Сочинения об авторе бакланов

Что такое сила духа? (По тексту Г.Бакланова.)

Сила духа – это главное качество, которое делает человека сильным и мужественным. Оно складывается из формирования воли, стойкости, упорства. На мой взгляд, сила духа – это высокая духовная, душевная стойкость. 

Так, в тексте Г.Я.Бакланова говорится о солдатах, которые, переборов свой страх и сумев одолеть немцев, смогли вернуться с плацдарма живыми.

Один из них не мог уснуть, он закрывал глаза, и опять вставало « все перед глазами: землянка связистов, в которую попала бомба, дорога в лесу и чёрные высоты, занятые немцами».

Обратите внимание

Война изменила судьбу вчерашних школьников, и воспоминания о ней вряд ли когда-то забудутся. Но то, что они смогли пережить все это, и есть сила духа. 

Это качество присуще и трёхкратной чемпионке Паралимпийских игр в Сочи, Елене Ремизовой. У девушки плохое зрение, но она, выступая в лыжных соревнованиях, смогла взять все три золотых медали. Вот она, сила духа! 

Таким образом, человек обладающий силой духа всегда идет к четко поставленной цели, достигая мечты.

Ира

Текст 12.1 (из повести Г. Я. Бакланова  «Навеки – девятнадцатилетние»)

 (1)На хуторе сон и тишина. (2)Мы идём вдоль низкого, белого под луной заборика, по-южному сложенного из плоского дикого камня. (3)Такое чувство, словно и родился я здесь, и прожил здесь жизнь, и теперь возвращаюсь домой.

(4)Громко стучу в раму окна. (5)Нечего спать, раз мы вернулись. (6)И сейчас же распахивается дощатая дверь. (7)Панченко, ординарец мой, сонный, зевающий, босиком стоит на пороге.

– (8)Заходите, товарищ лейтенант.

(9)Хорошо вот так ночью вернуться с плацдарма домой. (10)Об этом не думаешь там. (11)Это здесь со всей силой чувствуешь. (12)Мне никогда до войны не приходилось возвращаться домой после долгой разлуки. (13)И уезжать надолго не приходилось.

(14)Первый раз я уезжал из дома в пионерский лагерь, второй раз я уезжал уже на фронт. (15)Но и тот, кто до войны возвращался домой после долгой разлуки, не испытывал тогда того, что испытываем мы сейчас.

(16)Они возвращались соскучившиеся – мы возвращаемся живые…

(17)Сидя на подоконниках, разведчики смотрят, как мы двое едим, и глаза у них добрые. (18)А в углу стоит широкая деревенская кровать. (19)Белая наволочка, набитая сеном, белая простыня. (20)Многого не понимали и не ценили до войны люди. (21)Разве в мирное время понимает человек, что такое чистые простыни? (22)3а всю войну только в госпитале я спал на простынях, но тогда они не радовали.

(23)Я ложусь на свою царскую кровать, пахнущую сеном и свежим бельём, и проваливаюсь, как в пух. (24)Глаза слипаются, но едва задрёмываю, как, вздрогнув, просыпаюсь опять. (25)Я просыпаюсь от тишины. (26)Даже во сне я привык прислушиваться к разрыву снарядов.

(27)И лезут в голову мысли о ребятах, оставшихся на плацдарме. (28)3ажмурюсь – и опять всё это перед глазами: землянка связистов, в которую попала бомба, дорога в лесу и чёрные высоты, занятые немцами…

(29)Нет, я, кажется, не усну. (30)Осторожно, чтоб не разбудить ребят, выхожу во двор, аккуратно притворив дверь. (31)Как тихо! (32)Словно и нет войны на земле. (33)Впереди луна садится за глиняную трубу, только краешек её светится над крышей. (34)И что-то такое древнее, бесконечное в этом, которое было до нас и после нас будет.

(35)Я сижу на камне и вспоминаю, как в школе сорок пять минут урока были длиннее двух веков. (36)Государства возникали и рушились, и нам казалось, что время до нас бежало с удивительной быстротой и теперь только пошло своим нормальным ходом. (37)Впереди у каждого из нас была целая человеческая жизнь, из которой мы прожили по четырнадцать, пятнадцать лет.

(38)Я воюю уже третий год. (39)Неужто и прежде годы были такие длинные?.. (40)Возвращаюсь в дом, укрываюсь с головой и, подрожав под шинелью, засыпаю.                                                                                           (По Г.Я. Бакланову)* 

* Бакланов Григорий Яковлевич (1923–2009) – писатель-фронтовик. Среди самых известных произведений автора – повесть «Навеки – девятнадцатилетние», посвящённая судьбам молодых парней – вчерашних школьников, попавших на фронт.

Источник: http://xn—-7sbanj0abzp7jza.xn--p1ai/index.php/chto-takoe-sila-dukha/2549-chto-takoe-sila-dukha-po-tekstu-g-baklanova

Пример сочинения ЕГЭ по тексту Г.Я. Бакланова

Views: 14459

(1)В конце жизни Гёте сказал: (2)«Добрые люди не знают, как много времени и труда необходимо, чтобы научиться читать. (3)Я затратил на это восемьдесят лет и всё ещё не могу сказать, что достиг цели».

