Краткая биография светлов

Михаил Светлов : краткая биография

Михаи́л Арка́дьевич Светло́в (настоящая фамилия — Ше́йнкман; 4 (17) июня 1903, Екатеринослав — 28 сентября 1964, Москва) — русский советский поэт, драматург и журналист, военный корреспондент. Лауреат Ленинской премии (1967, посмертно).

Михаил Светлов родился в Екатеринославе (ныне Днепр) в семье ремесленника Арона Боруховича Шейнкмана и Рахили Ильевны Шейнкман. У него была сестра Елизавета. До 1922 года семья жила в доме Баранова на Гимнастической улице (дом № 7, после революции — улица Шмидта, дом № 23). Публиковаться начал в 1917 году в екатеринославской газете «Голос солдата». Псевдоним «Светлов» появился в 1919 году.

В 1919 году был назначен заведующим отделом печати Екатеринославского губкома комсомола. В 1920 году вступил добровольцем в Красную армию, принимал активное участие в Гражданской войне. Недолгое время жил в Харькове, откуда в 1922 году переехал в Москву.

Первый сборник стихов «Рельсы» вышел в 1923 году в Харькове. В 1927—1928 годах учился в МГУ. Согласно документам НКВД, поддерживал Левую оппозицию, вместе с поэтами Михаилом Голодным и Иосифом Уткиным издавал нелегальную оппозиционную газету «Коммунист», приуроченную к 7 ноября 1927 года.

Нелегальная типография, печатавшая газету, располагалась в доме у Светлова.

Обратите внимание

В 1927—1928 годах, по данным НКВД, Светлов вместе с Голодным устраивал в Харькове поэтические вечера, сбор с которых шёл на нужды оппозиционного нелегального Красного креста, и в дальнейшем оказывал материальную поддержку семьям арестованных оппозиционеров.

В 1934 году, когда создавался Союз писателей СССР, Светлов считал, что от этой организации «кроме пошлой официальщины, ждать нечего».

По поводу Третьего Московского процесса Светлов высказался следующим образом: «Это не процесс, а организованные убийства, а чего, впрочем, можно от них ожидать? Коммунистической партии уже нет, она переродилась, ничего общего с пролетариатом она не имеет». Осведомитель НКВД зафиксировал и такое высказывание поэта:

Мне говорят прекрасные члены партии с 1919 года, что они не хотят быть в партии, что они тяготятся, что пребывание в партии превратилось в тягость, что там все ложь, лицемерие и ненависть друг к другу, но уйти из партии нельзя. Тот, кто вернет партбилет, лишает себя хлеба, свободы, всего.

В справке, составленной для Сталина ГУГБ НКВД СССР, помимо прочих «троцкистских» грехов поэта, указывался следующий: «В декабре 1936 г. Светлов распространил антисоветское четверостишье по поводу приезда в СССР писателя Лиона Фейхтвангера». Четверостишие это известно в различных версиях, совпадают в них только последние две строки:

Смотрите, как бы сей еврей
Не оказался Жидом

Знаменитое стихотворение Михаила Светлова «Гренада», написанное в 1926 году, положили на музыку около 20 композиторов разных стран.

31 декабря 1926 года Марина Цветаева писала Борису Пастернаку: «Передай Светлову (Молодая Гвардия), что его Гренада — мой любимый — чуть не сказала: мой лучший — стих за все эти годы.

У Есенина ни одного такого не было. Этого, впрочем, не говори, — пусть Есенину мирно спится».

Важно

Пьеса о колхозной жизни «Глубокая провинция» (1935) была раскритикована в «Правде» и снята со сцены. В годы Великой Отечественной войны Светлов был корреспондентом газеты «Красная звезда», затем работал во фронтовой печати 1-й ударной армии. Наиболее известное из военных стихотворений — «Итальянец» (1943).

За книгу «Стихи последних лет» Светлову посмертно была присуждена Ленинская премия. «Лирика Светлова, — пишет В. Казак, — всегда многопланова; многое в ней остаётся недосказанным и даёт волю фантазии читателя. Его стихотворения преимущественно предметны; конкретные предметы служат обозначениями чувств и мыслей».

С 1941 до 1945 года — военный корреспондент газеты «Красная Звезда» сначала на Ленинградском фронте, затем работал в газетах Первой ударной армии Северо-Западного фронта: «На разгром врага», «Героический штурм», в газете Тридцать четвёртой армии Первого Белорусского фронта. За боевую работу в годы Великой Отечественной войны Михаил Аркадьевич Светлов был награждён двумя орденами Красной Звезды, медалями.

В 1931—1962 годах Михаил Светлов жил в «Доме писательского кооператива» в Камергерском переулке. На протяжении ряда лет преподавал в Литературном институте.

Из воспоминаний Варлама Шаламова:

Светлов встал, протягивая мне руку:— Подождите. Я вам кое-что скажу. Я, может быть, плохой поэт, но я никогда ни на кого не донес, ни на кого ничего не написал.

Источник: https://worldofaphorism.ru/kratkie-biografii/mihail-svetlov

Биография Михаила Светлова

2013-06-17T10:22Z

2013-06-17T10:49Z

https://ria.ru/20130617/943375851.html

https://cdn24.img.ria.ru/images/94337/65/943376548_0:19:2607:1496_1036x0_80_0_0_7f7c4a201e520151dde7c823507c16ef.jpg

РИА Новости

https://cdn22.img.ria.ru/i/export/ria/logo.png

РИА Новости

https://cdn22.img.ria.ru/i/export/ria/logo.png

Поэт и драматург Михаил Аркадьевич Светлов (настоящая фамилия Шейнкман) родился 17 (по старому стилю 4) июня 1903 года в Екатеринославе (ныне Днепропетровск, Украина) в семье ремесленника.

Публиковаться начал с 1917 года (стихотворение в газете “Голос солдата”). В 1919 году был назначен заведующим отделом печати Екатеринославского губкома комсомола.

Совет

В 1920 году Михаил Светлов в качестве добровольца присоединился к составу 1-го Екатеринославского территориального пехотного полка и в течение нескольких месяцев участвовал в боях.  В 1921 Светлов перебрался в Харьков, где работал в отделе печати ЦК комсомола Украины. Здесь была издана первая книга его стихов “Рельсы”.

В 1922 году он переехал в Москву, где поступил учиться сначала на рабочий факультет, а затем в Высший литературно-художественный институт им. В.Я. Брюсова.

В столице Светлов стал членом литературной группы “Молодая гвардия”, объединившей литераторов, воспевавших революционное переустройство мира, в 1924–1925 годах входил в литературную группу “Перевал”.

В это время были опубликованы два сборника его стихотворений:  “Стихи” (1924) и “Корни” (1925). В 1926 вышла книга Светлова “Ночные встречи” и в этом же году им была написана знаменитая “Гренада”, которую Владимир Маяковский читал наизусть на своих поэтических вечерах.

