Краткая биография еврипид

Краткая биография Еврипид

Великий драматург родился на Саламине, в день знаменитой победы греков над персами в морском сражении, 23 сентября 480 до н. э., от Мнесарха и Клейто. Родители оказались на Саламине в числе других афинян, бежавших от войска персидского царя Ксеркса.

Точная привязка дня рождения Еврипида к победе является приукрашением, которое часто встречается в рассказах античных авторов о великих. Так в Суде сообщается, что мать Еврипида зачала его в то время, когда Ксеркс вторгся в Европу (май, 480 до н. э.), из чего следует, что в сентябре он родиться никак не мог. Надпись на Паросском мраморе определяет год рождения драматурга как 486 до н. э.

, причем в этой летописи греческой жизни имя драматурга упоминается 3 раза – чаще, чем имя любого царя. По другим свидетельствам дата рождения может быть отнесена к 481 до н. э.
Отец Еврипида был уважаемым и судя по всему богатым человеком, мать Клейто занималась продажей овощей.

В детстве Еврипид серьезно занимался гимнастикой, даже выиграл соревнования среди мальчиков и хотел было попасть на Олимпийские игры, но был отвергнут по молодости. Потом занимался рисованием, без особого, впрочем, успеха. Затем стал брать уроки в ораторском искусстве и литературе у Продика и Анаксагора и уроки философии у Сократа. Еврипид собирал книги в библиотеку, а вскоре сам стал писать.

Первая пьеса, “Пелиад”, вышла на сцену в 455 до н. э., но тогда автор не победил из-за ссоры с судьями. Первый приз за мастерство Еврипид завоевал в 441 до н. э. и с тех пор вплоть до смерти создавал свои творения.

Обратите внимание

Общественная активность драматурга проявилась в том, что он участвовал в посольстве в Сиракузы на Сицилии, видимо поддерживая цели посольства авторитетом писателя, признанного всей Элладой. Семейная жизнь Еврипида складывалась неудачно. От первой жены, Хлоирины, имел 3 сыновей, но развелся с ней из-за ее супружеской неверности, написав пьесу “Ипполит”, где высмеивал сексуальные отношения.

Вторая жена, Мелитта, оказалась не лучше первой. Еврипид снискал славу женоненавистника, что давало повод шутить над ним мастеру комедии Аристофану. В 408 до н. э. великий драматург принял решение покинуть Афины, приняв приглашение македонского царя Архелая. Неизвестно точно, что повлияло на решение Еврипида.

Историки склоняются к мысли, что основной причиной явилась если и не травля, то обида ранимой творческой личности на сограждан за непризнание заслуг. Дело в том, что из 92 пьес только 4 были отмечены призами на театральных состязаниях при жизни автора, и одна пьеса посмертно. О популярности драматурга в народе говорит рассказ Плутарха про страшное поражение афинян на Сицилии в 413 до н. э.

: “Их продавали в рабство и ставили на лбу клеймо в виде лошади. Да, были и такие, кому вдобавок к неволе привелось терпеть еще и это. Но даже в такой крайности им приносило пользу чувство собственного достоинства и умение себя держать. Владельцы либо отпускали их на свободу, либо высоко ценили. А некоторых спас Еврипид.

Дело в том, что сицилийцы, вероятно, больше всех греков, живущих за пределами Аттики, чтили талант Еврипида. Когда приезжающие доставляли им небольшие отрывки из его произведений, сицилийцы с наслаждением вытверживали их наизусть и повторяли друг другу.

Говорят, что в ту пору многие из благополучно возвратившихся домой горячо приветствовали Еврипида и рассказывали ему, как они получали свободу, обучив хозяина тому, что осталось в памяти из его стихов, или как, блуждая после битвы, зарабатывали себе пищу и воду пением песен из его трагедий.

” Архелай выказывал знаменитому гостю почет и демонстративное уважение до такой степени, что знаки расположения явились причиной гибели самого царя. Аристотель в труде “Политика” сообщает о неком Декамнихе, которого выдали для бичевания Еврипиду за нанесенную тому обиду, и этот Декамних в отместку организовал заговор, в результате которого Архелай погиб.

Случилось это уже позже смерти самого Еврипида в 406 до н. э. Смерть столь замечательной личности породила легенды, изложенные в Суде: “Еврипид окончил жизнь в результате заговора Арридея из Македонии и Кратея из Фессалии, поэтов, ревнующих к славе Еврипида. Они подкупили за 10 мин придворного по имени Лисимах, чтобы тот спустил с привязи на Еврипида царских гончих, за которыми следил. Другие говорят, что Еврипид был разорван не псами, но женщинами, когда он ночью спешил на свидание с Кратером, юным любовником Архелая. Третьи утверждают, что он собирался встретиться с Никодикой, женой Арефа.” Версия про женщин – грубая шутка с намеком на пьесу Еврипида “Вакханки”, где обезумевшие женщины разорвали царя. Про любовь престарелого писателя к юношам сообщает Плутарх в “Цитатах”. Современная версия более приземленная – организм 75-летнего Еврипида просто не выдержал суровой зимы в Македонии.

Афиняне испросили разрешения захоронить драматурга в родном городе, но Архелай пожелал оставить могилу Еврипида в своей столице, Пелле.

Важно

Софокл, узнав о смерти драматурга, заставил актеров играть пьесу с непокрытыми головами. Афины поставили в театре статую Еврипида, воздав ему почести после смерти.

Плутарх передал легенду: в гробницу Еврипида ударила молния, великое знамение, которого удостоился из знаменитых людей только Ликург.

Афинский драматург Еврепид родился на Саламине 23 сентября 480 до н. э. Его родители, афиняне Мнесарх и Клейто, бежали на Саламину из Афин, спасаясь от войска персидского царя Ксеркса.

Отец Еврипида был состоятельным и уважаемым человеком, мать Клейто торговала овощами. В юности Еврипид занимался гимнастикой и рисованием, брал уроки ораторского мастерства у Продика и Анаксагора, учился философии у Сократа. Первая пьеса Еврепида, “Пелиад”, была сыграна на сцене в 455 г. до н. э.

В 441 г. до н. э. писатель завоевал первый приз за свое творчество. С тех пор он не прекращал писать. Также он участвовал в посольстве в сицилийский город Сиракузы, таким образом, проявляя свою общественную активность.

Со своей первой женой, родившей ему троих сыновей, Еврипид развелся из-за ее неверности и сочинил пьесу “Ипполит”, где высмеивал интимные отношения. Вторая его жена также не отличалась примерным поведением. Разочаровавшись в семейной жизни, Еврипид стал женоненавистником, что сделало его объектом шуток мастера комедии Аристофана.

В 408 до н. э. великий драматург покинул Афины и уехал в Македонию по приглашению царя Архелая, где скончался в 406 г. до н. э. О причине его смерти существовало множество легенд, которые утверждали, что Еврипид стал жертвой заговора.

Однако, скорей всего, пожилой драматург просто не вынес суровой македонской зимы. Еврипида похоронили в Пелле, столице Македонии, хотя афиняне просили разрешения вернуть его тело на родину.

