Краткая биография дадзай

Дадзай Осаму

Японский писатель Дадзай Осаму известен глубокими, психологичными произведениями, в которых делится своими переживаниями, размышлениями о природе человека, обществе. Большей части его рассказов присуща автобиографичность, сюжет перекликается с опытом автора и событиями из его жизни. Объединил в своем творчестве японские традиции с тенденциями западной литературы.

Фото: Дадзай Осаму

Дадзай Осаму — один из самых значимых прозаиков японской литературы начала XX века, автор произведений «Исповедь «неполноценного» человека», «Закатное солнце» и многих других.

Детские и юношеские годы

Будущий писатель, настоящее имя которого Сюдзи Цусима, родился 19 июня 1909 года в обеспеченной аристократической семье, был младшим из десяти детей. Детство он провел в небольшом городе Канаги. Его отец был политическим деятелем и крупным землевладельцем.

Семья большое внимание уделяла старинным японским традициям, была очень консервативна. По воспоминания Дадзай Осаму самым большим преступлением для его родных было нарушить данное слово или не выплатить долг. Дети получали хорошее образование, были сдержанны и почтительны ко взрослым, но очевидно им не хватало родительского тепла и внимания.

По крайней мере, биографы считают это утверждение справедливым относительно Дадзай.

Обратите внимание

Мальчик чувствовал себя чужим дома и тяжело переживал отсутствие доверительных отношений. В то же время, в школе он испытывал вину перед одноклассниками из менее зажиточных семей.

В 14 лет Дадзай был зачислен в префектуральную среднюю школу и переехал к своим родственникам в Аомори. В 1927 году он перебрался в Хиросаки, где поступил в лицей для того, чтобы изучать филологию.

К тому времени у Дадзай Осаму сформировался интерес к литературной деятельности, а за несколько лет до этого даже было опубликовано одно из его произведений.

Переезд в столицу

В 1930 году Дадзай Осаму отправился в Токио, где поступил в университет Тэйкоку, на факультет французской литературы, хотя интереса к ней не проявлял.

По его собственному признанию это направление он выбрал только потому, что оно было не слишком востребованным и поступить туда было не сложно. В университете начинающий прозаик особенно остро ощущал свое одиночество.

Он начал проявлять активный интерес к различным общественным движениям и увлекся идеологией марксизма.

Осенью этого же года Дадзай познакомился с гейшей Ояма Хацуё, через некоторое время состоялась их помолвка. Его семья встретила новость с большим неудовольствием, не удалось избежать конфликтов и ссор.

Возможно это подтолкнуло воспитанного в системе традиционных японских ценностей парня к попытке самоубийства — он попытался утопиться в море. Достоверно не известно была ли это первая его попытка свести счеты с жизнью, но она не стала последней.

В течение жизни писатель совершил еще несколько попыток суицида, последняя из которых увенчалась успехом.

Студенческие годы ознаменовались еще одним важным знакомством для Дадзай Осаму. Он встретился с известным писателем Ибусэ Масудзи, которого впоследствии будет называть своим главным учителем.

Важно

Общение с ним подарило прозаику вдохновение и практические знания о литературной деятельности, позволило не так остро переживать свое одиночество.

Казалось его жизнь приобрела размеренность и здоровый уклад, но тут родным писателя, от которых он во многом зависел, стало известно о его участии в социалистическом движении. Дадзай был вынужден покинуть учебное заведение и имел неприятный разговор в отделении полиции родного города.

К тому времени, как Дадзай Осаму покинул университет, он уже был достаточно опытным литератором и начинал публиковаться в журналах. Он попытался получить должность в газете, но ему отказали в этом. В 1933 году был опубликован первый значимый рассказ этого автора — «Поезд», подписанный его псевдонимом.

После его очередного произведения — «Одежда из рыбьей чешуи» критики заговорили о новом талантливом авторе. Дадзай не прекращал писать, но сложно сказать, что он был окрылен успехом.

В 1935 году автор заканчивает работу над сборником «На закате дней» который, по его замыслу, должен был стать делом всей его жизни и предпринимает очередную попытку самоубийства.

Вскоре писатель попал в больницу с воспалением аппендицита. После операции у него сформировалась наркотическая зависимость, которая привела Дадзай Осаму в психиатрическую больницу. Все это время он продолжал писать, по воспоминаниям друзей — очень успешно и плодотворно.