На слова “Гренады” написали музыку около 20 композиторов в разных странах.

В 1928 “за троцкизм” Светлов был исключен из комсомола. В 1930-е было создано другое знаменитое произведение поэта — “Каховка”, которая вслед за “Гренадой” также стала популярной песней. В конце 1930-х годов Светлов обратился к драматургии: им была написана романтическая пьеса “Сказка” (1939), а в 1940 году он снова вернулся к событиям Гражданской войны в пьесе “Двадцать лет спустя”.

Во время Великой отечественной войны Светлов был военным корреспондентом сначала газеты “Красная звезда” в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург), затем — газет 1-й ударной армии Северо-Западного фронта “На разгром врага” и “Героический штурм”. На войне Светлов писал стихи, корреспонденции, листовки, и впервые в жизни — очерки.

Так, известен его очерк о девушке-санинструкторе “Дружинница”. Огромную популярность получило его стихотворение “Итальянец”. Впечатления о войне нашли отражение и в пьесе послевоенного периода “Бранденбургские ворота”.

За боевую работу в годы Великой Отечественной войны Светлов был награжден двумя орденами Красной Звезды, медалями.

Обратите внимание

В послевоенные годы поэтическое творчество Светлова было в негласной опале, ему не разрешали выезжать за границу. Светлов занялся преподаванием.

В эти годы он вновь вернулся к драматургии и создал пьесы: “Чужое счастье” (1953), “С новым счастьем” (1956) и вариацию на тему Карло Гоцци “Любовь к трем апельсинам” (1964).

Также больше количество времени Светлов уделял переводческой работе: с белорусского, туркменского, украинского, грузинского, литовского языков.

Лишь после 2-го съезда писателей (1954), на котором в защиту Михаила Светлова выступили Семен Кирсанов и Ольга Берггольц, о поэте вновь заговорили открыто.

После значительного перерыва появился сборник стихов Светлова “Горизонт” (1959), “Охотничий домик” (1964) и последняя книга поэта — “Стихи последних лет” (1967), за которую Светлову посмертно была присуждена Ленинская премия.

Умер Михаил Светлов 28 сентября 1964 года в Москве, оставив незаконченной работу над пьесой об Антуане Сент-Экзюпери.

Михаил Светлов был женат на Родам Амирэджиби (1918-1994) – сестре грузинского писателя Чабуа Амирэджиби. Единственный сын поэта – сценарист и режиссер Александр (Сандро) Михайлович Светлов (род. 1939).

Аудио:

1. Славный товарищ мой. Музыка Марка Карминского, слова Михаила Светлова. Исполняет Валентина Толкунова и инструментальный ансамбль п/у Владимира Терлецкого. 1981 год.

Важно

2. Грустная песенка. Музыка Яна Френкеля, слова Михаила Светлова. Исполняет Марк Бернес. 1967 год.

3. Большая дорога. Музыка Андрея Петрова, слова Михаила Светлова. Музыка к т/ф «О бедном гусаре замолвите слово». Исполняет Андрей Миронов и Оркестр Госкино СССР, дир. С.Скрипка. 1981 год.

Предоставлено ФГУП “Фирма “Мелодия”

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Источник: https://ria.ru/20130617/943375851.html

Михаил Светлов – биография, информация, личная жизнь, фото, видео

Михаил Аркадьевич Светлов (настоящая фамилия – Шейнкман). Родился 4 (17) июня 1903 года в Екатеринославе (позже Днепропетровск, ныне Днепр) – умер 28 сентября 1964 года в Москве. Русский советский поэт, драматург, журналист, сценарист, военный корреспондент. Лауреат Ленинской премии (1967, посмертно).

Михаил Шейнкман, ставший широко известным под творческим псевдонимом Светлов, родился 4 (17 по новому стилю) июня 1903 года в Екатеринославе (позже Днепропетровск, ныне Днепр) в еврейской семье.

Отец – Арон Борухович Шейнкман, ремесленник.

Мать – Рахиль Ильевна Шейнкман, славилась на весь город своими жареными семечками.

Имел сестру Елизавету.

До 1922 года семья жила в доме Баранова на Гимнастической улице (дом № 7, после революции – улица Шмидта, дом № 23). Учился у меламеда, затем в высшем начальном училище. С ранних лет много читал, начал сочинять сам. Свои первые стихи опубликовал в 1917 году в екатеринославской газете «Голос солдата». Свой гонорар от первой публикации Михаил потратил на большую буханку белого хлеба.

В 1919 году взял псевдоним «Светлов».

Михаил Светлов в детстве

В 1919 году вступил в комсомол, был назначен заведующим отделом печати Екатеринославского губкома комсомола и одновременно занимал должность главного редактора журнала «Юный пролетарий».

В 1920 году вступил добровольцем в Красную армию, принимал активное участие в Гражданской войне. В том же 1920 году первый раз посетил Москву вместе с друзьями М. Голодным и А. Ясным – как делегат Первого Всероссийского совещания пролетарских писателей.

Затем недолгое время жил в Харькове, откуда в 1922 году переехал в Москву.

Его первый сборник стихов – «Рельсы» – вышел в 1923 году в Харькове.

Михаил Светлов в молодости

В 1927-1928 годах учился в МГУ. Согласно документам НКВД, поддерживал Левую оппозицию, вместе с поэтами Михаилом Голодным и Иосифом Уткиным издавал нелегальную оппозиционную газету «Коммунист», приуроченную к 7 ноября 1927 года.

Нелегальная типография, печатавшая газету, располагалась в доме у Светлова.

В 1927-1928 годах, по данным НКВД, Светлов вместе с Голодным устраивал в Харькове поэтические вечера, сбор с которых шёл на нужды оппозиционного нелегального Красного креста, и в дальнейшем оказывал материальную поддержку семьям арестованных оппозиционеров.

Знаменитым Светлова сделало стихотворение «Гренада» (см. ниже), написанное в 1926 году. Опубликованная в «Комсомольской правде» 29 августа 1926 года, «Гренада» Светлова сразу стала любимой советскими людьми.

Совет

Как рассказывал сам Михаил Светлов, стихотворение родилось в полемике с Леопольдом Авербахом, одним из идеологов РАППа, по поводу правомочности романтики в пролетарской поэзии: в посрамление РАППу, назло Авербаху он и решил написать нечто иностранно-романтическое; поначалу предполагалась даже «серенада из жизни испанских грандов».

31 декабря 1926 года Марина Цветаева писала Борису Пастернаку: «Передай Светлову (Молодая Гвардия), что его Гренада – мой любимый – чуть не сказала: мой лучший – стих за все эти годы. У Есенина ни одного такого не было.

