Краткая биография Сёрена Кьеркегора
Сёрен Кьеркегор — датский религиозный философ, кредо которого можно выразить такими его словами: «Обретение настоящей веры обусловлено полным отречением от компромисса. На пути к ней человек подвергается испытанию страхом и страданием».
Это еще и одна из самых загадочных личностей Дании, споры о которой не затихают до сих пор. Уже горы книг написаны о его жизни, а она в многом еще продолжает оставаться тайной и мистификацией, ведь он был великим мастером мистификации. Жанр его произведений не поддается однозначному определению.
Книги соседствуют в них с дневниковыми записями, философские эссе с афоризмами и образцами эпистолярной прозы.
Подавляющее большинство работ было опубликовано под разными псевдонимами, и лишь в предисловии к книге «Заключительный ненаучный эпилог» Кьеркегор признался, что он их автор. При этом совершенно очевидно, что идеи и его своеобразный литературный стиль оказали влияние на многих писателей. Он, не стесняясь, относил себя к гениям.
Роль же гения он описывал так: «Гении, как гроза, идут против ветра, внушают ужас людям и очищают воздух».
Начавшийся механизм обезличения населения в условиях «свободного» капитализма в Западной Европе в XIX веке, привел к необычному отражению в литературно-философских эссе Кьеркегора, который по-новому, изнутри, глазами индивида, увидел проблему «личности и общества».
Он предлагал задуматься над следующим: несмотря на то, что человек часто хотел бы обладать умом любого великого писателя, ученого и других, он не согласится быть этим человеком ценой отказа от своего «Я», от своей индивидуальности.
Исходя из реальных фактов психологии личности, он говорил, что каждый индивид — уникальная сущность, индивидуальное «Я», которое обладает само рефлексией, экзистенцией, которая в принципе непознаваема. В экзотеции присутствует свобода выбора.
Подвергая критике «неподлинное» существование личности в условиях современного ему общества, в котором все чаще обнаруживались признаки отчуждения и все более обострялись противоречия между личностью и обществом, Кьеркегор все свои надежды возлагал на веру в «нефальсифицированные», «подлинные» христианские идеалы. При этом он считал апелляцию к массам несостоятельной. Более того, он считал практически невозможным обращаться к кому бы то ни было с печатным словом, потому что, как он говорил, «в печатном прессе дьявол поселился в печатной краске и из-за этого в нашем мире, общественное мнение создается прессой». Наследие творца долгое время оставалось невостребованным. После окончания Первой мировой войны к нему пробудился интерес, но не в Дании, а в США, Германии и некоторых других странах. Интерес увеличился после Второй мировой войны. Тогда уже он был назван «отцом» современного экзистенциализма.
Философ родился и жил все время в Копенгагене, но когда мы пытаемся отыскать его настоящие корни, они неожиданно обнаруживаются в другом месте — на западе страны, в Ютландии. Деревня Сэддинг расположена к югу от городка Скьерн, примерно в двадцати километрах от моря.
Возле маленькой средневековой церквушки некогда лежали два хутора, которые сдавались в аренду и назывались церковными, поскольку плата за них предназначалась священнику. Отсюда фамилия Кierkegaard — по-датски (kirke — цeрковь, gaard — хутор).
Так звали еще его прадеда, арендовавшего один из этих хуторов, так звали и его сына Педера, в бедном доме которого на свет появилось девять детей.
Четвертым по счету был Микаэль Педерсен (1756-1838), отец философа. В детстве Микаэль пас на пустоши овец. Голодный, заброшенный, он однажды поднялся на холм и проклял Бога, чего был не в силах забыть даже в 82-летнем возрасте. Все, кто только мог, уезжали из Сэминга.
Дядя Микаэля, Нильс Сединг, обосновался в Копенгагене и открыл торговлю шерстью. В 1768 г. Микаэль поступил к нему в ученье. Микаэль был дважды женат. Первая жена умерла два года спустя после бракосочетания. Вторая, Ане Лунд, была прислугой в его доме, и он женился на ней, когда выяснилось, что она от него забеременела.
У них впоследствии родилось семеро детей. Самый младший, Сёрен, появился на свет 5 мая 1813 г.
Местом рождения великого философа был дом (потом его снесли) на Новой площади —Нюторв. Родители были абсолютными противоположностями, не похожими друг на друга. Сутуловатый отец, крутой, властный и маленькая толстенькая мать, нежная и веселая, которая очень любила своих детей и внуков. Мать не умела писать, зато читала по слогам.
Она всегда давала свободу действий маленькому непоседливому Сёрену, который учился в Школе гражданских добродетелей, куда ходил с 1821 по 1830 годы. Отец же сыграл роковую роль в жизни своего сына. Он воспитывал его любить распятого Христа. Хотел, чтобы был похож на своего отца — таким же угрюмым христианином.
Он был начитан и часто проводил философские беседы со своими сыновьями.
Педер, писатель-теолог, священник, в 1856 г. получил сан епископа. А в 1867 был назначен министром. Но вечная боязнь ответственности одержала верх. Под конец Педер Кристиан сошел с ума и умер.
В 1830-е не оставляла мысль о том, что Господь разгневан на их семью, потому что отец еще в детстве (вспомним ту злосчастную пустошь, на которой он пас овец) проклял Бога, и за этот грех, ни один член семьи не сможет прожить более 33 лет, превысить возраст Христа. В 1819 и 1833 годах у Микаэля умерло 2 сына, а в 1822, 1832 и 1834 — он потерял 3-х дочерей. В 1834 скончалась также его жена. Впоследствии Сёрен был очень удивлен, что в 1848 ему исполнилось 35 лет, а его старшему брату в 1839 — 34.
Здесь явно ощутимы реминисценции ветхозаветного стиля, которым был наполнен отчий дом.
И раз это представлялось само собой разумеющимся, что судьба отца была карой за то, что тот, будучи ребенком, вслух проклял Бога, и самоочевидным было для него, что все его дети по этой причине должны будут умереть, не дожив до тридцати четырех лет, а отец переживет их, точно так же абсолютно само собой разумеющейся была для него мысль, что благодаря своим необыкновенным дарованиям он предназначен к некой особой миссии.
Сёрен предвидит возможность получить более высокий приказ, вследствие которого отринет от себя все, включая невесту, чтобы смочь исполнить свою миссию.
И эта мысль прочно и надолго утвердилась в нем так, что в конце концов вовлекла его в смертельный спор с церковью. Однако сначала в его грандиозных планах вроде бы наступила небольшая заминка — он-таки благополучно преодолел этот порог, пережил Христа.
Божье заклятье было вроде бы снято. Но вместо Божьего, свое заклятье наложила на него современная литература.
Многие датчане переживал духовный кризис, сделавшись жертвой «мировой скорби». По настоянию отца он приступил к изучению психологии и философии, но уже в 1834 жизнь его рушится. Он не может найти цель, ради которой стоит жить дальше.
Может, из-за отчаяния он пускается во все тяжкие его развлечения, устраивая пьяные дебоши, и ему придется всю оставшуюся жизнь искупать свою вину.
А увиденный в Королевском театре моцартовский «Дон Жуан» настолько затронул в нем эротическое начало, что он, «будучи в состоянии экзальтации, дал увлечь себя публичной женщине».
