Краткая биография лихоносов

О родине, эмиграции, дружбе, любви и уроках. виктор лихоносов

«Меня завела в литературу моя пугливая и тоскующая душа…»

Текст: Дмитрий Шеваров
Фото: А. Заболоцкий

Виктору Лихоносову исполняется 80 лет. Его рассказы и небольшие повести — одно из тихих чудес русской литературы. Редкий, а, быть может, единственный мелодист из живущих ныне писателей.

Это о его рассказах Твардовский говорил: «Проза у него светится…». Это его любили как младшего брата Ю. Казаков, Ю. Домбровский, В. Белов, В. Астафьев…

Это ему, тогда молодому провинциальному учителю, писали из Парижа великие старики эмиграции — Борис Зайцев и Георгий Адамович. «Мне не только понравилась Ваша книга, нет: я очарован ею…» — писал Адамович. «У Вас свежее и доброе дарование…» — прибавлял Зайцев.

В. И. Лихоносов; фото А. Заболоцкого

Виктор Иванович, а круг своего детского чтения вы помните?

Виктор Лихоносов: Какой круг? Я в футбол играл.

Помню в нашей 73-й школе учительница литературы Антонина Ивановна Гитченко вдобавок к программе читала нам «Флаги на башнях» Макаренко. То читала, то пересказывала.

Обратите внимание

Но я больше театром интересовался, а книги — так… Не помню, чтобы я мечтал стать писателем.

А где же вы нашли театр?

Виктор Лихоносов: Как где?! У нас «Красный факел» был — почти Вахтанговской! У нас Евгений Матвеев играл! А спектакли какие: «Чайка», «Варвары»! Я заболел театром. Мама говорила: «Ты чего, в артисты собрался?  Это разве дело?» А я во дворце пионеров, в драмкружке, играл Хлестакова, Аркашку Счастливцева, Бобчинского и Добчинского с Юрием Назаровым…

И вы вместе с будущим народным артистом поехали поступать в театральное…

Виктор Лихоносов: Слава Богу, что меня в этот вертеп не пропустили. Но осталась наша дружба с Юрой Назаровым.

Мы потом жили в разных городах, но он, влетевший в театральные… эмпиреи, никогда не бросал меня, прозябавшего в болоте. Очень крепко поддерживал письмами, вызывал меня на съёмки «Андрея Рублёва».

Даже первый вариант моей повести «Чалдонок» показывал Михаилу Ульянову, проверял — как оно? Он влиял и влияет на меня своей бесконечной добротой…

В Краснодаре вы закончили пединститут и пришли в школу учителем литературы, но это тоже не стало вашим призванием…

Виктор Лихоносов: Мне было трудно работать в школе. У меня же с детства, с войны — плохо со слухом. К тому же я не знал и не любил методик.

Я заставлял ребят учить наизусть отрывки из летописей. И за то, что прочитали, ставил пятерки

Так что же привело вас в литературу?

Виктор Лихоносов: Думаю, меня завела в литературу моя пугливая и тоскующая душа. После того, как я не попал в артисты и уехал из Новосибирска на юг, всё способствовало одинокому созерцанию. Тогда я открыл для себя Бунина и тотчас полюбил его тягучую мелодию мерцания жизни.

 Несколько лет назад Святослав Бэлза вручал мне Бунинскую премию, и я сказал: «Бунин выстроил мне судьбу». Книга вдовы Бунина Веры Николаевны, подписанная ею и присланная мне из Парижа, взрастила моё чувство к русской эмиграции и бросила какое-то зёрнышко в замысел романа о Екатеринодаре «Наш маленький Париж».

 Возможно, под влиянием Бунина нечаянно сложился мой первый рассказ — «Брянские». Твардовский напечатал его в «Новом мире».

Сегодня трудно представить, какое это было событие для молодого писателя — напечататься у Твардовского в «Новом мире»! Вам же было всего 27 лет.

Виктор Лихоносов: Когда Твардовский умер, я написал его вдове, Марии Илларионовне, что Александру Трифоновичу я обязан самой жизнью.

Если бы в 1963 году он не опубликовал мой рассказ, я промыкался бы всю жизнь и никогда не раскрыл бы ни своих способностей, ни души.

А как получилось, что ваши рассказы прочитал в Париже друг Бунина старый русский писатель Борис Константинович Зайцев? Вы ведь даже переписывались…

Виктор Лихоносов: Сперва зачаровал меня Зайцевым Олег Михайлов, который больше других, как-то уже по-домашнему, общался с ним в письмах еще с 1950-х годов. Кажется, последнее письмо Зайцева из Парижа с авеню де Шале было именно к Олегу Михайлову.

Олег Николаевич всякий раз говорил о Зайцеве как о родном человеке. А в 1967 году побывавший в Париже Юрий Казаков прокрутил мне на даче свою беседу с Зайцевым. Поразили меня старая речь, забытый московский распев.

И Казаков чуть ли не потребовал, чтобы я послал свои первые книжки Борису Константиновичу.

Так судьба соединила меня, советского, с тихим православным, очень праведным, «последним русским писателем в изгнании».Орфография в его письмах вздыхала забытыми «ерЪ» и «ять»… Зайцев будто протянул мне руку из уходящего поезда и я запрыгнул в последний вагон девятнадцатого века

О чем бы вы сейчас написали Зайцеву, будь он жив?

Виктор Лихоносов: Сейчас я, постаревший, писал бы ему, наверное, уж совсем по-родственному: про дорогие ему калужские места.

О том, как я дважды паломничал в бывшую усадьбу Константина Леонтьева ─ Кудиново. Покаялся бы, что я не съездил после его писем в родное ему Притыкино и оттого не написал ему ─ что там? как там?..

Поплакал бы и по любимому им Олегу Михайлову, сгоревшему четыре года назад в ночь на 9 мая на даче в Переделкине…

В 1969 году вас поддержал своим словом еще один старый эмигрантский литератор — замечательный поэт и выдающийся критик Георгий Викторович Адамович…

Виктор Лихоносов:

И Зайцеву, и Адамовичу в старческом сиротстве хотелось русского родства с соотечественниками в России

Я, крестьянский сын, и до сих не могу опомниться: за что Георгий Викторович, тонкий петербуржец, так хвалил простенького начинающего писателя?! Почему он сказал, что вы, мол, из тех писателей, «которых Россия ждёт»? Разве мог он вдали предчувствовать, что я обречён написать роман «Наш маленький Париж» о старом Екатеринодаре?..

Повлияла ли на вас трилогия французского писателя Анри Труайя «Пока стоит земля»? Она ведь тоже о Екатеринодаре…

Виктор Лихоносов: Екатеринодар там всего в нескольких главах. Нет, и не мог повлиять. Анри Труайя увезли из России девятилетним. Роман он писал по домашним беседам с родителями. Никаких примет сочной кубанской жизни у него нет.