Этого, впрочем, не говори, – пусть Есенину мирно спится». Позже, в 1952 году, Ольга Берггольц посвятила светловской «Гренаде» стихотворение «Побратимы», начинавшееся словами: «Мы шли Сталинградом…».

Несколько десятилетий спустя поэт Наум Олев написал стихотворение (положенное на музыку Борисом Савельевым) «Бессмертная Гренада».

К «Гренаде» Светлова в разное время обращались многие композиторы, в том числе Юрий Чичков, Константин Листов, Микаэл Таривердиев, Абрам Кабаков. Одно из самых удачных переложений этого стихотворения на музыку принадлежит Виктору Берковскому. В целом его положили на музыку около 20 композиторов разных стран.

В 1935 году Михаил Светлов написал стихотворение «Каховка», которое в будущем стало известной песней.

В 1934 году, когда создавался Союз писателей СССР, Светлов был его противником, полагая, что от этой организации «кроме пошлой официальщины, ждать нечего».

Сексоты НКВД неоднократно фиксировали его критические высказывания относительно открытых процессов над контрреволюционерами.

Обратите внимание

Например, по поводу Третьего Московского процесса Светлов высказался следующим образом: «Это не процесс, а организованные убийства, а чего, впрочем, можно от них ожидать? Коммунистической партии уже нет, она переродилась, ничего общего с пролетариатом она не имеет…

Читайте также:  Сочинения об авторе еврипид

Мне говорят прекрасные члены партии с 1919 года, что они не хотят быть в партии, что они тяготятся, что пребывание в партии превратилось в тягость, что там все ложь, лицемерие и ненависть друг к другу, но уйти из партии нельзя. Тот, кто вернёт партбилет, лишает себя хлеба, свободы, всего».

В справке, составленной для И.В. Сталина ГУГБ НКВД СССР, говорилось, что в декабре 1936 года Светлов распространил антисоветское четверостишье по поводу приезда в СССР писателя Лиона Фейхтвангера.

Пьеса о колхозной жизни «Глубокая провинция» (1935) была раскритикована в «Правде» и снята со сцены.

В годы Великой Отечественной войны Светлов был корреспондентом газеты «Красная звезда», затем работал во фронтовой печати 1-й ударной армии. Наиболее известное из военных стихотворений – «Итальянец» (1943).

Михаил Светлов – Итальянец (читает актер Кирилл Плетнев)

С 1941 до 1945 года – военный корреспондент газеты «Красная Звезда» сначала на Ленинградском фронте, затем работал в газетах Первой ударной армии Северо-Западного фронта: «На разгром врага», «Героический штурм», в газете Тридцать четвёртой армии Первого Белорусского фронта. За боевую работу в годы Великой Отечественной войны Михаил Аркадьевич Светлов был награждён двумя орденами Красной Звезды, медалями.

За книгу «Стихи последних лет» Светлову посмертно была присуждена Ленинская премия.

В 1964 году снялся в эпизоде поэтического вечера в Политехническом институте для художественного фильма Марлена Хуциева «Застава Ильича» (вышел на экраны под названием «Мне двадцать лет»).

Михаил Светлов в фильме “Мне двадцать лет”

На протяжении ряда лет преподавал в Литературном институте.

Важно

Михаил Светлов умер от рака лёгкого 28 сентября 1964 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 6).

Могила Михаила Светлова

5 октября 1965 года Постановлением Совета министров РСФСР Городской юношеской библиотеке № 3 города Москвы было присвоено имя поэта Михаила Аркадьевича Светлова (сегодня это Центральная городская юношеская библиотека им. М. А. Светлова, известная как «Светловка»).

В 1968 году его именем был назван кинематографический океанский круизный лайнер «Михаил Светлов» в художественном фильме «Бриллиантовая рука» режиссера Леонида Гайдая.

Именем Михаила Светлова названо несколько улиц в городах СССР, а также микрорайон Светлово в городе Каховка.

Личная жизнь Михаила Светлова:

Дважды был женат.

Первая жена – Елена, работала у него машинисткой, позже окончила факультет права. В 1936 году развелись.

Михаил Светлов и первая жена Елена

Вторая жена – Родам Ираклиевна Амирэджиби (1918-1994), сестра грузинского писателя Чабуа Ираклиевича Амирэджиби, работала ассистентом режиссера, преподавала во ВГИКе, писала сценарии. Познакомились в 1938 году, она была в составе грузинской делегации, встречавшейся со Сталиным. Позже была женой знаменитого физика Бруно Максимовича Понтекорво.

Источник: http://stuki-druki.com/authors/Svetlov-Mihail.php

Памяти земляка. Михаил Светлов. Краткая биография

?

valery_3 (valery_3) wrote,
2015-06-17 13:40:00 valery_3
valery_3
2015-06-17 13:40:00

Михаил Аркадьевич Светлов (настоящая фамилия – Шейнкман; 1903–1964) – русский советский поэт, драматург.

Родился 4 (17) июня 1903 в Екатеринославе (ныне Днепропетровск) в бедной семье ремесленника. С 1914 по 1917 учился в четырехклассном училище, работал у фотографа и на бирже «мальчиком».В 1919 Светлов вступил в комсомол, который многое определил в его духовном мире и творчестве.

Первые годы существования этой организации отмечены искренним оптимизмом, наивно-утопической верой в возможность переделать весь земной шар, чувством товарищества, жертвенностью и романтизмом. Светлов не просто стал «комсомольским поэтом», как именовали впоследствии и его самого, и его товарищей М. Голодного, А. Ясного, А. Жарова, А.

Совет

Безыменского и некоторых других: он стал выразителем идей этой новой человеческой категории, с ее идеалами, чаяниями и стилем жизни.

Начальный период жизни Светлова также типичен для того времени.

В 1920 он доброволец-стрелок 1-го Екатеринославского территориального пехотного полка, затем редактор журнала «Юный пролетарий», заведующий отделом печати Екатеринославского губкома Коммунистического союза молодежи Украины.

В 1922 переехал в Москву, учился на рабфаке, потом на литературном факультете 1-го Московского университета, в Высшем литературно-художественном институте им. В. Я. Брюсова. Первое стихотворение опубликовал еще в 1917 в газете «Голос солдата». В Москве стал членом литературной группы «Молодая гвардия», объединившей литераторов, воспевавших революционную переделку мира. При этом в 1924–1925 входил в литературную группу «Перевал», вокруг которой группировались «попутчики».

[Spoiler (click to open)]

Ранние сборники поэта «Рельсы» (1923),» Стихи» (1924), «Корни» (1925) еще мало обещали его будущее творчество, в них нет особой, «светловской» интонации, хотя уже в то время рождались произведения, составившие эпоху в советской поэзии, навсегда оставшиеся в литературе.

