Краткая Биография Ярослава Гашека. Гашек Ярослав
Вацлав Менгер, первый биограф великого чешского сатирика, восклицал: «Если бы все то, что написано и рассказывается о Гашеке, было правдой хотя бы только наполовину, он должен был бы прожить по меньшей мере сто лет».
Два десятилетия спустя Здена Анчик, предпринявший новую попытку написать биографию Гашека, в свою очередь сетовал на изрядную долю вымысла в книгах Менгера. Произведения Гашека все еще остаются единственными источниками сведений о некоторых периодах его жизни.
(Данный материал поможет грамотно написать и по теме Биография Ярослава Гашека. Краткое содержание не дает понять весь смысл произведения, поэтому этот материал будет полезен для глубокого осмысления творчества писателей и поэтов, а так же их романов, повестей, рассказов, пьес, стихотворений.
) А источник этот крайне ненадежен. Легенду о Гашеке — романтическом-бродяге и короле богемы создавали не только многочисленные и подчас мнимые друзья писателя. Создавал ее и он сам.
Уйдя из жизни 3 января 1923 года, Гашек оставил нам немало загадок. Главная из них — загадка личности писателя. По сути дела, это вечная загадка гения.
Чешский писатель Эдуард Басс, хорошо знавший Гашека, утверждал, что «его жизнь можно считать более выдающимся творением, чем его творчество». Тут есть несомненное преувеличение, но есть и доля правды. Гениальность Гашека как личности проявлялась прежде всего в даре импровизатора и мистификатора, позволявшем ему обнаруживать абсурдное и комическое в самой жизни.
Гашек — гений, рожденный малой нацией.
Карел Чапек, попав в Голландию и стремясь «постичь тайну малой пации хотя бы по ее искусству», остановился — как бы в растерянности — перед тайной Рембрандта. Гений — всегда исключение.
И разгадку гениальности Рембрандта Чапек искал именно в его исключительности.
В судьбе художника он видел «конфликт трагического романтика с миром благоразумных мингеров», «бегство от протестантской трезвости», «поиски Востока».
Гениальность Гашека поначалу тоже выражалась в его исключительности.
Сын скромного учителя, в тринадцать лет лишившийся отца (Гашек родился 30 апреля 1883 года), бросивший гимназию, служивший «мальчиком» в москательной лавке и на медные гроши матери-белошвейки закончивший коммерческое училище, пренебрегает карьерой банковского чиновника и отправляется путешествовать на восток — в Словакию, Венгрию, Румынию, на Балканы, в Польшу и Россию. Плутая по улочкам Праги и бродяжничая по Австро-Венгрии, Германии и Швейцарии, он знакомится с жизнью и бытом простых людей, похожих на героев горьковских рассказов о босяках. Эти естественные здоровые натуры, при всей своей простоватости берущие верх над лощеными господами, становятся персонажами его ранних очерков и юморесок. Так проявлялось стремление Гашека преодолеть черты мещанской ограниченности и провинциализма, «привитые» малой нации веками иноземного гнета. Но подлинно гениальным писателем Гашек стал лишь с того момента, когда поставил перед собой задачу не только преодолеть, но и выразить национальный характер.
Предвоенный образ жизни Гашека был сплошной мистификацией. За маской неунывающего завсегдатая кабачков и добровольного шута, не брезгующего любыми заработками — от редактирования журнала «Мир животных» до торговли собаками,— скрывался человек, обладающий беспощадно-трезвым видением мира, добросердечный гений, для которого жизнь и творчество были неразделимы.
Писательской профессии Гашек, казалось бы, не придавал серьезного значения. Писал он легко и быстро, где угодно и когда угодно. Но лучшее из написанного им (а далеко не все, что вышло тогда из-под его пера, равноценно) подолгу вынашивалось, выверялось на слушателе, обрабатывалось в шутовских проделках и мистификациях.
Самой значительной и удачной мистификацией Гашека была созданная им пародийная «Партия умеренного прогресса в рамках законности». Возникнув из дружеской застольной компании, она обрела к 1911 году все формальные признаки политической организации: выпустила манифест, выдвинула кандидата в имперский парламент, проводила предвыборную кампанию, даже имела собственный гимн.
По мнению одного из оо членов, писателя Франтишека Лангера, «кандидатские речи были самым крупным и цельным юмористическим произведением Гашека, созданным им до написания романа о Швейке».
В 1911—1912 годах Гашек написал «Политическую и социальную историю Партии умеренного прогресса в рамках макни ногти», которая оказалась столь острым политическим памфлетом, что издатель побоялся ее опубликовать.
Каждая общественная акция, направленная против устоев буржуазно-феодальной империи Габсбургов, против чешской реакции, находила в Гашеке ревностного и деятельного союзника. Постоянной мишенью гашековских сатирических залпов были австрийская бюрократия и католическая церковь.
Писатель выводил на чистую воду реакционных лидером буржуазных партий, разоблачал жульнические предвыборные махинации.
С воинствующей непримиримостью высмеивал он эгоизм, лицемерие, самодовольную ограниченность правящих классов; наглядно покалывал, что институты буржуазного общества представляют особой не что иное, кик издевательство над подлинной демократией и правосудием; критиковал казенную школу и фальшивую благотворительность.
Целый паноптикум аристократических выродков, мещан, безмозглых чиновников, солдафонов, продажных политиканов, мошенников в рясах, разбойников пера выставлен для всеобщего обозрения в той тысяче рассказов и фельетонов, которые Гашек опубликовал с 1900 по 1915 год.
В предвоенные годы в Чехии, особенно среди молодежи, широко развернулось антимилитаристское движение. Жертвами процессов над антимилитаристами, которые велись в 1909 и 1911 годах, стали друзья Гашека Алоис Гатина и Властимил Борек.
Позднее в донесении пражского полицейского управления о Гашеке сообщалось: «В 1910 году был доставлен в полицейское управление, поскольку расспрашивал в альбрехтовских казармах об известном анархисте, вольноопределяющемся Бореке…» У писателя произвели обыск, возили его по казармам и устраивали очные ставки с солдатами.
Сам Гашек до этого в армии не служил, но военщину высмеивал неоднократно. В цикле рассказов о похождениях бравого солдата Швейка в канун мировой войны доведенная до абсурда солдатская исполнительность впервые обращается против тех, кто требует слепого послушания.
Уже при своем появлении на свет гашековский Йозеф Швейк не tоt покорный дурак, которого заставь богу молиться, так он и лоб расшибет. Напротив, этот «официально признанный идиот» своим лбом расшибает военно-бюрократическую машину.