В театре Афин в память о великом драматурге была воздвигнута его статуя.

Источник: https://rus-lit.com/kratkaya-biografiya-evripid/

Еврипид — краткая биография

Actionteaser.ru — тизерная реклама

Еврипид — древнегреческий философ-трагик, самый младший в триаде знаменитых древнегреческих драматургов после Эсхила и Софокла.

Его родиной был Саламин, где он появился на свет приблизительно в 480 г. до н. э. В некоторых древних источниках указана точная дата его рождения — 23 сентября 480 г. до н. э., однако, скорее всего, она для придания большей значимости просто привязана ко дню, когда состоялась знаменитая морская битва, в которой греки победили персов.

Упоминаются в качестве года рождения также 486 г. до н. э. и 481 до н. э. Считается, что его родители были зажиточными, но не знатными по происхождению людьми, однако этот тезис также подвергается сомнению рядом исследователей, т.к. есть данные о прекрасном его образовании, а также об участии в некоторых торжествах, куда была закрыта дорога простолюдинам.

В детские годы мечтой Еврипида были Олимпийские игры (он слыл способным гимнастом), однако слишком юный возраст помешал ему принять в них участие.

Совет

Вскоре он стал учиться литературе, философии, ораторскому искусству, и его произведения красноречиво свидетельствуют о том, что он преуспел в этом занятии.

Его мировоззрение во многом формировалась под воздействием учений Протагора, Анаксагора, Продика. Еврипид собирал книги в личную библиотеку, и однажды наступил момент, когда он решил писать сам.

Actionteaser.ru — тизерная реклама

Еврипид начал пробовать себя в творчестве в 18 лет, однако первое состязание в драматическом искусстве, в котором он решился принять участие с пьесой «Пелиад», относится к 455 г. до н. э. И лишь в 440 г. до н. э. он был удостоен высшей награды в первый раз.

Приоритетной для него всегда оставалась творческая деятельность, он держался вдалеке от общественно-политической жизни страны и города, но не был к ней полностью безразличен.

Известен и такой факт из его биографии, как особое отношение к прекрасному полу: несчастливый опыт двух браков сделал Еврипида в глазах окружающих настоящим женоненавистником.

Известно, что сочинял Еврипид до самой смерти; в древности ему приписывалось, по разным данным, от 75 до 92 пьес, а до нашего времени целиком сохранилось 17 драматических произведений, среди которых «Электра», «Медея», «Ифигения в Тавриде» и др.

В исполнении Еврипида античная трагедия преобразилась: в ней стало больше внимания уделяться бытовой, частной жизни людей, их душевным страданиям; в произведениях можно увидеть отражение философских мыслей того времени.

Новаторство, достоинства его творческой манеры не были оценены должным образом современниками. Из всех его многочисленных пьес на театральных соревнованиях получили награду только четыре. Именно это обстоятельство называют главной причиной того, что в 408 г. до н. э.

Обратите внимание

драматург принял приглашение Архелая, македонского царя, и навсегда уехал из Афин. Этот правитель относился к знаменитому гостю чрезвычайно уважительно, оказывал ему огромные почести.

В 406 г. до н. э. Еврипид скончался, и обстоятельства его смерти назывались разные – например, заговор завистников, которые подкупили придворного, отвечавшего за царскую псарню: тот якобы спустил на Еврипида свору гончих.

Говорили также, что драматурга, отправлявшегося на свидание к любовнице (или к любовнику), разорвали не собаки, а обезумевшие женщины. Современные исследователи склонны считать, что трагика, которому было уже за семьдесят, убила суровая македонская зима.

В столице этой страны и похоронили Еврипида, хотя афиняне обращались к Архелаю с просьбой выдать для захоронения тело земляка. Столкнувшись с отказом, они выразили свое почтение, установив статую драматурга в стенах театра.

Именно после смерти творчество Еврипида приобрело наибольшую популярность, получило достойную оценку. Его считали самым популярным и знаменитым античным драматургом до V в. до н. э. Произведения младшего из великой триады оказали заметное влияние на римскую трагедию, более позднюю европейскую литературу, в частности, творчество Вольтера, Гете и других известных мастеров пера.

Actionteaser.ru — тизерная реклама

Источник: https://sochineniya-na5.ru/evripid-kratkaya-biografiya/

Еврипид

Еврипид — это великий драматург Древней Греции, представитель новой аттической трагедии.

Бюст Еврипида, римская копия греческого оригинала 330 до н. э.

Родился Еврипид на Саламине в тот день, когда греки одержали победу над персами в морском сражении, в 480 году до нашей эры. Родителями его были Мнесарх и Клейто, которые оказались на Саламине в числе других афинян, бежавших от войска персидского царя Ксеркса.

Однако существует еще и надпись на Паросском мраморе, согласно которой драматург родился в 486 году до нашей эры. В этой летописи греческой жизни имя Еврипида упоминается чаще, чем имя любого царя.

Согласно другим свидетельствам, датой рождения является 481 год до нашей эры.

Важно

Отец Еврипида был уважаемым и, по-видимому, богатым человеком. Мать, Клейто, торговала овощами. Когда Еврипид был совсем ребенком, он серьезно занимался гимнастикой, даже выиграл соревнования среди мальчиков и мечтал попасть на Олимпийские игры.

Однако он был отвергнут по молодости. Потом Еврипид увлекся рисованием, но без особых успехов. Брал он и уроки в ораторском искусстве и литературе. Его учителями были Продик и Анаксагор, а Сократ давал ему уроки философии. У Еврипида была огромная библиотека.

Вскоре драматург стал сам писать.

Первой его пьесой стала «Пелиад», которая вышла на сцену в 455 году до нашей эры. Однако автору не удалось одержать победу из-за ссоры с судьями. Первого приза он удостоился аж в 441 году до нашей эры.

Сидящий Еврипид из Лувра, римская статуя II в.

У героев и особенно героинь Еврипида очень сложные характеры, а высокие чувства, страсти, мысли тесно переплетаются с низменными. Например, невыносимые страдания Меди из одноименной трагедии приводят ее к кровавому злодеянию.

Она убивает собственных детей, не испытывая при этом ни малейшего раскаяния. Федра («Ипполит») обладала поистине благородным характером и предпочитала умереть, чем признать собственное падение.

Она совершает низкий и жестокий поступок, оставляя предсмертное письмо с ложным обвинением Ипполита.

Что касается семейной жизни Еврипида, то она не отличалась особой удачливостью. Первой его женой была Хлоирина, от которой у него было три сына. Так как она была неверна ему, Еврипид развелся с ней. Именно это событие послужило поводом к написанию пьесы «Ипполит». Второй его женой была Мелитта, которая была ничем не лучше первой.

В 408 году до нашей эры Еврипид решил уехать из Афин, приняв приглашение македонского царя Архелая. Причина его отъезда до сих пор неизвестна.

Совет

Однако историки склоняются к мысли, что на его решение повлияла собственная обида на граждан, которые не хотели признавать его заслуги.

