Станислав Лем (биография)
Станислав Лем (1921-2006) – известный на весь мир польский писатель, фантаст, философ, футуролог и сатирик. Родился он 12 сентября 1921 года в городе Львове, который тогда входил в состав Польши. Отец будущего писателя – Самуил Лем (1879-1954) работал врачом-отоларингологом.
Мать – Сабина Воллер (1892-1979) была домохозяйкой. Читать и писать мальчик научился в 4 года. Практиковался он на отцовских медицинских книгах, которые постоянно рассматривал. Свой первый «литературный труд» ребёнок написал в 6 лет во время отдыха с матерью в городе Сколе.
Это было письмо отцу, в котором описывались местные достопримечательности.
В 1932 – 1939 годах мальчик учился в гимназии города Львова. Однажды там проходило тестирование учащихся на IQ. Станислав набрал 185 баллов. После этого его стали считать одним из самых умных гимназистов Польши.
О своем детстве Лем написал автобиографический роман под названием «Высокий замок». Это остатки средневековой крепости и название горы, на которой та располагалась.
Эту книгу впервые опубликовали в 1966 г.
В ней содержалось не только подробное описание детских лет, но также были затронуты философские вопросы, касающиеся становления и развития личности. Говорилось о механизме памяти и делалась попытка исследовать феномен творческого процесса.
С 1939 по 1941 годы юноша учился в Медицинском институте до оккупации Львова немцами. В период оккупации с помощью поддельных документов семейству Лемов удалось избежать депортации в еврейское гетто. Семья осталась во Львове.
Днём юноша работал автомехаником в гараже, а после работы отправлялся на собрание ячейки, которая входила в группу сопротивления фашистским оккупантам.
Советская армия в 1944 году освободила Львов, и будущий писатель продолжил учёбу в Медицинском институте.
Когда город официально вышел из состава Польши, молодой человек его покинул в рамках программы репатриации. Он обосновался в Кракове, где продолжил изучение медицины в местном высшем учебном заведении.
Случилось это в 1946 году. И в этом же году произошёл дебют Станислава Лема как литератора.
Журнал «Новый мир приключений» опубликовал его рассказ «Человек с Марса». Затем наступил черёд стихотворений и рассказов. Они публиковались в периодических изданиях. Это «Универсальный Еженедельник», «Польский солдат», «Кузница» и др.
В 1948 году молодой человек закончил учёбу в высшем учебном заведении, но получил не диплом, а сертификат о медицинском образовании.
Произошло это потому, что Станислав отказался от сдачи выпускных экзаменов, чтобы уклониться от карьеры военного врача.
В 1947-1950 годах будущий знаменитый писатель работал младшим ассистентом в медицинской лаборатории и в то же время тесно сотрудничал с журналом «Жизнь науки».
В 1950 году он познакомился с Барбарой Лесняк. В 1953 году она стала его женой. Женщина имела медицинское образование и работала врачом-рентгенологом. В 1968 году у пары родился сын. Ему дали имя Томаш. В настоящее время он является переводчиком и пишет мемуары.
В 1951 году к Лему пришёл первый литературный успех после опубликования научно-фантастического романа «Астронавты». С этого времени Станислав активно начал писать. Его книги можно чисто условно разделить на две категории:
1. Романы и новеллы, написанные в жанре научной фантастики:
«Эдем» (1959 г.);
«Солярис» (1961 г.);
«Возвращение со звезд» (1961 г.
);
«Непобедимый» (1964 г.);
«Рассказы о пилоте Пирксе» (1968 г.);
«Глас Господа» (1968 г.) и многие другие.
2. Гротескные работы, наполненные искрящимся живым юмором:
«Звездные дневники» (1957 г.);
«Рукопись, найденная в ванне» (1961 г.);
«Сказки роботов» (1964 г.);
«Кибериада» (1965 г.);
«Осмотр на месте» (1982 г.);
«Мир на Земле» (1987 г.) и т.д.
В 1964 году свет увидел сборник философско-футурологических эссе – «Сумма технологии». В данном труде Станислав Лем предрёк появление виртуальной реальности, искусственного интеллекта и нанотехнологий. В своей книге писатель изложил идею создания искусственных миров, эволюции человечества и другие философские темы, неразрывно связанные с человеческой цивилизацией.
В 1973 г. Станислава Лема избрали почетным членом Ассоциации писателей научной фантастики Америки (SFWA).
Но через 3 года исключили, так как польский писатель подверг критике уровень американской литературы в жанре научной фантастики.
Однако часть членов SFWA не согласилась с таким решением и организовала протест против исключения. Тогда Ассоциация предложила Станиславу обычное членство, но тот отказался.
Знаменитый писатель много ездил по миру. Он побывал в Советском Союзе, в ГДР, Чехословакии. С 1983 по 1988 годы постоянно жил в Вене. В 90-е годы сотрудничал с польской версией журнала «РС Magazine», ежемесячником «Одра» и рядом других периодических изданий. Лем сделал несколько футурологических прогнозов в области культуры и технологий.
Часть из этих прогнозов оказалась верной.
Книги польского писателя переведены на 41 иностранный язык. Некоторые романы экранизированы. А общий тираж проданных книг в мире составил более 30-ти миллионов экземпляров. Станислав Лем получил несколько международных и польских орденов и ученых степеней. Именем знаменитого фантаста назвали астероид (3836).
Он был открыт в 1979 году астрономом Николаем Черных.
27 марта 2006 года на 85-м году жизни знаменитый писатель скончался. Причиной смерти стала сердечная болезнь. Тело похоронили на Сальваторском кладбище в городе Кракове.
Алексей Стариков
Источник: http://www.factruz.ru/history_mistery_2/stanislaw-lem.htm
Станислав Лем – Жизнь и творчество
Писатель, ведущий представитель польской научной фантастики, философ, футуролог, эссеист, автор реалистической прозы и сатирических текстов.
Родился 12 сентября 1921 года во Львове в семье успешного врача-ларинголога Самуэля Лема и Сабины Воллер (о своем детстве он вспоминает в автобиографическом романе «Высокий Замок»), родственник поэта и драматурга Марьяна Хемара. Выпускник II Гимназии им. Кароля Шайнохи.
Планировал поступить во Львовский политехнический институт, однако в оккупированном советскими войсками Львове это оказалось невозможным. Благодаря связям отца был принят в медицинский институт, учебу в котором был вынужден прервать во время немецкой оккупации; в этот период он работал механиком и сварщиком.
Лем продолжил обучение после войны, но выпускные экзамены сдавать не стал, чтобы избежать призыва в армию. В 1946 году, не желая принимать советское гражданство, вся семья переехала в Краков.
Литературная карьера Станислава Лема началась с сотрудничества с журналами («Кузница», «Тыгодник Повшехны, «Новы Свят Пшигуд»).
Вначале он публиковал стихи, которые потом традиционно печатал в виде приложений к «Высокому замку», а также рассказы о периоде оккупации.
В «Новом Святе Пшигуд» был напечатан в отрывках его первый фантастический роман под названием «Человек с Марса».
В 1947-1950 писатель работал в Научном дискуссионном обществе, которое возглавлял Мечислав Хойновский. После закрытия этого учреждения Лем оказался в сложной материальной и жизненной ситуации.