Йозеф Швейк фигурирует и в ряде предвоенных пьес, поставленных в полусамодеятельном кабаре «У братьев Маккавеев», где проходили заседания «Партии умеренного прогресса в рамках законности». Создавались они при участии Гашека, и в одной из них он выступал в роли старухи Блажковой, квартирохозяйки Швейка.
В дальнейшем писатель уже не расставался со своим героем. Подпись «Швейк» мы встречаем в его фронтовой корреспонденции. Биография персонажа тесно переплетается с биографией автора.
В составе 91-го пехотного полка вольноопределяющийся Гашек проделал примерно тот же путь, что и герои его будущего романа. Кстати, большинству реальных прототипов он оставил их подлинные фамилии и звания.
Тесная дружба завязалась у Гашека с денщиком его ротного командира, поручика Лукаша. Дюжий каменщик — его звали Франтишек Страшлипка — по всякому поводу любил рассказывать истории из жизни анекдоты. Этой чертой писатель впоследствии одарит Швейка.
23 сентября 1915 года, у Хорулан, Гашек вместе со Страшлипкой добровольно сдается в плен.
Гашек, военнопленный № 294217, содержится в лагерях Дарница под Киевом и Тоцкое под Самарой.
Весной 1916 года он вступает в Чехословацкий легион, сформированный на территории России из военнопленных и эмигрантов, и, числясь писарем Первого добровольческого полка, агитирует соотечественников выступить с оружием в руках против ненавистной Габсбургской монархии. Открытую борьбу с ней, теперь уже не боясь цензурных рогаток, он ведет и на страницах газеты «Чехослован», издававшейся в Киеве.
Годы, проведенные в России, вызвали решительный перелом в жизни и творчестве писателя. Постепенно он сознает, что подлинное освобождение трудящимся и подлинную независимость его родине могут принести только социалистическая революция и диктатура пролетариата.
Порвав с реакционным руководством Чехословацкого легиона, Гашек приезжает в Москву. Здесь он встречается со Свердловым. А 12 марта 1918 года слушает выступление Ленина. Вскоре он становится членом чехословацкой секции РКП (б).
Сотрудничает в газете чешских левых социал-демократов, проводит агитационную работу среди земляков, призывая их «верить русской революции.
В мае 1918 года вспыхнул чехословацкий мятеж, спровоцированный по указке Антанты контрреволюционным офицерством. Мятежники подошли к Самаре. Гашек, политический комиссар сформированной при его активном участии чехословацкой красноармейской роты, защищает город.
С октября 1918 года Гашек находится на ответственной партийной, политической и административной работе в политотделе 5-й армии Восточного фронта. Вместе с армией он совершает путь от Бугульмы до Иркутска. В Прагу писатель вернулся в декабре 1920 года.
Достаточно сравнить книгу Гашека «Бравый солдат Швейк в плену», изданную в 1917 году в Киеве, с «Похождениями бравого солдата Швейка во время мировой войны», выходившими отдельными выпусками с марта 1921 года и оборванными смертью автора, чтобы понять: Гашек — гениальный писатель родился, собственно, только в России, пройдя через горнило войны и горнило революции. Вернувшись на родину и приступая к своему эпохальному роману, он ясно ощущал, что теперь «это будет настоящая литература», и четко высказал свое намерение: «Посмеюсь над всеми дураками, а заодно покажу, каков наш настоящий характер и на что он способен». Взгляд безмятежно-добродушных глаз Йозефа Швейка, «тихого, скромного человека в поношенной одежде», который твердо убежден, что «все, мол, в порядке и ничего не случилось, а если что и случилось, то это в порядке вещей, потому что всегда что-нибудь случается»,— не что иное, как взгляд народа, не раз восстававшего из мертвых. И в несокрушимом оптимизме Швейка — национальный вклад чехов в сокровищницу социального и духовного опыта всего человечества.
Гашеку-писателю, как и Гашеку-человеку, была свойственна своеобразная исключительность. Буржуазная критика пыталась изъять его роман из национальной традиции, объявить «незаконнорожденным ребенком» чешской литературы.
Подчеркнутая «нелитературность» раннего творчества Гашека, действительно, была сознательным разрывом со всякого рода эстетством.
Соприкоснувшись еще в самом начале творческого пути с молодыми декадентами из литературного кружка «Сиринга», он очень скоро понял, что попал в чуждую ему среду, и впоследствии, может быть, даже нарочито вызывал негодование утонченных ценителей искусства грубовато-плебейским реализмом. Всем своим творчеством он срывал с жизни романтические облачения. «Парадный реквизит» «утренних зорь» и «унылых толп» был ненавистен ему и в литературе с социальной тенденцией.
Видный чешский писатель Иржи Маген вспоминает: «Мы порою страшно любили Гашека, потому что он и вправду был само остроумие. Он, возможно, нас не любил, поскольку мы строили из себя литераторов.
Я в этом убежден. Но вся штука в том, что он создавал литературу более интенсивно, чем все мы, он, собственно, и был литератором, а мы всячески противились тому, чтобы стать настоящими литераторами».
Гашек Я. Похождения бравого солдата Швейка во время мировой войны: Роман./Пер. с чеш. П. Богатырева; Вступ. статья О. Малевича; Худож. С. Ковален-ков.—М.: Худож. лит., 1987.— 590 с. (Б-ка классики).
Выдающееся произведение национальной чешской литературы— сатирический роман Ярослава Гашека (1883— 1923) «Похождения бравого солдата Швейка во время мировой войны» (1921—1923) — блестящая антиимпериалистическая эпопея, охватывающая события в Австро-Венгрии накануне первой мировой войны и в первые ее годы. Главный герой романа солдат Швейк —«маленький человек» — становится выразителем стихийного народного протеста против этой войны и общественного строя» который ее порождает.
Источники:
- Гашек Я. Похождения бравого солдата Швейка во время мировой войны: Роман./Пер. с чеш. П. Богатырева; Вступ. статья О. Малевича; Худож. С. Коваленков.—М.: Худож. лит., 1987.— 590 с. (Б-ка классики).
Аннотация: Выдающееся произведение национальной чешской литературы — сатирический роман Ярослава Гашека (1883— 1923) «Похождения бравого солдата Швейка во время мировой войны» (1921—1923) — блестящая антиимпериалистическая эпопея, охватывающая события в Австро-Венгрии накануне первой мировой войны и в первые ее годы. Главный герой романа солдат Швейк — «маленький человек» — становится выразителем стихийного народного протеста против этой войны и общественного строя» который ее порождает.
