Сочинения об авторе дидро

Сочинение: Дидро

Дени Дидро (Denis Diderot, 1713-1784) по праву занимает центральное место во французском Просвещении. Можно сказать больше: не только своими взглядами, но и своей деятельностью он сумел выразить дух Просвещения в целом. Не случайно именно ему принадлежит выдающаяся роль вдохновителя и создателя знаменитой французской «Энциклопедии».

Наряду с работой над Энциклопедией Дидро создал множество художественных и философских произведений. В 1745 г.

Дидро опубликовал «Принципы нравственной философии, или Опыт о достоинстве и добродетели, написанный милордом Ш***» (1745) — авторизованный перевод трактата Шефтсбери, снабженный многочисленными примечаниями, многие из которых представляют мысли того же Шефтсбери, высказанные в других произведениях.

Обратите внимание

Это издание сыграло свою роль: во-первых, таким образом идеи Шефтсбери, в особенности деизм, были привнесены в интеллектуальную жизнь Франции и получили широкое распространение, во-вторых, они дали толчок развитию на французской почве философски более фундированной теории морали, что было особенно важно на фоне идущей от Монтеня и Ларошфуко сильной традиции афористически-эссеистической моралистики, в-третьих, именно в «Принципах…» было предложено внерелигиозное обоснование моральной философии.

Во многих произведениях Дидро, принесших ему славу, так или иначе затрагиваются морально-философские темы и проблемы. Это: «Философские мысли» (1746), «Прогулка скептика, или Аллеи» (1747, опубл. 1830), «Мысли к истолкованию природы» (1753).

В статье «Эпикуреизм» в Энциклопедии есть раздел «Мораль», в которой взгляды Эпикура излагаются на языке представлений самого Дидро.

В более широком контексте французской философии того времени представляет интерес полемическое сочинение «Последовательное опровержение книги Гельвеция „О человеке“ (1773, 1774, полн. опубл. 1875).

Для понимания моральных взглядов Дидро, а также его критики нравов и отдельных моральных характеров важны такие художественные произведения, как: „Монахиня“ (1760), „Племянник Рамо“ (1772), „Жак-фаталист“ (1773); опубликованные посмертно в 1796 г. [1]

1 Все названные произведения, за исключением „Монахини“, опубликованы в наиболее доступном из современных полных изданий: Дидро Д. Соч. в 2 т. / Сост. и ред. В.Н. Кузнецов. М., 1986, 1991. Художественные произведения Дидро издавались на русском языке неоднократно.

Природа морали. Дидро начинал свою литературную деятельность с переводов различных произведений английских авторов. К моменту выхода „Принципов нравственной философии“ он уже был известен как переводчик ряда значительных английских трудов. Но только „Принципы…

“ включаются в собрания сочинений Дидро, и это свидетельствует о сложившейся традиции считать Дидро по крайней мере соавтором этого французского произведения. Сопоставление перевода Дидро с трактатом Шефтсбери показывает, что французский текст в значительной, если не сказать подавляющей части, совпадает с оригиналом.

Однако как в названии произведения, опубликованного Дидро, происходит некий, на первый взгляд, лишь стилистический сдвиг, так и в этико-философском содержании трактата

Важно

происходят изменения. В переводе Дидро (и благодаря именно переводу) несколько снижается сентименталистское содержание „Исследования о заслуге, или добродетели“ Шефтсбери и на первый план выдвигается идея гармонии себялюбивых и общественных интересов (не эмоций, как у Шефтсбери).

Публикация авторизованного перевода не была случайной в творческой биографии Дидро; основные морально-философские установки этого произведения, включая те, которые были связаны с этическим сентиментализмом, прослеживаются во многих рассуждениях Дидро на темы практической философии. Однако не следует рассматривать Дидро как преемника этического сентиментализма Шефтсбери. Временами, он даже более склонялся к взглядам, которые были свойственны ярому критику Шефтсбери — Мандевилю. Так, в заметках 1767 года он прямо отвергал теорию морального чувства Хатчесона и Смита, считая ее достойной, скорее, поэзии, нежели философии. Врожденному моральному чувству Дидро противопоставлял опыт: ребенок с малых лет подмечает, что нравится взрослым, и научается вести себя так, чтобы быть приятным для окружающих и, стало быть, полезным для себя [1].

Действительные основы моральных взглядов Дидро можно почерпнуть в „Молитве“ — небольшом тексте, которым завершаются „Мысли к истолкованию природы“ и в котором он изложил свое этическое кредо. Дидро понимал рискованность этого своего исповедания и при издании „Мыслей“ поместил „Молитву“ лишь в трех (!) экземплярах книги. В ней, как и в „Мыслях“ в целом, Дидро обращается к молодым людям.

Без обиняков заявляя о своем скептицизме, о своем глубочайшем сомнении в существовании Бога, он утверждает ряд нравственных принципов.

Это: а) себялюбие — основа действий, б) нравственные решения — автономны (по отношению к Божеству) и неподотчетны (Божеству), в) нравственное значение действий обусловлено не их причинами, а их результатами, г) человек полностью ответствен за собственную жизнь [2].

Дидро — эвдемонист. Стимул и цель человеческой жизни он усматривает в счастье. Поэтому первым шагом нравственной философии должно быть отыскание того, в чем состоит „истинное счастье“ [3].

1 Дидро Д. Салон 1767 года // Дидро Д. Собр. соч.: В 10 т. Т. VI. Искусство / Пер. под ред. Н. Жарковой; общ. ред. вступ. ст… примеч. Д. Аркина. М., 1946. С. 292.

2 Дидро Д. Мысли к истолкованию природы // Дидро Д. Соч.: В 2 т. Т. 1. С. 377- 378.

Совет

3 Дидро Д. Статьи из „Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремесел“ // Дидро Д. Указ. соч. Т. 2. С. 537.

Счастье, по Дидро, это синоним блага, и потому счастье состоит в наслаждении и в пользе — истинном наслаждении и истинной пользе, что, впрочем, для Дидро, суть одно и то же.

Полемизируя с Гельвеци-ем, Дидро не допускал возможности сведения всего разнообразия духовной жизни к проявлениям физической чувствительности или личной корысти [1].

У развитого и образованного человека стремление к духовным наслаждениям никогда не уступит жажде чувственных.

Добродетель состоит в принесении пользы, а порок — в причинении вреда [2]. Поэтому „всеобщая полезность и общественное согласие должны быть двумя великими правилами наших действий“ [3]. Соответствующим образом должно быть устроено общество.

Развивая идеи, изложенные в „Принципах…

“, Дидро указывал на необходимость деятельной взаимозависимости общего и частного интересов, так, чтобы „благо отдельных лиц было тесно связано с общим благом; чтобы гражданин не мог повредить обществу, не повредив самому себе“ [4].

1 Дидро расходился в этом с Гельвецием, рассуждая о морали.

Затрагивая же физиологические вопросы, он легко мог придти к выводу о том, что от какого-нибудь легкого телесного недуга может зависеть „разум, вкусы, антипатии, желания, характер, поступки, мораль, пороки, добродетели, счастье и несчастье человека, наконец, счастье и несчастье всех окружающих нас“ (Элементы физиологии. С. 512).

Исследователи творчества Дидро указывают на присущую ему особенность рассматривать явления в их различных, порой противоположных определениях (См.: Длугач Т.Б. Дидро // Новая философская энциклопедия. Т. 1. М., 2000. С. 663; Maclntyre A. A Short History of Ethics: A History of Moral Philosophy from the Homeric age to the Twentieth Century. New York, 1996. P. 182).

2 Сон Д'Аламбера // Дидро Д. Соч.: В 2 т. Т. 1. С. 432. Близкую мысль Дидро высказывает в „Принципах…“ (и ее не было у Шефтсбери), соотнося добродетель и порок с „благом для общества и для всех его членов“ и завершая этими словами трактат. (Принципы нравственной философии // Дидро Д. Указ. соч. Т. 1. С. 163).

Обратите внимание

3 Статьи из „Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремесел“. С. 538.