Обыкновенная сухая отвлечённая беллетристика для французов. Роман я купил в Будапеште на улице Вацу, а через три года он сам прислал мне три тома из Парижа, ему понравилась моя «Осень в Тамани». Но потом, когда я отправил ему «Наш маленький Париж», он почему-то не ответил.

Что ж, он академик в Париже, а я бывший учитель с окраины Анапы…

Многие годы сердечная дружба связывала вас с Юрием Казаковым — писателем совершенно особенной чистоты и музыкальности слова…

Виктор Лихоносов: Юрий Казаков открыл меня, поддержал, поверил в меня.

 Счастье, когда не политика, не идея борьбы с властью, не что-то там хитроватое соединяет художников, а тихая страсть к музыке речи, к красоте, и доброта образуют возвышенный союз.

Важно

Нынче такого в искусстве все меньше и меньше. Юрий Казаков ─ это, как и Бунин, мелодия, которую если вдруг услышишь не захочется прервать. А его так мало печатают…

А какого писателя вы назвали бы сердцем русской литературы?

Виктор Лихоносов: Пушкина, конечно.

Сейчас много споров вокруг школьной программы по литературе. Если бы у вас была возможность, по какому принципу вы бы ее составили?

Виктор Лихоносов: Идти надо от родного. Прочитайте на уроке отрывок о матери из «Жизни Арсеньева», а потом об отце, это уже в конце романа Бунина. Но перед этим надо сказать несколько слов. Поговорить надо с ребятишками: ну как у вас, бабушки у всех есть, мамы?.. А вот Иван Алексеевич уехал, родину потерял, тосковал.

Думал: где там могила матери, ее и не найдешь теперь. Вот посмотрите, как он писал, и сколько в этом музыки, грусти, нежности, поздних слез. Важно не просто вспомнить биографию Бунина, а душой приклониться к тому, о чем пишет Бунин, вызвать в детях это изумительное чувство родства.

 Учитель на уроках русской литературы должен стать родителем.

Поменьше долдонить, а побольше вслух детишкам читать, просто представлять эту красоту художественной литературы, этого мира русского

Если сам учитель не обладает таким талантом, то можно призывать на помощь технические средства. А таких строк чудных, как у Бунина, очень много в русской литературе. Они и у Толстого, конечно, есть. И если говорить о любви, то, может, из «Двух гусар» взять, страницу-полторы прочитать…

Если бы сегодня вы были молодым писателем, какую книгу вы бы написали?

Виктор Лихоносов:

Нынче я бы вообще не посмел что-то писать. Я бы испугался этого разгула наглости и почти полной пропажи в обществе некогда знакомых мне наивности, простодушия, идеализма…

Вы много ездили по России, а за границей, кажется, бывали редко…

Виктор Лихоносов: Я восемнадцать лет редактирую литературно-исторический журнал «Родная Кубань» и ни разу за это время не выезжал за границу.

В делегации меня не включали, в чартерные господские рейсы на Иерусалим, в Афины не сажали, даже в Харбин — город-побратим Краснодара, (моя затаенная грусть!) меня не брали. И в Париже я тоже не был.

Не стоял я на кладбище Сент-Женевьев де Буа у русских могил… А теперь поздно мечтать.

У вас есть книга «Записи перед сном», которую я много раз перечитывал. Она даже развалилась у меня на листочки. О чем вы сейчас думаете по ночам, если не спится? Что записывается?

Виктор Лихоносов: Я уже не записываю. Но вот на встречах в школах всегда прошу ребят:

ведите дневнички хоть пустячковые. Мамы, бабушки — они же стареют. Пишите-пишите, пока они живы! Что бабушка рассказывала, что она попросила, как она ругала вас

Вот ты набегался, вернулся домой, бабушка тебя чаем напоила, так ты так и запиши просто: «пили чай с бабушкой».  Пройдет время, и любой пустяк трогателен и дорог будет.

* * *

ИЗ ДОСЬЕ

Виктор Иванович Лихоносов родился 30 апреля 1936 года на станции Топки. Его отец, железнодорожный рабочий, погиб на фронте. Жил с матерью на окраине Новосибирска. В 1961 году окончил историко-филологический факультет Краснодарского педагогического института. Учительствовал в кубанских станицах.

Первую книгу выпустил в 1966 году. В 1988 году стал лауреатом Государственной премии РСФСР за роман «Наш маленький Париж». Лауреат премии «Ясная Поляна» в номинации «Выдающиеся творческие достижения в области русской литературы» (2003). Живет в Краснодаре.

 Главный редактор литературно-исторического журнала «Родная Кубань».

* * *

Борис Зайцев — Виктору Лихоносову. Париж, 7 февраля 1967 года. 

Дорогой Виктор Иванович, обе книжки Ваши получил, большое спасибо. Прочитал и порадовался: дарованию, свежести Вашей и молодости. Это все в Ваших рассказах есть, и никакого указательного перста… Всячески желаю вам сил и творчества, «и во всем благого поспешения». У Вас свежее и доброе дарование…

Александр Твардовский (после прочтения рассказа «На улице Широкой»)

14 сентября 1968 года, Пахра

Встал до 4-х, пил кофе, курил… Стал читать Лихоносова и до конца не мог оторваться.

Какой молодец! С любовью, с нежностью и болью пишет ту низовую, окраинную жизнь, жизнь «с коровы», с базара, с огородца, с пенсий, жизнь, которую не принято ни фотографировать, ни «отражать» в очерках, жизнь без «роли парторганизации», без всего такого — саму по себе, со всеми отчаянными хлопотами, напряжением, муками, безысходностью -послевоенная жизнь миллионов. Нет, этого уже не заставишь «соображать», дозировать «светлое» и «темное», приплетать «руководящую роль» там, где ее попросту нет.

Валентин Распутин — Виктору Лихоносову

19 сентября 1981

Витя, дорогой, всегда любил тебя и люблю, хоть здесь могу признаться в этом. Гоголь, начиная работу, прежде составлял молитву на успешность её завершения, ─ твоей ли, его ли, своей ли молитвой готов и я и буду просить, чтоб всё у тебя было хорошо. Это нам только кажется, что мы можем работать поодиночке ─ если мы что-то и можем, то потому, что вместе.

* * *

Виктор Лихоносов. Из «Записей перед сном», 1987:

Чтение — это неторопливое участие души в событиях и поворотах судеб героев. Так сейчас почти никто не читает. Растянуть время чтения — значит замедлить расставание с эпохой, которая только в книге и есть. Когда читаешь быстро и много, душа не успевает пропитаться. Не потому ли мы такими дёргаными стали, что рвём из книг одну информацию?..