Во время лечения прозаик принял решение развестись с женой и впал в депрессию, которую ему удалось преодолеть только к 1938 году. Этого человека по праву считают классиком «ватакуси-сесэцу», то есть романа о себе.

Все его переживания и опыт находили воплощение на страницах рассказов, герои часто попадали в похожие ситуации, предпринимали попытки самоубийства или лечились в психиатрических клиниках.

Совет

Дадзай стал популяризатором старинной исповедальной традиции в японской литературе, при которой произведение составляется в форме личного дневника. Он много пишет об отчужденных от общества, «лишних» людях, к которым всю жизнь причисляет и себя.

В то же время он увлекался творчеством зарубежных автором, с которым его познакомил Ибусэ
Масудзи. Дадзай Осаму изучал произведения Пушкина, Гоголя, Достоевского, Толстого.

Особенно проникся рассказами Чехова, его увлекала тема просто провинциальной жизни.

Зрелые годы

После развода с женой, весной 1937 года Дадзай Осаму вернулся в Токио. Через год он оправился от переживаний и начал активно писать, в 1939 году заключил новый брак.

В 1941 году писателя призвали в армию, но сразу освободили от службы по состоянию здоровья.

Во время войны он несколько раз переезжал вместе с семьей, за год до ее окончания поселился в Канаги, во флигеле дома своих родителей. Там он и встретил известие о капитуляции.

В 1946 году писатель вернулся в Токио. Некоторое время он отказывался от заказов и избегал друзей, тяжело переживая поражение своей страны, но к 1947 снова начал писать.

В это время появились самые известные его произведения: «Закатное солнце», «Жена Вийона», «Исповедь «неполноценного» человека». Автор не только работал на износ, но и не мог похвастаться хорошим здоровьем.

У него обострились проблемы с легкими, было все меньше сил и ухудшалось самочувствие.

13 июня 1948 года Дадзай Осаму написал свое последнее произведение — рассказ «Гуд бай». Его рукопись он оставил на письменном столе вместе с завещанием, а сам отправился к одному из токийских водосборников вместе со своей подругой — Ямадзаки Томиэ.

Обратите внимание

Там они совершают поступок, который привлекал писателя всю жизнь и не один раз упоминался в его текстах — двойное самоубийство. Тела были найдены через шесть дней. У Дадзай Осаму осталась жена и трое детей.

Его старшая дочь позже тоже стала известной в Японии писательницей и взяла псевдоним Юко Цусима.

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

Источник: https://biographe.ru/znamenitosti/dadzai-osamu/

Дадзай Осаму

ДАДЗАЙ Осаму (1909–1948) — один из самых экстравагантных и неординарных японских писателей первой половины XX столетия, который всю жизнь играл с жизнью и смертью, четыре раза пытаясь покончить с собой, и только на четвертый раз достиг своей цели.

Первую попытку самоубийства Дадзай предпринял, когда ему было девятнадцать лет и он еще учился в старших классах. С хостессой из бара они приняли снотворное, а потом бросились в море. При этом девушка погибла, а Осаму остался жив.

Впоследствии он по-разному обыгрывал этот случай в пяти рассказах, написанных на эту тему.

В рассказе «Цветы шутовства» (1935), одном из лучших рассказов раннего периода, речь также идет о том, как герой, неудачливый самоубийца, проходит в больнице курс лечения.

В 1930 г. Дадзай уезжает учиться в Токио и поступает на отделение французской литературы Токийского императорского университета. К этому времени относится всплеск его увлеченности марксистской идеологией. Однако сразу же стоит оговориться: увлечение Дадзая марксизмом в студенческие годы было не более чем обыкновенной игрой, своего рода данью моде.

В мае 1932 г. полиция посетила семью Дадзая в Аомори, и старший брат официально узнал о проделках младшего. Он настоял на том, чтобы Осаму привезли в Аомори и он поклялся перед полицией в отказе от своего дальнейшего участия в социалистическом движении.

Читайте также:  Краткая биография бодлер

Тем временем его произведения начали привлекать всеобщее внимание, и он начинает публиковаться во множестве журналов самых различных направлений.

Важно

После того как Дадзая Осаму вынудили покинуть университет, он держит экзамен на должность в газете, но проваливается.