4 Разговор философа с женой маршала де*** // Дидро Д. Указ. соч. Т. 1. С. 459. См. также: Дидро Д. Бог и человек. Сочинение де Вальмира // Дидро Д. Избр. атеистические соч. / Ред. Х.Н. Момджян. М., 1956. С. 176.

Образ счастья. Подлинного счастья можно достигнуть, следуя естественным потребностям, а не страстным желаниям. Дидро нисколько не отвергает чувственных удовольствий.

Однако перечислив все, доставляющее ему наслаждение — будь то изысканное кушанье, прекрасное вино, нежность любимой или пирушка с друзьями, — Дидро добавляет: „мне бесконечно сладостнее оказать помощь несчастному…

, подать спасительный совет, прочесть занимательную книгу, совершить прогулку в обществе друга или женщины, близкой моему сердцу, провести несколько часов в занятиях с моими детьми,

написать удачную страницу, исполнить общественный долг, сказать той, кого я люблю, несколько слов, таких ласковых и нежных, что руки ее обовьются вокруг моей шеи. Есть поступки, ради которых я отдал бы все состояние“ [1]. Подлинное счастье, по Дидро, не может не основываться на честности, справедливости, милосердии и внутренней независимости личности.

Эвдемонизм Дидро носит умеренно-гедонистический характер (в отличие от утилитаристского эвдемонизма Гельвеция).

Природа склоняет человека к предпочтению удовольствий; — разум подсказывает не ограничивать удовольствия, а избегать или хотя бы ограничивать те страдания, которые сопровождают некоторые удовольствия.

Рассуждая об этом, Дидро замечает: „Стоиками становятся, но эпикурейцами рождаются“ [2].

1 Дидро Д. Племянник Рамо // Дидро Д. Указ. соч. Т. 2. С. 79.

2 Дидро Д. Эпикуреизм // Дидро Д. Соч.: В 2 т. Т. 2. М., 1991. С. 539.

Важно

Разоблачение эгоистического имморализма. Приведенное выше понимание счастья Дидро высказывает в вымышленной беседе с Жаном Франсуа Рамо — племянником известного и в наше время французского композитора Жана Филиппа Рамо, одного из создателей классического музыкального стиля.

Племянник Рамо послужил лишь прототипом персонажа одноименной философской повести.

Реальный Рамо, несомненно, был человеком парижской богемы, однако не обязательно был таким откровенным циником, ни во что не ставящим моральные нормы и добродетели, каким он предстает в повести Дидро.

В племяннике Рамо нередко усматривают прообраз героев романов де Сада. Но Рамо не был не только садистом, но и гедонистом. Он именно циник, эгоист — ниспровергатель нравственности. В лице Рамо Дидро создал один из первых литературных образов эстетствующего имморалиста.

Рамо интеллектуален, обладает утонченным художественным вкусом, он неплохой музыкант и вместе с тем он не устает без утайки рассказывать о таких своих склонностях и привычках, которые не могут не порождать зла и не приносить страданий как другим людям, его близким, так и ему самому.

Разумность и чувство прекрасного оказались соединенными в его характере с отсутствием элементарного морального чувства, обязательности и совестливости.

Он одним из первых в европейской традиции продемонстрировал возможность сознательной приверженности злу, точнее, тому, что принято считать злом и что, оказывается, вполне

приемлемо, если это отвечает личным интересам. »… Своим порокам я чаще радуюсь, чем огорчаюсь из-за них… — без смущения заявляет он. — Если уж быть великим в чем-либо, то прежде всего в дурных делах” [1].

Совет

Рамо — не только человек богемы, он и человек мира богатых, и Дидро, заставляя Рамо шаг за шагом декларировать свой имморализм, одновременно разоблачает и нравственность современного ему общества, в котором размываются общечеловеческие моральные принципы.

Про себя Рамо заявляет, что он, посредственный музыкант, прекрасно разбирается в морали и многого достиг «благодаря системе, точному суждению, разумному и правильному взгляду».

Что это за «мораль»? — Прежде всего, это мораль исключительного себялюбия, опосредствованного страстью к наслаждению и богатству — к богатству ради наслаждения.

Рамо признает существование «правил всеобщей совести» [2], но только для того, чтобы подчеркнуть, что их никто не исполняет. Исключения из этих правил и составляют моральную жизнь.

Они встречаются везде, и суть одна: стремление к доходу есть основный мотив человеческих поступков. Так же и словом «добродетель» всего лишь украшено мечтательное направление ума, необычный склад души, своеобразный вкус. Кому-то это по нраву. Но как скучен был бы мир, будь он мудрым и добродетельным.

Поэтому для Рамо нет ни отечества, ни дружбы. Достоинство удачно подменено богатством (богатством легко прикрыться и от позора, и от бесчестья).

А на место обязанностей поставлено умение прислуживать: «Надо прислуживаться, ездить к знатным особам, изучать их вкусы, потакать их прихотям, угождать порокам, одобрять несправедливость — вот в чем секрет» [3].

При этом должно быть чувство меры, чтобы… ускользать от позора, бесчестья и законов, — как диссонансов в общественной гармонии.

Обратите внимание

1 Дидро Д. Племянник Рамо. С. 99. В прежнем русском издании это место переведено несколько иначе: «Если где-нибудь нужно быть великим, то это преимущественно во зле» (Дидро Д. Избр. филос. произв. М., 1941. С. 248).

2 Дидро Д. Племянник Рамо. С. 75-76.

3 Там же. С. 78.

«Мораль» Рамо может привлекать на фоне лицемерия и ханжества добропорядочного общества. Рамо апеллирует к естественности и непринужденности.

Если себялюбие естественно и выражается в стремлении к богатству, почему надо это скрывать? Главное — счастье, и если счастье, говорит Рамо, понятое как почет, богатство и власть, можно получить пороками — пороками, присущими мне, «пороками, отвечающими нравам моего народа, приходящимися по

вкусу моим покровителям и более соответствующими их мелким нуждам», нужно ли прибегать к добродетели? [1] Рамо упивается своим положением — «счастливого разбойника среди разбойников богатых», готового вместе с тем на любую гнусность и порок при условии, что никто его к этому не принуждает: «Я готов пожертвовать достоинством…, но по своей собственной вoле, а не по чужому приказанию. Допустимо ли, что бы мне сказали: „Пресмыкайся!“ — и чтобы я был обязан пресмыкаться!» [2].

1 Дидро Д. Племянник Рамо. С. 80.

2 Там же. С. 82.

Апелляция Рамо к естественности и свободе в наибольшей степени сближает его с героями де Сада. А характер естественности и свободы, к которым он апеллирует, его игнорирование требований здравого смысла и рациональности, делают его антигероем Просвещения.

Критика христианской этики. В отношении к религии Дидро, получивший в отрочестве религиозное образование, эволюционировал от скептицизма и деизма к атеизму и радикальному антиклерикализму. Большинство его философских и художественных произведений пронизаны критикой религиозного мировоззрения, христианского учения, церковных и монастырских нравов.

Критика христианской этики развивается Дидро по двум направлениям. Это критика собственно морального учения христианства, направленная главным образом на выявление в нем лицемерия, ханжества и внутренних противоречий, и философско-этическая критика христианской этики.

И здесь в различных рассуждениях Дидро наиболее примечательны два аргумента. Во-первых, христианская этика, как и христианское учение в целом, апеллируя к божественному авторитету, а затем и к авторитету многочисленных святых, подменяет убежденность авторитаризмом, в то время как действительно необходимым основанием убежденности должен быть только разум.

Во-вторых, христианская этика индивидуалистична — она покоится на индивидуальной исключительности.

Важно

Из Священного Писания следует, что христианские добродетели под силу лишь избранным; добродетель оказывается привилегией, ведь подвиги христианских святых не могут рассматриваться в качестве примера для всеобщего подражания. Дидро выдвигает в связи с этим критерий универсализуемости: «Могу ли я презирать в одном человеке то, что уважаю в

другом? Разумеется, нет. Истина, не зависящая от моей прихоти, должна быть правилом для моих суждений, и я не стану одному вменять в преступление то, чем я восхищаюсь как добродетелью в другом» [1]. Добродетель должна быть императивом, не только в равной мере вменяемым каждому, но и не противоречащим принципам общественной жизни.