Читайте также:  Краткая биография кассиль

У дуба Андрея Болконского в Никольском-Вяземском, 2012 г.

30.04.2016

юбилей

Совет

Просмотры: 0

Главная › Материалы проектов › О родине, эмиграции, дружбе, любви и уроках. виктор лихоносов

Другие материалы проекта ‹В этот день родились›:

Выберите месяц Январь 2015 Февраль 2015 Март 2015 Апрель 2015 Май 2015 Июнь 2015 Июль 2015 Август 2015 Сентябрь 2015 Октябрь 2015 Ноябрь 2015 Декабрь 2015 Январь 2016 Февраль 2016 Март 2016 Апрель 2016 Май 2016 Июнь 2016 Июль 2016 Август 2016 Сентябрь 2016 Октябрь 2016 Ноябрь 2016 Декабрь 2016 Январь 2017 Февраль 2017 Март 2017 Апрель 2017 Май 2017 Июнь 2017 Июль 2017 Август 2017 Сентябрь 2017 Октябрь 2017 Ноябрь 2017 Декабрь 2017 Январь 2018 Февраль 2018 Март 2018 Апрель 2018 Май 2018 Июнь 2018 Июль 2018 Август 2018 Сентябрь 2018 Октябрь 2018 Ноябрь 2018 Декабрь 2018 Январь 2019 Февраль 2019 Март 2019 Показать еще Показать все

Источник: https://godliteratury.ru/projects/viktor-likhonosov-ya-zaprygnul-v-posle

Виктор иванович лихоносов

otkritiy

Виктор Иванович Лихоносов – седой высокий человек худощавого телосложения. Частенько жалуется на отсутствие денег и на боль в печени. Фамилия Лихоносов состоит из двух слов:  «лихо» и «нос».

«Лихо» в русском языке имеет два значения: в первом случае это «лукавство, зло», во втором –  синоним слов «бойко», «разудало», «смело», «решительно». Лихой человек – это человек ненормативного, рискованного поведения. От такого человека люди предпочитают держаться подальше.

Русская поговорка гласит: «Лихое лихим называют, а доброе добром поминают», или «От черта крестом, от свиньи пестом, а от лихого человека ничем».

Лихоносов – известный в России литератор, пишущий в стиле русского классика начала 20 века Ивана Бунина.  Прославился Лихоносов после того, как в 1987 году опубликовал роман под названием «Мой маленький Париж».

Маленьким Парижем он назвал город Екатеринодар начала 20 века, поскольку считал, что по уровню ресторанного сервиса и качеству товаров, которыми  торговали местные купцы, Екатеринодар не уступал Парижу. Роман посвящен кубанскому казачеству на стыке двух эпох: до революции 1917 года и после нее.

Симпатии писателя на стороне белых, проигравших гражданскую войну и вынужденных покинуть Родину.

После выхода в свет романа «Мой маленький Париж» крупных, значимых произведений писатель Лихоносов больше не создал. Но до сих пор эта книга помогает ему получать от власти дивиденды: казачья тема теперь на Кубани главная.

Губернатор Ткачев также относит себя к казачеству, поэтому деятели культуры, создающие художественные произведения на эту тему, получают моральную и материальную поддержку губернатора.

Обратите внимание

Раньше, при советской власти, материальное поощрение в писательской среде получали все: и маститые, и начинающие. Теперь ситуация иная.

 Отношения, сложившиеся в последние годы между властью и писателями, а также другими деятелями искусств Кубани, свидетельствуют об отсутствии какой-либо ясной и четкой государственной политики в этой области.

Создается впечатление, что бюджетное финансирование осуществляется по принципу «кто влиятельней и нахальней, тот и получает от власти деньги». Этот принцип действует и в джунглях: кто сильней, тот и выживает.

Лихоносов еще в годы перестройки и демократизации понял этот принцип и принялся выстраивать новые экономические отношения с власть предержащими.  Он отошел от кубанского Союза писателей, заявив, что не желает находиться рядом с бездарностями.

В одном из интервью в адрес своих товарищей по перу он высказался следующим образом: «Высочили из подворотни и захватили власть в Союзе писателей».  Теперь мнение коллег по перу и интеллигенции его не волнует: главное  – мнение чиновников, у них деньги.

Находясь вне писательской организации, ему стало гораздо проще добывать себе средства на пропитание: он пишет губернатору письма, в которых жалуется на свое плохое материальное положение и просит от него помощи. Лихоносов прибегает то к ласковому, то к грубому тону, выставляя себя то борцом за справедливость, то несчастным страдальцем.

При этом он действует настолько артистично, что способен разжалобить кого угодно. Не случайно в среде местной интеллигенции он приобрел имидж «плачущего писателя».

Власти, в свою очередь, не дают писателю умереть с голоду. Они купили ему квартиру для творческой работы, подарили автомобиль, периодически оказывают материальную помощь.

К каждому дню рождения Лихоносов получает подарки от краевых и городских властей. Чиновники звонят ему и предварительно согласовывают с ним, что подарить ему в этот раз. Приглашают на банкеты и поминки, где он исполняет  роль свадебного генерала. Ни один писатель на Кубани подобных подарков не удостаивался.

Как-то в своей новой квартире он забыл закрыть кран и уехал на дачу в поселок Пересыпь на Таманском полуострове. В итоге мебель и телевизор в квартире залило водой. Писатель Лихоносов мигом написал очередную депешу в краевую администрацию, после чего власти приняли решение: квартиру отремонтировать, новую мебель купить.

Есть в Краснодаре и другие известные писатели и поэты.

Важно

Например, поэт Владимир Архипов. Он обладатель многих всероссийских премий, известный в стране человек, издавший десятки поэтических сборников. Но при этом Архипов ходит в старой потрепанной курточке и курит дешевые сигареты. Писатель же Лихоносов заявляет, что душу русского человека, растлевает западное искусство.  Особенно ему не нравится «Гарри Поттер».

В 2002 году на форуме интеллигенции города Краснодара, где обсуждались вопросы духовности и нравственности общества, Лихоносов выступил с резкой критикой этой книги, а также молодежи,  ее читающей.

Критиковал Лихоносов и  губернатора Александра Ткачева – за то, что тот, вместо встречи с писателем Лихоносовым уехал в Анапу слушать выступление оркестра Георгия Гараняна, исполнявшего американский джаз.

По прошествии форума интеллигенции была издана отдельная брошюра с текстами выступлений участников форума, однако для публикации Лихоносов предложил не тот текст, с которым выступал, а совсем другой, в котором критики в адрес губернатора уже не было.