Видимо, он позволял это делать с собой не раз, потому что когда, например, в 1837 отец уплатил его долги, сумма их достигла почти 3200 ригсдалеров — несколько годовых заработков университетского профессора того времени. Но уже в следующем 1838, 19 мая, непутевый возродился духовно.
9 августа умер отец, было печально, но с тем философу стало ясно: «отец умер ради меня, чтобы я, по возможности, смог стать кем-то еще». В сентябре он публикует анонимное сочинение «Из записок еще живого». Там он упрекает автора Х.К. Андерсена в «полном отсутствии мировоззрения».
В 1840 сдал экзамен по теологии, а 10 сентября того же года женился на Регине Ольсен, с которой до этого момента был знаком три года. После свадьбы он собирался принять пасторский сан. В начале 1841 тот произнес первую проповедь в Хольменской церкви.
Осенью того же года Сёрен получил степень магистра на философском факультете Копенгагенского университета.
Весь год с осени 1840 по осень 1841 наступает тайна. Кьеркегор хотел улучшить свою жизнь, но сам же ее и разрушил, внезапно поняв, что, хоть он и обручился по любви, тем не менее, брак невозможен.
Настолько они несхожи: непосредственная, благовоспитанная девушка из почтенной семьи и он, с его угрюмым нравом и душевными терзаниями. Была, разумеется, и еще одна причина — эпилептические припадки. По тогдашнему законодательству Дании этот недуг считался «мерзкой болезнью» как и проказа.
К тому же, как с временем выяснилось, у него был прогрессирующий паралич спинного мозга, от которого он в конце концов и умер 42-летнем возрасте.
Пока длилась помолвка, доставившая и немало сладостных мгновений, он пытался убедить Регину порвать с ним, но тщетно. Тогда 11 августа 1841 он отослал ей обручальное кольцо. Регина заклинала его не покидать ее. Он было уступил, однако 11 октября порвал с ней окончательно. Его поведение возмутило семью статского советника Ольсена и взбудоражило общественное мнение.
Кьеркегор уехал в Берлин 25 октября. После разрыва Регина вернула ему обручальное кольцо. Он отдал его переделать. Заключенные в оправу бриллианты, один крупный и четыре поменьше, образовали крест. Носил он это кольцo не снимая до самой своей смерти. Сейчас оно хранится в Музее истории Копенгагена.
Учитель проверяет на плагиат? Закажи уникальную работу у нас за 250 рублей! Более 700 выполненных заказов!
Заказать сочинение
2 октября 1855 его поместили в госпиталь. Он запретил подпускать к себе священника и отказался от последнего причастия. Также он запретил присутствие духовных лиц на его похоронах. Но в соборе Богоматери, где проходила церемония, проповедь произнес епископ Педер, брат философа.
Кьеркегор оставил датчанам особое наследие. Политик и журналист Вигго Хёруп (1841-1902) говорил, что ему всегда «хотелось бы отдать дань памяти человека, которому мы обязаны всем, который научил нас любить малых и отверженных и завещал нам идеалы, коим мы будем верны: это Сёрен Кьеркегор».
Источник: http://sochinyalka.ru/2013/12/biografija-sjoren-kerkegor.html
Сёрен Биография, Сёрен Обю Кьеркегор биография читать, Сёрен Обю Кьеркегор биография читать онлайн
Биография
Сёрен Обю́ Кье́ркегор (Киркегаард) (дат. Søren Aabye Kierkegaard). Родился 5 мая 1813, Копенгаген. Дата смерти — 11 ноября 1855, там же. Датский философ, протестантский теолог и писатель.
Биография
Сёрен Обю Кьеркегор родился в Копенгагене, в семье разбогатевшего купца — бывшего крестьянина Петера Кьеркегора, 5 мая 1813 года.
Окончил теологический факультет Копенгагенского университета в 1840 году. Степень магистра получил в 1841 году, защитив диссертацию «О понятии иронии, с постоянным обращением к Сократу», посвященную концепциям иронии у древнегреческих авторов и романтиков.
Был помолвлен с Региной Ольсен. После разрыва помолвки до 1851 года много работает, пишет свои основные труды.
Затем оставляет писательство с чувством, что он сказал то, что должен был сказать, вплоть до «церковной полемики» 1855 года.
Вёл жизнь, сокрытую в своём существе от людей; при этом других людей тонко чувствовал и глубоко понимал. Работы С. Кьеркегора отличаются исключительной психологической точностью и глубиной.
Критиковал (особенно резко — в последние годы жизни и творчества) выхолащивание христианской жизни, стремление жить благополучно и удобно и при этом считать себя христианином. Смыслу христианской жизни посвящены его экзегетические работы — «беседы» (Taler), а также работа «Введение в христианство» (1850), и последние его публикации в журнале «Мгновения».
Скончался во время эпидемии гриппа на сорок третьем году жизни, 11 ноября 1855 года, в Копенгагене.
Этапы творчества
Принято выделять пять периодов творчества Кьеркегора:
1838—1841 («Из записок ещё живущего», 1838; «О понятии иронии», 1841)
1842—1846 («Поучительные речи», 1842; произведения, опубликованные под псевдонимами: «Или-или», 1843; «Страх и трепет», 1843; «Повторение», 1843; «Философские крохи», 1844; «Понятие страха», 1844; «Стадии на жизненном пути», 1845; «Заключительное ненаучное послесловие», 1846)
Полемика 1845—1846 в «Корсаре» с П. Мёллером и М. Гольдшмидтом
1847—1850 («Дело любви», 1847; «Христианские речи», 1848; «Болезнь к смерти», 1849; «Введение в христианство», 1850)
1851—1855 — период молчания вплоть до «церковной полемики» 1855 года (публикация статей в журнале «Мгновения» с критикой грубых смысловых подмен в церковной жизни современной ему Дании).
Основные идеи
Три стадии человеческого существования
Ключевым в наследии Кьеркегора является учение о трёх стадиях человеческого существования. Впервые Кьеркегор формулирует его в «Или — или». Окончательную формулировку учение получило в работе «Заключительное ненаучное послесловие к „Философским крохам“».
Кьеркегор выделяет три стадии человеческого существования:
эстетическая,
этическая,
религиозная.
В соответствии с этими стадиями Серен Кьеркегор делит людей на четыре типа: обыватель (Spidsborgeren), эстетик (Æstetikeren), этик (Etikeren), религиозный человек (den Religiøse).
Обыватель живёт так, как окружающие: старается работать, создать семью, хорошо одеваться и говорить хорошо. Он следует стадному инстинкту. Он плывёт по течению и смиряется с обстоятельствами, не думая о том, что он может что-то изменить в своей жизни. Он просто не знает, что у него есть выбор.
Эстетик знает, что у него есть выбор. Он знает, что ему не нужно следовать за всеми. Он выбирает сам свой путь. Он выбирает жизнь, которая полна удовольствий. Ему нравится хорошая еда, стакан вина, красивые женщины.
Он не думает о чувстве долга и ответственности и вовсе не думает, что такое хорошо и что такое плохо. Он просто живёт сегодняшним днём и наслаждается жизнью. Если нет ничего интересного, то ему становится скучно.
Он чувствует, что его жизнь пуста.
Человек может перейти через переживание отчаянья на этическую стадию тогда, когда его поступками руководит разум и чувство долга. Этик не чувствует, что его жизнь пуста. У него развито чувство долга и ответственности.