Источник: http://www.testsoch.info/kratkaya-biografiya-yaroslava-gasheka-gashek-yaroslav/
Ярослав Гашек: биография, карьера и личная жизнь
Будущий писатель появился на свет 30 апреля 1883 года в Праге. Его родители были педагогами в частной гимназии. После достижения шести лет Ярослав пошел в начальную школу. У ребенка была отличная память, и это очень помогало в учебе. После окончания школы мальчик поступил в гимназию. С этого момента в жизни Гашека начались большие изменения.
Сначала его отец не справился с постоянной нищетой и начал много пить. В итоге он заболел и умер. Мама не могла в одиночку содержать детей. Поэтому семья стала переезжать с одной квартиры на другую. Это очень негативно сказалось на успеваемости Ярослава в гимназии. В четвертом классе его оставили на второй год.
Уже тогда закладывался сильный характер Гашека. Он встал в один ряд с другими известными революционерами тех времен. Ярослав часто участвовал в демонстрациях против существующей власти.
Вся Чехия была поглощена борьбой против фашизма. В 1898 году Гашек бросает учебу окончательно. Молодой человек устраивается учеником в аптеку.
Но буйный нрав и желание свободы побуждают его вместе с товарищами отправиться в пеший поход по стране, и он бросает свою работу.
В 1899 году Гашек поступает учиться в Торговую академию Праги и через три года успешно ее оканчивает. По знакомству его устраивают на работу в банк «Славия».
Но через некоторое время он снова отправляется в путешествие, никого не предупредив. На первый раз Ярослава прощают, но затем это повторяется. И Гашек теряет престижную работу.
Но зато он начинает вплотную заниматься писательской деятельностью.
Первые стихи Ярослава выходят в 1903 году. Они сразу понравились читателям. Гашек начинает писать юмористические рассказы, которые публикует в различных газетах и журналах. Его популярность растет с каждым днем.
Но Ярослав несерьезно относится к своему ремеслу. Он много времени проводит в питейных заведениях того времени и не скрывает, что пишет только ради денег.
Следующие несколько лет Гашек постоянно меняет место работы. Ему удается побыть редактором в журнале «Мир животных», журналистом в газете «Ческо слово», создателем Кинологического института по продаже собак и так далее.
Но нигде он не задерживается на долгое время. Его веселый и неспокойный характер постоянно создает писателю кучу проблем. Так он отлавливал дворняг на улице, перекрашивал их в породистых собак и продавал.
За такие злодеяния Ярослава постоянно судили и приговаривали к выплате штрафа за обман.
В 1911 году Гашек придумывает персонажа, который приносит ему бешеную популярность. Несколько сборников рассказов про солдата Швейка становятся классикой мировой литературы.
Во время Первой Мировой войны Ярослав записывается на фронт и попадает в плен к русским. Он сделал это преднамеренно, чтобы посмотреть воочию, как живут в этой стране люди. Пребывание в России во времена революции произвели на писателя большое впечатление. В Чехию он вернулся только в 1920 году и сразу написал роман про своего главного героя, который стал позднее мировым бестселлером.
Последние годы жизни Ярослав прожил в небольшом городке Липницы. Тут он приобрел много друзей и знакомых. Гашек хотел написать еще один знаковый роман для тех лет, но болезнь внезапно оборвала его жизнь. 3 января 1923 года чешский писатель скончался. Его похоронили на окраине местного кладбища рядом с могилами самоубийц.
За свою короткую жизнь Ярослав Гашек написал огромное количество юмористических рассказов и фельетонов, а также стал самым известным чешским писателем всех времен и народов.
В жизни писателя было несколько женщин. Сначала в Чехии в 1910 году он женился на дочери скульптора Ярмиле Майеровой, которая родила ему единственного ребенка, сына Рихарда.
Затем, уже находясь в России, Гашек стал мужем работницы типографии Александры Львовой. Она находилась с ним до самых последних дней жизни и очень преданно любила.
По возвращении в Чехию против Ярослава даже завели дело о двоеженстве, которое через некоторое время замяли.
Источник: https://www.kakprosto.ru/kak-956533–yaroslav-gashek-biografiya-karera-i-lichnaya-zhizn
О жизни и творчестве ярослава гашека
Родился 30 апреля 1883 в Праге, в семье учителя реальной гимназии, позже ставшего банковским служащим. Когда умер отец, Ярославу было 13 лет. В 1899 – поступил в коммерческое училище (официальное название – Торговая академия). Самостоятельно изучал русский язык, начал увлекаться литературой.
Детство Гашека прошло в нужде.
За участие в демонстрации он был исключен из гимназии, некоторое время работал, потом учился в торговой школе.
Окончив училище, поступил на службу в один из банков Праги. Среди способов заработать на кусок хлеба были редактирование журнала “Мир животных” и торговля собаками.
1904 – 1907 – сотрудничал в анархической печати, 1907 – становится редактором анархического журнала “Коммуна”. Причиной разрыва с анархизмом послужил конфликт Гашека с одним из лидеров анархистов, который позднее был разоблачен как агент тайной полиции.
В 1911 Ярослав Гашек работал репортером отдела городской хроники в национально-социалистической газете “Ческе слово”. В феврале 1915 был призван в австро-венгерскую армию. Начинал служить в составе 91 пехотного полка. Став правой рукой писаря Ванека, получил возможность постоянно уклоняться от учений и писать не только “историю полка”, но и стихи, и прозу.
После кратковременного пребывания в Мосте-на-Литаве, Гашек попал на фронт в Галицию, где выполнял обязанности квартирьера и ординарца, участвовал в сражении у горы Сокаль и получил серебряную медаль за храбрость.
Через два с половиной месяца, 23 сентября 1915, у Хорупан сдался в русский плен.
Как военнопленный № 294217, содержался в лагерях Дарница под Киевом и Троцкое под Самарой.
Весной 1916 Ярослав вступил в созданную в России чехословацкую воинскую часть (Чехословацкий легион), где числился писарем Первого добровольческого полка. В 1918 в Москве вступил в РКП (б), став членом чехословацкой секции.
Ярослав Гашек сотрудничал в газете чешских левых социал-демократов в России “Прукопник” (“Первопроходчик”), призывая своих земляков “верить русской революции”.
С октября 1918 находился на партийной, политической и административной работе в политотделе 5-й армии Восточного фронта, сотрудничал во фронтовых газетах, редактируя революционные издания, предназначенные для бывших военнопленных. Вместе с 5-й армией прошел от Бугульмы до Иркутска.
1920 – по решению Чехословацкого центрального бюро при ЦК РКП (б), Я.