(4)Действительно, читать — это осмысливать жизнь, себя самого в этой жизни. (5)Книги пишут в расчёте на тех людей, которые способны сопереживать и тем соучаствовать в творчестве.

(6)А тут многое нужно, в том числе и мудрость, и опыт жизни… (7)Тогда словом ли, фразой ли коснулся чего-то в душе и — «Минувшее проходит предо мною…». (8)«Нельзя представить себе, как это трудно, хотя и кажется, что быть простым очень просто, — говорил Пушкин.

— (9)Все те, которые обладают этим даром, поэты с будущностью, особенно если эти свойства проявляются в ранней молодости, потому что вообще молодые поэты редко бывают просты».

(10)Впервые серьёзно начал я читать, когда ко дню рождения подарили мне книгу Льва Толстого «Хаджи-Мурат», голубую, с серебряным тиснением. (11)Эта книга оказалась для меня особенной на всю дальнейшую мою жизнь. (12)Я не только её вид помню, но помню запах, хотя нет сомнений, что это просто запах клея и коленкора…

(13)Я всегда завидовал моим сверстникам, у кого были и сохранились отцовские библиотеки. (14)Мне же многое приходилось открывать поздно. (15)Бунина, Хемингуэя, Ремарка я прочёл только в конце сороковых — середине пятидесятых годов. (16)А потом были годы, когда я пытался во что бы то ни стало объять необъятное и перечитал массу книг.

(17)В разные годы разные книги и разные писатели становятся интересней, нужней. (18)Но богом для меня был и остался Лев Толстой…

(19)Все великие книги созданы страданием и любовью к людям. (20)И если книга причинит вам боль, это боль исцеляющая.

(21) Эта боль вызвана состраданием, сочувствием к другому, а такое сочувствие и должна вызывать литература, чтобы в людях не угасло человеческое.

(22)Литература до тех пор жива, пока она рассказывает о человеке, о человечном и бесчеловечном в нём, то есть о Добре и Зле, творит Добро.

(23)Я сейчас говорю, по сути, о традициях русской литературы. (24)Толстой, например, едет на голод, едет с дочерью, дочь ходит по избам, где тиф. (25)Ну ладно сам, но пустить дочь?! (26)По-другому совесть не позволяла.

(27)А Чехов разве не отправился спасать от холеры, в жуткую эпидемию, как будто не существовало угрозы самому заразиться? (28)Но для него вопрос — лечить или не лечить, разумеется, не возникал. (29)Так всегда было. (30)И не только в России Толстого и Чехова.

(31)Какие традиции великой русской литературы продолжает в XX веке Светлана Алексиевич? (32)То, что она сделала, её «Чернобыльская молитва», — это творческий и нравственный подвиг.

(33)Ездила несколько лет в зону, зная, что неминуемо схватит радиацию, что малые дозы тоже таят опасность, но не остановилась, написала книгу, которая буквально переворачивает душу.

(34)Цена такого слова всегда велика. (35)А сейчас велика особенно, потому что в обществе нашем усталость и тусклое равнодушие. (36)И всё упорней пишут о том, что литература избавилась, наконец, от несвойственного ей — быть совестью, болью, философией, историей человеческой души, а ведь к писателям не только за советом обращались. (З7)Исповедовались.

(По Г. Бакланову*)

*Григорий Яковлевич Бакланов (1923-2009) — русский советский писатель, публицист.

Литература. В чём её высшая цель? Именно эту проблему поднимает Г.Я. Бакланов в предложенном для анализа текста.

Размышляя над поставленным вопросом, писатель замечает, что «Все великие книги созданы страданием и любовью к людям». Г.Я.

Бакланов уверен: даже если после прочтения книги человек почувствовал боль, то это пойдёт лишь ему на пользу, ведь эта боль вызвана состраданием и сочувствием к героям. Автор текста особо подчёркивает тот факт, что это сочувствие не даёт угаснуть человечному в человеке.

Свои рассуждения публицист завершает справедливым выводом о том, что литература жива до тех пор, «пока она рассказывает о Добре и Зле, творит Добро».

Позиция автора текста по поднятой проблеме выражена ясно и однозначно. Г.Я. Бакланов убеждён: высшая цель литературы – творить Добро, пробуждая в людях прекрасные и высокие чувства.

Я согласна с позицией автора данного текста и тоже считаю: главная функция литературы заключается в том, что она должна создавать Добро, вызывать в людях возвышенные чувства.

Моё согласие с авторской позицией можно обосновать следующим литературным примером. Вспомним стихотворение А.С. Пушкина «Я памятник себе воздвиг нерукотворный».

Важно

В этом произведении есть такие слова: «И долго буду тем любезен я народу, что чувства добрые я лирой пробуждал, что в мой жестокий век восславил я Свободу и милость к падшим призывал». А.С.