Из-за неожиданного успеха «Астронавтов» — первого изданного им в книжном формате фантастического романа — и возникших проблем с публикацией написанной ранее «Больницы Преображения» (по цензурным соображениям расширенной до трилогии «Неутраченное время», которая заканчивается тем, что главный герой получает партбилет) писатель решил серьезно заняться созданием фантастических произведений. С одной стороны, это обеспечило ему возможность рассуждать на интересующую его тему места технологии в жизни человека, а с другой — обходить цензуру.
В 1953 году Станислав Лем женился на Барбаре Лесьняк, враче-радиологе; их сын Томаш родился в 1968 году. В 1983-1988 гг. писатель находился в эмиграции (Берлин, Вена), а затем поселился в Кракове.
В последние годы жизни активно сотрудничал с журналом «Тыгодник Повшехны». Писатель скончался 27 марта 2006 года, урну с его прахом похоронили на Сальваторском кладбище.
Несмотря на то что сам он считал себя агностиком, по просьбе семьи похороны прошли по католическому обряду.
Станислав Лем являлся почетным доктором нескольких университетов (в частности, Вроцлавского политехнического, Ягеллонского, Львовского и Университета в Билефельде).
В 1973 году писатель стал почетным членом американского союза Американской ассоциации писателей-фантастов, однако в связи с процедурными пертурбациями отклонил предложенное ему в 1975 году действительное членство.
Фамилией фантаста также назвали планетоид 386 Лем.
На многогранность творчества Лема обратил внимание литературовед Ян Блоньский еще в 1961 году («Жиче Литерацке» № 497). Станислав Лем использовал почти все возможности, которые дает писателю современная научная фантастика.
Можно даже сказать, что в своем — хронологически компактном, но количественно внушительном — творчестве он как бы повторил эволюцию вида: он начал с простых, бесхитростных, оптимистических историй («Астронавты», «Магелланово облако»), чтобы вскоре перейти к пародии («Звездные дневники Ийона Тихого») и к апокалипсическому изображению «худшего из возможных миров» («Эдем»). Лем систематически развивал тот литературный потенциал, который дает этот жанр.
Произведения Лема условно можно разделить на несколько групп.
После забытых уже сегодня текстов, а также ранних, проникнутых оптимизмом романов (которые сам писатель позднее критиковал за «соцреализм»), в 60-е годы Лем создал произведения, которые наиболее приблизились к канону научной фантастики и одновременно принесли в этот жанр элементы реализма.
Речь идет о таких романах, как «Эдем» (1959), «Возвращение со звезд» (1961), «Солярис» (1961), «Непобедимый» (1964), «Глас Господа» (1968), a также о публиковавшихся в различных сборниках рассказах, которые в итоге были собраны в книгу «Рассказы о пилоте Пирксе» (1968). После 1968 года Лем вернулся к этой литературной формуле всего один раз — в последнем романе, «Фиаско» (1987).
Несколько дольше публиковались произведения с оттенками гротеска. Они объединялись в циклы: связующим звеном служили главные герои, такие, как звездный путешественник Ийон Тихий или конструкторы Трурль и Клапауций. Такого рода тексты отличаются прежде всего языковым новаторством. В них появляются феодально-технические неологизмы, забавные стишки, а также крайне гротесковые названия техники будущего. Последний роман об Ийоне Тихом — «Мир на Земле» — вышел в 1987 году.
Со временем «центр тяжести» творчества Лема все более перемещался в направлении эссеистики и философских размышлений.
Самым важным из таких произведений несомненно стала «Сумма технологий», хотя стоит вспомнить и «Философию случая», поскольку отголосок высказанных там взглядов звучит в «антидетективных» произведениях «Следствие» и «Насморк».
На грани между гротеском и эссеистикой находятся так называемые апокрифы — рецензии на несуществующие книги.
Здесь стоит вспомнить, что пропорция того и другого — более или менее равная в «Абсолютной пустоте» — со временем смещается в сторону серьезной интонации.
Последняя в этом цикле рецензия — на книгу «Мир как Холокост» — была написана уже настолько серьезно, что однажды это издание даже сочли реально существующим.
В финальном периоде жизни Лем активно писал фельетоны. Его тексты печатались главным образом в «Тыгоднике Повшехном», а также — под заголовком «Сильвические размышления» — в журнале «Одра».
Эти фельетоны касались главным образом современности и будущего цивилизации в широком смысле слова, при этом их форма была довольно традиционной.
Однако идеи Лема оставались по-прежнему такими же блестящими, как, например, мысль о том, что в силу естественного хода событий возникновению искусственного разума будет предшествовать появление такого существа как «искусственный кретин».
Сказанное выше, конечно, дает лишь общее понятие о творческом наследии Лема. Более подробный анализ его творчества приводится ниже.
Мир, представленный в произведениях Лема, отличается от мира типичной научной фантастики прежде всего тем, что автор, как правило, никак не сигнализирует читателю «необычность» вещей и событий, которые описывает.
Наоборот, многие элементы лемовской реальности сконструированы так, чтобы создавать впечатление обыкновенности и будничности мира будущего.
Особенно характерны с этой точки зрения «Рассказы о пилоте Пирксе», где Солнечная система описана как освоенное пространство, которое изучается наукой, эксплуатируется экономикой и даже используется для организации туризма. Однако это не значит, что оно безопасно, в чем неоднократно убеждаются люди, которым довелось там работать.
Источник: https://culture.pl/ru/artist/stanislav-lem
Автор Лем Станислав – Страница 1 – читать онлайн
Знаменитый современный польский писатель, философ, футуролог, сатирик и поэт. Еще при жизни он был назван классиком мирового масштаба.
Его произведения переведены более чем на 40 языков, а количество выпущенных экземпляров приближается к 30 миллионам.
Станислав Лем писал в жанре научной фантастики, психологические эссе, проводил исследования та темы футурологии, литературоведения, кибернетики и космонавтики.
Творчество Станислава Лема
Станислав Лем говорил о непреодолимых трудностях, с которыми сталкивается человечество в далеком внеземном будущем, о технологическом будущем цивилизации. В его более поздних работах больше внимания уделяется утопическому и идеалистическому обществу, проблемам человеческого бытия, экзистенциализму.
Основная тема романов Станислава Лема — последствия развития науки и техники в человеческом обществе, где обличаются потребительные отношения к жизни, военный психоз и милитаризм. Его придуманные миры населены роем механических насекомых, разумным океаном и другим.
Когда начинаешь читать книги Станислава Лема, то чувствуешь наплыв интеллектуального юмора, невообразимую игру слов и всевозможные аллюзии.
Лучшие книги Станислава Лема онлайн:
Краткая биография Станислава Лема
Родился писатель в 1921 году во Львове. Выше образование до начала Отечественной войны Станислав Лем получил в Львовском медицинском университете, после конца войны поступил в польский Ягеллонский университет.
После окончания обучения работал врачом. Этот фактор сыграл заметную роль в его творчестве, так как все его литературные произведений были проанализированы с точки зрения медицины. Успех пришел к писателю в Польше. С 1980 года начал свое путешествие по миру, на которое ушло более 10 лет.