Гашек, вместе со своей женой, работницей уфимской типографии Александрой Гавриловной Львовой выехал в Чехословакию. В Прагу приехал 20 декабря 1920, после того, как левое крыло чешской социал-демократической партии потерпело поражение. Тайная полиция установила за Гашеком слежку.
Многие старые друзья отвернулись от него, газеты писали о нем как о предателе, помещали некрологи в связи с его “смертью”.
Первые юморески, написанные после возвращения, печатаются в национально-социалистическом “Ческе слово” и либеральной “Трибуне”, в буржуазном кабаре “Семерка червей “он выступает с воспоминаниями о том, как был “народным комиссаром”.
Одновременно печатается в коммунистических “Руде право” и “Сршатец”.
С сентября 1921года Я.Гашек жил в местечке Липнице в Юго-Восточной Чехии. В октябре 1922 перебрался из трактира в собственный домик. Состояние здоровья Ярослава Гашека, перенесшего еще в России тиф, ухудшалось. Он уже не мог писать и 29 декабря в последний раз продиктовал строки для “Швейка”.
В 4 часа утра 3 января 1923 Гашек подписал свое завещание, сказал: “Швейк тяжко умирает” – и отвернулся к стене. Через несколько часов он умер. На похоронах из чешского литературного мира присутствовал один Ярослав Панушка. Друзья Гашека не поверили сообщению о его смерти, считая, что это очередная мистификация. Еще при жизни Гашек стал героем серии анекдотов, большинство которых сам же сочинял.
1959 – в городе Липнице открыт в музей Гашека.
Тематика сатиры Ярослава Гашека – австрийская бюрократия, католическая церковь, предвыборные махинации, критика казенной школы, фальшивой благотворительности, безоговорочной воинской исполнительности.
Только с 1900 по 1915 год Гашек за своей подписью или под разными псевдонимами (до сих пор они не все установлены, но уже сейчас их известно более восьмидесяти), опубликовал свыше тысячи рассказов и фельетонов. Был автором или принимал участие в создании десятка пьес, написал два романа и повесть для детей (впоследствии были утеряны).
Гашек считается автором примерно полутора тысяч произведений. Часть из них он издавал лично, но весьма большой объём работ был издан уже после его смерти. Роман о Швейке пробудил огромный интерес ко всему большому литературному наследству Гашека, к его рассказам и фельетонам, но оказалось, что не так просто разобраться в его литературном наследии.
До сих пор не известны все псевдонимы, под которыми он печатался в чешских газетах и журналах, не все чешские издания России сохранились в архивах. Да и сама биография писателя: служба в трёх армиях, жизнь в двух империях и двух республиках, не очень способствует поискам его произведений.
Поэтому неудивительно, что новые книги под авторством Гашека выходят на свет до сих пор.
Память
В честь Ярослава Гашека назван астероид 2734 – Гашек.
В честь его самого известного персонажа назван астероид 7896 – Швейк.
Во многих городах мира в честь Ярослава Гашека названы улицы,библиотеки, а количество памятников Йозефу Швейку даже превышает количество памятников самому Гашеку.
Как ни удивительно, но в самой Чехии нет ни одного памятника Швейку, а первый памятник писателю появился только в октябре 2005 года.
В мире существует несколько музеев Ярослава Гашека. В 1966 году первый такой музей появился в Бугульме. Музей в Липнице был создан внуком Гашека Рихардом, который начал собирать коллекцию после смерти отца, в 1980-х годах.
В 1996 году в России именем Ярослава Гашека был назван спущенный на воду нефтеналивной танкер.
Источник: http://xn—-9sbbijsogtlb0ag5d.xn--p1ai/filial_1/about_author.php/o-zhizni-i-tvorchestve-yaroslava-gasheka/
Гашек, Ярослав
(1883-1923) чешский писатель
За свою короткую жизнь Ярослав Гашек успел сделать больше, чем иные писатели за долгие годы.
Он оставил читателям несколько сот рассказов, почти каждый из которых может войти в хрестоматию, несколько пьес, сверкающих остроумием, газетные статьи и, наконец, знаменитый роман «Похождения бравого солдата Швейка во время мировой войны» — бессмертную книгу, которая по своей художественной силе и вечно живой народности стоит в одном ряду с лучшими произведениями мировой литературы.
Ярослав Гашек родился 30 апреля 1883 года в Праге в семье учителя физики и математики частного реального училища Иосифа Гашека. Предки писателя упоминаются в исторических документах XVI века.
Дед Ярослава по отцу, Франтишек Гашек, участвовал в революционных событиях 1848 года (по некоторым сведениям, в это время он общался с русским анархистом Михаилом Бакуниным) и был депутатом парламента, созванного в результате этих событий.
Нужда вынудила юного Ярослава уйти из четвертого класса гимназии и поступить учеником в аптеку, которую впоследствии Ярослав Гашек не раз изобразит в своих рассказах и романе про Швейка. С 1899 по 1902 год он учился в Торговой академии (так называлось коммерческое училище), а после ее окончания поступил на работу в банк «Славия».
Однако работать там ему пришлось недолго. Еще будучи студентом, Гашек привык каждое лето странствовать вместе с приятелями по живописным местам Чехии, Словакии и соседних стран. Этой привычке он не мог изменить и тогда, когда стал сотрудником банка. Частые продолжительные отлучки Ярослава Гашека и послужили причиной его увольнения.
В 1901 году в чешской «Национальной газете» появляются его первые рассказы. Многие из них свидетельствуют о социальной зоркости автора, о его способности даже в эпизодической зарисовке, анекдоте отобразить существенные явления современности.
Тем не менее, в большинстве случаев, созданные в то время произведения Гашека ничем особым не отличаются, их главные персонажи можно считать разве что недорисованными карикатурами, которым явно не хватает обличительного таланта позднего Ярослава Гашека.
В этих произведениях писатель в основном подчеркивает грустные и одновременно смешные последствия системы оболванивания и унижения людей в бюрократических учреждениях и армии Австро-Венгрии.
Большинство рассказов начального периода посвящены изображению событий, комизм которых проявляется лишь в отдельных ситуациях.
Постепенно в творчестве писателя возникают рассказы и другого типа, с центральным персонажем — комическим характером.
Начиная с 1906 и по 1915 год, Ярослав Гашек вел типично богемный образ жизни. Он испытывал хроническое отсутствие денег, а как только они появлялись, легко тратил их, не задумываясь, на что будет жить завтра.
В этом ему усиленно помогали многочисленные приятели. Конечно, Гашек понимал, что такое положение ненормально.
Он стремился найти постоянное место в редакции какой-нибудь газеты или журнала, чтобы иметь твердый, постоянный заработок.