Он разбирается, где добро и где зло, что такое хорошо и что такое плохо. Он считает, что нужно жить с женщиной, любить её и быть ей верным. Ему хочется совершать только хорошие поступки и не совершать ничего плохого.
На этической стадии эстетическая не исчезает бесследно, а происходит постоянно колебание между эстетическим и этическим.
В конце концов, человек может прийти к осознанию ограниченности как эстетического, так и этического образа жизни, снова испытав отчаянье.
Тогда дискретно может произойти прорыв на духовную стадию, где человеком руководит сердце, вера, которая не подвластна ни чувственности, ни разуму. Религиозный человек понимает, что он не совершенен.
Он знает, что он грешен и нуждается в Боге. Он верит всем сердцем, что Бог его простит. Бог — совершенен, человек — нет.
Отчаяние
Отталкиваясь от догмата о первородном грехе, Кьеркегор определяет человеческую жизнь как отчаяние. Отчаяние, как следствие греховной природы человека, одновременно рассматривается и как единственная возможность прорыва к Богу.
В соответствии с тремя стадиями развития человеческого существования Кьеркегор рассматривает три типа отчаяния.
«Отчаяние возможного» у эстетического человека связано с фактичностью, не соответствующей ожиданиям человека.
В своем сознании такой человек стремится подменить свое Я другим Я, обладающим некоторыми преимуществами: силой, умом, красотой и т. п. Отчаяние, возникающее от нежелания быть самим собой, приводит к распаду самости.
Отдельные эстетические удовольствия фрагментарны и не обладают единством. В результате Я «рассыпается в песок мгновений».
«Мужественное отчаяние» возникает в результате желания быть самим собой, добиться непрерывности Я. Такое желание — результат нравственных усилий этического человека.
«Я» для такого человека — уже не совокупность случайных «эстетических» удовольствий, а результат свободного формирования своей личности.
Однако трагическая «самонадеянность» человека, возомнившего, что только его собственных человеческих сил достаточно для воплощения Я, приводит к отчаянию в неспособности преодолеть собственную конечность, «возвыситься до Бога».
«Абсолютное отчаяние» у религиозного человека возникает в результате осознания богооставленности мира и собственного одиночества перед Богом.
Где я? Что значит сказать «мир»? Каково значение этого слова? Кто заманил меня сюда и покинул здесь? Кто «я»? Как я оказался в этом мире? Почему меня не спросили, почему не познакомили с его правилами, а просто всунули в него, как будто я был куплен у продавца душ? Как я оказался вовлечённым в это громадное предприятие, называемое действительностью? Разве это не дело выбора? Кому я могу пожаловаться? — С. Кьергегор. «Философские крохи, или Крупицы мудрости». Послесловие.
Истинная вера, как считал Кьергегор, не является результатом усвоения религиозной традиции, она результат абсолютно свободного и ответственного выбора в ситуации абсолютного одиночества.
Страх
Страх (Angst) возникает у человека как существа онтологически свободного, но отмеченного печатью первородного греха, а потому смертного и конечного. Страх возникает из осознания невозможности преодоления собственной смерти и риска неправильного распоряжения собственной свободой. Страх таким образом является ситуацией, в которой проявляется человеческая свобода.
Рациональность и Экзистенциализм
В противовес развитию, которое придал немецкому классическому идеализму Гегель, Кьеркегор настаивал на вторичности рационального знания и первичности индивидуального отношения к существованию — а также вытекающих из этого отношения поступков и действий.
В этом смысле позиция датского мыслителя, с одной стороны, близка к Канту, утверждавшему о «первенстве чистого практического разума в его связи со спекулятивным», а с другой — принципиально расходится с кантовским утверждением о (само)достаточности универсальных этических критериев в деле осуществления человеком свободного личностного выбора («Страх и трепет», заключительный фрагмент «Или — или» и др.).
Оценка такой позиции как иррационалистической оспаривается в исследовательской литературе.
Русское написание имени
Наиболее употребительное написание фамилии философа на русском языке — Кьеркегор. В литературе также встречаются варианты: Киркегард, Керкегор, Кьёркегор и др.
С точки зрения Д. А. Лунгиной, наиболее близко к датскому произношению произношение фамилии как Кергегор, к немецкому — Киркегард; неоправданно сложному написанию Кьеркегор и немецко-датскому смешению Киркегор Д. А. Лунгина предпочитает отчасти адаптированное к графике, отчасти к русской традиции Керкегор.
У Бердяева встречается написание Киркегардт
Источник: http://kierkegaard.filosoff.org/
Сёрен Обю Кьеркегор
Сёрен Обю Кьеркегор родился в Копенгагене, в дворянской семье, 5 мая 1813 года.
Окончил теологический факультет Копенгагенского университета в 1840 году. Степень магистра получил в 1841 году, защитив диссертацию «О понятии иронии, с постоянным обращением к Сократу», посвященную концепциям иронии у древнегреческих авторов и романтиков.
После разрыва помолвки до 1851 года много работает, пишет свои основные труды. Затем оставляет писательство с чувством, что он сказал то, что должен был сказать, вплоть до «церковной полемики» 1855 года. Вёл жизнь, сокрытую в своём существе от людей; при этом других людей тонко чувствовал и глубоко понимал. Работы С.
Кьеркегора отличаются исключительной психологической точностью и глубиной.
Критиковал (особенно резко — в последние годы жизни и творчества) выхолащивание христианской жизни, стремление жить благополучно и удобно и при этом считать себя христианином. Смыслу христианской жизни посвящены его экзегетические работы — «беседы» (Taler), а также работа «Введение в христианство» (1850), и последние его публикации в журнале «Мгновения».
Скончался во время эпидемии гриппа на сорок третьем году жизни, 11 ноября 1855 года, в Копенгагене.
Этапы творчества
Принято выделять пять периодов творчества Кьеркегора:
- 1838—1841 («Из записок ещё живущего», 1838; «О понятии иронии», 1841)
- 1842—1846 («Поучительные речи», 1842; произведения, опубликованные под псевдонимами: «Или-или», 1843; «Страх и трепет», 1843; «Повторение», 1843; «Философские крохи», 1844; «Понятие страха», 1844; «Стадии на жизненном пути», 1845; «Заключительное ненаучное послесловие», 1846)
- Полемика 1845—1846 в «Корсаре» с П. Мёллером и М. Гольдшмидтом
- 1847—1850 («Дело любви», 1847; «Христианские речи», 1848; «Болезнь к смерти», 1849; «Введение в христианство», 1850)
- 1851—1855 — период молчания вплоть до «церковной полемики» 1855 года (публикация статей в журнале «Мгновения» с критикой грубых смысловых подмен в церковной жизни современной ему Дании).
Основные идеи
Три стадии человеческого существования
Ключевым в наследии Кьеркегора является учение о трех стадиях человеческого существования. Впервые Кьеркегор формулирует его в «Или — или». Окончательную формулировку учение получило в работе «Заключительное ненаучное послесловие к „Философским крохам“».
Кьеркегор выделяет три стадии человеческого существования:
- эстетическая,
- этическая,
- религиозная.