1 Дидро Д. Философские мысли // Дидро Д. Указ. соч. Т. 1. С. 165.

Источник: https://www.ronl.ru/sochineniya/filosofiya/219309/

Дени Дидро

Дени Дидро родился 5 октября 1713 года в городе Лангре.

Его отец был ножевых дел мастером, эта профессия передавалась в  семье из поколения в поколение в течение двух столетий. Отец был человеком простым, прямодушным, гордился своей честностью. Его влияние на сына несомненно.

По совету своего брата, каноника, отец отдает Дени в школу иезуитов, но потом, заподозрив их в намерении разобщить его с сыном и услать мальчика в дальний монастырь, он оставляет мысль сделать Дени священником. Воспитание Дидро в парижском Сollege dе Harcourt принимает вполне светский характер. В Париже он увлекся новыми идеями, наводнившими столицу, чтением запрещенных книг.

Неудачно проходит и подготовка Дидро после окончания колледжа к карьере юриста. Впоследствии он жалел, что не выбрал адвокатской профессии. Дидро действительно обладал пламенным красноречием. Нежелание Дени избрать определенное дело раздражили, наконец, отца до такой степени, что тот решает предоставить сына самому себе и перестает высылать ему деньги.

Таким образом, Дидро очутился в Париже один и без средств. Несколько лет проводит он, зарабатывая на хлеб самым неблагодарным трудом –  грошовыми уроками, переводами третьесортных книг, даже писанием проповедей для малограмотных аббатов. Он не ищет довольства и однажды покидает место воспитателя в зажиточной семье, заметив, что мещанские спокойствие и сытость начинают его усыплять.

У Дидро в это время появляются серьезные умственные и духовные запросы. Вращаясь среди развитой, но бедной молодежи, он встречает не только единомышленников, но друзей – Руссо, Д’ Аламбера, Кондильяка, Туссена. Тогда же произошла его неудачная женитьба на женщине, не понимавшей его стремлений и мыслей. Этот брак продолжался недолго, но был очень тяжелым для обеих сторон. Прошло несколько лет.

В свет выходит достаточно смелое произведение Дидро « Письмо о слепых», где говорится об операциях доктора Реомюра над  слепыми. Это « письмо» послужило причиной трехмесячного заключения Дидро в Венсенский замок, после того, как тот предал огласке свой скандал с доктором, не допустившим его присутствовать при операции, но сделавшим исключение для одной богатой особы.

Этот арест еще больше развил в Дидро дерзкие, по сути революционные мысли. Именно в  это время Дидро начал главный  труд своей жизни – «Энциклопедию» Жизнь Дидро в быту была более, чем скромной. Постоянные затруднения в средствах сменяли одно другое.

Совет

Юношей он был найден однажды у себя на мансарде в голодном обмороке, в зрелом возрасте был вынужден продать русской императрице Екатерине свою библиотеку, чтобы дать приданое дочери и иметь средства к существованию. Удивительная одаренность Дидро доставила ему, малоизвестному сначала провинциалу, первенствующее место в известнейших салонах Парижа – у г-жи Д’ Эпинэ.

Гольбаха – где получили начало многие из важнейших начинаний философии, творчества, политики. В  1762 году, через 9 дней после прихода к власти Екатерины Великой, начались её отношения с Дидро, которые старательно поддерживались такими поклонниками творчества Дидро, как княгиня Дашкова  или князь Голицын, в то время русский посол в Париже.

Но вскоре заочное общение перестает удовлетворять Екатерину, и, потерпев с Вольтером и Д’ Аламбером неудачу в попытке пригласить их в Россию, императрица уговаривает  Дидро предпринять трудное путешествие в Петербург. Поездка была обставлена  Екатериной с максимальным комфортом, прием был чрезвычайно сердечен. Екатерина возлагает на Дидро несколько деловых поручений.

Это были, в основном, проекты народного просвещения в России  –   план организации низшей и средней школы, университетов, женского образования. Им были написаны такие труды, как « Plan d’ une universite pour la Russie» , «педагогический проект для женского образования» .

Жизнь Дидро, в целом не богатая событиями, (за исключением  нескольких тревожных моментов в судьбе « Энциклопедии» и поездки в Россию), полна странных для обычного человека фактов. В возрасте шестидесяти шести лет он вдруг увлёкся биологией и слушал курсы химии и анатомии у Руэля.  Уже в пожилом возрасте Дидро искренне полюбил молодую девушку, m-lle Voland, и женился на ней.

Он  написал ей множество писем и победил предубеждение её родных своей искренней привязанностью. Она была посвящена во все его помыслы и намерения. Увы, и этот брак был недолгим. Жена умерла, и Дидро  не смог перенести ее ранней смерти. Уйдя от шума и суеты,  он доживал свои последние месяцы. Постепенно ушли из жизни его друзья и соратники – Руссо, Д’ Аламбер. Тридцатого июля 1784 года Дени Дидро последовал за ними. Ему не суждено было создать собственной философской теории. Восприимчивый, быстро откликавшийся на все живое, он раздробил свой талант по многим областям мысли и творчества.  Это был человек, призванный всюду  пробуждать жизнь, вecти людей за собой

Энциклопедия

Еще с 1741 года Дидро мечтал о каком-нибудь грандиозном научном предприятии, которое побороло бы, наконец, нетерпимость и суеверие. В это время к нему явился книгопродавец Лебретон с предложением принять на себя редактуру английской энциклопедии Чемберса, полезного, но чисто технического справочника. Дидро увидел в этом предложении знак судьбы .Он задумал не рабское переложение чужого труда, а самостоятельный и подробный обзор всех достижений науки, всех опытов социальной, политической и религиозной свободы. Его горячность и вера в успех увлекли издателя, и тот принял на себя финансовую сторону предприятия. Энергично и с большим пониманием людей Дидро стал группировать вокруг себя сотрудников. Обладая самыми разнообразными знаниями, от техники в ремеслах до эстетики, философии, естествознания и политики, он был самым подходящим человеком для  центральной, объединяющей роли. Редакторскую работу взял на себя Д Аламбер, своим ровным характером усмирявший вечное волнение и боевой задор Дидро. Он же внес в дело глубокие специальные знания по философским и математическим наукам. Весте они распределили труд по отделам, привлекая для  каждого из них лучших специалистов того времени, таких, как Вольтер и Монтескье. Но свое участие в гигантском сборнике, осуществление которого было рассчитано на  десятки лет, он и не думал замкнуть в рамки одиночного дела. Следы его деятельного участия заметны повсюду, даже в описании открытий и усовершенствований в ремеслах и заводских производствах. Связи с рабочим миром облегчили для Дидро специальное его изучение. Он расспрашивал и разузнавал все нужное в мастерских, сам учился ремеслам и мог внести в Энциклопедию до тысячи статей технического содержания. В 1751 году был издан  первый том.  До 1772 года, когда вышли последние тома, тянется многострадальная, богатая гонениями, запретами и приостановками история великой Энциклопедии, давшей имя целому периоду в развитии человеческой мысли. Всего на работу над ней ушло более тридцати лет, то есть все лучшие годы Дидро потратил на этот труд. Он решил довести дело до конца вопреки всем препятствиям. Духовенство и двор, цензура, полиция, иезуиты – все  объединились в борьбе против него. Д Аламбер, наконец, утомился и заявил другу, что не в силах больше делить с ним редакционные труды. Дидро взял эту тяжелую обязанность на себя и после перерыва в несколько лет выпустил в 1765 году десять новых томов. Ему предлагали облегчить дело издания, перенеся его за границы Франции, Фридрих второй звал его в Берлин, Екатерина обещала устроить ему удобное печатание в одном из приморских городов России, например в Риге. Но он остался на своем посту, и на глазах своих противников, пользуясь иногда покровительством людей, обязанных его преследовать ( например Мальзабера, главного блюстителя печати),  с поразительной настойчивостью шел по намеченному им пути. К этому времени слава Энциклопедии разнеслась по всей Европе. Везде, где царили беззаконие, жестокость, душевная тьма (а кроме пробудившейся раньше Англии вся Европа была тогда в таком состоянии), её статьи, изложенные твердым, научным языком, действовали необыкновенно эффективно. Великая Энциклопедия Дидро стала первым научным изданием, содержащим не только чисто техническую информацию, рассчитанную на профессионалов, но и философские рассуждения, что и послужило одной из основных причин столь яростного неприятия властью этой книги. Во многих статьях,  например в статье” Свобода”, принадлежащей самому Дидро, высказывались достаточно смелые взгляды на жизнь, которые не могли понравиться  правительству Франции. Круг его научных интересов был чрезвычайно широк. Он писал  о естественном отборе и теории наследственности, что дало возможность впоследствии называть Дидро предшественником Дарвина. « Что значат тысячелетия в мировой жизни!» – восклицал он, говоря об эволюции, приведшей природу и человека к их современному состоянию. Он верил в успехи эксперимантальной науки с  ее тонкими приборами и точными наблюдениями. В своей работе «Сон д’Аламбера» он умышленно придал своим научным  фантазиям форму болезненного бреда со вспышками ясного, здравого смысла. В такой форме можно было строить и высказывать догадки, которые многим должны былим показаться химерическими. Тогда это были действительно мечты, но они были достойны замечательного философа природы, с годами оставившего далеко позади себя своих прежних единомышленников, вроде Гольбаха или Гельвеция.

