Краткая биография Эрдман Н. Р
ЭРДМАН, НИКОЛАЙ РОБЕРТОВИЧ (1900-1970), русский драматург, поэт. Родился 3 (16) ноября 1900 в Москве в семье бухгалтера из обрусевших балтийских немцев. С 9 лет начал писать стихи. В юности на него оказала огромное влияние поэзия В. Маяковского. В 1918 Эрдман познакомился с имажинистами А. Мариенгофом, С. Есениным, Г.
Якуловым и вместе со старшим братом, театральным художником Борисом Эрдманом (1899-1960), стал принимать участие в деятельности группы.
Участвовал в обсуждении Декларации имажинистов (1919), подписал расклеенную ими по Москве листовку Приказ о всеобщей мобилизации № 1 (1920) и литературную декларацию Восемь пунктов (1924), участвовал в качестве “свидетеля со стороны защиты” в литературном суде над имажинистами.
Первое стихотворение Эрдмана Осени осенью осень… было опубликовано в журнале “Жизнь и творчество русской молодежи” в 1919. В том же году поэт был мобилизован в Красную Армию. И находясь в армии, и по возвращении Эрдман продолжал печатать в различных изданиях свои стихи; в 1922 была издана его первая, имажинистская по духу, поэма Автопортрет, действие которой происходит в Москве.
В 1922 имя Эрдмана уже было хорошо известно театральной Москве. Эрдман был автором либретто для оперетт и балетов, скетчей и куплетов для кабаре, написал пародию Носорогий хахаль на спектакль Вс. Мейерхольда Великолепный рогоносец.
В 1923 состоялась премьера его буффонады Шестиэтажная авантюра в кабаре “Кривой Джимми”, а в 1924 – пьесы Гибель Европы на Страстной площади в кабаре “Палас”. В соавторстве с В. Массом и др.
драматургами Эрдман написал обозрение Москва с точки зрения, которым в 1924 открылся Театр сатиры.
20 апреля 1925 Мейерхольд поставил в своем театре ГосТИМ пьесу Эрдмана Мандат. Премьера была триумфальной, пьесу 19-летнего автора в постановке великого режиссера называли важнейшим событием в художественной жизни Москвы. Эрдман получил возможность поехать в творческую командировку в Германию и Италию.
Исполнение главной роли Гулячкина принесло славу актеру Э. Гарину. В интервью газете “Вечерняя Москва” Мейерхольд так охарактеризовал пьесу Эрдмана: “Современная бытовая комедия, написанная в подлинных традициях Гоголя и Сухово-Кобылина. Наибольшую художественную ценность комедии составляет ее текст.
Характеристика действующих лиц крепко спаяна со стилем языка”.
Неодолимые обстоятельства советской действительности, в которой человек без “бумаги” не мог существовать, приводили к тому, что герой Мандата Гулячкин был вынужден выписать мандат самому себе.
Кухарка Настя – Анастасия Николаевна – примеряла явившееся героям пьесы платье императрицы, после чего все были готовы признать в ней великую княжну Анастасию.
Для этих и других примет времени Эрдману удалось найти емкие словесные формулы: “Вы в Бога верите? Дома верю, на службе нет”; “А если я с самим Луначарским на брудершафт пил, что тогда?” и т. п.
В Мандате Эрдман выработал один из своих главных драматургических приемов, открытый Мольером и разработанный Гоголем и Салтыковым-Щедриным: возвращение слову его первоначального значения. Тонко чувствуя природу театра, ввел в пьесу буффонадные эпизоды, использовал сленг и жаргон. В течение года спектакль по пьесе Мандат прошел в ГосТИМе 100 раз.
Сразу после премьеры Мандата Эрдман начал работать над пьесой Самоубийца.
Головокружительное стечение обстоятельств, воплощенное с присущими Эрдману блеском и динамикой, делало особенно наглядным абсурд советской действительности, о которой один из персонажей говорил: “В настоящее время, гражданин Подсекальников, то, что может подумать живой, может высказать только мертвый”. Автор сочувствовал советским “маленьким людям”, оказавшимся беззащитными перед системой, хотя и иронизировал над ними. Кульминацией пьесы стала сцена проводов на тот свет живого “самоубийцы” Подсекальникова – своего рода поминки по прежней, нормальной жизни. Попытки протеста против “новой жизни” сочетались у героев (например, у интеллигентного Гранд-Скубика) с конформизмом. Сатирические мотивы Мандата приобретали в Самоубийце трагическое звучание.