Его рассказы, написанные в это время, отличаются повышенным чувством безнадежности и апатии. Одно из лучших произведений этого периода — «О женщинах». В нем речь идет о двойных самоубийствах в разных странах и у разных народов.

Потребность в наркотиках у Дадзая Осаму возрастает настолько, что его кладут в специальную клинику. Дадзая все же вылечили, однако за то время, что он находился в лечебнице, возникла другая проблема: он узнал, что жена ему изменяла.

После очередной неудавшейся попытки самоубийства Дадзай расходится с женой. По совету своего учителя, писателя Ибусэ Масудзи, он в 1939 г. женится на женщине из образованной семьи.

Под конец войны Дадзай Осаму с семьей уезжает в местечко Митака под Токио, где в уединении и проводит последние несколько лет своей жизни. Его последние сборники рассказов: «Жена Вийона», «Прощай» и др., а также романы «Заход солнца» и «Больше не человек» носят явно пессимистический характер.

Одной из лучших новелл писателя о послевоенном времени было произведение «Жена Вийона», в котором Дадзай ассоциирует себя с Франсуа Вийоном. Франсуа Вийон был ниспровергателем устоев и морали французского общества. Таким же человеком считал себя и сам Дадзай, таков же и его герой — поэт Отани.

К этому времени относится участие Дадзая в литературной группе «Бураи-ха» («Хулиганствующие»), отличительной особенностью которой были сплошные пьянки, дебоширство и общение с люмпен-пролетариатом.

Его последним крупным произведением стал роман «Больше не человек», который критики посчитали шедевром творческого мастерства писателя. Это был смелый выпад против морали и устоев японского общества.

13 июня 1948 г. Дадзай Осаму совершает двойное самоубийство с женщиной.

Источник: http://facecollection.ru/people/dadzay-osamu

Обзор аниме Bungou Stray Dogs [TV-1] («Бродячие псы: Литературные гении», «Великий из бродячих псов»)

Весной 2016 года любимая многими студия Bones решила не изобретать велосипед, и создала два похожих на первый взгляд аниме. Оба выпущенных ими тайтла повествуют о людях, обладающих суперспособностями, причем в роли главных героев выступают совершенно незрелые слабаки. From zero to hero.

И если Boku no Hero Academia рассказывает про будни супергероев, то аниме, которому я посвящаю текущий обзор, сконцентрировалось на описании нелегкой работы детективного агентства, каждый член которого обладает необычной силой.

Совет

Редко когда студии осмеливаются выпустить одновременно два аниме на похожую тематику, но Bones привыкли игнорировать правила и запреты. Однако нельзя сказать, что их авантюры всегда заканчиваются успешно.

Итак, представляю вашему вниманию обзор на аниме Bungou Stray Dogs [TV-1] («Бродячие псы: Литературные гении», «Великий из бродячих псов»).

Краткие сведения

Bungou Stray Dogs — аниме про одаренных людей, выпущенное студией Bones весной 2016 года. Сериал состоит из двенадцати серий, в основе лежит манга.

Первоначально планировался выпуск двадцати четырех серий, однако позднее было принято решение разбить аниме на два сезона. Выпуск второго сезона запланирован на октябрь 2016 года. Интересным можно назвать тот факт, что персонажи аниме носят имена великих японских писателей, а их способности названы в честь наиболее известных произведений.

К примеру, персонаж Осаму Дадзай имеет способность Ningen Shikkaku, что является прямой отсылкой на самое читаемое произведение Японии от одноименного писателя — «Исповедь неполноценного человека». Да и его желание совершить двойное самоубийство напрямую связано с одним из кульминационных моментов книги.

Кстати, данное произведение экранизировано в первой арке аниме Aoi Bungaku, рекомендую ознакомиться.

Аниме повествует о нелегкой жизни изгнанного из приюта сироты Ацуши Накаджимы, который оказался на улице без денег и крова. Он уже был готов пойти на преступление, ограбив прохожего, но замечает тонущего в реке человека, и помогает ему. Спасенным оказывается странный мужчина в длинном пальто, назвавшийся Осаму Дадзаем.