Его первые повести и рассказы были опубликованы в 1940 году, спустя десять лет писатель оставил работу врача и полностью окунулся в профессию писателя. В конце 50-х годов Станославу Лему удалось создать одного из любимых своих героев — умного спокойного, честного космического летчика Пиркса. В нем писатель проявил все грани своего таланта.
Некоторое время писатель-фантаст увлекается написанием юмористической фантастики, где высмеивал нелепость общественных норм и правил. В 1973 году Станислав Лем получил признание со стороны Американского Сообщества Научных фантастов, однако, из-за критических настроев и высказываний в сторону американской фантастики, был исключен из списка его членов.
Автор был удостоен множества литературных наград зарубежного и национального значения, ему были присвоены несколько научных степеней, а с 2000 года был принят в члены комитета «Польша 2000». В последние годы жизни Лем полностью отдался изучению социологии и философии. Умер в Кракове в 2006 году.
Они вернулись на родную планету, где за время межзвездного полета прошло больше ста лет и все так изменилось, что Земля стала чужой им. Другие дома и другие машины, другая одежда и другая еда, даже природа стала незнакомой.
А люди? Внешне они такие же, но что-то произошло с их душами.
Оказывается, они теперь не способны убивать – эту возможность у человека отобрали на генетическом уровне. Однако вместе с агрессивностью человечество утратило и нечто большее…
Есть ли будущее у этого якобы совершенного мира?
«Фиаско» – последний роман Станислава Лема, после которого великий фантаст перестал писать художественную прозу и полностью посвятил себя философии и литературной критике.
Роман, в котором под увлекательным сюжетом о первом контакте звездолетчиков&землян с обитателями таинственной планеты Квинта скрывается глубокая и пессимистичная философская притча о человечестве, зараженном ксенофобией и одержимым идеей найти во Вселенной своего идеального двойника.
Источник: https://online-knigi.com/author/54917/lem-stanislav
Станислав Лем. Биографическая справка
С началом Второй мировой войны и немецкой оккупацией Львова Станислав Лем работал помощником механика и сварщиком в гаражах германской фирмы, занимавшейся переработкой сырья.
В 1944 году, когда советские войска освободили Львов, Станислав Лем продолжил обучение в медицинском институте.
В 1946 году, после того, как Львов перестал принадлежать Польше, Станислав Лем в рамках акции репатриации (возвращения граждан на родину) переехал в Краков, где поступил на медицинский факультет Ягеллонского университета.
В этом же году в еженедельном журнале “Новый мир приключений” было опубликовано несколько эпизодов его первой фантастической новеллы “Человек с Марса”.
В 1948 году Станислав Лем окончил медицинский факультет Ягеллонского университета, получил сертификат о завершении медицинского образования, но отказался сдавать последние экзамены, чтобы избежать карьеры военного врача.
В 1948-1950 годах Лем работал младшим ассистентом в “Науковедческом кружке” (это был коллектор зарубежной научной литературы), возглавляемом доктором Мечиславом Хойновским.
По признанию Станислава Лема, чтение работ по логике, психологии, истории естественных и других наук стало полезным опытом для будущего писателя научной фантастики.
В свободное время Станислав Лем писал рассказы для дополнительного заработка, позже литературная деятельность стала его основным занятием.
В 1951 году был напечатан первый научно фантастический роман Станислава Лема “Астронавты”.
В 1953 году Станислав Лем женился на враче рентгенологе Барбаре Лесняк. В 1968 году у супругов родился сын Томаш.
В период с 1957 по 1968 года Лемом были написаны романы “Диалоги” (1957), “Эдем” (1959), “Звездные дневник Ийона Тихого” (1959), “Рукопись, найденная в ванне” (1961), “Солярис” (1961), “Непобедимый” (1964), “Кибериада” (1965), “Высокий замок” (1966), “Рассказы о пилоте Пирксе” (1968) и другие.
В 1970 году Станислав Лем был удостоен награды Министерства иностранных дел Польши за популяризацию польской культуры за рубежом.
В 1973 году писатель стал почетным членом Американского Сообщества Научных Фантастов (Science Ficiton Writers of America), но в 1976 году был исключен из сообщества за резкую критику американской научно фантастической литературы.
Позднее Лему предложили обычное членство в Американском сообществе научных фантастов, но это предложение писатель отклонил.
В 1982 году после введения военного положения в Польше, Станислав Лем уехал на обучение в Западный Берлин.
С 1983 по 1988 год он жил в Вене (Австрия), где написал две последние научно фантастические книги: “Мир на Земле” (1987) и “Фиаско” (1987).
Писатель вернулся в Польшу в 1988 году.
В 1990-е годы Лем писал футурологические прогнозы и сотрудничал с журналами “Одра”, PC Magazine и другими.
Среди многочисленных произведений Станислава Лема — стихотворения, научно фантастические и психологические эссе, рассказы, повести, романы.
Темами произведений писателя были внеземные цивилизации, технологическое будущее земной цивилизации, идеалистическое и утопическое общество, проблемы существования человека в мире.
Среди дискурсивной футурологической прозы такие романы как “Диалоги” (1957), “Сумма технологий” (1964), “Философия случая” (1968), “Фантастика и футурология” (1970). О своей жизни и творческом пути Станислав Лем написал в автобиографическом произведении “Моя жизнь” (1983).
Произведения писателя переведены на 41 язык, многие из них были экранизированы, среди них “Дознание пилота Пиркса” (1978, режиссер Марек Пестрак), “Солярис” (1972 год, режиссер Андрей Тарковский и 2002 год, режиссер Стивен Содерберг).
Станислав Лем являлся членом Польской Ассоциации Писателей и Польского Пен клуба, членом комитета “Польша 2000”, действующего под протекторатом Польской Академии наук (2000), обладателем почетных ученых степеней Вроцлавского технологического университета, Опольского, Львовского и Ягеллонского университетов.
Писатель получил несколько польских и международных литературных наград, среди них Австрийская государственная премия по европейской литературе (1986), премия Франца Кафки (1991).
Станислав Лем Кавалер Ордена Белого Орла (1996), почетный житель Кракова (1997).
В честь писателя названа малая планета 3836 Lem, открытая 22 сентября 1979 года советским астрономом Николаем Черных.
Станислав Лем скончался 27 марта 2006 года в клинике кардиохирургии Ягеллонского университета в Кракове (Польша).
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников
Источник: https://ria.ru/20110912/433375288.html
Станислав Лем
Станислав Лем родился в 1921 году в городе Львове, Польша (ныне Украина). Родителями Лема были Сабина Воллер и Самуил Лем, богатый ларинголог и бывший врач в австро-венгерской армии.
Хотя Станислав был изначально крещен в римско-католическую веру, он впоследствии стал атеистом, как заявлял сам Лем, «по моральным соображениям»: из-за явного несовершенства и несправедливости мира ему не хотелось думать, что он был создан намеренно.
После того, как Восточная Польша была присоединена к СССР в конце сентября 1939 г., Лему было отказано в обучении в политехническом институте из-за его «буржуазного происхождения» и только за счет связей его отца в 1940 году был принят в Львовский университет на отделение медицины.