Читайте также:  Краткая биография захер-мазох

Из 92 пьес (согласно другому источнику их было 75) лишь 4 получили призы на театральных состязания при жизни автора, и одна пьеса посмертно.

Архелай уважал и выказывал великому драматургу свое почтение так явно, что это послужило причиной гибели самого царя. Аристотель в труде «Политика» сообщает о неком Декамнихе, которого якобы выдали для бичевания Еврипиду за нанесенную тому обиду. Декамних разозлился и решил отомстить, он организовал заговор. В результате этого заговора погиб Архелай.

О смерти Еврипида сложено немало легенд.

Например, в одной из них рассказывается, что Еврипид погиб в результате заговора поэтов, которые ему завидовали и подкупили придворного, чтобы он спустил на великого драматурга царских гончих.

Согласно другим легендам, Еврипида разорвали не псы, а женщины, когда он ночью спешил на свидание с Кратером. Согласно третьим, Еврипид должен был встретиться с Никодикой, женой Арефа.

Современная версия смерти более приземленная — организм 75-летнего Еврипида просто-напросто не выдержал суровой зимы в Македонии.

Афиняне просили разрешения захоронить драматурга в родном городе, однако Архелай не разрешил этого сделать. Он принял решение оставить могилу Еврипида в своей столице, Пеле. Когда Софокл узнал о смерти драматурга, он заставил актеров играть пьесу с непокрытыми головами. В Афинах была поставлена статуя Еврипида.

Источник: https://SiteKid.ru/istoriya/drevniy_mir/evripid.html

Еврипид Еврипид (Εὐριπίδης Εὐριπίδης)

Еврипиид (Эврипиид) (ок. 480 г. – 406 г. до н.э.) — один из величайших древнегреческих драматургов, был младшим современником Эсхила и Софокла. Является представителем новоаттической трагедии, в которой преобладает психология над идеей божественного рока.

Еврипид родился на острове Саламине ок. 480 г. до н.э.

Биографические данные о нём очень скудны и противоречивы. Родители Еврипида не принадлежали к числу самых богатых или самых видных аристократических афинских семейств.

Аристофан в своей комедии «Женщины на празднике Фесмосфорий» указывает на то, что его мать была торговкой зеленью, позднейший же биограф Филохор это отрицает. Несомненно, что семья Еврипида имела средства и поэтому он получил хорошее образование.

Обратите внимание

Римский писатель Авл Геллий в «Аттических ночах» говорит о том, что Еврипид учился у философа Анаксагора и софиста Протагора.

Самого Еврипида современники называли «философом на сцене». Считается, что у него была большая библиотека. В 408 г. до н.э.

Еврипид переехал в Македонию по просьбе царя Архелая, где и умер в 406 г. до н.э.

Еврипид написал более 90 трагедий, из которых до нас дошли 17 (18-я трагедия «Рес» приписывается Еврипиду).

Кроме того, до нас дошла одна сатировская драма «Киклоп», которая является единственной полностью уцелевшей пьесой такого рода, несмотря на то, что сатировские драмы писали все трагики.

Большинство его трагедий приходится датировать лишь приблизительно, так как нет точных данных о времени их постановки.

Еврипид не выработал своей философской системы. Он хорошо усвоил чужие мысли, крепкая связь с софистами повлияла на его творчество, хотя он не всё принимал из их философии. Еврипид скептически относился к религии, к богам. Мифология для него является не более как внешней оболочкой.

Используя за основу миф, он менял в нем не только детали, но и само содержание. В его произведениях боги оказывались мстительными и кровавыми. Это ярко выражено в трагедии «Ион». Юноша Ион, воспитанник самого известного Дельфийского храма, начинает сомневаться в правдивости богов. «Боги дают законы, но они сами же нарушают их», — рассуждает Ион.

Но при этом Еврипида нельзя считать атеистом, так как он признает некую божественную сущность управляющую миром.

Важно

В годы Еврипида уходила умеренная демократия Перикла. Свои произведения он писал во время Пелопоннесской войны между Афинами и Спартой. Эта война носила захватнический характер, она нанесла удар по всей греческой демократии.

Еврипид гневно протестует против войн. Этим вопросам посвящено несколько его трагедий. Еврипид прославляет мир, горячо любимые им Афины, которые противопоставляет олигархической Спарте.

Трагедии Еврипида следует разделить на две группы: трагедии и социально-бытовые драмы, где изображаются не герои, выдающиеся по своим мыслям и делам, а обыкновенные люди. К последним относятся, например, «Алкеста», «Елена» и «Ион».

Особенно среди его произведений выделяются трагедии с ярко выраженной психологической направленностью. Среди них самые известные трагедии Еврипида — «Медея» и «Ипполит».

Еврипид не был до конца понят современниками, так как его довольно смелые взгляды на природу, общество, религию казались слишком выходящими за привычные рамки идеологии большинства.

Интересные факты из жизни

Античная традиция рисует Еврипида любителем тишины и одиночества на лоне природы; еще в римские времена на Саламине показывали грот на берегу моря, где драматург проводил долгие часы, обдумывая свои произведения и предпочитая уединенное размышление шуму городской площади.

Известно определение, данное Софоклом своему собственному творчеству в сравнении с творчеством Еврипида: он, Софокл, изображает людей такими, какими они должны быть, а Еврипид — такими, каковы они на самом деле.

Плутарх в «Сравнительных жизнеописаниях» передает легенду, согласно которой в гробницу Еврипида ударила молния, что являлось великим знамением, которого удостоился из знаменитых людей только Ликург.

Библиография

Алкеста (438 г. до н.э.)
Медея (431 г. до н.э.)
Ипполит (428 г. до н.э.)
Гераклиды (ок. 427 г. до н.э.)
Геракл (ок. 423 — 421 гг. до н.э.)
Гекуба (ок. 423 — 421 гг. до н.э.)
Андромаха (ок. 423 — 421 гг. до н.э.)
Просительницы (вероятно, 416 г. до н.э.)
Ион (415 г. до н.э.)
Троянки (415 г. до н.э.

)
Электра (ок. 413 г. до н.э.)
Ифигения в Тавриде (ок. 413 г. до н.э.)
Елена (412 г. до н.э.)
Финикиянки (410 — 408 гг. до н.э.)
Киклоп (408 до н. э., сатирическая драма)
Орест (408 г. до н.э.)
Вакханки (407 г. до н.э., поставлена после смерти Еврипида)
Ифигения в Авлиде (407 г. до н.э.

, поставлена после смерти Еврипида)

Экранизации произведений, театральные постановки

Медея (США, 1959), р. У. Кенни, Х. КинтероЭлектра (Греция, 1962), р. М. КакоянисВакханки (Франция – Италия – США, 1963), р. Д. ФеррониМедея (Швеция, 1963), р. К. ХьельмМедея (Италия, 1969), р. П.П.