Странный, потому что он пытался совершить самоубийство путем утопления, а Ацуши ему помешал. В награду за спасение он решает накормить спасителя, а заодно рассказывает про детективное агентство, в котором работают люди, обладающие сверхъестественными способностями. Вот таким неожиданным образом завязалось знакомство, кардинально поменявшее жизнь Ацуши.

Но то ли еще будет…

Персонажи

Итак, поехали. Персонажей в Bungou Stray Dogs много. Среди них встречаются как откровенно посредственные, так и интересные. Подробную биографию я приводить не буду, лишь общие сведения и собственное впечатление о наиболее показательных героях.

Биография Ацуши Накаджимы (Atsushi Nakajima)Ацуши Накаджима (Atsushi Nakajima) — главный герой. Беловолосый парень с яркими глазами. Сирота, которого выкинули из приюта, когда узнали про его способности. Он может превращаться в тигра, однако первоначально Ацуши даже не подозревал о своей способности. Скромен, неуверен в своих силах.

Постоянно кричит и жалуется на свою судьбу. Однако временами в Ацуши просыпается герой, и он начинает творить добро во благо мира (предварительно снова пожаловавшись на злую судьбу). Благодаря Осаму он вступает в ряды детективного агентства, где помогает распутывать преступления (хотя большую часть времени только мешает).

За его голову назначена крупная награда.

Обратите внимание

Как и в Boku no Hero Academia, главный герой Bungou Stray Dogs неуверен в себе и слаб.

Однако Ацуши умудрился оказаться даже более раздражающим, чем Изуку Мидория, ведь Изуку долгое время не обладал никакой силой, в то время как Ацуши узнает о существовании оной в первой же серии.

Однако он мало того, что не пытается её освоить, так еще и верещит на каждом углу о своей слабости. В нем сконцентрировались все негативные качества, что я не люблю: трусость, слабость, неуверенность в себе и чрезвычайная шумность.

Я с легкостью приемлю слабого героя, не реагируй он столь неадекватно на внешние раздражители. В общем, как главный герой Ацуши мне совершенно не понравился. Но кто знает — быть может во втором сезоне он покажет себя с лучшей стороны.

Биография Осаму Дадзая (Osamu Dazai)Осаму Дадзай (Osamu Dazai) — один из сильнейших членов агентства, способностью которого является развеивание вражеских способностей.

Эксцентричный молодой человек, главным желанием которого является совершение двойного самоубийства с миленькой девушкой. Но сколько бы он не пытался, умереть ему не удается.

Обладает легкомысленным характером, любит дурачиться, однако умеет быть серьезным. Бывший член портовой мафии.

Осаму — это типичный силач-добряк с таинственным и темным прошлым, на которого все надеются, и он всегда приходит на помощь и спасает человечество.

Важно

При всем при этом он оказался самым приятным персонажем Bungou Stray Dogs. Он не верещит попусту, он спокоен и силен.

При этом Осаму нечасто появляется на главных ролях, благодаря чему почти не успевает надоесть. Самый перспективный и интересный персонаж, про которого еще есть, что рассказать.

Биография Доппо Куникиды (Doppo Kunikida)Доппо Куникида (Doppo Kunikida) — член агентства, способностью которого является материализация любого предмета, функционирование которого он знает и понимает.

Написав название предмета в тетради, Куникида может его материализовать. Помимо прочего, он записывает в тетрадь размышления и планы. Справедлив, прямолинеен и честен. Имеет идеалы, и во всем их придерживается.

Не лучшим образом ладит с Дадзаем, что не мешает им быть отличными боевыми напарниками.

Персонаж, единственным предназначением которого является контрастирование с Дадзаем. Иных причин добавления столь прямолинейного и предсказуемого персонажа я не вижу.

Он идеалист, и его раздражает безразличное отношение Дадзая к повседневности, в результате чего в каждой серии добавлены сцены, в которых они переругиваются друг с другом. Ну, точнее Куникида орет на Дадзая, а тот его попросту троллит.

Читайте также:  Краткая биография ирвинг

После пары повторений это надоедает. Тем не менее, тандем из легкомысленного Дадзая и справедливого Куникиды вполне гармоничен.

