Краткая биография кабаков

Илья Кабаков: отец-основатель московского концептуализма

Илья Иосифович Кабаков родился 30 сентября 1933 года в Днепропетровске, УССР, СССР — российский и американский художник, график, автор публичных проектов и инсталляций, теоретик русской культуры, одна из наиболее значительных фигур московского концептуализма. В последнее время работает в соавторстве со своей племянницей (впоследствии женой) Эмилией.

Работы Кабакова «Жук» ($5,8 млн., 2008) и «Номер люкс» ($4,1 млн, 2006) являются двумя самыми дорогими когда-либо проданными произведениями современного российского искусства (обе — аукцион Phillips de Pury, Лондон).

Жук, 1982

Номер люкс, 1981

СОДЕРЖАНИЕ

Биография Ильи Кабакова

Творчество Кабакова

Интересные факты из жизни художника

Картины и инсталляции Ильи и Эмилии Кабаковых

Биография ильи кабакова

Илья Кабаков родился в семье слесаря Иосифа Бенционовича Кабакова и бухгалтера Беллы Юделевны Солодухиной. В 1941 году вместе с матерью он попал в эвакуацию в Самарканд. В 1943 году его приняли в Художественную школу при Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры имени Репина, преподаватели и ученики которой тоже были эвакуированы в Самарканд.

Оттуда Кабакова в 1945 году перевели в Московскую среднюю художественную школу (МСХШ). Ее он закончил в 1951 году и тогда же поступил на отделение графики в Суриковский институт (Московский государственный академический художественный институт имени В.И. Сурикова), где занимался в мастерской книги у профессора Б.А. Дехтерева. Окончил институт Кабаков в 1957 году.

С 1956 года Илья Кабаков начал иллюстрировать книги для издательства «Детгиз» (с 1963 года – «Детская литература») и для журналов «Малыш», «Мурзилка», «Веселые картинки». Именно книжная иллюстрация дала Кабакову выход из академизма.

Творчество Кабакова

В 1965 начинает участвовать в выставках. Делит мастерскую с одним из ярких представителей сюрреализма Ю. Соостром. В ней собираются люди неофициальной культуры, она становится местом встреч и дискуссий.

Именно эта публичная роль кабаковской мастерской сыграла большую роль в формировании московского концептуализма.

Позднее Кабаков начинает записывать свои воспоминания о жизни арт-сообщества того времени («60-е – 70-е… Записки о неофициальной жизни в Москве». Вена, 1999).

Обратите внимание

В серии «Душ» (1964) сначала появляется рисунок человека под душем, затем фигура становится «модулем» со своим окружением – появляются математические, физические формулы, разные возможности истекания воды из душа. В 1965 году эта серия была выставлена в Италии, что поссорило его с советским правительством.

На рисунках изображен человек, стоящий под лейкой душа, но вода, которая из нее выливается, не касается его. По мнению критиков, эта работа символизировала недостаток материальных ресурсов при коммунистическом режиме, и они окрестили Кабакова голосом антисоветского поколения.

Но Кабаков придерживался точки зрения, близкой к точке зрения Самюэля Беккета, утверждая, что он просто изобразил человека, который постоянно чего-то ждет.

«Рука и репродукция Рейсдаля» (1965) – идея плохой вещи, в коробе – плохая репродукция и пластмассовая рука. Это та же эстетическая операция, что и у Дюшана – изменить конвенцию природы эстетического знака. Кабаков данной работой утверждает, что графическое мастерство возможно, но не нужно.

В 1970-е годы — член объединения художников «Сретенский бульвар» (Москва).

Кабаков (одновременно с Пивоваровым) придумал новый жанр – альбом – набор листов с рисунками и текстами.

С 1970 по 1976 годы Кабаков нарисовал 55 альбомов для серии «Десять персонажей». Первым альбомом стал «Полетевший Комаров». Цикл, впоследствии названный журналистами «концептуалистским комиксом», создавался специально для домашнего просмотра: это был нонконформистский, неофициальный проект.

В 1972 году Кабаков создает работу «Ответы экспериментальной группы», есть мнение, что эта работа вообще самое первое произведение советского концептуализма. В ней уже нет никаких картинок, а только записанные аккуратным почерком фразы.

Игра с языком — это уже, действительно, чистый концептуализм, такой, каким он был в это время и на Западе. Но кабаковская работа тесно связана с окружавшей его советской культурой. Это пародия на эстетику объявлений, таблиц и расписаний. Местоимение «он» — повторяющийся элемент во всех ячейках таблицы.

Каждый раз моделируется какой-то отдельный «он». Текст вытеснил изображение, но оно не исчезло совсем, оно осталось как виртуальность.

Важно

В 1980 году Кабаков стал меньше заниматься графикой и сосредоточился на инсталляциях, в которых использовал обычный мусор и обыгрывал жизнь и быт коммунальных квартир. В 1982 году Кабаков придумал одну из своих самых знаменитых инсталляций – «Человек, который улетел в космос из своей комнаты», законченную к 1986 году.

Впоследствии такие масштабные проекты он стал называть «тотальными инсталляциями».

1970-е, когда Кабаков запускает из самодельной катапульты маленького человека из коммуналки в Космос – это вообще-то расцвет позднесоветской фантастики: Тарковский снимает «Солярис», но вместе с тем это и время, когда советская идеология утрачивает свой утопический потенциал, а космос из стремительно вспыхнувшего будущего становится частью отживающей системы. Индивидуальный побег в космос совершается втайне, как личный проект, персональная утопия безымянного сумасшедшего. Комнатка улетевшего в космос решена в жанре документального свидетельства, где не сдвинута ни одна деталь с места, не смахнута на одна крошка: завораживающий эффект остановленного времени. Зияющая дыра в потолке – знак разрыва, и Кабаков строит свою систему изобразительного пространства на разрыве между реальностью и мечтой – абсолютной белизной свободного сияния белого. Того белого поля листа, которое притягивает к себе зрителя в ранних альбомах художника.

Источник: https://allpainters.ru/vdohnovenie/modern-art/ilya-kabakov-otets-osnovatel-moskovskogo-kontseptualizma.html

Илья Кабаков

Илья Кабаков – феномен в мире современного искусства и самый «дорогой» российский художник, ярчайший представитель московской школы концептуализма, родоначальник жанра «тотальной инсталляции», почетный член Российской академии художеств.