Во время Второй мировой войны и нацистской оккупации (1941—1944), Лем с отцом, будучи активными участниками движения Сопротивления, жили под фальшивыми документами и работали в качестве автомеханика и сварщика.
Так как Лем имел еврейские корни, его семья была в куда большей опасности, чем другие польские граждане.
В 1945 году Восточная Польша вошла в состав Советской Украины и семья Лема, как и семьи многих поляков, была переселена в Краков, где Лем, по настоянию отца, поступил в Ягеллонский университет на лечебную специальность.
Однако он отказался изменять своим убеждениям во время преобладающей в науке лысенковщины и в итоге не сдал выпускные экзамены.
Однако еще до сдачи экзаменов он начал работать ассистентом в анатомическом театре университета и в свободное время писать рассказы.
Литературный дебют Станислава Лема в качестве поэта состоялся в 1946 году, и в то же время он опубликовал несколько романов. Начиная с этого года, Лем начинает публиковать в журнале «Новый Мир приключений» свой научно-фантастический роман «Человек с Марса».
В период с 1947 по 1950 годы Лем, продолжая свою работу в качестве научного сотрудника, публиковал все новые стихи, рассказы, очерки и научные статьи. Однако у него начали возникать проблемы в публикации, ведь в то время все работы должны были проходить коммунистическую цензуру.
В 1948 году Лем почти закончил автобиографическую повесть «Больница Преображения», но оно не было напечатано до 1955 года, когда он добавил к уже существующему тексту повести продолжение, написанное в духе социалистического реализма.
В 1951 году он опубликовал свою первую книгу «Астронавты», после которой к писателю пришел литературный успех. Однако цензура не дремала: так как книгу признали научно-фантастическим романом для подростков, писателю пришлось включить в ее текст ряд высказываний о «светлом будущем коммунизма».
Позже он раскритикует этот роман, а также некоторые из их ранних произведений как книги, не избежавшие идеологического влияния и назовет его примитивным. Тем не менее, именно после публикации «Астронавтов», Лем окончательно принял решение стать профессиональным писателем.
В 1953 году Лем женился на рентгенологе Барбаре Лесьняк, которая в 1968 года родила ему сына Томаша.
В октябре 1956 года, период оттепели в Советском Союзе привел к явлению, получившему название «Польский октябрь», когда Польша стала на пусть либерализации. Лем начал писать очень активно и продуктивно, и между 1956 и 1968 годами стал автором семнадцати книг.
В это же время его произведения стали активно переводить за границей (в основном, в странах восточного блока). В 1957 году он опубликовал свое первое нефантастическое произведение — философскую работу «Диалоги». В 1964 г. вышла его вторая философская книга «Сумма технологии».
Она примечательна тем, что содержит уникальный анализ перспектив социальных, кибернетических и биологических достижений.
В данной работе Лем с философской точки зрения рассматривает такие сферы технологии, которые в то время существовали лишь в умах и словах фантастов, однако в настоящее время начинают играть все большую и большую роль: например, нанотехнологии и модели виртуальной реальности.
В течение нескольких следующих десятилетий он опубликовал большое количество футурологических и научно-фантастических книг, но начиная с 1980-х годов основным направлением творчества Станислава Лема становятся философские тексты и эссе.
Международная известность пришла к Лему в 1974 г. после публикации «Кибериады» на английском языке. «Кибериада» представляла из себя серию юмористических фантастических рассказов о вселенной, населенной в основном роботами.
«Кибериада» безусловно, содержит и философский подтекст, недаром сам Лем относил этот цикл к жанру притчи.
Наиболее известные романы писателя включают «Солярис» (1961), «Глас Господа» (1968) и «Фиаско» (1986), в котором отразил свой крайний пессимизм по поводу возможности контакта человечества с внеземными цивилизациями. «Солярис» в 1972 г.
был экранизирован культовым советским режиссером Андреем Тарковским и получил Гран-при на Каннском кинофестивале в 1972 году. Однако сам Лем остался крайне недоволен этой экранизацией. В 2002 году Стивен Содерберг снял повторную экранизацию романа с Джорджем Клуни в главной роли.
В 1981 году Лем был удостоен почётной ученой степени Вроцлавского Технологического университета, затем — Львовского, Ягеллонского и Опольского университетов. В 1982 году, в связи с введением военного положения в Польше, Лем переехал в Западный Берлин, где стал научным сотрудником в Институте перспективных исследований. После он поселился в Вене, а 1988 г. — вернулся в Польшу.
В начале 1990-х Станислав Лем встретился с литературоведом и критиком Петром Свирски, который составил ряд обширных интервью, которые в 1997 г. были опубликованы вместе с другими критическими материалами и переводами.
В 1997 году Лем был удостоен чести стать почётным гражданином города Кракова.
В своих последних интервью в 2005 году, Лем выразил свое разочарование в жанре научной фантастики, и пессимизм в отношении технического прогресса.
По его мнению, человеческое тело плохо приспособлено для космических путешествий, развитие информационных технологий приводит к тому, что по-настоящему полезную информацию становится крайне трудно найти в море информационного шума, а создание искусственного интеллекта и «умных» роботов невозможно.
Станислав Лем скончался в Кракове 27 марта 2006 года в возрасте 84 лет из-за болезни сердца.
Последние лучшие фильмы
Источник: http://kino-expert.info/people/stanislav-lem.html
Станислав Лем – биография, информация, личная жизнь
Станислав Лем (польск. Stanisław Lem). Родился 12 сентября 1921 года во Львове (Польша) – умер 27 марта 2006 года в Кракове (Польша). Польский писатель, философ, фантаст, сатирик и футуролог.
Его книги переведены на 41 язык, продано более 30 млн экземпляров.
Автор фундаментального философского труда «Сумма технологии», в котором предвосхитил создание виртуальной реальности, искусственного интеллекта, а также развил идеи автоэволюции человека, сотворения искусственных миров и многие другие.
Станислав Лем родился 12 сентября 1921 года во Львове в семье врача-отоларинголога Самуила Лема (1879-1954) и Сабины Воллер (1892-1979). Двоюродный брат поэта Марьяна Хемара. Семья жила в доме № 4 по Брайеровской улице.
Учился в гимназии имени Кароля Шайнохи во Львове. Изучал медицину в Львовском университете, когда началась Вторая мировая война. Несмотря на еврейское происхождение, в военные годы семье удалось избежать депортации в гетто благодаря поддельным документам (все прочие близкие родственники семьи Лема, бывшие тогда в Польше, погибли).
Во время немецкой оккупации Лем работал автомехаником и сварщиком, участвуя в группе сопротивления нацистам.
В 1946 году Лем репатриировался с территории, ставшей частью СССР, в Краков и начал изучать медицину в Ягеллонском университете (Uniwersytet Jagielloński).
После окончания обучения в 1948 году Станислав Лем отказался сдавать выпускные экзамены, не желая становиться военным врачом, и получил всего лишь сертификат окончившего курс обучения. Он работал ассистентом профессора Мечислава Хойновского в «Науковедческом кружке» («Кружок» был коллектором всей зарубежной научной литературы, поступавшей тогда в Польшу).