В 2002 году мэрия города Краснодара выделила средства на переиздание его романа «Наш маленький Париж». Свой гонорар русский писатель Лихоносов определил в долларовом эквиваленте. Однако роман не продавался, и выплачивать гонорар было нечем. Тогда Лихоносов стал «трясти» мэра и требовать от него выплат. Мэр города, уставший от его скандалов, был вынужден выплатить ему 10 тысяч долларов из средств городского бюджета. В связи с этим случаем один известный краснодарский поэт отозвался о писателе Лихоносове так: «Он никогда не был аристократом».

Вероятно, чтобы Лихоносов не слишком часто беспокоил власть своими просьбами, она осуществляет финансирование издаваемого им литературно-исторического журнала «Родная Кубань».

Журнал создавался писательской организацией Кубани, однако Виктор Лихоносов, отколовшись от писателей, забрал журнал и распоряжается им единолично.

Этот журнал издается небольшим тиражом, в нем печатаются исторические материалы и полностью отсутствует публицистика, поскольку Лихоносов считает, что «публицистов на Кубани нет». Журнал мало кто читает, он существует, как бы для самого редактора.

Совет

Надо сказать, что Лихоносов всегда служил власти. При КПСС он заявлял, что он, писатель, является авангардом партии. Когда же КПСС не стало, то в своих «Записках перед сном» он стал называть советскую партноменклатуру «гнилой». В 90-е годы Лихоносов претендовал на роль духовного поводыря нации, активно призывая всех каяться и верить в Бога.

  Однако по всем российским меркам на эту роль он не вполне годится. Русского человека на мякине не проведешь. Русский  хорошо понимает, что есть правда, а что ложь. Истинные духовные поводыри это не те, которые громче всех вопиют о покаянии, о вере в Бога, а те, которые молятся в тишине за Россию и вместе со своим народом терпят нищету и разруху.

Источник: https://otkritiy.livejournal.com/1080.html

Союз писателей Кубани – Лихоносов Виктор Иванович

Родился 30 апреля 1936 года на станции Топки Кемеровской области. Детские и юношеские годы провел в Новосибирске. В 1943 году погиб на фронте его отец, и семилетний мальчик испытал на себе все невзгоды полуголодного детства, всю горечь безотцовщины.

Уроженца Сибири, судьба забрасывает его на юг, на Кубань, где с 1956 по 1961 год он учится на историко-филологическом факультете Краснодарского пединститута, а затем учительствует в течение нескольких лет в Анапском районе. Годы учебы и работы в сельской глубинке были временем творческого созревания.

Его первый рассказ «Брянские», отправленный в «Новый мир» самому Твардовскому, был опубликован в 1963 году в одиннадцатом номере этого журнала, сразу сделав молодого писателя известным на всю страну. Вхождение в большую литературу Виктора Лихоносова было поистине стремительным.

Одна за другой в Москве, Новосибирске, Краснодаре выходят его книги повестей, рассказов, очерков: «Вечера», «Что-то будет», «Голоса в тишине», «Счастливые мгновения», «Осень в Тамани», «Чистые глаза», «Родные», «Элегия» и другие. Его произведения переводят в Румынии, Венгрии, Болгарии, Германии, на чешский, словацкий языки, а затем уже на французский, английский.

Очень рано о Викторе Лихоносове заговорила критика, она отметила его умение мастерски слить воедино слово и музыку, грусть и восторг, гордость и скорбь, жгучую современность и не менее жгучий исторический материал. Высшую оценку его творчеству дали Ю. Селезнев, О. Михайлов, В. Чалмаев, А. Нуйкин, О. Кучкина, Н. Машовец.

Коллеги многократно избирали его делегатом союзных и российских писательских съездов, он является лауреатом Государственной премии России, престижной Литературной премии им. М. А. Шолохова, награжден в связи с 50-летием Союза писателей СССР орденом «Знак почета».

Виктор Лихоносов – автор лиро-эпического полотна, соединяющего нас с прошлым и являющегося литературным памятником Екатеринодару – «Ненаписанные воспоминания. Наш маленький Париж».

Член Союза писателей СССР-России с 1966 года.

Живет в Краснодаре.

Избранное

Избранные произведения: в 2-х т. – М.: Сов. Россия, 1984.

Избранное: Наш маленький Париж: Роман; Привет из старой России. – М.: Терра, 1993.

Основные издания

Вечера: Рассказы. – М.: Сов. Россия, 1966.

Что-то будет: Рассказы. – Новосибирск: Зап.-Сиб. кн.изд-во, 1966.

Голоса в тишине: Повести и рассказы. – М.: Мол.гвардия, 1967.

На долгую память: Повести. – М.: Сов. Россия, 1969.

Чалдонки: Повести. – Новосибирск: Зап.-Сиб. кн.изд-во, 1969.

Люблю тебя светло. – М.: Правда, 1971.

Счастливые мгновения: Повести и рассказы. – Краснодар: Кн.изд-во, 1971.

Осень в Тамани: Повести и рассказы. – М.: Современник, 1972.

Чистые глаза: Повести и рассказы. – М.: Мол. гвардия, 1973.

Элегия: Повести и рассказы. – М.: Сов. Россия, 1976.

Когда же мы встретимся?: Роман. – М.: Современник, 1978.

Родные: Повести и рассказы. – М.: Сов. Россия, 1980.

Ненаписанные воспоминания. Наш маленький Париж: Роман. – М.: Сов. писатель, 1987.

Время зажигать светильники: Повести, рассказы, эссе. – М.: Известия, 1991.

Записки перед сном: Повести, рассказы, эссе. – М.: Соврем, писатель, 1993.

Обратите внимание

Тоска-кручина: Повести, очерки, эссе. – Краснодар: Изд.дом Краснодарские известия, 1996.

Родные: Повести и рассказы. – М.: Изд-во Зауралье, 1997.

Ссылки

  • Лихоносов, Виктор Иванович // Википедия

Источник: https://www.sites.google.com/site/sprosia/biografy/lihonosov-viktor-ivanovic

Виктор Лихоносов

Виктор Иванович Лихоносов (30 апреля 1936, станция Топки Кемеровская область) — великий русский писатель.

Детские и юношеские годы провел в Новосибирске. В 1943 году погиб на фронте его отец, и семилетний мальчик испытал на себе все невзгоды безотцовщины.

Уроженца Сибири, судьба забрасывает его на юг, на Кубань, где с 1956 по 1961 он учится на историко-филологическом факультете Краснодарского пединститута. По окончании его работал по специальности (учитель русского языка, литературы и истории) в станице Варениковской и Анапе в спецшколах-интернатах.

Читайте также:  Краткая биография кокто

Его первый рассказ «Брянские», отправленный в «Новый мир» Александру Твардовскому, был опубликован в 1963 году в одиннадцатом номере этого журнала, сразу сделав молодого писателя известным на всю страну.

Вхождение в большую литературу Виктора Лихоносова было стремительным.