Детство и юность

Илья Иосифович Кабаков родился 30 сентября 1933 года в Днепропетровске. Родители – евреи по национальности: отец Иосиф Бенцианович Кабаков работал слесарем, мать Белла Юделевна Солодухина – бухгалтером.

Илья Кабаков в мастерской

Детство художника выпало на тяжелые годы Великой Отечественной войны. В 1941 году Илью с матерью эвакуировали в Самарканд, куда в то же время был переброшен из Ленинграда Институт живописи, скульптуры и архитектуры имени Репина. В 1943-м мальчик поступил в художественную школу при этом институте.

По окончании войны в 1945 году Илья перешел в Московскую среднюю художественную школу, жил в школьном общежитии, окончил ее в 1951 году и поступил в столичный институт имени В. И. Сурикова на курс по искусству книги профессора Б. А. Дехтерева.

Творчество

С 1957 года, после окончания института, Кабаков 30 лет жизни посвятил иллюстрированию детских книг издательства «Детская литература» и журналов «Малыш», «Мурзилка», «Веселые картинки». Сам мастер считал это занятие скучным, смотрел на профессию иллюстратора как на способ заработать деньги.

Иллюстрация Ильи Кабакова к сборнику детских стихов

Кабакову удалось создать неповторимый и запоминающийся образ советской детской книги. В это время происходило формирование его художественного вкуса и стиля, например, прием «рисование по краям».

В 1960–х годах Илья Кабаков ушел из «книжного дела» и начал участвовать в выставках в СССР и за границей как самостоятельный художник: «Альтернативная действительность II» в Италии в 1965 году, экспозиция в кафе «Синяя птица» в 1968 году, выставки неофициального советского искусства в Кельне, Лондоне, Венеции. В это же время появляется на свет первая инсталляция – «Мальчик». В 1695-1966 годах художник создает ряд картин-предметов в стиле «заборной живописи»: «Автомат и цыплята», «Труба, палка, мяч и муха».

Картина Ильи Кабакова «Автомат и цыплята»

1970-е годы художник посвятил созданию альбомов серии «Десять персонажей» и «На серой и белой бумаге» в духе московской концептуальной школы – направления, где важна идея, переданная с помощью схем, графиков, чертежей, фотографий и фраз. Наброски прошлых лет сложились в рассказ в картинках (варианты рисунков «Душ», ставшие серией из 6 альбомов).

Новаторством Кабакова было сопровождение рисунков авторскими текстами.

«Десять персонажей» – это истории из жизни «маленького человека», у каждого героя есть говорящее имя и характер, он попадает в нелепые, иногда абсурдные ситуации.

В творчестве Ильи Иосифовича этого времени отчетливо чувствуется влияние Хармса. У художника возникла идея введения текста в композицию картины. Это отражено в произведениях 1970-х годов.

Художник Илья Кабаков

Илья Кабаков – родоначальник жанра тотальной инсталляции, произведения, окружающего зрителя со всех сторон, объединяющего в себе различные виды искусства. Этому творчеству посвящены 1980-е годы. Первую работу художник создал в своей маленькой мастерской на Сретенке. Для демонстрации произведение приходилось каждый раз собирать заново.

Основная тема инсталляций – нелепый и унизительный быт советских коммуналок, а материал – все, что попадется под руку, даже мусор. В 1986 году Кабаков создал одну из своих самых знаменитых работ – «Человек, который улетел в космос из своей комнаты».

Инсталляция Ильи Кабакова «Человек, который улетел в космос из своей комнаты»

В конце 1980-х годов художник получил зарубежный грант и создал инсталляцию «Перед ужином» в фойе австрийского Оперного театра. В 1988-м в галерее Рональда Фельдмана в Нью-Йорке организовали показ инсталляции из проекта «Десять персонажей», удостоенной стипендии министерства культуры Франции.

В 1989 году мастер получил стипендию немецкого фонда DAAD и уехал в Берлин. С этого времени на родине Кабаков больше не работал. В этом же году Илья Иосифович встретил на Западе дальнюю родственницу и будущую жену Эмилию Леках. Они начали работать в соавторстве.

Илья Кабаков и его жена Эмилия Леках

После эмиграции в 1990-х годах в Европе и Америке прошли десятки выставок художника, это были годы признания его таланта. Кабаковы получили ресурсы и доступ к большим пространствам, необходимым для творчества. В это время создана знаменитая инсталляция – «Туалет» (The toilet), отражающая взгляд в убогое прошлое из благополучного настоящего.

В 2000-х годах популярность Ильи и Эмилии Кабаковых выросла. Их работы начали часто выставлять в России: «Десять персонажей» в Третьяковской галерее в начале 2004 года – программная выставка Ильи Иосифовича, «Случай в музее и другие инсталляции» в Эрмитаже летом 2004 года, 9 работ 1994-2004 годов показали в московской галерее «Стелла-Арт» в декабре того же года.

Инсталляция Ильи Кабакова «Туалет» («The Toilet»)

В 2006-м «Человека, который улетел в космос» наряду с работами великих русских художников Малевича, Брюллова, Репина включили в программу экспозиции «Russia!» в музее Гуггенхайма.

Совет

В 2008-м в Москве к 75-летию Ильи Иосифовича зрителям представили проект «Илья и Эмилия Кабаковы. Московская ретроспектива. Альтернативная история искусств и другие проекты». В ГМИИ имени А. С. Пушкина показали инсталляцию «Ворота», в ЦСИ «Винзавод» воссоздали «Жизнь мух», «Туалет» и «Игру в теннис», а основная экспозиция разместилась в центре современной культуры «Гараж».

В творческом наследии художника присутствуют и литературные произведения: «60-70-е… Записки о неофициальной жизни в Москве» и «Диалоги о мусоре», написанные совместно с Борисом Гройсом.

Личная жизнь

Илья Кабаков был трижды женат. От первого брака с Ириной Рубановой у художника есть дочь, проживающая в Париже.

Илья Кабаков, его вторая жена Виктория Мочалова и пасынок Антон Носик

Со второй женой Викторией Мочаловой Илья Иосифович воспитывал пасынка Антона Носика.

Третьей и последней любовью и соавтором стала племянница мастера Эмилия Леках. Когда они поженились, Кабакову было 54 года. С 1988 года художник с супругой живут в Нью-Йорке.