Совет

Биография Рюноскэ Акутагавы (Ryuunosuke Akutagawa)Рюноскэ Акутагава (Ryuunosuke Akutagawa) — один из членов портовой мафии, обладающий чрезвычайно сильной способностью Расюмоном (Rashomon), способной деформировать пространство и разрезать материю. Кровожаден и жесток. Убивает без особых раздумий. Бывший ученик Дадзая. Сражается, чтобы доказать тому свою силу.

Посредственный такой злодей. Когда главной мотивацией злодея на его злодейском пути выступает желание показать учителю свою крутизну, сразу начинаешь ощущать запах дешевой мыльной оперы. «О, учитель, вы меня бросили.

Значит, вы меня недооцениваете, поэтому я начну убивать людей, чтобы доказать, какой я сильный». Не знаю как вы, но я ожидал от главного злодея сезона нечто большего.

Впрочем, у него еще будет возможность показать себя во всей красе.

Биография Кёка Идзуми (Kyouka Izumi)Кёка Идзуми (Kyouka Izumi) — пешка портовой мафии. Юная девушка, обладающая способностью призыва управляемой куклы с самурайским мечом. По её словам, она убила 35 человек. Сирота, которую подобрал Рюноскэ, чтобы использовать в своих интересах. После сражения с Ацуши, она присоединяется к агентству. Любит хорошо поесть и милые вещи.

Ох и любят же японцы делать кровожадных убийц милыми и невинными, когда дело доходит до житейских дел. Она убила 35 человек, однако в результате из нее делают несчастную жертву, которой зрители должны сочувствовать.

Извините, но оправдывать убийство стольких невинных людей милой внешностью убийцы кощунственно. Хотя, встреться я с подобным человеком вживую, я бы тоже не знал, что делать, так что героев аниме тоже можно понять.

Почти весь первый сезон посвящен первичному ознакомлению с персонажами. Каждому из них посвятили по одной-две серии, в которых показали способности и черты характера. С одной стороны, это оправдано, ведь позволяет познакомить зрителя с большим количеством действующих лиц, сваливающихся ему на голову.

С другой же стороны стоит тот факт, что большинство серий не связаны друг с другом, вследствие чего основная сюжетная линия практически не развивается. Кроме того, некоторые эпизоды, посвященные тому или иному герою, получились скучными и неудачными.

Обратите внимание

Все-таки трудно придумать двенадцать несвязанных историй, которые оказались бы одинаково увлекательными и напряженными. На деле же мы имеем скучную завязку, неплохую середину и средненький конец.

Хотя стоит отметить, что ознакомление с большинством персонажей уже прошло, так что второй сезон может сконцентрироваться на экшне и атмосферности, вследствие чего смотреть его будет интереснее, чем первый. Концовка первого сезона выглядит вполне многообещающе.

Сюжет

Для того, чтобы ответить на вопрос, почему данное аниме нравится не всем (в том числе и мне), будет достаточно взглянуть на первые четыре серии, в которых недостатки проявляются наиболее явным образом.

Создатели аниме не стесняясь прибегли к использованию нескольких спорных приемов, которые в первую очередь направлены на удовлетворение интересов юной зрительской аудитории. Чем больше тайтлов вы посмотрели, тем очевиднее будут недостатки.

К примеру, мой друг, который начал интересоваться японской анимацией совсем недавно, был от Bungou Stray Dogs в восторге, в то время как я практически не получил от данного аниме удовольствия.

Всё потому, что я не приемлю жалких приемов вроде вызывающего юмора или попыток шокировать зрителя. Вау, главные герои постоянно подтрунивают друг над другом, и один из них постоянно кричит на другого. Вау, сестра домогается своего братца. Вау, главному герою оторвало ногу, и он лежит в луже крови.

Милые девушки оказываются страшными злодеями с перекошенным лицами. Всё это ни на грош не добавляет аниме культурной ценности, и уж совершенно точно без подобного можно было обойтись. Аниме должно держать зрителя в напряжении при помощи интересного сюжета и персонажей, а не шокирующих сцен. Кстати, в манге персонажи так не кривляются (специально проверял).

В общем, после просмотра первых четырех серий впечатление от Bungou Stray Dogs у меня сложилось не самое лучшее. Но начиная с пятой серии ситуация слегка улучшается. Нет, негативные качества никуда не исчезают, однако их концентрация перестает перекрывать плюсы.