ПазолиниТроянки (Великобритания – Греция – США, 1971), р. М. КакоянисИфигения (Греция, 1977), р. М. КакоянисМедея (Дания, 1988), р. Л. фон ТриерЭлектра (Австрия – Германия, 1989), р. Б. ЛарджВакханки (Швеция, 1993), р. И.

БергманВакханки (США, 2001), р. Б. Мэйс

Источник: https://bookmix.ru/authors/index.phtml?id=124

Еврипид

(480 г.до н.э.—406 г. до н.э.) древнегреческий поэт и драматург

Древним было присуще связывать воедино все вещи во Вселенной. Они видели Космос как огромное мироздание, все составные части которого, начиная от положения звезд и кончая судьбой ничтожнейшего из смертных, находятся в нерасторжимой взаимосвязи. Рождение великих людей обычно связывали с какими-то большими событиями, на долгое время определявшими развитие того или иного общества.

Сохранившееся с античных времен «Жизнеописание Еврипида» содержит множество анекдотических подробностей о его происхождении и семейной жизни, обязанных своим появлением аттической комедии, для которой творчество и личность поэта служили предметом нападок и насмешек.

Античные биографы Еврипида говорят, что он родился в день морского сражения с персами у острова Саламин 5 октября 480 года до новой эры. Хотя согласно другим источникам, он родился четырьмя годами раньше. Но первая дата считается общепринятой, и от нее ведется отсчет долгих и трудных годов жизни великого трагика.

Немногие сведения, которые остались о родителях Еврипида, достаточно противоречивы. Традиция требовала, чтобы любой сколько-нибудь знаменитый человек обязательно был благородного происхождения, поэтому предками большинства великих людей и героев древности считались цари или даже полубоги.

Совет

То же самое было и с Еврипидом. Одни считали, что его мать принадлежала к древнему роду, другие же утверждали, что она была простая торговка овощами и зеленью. Об этом всю жизнь не уставали напоминать поэты-комедиографы. Сам Еврипид вскользь упоминает, что его мать знала толк в полезных травах.

Что же касается отца Еврипида, то здесь все сходятся на том, что это был человек незнатный и, видимо, не особенно состоятельный, торговец или же содержатель постоялого двора с не очень хорошей репутацией.

Детство Еврипида прошло в обстановке подъема духа всего афинского народа, больших надежд и упований на новые победы в будущем.

Поэт рос в тревожном и радостном сознании того, что и он, пусть еще малолетний, ничего пока не умеющий, тоже есть частица того славного, непобедимого сообщества, о стойкость и мужество которого разбивались, казалось бы, несокрушимые валы восточного варварства.

Еврипид рано почувствовал себя гражданином великого Города, каким греки считали Афины, и был готов выполнить все, к чему обязывало это гражданство.

Каково бы ни было состояние и общественное положение родителей Еврипида, он получил хорошее воспитание и образование, на чем сходятся все биографы, хотя отец его, конечно же, не предполагал вырастить из сына поэта или философа.

Традиционное воспитание включало в себя заучивание наизусть изречений древних мудрецов, своего рода правил человеческой жизни, вобравших в себя опыт многих поколений: «Соблюдай меру», «Будь владыкой своих удовольствий», «Преодолевай гнев», «Познай самого себя», «Трудно быть хорошим», «Все мое ношу с собой». И самое главное из этих речений, смысл которого мальчикам еще предстояло понять, осознать, подтвердить всей своей жизнью: «Каждый человек сам определяет свою судьбу, но сам же за это и расплачивается».

Античные авторы сообщают, что Еврипид юношей участвовал в качестве факельщика в празднестве в честь Аполлона. Этот праздник справлялся в Дельфах, куда юноши, обычно красивые и знатные, приезжали на галере с традиционными дарами для великого бога.

Обратите внимание

Когда Еврипиду исполнилось двенадцать лет, он, как это было принято в Афинах, стал посещать две школы одновременно: первую половину дня он проводил в мусической школе, занимаясь музыкой, поэзией, географией, риторикой, а потом отправлялся в палестру.

Скинув одежду и натерев кожу оливковым маслом, он вместе с другими мальчиками тренировался под наблюдением тренера в беге, прыжках, метании диска и копья, борьбе и верховой езде.

В восемнадцать лет Еврипид стал уже считаться эфебом — молодым человеком. Его включили в общий список афинских граждан, которым предстояла военная служба. По традиции она должна была проходить вне города — в деревнях, крепостях и лагерях на границе Аттики, где эфебы почти круглые сутки проводили в полях и горах.

Существует версия, что Еврипид был в том отряде, который послали на помощь афинской колонии, осаждаемой окрестными варварскими племенами. Это был первый выход Еврипида за пределы привычного эллинского мира. Впоследствии эти впечатления отразились в его трагедии «Рее».

Хотя со времени эфебии в течение почти сорока лет Еврипид сражался, отстаивая интересы Афин, военная служба так и не стала для него чем-то большим, чем выполнение гражданского долга, и он не достиг на этом поприще каких-либо достойных упоминания успехов. Не испытывал он также влечения и к общественной деятельности, не любил проводить время в суде или на площади, слушая известных ораторов и обсуждая те или иные политические события.

Подобно многим талантливым людям, Еврипид пробовал себя в молодости в разных искусствах, занимался живописью и музыкой — это увлечение он сохранил на всю жизнь, и все его трагедии имели богатое музыкальное сопровождение. А что касается живописи, то есть даже версия, что какие-то картины, написанные Еврипидом, были позднее найдены в Мегарах.

До самой старости драматург сохранил и тягу к знаниям, он всегда очень любил читать философские сочинения и трактаты, благодаря чему стал, по свидетельству современников, одним из самых просвещенных граждан Афин. Возможно, уже в молодые годы Еврипид начал собирать свою знаменитую библиотеку, хотя книги, папирусные свитки, стоили очень и очень недешево и приобретать их могли себе позволить только состоятельные люди.

Еврипид, наверное, сделал бы немало в любой области, если бы не манила его более сложная задача — соединить философию с поэзией, сделать театр еще большей школой просвещения сограждан, приобщая их к тем вечным истинам, которые открывались ему самому на долгом пути познания жизни.

Важно

Еврипид начинает пробовать свои силы в искусстве трагедии. Он стремится излить в стихах свое восприятие мира. Подобно своим предшественникам, он черпал сюжеты для трагедий из эпических поэм, сложенных за несколько веков

до него, и особенно из «Киприй», где излагалась предыстория Троянской войны, события из жизни царских родов и героев Микенского времени. Для Еврипида, как и вообще для его современников, эти события были такой же неоспоримой реальностью, как недавняя война с персами, мифологические сюжеты принимались безусловно и не нуждались в доказательствах.

Ему хотелось постигнуть те основные причины, которые движут людьми в том или ином случае, раскрыть многообразие их характеров, душевных порывов и чувств.

Стремясь донести до зрителей основную идею трагедии, он нередко весьма произвольно изменял традиционный сюжет, вводя в него новые мотивы и образы, соответствующие его творческому замыслу.