Рассказы Лем начал писать в свободное время в целях заработка дополнительных средств к существованию в тяжёлое послевоенное время. Впервые его произведения были опубликованы в 1946 году. Позднее это увлечение переросло в основное занятие Лема, отодвинувшее на второй план работу в медицине.
В 1948—1950 годах Лем работал также младшим ассистентом в анатомическом театре при университете.
Первый литературный успех пришёл к Лему после публикации романа «Астронавты» в 1951 году. Роман неоднократно публиковался за рубежом.
В 1953 году женился на Барбаре Лесьняк, работавшей врачом-рентгенологом. 14 марта 1968 года у них родился сын Томаш.
В 1973 году Лем был удостоен почётного членства в американской организации писателей-фантастов SFWA (учредитель премии «Небьюла»), из которой был исключён в 1976 году за критику американской научно-фантастической литературы, которую он называл китчем, обвинял в плохой продуманности, бедном стиле письма и чрезмерной заинтересованности в прибыли в ущерб новым идеям и литературным формам. Позднее, после протестов со стороны Урсулы Ле Гуин и ряда других своих членов, SFWA предложила ему обычное членство, которое Лем отклонил.
В ПНР Лем симпатизировал диссидентскому движению, примыкал к организации оппозиционных интеллектуалов Польское независимое соглашение.
В 1981 году Лем получил почётную ученую степень Вроцлавского Технологического университета (польск. Politechnika Wrocławska), а позднее – Опольского, Львовского и Ягеллонского университетов. Почётный доктор Львовского медицинского университета.
В 1997 году Станислав Лем стал почётным жителем Кракова.
Скончался 27 марта 2006 года в Кракове в возрасте 84 лет после продолжительной болезни сердца. Был похоронен на Сальваторском кладбище.
Подробнее об истории жизни и творческом пути Станислава Лема можно прочитать в его автобиографическом произведении «Моя жизнь» (нем. Mein Leben, 1983 год) и романе о львовском детстве «Высокий замок», а также в серии интервью, опубликованных под названием «Так говорил… Лем».
Библиография Станислава Лема:
Человек с Марса (Człowiek z Marsa; 1946, изд. на русском в 1997)
Больница Преображения (Szpital przemienienia; 1948, изд. на русском в 1995). Открыла трилогию «Неутраченное время» (Czas nieutracony; 1955)
Астронавты (Astronauci; 1951, изд. на русском в 1957)
Звёздные дневники Ийона Тихого (Dzienniki gwiazdowe; 1953—1999)
Магелланово облако (Obłok Magellana; 1955, изд.
на русском в 1960)
Диалоги (Dialogi; 1957)
Вторжение с Альдебарана (Inwazja z Aldebarana; 1959, изд. на русском в 1960)
Следствие (Śledztwo; 1959)
Эдем (Eden; 1959, изд. на русском в 1966)
Возвращение со звёзд (Powrót z gwiazd; 1961, изд.
на русском в 1965)
Рукопись, найденная в ванне, также «Дневник, найденный в ванне» (Pamiętnik znaleziony w wannie; 1961)
Солярис (Solaris; 1961, изд. на русском в 1963)
Непобедимый (Niezwyciężony; 1964, изд. на русском в 1964)
Сказки роботов (Bajki robotów; 1964)
Сумма технологии (Summa Technologiae; 1964, изд.
на русском в 1968)
Кибериада (Cyberiada; 1965)
Высокий замок (Wysoki zamek; 1966, изд.
на русском в 1969)
Глас Господа, ранее встречалось название «Голос неба» (Głos Pana; 1968)
Рассказы о пилоте Пирксе (Opowieści o pilocie Pirxie; 1968)
Философия случая (Filozofia przypadku; 1968)
Абсолютная пустота (Doskonała Próżnia; 1971)
Футурологический конгресс (Kongres futurologiczny 1971)
Мнимая величина (Wielkość urojona 1973)
Насморк (Katar; 1975)
Голем XIV (Golem XIV; 1981)
Осмотр на месте (Wizja lokalna; 1982)
Фиаско (Fiasko; 1986)
Мир на Земле (Pokój na Ziemi; 1987)
Источник: http://stuki-druki.com/authors/Lem.php
Афиша Воздух: Что мы узнали из новой биографии Станислава Лема – Архив
Фотография: East News
Первую книгу об авторе «Соляриса», «Фиаско», «Суммы технологий» и десятка других краеугольных как для фантастики, так и для футурологии (а то и вовсе стирающих грани между этими жанрами) произведений, написали люди в кругах любителей фантастики небезызвестные.
Это критик и библиограф Владимир Борисов, ведущий исследователь творчества братьев Стругацких, и Геннадий Прашкевич, автор романов «Пес Господень», «Носорукий» и «Царь-ужас», прежде уже имевший дело с биографиями знаменитых фантастов: в серии ЖЗЛ выходили его произведения о Жюле Верне, Рее Брэдбери и все тех же Стругацких.
Люди во всех смыслах почтенные, поэтому не стоит удивляться ни духу шестидесятничества, ни спонтанным экскурсам в мировым историю, ни уж тем более обилию спойлеров: львиная доля сочинений пана Лема здесь пересказывается от завязки до кульминации — вероятно, авторы полагают, что к 2015 году эти вещи должен знать каждый. Так и есть.
С точки же зрения тайного знания эта книга — настоящая библиотека любопытных фактов из жизни одного из главных, хоть и не оцененных по достоинству философов XX века, несправедливо относимого исключительно к сайфай-клике.
Лем-антифашист
Будучи еще подростком Лем принимал участие в антифашистском сопротивлении в оккупированной Польше: передавал партизанам патроны и взрывчатку, укрывал на чердаке гаража, где он в то время работал, еврея и промышлял в автомастерской «искусством малого саботажа» — хотя это и походит на позднее советское допридумывание биографии польского писателя, — согласно которому, «вражеские машины должны были выходить из строя не сразу, а где то на дороге и на долгое время». Позднее Лем заметит, что только благодаря нацистскому законодательству он узнал, что у него были в роду евреи.
Схема написания книг
Достаточно внимания в книге уделено манере Лема писать книги. Он получил медицинское образование, его привлекали точные науки — и потому свои книги писал так же основательно, как пишут монографии и научные работы.
В определенный момент он практически перестал читать художественную литературу, чтобы успевать изучать новейшие труды по кибернетике, космонавтике, генетике и прочим революционным направлениям.
В своих письмах Лем раскрывает, что задумывал свои книги как поиск ответа в определенной задаче, решение сложной проблемы, просчитанной со всех сторон, — включая, конечно, и языковую: ЖЗЛ заканчивается колоссальных размеров (и заведомо неполным) глоссарием неологизмов писателя.
И вместе с тем в большинстве случаев Лем не знал, что конкретно будет происходить с героями книги, какой сюжетный поворот выведет их к финалу. Сам писатель вспоминал об этом так: «Я, когда начинаю новую вещь, не знаю, что будет дальше. Иногда как будто должен получиться небольшой рассказ, как вдруг тебя понесет, и ты с удивлением наблюдаешь, что рассказ растет и растет».