Стихотворение «Гренада» (1927), запечатлев определенный человеческий тип – бескорыстного бойца гражданской войны, создало идеал для подражания, которым руководствовалось несколько поколений довоенной молодежи.

Сродни ему и героиня стихотворения «Рабфаковке», скромная девушка двадцатых годов, чье негероическое, ежедневное самопожертвование сравнивается с подвижничеством Жанны Д'Арк. Неожиданная образность, сложные сюжетные повороты в стихах, близких к балладам, делают стихи этого периода абсолютно самобытными.

Поэт утверждал свой особый нравственный императив, высказанный не без иронии, но совершенно определенно.Начавшийся вскоре творческий спад, заметный уже в книге «Ночные встречи» (1927), продлился несколько десятилетий. Исключением стали «Песня о Каховке» (1935, муз. И. О.

Дунаевского), написанная для кинофильма «Три товарища», и крылатая строка песни «Если завтра война, если завтра в поход» из одноименного кинофильма, соавтором сценария которого был Светлов. В годы Великой Отечественной войны поэт был военным корреспондентом газет «Красная звезда», «На разгром врага» и «Героический штурм».

Обратите внимание

Лучшее произведение военной поры – стихотворение «Итальянец «(1943), категорически утверждавшее: «…нет справедливости // Справедливее пули моей!».О новом подъеме свидетельствовали сборники « Горизонт» (1959), «Охотничий домик» (1964) и «Стихи последних лет» (1967), за который автору посмертно была присуждена Ленинская премия.

Здесь трагическое осознание близкого конца (Светлов знал, что неизлечимо болен) еще сильнее оттеняет иронию, причудливые образы сближают их, скорее, не со стихами прежних лет, а со светловскими афоризмами, фрагментами из записных книжек.

Если стихи и поэмы получили всеобщее признание, то пьесы, хотя и ставились в различных театрах, особого успеха не имели, возможно, потому, что режиссеры не нашли подхода к романтическим по тональности произведениям.

В разные годы Светловым были написаны «Глубокая провинция» (1935), «Сказка» (1939), «Двадцать лет спустя» (1940), так и не поставленный «Мыс Желании» (1940), « Бранденбургские ворота» (1946), «Чужое счастье» (1953), «С новым счастьем» (1956) и вариация на тему К. Гоцци «Любовь к трем апельсина» (1964). Пьеса об А .

Сент-Экзюпери, над которой он работал в последние годы, не была завершена. Интересны оставшиеся в набросках «Взрослые сказки» – своеобразная фантасмагорическая проза, сюжет которой безостановочно разрастался. Для этой прозы характерна неожиданная, но убедительная образность, например, такое сравнение: «Заря была очень похожа на русскую печь, в которой пекутся булки для ангелов». Любопытны получившие широкое хождение афоризмы Светлова. Юмор Светлова, несмотря на внешнюю шутливость, экзистенциален, неожиданные каламбуры преображали банальность, обнажая второй и третий смыслы. В максиме «Что такое смерть? Это присоединение к большинству» – квинтэссенция мировоззрения позднего Светлова.

Умер Светлов в Москве 28 сентября 1964 года от рака. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

Источник: https://valery-3.livejournal.com/2376446.html

Светлов биография. Светлов михаил аркадьевич. Великая Отечественная война

Он проповедовал аскетизм и вегетарианство, но позволял себе мясо, любил вино, женщин, обожал искусство и путешествия. Таков был этот выдающийся немецкий философ, в число приверженцев которого входил Лев Толстой.

Портрет 29-летнего Артура Шопенгауэра кисти Л. Руля

Господин Шопенгауэр, что такое жизнь?

“Господин Шопенгауэр, давайте обратимся к экзистенциальным вопросам. Скажите, что такое жизнь? – Жизнь каждого, в общем и целом, представляет собой трагедию, но в своих деталях она имеет характер комедии.

– Значит, вся наша борьба за достижение высоких целей смехотворна? – Мир все равно что ад, в котором люди, с одной стороны, мучимые души, а с другой – дьяволы. – Неужели все так плохо? – Человек, в сущности, дикое ужасное животное.

Мы знаем его лишь в укрощенном и прирученном состоянии, которое называется цивилизацией”
.

Вот такой диалог ведет некий журналист с Артуром Шопенгауэром. Эта беседа озвучена в аудиокниге, которую выпустил мюнхенский философ Андреас Бельве (Andreas Belwe). Журналист – вымышленный. А в качестве “ответов” Шопенгауэра Андреас Бельве представил подлинные цитаты философа.

“Думаете, человек никогда не изменится? – Человек в своей свирепости и беспощадности не уступит ни одному тигру и ни одной гиене. – Вполне вероятно, что так оно и есть.

Когда заглядываешь в историю и видишь, на что способен человек, теряешь всякую веру в него…

– Дело может зайти так далеко, что иному, быть может, особенно в минуты ипохондрического настроения, мир покажется с эстетической стороны музеем карикатур, с интеллектуальной – желтым домом, а с моральной – мошенническим притоном”.

“Наше спасение – в умении сострадать”

По Шопенгауэру, жизнь подобна маятнику, раскачивающемуся между страданием и праздностью.

Один из способов спастись от боли философ видел в умении сострадать другим, причем не только людям, но и растениям, животным.

По словам Шопенгауэра, “сострадание к животным так тесно связано с добротой характера, что можно с уверенностью утверждать, что не может быть добрым человеком тот, кто жесток с животными
“.

Шопенгауэр с пуделем (карикатура Вильгельма Буша)

Против научных экспериментов над животными он начал выступать, еще будучи студентом. Кстати, уже тогда, в годы учебы, он практически везде появлялся в сопровождении очаровательного пуделя. Его последнюю собаку (тоже пуделя) звали Буц. Шопенгауэр так ее любил, что завещал на ее содержание довольно крупную сумму денег.

Шопенгауэр был убежден, что лишь сострадание может побороть эгоизм, что именно оно – основа любой этики. И в этом смысле его жизненная философия близка к буддизму. Его даже нередко называли “франкфуртским Буддой”.

Аскетизм “а ля Шопенгауэр”

Впрочем, Шопенгауэр нередко противоречил самому себе. Так, он проповедовал аскетизм и вегетарианство, однако порой позволял себе мясо и очень любил вино.

Он презрительно высказывался в адрес женщин. “Единственный мужчина, который не может прожить без женщин, это гинеколог”
, – любил, к примеру, говорить философ, который, к слову, никогда не был женат.

Тем не менее, в дополнении к своему завещанию, сделанному за полтора года до смерти, Шопенгауэр указал, что пять тысяч талеров (то есть одну шестую часть своего состояния, а для того времени это была весьма значительная сумма) он оставляет в наследство некой госпоже Каролине Медон (Caroline Medon).