Столь же свободен он был и в языке, не стесняясь простых, порой даже простонародных выражений, что казалось приверженцам старинных норм в театральном искусстве вульгарным и недостойным высокой поэзии.

Читайте также:  Сочинения об авторе бакланов

Считается, что свою первую трагедию, «Дочери Пелия», Еврипид поставил в 456—455 годах до н.э., в возрасте примерно двадцати пяти лет. С нее он начинает страстную апологию гордого, обманутого сердца, не прощающего предательства в любви.

Еврипид не имел большого успеха у современников: за всю свою жизнь он получил лишь пять первых наград, причем последнюю — посмертно. До нас полностью дошло 18 его драм (всего он написал от 75 до 92) и большое количество отрывков.

Аристотель назвал Еврипида — и с тех пор никто это не оспорил — трагичнейшим из всех греческих драматургов. Объясняется это тем, что Еврипид не только ставит своих героев в острые драматические ситуации (это делали уже Эсхил и Софокл), но и изображает глубочайшие противоречия в их душевном мире.

Совет

Особенно выразительны у него женские образы, он по справедливости считается тонким знатоком женской психологии.

Поставленная весной 431 года «Медея» вызвала возмущение афинян, они недоумевали, почему такие пьесы вообще допускаются на сцену.

Мало того, что мать в ней представлена детоубийцей, а на сцену вывели несчастных малюток, так еще эта дикая варварка оказывается честнее и выше эллина Ясона.

Со времени постановки «Медеи» за Еврипидом упрочилась сомнительная слава обличителя женщин и началась та вражда между ним и его соотечественниками, которая давала обильную пищу для сплетен и нападок комедиографов.

Чем дальше шло время, тем меньше Еврипид отождествлял свои личные цели и задачи — служение Мельпомене и поиски истины — с нуждами общества, которое все больше вызывало в нем презрительное негодование.

Его все чаще и чаще посещали думы о том, что жизнь прожита не так, как хотелось.

Поэтому Еврипид почти постоянно пребывал в мрачном расположении духа, равнодушный к тем мелким радостям и подачкам судьбы, которые скрашивают жизнь людям нетребовательным.

Последние пятнадцать лет были самыми плодотворными. Большинство сохранившихся произведений драматурга приходится именно на этот период. Весной 415 года до н.э.

Еврипид представил трагедии «Паламед», «Александр» и «Троянки», в которых дал ответ на все выдвигаемые против него обвинения, всем воздал по заслугам и высказал перед лицом тысяч зрителей то, что мало кто осмеливался высказывать на площади или в Совете.

Обратите внимание

В отличие от Софокла, Еврипид возлагал на самих же людей всю меру ответственности за неустроенность их бытия, не оставляя или почти не оставляя места враждебным человеку богам и судьбе, и за это его не любили, считая мудрость поэта несправедливой и злой.

Весной 413 года Еврипид поставил трагедию «Электра». Орест и Электра казнят преступную мать, исполняя тем самым свой страшный, но непреложный долг и понимая, что вместе с матерью они погибли навсегда и сами.

Так, приближаясь к закату своих дней, мятежный умом и духом Еврипид все больше осознавал тот вечный Закон, на котором зиждется мир, — Закон правды, справедливости и добра — и из последних сил пытался донести его до своих современников. Он еще напишет «Ифигению в Тавриде», «Финикиянок», «Ореста». К концу жизни оказалось, что Еврипид никому не нужен.

Никто уже, по-видимому, не заботился о том, что он ест и пьет, как он спит. Сознавая, что времени у него осталось не так уж много, а сделано еще совсем мало, он работал даже больше, чем в молодости.

С каждым годом и с каждым днем драматург чувствовал себя все более чужим и ненужным в Афинах. Он принимает приглашение македонского царя Архелая и покидает родные Афины — блистательный город его полной надежд гордой молодости, понимая, что жизнь его, в сущности, на этом кончается. Так в семьдесят два года Еврипид навсегда оставляет отечество.

Первозданная красота Македонии поразила его. Он и здесь вел тот же образ жизни: много писал, читал, гулял по окрестностям, любуясь прекрасной природой, вселяющей успокоение в его изболевшуюся душу.

Он написал в Македонии несколько трагедий: «Архелай», «Ифигения в Авлиде», «Вакханки», из которых до нас дошли только две последние, поражающие глубиной своего откровения и совершенством мастерства.

Еврипид умер в начале 406 года до нашей эры, и смерти его, так же как и жизни, сопутствовали отнюдь не доброжелательные слухи. Поэт был похоронен в Македонии, и спустя какое-то время в гробницу его ударила молния, как когда-то в гробницу спартанского законодателя Ликурга.

Важно

Весной 406 года, когда в Афинах узнали о смерти Еврипида, Софокл в траурной одежде вывел на сцену актеров без венков, скорбя о смерти великого собрата по служению музам.

Архелай отказался выдать тело поэта для погребения в Афинах, и сограждане по дороге в Пирей поставили в честь Еврипида кенотаф со следующей эпитафией: «Могилой Еврипида служит вся Греция, тело же его находится в Македонии, где ему суждено было окончить свою жизнь.

Отечество его — Афины и вся Эллада. Он пользовался любовью Муз и тем приобрел себе хвалу от всех».

Источник: http://biografiivsem.ru/evripid

Еврипид

Эсхил

Еврипид — последний в ряду великих трагических поэтов Древней Греции. Биографические данные об Еврипиде скудны и противоречивы. Он родился на острове Саламине, как утверждают древние «Жизнеописания», в день Саламинской победы, когда на остров выселились многие жители Афин на время нашествия персов.

Однако это сообщение подвергают сомнению, усматривая в нем нарочитое стремление связать всех трех трагиков с Саламинской победой. Более достоверной полагают дату 484 г. до н.э., отмеченную в «Паросской хронике». Аристофан в своей комедии «Женщины на празднике Фесмофорий» утверждает, что матерью Еврипида была торговка зеленью.

Позднейший же биограф Филохор отрицает это.

Более надежные источники сообщают, что поэт происходил из знатного рода и одно время даже служил при храме Аполлона Зостерия. Известно, что он получил хорошее образование: учился у философов Протагора и Анаксагора, дружил с философами Архилаем и Продиком, был владельцем обширной библиотеки.

В отличие от Эсхила и Софокла, более склонный к уединенной творческой жизни, Еврипид непосредственного участия в общественной жизни не принимал. Однако произведения драматурга содержат обильные отклики на острые вопросы современности.

При этом позиция автора, равно как и эстетические установки его, нередко вступает в полемику с традицией, что вызвало недовольство многих современников.

Так, к примеру, Аристофан не раз пародировал и высмеивал его трагедии, задевая при этом и личную жизнь поэта.

К примеру, в уже упомянутой комедии «Женщины на праздники Фесмофорий» Аристофан представил заговор женщин, вознамерившихся растерзать Еврипида за то, что он клевещет на них, выводя в своих трагедиях в крайне неприглядном свете. При этом Аристофан намекает на неверность жены поэта и т.д.