Пушкин с помощью стихов пробуждает в людях добрые чувства, восславляет Свободу, призывает милость к падшим… Таким образом, высшая цель литературы – вселять в души людей прекрасное.

Читайте также:  Сочинения об авторе лабрюйер

Приведу ещё один литературный пример, который показывает: важнейшая задача литературы заключается в пробуждении возвышенных чувств в человеке. В другом стихотворении А.С.

Пушкина «Пророк» Бог говорит следующие слова: «Восстань, пророк, и виждь, и внемли, исполнись волею моей, и, обходя моря и земли, глаголом жги сердца людей».

Великий поэт хочет показать: высшая задача поэта, данная ему от Бога – это «глаголом жечь сердца людей», то есть пробуждать в них всё самое прекрасное, что в них есть. Следовательно, великая литература должна призывать людей к чему-то возвышенному.

Хочется верить, что читатели задумаются над проблемой, поднятой Г.Я. Баклановым и поймут, насколько важно понимание того, какой должна быть литература – творящей Добро, пробуждающей в людях самые прекрасные душевные качества.

Какие ещё проблемы подняты автором исходного текста?

Источник: http://physmath.tech/primer-sochineniya-ege-po-tekstu-g-ya-bakl/

Сочинение ЕГЭ. По тексту Бакланова о чтении, книгах

В конце жизни Гёте сказал: «Добрые люди не знают, как много времени и труда…

В данном тексте русский писатель и публицист Г.Я. Бакланов ставит проблему значения чтения, роли художественной литературы в жизни человека.

Данная проблема, конечно, актуальна. В современном обществе люди стали меньше читать, особенно молодое поколение. В школе ученики пользуются сборниками, в которых изложено краткое содержание произведений, а если читают их полностью, то схватывают лишь сюжет.

Многие думают, что умеют читать, но это не так. Научиться читать по-настоящему – это большой труд. Бакланов приводит в пример Гёте, который говорил, что затратил восемьдесят лет, чтобы научиться читать и всё ещё не достиг цели.

Совет

Автор рассказывает о том, как он впервые начал серьёзно читать, как открывал для себя Бунина, Хемингуэя, Ремарка, Толстого. Также писатель подчёркивает, что «все великие книги созданы страданием и любовью к людям».

Рассказывает о традициях русской литературы, об общественной деятельности Толстого, Чехова, Алексиевич. Пишет, что литература была «совестью, болью, философией, историей человеческой души».

Бакланов утверждает, что «читать – это осмысливать жизнь, себя самого в этой жизни», что «литература до тех пор жива, пока она рассказывает о человеке, …, о Добре и Зле, творит Добро». Нельзя не согласиться с этими высказываниями.

Ведь читая, человек не только расширяет свой кругозор, получает новые знания, но и задумывается над вопросами, поставленными в произведении, примеряет себя к ситуациям, описываемым автором, учится у героев книг быть чище, добрее, сильнее.

Обратимся к примерам из художественной литературы.

В автобиографической трилогии М. Горького «Детство», «В людях», «Мои университеты» автор рассказывает о том, какую роль сыграли книги в его жизни. Ещё мальчиком он пристрастился к чтению.

Повзрослев, скитался по Руси, кем только ни работал, но всегда в котомке носил книги. Позже Горький писал: «Всем хорошим во мне я обязан книгам». Он получил лишь начальное образование, его университетом стала художественная литература.

Во многом благодаря чтению Горький стал писателем, известным во всём мире.

Каждый год ученики приносят в школу макулатуру. Здесь не только старые газеты и журналы. Большая её часть – это художественная литература. Каких только книг здесь нет! Русская и зарубежная классика, детективы, фантастика, исторические романы.

И всё выброшено из дома, пойдёт на переработку. Это пример полного равнодушия к чтению, к литературе. Всё больше семей, в которых не остаётся места книгам.

Обратите внимание

Их заменяют телевизоры, компьютеры, планшеты, телефоны, которые никогда не помогут «осмысливать жизнь, себя самого в этой жизни».

Работа над данным текстом заставила меня задуматься о том, какую роль играют книги в моей жизни, умею ли я читать по-настоящему. Над этим стоит поразмышлять.

Вернуться к списку: Сочинение ЕГЭ

Источник: https://rusulitka.ru/sochinenie-egje-po-tekstu-baklanova-o-chtenii-knigah.html

Произведения о войне (Григорий Яковлевич Бакланов)

Тема: Тема войны (XX век)

Григорий Яковлевич Бакланов (род. в 1923 г.) на фронт ушел добровольцем. После окончания 2-го Ленинградского артучилища сражался на разных фронтах. В августе 1943 года в боях за Запо­рожье был тяжело ранен. Обстоятельства своего ранения Бакланов описал в повести «Навеки девятнадцатилетние».

В 1957 году Бакланов написал первую повесть о войне «Южнее главного удара». Повесть была напечатана в «искалеченном виде».