В 1928 Эрдман подписал договор на готовую пьесу с Мейерхольдом, и сразу после этого Главрепертком запретил ее. В газете “Рабочая Москва” появилась статья Попытка протащить реакционную пьесу. Антисоветское выступление в Театре им. Мейерхольда. Хотел поставить Самоубийцу и Театр им. Е. Вахтангова, но ему это тоже не удалось. К.
С.Станиславский, восхищенный пьесой и сравнивший Эрдмана с Гоголем, обратился к Сталину с письмом, в котором просил разрешения на постановку пьесы во МХАТе, ссылаясь на ее высокую оценку Горьким и Луначарским. Сталин разрешил Станиславскому “сделать опыт”, а через год, когда репетиции были завершены, лично запретил спектакль.
В 1932, после закрытого просмотра, поставленный по Самоубийце спектакль Мейерхольда также был запрещен партийной комиссией во главе с Кагановичем.
Безуспешные попытки поставить или напечатать Самоубийцу предпринимались во время хрущевской “оттепели”. Спектакли в Театре им. Е. Вахтангова и в Театре на Таганке были запрещены.
Спектакль Театра сатиры, поставленный по пьесе в 1982 В. Плучеком, был снят с репертуара вскоре после премьеры. Первая публикация пьесы на русском языке была осуществлена в 1969 в ФРГ.
В том же году в Швеции состоялась ее первая постановка.
Эрдман продолжал работать в тех жанрах, в которых был признанным мастером. Начал писать сценарии к фильмам, в том числе в соавторстве (Митя, Турбина N 3, Дом на Трубной, Посторонняя женщина и др.).
В 1933 в Гаграх, во время съемок фильма Веселые ребята был арестован и сослан в г. Енисейск. Поводом к аресту Эрдмана послужили его басни, неосторожно исполненные В. Качаловым на кремлевском приеме. Из титров вышедшего в 1934 фильма Г.
Александрова Веселые ребята были сняты фамилии сценаристов Н. Эрдмана и В. Масса.
В 1934 местом ссылки Эрдмана был назначен Томск. В Томском театре он написал инсценировку романа М. Горького Мать. В 1936 Эрдману было разрешено поселиться в Калинине, где он начал работу над сценарием фильма Г. Александрова Волга-Волга (Государственная премия, 1941).
До Великой Отечественной войны жил также в Вышнем Волочке, Торжке, Рязани и других разрешенных для проживания ссыльных городах. В 1938, во время одного из нелегальных приездов в Москву, Эрдман прочитал на квартире у М. Булгакова первый акт пьесы Гипнотизер, которая не была завершена.
В том же году Булгаков обратился к Сталину с письмом, в котором просил для Эрдмана разрешения жить в Москве; письмо осталось без ответа.
В начале войны, после неоднократных просьб с его стороны и отказов со стороны властей, Эрдман был призван в армию – в специальную часть для “лишенцев” и бывших священников; солдаты не были ни вооружены, ни обмундированы.
После долгого отступления тяжело больной Эрдман попал в Саратов, откуда по личному указанию Л. Берии был вызван в Москву в Ансамбль песни и пляски НКВД.
Для этого ансамбля писал сценарии театрализованных представлений вплоть до 1948.
Эрдман написал также сценарии художественных (Принц и нищий, Актриса, Смелые люди, Снежная королева, Морозко и др.) и мультипликационных (Федя Зайцев, Чудесный колокольчик, Приключения Мурзилки и др.) фильмов, либретто оперетт, интермедии к спектаклям, сценарии цирковых представлений, скетчи и др. произведения. Его соавторами были В. Масс и М. Вольпин.
В 1964 Эрдман стал консультантом Ю. Любимова и неофициальным членом художественного совета Театра на Таганке. Написал для этого театра инсценировку Героя нашего времени М. Лермонтова (в соавторстве с Любимовым) и интермедии к спектаклю Пугачев по драматической поэме С. Есенина. Спектакль по пьесе Самоубийца Любимов смог поставить только в 1990.
Умер Эрдман в Москве 10 августа 1970.