Вероятно, в итоге вокруг Еврипида сложилась крайне неблагоприятная обстановка, вследствие чего он в конце жизни покинул Афины. После кратковременного пребывания в фессалийской Магнесии Еврипид поселился в Македонии, где и умер в 406 г. до н.э.

Злобная молва окружила сплетнями даже смерть поэта: согласно одной версии, он будто бы был растерзан собаками, в соответствии с другой — растерзан женщинами (явное влияние комедии Аристофана). Не понятый современниками и обиженный ими, Еврипид в последующие века приобрел славу великого трагика, подготовившего искусство новой драмы. 

Известно, что за всю жизнь Еврипид одержал лишь пять первых побед (и то одну посмертно), хотя написал и поставил большое количество произведений (ему приписывается от 75 до 98 драматических сочинений); до нас же дошло лишь 18 пьес Еврипида.

Совет

Только немногие из произведений могут быть точно датированы и относятся преимущественно к периоду между 438 и 406 г. до н.э., совпадающему по времени с периодом творчества Софокла; умерли поэты также в один год.

Однако драматургия их содержит принципиальные различия, на которые указывал еще Аристотель в XXV главе своей «Поэтики». Здесь он приводит слова, якобы сказанные самим Софоклом, о том, что «сам он изображает людей, какими они должны быть, а Еврипид такими, каковы они есть».

Это свидетельство в известной мере может служить ключом к пониманию новаторства Еврипида. 

Действительно, Эсхил, а позднее Софокл придали трагедии высокий героический характер: их центральные положительные персонажи выступали героями идеальными, образцами гражданской доблести, носителями нравственных добродетелей.

В своих произведениях они защищали идейные основы полиса, провозглашали незыблемость общественных норм и традиций, воспевали умение подчинить личные интересы интересам общества, и поэтому их театр воспринимался греками как школа нравов, школа воспитания гражданских добродетелей.

Еврипид же в большей степени отразил наступление кризиса афинской демократии, разложение полисной морали, усиление индивидуализма.

Сидящий Еврипид из Лувра, римская статуя II в.

Главным образом затянувшаяся, тяжелая для афинян Пелепоннесская война обострила все противоречия афинского рабовладельческого общества: от противоречий между рабами и свободными до противоречий между Афинами и их союзниками.

Сказывалось и воздействие распространившихся к тому времени философских учений: софистики, нравственной философии Сократа, материализма Демокрита.

Эти разные по своему содержанию философские учения в совокупности своей будили мысль современников, воспитывали скептическое отношение к прежним догматам, нормам и представлениям, утверждали силу и значимость индивидуума. 

Закономерным образом в новых исторических условиях Еврипида интересует прежде всего отдельный, частный человек, сфера его личной, а не общественной жизни.

Обратите внимание

В соответствии с подобным смещением угла зрения обязательное для трагедии столкновение человека с противоборствующими силами Еврипид переносит в плоскость человеческой души, изображая конфликт человека с самим собой.

Поступки, а как следствие, их несчастья и страдания у героев обычно вытекают из их собственных характеров. Таким образом, в сравнении со своими предшественниками, Еврипид в большей мере концентрирует внимание на изображении внутреннего мира героев.

История жизни Еврипида

Драматург создает ряд многообразных характеров, рисуя различные душевные порывы, противоречивые состояния, вскрывая их закономерность и неминуемость трагической развязки.

Зритель присутствует при тончайших душевных переживаниях героев и открывает для себя сложность человеческой природы. Акцент на изображении психологии персонажей приводит к второстепенности драматической интриги.

Еврипид уже не уделяет столько внимания построению действия, как, скажем, Софокл, хотя драматические конфликты в его пьесах остры и напряженны. Но обратим, к примеру, внимание на начала и концы его драм.

Нередко в прологе Еврипид не только дает завязку трагедии, но и рассказывает заранее ее главное содержание, чтобы в результате переключить внимание зрителя с интриги на ее психологическое развитие. Показательны также и концовки еврипидовских драм.

Он пренебрегает естественным развитием и завершенностью действия и поэтому в финале часто предлагает внезапную, внешнюю, искусственную развязку, обычно связанную с вмешательством божества, появляющегося на специальной театральной машине («эореме»). Поэтому не случайно впоследствии подобный прием разрешения действия стал именоваться «deus ex machina» («бог из машины»). 

Самая известная трагедия Еврипида — «Медея» (431 г. до н.э.). 

 

На первый взгляд кажется, что драма, как и соответствовало традиции, написана на мифологический сюжет. Однако примечательно, что драматург избирает тот фрагмент мифа, когда героическое прошлое героев позади, и изображает личную, семейную драму.

Перед нами горе одинокой, обманутой, покинутой женщины. Еврипид одним из первых обратился к изображению любовного конфликта в драме и сделал любовную страсть движущим мотивом событий.

В «Антигоне» Софокла был создан яркий женский характер и присутствовала тема любви (линия Антигоны и Гемона), однако как второстепенная и несамодовлеющая, подчиненная выбору гражданской позиции героев. Для Медеи же ее страсть — главная основа жизни.

Важно

В жертву своей страсти она принесла близких, родину, доброе имя, однако после ряда лет совместной жизни Ясон вероломно пренебрег ею ради низкого расчета: 

Все, что имела я, слилось в одном, 

И это был мой муж, — и я узнала, 
Что этот муж — последний из людей. 
(Ст. 227-229, пер. И. Анненского) Героиня не считает свою участь исключительной, она высказывает горестные размышления о подчиненной, зависимой судьбе женщины, ее беззащитности и бесправии: 

Да, между тех, уто дышит и кто мыслит, 

Нас, женщин, нет несчастней. За мужей 
Мы платим, и недешево. А купишь, 
Так он тебе хозяин, а не раб… 
(Ст. 230-234). 

Ведь муж, когда очаг ему постыл, 

На стороне любовью сердце тешит, 
У них друзья и сверстники, а нам 
В глаза приходится постылым. 
(Ст. 243-246). 

Однако сама Медея в соответствии с природой и цельностью своего характера не способна мириться с унижением и с той же силой, что любила, начинает она ненавидеть Ясона и искать способ мщения ему. На идею детоубийства ее окончательно наталкивает встреча с бездетным афинским царем Эгеем.

В беседе с ним она понимает, как страдает бездетный мужчина, и решается отнять у Ясона самое дорогое. Но этот удар одновременно направлен и против нее самой, поэтому не сразу и со страшной мукой решается Медея на этот шаг.

Несколько раз меняет героиня свое намерение, противоречивые чувства борются в ней, и все-таки постепенно страшное решение вызревает в ней. 

До Еврипида преобладала версия мифа, согласно которой детей убивали разгневанные коринфяне, узнав о смерти своего царя и молодой царевны.

Еврипид предоставил это осуществить самой героине, убедительно показав, что, как ни страшно это деяние, Медея, принадлежащая к натурам гордым, могучим, не способным прощать обиды, могла это совершить.

Читайте также:  Сочинения об авторе пиранделло

Зритель не может принять и простить Медее ее поступка, но понимает, кем и как она была доведена до преступления.