Десятилетия дружбы с Иоанном Павлом II
Лем с юности дружил со священником Каролем Войтылой, будущим папой римским Иоанном Павлом II. Позднее тот, уже будучи понтификом, благословил Лема и его семью.
Все это крайне удивительно в свете измышлений Лема, зачастую направленных против религии, как минимум высмеивающих саму идею сотворения мира и порой передающих роль демиургов людям (а то и роботам).
Кроме того, Лема занимали неканоничные вопросы обновления католической церкви: исповедовать ли искусственный интеллект? давать ли причастие клонам? проникает ли божий промысел на территорию виртуальных миров? Впрочем, среди ехидных еретических измышлений пана Лема нашлось место и проникновенному сочинению про понтифика, где старый знакомый писателя представал как символ абсолютного добра, противостоящего абсолютному злу, — рассказ «Черное и белое» вышел на немецком в 1984 году и рассказывал историю трех покушений на Иоанна Павла II.
Осознанные сновидения
В последние годы жизни Станислав Лем часто общался во сне с великими историческими личностями, учеными, политическими лидерами и философами. Сын писателя вспоминал, как отец по утрам пересказывал ему содержание бесед с Ангелой Меркель, Иосифом Сталиным, Максом Планком и Владимиром Путиным.
Долгое непризнание в Польше
Уже с пятидесятых годов Лема сильно ранила разница между его статусом в СССР и у себя на родине.
В Советском Союзе его принимали как одного из самых выдающихся писателей современности, публичного интеллектуала и ересиарха от футурологии; по книгам Лема многие учили польский язык.
В то же время в Польше он был просто фантастом, чьи книги не получали внимания научного сообщества. Как писал сам Лем: «На Востоке меня воспринимают попросту в виде океана. …Польша — это особый случай, потому что никто у нас не является пророком».
Страх перед Третьей мировой
Появление сына в семье Станислава Лема и Барбары Лесьняк только на пятнадцатый год совместной жизни объясняется тем, что Станислав долгое время не хотел иметь детей, опасаясь внезапного начала войны между США и СССР.
В ней, как он полагал, обязательно дойдет до ядерного оружия, а стало быть Третья мировая война окажется еще и последней. Пессимизма Лему придавала пережитая немецкая оккупация и болезненный переезд из Львова уже при Советах.
Томаш Лем родился только в 1968 году, когда писателю было 47 лет.
Ссора с Тарковским
Лем ездил в Москву на переговоры с Андреем Тарковским по поводу экранизации «Соляриса», однако, как он сам признавался, на тот момент он не видел ни одного фильма режиссера.
Тарковский стал рассказывать писателю о тех новшествах и дополнениях, которые он хотел бы внести в историю, — чем не мог обрадовать трепетно относящегося к своим произведениям фантаста. Тем не менее Лем дал разрешение на съемки, хотя впоследствии критиковал результат.
Среди возражений — отсутствие в фильме самой планеты Солярис, ампутация всей научной составляющей произведения, появление в картине родителей главного героя, а также сентиментальная сцена с домиком и островом.
Лем сравнивал Тарковского с поручиком эпохи Тургенева, симпатичным и обаятельным, но делающим все всегда по-своему, — «прежде всего, ему ничего нельзя втолковать». Позднее, в двухтысячных, когда вышла американская экранизация «Соляриса» с Джорджем Клуни, Лем саркастично заметил: «Я думал, что худшим был «Солярис» Тарковского».
Сон как у ребенка
С появлением сына рабочий график Лема бесповоротно изменился: впредь он ложился спать не сильно позже девяти вечера, а приступал к работе обычно в четыре часа утра, порой и раньше.
Хотя образ его жизни нельзя было назвать здоровым: писатель признавался, что не может работать, если на столе нет печатной машинки, кофе и сигарет.
Лем не хранил черновики изданных им книг, уничтожая все рабочие варианты, и не пользовался компьютером, хотя и посвятил темам киберпространства и искусственного интеллекта большую часть своей жизни.
Отвращение к фантастике
Лем был невысокого мнения как о научно-фантастическом каноне в целом, так и о американских фантастах в частности. Несмотря на это, в 1973 году польского писателя избрали почетным членом общества Science Fiction Writers of America.
Впрочем, Лем надолго там не задержался, покинув общество после скандала с публикацией на английском перевода его статьи о плачевном состоянии сайфая в США.
В своих письмах Лем зачастую был еще строже в оценках: «Издатели из США аккуратно присылают мне каждые десять дней пачку новых научно-фантастических книжек — и у меня нет слов! Я не в состоянии ни одной этой книжки прочитать, максимум 10–15 страниц, потом делается мне тошно, настолько это дурно и такие они все собой довольные». Филип К.Дик, братья Стругацкие, Урсула Ле Гуин, Хорхе Луис Борхес — немногие из мировых фантастов, приходившиеся по нраву польскому мастеру. В конечном итоге сам Лем вовсе оставил художественную литературу, с конца 1980-х занимаясь только публицистикой и малыми формами. Писатель объяснял это не только разочарованием в научно-фантастической литературе, но и тем, что его предсказания имеют свойство сбываться. Техногенный коллапс, уничтожение человека машиной, изощренный инфотеррор — лейтмотивы его поздних работ говорят сами за себя.
Лем как агентурная сеть КГБ
Филип К.Дик не оценил симпатий Лема, а позднее, когда тот опубликовал произведение американца в польском сборнике, обвинил его в нарушении авторских прав.
Этим дело не ограничилось: в своих доносах Дик утверждал, что Лем не просто коммунистический вредитель, оказывающий нездоровое влияние на американское общественное мнение, а целый спецкомитет, управляемый из центра с целью подорвать жанр научной фантастики в США.
Подозрительности Дику добавлял тот факт, что книги Лема написаны разными стилями и демонстрируют знание нескольких иностранных языков.
Как пошутил переводчик Лема Язневич, Дик не догадался взять первые буквы фамилий главных деятелей коммунизма — Сталина, Ленина, Энгельса и Маркса, иначе бы он получил главный аргумент: «St. LEM». Сам Лем мягко замечал, что несчастный автор «Убика» по всей видимости принял в своей жизни слишком много ЛСД.
Эволюция взглядов
Оправдываться за сотрудничество с советскими властями Лему было бы нелепо — уже в шестидесятые его сложно было назвать коммунистом. Да, ранние вещи писателя хранили свойственные советской фантастике черты: чего стоят одни только «Астронавты», расширяющие постулаты марксизма до космических масштабов.
Но в оттепель Лем пересмотрел свои взгляды: выступая перед огромной аудиторией в Московском университете он ответил на поступивший из зала вопрос, коммунист ли он, отрицательно.
То, что писатель хотел несколько смягчить свой ответ, вставив спасительную оговорку, никто не услышал — зал тут же разразился аплодисментами.
Влияние Достоевского
Сочинения Достоевского произвели огромное впечатление на Лема еще в юности. Однажды на вопрос том, почему писатель так часто обращается к «Запискам из подполья», Станислав Лем ответил: «Господи, да ведь в этой книге, как чудовищные эмбрионы, запрятаны все «черные философии» XX века. Там вы найдете терзания всех этих многочисленных и разных Камю».