Одна за другой в Москве, Новосибирске, Краснодаре выходят его книги повестей, рассказов, очерков.

Его произведения переводят в Румынии, Венгрии, Болгарии, Германии, на чешский, словацкий языки, а затем уже на французский, английский.

В 1966, до выхода книш «Вечера» и «Что-то будет» (обе — 1966) Лихоносов был принят в СП СССР.

В 1967 опубликовал сборник «Голоса в тишине» с предисловием Ю. Казакова: «…почти все герои Лихоносова — странники в самом высоком смысле слова.

Их уносит вдаль тоска по красоте…

Важно

Всё, что он написал, написано свежо, музыкально, очень точно, и всё проникнуто острой, даже какой-то восторженно-печальной любовью к человеку…

Стремление к совершенству видно в каждой строчке всего написанного Лихоносовым.

И еще: во всех рассказах Лихоносова виден подступ к чему-то большому, напряженные поиски того главного, самого главного, о чем должен написать каждый писатель. Что-то будет…»

Казаков заочно познакомил Л. с Б. Зайцевым и Г. Адамовичем (с ними Л. переписывался до их кончины, став по этой причине «невыездным»).

В письмах Адамовича из Парижа содержится немало глубоких и тонких замечаний о прозе Лихоносова: «Мне не только понравилась Ваша книга “Голоса в тишине”, нет: я очарован ею…

В книге нет ни одного фальшивого слова. Это не часто бывает, и по-моему — это самое важное, т е. отсутствие выдумки в дурном смысле этого понятия.

И вообще в Вашей книге — жизнь со всей загадочностью, прелестью, грустью, что в жизни есть…

От каждой Вашей страницы веет чем-то “щемяще-родным, горестным и прекрасным”. У Вас редкостное чувство русского прошлого, природы, людей, всей России вообще…

Мне кажется, Вы должны написать большую вещь — обо всём и ни о чём, как сама жизнь, это Ваш склад, Ваша особенность,

Совет

Ваш дар: читаешь — и будто не происходит ничего, пока не поймешь, что происходит что-то гораздо более важное, чем обычные происшествия…

И кстати, это жанр “обо всём и ни о чём”, по существу, очень русский, теперь как-то исчез, забыт за всякими текущими делами, вопросами и “проблемами” (терпеть не могу это слово!). Есть одна только проблема — жизнь и смерть» («Избранное». М., 1993).

Следом выхоядт книги повестей и рассказов “На долгую память” (1969), “Чалдонки” (1969), “Счастливые мгновения” (1971), “Осень в Тамани” (1972), “Чистые глаза” (1973), “Элегия” (1976) и роман “Когда же мы встретимся?” (1978).

С 1978 года Лихоносов замолкает на целых десять лет, работает над своим главным романом о судьбе русского казачества «Ненаписанные воспоминания.

Наш маленький Париж» (1986 год). Это лирико-эпическое полотно, соединяющее современность с прошлым, стало литературным памятником Екатеринодару.

Как и почти все близкие ему писатели-деревенщики, перестройку не принял. Опубликовал книгу антиперестроечной публицистики «Тоска-кручина». Придерживается право-патриотических взглядов, что давало повод еще в советские времена парт-ортодоксам называть «Наш маленький Париж» «белогвардейским», «белоказачьим» романом.

Живет в Краснодаре, возглавляет литературно-исторический журнал «Родная Кубань». Член высшего творческого совета при правлении Союза писателей Российской Федерации, почётный гражданин города Краснодара.

Лауреат премии Союза писателей СССР, Государственной премии РСФСР, международной литературной премии имени Михаила Шолохова, награжден в связи с 50-летием Союза писателей СССР орденом «Знак Почёта». Ларуеат премии «Ясная Поляна» (2003).

Избранные произведения

Наш маленький Париж. Роман. (часть первая, часть вторая, часть третья, часть четвертая, часть пятая)

Рассказы

Тут и поклонился

Сними проклятие, Господи…

Мой Бунин

Одинокие вечера в Пересыпи. Повесть

Источник: http://glfr.ru/klassiki-i-sovremenniki/viktor-lihonosov/

Книги Виктора Лихоносова

Виктор Лихоносов

«Виктору Лихоносову удалось невозможное – слить слово и музыку, грусть и восторг, гордость и скорбь, жгучую современность и не менее жгучий исторический материал», – говорил Виктор Астафьев.

Удивительный, певучий и музыкальный язык, высота чувства, поступка, поведения, лиризм и эпический размах – без этих качеств невозможно представить прозу замечательного писателя, который признавался: «Литература – это моё счастье!»

Виктор Лихоносов родился 30 апреля 1936 года на станции Топки под Кемеровом. Мама писателя – из воронежского села Бутурлиновка, отец – с Псковщины: спасаясь от голода, они уехали сначала в Донбасс, а потом в Сибирь.

В 1943-м отец будущего писателя погиб на фронте. В школе врачи рекомендовали Виктору сменить климат, и в 1956 году он поступил на историко-филологический факультет Краснодарского пединститута, который окончил в 1961-м.

Обратите внимание

Прочитав «Тихий Дон» в 19 лет, два года спустя студент Лихоносов побывал в станице Вешенской у Михаила Шолохова. Тот посоветовал молодому человеку узнать жизнь – ехать учительствовать.

Виктор Иванович преподавал русский язык, литературу и историю в спецшколах-интернатах в станице Варениковской и Анапе.

Приезжая в Краснодар, он покупал «Новый мир» Твардовского и толстые журналы с прозой Бунина и Шмелева.

В 1963 году рассказ Лихоносова «Брянские», напечатанный в «Новом мире», сразу сделал молодого автора известным на всю страну.

Одна за другой в Москве, Новосибирске, Краснодаре выходят его книги повестей, рассказов, очерков – «Вечера», «Что-то будет», «Голоса в тишине» (1967), «На долгую память» (1969), «Чалдонки» (1969), «Счастливые мгновения» (1971), «Осень в Тамани» (1972), «Чистые глаза» (1973), «Элегия» (1976), роман «Когда же мы встретимся?» (1978). Произведения Лихоносова переводят в Румынии, Венгрии, Болгарии, Германии, на чешский, словацкий, французский, английский языки.

Этапным для писателя становится роман «Ненаписанные воспоминания. Наш маленький Париж» (1986), посвященный Екатеринодару и судьбе кубанского казачества. Заочно знакомый с писателями-эмигрантами Б. Зайцевым и Г. Адамовичем, Лихоносов переписывается с ними до их кончины, став по этой причине «невыездным».

Виктор Лихоносов – член Союза писателей России с 1966 года, лауреат премии Союза писателей СССР, Государственной премии РСФСР, международной литературной премии имени Михаила Шолохова, лауреат премии «Ясная Поляна» (2003) и др. Живёт в Краснодаре, почётный гражданин этого города, главный редактор литературно-исторического журнала «Родная Кубань».