Илья Кабаков сейчас

Сейчас Илья Кабаков – самый «дорогой» российский живописец. Его картины «Жук» (The beetie) и «Номер люкс» (La chambre de luxe) были проданы на аукционе Phillips de Pury & Company в Лондоне за 2 и 2,93 млн фунтов стерлингов.

Читайте также:  Краткая биография набоков

Картины Ильи Кабакова «Жук» («Beetle») и «Номер люкс» («La chembre de luxe»)

В 2018 году, к 85-летнему юбилею Ильи Кабакова, музей современного искусства «Гараж» выпустил фильм «Бедные люди» – рассказ о биографии и художественном мире мастера, его отношении к творчеству и жизни.

В том же 2018-м Кабаковы передали в дар Третьяковке мастерскую художника на Сретенке. В ее стенах постоянно будут демонстрироваться некоторые его работы.

Эмилия и Илья Кабаков

В 2017-2018 годах совместными усилиями Третьяковской галереи, галереи Тейт Модерн (Лондон) и Государственного Эрмитажа был разработан проект масштабной ретроспективы произведений Ильи и Эмилии Кабаковых «В будущее возьмут не всех» по названию эссе, опубликованного в журнале «А-Я», и центральной инсталляции.

В Лондоне, Санкт-Петербурге и Москве продемонстрируют работы, созданные на протяжении шести десятилетий. В специально выпущенном к выставке альбоме-каталоге разместили более 100 иллюстраций и цитат Ильи Иосифовича.

Илья Кабаков в 2018 году

Организаторы также подготовили подкаст-интервью жены художника, где объясняется, почему экспозиция выставки будет близка и понятна каждому.

На торжественном открытии экспозиции в России присутствовала Эмилия Кабакова. Сам художник приехать не смог в силу возраста и переживаний по поводу кончины его пасынка Антона Носика.

Произведения

Картины:

  • 1972 – «Ответы экспериментальной группы»
  • 1980 – «Расписание выноса мусорного ведра»
  • 1980 – «Маленький водяной»
  • 1981 – «Номер люкс»
  • 1982 – «Жук»
  • 1987 – «Каникулы №10»
  • 1992 – «Говорит Е. Коробова: Не надо его ввинчивать: я уже это пробовала»
  • 2012 – «Появление коллажа»
  • 2015 – «Шесть картин о временной потере зрения (красят лодку)»

Инсталляции:

  • 1980 – «Человек, улетевший в космос из своей комнаты»
  • 1986 – «Десять персонажей»
  • 1988 – «Человек, который никогда ничего не выбрасывал»
  • 1989 – «Случай в коридоре возле кухни»
  • 1990 – «Лабиринт (альбом моей матери)»
  • 1991 – «Красный вагон»
  • 1992 – «Туалет»
  • 1994 – «The Artist Despair»
  • 1998 – «The Palace of Projects»
  • 1999 – «Monument to a Lost Civilization»
  • 2001 – «В будущее возьмут не всех»
  • 2003 – «Разговор с ангелом»
  • 2003 – «Where is Our Place»
  • 2014 – «The Strange City»

Фото

Источник: https://24smi.org/celebrity/66598-ilia-kabakov.html

Писатель Александр Кабаков: биография, творчество, фото

Александр Кабаков − русский писатель и публицист, лауреат множества премий. Этот человек является автором таких известных произведений, как «Невозвращенец» и «Ударом на удар, или Подход Кристаповича».

Первый роман был экранизирован и показывался по телевизору во время легендарного путча. Второе произведение легло в основу написания сценария фильма «Десять лет без права переписки».

Мало кто знает о том, что в юности Александр Кабаков не думал о писательской карьере и занимался работой, далекой от публицистики.

Детство и юность будущего писателя

Александр Кабаков — писатель, биография которого началась в 1943 году в городе Новосибирске. Именно в этом городе его родители – Фрида Исааковна и Абрам Яковлевич – находились в эвакуации во время Второй мировой.

Отец был офицером-ракетчиком, и в детстве Александр жил в типичной семье военного, которая часто меняла место жительства. Большую часть своего детства будущий писатель провел в таких военных городках, как Орша и Капустин Яр.

Именно во втором городке располагался в то время ракетный полигон, где служил отец будущего публициста.

Обратите внимание

Александр Кабаков, писатель сегодня достаточно знаменитый, в детстве, по его словам, был сильно зависим от мнения отца. Несмотря на свои явно гуманитарные склонности, он решил пойти по стопам Абрама Яковлевича.

Когда возник вопрос о том, где получать высшее образование, будущим публицистом было принято решение поступать в Днепропетровский институт.

Он выбрал механико-математический факультет, который благодаря своей уникальной памяти окончил весьма успешно.

Работа далекая от публицистики

Сам Александр Кабаков говорит о том, что инженер из него получился достаточно неплохой. Он долгое время проработал в одном из ракетно-конструкторских бюро и легко справлялся со своей работой. Практически 10 лет он жил в городе Днепропетровске.

Также он играл в КВН и пробовал писать некоторые заметки о джазе. Сам Кабаков говорит, что уже в это время он чувствовал необходимость писать и пробовал себя в литературе.

Но по молодости у него часто не хватало терпения и выдержки дописывать наброски до конца и завершать свои творения.

Писательская карьера, работа в журналистике

Александр Абрамович Кабаков, фото которого размещены в данной статье, кардинально изменил свою жизнь, приняв решение переехать в Москву. Там он попробовал заняться журналистикой, что принесло ему определенную известность. Практически 17 лет, начиная с 1972 года, он проработал в известной газете «Гудок». Его последующая карьера развивалась таким образом:

  • С 1988 года он работает в издании «Московские новости», куда был принят на должность обозревателя, а со временем стал ответственным секретарем и заместителем главреда.
  • Начиная с 1999 года Александр Абрамович Кабаков работает в издательском доме «Коммерсант». Вначале он выполняет обязанности спецкорреспондента, а со временем становится заведующим отделом.
  • В период с 2000 года он параллельно выступает в качестве обозревателя в «Столичной вечерней газете» и работает в журналах «Новый очевидец» и «Саквояж СВ».

Впервые читатели смогли узнать о Кабакове как об авторе только в 1975 году. В «Литературной газете» стали печать его юмористические рассказы, которые пользовались успехом.