Наконец в 1909 году Ярослав Гашек получает место редактора журнала «Мир животных», издатель которого платил ему ежемесячно 30 злотых, помимо гонораров, и… два литра пива в день(!). В этом журнале Гашек проработал около двух лет и свои комические воспоминания об этом позднее привел в романе о Швейке.
В 1911 году в юмористических журналах «Карикатуры» и «Шутник» было напечатано пять рассказов Гашека, где писатель впервые вывел героя, который принес ему мировую известность. Появление произведений о Швейке было важной вехой творческого пути сатирика.
Так, очевидно, оценивал их значение и сам писатель, потому что свой первый сборник рассказов, опубликованный в 1912 году, он озаглавил «Бравый солдат Швейк и другие удивительные историйки». Рассказы о Швейке утвердили писательскую репутацию Гашека.
Сохранились воспоминания его друзей и родных о том, как у него родился замысел первого рассказа о Швейке. Они вспоминали рассказ писателя о том, что однажды в кабачке его случайный собутыльник хвастался, как ловко он увильнул от военной службы, прикинувшись дурачком.
Для писателя это было словно озарение, в результате которого его давний замысел создать сатирический художественный образ приобрел вполне конкретные очертания.
По одной версии, вернувшись домой, Гашек так записал эту тему: «Олух в роте»; по другой, это было сформулировано так: «Солдат, который прикидывался дураком».
В августе 1914 года вспыхнула Первая мировая война. В первые дни войны Ярослава Гашека в армию не призвали: из-за состояния здоровья мобилизационные органы отнесли его к ограниченно годным. Но в 1915 году писатель все-таки получил мобилизационную повестку. Он решил попасть с маршевой ротой на фронт и там перебежать к русским.
На фронте, Ярослав Гашек стал ординарцем по связи командира роты. Он был произведен в ефрейторы, а 24 сентября 1915 года рано утром во время наступления русских войск вместе с товарищем сдался в плен.
Пребывание в России, политический опыт, приобретенный за эти годы, успехи и неудачи его деятельности, наблюдения и впечатления — все это откладывалось в его сознании как материал для будущего творчества.
26 ноября 1920 года Ярослав Гашек выехал из Москвы с документами, полученными на имя австрийского военнопленного. В Праге он оказался 19 декабря.
Здесь весной и летом 1921 года он создает первую часть романа «Похождения бравого солдата Швейка во время мировой войны». Книга принесла Гашеку мировую известность.
Бертольд Брехт писал: «Если бы я должен был назвать три произведения, которые в нашем столетии создали мировую литературу, то я сказал бы, что одно из них — «Похождения бравого солдата Швейка» Гашека».
В своей книге талантливый писатель нарисовал широкую реалистическую картину Чехии периода войны, а по рассказам Швейка — и Чехии довоенного времени.
Роман о Швейке изображает государственный аппарат Австро-Венгрии, от императора до мелкого чиновника.
Вот император: «Мордастый Франц-Иосиф Габсбург прославился в качестве общепризнанного идиота — то же безудержное словоизлияние, то же изобилие крайней наивности».
Ярослав Гашек высмеивает генералитет и офицеров армии — «славный» и главный оплот империи. В романе выведена целая галерея солдафонов всех степеней и рангов. Некоторые охарактеризованы подробно, другие лаконично, одной-двумя фразами, но всегда очень метко.
Публикация романа не принесла его автору материального благополучия. Гашек был вынужден искать дополнительный приработок, в котором он очень нуждался. Он сотрудничает в газетах и журналах, пишет рассказы, статьи, фельетоны.
С осени 1921 года до кончины, Ярослав Гашек прожил в городке Липницы, выезжая несколько раз на два-три дня в Прагу, в ближайшие местечки и села.
Он быстро приобрел среди местных жителей множество друзей самого различного социального положения, был близко знаком даже с одним пастором, хотя вообще духовенства не любил.
При его общительном нраве, искристом юморе, при его редкостной, прямо невероятной щедрости он, естественно, снискал широкую популярность и горячую любовь у жителей всей округи, в том числе и у детей.
Несмотря на явные симптомы серьезной болезни, появившейся уже вскоре после приезда из России, Гашек совершенно игнорировал врачей. До последних дней он сохранял свой неподражаемый юмор, стремился закончить «Похождения бравого солдата Швейка».
Как вспоминают близкие ему люди, после окончания этого романа Гашек собирался написать другой — «Похождения господина окружного начальника».
Однако преждевременная смерть оборвала жизнь писателя 3 января 1923 года, когда ему не исполнилось еще и сорока лет.
На похороны Ярослава Гашека пришли почти все жители Липниц, много народа из окрестностей. Как писал один из друзей писателя, «первого безбожника в Липницах хоронили без церковного обряда у кладбищенской ограды, вблизи пристанища самоубийц, где нам милостиво было разрешено выкопать Гашеку могилу».
Никто, вероятно, в то время не осознавал в полной мере, что в захолустных Липницах рядом с самоубийцами был похоронен величайший чешский писатель, один из редких создателей художественного образа мирового значения, которому на века суждено быть спутником человечества.
Источник: http://biografiivsem.ru/gashek-yaroslav
Биография Ярослав Гашек
“Я – австрийский подданный, что может случиться со мной более ужасного?” – писал в 1852 году крупнейший чешский сатирик К. Гавличек-Боровский, погибший в расцвете творческих сил, затравленный австрийскими властями. Полвека спустя с полным основанием мог повторить эту же фразу и другой чешский писатель-сатирик, во многом унаследовавший его традиции, – Ярослав Гашек.
Он тоже был австрийским подданным. Чехия еще оставалась под властью австрийской монархии; чехи все еще были неполноправными гражданами собственной страны…
Но время было уже другое. Гашек вступал в сознательную жизнь вместе с двадцатым веком – веком бурной научно-технической резолюции и еще более бурных социальных потрясений, которые не обошли стороной и такой оплот европейской реакции, каким была полуфеодальная Австро-Венгрия.
Поэтому и судьба Гашека сложилась иначе, чем у его предшественника: ему суждено было стать свидетелем крушения австрийской монархии и в романе “Похождения бравого солдата Швейка” торжествующим смехом проводить ее в небытие.
Только произошло это уже к концу
жизненного пути писателя, а начинал он свой путь еще в раздираемой национальными противоречиями Праге.
30 апреля 1883 года в скромной квартирке огромного казарменного типа дома, на старинной Школьской улице, в семье пражского учителя Йозефа Гашека появился первый ребенок, названный Ярославом.