Источник: http://dp-adilet.kz/kratkaya-biografiya-erdman-n-r/
Биография Олби Р. краткая, читать
Олби Рдвард
ОЛБР�, РДВАРД (Albee, Edward) (СЂ. 1928), американский драматург, представитель 'театра абсурда'.
Немотивированные столкновения персонажей Рё натуралистичные сценические эффекты передают РІ пьесах Олби бессмысленность современной Р¶РёР·РЅРё. Р’ РЅРёС… заметно влияние Р.
�онеско, и Олби охотно признает, что многим обязан французскому драматургу.
Р—Р° пьесу “Неустойчивое равновесие” (A Delicate Balance, 1966) получил ежегодную премию 'РўРѕРЅРё' Рё Пулитцеровскую премию (1967); РІ 1975 получил Пулитцеровскую премию Р·Р° “РњРѕСЂСЃРєРѕР№ пейзаж” (Seascape, 1975), РІ 1994 – Р·Р° пьесу “РўСЂРё высокие женщины” (Three Tall Women, 1994), которая удостоилась также СЂСЏРґР° наград, присуждаемых критиками-театроведами.
Родился 12 марта 1928 в Вашингтоне и спустя две недели был усыновлен Ридом и Фрэнсис Олби. Окончил школу 'Чоат' и немногим более года посещал Тринити-колледж в Хартфорде (шт. Коннектикут). Затем обосновался в Нью-Йорке, перебиваясь случайными заработками, пробовал себя в поэзии и прозе. Как драматург дебютировал в 1959, позднее выступал в поддержку перспективных драматургов через объединение 'Олби-Барр-Уайлдер'.
Творчество Олби РіРѕРІРѕСЂРёС‚ РѕР± одиночестве людей Рё РёС… неспособности Рє взаимопониманию. Р’ остроумных, живых диалогах писатель изображает человеческое общение как Р±РѕСЂСЊР±Сѓ Р·Р° самоутверждение. Наиболее СЏСЂРєРѕ РѕРЅР° воплощена РІ пьесе “Кто боится Р’РёСЂРґР¶РёРЅРёРё Вулф?” (Who's Afraid of Virginia Woolfe?, 1962, премия 'РўРѕРЅРё'), РіРґРµ университетский профессор Рё его озлобленная жена РЅР° протяжении всего действия словесно распинают РґСЂСѓРі РґСЂСѓРіР° Рё РґРІСѓС… несчастных гостей. Многообразие творческой манеры Олби выявляют такие разные пьесы, как метафизическая аллегория “Крошка Алиса” (Tiny Alice, 1964), отвечающая требованиям сюжетной драмы, Рё “Ящик Рё цитаты РёР· председателя Мао” (Box – Mao – Box, 1968), РіРґРµ речь персонажей РЅР° сцене Рё бесплотные закулисные голоса скорее переплетаются, как музыкальные темы РІ контрапункте, нежели выстраиваются РІ сколько-РЅРёР±СѓРґСЊ связный диалог.
Ранние одноактные пьесы Олби, РІ отличие РѕС‚ более РїРѕР·РґРЅРёС… трехактных, были сначала поставлены РІ Европе, РіРґРµ РёС… высоко оценили, Рё СѓР¶Рµ потом РІ РЎРЁРђ. РљСЂРѕРјРµ перечисленных, Олби написал также пьесы “Что случилось РІ зоопарке” (The Zoo Story, 1959), “Смерть Бесси РЎРјРёС‚” (The Death of Bessie Smith, 1960), “Фэм Рё Йем” (Fam and Yam, 1960), “Американская мечта” (The American Dream, 1961), “Дама РёР· Дюбука” (The Lady from Dubuque, 1977) Рё “Человек СЃ тремя руками” (The Man With Three Arms, 1983). Ему принадлежат инсценировки “Баллада Рѕ невеселом кабачке” (The Ballad of the Sad Cafe, 1963) РїРѕ повести Карсон Мак-Калерс, “Малькольм” (Malkolm) РїРѕ роману Дж.Парди, “Завтрак Сѓ Тиффани” (Breakfast at Tiffany's, 1966) РїРѕ повести Рў.Капоте, переработка пьесы Дж.Купера “Р’СЃРµ РІ саду” (Everything in the Garden, 1967) Рё “Лолита” (Lolita, 1979) РїРѕ роману Р’.Р’.Набокова. Последнее произведение Олби “Пьеса РїСЂРѕ младенца” (The Play About the Baby, 2000) было поставлено РІ РќСЊСЋ-Йорке РІ 2001.