Всего в разных газетах было напечатано около 100 таких рассказов.

И только через 13 лет после первого писательского дебюта Александр Абрамович опубликовал свой легендарный роман, появление которого в литературных кругах стало настоящим событием.

Роман, принесший известность

Кабаков рассказывает о том, что, начиная с 1980 года, он пробовал писать серьезный материал, но четко понимал: никто его работы публиковать не будет. По его мнению, романы, повести и рассказы, которые он в большей степени писал для своего удовольствия, не могли заинтересовать широкий круг читателей.

В июне 1989 года был опубликован один из таких романов под названием «Невозвращенец». Работа была напечатана в журнале «Искусство кино», и после этого Александр Кабаков получил широкую популярность. Этот роман стал открытием не только в профессиональной литературе. Он возымел огромную популярность среди обычных людей.

Такого феерического успеха никто не мог ожидать, книга разошлась тиражом более миллиона экземпляров. Такое внимание к произведению объяснялось тем, что выход романа совпал с настроением, которое царило в обществе. Многие осознавали, что в скором времени Советского Союза не станет, и было не совсем понятно, как жить дальше и что ожидает великую страну в будущем.

Кабаков удачно смог смоделировать в своем романе последующее развитие событий и становление нового социума. Сюжет «Невозвращенного» заключается в том, что один из научных работников обладает особым даром — он умеет переноситься в будущее.

Узнав об этой способности, к нему являются представители секретных служб и желают использовать информацию из будущего для корректировки нынешней политики. Таким образом, в книге моделируется судьба Москвы, описываются события 1993 года.

Успех романа был настолько ошеломительным, что на его основе радио «Свобода» поставило спектакль, а позднее его использовали для сценария фильма. По некой иронии судьбы именно эта лента показывалась по телевидению в день путча. Известные издатели из 10 разных стран купили права на издание этого романа.

Перечень произведений

После публикации «Невозвращенного» Александр Абрамович Кабаков стал узнаваемым и популярным автором. Среди его самых известных работ можно выделить:

  • «Аксенов»;
  • «Похождения настоящего мужчины»;
  • «Заведомо ложные измышления»;
  • «Последний герой»;
  • «Сочинитель»;
  • «Все поправимо»;
  • «Беглец»;
  • «Поздний гость»;
  • «Самозванец».

Премии и награды

Этот талантливейший автор был признан не только широким кругом обычных читателей. Его произведения удостаивались многих наград и призов, а также Кабаков становился лауреатом многочисленных премий. В разный период времени он был отмечен:

  • Премиями «Золотой теленок», «Триумф» и «Московский комсомолец».
  • Премией «Литературная газета».
  • Призом «Проза года» (получен в 2005 году).
  • Премией «Большая книга».
  • Премией им. Ивана Бунина.
  • Большой премией им. Аполлона Григорьева.

Неординарные работы

Успех Кабакова многие объясняют своеобразной стилистикой автора. В большинстве его работ присутствует обычная бытовая повседневность, которая близка и понятна каждому читателю. При этом он очень легко совмещает эту простую обыденность с мистическими пророчествами и фантастикой. Автор успешно работает в различных жанрах — от любовных романов до политических триллеров и боевиков.

К примеру, его произведение «Камера хранения: мещанская книга» рассказывает о простых вещах (таких как шляпа), которые используются нами в определенные моменты жизни, а иногда способны рассказать о целой эпохе.

Одной из последних работ, заставившей говорить о Кабакове, стала написанная совместно с Евгением Поповым книга «Аксенов». В ней собраны различные воспоминания, редкие документы, свидетельства и неизвестные истории, которые призваны развенчать стереотипы относительно самого Аксенова и его работ.

Сегодняшняя жизнь писателя

На сегодняшний день Александр Абрамович работает в журналистике и трудится над своими новыми произведениями.

Иногда он комментирует происходящие политические события, имеет свое мнение, но предпочитает напрямую в политику не вмешиваться.

Одним из главных достижений российского народа он считает свержение коммунистического строя, и рад, что, несмотря на частые мысли об эмиграции из СССР, все-таки остался на родине.

Источник: https://autogear.ru/article/224/391/pisatel-aleksandr-kabakov-biografiya-tvorchestvo-foto/

Кабаков Александр Абрамович – биография

Кабаков Александр Абрамович [22.10. 1943, Новосибирск] — прозаик.

Родился в семье военного, офицера-ракетчика, в эвакуации. Вместе с семьей не раз менял место жительства. Поступил на механико-математический факультет Днепропетровского университета, хотя, по собственной характеристике, был «абсолютно гуманитарным человеком», хотел стать сценаристом.

«Память была хороша, все выучил, закончил с пятерками». Работал инженером в ракетной фирме. Прожил в Днепропетровске около 10 лет, занимался КВН, писал о джазе. Потом перебрался в Москву, стал журналистом, 17 лет проработал в газете «Гудок», затем стал обозревателем «Московских новостей».

Сейчас — заместитель главного редактора этой газеты.

С 1975 по 1981 Кабаков опубликовал около 100 юмористических рассказов, в основном в газетах. Был лауреатом премии газеты «Московский комсомолец», обладателем премии «Литературная газета» «Золотой теленок».

С начала 1980-х Кабаков начал, по его собственному определению, «сочинять заведомый непроходняк, без всякой цели напечатать где-либо…». В июне 1989 в журнале «Искусство кино» была опубликована одна из этих «непроходных» вещей — роман «Невозвращенец», написанный в 1988.

Важно

После этой публикации Кабаков сделался не просто известным, но модным автором. Права на издание романа приобрели в десяти странах, по нему был поставлен спектакль на радио «Свобода», снят фильм, показанный по телевидению в день августовского путча.

«Нью-Йорк тайме» назвала писателя «одним из первых горбачевских удачников». Сам же Кабаков относил успех первой из своих опубликованных вещей на счет конъюнктурных совпадений.

По мнению критики, роман материализовывал коллективные страхи, формулировал недоуменные вопросы, вглядывался вместе с нами в тревожно зияющее будущее.

В год публикации «Невозвращенца» была напечатана за счет средств автора и первая книга его прозы — «Заведомо ложные измышления» (1989).