Важно

С Каролиной Медон Шопенгауэр познакомился в 1830 году Берлине. Она уже успела побывать замужем и имела двоих сыновей. Каролина пела в хоре Берлинской оперы. Шопенгауэр даже подумывал о женитьбе, но когда заподозрил возлюбленную в неверности, прекратил с ней отношения.

Связь возобновилась лишь многие годы спустя. Каролина была самой известной, но не единственной женщиной в жизни Шопенгауэра. Его биографы упоминают и о других связях, в том числе с красавицей Флорой Вайс (Flora Weiß), дочерью одного берлинского скульптора.

Девушка была на 22 года моложе Шопенгауэра.

Но вот в чем Шопенгауэр абсолютно себе не отказывал, так это в путешествиях по разным странам и в наслаждении искусством. Он просто обожал живопись и музыку. Прекрасное он выделял как центральную категорию эстетики. Философ боготворил красоту.

Путь великого пессимиста

“Аскет” Шопенгауэр мог многое себе позволить. Он родился в 1788 году в Данциге (ныне Гданьск) в семье состоятельного коммерсанта и никогда не нуждался в деньгах.

Читайте также:  Краткая биография шаламов

Отец Шопенгауэра был дисциплинированным педантом, но также очень образованным человеком и большим ценителем культуры. Мать – жизнерадостной, обожавшей искусство и талантливой поэтессой и писательницей.

Ее салон всегда был полон интересных людей. Захаживать туда любил и великий Гёте.

В 15-летнем возрасте Артур Шопенгауэр поступил в частную коммерческую гимназию. Затем он начал учебу на медицинском факультете Геттингенского университета, но позже перешел на философский.

После его окончания преподавал философию в Берлине, во Франкфурте-на-Майне. Он в совершенстве владел латинским, английским, французским, итальянским и испанским языками. Основной философский труд Шопенгауэра – “Мир как воля и представление”.

Философ комментировал его до самой своей смерти.

Артур Шопенгауэр умер 21 сентября 1860 года во Франкфурте-на-Майне. Девять лет спустя один из его горячих приверженцев, великий русский писатель Лев Толстой, написал: “Читая его, мне непостижимо, каким образом может оставаться его имя неизвестно. Объяснение только одно – то самое, которое он так часто повторяет, что, кроме идиотов, на свете почти никого нет
“.

Цитаты «философа пессимизма» Артура Шопенгауэра

  • Кто не любит одиночества – тот не любит свободы.
  • Умные не столько ищут одиночества, сколько избегают создаваемой дураками суеты.
  • Есть одна только врожденная ошибка – это убеждение, будто мы рождены для счастья.
  • Для каждого человека ближний – зеркало, из которого смотрят на него его собственные пороки; но человек поступает при этом как собака, которая лает на зеркало в том предположении, что видит там не себя, а другую собаку.
  • Самостоятельность суждений – привилегия немногих: остальными руководят авторитет и пример.
  • Когда люди вступают в тесное общение между собой, то их поведение напоминает дикобразов, пытающихся согреться в холодную зимнюю ночь. Им холодно, они прижимаются друг к другу, но чем сильнее они это делают, тем больнее они колют друг друга своими длинными иглами. Вынужденные из-за боли уколов разойтись, они вновь сближаются из-за холода, и так – все ночи напролет.
  • К какому выводу в конце концов пришли Вольтер, Юм и Кант? – К тому, что мир есть госпиталь для неизлечимых.
  • Вежливость – это фиговый лист эгоизма.
  • В нас существует нечто более мудрое, нежели голова. Именно, в важные моменты, в главных шагах своей жизни мы руководствуемся не столько ясным пониманием того, что надо делать, сколько внутренним импульсом, который исходит из самой глубины нашего существа.
  • Внутренняя пустота служит истинным источником скуки, вечно толкая субъекта в погоню за внешними возбуждениями с целью хоть чем-нибудь расшевелить ум и душу.
  • Истинный характер человека сказывается именно в мелочах, когда он перестает следить за собой.
  • Между гением и безумным то сходство, что оба живут совершенно в другом мире, чем все остальные люди.
  • Лицо человека высказывает больше и более интересные вещи, нежели его уста: уста высказывают только мысль человека, лицо – его природу.
  • Всякий замкнут в своём сознании, как в своей коже, и только в нем живет непосредственно.
  • Разумно было бы почаще говорить себе: «Изменить я этого не могу, остается извлекать из этого пользу».
  • Ты не можешь ничего поделать с окружающей тебя тупостью! Но не волнуйся напрасно, ведь камень, брошенный в болото, не производит кругов.
  • Люди в тысячу раз больше хлопочут о наживании себе богатства, нежели об образовании своего ума и сердца, хотя для нашего счастья то, что есть в человеке, несомненно, важнее того, что есть у человека.
  • Посредственность озабочена тем, как бы убить время, а талант – как бы время использовать.
  • Не говори своему другу того, что не должен знать твой враг.
  • Одним из существенных препятствий для развития рода человеческого следует считать то, что люди слушаются не того, кто умнее других, а того, кто громче всех говорит.
  • Каждого человека можно выслушать, но не с каждым стоит разговаривать.
  • Каждый ребенок в какой-то мере гений, и каждый гений в какой-то мере ребенок.
  • Общительность людей основана не на любви к обществу, а на страхе перед одиночеством.
  • Прощать и забывать – значит бросать за окно сделанные драгоценные опыты.
  • Смерть – вдохновляющая муза философии: без нее философия вряд ли бы даже существовала.
  • Не подлежит сомнению, что упрек оскорбителен лишь постольку, поскольку он справедлив: малейший попавший в цель намек оскорбляет гораздо сильнее, чем самое тяжкое обвинение, раз оно не имеет оснований.

Андрей
/ 14.04.2017 Как узнал, что он был мизантропом и параноиком, подумал – А как такой человек мог видеть мир? А зачем мне читать взгляды на мир мизантропа и параноика? Ведь можно реально заразиться идеями и…будут последствия. Думаю нужно быть аккуратней, что с философами, что с ВЕЛИКИМИ учеными, религиями и т.п.. Помните, что это всё творчество, продукт, мнения(не факты) простых смертных, людей. Чуть больше разумного скепсиса ко всему, его нам часто не хватает.

Иеффай Бдолаховъ

Источник: https://1kingvape.ru/dizajjn-interera/svetlov-biografiya-svetlov-mihail-arkadevich-velikaya.html

Михаил Аркадьевич Светлов

Светлов Михаил Аркадьевич (1903 — 1964), поэт. Родился 4 июня (17 н.с.) в Екатеринославе в бедной еврейской семье. Окончил высшее начальное училище. Первая мировая война, Октябрьская революция, гражданская война не дали возможность продолжить образование.

