Краткая биография стругацкие

Биография Братьев Стругацких

Aркадий
Натанович Стругацкий родился 28 августа
1925
года в
городе Батуми, затем жил в Ленинграде.
Отец — искусствовед, мать — учительница.
С началом Великой Отечественной Войны
работал на строительстве укреплений,
затем — в гранатной мастерской.

В конце
января 1942 года вместе с отцом эвакуировался
из блокадного Ленинграда. Чудом выжил
— единственный из всего вагона. В Вологде
похоронил отца. Оказался в городе Чкалове
(ныне — Оренбург). В городе Ташле
Оренбургской области работал на
молокоприемном пункте, там же был призван
в армию. Учился в Актюбинском артучилище.

Весной 1943 года, перед самым выпуском,
был откомандирован в Москву, в Военный
институт иностранных языков. Окончил
его в 1949 году по специальности —
переводчик с английского и японского
языков. Был на преподавательской работе
в Канской школе военных переводчиков,
служил дивизионным переводчиком на
Дальнем Востоке.

Демобилизовался в 1955
году. Работал в «Реферативном журнале»,
затем редактором в Детгизе и Гослитиздате.

Жизнь
Аркадия Натановича Стругацкого оборвалась
12 октября 1991 года

Борис
Натанович Стругацкий родился 15 апреля
1933 г.
в
Ленинграде, туда же вернулся после
эвакуации,Аркадий и Борис Стругацкие
окончил механико-математический
факультет ЛГУ с дипломом астронома,
работал в Пулковской обсерватории; с
1960 года — профессиональный писатель.
Член Союза Писателей.

Обратите внимание

Печатался, в
основном, в соавторстве с братом (известен
также переводами американской НФ — в
соавторстве с братом, под псевдонимами
С. Победин и С. Витин). Лауреат Государственной
премии РСФСР (1986 — за сценарий фильма
«Письма мертвого человека», вместе с
В. Рыбаковым и режисером К. Лопушанским).

Бессменный руководитель семинара
молодых фантастов при Санкт-Петербургской
писательской организации. Жил и работал
в Санкт-Петербурге.

Борис
Натанович Стругацкий умер 19 ноября
2012.

Научная Фантастика Братьев Стругацких

Широкая
известность пришла к братьям Стругацким
после публикации первых Научно
Фантастических рассказов, представлявших
собой образцы добротной «твердой»
(естественнонаучной) Научной Фантастики
и отличавшихся от других произведений
тех лет большим вниманием к психологической
разработке характеров — «Шесть спичек»
(1959), «Испытание СКР» (1960), «Частные
предположения» (1960) и других; большинство
составило сборник «Шесть спичек» (1960).
В ряде ранних рассказов братья Стругацкие
впервые успешно опробовали метод
построения собственной истории будущего
— первой и по сей день остающейся
непревзойденной в советской Научной
Фантастики. В отличие от аналогичных
масштабных построений Р. Хайнлайна, П.
Андерсона, Л. Нивена и других
писателей-фантастов, близкое будущее
по Стругацким не имело с самого начала
четко заданной хронологической схемы
(ее позже восстановили читатели-энтузиасты
из исследовательской группы «Людены»),
зато большее внимание было уделено
созданию «сквозных» персонажей,
переходящих из книги в книгу и упоминаемых
эпизодически. В результате отдельные
фрагменты со временем сложились в яркую,
многокрасочную, внутренне эволюционирующую
и органичную мозаику — один из самых
значительных миров Научной Фантастики
в отечественной литературе.

Список
наград и премий, приведенный ниже, далеко
не полон. В составленным Вадимом Казаковым
списке только в период с 1959 по 1990 год
упомянуты полученные Стругацкими 17
наград и других отличий (почти половина
из которых зарубежные).

Первую из премий
они получили в 1959 г. за повесть «Страна
багровых туч» — третье место на конкурсе
лучшей книги о науке и технике для
школьников, проведенном Министерством
просвещения РСФСР (первое место заняла
«Туманность Андромеды» И. А.

Ефремова).

Источник: https://StudFiles.net/preview/5913201/page:2/

Аркадий Натанович Стругацкий

Видные русские советские прозаики, кинодраматурги, братья-соавторы, бесспорные лидеры советской НФ на протяжении трех последних десятилетий и самые известные советские писатели-фантасты за рубежом (на начало 1991-х гг. — 321 книжное издание в 27 странах); классики современной НФ, влияние которых на ее развитие, в частности, в СССР трудно переоценить.

Aркадий Натанович Стругацкий родился 28 августа 1925 года в городе Батуми, затем жил в Ленинграде. Отец — искусствовед, мать — учительница. С началом Великой Отечественной Войны работал на строительстве укреплений, затем — в гранатной мастерской. В конце января 1942 года вместе с отцом эвакуировался из блокадного Ленинграда.

Чудом выжил — единственный из всего вагона. В Вологде похоронил отца. Оказался в городе Чкалове (ныне — Оренбург). В городе Ташле Оренбургской области работал на молокоприемном пункте, там же был призван в армию. Учился в Актюбинском артучилище. Весной 1943 года, перед самым выпуском, был откомандирован в Москву, в Военный институт иностранных языков.

Окончил его в 1949 году по специальности — переводчик с английского и японского языков. Был на преподавательской работе в Канской школе военных переводчиков, служил дивизионным переводчиком на Дальнем Востоке. Демобилизовался в 1955 году. Работал в «Реферативном журнале», затем редактором в Детгизе и Госполитиздате.

Жизнь Аркадия Натановича Стругацкого оборвалась 12 октября 1991 года Борис Натанович Стругацкий родился 15 апреля 1933 г. в Ленинграде, туда же вернулся после эвакуации, окончил механико-математический факультет ЛГУ с дипломом астронома, работал в Пулковской обсерватории; с 1960 года — профессиональный писатель. Член Союза Писателей.

Печатался, в основном, в соавторстве с братом (известен также переводами американской НФ — в соавторстве с братом, под псевдонимами С. Победин и С. Витин). Лауреат Государственной премии РСФСР (1986 — за сценарий фильма «Письма мертвого человека», вместе с В. Рыбаковым и режисером К. Лопушанским).

Бессменный руководитель семинара молодых фантастов при Санкт-Петербургской писательской организации. Живет в Санкт-Петербурге.

Широкая известность пришла к братьям Стругацким после публикации первых НФ рассказов, представлявших собой образцы добротной «твердой» (естественнонаучной) НФ и отличавшихся от других произведений тех лет большим вниманием к психологической разработке характеров — «Шесть спичек» (1959), «Испытание СКР» (1960), «Частные предположения» (1960) и других; большинство составило сборник «Шесть спичек» (1960). В ряде ранних рассказов братья Стругацкие впервые успешно опробовали метод построения собственной истории будущего — первой и по сей день остающейся непревзойденной в советской НФ. В отличие от аналогичных масштабных построений Р. Хайнлайна, П. Андерсона, Л. Нивена и других писателей-фантастов, близкое будущее по Стругацким не имело с самого начала четко заданной хронологической схемы (ее позже восстановили читатели-энтузиасты из исследовательской группы «Людены»), зато большее внимание было уделено созданию «сквозных» персонажей, переходящих из книги в книгу и упоминаемых эпизодически. В результате отдельные фрагменты со временем сложились в яркую, многокрасочную, внутренне эволюционирующую и органичную мозаику — один из самых значительных миров НФ в отечественной литературе.

Важно

Братья Стругацкие — русские советские писатели, кинодраматурги, ключевые фигуры в советской научной фантастике за последние годы и самые популярные русские фантасты за границей. Их вклад в современную научную фантастику невозможно переоценить.

Аркадий Натанович Стругацкий родился в г. Батуми 28.08.1925. Отец был искусствоведом, мать — учительницей. Потом вместе с семьёй переселился в Ленинград, где во время войны занимался строительством укреплений, изготавливал гранаты. В начале 1942 г. вместе с отцом вывезен из блокадного Ленинграда. Его спасение можно назвать чудом — он выжил единственный из вагона. После похорон отца был рабочим в молокоприёмном пункте в Ташле Оренбургской области, откуда его призвали в армию.

Отучившись в Актюбинском артиллерийском училище, был отправлен начальством в столицу для продолжения обучения в Военном институте иностранных языков. Там выучил английский и японский языки, получил специальность переводчика.

А.Н. Стругацкий обучал офицеров в Канской школе военных переводчиков, ему самому пришлось послужить в роли переводчика на Дальнем Востоке. Демобилизован в 1955 г., после чего работал при «Реферативном журнале», был редактором в Госполитиздате, а также Детгизе. Умер А.Н. Стругацкий в Москве 12.10.1991 года.

Источник: https://www.allsoch.ru/strugatckie_i/

Стругацкие Аркадий и Борис

Аркадий Стругацкий, старший из знаменитого тандема, был рожден в Батуми, 28 августа 1925 года. Родители братьев были яркими представителями творческой интеллигенции: мать – учительница, а отец – искусствовед. В Ленинграде, восемью годами позже, (15 апреля 1933 года), родился Борис – вторая половина творческой единицы “Братья Стругацкие”.

Пробы пера каждый из них совершал отдельно. Первая повесть юного Аркадия, увы, была утрачена в период блокады. Рассказ же под названием “Как погиб Канг”, который был написан в 1946 году, дождался публикации лишь в 2001.

К 50-м годам приобщается к литературным упражнениям и Борис, но самых впечатляющих успехов братья добились все-таки в качестве соавторов. Их первый общий рассказ, названный “Извне”, был напечатан в журнале “Техника-молодежи” в 1958 году. Позже эта работа была развита до масштабов повести.

Начатая на спор с супругой Аркадия Стругацкого первая серьезная совместная книга братьев выходит в 1959 году – это “Страна багровых туч”. Соавторы формируют свой стиль, появляется узнаваемая, характерная проблематика их творчества.

Перечислять знаковые, оказавшие невероятное влияние на умы современников и потомков произведения Стругацких можно долго. Среди них – и “Хищные вещи века”, выразительно показавшие в 1965 году выбор между очень плохим и плохим вариантом. И “Понедельник начинается в субботу” – книга, вдохновившая создание фильма “Чародеи”.

Огромный успех у аудитории не обеспечил Стругацким безбедной жизни: их стала ущемлять советская цензура, в 70-х годах для них становится практически закрытым путь в печать. За “Сказку о Тройке” закрывают журнал “Ангара”, к публикации не допускается “Улитка на склоне”, а в оригинальный текст “Обитаемого острова” цензоры внесли почти тысячу правок.

Здорово искалечен цензорами был и “Пикник на обочине”, по мотивам которого братья затем создали сценарий для фильма “Сталкер” Тарковского.

Совет

Очень интересна композиция “Хромой судьбы” – книги весьма автобиографической, главный герой которой даже получил в подарок авторство другого шедевра Стругацких – повести “Гадкие лебеди”.

В 1990 году вышла последняя пьеса Стругацких – “Жиды города Питера”.

В 1991 году умирает Аркадий, и Борис продолжает писательскую деятельность уже под псевдонимом С. Витицкий – он создает еще две прекрасные книги. 19 ноября 2012 года скончался и второй брат.

Неподражаемые миры и герои Стругацких остаются примером высококлассной социальной фантастики, задающей нужные вопросы. Их цитируют, а многие фразы уже заслуженно считаются афоризмами благодаря своей глубине и мудрости.

Ссылки

  • Герои Стругацких – небезупречный, живой, реальный идеал
  • Цитаты Стругацких

Источник: http://goldenwords.org/biography/strugackie_arkadij_i_boris/

Братья Стругацкие: библиография, творчество и интересные факты

Имена братьев Стругацких – Аркадий и Борис. Родились 28 августа 1925 года и 15 апреля 1933 года соответственно. Братья являются российскими и советскими писателями, которые также пробовали себя в роли сценаристов и соавторов с другими писателями. Стругацкие считаются классиками современной социально-научной фантастики в мире литературы.

Семья

Родители братьев – Натан Стругацкий и Александра Литвинчева – искусствовед и учительница. Имя отца братьев Стругацких говорит о его еврейском происхождении.

Александра вышла замуж против воли родителей: из-за ее брака с евреем ее отношения с родственниками были разорваны. Отец братьев Стругацких служил во время Гражданской войны комиссаром кавалерийской бригады, позднее – политработником у советского полководца Фрунзе.

После демобилизации он стал партийным функционером на Украине. Там он встретил свою будущую жену.

В январе 1942 года командир роты народного ополчения и сотрудник Публичной библиотеки имени Салтыкова-Щедрина трагически погиб, в то время как его жена скончалась в глубокой старости, вскоре после получения звания заслуженной учительницы Российской Федерации и кавалера ордена «Знак Почета».

Первые попытки

Свои первые фантастические миры братья Стругацкие начали создавать еще до войны. Говоря точнее, первым перо попробовал Аркадий. По словам Бориса, это было прозаическое произведение «Находка майора Ковалева», которое, к сожалению, было утрачено в ходе блокады Ленинграда.

Первым дошедшем до наших дней рассказом Аркадия был «Как погиб Канг». В 50-е годы он продолжил свои писательские попытки, и вскоре появилась повесть «Четвертое царство». Первой реальной публикацией Аркадия Натановича стала повесть «Пепел Бикини», которую он создал в соавторстве со Львом Петровым в ходе служения в армии.

Ее автор посвятил печальным событиям в ходе испытаний водородной бомбы на атолле Бикини.

Борис стал пробовать писать с начала 50-х. Братья не теряли контакт и делились идеями произведений в письменных переписках и при личных встречах во время отпусков Аркадия с военной службы.

Первое совместное творчество

Первым общим творением двух братьев Стругацких стал научно-фантастический рассказ «Извне», который они позднее переработали в повесть. Этот рассказ опубликовало издание «Техника – молодежи» в 1958 году.

В 1959 году братья выпустили свою первую книгу – «Страна багровых туч». По слухам, это произведение было создано на спор с супругой Аркадия – Еленой Ильиничной. К 1957 году был подготовлен черновик произведения, но редакция надолго отложила публикацию.

С этим произведением связаны общими персонажами другие произведения: «Путь на Амльтею», «Стажеры» и рассказы из дебютного совместного сборника братьев Стругацких «Шесть спичек». Так начался длинный цикл о фантастическом мире будущего, который получил название Мира Полудня.

По признаниям авторов, они бы сами желали жить в этой вселенной.

Обратите внимание

Много десятилетий братья Стругацкие были лучшими авторами советской литературной фантастики. Их многогранные творения отражали постепенное становление писательского мастерства и мировоззрения авторов.

Каждое написанное произведение братьев инициировало новые споры и длительные дискуссии.

Не раз критики сравнивали мир Стругацких с фантастическим миром будущего Ивана Ефремова, который он описывал в его знаменитом произведении «Туманность Андромеды».

Расцвет

Первые произведения братьев соответствовали всем рамкам соцреализма, но в то же время они сохраняли свои неповторимые особенности: их герои не были «схематичными» – они были наделены индивидуальными чертами и характером, и при этом оставались гуманистами, интеллигентами и отважными исследователями, преследующими идеи развития мира и научно-технического прогресса. Кроме того, их героев выделяет свой индивидуальный язык – этот нехитрый, но выразительный прием делал героев живыми и близкими читателю. Такие персонажи весьма удачно пришлись на период «оттепели» в СССР, тем самым отразив отчаянную надежду на лучшее будущее и технологический прогресс в науке, а также на потепление в межполитических отношениях.

Читайте также:  Краткая биография апухтин

Особенно значимой книгой в те времена стала повесть братьев Стругацких «Полдень, XXII век», успешно изобразившая оптимистичную перспективу будущего человеческой расы, в котором живут просветленные и счастливые люди, интеллектуальные и храбрые исследователи космического пространства, творческие личности, вдохновленные жизнью.

Но уже в «Далекой Радуге» начинают звучать напряженные мотивы: катастрофа на отдаленной планете, произошедшая вследствие экспериментов ученых, подняла вопрос о нравственном выборе человека, находящегося в тяжелой ситуации. Это выбор между двумя плохими исходами, один из которых еще хуже второго. В этом же произведении братья Стругацкие поднимают и другую проблему: как будут жить в Мире Полудня те, кто не умеет мыслить творчески?

Встретиться с собственным прошлым и подумать, возможно ли избавиться от «палеолита в сознании», пришлось персонажам повести «Попытка к бегству», а после авторы озадачили этой проблемой и работников Института экспериментальной истории в произведении «Трудно быть богом».

Также братья затрагивают актуальные вопросы современности, рисуя гротескную картину футуристического потребительского социума в повести «Хищные вещи века».

Это произведение стало первой в русской литературе антиутопией в утопии, что стало весьма специфично для советской литературы.

Столкновение с советской цензурой

В 60-х братья пишут и другие неординарные произведения.

К примеру, искрящееся добродушным, но злободневным юмором произведение братьев Стругацких «Понедельник начинается в субботу» так понравилось читателям, что вскоре они написали продолжение, которое назвали «Сказка о Тройке», где юмор уже уступил место прямой сатире.

Это произведение оказалось таким скандальным, что вскоре альманах «Ангара», где была опубликована «Сказка», перестал выпускаться, а сам рассказ надолго оказался недоступен для читателей.

Такую же судьбу ожидала и повесть «Улитка на склоне», в которой действие происходит в Лесу и в Управлении по делам Леса: вся ситуация, описанная в книге, сильно напоминала бюрократическую ситуацию в Управлении. Советская критика не разглядела куда более важные мысли о надвигающемся прогрессе, который сносит с пути все, что мешает ему мчаться еще быстрее.

«Второе нашествие марсиан: Записки здравомыслящего» также является сатирическим произведением, которое не было встречено критиками добродушно. Даже имена персонажей, позаимствованные у героев греческих легенд, не смогли завуалировать аллюзию на актуальную сейчас ситуацию.

Важно

Авторы ставят серьезный вопрос о чести и личном достоинстве человека и всего человечества.

Похожая тема звучит и в повести «Отель «У Погибшего Альпиниста»: готов ли человек к встрече с инопланетной расой? Это же произведение стало экспериментом братьев Стругацких по смешению научно-фантастического романа и детектива.

Подведение итогов

С началом 70-х годов Стругацкие возвращаются к вселенной Полудня и выдумывают «Обитаемый остров», «Парень из преисподней» и «Малыш». Советская цензура внимательно следила за творчеством братьев. При подготовке к печати «Обитаемого острова» им пришлось внести более 900 правок, прежде чем в 1991 году сочинение было напечатано. В 70-х братья практически не выпускали книг.

Знаменитая повесть братьев Стругацких «Пикник на обочине» была напечатана в журнале, после чего целых 8 лет не появлялась в книжных изданиях.

В повести была озвучена тема Зоны – территории, где после Посещения пришельцев стали случаться таинственные события, и сталкеров – храбрецов, тайно залезающих на эту Зону.

Она получила свое развитие в кинофильме Андрея Тарковского «Сталкер», который был снят в 1979 году по сценарию Стругацких. Лишь после реально случившейся Чернобыльской катастрофы история нашла отражение в игре S.T.A.L.K.E.R.

, а также в многочисленных произведений по ее мотивам. Только в 1980 году «Пикник на обочине» братья Стругацкие включили в сборник «Неназначенные встречи», но в сокращенном формате. Строгая цензура того времени не давала свободно вздохнуть молодым авторам.

Главной темой творчества братьев Стругацких стала проблема выбора. Именно она стала фундаментом для повести «За миллиард лет до конца света», где персонажи встали перед тяжелым выбором между мирной жизнью с отказом от собственных принципов и убеждений и угрозой смерти при попытке сохранить свою личность.

Тогда же братья пишут роман «Град обреченный», где авторы предпринимают попытки создать динамическую модель сознания, типичного для широких слоев общества, а также проследить его судьбу на фоне изменяющихся социальных реалий, исследуя его изменения.

Герои этого романа, как и герои романа «Хромая судьба», наделены автобиографическими деталями.

Пик творческой мысли

Братья вновь обращаются к Миру Полудня в романах «Жук в муравейнике», «Премия «Аэлита» и «Волны гасят ветер». Эти произведения подвели окончательную черту под утопической темой в творениях Стругацких.

По их мнению, технический прогресс не в состоянии принести человеку счастья, если он не сможет отказаться от своей животной сущности, отягощенной злобой и агрессией.

Совет

Именно воспитание способно сделать из обезьяны настоящего Человека с большой буквы – разумный и интеллектуальный итог человеческого развития, по мнению братьев Стругацких. Тема роста над собой и воспитания личности звучит в романе «Отягощенные злом, или Сорок лет спустя».

Последней общей работой Стругацких стала пьеса «Жиды города Питера, или Невеселые беседы про свечах», которая стала своеобразным предупреждением излишне рьяным оптимистическим надеждам человека последнего времени.

Раздельные произведения

Аркадий параллельно с общим творчеством писал и самостоятельно под псевдонимом С. Ярославцев. Среди таких произведений рассказ «Подробности жизни Никиты Воронцова», бурлескная сказка «Экспедиция в преисподнюю», повесть «Дьявол среди людей». В каждом произведении Аркадия звучит тема невозможности изменить мир к лучшему.

После смерти Аркадия в 1991 году Борис продолжает литературное творчество. Он берет псевдоним С. Витицкий и выпускает романы «Бессильные мира сего» и «Поиск предназначения, или Двадцать седьмая теорема этики». Этими книгами он продолжает исследовать явления будущего и изучает идеи влияния на окружающую реальность.

Прочая деятельность

Помимо написания книг братья Стругацкие также пробовали себя в сценариях. По их произведениям и с их редакцией было поставлено несколько кинофильмов.

Также братья занимались переводами с английского романов Хола Клемента, а также Андре Нортона и Джона Уиндема. Для переводческой деятельности они брали псевдонимы С. Победин, С. Бережков, С. Витин.

Кроме того, Аркадий Стругацкий переводил рассказы Акутагавы Рюноскэ с японского языка, а также Нома Хироси, Кобо Абэ, Санъютэя Энте и Нацумэ Сосэки.

Не обошел стороной перевод и средневековый роман «Сказание о Есицунэ».

Источник: https://www.nastroy.net/post/bratya-strugatskie-bibliografiya-tvorchestvo-i-interesnyie-faktyi

Братья Стругацкие: биографии, фотографии, документальные фильмы о писателях

Два человека – один писатель – Аркадий и Борис Стругацкие вместе создали около 30 романов и повестей, более двух десятков рассказов. Их произведения экранизировали такие режиссеры, как Андрей Тарковский, Александр Сокуров, Алексей Герман.

Братья Стругацкие были для читателей проводниками в другой, вымышленный мир. И какие бы параллельные вселенные они ни придумывали, в центре внимания всегда оставался человек со своими сильными и слабыми сторонами. Из-за этого выдуманные или предсказанные миры вдруг становились осязаемыми, знакомыми и оттого актуальными.

Первые художественные тексты Аркадий Стругацкий написал еще до Великой Отечественной войны. К несчастью, все рукописи пропали в блокадном Ленинграде. Первый законченный рассказ «Как погиб Канг» датируется 1946 годом. Его опубликовали в 2001 году.

Фрагмент статьи Александра Мирера «Непрерывный фонтан идей», журнал «Измерение Ф» (№3, 1990 г.):

«Я познакомился с Аркадием Натановичем Стругацким в 1965 году. Это было время бури и натиска в фантастике, это было сразу после того, как вышла повесть «Трудно быть богом». Сейчас уже трудно представить, что мы жили без Лема, Бредбери, Азимова и без Стругацких.

Сегодня нам кажется, что Стругацкие были всегда, и вот уже немолодые люди говорят мне: «А я вырос на Стругацких!» И когда я спрашиваю: «Извини пожалуйста, но тебе за пятьдесят, как ты мог на Стругацких вырасти?», он совершенно спокойно отвечает: «Они меня перевернули!»

«Трудно быть богом» было что-то вроде разорвавшейся бомбы. Хотя мы тогда уже читали «Солярис» и «Непобедимый». Тогда два имени тотчас же встали рядом: Станислав Лем и братья Стругацкие.

Я очень хорошо помню, как носился тогда по знакомым и всем кричал: «Говорил я вам, что «Страна Багровых туч» – это заявка на больших писателей? Нате – читайте!» Под этим впечатлением я, наверное, фантастику писать и начал.

В некотором роде я «крестный сын» повести «Трудно быть богом».

Начав писать фантастику, я довольно быстро попал на семинар – как это ни смешно звучит – «Молодой гвардии».

Обратите внимание

Тогда там была прекрасная редакция фантастики под руководством Сергея Жемайтиса, который, кстати, первым стал публиковать Стругацких массовыми тиражами, несмотря на топания ногами, партвзыскания и разгромы. На этом-то семинаре я и познакомился с Аркадием Натановичем.

Тогда я воспринимал его: «Это же сам Стругацкий!», «Это же братья Стругацкие!» – то есть уже в то время для нас это были классики, для меня-то уж во всяком случае. Спустя годы, мы с Аркадием Натановичем подружились.

Надо сказать, что, очевидно, главная черта Аркадия Натановича – это рыцарственность. За много лет я как-то не сумел подобрать лучшего слова. Он удивительно мягкий человек, несмотря на внешние всевозможные офицерские штучки и приемчики.

Есть такая гнусная вещь, как литературный табель о рангах. По этому табло идет абсолютно другой счет.

.. скажем так: фантомный счет. По счету миллионов людей, братья Стругацкие – это огромное явление в советской и частично в мировой литературе. То есть я лично считаю, что они как минимум в числе пяти лучших прозаиков второй половины XX века.

Аркадий и Борис Стругацкие

Часто спрашивают, как Аркадий Натанович и Борис Натанович работают вместе – они что, съезжаются на станции Бологое? В литремесле, как и в любом другом, имеются свои трудности. Самая главная трудность – то, что это абсолютно индивидуальное производство, в котором нет ОТК (отдел технического контроля. – Прим.

«Культура.рф»). Одна из наиболее важных составляющих любого творческого человека – это способность к самокритике. Смотрите, что получается: Стругацкие – невероятно плодовитые писатели, в 60-е годы они выдавали книги на гора одну за другой, одну лучше другой, потому что внутри этого дуэта совершенно замечательное распределение ролей.

Одна из черт характера Аркадия Натановича – это непрерывно работающее воображение. Он непрерывно изобретает. У Козьмы Пруткова было: «Если у тебя есть фонтан – заткни его». Аркадий Натанович как раз и есть фонтан, который никто «заткнуть» не мог никогда.

И когда они стали работать вместе, то оказалось, очевидно, что Борис Натанович именно та критическая составляющая, которая фонтан затыкает в ту самую минуту, когда это нужно: «Стоп. Это мы записываем».

Эта черта Аркадия Натановича – непрерывное генерирование идей Аркадием Натановичем – доставляет массу удовольствия окружающим его людям. Он может увлекательнейше сымпровизировать, к примеру, о своем военном прошлом. Я помню эти рассказы – совершенно замечательные, – он в них всегда выступал в каких-то смешных ролях, отнюдь не героических.

Например, имелся цикл устных рассказов, как Стругацкого заставили работать адъютантом и поэтому ему пришлось ездить на лошади. Соответственно, его лошадь скидывала с себя, соответственно, она обдирала его о ветви деревьев. Когда он, несчастный, пересел на одноколку, то жеребец, на котором он ехал, бросился через забор, потому что за забором была кобыла…

и одноколка повисла на заборе вместе со Стругацким. Когда он дежурил в военной школе – в то время всем офицерам при дежурстве полагалось носить шашки и салютовать ими, – то на утреннем рапорте он едва не зарубил своего начальника школы. А когда Стругацкий удалялся в самоволку, то последствия были совершенно сокрушительные…

Важно

Какие-то из этих историй, очевидно, были трансформированы из действительных происшествий, а какие-то – блестяще и разветвленно выдумывались на ходу.

Непреоборимое писательское начало Аркадия Натановича как раз и чувствуется в этом фонтане идей, который всегда работает. Может быть, из-за этого Аркадию Натановичу немедленно становилось неинтересным то, что уже написано. Я не знаю как Борис Натанович, а Аркадий Натанович всегда любит свою последнюю вещь. Какое-то время он ее любит – до тех пор пока не появляется новая.

Но она ему уже не интересна – потому что впереди новое, надо еще что-то выдумывать, и сейчас вот идет эта выдумка. Между прочим, по-моему, эта черта – обычно гибель для творческого человека.

Читайте также:  Краткая биография бар

Скажем, из-за этого Лем перешел на рецензии на ненаписанное: абсолютно сжато излагаются сюжет и главная мысль, и все: выдумано и не буду я с этим возиться! А благодаря дуэту Стругацкие смогли все это дело реализовать!»

«Игра в бисер» с Игорем Волгиным. Аркадий и Борис Стругацких. «Трудно быть Богом»

Братья Стругацкие. Дети Полудня

Источник: https://www.culture.ru/materials/52106/zhizn-na-grani-fantastiki

Писатель Аркадий Стругацкий: биография и творчество. Аркадий Натанович Стругацкий :

Аркадий Стругацкий – популярный отечественный прозаик и фантаст. Старший брат Бориса Стругацкого, с которым работал в паре. На их счету несколько десятков известных произведений. Их творческому тандему принадлежат классические образцы советской социальной фантастики.

Биография писателя

Аркадий Стругацкий родился в Батуми. Он появился на свет в 1925 году. Его отец, которого звали Натан Залманович, в то время трудился в этом грузинском городе в газете “Трудовой Аджаристан” в должности редактора. Мама Александра Ивановна преподавала литературу в школе. Именно она привила Аркадию любовь к чтению.

После переезда в Ленинград Александра Ивановна работала в той же школе, в которой учился Аркадий. Ее труд был оценен по достоинству. В конце карьеры ей было присуждено звание заслуженного учителя РСФСР и вручен орден “Знак Почета”.

Когда фашисты напали на СССР, Аркадий Стругацкий с семьей оказался в блокадном Ленинграде. В начале 1942 года его с отцом эвакуировали по Дороге жизни. В это время мать с тяжело заболевшим Борисом остались в городе. В Вологде отец умер от истощения, и юноша остался один.

Аркадий Стругацкий осел в поселке Ташла на территории Оренбургской области. Через год туда же смогли выехать мать и брат. В Ташле герой нашей статьи заведовал пунктом по приобретению продуктов из молока у крестьян. В 1943 году его призвали в ряды Красной Армии.

Образование Стругацкого

Аркадий Натанович Стругацкий – выпускник Бердичевского училища пехоты, которое на время войны было эвакуировано в Актюбинск. Оттуда он был переведен в военный институт по изучению иностранных языков. В 1949 году получил диплом переводчика с японского и английского языков. Эта специальность позже не раз появится на страницах его романов.

После окончания вуза Аркадий Натанович Стругацкий остался служить в советской армии. В качестве переводчика преподавал иностранные языки офицерам в училище Канска, служил на Камчатке, в середине 50-х получил перевод в часть особого назначения в Хабаровске.

Участие в Токийском процессе

В качестве переводчика Аркадий Стругацкий участвовал в Токийском процессе. Это было знаменитое судебное разбирательство над японскими военными преступниками. Оно проходило с 1946 по 1948 годы. Чтобы вынести объективное решение, был даже образован особый международный судебный орган, в который вошли представители одиннадцати государств, в том числе и Советского Союза.

Стругацкий переводил показания японских офицеров, которые они давали перед судейской коллегией. Всего в числе обвиняемых оказались 29 высокопоставленных чиновников, которых обвиняли в военных преступлениях. В основном это были военные и гражданские руководители Японии. За два года было проведено более восьмисот открытых судебных заседаний.

Это был второй по значимости процесс (после Нюрнбергского), который проводился после окончания Второй мировой войны. В результате семеро заключенных были приговорены к смертной казни. Среди них оказались два бывших премьер-министра этой азиатской страны. Их повесили.

После увольнения в запас Стругацкий начал работать редактором в издательствах, а также в институте научной информации.

Член Союза писателей

В советскую писательскую организацию он был принят одновременно с братом в 1964 году. При этом писать Аркадий начал раньше Бориса. Первые попытки были сделаны еще в юности до войны.

Аркадий написал повесть под названием “Находка майора Ковалева”, которая была утеряна в ходе блокады Ленинграда. Первое сохранившееся произведение – рассказ под названием “Как погиб Канг”. Его он закончил сразу после войны, в 1946 году.

В центре повествования глубоководный хищник, представляющий собой доисторическую рептилию. Его и зовут Канг. Автор подробно описывает его охоту на спрута. А затем некая неизведанная сила заставляет животное всплыть на поверхность и принять участие в сражении эсминца и подводной лодки. Канг топит подлодку, но и сам погибает от снарядов, выпущенных с борта эсминца.

Совет

Совместное творчество Аркадий и Борис Стругацкие начали в 1959 году, когда вышла повесть “Страна багровых туч”.

Их произведения считаются классикой советской фантастики:

  • “Путь на Амальтею”,
  • “Полдень. XXII век”,
  • “Стажеры”,
  • “Попытка к бегству”,
  • “Далекая радуга”,
  • “Трудно быть богом”,
  • “Понедельник начинается в субботу”,
  • “Хищные вещи века”,
  • “Улитка на склоне”,
  • “Гадкие лебеди”,
  • “Второе нашествие марсиан”,
  • “Сказка о Тройке”,
  • “Обитаемый остров”,
  • “Отель “У погибшего альпиниста”,
  • “Малыш”,
  • “Пикник на обочине”,
  • “Град обреченный”,
  • “За миллиард лет до конца света”,
  • “Жук в муравейнике”,
  • “Хромая судьба”,
  • “Волны гасят ветер”,
  • “Отягощенные злом, или Сорок лет спустя”.

Многие из этих произведений читают и экранизируют до сих пор. Благодаря им Аркадий и Борис Стругацкие стали самой известной парой советских писателей XX века.

Собственное творчество

При этом Аркадий нередко писал отдельно от своего брата. Главным образом это касается его ранних произведений. В 1956 году он выпустил свою первую повесть под названием “Пепел Бикини”. Ее он, кстати, создал тоже в соавторстве, но не с Борисом, а со Львом Петровым.

Они ее написали, когда еще служили в армии. В центре повествования находится трагедия, связанная с испытанием атомной бомбы на атолле Бикини. По оценкам современных литературных критиков, повесть является ярким примером антимилитаристской прозы.

Книги Аркадия Стругацкого, которые он писал в одиночку уже после начала совместного творчества с братом, выходили под псевдонимом С. Ярославцев.

В 1974 году он закончил сказку с элементами бурлеска “Экспедиция в преисподнюю”. Она повествует о трех друзьях, которых зовут так же, как известных французских мушкетеров: Атос, Портос и Арамис. Они живут в XXIII в., в золотом веке человечества, но сталкиваются с командой вольного пирата с другой планеты.

В 1984 году А. Стругацкий закончил рассказ с элементами фантастики “Подробности жизни Никиты Воронцова”. Главный герой произведения несколько раз проживал одну и ту же жизнь, каждый раз пытаясь изменить историю.

В 1990 году была опубликована повесть “Дьявол среди людей”. В ней Ким Волошин, перенеся муки, превращается в могущественного злодея.

Личная жизнь

Писатель Аркадий Стругацкий был дважды женат. Его первой избранницей стала Инна Шершова, с которой он заключил брак в 1948 году. Фактически союз распался, когда они жили в Канске, но официально расстались лишь в 1954 году.

От второй супруги Елены Ошаниной у писателя была дочь Мария. К тому же у Елены была еще одна дочь от первого брака, которую, как свою, воспитывал Аркадий Стругацкий. Биография Марии оказалась заметной – она вышла замуж за Егора Гайдара.

Болезнь и смерть

Аркадий Натанович умер в Москве в октябре 1991 года. На протяжении нескольких лет он боролся с серьезным недугом – раком печени. Согласно его предсмертной воле, его тело кремировали.

Примерно через два месяца после смерти прах развеяли с вертолета над Рязанским шоссе столицы. Позже так же поступил и Борис Стругацкий, он, как и брат, пожелал, чтобы его кремировали после смерти.

Источник: https://www.syl.ru/article/329830/pisatel-arkadiy-strugatskiy-biografiya-i-tvorchestvo-arkadiy-natanovich-strugatskiy

Братья Стругацкие. Аркадий и Борис Стругацкие. Как всё начиналось. Детство и юношество. Биография и творчество великих советских фантастов

Нелюбимые властями, придерживаемые советской цензурой братья Стругацкие пользовались фантастической популярностью.  Их книги мгновенно исчезали из библиотек. Запрещенные, а также изданные-переизданные повести ходили по рукам в виде многочисленных и всевозможных копий. Тираж всё же благополучно изданных произведений оказывался заведомо малым.

На закате СССР образовался даже нелегальный и довольно специфический бизнес: удачливые обладатели одного из журнала, содержащего повесть Стругацких, копировали драгоценные страницы, переплетали и продавали их.

Совершенно другой мир будущего, описываемый братьями Стругацкими, другой, но, несомненно, близкий, с похожими на нас героями, мыслящими, как мы, охватил страстной любовью всю советскую интеллигенцию.

Чудом попавшая в провинциальную лавку Сибири, Дальнего Востока или Заполярья книжка Стругацких – по истине находка! Часто такие книги в лавках являлись соседями по полке с макаронами, консервами, сахаром или чаем. И, следовательно, были также необходимы, как и эти продукты. Книги, прочитанные в раннем возрасте, навсегда остаются в подсознании, они формируют нас. В детстве в квартире Стругацких было два книжных шкафа, о которых Борис Натанович Стругацкий вспоминал с особым удовольствием. Они содержали «библиотеку интеллигента» (Жюль Верн, Дюма, Толстой, Щедрин, Пушкин и Лермонтов, Лондон и Уэллс); все произведения Достоевского, «Трилогию» Горького, «Тысячу и одну ночь», «Всемирную Библиотеку». Множество ныне забытых писателей: Верхарн, Анри де Ренье, Пьер Мак Орлан, Селин.  Содержанием этих шкафов братья Стругацкие – каждый в свое время – активно пользовались. Оба они любили Чехова, но Аркадий Натанович предпочитал «Скучную историю», а Борис Натанович «Хамелеона». Ценили «Бесов» Достоевского, «Фиесту» у Хемингуэя, «Театральный роман» у Булгакова. Вкусы их были не одинаковы, но близки.   Чехов, Толстой, Лондон, Щедрин, Хемингуэй, Буссенар…   К слову невольно задумаешься: «Что сегодня, подходя к книжным полкам своих родителей, читают дети? Да и во всех ли квартирах они есть – книги и книжные полки? И что же сегодня формирует вкусы, интересы и сознание тех, кто никаких книг дома не находит и довольствуется ограниченными предложениями с экрана?»  

Но сейчас не об этом.

Мы поговорим о необычной судьбе писателей-фантастов – братьев Стругацких.

Аркадий Натанович родился в г. Батуми 28 августа 1925 года. Борис Натанович – в Ленинграде 15 апреля 1933 года. Мать  – Александра Ивановна Литвинчева всю жизнь проработала учительницей литературы и русского языка. Их отец Натан Залманович Стругацкий служил на разных должностях, всегда не очень большим, но начальником. В то время когда их отец работал в Главлите, книг в доме было изобилие – по должности ему полагался регулярный книжный паек – свежая художественная литература Петербурга бесплатно.  К слову сказать, во всем остальном нужды не было, но и шиковать не приходилось. Донашивали перешитую матерью отцовскую военную одежду. Жили в коммуналке. Аркадий в свои шестнадцать лет увлечен математикой и астрономией. Борису – восемь.

И вот – война.

От жизни ждешь только лучшего. 

Но совершенно неизвестно узнали бы мы тех Стругацких, если бы судьба их сложилась иначе. Не попади они, как и многие их современники, в условия жестокой исторической мясорубки.

Осажденный Ленинград – бомбежки, холод и голод. 28 января 1942 года отца – Натана Залмановича и Аркадия эвакуировали через ладожское озеро по «дороге жизни». А Александра Ивановна и больной Борис остались в городе. Без сомнения, продовольственные карточки на февраль месяц отца и Аркадия, спасли жизнь Борису и матери. Потому как февраль 1942 года был самым страшным месяцем блокады. Аркадий же преодолел трудный путь. Грузовая машина, Ладожское озеро, полынья, мокрая одежда и мороз 30 градусов. А после переправы через озеро – эвакопункт, дизентерия. Всё еще мокрые одежды и поезд до Вологды, который шел 8 дней. Без еды по 3-4 дня. До Вологды в вагоне из тридцати человек доехало только одиннадцать. И еще километр до вокзала пешком по морозу до потери сознания. Потом Аркадий Натанович помнит  уже госпиталь, где ему и сообщили о гибели отца. Только летом 1942 года Аркадий оказался в поселке Ташла (сегодня Оренбургской области), где устроился на работу начальником сепараторного пункта. Вывез из Ленинграда Мать и брата. В 1943 году Аркадия призвали в Красную Армию и отправили к счастью не на фронт, а на учебу во 2-е Бердичевское пехотное отделение. Александра Ивановна и Борис в 1944 году вернулись в Ленинград, руины и пожарища которого долго напоминали Борису Натановичу панораму разрушенного марсианами города.  

Блокаду и войну пережили. Из памяти человеческой эти события было невозможно вычеркнуть. Но ужас блокады в своем творчестве Стругацкие ни разу не затрагивали – табу.

Из пехотного училища Аркадия направили на учебу в Военный институт иностранных языков – Москва, Таганка. Здесь он познакомился со своей будущей второй женой – Еленой Ошаниной.  Первый его брак оказался недолгим, не сложился. Служил Аркадий в Канске – преподавателем в школе военных переводчиков, и дивизионным переводчиком на Камчатке и в Хабаровске. А в 1955 году он демобилизовался.  

Судьба распределилась странным образом.

Аркадий Натанович страстно мечтал стать ученым – астрономом и математиком, но война решила иначе. Борис же окончил Ленинградский университет по специальности «звездный астроном». Что, безусловно, вызвало сильную зависть старшего брата. В восьмом классе Аркадий Натанович прочел повесть «Гектор Сервадак» Жюля Верна. В которой повествуется о том, как однажды с земным шаром столкнулась комета, и, вырвав кусок Северной Африки, населенной людьми и одним астрономом, унеслась дальше в космос. Именно после прочтения этой необычной, немного нелепой и милой книги Аркадий заинтересовался астрономией, пытаясь воссоздать траекторию движения этой кометы.   Младший Стругацкий после окончания Университета поступил в аспирантуру Пулковской обсерватории и занимался вопросами происхождения и эволюции «широких пар». Но диссертацию так и не защитил. Всё рухнуло в один момент, когда Борис Натанович с ужасом обнаружил, что тема его работы была раскрыта десяток с лишним лет назад астрофизиком Чандрасекаром.  Борис Натанович стал лаборантом на местной счетной станции. Не смотря ни на что, об этих временах он вспоминал с удовольствием, говоря, что не бывает неинтересной работы, бывает только малознакомая работа…   Стругацкий старший после демобилизации устраивается в Институт научной информации. Теперь он семейный человек, к тому же он стал отцом. В это время братья начинают интенсивно переписываться, чтобы понять, что им под силу.

Читайте также:  Краткая биография мережковский

Жизнь налаживается.

Фантастика в середине прошлого века для советского читателя была чем-то вроде  живительной воды. Однако литературный дар редко проливался щедрым дождем на нивы советских фантастов 50-х годов.

Сами Стругацкие фантастику читали, потому, как читать было больше нечего. Отсутствие хорошей фантастики послужило толчком для братьев Стругацких, попытаться написать то, о чем бы стоило говорить.  Это желание не явилось для них одномоментным озарением. Но литературная деятельность Стругацких началась еще до войны.  «Находка майора Ковалева» – фантастический роман Аркадия Натановича и его рассказ  1946 года «Как погиб Канг». В 1948 году Борис Натанович написал свой первый рассказ «Виско». Затем несколько переводов, рассказов и повестей, «Песчаная горячка» (совместная работа), и «Четвертое царство» Стругацкого-старшего, а также повесть «Пепел Бикини».   Стоял вопрос: «О чем писать и как писать?» Аркадий Натанович внимательно следил за положением литературных дел.

Он хорошо видел недостатки современной научной фантастики.

И однажды в письме брату он написал: «Писатели совершенно не имеют собственного стиля, у них нет ни героев, ни личности. Язык изложения скоро надоедает и приедается, к тому же идея у всех одна – патриотизм, но какой-то дешевый и казенный, сюжет примитивен. В описании технических моментов нет подробности, будто писали их специалисты-недоучки. И самое главное – они (современные писатели фантасты) боятся смешивать жанры. Понимаешь теперь, какой козырь упускают наши горе-фантасты? Так что «долой жюльверщину». Описание и формулировки должны быть умные, точные и короткие. Наши произведения должны отличаться разумной смелостью введения предложений «на грани возможного» в области техники и природы и отличаться строгим реализмом в поведении и поступках героев. Сентиментальность, авантюризм, философия – смесь жанров придаст необычный вкус».   Если бы не фантастическая энергия Аркадия Натановича, его отчаянное стремление прорваться, выбиться, реализовать литературное дарование, то – по словам Бориса Натановича – не было бы никогда братьев Стругацких. Аркадий Натанович и Борис Натанович – это были два очень непохожих друг на друга человека. Стругацкий-старший – очень общительный, открытый – судьба офицера служившего в разных гарнизонах, безусловно, сыграла роль – многие годы он был двигателем их маленького творческого тандема. Он всегда хотел писать. И Стругацкий-младший исключительно добросовестный человек, умный, вникающий в каждую деталь.  И союз таких разных людей состоялся, они дополняли друг друга.

Почему именно фантастика? Об этом летом 1986 года Стругацкий-старший, обращаясь к своему прошлому, напишет: «Вероятно это сугубо личное дело, которое уходит корнями в детство и юношество: условия воспитания, обучения, литературные пристрастия, ну и темперамент».

 По его же словам отец пробудил в обоих братьях «страсть к фантастике». А Борис Натанович добавил: «мы любили читать фантастику, поэтому и начали ее писать.

Обратите внимание

  Без памяти любили Уэллса, Конан-Дойла, Чапека, и нам казалось, что мы знаем, как надо писать, чтобы это было интересно читать…».

По легенде Стругацкие придумали и начали писать свою совместную повесть «Страна багровых туч» на спор в конце 1954 или начале 1955 г..

«Мне кажется, — пишет Стругацкий-младший, — я даже помню, где это было: на Невском, близ Аничкова моста. Мы прогуливались там втроем, я Аркадий Натанович и его жена Лена, как обычно, костерили современную фантастику за скуку, беззубость и сюжетную заскорузлость, а Ленка слушала, слушала, потом терпение ее иссякло, и она сказала: «Если вы так хорошо знаете, как надо писать, почему же сами не напишете, а только все грозитесь да хвастаетесь. Слабо?» И пари тут же состоялось». Поспорили на бутылку шампузы. Но на самом деле идея повести о трагической экспедиции на Венеру возникла у Аркадия Натановича еще в самом начале 50-х.  Судя по переписке братьев, работа над «Страной» вовсю шла задолго до 1954 года. И как уже было сказано, это был далеко не первый их совместный литературный труд.  

Так все-таки легенда или правда?

В 1954 году Аркадий Натанович мечтал об аспирантуре в Ленинградском Государственно университете, безусловно, ждал демобилизации. Но, предчувствуя некоторую неизвестность, мытарства, поиск работы и жилья, в письмах брату писал: «а стоит ли демобилизоваться? Ведь писательский хлеб очень сомнителен и возможно разумнее будет построить свою карьеру в армии?». Ведь многие молодые люди пробуют свои силы, марают бумагу, участвуют в конкурсах, состоят в кружках и студиях и т.п. И для того чтобы «поставить» на литературную деятельность в подобной ситуации  требуется смелость и решительность.   Так вот эта «бутылка шампанского на спор» послужила своего рода толчком в принятии решения, она означала:

«Литературное баловство закончилось, пришло время литературной работы».

Продолжение следует….:

Братья Стругацкие. Аркадий и Борис Стругацкие. От “Страны Багровых Туч” до “Пути на Амальтею”. Биография и творчество. Библиография раннего творчества.

 

Источник: http://co-a.com/coa/bratya-strugackie-kak-vsyo-nachinalos.html

Стругацкие Аркадий и Борис Нотановичи – краткая биография

Категория: Краткие биографии Actionteaser.ru – тизерная реклама

Стругацкие Аркадий Натанович (1925 – 1991), Борис Натанович (р. 1933), прозаики (соавторы) Аркадий Стругацкий окончил Военный институт иностранных языков в Москве (1949), работал редактором.

Борис Стругацкий окончил механико-математический факультет Ленинградского университета, работал в Пулковской обсерватории. Совместную литературную деятельность братья начали в 1957.

В 1959 – 60 выходят в свет их первые научно-фантастические повести “Страна багровых туч”, “Путь на Амальтею”, сборник рассказов “Шесть спичек”, вызвавшие огромный интерес читателей.

Затем последовали: цикл новелл “Возвращение” (1962); повести – “Трудно быть богом” (1964), “Хищные вещи века” (1965), “Улитка на склоне” (1966 – 68), “Второе нашествие марсиан” (1967). Каждое новое произведение, появляющееся в печати, было большим событием для многочисленных почитателей фантастики в нашей стране.

Невероятной популярностью пользовались повести “Пикник на обочине” (лег в основу знаменитого фильма А.Тарковского “Сталкер”), “Отель “У погибшего альпиниста” (экранизирована Г.Кромановым на “Таллиннфильме” в 1979). В 1980-е были опубликованы “Жук в муравейнике” (1983), “Волны гасят ветер” (1985 – 86), “Град обреченный” (1988 – 89).

Один из последних романов – “Отягощенные злом, или Сорок лет спустя” (1988). Аркадий Стругацкий умер 12 октября 1991. Борис Стругацкий живет и работает в Петербурге.

Краткая биография из книги: Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь. Москва, 2000.



Честь и долг – это понятия одинаково важные для молодого человека, вступающего в жизнь. В романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка» одним из главных героев является Петр Гринев, недоросль, вступивший на путь военной службы. После беспечного детства единственный сын любящих родителей не сразу понимает, что такое долг офицера и честь дворянина. Завет отца служить верно, кому присягнешь, беречь честь смолоду Гринев осознает далеко не сразу. Первое, что он делает, оказавшись «на воле», это учится иг

Образ народа в поэме “Мертвые души”. Поэма “Мертвые души” в творчестве Н.В. Гоголя занимает особое место. Глобальный план Гоголя – показать всю Россию в разрезе, все ее пороки и недостатки.

Важно

Большую часть населения России того времени составляли крестьяне. В поэме их мир описан очень образно. На мой взгляд, он разделяется на несколько составляющих. У каждого помещика всегда есть принадлежащий ему и характеризующий его мирок крестьян.

Сами крестьяне не описаны, но мы можем судить о них по их жилищ

Молодой человек, Иван, влюбляется на балу в дочь полковника. «…В моей душе любовь к Вареньке освободила всю скрытую в моей душе способность любви. Я обнимал в то время весь мир своей любовью.

К отцу же её, с его домашними сапогами и ласковой, похожей на неё улыбкой, я испытывал в то время какое-то восторженно-нежное чувство. Я не спрашивал ни её, ни себя даже о том, любит ли она меня. Мне достаточно было того, что я любил её.

И я боялся только одного, чтобы что-нибудь не испортило моего счастья»

Неможливо уявити своє життя без друзів. У кожної людини поняття про дружбу індивідуальне. Ким являється для тебе друг ти вирішуєш сам. Для когось дружба найважливіше в житті, навіть кохання не завжди може перебороти справжню дружбу.

Та існують і такі люди, що зовсім самі по собі. Такий вибір може бути зрозумілим, якщо людина пережила зраду близького друга.Вважається, що самі найнадійніші друзі поруч з тобою з періоду дитинства.

Вони пережили багато подій твого життя та розуміють тебе як ніхто. Т

Сочинение на тему Первый снегНаконец наступила зима. Мы давно ждали ее. Уже долго вся природа готови­лась к наступлению зимней поры. С утра деревья и трава покрывались изморозью. Тучи над землей неслись низко и наливались свинцом.

Птицы уже улетели на юг, а люди доставали из шкафов теплую одежду. Все давно приготовились к приходу зимы, но она, как всегда, пришла неожиданно.Утром, проснувшись, я, как обычно, выглянул в окно — и удивился.

Вместо при­вычного серого мрачного пейзажа осени я увидел б

…Первым осмелился сказать правду о сталинизме …первый призвал и себя, и нас не лгать.      “Литературная газета”. 1989, 7 июня     Не прямой линией, а параболой вычерчен творческий путь Александра Солженицына.

Его имя появилось на литературном небосклоне в начале 60-х, в период хрущевской “оттепели”, вспыхнуло, напугав поборников “безгласности” времен “застоя”, и исчезло на долгие годы, преданное хуле и забвению.

    Литературный дебют Солженицына состоялся, когда ему было далеко за сорок: в

Совет

О своем поколении, о тех, что остались в живых, Юрий Бондарев говорит как о людях, сумевших в четырехлетнем аду сберечь чистый, лучезарный мир солнечных великих ожиданий, «непреходящую веру в будущее, в молодость, в надежду», и как о людях, ставших непримиримее к несправедливости, добрее к добру.

Их вторым сердцем стала совесть, оплаченная кровью, «обжигающей душу ненавистью ко всему черному, жестокому, античеловеческому». С таким сложным жизненным и душевным опытом возвращался Юрий Васильевич

Путь поэта — это крестный путь. Знак гениальности одновременно является и знаком нелегкой судьбы.

Эта мысль во многом определяет жизнь и творчество многих русских поэтов, которым выпала нелегкая, но счастливая доля жить и творить в начале XX столетия. Это время вошло в историю под названием “серебряный век”. Тогда надежда окрыляла многих, но тем страшнее было разочарование, тем серьезнее была проверка на мужество и верность себе.

Большинство поэтов “серебряного века” прошли через испытания, потр

Название поэмы «Медный Всадник», являющийся памятником Петру I на Сенатской площади Петербурга, говорит о своеобразном подходе автора к освещению истории петровской эпохи.

    Великий царь Петр I представляется в поэме символическим образом Медного Всадника – огромного монументального памятника.     Медный Всадник – это не сам Петр, который «могуч и радостен, как бой», который «весь, как божия гроза».

Медный Всадник – это превращение Петра, которое произошло с ним (и с его делом) за минувший век

Штольц Андрей Иванович — один из главных героев, друг Ильи Ильича Обломова, сын Ивана Богдановича Штольца, обрусевшего немца, управляющего имением в селе Верхлеве, что в пяти верстах от Обломовки.

«Штольц был немец только вполовину, по отцу: мать его была русская; веру он исповедовал православную; природная речь его была русская: он учился ей у матери и из книг, в университетской аудитории и в играх с деревенскими мальчишками, в толках с их отцами и на московских базарах. Немецкий же язык он нас

Биографии:{module Биографии} Actionteaser.ru – тизерная реклама Actionteaser.ru – тизерная реклама

Источник: https://referat567.info/biografii/17057-strugatskie-arkadij-i-boris-notanovichi-kratkaya-biografiya.html

Ссылка на основную публикацию