Кроме «Невозвращенца» в нее вошли 2 части романа «Подход Кристаповича»: «До войны, по-английски» и «Линда с хлопками» (3-ю — «Вам отказано окончательно» — даже в 1989 не удалось включить в книгу по цензурным соображениям); «две джазовые легенды»: повести «Масло, запятая, холст», «Кафе “Юность”»; и «фантазия на газетные темы» — «Салон».

В одном из первых своих интервью Кабаков объяснил основной принцип своего творчества: «Все, что я сочиняю, это “заведомо ложные измышления”. Как бы такая игра, когда берется совершенно реальная ситуация и к ней приспосабливается нереальное ее разрешение.

Читайте также:  Краткая биография бродский

Например, конкретная, всем знакомая ситуация, некрасивая, не укладывающаяся ни в один канон и вообще похожая только на нашу реальную жизнь, вписывается в рамки определенного жанра.

По моей любви, жанра коммерческого — детектива, боевика, музыкального фильма-ретро, сказки для взрослых, антиутопии».

Роман Кабакова «Подход Кристаповича» — о человеке, который в одиночку мог выступать против органов госбезопасности и побеждать их, быть свободным от страха перед конторой, как он их называет, и оказался одним из первых русских боевиков.

Совет

За «Невозвращенцем» последовали публикации романов Кабакова «Сочинитель» (1990— 91) и «Самозванец» (1992). В 1993 все три романа были изданы книгой под названием «Похождения настоящего мужчины в Москве и других невероятных местах». К ним примыкает и новый роман Кабакова «Последний герой» (1995). По определению автора, эти романы — «притчи о выборе».

В одном из недавних интервью Кабаков сказал: «Главное, что меня занимает,— это социальная и политическая жизнь как некий общественный фон, на котором происходит жизнь отдельных частных людей, занятых своими проблемами… Основное во всем этом — любовь».

Между тем критиков и читателей Кабакова большей частью интересует пока именно политический фон его произведений. Не случайно он заметил, что «никто не читает того, о чем я хотел написать», а «слава провидца» в глазах читателей «затмила его славу писателя».

В книгах Кабакова, особенно в «Похождениях настоящего мужчины», любовь выступает как возможность преобразования мира, даже как способ его спасения; и свой выбор герои Кабакова делают между любовью и нелюбовью как возможностью и способом существования. Правда, по мнению самого Кабакова, время его героев прошло. И его книги оказываются прощанием автора со своими героями, с их временем — сам он живет уже в другом времени.

Источник: http://www.aphorisme.ru/about-authors/kabakov/?q=7189

Кабаков Илья Иосифович – Известный Художник

Известный художник современности. Представитель московского концептуализма.

Илья Кабаков родился 30 сентября 1933 года в городе Днепропетровск. Вырос в семье слесаря Иосифа Бенционовича Кабакова и бухгалтера Беллы Юделевны Солодухиной.

В 1941 году вместе с матерью попал в эвакуацию в Самарканд.

В 1943 году его приняли в Художественную школу при Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры имени Репина, преподаватели и ученики которой тоже были эвакуированы в Самарканд.

     В 1945 году Илья перевелся в Московскую среднюю художественную школу. Которую он закончил в 1951 году и тогда же поступил на отделение графики в Суриковский институт, ныне Московский государственный академический художественный институт имени В. И.

Сурикова, где занимался в мастерской книги у профессора Б.А. Дехтерева. На последнем курсе в 1956 году Илья Кабаков начал иллюстрировать книги для издательства «Детгизи для журналов «Малыш», «Мурзилка», «Веселые картинки». После окончил институт в 1957 году.

     В 1960 годах был активным участником диссидентских художественных экспозиций в Советском Союзе и за границей. В 1968 году Кабаков перебрался в ставшую впоследствии знаменитой мастерскую Юло Соостера на чердаке бывшего доходного дома «Россия» на Сретенском бульваре.

     В том же 1968 году он вместе с Олегом Васильевым, Эриком Булатовым и другими нонконформистами участвовал в выставке в кафе «Синяя птица». Некоторые работы художника уже в 1965 году попали на выставку «Альтернативная действительность II» Аквила, Италия, а с начала 1970-х их включали в устраивавшиеся на Западе экспозиции советского неофициального искусства: в Кельне, Лондоне, Венеции.

     В 1970 году стал членом объединения художников «Сретенский бульвар» в Москве.

     В середине 1970-х сделал концептуальный триптих из трех белых холстов и приступил к циклу «альб» – листов с надписями на «коммунальные» темы, а с 1978 года разрабатывал ироническую «жэковскую серию».

Обратите внимание

     С 1970 по 1976 годы Кабаков нарисовал 55 альбомов для серии «Десять персонажей».

     В 1980 году он стал меньше заниматься графикой и сосредоточился на инсталляциях, в которых использовал обычный мусор и обыгрывал жизнь и быт коммунальных квартир.

     В 1982 году Кабаков придумал одну из своих самых знаменитых инсталляций – «Человек, который улетел в космос из своей комнаты», законченную к 1986 году. Впоследствии такие масштабные проекты он стал называть «тотальными инсталляциями».                                        

     В 1987 году получил первый зарубежный грант – от австрийского объединения Graz Kunstverein – и построил в Граце инсталляцию «Ужин». Год спустя он устроил первую «тотальную инсталляцию» из проекта «Десять персонажей» в нью-йоркской галерее Рональда Фельдмана и получил стипендию французского министерства культуры.

     В 1989 году Кабакову дали стипендию в фонде DAAD, Германская служба академических обменов, и он переехал в Берлин. С этого времени он постоянно работал за пределами сначала СССР, а потом России.

     С начала 1990 годов у Кабакова прошли десятки выставок в Европе и Америке, в том числе в таких крупных музеях, как парижский Центр Помпиду, норвежский Национальный центр современного искусства, нью-йоркский музей современного искусства , кельнский Кунстхалле, а также на Венецианской биеннале и на выставке Documenta в Касселе.

     Время признания художника пришло только к 1990 году. За пройденное десятилетие он получил награды от датского, немецкого и швейцарского музеев, титул кавалера Ордена искусств и литературы от французского министерства культуры.

     С 2000 годы стал активно выставляться в России. Осенью 2003 года Московский дом фотографии показал проект «Илья Кабаков. Фото и видео документация жизни и творчества».

Важно

     В начале 2004 года Третьяковская галерея устроила программную выставку «Илья Кабаков. Десять персонажей».