В соответствии с этими стадиями Серен Кьеркегор делит людей на четыре типа: обыватель (Spidsborgeren), эстетик (?stetikeren), этик (Etikeren), религиозный человек (den Religi?se).
Обыватель живет так, как окружающие: старается работать, создать семью, хорошо одеваться и говорить хорошо. Он следует стадному инстинкту. Он течет по течению и смиряется с обстоятельствами, не думая о том, что он может что-то изменить в своей жизни. Он просто не знает, что у него есть выбор.
Эстетик знает, что у него есть выбор. Он знает, что ему не нужно следовать за всеми. Он выбирает сам свой путь. Он выбирает жизнь, которая полна удовольствий. Ему нравится хорошая еда, стакан вина, красивые женщины.
Он не думает о чувстве долга и ответственности и вовсе не думает, что такое хорошо и что такое плохо. Он просто живет сегодняшним днем и наслаждается жизнью. Если нет ничего интересного, то ему становится скучно.
Он чувствует, что его жизнь пуста.
Тогда человек может перейти через переживание отчаянья на этическую стадию, когда его поступками руководит разум и чувство долга. Этик не чувствует, что его жизнь пуста. У него развито чувство долга и ответственности.
Он разбирается, где добро и где зло, что такое хорошо и что такое плохо. Он считает, что нужно жить с женщиной, любить ее и быть ей верным. Ему хочется совершать только хорошие поступки и не совершать ничего плохого.
На этической стадии эстетическая не исчезает бесследно, а происходит постоянно колебание между эстетическим и этическим.
В конце концов человек может прийти к осознанию ограниченности как эстетического, так и этического образа жизни, снова испытав отчаянье.
Тогда дискретно может произойти прорыв на духовную стадию, где человеком руководит сердце, вера, которая не подвластна ни чувственности, ни разуму. Религиозный человек понимает, что он не совершенен.
Он знает, что он грешен и нуждается в Боге. Он верит всем сердцем, что Бог его простит. Бог — совершенен, человек — нет.
Отчаяние
Отталкиваясь от догмата о первородном грехе, Кьеркегор определяет человеческую жизнь как отчаяние. Отчаяние, как следствие греховной природы человека, одновременно рассматривается и как единственная возможность прорыва к Богу.
В соответствии с тремя стадиями развития человеческого существования Кьеркегор рассматривает три типа отчаяния.
«Отчаяние возможного» у эстетического человека связано с фактичностью, не соответствующей ожиданиям человека.
В своем сознании такой человек стремится подменить свое Я другим Я, обладающим некоторыми преимуществами: силой, умом, красотой и т. п. Отчаяние, возникающее от нежелания быть самим собой, приводит к распаду самости.
Отдельные эстетические удовольствия фрагментарны и не обладают единством. В результате Я «рассыпается в песок мгновений».
«Мужественное отчаяние» возникает в результате желания быть самим собой, добиться непрерывности Я. Такое желание — результат нравственных усилий этического человека.
«Я» для такого человека — уже не совокупность случайных «эстетических» удовольствий, а результат свободного формирования своей личности.
Однако трагическая «самонадеянность» человека, возомнившего, что только его собственных человеческих сил достаточно для воплощения Я, приводит к отчаянию в неспособности преодолеть собственную конечность, «возвыситься до Бога».
«Абсолютное отчаяние» у религиозного человека возникает в результате осознания богооставленности мира и собственного одиночества перед Богом. Истинная вера не является результатом усвоения религиозной традиции, она результат абсолютно свободного и ответственного выбора в ситуации абсолютного одиночества.
Страх
Страх возникает у человека как существа онтологически свободного, но отмеченного печатью первородного греха, а потому смертного и конечного. Страх возникает из осознания невозможности преодоления собственной смерти и риска неправильного распоряжения собственной свободой. Страх таким образом является ситуацией, в которой проявляется человеческая свобода.
Экзистенциализм
В противовес немецкому классическому идеализму и развитию, которое придал ему Гегель, Кьеркегор настаивал на вторичности рациональности и первичности чистого существования (экзистенциальности), которое после определённого диалектического пути развития личности должно найти свой смысл в вере. Этот и ряд других моментов послужили распространению точки зрения, согласно которой датский мыслитель является представителем иррационализма.
Русское написание имени
Наиболее употребительные написания фамилии философа на русском языке: Кьеркегор. К датской практической транскрипции наиболее близко произношение фамилии как Киргегор (транслитерация — Киркегаард). В литературе также встречаются варианты: Киркегард, Керкегор, Кьёркегор и др.
С точки зрения Д. А. Лунгиной, наиболее близко к датскому произношению произношение фамилии как Кергегор, к немецкому — Киркегард; неоправданно сложному написанию Кьеркегор и немецко-датскому смешению Киркегор Д. А. Лунгина предпочитает отчасти адаптированное к графике, отчасти к русской традиции Керкегор.
У Бердяева встречается написание Киркегардт
Избранные работы
- 1841 — О понятии иронии (Om Begrebet Ironi med stadigt Hensyn til Socrates)
- 1843 — Или-или (Enten-Eller; включает части Диапсалмата, Несчастнейший, Дневник обольстителя, Эстетическая ценность брака и др., которые часто издаются отдельно)
- 1843 — Две назидательные беседы
- 1843 — Страх и трепет (Frygt og B?ven)
- 1843 — Повторение (Gjentagelsen)
- 1844 — Философские крохи (Philosophiske Smuler)
- 1844 — Понятие страха (Begrebet Angest)
- 1845 — Стадии на жизненном пути (Stadier paa Livets Vei)
- 1846 — Заключительное ненаучное послесловие (Afsluttende uvidenskabelig Efterskrift)
- 1847 — Назидательные речи в различном духе (Opbyggelige Taler i forskjellig Aand)
- 1847 — Чему нас учат полевые лилии и птицы небесные
- 1847 — Дело любви (Kjerlighedens Gjerninger)
- 1848 — Христианские речи (Christelige Taler)
- 1848 — «Первосвященник» — «Мытарь» — «Грешница»
- 1849 — Болезнь к смерти (Sygdommen til D?den)
- 1849 — Полевая лилия и птица небесная: Три благочестивые беседы
- 1850 — Введение в христианство (Ind?velse i Christendom)
Издания сочинений
- Samlede v?rker, Bd 1—20. K?benhavn, 1962—64
- Papirer, Bd 1— 16. K?benhavn, 1968—78
На русском языке
- Или-или. — СПб.: Издательство Русской Христианской Гуманитарной Академии: Амфора, 2011. — 823 с. — ISBN 978-5-367-02005-2
- Наслаждение и долг. — СПб, 1894; Киев, 1994; Ростов-на-Дону, 1998.
- Несчастнейший. — СПб., 1908; 1914; М., 2002.
- Страх и трепет. — М., 1993, 1998.
- Дневник обольстителя. — Калуга, 1993; — М., 1999; — СПб., 2000; — СПб, 2007.
- Повторение. — М., 1997.
- Заключительное ненаучное послесловие к «Философским крохам». — Минск, 2005; СПб., 2005.
- Беседы. — М., 2009.
- Евангелие страданий. — М., 2011.