Одержимость машинами
Лем был страстным автолюбителем. Из заграничных поездок он привозил фотоснимки не природных красот, а экзотических автомобилей, своим и чужим машинам он посвящал целые страницы в письмах друзьям.
Как отмечают исследователи, когда Лем купил новенький Fiat в феврале 1965 года, автомобиль вытеснил все прочие темы из переписок на долгое время. Кроме того, Лем был еще и азартным водителем — правда, не слишком умелым, что объединяет его с другим известным автоманьяком из числа писателей, Толкиеном.
Томаш Лем вспоминал: «Как-то в восьмидесятые я вез родителей домой. Дорога была скользкой, падал снег. Мы ехали за грузовиком, который еле тащился.
Отец нетерпеливо подскакивал на сиденье, даже несколько раз сказал: «Ну же, Томаш!» Я объяснил ему, что не могу обойти грузовик, потому что из-за снега плохо видно, а мы приближаемся к крутому повороту, вдруг навстречу кто-то выедет. «Удивляюсь я тебе, — сказал отец. — Я в твоем возрасте просто предполагал, что встречных машин не будет».
Лемомания
Положение Лема в Советском Союзе, даже несмотря на его мягкое диссидентство, было невероятным.
С писателем встречались академик Капица, космонавты Феоктистов и Егоров, писатели Евгений Войскунский и братья Стругацкие сопровождали буквально каждый шаг польского гостя, из театра к Лему примчался Высоцкий, чтобы спеть ему несколько песен.
Как не без горечи отмечал сам Лем, в СССР его «Астронавты» вышли тиражом в два с половиной миллиона экземпляров с предисловием космонавта Титова, в то время как в Польше за весь 1964 год удалось продать всего два десятка книг.
Трудности перевода
Лему не всегда везло с переводами, как отмечал сам писатель, некоторое языки для этого вообще плохо подходят. Несмотря на близость польского и русского, в СССР его книги страдали не только из-за цензуры, вынимающей порой целые главы, но и из-за огрехов переводчиков: так, в оригинале «Солярис» было женским именем, а на русском стало мужским.
«Игры» этого существа выглядят по-разному, если воспринимать его как женщину или как мужчину», — пишут Прашкевич и Борисов, и с ними сложно не согласиться.
Адекватный перевод Лема усложняется тем, что, например, для своих «Сказок роботов» и «Кибериады» он синтезировал особый язык, берущий черты из псевдостаропольской речи героев Генрика Сенкевича и обороты трехвековой выдержки из книг Яна Пасека.
Поверх этой архаичной картины Лем щедро разбрасывал немыслимое количество неологизмов, делающих текст по-барочному изощренным: «киберсерки», «электрыцари», «танконы», «мывь», «мусороздание» и даже «общекотовичарохристофорная хрящетворобка» — неполный список придуманных Лемом слов растянулся в справочном аппарате его ЖЗЛ на без малого двадцать страниц, читающихся как отдельная увлекательная книга.
- Издательство «Молодая гвардия», Москва, 2015
Источник: https://daily.afisha.ru/archive/vozduh/books/chto-my-uznali-iz-novoy-biografii-stanislava-lema/
ЛЕМ, СТАНИСЛАВ
ЛЕМ, СТАНИСЛАВ (Lem, Stanislav) (1921–2006) – польский писатель-фантаст.
Родился 12 сентября 1921 во Львове.
Лем добился всемирной известности как писатель-фантаст, многие воспринимают его как современного классика. Но в конечном итоге проза Лема – скорее философия, преподанная читателю в художественных образах. Он заливает беспощадно ярким и холодным светом разума потаенные уголки человеческой цивилизации.
Сомнению подвергается все, вплоть до самых простых и устоявшихся истин. Главный «враг» Лема – умственная лень, нежелание вдумываться в суть вещей и в законы, управляющие мирозданием.
Еще один серьезный противник – умственная гордость: мы знаем много, значит, мы знаем все! – ну, разве это не смешной предрассудок?
Возможно, такому взгляду на мир способствовало полученное писателем образование.
До начала Второй мировой войны он учился во Львовском медицинском институте, а завершил учебу в знаменитом Ягеллонском университете (Краков) уже в послевоенные годы. Впоследствии некоторое время был практикующим врачом.
И в литературе он проявил «медицинский» подход: любому явлению, любой идее доктор Лем бесстрастно ставит диагноз, а затем производит «вскрытие» с твердостью патологоанатома.
Этот писатель прославил Польшу. Но в его произведениях немного «польскости». В гораздо большей степени Лем – «гражданин мира». В годы Второй мировой войны он пережил несколько лет фашистской оккупации, чуть не попал в гетто, участвовал в сопротивлении захватчикам.
В 1980 он почти на десять лет уехал из Польши и вдоволь попутешествовал по Европе, воспринимая ее как свою «большую родину».
Между тем, поляки жестко разделились на сторонников и противников коммунистического режима. В стране царило предвоенное настроение, ожидалось, что советские войска войдут на территорию страны.
Вернулся он уже в иную Польшу: коммунизм в этом государстве терял последние позиции.
В 1940-х вышли в свет его первые научно-фантастические рассказы и повести. С 1950-х Станислав Лем – профессиональный писатель, оставивший врачебную работу. Известность пришла к нему быстро. За четверть века он создал лучшие свои произведения – настоящий «мир Лема». Пик литературной карьеры фантаста находится между 1951 и 1976.
Впоследствии классические формы художественного повествования явно наскучили мэтру (хотя время от времени он возвращается к ним). Уже в 1970-х начинает писать необычные по форме произведения, своего рода сборники голых идей – научных, критических, философских, – которые начисто лишены литературной оболочки.
Это «сценарии романов», рецензии на несуществующие книги, трактаты, выполненные в стиле интеллектуальной игры.
Внимание миллионов читателей привлекла прежде всего космическая фантастика Лема. Под знаком «космической одиссеи» была создана первая его книга – Астронавты (1951), завоевавшая широкую популярность. Но на высокий пьедестал признанного авторитета в области научной фантастики Станислава Лема подняла другая книга: роман Магелланово облако (1955).
В период 1950–1960-х в странах социалистического лагеря остро стоял вопрос: показать населению грядущий рай под знаменами коммунистической идеологии, рассказать, ради чего были принесены чудовищные жертвы во Второй мировой войне, разъяснить, какова конечная цель правительственных реформ, разрушивших весь прежний уклад жизни.
В СССР появились масштабные утопические полотна, созданные Иваном Ефремовым, Георгием Гуревичем, Аркадием и Борисом Стругацкими. Лем выполнил в романе Магелланово облако ту же задачу: первую часть романа занимает повествование о людях будущего – честных, чистых, пылающих творческим огнем; во второй части посланцы Земли на колоссальном звездолете несут коммунизм инопланетянам.
Но и в Астронавтах, и Магеллановом облаке Лем сух, академичен, его талант проходит через стадию становления. Лишь в конце 1950-х он создает одного из самых любимых своих героев – рассудочного, уравновешенного и порядочного человека, пилота-космолетчика Пиркса.