Отступления от традиционных мифологических версий нередко встречаются в трагедиях Еврипида. За этим ощутима определенная тенденция: для Еврипида миф — не священная история народа, а материал для творчества.

По сути дела, Еврипид стесняет рамки мифа: новое социально-бытовое содержание его трагедий вступает в противоречие со старой мифологической формой.

По существу, Еврипиду нужно было бы отказаться от мифа, но это было бы слишком смелым и решительным нарушением традиции, однако он, безусловно, приблизил разрушение мифологической основы трагедии. 

Искусственное положение занимает в трагедиях Еврипида также хор. В соответствии с традицией хоровые партии сохранены, но хор не включен в действие органично. Так, к примеру, он присутствует при таких поступках и речах персонажей, которые принято скрывать от посторонних.

Совет

Так, Медея рассказывает хору о своем намерении убить детей; слушающий ее хор потрясен, говорит о том, что надо вмешаться, воспрепятствовать ее намерению, однако, естественно, ничего не предпринимает, иначе не было бы и трагедии.

Лирический элемент трагедии, выраженный в песнях хора, утрачивает у Еврипида былое значение, и на первый план выдвигается драматическая игра персонажей, их действия, поступки.

Показательно, что в соответствии с этим Еврипид переносит лирическую часть на действующих лиц: он вводит так называемые монодии, арии действующих лиц, которые сопровождались также выразительной пластикой и создавали высокий художественный эффект. 

Большое значение в трагедиях Еврипида имеют монологи и диалоги. Нередко это диалог-спор, диалог-поединок. Еврипид любит словесные состязания героев в речах, выявляющие их сущность.

Язык Еврипида приближен к разговорной речи и лучше приспособлен для живых диалогов. Наиболее яркие монологи встречаются опять же в «Медее». в некоторых из них Еврипид разоблачает порочную аргументацию софистов-ловкачей.

Многократные отклики Еврипида на современные философские течения создали ему репутацию «философа на сцене». 

Показательно также изображение богов в трагедиях Еврипида. Ощущается скептицизм к ним, унаследованный от софистов. Так, герой трагедии «Беллерофонт» принимает решение убедиться, существуют ли боги, и с этой целью взлететь на небо. Сомнения же его связаны с характером жизни на земле: обилием насилия и неправды.

Однако многие действия богов Еврипид также изображает противоречащими нравственности. Так, Афродита губит Ипполита и Федру из чувства мелкой личной злобы, а Артемида не спасает своего любимца, лишь утешая его перед смертью (трагедия «Ипполит»). Гера насылает на Геракла безумие и делает его убийцей своей семьи («Геракл»).

 

 

Воздействие софистической философии на творчество Еврипида проявилось также в отношении поэта к рабству. во многих своих трагедиях он вывел на сцену раба, что было новшеством («Елена», «Ион», «Гекуба», «Троянки»).

В ряде трагедий Еврипид развивает мысль о том, что рабство есть несправедливость и насилие («Гекуба», «Троянки»), оно противоречит естественной природе людей и чаще всего является следствием превратностей судьбы.

Еврипид показывает, что рабство унижает и развращает человека, развивает его дурные наклонности. 

Можно сказать, что в творчестве Еврипида наметились два пути для дальнейшего развития драмы: 

1. От трагедий «Медея», «Ипполит» и др. — в сторону патетической, пафосной трагедии, трагедии больших и сильных, порой патологических страстей. Наиболее яркими выразителями этой линии позднее станут Сенека, Расин и др. 

2. От трагедий «Ион», «Елена» и др., где впервые встречаются мотивы потерянного и найденного ребенка и т.д., — в сторону бытовой драмы, пьесы с бытовым сюжетом, будничными персонажами. Через бытовую комедию Менандра этот путь ведет к Плавту, а через него к Мольеру и т.д. 

Творчество Еврипида имело большое значение для последующего развития мировой драмы: сюжеты, образы, искусство монолога и диалога, своеобразие композиции и т.д. обогатили мировую драму в процессе ее развития. 

Источник: https://tunnel.ru/post-evripid

Еврипид (стр. 1 из 2)

Еврипид (485 или 480–406 до н.э.), греческий поэт, автор трагедий, считающийся (вместе с Эсхилом и Софоклом) одним из столпов греческой драмы.

Достоверных сообщений о жизни Еврипида немного.

Многие истории, передававшиеся о нем позднейшими писателями, с течением времени стали казаться заслуживающими доверия, между тем как большинство из них недостоверны, а некоторые явно безосновательны.

Истый афинянин как по рождению, так и по гражданству, Еврипид постоянно жил на родине, за исключением последних года или двух, когда он гостил при дворе македонского царя Архелая.

Обратите внимание

Родители Еврипида не принадлежали к числу самых богатых или самых видных аристократических афинских семейств. В комедии Женщины на празднестве Фесмофорий (ст. 387) Аристофан называет мать Еврипида «торговкой овощами».

Еврипид не был беден, хотя, разумеется, сочинением пьес он зарабатывать не мог.

Нет оснований предполагать, чтобы Еврипид принимал особенно активное участие в общественно-политической жизни Афин, несмотря даже на то, что его пьесы обнаруживают интерес к риторической аргументации и, возможно, сам Еврипид обучался риторике.

Его драмы несомненно свидетельствуют о стойких убеждениях автора по многим вопросам общественной жизни. Кроме того, они указывают на его интерес к современной теоретической мысли и делают вполне убедительной традиционную версию о близости Еврипида к афинскому натурфилософу Анаксагору. Менее вероятна его дружба с Сократом.

Великий комедиограф Аристофан неодобрительно относился ко многим идеям и приемам Еврипида, о чем особенно ярко свидетельствует комедия Лягушки. Однако этим нападкам не следует придавать большого значения. В древности пытались объяснить переезд Еврипида из Афин в Македонию стремлением убежать от критики или даже угроз со стороны противников.

Однако, перебираясь в Македонию, Еврипид вполне мог рассчитывать на радушный прием царя Архелая, который старался привлечь к своему двору выдающихся греков, так что возможность покинуть город, истощенный войной и внутренними раздорами, уже сама по себе была достаточным основанием для такого шага.

Еврипид прожил в Македонии достаточно долго для того, чтобы завершить свою великую трагедию Вакханки.

Критическая оценка

Об Еврипиде обычно говорят как о третьем по значимости в ряду трех великих драматургов, трагедии которых главным образом и составили славу Афин в 5 в. до н.э.

Эсхил жил в первой половине этого столетия, и его творчество завершилось почти на пятьдесят лет раньше, чем творчество двух других драматургов. Софокл был несколько старше Еврипида и пережил его.

Важно

Следует отметить, что античная литература сохранила больше отрывков из Еврипида, чем из Эсхила и Софокла вместе взятых.

Произведения Еврипида во многом отличаются от трагедий Софокла и Эсхила, однако сперва нужно указать черты, характерные для всякой греческой трагедии.