- Болезнь к смерти. — М.: Акад. Проект, 2012. — 157 с. — (Философские технологии). — 1000 экз., ISBN 978-5-8291-1357-5
- Понятие страха. — М.: Акад. Проект, 2012. — 217 с. — (Философские технологии). — 1000 экз., ISBN 978-5-8291-1344-5
Источник: http://people-archive.ru/character/sren-obu-kerkegor
Сёрен Кьеркегор
Никак не дойдут руки дочитать известный кьеркегоровский трактат “Или-или” полностью, а ведь пожалуй, для лучшего понимания “Дневника…” это было бы правильным выбором.
Как известно, роман-дневник только небольшая часть, входящая в сборник первой части, озаглавленная как “Часть первая – содержащая записки А.”, того самого А.
, который в прологе и начинает роман, упоминая, как в столе своего друга Йоханнеса нашел разрозненные дневниковые записи и письма к некой Корделии. Здесь начинается завораживающая история искушения, превращенного в чистое искусство.
Казалось бы, что тут особенного, пикап прекрасно процветает и в наше время, но тут то и есть колоссальная разница в подходе, когда обольщение это имеет настолько тонкий расчет, что жертва сама счастлива броситься охотнику в руки, хотя какое-то время назад и не могла бы себе такого представить.
В словах Йоханнеса свозит уверенность, подкрепленная опытом, но судя по форме его дневника, обольщение Корделии лишь очередной уровень в его “шлифовке” искусства сооблазнения и носит экспериментальный характер. Правильнее будет сказать, что роман лишен свойственной беллетристике художественности, он выглядит как научные заметки при наблюдении и изучении подопытного.
Йоханнес лишен привычного нам понимания романтичности и сентиментализма, чувства не захлестывают его, хотя он действительно влюблен в эту особу и жаждет обладать ею. На протяжении всего сюжета он сохраняет несколько циничный взгляд на вещи и не отступается от своей продуманной стратегии, единственно, чувствуется, каким спокойным, если не утомленным он становится ближе к финалу.
Это можно объяснить, что все-таки была проделана не легкая работа, но я больше склоняюсь к версии, что Йоханнес несколько разочарован своей жертвой. Всё-таки Корделия следует в точности всему плану Йоханнеса, ни разу не отклоняясь от уготовленного его маршрута, становится предсказуемой и, соответственно, уже не такой интересной для искушенного охотника.
Поэтому случай с Корделией представляет для Йоханнеса идеальное воплощение его теорий и стратегий, не лишенное реалистичности.
Этот идеализм исполнения плана хоть и является одной самых завораживающих сторон романа, одновременно с этим, он и вызывает ощущение ирреальности происходящего из-за отсутствия в нем хотя бы мелких преград, которые были бы обязательно устроены жизненными обстоятельствами, которые предугадать невозможно. Но почему бы и нет, вдруг в этот раз планеты стали в ряд и всё случилось именно так, как и задумал наш стратег.
Йоханнес – адепт собственной философии, у него нет союзников на этом поприще и тем не менее, существование этих записок может быть доказательством, что Йоханнесу хотелось с кем-то разделить свою победу, так как записи были ориентированы на читателя.
Суть дела не в том, чтобы обольстить девушку, а в том, чтобы найти такую, которую стоит обольщать.
Из выше сказанного Йоханнесом следует, что главное – не цель, а процесс. Он не удовлетворяет свои потребности, не ведет счет амурных побед, так как дело не в количестве, а в качестве.
Для этого не подойдет любая девица, нужен специальный экземпляр, для остроты ощущений практически недоступный, но и этого мало, нужна девушка определенного духовного склада.
Корделия соответствует всем требованиям Йоханнеса – она молода и неопытна, чтобы иметь возможность избежать расставленной ей ловушки, она обладает большим потенциалом к духовному росту и производит впечатление своим логическим мышлением и рассудительностью, а внутри она страстная особа, но ей еще не было случая открыть волю чувствам. И тут ведущую роль занимает тот процесс обольщения, раскрыть эту девушку, как ракушку и извлечь из нее ту себя, о которой она еще сама не догадывается. Йоханнес направляет, провоцирует, намекает и тем не менее, остается в тени, не подавляя своим влиянием жертву. В отношении Йоханнеса к Корделии проскакивают не только влюбленные, но и отеческие нотки, что не иначе как он представляется чуть ли не вдвое старше своей невесты.
Все это невероятно красиво в теории, и наверняка, весьма трагично на практике. И я сейчас не о разбитом сердце Корделии, сколько о жизни самого Йоханнеса. Ведь по истечению конечной ночи, когда жертва собственноручно приносит себя в дар своему сооблазнителю, игра заканчивается, и Йоханнес, хоть и любимый, остается одинок.
Его путь лежит в поиске новых жертв, которые принесут новые ощущения, но надолго ли это? Йоханнес жесток, неоспоримо жесток, будто как Дориан Грей, будет молод и хорош собой всегда.
История Йоханнеса и Корделии во многом схожа с реальной историей, произошедшей между Сереном Кьеркегором и его невестой Региной, которая вполне и могла стать прообразом этого сюжета.
За время ухаживаний, Кьеркегор также занимался духовным воспитанием своей невесты, часами мог рассказывать ей занимательные вещи, подбирал ей литературу для чтения, что, по его мнению, была ей необходима для правильного развития.
Их помолвка была разорвана самим Кьеркегором, но Регина, уверенная в том, что была любима, не могла поверить в это. Расставшись с этой частью своей жизни, Кьеркегор глубоко переживал случившееся, и история Йоханнеса и Корделии хоть и несомненно не автобиографична, но вполне могла быть создана, как вариация на тему случившегося, фантазия, которая слишком красива, чтобы быть правдой.
Источник: https://www.livelib.ru/author/179516-sjoren-kerkegor
Кьеркегор Серен: биография и философия :
Серен Обю Кьеркегор родился в 1813 г. в Копенгагене. Он был религиозным мыслителем и писателем. Из статьи узнаем, какой след в истории оставил Серен Кьеркегор.
Биография
Кьеркегор Серен был выходцем из семьи разбогатевшего купца. В 1840-м он закончил обучение на теологическом факультете в университете Копенгагена. В следующем году Кьеркегор Серен получил степень магистра. Будущий писатель защитил диссертацию, посвященную теориям иронии у древнегреческих романтиков. Серен был влюблен в Регину Ольсен.
Однако по стечению обстоятельств помолвка между ними была разорвана. После этого события до 1851 г. Кьеркегор много работал. В этот период были созданы основные труды писателя. До 1855 г. Кьеркегор Серен не создал ни одного произведения, считая, что сказал все, что хотел. Его жизнь была скрыта от посторонних.
Однако при этом он достаточно тонко чувствовал других людей, глубоко понимал их. Все труды, которые создал Серен Кьеркегор (книги, записки, публикации в журналах и пр.), отличаются особой психологической точностью. В последние годы он особенно резко критиковал стремление людей удобно и благополучно жить, считая себя христианами.
Скончался Кьеркегор Серен там же где и родился – в Копенгагене в 1855 г.
Учение о стадиях существования человека
Философия Серена Кьеркегора ставила достаточно актуальные для того времени вопросы. Идеи мыслителя сформировали базу для последующих исследований человеческой сущности.
Экзистенциализм Серена Кьеркегора был впервые сформулирован в его труде “Или-или”. Окончательные выводы по концепции приводятся в “Заключительном ненаучном послесловии”.
Серен Кьеркегор выделяет 3 стадии существования человека:
- Эстетическую.