«Я очень хорошо знаю Виктора Ивановича Лихоносова, я люблю его светло, есть у него такая книжечка «Люблю тебя светло». Мы с ним знакомы уже давным-давно. Это замечательный русский писатель. Я люблю не только его душой. Я люблю его прозу, люблю его книги. Ведь кроме «Осени в Тамани» у него есть еще шедевры, среди них и «Люблю тебя светло», о есенинских местах, и «Элегия» о пушкинских местах, и многие рассказы… Это писатель такого дивного, такого чистого проникновенного письма. Письма Ивана Бунина и, наверное, Юрия Казакова. Это был третий человек в русской литературе, который обладал таким письмом. Больше, пожалуй, и назвать некого». (Валентин Распутин, писатель)

Источник: http://ThankYou.ru/lib/realism/viktor_lihonosov

Виктор Иванович Лихоносов

Виктор Иванович Лихоносов родился 30 апреля 1936 года на станции Топки Кемеровской области. Отец погиб на фронте в 1943 году. Мать — малограмотная крестьянка. Детство провел под Новосибирском. В 1961 году Лихоносов окончил Краснодарский педагогический институт, после чего учительствовал на станциях Кубани.

Первый свой рассказ «Брянские» он опубликован в «Новом мире» в 1963 году. «Проза у него светится, как у Бунина», — писал Александр Твардовский. В 1966 году вышли две книги Виктора Лихоносова: «Вечера и «Что-то будет». В том же году был принят в Союз писателей СССР.

В 1967 году опубликован сборник рассказов «Голоса в тишине» с предисловием Юрия Казакова: «Все, что он написал, написано свежо, музыкально, очень точно, и все проникнуто острой, даже какой-то восторженно-печальной любовью к человеку». Юрий Казаков познакомил Лихоносова заочно и с писателями из эмиграции — Б. Зайцевым и Г.

Важно

Адамовичем; с этого началось изучение Лихоносовым жизни русского зарубежья. В 1969 году в «Новом русском слове» были напечатаны повесть Лихоносова «На долгую память» и статья о нем лучшего критика русской эмиграции Г. Адамовича. А в 1973 году выходит книга «Чистые глаза» с предисловием Виктора Астафьева.

Опубликовал цикл повестей-путешествий «Люблю тебя светло», «Осень в Тамани» и «Элегия» — по есенинским, лермонтовским и пушкинским местам. С 1978 года Лихоносов замолкает на целых десять лет, работает над своим главным романом о судьбе русского казачества «Ненаписанные воспоминания. Наш маленький Париж» (1986 г.

) Как и почти все близкие ему писатели-деревенщики, перестройку не принял. Опубликовал книгу антиперестроечной публицистики «Тоска-кручина». Лауреат Госпремии России, Международной премии имени М.Шолохова. В 2003 году на Толстовских встречах получил первую премию «Ясная Поляна».

Виктора Лихоносова с его элегической, лирической, полной романтизма прозой напрямую к деревенской прозе и не отнесешь, но и сам писатель и его герои, как правило, из простого народа, и мысли и чаяния их совпадают с нравственными императивами писателей-деревенщиков.

Впрочем, и сама проблема малой родины Виктором Лихоносовым была поставлена одним из первых. Последние годы Виктор Иванович редактирует в Кубани литературно-исторический журнал «Родная Кубань», пишет повести «Афродита Таманская», эссе о Лермонтове, книгу «Записки перед сном», выступает с воспоминаниями о Юрии Казакове, Юрии Селезнёве, Виталии Сёмине.

Живет в Краснодаре. Женат, имеет двух внуков.

Родился Виктор Иванович Лихоносов на станции Топки Кемеровской области 30 апреля 1936 г. Отца его был убит на войне 1943 г., а его мать была простой селянкой. Вырос Виктор под Новосибирском.

Окончил учебу в Краснодарском пединституте в 1961, после чего работал учителем на станциях Кубани.

Первый раз был опубликован в издательстве «Новый мир» его рассказ «Брянские» в 1963. Вступил в союз писателей СССР и выпустил 2 книги «Вечера» и «Что-то будет» в 1966 г. Чрез год Виктор выпустил сборник рассказов «Голоса в тишине» с предисловием Юрия Казакова. Лихоносов познакомился, с помощью Казакова, с писателями из эмиграции, и начал изучать жизнь русского зарубежья. Повесть писателя «На долгую память» и статья критика Адамовича о нем вышли в издательстве «Новое русское слово» в 1969 г. Книга Лихоносова с предисловием В. Астафьева «Чистые глаза» была опубликована в 1973. Написал цикл повестей-путешествий «Элегия», «Люблю тебя светло», «Осень в Тамани».

Почти 10 лет с 1978 ничего не пишет, кроме своего главного романа «Ненаписанные воспоминания. Наш маленький Париж» 1986 г. Написал книгу в стиле антиперестроечной публицистики «Тоска-кручина». Лихоносов удостоен Госпремии России и Международной премии им. М. Шолохова. Получил свою первую премию «Ясная Поляна» в 2003 на Толстовских встречах.

Совет

В своих произведениях Виктор Лихоносов раскрывает проблемы своей малой родины. Герои его повестей, как и сам писатель с его мыслями, совмещаются с нравственными наклонностями писателей-деревенщиков, хотя напрямую его элегичную, полную романтизма и лирики прозу к деревенской не сопоставишь.

В последние годы писатель работает в Кубани, редактором литературно-исторического журнала «Родная Кубань», рассказывает свои воспоминания Юрии Селезнёве, Виталии Сёмине, Юрии Казакове. Занимается написанием эссе о Лермонтове, повести «Афродита Таманская» и книги «Записки пред сном».

Со своей женой живет в Краснодаре и воспитывает двух внуков.

Источник: http://edportal.net/lihonosov/

Русские писатели и поэты :: Виктор Иванович Лихоносов

Виктор Иванович Лихоносов родился 30 апреля 1936 года на станции Топки Кемеровской области. Отец погиб на фронте в 1943 году. Мать – малограмотная крестьянка. Детство провел под Новосибирском.  

В 1961 году Лихоносов окончил Краснодарский педагогический институт, после чего учительствовал на станциях Кубани. 

Первый свой рассказ «Брянские» он опубликован в «Новом мире» в 1963 году. «Проза у него светится, как у Бунина», – писал Александр Твардовский. 

В 1966 году вышли две книги Виктора Лихоносова: «Вечера и «Что-то будет». В том же году был принят в Союз писателей СССР.