В 1996 Олби получил награду Центра Кеннеди за плодотворно прожитую жизнь, в 1997 президент Б.Клинтон вручил ему Национальную медаль за достижения в области искусства.
Источник: http://spisivay.ru/sochinenie/qpfskpvvbf/index.html
Олби, Эдвард, биография, семья, награды, экранизации
Имя | Эдвард Олби |
Оригинал имени | Edward Albee |
Дата рождения | 12.3.1928 |
Место рождения | Вашингтон (округ Колумбия), США |
Род деятельности | США, США |
Годы активности | 1958 — наст. время |
Э́двард О́лби (Edward Albee; род. 12 марта 1928, Вашингтон) — американский драматург.
Биография
Родился 12 марта 1928 года в Вашингтоне и спустя две недели был усыновлен Ридом и Фрэнсис Олби. Окончил школу Чоат и немногим более года посещал Тринити-колледж в Хартфорде (шт. Коннектикут).
Затем обосновался в Нью-Йорке, перебиваясь случайными заработками, пробовал себя в поэзии и прозе.
Как драматург дебютировал в 1959 году, позднее выступал в поддержку перспективных драматургов через объединение Олби-Барр-Уайлдер.
Эдвард Олби является представителем т. н. «театра абсурда». Немотивированные столкновения персонажей и натуралистичные сценические эффекты передают в пьесах Олби бессмысленность современной жизни.
В них заметно влияние Э. Ионеско, и Олби охотно признает, что многим обязан французскому драматургу.
За пьесу «Неустойчивое равновесие» (A Delicate Balance, 1966) получил ежегодную премию «Тони» и Пулитцеровскую премию (1967); в 1975 получил Пулитцеровскую премию за «Морской пейзаж» (Seascape, 1975), в 1994 — за пьесу «Три высокие женщины» (Three Tall Women, 1994), которая удостоилась также ряда наград, присуждаемых критиками-театроведами.
Творчество Олби говорит об одиночестве людей и их неспособности к взаимопониманию. В остроумных, живых диалогах писатель изображает человеческое общение как борьбу за самоутверждение.
Наиболее ярко она воплощена в пьесе «Кто боится Вирджинии Вулф?» (Who’s Afraid of Virginia Woolfe?, 1962, премия «Тони»), где университетский профессор и его озлобленная жена на протяжении всего действия словесно распинают друг друга и двух несчастных гостей.
Многообразие творческой манеры Олби выявляют такие разные пьесы, как метафизическая аллегория «Крошка Алиса» (Tiny Alice, 1964), отвечающая требованиям сюжетной драмы, и «Ящик и цитаты из председателя Мао» (Box — Mao — Box, 1968), где речь персонажей на сцене и бесплотные закулисные голоса скорее переплетаются, как музыкальные темы в контрапункте, нежели выстраиваются в сколько-нибудь связный диалог.
Ранние одноактные пьесы Олби, в отличие от более поздних трёхактных, были сначала поставлены в Европе, где их высоко оценили, и уже потом в США.
Кроме перечисленных, Олби написал также пьесы «Что случилось в зоопарке» (The Zoo Story, 1959), «Смерть Бесси Смит» (The Death of Bessie Smith, 1960), «Фэм и Йем» (Fam and Yam, 1960), «Американская мечта» (The American Dream, 1961), «Дама из Дюбука» (The Lady from Dubuque, 1977) и «Человек с тремя руками» (The Man With Three Arms, 1983).
Ему принадлежат инсценировки «Баллада о невеселом кабачке» (The Ballad of the Sad Cafe, 1963) по повести Карсон Мак-Калерс, «Малькольм» (Malkolm) по роману Дж.
Парди, «Завтрак у Тиффани» (Breakfast at Tiffany’s, 1966) по повести Трумена Капоте, переработка пьесы английского драматурга Джайлза Купера «Все в саду» (Everything in the Garden, 1967) и «Лолита» (Lolita, 1979) по роману В. В. Набокова, «Пьеса про младенца» (The Play About the Baby, 2000) и другие. Одно из последних произведений Олби — «Me, myself and I» («Я, я сам и моя персона») было поставлено в Нью-Йорке в 2010 году.