Шести лет мальчик пошел в начальную школу, а по ее окончании – в гимназию. Нельзя сказать, что Ярослав был прилежным учеником, но учился он хорошо: выручала удивительная память. Куда больше школы привлекала мальчика улица. Заброшенные сады, огромные пустыри по берегам Влтавы, старые крепостные стены были любимыми местами игр и “сражений” ребят, обитавших в пригородах Праги.
Семья Гашеков разрасталась: у Ярослава появился брат Богуслав, была взята на воспитание его двоюродная сестра Мария. С ростом семьи росла и нужда. Она заставляла часто переезжать с места на место в поисках более дешевой квартиры.
После смерти отца в 1896 году жить стало еще тяжелее. С трудом справлялась мать и с подраставшими сыновьями, в особенности же со старшим – Ярославом, который совсем отбился от рук и, не окончив четвертого класса, навсегда покинул гимназию (1898).
Может быть, это был и не совсем добровольный уход, а следствие его участия в уличных беспорядках 1897 года, когда вражда между чешским и немецким населением Праги вылилась в открытое столкновение – настоящие сражения бунтующих чехов с полицией и правительственными войсками.
Разумеется, без непосредственного участия Гашека эти события никак не могли обойтись. О своих “героических деяниях” в те дни он рассказал в юмореске “Двадцать лет тому назад”.
.Конечно, пятнадцатилетний Гашек не был еще сознательным борцом за национальные права чешского народа, но тот дух протеста и возмущения, каким были насыщены улицы Праги, не мог не сказаться и на настроениях подростков, особенно из предместий, где нужда, голод и теснота убогих жилищ уже сами по себе были достаточной почвой для недовольства.
Итак, с гимназией было покончено. Улица в полном распоряжении Гашека, а он – в распоряжении улицы. Свобода!.. Но мать была не в состоянии одна прокормить семью, и как ни любила она своего первенца, пришлось заставить его работать.
После долгих поисков матери удалось устроить Ярослава учеником в аптеку. Работа в аптеке каждый день давала наблюдательному юноше богатейший жизненный материал. Сюда приходили не только жители Праги, но и близлежащих сел.
Колоритные типы, занимательные истории, рассказываемые посетителями, – все это откладывалось з сознании будущего писателя и нашло себе место в ряде его юморесок (“В старой аптеке”, “Настой ромашки”, “Снадобье для коровушек”).
Но в аптеке Ярослав долго не задержался: однажды он не очень почтительно подшутил над своим хозяином, и тот быстро от него избавился.
Детские годы не прошли бесследно для творчества писателя. Не раз снова и снова воскресали они в его рассказах.
В цикле юморесок о детских играх – “Как Балушка научился врать”, “Предательство Балушки”, “Последний день Фолиманки” – Гашек с мягким юмором и снисходительной усмешкой рассказывает о “кровавых сражениях” между ребятами из пригородов Праги – Подскалья, раскинувшегося по правому берегу Влтавы, и Смихова – с левого берега реки. Их “битвы”, “военные советы”, расправа с “пленными” – все это воплощено в живых, ярких сценах, раскрывающих характеры детей и их бьющую через край энергию, которая не находила себе применения в школе.
Мнение Гашека о тогдашних школах было более чем неблагоприятным. О них он пишет уже без ласковой усмешки и снисходительности.
В рассказах “Урок закона божьего”, “Бунт третьеклассников”, “Сон четвероклассника Папоушка” он выступает как судья и обличитель.
Образы учителей в них – это сатирические образы носителей того духа схоластики и бездумной зубрежки, который был ему так ненавистен. Писатель обличает их и как тиранов, подавляющих личность ребенка, уродующих его психику.
В свое время Гашек и сам пережил немало такого же рода детских трагедий, как и его маленькие герои. Поэтому и удалось ему так правдиво и проникновенно воспроизвести их психологию. Поэтому так убедителен и его гротеск при изображении тиранов-учителей.
Рассказы о детях писались Гашеком в 1910-1917 годах, когда он был уже зрелым мастером-сатириком. Но его сатирические рассказы – в то же время и воспоминания, воссоздающие как обстановку, в которой проходило детство писателя, так и его собственный облик юного бунтаря.
Источники:
- Гашек Ярослав Марафонский бег. Избранное. Пер. с чешек. Илл. Е. А. Ведерникова. М., “Молодая гвардия”, 1973. 352 с.Аннотация:В апреле 1973 года исполняется 90 лет со дня рождения выдающегося чешского писателя-сатирика Ярослава Гашека.В эту книгу вошли рассказы и юморески разных лет, а тШк-же роман “Приключения бравого солдата Швейка во время мировой войны” (в сокращении).Первая часть рассказов воссоздает обстановку, в которой проходило детство писателя. Гашек с юмором и снисходительной усмешкой раскрывает характеры ребят и их бьющую через край энергию и, как судья, выступает против учителей, обличая их как тиранов, подавляющих личность ребенка. В сатирических рассказах Гашек обличает австрийскую военщину (“Фуражка пехотинца Трунца”), верхушку буржуазного общества с ее фальшивой благотворительностью (“Суп для бедных детей”), лживой моралью (“Катастрофа на шахте”, “Над озером Балатон”).В первую мировую войну Гашек военнопленным попал в Россию и пробыл в ней пять лет, сражаясь в рядах Красной Армии. Этот период отражен в фельетонах “Из дневника уфимского буржуя”. “Дневник попа Мал юты” и др.
(Пока оценок нет)
Источник: https://ege-essay.ru/biografiya-yaroslav-gashek/
Ярослав Гашек. Биография и обзор творчества
Ярослав Гашек. Биография и обзор творчества
(1883—1923)
Имя Ярослава Гашека хорошо известно миллионам советских читателей. Замечательный юморист и сатирик, создатель неумирающего образа Швейка, он пользуется заслуженной известностью.
Ярослав Гашек родился в Праге, в семье преподавателя гимназии, ставшего позднее служащим в банке. Он рано лишился отца, умершего, когда будущему писателю было тринадцать лет.
Гашек учился в гимназии, потом стал учеником в аптеке. Несколько позже он поступил в коммерческое училище и окончил его. Проработав некоторое время в банке, он оставил его и целиком посвятил себя литературе. В начале 900-х годов в различных газетах и журналах стали появляться его многочисленные рассказы, фельетоны, статьи, которые он нередко печатал под разными псевдонимами.
Гашек много странствовал по Чехии, Словакии, Австрии, Венгрии, Германии, это давало ему огромный материал для жизненных наблюдений.