- Этическую.
- Религиозную.
Согласно этой дифференциации, мыслитель разделяет людей на:
- Обывателей.
- Эстетиков.
- Этиков.
- Религиозных.
Характеристика
Серен Кьеркегор описывает обывателя как человека, живущего подобно окружающим. Он старается создать семью, работать, хорошо говорить и одеваться. Обыватель плывет по течению, смиряясь с обстоятельствами, не думает о том, что можно что-то изменить. Такой человек просто не знает о том, что он может выбрать другую жизнь.
Эстетик
Он понимает, что нет необходимости следовать за всеми. Эстетик самостоятельно выбирает путь, жизнь, полную удовольствий. Он любит хорошую еду, вино, красивых женщин. Ему не свойственно чувство ответственности и долга, он не думает о том, что плохо, а что – хорошо. Если в жизни нет ничего интересного, он считает ее пустой, ему становится скучно.
Человек, обращенный к внешнему миру, таким образом, считает целью удовольствия. Символом этого этапа считается Дон Жуан. В своем романе “Дневник обольстителя” Серен Кьеркегор дает достаточно подробное описание такому человеку. Это произведение – часть трактата “Или-или”.
“Дневник обольстителя” Серен Кьеркегор писал, как и почти все свои работы, от имени вымышленного автора.
Этик
Погоня за удовольствием приводит к пресыщению. В результате эстетическое сознание приходит к сомнениям и разочарованиям, тоске. Через отчаяние и переживания человек может перейти на этическую стадию только в том случае, если его поступками руководит чувство долга и разум. На этом этапе индивид не считает жизнь пустой.
Этик хорошо понимает, где зло, а где добро, что плохо, а что хорошо. Такой человек считает, что необходимо жить с женщиной, быть верным ей, любить ее. Этик стремится совершать только хорошие поступки, не делая ничего плохого. На этой стадии происходит постоянное колебание. Эстетические элементы никуда не уходят. Человек балансирует между ними и этическими настроениями.
В качестве символа этого этапа выступает Сократ.
Пояснения
Серен Кьеркегор, вводя различия между мировосприятием людей на эстетической и этической стадиях, указывает, что в первом случае, каким бы ни было мировоззрение, оно всегда, по своей сути, является отчаянием.
Обусловлено такое состояние тем, что индивид основывает собственную жизнь на том, что может и не быть, и быть, то есть, на несущественном. Этик, напротив, в качестве базы выбирает существенное, то, что должно иметь место.
Этическое начало способствует формированию внутреннего мира, придает ему устойчивость, уверенность. На этом этапе индивид становится личностью, трансформированной в единственный абсолют. Серен Кьеркегор старается исключить нравственность из внутреннего пространства человеческого духа.
Между тем, этика изолированной действительности ограничена. Нравственный закон, который устанавливается человеком, в соответствии с собственным опытом, в свою очередь, может являться неприемлемым для остальных и ошибочным.
Последняя стадия
В результате балансирования человек может прийти к пониманию ограниченности и эстетического, и этического пути, испытав снова отчаяние. В таком случае дискретно может случиться прорыв на духовную стадию. На этом этапе человека ведет сердце, вера, не подвластная ни разуму, ни чувственности. Религиозный человек осознает свое несовершенство.
Он понимает, что грешен, и стремится к Богу, веря, что тот простит его. Выбрав прорыв к Всевышнему, человек преодолевает недостатки этического восприятия. Они связаны с тем, что в качестве движущей силы индивида выступает стремление достичь счастья, но в мире действует всеобщий закон, ограничивающий его в свободе.
Вера в Бога возвышает индивида над той моралью, которую он для себя выработал. Дойдя до этой ступени, человек погружается в страдание. Верующие люди являются страждущими. Прекращение страдания указывает на завершение религиозной жизни. Серен Кьеркегор полагал, что люди, которые одержимы оптимизмом, пребывают в непроницаемом заблуждении. Он считал, что жизнь – это скорбь, а не отрада.
Кьеркегор указывал на то, что человек как в бездну заброшен в мрачный мир не по собственной воле. Находясь в нем, он переживает свободу и страдание, грех. Он боится Бога. При этом жизнь, которая наполнена страданием, становится оправданной и осмысленной за счет стремления к спасению через искупление.
Переход с одной стадии на другую осуществляется в результате выбора, волевого акта человека. Забота и отчаяние ведут личность по жизненным ступеням. Кризис приводит к возникновению страха. Он стимулирует выбор, и человеческая жизнь переворачивается. В этом реализуется свобода, которая направлена на достижение бесконечного блаженства.
В качестве помощника человека при его преодолении отчаяния на жизненных дорогах выступает вера. Отказываясь от разума, который вызывает страдания, отчаяние, страх, индивид приобретает успокоение. Только вера гарантирует истинное существование.
Отчаяние
Основываясь на догме о первородном грехе, Серен Кьеркегор говорит о человеческой жизни, как о страдании, переживании. Это приводит индивида к отчаянию.
Оно, выступая как результат греховной сущности человека, рассматривается одновременно и как единственная возможность прорваться к Богу.
Соответственно трем этапам существования индивида в труде “Болезнь к смерти” Серен Кьеркегор рассматривает:
- Отчаяние возможного. У эстетических людей оно связано с фактичностью, которая не соответствует ожиданиям. В сознании такой человек старается подменить собственное Я другим, имеющим определенные преимущества – силу, ум, красоту и пр. Отчаяние, которое возникает в связи с нежеланием быть собой, приводит к разрушению. Отдельные удовольствия являются фрагментарными, они не обладают единством. В итоге Я рассыпается на “песок мгновений”.
- Мужественное отчаяние. Оно появляется как следствие желания быть собой, добиваться непрерывности Я. Это стремление, в свою очередь, является результатом нравственных усилий этика. Для такого человека “Я” уже не выступает как комплекс случайных удовольствий. Оно является результатом свободного создания собственной личности. Но трагичная самонадеянность индивида, возомнившего, что его человеческих сил будет вполне достаточно для реализации “Я”, вызывает отчаяние. Этик убеждается в неспособности преодолевать собственную конечность, прорваться к Богу.
- Абсолютное отчаяние. Оно возникает у религиозного человека в результате понимания богооставленности окружающего мира и своего одиночества перед Всевышним.
Мыслитель считал, что истинная вера – это не результат усвоения религиозных традиций, а следствие абсолютно ответственного и свободного выбора в условиях полного одиночества.
Серен Кьеркегор: “Страх и трепет”
В 1843 г. писатель опубликовал этот трактат. Он взял псевдоним Иоханес де Силенцио. Как указывал Серен Кьеркегор, страх появляется у человека как у существа свободного в онтологическом плане, но при этом несущего след первородного греха и поэтому, конечного, смертного.
В центре внимания стоит вопрос о вере и ее возможностях в рамках действительности. За основу мыслитель взял ветхозаветную повесть об Аврааме и сыне его Исааке. В 1844 г. вышел еще один трактат “Понятие страха”.
Серен Кьеркегор говорит о том, что это ощущение возникает как следствие осознания невозможности преодолеть собственную кончину и риск неправильного использования собственной свободы.