Я начал получать от просмотра удовольствие, и во мне снова проснулся интерес. Сюжет становится чуть более сложным и неожиданным, персонажи понемногу раскрывают себя, да и атмосфера в аниме становится более мрачной. Да, вызывающее поведение персонажей продолжает раздражать. Да, резкие переходы между драматичными и юмористическими моментами выглядят ни к месту.

Однако к ним постепенно начинаешь привыкать.

Рисовка

Визуальная составляющая Bungou Stray Dogs оставляет неоднозначное впечатление. С одной стороны, картинка свежа и ярка, и радует множеством крупных планов с нестандартными ракурсами.

Сцены сражений динамичны и притягательны, а способности персонажей выглядят оригинально. Но с другой стороны, на некоторых кадрах в глаза бросаются простые и слабо проработанные фоны.

Важно

Персонажи идут по улице, а на фоне у них находятся серые расплывчатые здания и уродливые неподвижные жители без глаз. Это не уровень студии Bones, так что я был слегка разочарован. Учитывая то, на что способны художники, подобные недоработки выглядят неприемлемо.

Думаю, причина заключается в том, что часть ресурсов студии пришлось перекинуть на создание выходящего одновременно Boku no Hero Academia.

Музыка

Опенинг Trash Candy в исполнении GRANRODEO бодр с точки зрения мелодии, однако вокал в нем не цепляет, в результате чего после нескольких серий я начал его перематывать.

Эндинг Namae wo Yobu yo в исполнении Luck Life неплох, но ничего особенного в нем нет. Фоновая музыка разнообразна, и какого-либо предпочтения определенному музыкальному направлению отдано не было.

В Bungou Stray Dogs есть целый ряд приятных композиций, начиная с бодрого рока, и заканчивая лиричными мелодиями. Нехватки в фоновой музыке при просмотре не испытываешь.

Оценки

Персонажи — 7.0. Постоянно хнычущий и бесполезный главный герой. Медленное развитие персонажей. Однако пара-тройка интересных личностей среди них есть.

Сюжет — 7.0. Первые и последние серии лично мне не понравились. Однако в середине аниме можно выделить несколько интересных эпизодов.

Рисовка — 7.. Оригинальный дизайн персонажей, красивые крупные планы. Однако плохо проработанные фоны и зачастую упрощенный стиль рисовки не дают поставить оценку выше. Это не уровень студии Bones.

Музыка — 8.0. Бодрый опенинг, средненький эндинг. Среди фоновой музыки есть пара-тройка приятных композиций.

Юмор — 4.0. Детский и вызывающий юмор, основанный на неадекватных реакциях персонажей. Мне было не смешно.

Атмосферность — 4.0. Аниме постоянно скачет между комедийными и жестокими моментами, что не позволяет поддерживать ни юмористическую, ни напряженную атмосферу.

Заключение

Bungou Stray Dogs — это странное аниме. С одной стороны, в нем есть целый ряд раздражающих факторов, мешающих получать от аниме удовольствие. С другой стороны, оно смотрится без напряжения, присущего плохим тайтлам.

Посмотрите на оценки, и вы увидите, что четыре основополагающие составляющие аниме (персонажи, сюжет, рисовка, музыка) находятся на достаточно высоком уровне. Поэтому я не стану утверждать, что аниме никому не понравится.

Как я уже отмечал ранее — чем больше тайтлов вы посмотрели, тем очевиднее будут выглядеть недостатки Bungou Stray Dogs.

Если вас не раздражают вечно кричащие персонажи, слабый главный герой, вызывающий юмор и миленькие девочки в образе жестоких убийц — то можете дать Bungou Stray Dogs шанс, и, возможно, оно вас не разочарует. Меня же аниме не зацепило.

6.0/10

Rudean, special for AwesomeReviews.ru

P.S. Напоследок еще раз отмечу, что выход второго сезона запланирован на осень 2016 года.

Обзор аниме Bungou Stray Dogs [TV-1] («Бродячие псы: Литературные гении», «Великий из бродячих псов») was last modified: Сентябрь 9th, 2018 by Rudean

Источник: https://awesomereviews.ru/bungou-stray-dogs-tv1/

Осаму Дадзай | Литературный портал

Дадзай Осаму родился 19 июня 1909 года в городке Канаги (префектура Аомори) в богатой аристократической семье. В 1923 году 14-летним подростком Дадзай поступил в префектуральную среднюю школу и, уехав из Канаги, поселился в Аомори у своих дальних родственников.