Дидро – философ

Дени Дидро занимает одно из центральных мест среди представителей передовой революционной мысли Франции  IYIII века. Он был одним из наиболее ярких выразителей  материалистического мировоззрения    просветительской эпохи на пути к буржуазной революции 1789 года. Из всех областей мысли, занимавших Дидро,  он особенно много внимания уделял  проблемам теории познания, религии, этики и теории искусства.Дидро утверждает, что сознание (мышление) и бытие (действительность), несмотря на свою противоположность, едины, так как они оба являются атрибутами одной и той же субстанция – материи. Устойчивость наших знаний проистекает из нашей связи с природой, из нашего жизненного опыта и из нашей способности делать умозаключения на основе этого опыта. Так, агностицизму и грубому субъективизму Дидро противопоставляет возможность и неизбежность объективного  отражения и познания действительности.                                    Критика религии и церкви занимала исключительное место в работе философской мысли  ХYIII  века, т.к. религия  являлась, с точки зрения просветителей, основным предрассудком, тормозившим  идейное развитие чесловечества, и средством порабощения народных масс господствующими сословиями. Крупнейшие представители философской мысли ХYIII  века в той или иной степени тяготели к атеизму. Некоторые из них останавливались на полпути, чаще всего склоняясь к осторожно-примирительному деизму. Из всех философов-просветителей Дидро наиболее последовательно подошел к проблеме религиозного сознания. Уже в своих замечаниях  к переводу труда Шафтсбери «Исследование о заслуге и добродетели» Дидро показал себя далеко не правоверным католиком. Здесь он высказывает некоторые атеистические идеи и выражает сомнение в том, что религиозные верования сами по себе способны внушить их обладателю добродетель Дидро опирался на материализм и атеизм  в своих трудах об эволюции природы и теории ее познания человеком.

Дидро  в искусстве

На  рубеже пятидесятых годов Дидро включил в круг своих интересов вопросы искусства, которыми после этого не переставал заниматься до конца жизни. Вопросы эстетики он поставил перед собой впервые в статье «Прекрасное», напечатанной в Энциклопедии в  1751 году.

В этой статье Дидро во многом стоит на позициях абстрактных понятий о красоте, которые были характерны для французской эстетической мысли его времени, но он уже признает объективность красоты и прекрасного. « Долговечны лишь те красоты, которые основаны на связи с созданиями природы.

Обратите внимание

Красота в искусстве имеет то же основание, что истина в философии», – писал Дидро. Одним из искусств, более всего интересовавших Дидро, был театр. Его работа « Парадокс об актере» является одним из самых его блестящих произведений. Здесь объединяются и приводятся в систему все вопросы драматургии и практики театрального искусства.

В частности, дается обоснование метода актерской игры. Последний вопрос широко обсуждался в критической литературе  ХYIII века. Теория «переживания» и теория «представления», теория  игры «нутром», то есть эмоциональными данными актера, и теория игры «техникой», руководимой рассудком, – находили себе каждая немало приверженцев.

Перевес был явно на стороне тех, кто « защищал» «переживание». Выступая в «Парадоксе об актере» против «чувствительного» эпигонства классической  школы актерской игры, Дидро менее всего имел в виду утверждение рассудочности процесса сценического творчества.

Считая разум «универсальным» чувством, контролирующим и организующим ощущения и восприятие действительности, он стремился обосновать руководящую роль разума в создании сценического образа. Как реакция на хаотическую «чувствительность»  французской актерской школы второй половины ХYIII века, « Парадокс» имел несомненно прогрессивное значение.

Однако, характерная для того времени механистическая постановка вопроса о природе актерского творчества сильно ограничила его практическую и теоретическую ценность. Содержащиеся в нем отдельные догадки знаменовали, впрочем, приближение Дидро к возможному научному обоснованию процесса актерской игры.

В дальнейшем его работы были использованы Станиславским  в его «Работе актера над собой». Дидро создал также ряд произведений художественной  литературы. Его ранние литературные опыты, например, роман «Нескромные сокровища», написаны в традиции галантной литературы XYIII века.

Повесть «Белая птица» представляет собой аллегорическую сказку, где все тот же фантастический покров набрасывается на скептическую усмешку по адресу абсолютизма и аристократии. Но, конечно, не произведениями этого жанра Дидро стяжал себе славу одного из лучших писателей прозаиков Франции. Этим он обязан своим реалистическим романам. Самым известными из них являются роман «Монахиня» и «Жак фаталист», а также знаменитый диалог «Племянник Рамо».

Источник: https://referat.hhos.ru/2013-07-21-07-34-21/267-2013-07-27-19-21-26/3665-2013-07-29-22-02-36.html

Дени Дидр – Собрание сочинений в 10 томах. – Дени Дидро

Оглавление

От издательства
И. Луппол. Дени Дидро (Среда, жизнь, идеи)
Философия
Философские мысли (пер. И.Б.Румера)
Прибавление к философским мыслям, или разные возражения против сочинении различных богословов (пер. И.Б.Румера)
Прогулка скептика, или аллеи (пер. И.Б.Румера)
Письмо о слепых в назидание зрячим (пер. П.С.Юшкевича)
Прибавление к письму о слепых (пер. П.С.

Юшкевича)
Письмо Вольтеру (пер. П.С.Юшкевича)
Мысли об объяснении природы (пер. В.Е.Сережникова)
Философские принципы, о материи и движении (пер. В.Е.Сережникова)
Разговор Даламбера с Дидро (пер. В.Е.Сережникова)
Сон Даламбера (пер. В.Е.Сережникова)
Продолжение разговора (пер. В.Е.Сережникова)
Примечания. Составил А. Н.

Лаврентьев)
Указатель имен

Перечень иллюстраций

Дени Дидро Т. II. Философия – 1935 – 569 стр. – DjVu, RUS

Оглавление

[Предисловие изъято] Добавление к «Путешествию» Бугенвилля (пер. П.С.Юшкевича) 10
Примечания 522
Речь философа, обращенная к королю (пер. П.С.Юшкевича) 61
Примечания 526
Разговор философа с женой маршала де*** (пер. В.К.

Сережникова) 66
Примечания 527
Размышления по поводу книги Гельвеция «Об уме» (пер. П.С.Юшкевича) 84
Примечания 529
Систематическое опровержение книги Гельвеция «Человек» (пер. П.С.Юшкевича) 95
Том I 95
Том II 251
Примечания 532
Элементы физиологии (пер. П.С.Юшкевича) 311
Примечания 551
Примечания.

Составила М. Д. Цебенко 521
Указатель имен 559

Перечень иллюстраций 564

Дени Дидро Т. III. Романы и повести – 1937 – 590 стр. – DjVu, RUS

Оглавление

А. Ф. Иващенко. Реалистические повести Дидро 8
Романы и повести 42
Монахиня (пер. Н. Соболевского) 42
Примечания 577
Нескромные сокровища (пер. Е. Б.) 232
Примечания 581
Белая птица, небылица в лицах (пер. Н. Соболевского) 503
Примечания 584
Примечания. Составил И.К.Луппол 576

Перечень иллюстраций 586

Дени Дидро Т. IV.Диалоги, повести, стихи – 1937 – 593 стр. – DjVu, RUS

Оглавление

Мой отец и я (пер. Г.И.Ярхо) 8
Примечания 563
Он и я (пер. Г.И.Ярхо) 18
Примечания 563
Разговор отца с детьми (пер. Г.И.Ярхо) 23
Примечания 564
Сожаления о моем старом халате (пер. Г.И.Ярхо) 56
Примечания 564
Это но сказка (пер. Г.И.Ярхо) 63
Примечания 565
Племянник Рамо (пер. Н.Соболевского) 89
Примечания 566
Жак Фаталист и его хозяин (пер. Г.И.

Ярхо) 207
Примечания 579
Стихи (пер. А.С.Кочеткова) 539
Кодекс Дени 539
Жалоба в рондо Дени, бобового короля 540
Элевтероманы, или Одержимые свободой 541
Почта из Кенигсберга в Мемель 549
Послание 556
Переправа через Двину по льду в марте 1774 года 556
Мой портрет и мой гороскоп 559
Песенка во вкусе романса 560
Примечания 586
Примечания. Составили Д. И. Гачев и И.К.

Луппол 563

Перечень иллюстраций 589

Дени Дидро Т. V. Театр и драматургия – 1936 – 597 стр. – DjVu, RUS

Оглавление

Д. Гачев. Вопросы драматургии в эстетике Дидро 7
Театр и драматургия 34
Побочный сын, или исиытания добродетели (пер. Р.И.Линцер) 35
Беседы о «Побочном сыне» (пер. под ред. Э.Гуревич) 117
Примечания 677
Отец семейства (пер. Р.И.Линцер) 216
Примечания 681
О драматической поэзии (пер.

Р.И.Линцер) 368
Примечания 681
Хорош он или дурен? Или Любезный насмешник, или Тот, кто служит всем, но никому не может угодить (пер. Р.И.Линцер) 475
Примечания 685
Парадокс об актере (пер. Р.И.Линцер) 602
Примечания 686
Примечания. Составил Д. П.

Гачев 676

Перечень иллюстраций 694

Дени Дидро Т. VI. Искусство – 1946 – 608 стр. – DjVu, RUS

Оглавление

Д. Аркин.

Дидро как художественный критик 8
Салоны 34
Салон 1759 года 35
Карл Ван-Лоо 35
Вьен 36
Шарден 38
Буше 38
Салон 1761 года 39
Карл Ван-Лоо 39
Буше 42
Амедей Ван-Лоо 43
Шарден 45
Берне 45
Грез 47
Общий обзор 54
Салон 1763 года 55
Другу моему господину Гримму 55
Живопись 57
Карл Ван-Лоо 57
Луи-Мишель Ван-Лоо 59
Буше 62
Вьен 64
Шалль 67
Шарден 68
Лутербур 69
Верне 73
Грез 77
Скульптура 84
Фальконе 84
Миньо 86
Вышивки 87
Салон 1765 года 89
Другу моему господину Гримму 89
Карл Ван-Лоо 94
Буше 103
Лагрене 107
Десе 108
Шарден 113
Сервандони 120
Берне 125
Рослин 132
Казанова 137
Бодуэн 142
Грёз 145
Лутербур 162
Лепренс 168
Аман 170
Фрагонар 171
Скульптура 173
Лемуан 180
Фальконе 182
Пажу 187
Граверы 188
Кошен 195
Опыт о живописи 196
Глава первая. Мои причудливые мысли о рисунке 196
Глава вторая. Мои незначительные мысли о цвете 202
Глава третья. Все, что я узнал за всю мою жизнь о светотени 208
Продолжение предыдущей главы. Изучение светотени 214
Глава четвертая. То, что все знают о выразительности и нечто, что знают о ней не все 219
Глава пятая. Параграф о композиции, где я надеюсь упомянуть о ней 231
Глава шестая. Мое слово об архитектуре 245
Глава седьмая. Маленькое заключение к предшествующему 252
Салон 1767 года 256
Другу моему господину Гримму 256
Мишель Ван-Лоо 272
Вьен 277
Лагрене 290
Диалоги
Дидро —Нэжон 304
Дидро —Гримм 309
Шарден 313
Верне 314
Лундберг 367
Жюльяр 370
Казанова 372
Бодуэн 373
Маленький диалог 378
Белланже 379
Ответ на письмо господина Гримма 381
Лепренс 383
Робер 385
Лутербур 404
Леписье 413
Фрагонар 415
Дюрамо 416
Рену 420
Граверы 429
Кошен 429
О манере и манерности 430
Две Академии (1766) 437
Салон 1769 года 445
Письмо первое 445
Письмо второе: Буше 447
Письмо четвертое: Алле 450
Письмо пятое: Лагрене 452
Письмо шестое: Шарден 458
Письмо седьмое: Латур 462
Письмо восьмое: Берне 467
Письмо тринадцатое: Грёз 469
Письмо четырнадцатое 472
Письмо пятнадцатое: Паскье, Алль 478
Письмо шестнадцатое 479
Письмо семнадцатое 481
Салон 1775 года 483
Живопись 483
Алле 484
Вьен 484
Лагрене (старший) 486
Амедей Ван-Лоо 488
Леписье 489
Брене 490
Шарден, Верне, Лепренс 492
Друэ, Милле Франциск, Маши 494
Белланже, Герен, Робер, Тараваль 495
Гюэ, м-ль Валайе 496
Клериссо, Бофор, Жоллен, Периньон 497
Дюплесси, Дюрамо 498
Лагрене (младший), Монне, Рену 499
Карэм, Бунье, Алль, Мартен 500
Обри, Рооон 501
Салон 1781 года 502
Верне, Лепренс 502
Менажо, Давид 503
Скульптура 507
Гудон 507
О вкусе 510
О критике 513
О композиций и о выборе сюжетов 516
О колорите, об искусстве освещения о светотени 542
Об античности 552
О грациозности, небрежности и простоте 558
О естественности и о лести 560
О красоте 564
О причудливых формах 565
О костюме 566
Различные характеры живописцев 567
Определения 570
Пропуски 570
Примечания 573
Указатель имен 596

Перечень иллюстраций

Дени Дидро Т. VII. Статьи из «Энциклопедии» – 1939 – 420 стр. – DjVu, RUS

Оглавление

В. И. Пиков. Дидро и «Энциклопедия» 8
Статьи из «Энциклопедии» 43
I. Предисловия и письма 44
1. Проспект 44
2. Письма к Вертье 75
3. Предисловие к VIII тому «Энциклопедии» 81
II. Статьи по вопросам мировоззрения в целом 86
1. Природа 86
2. Животное 89
3. Человек 112
4. Душа 126
5. Зверь, животное, скот 136
6.

Бессмертие 138
7. Имматериализм или спиритуализм 139
III. Статьи по вопросам теории познания 155
1. Ощущения 155
2. Представление 169
3. Мысль 186
4. Рассуждение 187
5. Индукция 192
IV. Статьи по вопросам философии общества 203
1. Человек 203
2. Естественное право 205
3. Естественный закон 210
4. Гражданин 212
5.

Интерес 217
6. Нравы 221
7. Целибат 221
V. Статьи по вопросам политики 240
1. Государи 240
2. Тиран 244
3. Законодатель 246
4. Собственность 266
5. Привилегия 267
6. Священники 274
7. Философ 277
VI. Статьи по вопросам техники 283
1. Сталь 283
2. Земледелие 310
3.

Хлопок 333
Гравюры 363
Примечания 399

Перечень иллюстраций 415

Дени Дидро Т. VIII. Письма к Софи Воллан – 1937 – 560 стр. – DjVu, RUS

Оглавление

[Предисловие изъято] Письмо 1 (1) 10
Письмо 2 (2) 13
Письмо 3 (5) 17
Письмо 4 (8) 18
Письмо 5 (9) 21
Письмо 6 (11) 26
Письмо 7 (12) 30
Письмо 8 (13) 31
Письмо 9 (14) 39
Письмо 10 (16) 48
Письмо 11 (20) 52
Письмо 12 (21) 58
Письмо 13 (22) 13
Письмо 14 (23) 14
Письмо 15 (24) 71
Письмо 16 (25) 90
Письмо 17 (30) 93
Письмо 18 (32) 97
Письмо 19 (34) 100
Письмо 20 (35) 104
Письмо 21 (36) 110
Письмо 22 (37) 112
Письмо 23 (38) 116
Письмо 24 (42) 119
Письмо 25 (44) 123
Письмо 26 (47) 136
Письмо 27 (48) 152
Письмо 28 (49) 161
Письмо 29 (50) 170
Письмо 30 (52) 175
Письмо 31 (56) 194
Письмо 32 (57) 200
Письмо 33 (59) 209
Письмо 34 (60) 214
Письмо 35 (61) 216
Письмо 36 (62) 221
Письмо 37 (63) 226
Письмо 38 (64) 230
Письмо 39 (65) 235
Письмо 40 (66) 239
Письмо 41 (67) 242
Письмо 42 (69) 248
Письмо 43 (70) 256
Письмо 44 (72) 264
Письмо 45 (73) 271
Письмо 46 (74) 275
Письмо 47 (75) 280
Письмо 48 (76) 285
Письмо 49 (77) 289
Письмо 50 (78) 293
Письмо 51 (83) 297
Письмо 52 (84) 302
Письмо 53 (87) 311
Письмо 54 (88) 315
Письмо 55 (89) 318
Письмо 56 (91) 326
Письмо 57 (92) 330
Письмо 58 (93) 334
Письмо 59 (94) 337
Письмо 60 (104) 342
Письмо 61 (108) 343
Письмо 62 (110) 349
Письмо 63 (111) 355
Письмо 64 (114) 360
Письмо 65 (115) 366
Письмо 66 (116) 371
Письмо 67 (119) 378
Письмо 68 (120) 389
Письмо 69 (123) 392
Письмо 70 (127) 397
Письмо 71 (138) 403
Письмо 72 (139) 410
Письмо 73 (140) 418
Письмо 74 (141) 426
Письмо 75 (142) 436
Письмо 76 (143) 441
Письмо 77 (144) 450
Письмо 78 (148) 452
Письмо 79 (150) 462
Письмо 80 (152) 468
Письмо 81 (156) 473
Письмо 82 (157) 476
Письмо 83 (158) 479
Письмо 84 (163) 486
Письмо 85 (164) 488
Письмо 86 (165) 491
Письмо 87 (166) 495
Письмо 88 (167) 499
Письмо 89 (175) 502
Письмо 90 (180) 503
Письмо 91 (181) 505
Письмо 92 (182) 507
Письмо 93 (183) 508
Письмо 94 (184) 510
Письмо 95 (186) 512
Письмо 96 (187) 516
Фрагменты писем без даты 518
Примечания 528
Указатель имен 546
Перечень иллюстраций 554

Оглавление 556

Дени Дидро. Собрание сочинений в 10 томах. Том IX. Письма – 1940 – 613 стр. – DjVu, RUS

Оглавление

Предисловие редактора 6
Письма к невесте 8 Вклейка. Дидро. Бюст работы Колло 10
Письма к жене и дочери 22
Письма к отцу 49
Письма к сестре 64
Письма к брату 109
Вклейка. Дидро и Гримм. С рисунка Кармонтеля 136
Письма к Гримму 138 Вклейка. Неккер. С гравюры О.

де-Сент-Обена по рисунку Дюплесси 242
Письма к Фальконе 258 Вклейка. Фальконе. Мраморный бюст работы Колло 1768 г. 260 Вклейка. Семейство Дария. С гравюры Шеро по картине Лебрена 342 Вклейка. Приношение Амуру. С гравюры Макрэ по картине Грёза 424 Вклейка. Венера и Марс. С картины маслом Вьена 450 Вклейка.

Эпизод из войн Людовика XIV во Фландрии. С картины маслом Вандермелена 476 Вклейка. Этюд из шотландской гражданской войны 1650—1651 г. С картины маслом Вандермелена 482
Письма к Вольтеру 505 Вклейка. Вольтер. С рисунка пастелью Латура 512
Вклейка. Ж.-Ж. Руссо. Мраморный бюст Гудона 522
Письма к Ж.-Ж.

Важно

Руссо 524
Письма к Нэжону 531
Письма к мадмуазель Жоден 536
Примечания 568 Письма к невесте 570 Письма к жене и дочери 572 Письма к отцу 574 Письма к сестре 575 Письма к брату 576 Письма к Гримму 579 Письма к Фальконе 587 Письма к Вольтеру 597 Письма к Ж.-Ж.

Руссо 598 Письма к Нэжону 598 Письма к мадмуазель Жоден 599
Указатель имен 600
Перечень иллюстраций 609
Содержание 610

Дени Дидро Т. X. Rossica: Произведения, относящиеся к России – 1947 – 563 стр. – DjVu, RUS

Оглавление

А. Молок. Дидро о России 8
I. Философские, исторические и другие записки различного содержания 42
Оглавление «Записок», составленное Дидро 49
Исторический очерк о представительных учреждениях 52
«Мечты мои, философа Дени» 83
Об отправлении правосудия 89
О важности конкурса даже на первые должности империи 91
О важности укрепления: в .

империи порядка наследования 93
О театральных пьесах 94
[Проект театральной пьесы] 96
О Петербурге 97
О торговых домах 98
О Комиссии 99
О безошибочном средстве не получить почестей в нашей стране и не только почестей, а даже заслуженного места 100
Об одном уголке национальной души и об обычае, принятом в Амстердаме 101
Об учреждениях вашего императорского величества, и о духе вашей нации 103
О сыне вашего императорского величества великом князе 106
О комедии, написанной ее величеством императрицей России и озаглавленной «О время!» 109
О Комиссии по составлению законов, о конкурсе на должности, об учреждениях и вообще о всякого рода установлениях и о публичных волеизъявлениях вашего императорского величества 113
О школе для молодых девиц 118
О школе для молодых девиц 124
О ростовщичестве 124
О терпимости 126
Первое добавление к записке о терпимости 134
Второе добавление о религиозных верованиях 139
О переворотах 140
О Комиссии 141
О публичных школах 150
О роскоши 161
Об особом воспитании 175
Вашему величеству от слепца, вздумавшего рассуждать о цвете 183
О нетерпимости 194
О положении подкидышей 195
Мысль о сближении воспитания питомцев вашего Воспитательного дома с воспитанием в учреждении для молодых девиц 196
Общая история деспотизма. Почта из Гамма в Линпштадт 197
О Парижской полиции 198
Об уроках анатомии 199
О французских литераторах 200
О склонности нации к чистоплотности 200
О прокладке улиц 201
Некоторые, отчасти систематические, мысли о возможности воспитать в нации чувство свободы и привести се к цивилизованному состоянию 202
Речь гения Франции, обращенная к Петру I у границы 203
О монетах 204
О разводе 205
О молодых художниках, посылаемых вашим величеством за границу, и о тех, которых вы приглашаете из зарубежных стран 207
О кадетской школе 209
Об одном древнем обычае 223
О необходимости сохранять в должностях тех, кто приобрел нужные для того сведения 224
О полномочных министрах при иностранных дворах 225
О морали королей 226
О пограничных знаках владений и территорий 232
Об игре государя 234
О третьем сословии 234
О Кодексе 235
О вступлении депутата в исполнение обязанностей 235
О гипсовых слепках Академии художеств 236
О моей манере работать 237
Об академиях, о происках академиков и, в частности, об академии национального языка 239
О занятиях и свободе занятий 240
О фабриках и мануфактурах 241
О литейных и железоделательных заводах 242
О сурепице (кользе) и табаке 243
О коммерсантах и купцах как местных, так и иностранных 243
Сцена между знатным вельможей и его кредитором 246
О нашей регистратуре 247
Как можно извлечь пользу из религии и сделать ее на что-нибудь годной 248
Об Энциклопедии 249
Предпоследний листок 255
II. План университета или школы публичного преподавания всех наук, для Российского правительства 258
Приложение: М. Гримм. Опыт об образовании и России 368
III. Вопросы Дидро, относящиеся к социальному и экономическому состоянию Российской империи и ответы на них 379
IV. Замечания на наказ е. и. в. депутатам Комиссии по составлению законов 405
Примечания 507

Перечень иллюстраций 556

Источник: http://kvistrel.su/bib/khudozhestvennaja_literatura/zarubezhnaja_literatura/deni_didr_sobranie_sochinenij_v_10_tomakh/38-1-0-202

Список книг и других произведений Дени Дидро (Diderot Denis) Сортировка по году написания

Дени́ Дидро́ (5 октября 1713 — 31 июля 1784) — французский философ-просветитель, писатель и драматург, основавший «Энциклопедию, или Толковый словарь наук, искусств и ремёсел» (1751). Иностранный почётный член Петербургской академии наук (1773).

Стиль Дидро оригинален.

Наиболее живой, подвижный ум среди просветителей XVIII века, Дидро пишет с эмоциональной выразительностью и конкретностью. Дидро принадлежит к числу тех цельных натур с законченным миросозерцанием, которые не могут ограничить свой кругозор какой-нибудь специальностью или частными проблемами.

Его величайшим подвигом было создание «Энциклопедии», первый том которой вышел в 1751 году, и которая с перерывами издавалась в течение двадцати девяти лет.

Во всех её статьях чувствуется влияние мысли Дидро — идеолога воинствующей буржуазии, писателя, окрашивавшего умонастроением тогдашнего передового класса все разнообразные темы, которых он касался.

Биография

Дидро Дени родился в семье ножовщика. Образование получил в иезуитском коллеже Лангра, в парижском янсенитском Коллеж д'Аркур. Отец отказал ему в содержании, т.к.

Дидро вызвал его гнев, отказавшись от церковной карьеры. Зарабатывал на жизнь Дидро частными уроками и случайными статьями в журналах, сочинением проповедей.

Круг его друзей в ту пору состоял преимущественно из таких же полунищих интеллектуалов.

Совет

Далее отец посадил его в тюрьму по причине того, что Дидро, влюбившись в свою будущую жену Антуанетту  Шампьон (жившую в большой бедности с овдовевшей матерью), собрался на ней жениться и потребовал причитающуюся ему долю семейного состояния. Бежав из темницы, Дидро вернулся в Париж, где они с Нанеттой тайно обвенчались.

В начале 1740х были публично сожжены Философские мысли, напечатанные без имени автрора, где Дидро выступает как скептик и вольнодумец. К этому времени Дидро-философ уже достиг зрелости, заявляя о себе как об атеисте, материалисте и детерминисте, но прежде всего – как о поборнике скептицизма.

После публикации в 1749г вызывающе дерзкого Письма о слепых в назидание зрячим, Дидро был заключен в Венсенскую крепость-тюрьму, где провел около четырех месяцев. Вскоре опубликовал Письмо о глухих и немых.

В обоих Письмах главенствует дорогая для Дидро мысль: философу может потребоваться «ослепить себя», чтобы по-настоящему видеть, и «стать глухим», чтобы как следует слышать.

Около 1756г Дидро написал драму Побочный сын. Далее последовала вторая пьеса Дидро Отец семейства. В рассуждениях, сопровождавших эти пьесы, Дидро устанавливает новый вид драматического искусства, который он называет «серьёзным жанром».

 Средний (между трагедией и комедией) жанр получил впоследствии распространение под именем драмы. «Серьёзный жанр» снимал границы между аристократическими классами  и низшими, право на трагическое перестало быть исключительным правом придворного общества.

В середине 1760-х годов Дидро, заботясь о приданом для дочери, продал свою библиотеку Екатерине II. Дидро стал советником Екатерины II в делах, связанных с живописью, помог ей положить начало коллекции Эрмитажа. В 1775 по просьбе Екатерины II составил План университета или школы публичного преподавания наук для Российского правительства.

В феврале 1774 его разбил удар, и 31 июля того же года Дидро умер; его жена Нанетта воспрепятствовала попыткам обратить умирающего в лоно церкви. В согласии с его желанием дочь Анжелика отослала экземпляр ненапечатанных рукописей Екатерине II. В Петербург была перевезена и библиотека Дидро, купленная императрицей еще в 1765.

Литературное наследие Дидро составляют две группы произведений. Одна – это сочинения, напечатанные при его жизни и представляющие большой, но по существу лишь исторический интерес; другая – несколько замечательных произведений в прозе таких как Монахиня, Племянник Рамо, Жак фаталист и его хозяин, едва известных современникам Дидро, но много говорящих современному читателю. 

Источник: http://librebook.me/list/person/denis_diderot

Дидро дени

ДИДРО (Diderot) ДЕНИ – французский писатель, философ.

Ро­дил­ся в се­мье ре­мес­лен­ни­ка. Бле­стя­ще окон­чив ие­зу­ит­ский кол­леж в Лан­гре, Дидро сбе­жал в Па­риж; учил­ся в кол­ле­же д’Аркур, за­ни­мал­ся литературой, фи­ло­со­фи­ей, тео­ло­ги­ей, ма­те­ма­ти­кой и пра­вом.

По­лу­чил зва­ние ма­ги­ст­ра ис­кусств в Сор­бон­не (1732). Ра­бо­тал пись­мо­во­ди­те­лем у про­ку­ро­ра, учи­те­лем; за­ни­мал­ся пе­ре­во­да­ми с английского языка. В 1742 году по­зна­ко­мил­ся с Ж.Ж.

Рус­со, с 1749 года уча­ст­во­вал в ра­бо­те круж­ка П.А. Голь­ба­ха.

В ран­них со­чи­не­ни­ях («Фи­ло­соф­ские мыс­ли» («Pensées philosophiques», опубликовано ано­ним­но в Гаа­ге в 1746 году, по­ле­ми­ка с деи­стической по­зи­ций с хри­сти­ан­ской фи­ло­со­фи­ей Б.

Обратите внимание

Пас­ка­ля), ро­ман «Не­скром­ные со­кро­ви­ща» («Les bijoux in­dis­crets», 1748), «Пись­мо о сле­пых в на­зи­да­ние зря­чим» («Lettre sur les aveugles à l’usa­ge de ceux qui voient», 1749), за пуб­ли­ка­цию ко­то­ро­го был за­клю­чён в тюрь­му) за­пе­чат­ле­но ста­нов­ле­ние ма­те­риа­ли­стических и атеи­стических идей Дидро. С 1747 года Дидро совместно с Ж.Д’Аламбером на­чал ра­бо­ту над мно­го­том­ным про­ек­том «Эн­цик­ло­пе­дия, или Тол­ко­вый сло­варь на­ук, ис­кусств и ре­мё­сел» («Encyclopédie, ou Dictionnaire raisonné des sciences, des arts et des métiers», 1751-1780), став­шим гран­ди­оз­ным сво­дом на­учных зна­ний эпо­хи Про­све­ще­ния. Дидро на­пи­сал для из­да­ния около 6000 ста­тей, при­влёк к со­труд­ни­чест­ву многих из­вест­ных учё­ных и пи­са­телей-эн­цик­ло­пе­ди­стов (Воль­те­ра, Ш.Л. Мон­тес­кьё, Ж.Ж. Рус­со, П.А. Голь­ба­ха и других). По­сле за­пре­та «Эн­цик­ло­пе­дии» и вне­се­ния её в «Ин­декс за­пре­щён­ных книг» (1759) Дидро до­вёл про­ект до кон­ца, под­поль­но вы­пус­кая и рас­сы­лая то­ма под­пис­чи­кам.

В со­чи­не­ни­ях «Мыс­ли об объ­яс­не­нии при­ро­ды» («Pensées sur l’in­ter­pré­tation de la nature», 1754), «Раз­го­вор д’Аламбера с Дид­ро» («Entretien entre d’Alembert et Diderot») и «Сон д’Алам­бера» («Rêve d’Alembert»; оба 1769, издание 1830), «Фи­ло­соф­ские прин­ци­пы ма­те­рии и дви­же­ния» («Sur la matière et le mouvement», 1770, издание 1798) Дидро, в от­ли­чие от ме­ха­ни­циз­ма П.А. Голь­ба­ха и К.А. Гель­ве­ция, раз­ви­вал ор­га­ни­че­ски-­ди­на­мическое по­ни­ма­ние уни­вер­су­ма (внутренняя си­ла, про­яв­ляю­щая­ся в дви­же­нии, и чув­ст­ви­тель­ность как все­об­щие свой­ст­ва ма­те­рии, на­чи­ная с её мель­чай­ших еди­ниц – ка­че­ст­вен­но раз­лич­ных мо­ле­кул).

Об­ра­тив­шись к дра­ма­тур­гии, Дидро в пье­сах «По­боч­ный сын» («Fils naturel», 1757), «Отец се­мей­ст­ва» («Père de fa­mil­le», 1758) реа­ли­зо­вал прин­ци­пы ме­щан­ской дра­мы, ос­мыс­лен­ные им так­же в эс­те­тических тру­дах – «Бе­се­ды о “По­боч­ном сы­не”» («Entretiens sur “Le fils naturel”», 1757), «Рас­су­ж­де­ние о дра­ма­ти­че­ской по­эзии» («Discours sur la po­ésie dramatique», 1758). В диа­ло­ге «Па­ра­докс об ак­тё­ре» («Paradoxe sur le co­médien», 1773-1778, издание 1830) Дидро пред­ло­жил кон­цеп­цию ак­тёр­ской иг­ры, чу­ж­дой внутреннему пе­ре­жи­ва­нию; хо­ро­ший ак­тёр, по его мне­нию, дол­жен по­тря­сать зри­те­ля изо­бра­жае­мой стра­стью, ни­ко­гда не те­ряя кон­троль над со­бой. Как кри­тик ис­кус­ст­ва Дидро пуб­ли­ко­вал еже­год­ные об­зо­ры ху­дожественных вы­ста­вок («Са­ло­ны» («Sa­lons», 1759-1781)) и другие.

С 1762 года Дидро вёл пе­ре­пис­ку с Ека­те­ри­ной II, в 1765 году про­дал ей свою биб­лио­те­ку, был из­бран почётным чле­ном Пе­тербургской АН (1773); в 1773-1774 годы пу­те­ше­ст­во­вал по Ни­дер­лан­дам и Рос­сии.

В со­став­лен­ном в 1775 году по прось­бе Ека­те­ри­ны II «Пла­не уни­вер­си­те­та, или Шко­лы пуб­лич­но­го пре­по­да­ва­ния на­ук для Рос­сий­ско­го пра­ви­тель­ст­ва» и в ря­де за­ме­ток, на­пи­сан­ных во вре­мя пре­бы­ва­ния в Санкт-Пе­тер­бур­ге, Дидро сфор­му­ли­ро­вал но­вые прин­ци­пы ор­га­ни­за­ции про­све­ще­ния (бес­со­слов­ность, все­общ­ность обя­зательного бес­плат­но­го на­чаль­но­го об­ра­зо­ва­ния и другие). Лич­ное зна­ком­ст­во с русской им­пе­рат­ри­цей раз­оча­ро­ва­ло Дидро: он не на­шёл в ней иде­ал про­све­щён­но­го мо­нар­ха.

Бо́ль­шая часть ху­дожественной про­зы Дидро не пуб­ли­ко­ва­лась при его жиз­ни, од­на­ко бы­ла из­вест­на со­вре­мен­ни­кам в ру­ко­пи­сях. Ро­ман «Мо­на­хи­ня» («La réli­gi­eu­se», 1760, опубл. в 1796, эк­ра­ни­за­ция Ж.

Ри­ве­та, 1965), на­пи­сан­ный в ис­по­ве­даль­ной фор­ме от ли­ца де­вуш­ки, на­силь­но за­то­чён­ной в мо­на­стырь, от­ме­чен влия­ни­ем по­эти­ки сен­ти­мен­та­лиз­ма (пре­ж­де все­го твор­че­ст­ва С. Ри­чард­со­на).

Об­ли­чая про­ти­во­ес­те­ст­вен­ность мо­на­стыр­ской жиз­ни, ро­ман трак­ту­ет стрем­ле­ние к сво­бо­де как из­на­чаль­но при­су­щее че­ло­ве­ку свой­ст­во. Ро­ман-­диа­лог «Пле­мян­ник Ра­мо» («Le neveu de Rameau», 1762-1793, опубликован на немецком языке в пе­ре­во­де И.В.

Важно

Гё­те в 1805 году, на французском языке – 1823 года) де­мон­ст­ри­ру­ет кри­тический под­ход Дидро к про­све­ти­тель­ским по­сту­ла­там, «со­кра­ти­че­ский» ха­рак­тер его мыш­ле­ния, спо­соб­ность вес­ти спор с са­мим со­бой.

Фи­лософский ро­ман-диа­лог «Жак-фа­та­лист» («Jacques le fa­ta­liste», 1773, опубликован на немецком языке в пе­ре­во­де Гё­те в 1792 году; на французском языке – в 1796 году) ори­ги­наль­но раз­ви­ва­ет тра­ди­ции Л. Стер­на, от­ли­ча­ясь но­ва­тор­ст­вом по­ве­ст­во­вательные фор­мы, при­чуд­ли­вым раз­ви­ти­ем сю­же­та, со­че­та­ни­ем иг­ры и серь­ёз­но­сти, иро­нии и ме­лан­хо­лии. Русские пе­ре­во­ды Дидро на­ча­ли по­яв­лять­ся в середине XVIII века («Не­скром­ные са­мо­цве­ты», 1748, «Мо­на­хи­ня», 1760, и другие).

Сочинения:

Собрание сочинений: В 10 т. М.; Л., 1935-1947; Œuvres complètes. P., 1975-2004-. Vol. 1-25-;

Эс­те­ти­ка и ли­те­ра­тур­ная кри­ти­ка. М., 1980;

Са­ло­ны. М., 1989. Т. 1-2; Мо­на­хи­ня. Пле­мян­ник Ра­мо. М., 2006.

Иллюстрация:

Д. Дид­ро. Порт­рет ра­бо­ты Л. М. Ван­лоо. 1767. Лувр (Па­риж).

Архив БРЭ.

Литература

  • Луп­пол И. К. Д. Дид­ро. М., 1960
  • Га­чев Д. И. Эс­те­ти­че­ские взгля­ды Дид­ро. 2-е изд. М., 1961
  • Бар­ская Т. Э. Д. Дид­ро. Л.; М., 1962
  • Аки­мо­ва А. Дид­ро. М., 1963
  • Chouil­let J. La formation des idées esthétiques de Diderot. P., 1973
  • Длу­гач Т. Б. Д. Дид­ро. М., 1975
  • Alary L. Diderot: biographie, étude de l’œuvre. P., 1993
  • Lepape P. Diderot. P., 1994
  • Sejten A.-E. Diderot ou le défi es­thé­ti­que. P., 1999

Источник: https://w.histrf.ru/articles/article/show/didro_dieni

Ссылка на основную публикацию