Светлев вступает в комсомол, идет на защиту своего города в составе 1-го Екатеринославского территориального пехотного полка и в течение нескольких месяцев участвует в боях. Затем переезжает в Харьков, где работает в отделе печати ЦК комсомола Украины. Здесь была издана первая книга его стихов «Рельсы» (1922). В 1922 вместе с поэтом М.

Голодным приезжает в Москву, литературная жизнь которой захватывает молодых поэтов. В 1926 выходит книга стихотворений «Ночные встречи». В Москве Михаил Светлов учится на рабфаке, затем на литературном факультете 1-го МГУ, в Высшем литературно-художественном институте им. В. Брюсова, где познакомился с Э. Багрицким, дружба с которым продолжалась долгие годы.

Талант Михаила Светлова проявился в полную силу в стихах о гражданской войне. В 1926 была написана знаменитая «Гранада», в 1930-е был создан другой шедевр поэта — «Каховка». Оба стихотворения стали песнями и приобрели редкую популярность. Спустя годы «Песня о Каховке» прошла по дорогам Великой Отечественной.

В середине 1930-х Светлов обращается к драматургии: «Глубокая провинция» (1935), «Сказка» (1939), «Двадцать лет спустя» (1940). В годы войны Светлов был военным корреспондентом газеты «Красная звезда» на Ленинградском фронте. В 1942 пишет поэму «Двадцать восемь». Громадную популярность получило стихотворение «Итальянец» (1943).

Фронтовые впечатления отразились в пьесе «Бранденбургские ворота» (1946).

После значительного перерыва появился сборник стихов «Горизонт» (1959) и последняя книга поэта — «Охотничий домик» (1964). 28 сентября 1964 Михаил Светлов скончался в Москве.

Михаил Аркадьевич родился в Екатеринослве 4 июня по старому или 17 июля по новому стилю 1903 года. Родом он из семьи евреев – Светловых. Родители парня были бедными, поэтому на учебу отправили в начальное училище высшее. После окончания учебы разгорелась война, затем революция, которые помешали парню дальше учиться. Что б защитить родных и народ, Михаил идет на фронт воевать. По окончанию боевых действий Светлов переезжает на Украину, г. Харьков, где устраивается работать в ЦК – отдел печати. Занимается творчеством, пишет стихи. И в 1922 году Михаил Светлов печатает свою первую книгу стихотворений «Рельсы». Знакомится с коллегой М. Голодным и в 1922 году они перебираются в г. Москва, где их начинает вдохновлять и затягивать литература. В печать выходит книга со стихами «Ночные встречи» в 1926 году. В столице Светлов занялся своим обучением: МГУ и Высший институт В. Брюсова.

Тематику для написания своих стихов автор берет с гражданской войны. Автор пишет свои творения: «Гранада» 1926 года и «Каховка» 1930 года. Поэт пытается себя расширить и начинает писать драмы. С-под пера выходят произведения «Двадцать лет спустя», «Глубокая провинция» и «Сказка» в период 1935-1940гг.

Совет

Во время войны Михаил Аркадьевич был на фронте военным корреспондентом в Ленинграде. Занялся письмом и в 1942 году выходит его поэма «Двадцать восемь». Он все больше пользовался популярностью, особенно в 1943 году его стихотворение «Итальянец». Пройдя войну и всего наведавшись, поэт решаться написать пьесу «Бранденбургские ворота», в которой он показал все свои впечатления, в 1946 году. И пауза. Значительная пауза. Светлов ничего не писал. И лишь в 1959 году в печать идет его сборник стихов «Горизонт» и вскоре последнее творение – «Охотничий домик» в 1964 году.

В 1964 году 28 сентября в г. Москва Михаил Аркадьевич Светлов умирает.

Источник: http://sochin.net/svetlov/

Поэт Михаил Светлов: биография, творчество, память

Биография Михаила Светлова – советского поэта, драматурга и журналиста – включает жизнь и творчество во время революции, гражданской и двух мировых войн, а также в период политической опалы. Каким человеком был этот поэт, как сложилась его личная жизнь и каким был путь творчества?

Детство и юность

Михаил Аркадьевич Светлов (настоящая фамилия Шейнкман) родился 4 (17) июня 1903 года в Екатеринославе (современный Днепропетровск). Отец Михаила – еврейский ремесленник – растил сына и дочь Елизавету в атмосфере трудолюбия и справедливости.

Способность говорить метко и емко, любить правду и хотеть донести ее – все это Михаил получил, благодаря своей честной и работящей семье. О своем детстве Светлов, шутя, рассказывал, что его отец как-то принес целую стопку книг русских классиков, чтобы делать кульки для продажи семечек.

“Мы с отцом заключили договор – сначала я читал, а уже потом он кульки сворачивал”, – говорил поэт.

С 14 лет, увлеченный коммунистическими идеями, ярый сторонник Льва Троцкого и противник участия России в Первой мировой войне, юный Михаил издавал свои первые публикации в местной газете “Голос солдата”.

Первые шаги в творчестве

В 1919 году 16-летний Михаил был назначен заведующим в комсомольском отделе печати Екатеринослава. В это же время он впервые использовал псевдоним “Светлов”.

Уже в 1920 году, не желая оставаться в стороне от революционной деятельности, юноша записался добровольцем в Красную армию, проявив себя смелым и бесстрашным солдатом в Гражданской войне.

В 1923 году в Харькове был издан первый поэтический сборник Светлова – “Рельсы”, но он имел успех только в узком кругу знакомых поэта.

После этого поэт переехал в Москву, участвовал в литературных группах “Молодая гвардия” и “Перевал”, выпустил еще два поэтических сборника под названиями “Стихи” в 1924 году, и “Корни” в 1925 году.

Гренада

29 августа 1926 года в “Комсомольской правде” были напечатаны стихи 23-летнего Михаила Светлова. Биография его как известного поэта началась именно с этого события. Это было стихотворение “Гренада”:

Я хату покинул,

Пошел воевать,

Чтоб землю в Гренаде

Крестьянам отдать.

Прощайте, родные,

Прощайте, друзья –

“Гренада, Гренада,

Гренада моя!”

Стихи моментально разнеслись по стране и были буквально у всех на устах – их читал даже сам Владимир Маяковский на одном из своих выступлений. А Марина Цветаева в одном из своих писем к Борису Пастернаку назвала “Гренаду” своим любимым стихом из всех, что она читала за последние годы.

Обратите внимание

Популярность стихов не угасла и спустя десятилетие – в 1936 году советские летчики, участвующие в Испанской войне, пели положенную на музыку “Гренаду”, пролетая над Гвадалахарой. За ними мотив подхватили европейские бойцы – стихотворение стало интернациональным.