В 1967 году опубликован сборник рассказов «Голоса в тишине» с предисловием Юрия Казакова: «Все, что он написал, написано свежо, музыкально, очень точно, и все проникнуто острой, даже какой-то восторженно-печальной любовью к человеку».

Читайте также:  Краткая биография мураками

Юрий Казаков познакомил Лихоносова заочно и с писателями из эмиграции – Б.Зайцевым и Г.Адамовичем; с этого началось изучение Лихоносовым жизни русского зарубежья. 

В 1969 году в «Новом русском слове» были напечатаны повесть Лихоносова «На долгую память» и статья о нем лучшего критика русской эмиграции Г.Адамовича. А в 1973 году выходит книга «Чистые глаза» с предисловием Виктора Астафьева.  

Обратите внимание

Опубликовал цикл повестей-путешествий «Люблю тебя светло», «Осень в Тамани» и «Элегия» – по есенинским, лермонтовским и пушкинским местам.  

С 1978 года Лихоносов замолкает на целых десять лет, работает над своим главным романом о судьбе русского казачества «Ненаписанные воспоминания. Наш маленький Париж» (1986 г.) 

Как и почти все близкие ему писатели-деревенщики, перестройку не принял. Опубликовал книгу антиперестроечной публицистики «Тоска-кручина». Лауреат Госпремии России, Международной премии имени М.Шолохова. В 2003 году на Толстовских встречах получил первую премию «Ясная Поляна». 

Виктора Лихоносова с его элегической, лирической, полной романтизма прозой напрямую к деревенской прозе и не отнесешь, но и сам писатель и его герои, как правило, из простого народа, и мысли и чаяния их совпадают с нравственными императивами писателей-деревенщиков. Впрочем, и сама проблема малой родины Виктором Лихоносовым была поставлена одним из первых. 

Последние годы Виктор Иванович редактирует в Кубани литературно-исторический журнал «Родная Кубань», пишет повести «Афродита Таманская», эссе о Лермонтове, книгу «Записки перед сном», выступает с воспоминаниями о Юрии Казакове, Юрии Селезнёве, Виталии Сёмине. 

Живет в Краснодаре. Женат, имеет двух внуков.  


Виктор Лихоносов о себе:

В ту пору, когда я уже вовсю печатался и перестал учительствовать, мне больше всего хотелось, чтобы меня считала писателем моя малограмотная матушка. Не то чтобы там хвасталась мною на каждом углу (это не в ее натуре), а потихоньку радовалась: не зря после гибели отца на фронте она старалась исполнить его наказ в письмах – выучить сына, вывести в люди.

Я стеснялся спросить ее, нравятся ей мои книги или нет. Слава Богу, и в семье моей никто никогда не подчеркивал моих успехов, не было этой провинциальной гордости и заносчивости, скорее, наоборот: «Ну, что он там пишет?» Проще всего сказать, что это от скромности. Но нет.

Родственники мои, очевидно, представляли себе писателей хрестоматийно, по-школьному, по-студенчески: писатели – это Шекспир, Сервантес, Бальзак,
Пушкин, Лермонтов,
Толстой, Бунин,
Шолохов, Твардовский, Федин, Паустовский и т.п. Мое ощущение всю жизнь точно такое же.

Важно

Как-то на Всесоюзном съезде писателей в Кремле все вышли из зала в фойе и гость съезда Альберто Моравиа, проталкиваясь в тысячной толпе мастеров слова, вдруг воскликнул: «Неужели может быть на свете так много писателей?» Он как будто за меня удивился.

В Коктебеле очень умные коллеги мои, москвичи, издавна знавшие назубок историю нашей литературы, прочитавшие все книги русской эмиграции, в раздраженном споре с мнительными писателями из той самой кремлевской кучи в фойе кричали: «Мы знаем свое место! Мы заменяем тех, кто погиб в войнах, тюрьмах и кто не родился от… погибших после революции!» 

Все это «самоуничижение» я затеял в своей автобиографии для того, чтобы честно признаться, как неловко я чувствовал себя на улице литературы в те годы. Отчего же я, зачем я писал? Первый свой рассказ «Брянские», опубликованный в 1963 году в журнале «Новый мир»
А.Т.Твардовским, и последний роман «Наш маленький Париж» я написал потому, что мне жалко было людей, которых я полюбил. 

Мои родители в годы коллективизации уехали из воронежского села искать пропитание сначала в Донбасс, а затем в Сибирь. 30 апреля 1936 года в Топках (под Кемерово) появился на свет я; до меня умерло шестеро и после меня – двое. Через два месяца семья перебралась в Новосибирск.

Там, на левобережье Оби, в Кривощекове, в окружении коренных сибиряков (чалдонов) и воронежской колонии переселенцев я и вырос, благополучно закончил школу после смерти Сталина, поработал немножко на заводе «Сибсельмаш» и сорвался в дальнюю даль – на Кубань, поступил в педагогический институт на историко-филологический факультет.

Юг спас мое здоровье, а тихий ласковый Краснодар, степь, горы и полюбившаяся мне угловая Таманская земля, омываемая морями, усугубили мою склонность к созерцанию.  

Не какой-то огромный опыт, а впечатлительность привела меня к писательству.  

Читал я в детстве мало, и мне кажется нынче: если бы не очаровали меня эмигрантские страницы
И. Бунина (в 1956 году вышел его однотомник), «Тихий Дон» М. Шолохова, стихи С. Есенина, если бы не благословлявший дорожить мечтательностью и печалью своей души К. Паустовский, то я не посмел бы написать и строчки.

Мое мироощущение подкреплялось мироощущением знаменитостей: ага! Этого нежного трепета стесняться не надо. Раскрепоститься в тайных переживаниях и потом выйти с ними «на площадь» – непросто. Помогли и живые писатели: Ю.П.Казаков, Ю.О.Домбровский,
А.Т.Твардовский да и весь тогдашний журнал «Новый мир», в котором меня привечали.

Совет

Но робость перед литературой беспокоит меня и по сей день. Из-за этого у меня были большие перерывы в работе. Зато матушка моя, втайне нежелающая навеки оставаться в чужой земли без родни, сказала мне недавно: «Умру, так напишите на могиле, что я – “мать писателя”».

Источник: «Серебряный век простонародья». / В.Г.Бондаренко.

– М.: ИТРК, 2004
 

Источник: http://writerstob.narod.ru/writers/lixonosov.htm

Биография Лихоносов В.�. краткая, читать

Вариант 1

Виктор �ванович Лихоносов родился 30 апреля 1936 года на станции Топки Кемеровской области. Отец погиб на фронте в 1943 году. Мать – малограмотная крестьянка. Детство провел под Новосибирском.

В 1961 году Лихоносов окончил Краснодарский педагогический институт, после чего учительствовал на станциях Кубани.