В Пирксе-то впервые и проявился дар Лема-художника, печального и романтичного, очень непохожего на Лема-мыслителя – холодного насмешинка, «трепанатора реальности». В течение трех десятилетий Пиркс шествовал из повести в повесть.
Лем с необыкновенной ясностью показал: выйдя за пределы земной атмосферы, человечество не избавляется от своих проблем, а просто выносит их в космос, и всегда ему нужны будут тихие умные «пирксы», чтобы останавливать людей в двух шагах от катастрофы. Читатели полюбили этого героя, может быть, больше, чем любых других персонажей, вышедших из-под пера польского фантаста.
В романе Возвращение со звезд (1961) Лем представил читателю две вечно конкурирующие правды – «правду науки» и «правду требухи». С одной стороны – образ обывателя, который хочет защититься от чужой агрессии, устроить в жизни себя и свою семью, лишен дерзкой тяги к познанию мира, зато верен своим близким и своему дому.
С другой – образ героического космонавта, ученого, готового платить как своей, так и чужой жизнью за новые крупицы знаний, но в то же время неспособного по-настоящему любить, бегущего от личных психологических проблем на край света. Лем честно и с необыкновенной скрупулезностью приводит аргументы обеих сторон (в художественной форме).
Кто прав? Или, может быть, обе стороны? Возможны ли обыватели без ученых и ученые без обывателей?
Поклонник разума, Станислав Лем отлично понимал и ограниченность его возможностей. В раннем рассказе Крыса в лабиринте он нарисовал для восторженных фанатиков контакта с инопланетянами мрачную картину: человеческое разумение чересчур слабо и ограниченно, чтобы установить диалог с умирающим пришельцем.
В романе Непобедимый (1954) вся мощь технического прогресса землян терпит поражение в битве с кибернетическим квази-организмом.
Сам факт спасения экипажа земного звездолета, оснащенного по последнему слову науки, основывается на удаче: на людей просто не обратили особого внимания, кое-кого убили, кое-кого свели с ума, испортили лучшую технику, но при этом особенно и не заметили пришельцев. Никогда не стоит надеяться на силу, хотя бы и науки, – всегда отыщется бóльшая сила…
В полумистическом, очень мрачном романе Расследование (1959), представители науки на пару с полицией проявляют полное бессилие перед загадкой серии внезапных воскрешений. Холодные тела мертвецов покидают морги, целая команда умных людей бьется над вопросами как и почему это происходит, но так и не может ответить на них. Книга завершается, а загадка остается загадкой.
Роман Солярис (1961) считается вершиной творчества Лема. В нем колоссальное, пестрое собрание знаний человеческой науки оказывается бессильным и бесполезным, когда потребовалась капелька совести и капелька любви. Солярис показывает отношение автора к проблеме границ, поставленных познанию, ограничений для человеческого разума.
Люди могут строить космические корабли, бурно развивать сферу научных знаний, накапливая целые океаны фактов. Но существует как минимум две позиции, которые невозможно познать до последнего предела. Это, во-первых, Бог (или нечто богоподобное, дающее высшую санкцию всему сущему). И, во-вторых, сам человек.
Колоссальное количество знаний, собранных учеными на протяжении нескольких веков, невозможно приложить к самопознанию. А если бы и можно было, согласился бы человек решать свои внутренние проблемы с помощью предписаний науки? Вряд ли. Лем – великий мастер ставить неразрешимые вопросы, формулировать глобальные проблемы. Но он очень редко дает на них ответы.
В лучшем случае, подсказывает, как вести себя отдельному человеку и человечеству в целом, чтобы не выглядеть полным идиотом (несколькими миллиардами полных идиотов) при столкновении с подобного рода вопросами и проблемами. Да, надо размышлять, надо прогнозировать, надо прибегать к помощи интеллекта. Но как только человек утвердится в мнении, что ему удалось найти истину в последней инстанции, вечную и незыблемую, Лем сейчас же подвергает его осмеянию. А смех его беспощаден.
Перу Станислава Лема принадлежит несколько циклов юмористической фантастики, объединенных общими героями. Две излюбленные парочки играют роль своего рода конферансье, проводников по его парадоксальным идеям. Первая из них – это космопроходец Ийон Тихий и профессор Тарантога.
Вторая – великие кибернетические изобретатели Трурль и Клапауций. Чудачества роботов представляют собой только повод, позволяющий показать нелепость и нелогичность устройства человеческого общества, высветить научные тупики, продемонстрировать неуклюжесть массовой литературы.
Одно из лучших произведений Лема и, может быть, самое страшное, – фантастический детектив Насморк (1976). Один за другим сходят с ума и совершают самоубийство несколько немолодых богатых любителей отдохнуть на итальянских курортах.
Чтобы отыскать загадочного убийцу, частное детективное агентство организовало «имитирующую операцию». В Италию отправили человека, который во всем максимально похож на жертв. Он должен был посетить места, где они жили, развлекались и погибли.
В результате выяснилось, что все самоубийцы приходили в состояние депрессии под воздействием химических веществ, содержащихся в совершенно безобидных (по отдельности) предметах – средстве от облысения, засахаренном миндале, дешевом вине и т.п. Мир становится крайне неуютным и неуправляемым.
Он содержит в себе угрозы, которые совершенно невозможно предсказать. Современность построили «пожилые богатые белые мужчины», утверждая в мире то, что им дорого. Но во второй половине 20 в. действительность вырвалась у них из-под контроля и начала губить их самих.
«Человечество настолько размножилось и уплотнилось, – рассуждает один из героев повести Насморк, – что на него начинают влиять законы, по которым существуют атомы. Каждый атом… движется хаотически, но именно хаос рождает определенный порядок».
Лем одним из первых почувствовал холодное дыхание будущего, врывающееся из третьего тысячелетия в якобы комфортный мирок современной действительности, держащейся на физико-математических представлениях, обманчивой политологии и банковском деле. Он предупреждает: человечество построило дом, в котором все удобства могут отказать в любой момент.
По произведениям Лема снято несколько фильмов. Неоднократно экранизировался роман Солярис – в частности, режиссером А.Тарковским. В СССР также популярен был фильм Дознание пилота Пиркса по повести Суд.
Лем также стал автором значительных трудов научного характера. В частности, во всем мире специалисты по прогнозированию будущего в рамках науки – футурологии – знают фундаментальную, очень значительного объема работу Станислава Лема Фантастика и футурология» (1970).
В более ранней книге – Сумма технологии (1964) писатель-фантаст сам выступил в качестве практикующего футуролога. Он пытался наметить маршруты развития современной цивилизации, имея в виду то, что она сохранит в будущем техногенную основу.
Наконец, широко известен его культурологический труд Философия случая (1968). Последние десятилетия творчества Лема были отмечены преобладающим интересом к философии, социологии, методологии, а не к художественной литературе.
Тем не менее, его имя прежде всего связывают с научной фантастикой.
Умер 27 марта 2006 в Кракове.
Сочинения: Солярис, 1987; Моя жизнь. – В кн.: Лем С. Собрание сочинений в 10 тт., 1992.
Дмитрий Володихин
Источник: https://www.krugosvet.ru/enc/literatura/lem-stanislav