Во время войны в нацистском лагере смерти под названием “Маутхаузене” заключенные в качестве гимна свободы хором пели “Гренаду”. Михаил Светлов говорил, что именно в этом стихотворении он открыл себя как настоящего поэта.

Оппозиция

С 1927 года, во время учебы в МГУ, в биографии Михаила Светлова наступил период, когда он решил стать представителем левой оппозиции.

В его доме располагалась нелегальная типография оппозиционной газеты “Коммунист”, вместе с поэтами Голодным и Уткиным он устраивал поэтические вечера, деньги с которого поступали оппозиционному Красному кресту и оказывали материальную помощь семьям арестованных троцкистов. За это в 1928 году Светлова исключили из Комсомола.

Читайте также:  Краткая биография дашкова

В 1934 году Светлов отрицательно высказывался о недавно созданном Союзе писателей СССР, назвав его деятельность “пошлой официальщиной”, а в 1938 году – о Московском процессе антисоветского “право-троцкистского” блока, назвав его “организованными убийствами”.

Поэт был разочарован тем, как сталинской властью были искажены все революционные и коммунистические идеи. “Коммунистической партии нет давно, она переродилась во что-то ужасное и не имеет ничего общего с пролетариатом”, – смело высказывался Михаил Светлов.

В военные годы, когда творчество Михаила Светлова было на устах и у военных, и у простых людей, поднимая боевой дух, а сам он служил военным корреспондентом в рядах Красной армии, на “антисоветские” высказывания поэта закрывали глаза. Он даже был награжден двумя орденами Красной звезды и различными медалями. На фото ниже Михаил Светлов (справа) с фронтовым товарищем в поверженном Берлине.

Но в послевоенные годы поэзия Светлова закономерно оказалась под негласным запретом – его не печатали, о нем не говорили, у него был запрет на выезд за границу.

Важно

Это продолжалось вплоть до 1954 года, когда в защиту его творчества выступили на Втором съезде писателей. После в биография Михаила Светлова произошли изменения – его творчество официально “разрешенным”, о нем наконец заговорили открыто.

В это время вышли поэтические сборники Светлова: “Горизонт”, “Охотничий домик”, “Стихи последних лет”.

Личная жизнь

Михаил Светлов был женат дважды. О первой жене не сохранилось никакой информации, второй брак был с Родам Амирэджиби, сестрой известного в Грузии писателя Чабуа Амирэджиби. В 1939 году у Михаила и Родам родился сын Александр, также известный как Сандро Светлов, малоизвестный сценарист и режиссер. На фото ниже Михаил Светлов с женой и сыном.

Память

Михаил Аркадьевич Светлов скончался от рака легкого 28 сентября 1964 года, в возрасте 61 года, похоронен на Новодевичьем кладбище. За последний поэтический сборник “Стихи последних лет” ему была присуждена Ленинская премия посмертно, а впоследствии – премия Ленинского комсомола.

Библиография поэта Михаила Светлова включает огромное количество произведений, среди которых стихи, песни, очерки и театральные пьесы. Помимо “Гренады”, наиболее известными произведениями являются стихи “Итальянец”, “Каховка”, “Большая дорога”, “Славный товарищ мой” и пьесы “Сказка”, “Двадцать лет спустя”, “Любовь к трем апельсинам” (по мотивам одноименного произведения Карло Гоцци).

В октябре 1965 года именем поэта была названа Московская юношеская библиотека, по сей день известная под названием “Светловка”.

В 1968 году Леонид Гайдай назвал именем Михаила Светлова круизный лайнер в своем фильме “Бриллиантовая рука”, в память о поэте, которого очень уважал. Настоящий корабль – речной теплоход с именем Светлова – был спущен на воду только в 1985 году.

Во многих городах бывшего СССР и сегодня сохранились улицы, названные в честь поэта, а в воспетой им Каховка в его честь назван центральный микрорайон (Светлово).

Источник: https://autogear.ru/article/397/778/poet-mihail-svetlov-biografiya-tvorchestvo-pamyat/

Михаил Светлов (17 июня 1903 – 28 сентября 1964) , русский и советский поэт и драматург

Михаил Аркадьевич Светлов Светлов — поэт с внутренней независимостью и безупречным вкусом. Строки из его стихотворений становились цитатами, а песни, положенные на музыку композиторами, считались народными. Он стал кумиром целого поколения, боготворившего его, и талантливейшим из так называемых «комсомольских поэтов».

Человек устной культуры, он также был известен как автор афоризмов, получивших широкую популярность.

Михаил Аркадьевич Светлов родился (4) 17 июня 1903 года в Екатеринославе (сегодня — Днепр). В 1917 году он окончил начальное училище, и тогда же было опубликовано его первое стихотворение. Вскоре он ушел добровольцем в Красную Армию.

В 1921 году Светлов перебрался в Харьков, где был назначен редактором журнала «Юный пролетарий». Здесь вышел его первый сборник стихов «Рельсы». В 1922 году Михаил уехал в Москву и сразу занялся образованием. Он учился на рабфаке, потом на литературном факультете Московского университета, в Высшем литературно-художественном институте им. В.Я. Брюсова.

В эти годы один за другим выходили его сборники: «Стихи», «Корни», «Ночные встречи», «Книга стихов», в которых центральное место занимали героизм и романтика гражданской войны. В этих стихах талант Светлова проявился в полную силу.
В 1926 году он написал знаменитую «Гренаду», которая принесла ему всенародную известность и любовь.

На слова этого популярного стихотворения множество композиторов разных стран написали музыку, а Маяковский читал наизусть на своих концертах.

Совет

Светлов писал также стихи для подпольных троцкистских листовок, за что был исключен из комсомола, а его творческую деятельность активно «урезали», и он занялся переводческой работой, а также преподавал в Литературном институте и продолжал писать, в том числе и пьесы.

Одно из лучших его произведений 1930-х годов – стихотворение «Каховка», которое вскоре стало песней и приобрело огромную популярность. Вообще, многие стихотворения поэта характеризуются песенностью и наличием лирики.
В годы Великой Отечественной войны поэт был корреспондентом нескольких фронтовых изданий.

Наиболее известные из его военных произведений – стихотворение «Итальянец» и поэма «Двадцать восемь». Фронтовые впечатления Михаила Аркадьевича также отразились в пьесе «Бранденбургские ворота».
Но в послевоенные годы творчество Светлова было в опале, его не печатали, не упоминали критики, ему не разрешали выезжать за границу.

Он вновь занялся преподаванием и стал одним из самых любимых профессоров Литературного института. Михаил Аркадьевич постоянно был окружен молодежью, студенты обожали его, а он не мог без них.

Лишь в 1954 году после съезда писателей, на котором в защиту поэта выступили С.Кирсанов и О.Берггольц, он вернулся в литературу. Для сборника его стихов «Горизонт» и книг «Охотничий домик» и «Стихи последних лет», характерен переход от романтики к естественной разговорности. За книгу «Стихи последних лет» Светлову посмертно присуждена Ленинская премия.