Писатель позже вспоминал: «И самое мерзкое, что в последний мо­мент без моего ведома, тайно было снято посвящение моим погиб­шим братьям, родному и двоюродному: Юрию Фридману и Юрию Зелькинду.

Оба добровольцами пошли на фронт, оба пали смертью храбрых, артиллерист и пехотинец, но внедрялось убеждение, что евреи не воевали, евреи, мол, спасались от войны в Ташкенте»,

Одна из лучших вещей писателя о войне — повесть «Навеки де­вятнадцатилетние» (Октябрь, 1979). Об истории создания книги Бакланов рассказывал: » Начало повести документально.

Во время съемок фильма по одной из моих повестей рыли окопы на месте бывших боев за Днестром, и в давно заросшей траншее кинемато­графисты обнаружили останки молодого советского воина, судя по пряжке со звездой, офицера (…).

А через четырнадцать лет я напи­сал книгу, которая началась с этого факта». Материал с сайта //iEssay.ru

Повесть «Навеки девятнадцатилетние» была отмечена Государ­ственной премией. Лейтенанты — герои повести — чувствуют цен­ность каждого дня. Воспоминания о довоенной жизни помогают им легче перенести кошмар войны.

Важно

Владимир Третьяков — один из героев книги — запоминает все мгновения жизни — случайный поцелуй девушки, зимний свет за окном, ветку дерева под снегом. Война изменяет ощущение жизни, где рядом смерть и счастье бы­тия. Гибель героев усиливает неповторимость и трагичность жизни.

Герои повести так и не перешагнули рубеж своего двадцатилетия, остались навеки девятнадцатилетними. Бакланов в своем мировос­приятии остался во фронтовой юности:

«Опыт войны дал мне возможность смотреть на мирную жизнь такими, а не другими глазами, в том числе и на суету сует, на те мнимые ценности, которые многие люди ценят чуть ли не дороже жизни. Я никогда не забываю о том, что мне, вернувшемуся с вой­ны живым, фактически дарована жизнь во второй раз».

На этой странице материал по темам:

  • анализ произведения о войне 20 века
  • григорий бакланов кондратий краткое содержание
  • сочинение анализ произведения о войне
  • бакланов на веки девятнадцатилетние краткий рассказ
  • общие обзор произведений бакланов писал про войну

Источник: http://iessay.ru/ru/writers/other/literatura-xx-veka/stati/tema-vojny-xx-vek/proizvedeniya-o-vojne-grigorij-yakovlevich-baklanov

БАКЛАНОВ, ГРИГОРИЙ ЯКОВЛЕВИЧ

БАКЛАНОВ, ГРИГОРИЙ ЯКОВЛЕВИЧ (1923–2010), русский советский писатель. Родился 11 сентября 1923 в Воронеже.

Рано осиротев, со старшим братом, студентом Московского университета (погиб в октябре 1941 под Москвой в ополчении), вырос в семье родственников.

Окончил авиационный техникум, осенью 1941 ушел добровольцем в армию, в августе 1943 окончил артиллерийское училище. Воевал на Украине, в Молдавии и за рубежами СССР, был тяжело ранен.

В 1946–1951 учился в Литературном институте им. А.М.Горького; печатался с 1950 (посвященные послевоенной деревне очерки, рассказы, первая повесть В Снегирях, 1954). Начиная с повестей Девять дней (др. назв.

Южнее главного удара, 1958), Пядь земли (1959), Мертвые сраму не имут (1961) Бакланов открывает свою главную тему: человек на фронте, и не только со своей решимостью и готовностью к самопожертвованию, но и со всеми невыносимыми тяготами, жестокостью и несправедливостью войны, гибелью честных и хитрым выживанием подлецов, ужасом поминутного ожидания пули, безответственными приказами и бессмысленными смертями. Произведениями т.н. «лейтенантской литературы» (т.е. тех шагнувших на фронт со школьной скамьи, кто, по словам А.Т.Твардовского, «выше лейтенантов не поднимался»), вестниками «окопной правды» и продолжением традиций «ремаркизма» в отечественной словесности стали и последующие сочинения Бакланова, опирающиеся, как и названные выше, на реальные события и воспоминания: повесть Навеки – девятнадцатилетние (1979; Государственная премия СССР, 1982), роман Июль 41 года (1964), в котором, анализируя причины неудач первого периода войны, автор усматривает их в «синдроме тридцать седьмого года» – страхе, подозрительности, конформизме.

Молох системы (повесть Карпухин, 1965), неестественность, ложность, неправедность пути к признанию и славе, разрушающего талант и личность художника (роман Друзья, 1975), формирующие циничных карьеристов (повесть Свой человек, 1990), типичные для «городской прозы» внутренние метания, рефлексия и самобичевание мыслящего интеллигента в суетном обществе (повесть Меньший среди братьев, 1981) – таковы у Бакланова аспекты жизни военного поколения в мирное время, будничный трагизм которого передается писателем с таким же отчаянием, как и фронтовое прошлое, которое, однако, в любом случае освящала цель: защита Родины.

Один из ярких «перестроечных» публицистов, Бакланов с 1986 возглавлял журнал «Знамя». Журнал имел  антисталинскую направленность. Автор очерков Темп вечной погони (другое назв.

Месяц в Америке, 1972) и Канада (1976), многочисленных эссе, мемуаров, киносценариев (в т.ч. фильма Был месяц май, 1970, реж. М.М.

Хуциев, по рассказу Бакланова Почем фунт лиха), пьесы Пристегните ремни (1975) и др. Умер 23 декабря 2009 в Москве.

См. также РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА.

Литература:

Лазарев Л.И. Пядь отвоеванной земли: О прозе Г.Бакланова. – В кн.: Лазарев Л.И. Это наша судьба. М., 1983
Бакланов Г. Собрание сочинений, тт. 1–4. М., 1983–1985
Бакланов Г. И тогда приходят мародеры. М., 1996
Быков В. О правде войны и правде мира: Заметки о прозе Г.Бакланова. – Дружба народов, 1996, № 11

Проверь себя!
Ответь на вопросы викторины «Литературная викторина»

Совет

Кто из основоположников детективного жанра отбывал тюремное заключение за воровство?

Читайте также:  Краткая биография гар

Источник: https://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/literatura/BAKLANOV_GRIGORI_YAKOVLEVICH.html

Отзыв о повести Г. Бакланова «Навеки-девятнадцатилетние»

                                                         Мне кажется порою, что солдаты,                                                                            

                                                         С кровавых не пришедшие полей,

                                                        Не в землю эту полегли когда-то,  

                                                              А превратились в белых журавлей…

                                                                                          Р. Гамзатов

     9 Мая – святая дата для русского человека. Это самый важный, самый главный праздник нашего народа! В этом году широко праздновалось семидесятилетие победы в Великой Отечественной войне.

Вместе с родителями мы решили встретить этот день в городе-герое Волгограде, городе мужества и стойкости, городе, где решилась судьба одной из самых кровопролитнейших войн человечества, судьба всего русского народа!

Обратите внимание

     Атмосфера, которая царила в городе на протяжении всего праздника, меня восхищала! Когда мы поднимались к мемориалу «Родина-мать» на Мамаевом кургане, то видели сотни, тысячи людей, которые несли цветы, на груди у каждого была георгиевская ленточка. Волгоградцы не забывают о  подвиге русского солдата, защищавшего каждый сантиметр родной земли. Но важно помнить об этом не только в День Победы, Девятого мая!..

      Григорий Бакланов – писатель-фронтовик, который на собственном опыте знал, как развивались события той  страшной войны. Поэтому после её окончания автор посчитал своим долгом рассказать молодому поколению о пережитом, о тех, кто мужественно сражался за мирное небо над головой.

    В повести «Навеки – девятнадцатилетние» писатель вспоминает о молодости своего поколения, прошедшего тяжкое испытание Великой Отечественной войной. В центре повествования – история молодого лейтенанта Володи Третьякова, полная героизма, отваги, надежд на счастливое будущее… И эту жизнь оборвало одно короткое слово – «война»…

     Владимир Третьяков уже со школьной скамьи нес ответственность за свои поступки: решив уйти из школы, он начинает работать, затем поступает в военное училище, добровольцем идёт на фронт.

Тогда ему было семнадцать лет –  и в этом возрасте он больше всего боялся, «что еще за труса сочтут».

      Каждый абзац предложенного для анализа отрывка доносит важную мысль, которую автор не просто обдумал, но и прочувствовал всей своей душой в годы военного лихолетья.

   Отрывок начинается со слов: «Несколько дней в этом участке велись вялые бои…». Писатель умышленно не конкретизирует местоположение сражения. Прием «безымянности» помогает понять читателю, что такие бои могли вестись в любой точке театра военных действий.

Описывая бой, Бакланов использует прием олицетворения: «И подымалась вдруг сплошная стрельба, начинали скакать ракеты, светящиеся пулемётные трассы секли по полю, осадисто и звонко ударяли миномёты».

Важно

Благодаря олицетворению, автор показывает, что война уравнивает всех: и люди, и оружие – всё становится орудиями войны, орудиями смерти…. Наделяя неодушевлённые предметы своим характером, своими особенностями, писатель, наоборот, сравнивает человека с неживой природой.

Погиб солдат, не опознали его, и он вошёл «в общий счёт безымянных жертв войны». Война жестока, порой погибший человек, отдавший жизнь за свободу своей Родины, теряет самое важное и дорогое – своё имя…

      В тексте автор широко использует приём противопоставления. Именно противопоставление (Эта стилистическая фигура) позволяет читателю наиболее точно представить картину, охватив её с разных сторон. Таким образом, Г. Бакланов  показывает воинский путь главного героя.

Сначала полк Владимира Третьякова выполнял задание на болоте, они сидели на крохотном островке, не имея возможности зажечь огонь, чтобы просушить одежду, поесть горячего, просто согреться. Позже Третьяков и его однополчане оказываются посреди пылающего поля, засеянного пшеницей.

О главном герое смело можно сказать, что он прошёл и огонь, и воду, преодолев бесчисленное количество трудностей, сумев «втянуться в привычное фронтовое состояние, когда спал-не спал, в любой час и спать готов, и подхватиться по тревоге».

Для Владимира время на войне длится безумно долго: «Казалось, он уже полжизни сидит на этой выгоревшей высотке…», но «война шла три года, и что непонятно стало привычно и просто».

     Но кровавые будни войны, ежедневное и ежечасное зрелище смерти не смогли победить в человеке самое ценное – гуманность. Ярким подтверждением  тому служит эпизод, в котором разведка обнаружила немцев на болоте и ликвидировала их. Семнадцатилетний Третьяков, который ещё близко не видел противника, пополз посмотреть, какие они, немцы.

 Оказалось, что один из немецких разведчиков жив, и он едва не убил Володю. Тогда лейтенант зачем-то поднял истекавшего кровью врага, дотащил его, уже умиравшего, до суши, перевязал. В этой ситуации главный герой ведёт себя как человек с большим сердцем и своим поступком доказывает, что война не повод для того, чтобы озлобиться на весь мир.

Совет

Война войной, а человек должен оставаться человеком, не превращаясь в безжалостного дикого зверя!

       Ещё один приём, который использует автор, – сравнение, помогающее нам, читателям, прочувствовать состояние героев произведения. «Когда весь ты на виду на голой земле распят…» Это сравнение писатель использует неслучайно. Он сравнивает жизнь на войне с муками Христа.

В такие моменты, я думаю, главный герой ощущает безысходность своего положения, невозможность что-либо изменить. Но в то же время Владимир – человек, который даже в самые страшные минуты умеет находить прекрасное. Он умеет радоваться малому, быть благодарным, что сам ещё может видеть эту красоту.

«Здесь, в сыром логу, трава была высокая, вся в росе, и Третьяков мыл об неё руки, умывался на ходу, отчего-то даже рассмеявшись…» При любой возможности он чувствует себя счастливым: «Давно он так не умывался, даже гимнастёрку стянул с плеч.

Потом вытерши подолом рубашки и шею, и лицо, надел пилотку на мокрые расчёсанные волосы и, когда застегивал на горле стоячий воротник, чувствовал себя чистым и освежённым». Я думаю, что он, умывшись холодной водой, обмыл не только тело, но и душу, смыв с неё всю грязь и копоть.

      Суровой действительности войны в повести противопоставлены картины природы: «Все это время над лесом подвывало с шуршанием в вышине: наша тяжёлая артиллерия била с закрытых позиций, слала снаряды, и от взрывов осыпалась листва с деревьев…» Кажется, что в повести природа – отдельный персонаж со своими чувствами.

«…Опершись локтями о песчаный бруствер, он рассматривал поле впереди. Оно стекало в низину…» Автор доказывает, что война – противоестественное действие, от которого страдают не только люди, но и природа.

Но, несмотря на постоянные бомбёжки, обстрелы, природа тянется к солнцу, тянется к миру: «И ярко, нарядно желтел обращенный к солнцу клин подсолнечника…»

       Война – это место, где люди привыкают к смерти: им не страшно видеть убитых, не страшно понимать, что погиб дорогой кому-то человек. В эпизоде, где Третьяков увидел погибшего пехотинца, он  не стал на него смотреть, потому что «это было то, чего не должен видеть человек».

Вид мёртвого резко контрастировал с густой синевой неба, со свежим осенним воздухом, с яркими красками увядающей природы… «И даль впереди, за стволами, вся золотая, манила, как непрожитая жизнь…»

        «Неужели только великие люди не исчезают вовсе? Неужели только им суждено и посмертно оставаться среди живущих? А от обычных… ничего не остается?» – на эти важные для героя вопросы современное общество ответило созданием бессмертного полка. Те, кто остался на полях войны безымянно и никогда уже ничего не скажет людям, навечно вписаны в народную память, в ряды бессмертного полка. Жизнь ощущает эту невосполнимую пустоту, и память о погибших бережно хранится в семейных архивах, в документах военкоматов и в истории Великой Отечественной войны.

Обратите внимание

      В заключение хочется сказать, что эта повесть явилась для меня откровением.  Я читала много книг, описывавших события Великой Отечественной войны, но это произведение поразило меня своей честностью, искренностью и реалистичностью.

Подобные произведения помогают перенестись в то время, когда нас ещё не было на свете, оценить, насколько силён наш народ, понять, что прошли наши предки, чтобы мы жили в мире.

Читайте также:  Краткая биография васильев

Такие книги позволяют осознать, насколько велика цена мирного неба над головой.

      «Навеки – девятнадцатилетние» – потрясающая возможность узнать подробности тех страшных лет. Мне очень понравилась эта повесть. Я счастлива, что живу в стране, богатой историей и традициями. Я горда, что нынешнее поколение старается не забывать своих воинов-защитников, вырвавших победу у фашистских захватчиков. Светлая память героям, отдавшим жизнь за свою Родину!

Источник: https://nsportal.ru/ap/library/literaturnoe-tvorchestvo/2015/10/06/otzyv-o-povesti-g-baklanova-naveki

Сочинение: Григорий Бакланов “Навеки-девятнадцатилетние”

Рецензия на повесть

Григория Бакланова “Навеки-девятнадцатилетние”

Сороковые роковые,

Свинцовые, пороховые…

Война гуляет по России,

А мы такие молодые!

Д.Самойлов .

Одной из центральных тем в мировой литературе была и остается тема молодых на войне. Какая бы ни была война, какой бы национальности ни был солдат, всегда мы сопереживаем своим сверстникам. Они, как и мы, сегодняшние, мечтали, строили планы, верили в будущее. И все это рушится в один миг.

Война меняет все.

Военная тема стала основой у тех писателей, кто прошел фронтовые дороги. Девятнадцатилетними ушли на фронт Василь Быков, Владимир Богомолов, Алесь Адамович, Анатолий Ананьев, Виктор Астафьев, Григорий Бакланов, Юрий Бондарев. То, о чем они рассказали в своих произведениях, было общим для их поколения. Как сказали поэты-фронтовики Павел Коган и Михаил Кульчицкий:

Мы были всякими, любыми,

Не очень умными подчас.

Мы наших девушек любили,

Ревнуя, мучась, горячась…

Мы-мечтатели. Про глаза-озера

Неповторимые мальчишеские бредни.

Мы последние с тобою фантазеры

До тоски, до берега, до смерти.

Писатели-фронтовики свой гражданский долг исполнили.

Для Бакланова рассказ о войне – это рассказ о своем поколении. Из двадцати ребят-одноклассников, ушедших на фронт, он вернулся один. Бакланов закончил Литературный институт и стал писателем-прозаиком. Главным направлением его творчества стала тема: война и человек.

Страстное желание Бакланова рассказать о пережитом им и его сверстниками, воссоздать ту подлинную картину, которую видели только фронтовики, можно понять. Читая его произведения, мы, молодые, вспоминаем тех, кто воевал, понимаем смысл их жизни.

О моих современниках я узнала, прочитав повесть Г.Бакланова “Навеки-девятнадцатилетние”.

Эмоциональным толчком к написанию этого произведения стал случай, происшедший во время съемок фильма “Пядь земли”. Съемочная группа наткнулась на останки, засыпанного в окопе война: “… вынули на свет запекшуюся в песке, зеленую от окиси пряжку со звездой. Ее осторожно передавали из рук в руки, по ней определили: наш. И, должно быть, офицер”.

И долгие годы томила писателя мысль: кто был он, этот безызвестный офицер. Может быть, однополчанин?

Бесспорно, главный фигурой войны всегда был и остается солдат. Повесть “Навеки девятнадцатилетние” — это рассказ о молодых лейтенантах на войне. Им приходилось отвечать и за себя, и за других без каких-либо скидок на возраст.

Попавшие на фронт прямо со школьной скамьи, они, как хорошо сказал однажды Александр Твардовский, “выше лейтенантов не поднимались и дальше командиров полка не ходили” и “видели пот и кровь войны на своей гимнастерке”.

Важно

Ведь это они, девятнадцатилетние взводные, первыми поднимались в атаку, воодушевляя солдат, подменяли убитых пулеметчиков, организовывали круговую оборону.

А самое главное – несли груз ответственности: за исход боя, за составление взвода, за жизнь вверенных людей, многие из которых годились по возрасту в отцы. Лейтенанты решали, кого послать в опасную разведку, кого оставить прикрывать отход, как выполнять задачу, потеряв по возможности меньше бойцов.

Хорошо сказано об этом чувстве лейтенантской ответственности в повести Бакланова: “Все они вместе и по отдельности каждый отвечали и за страну, и за войну, и за все, что есть на свете и после них будет. Но за то, чтобы привести батарею к сроку, отвечал он один”.

Вот такого храброго верного чувству гражданского долга и офицерской чести лейтенанта, совсем еще юношу, и представил нам писатель в образе Владимира Третьякова. Герой Бакланова становится обобщенным образом целого поколения. Вот почему в заголовке повести стоит множественное число – девятнадцатилетние.

Содействует удаче повести и естественное единение правды минувших лет и нашего сегодняшнего мироощущения.

Порой задаешься вопросом, кто размышляет Володя Третьяков или Григорий Бакланов: “Здесь, в госпитале, одна и та же мысль не давала покоя: неужели когда-нибудь окажется, что этой войны могло не быть? Что в силах людей было предотвратить это? И миллионы остались бы живы?..” Эти строки из произведения еще раз подчеркивают лирическую близость автора к своему герою.

Говоря о своей повести, Г.Бакланов отмечал два обстоятельства: “В тех, кто пишет о войне, живет эта необходимость – рассказать все, пока жив. И только правду”. А второе: “Теперь, на отдалении лет, возникает несколько иной, более обобщенный взгляд на событие”.

Совместить такой взгляд на отдалении с правдивой атмосферой былого – задача трудная. Бакланову это удалось.

Совет

Такая тональность заявлена в стихотворных эпиграфах. Прочитав повесть, только тогда понимаешь, почему Бакланов поставил именно два. Философски обобщенные строки Тютчева:

Блажен, кто посетил сей мир

В его минуты роковые! —

содействуют с полемически задиристым утверждением “прозы войны” в стихах Орлова:

А мы прошли по этой жизни просто,

В подкованных пудовых сапогах.

Это сочетание, соотнесение обобщенности и правды раскрывает основную мысль повести. Бакланов рисует точно подробности фронтового бытия. Особенно важны детали психологические, создающие эффект нашего присутствия там, в те годы, рядом с лейтенантом Третьяковым.

И в то же время повесть бережно и ненавязчиво опирается на рожденные уже раздумья и обобщения. Вот описание минут перед атакой: “Вот они, последние эти необратимые минуты.

В темноте завтрак разносили пехоте, и каждый хоть и не говорил об этом, а думал, доскребая котелок: может в последний раз… С этой мыслью и ложку вытертую прятал за обмотку: может, больше и не пригодится”.

Вытертая ложка за обмоткой – деталь фронтового быта. Но то, что каждый думал о необратимости этих минут, уже сегодняшнее, обобщенное видение.

Бакланов придирчиво точен в любых деталях фронтового быта. Он справедливо считал, что без правды малых фактов нет правды великого времени: “Он смотрел на них, живых, веселых вблизи смерти. Макая мясо в крупную соль, насыпанную в крышку котелка рассказал про Северо-Западный фронт. И солнце подымалось выше над лесом, а своим чередом в сознании приходило иное.

Неужели только великие люди не исчезают вовсе? Неужели только им суждено и посмертно оставаться среди живущих? А от обычных, от таких, как они все, что сидят сейчас в этом лесу, — до них здесь так же сидели на траве, — неужели от них ничего не останется? Жил, зарыли, и как будто не было тебя, как будто не жил под солнцем, под этим вечным синим небом, где сейчас властно гудит самолет, взобравшись на недосягаемую высоту. Неужели и мысль невысказанная и боль – все исчезает бесследно? Или все же отзовется в чей-то душе? И кто разделит великих и не великих, когда они еще пожить не успели? Может быть, самые великие – Пушкин будущий, Толстой – остались в эти годы на полях войны безымянно и никогда ничего уже не скажут людям. Неужели и этой пустоты не ощути жизнь?”

Эти строки звучат как философское обобщение, как вывод, как мысль самого Бакланова. Простота сюжета и напряженный лирический пафос определяют, по-моему, секрет эстетического эффекта повести.

Обратите внимание

И, конечно, органично вплетается в настроение повести – любовь Володи Третьякова. Та самая, к которой едва-едва смогли прикоснуться или совсем не успели познать эти “нецелованные” лейтенанты, шагнувшие со школьной скамьи в смертную круговерть. Щемящая лирическая нота все время звучит в повести, усиливая ее внутреннее напряжение, ее высокий трагедийный пафос.

С разными людьми пришлось встретиться лейтенанту Третьякову на коротком фронтовом пути. Но хороших было больше. Неповторимо различны по своему темпераменту, энергии, душевному чувству и его соседи по госпитальной палате, и его однобатарейцы. Но все в целом они-то фронтовое содружество, которое укрепило силы Третьякова.

“Гаснет звезда, но остается поле притяжения” — эти слова слышит в госпитале Третьяков. Поле притяжения, которое создано тем поколением и которое возникает как главное и цельное настроение повести. О поколении, а не об одном герое захотел рассказать Г.Бакланов.

Как на фронте вся жизнь порой умещалась в одно мгновение, так и в одной фронтовой судьбе воплотились черты поколения. Поэтому смерть Третьякова не возвращает нас к началу повести: к тем останкам, обнаруженным в засыпанном окопе на берегу Днестра.

Смерть как бы вводит героя в кругооборот жизни, в вечно обновляющееся и вечно длящееся бытие: “Когда санинструктор, оставив коней, оглянулась, на том месте, где их обстреляли и он упал, ничего не было. Только подымалось отлетевшее от земли облако взрыва.

И строй за строем плыли в небесной выси ослепительно белые облака, окрыленные ветром”, — будто поднявшие бессмертную память о них, девятнадцатилетних. Навсегда герои повести Бакланова, писателя-фронтовика, как и их прототипы, останутся молодыми.

Ощущение красоты и цены жизни, острое чувство ответственности перед павшими за все, что происходит на земле, — вот такой душевный настрой остается поле прочтения повести “Навеки-девятнадцатилетние”.

Источник: https://ronl.org/sochineniya/literatura-zarubezhnaya/127860/

Ссылка на основную публикацию