В июне 2004 года в Эрмитаже в здании Главного штаба открылась выставка Ильи Кабакова и его жены Эмилии, с которой они женаты с 1989 года, «Случай в музее и другие инсталляции», которая «знаменовала их возвращение на родину».

Тогда же художники подарили музею две инсталляции, которые, по словам Михаила Пиотровского, положили начало эрмитажному собранию новейшего искусства.     

     В декабре все того же 2004 года московская галерея «Стелла Арт» показала девять инсталляций Кабакова, сделанных в 1994 года по 2004 год.

     Когда в 2006 году в нью-йоркский музей Гуггенхайма отправилась программная выставка «Russia!», в неё была включена инсталляция Кабакова «Человек, который улетел в космос».

Присутствие этой работы в одном пространстве с иконами Андрея Рублева и Дионисия, картинами Брюллова, Репина и Малевича окончательно закрепило за Кабаковым статус одного из самых важных советских и российских художников послевоенного поколения.

     Летом 2007 года на лондонских торгах дома Phillips de Pury & Company картина Кабакова «Номер люкс» была куплена за 2 миллиона фунтов стерлингов, это около 4 миллионов долларов. Так он стал самым дорогим русским художником второй половины ХХ века.

     В феврале 2008 года работа Кабакова «Жук» 1982 года ушла с молотка на аукционе Phillips de Pury & Company за 2,93 миллиона фунтов стерлингов.

Совет

В апреле того же года альбом «Полетевший Комаров» был продан на нью-йоркских торгах Sotheby's за 445 тысяч долларов. Осенью 2008 года в Москве была показана самая большая ретроспектива Ильи и Эмилии Кабаковых.

Экспозиция демонстрировалась сразу на на трех площадках: ГМИИ имени Пушкина, центр современного искусства «Винзавод» и центр современного искусства «Гараж».

     В 2008 году удостоен Императорской премия Японии в номинации скульптура. В этом же году был награжден орденом Дружбы, за большой вклад в сохранение, популяризацию русской культуры за рубежом. Является Зарубежным почётный член Российской академии художеств.

     Илья Кабаков долгое время работал иллюстратором детских книг и журналов. Ввёл в художественный обиход понятие «тотальная инсталляция».

     Постоянно живёт и работает в Нью-Йорке на Лонг-Айленде с 1988 года в соавторстве со своей женой и племянницей – Милией Кабаковой.

Источник: https://ruspekh.ru/events/item/kabakov-ilya-iosifovich

КАБАКОВ, АЛЕКСАНДР АБРАМОВИЧ

КАБАКОВ, АЛЕКСАНДР АБРАМОВИЧ (р. 1943), русский писатель, публицист. Родился 22 ноября 1943 в Новосибирске. По окончании механико-математического отделения Днепропетровского университета переехал в Москву, работал инженером и писал прозу. Работал заместителем главного редактора в газете «Московские новости».

Первая опубликованная повесть Невозвращенец (1988) принесла Кабакову известность.

Действие повести происходит в Москве 1993 – в эпоху, именуемую Великой Реконструкцией и отмеченную хаосом и анархией гражданской войны.

Главный герой, обладающий способностью путешествовать во времени, оказывается перед нелегким выбором: жить в кошмарном будущем или в относительно безопасной, но гнусной современности.

Обратите внимание

О том, как творческая энергия преобразует реальность, Кабаков пишет в повести Сочинитель (1991), главный герой которой, преуспевающий московский литератор, сочиняет сценарий политического триллера.

Персонажи Сочинителя обретают собственную судьбу, самостоятельную волю, начинают участвовать в опасных политических играх. Спецслужбы требуют, чтобы автор сделал своих героев послушными и управляемыми, но Сочинитель не может предать людей, созданных его воображением.

В награду за мужество выдуманная и реальная жизнь сливаются в финале повести воедино и герои приходят на помощь автору.

Ситуация нравственного выбора в экстремальных обстоятельствах так же типична для произведений Кабакова, как помещение фантастических событий в реальную, со множеством подробностей выписанную бытовую среду.

При этом ситуация полного благополучия – по крайней мере внешнего – таит в себе не меньше опасностей, чем война или террор. В такой ситуации находятся персонажи романа Последний герой (1995). Согласно сюжету романа, в России 2096 года построен «Ад тоски, окруженный Адом жестокости».

Главный герой – представитель московской тусовки, спивающийся богемный писатель-сценарист-художник.

Неожиданно выясняется, что в его жизни есть высокое предназначение: он и его друзья «в костюмах сороковых годов врываются на антикварных автомобилях в странную будущую Россию – сытую и скучную, американизированную и патриотическую, тихую и тайно воюющую, живущую по выдуманному календарю в неясном будущем. Впрочем, будущее ли это? У героя и героини есть миссия: своей любовью открыть людям глаза на происходящее вокруг…» (Кабаков, послесловие к роману). В романе Последний герой, как и в других своих произведениях, Кабаков использует прием, который Р.Арбитман назвал «инъекцией исповедальной прозы в триллер».

После 1995 Кабаков пишет в основном публицистику. Печатается в газете «Коммерсант» и др. периодических изданиях.

См. также РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА.

Литература:

Важно

Кабаков А., Невозвращенец. М., 1988
Кабаков А. Бульварный роман. – Знамя, 1990, № 4
Василевский А. Опыты занимательной футуро-эсхатологии. – Новый мир, 1990, № 5
Чупринин С.

Фрагмент истины. – Литературная газета, 1990, 10 октября
Кабаков А. Сочинитель. М., 1991
Быков Д. Вера Кабакова. – Столица, 1993, № 47
Кабаков А. Последний герой. М.

, 1995

Проверь себя!
Ответь на вопросы викторины «Литературная викторина»

Кто из основоположников детективного жанра отбывал тюремное заключение за воровство?

Источник: https://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/literatura/KABAKOV_ALEKSANDR_ABRAMOVICH.html

Художник недели: Илья Кабаков

Значительный объем работ Ильи Кабакова будет храниться и экспонироваться в московском ЦСИ «Гараж». Картины, альбомы, инсталляции вернутся на родину своего автора

Значительный объем работ Ильи Кабакова теперь будет храниться и экспонироваться в московском ЦСИ «Гараж». Картины, альбомы, инсталляции вернутся на родину своего автора.

