровенная роза    * La moneda de hierro (1976) / Железная монета    * Historia de la noche (1977) / История ночи    * Siete noches (1980) / Семь вечеров    * La cifra (1981) / Тайнопись    * Nueve ensayos dantescos (1982) / Девять эссе о Данте    * La memoria de Shakespeare (1983) / Память Шекспира    * Atlas (1984) / Атлас    * Los conjurados (1985) / ЗаговорщикиБорхес, работавший, несмотря на слепоту, библиотекарем, представлял себе рай в виде библиотеки:

Так же, как в сумерках смешаны ночь и день, а в волнах — вода и пена, в книге неразрывно соединились два разноприродных начала. Книга — одна из окружающих вещей, один из трехмерных предметов, но вместе с тем она — символ, подобный алгебраическим уравнениям или общим идеям.

В этом смысле её можно сравнить с шахматами, которые одновременно и черно-белая в клетку доска с фигурами, и почти бесконечное число возможных маневров и уловок. Ещё одна очевидная аналогия — с музыкальным инструментом, скажем, с арфой, которая привиделась Беккеру в углу гостинной и онемевший звучный мир которой напомнил ему спящую птицу.

Но все эти образы — просто сопостовления и подобия: книга куда сложней. Письменные символы — отражение устных, а те в свою очередь — отражение отвлеченных понятий, снов или воспоминаний. Может быть, именно письмо делает книгу (как и верящих в неё людей) двуединством души и тела.

Отсюда — многообразное удовольствие, которое нас в ней поджидает: счастье видеть, прикасаться и мыслить разом. Каждый по-своему воображает рай, мне он с детских лет представлялся библиотекой. Но библиотекой не бесконечной — в любой бесконечности есть что-то неуклюжее и необъяснимое, — а соразмерной человеку.

Библиотекой, где всегда остаются ещё не известные книги (а может быть, и целые полки), но не слишком много. Короче говоря, библиотекой, сулящей удовольствие классики — и приятные тревоги находок и случайностей.
(Х.Л.Борхес)Наверное, нет горя горше и страдания пронзительней, чем утрата зрения для книжного человека.

Важно

Свет в глазах Борхеса стал меркнуть еще до Второй мировой войны, и большую часть жизни писатель (проживший 87 лет) провел, не видя мира. Спасли и поддержали книги. В перенасыщенном растворе памяти Борхеса-читателя ни один кристаллик не пропал даром. Прочитанное и передуманное обернулось написанным.Первый небольшой сборник прозы Борхеса на русском языке вышел в 1984 г.

, еще при жизни автора. До этого русские книгочеи питались слухами о необыкновенном аргентинце и читали статьи литературоведов, в которых Борхес цитировался почтительно — и неодобрительно. Сейчас сочинения Борхеса доступны всем, однако желающих его читать и имеющих возможность купить его книги стало меньше раз в двадцать. Не до того.

«Алеф» и «Сад расходящихся тропок» — главные книги Борхеса. Короткие рассказы, миниатюры, эссе производят ни с чем не сравнимое впечатление. Словно бы объявив войну многословию, Борхес создает образ литературы, знак произведения.

Разработанные им жанры — предисловие к несуществующей книге («Пьер Менар, автор “Дон Кихота”»), модель возможного мира («Тлен, Укбар, Orbis Tertius»), квазинаучный трактат («Книга вымышленных существ»), биография вымышленного писателя («Анализ творчества Герберта Куэйна»).Не имея возможности видеть книги, Борхес долгие годы работал директором Национальной библиотеки Аргентины.

Вся его жизнь прошла среди книг и во имя книг, и сам он постепенно сделался книжной легендой, человеком-книгой, писателем, который продуцирует текст быстрее и охотнее, чем обычный человек в быту говорит простые вещи. Любой прозаический фрагмент Борхеса обрушивается на читателя, как ливень с чистого неба: никакой подготовки, сразу же — полосующие бритвы мыслей, небрежные ссылки на общеизвестное (мало кем читанное), парадоксы и максимы:Борхесу ужасно хочется подражать. Стоит попробовать — и оказывается, что это невозможно.

Хорхе Луис Борхес «Стихотворения» в переводе Бориса Дубина

Стихотворения в переводе Вадима Алексеева

Русскоязычный портал Хорхе Луиса Борхеса.  Полное собрание сочинений

Источник: https://tverdyi-znak.livejournal.com/207466.html

Ссылка на основную публикацию