Рационализм
В противовес развитию немецкого классического идеализма, Серен Кьеркегор указывал на первичность индивидуального отношения к человеческому существованию и вытекающих из него действий и поступков. При этом рациональное знание было для мыслителя вторичным.
В своих рассуждениях Серен Кьеркегор близок, с одной стороны, к Канту. Последний утверждал первенство практического (чистого) разума в связи со спекулятивным.
С другой же стороны, позиция Кьеркегора принципиально отличается от кантовской идеи о (само)достаточности этических универсальных критериев при осуществлении личностного свободного выбора человеком.
Базис концепций
Философские взгляды Серена Кьеркегора формировались под влиянием германского романтизма и ответа на гегелевское учение. В качестве одного из ключевых источников направленности идей мыслителя выступало осознание неблагополучия мира.
Начало философии, считал он, исходит не из удивления, как говорили Аристотель и Платон, а из отчаяния. В свою очередь, последнее возникает в связи с тем, что мир наполнен злом.
Изучение философских вопросов в сочинениях автора базируется на переиначенной гегелевской диалектике. Серен Кьеркегор перетолковывает многие термины и понятия. При этом он отрицает помещение индивида в конкретную историческую систему воплощения объективного духа.
Он усматривает в этом подчинение человека эпохе, лишение его ответственности за свое поведение и самостоятельности.
Идеи
Серен Кьеркегор выступал против философских претензий не только на проектирование социальной действительности, но и на объяснение ее. Реальность для него – то, что “Я” выявляет в себе. Первичной является душа, а тело – вторично. Человек – синтез этих элементов, сочетание необходимости и свободы, вечного и временного.
Кьеркегор был против учения об истине. Последняя являлась для него как субъективная категория. В качестве критерия истины выступает страстная уверенность человека в собственной правоте. Предметом изучения мыслителя являлась не всеобщая, а индивидуальная истина. Позднее аналогичную позицию отстаивал отечественный философ Шестов.
Взгляды других мыслителей
Стоит сказать, что задача существования не подается научному изучению. Поэтому идеи Кьеркегора зафиксированы в форме потока свободных мыслей по интересующим его вопросам. Он стремился обратить внимание на тревожные признаки бытия, проявляющиеся в духовной жизни.
Автор не склонен был переоценивать значимость своих возможностей в предостережении об опасности, надвигающейся со стороны нигилизма. К наиболее крупным представителям экзистенциализма следует отнести Сартра, Ясперса, Камю, Хайдеггера. Последний несколько своеобразно решает проблему существования человека.
Хайдеггер считает главной задачу закладки основы под понимание мира. В качестве нее выступает онтология. Она базируется на прислушивании к бытию, выработке реакции на него, в соответствии с сигналами, которые он подает при стремлении найти комфортное место в мире. Для Ясперса проблема существования решается через приспособление.
Он старается внушить читателю ответственное и бережное отношение к ценностям, которые найдены европейской цивилизацией. Ясперс предостерегает от бездумного расшатывания устоявшихся норм западного мира. Он стремится направить человеческие усилия на ответственное формирование сообщества, в рамках которого народы сформируют единую семью.
Камю и Сартр высвечивают неблагополучие мира. Они показывают абсурдность всего. При этом авторы предлагают мужественно исполнять свой долг, не страшиться утрат, не склоняться под ударами судьбы. Они призывают спокойно осуществлять свои будничные дела. Но если гнет действительно станет нестерпимым, Камю и Сартр предлагают отважиться на бунт.
Серен Кьеркегор решал проблемы существования в мрачном и неприветливом мире, исходя из того, что индивид входит в жизнь неподготовленным. Он воспринимает ее как место праздника.
Переходя от ступени к ступени своего совершенствования, человек способен двигаться от эстетического восприятия, при котором целью является наслаждение, к этическому, в рамках которого на первый план выходит разумное служение своему человеческому долгу. В результате он приближается к религиозному мировоззрению, прорывается к Богу.
Источник: https://www.syl.ru/article/291158/kerkegor-seren-biografiya-i-filosofiya
Серен Кьеркегор (1813 – 1855)
Сёрен Обю Кьеркегор – датский философ, иррационалист, один из наиболее известных западных основателей экзистенциальной философии, предтеча философского направления, которое в 20 веке получило название «экзистенциализм».
Главной проблемой философии Кьеркегора является единичное, внутреннее, временное существование человека – экзистенция. Кьеркегор рассматривает три способа и три соответствующие им принципа существования человека в мире: эстетический (наслаждение), этический (долг) и религиозный (вера).
Кьеркегор показывает роль страха, отчаяния, свободного выбора на пути к вере – высшему способу существования человека в мире. К основным произведениям философа относятся «Или – или», «Страх и трепет», «Понятие страха», «Болезнь к смерти».
Чаще всего Кьеркегор пользуется «косвенным» способом изложения своих мыслей: основные его произведения написаны от имени вымышленных персонажей.
Кьеркегор и экзистенциальная философия
В связи с обоснованием нового предмета философии – экзистенциального существования человека, Кьеркегор выступил с критикой рационалистической философии, в первую очередь, философии Гегеля.
Согласно Гегелю истина носит разумный, всеобщий и объективный характер; высшей формой ее постижения является наука, основанная на абстрактном мышлении. Кьеркегор настаивает на том, что философия принципиально отличается от науки, что она напрямую зависит от субъективной, личной жизни философа.
Кьеркегор в своей философии как раз и являет пример такой попытки осмысления собственных сокровенных душевных переживаний. Главный вопрос в жизни человека – «быть или не быть?», пишет Кьеркегор, может иметь «только субъективное значение». «Страсть как раз и есть субъективность, а при объективном подходе ее вовсе нет».
Так понятая субъективность и есть по Кьеркегору действительность, а не гегелевское «то, что разумно». Кьеркегор убежден, такую экзистенциальную истину нельзя знать, в ней можно только быть. Объективной истине субъект безразличен, в ней он исчезает.
Немецкая классическая философия развивает учение о субъекте, но там речь идет о субъекте вообще, Кьеркегор же считает, что предметом философии должен стать единичный, неповторимый, уникальный, конкретный субъект, поэтому экзистенциальная истина и всеобщность несовместимы.
Кьеркегор об абстрактном мышлении
Научное мышление, пишет Кьеркегор, – «это мышление, при котором не существует мыслящего». «Абстрактное мышление помогает мне обрести бессмертие тем, что сражает меня как существующего в отдельности насмерть и тем самым дарует бессмертие».
«Понимание существования также затруднено, как и понимание движения: я мыслю его и таким образом прекращаю его и, следовательно, уже не мыслю его. Можно, пожалуй, с полным правом сказать, что существует вещь, которая не дает себя мыслить, и это – существование».
Способом познания истины в экзистенциальной философии признается не мысль, а переживание. «Исходной точкой для достижения абсолюта является не сомнение, а отчаяние».
Кьеркегор о свободе и необходимости
«Или – или»: необходимость выбора и свобода. В отличие от Гегеля Кьеркегор считает, что во всемирной истории господствует необходимость, а не свобода. Но «внутренняя, душевная жизнь индивидуума принадлежит ему одному» и никакая история, кроме его собственной, не должна касаться ее. Борясь за свободу, каждый борется за будущее.