Читайте также:  Краткая биография грасиан-и-моралес

В 1927 году Дадзай уехал в Хиросаки и поступил на филологическое отделение лицея. Ученикам положено было жить в общежитии, но Дадзай снова поселился у родственников.

В марте 1930 года, закончив лицей, Дадзай едет в Токио, где поступает в университет Тэйкоку на факультет французской литературы (по его собственному признанию, вовсе не из любви к французской литературе, а только потому, что на этот факультет принимали без экзаменов).

Осенью 1930 года Дадзай завязал роман с гейшей Бэнико (настоящее имя этой женщины Ояма Хацуё), это вызвало новый взрыв возмущения семейства Цусима, и в Токио срочно выехал глава семьи. Ко взаимному согласию братья пришли только после того, как Дадзай заявил, что выпишется из семейной книги.

Скоро он получил уведомление о своей выписке, а ещё через несколько дней состоялась помолвка, после которой Дадзай предпринял попытку покончить с собой: бросился в море вместе с официанткой из бара на Гиндзе. Его удалось спасти, но девушка погибла.

Раннее творчество

Дадзай Осаму, «Восемь видов Токио»

Военные годы

Послевоенное время

Грязный пруд взбаламутив.

В мутной воде

Не отражаются больше

Волны цветущих глициний.

В феврале 1933 года в воскресном выпуске одной из токийских газет «То-окуниппо» появился рассказ «Поезд» («Рэсся»), получивший первую премию на проводимом этой газетой конкурсе. Рассказ был подписан никому ещё не известным именем — Дадзай Осаму.

Это была первая публикация молодого писателя под псевдонимом, под которым он вошёл в историю литературы. Хоть Дадзай и числился студентом, но занятия он не посещал. Единственной целью было написать историю своей жизни и умереть.

Для книги заранее было придумано название — «На закате дней» («Баннэн»).

Совет

В марте того же 1933 года в первом номере журнала «Тюлень» («Кайхё») появился ещё один рассказ Дадзая — «Одежда из рыбьей чешуи» («Гёфукуки»), и литературная общественность заговорила о рождении нового оригинального таланта. Вскоре тот же журнал начал публиковать роман «Воспоминания» («Омоидэ»).

В марте 1935 года работа над сборником «На закате дней» была завершена, и, желая сохранить верность своему замыслу, Дадзай предпринимает новую попытку покончить с собой. Попытка самоубийства снова закончилась неудачей. Вернувшись из Камакуры, Дадзай с сильным приступом аппендицита попал в больницу. После операции у него начался перитонит, мучили сильные боли.

Ему постоянно кололи наркотики, и, выйдя из больницы, Дадзай уже не мог без них обходиться. Ещё в больнице он начал писать повесть «Цветы шутовства» («Докэ-но хана»), которая была опубликована в майском номере журнала «Японский романтизм». В июле того же 1935 года Дадзай переехал в городок Фунабаси префектуры Тиба. Там он прожил год и три месяца.

Вскоре после выхода из больницы обнаружилось, что Дадзай нуждается в постоянных дозах наркотика. Вместе с тем это был один из самых плодотворных в творческом отношении периодов в жизни Дадзая. «Когда бы я ни заходил к нему, — вспоминает Асами Дзюн, — он всегда сидел, склонившись над рукописью. Обычно после укола он переживал стремительный взлет вдохновения.

Наверное, он и кололся-то для того, чтобы писать».

В октябре 1936 года Дадзай Осаму, по настоянию своего друга, Масудзи Ибусэ, лег в психиатрическую больницу Мусасино. Проведя там около месяца, он действительно вылечился от наркомании, но впал в состояние глубочайшей депрессии.

Выйдя из больницы, Дадзай сразу же начал писать рассказ «Human Lost», в котором впервые возникла тема «потерянного человека», достигшая полноты звучания в одном из последних его творений — «Исповедь «неполноценного» человека» («Нин-гэн сиккаку»).

Весной 1937 года его брак с Хацуё был расторгнут, она уехала на родину в Аомори, а Дадзай, поселившись в Токио, зажил холостяцкой жизнью, часто встречался с друзьями, много пил и почти перестал писать. Но уже к 1938 году состояние депрессии сменилось новым подъёмом, Дадзай ощутил прилив жизненных и творческих сил.