В 1996 году Олби получил награду Центра Кеннеди за плодотворно прожитую жизнь, в 1997 году президент Б. Клинтон вручил ему Национальную медаль за достижения в области искусства.
Семья
Эдвард Олби не скрывает своей гомосексуальности. Его спутник жизни, Джонатан Томас, скончался в 2005 году.
Награды
- «Кто боится Вирджинии Вулф?» (Who’s Afraid of Virginia Woolfe?, 1962), премия «Тони»
- За пьесу «Неустойчивое равновесие» (A Delicate Balance, 1966) получил ежегодную премию «Тони» и Пулитцеровскую премию (1967)
- В 1975 получил Пулитцеровскую премию за «Морской пейзаж» (Seascape, 1975)
- В 1994 — за пьесу «Три высокие женщины» (Three Tall Women, 1994), которая удостоилась также ряда наград, присуждаемых критиками-театроведами
- В 1996 Олби получил награду Центра Кеннеди за плодотворно прожитую жизнь
- В 1997 президент Б. Клинтон вручил ему Национальную медаль за достижения в области искусства
- «Коза, или Кто такая Сильвия», была в 2000 году выдвинута на премию «Тони»
Экранизации
Источник: http://www.cultin.ru/writers-olbi-ehdvard
Гольбах Поль Анри – краткая биография
Гольбах Поль Анри – французский философ (по происхождению немец), писатель, просветитель, энциклопедист, выдающийся систематизатор идей французских материалистов, один из людей, на чьих трудах вызревала революционная французская буржуазия. Родился 8 декабря 1723 г. в немецком г.
Гейдельсгейм (Пфальц). Его отцом был мелкий торговец. Неизвестно, как сложилась бы биография Гольбаха, если бы в 7 лет мальчик не стал сиротой и не оказался под опекой брата скончавшейся матери. В 12 лет подросток оказался в Париже – городе, с которым была связана вся его дальнейшая жизнь.
Дядя посоветовал племяннику поступать в Лейденский университет. В стенах этого учебного заведения Гольбаху довелось слушать лекции великих ученых, изучать передовые теории естествознания.
Самыми любимыми предметами юноши были геология, минералогия, химия, физика, увлекался он философией, изучением трудов английских материалистов.
В 1749 г., окончив университет, он вернулся во французскую столицу, обладая достаточно большим багажом разносторонних познаний. Благодаря дяде Поль Анри был прекрасно обеспечен и получил титул барона, что предоставило ему возможность заниматься любимым делом – науками и философией, не думая о пропитании.
Парижский салон Гольбаха стал местом встреч философов и ученых, политиков и представителей мира искусства, которые стремились нести в массы идеи просвещения. В число гостей салона входили, например, Руссо, Дидро, Монтескье, Адам Смит, Юм и др.
Постепенно он превратился в настоящий центр философской мысли в масштабе всей страны.
Дома у Гольбаха часто собирались энциклопедисты, но ролью гостеприимного хозяина он не ограничивался, внося огромный вклад в издание «Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремесел» и как автор огромного количества статей по естествознанию, религии, политике, и как редактор, консультант, библиограф, и, наконец, как спонсор.
Участие в «Энциклопедии» красноречиво продемонстрировало серьезные познания во многих научных сферах и яркий талант популяризатора. В академической среде Гольбах завоевал репутацию замечательного натуралиста. Берлинская и Маннгеймская академии наук избрали его почетным членом, а в сентябре 1780 г.
такое же звание ему был присвоено Императорской Академией наук (Санкт-Петербург).
Еще одним значимым направлением деятельности Гольбаха была антирелигиозная пропаганда, направленная как на католицизм в целом, так и на священнослужителей. Первой ласточкой стала работа «Разоблаченное христианство» (1761), после который последовал ряд критических сочинений, выходящих без подписи автора или под придуманными именами.
Наиболее значительным и известным трудом Гольбаха считается «Система природы, или О законах мира физического и мира духовного» (1770). Он представлял собой систематизацию воззрений естествознателей и материалистов XVIII ст.
, разностороннюю аргументацию их системы мировоззрения.
«Библия материализма», как прозвали эту фундаментальную работу после опубликования, не осталась незамеченной, более того – возникает потребность в еще одном издании, на свет одна за другой появляются написанные от руки копии книги.
Ее успех внушал немалое беспокойство церкви и властям, и в итоге она оказывается в списке запрещенных книг, а августе 1770 г. парламент Парижа приговорил «Систему природы» к публичному сожжению. Гольбах остался безнаказанным только благодаря отличной конспирации, ведь авторство он держал в секрете даже от друзей.
После 1770 г., в атмосфере вызревания буржуазной революции, Гольбах продолжает развивать нашумевшую «Систему природы» в целом ряде работ, которые составили десяток томов. Среди них были работы «Социальная система», «Естественная политика», «Всеобщая мораль», «Этократия» и др.
, в которых, по большому счету, содержалась новая революционно-буржуазная программа в социально-политической сфере.
Красной нитью во всех сочинениях философа-материалиста проходила мысль о необходимости просвещения, донесения до народа истины, освобождения его от заблуждений, которые губительны для него.
Гольбаху принадлежит заслуга перевода на французский язык работ, написанных шведскими и немецкими учеными, философами прошлого. В период с 1751 по 1760 г.
им было опубликовано не меньше 13 томов таких трудов.
Он не просто переводил чужие работы, а сопровождал их комментариями, вносил изменения и дополнения, причем достаточно ценные, что позволяет говорить и о такого рода вкладе в некоторые научные отрасли.
Последней датой в биографии знаменитого просветителя стало 21 января 1789 года.
Источник: http://www.wisdoms.one/biografiya_pol_golbah.html
Олдос Хаксли краткая биография
Олдос Леонард Хаксли — английский писатель. Автор известного романа-антиутопии «О дивный новый мир».
Олдос Леонард Хаксли родился 26 июля 1894 в Годалминге, Суррей, Англии в семье ученых.
Мать Хаксли умерла, когда Олдосу было тринадцать лет. Три года спустя он заболел глазным воспалением, и впоследствии его зрение значительно ухудшилось. В связи с этим он был освобожден от военной службы в период Первой мировой войны. Собственный опыт исправления зрения позже он описал в брошюре «Искусство видеть» (The Art of Seeing, 1943).
Свой первый роман, который не был опубликован, Хаксли написал в возрасте семнадцати лет. Он изучал литературу в Баллиольском колледже в Оксфорде. Уже в двадцать лет Хаксли решает избрать писательскую деятельность как профессию.
В его романах речь идёт о потере человечности обществом в процессе технологического прогресса (антиутопия «О дивный новый мир», есть ещё книга «Возвращение в прекрасный новый мир» (1958), написанная через двадцать семь лет после первой, в ней Хаксли описывает противоположное первой книге состояние и развивает мысль о том, что на самом деле всё будет значительно хуже и страшнее, чем в первой).
В 1937 году Хаксли переезжает в Лос-Анджелес, штат Калифорния, вместе со своей женой Марией, сыном Мэтью и другом Джералдом Гердом, надеясь, что калифорнийский климат пойдёт на пользу его ухудшающемуся зрению.
Именно здесь начинается его основной творческий период, для которого было новой чертой более подробное рассмотрение человеческой сущности. Хаксли знакомится в 1938 году с Джидду Кришнамурти.
Под влиянием последнего он обращается к различным учениям мудрости и занимается мистикой.
Накопленные познания просматриваются в его последующих трудах: «Вечная философия», наиболее чётко в «Через много лет», а также в произведении Time must have a stop.
В пятидесятые годы о Хаксли заговорили как о психоделическом гуру: он пропагандировал наркотики и сам регулярно употреблял мескалин и ЛСД в надежде, по словам автора одной из биографий писателя, «уйти от себя и не пострадать при этом физически». Свои наркотические опыты Хаксли описал в книгах «Врата восприятия» (1954) и «Небеса и преисподняя» (1956), а также в романе «Остров» (1962).
В 1959 Американская академия искусств присудила Хаксли премию за заслуги, отдав ему предпочтение перед столь маститыми авторами, как Томас Манн, Эрнест Хэмингуэй и Теодор Драйзер.
Хаксли умер в 1963 году в Лос-Анджелесе от рака гортани.
Источник: http://ktoikak.com/oldos-haksli-kratkaya-biografiya/