  • Илья Кабаков
    Источник: persons-info.com

Илья Иосифович Кабаков родился 30 сентября 1933 года в Днепропетровске.

В 1941 году, в начале войны, семья эвакуируется в Самарканд, а в 1943-м 10-летний Илья начинает посещать занятия в Ленинградской академии художеств, тоже эвакуированной в этот узбекский город (Кабаков говорил: «в художественной школе я начал учиться еще до того, как осознал себя художником»). В январе 1944 года Академия выезжает в Загорск. Илья с матерью (отец в 1943-м ушел на фронт) едут за ней и какое-то время живут в Подмосковье. Летом 1945-го Академия возвращается в Ленинград, но Кабаковым не удается получить разрешение на прописку в Ленинграде. Перебраться в Москву тоже не получается, поэтому мать остается в Загорске, а Илья начинает учиться в московской художественной школе и живет в пансионате при ней вплоть до своего поступления в 1951 году в суриковский институт.

Читайте также:  Краткая биография аверченко

Считается, что юность, проведенная в мире общежития, куда Кабаков попал в возрасте 12 лет (не будем об этом забывать), повлияла на восприятие жизни, искусства и на все его творчество. Спустя много десятилетий мотив маленького человека в огромном, давящем на него мире, мире коммуналок и отсутствия личного пространства остается одним из главных (идееобразующих) в его творчестве.

Художник вспоминает, что уже в 16–17 лет очень резко различал жизнь и искусство. Искусство для себя и искусство для других: «Я сразу принял решение жить как нормальный советский человек, по законам этого общества». В искусстве для себя он может быть свободным, выражать мир и мысли так, как он их ощущает, а в жизни он старается быть как все.

Возможно, в этом лежит ключ к пониманию двойственности натуры художника в советский период его жизни (в 1987 году он эмигрирует из СССР): он довольно известен как книжный иллюстратор, представитель советского официального искусства, и одновременно Кабаков — один из самых ярких новаторов в параллельном мире искусства неофициального.

С 1951 по 1957 год Кабаков учится на графическом факультете МГАХИ им Сурикова. Здесь он во многом определяется как художник, и здесь же начинается его дружба с людьми, которые сегодня признаются столпами советского нонконформизма, — О. Васильевым, Э. Булатовым и др.

Защитив диплом — иллюстрации к книге «Блуждающие звезды» Шолом-Алейхема, с конца 1950-х он начинает заниматься книжной иллюстрацией (в основном детской), которая становится его официальной профессией и прикрытием на долгие 30 лет.

За это время он выполнил множество иллюстраций для книжек Детгиза и детских журналов, в том числе для «Мурзилки», «Веселых картинок» и т. д. Надо сказать, помимо признания и надежного положения, работа художника-иллюстратора приносила неплохие деньги, что давало ему возможность неофициального творчества.

Совет

Так, в 1967 году гонорар, который он получил за оформление книги «Дом, который построил Джек», был истрачен на ремонт чердака в доме на Сретенском бульваре, и в 1968 году Кабаков обзавелся мастерской в Москве.

В 1959 году Кабаков становится кандидатом, а в 1962 — членом Союза художников.

Параллельно развивается неофициальное творчество художника. С 1953 года он начинает делать первые работы для себя. По воспоминаниям Кабакова, в период до 1960-х годов, он создал более 500 абстрактных графических работ, частично вошедших затем в его первые альбомы.

Его альбомы — совершенно отдельная история. Поначалу он раскладывал по папкам горы рисунков, более-менее объединяя их тематически, и использовал эти «арт-объекты» в качестве составных частей в разных проектах вплоть до скульптурных.

В 1970-е годы Кабаков создает около 20 таких объектов. Позднее те же папки с рисунками изымались из проектов и именовались (да, собственно, во многом и были ими) полноценными книгами художника. Всего известно более пятидесяти его альбомов.

Один из них — «10 персонажей», даст впоследствии имя одной из самых первых его инсталляций.

Труды для издательств отнимают от трех до шести месяцев в году, остальное время Кабаков посвящает творческим поездкам, выставкам, работе в мастерской на Сретенском бульваре.

Надо сказать, что в конце 1960-х годов сложился особый круг художников, которые с легкой руки журналиста Иржи Халупецкого теперь называют группой Сретенского бульвара (или «сретенцами»). В этот круг принято включать Э. Булатова и О. Васильева (вместе с ними Кабаков еще в студенческие годы и позже, после окончания института, брал уроки у Р. Р. Фалька), Э. Штейнберга, В. Пивоварова, В.

 Янкилевского, которые жили по соседству, много общались и были в чем-то близки в своем понимании искусства. И все они составили костяк движения советских художников-концептуалистов. Их работы различны по манере и технике выполнения, но в центре их внимания всегда оказывается не столько форма или цвет, сколько внутреннее содержание объектов изображения, их идея, другим словом — концепт.

Обратите внимание

Илья Кабаков — активный участник многих выставок «неофициального» искусства, начиная с экспозиций 1965 года в Италии (л’Акуила), 1966 года в Польше (Познань — Сопот) и знаменитой однодневной выставки 1968 года в московском кафе «Синяя птица».

В творческом пути Ильи Кабакова можно обозначить несколько условных (поскольку нет четких дат и границ) этапов.

Как уже говорилось выше, конец 1950х — начало 1960-х — это время абстрактных графических работ.

В конце 1960-х Кабаков увлекается философией и эстетикой монохромного белого пространства, к 1969 году относится его серия белых картин: «Мои белые работы, как правило, представляли собой плохо покрашенные белой краской доски, на которых почти ничего не было нарисовано — лишь какие-то мелкие детали». Предполагалось, что когда мы смотрим на эту доску, то она воспринимается как экран, на который падает и от которого отражается свет, идущий из какой-то бесконечной дали. Белый у Кабакова — это еще и описание пустоты, которая со всех сторон окружает маленького человека.

Одновременно с монохромным белым цветом в работы Кабакова начинает проникать текст, сперва как вспомогательный прием, затем — как полноценный и даже главный персонаж.

В конце 1970-х Кабаков возвращается на короткое время к фигуративному искусству и еще раз прорабатывает идеи напоминающие соцарт, чтобы потом передать результаты этого переосмысления в своем следующем творческом шаге. К слову, самые дорогие работы Кабакова — «Жук», «Номер Люкс» и «Праздники № 10» — фигуративные вещи с элементами соцарта.