Он пишет несколько новых рассказов, в том числе «Завершение срока обета» («Манган»). Начинается второй, средний, самый стабильный и плодотворный период его творчества, который продолжался до 1945 года. В январе 1939 года Дадзай вступил в брак с Исихара Митико. Молодые супруги сначала жили на родине Митико, в Кафу, но в скором времени переселились в пригород Токио, Митаку.

«Ранней весной на тридцать первом году жизни мне впервые захотелось стать писателем. Запоздалое желание, если подумать. И я писал изо всех сил в совершенно пустой неуютной комнатенке пансиона… На этот раз я писал уже не „предсмертное послание“. Я писал, чтобы жить»

Обратите внимание

В ноябре 1941 года Дадзая в числе других писателей призвали было в действующую армию, но после освидетельствования в соответствующем управлении тут же освободили из-за хронического процесса в лёгких. 8 декабря 1941 годы Япония вступила в войну на Тихом океане. В годы войны, когда многие писатели замолчали, Дадзай продолжал писать.

В 1945 году Дадзай начал писать «Сказки» («Отогидзоси»). Весной во время воздушного налета был разрушен дом в Митаке, и он уехал в Кафу, куда уже раньше отправил жену с детьми (в 1944 году у него родился сын Масаки). Однако очень скоро сгорел и дом в Кафу, после чего Дадзай с семьей перебрался в Канаги. Больше года прожил он во флигеле своего родного дома.

Именно там встретил известие о капитуляции, которое было для него шоком.

В ноябре 1946 года Дадзай вернулся в Токио. К тому времени возобновилась деятельность многих журналов. У Дадзая появляется много заказов, но работает он мало. Только к сорок седьмому году Дадзаю удалось справиться с апатией, и он снова начал писать.

Сняв отдельную комнату, он уходил туда с раннего утра и работал часов до трёх. Потом шёл в ближайшее кафе, где его уже ждали друзья. В эти часы он был очень общителен и остроумен.

В 1947 году Дадзай написал один из лучших своих рассказов «Жена Вийона» («Биён-но цума») и повесть «Закатное солнце» («Сяё»), которая была напечатана журналом «Синтё» и почти сразу же вышла отдельной книгой. Эта повесть, написанная под явным влиянием чеховского «Вишнёвого сада», пользовалась огромным успехом у читателей.

Появилось даже понятие «сяёдзоку», обозначавшее старые аристократические семейства, постепенно теряющие былое влияние.

Персонажи этой повести являются ипостасями его собственной личности: в образе Наодзи находит выражение идея саморазрушения, владевшая им с юных лет, в Кадзуко находят отражение коммунистические идеалы, оказывавшие на него столь сильное влияние в юности, в образе Уэхара — усталость и бессилие, овладевшие им в последние годы жизни. В марте 1947 года у писателя родился третий ребёнок, дочь Сатоко, которая впоследствии под псевдонимом Юко Цусима стала одной из наиболее известных писательниц Японии.

Весной 1948 года были созданы повесть «Исповедь «неполноценного» человека» («Нингэн сиккаку») и рассказ «Вишни» («Ото»). Первые главы повести появились в июньском номере журнала «Тэмбо», но, не дождавшись, пока повесть будет опубликована полностью, Дадзай ушел из этого мира.

Важно

Дописав «Исповедь…» и вложив в неё всю свою душу, Дадзай почувствовал себя изнуренным и опустошённым. Его терзала бессонница, обострился процесс в лёгких, открылось кровохарканье.

Больной и измученный, он написал свой последний рассказ «Гуд бай» и вместе с Ямадзаки Томиэ бросился в один из токийских водосборников — Тамагава. Это было 13 июня 1948 года. 

Тела были найдены только 19 июня. 21 июня в доме Дадзая в Митаке состоялась траурная церемония, а 18 июля прах был захоронен возле храма Дзэнриндзи, рядом с могилой Мори Огая, одного из любимейших писателей Дадзая. День смерти Дадзая Осаму, так называемое «Поминовение вишен» («Отоими»), отмечается каждый год 19 июня. 

Источник: https://adebiportal.kz/ru/authors/view/307

Ссылка на основную публикацию