Гашек обладал исключительной работоспособностью и за свою сравнительно короткую жизнь написал свыше 1200 произведений: рассказов, статей, фельетонов, юморесок, стихов.
Большую роль в жизни Гашека сыграла первая мировая война. Мобилизованный в ряды австро-венгерской армии, Гашек не собирался драться за интересы своих угнетателей. Подобно тысячам одетых в австрийскую форму чехов, Гашек при первой возможности добровольно сдался в плен русским.
Годы, проведенные в России, явились для него временем напряженной политической деятельности. Под воздействием Октябрьской социалистической революции, являясь свидетелем великих исторических событий, Гашек вступает в ряды партии большевиков.
Как коммунист он принимает активное участие в гражданской войне. Находясь в войсках Восточного фронта, Гашек вместе с частями Красной Армии прошел боевой путь от Урала до Иркутска.
Он работал в политотделах воинских частей, был пропагандистом, редактировал армейские газеты и сам активно сотрудничал в них.
Ряд своих произведений Гашек пишет на русском языке и печатает в русских изданиях.
В 1920 г. Гашек возвращается в Чехословакию. Буржуазная печать не замедлила обрушиться на него с нападками и клеветой. Писателя обвинили в «измене», в «предательстве», называли «советским комиссаром» и «чекистом».
Последние годы Гашек проводил в упорной работе над романом «Похождения бравого солдата Швейка». Он умер всего 39 лет от роду, так и не успев закончить свою лучшую книгу.
Многочисленные рассказы, юморески, фельетоны Гашека охватывают самые разнообр!азные стороны жизни. Они не одинаковы по своему тону. Во многих произведениях Гашек выступает только как юморист. Он ставит перед собой задачу рассмешить читателей, рассказать им что-нибудь интересное, забавное.
Таков, например, его известный рассказ «Футбольный матч», в котором в комической форме повествуется о футбольных страстях и болельщиках футбола.
Пользуясь приемами гиперболы и гротеска, Гашек рассказывает о том, как во время футбольного матча между командами двух соперничающих городов «гохштадтцы защищались отчаянно, и в общей свалке им удалось повеслть капитана тиллигенцев на перекладине ворот гохштадтцев».
Забавен рассказ «Марафонский бег», герой которого, спасаясь бегством от отца своей невесты, оказывается «победителем» марафонского пробега.
В таком же комическом плане были написаны рассказы «Из хроники провинциального города», «Восхождение на Мо-зерншпице» и др.
Но наряду с юмористическими произведениями у Гашека все чаще начинают появляться сатирические рассказы, в которых остро критиковались социальные пороки, уродливые явления окружающей жизни. Злейшей сатирой на Австро-Венгерскую монархию является рассказ «Повесть о портрете императора Франца-Иосифа».
Мирный торговец писчебумажными принадлежностями Петишка торговал портретами императора Франца-Иосифа, не имевшими сбыта, и сделал им соответствующую рекламу — повесил один портрет в окне лавки и написал: «Наш престарелый монарх распродается в настоящее время вместо 15 крон всего только за 2 кроны».
Последствия для Петишки оказались роковыми. Он предстал перед военным судом.
В сатирических тонах описываются немецкие властители в рассказе «Дело государственной важности».
Здесь Гашек рассказывает о том, как впавший в слабоумие владетельный князь Оксенгаузен остается на престоле, а профессора, установившего его идиотизм, сажают в тюрьму.
Дикость законов Австро-Венгерской империи осмеивается в рассказах «Австрийская таможня», «Наследство Шафране-ка», «По следам убийцы» и многих других.
Другая большая группа сатирических рассказов Гашека направлена против религии, против церковников.
Гашек разоблачает деятельность духовенства, убедительно показывает, что в основе ее лежит стремление к наживе. Таков его рассказ «Поп и мулла».
Сжигаемый жаждой наживы, мулла заявляет, что аллах — вовсе не бог. Не отстает от него и христианский священник, готовый на все, чтобы приобрести породистую козу.
В ряде рассказов Гашек резко осуждает социальную несправедливость, угнетение бедных богатыми. Здесь показателен рассказ «История поросенка Ксавера». Пользуясь методом контраста, Гашек противопоставляет беспечальное существование поросенка Ксавера, принадлежащего помещику, жизни сына бедняка, больного, оставленного без присмотра, так как его отец должен ухаживать за поросенком.
Тема эксплуатации остро поставлена в «Юбилее служанки Анны». Пятьдесят лет проработала служанка Анна в семье советницы Тиховой. За это время она воспитала два поколения, экономила каждый хозяйский грош, никогда не танцевала, не посещала театра, не читала других книг, кроме молитвенника.
Значительное число обличительных рассказов Гашека посвящено деятельности буржуазных партий.
Система выборов, основанная на клевете, обмане и подкупе, показана в «Злоключениях избирателя», а также в рассказе «Как Цетличка участвовал в выборах».
Продажность социал-демократических лидеров, их грязные сделки с другими партиями великолепно освещены во «Втором туре выборов в Вышеграде». Лидеры буржуазных партий осмеиваются в фельетоне «Д-р Карел Крамарж».
Во многих произведениях писатель высмеивает систему школьного образования, критикует школьных учителей, развращающих своих учеников. Злой сатирой на такого «учителя» является образ учителя Швольбы («Родители и дети»). Он задает ученикам домашние сочинения, в которых дети должны рассказать о пороках своих родителей.
Вторая тема рассказов Гашека — фальшь мещанской семьи, построенной на лицемерии и обмане.
Нельзя не отметить фельетоны Гашека, написанные на русском языке. Они создавались в суровые годы гражданской войны в России и посвящены актуальным событиям того времени. В фельетоне «Из дневника уфимского буржуя» автор высмеивает панические слухи, распускаемые о коммунистах и о Красной Армии.
Разоблачению спекулянтов посвящен фельетон «Об уфимском разбойнике, лавочнике Булаку« лине». Ярослав Гашек вскрывает реакционную роль духовенства, находящегося на службе у белых.
Христовы воители во ими бога устраивают погромы, убивают беззащитных, но бегут перед Красной Армией («Дневник попа Малюты»),
Б своем большинстве рассказы Гашека невелики по объему. Многие из них написаны от первого лица — участника или свидетеля происходящих событий. Писатель часто употребляет прямую речь, что является одним из характерных приемов его повествования. В рассказах много действия и сравнительно мало описаний. Редко встречаются пейзажные зарисовки.
Среди сатирических средств, употребляемых автором, весьма распространенным является прием пародии. Высмеивая то или иное явление, Гашек пародирует стиль, форму, жаргонные обороты речи.
Блестящим образцом пародии может служить его рассказ «Осиротевшее дитя и его таинственная мать», в котором пародируются слащавые слезливо-сентиментальные истории, появлявшиеся в периодической печати.
Гашек часто прибегает к гротеску, не боится преувеличений. Гиперболизм и фантастика в его рассказах способствуют выявлению жизненной правды.
(_) Крупнейшим произведением Гашека является роман «Похождения бравого солдата Швейка». К образу Швейка он обращался в своих более ранних произведениях. Еще в 1912 г.
в Праге вышла его повесть «Бравый солдат Швейк перед войной», в которой мы встречаем Швейка, проходящего военную службу в австрийской армии около итальянской границы.
Он принимает участие в маневрах, переходит государственную границу, захватывает у итальянцев пушку и доставляет ее в лагерь австрийских войск.
Уже здесь писатель, рисуя образ своего героя, намечал его характерные черты. Швейк — неисправимый оптимист, он вечно улыбается. Приказы начальства он выполняет неукоснительно и буквально, вплоть до того, что, когда ему приказывают «лететь ко всем чертям», — он с честью выполняет и это поручение.
Второй раз к образу Швейка Гашек обращается в годы первой мировой войны. Находясь в России, писатель публикует в выходившей в Киеве чешской газете «Чехословак» повесть «Бравый солдат Швейк в плену».
В ней усиливались нападки на Австро-Венгерскую империю. И наконец, Гашек снова, в третий раз, берется за эту тему в «Похождениях бравого солдата Швейка».
Действие романа развертывается перед первой мировой войной и в начале войны.
Образ Швейка — образ сложный; он дается в развитии. С самых первых страниц романа Швейк предстает перед нами человеком хитрым, но недалеким, любящим рассказывать всевозможные истории и анекдоты. Ему не чужды заблуждения, характерные для чешского мещанства той поры. Он, например, верноподданнически настроен по отношению к австрийскому императору.
Однако по ходу действия образ Швейка претерпевает значительные изменения, а книга приобретает все более сатирический, социально-разоблачительный характер. В высказываниях Швейка все больше начинает звучать народная мудрость, а действия и поступки его не только отличаются изумительной находчивостью, но и способствуют обличению произвола и всевозможных злоупотреблений.
Для правильного понимания образа Швейка очень много дают статьи Ю. Фучика. Ю. Фучик подчеркивает, что Швейк — в первую очередь «тип критический», что образ его помогает осмеянию понятий буржуазного мира, его устоев и морали.
Вместе с этим Фучик указывает, что Швейк — тип общественный, а не книжный, и видит заслугу Гашека в том, что он сумел гениально разглядеть этот тип в жизни и поместить в такую обстановку, в которой проявились основные черты его характера.
Связь Швейка с народом, с жизнью определяет огромное зйачение его образа. Швейк не революционер, но у него народный, здравый смысл. И этот здравый смысл не хочет мириться с навязанной ему ненужной войной. Чтобы доказать дикость и мракобесие существующего режима, Гашек прибегает к оригинальному художественному приему.
Он заставляет Швейка буквально выполнять все многочисленные приказы, законы и постановления и тем выявляет их абсурдность. Гашек заставляет Швейка рассказывать бесконечные истории, имеющие прямое отношение к обсуждаемому вопросу. Чаще всего это необыкновенные происшествия, оканчивающиеся неожиданным, нелепым финалом.
Назначение этих историй — выяснить, подчеркнуть нелепость происходящих подлинных событий.
Заставляя действовать своего героя подобным образом, Гашек превращает образ Швейка в оружие сатиры, зло обличающей гнет и насилие Австро-Венгерской монархии.
Если поведение Швейка вначале, как указывает Фучик, — «самозащита против неистовства империализма», то затем эта защита перерастает в нападение.
«Своей пародией на послушание, своей простонародной шуткой Швейк подрывает с таким трудом создаваемую реакционерами силу их власти; он, как червь, точит реакционный строй и вполне активно — хотя не всегда вполне сознательно — помогает ломать здание гнета и произвола».
В романе представлен широчайший политический фон, создана целая галерея лиц, являющихся типичными представителями прогнившего императорского режима.
Необыкновенно красочно нарисованы образы бездушных врачей-чиновников, с которыми приходится сталкиваться Швейку. Особенно зловещее впечатление производит образ старшего военного врача Баутце. «Это был неумолимый человек, видевший во всем жульнические попытки избавиться от военной службы — от фронта, пуль и шрапнелей.
Известным его выражением было: «Весь чешский народ — банда симулянтов».
За десять недель своей деятельности он из одиннадцати тысяч граждан десять тысяч девятьсот девяносто девять признал симулянтами и поймал бы на удочку и одиннадцатитысячного, если бы последнего не хватил удар в тот самый момент, когда доктор на него заорал: «Повернитесь!» — «Уне-, сите этого симулянта, — сказал Баутце, когда удостоверился, что тот умер».
Злому осмеянию подвергается в романе религия. Ее представителем выступают фельдкураты1 Отто Кац, Лещина и Мартинец. Необыкновенно выразительна фигура Отто Каца, пьяницы и игрока, который проигрывает своего денщика Швейка в карты.
Множеством лиц представлено австрийское командование. «Болваном, достойным преклонения» выступает полковник Фридрих Краус фон Циллергут, который был так глуп, что офицеры еще «издалека старались обойти его на улице».
Но наряду с глупостью полковник отличается садистской жестокостью. «К чему возить сюда пленных? — брюзжал он. — Перестрелять их всех без пощады! Плясать среди трупов! А в Сербии сжечь всех до последнего, и военных и невоенных.
Детей прикончить штыками».
Не менее колоритны фигуры генерал-инспектора, любимым коньком которого является организация отхожих мест, полковника Шредера, больше всего боящегося попасть на фронт, генерал-майора Цварцбурга, запрещающего солдатам думать.
Ничуть не лучше средний и низший офицерский состав. Вот подпоручик Дуб, злобствующий бюрократ, формалист и склочник. Под стать ему и кадет Биглер.
Роман Гашека динамичен, насыщен действием. Таковы прежде всего похождения и приключения самого Швейка. В романе много комических монологов. К монологам обычно прибегает Швейк. Это чаще всего те самые истории, которые являются параллелями к тому или иному происшествию.
Палитра Гашека отличается густыми, яркими красками. Писатель любит прибегать к преувеличениям, к гротеску. Язык романа — яркий, сочный, изобилующий пословицами, поговорками, народными выражениями. В нем богато представлена стихия чешской народной речи.
Источник: http://www.winstein.org/publ/25-1-0-1097