Человеку, впервые обратившемуся к греческой трагедии, эти общие свойства бросаются в глаза скорее, чем различия, хотя бы уже потому, что греческая драма столь не похожа на современные произведения.

Структура ее постоянна: эпизоды (диалоги в стихах между двумя или тремя актерами) перемежаются песнями хора (написанными размером лирической поэзии).

Участники хора формально являются персонажами трагедии, по сути же они представляют собой нечто среднее между актерами и публикой, их скорее можно уподобить хору, пребывающему в некоторых религиозных церемониях посредине между клиром и прихожанами. Диалогу нередко предшествует лирическая партия актера, исполняемая соло или в сопровождении хора.

Сюжет трагедии, как правило, заимствуется из мифа. История Троянской войны, рок, преследующий микенскую и фиванскую династии, и многие другие более или менее известные легенды из далекого прошлого давали авторам трагедий обильный материал. При том, что канва сюжета известна заранее, его детали могут меняться по желанию поэта.

В этом пьесы Еврипида сходны с произведениями других греческих драматургов как с точки зрения формы, так и содержания. Что их бесспорно и резко отличало, так это различие в духе и задачах трагедии.

Главное различие в форме – частое использование прологов и эпилогов, которые написаны стихом, обыкновенно применяемым в диалогах, и произносит их либо один из персонажей драмы, либо (и это случается чаще) божество, не принимавшее в ней участия.

Совет

Явная цель пролога – изложить состояние дел, при котором начинается действие, порой здесь же делаются намеки на то, что будет происходить в дальнейшем. Явная цель эпилога – внести изменения в участь или поведение персонажей и досказать историю до конца.

Мировоззрение Еврипида

Содержание трагедий, их направленность и смысл – вот что отличает Еврипида от двух других великих драматургов. Он не идеализирует своих персонажей. Софокл якобы говорил, что сам он изображает людей такими, какими их следует изображать, а Еврипид – такими, каковы они на самом деле.

В руках Еврипида традиционные мифы подвергаются таким истолкованиям и изменениям, что герои утрачивают героические черты, превращаясь в заурядных людей. Лишь смиренные и презренные персонажи еврипида – женщины (в особенности молодые девушки), крестьяне и т.п.

– способны порой подняться над общим уровнем, совершив подвиг мужества, верности и самоотверженности.

Кроме того, афиняне понимали персонажей Еврипида и сочувствовали им не только потому, что они были реалистично обрисованы и напоминали им самих себя, но еще и потому, что, в сущности, он изображал в трагедиях своих современников.

Тема трагедии – выпадающие на долю людей несчастья и страдания. Какова их причина? Ответ Эсхила можно кратко сформулировать так: это наказание за грех.

Софокл усматривает причину в соединении человеческой гордыни с упрямством и столкновении их с несчастным случаем (причем боги скорее санкционируют происходящее, чем его подстраивают).

Еврипид же видел причину исключительно в человеческой природе: это невежество и глупость самих людей, их необузданные страсти и чувства, их жадность, честолюбие и жестокость, которые губят как их собственные жизни, так и жизни близких.

Взгляд Еврипида на жизнь можно назвать печальным, но отнюдь не циничным: злу и заблуждению могут противостоять добродетель и здравый смысл. Однако слишком часто зло торжествует, и разражается несчастье. Как бы то ни было, боги никак не вмешиваются в жизнь людей. Мы сами несем ответственность (разумеется, в отведенных нам пределах) за все хорошее и плохое, что происходит с нами в жизни.

Трагедии

Обратите внимание

Под именем Еврипида до наших дней практически полностью сохранились 19 пьес. Одна из них, Рес, представляет собой неумелое переложение X песни Илиады и почти наверняка не принадлежит Еврипиду.

Еще одна, Киклоп, относится к жанру не трагедии, а драмы и является единственной полностью уцелевшей пьесой такого рода, несмотря на то, что сатировские драмы писали все трагики.

Эти веселые, комические пародии на трагедию, где хор был составлен из сатиров, ставили на драматических состязаниях в честь праздника Великих Дионисий, как приложение к трагической трилогии.

Остальные 17 трагедий, примерно пятая часть всего написанного Еврипидом, относятся к зрелому периоду его творчества. Датировка большинства из них сомнительна, хотя некоторые лингвистические особенности позволяют отличать ранние произведения от поздних.

Алкеста

Будучи по форме трагедией, по содержанию Алкеста является скорее волшебной сказкой со счастливым концом. Адмет, царь Фер в Фессалии, обречен умереть, если никто не отдаст за него свою жизнь. Умереть ради него соглашается лишь его жена Алкеста.

Она умирает, и тело ее помещают в гробницу. Вскоре в Ферах оказывается Геракл, который проводит ночь в гостях у своего старого друга Адмета.

Узнав о его беде, Геракл подстерегает возле гробницы бога смерти Танатоса, одолевает его и возвращает Алкесту к жизни.

Медея – история женской мести. Ясон, вернувшийся из Колхиды победителем, с золотым руном, привез с собой и колхидскую царевну Медею. Они поселились в Коринфе и много лет счастливо там прожили. Но вот Ясон собирается жениться на коринфской царевне (чужестранка его законной женой не признается).

Важно

Ясон здесь – не герой, но несправедливо было бы воспринимать его как достойного презрения подлеца, как полагает Медея, а с ней – большинство современных читателей. Ясон утверждает, и небезосновательно, что новый брак обеспечит безопасность и Медеи, и их детей, и самого Ясона.

Однако Медея, которую измена Ясона ввергает в неистовство, помышляет только о мести. Ей удается извести царевну, послав ей в подарок отравленный плащ. Затем, выдержав нелегкую борьбу с материнскими чувствами, Медея наносит Ясону поистине сокрушительный удар, убивая своих и его сыновей.

В финале мы видим Медею, которая взлетает ввысь на крылатой колеснице, посланной ей дедом – богом Солнца, и упивается горем и ужасом Ясона, лишенного даже возможности покарать ее за злодеяние.

Ипполит – история чистого, склонного к аскетизму юноши, сына Тесея от амазонки. Ипполит навлек на себя гнев богини любви Афродиты своим презрением к ней и исключительной преданностью Артемиде, покровительнице охоты. Чтобы погубить юношу, Афродита заставляет влюбиться в него Федру, жену Тесея и мачеху Ипполита.

Федра готова скорее умереть от любви, чем обнаружить свою страсть. Однако старая кормилица Федры, желая ее спасти, посвящает в тайну Ипполита, тот выслушивает ее рассказ с ужасом и отвращением.

Федра совершает самоубийство, однако обида побуждает ее оставить записку, в которой она обвиняет Ипполита в посягательстве на свою честь. Тесей находит это послание и отправляет сына в изгнание.

Проклятие это неизбежно должно сбыться – так в свое время пообещал Тесею Посейдон, и оно действительно становится причиной гибели Ипполита. Умирающего юношу приносят назад в Афины, в эпилоге появляется Артемида и раскрывает правду, но слишком поздно.

Источник: http://MirZnanii.com/a/300701/evripid

Ссылка на основную публикацию