Начиная с конца 1970-х и все последующее десятилетие Кабаков часто обращается к мистификациям, он создает вымышленных персонажей-художников, от лица которых ведет диалог со зрителем.

Это не псевдонимы автора, а абсолютно самостоятельные вымышленные лица, со своей биографией и взглядом на мир. Кабаков делает вид, что он куратор и публикатор чужих работ. Так появляются придуманные им герои: художники Кошелев, Розенталь, Спивак.

Важно

Некоторые из них становятся в дальнейшем персонажами целой серии инсталляций под общим названием «Альтернативная история искусств».

Каждая из них рассказывает об изобразительном искусстве сквозь призму придуманной творческой жизни и биографии своего главного героя — вымышленного художника. Интересно, что Кабаков предложил публике и собственный образ в качестве ученика придуманного Розенталя.

В 1980-х в творчестве Кабакова появляются первые ассамбляжи и возникает тема мусора. В это время мусор во всем мире приобретает привлекательные для искусства черты: его использование расширяет границы художественных приемов и дает в руки авторов еще одну метафору… Ведь любая вещь рано или поздно имеет шанс стать мусором.

Илья Кабаков: «Для иностранца, который приезжает в Москву, например, все является экспонатом. Он поражается и ищет какой-то смысл в том, что прекрасные дома в центре Москвы превращены в какие-то кучи мусора и т. п. Когда меня посещал советский человек, то он был в ужасе: пройти невозможно, вся лестница залита помоями и прочее.

А для иностранца это все был музей… А потом, когда посетитель начинал продвигаться по чердаку, он оказывался просто в центре катастрофы.

Затем, когда посетитель проходит весь этот ад и попадает в мастерскую художника, которая представляет собой тоже довольно замусоренное помещение с давно немытыми окнами, то он ожидает наконец увидеть настоящие художественные произведения.

И тут с невероятным энтузиазмом и улыбкой на лице доброжелательный художник открывает посетителю ящик, полный того же мусора, который он уже видел до этого на улицах Москвы и на лестнице». Так, по мысли автора, не нужная никому вещь, мусор обретают статус произведения искусства — все дело в контексте.

В 1980–90-х появляется еще один очень узнаваемый и почти повсеместный персонаж Кабакова — муха. Ее можно встретить как в станковых работах, так и в инсталляциях (существует даже целый огромный проект «Жизнь мух»).

Совет

Муха для него —непременный атрибут времени, нечто столь же всепроникающее, как идея, как его, кабаковское, неофициальное искусство, причем ни муха не имеет никакого личного отношения к тому месту, в котором она находится, ни это место — к мухе.

Муха у Кабакова — это еще и маленький человек в тоталитарном обществе: его стараются не замечать при вынужденном и неизбежном совместном сосуществовании, и общество может прихлопнуть его в любой момент, даже не заметив этого.

В начале 1980-х тема коммуналки и совместного существования выходит у Кабакова на первый план (симбиоз ее с темой мусора и мухами очевиден). Создается целая «Кухонная серия», а сам Кабаков период своего творчества между 1978 и 1983 годами называет ЖЭКовским.

К концу 1980-х Кабаков начинает создавать то, что он называет тотальной инсталляцией — трехмерное пространство, находясь в котором зритель вовлекается в творческую среду и становится своеобразным соавтором произведения: «Зритель прогуливается внутри инсталляции, он охвачен ею, а не свободен от нее полностью, как в случае традиционной картины». Один из первых подобных проектов — «Человек, который улетел в космос из своей комнаты» — представляет собой комнату с катапультой в центре и дырой в потолке над ней, через которую вылетел человек.

Создавать инсталляции-пространства, требующие всякий раз нового помещения, в условиях коммуналок и общих на несколько художников студий крайне затруднительно, и вплотную заняться ими художник получает возможность, только когда начинает работать за рубежом, в самом конце 1980-х годов. Следующие двадцать лет работы Кабакова можно назвать периодом масштабных проектов и инсталляций: подсчитано, что в 1990-х и 2000-х он создал более пяти сотен подобных проектов. Вот некоторые из них:

«Десять персонажей» (1986) — первая зарубежная тотальная инсталляция Ильи Кабакова. Объектами искусства в ней становятся не только предметы и пространство вокруг них, но и сами зрители.

«Туалет» (1992) — проект, принесший мировое признание автору, представляет собой типовой общественный туалет с узнаваемыми буквами М и Ж и двумя рядами кабинок вдоль стен.

Между ними (и с их непосредственным участием) воссоздан довольно типичный для середины прошлого века интерьер советской двухкомнатной квартиры.

Инсталляция многократно и с успехом выставлялась в залах Европы, Америки и в России.

«Школа № 6» (1993) — одна из самых лиричных инсталляций Кабакова, воссоздает во всех подробностях пространство типовой советской школы так, как она запомнилась художнику.

Сегодня Кабаков — всемирно признанный мастер, получивший множество наград.

Он стал первым из советских художников, вышедших из границ русского искусства на международную арену и признанных мировым сообществом безотносительно страны происхождения.

Обратите внимание

Его работы находятся в собраниях и постоянных экспозициях многих крупнейших музеев и галерей мира. Он живет и работает со своей женой и соавтором Эмилией Кабаковой в США.

Помимо мирового признания, работы Кабакова имеют и весьма устойчивую рыночную ценность, показателем чего являются его рекордные продажи на аукционах. Самая высокая для Кабакова цена — почти 3 миллиона фунтов стерлингов — была заплачена за работу 1982 года «Жук» на аукционе Phillips в феврале 2008 года.

Надо сказать, что пик популярности Кабакова пришелся на 2008 год, когда в России прошли его самые масштабные выставки, а на мировых аукционах работы достигли рекордных цен.

В последнее время наблюдается новый взлет интереса к его творчеству среди российского арт-сообщества — месяц назад собрание из 40 его работ (в основном ранних) было приобретено для обновленного центра современного искусства «Гараж».

Мария Кузнецова, AI

Источник: chaskor.ru, winzavod.ru, en.wikipedia.org, conceptualism-moscow.org, artinvestment.ru

Источник: https://artinvestment.ru/invest/painters/20130215_kabakov.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector