Омар Хайям. Биография кумира
«… Несмотря на то что самого автора уже давно нет, вернее нет его тела, его поэзия до сих пор будоражит людские души, заставляя их просыпаться.
Люди что-то чувствуют, а что, не могут понять. Их тянет к его стихам. Недаром о стихах Омара Хайяма говорят, что они не знают ни временных, ни национальных границ, волнуют мысли людей, заставляя их задуматься о смысле своей жизни».
Анастии Новых «Сэн Сэй»
Многие из пользователей интернета и в особенности те, кто зарегистрирован в социальных сетях, встречали удивительные четверостишия о жизни — рубаи.
Самим знаменитым и популярным в мире поэтом рубаи является Омар Хайям, биография которого — удивительная история, достойная отдельного рассказа. Его четверостишия полные юмора и жизненной мудрости, дерзости к великим мира сего, рассказывают об отношении к жизни и любви к женщине.
Удивительную историю жизни Омара Хайяма я встретила в книге Анастии Новых «Сэн Сэй. Исконный Шамбалы. Часть IV».
Я уже несколько раз в своих постах упоминала эту книгу. Скажу для тех, кто ей заинтересовался: в книге можно найти не только интересные факты из жизни знаменитых людей.
В ней также собрано много информации для ума и для души, и практически дана система действий для тех, кто хочет стать Человеком.
Для всех, кто заинтересовался этой книгой, предлагаю ее скачать в электронном виде. В инете cкачивание бесплатное.
Омар Хайям. Удивительная биография гения
Родился Гиясаддин Абу-ль-Фатх Омар иби Ибрахим Хайям Нишапури 18 мая 1048 года в Нишапуре (современный Иран). Своими открытиями в разных отраслях науки он опередил время, в котором жил.
Даже современники преклоняются перед гением этого человека.
Уже в двадцать пять лет Омар стал автором научных трактатов по философии, истории, астрономии, медицине, геометрии, алгебре, физике, арабской литературе и языку.
Омара Хайяма (1048 — 1131 г.г.) называли настоящим учёным с большой буквы. Почти все современники поэта уважительно называли его «Царём философов Востока и Запада», «Ученейшим мужем века», «доказательством Истины». Но главным прозвищем, которое подчёркивало его суть, было «Мудрец, взрастивший в сердце росток Любви Живой».
Чтобы понять весь гений этого человека, предлагаю вам почитать небольшой отрывок из книги Анастии Новых «Сэн Сэй. Исконный Шамбалы. Часть IV». Думаю, пересказывание будет лишним. Под впечатлением от книги и рассказа об этом гении, боюсь потерять хотя бы одно предложение из написанного.
«Омар Хайям смог внести огромный вклад в развитие людской науки, сделав ряд важнейших открытий в области математики, астрономии, физики… Он впервые в
истории развития математических дисциплин этой цивилизации дал полную классификацию всех видов уравнений, в том числе линейных, квадратных, кубических. Разработал систематическую теорию решения кубических уравнений, обосновал теорию решения алгебраических уравнений.
Кроме того разработал математическую теорию музыки. Описал метод извлечения любой степени из целых чисел. Я уже не говорю за остальные теории и формулы, которые Омар Хайям предоставил миру, касающиеся не только математики и астрономии, но и особенно физики.
Это были как раз те знания, которые намного бы ускорили процесс постижения человечеством научных дисциплин и, соответственно, в вековом соотношении гораздо бы приблизили научно-технический прогресс данной цивилизации, минуя эпохи «темноты» и «эгоистических суеверий».
Но увы, люди остаются людьми…
Более того, в те времена Омар Хайям слыл величайшим астрономом своего времени. И если бы все его трактаты по этой дисциплине дошли до современных учёных, то сейчас бы люди, благодаря этим знаниям, продвинулись в науке далеко вперёд, ибо в его работах имеются знания, которые нынешними астрономами, со всем их новейшим оборудованием, ещё не открыты…
Именно Омару было доверено строительство крупнейшей в то время в мире обсерватории в Исфахане. Она была построена по чертежам Омара и впоследствии им же и возглавлена. Омар подобрал хороший коллектив.
Официально ему было поручено разработать новый календарь, что он с успехом и выполнил.
Но параллельно этой работе Омар не только усовершенствовал оборудование наблюдения, разработав зеркальный телескоп, он вывел астрономические таблицы «Зинджи Малик-шахи» (названные им в честь Малик-шаха, как тогда было принято).
Но и самое главное — он сделал то, что было совершенно неординарно для того времени: объединил физику и астрономию в формулах и законах, которые даже на сегодняшний день остаются не только актуальными, но и во многом неизвестными современным учёным. Чего только стоит его описание так называемой ныне «тёмной материи», до сути которой учёные до сих пор не могут докопаться».
Ну, и конечно же, дорогие друзья, предлагаю вам послушать удивительные стихи Омара Хайяма. Согласитесь, что биография такого гения просто обязывает преклониться и уделить не стареющим истинам несколько наших драгоценных минут.
Кстати, многие его рубаи увидели свет благодаря Эдварду Фицджеральду, английскому поэту, который жил в 18 столетии и стал известен переводами четверостиший Омара Хайяма.
Как и многие другие, я об этом человеке-легенде знала очень мало: скудные факты из Википедии смогли рассказать только то, что это гениальный персидский математик, астроном и поэт. Читая историю жизни Омара Хайяма, я поняла почему мне всегда так нравилось творчество этого несправедливо забытого поэта.
Перед тем, как опубликовать этот материал, я долго подбирала видео со стихами. После прослушивания нескольких роликов на душе спокойно, кажется умиротворение и мудрость передались через века. Желаю всем такого душевного состояния, дорогие друзья. И до встречи на литературных страничках блога.
Источник: https://ymadam.ru/omar-xajyam-biografiya.html
Биография Омара Хайяма
Сообщение на тему:
Биография
Омара
Хайяма
Выполнил:
ученик 10 класса А
Зарипов Артём
Гиясаддин Абу-ль-Фатх Омар ибн Ибрахим аль-Хайям Нишапури
(перс.
غیاث الدین ابوالفتح عمر بن ابراهیم خیام نیشابورﻯ;
18 мая 1048
, Нишапур — 4 декабря 1131[1]
, там же) — выдающийся персидский поэт, математик, астроном, астролог, философ.
Омар Хайям знаменит во всём мире своими четверостишиями «рубаи». В алгебре он построил классификацию кубических уравнений и дал их решения с помощью конических сечений. В Иране Омар Хайям известен также созданием более точного по сравнению с европейским календаря, который официально используется с XI века.
Имя
В имени отображены сведения о жизни поэта.
- غیاث الدین
Гийяс Оддин — «Плечо веры», означает знание Корана
. - ابوالفتح عمر بن ابراهیم
Абульфатх Омар ибн Ибрагим — кунья. «Абу» — отец, «Фатх» — завоеватель, «Омар» — жизнь, Ибрагим — имя отца. - خیام
Хайям — прозвище, лакаб — «палаточный мастер», ссылка на ремесло отца. От слова «хайма» — палатка, от этого же слова происходит старорусское «хамовник» — текстильщик. - نیشابورﻯ
Нишапури — ссылка на родной город Хайяма — Нишапур
.
Биография
Уроженец города Нишапура в Хорасане (ныне иранская провинция Хорасан-Резави
).
Омар был сыном палаточника, также у него была младшая сестра Аиша. В 8 лет знал Коран по памяти, глубоко занимался математикой, астрономией, философией. В 12 лет Омар стал учеником Нишапурского медресе
.
Он блестяще закончил курс по мусульманскому праву и медицине, получив квалификацию хакима, то есть врача. Но медицинская практика мало интересовала Омара.
Он изучал сочинения известного математика и астронома Сабита ибн Курры
, труды греческих математиков.
Детство Хайяма пришлось на жестокий период сельджукского завоевания Центральной Азии. Погибло множество людей, в том числе значительная часть учёных. Позже в предисловии к своей «Алгебре» Хайям напишет горькие слова:
Мы были свидетелями гибели учёных, от которых осталась небольшая многострадальная кучка людей. Суровость судьбы в эти времена препятствует им всецело отдаться совершенствованию и углублению своей науки.
Большая часть тех, которые в настоящее время имеют вид учёных, одевают истину ложью, не выходя в науке за пределы подделки и лицемерия.
И если они встречают человека, отличающегося тем, что он ищет истину и любит правду, старается отвергнуть ложь и лицемерие и отказаться от хвастовства и обмана, они делают его предметом своего презрения и насмешек.
Картина «На могиле Омара Хайяма»
В возрасте шестнадцати лет Хайям пережил первую в своей жизни утрату: во время эпидемии умер его отец, а потом и мать. Омар продал отцовский дом и мастерскую и отправился в Самарканд
.
В то время это был признанный на Востоке научный и культурный центр.
В Самарканде Хайям становится вначале учеником одного из медресе, но после нескольких выступлений на диспутах он настолько поразил всех своей учёностью, что его сразу же сделали наставником.
Как и другие крупные учёные того времени, Омар не задерживался подолгу в каком-то городе. Всего через четыре года он покинул Самарканд и переехал в Бухару
, где начал работать в хранилищах книг. За десять лет, что учёный прожил в Бухаре, он написал четыре фундаментальных трактата по математике.
В 1074 году его пригласили в Исфахан
, центр государства Санджаров, ко двору сельджукского султана Мелик-шаха I
. По инициативе главного шахского визиря Низам аль-Мулька Омар становится духовным наставником султана.
Кроме того, Малик-шах назначил его руководителем дворцовой обсерватории, одной из крупнейших. Он не только продолжал занятия математикой, но и стал известным астрономом. С группой учёных он разработал солнечный календарь, более точный, чем григорианский
.
Составил «Маликшахские астрономические таблицы», включавшие небольшой звездный каталог [2]
. Однако в 1092 году
, со смертью покровительствовавшего ему султана Мелик-шаха и визиря Низам ал-Мулка, исфаханский период его жизни заканчивается.
Обвинённый в безбожном вольнодумстве
, поэт вынужден покинуть сельджукскую столицу.
О последних часах жизни Хайяма известно со слов его младшего современника — Бехаки, ссылающегося на слова зятя поэта.
Однажды во время чтения «Книги об исцелении» Абу Али ибн Сины Хайям почувствовал приближение смерти (а было тогда ему уже за восемьдесят). Остановился он в чтении на разделе, посвященном труднейшему метафизическому вопросу и озаглавленному «Единое во множественном», заложил между листов золотую зубочистку, которую держал в руке, и закрыл фолиант.
Затем он позвал своих близких и учеников, составил завещание и после этого уже не принимал ни пищи, ни питья. Исполнив молитву на сон грядущий, он положил земной поклон и, стоя на коленях, произнёс: «Боже! По мере своих сил я старался познать Тебя. Прости меня! Поскольку я познал Тебя, постольку я к Тебе приблизился». С этими словами на устах Хайям и умер.
Также есть свидетельство о последних годах жизни поэта, оставленное автором «Четырёх бесед»:
В году 1113 в Балхе, на улице Работорговцев, в доме Абу Саида Джарре остановились ходжа имам Омар Хайям и ходжа имам Музаффар Исфизари, а я присоединился к услужению им.
Во время пира я услышал, как Доказательство Истины Омар сказал: «Могила моя будет расположена в таком месте, где каждую весну ветерок будет осыпать меня цветами». Меня эти слова удивили, но я знал, что такой человек не станет говорить пустых слов.
Когда в 1136 я приехал в Нишапур, прошло уже четыре года с тех пор, как тот великий закрыл свое лицо покрывалом земли, и низкий мир осиротел без него. И для меня он был наставником. В пятницу я пошел поклониться его праху взял с собой одного человека, чтобы он указал мне его могилу.
Он привел меня на кладбище Хайре, повернул налево у подножия стены, огораживающей сад, и я увидел его могилу. Грушевые и абрикосовые деревья свесились из этого сада и, распростерши над могилой цветущие ветви, всю могилу его скрывали под цветами.
И пришли мне на память те слова, что я слышал от него в Балхе, и я разрыдался, ибо на всей поверхности земли и в странах Обитаемой четверти я не увидел бы для него более подходящего места. Бог, Святой и Всевышний, да уготовит ему место в райских кущах милостью своей и щедростью!
Рубаи
Хайям известен благодаря своим четверостишиям — мудрым, полным юмора, лукавства и дерзости рубаи
. Долгое время был забыт, но его творчество стало известным европейцам в новое время благодаря переводам Эдварда Фицджеральда
.
Не спрашивают мяч согласия с броском. По полю носится, гонимый Игроком. Лишь Тот, Кто некогда тебя сюда забросил, —
Тому все ведомо, Тот знает обо всем.
Научная деятельность
Гробница
Омара Хайяма в Нишапуре
, Иран
Хайяму принадлежит «Трактат о доказательствах проблем ал-джебры и ал-мукабалы». В его первых главах Хайям излагает алгебраический метод решения квадратных уравнений
, описанный ещё ал-Хорезми
.
В следующих главах он развивает геометрический метод решения кубических уравнений
, восходящий к Архимеду
: неизвестное в этом методе строилось как точка пересечения двух подходящих конических сечений
.
Хайям привёл обоснование этого метода, классификацию типов уравнений, алгоритм выбора типа конического сечения, оценку числа (положительных) корней и их величины. К сожалению, Хайям не заметил, что кубическое уравнение может иметь три положительных вещественных корня.
До явных алгебраических формул Кардано Хайяму дойти не удалось, но он высказал надежду, что явное решение будет найдено в будущем.
В «Трактате об истолковании тёмных положений у Евклида», написанном около 1077 года
, Хайям рассматривает иррациональные числа как вполне законные, определяя равенство двух отношений как последовательное равенство всех подходящих частных в алгоритме Евклида
. В этой же книге Хайям пытается доказать пятый постулат Евклида
, исходя из более очевидного его эквивалента: две сходящиеся прямые должны пересечься.
Хайям предложил также новый календарь — более точный, чем юлианский и даже григорианский
. Вместо цикла «1 високосный на 4 года» (юлианский) или «97 високосных на 400 лет» (григорианский) он выбрал соотношение «8 високосных на 33 года».
Другими словами, за период из 33 лет будет 8 високосных лет и 25 обычных. Этот календарь точнее всех других известных соответствует году весенних равноденствий
.
Проект Омара Хайяма был утверждён и лёг в основу иранского календаря
, который действует в Иране в качестве официального с 1079 года[3]
.
Учениками Хайяма были такие учёные, как ал-Асфизари и ал-Хазини
.
Источник: http://MirZnanii.com/a/118624/biografiya-omara-khayyama
Омар Хайям: биография. Омар Хайям: интересные факты из жизни
Новости и общество 28 сентября 2015
Омар Хайям, краткая биография которого представлена в этой статье, родился в Нишапуре 18 мая 1048 года. Нишапур находится на востоке Ирана, в культурной провинции Хорасан.
Этот город был местом, куда на ярмарку съезжались многие люди из различных районов Ирана и даже из соседних стран. Кроме того, Нишапур считается одним из главных культурных центров того времени в Иране.
В городе с 11 века действовали медресе – школы высшего и среднего типа. В одной из них учился и Омар Хайям.
Биография на русском языке предполагает перевод имен собственных. Однако иногда читателям требуется и английский вариант, например, когда нужно найти материалы на английском. Как же перевести: “Омар Хайям: биография”? “Omar Khayyam: biography” – правильный вариант.
Детство и юность Хайяма
К сожалению, сведений о них недостаточно, как и сведений о жизни многих известных людей древних времен. Биография Омара Хайяма в детские и юношеские годы отмечена тем, что он жил в Нишапуре. Не сохранилось сведений о его семье.
Прозвище Хайям, как известно, означает “палаточный мастер”, “палаточник”. Это позволяет исследователям сделать предположение о том, что отец его являлся представителем ремесленных кругов.
Семья, во всяком случае, располагала средствами, достаточными для того, чтобы предоставить своему сыну приличное образование.
Обучением отмечена дальнейшая его биография. Омар Хайям сначала постигал науки в Нишапурском медресе, который в то время был известен как аристократическое учебное заведение, которое готовило для государственной службы крупных чиновников. После этого Омар продолжил образование в Самарканде и Балхе.
Знания, полученные Хайямом
Он владел множеством естественных и точных наук: геометрией, математикой, астрономией, физикой.
Также Омар специально изучал историю, корановедение, теософию, философию и комплекс филологических дисциплин, который входил в понятие образованности в то время.
Он знал арабскую литературу, владел в совершенстве арабским языком, а также знал основы стихосложения. Омар был искусен во врачевании и астрологии, а также изучал теорию музыки.
Хайям великолепно знал наизусть Коран, мог истолковать любой аят. Поэтому даже самые видные теологи Востока обращались к Омару за консультациями. Идеи его, однако, не вписывались в ислам в ортодоксальном его понимании.
Видео по теме
Первые открытия в области математики
Первыми открытиями в области математики отмечена дальнейшая его биография. Омар Хайям сделал эту науку основным направлением своих занятий. В возрасте 25 лет он совершает первые открытия в математике. В 60-е годы 11 века он издает труд по этой науке, который приносит ему славу выдающегося ученого. Меценатствующие правители начинают оказывать ему покровительство.
Жизнь при дворе Хакана Шамс ал-Мулка
Правители 11 века соревновались друг с другом в блеске свиты. Они переманивали образованных царедворцев. Самые влиятельные просто требовали ко двору прославившихся поэтов и ученых. Не обошла эта участь и Омара. Службой при дворе была отмечена и его биография.
Омар Хайям сначала вел свою научную деятельность при дворе принца Хакана Шамс ал-Мулка, в Бухоре. Согласно свидетельствам летописцев 11 века, бухарский правитель окружил почетом Омара и даже сажал его на трон рядом с собой.
Приглашение в Исфахан
К этому времени выросла и утвердилась империя Великих сельджуков. Тугулбек, сельджукский правитель, в 1055 году завоевал Багдад. Он объявил себя владыкой новой империи, султаном. Халиф утратил власть, и это ознаменовало собой эпоху культурного расцвета, названную восточным Возрождением.
Эти события отразились и на судьбе Омара Хайяма. Новым периодом продолжается его биография. Омар Хайям в 1074 году был приглашен к царскому двору на службу в город Исфахан. В это время правил султан Малик-шах.
Этот год ознаменовался началом 20-летнего периода его плодотворной научной деятельности, по достигнутым результатам оказавшейся блестящей.
В это время город Исфахан являлся столицей сельджукской державы, которая простиралась от Средиземного моря до границ Китая.
Жизнь при дворе Малик-шаха
Омар стал почетным приближенным великого султана. По легенде, Низам ал-Мулк даже предложил ему управлять Нишапуром и прилегающей областью. Омар сказал, что не умеет запрещать и приказывать, что необходимо для управления людьми. Тогда султан назначил ему жалование в 10 тыс. золотых динаров в год (огромная сумма) для того, чтобы Хайям смог беспрепятственно заниматься наукой.
Управление обсерваторией
Хайяма пригласили управлять дворцовой обсерваторией. Султан собрал лучших астрономов у себя при дворе и выделил большие суммы для приобретения дорогостоящего оборудования. Перед Омаром была поставлена задача создать новый календарь.
В 11 веке в Средней Азии и Иране одновременно существовало 2 системы: солнечный и лунный календари. Обе они были несовершенны. К марту 1079 года задача была решена.
Предложенный Хайямом календарь был на 7 секунд точнее действующего сегодня григорианского (разработанного в 16 веке)!
Омар Хайям вел в обсерватории астрономические наблюдения. В его эпоху астрономия была тесно связана с астрологией, которая в Средние века являлась наукой практической необходимости. И Омар входил в свиту Малик-шаха в качестве его советника и астролога. Слава его как прорицателя была весьма велика.
Новые достижения в математике
При дворе в Исфахане Омар Хайям занимался также математикой. В 1077 году он создал геометрический труд, посвященный истолкованию трудных положений Евклида.
Впервые он дал исчерпывающую классификацию главных видов уравнений – кубических, квадратных, линейных (всего 25 видов), а также создал теорию решения уравнений кубических.
Именно он впервые поставил вопрос о связи науки геометрии с алгеброй.
Долгое время книги Хайяма были неизвестными европейским ученым, которые создавали неевклидовую геометрию и новую высшую алгебру. И им пришлось заново пройти нелегкий и долгий путь, который за 5-6 столетий до них уже был проложен Хайямом.
Занятия философией
Хайям занимался также проблемами философии, изучая научное наследие Авиценны. Он перевел на фарси с арабского языка некоторые его сочинения, проявив новаторство, так как в это время роль языка науки играл арабский язык.
Первый философский трактат его был создан в 1080 году (“Трактат о бытии и долженствовании”). Хайям заявил, что он является последователем Авиценны, а также высказал суждения об исламе с позиций восточного аристотелианства.
Омар, признавая существование бога в качестве первопричины сущего, утверждал, что конкретный порядок вещей определяется законами природы, это вовсе не результат божественной мудрости. Эти взгляды сильно расходились с мусульманской догматикой.
В трактате они были изложены конспективно и сдержанно, эзоповым языком иносказаний и недомолвок. Гораздо более смело, порой вызывающе дерзко, антиисламские настроения выражал в поэзии Омар Хайям.
Биография: стихи Хайяма
Стихи он писал только рубаи, т.е. четверостишия, в которых рифмовались 1-я, 2-я, 4-я или все четыре строфы. Он создавал их в течение всей жизни. Хайям не писал никогда хвалебных од правителям.
Рубаи серьезной формой поэзии не являлись, и как поэт Омар Хайям не признавался современниками. Да и сам он не придавал своим стихам большого значения. Они возникали, скорее всего, экспромтом, мимоходом.
Пошатнувшееся положение Омара при дворе
В конце 1092 года оборвался 20-летний спокойный период его жизни при дворе Малик-шаха. В это время султан скончался при невыясненных обстоятельствах. А Низам ал-Мулк был убит за месяц до этого.
Смерть двух покровителей Хайяма источники средневековья приписывают исмаилитам, представителям религиозно-политического движения, направленного против тюркской знати. После смерти Малик-шаха они терроризировали исфаханскую знать.
Расправы и доносы были рождены страхом перед наводнившими город тайными убийствами. Началась борьба за власть, стала разваливаться великая империя.
Пошатнулось и положение Омара при дворе вдовы Малик-шаха Туркан-хатун. Женщина не доверяла приближенным Низам ал-Мулка. Омар Хайям еще некоторое время работал в обсерватории, но не получал уже ни прежнего содержания, ни поддержки. В это же время он выполнял обязанности врача и астролога при Туркан-хатун.
Как оборвалась придворная карьера Хайяма
Рассказ о том, как потерпела крушение его придворная карьера, стал сегодня хрестоматийным. Его относят к 1097 году.
Санджар, младший сын Малик-шаха, однажды заболел ветряной оспой, и Хайям, лечивший его, по неосторожности высказал сомнение в том, что 11-летний мальчик поправится. Сказанные визиру слова были подслушаны слугой и переданы больному наследнику.
Ставший в дальнейшем султаном, правившим с 1118 по 1157 год сельджукским государством, Санджар на всю свою жизнь затаил неприязнь к Хайяму.
После смерти Малик-шаха Исфахан потерял положение главного научного центра и царской резиденции. Пришла в запустение и, в конце концов, была закрыта обсерватория, а столицу перенесли в г. Мерв (Хоросан). Омар покинул двор навсегда, возвратился в Нишапур.
Жизнь в Нишапуре
Здесь он прожил до самой своей смерти, лишь иногда покидая город для посещения Балха или Бухоры. Кроме того, он совершил длительное паломничество к мусульманским святыням в Мекку. Хайям преподавал в Нишапурском медресе. У него был небольшой круг учеников. Иногда он принимал ученых, искавших с ним встречи, принимал участие в научных диспутах.
Последний период его жизни был чрезвычайно труден, связан с лишениями, а также с тоской, которая была порождена духовным одиночеством. В нишапурские годы к славе Омара как астронома и математика прибавилась слава вероотступника и вольнодумца. Злобу ревнителей ислама вызывали его философские взгляды.
Научно-философское наследие Хайяма
Биография Омара Хайяма (краткая) не позволяет подробно говорить о его трудах. Отметим лишь, что невелико его научно-философское наследие. В отличие от Авиценны, своего предшественника, Хайям не создал целостной философской системы.
Его трактаты касаются лишь отдельных вопросов философии, хотя и важнейших. Некоторые из них написаны в ответ на просьбу светских или духовных лиц. До наших дней сохранилось лишь 5 философских сочинений Омара.
Все они лаконичны, кратки, порой занимают лишь несколько страниц.
Паломничество в Мекку и жизнь в деревне
Через некоторое время столкновения с духовенством стали настолько опасны, что Хайям был вынужден совершить трудное и долгое паломничество в Мекку (в уже немолодые годы). В эту эпоху путешествие к святым местам длилось порой годами. Омар поселился на какое-то время в Багдаде. Преподаванием в Низамийе была отмечена его биография.
Омар Хайям, о жизни которого известно, к сожалению, не так много, вернувшись домой, начал жить в деревне под Нишапуром в уединенном доме. По свидетельствам средневековых биографов, он женат не был и детей у него не было. Он жил замкнуто, в постоянной опасности из-за подозрений и преследований.
Как провел последние часы жизни Омар Хайям
Биография краткая на русском языке этого ученого, философа и поэта была написана множеством авторов. Все источники сходятся в том, что год его смерти точно неизвестен. Самой вероятной датой ее считается 1123 год.
Из источника 12 века до нас дошел рассказ о том, как Хайям провел последние часы жизни. Эту историю слышал от его родственника Абу-л-Хасан Бейхаки. В этот день Омар внимательно изучал “Книгу исцеления”, написанную Авиценной.
Добравшись до раздела “Единое и множественное”, Хайям вложил между листами зубочистку и попросил позвать нужных людей для того, чтобы сделать завещание. Омар не ел и не пил весь этот день. Окончив последнюю молитву, вечером он поклонился до земли.
Затем Хайям сказал, обратившись к богу, что познал его по мере возможности, и что знание его – это путь к нему. И умер. На фото ниже – его могила в Нишапуре.
Из каких еще источников можно узнать о жизни такого человека, как Омар Хайям? Биография БСЭ (Большой советской энциклопедии) вам подойдет, если достаточно лишь основных сведений о нем. Вы можете также обратиться к изданиям книг Хайяма, в предисловии к которым часто даются описания его жизни.
Мы представили лишь основные сведения о таком человеке, как Омар Хайям. Биография, национальность его, истории из его жизни, стихи и трактаты – все это и по сей день интересует множество людей.
Это говорит о большом значении наследия, которое он оставил, о большой роли в истории личности Омара Хайяма.
Источник: https://monateka.com/article/168676/
Омар Биография, Омар Хайям биография читать, Омар Хайям биография читать онлайн
Биография
Гиясадди́н Абуль-Фатх Ома́р ибн Ибрахим аль-Хайя́м Нишапури́ родился 18 мая 1048, Нишапур. Дата смерти — 4 декабря 1131, там же. Персидский философ, математик, астроном и поэт.
Внёс вклад в алгебру построением классификации кубических уравнений и их решением с помощью конических сечений. В Иране Омар Хайям известен созданием самого точного из реально используемых календарей. Учениками Хайяма были такие учёные, как ал-Асфизари и ал-Хазини.
Имя
غیاث الدین Гийяс ад-Дин — хитаб, «Помощь религии».
ابوالفتح Абу-ль-Фатх — кунья, «отец Фатха» (Но у него не было сына Фатха. В данной манере это означает «Завоеватель»).
عمر Омар — исм (личное имя).
بن ابراهیم ибн Ибрахим — насаб, «сын Ибрахима».
خیام Хайям — тахаллус, «палаточный мастер» (предположительно, указание на ремесло отца; от слова «хайма» — палатка, от этого же слова предположительно происходит старорусское «хамовник» — текстильщик).
Биография
Уроженец города Нишапура в Хорасане (ныне иранская провинция Хорасан-Резави). Омар был сыном палаточника, также у него была младшая сестра Аиша. В 8 лет глубоко занимался математикой, астрономией, философией.
В 12 лет Омар стал учеником Нишапурского медресе. Он блестяще закончил курс по мусульманскому праву и медицине, получив квалификацию хакима, то есть врача. Но медицинская практика мало интересовала Омара.
Он изучал сочинения известного математика и астронома Сабита ибн Курры, труды греческих математиков.
Детство Хайяма пришлось на жестокий период сельджукского завоевания Центральной Азии. Погибло множество людей, в том числе значительная часть учёных. Позже в предисловии к своей «Алгебре» Хайям напишет горькие слова:
Мы были свидетелями гибели учёных, от которых осталась небольшая многострадальная кучка людей. Суровость судьбы в эти времена препятствует им всецело отдаться совершенствованию и углублению своей науки.
Большая часть тех, которые в настоящее время имеют вид учёных, одевают истину ложью, не выходя в науке за пределы подделки и лицемерия.
И если они встречают человека, отличающегося тем, что он ищет истину и любит правду, старается отвергнуть ложь и лицемерие и отказаться от хвастовства и обмана, они делают его предметом своего презрения и насмешек.
В возрасте шестнадцати лет Хайям пережил первую в своей жизни утрату: во время эпидемии умер его отец, а потом и мать. Омар продал отцовский дом и мастерскую и отправился в Самарканд. В то время это был признанный на Востоке научный и культурный центр. В Самарканде Хайям становится вначале учеником одного из медресе, но после нескольких выступлений на диспутах он настолько поразил всех своей учёностью, что его сразу же сделали наставником.
Как и другие крупные учёные того времени, Омар не задерживался подолгу в каком-то городе. Всего через четыре года он покинул Самарканд и переехал в Бухару, где начал работать в хранилищах книг. За десять лет, что учёный прожил в Бухаре, он написал четыре фундаментальных трактата по математике.
Источник: http://omarkhayyam.filosoff.org/
Реферат: Биография Омара Хайяма
Сообщение на тему:
БиографияОмараХайяма
Выполнил:ученик 10 класса А
Зарипов Артём
Гиясаддин Абу-ль-Фатх Омар
ибн Ибрахим аль-Хайям Нишапури (перс. غیاث الدین
ابوالفتح عمر
بن ابراهیم
خیام نیشابورﻯ;
18 мая 1048, Нишапур — 4 декабря 1131[1],
там же) — выдающийся персидский поэт, математик, астроном, астролог, философ.
Омар Хайям знаменит во
всём мире своими четверостишиями «рубаи». В алгебре он построил классификацию
кубических уравнений и дал их решения с помощью конических сечений. В Иране
Омар Хайям известен также созданием более точного по сравнению с европейским календаря,
который официально используется с XI века.
Имя
В имени
отображены сведения о жизни поэта.
- غیاث الدین Гийяс Оддин — «Плечо веры», означает знание Корана.
- ابوالفتح عمر بن ابراهیم Абульфатх Омар ибн Ибрагим — кунья. «Абу» — отец, «Фатх» — завоеватель, «Омар» — жизнь, Ибрагим — имя отца.
- خیام Хайям — прозвище, лакаб — «палаточный мастер», ссылка на ремесло отца. От слова «хайма» — палатка, от этого же слова происходит старорусское «хамовник» — текстильщик.
- نیشابورﻯ Нишапури — ссылка на родной город Хайяма — Нишапур.
Биография
Уроженец города Нишапура в Хорасане
(ныне иранская провинция Хорасан-Резави).
Омар был сыном
палаточника, также у него была младшая сестра Аиша. В 8 лет знал Коран по памяти, глубоко занимался математикой,
астрономией, философией. В 12 лет Омар стал учеником Нишапурского медресе.
Он блестяще закончил курс по
мусульманскому праву и медицине, получив квалификацию хакима, то есть врача. Но
медицинская практика мало интересовала Омара.
Он изучал сочинения известного
математика и астронома Сабита ибн Курры,
труды греческих математиков.
Детство Хайяма
пришлось на жестокий период сельджукского
завоевания Центральной Азии. Погибло множество людей, в том числе
значительная часть учёных. Позже в предисловии к своей «Алгебре» Хайям напишет
горькие слова:
Мы были
свидетелями гибели учёных, от которых осталась небольшая многострадальная кучка
людей. Суровость судьбы в эти времена препятствует им всецело отдаться
совершенствованию и углублению своей науки.
Большая часть тех, которые в
настоящее время имеют вид учёных, одевают истину ложью, не выходя в науке за
пределы подделки и лицемерия.
И если они встречают человека, отличающегося тем,
что он ищет истину и любит правду, старается отвергнуть ложь и лицемерие и
отказаться от хвастовства и обмана, они делают его предметом своего презрения и
насмешек.
Картина
«На могиле Омара Хайяма»
В возрасте шестнадцати
лет Хайям пережил первую в своей жизни утрату: во время эпидемии умер его отец,
а потом и мать. Омар продал отцовский дом и мастерскую и отправился в Самарканд.
В то время это был признанный на
Востоке научный и культурный центр.
В Самарканде Хайям становится вначале
учеником одного из медресе, но после нескольких выступлений на диспутах он
настолько поразил всех своей учёностью, что его сразу же сделали наставником.
Как и другие
крупные учёные того времени, Омар не задерживался подолгу в каком-то городе.
Всего через четыре года он покинул Самарканд и переехал в Бухару, где начал работать в хранилищах книг. За
десять лет, что учёный прожил в Бухаре, он написал четыре фундаментальных
трактата по математике.
В 1074 году его пригласили в Исфахан, центр государства Санджаров, ко двору
сельджукского султана Мелик-шаха I. По
инициативе главного шахского визиря Низам
аль-Мулька Омар становится духовным наставником султана.
Кроме того,
Малик-шах назначил его руководителем дворцовой обсерватории, одной из крупнейших.
Он не только продолжал занятия математикой, но и стал известным астрономом. С
группой учёных он разработал солнечный календарь, более точный, чем григорианский.
Составил «Маликшахские
астрономические таблицы», включавшие небольшой звездный каталог [2]. Однако в 1092
году, со смертью покровительствовавшего ему султана Мелик-шаха и
визиря Низам ал-Мулка, исфаханский период его жизни заканчивается.
Обвинённый в
безбожном вольнодумстве, поэт вынужден
покинуть сельджукскую столицу.
О последних
часах жизни Хайяма известно со слов его младшего современника — Бехаки,
ссылающегося на слова зятя поэта.
Однажды во время
чтения «Книги об исцелении» Абу Али ибн Сины
Хайям почувствовал приближение смерти (а было тогда ему уже за восемьдесят).
Остановился он в чтении на разделе, посвященном труднейшему метафизическому
вопросу и озаглавленному «Единое во множественном», заложил между листов
золотую зубочистку, которую держал в руке, и закрыл фолиант.
Затем он позвал
своих близких и учеников, составил завещание и после этого уже не принимал ни
пищи, ни питья. Исполнив молитву на сон грядущий, он положил земной поклон и,
стоя на коленях, произнёс: «Боже! По мере своих сил я старался познать Тебя.
Прости меня! Поскольку я познал Тебя, постольку я к Тебе приблизился». С этими
словами на устах Хайям и умер.
Также есть
свидетельство о последних годах жизни поэта, оставленное автором «Четырёх
бесед»:
В году 1113 в
Балхе, на улице Работорговцев, в доме Абу Саида Джарре остановились ходжа имам
Омар Хайям и ходжа имам Музаффар Исфизари, а я присоединился к услужению им.
Во
время пира я услышал, как Доказательство Истины Омар сказал: «Могила моя будет
расположена в таком месте, где каждую весну ветерок будет осыпать меня
цветами». Меня эти слова удивили, но я знал, что такой человек не станет
говорить пустых слов.
Когда в 1136 я приехал в Нишапур, прошло уже четыре года
с тех пор, как тот великий закрыл свое лицо покрывалом земли, и низкий мир
осиротел без него. И для меня он был наставником. В пятницу я пошел поклониться
его праху взял с собой одного человека, чтобы он указал мне его могилу.
Он
привел меня на кладбище Хайре, повернул налево у подножия стены, огораживающей
сад, и я увидел его могилу. Грушевые и абрикосовые деревья свесились из этого
сада и, распростерши над могилой цветущие ветви, всю могилу его скрывали под
цветами.
И пришли мне на память те слова, что я слышал от него в Балхе, и я
разрыдался, ибо на всей поверхности земли и в странах Обитаемой четверти я не
увидел бы для него более подходящего места. Бог, Святой и Всевышний, да
уготовит ему место в райских кущах милостью своей и щедростью!
Рубаи
Хайям известен
благодаря своим четверостишиям — мудрым, полным юмора, лукавства и
дерзости рубаи. Долгое время был забыт,
но его творчество стало известным европейцам в новое время благодаря переводам Эдварда Фицджеральда.
Не спрашивают
мяч согласия с броском.
По полю носится, гонимый Игроком.
Лишь Тот, Кто некогда тебя сюда забросил, —
Тому все ведомо, Тот знает обо всем.
Научная
деятельность
Гробница Омара Хайяма в Нишапуре, Иран
Хайяму
принадлежит «Трактат о доказательствах проблем ал-джебры и ал-мукабалы». В его
первых главах Хайям излагает алгебраический метод решения квадратных уравнений, описанный ещё ал-Хорезми.
В следующих главах он развивает
геометрический метод решения кубических уравнений,
восходящий к Архимеду: неизвестное в
этом методе строилось как точка пересечения двух подходящих конических сечений.
Хайям привёл обоснование
этого метода, классификацию типов уравнений, алгоритм выбора типа конического
сечения, оценку числа (положительных) корней и их величины. К сожалению, Хайям
не заметил, что кубическое уравнение может иметь три положительных вещественных
корня.
До явных алгебраических формул Кардано
Хайяму дойти не удалось, но он высказал надежду, что явное решение будет
найдено в будущем.
В «Трактате об
истолковании тёмных положений у Евклида», написанном около 1077 года, Хайям рассматривает иррациональные числа как вполне законные,
определяя равенство двух отношений как последовательное равенство всех
подходящих частных в алгоритме Евклида.
В этой же книге Хайям пытается доказать пятый
постулат Евклида, исходя из
более очевидного его эквивалента: две сходящиеся прямые должны пересечься.
Хайям предложил
также новый календарь — более
точный, чем юлианский и даже григорианский. Вместо цикла «1 високосный на 4
года» (юлианский) или «97 високосных на 400 лет» (григорианский) он выбрал
соотношение «8 високосных на 33 года».
Другими словами, за период из 33 лет
будет 8 високосных лет и 25 обычных. Этот календарь точнее всех других
известных соответствует году весенних равноденствий.
Проект Омара Хайяма был утверждён и лёг в основу иранского
календаря, который действует в Иране в качестве официального с 1079 года[3].
Учениками Хайяма
были такие учёные, как ал-Асфизари и ал-Хазини.
Источник: http://www.referatmix.ru/referats/34/referatmix_33333.htm
Биография: Омар Хайям
Когда душа просит поэзии, а сердце — мудрого совета, все мы обращаемся к творчеству древнего поэта и мудреца Омара Хайяма.
Его блестяще остроумным и вместе с тем трогательным рубаям уж практически тысяча лет, а они все так же отвечают нашим сердцам.
Сложно теперь сказать, в каких обстоятельствах эти четверостишия были созданы, и что сподвигло Омара Хайяма на их написание, но, к счастью, проследить биографию древнего мудреца все-таки можно.
Следует учитывать, что за огромный промежуток времени, прошедший после смерти Омара Хайяма, было утрачено множество сведений о нем.
Что-то открывалось из рукописей его современников, а что-то ставилось под сомнение.
Поэтому жизнеописание Омара Хайяма содержит в себе элемент таинственности и недосказанности, а некоторые моменты этого повествования восстановлены с помощью логических выводов историков.
Детство и юность
Начнем с того, что благодаря сохранившимся данным о гороскопе поэта ученым удалось установить точную дату, когда родился Омар Хайям. Биография мудреца начинается 18 мая 1048 года, т.е. родился он в середине XI века.
Полное имя нашего героя — Гияс ад-Дин Абу-л-Фатх Омар ибн Ибрахим Хайям Нишапури. Слово «хайям» означает «палатка» и имеет отношение к старорусской профессии хамовника — палаточного мастера или текстильщика.
Таким образом, становится ясно, что отец поэта Ибрагим был ремесленником среднего достатка, способным обеспечить сыну достойное образование.
Родиной поэта считается город Нишапур, находящийся в культурной провинции Хорасан на востоке Ирана. Родной город Омара имел население около 200 тысяч человек и территорию не меньше 40 квадратных километров.
Здесь Омар Хайям получил хорошее образование и к 17 годам обладал очень глубокими познаниями в философии, чему немало способствовали недюжинные способности к познанию и память.
Учился поэт в школе высшего типа для аристократов — медресе, где готовился к государственной службе, а затем продолжил учебу в Самарканде и Балхе.
Первым достижением юного Хайяма стал научный трактат «Проблемы арифметики», ныне утерянный, в котором он описал сделанные им открытия. Исследователи утверждают, что Омар Хайям опередил свое время, разработав метод решения уравнений, который впоследствии был открыт лишь в XVIII-XIX веках и назван методом Руффини-Горнера. Содержал научный труд и знаменитый бином Ньютона, открытый в XIII веке.
Будучи человеком разносторонне одаренным, Омар Хайям, биография которого включает в себя обширную научную деятельность, стремился серьезно заниматься арифметикой.
В те времена такой небогатый человек, как наш герой, мог позволить себе научные занятия, только поступив на службу к правителю и всецело завися от него.
Целая череда сменяющихся покровителей обеспечивала Омару возможность научных трудов.
Из сохранившихся записей Омара Хайяма становится ясно, что он очень страдал от всевозможных превратностей судьбы и невозможности посвятить себя любимому делу — поиску истины и правды. К счастью, его не постигла судьба большинства ученых того времени — будучи успешным царедворцем, он выжил и успел многое сделать за свою жизнь.
Исфаханская обсерватория и научные изыскания
В 1074 году судьба улыбнулась Омару Хайяму — он оказался в городе Исфахане, где начался счастливый период его двадцатилетней научной деятельности в наилучших условиях.
Все эти годы ведущий астроном Омар Хайям провел в процветающем Исфахане, строя современную обсерваторию и в течение 5 лет создавая новый календарь, который оказался точнее более позднего его грегорианского варианта XVI века.
Эта благословенная пора жизни Хайяма подарила миру несколько его философских трактатов, а также предполагается, что именно тогда поэт создавал свои знаменитые рубаи.
Счастливая пора жизни Омара была прервана смертью его покровителей от рук исмаилитов, борющихся с феодализмом с помощью террора.
Служа врачом при дворе нового султана, однажды Омар весьма неопределенно высказался о болезни маленького наследника, после чего этот незначительный эпизод обеспечил ему дурную репутацию и опалу.
Новые правители не захотели финансировать работу обсерватории, и Хайям потерял возможность трудиться на научном поприще.
Опальные годы и старость
С закрытием обсерватории культурная и научная столица перенеслась в город Мерв, куда и направился наш герой. Там он делал удивительные метеорологические прогнозы. Сохранились свидетельства того, как Омар два дня составлял прогноз благоприятного момента для султанской охоты, который оправдался — пять дней стояла чудесная погода.
Будучи уже немолодым человеком, Омар Хайям оказался обвиненным в вероотступничестве и вольнодумстве. Горькие мысли и раскаяние заставили его совершить паломничество в Мекку. Отношения его с коллегами ухудшились, однако он не знал равных себе в астрономии и философии. Великий ученый мало видел понимания и сострадания и провел свою старость в «скверном расположении духа».
В возрасте около 70 лет Омар Хайям вернулся на родину, и его родной город Нишапур нашел в нем мудрого школьного учителя и ученого, верного своим взглядам. Мудрец обрел утешение в кругу ближайших учеников и достойных ученых мужей, проводя время в беседах и научных диспутах.
Известно, что Омар Хайям не стремился к созданию семьи. Он не продолжил свой род, однако детищами его заслуженно считаются рубаи и философские сочинения, снискавшие ему мировую славу и восхваление потомками.
Считается, что достойный ученый почил с миром 4 декабря 1131 года.
В 1934 году благодарные ценители творчества Омара Хайяма воздвигли на его могиле красивейший обелиск, словно провозглашающий бессмертие величайшего поэта, ученого и философа.
Вот уже тысячу лет находит отклик в сердцах людей бессмертный мудрец Омар Хайям, биография которого раскрывает перед нами образ человека, всецело посвятившего себя труду, научным изысканиям и поиску истины. Жизнь Омара Хайяма — это путь человека, глубоко верующего и философского, мудрого и предприимчивого, жизнерадостного и познавшего страдания.
Скачать данный материал:
Оцените, пожалуйста, прочитанный материал:)
(Пока оценок нету)
Loading…
Источник: https://www.konspekty.net/biografii/biografiya-omar-hayyam.html
Омар Хайям — биография | Исторический документ
Омар Хайям был чрезвычайно талантливым и известным персидским математиком, астрономом, философом и поэтом. Считается, что поэт принял свое второе имя Хайям в знак уважения к профессии своего отца.
Его работа, как выдающегося математика и астронома, привела к реформе древнего мусульманского календаря. Кроме того, приведенные им теоремы по-прежнему применяются в математике.
Несмотря на свою работу в области математики и астрономии, Хайям наиболее известен своими стихами, особенно как автор своего сборника четверостиший «Рубайят».
Мало кто помнит, что он заложил основы современной алгебры, а затем способствовал развитию геометрии. Реформация Персидского солнечного календаря была еще одним гениальным достижением великого перса.
Нынешний грузинский календарь частично основан на его творчестве.
Кроме того, он написал многочисленные трактаты по истории, географии, минералогии, механике и музыке, одновременно являясь магистром юриспруденции и медицины.
Он также был великим учителем — преподавал математику и философию Авиценны в последние десятилетия своей жизни. Хотя он был поэтом, он никогда не публиковал написанные им стихи. Обнаруженные после его смерти, они оставались заброшенными до тех пор, пока Эдвард Фицджеральд не перевел их на английский язык почти через восемь веков после рождения Хайяма.
Биография
Омар Хайям родился в 1048 году в Нишапуре, расположенном у подножия горы Биналуд на северо-востоке Ирана. В те времена этот город был большим торговым постом. О семье будущего поэта известно мало. Известно, что отец был ремесленником – создавал палатки (его называли Khayyami, так же, как и деда Омара), довольно успешным, поэтому семья не нуждалась. О матери Омара ничего не известно.
Мальчик получил всестороннее образование. Одним из его учителей был зороастрийский математик назвал Бахманяра ибн Марзбан, с которым он изучал естественные науки, философию и математику. Параллельно он изучал астрономию при Хавдже Аль-Анбари. В 8 лет он научился читать и вскоре выучил Коран полностью. Также он совершенствовал свои ораторские способности и занимался толкованием сур.
В 1068 году Омар Хайям уехал в Самарканд. Путешествие длилось около 3 месяцев. Там он связался с Абу Тахиром, известным юристом, который оказался старым другом его отца. Наблюдая за необычайным талантом Омара Хайяма в математике, Тахир принял решение взять юного Омара к себе на работу.
Произведения
В 1070 году, работая под патронажем Тахира, Хайям написал «трактат о демонстрации проблем алгебры и балансирования». В нем он не только классифицировал различные типы кубических уравнений, но и представил их систематическое решение.
Эта работа заложила принципы современной алгебры и открыла миру нового гения математики. Через некоторое время после публикации договоров по алгебре Хайям переехал в Бухару.
В 1073 году Хайям получил приглашение от Малик шаха I, попросив его приехать в свою столицу Исфахан, чтобы построить для него обсерваторию.
Через год Омар достиг Исфахана и стал работать над строительством, не забывая и о книгах. В 1075 году он вместе с двумя другими учеными составил набор астрономических таблиц под названием «Аль-зидж Аль-Маликшахи», назвав его в честь своего королевского покровителя. К сожалению, большая часть работы, за исключением таблицы из 100 неподвижных звезд, теперь потеряна.
По приказу императора он также реформировал солнечный календарь, который затем использовался в Персии. Названный «Малеки» в честь императора, календарь был введен 15 марта 1079 года и использовался в течение тысячи лет. Грузинский календарь, который вошел в обиход через 500 лет, был также основан на расчетах Хайяма.
Омар прожил в Исфахане восемнадцать лет, работая в разных областях. Одним из его наиболее важных математических работ этого периода было «объяснение трудностей в постулатах Евклида». Позже этот труд был опубликован на английском языке как «о трудностях определений Евклида».
До 1092 года Хайям был одним из самых влиятельных придворных при дворе султана Малик-шаха. Но ситуация изменилась в 1092 году, когда его покровитель умер. И Хайям потерял свои ответственные посты.
В середине 1090 – х годов Хайям совершил паломничество – хадж — в Мекку. Завершив его, он сразу же вернулся в Нишапур, где занялся преподаванием, давая уроки философии и математики.
Иногда местная знать приглашала его в качестве астролога и астронома. Последние годы жизни Омара Хайяма окутана тайной – не сохранилось ни письменных, ни устных сведений его учеников о нем.
Доподлинно известно, что умер Хайям в своем родном городе Нишапуре в 1131 году, проведя последние годы жизни в уединении.
Мудрости
Омар отличался необычайными взглядами на жизнь и мудростью, которую он передавал своим ученикам. Многим западным историкам и ученым он известен в первую очередь, как мудрец и автор высказываний.
Его афоризмы, написанные в форме стиха, пережили века.
Точные высказывания о любви, жизни, отношениях до сих пор вызывают уважение и трепет к Хайяму – как точно он в 12 веке смог предугадать, что отношения между людьми останутся неизменными, и все те же проблемы буду тревожить их.
«Когда в человека кидаешь грязь, помни — до него она может не долететь, а на твоих руках останется».
«Глупец ищет счастья вдали, мудрый растит его рядом с собой».
Не пропустите новые материалы. Подписывайтесь на нас в Яндекс.Дзен. Подписаться
Источник: http://history-doc.ru/omar-xajyam-biografiya/