Первый свой рассказ «Брянские» он опубликован в «Новом мире» в 1963 году.

«Проза Сѓ него светится, как Сѓ Бунина», – писал Александр Твардовский.

В 1966 году вышли две книги Виктора Лихоносова: «Вечера и «Что-то будет». В том же году был принят в Союз писателей СССР.

В 1967 году опубликован сборник рассказов «Голоса в тишине» с предисловием Юрия Казакова: «Все, что он написал, написано свежо, музыкально, очень точно, и все проникнуто острой, даже какой-то восторженно-печальной любовью к человеку». Юрий Казаков познакомил Лихоносова заочно и с писателями из эмиграции – Б.Зайцевым и Г.Адамовичем; с этого началось изучение Лихоносовым жизни русского зарубежья.

В 1969 году в «Новом русском слове» были напечатаны повесть Лихоносова «На долгую память» и статья о нем лучшего критика русской эмиграции Г.Адамовича. А в 1973 году выходит книга «Чистые глаза» с предисловием Виктора Астафьева.

Опубликовал цикл повестей-путешествий «Люблю тебя светло», «Осень РІ Тамани» Рё «Элегия» – РїРѕ есенинским, лермонтовским Рё пушкинским местам.

Обратите внимание

С 1978 года Лихоносов замолкает на целых десять лет, работает над своим главным романом о судьбе русского казачества «Ненаписанные воспоминания. Наш маленький Париж» (1986 г.)

Как и почти все близкие ему писатели-деревенщики, перестройку не принял. Опубликовал книгу антиперестроечной публицистики «Тоска-кручина». Лауреат Госпремии России, Международной премии имени М.Шолохова. В 2003 году на Толстовских встречах получил первую премию «Ясная Поляна».

Виктора Лихоносова с его элегической, лирической, полной романтизма прозой напрямую к деревенской прозе и не отнесешь, но и сам писатель и его герои, как правило, из простого народа, и мысли и чаяния их совпадают с нравственными императивами писателей-деревенщиков. Впрочем, и сама проблема малой родины Виктором Лихоносовым была поставлена одним из первых.

Последние годы Виктор �ванович редактирует в Кубани литературно-исторический журнал «Родная Кубань», пишет повести «Афродита Таманская», эссе о Лермонтове, книгу «Записки перед сном», выступает с воспоминаниями о Юрии Казакове, Юрии Селезнёве, Виталии Сёмине.

Живет в Краснодаре. Женат, имеет двух внуков.

Источник: http://spisivay.ru/sochinenie/qpfskpvkvk/index.html

Виктор Иванович Лихоносов.. Виктор Иванович Лихоносов (родился в 1936 на станции Топки в Кемеровской области) российский писатель, публицист. Член Союза. – презентация

1 Виктор Иванович Лихоносов.

2 Виктор Иванович Лихоносов (родился в 1936 на станции Топки в Кемеровской области) российский писатель, публицист. Член Союза писателей России с 1966 года. Живет в Краснодаре, возглавляет литературно- исторический журнал «Родная Кубань». Член высшего творческого совета при правлении Союза писателей Российской Федерации, почетный гражданин города Краснодара.

3 Начало пути. Детские и юношеские годы провел в Новосибирске. В 1943 году погиб на фронте его отец, и семилетний мальчик испытал на себе все невзгоды безотцовщины. Уроженца Сибири, судьба забрасывает его на юг, на Кубань, где с 1956 по 1961 он учится на историко-филологическом факультете Краснодарского пединститута, а затем учительствует в течение нескольких лет в Анапском районе

4 Его первый рассказ «Брянские», отправленный в «Новый мир» самому Твардовскому, был опубликован в 1963 году в одиннадцатом номере этого журнала, сразу сделав молодого писателя известным на всю страну. Вхождение в большую литературу Виктора Лихоносова было стремительным. Одна за другой в Москве, Новосибирске, Краснодаре выходят его книги повестей, рассказов, очерков: «Вечера», «Что-то будет», «Голоса в тишине», «Счастливые мгновения», «Осень в Тамани», «Чистые глаза», «Родные», «Элегия» и др. Его произведения переводят в Румынии, Венгрии, Болгарии, Германии, на чешский, французский, английский.

5 Перелом в творческой карьере. С 1978 года Лихоносов замолкает на целых десять лет, работает над своим главным романом о судьбе русского казачества «Ненаписанные воспоминания. Наш маленький Париж» (1986 год). Это лирико- эпическое полотне, соединяющее современность с прошлым, стало литературным памятником Екатеринодару.1978 года1986 Екатеринодару

6 Критика. Очень рано о Викторе Лихоносове заговорили известные критики, которые отмечали его умение мастерски слить воедино слово и музыку, грусть и восторг, гордость и скорбь, жгучую современность и не актуальный исторический материал. Высшую оценку его творчеству дали Ю. Селезнев, О. Михайлов, В. Чалмаев, А. Нуйкин, О. Кучкина, Н. Машовец. Твардовский писал, что «проза Лихоносова светится, как у Бунина». В 1967 опубликован сборник рассказов «Голоса в тишине» с предисловием Юрия Казакова: «Все, что он написал, написано свежо, музыкально, очень точно, и все проникнуто острой, даже какой-то восторженно-печальной любовью к человеку».

7 Премии и награды. Коллеги многократно избирали Лихоносова делегатом союзных и российских писательских съездов, он является лауреатом премии Союза писателей СССР, лауреатом Государственной премии РСФСР, международной литературной премии имени Михаила Шолохова, награжден в связи с 50-летием Союза писателей СССР орденом «Знак Почёта». В 2003 году на Толстовских встречах получил первую премию «Ясная Поляна».

8 Политические взгляды. Как и почти все близкие ему писатели-деревенщики, перестройку не принял. Опубликовал книгу антиперестроечной публицистики «Тоска-кручина». Вместе с тем писатель придерживается право- патриотических взглядов, что давало повод еще в советские времена парт-ортодокс, «белоказачьим» романом. Вместе с тем, Лихоносов критически смотрит и на «белую правду», и на «красную», да и на саму казачью Кубань. «Почему среди этнически русских все меньше и реже вижу… русских по духу? вопрошает литератор. Почему они как бы иностранцы? Что-то в самом деле случилось с нами, и первее всего с нашей интеллигенцией. На Кубани это заметно особенно. Сорок лет живу в Краснодаре в томлении, спрашиваю: Почему здесь нет того, что так сладко грело меня в Пскове, в Вологде? Юг России особенно растерзан безродным кокетством и какой-то базарно-курортной сутолокой на скрижалях истории. Как много стало пустых русских людей! Русские потихоньку, помаленьку от всего своего отреклись».

9 Конец.

Источник: http://www.myshared.ru/slide/185249

Ссылка на основную публикацию