«В этой-то именно области и царствует абсолютное «или – или»». Он выбирает не что-то конечное, а абсолют. И этим абсолютом является он сам в своем вечном значении, «и это значение как бы подавляет его своим величием, земная конечность теряет для него всякое значение». «Выбор высоко поднимает душу человека», сообщает ей «сознание соб-ственного достоинства».
«Личность является абсолютом, имеющим свою жизненную цель и задачу в самом себе». Выбор приводит к свободе, а значит ответственности «за всякое свое дело и слово». Но выбор должен быть сделан во время, решительно и энергично. «Внутреннее движение личности не оставляет времени на эксперименты мысли».
Жизненная неопределенность может привести к такому моменту, когда выбирать уже нечего, «иначе говоря – за человека выбрала сама жизнь, и он потерял себя самого, свое «я»».
Кьеркегор и философия отчаяния
Именно отчаяние Кьеркегор называл «болезнью к смерти». Отчаиваясь в чем-то, человек, на самом деле, отчаивается в самом себе, поэтому, пытаясь избавиться от себя, он стремится к смерти. Но в том-то и дело, что от себя избавиться невозможно, «ведь это Я – наше владение, наше бытие – это одновременно величайшая уступка вечности человеку и ее вера в него».
Кьеркегор исходит из того, что человеческая природа греховна: человек не осознает «своего духовного предназначения». Это и есть отчаяние. Оно является не исключением, а правилом. «Никто не свободен от отчаяния».
Однако тот, кто осознает отчаяние, гораздо ближе к исцелению, чем те, которые его не осознают. Последние «как бы разлагаются заживо». «Только дошедший до отчаяния ужас развивает в человеке его высшие силы». «Отчаяние – единственное средство душевного спасения для человека».
Каждому из способов человеческого существования присущ свой тип отчаяния.
Кьеркегор о способах существования
Кьеркегор отличает этический способ существования от эстетического следующим образом: «Эстетическим началом может называться то, благодаря чему человек является непосредственно тем, что он есть, этическим же – то, благодаря чему он становится тем, чем становится».
Этический человек («трагический герой») «отрекается в отношении себя самого для того, чтобы выразить всеобщее», а религиозный человек («рыцарь веры») «отрекается в отношении всеобщего, чтобы стать единичным индивидом». «Собственными силами человек может стать трагическим героем, но только не рыцарем веры».
Трагический герой способен к самоотречению, но не способен к вере.
Эстетическое существование
Общей чертой всех «эстетиков», независимо от разнообразия их занятий и способностей, является непосредственность. Так как выбор эстетика совершается непосредственно, то он не является настоящим выбором.
Главным принципом существования эстетического человека является наслаждение. Наслаждения могут быть самыми разными, но они всегда зависят от чего-то внешнего по отношению к человеку, поэтому эстетик никогда не бывает свободен.
Эстетическое миросозерцание есть, в сущности, отчаяние, потому что «человек основывает свою жизнь на том, что может быть и не быть, т.е. на несущественном». Он стремится отрешиться от своей личности ради наслаждения, «он раб минуты».
Эстетик никогда не бывает по-настоящему удовлетворен, он всегда ищет еще более сильных наслаждений и удовлетворения своих разнообразных желаний, поэтому жизнь его «просто поражает своей безграничной разбросанностью».
Эстетическому человеку присуще «отчаяние-слабость», когда не желают быть собой, а желают обрести другое «я». Отчаянное нежелание быть самим собой приводит к такой ситуации, когда, собственно, спасать просто нечего.
«Существо человека распадается на тысячи отдельных частей,… оно утрачивает самое дорогое, самое священное для человека – объединяющую силу личности, свое единое, сущее «я»».
Только в результате акта выбора человеку можно вновь обрести себя.
Этическое существование
Этический человек «основывает свою жизнь на существенном, на том, что должно быть. Выбор представляет собой трудный и мучительный шаг. Индивид расстается со своей мнимой свободой, отказывается от всех возможностей, кроме одной, но зато она становится его реальностью.
Выбор совершается не в результате знания, а в результате волевого акта. Актом воли человек рождает, создает самого себя. Во время выбора все индивидуальные черты человека остаются теми же, тем не менее, сам он становится другим: из природной индивидуальности превращается в личность. Это означает, что отныне человек определяет себя сам, то есть становится свободным.
В теоретической философии, как и в эстетике, противоположность добра и зла является относительной. В акте выбора человек выбирает не добро или зло, а абсолютную противоположность добра и зла: «или-или». По Кьеркегору добро обусловлено свободой, а не свобода добром. «Добро проявляется тем, что я хочу его, иначе его и существовать не может».
Этическому человеку присуще «мужественное отчаяние», или «отчаяние-вызов», когда желают быть собою. Моральная ответственность не дает личности рассыпаться «в песок мгновений», но так как «этик» полагается только на себя и «ничего не хочет знать о вечности», отчаяние не преодолевается.
Существование в вере
Если в своем произведении «Или – или» Кьеркегор показывает превосходство этического способа существования над эстетическим, то в трактате «Страх и трепет» Кьеркегор настаивает на том, что «высшая страсть в человеке – это вера», а религиозный способ существования, способ существования «рыцаря веры», превосходит этический.
«Этическое, как таковое, есть нечто всеобщее». «Рыцарь веры», как и сам Кьеркегор, ставит единичное выше всеобщего. «Вера, – пишет Кьеркегор, – есть тот парадокс, что отдельный индивид как таковой выше всеобщего».
«Существует абсолютный долг перед Богом; ибо в таком отношении долга единичный индивид в качестве единичного абсолюта относится к абсолюту».
И это может приводить «рыцаря веры» к поступкам, которые противоположны тому, что требует от него этический долг.
Религиозному человеку присуща «истинная форма отчаяния». Отчаяние – грех, но отчаяние «перед Богом» ведет к исцелению. Противоположностью греху по Кьеркегору является не добродетель, а вера. При этом человеческое Я, «стремясь быть собой самим», погружается «в ту силу, которая его полагает», «Я находит в себе храбрость утратить себя, чтобы заново обрести».
Веру Гегель считал «внутренней уверенностью, которая предвосхищает бесконечность». В этом Кьеркегор с ним согласен. Но при этом Кьеркегор считает веру высшей духовной способностью человека. Это не значит, что Кьеркегор отрицал важную роль в жизни людей разума и нравственности.
Свобода человека понималась им как диалектическое единство конечного и бесконечного, материального и духовного, необходимости и возможности. В преобладание одной из сторон этого единства Кьеркегор видел причину отчаяния.
Что же, по его мнению, помогает человеческому Я соблюдать меру? – Сознание. «Чем больше сознания, тем больше Я; ибо, чем более оно вырастает, тем более вырастает воля, а чем больше воли, тем больше Я».
Поэтому сознание в философском учении Кьеркегора признается решающим фактором, ведущим человека к преодолению отчаяния, выздоровлению от болезни к смерти, обретению себя!
Кьеркегор и значение его философии
Философское учение Кьеркегора не было по достоинству оценено его современниками.
Зато в 20 веке, когда возникла массовая культура, уничтожающая личность, когда потребительская культура вытеснила духовность, когда мировые войны поставили все человечество перед выбором «быть или не быть», когда страх и отчаяние коснулись каждого, Кьеркегор и его прозрения оказались более чем актуальными.
Источник: http://www.SoleCity.ru/philosophy/kierkegaard