Его последние произведения – пьесы: «Чужое счастье» (1953), «С новым счастьем» (1956), «Любовь к трем апельсинам»(1964), а работу над пьесой об А.Сент-Экзюпери он не успел завершить.

Умер Михаил Аркадьевич Светлов 28 сентября 1964 года в Москве, был похоронен на Новодевичьем кладбище.

Его именем называли пароходы, шахты, улицы и библиотеки, а в Москве в Камергерском переулке установлена мемориальная доска в «Доме писательского кооператива», где он жил.

Источник: https://www.calend.ru/persons/5966/

Михаил Светлов. Как жил и творил поэт со светлым псевдонимом? Часть 1

«Писать надо так, чтобы между строчками был огонь», — говорил Сэлинджер. Это так. Писательство, даже любительское, отравляет кровь, насыщает ее кислородом творческого жара и… «пальцы тянутся к перу, перо к бумаге». Писательство — схима, животворный огонь Прометея.

А для человека самое главное — сделать что-то для другого и знать, что дар его нужен.

Мое имя в переводе с испанского Llama — пламя, свет, сияние. Не знаю, какое наитие осенило моего дорогого папу, но он точно угадал с именем. Говорят, темперамент человека ярче всего проявляется в музыке.

Возможно, поэтому, до сих пор некоторые из ныне здравствующих моих родственников вспоминают, с каким воодушевлением я исполняла светловскую «Гренаду».

Обратите внимание

О, это было зрелище! Четырехлетняя, с непокорными кудряшками, с горящими глазами, я скандировала, отбивая такт рукой и особенно упирая на «р»!

Пр-р-рощайте, родные, пр-р-рощайте, друзья!
Гренада, Гренада, Гр-р-ренада моя!

Ах, Михаил Аркадьевич Светлов! Не от этих ли р-р-раскатистых «р», заглушающих звук маминого пианино, от дробной магии Ваших слов, от огненного их полета (Ах! И звезды под ногами!) мой внутренний мятеж, протест против смирения и обыденности, и, главное, против скуки, от которой, как известно, один шаг до жестокости?!

Мы мчались, мечтая, Постичь поскорей Грамматику боя,

Язык батарей.

Восход подымался И падал опять, И лошадь устала

Степями скакать.

Не от этих ли завораживающих строк моя, неясная тогда еще тяга к Испании, к тем самым «лимоном и лавром» облитым ночам, к колдовским стихам Лорки, что вошли в мою жизнь чуть позже, ко всему тому, что зовется мечтой.

Да, пусть сорок раз ее назовут придуманной, оторванной от жизни, книжной, пусть она таковой и будет, но ведь на то и мечта, чтобы к ней тянуться и чтобы была она недостижимой!

И за этим сметающим вихрем «Гренады», ярким, на едином дыхании живущим текстом, незримо стоял маленький тщедушный человек с характерным прищуром глаз и грустной улыбкой на тонких губах. Михаил Светлов.

Хороший человек. Большой поэт.

Его именем называли улицы и пароходы. Его боготворили студенты и друзья. А он оставался прежним — уважаемым, но не высокомерным, простым, но не фамильярным. Любил человека, лелея его; возвышал, но проявлял деликатность и милосердие к его слабостям. Редкий дар по нынешним временам — любить человека.

Не человечество — о, это тоже трудно, невыносимо трудно! Честь и хвала тем, кто любит человечество, радеет за него. Но отдельного человека с его слабостями, заблуждениями, дурным настроением и капризами — любить куда труднее. Человечество — все же общее понятие, а вот отдельный человек — это уже тонкая стезя, целый мир в нем, и надо быть очень осторожным, чтобы не разбить его.

О каждом писателе, да и о каждом человеке, можно, пожалуй, сказать что-то определяющее основную черту их личности и творчества.

Важно

Ну вот с какими определениями мы чаще всего сталкиваемся? Навскидку (проверяла специально!): Пушкин — бессмертный; Лермонтов — мрачный, трагичный; Толстой — великий; Чехов — грустный, сумеречный; Маяковский — громоподобный; Есенин — нежный; Ахматова — царственная; Цветаева — страстная; Паустовский — романтичный; Блок — возвышенный. И т. д. Это конечно, утрировано.

Талант слишком масштабен, чтобы определять его одной строкой. И все же, если бы можно было одним словом определить меру таланта и личности М. Светлова, то это слово было бы — «доброжелательность».

Как это ценно и дорого, чтобы рядом с человеком было тепло и надежно, чтобы кто-то постоянно и неизменно желал нам добра. Не просто на словах, как клише поздравительной открытки.

А тихо и бескорыстно горел за нас сердцем, каждый день ведя незаметную, но стойкую борьбу с равнодушием, черствостью, чванством. Помните: «Если я гореть не буду, если ты гореть не будешь, если мы гореть не будем — кто же здесь разгонит тьму?»

Михаил Светлов (наст.

фамилия Шейнкман), автор бессмертной «Гренады», «Каховки», «Итальянца» и многих других замечательных произведений, родился 17 июня 1903 года в Екатеринославе, в бедной еврейской семье. Вовсе не был баловнем судьбы и не рос беспечным юношей.

Может быть, поэтому он, с особенной трепетной влюбленностью воспевая молодежь, говорил, что для молодежи главное — «влюбленность в бой, — когда Родина в опасности, влюбленность в труд при создании нового мира, влюбленность в девушку с мечтой сделать ее спутницей всей своей жизни и, наконец, влюбленность в поэзию и искусство, которые ты тоже никогда не покинешь».

Это был по-настоящему светлый (ох, говорящий псевдоним он взял себе!) и добрый человек, в любую минуту готовый прийти навстречу и помощь другому, не задумываясь отдать не лишнее, а последнее.

Все ювелирные магазины — они твои, Все дни рожденья, все именины — они твои, И всех счастливых влюбленных губы — они твои, И всех военных оркестров трубы — они твои, Весь этот город, все эти зданья — они твои,

Вся горечь мира и все страданья — они мои.

Совет

Это стихотворение как нельзя лучше освещает отношение М. Светлова к человеку. Он готов был отдать другу, возлюбленной все: радость, смех, песни, счастье. А себе оставлял всю горечь мира и все страданья.

Любовь и интерес к людям вообще, и в частности, к молодежи, была его жизненным кредо. Поэтому, наверное, он до конца своих дней, несмотря на все физические страдания, оставался молодым. Не зря он писал, что «Предел моих мечтаний, когда-нибудь читатель, наткнувшись на мою книжку стихов, поймет не только меня, но и время, в которое жил».

Источник: https://ShkolaZhizni.ru/culture/articles/72584/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector