Сочинения об авторе еврипид

Еврипид

Этот раздел, посвящённый творчеству поэта Еврипид, здесь вы найдете множество сочинений и кратких содержаний для 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 , 9, 10, 11 классов. Все сочинения по русскому и литературе, по картинам, а также краткие содержания Еврипид вы можете отыскать у нас на сайте онлайн.

ИФИГЕНИЯ -1) героиня трагедии Еврипида «Ифигения в Авлиде» (405 г. до н.э.).И. — дочь Агамемнона и Клитемнестры.

МЕДЕЯ (лат. Medea, нем. Medea) — 1) героиня трагедии Еврипида «Медея» (431 г. до н.э.). В греческой мифологии

— образа — мифа И.

определяется как жертва — жертвенность — самопожертвование с доминированием последнего

изод «биографии» М., коринфский, разворачивается в пятиактной трагедии «Медея». Все беды М. происходят

ЛИСИСТРАТА — героиня комедии Аристофана «Лисистрата» (411 г. до н.э.). Имя Л.

буквально переводится как

Обратите внимание

Благодарный материал для изображения страстей Эврипид находит, используя тему любви, почти совершенно

Афродита не желает зла Федре но ради удовлетворения мести богини «все-таки умрет и Федра». Героиню охватывает

ИППОЛИТ ( герой трагедии Еврипида «Ипполит» (428 г.

до н.э.). И.— незаконный сын афинского царя Тесея

ФЕДРА (лат. Phaedra, фр. Phedre) —

1) героиня трагедии Еврипида «Ипполит» (428 г. до н.э.). Ф.— дочь

ИФИГЕНИЯ -1) героиня трагедии Еврипида «Ифигения в Авлиде» (405 г. до н.э.).И. — дочь Агамемнона и Клитемнестры.

ЕВРИПИД — действующее лицо комедий Аристофана «Ахарняне» (425 до н.э.), «Женщины на празднестве» (411)

АЛКЕСТА — героиня трагедии Еврипида «Алкеста» («Алкестида», 438 г. до н.э.). А.— жена фессалийского царя

МЕДЕЯ (лат. Medea, нем. Medea) — 1) героиня трагедии Еврипида «Медея» (431 г. до н.э.). В греческой мифологии

Для Эсхила судьба близка к божеству, для Софокла судьба – отвлечённое понятие, находящееся вне человека,

Тавридой древние греки называли современный Крым. Там жили тавры — скифское племя, которое чтило богиню-деву

Важно

В древних Афинах правил царь Тесей. Как у Геракла, у него было два отца — земной, царь Эгей, и небесный,

Имя «Геракл» означает «Слава богини Геры». Звучало это имя иронически. Богиня Гера была небесной царицей,

Начиналась Троянская война. Троянский царевич Парис обольстил и похитил Елену, жену спартанского царя

Это трагедия со счастливым концом. На драматических состязаниях в Афинах был обычай: каждый поэт представлял

Есть миф о герое Ясоне, вожде аргонавтов. Он был наследным царем города Иолка в Северной Греции, но власть

Родился Еврипид на Саламине, в день знаменитой победы греков над персами в морском сражении. Родители

Последний из триады великих греческих трагиков родился на шестнадцать лет позже Софокла и умер в один

Источник: http://sochinenie-class.ru/evripid/

Еврипид – Строительство и ремонт

Печатается по: Энциклопедия “Кругосвет”

www.krugosvet.ru

Еврипид, Эврипид (485 или 480–406 до н.э.) · греческий поэт, автор трагедий, считающийся (вместе с Эсхилом и Софоклом) одним из столпов греческой драмы. Достоверных сообщений о жизни Еврипида немного. Многие истории, передававшиеся о нем позднейшими писателями, с течением времени стали казаться заслуживающими доверия, между тем как большинство из них недостоверны, а некоторые явно безосновательны. Истый афинянин как по рождению, так и по гражданству, Еврипид постоянно жил на родине, за исключением последних года или двух, когда он гостил при дворе македонского царя Архелая.

Родители Еврипида не принадлежали к числу самых богатых или самых видных аристократических афинских семейств. В комедии Женщины на празднестве Фесмофорий (ст. 387) Аристофан называет мать Еврипида “торговкой овощами”. Еврипид не был беден, хотя, разумеется, сочинением пьес он зарабатывать не мог. Нет оснований предполагать, чтобы Еврипид принимал особенно активное участие в общественно-политической жизни Афин, несмотря даже на то, что его пьесы обнаруживают интерес к риторической аргументации и, возможно, сам Еврипид обучался риторике. Его драмы несомненно свидетельствуют о стойких убеждениях автора по многим вопросам общественной жизни. Кроме того, они указывают на его интерес к современной теоретической мысли и делают вполне убедительной традиционную версию о близости Еврипида к афинскому натурфилософу Анаксагору. Менее вероятна его дружба с Сократом.

Великий комедиограф Аристофан неодобрительно относился ко многим идеям и приемам Еврипида, о чем особенно ярко свидетельствует комедия Лягушки. Однако этим нападкам не следует придавать большого значения. В древности пытались объяснить переезд Еврипида из Афин в Македонию стремлением убежать от критики или даже угроз со стороны противников. Однако, перебираясь в Македонию, Еврипид вполне мог рассчитывать на радушный прием царя Архелая, который старался привлечь к своему двору выдающихся греков, так что возможность покинуть город, истощенный войной и внутренними раздорами, уже сама по себе была достаточным основанием для такого шага. Еврипид прожил в Македонии достаточно долго для того, чтобы завершить свою великую трагедию Вакханки.

Критическая оценка

Совет

О Еврипиде обычно говорят как о третьем по значимости в ряду трех великих драматургов, трагедии которых главным образом и составили славу Афин в 5 в. до н.э. Эсхил жил в первой половине этого столетия, и его творчество завершилось почти на пятьдесят лет раньше, чем творчество двух других драматургов. Софокл был несколько старше Еврипида и пережил его. Следует отметить, что античная литература сохранила больше отрывков из Еврипида, чем из Эсхила и Софокла вместе взятых.

Произведения Еврипида во многом отличаются от трагедий Софокла и Эсхила, однако сперва нужно указать черты, характерные для всякой греческой трагедии. Человеку, впервые обратившемуся к греческой трагедии, эти общие свойства бросаются в глаза скорее, чем различия, хотя бы уже потому, что греческая драма столь не похожа на современные произведения. Структура ее постоянна: эпизоды (диалоги в стихах между двумя или тремя актерами) перемежаются песнями хора (написанными размером лирической поэзии). Участники хора формально являются персонажами трагедии, по сути же они представляют собой нечто среднее между актерами и публикой, их скорее можно уподобить хору, пребывающему в некоторых религиозных церемониях посредине между клиром и прихожанами. Диалогу нередко предшествует лирическая партия актера, исполняемая соло или в сопровождении хора.

Сюжет трагедии, как правило, заимствуется из мифа. История Троянской войны, рок, преследующий микенскую и фиванскую династии, и многие другие более или менее известные легенды из далекого прошлого давали авторам трагедий обильный материал. При том, что канва сюжета известна заранее, его детали могут меняться по желанию поэта. В этом пьесы Еврипида сходны с произведениями других греческих драматургов как с точки зрения формы, так и содержания. Что их бесспорно и резко отличало, так это различие в духе и задачах трагедии. Главное различие в форме – частое использование прологов и эпилогов, которые написаны стихом, обыкновенно применяемым в диалогах, и произносит их либо один из персонажей драмы, либо (и это случается чаще) божество, не принимавшее в ней участия. Явная цель пролога – изложить состояние дел, при котором начинается действие, порой здесь же делаются намеки на то, что будет происходить в дальнейшем. Явная цель эпилога – внести изменения в участь или поведение персонажей и досказать историю до конца.

Мировоззрение Еврипида

Содержание трагедий, их направленность и смысл – вот что отличает Еврипида от двух других великих драматургов. Он не идеализирует своих персонажей. Софокл якобы говорил, что сам он изображает людей такими, какими их следует изображать, а Еврипид – такими, каковы они на самом деле. В руках Еврипида традиционные мифы подвергаются таким истолкованиям и изменениям, что герои утрачивают героические черты, превращаясь в заурядных людей. Лишь смиренные и презренные персонажи еврипида – женщины (в особенности молодые девушки), крестьяне и т.п. – способны порой подняться над общим уровнем, совершив подвиг мужества, верности и самоотверженности. Кроме того, афиняне понимали персонажей Еврипида и сочувствовали им не только потому, что они были реалистично обрисованы и напоминали им самих себя, но еще и потому, что, в сущности, он изображал в трагедиях своих современников.

Тема трагедии – выпадающие на долю людей несчастья и страдания. Какова их причина? Ответ Эсхила можно кратко сформулировать так: это наказание за грех. Софокл усматривает причину в соединении человеческой гордыни с упрямством и столкновении их с несчастным случаем (причем боги скорее санкционируют происходящее, чем его подстраивают). Еврипид же видел причину исключительно в человеческой природе: это невежество и глупость самих людей, их необузданные страсти и чувства, их жадность, честолюбие и жестокость, которые губят как их собственные жизни, так и жизни близких. Взгляд Еврипида на жизнь можно назвать печальным, но отнюдь не циничным: злу и заблуждению могут противостоять добродетель и здравый смысл. Однако слишком часто зло торжествует, и разражается несчастье. Как бы то ни было, боги никак не вмешиваются в жизнь людей. Мы сами несем ответственность (разумеется, в отведенных нам пределах) за все хорошее и плохое, что происходит с нами в жизни.

Трагедии

Под именем Еврипида до наших дней практически полностью сохранились 19 пьес. Одна из них, Рес, представляет собой неумелое переложение X песни Илиады и почти наверняка не принадлежит Еврипиду. Еще одна, Киклоп, относится к жанру не трагедии, а драмы и является единственной полностью уцелевшей пьесой такого рода, несмотря на то, что сатировские драмы писали все трагики. Эти веселые, комические пародии на трагедию, где хор был составлен из сатиров, ставили на драматических состязаниях в честь праздника Великих Дионисий, как приложение к трагической трилогии. Остальные 17 трагедий, примерно пятая часть всего написанного Еврипидом, относятся к зрелому периоду его творчества. Датировка большинства из них сомнительна, хотя некоторые лингвистические особенности позволяют отличать ранние произведения от поздних.

Алкеста.

Будучи по форме трагедией, по содержанию Алкеста является скорее волшебной сказкой со счастливым концом. Адмет, царь Фер в Фессалии, обречен умереть, если никто не отдаст за него свою жизнь. Умереть ради него соглашается лишь его жена Алкеста. Она умирает, и тело ее помещают в гробницу. Вскоре в Ферах оказывается Геракл, который проводит ночь в гостях у своего старого друга Адмета. Узнав о его беде, Геракл подстерегает возле гробницы бога смерти Танатоса, одолевает его и возвращает Алкесту к жизни.

Медея.

История женской мести. Ясон, вернувшийся из Колхиды победителем, с золотым руном, привез с собой и колхидскую царевну Медею. Они поселились в Коринфе и много лет счастливо там прожили. Но вот Ясон собирается жениться на коринфской царевне (чужестранка его законной женой не признается). Ясон здесь – не герой, но несправедливо было бы воспринимать его как достойного презрения подлеца, как полагает Медея, а с ней – большинство современных читателей. Ясон утверждает, и небезосновательно, что новый брак обеспечит безопасность и Медеи, и их детей, и самого Ясона. Однако Медея, которую измена Ясона ввергает в неистовство, помышляет только о мести. Ей удается извести царевну, послав ей в подарок отравленный плащ. Затем, выдержав нелегкую борьбу с материнскими чувствами, Медея наносит Ясону поистине сокрушительный удар, убивая своих и его сыновей. В финале мы видим Медею, которая взлетает ввысь на крылатой колеснице, посланной ей дедом – богом Солнца, и упивается горем и ужасом Ясона, лишенного даже возможности покарать ее за злодеяние.

Ипполит.

Обратите внимание

История чистого, склонного к аскетизму юноши, сына Тесея от амазонки. Ипполит навлек на себя гнев богини любви Афродиты своим презрением к ней и исключительной преданностью Артемиде, покровительнице охоты. Чтобы погубить юношу, Афродита заставляет влюбиться в него Федру, жену Тесея и мачеху Ипполита. Федра готова скорее умереть от любви, чем обнаружить свою страсть. Однако старая кормилица Федры, желая ее спасти, посвящает в тайну Ипполита, тот выслушивает ее рассказ с ужасом и отвращением. Федра совершает самоубийство, однако обида побуждает ее оставить записку, в которой она обвиняет Ипполита в посягательстве на свою честь. Тесей находит это послание и отправляет сына в изгнание. Проклятие это неизбежно должно сбыться – так в свое время пообещал Тесею Посейдон, и оно действительно становится причиной гибели Ипполита. Умирающего юношу приносят назад в Афины, в эпилоге появляется Артемида и раскрывает правду, но слишком поздно.

Ион.

Вполне заслуженно относят к жанру романтической мелодрамы. И тон пьесы, и детали ее сюжета предвещают новую комедию 3 в. (Менандр, как известно, многим обязан Еврипиду). Соблазненная Аполлоном Креуса, дочь афинского царя Эрехфея, втайне родила сына Иона, бросила его и считала умершим. Гермес по велению Аполлона перенес младенца в Дельфы, где его подобрала и воспитала жрица. Ион вырос и сделался привратником храма, стражем его сокровищ. О происхождении Иона не догадывается ни он сам, ни окружающие его люди. Креуса приезжает в Дельфы вместе с мужем Ксуфом. Она встречает там Иона, но они не могут узнать друг друга. Происходит целый ряд волнующих и все более запутывающих дело событий, в результате которых мать и сын едва не губят друг друга, однако истина постепенно выясняется, и пьеса завершается счастливым концом.

Безумствующий Геракл.

В этой трагедии великий герой Геракл успевает вернуться в родные Фивы как раз вовремя, чтобы спасти жену и детей от смерти, на которую их обрек захвативший власть тиран. После этого богиня Гера, непримиримый враг Геракла, насылает на него безумие, и он в исступлении убивает жену и детей. Придя в себя, Геракл собирается уже покончить с собой, и лишь с трудом его отговаривает от этого давний друг, афинский царь Тесей.

Вакханки.

Здесь изображены совершенные в Фивах деяния бога Вакха или Диониса, сына Зевса и фиванской царевны Семелы, которая вследствие происков Геры умерла, испепеленная молниями Зевса. Дионис решает перенести свой оргиастический культ из Азии в Грецию. Фиванцы отрицают его божественное происхождение и отвергают культ Диониса. Тогда он поражает всех женщин вакхическим исступлением, и они убегают в горы, чтобы справить там неистовый обряд. Дионис предстает в образе юноши, возглавляющего толпу азиатских женщин-вакханок, которые и составляют хор трагедии. Царь Пенфей тщетно пытается схватить Диониса, но тот лишает его разума и заманивает в горы, где вакханки во главе с матерью царя разрывают Пенфея на части.

Читайте также:  Краткая биография хайям

Другие пьесы.

Еще три трагедии Еврипида, помимо Безумствующего Геракла и Вакханок, заимствовали сюжет из фиванского цикла легенд. В Финикиянках (как и в Семеро против Фив Эсхила) изображена попытка одного из сыновей Эдипа взять с помощью аргосского войска родной город, чтобы изгнать брата, который захватил царскую власть; захватчики терпят поражение, а братья в поединке закалывают друг друга. В Просительницах повествуется о том, как фиванцы отказались выдать тела погибших аргосцев для похорон, однако афинский царь Тесей сразился с ними и принудил их к соблюдению обычаев. Текст трагедии Гераклиды частично утрачен, однако основная сюжетная линия ясна: после смерти Геракла царь Аргоса Эврисфей пытается схватить детей героя и расправиться с ними. Афиняне оказываются в состоянии их защитить лишь после того, как старшую дочь Геракла приносят в жертву, что и обеспечивает афинянам победу в сражении.

Сюжет восьми остальныех пьес связан с троянскими мифами. Ифигения в Авлиде рассказывает о жертвоприношении дочери царя Агамемнона. Боги потребовали это в обмен на дарование греческому войску попутного ветра к Трое. Вариант легенды, в котором Ифигения была чудесным образом спасена и перенесена в земли диких тавров, использован в Ифигении в Тавриде. В этой трагедии Ифигения оказывается жрицей и чуть было не приносит в жертву своего брата Ореста, прибывшего в Тавриду по повелению дельфийского оракула; в последний момент брат и сестра узнают друг друга и бегут из Тавриды. Действие Троянок и Гекубы происходит в лагере победителей-греков под Троей; обе трагедии изображают жестокие страдания троянских пленниц. Андромаха, вдова Гектора, выведена в трагедии, названной ее именем, как рабыня и наложница Неоптолема, сына Ахилла, причем спартанская царевна Гермиона, жена Неоптолема, из ревности стремится погубить троянку. Спартанцы, а также Орест изображены в этой трагедии беспринципными подлецами. В “Электре” Орест и Электра убивают свою мать Клитемнестру за то, что та убила своего мужа и их отца Агамемнона, вернувшегося из-под Трои. Этот сюжет использован и в дошедших до нас трагедиях Эсхила и Софокла, что дает нам возможность сопоставить весьма различные приемы и взгляды трех поэтов. Орест изображает брата и сестру отданными под суд (весьма схожий с современным Еврипиду судом) по обвинению в матереубийстве. За обвинительным приговором следует хаос безумного насилия и покушений на убийство, причем естественные последствия этих событий удается предотвратить лишь благодаря божественному вмешательству. Елена – своеобразное творение Еврипида, трагедия по форме, но не по духу. В ней использован причудливый вариант мифа, согласно которому Парис привозит в Трою лишь призрак Елены, в то время как настоящая Елена оказывается в Египте. После разрушения Трои Менелай по пути домой высаживается в Египте, находит там Елену и вместе с ней возвращается в Спарту.

литература греции · литература рима · исследовательская литература
список авторов · список произведений

Источник: https://greekroman.ru/lib/auth/euripid.htm

Еврипид

Еврипид (ок. 480 до н. э. / 406 до н. э.) — древнегреческий поэт, драматург, автор и реформатор жанра трагедии. Большая часть произведений Еврипида была утеряна.

Дошедшие до нас сочинения свидетельствуют о новаторских преобразованиях Еврипида в жанре трагедии, о его стремлениях наполнить содержание произведений реалистическими мотивами, яркими образами, живыми характерами, а также психологическим контекстом.

Среди трагедий Еврипида — «Ипполит», «Электра», «Орест», «Ифигения в Тавриде» и др.

Важно

Гурьева Т.Н. Новый литературный словарь / Т.Н. Гурьева. – Ростов н/Д, Феникс, 2009, с. 94.

Еврипид (Euripides) (ок. 485 — ок. 406 гг. до н.э.). Этот афинский трагик считается одним из величайших, однако при этом о его жизни известно немногое. Он не принимал активного участия в политической жизни, хотя, согласно источникам, входил в состав посольства в Сиракузы.

Его семья происходила из Филы и, вероятно, была довольно зажиточной. Очевидно, Еврипид был знаком с Анаксагором, Сократом и Протагором. В течение некоторого времени сочинял свои произведения в пещере на Саламине, а в 408 или 407 г. до н.э.

, якобы огорченный недостаточным успехом у афинской публики, удалился ставить пьесы ко двору македонского царя Архелая, где и умер ок. 406 г. до н.э.

Всего Еврипид написал 92 пьесы, названия примерно 80 из них нам известны. 22 раза принимал участие в драматических состязаниях на городских Дионисиях (первый раз – в 455 г. до н.э.). Выиграл первый приз в 441 г. до н.э., в 428 г. до н.э.

(с «Ипполитом»), потом еще дважды и один раз посмертно (вероятно, в 405 г. до н.э.). До нашего времени дошло девятнадцать его пьес, разбитых на две группы. Ок. 200 г. н.э.

для использования в школах была отобрана следующая группа из 10 произведений с комментариями:

«Алкеста» (438 г. до н.э., второй приз) «Медея» (431 г. до н.э., третий приз) «Ипполит» (428 г. до н. э., первый приз) «Андромаха» (ок. 426/425 г. до н.э.) «Гекуба» (ок. 424 г. до н.э.) «Троянки» (415 г. до н.э., второй приз) «Финикиянки» (ок. 409 г. до н.э.; повествование о сыновьях Эдипа) «Орест» (408 г. до н.э.)

«Вакханки» (405 г. до н.э.; комментарии утеряны, поставлена посмертно) «Рес» (возможно, неподлинная).

Прочие пьесы относятся к т.н. «алфавитной» группе. До нашего времени дошли пьесы, названия которых начинаются с греческих букв Е-К:

«Елена» (412 г. до н.э.) «Электра» (ок. 417 г. до н.э.) «Гераклиды» (ок. 430/428 г. до н.э.) «Безумие Геракла» (ок. 417 г. до н.э.) «Умоляющие» (ок. 422 г. до н.э.; о погребении Семерых против Фив)

«Ифигения в Авлиде» (405 г. до н.э.; поставлена посмертно)

«Ифигения в Тавриде» (ок. 414/413 г. до н.э.) «Ион» (ок. 410 г. до н.э.)

«Киклоп» (сатировская драма, не трагедия; дата неизвестна, возможно, поздняя).

Еще от ряда пьес сохранились отдельные фрагменты (подчас весьма значительные), за-писанные на папирусах. 

Адкинс Л., Адкинс Р. Древняя Греция. Энциклопедический справочник. М., 2008, с. 306.

Далее читайте:

Исторические лица Греции (биографический справочник).

Источник: http://www.hrono.info/biograf/bio_ye/eurepides.php

Биографические сведения о Еврипиде – Тематическое сочинение

Он родился на острове Саламини, как утверждают древние «Жизнеописания», в день Саламинской победы, когда на острове поселилось немало жителей Афин на время нашествия персов. Однако это сообщение подвергают сомнению, видя в нем умышленное стремление связать всех трагиков с Саламинской победой.

Более достоверной считают дату 484 г. до н.э., указанную в «Паросской хронике». Аристофан в своей комедии «Женщины на празднике Фесмофорий» утверждает, что матерью Еврипида была торговкой. Но более поздний биограф Филохор отрицает это.

Более надежные источники сообщают, что поэт был выходец из знатного рода и одно время даже служил при храме Аполлона Зостерия.

Известно, что Еврипид получил хорошее образование: учился у философов Протагора и Анаксагора, дружил с философами Архелаем и Продиком, был владельцем большого книгохранилища.

Совет

В отличие от Эсхила и Софокла, более склонный к уединенной творческой жизни, Еврипид непосредственного участия в общественной жизни не брал.

Однако произведения драматурга содержат многочисленные отзывы на острые вопросы современности.

При этом позиция автора, как и его эстетичные установки, нередко вступает в полемику с традицией, что вызвало недовольство многих современников. Так, например, Аристофан неоднократно пародировал и высмеивал его трагедии, задевая при этом и личную жизнь поэта.

К примеру, в уже упомянутой комедии «Женщины на празднике Фесмофорий» Аристофан показал заговор женщин, которые решили растерзать Еврипида за то, что он на них клевещет, изображая в своих трагедиях в крайне непривлекательном виде. При этом Аристофан намекает на неверность жены поэта и т.д.

Вероятно, вследствие этого вокруг Еврипида сложилась крайне неблагоприятная обстановка, из-за чего он покинул Афины. После недолговременного пребывания в фессалийской Магнесии Еврипид поселился в Македонии, где и умер в начале 406 г. до  н.э.

Злая молва окружила сплетнями даже смерть поэта: согласно одной версии, он будто бы был растерзан собаками, согласно другой – растерзанный женщинами (явное влияние комедии Аристофана).

Непонятый современниками и оскорбленный ими, Еврипид в следующие столетия получил славу великого трагика, который подготовил искусство новой драмы.

Известно, что за всю жизнь Еврипид написал и поставил большое количество произведений (ему приписывают от 75 до 98 драматических произведений). До нас же дошло только 18 пьес Еврипида.

Обратите внимание

Лишь некоторые из них могут быть точно датированы и принадлежат преимущественно к периоду между 408 и 406 голами до н.э., что совпадает по времени с периодом творчества Софокла. Умерли поэты также в один год. Однако их драматургия содержит принципиальные отличия, на которые указывал еще Аристотель в XXV разделе своей «Поэтики».

Здесь он приводит слова, которые будто бы сказал сам Софокл, о том, что «лично он изображает людей, какими они должны быть, а Еврипид такими, какими они есть».

Эта мысль в определенной мере может служить ключом к пониманию новаторства Еврипида.

Действительно, Эсхил, а со временем – Софокл, предоставили трагедии высокий героический характер: центральные положительные персонажи выступали в них идеальными героями, образцами гражданской доблести, носителями моральных добродетелей.

В своих произведениях они защищали идейные основы полиса, провозглашали незыблемость общественных норм и традиций, воспевали умение подчинить личные интересы интересам общества, и потому их театр воспринимался греками как школа морали, школа воспитания гражданских добродетелей.

Вместе с тем Еврипид в большей мере отобразил наступление кризиса афинской демократии, упадок полисной морали, усиление индивидуализма. Тягостная для афинян Пелопонесская война, которая затянулась, заострила все разногласия афинского рабовладельческого общества: от разногласий между рабами и свободными до разногласиям между Афинами и их союзниками.

Давало знать о себе и влияние распространенных к тому времени философских учений: софистики, моральной философии Сократа, материализма Демокрита.

Эти разные по своему смыслу философские течения в своей совокупности будили мысль современников, воспитывали скептическое отношение к предыдущим догмам, нормам и представлениям, утверждали силу и значимость индивидуума.

Важно

Закономерно, что в новых исторических обстоятельствах Еврипида интересовала прежде всего сфера его личной, а не общественной жизни.

Согласно такому смещению угла зрения обязательное для трагедии столкновение человека с противоположными силами Еврипид переносит в плоскость человеческой души, изображая конфликт человека с самим собой. Поступки (а как следствие – несчастье и страдание) у героев по обыкновению вытекают из их характеров.

Таким образом, сравнительно со своими предшественниками, Еврипид в большей мере концентрирует внимание на изображении внутреннего мира героя. Драматург создает целую плеяду разнообразных характеров, изображая разные душевные порывы, противоречивые состояния, открывая их закономерность и неизбежность трагической развязки.

Зритель присутствует при тончайших душевных переживаниях героев и открывает для себя сложность человеческой природы. Акцент на изображении психологии персонажей приводит к второстепенности драматической интриги. Еврипид уже не уделяет столько внимания построению действия, как, скажем, Софокл, хотя драматические конфликты в его пьесах острые и напряженные.

Обратим, например, внимание на начала и концовки его драм.

Нередко в прологе Еврипид не только дает завязку трагедии, а и рассказывает заведомо ее главное содержание, чтобы в итоге переключить внимание зрителя с интриги на ее психологическое развитие. Примечательны также финалы драм Еврипида.

Он пренебрегает естественным развитием и завершенностью действия и потому в финале часто предлагает внезапную, внешне искусственную развязку, по обыкновению связанную с вмешательством божества, которое появляется на специальной театральной машине.

Поэтому неслучайно в дальнейшем подобный прием завершения действия стали именовать «deus ex mashina» («бог из машины»).

Источник: http://schooltask.ru/biograficheskie-svedeniya-o-evripide/

ЕВРИПИД

ЕВРИПИД – древнегреческий драматург.

Ро­дил­ся в за­жи­точ­ной афин­ской се­мье. Еврипид, по не­ко­то­рым све­де­ни­ям, уже в 18 лет на­чал пи­сать тра­ге­дии, но в со­стя­за­нии тра­гических по­этов впер­вые при­нял уча­стие толь­ко в 455 году, ко­гда бы­ла по­став­ле­на его пер­вая пье­са «Пе­лиа­ды» («Πελιάδες»), и смог за­нять 3-е ме­сто.

В 441 году Еврипид одер­жал свою пер­вую по­бе­ду. Все­го он ста­но­вил­ся по­бе­ди­те­лем в та­ких со­стя­за­ни­ях 4 раза, 5-я по­бе­да бы­ла при­су­ж­де­на ему по­смерт­но.

Хо­тя вся жизнь Еврипида бы­ла по­свя­ще­на литературной дея­тель­но­сти, од­на­ж­ды он во­шёл в со­став по­соль­ст­ва, от­прав­лен­но­го в город Си­ра­ку­зы на Си­ци­лии.

Совет

Был на­чи­тан­ным че­ло­ве­ком, вла­дел пер­вой зна­чительной ча­ст­ной биб­лио­те­кой; на­хо­дил­ся под силь­ным влия­ни­ем со­фис­тов (Про­та­го­ра, Ан­ти­фон­та), Анак­са­го­ра и других фи­ло­со­фов V века. По­сле 408 года Еврипид по при­гла­ше­нию ма­кедонского ца­ря Ар­хе­лая при­был к его дво­ру в Пел­лу, где и умер.

Еврипид на­пи­сал cвыше 90 про­из­ве­де­ний; со­хра­ни­лись 17 тра­ге­дий, са­ти­ров­ская дра­ма «Кик­лоп» и мно­же­ст­во дра­ма­тических фраг­мен­тов, до­ка­зы­ваю­щих ог­ром­ную по­пу­ляр­ность тра­ге­дий Еврипида в эпо­ху эл­ли­низ­ма.

Луч­шие, по оцен­ке древ­них, дра­мы Еврипида до нас не дош­ли; из уце­лев­ших толь­ко «Ип­по­лит» по­лу­чил пер­вую на­гра­ду на со­стя­за­ни­ях по­этов.

С уве­рен­но­стью мож­но да­ти­ро­вать лишь 8 тра­ге­дий: «Ал­ке­сти­да» («Ἄλϰηστις», 438), «Ме­дея» («Μῄδεια», 431), «Ип­по­лит» («‘Ιππόλυτος », 428), «Тро­ян­ки» («Τρώαδες», 415), «Еле­на» («‘Ελένη», 412), «Орест» («’Ορέστης », 408), а так­же «Вак­хан­ки» («Βάϰχαι », 406) и «Ифи­ге­ния в Ав­ли­де» («’Ιφιγένεια ἡ ἐν Αὐλίδι », 406), по­став­лен­ные в 405 году по­смерт­но. Про­чие да­ти­ру­ют­ся по кос­вен­ным сви­де­тель­ст­вам: «Ге­рак­ли­ды» («‘Ηραϰλει͡δαι », 430), «Ан­дро­ма­ха» («’Ανδρομάχη », 425–423), «Ге­ку­ба» («‘Εϰάβη», 424), «Про­си­тель­ни­цы» («‘Ιϰέτιδες », 422–420), «Ге­ракл» («‘Ηραϰλη͡ς», ру­беж 420-х гг.), «Ифи­ге­ния в Тав­ри­де» («’Ιφιγένεια ἡ ἐν Ταύροις », 414), «Элек­тра» («’Ηλέϰτρα », 413), «Ион» («Ἴων», 412–408), «Фи­ники­ян­ки» («Φοίνισσαι », 411–409). До­шед­шая под име­нем Еврипида тра­ге­дия «Рес» («‘Ρη͡σος») на­пи­са­на по­этом бо­лее позд­не­го вре­ме­ни.

Бла­го­да­ря ха­рак­тер­но­му спла­ву ин­тел­лек­туа­лиз­ма и тон­чай­шей дра­ма­тур­гической тех­ни­ки Еврипид уже в ан­тич­но­сти был при­знан «фи­ло­со­фом на сце­не». Еврипид под­верг из­ме­не­нию тип тра­ге­дии, сло­жив­ший­ся в твор­че­ст­ве его стар­ших со­вре­мен­ни­ков Эс­хи­ла и Со­фок­ла.

Ис­поль­зуя тра­диционные ми­фо­ло­гические сю­же­ты, он на­хо­дил трак­тов­ки, по­зво­ляв­шие вы­ра­зить глу­бо­чай­ший тра­гизм че­ло­ве­че­ских су­деб (Ари­сто­тель в «По­эти­ке», XIII, на­звал Еврипида «тра­гич­ней­шим из по­этов»), про­ник­нуть в ду­шу ге­ро­ев, рас­крыть те­мы, вол­но­вав­шие афин­ское об­ще­ст­во его вре­ме­ни: участь че­ло­ве­ка и влия­ние на неё бо­гов; вер­ность, друж­ба, лож­ное и ис­тин­ное бла­го­род­ст­во; судь­ба жен­щин, ра­бов, по­бе­ж­дён­ных; за­щи­та сла­бых и обез­до­лен­ных. Со­хра­няя при­су­щий ан­тич­ной тра­ге­дии вы­со­кий па­фос, Еврипид су­мел изо­бра­зить тон­чай­шие де­та­ли жиз­нен­ных кол­ли­зий и пе­ре­жи­ва­ний ге­ро­ев; он был пер­вым дра­ма­тур­гом, соз­да­вав­шим слож­ные и мно­го­гран­ные ха­рак­те­ры. Но­ва­тор­ст­во Еврипида не ос­та­лось не­за­ме­чен­ным со­вре­мен­ни­ка­ми; со­глас­но сви­де­тель­ст­ву Ари­сто­те­ля, Со­фокл ут­вер­ждал, что сам он «пред­став­ля­ет лю­дей та­ки­ми, ка­ки­ми они долж­ны быть, а Ев­ри­пид та­ки­ми, ка­ко­вы они в дей­ст­ви­тель­но­сти» («По­эти­ка», XXV). В то же вре­мя кон­сер­ва­тив­ные кру­ги Афин не­при­яз­нен­но от­не­слись к но­ва­тор­ст­ву Еврипида и его сво­бо­де в об­ра­ще­нии с тра­диционными фор­ма­ми и сю­же­та­ми, об­ви­няя дра­ма­тур­га в без­нрав­ст­вен­но­сти. Вы­ра­зи­те­лем этой по­зи­ции стал Ари­сто­фан, дав­ший в «Ля­гуш­ках» ка­ри­ка­тур­ный об­раз Ев­ри­пи­да.

Читайте также:  Краткая биография экзюпери

В ос­но­ве тра­ге­дий Еврипида обыч­но ле­жит кон­фликт чув­ст­ва и ра­зу­ма; при этом па­лит­ра сю­же­тов, мо­ти­вов и ха­рак­те­ров у Еврипида раз­но­об­раз­на.

Тра­гические судь­бы се­мей изо­бра­жа­ют­ся в «Ал­ке­сти­де» (же­на при­но­сит се­бя в жерт­ву, что­бы спа­сти об­ре­чён­но­го на смерть му­жа), «Ип­по­ли­те» (лю­бовь Фед­ры к сво­ему па­сын­ку Ип­по­ли­ту), «Ге­рак­ле» (отец в при­пад­ке бе­зу­мия уби­ва­ет же­ну и де­тей).

Обратите внимание

В тра­ге­ди­ях, ос­но­ву ко­то­рых со­ста­ви­ли со­бы­тия тро­ян­ско­го цик­ла, на­ря­ду с от­ра­же­ни­ем ужа­сов вой­ны и стра­да­ний по­бе­ж­дён­ных («Ге­ку­ба», «Тро­ян­ки») по­ка­за­на про­ти­во­ре­чи­вость че­ло­ве­че­ской ду­ши («Еле­на», «Ифи­ге­ния в Ав­ли­де»).

Еврипид пер­вым в ан­тич­ной дра­ма­тур­гии рас­крыл воз­мож­но­сти люб­ви как силь­ней­шей стра­сти, пол­но­стью за­хва­ты­ваю­щей че­ло­ве­ка («Ип­по­лит»). Но­во­вве­де­ни­ем Еврипида ста­ло изо­бра­же­ние силь­ных и яр­ких жен­ских ха­рак­те­ров («Ме­дея»). Не схе­ма­тич­ны в его тра­ге­ди­ях и об­ра­зы ра­бов: про­яв­ляе­мые ра­ба­ми чув­ст­ва за­став­ля­ют зри­те­лей со­пе­ре­жи­вать им.

Боль­шин­ст­во тра­ге­дий Еврипида от­кры­ва­ет­ся про­ло­гом, про­из­но­ся­щим­ся од­ним из пер­со­на­жей или бо­же­ст­вом; в нём по­ве­ст­ву­ет­ся о пред­по­сыл­ках тра­ге­дии, ко­то­рые ко­ре­нят­ся в про­шлом ге­ро­ев. Про­лог у Еврипида са­мо­стоя­те­лен, дей­ст­вие тра­ге­дии на­чи­на­ет­ся толь­ко по­сле его окон­ча­ния.

Еврипид час­то ис­поль­зу­ет сце­ни­че­ский при­ем де­ус экс ма­хи­на, яв­ляю­щий­ся пе­ре­жит­ком ста­рин­ных ри­ту­аль­ных действ. Диа­ло­ги ге­ро­ев по­строе­ны по пра­ви­лам ри­то­ри­ки, осо­бен­но в сце­нах «аго­нов» (сло­вес­ных со­стя­за­ний).

Про­ти­во­стоя­ние ге­ро­ев в спо­рах под­чёр­ки­ва­лось ис­поль­зо­ва­ни­ем приё­ма сти­хо­ми­фии, то есть об­ме­на уча­ст­ни­ков «аго­на» сти­ха­ми. Еврипид уве­ли­чил объ­ём мо­но­дий (соль­но­го пе­ния ак­тёров), зна­чи­тель­но умень­шив роль хо­ра в раз­ви­тии дей­ст­вия.

В ос­но­ву не­ко­то­рых позд­них тра­ге­дий Еврипида по­ло­же­на ин­три­га, ко­то­рая за­ме­ня­ет тра­диционный миф («Ион»); в них уси­ли­ва­ют­ся бы­то­вые, ко­мичные, при­ключенческие эле­мен­ты. Еврипид ши­ро­ко ис­поль­зо­вал бы­то­вую лек­си­ку, при­бли­жая язык тра­ге­дий к раз­го­вор­но­му народному язы­ку.

Твор­че­ст­во Еврипида ока­за­ло ог­ром­ное влия­ние на фор­ми­ро­ва­ние ат­ти­че­ской ко­ме­дии, рим­ской тра­ге­дии, в ча­ст­но­сти на Се­не­ку, а че­рез не­го на всю ев­ропейскую дра­ма­тур­гию. К на­сле­дию Еврипида об­ра­ща­лись французские клас­си­ци­сты П. Кор­нель («Ме­дея») и Ж.

Ра­син («Фед­ра», «Ан­дро­ма­ха», «Ифи­ге­ния в Ав­ли­де»); немецкие по­эты И.В. Гё­те («Ифи­ге­ния в Тав­ри­де») и Ф. Шил­лер («Мес­син­ская не­вес­та»), позд­нее – Г. фон Гоф­ман­сталь, Г. Га­упт­ман, Ж.П. Сартр, Х. Мюл­лер. Сю­же­ты тра­ге­дий Еврипида ши­ро­ко пред­став­ле­ны в опер­ной клас­си­ке (Г.Ф.

Ген­дель, К.В. Глюк, Л. Ке­ру­би­ни).

Сочинения:

Тра­ге­дии: В 2 т. / Пер. И. Ан­нен­ско­го. М., 1999.

Литература

  • Analecta Euripidea / Ed. U. Wi­la­mo­witz-­Moellendorff von. B., 1875. Hildesheim, 1963
  • Murray G. Euripides and his age. 2nd ed. L., 1947
  • Lucas F. L. Euripides and his influence. N. Y., 1963
  • Тол­стой И.И. Тра­ге­дия Ев­ри­пи­да «Еле­на» и на­ча­ло гре­че­ско­го ро­ма­на // Тол­стой И. И. Ста­тьи о фольк­ло­ре. М.; Л., 1966
  • Conacher D.J. Euripidean drama: myth, theme and structure. Toronto, 1967; idem. Euripides and the sophists: some dramatic treat­ments of philosophical ideas. L., 1998
  • Mi­che­li­ni A.N. Euripides and the tragic tradition. Madison, 1987
  • Kovacs D. Euripidea. Leiden, 1994; idem. Euripidea Altera. Leiden, 1996; idem. Euripidea Tertia. Leiden, 2003
  • Ippolito P. La vi­ta di Euripide. Napoli, 1999
  • Яр­хо В.Н. Древ­не­гре­че­ская ли­те­ра­ту­ра. Тра­ге­дия. М., 2000

Источник: https://w.histrf.ru/articles/article/show/ievripid

Творчество Еврипида

· Еврипид и философские течения его времени.

· Общая характеристика творчества Еврипида и характер конфликта в его трагедиях.

· Жанровая разновидность трагедий Еврипида.

· Социально-бытовая драма ʼʼАлкестаʼʼ.

· Особенности психологической трагедии ʼʼМедеяʼʼ.

· Новаторство Еврипида-драматурга и трагедия ʼʼИпполитʼʼ.

Противоречия в полисном устройстве. Пелопонесская война – катализатор для противоречий, она подрывает единство полиса. Век Софокла и Перикла отошел в прошлое, человек вынужден решать противоречия индивидуально. Шло развитие самосознания личности, осознания ценности каждой личности. Это приводило к конфликту с полисной идеологией.

Еврипид – последний крупный трагик. У него всœе черты противоречивости того времени, мы видим, прежде всœего, проявление индивидуалистической настроенности общества, кризис традиционного мифологического миросозерцания. Это приводит к смене идеологии – полис идет к своему концу, это ощущается в произведениях Еврипида.

Развивается наука, хотя разница с Софоклом всœего десять лет. Толчок этому дал Перикл.

Важно

Перикл приглашал всœех мудрецов в Афины (Протагор, Анаксагор, Демокрит, Геродот, Гераклид: ʼʼНельзя дважды войти в одну и ту же реку. Все течет, всœе изменяетсяʼʼ).

Наиболее сильные впечатления произвели открытия в медицинœе – Гиппократ: каждая болезнь имеет свою причину. Потрясение Афин: лечатся не только физические, но и душевные болезни.

Кроме Гиппократа на изменение идеологии и взаимоотношения граждан полиса друг с другом повлияли учения софистов. Οʜᴎ учили логике мысли. Логика была нужна везде. Софисты были востребованы, но их не любили. Даже название ʼʼсофистыʼʼ значит ʼʼмудренькиеʼʼ.

Пренебрежение, потому что они брали много денег за свои занятия, но самое главное – для софистов не существовало объективной истины, что подрывало основы полиса. Афоризм: ʼʼО каждом делœе должна быть высказано два противоположных мненияʼʼ.

Греки не понимали этого, для них не существовало компромиссов. Это губительно для полисов. Софисты ратовали за индивидуальное воспитание. Софисты учили, что всœе люди равны. Почти всœегда они были атеистами. Софист Протагор объявляет человека мерой всœех вещей.

Ясно, что полис доживает последние дни – кризис полиса показывает Еврипид: критическое отношение к мифу, полная заброшенность человека в мире.

Еврипида не любили в Афинах, так как он указывал на их недостатки. Над ним издевались, к примеру, Аристофан в своих комедиях.

Аристофан называл его сыном торговки зелœенью и лавочника, но Еврипид получил блестящее образование, его учителями были софисты, которые требовали высокой платы за занятия, у него была лучшая библиотека в Афинах – всœего этого не могло быть у простого сына лавочника. Смеялись над внешним видом, который дает Аристофан, но он не соответствует действительности, так как сохранился портрет Еврипида.

Совет

Он написал около 90 пьес. Только четыре раза одерживает победу в театральных агонах при жизни и один раз после смерти. После смерти сразу становится популярным. До нас дошло 17 пьес целиком.

Конец жизни провел в Македонии – его приглашает дед Александра Македонского, в Македонии его любили всœе. Есть версия, что Александр начал завоевывать Грецию, потому что уловил в его пьесах дух распада. 480-406 – годы жизни.

Театр Еврипида – энциклопедия умственного движения Греции пятого века. Более ни один драматург не обращался к этому. Философские взгляды даются в развитии. Его называют ʼʼфилософом на сценеʼʼ, ʼʼсамым трагичнейшимʼʼ – это приводит к изменению характера конфликта в трагедиях Еврипида.

Тот всœегда был обусловлен взаимодействием субъективных стремлений и объективных закономерностей, то есть богов. Герой вмешивается в объективные закономерности и нарушает гармонию, он будет наказан. Смерть такого героя в результате несла грекам катарсис. Пример его поучителœен. Герои Еврипида тоже страдают и гибнут.

Но объективной закономерности не существует. Значит, страдания и гибель героев бессмысленны, беспросветны. Конфликт: или столкновение субъективных равных волей людей, или столкновение человека с самим собой – рефлексия. Противоречия души – самое трагичное. Греки рефлексии не знали. Катарсиса не было, герой гибнул бессмысленно.

Даже если и появляются боги, то они условные персонажи. Еврипид в своих трагедиях заменяет первичную перипетию интригой. Перипетия – переход от настоящего к противоположному, вызвана волей богов. Интрига – ведется самим человеком в своих интересах, обусловливается его желаниями. Интриг должна быть много.

Иногда в финале трагедии Еврипида невозможно было прийти к какому-либо итогу, в связи с этим в конце часто появляется какой-либо бог, который просто объявляет свою волю. Пример: Кастор и Полидевк. Но новаторство не только в данном. Изменение трагического конфликта сказывается на изменении жанровой природы произведений Еврипида.

Прежде всœего, он писал трагедии, но необычные, в связи с этим они называются либо ʼʼпсихологические трагедииʼʼ или ʼʼпатетические драмыʼʼ. Второе – социально-бытовые или семейные драмы: ʼʼАлкестаʼʼ, ʼʼЕленаʼʼ, ʼʼИонʼʼ.

Обратите внимание

Социально-бытовая драма изображает людей обыкновенных, не героев, ничем не выдающихся. Даже если используется миф, то от этого мифического героя остается только имя. Всегда присутствует элемент комического, всœегда благополучная развязка. Первая сохранившаяся пьеса – 438 год – ʼʼАлкестаʼʼ.

Сюжет открывал поистинœе большие возможности для создания классической трагедии. В прологе мы узнаем историю Адмета͵ у которого служил Аполлон, тот разрешил ему уговорить кого-нибудь умереть вместо него. Никто не хочет умирать за Адмета: ни рабы, ни родители – только молодая жена Алкеста. Она берет с Адмета слово, что тот не приведет в дом мачеху.

Еврипиду удалось показать человека с раздвоенным сознанием. Трагикомическая сцена над трупом. Появляется пьяный Геракл, Адмет принимает его. Один старый раб стыдит Геракла за шумное веселье. Тот понимает жертву Адмета͵ хочет ему помочь, в полночь пролезает в склеп, ловит Танатоса, тот отдает обратно душу. Геракл приводит ее к Адемту, всœе заканчивается хорошо.

Адмет – двойственная фигура, нельзя определить его как хорошего или плохого.

ʼʼЭлектраʼʼ – есть и у Софокла, и у Еврипида.. У Софокла вопрос о нравственности убийства матери не стоит, так как олимпийцы уже вынесли приговор.
Размещено на реф.рф
У Еврипида тоже не стоит вопрос – ϶ᴛᴏ а приори безнравственно. Перед нами неврастеничка и припадочный.

Еврипид разрушает жанр классической трагедии. Еще один момент: у Еврипида в трагедиях появляется развивающийся характер.
Размещено на реф.рф
Особенно очевидно это в трагедии ʼʼИфигения в Авлидеʼʼ. Зрители верят в эволюцию образа героини.

Любимый образ Еврипида – Медея. Пьесы о ней успех не имели. Еврипида занимала динамика страсти и чувства. Женский образ, считал Еврипид, дает больше материала. Женщины живут естественно и искренне. Впервые такой образ появляется в поэме ʼʼПелиадыʼʼ. Действие происходит сразу после того, как Медея помогает Ясону добыть золотое руно.

Медея – особый образ, непонятно ее происхождение – восточное, иногда даже предполагается арийская ветвь, с точки зрения греков она – варварка. Она в родстве с Гелиосом, родственница Гекаты. Мстит – вручает Пелиадам 12 кинжалов, чтобы они убили своего отца. Ее изгоняют. Живет вместе с мужем в Коринфе. Ясон не добивается в Коринфе власти, об этом вторая трагедия ʼʼМедеяʼʼ – 431 год.

Эта трагедия вызвала бурю протеста. В первую очередь, в ней Медея сама убивает своих детей, в то время как считалось, что их убили коринфские жители – теперь коринфян обвинили во взятке для того, чтобы Еврипид обелил их перед потомками. Это трагедия не о ревности – а такого греки понять не могли. В прологе – кормилица и педагог пытаются сказать, что предчувствуют беду в доме Медеи.

Важно

Далее появляется сама Медея, но она не охвачена ревностью. Она уязвлена тем, что обманута Ясоном, это и причина трагедии. Идея мести рождается не сразу. Греки считают домом семью. Разговор Ясона и Медеи ведется в саркастических тонах. Появляется царь Эгей, тогда Медея понимает, что главная ценность для мужчины – ϶ᴛᴏ дети. По этой причине она убивает Главку (невесту Ясона) и детей.

Финал: Медея на колеснице с драконами спасается, а Ясон повержен.

Еврипид не только меняет внешний вид трагедии, но и привносит новую тематику. Впервые им поднимается любовная тематика. ʼʼИпполитʼʼ – 434 год до н.э. Боги здесь преступники, совершают бессмысленные поступки. Эта трагедия имела успех, но ее пришлось дважды переписать. Сюжет известен и в Библии – вариант сюжета о коварной жене.

У Еврипида Федра (вторая жена Тесея) любит своего пасынка, но публику шокирует то, что она сама ему в данном признается. Потом Еврипид это изменил. ʼʼИпполитʼʼ выиграл в агоне. Любимый афоризм Еврипида ʼʼНичего сверх мерыʼʼ. Нарушение его героями ведет к их гибели. Ипполит – сын Тесея от первого брака с амазонкой.

Трагедия открывается прологом, где Афродита говорит, что обижена на Ипполита͵ потому что тот всœе время проводит с Артемидой. Афродита насылает на Федру страсть к Ипполиту. Страсть и холодность – Афродита и Артемида. Федра и Ипполит, Афродита и Артемида никогда не появляются на сцене одновременно.

Федра при смерти, причина – любовь, кормилица решает рассказать всœе Ипполиту. Его предупреждают, что чувства не должны быть сверх меры. Федра боится, что Тесей убьет ее детей. Она решает убить себя, а в руке оставляет записку, где обвиняет Ипполита в домогательствах. Тесей изгоняет и проклинает Ипполита. Тот гибнет.

Далее появляется Артемида, которая говорит, что Ипполит не виноват в этой трагедии. Много вариаций. Взаимоисключающие начала не встречаются на сцене.

Древние критики характеризовали Еврипида как самого трагичного философа на сцене. Слава нашла его в Македонии только после смерти.

Творчество Еврипида. – понятие и виды. Классификация и особенности категории “Творчество Еврипида.” 2017, 2018.

Источник: http://referatwork.ru/category/literatura/view/122856_tvorchestvo_evripida

Еврипид

В. Н. Ярхо

Сохранившееся от античности «Жизнеописание Еврипида» содержит множество анекдотических подробностей о происхождении и семейной жизни поэта, обязанных своим появлением аттической комедии, для которой творчество и личность Еврипида служили предметом непрестанных нападок и насмешек. В действительности поэт, родившийся около 484 г.

, происходил из богатой и знатной семьи, имевшей поместье на острове Саламине. Здесь впоследствии показывали уединенную пещеру на берегу моря, где Еврипид любил проводить время, обдумывая свои произведения.

Молва называла его учеником Анаксагора и Протагора и другом Сократа – таким путем старались объяснить содержащиеся в трагедиях Еврипида многочисленные отклики на современные ему философские учения и естественнонаучные теории, к которым он проявлял несомненный интерес.

Еврипид впервые выступил на состязаниях трагических поэтов в 455 г.

, но неудачно; первой награды он добился только в 441 г., да и в дальнейшем афинская публика не баловала его признанием: при жизни он одержал всего четыре победы; пятую ему принесла поставленная посмертно в 405 г. трилогия, от которой сохранились трагедии «Вакханки» и «Ифигения в Авлиде». Они были написаны в Македонии, куда Еврипид в 408 г.

Читайте также:  Сочинения об авторе дюма

переехал по приглашению царя Архелая; здесь он и умер полтора-два года спустя. Не оцененный при жизни, Еврипид уже в IV в., а затем в эпоху эллинизма и римского владычества стал наиболее популярным из трех классиков греческой трагедии; из написанных им 92 произведений еще на рубеже новой эры были известны 75 драм.

Совет

До нас дошло 17 трагедий, сатировская драма «Киклоп» и множество фрагментов, зачастую довольно обширных, а также приписываемая Еврипиду трагедия «Рес», в действительности едва ли ему принадлежащая.

Сохранившиеся драмы Еврипида относятся к периоду между 438 и 406 гг.

, близко совпадая, таким образом, по времени с известным нам периодом творчества Софокла; почти одновременно оба поэта ушли из жизни. И тем не менее трудно представить себе двух драматургов, более различных по мировоззрению и по пониманию стоявших перед ними художественных задач.

Присущие афинской демократии противоречия, все с большей силой проявлявшиеся в годы Пелопоннесской войны, наложили неизгладимый отпечаток на все творчество Еврипида.

В отличие от Софокла, Еврипид не принимал участия в общественной деятельности. Традиция рисует его мудрецом-созерцателем, любителем уединения и раздумий на лоне природы.

При всем том его трагедия была очень чутка и восприимчива к проблемам, волновавшим его сограждан. Так, в первое десятилетие Пелопоннесской войны драматург выступает как убежденный патриот и пропагандист государственного строя Афин, в которых он видит оплот благочестия в Элладе.

В трагедии «Гераклиды» (430) легендарный аттический царь Демофонт, сын Тесея, берет под свое покровительство старую мать и детей Геракла, преследуемых после смерти героя его исконным врагом, микенским царем Еврисфеем.

Ради защиты Гераклидов афинский народ с оружием в руках отражает нападение вражеской рати – ситуация, близко напоминающая эсхиловских «Молящих», но приобретающая особое значение в условиях начавшейся войны со Спартой.

Откровенной антиспартанской тенденцией пронизана также относящаяся к 20-м годам V в. трагедия «Андромаха».

После взятия Трои супруга Гектора стала пленницей Неоптолема и родила ему сына; между тем его брак с Гермионой, дочерью Менелая и Елены, оставался бесплодным. Ненавидящая свою соперницу Гермиона, пользуясь отлучкой мужа в Дельфы, коварством захватывает укрывшуюся у алтаря Андромаху и ее ребенка; от неминуемой смерти их спасает только появление престарелого Пелея, деда Неоптолема.

Обратите внимание

Сам же Неоптолем погибает в Дельфах вследствие заговора, подстроенного с участием Ореста, которому некогда была обещана в жены Гермиона.

Таким образом, все действующие лица, связанные в эпической традиции со Спартой или Аргосом (Менелай, Гермиона, Орест), изображены в этой трагедии самыми мрачными красками: они жестоки и вероломны, и все их поведение должно было напоминать афинским зрителям образ действий тех реальных спартанцев, с которыми в эти годы велась война.

В трагедии «Молящие» (ок. 422-420 гг.

) существенное место занимает политический диспут легендарного аттического царя Тесея с фиванским послом; фиванец защищает преимущества единоличной власти, Тесей же развертывает полную программу афинского государственного устройства, основанного на равноправии всех граждан.

Прославляя афинскую демократию как идеальный строй, Еврипид в то же время видит в ней отчетливые признаки социального расслоения, алчность богачей и злобное недовольство бедняков. Наиболее надежным оплотом государства он считает «средний класс», т. е.

крестьян, возделывающих землю и не поддающихся на уговоры легкомысленных и безответственных демагогов, – к последним Еврипид относится без малейшего уважения.

Если вера в спасительный «средний класс», хотя она и разделялась многими современниками поэта, носила в этот период уже достаточно утопический характер, то несомненно прогрессивной была критика, направленная против любителей военных авантюр, обрекающих в жертву своему тщеславию жизнь сограждан.

С огромным сочувствием и состраданием изображает поэт бедствия и горести, которые война приносит побежденным, особенно осиротевшим матерям, женам и детям.

Наиболее показательны в этом отношении две трагедии, очень близкие друг другу по сюжету: «Гекуба» (ок. 424 г.) и «Троянки» (415).

В обеих драмах действие происходит после падения Трои, и основными действующими лицами являются доставшиеся в плен победителям троянские женщины.

Важно

Главная героиня трагедии «Гекуба» – престарелая жена Приама, некогда царица могущественной Трои, ныне жалкая раба ахейцев.

Ее, пережившую гибель мужа и любимых сыновей, привязывают к жизни только находящаяся при ней юная дочь Поликсена и младший из сыновей Полидор, отосланный ею некогда к фракийскому царю Полиместору и благодаря этому уцелевший при разгроме Трои.

Но вот ахейцы принимают решение принести Поликсену в жертву погибшему под Троей Ахиллу, а некоторое время спустя к морскому берегу у палаток троянских пленниц волны прибивают труп Полидора, вероломно убитого Полиместором после падения Трои.

Гекубой овладевает новый приступ отчаяния, из которого рождается жажда страшной мести: Гекуба заманивает Полиместора, не знающего, что его преступление раскрыто, вместе с его маленькими детьми к себе в шатер, где с помощью троянских женщин убивает детей, а самого Полиместора ослепляет.

Хотя современная критика считает иногда недостатком этой трагедии ее двухчастность (жертвоприношение Поликсены и убийство Полидора не связаны сюжетно между собой), ее внутреннее единство несомненно.

Объединяющий всю трагедию образ Гекубы, сначала несчастной матери, затем грозной мстительницы, дан с огромным богатством психологических оттенков, делающих реально ощутимой всю глубину страданий и душевных мук, в которые ввергла Гекубу война.

В «Троянках», в отличие от «Гекубы», нет связного сюжета.

Они представляют собою ряд сцен, которые разыгрываются на фоне догорающей Трои и с потрясающей силой рисуют горькую долю Гекубы, Кассандры и Андромахи, ставших добычей победителей. Особенно сильное впечатление производят исступленные пророчества Кассандры, предрекающей самим грекам гибель на пути домой и по возвращении.

В этой трагедии, поставленной в самый разгар приготовлений к Сицилийской экспедиции, обозначавшей возобновление военного конфликта, в полный голос звучит протест Еврипида против наступательной войны и тех жертв и страданий, которые она неминуемо несет и побежденным, и победителям.

Совет

Изображение страдающего человека составляет наиболее характерную черту творчества Еврипида, причем в отличие от Эсхила он не видит для страдания отдельной личности объяснения в правящей миром разумной божественной воле. В самом человеке заложены силы, способные ввергнуть его в пучину страданий.

Таким человеком является, в частности, Медея – героиня одноименной трагедии, поставленной в 431 г. Волшебница Медея, дочь колхидского царя, полюбив прибывшего в Колхиду Ясона, оказала ему некогда неоценимую помощь, научив преодолеть все препятствия и добыть золотое руно. В жертву Ясону она принесла родину, девичью честь, доброе имя; тем тяжелее переживает теперь Медея желание Ясона оставить ее с двумя сыновьями после нескольких лет счастливой семейной жизни и вступить в брак с дочерью коринфского царя, который к тому же велит Медее с детьми убраться из его страны. Оскорбленная и покинутая женщина замышляет страшный план: не только погубить соперницу, но и убить собственных детей; так она сможет в полной мере отмстить Ясону. Первая половина этого плана осуществляется без особого труда: мнимо смирившись со своим положением, Медея через детей посылает невесте Ясона дорогой наряд, пропитанный ядом. Подарок благосклонно принят, и теперь Медее предстоит самое трудное испытание – она должна убить детей. Жажда мести борется в ней с материнскими чувствами, и она четырежды меняет решение, пока не появляется вестник с грозным сообщением: царевна и ее отец погибли в страшных мучениях от яда, а к дому Медеи спешит толпа разгневанных коринфян, чтобы расправиться с ней и ее детьми. Теперь, когда мальчикам грозит неминуемая смерть, Медея окончательно решается на страшное злодеяние. Перед возвращающимся в гневе и отчаянии Ясоном Медея появляется на парящей в воздухе волшебной колеснице; на коленях у матери – трупы убитых ею детей.

Атмосфера волшебства, окружающая финал трагедии и до некоторой степени облик самой Медеи, не может скрыть глубоко человеческое содержание ее образа. В отличие от героев Софокла, никогда не уклоняющихся от однажды избранного пути, Медея показана в многократных переходах от яростного гнева к мольбам, от негодования к мнимому смирению, в борении противоречивых чувств и мыслей. Неужели она может убить своих детей? Нет, пусть сгинет прежнее решение! Но сделать себя посмешищем для врагов? Ни за что! Решайся же, Медея! И ты сделаешь это, сердце? Оставь их, пощади!.. Нет, не отдам детей на глумление, – все решено. Прощайте ж, дети!.. О, как я несчастна!..

Глубочайший трагизм образу Медеи придают также горестные размышления о доле женщины, положение которой в афинской семье было и в самом деле незавидным: находясь под неусыпным присмотром сначала родителей, а потом мужа, она была обречена всю жизнь оставаться затворницей в женской половине дома. К тому же при выдаче замуж никто не спрашивал девушку о ее чувствах: браки заключались родителями, стремившимися к выгодной для обеих сторон сделке. Медея видит глубокую несправедливость такого положения вещей, отдающего женщину во власть чужого, незнакомого ей человека, зачастую не склонного слишком обременять себя брачными узами.  

Да, между тех, кто дышит и кто мыслит,

Нас, женщин, нет несчастней. За мужей

Мы платим, и недешево. А купишь,

Так он тебе хозяин, а не раб…  

Ведь муж, когда очаг ему постыл,

На стороне любовью сердце тешит,

У них друзья и сверстники, а нам

В глаза глядеть приходится постылым.  

(Перевод И. Анненского)  

Бытовая атмосфера современных Еврипиду Афин сказалась также на образе Ясона, далеком от какой бы то ни было идеализации. Себялюбивый карьерист, выученик софистов, умеющий повернуть в свою пользу любой довод, он то оправдывает свое вероломство ссылками на благополучие детей, которым его женитьба должна обеспечить гражданские права в Коринфе, то объясняет помощь, полученную некогда от Медеи, всемогуществом Киприды.

Необычная трактовка мифологического предания, внутренне противоречивый образ Медеи были оценены современниками Еврипида совсем иначе, чем последующими поколениями зрителей и читателей. Античная эстетика классического периода допускала, что в борьбе за супружеское ложе оскорбленная женщина имеет право идти на самые крайние меры против изменившего ей мужа и своей соперницы. Но месть, жертвой которой становятся собственные дети, не укладывалась в эстетические нормы, требовавшие от трагического героя внутренней цельности. Поэтому прославленная «Медея» оказалась при первой постановке только на третьем месте, т. е. в сущности провалилась. Удачнее сложилась три года спустя судьба другой трагедии Еврипида «Ипполит», удостоенной первой премии, хотя и близкой во многих чертах к «Медее».

В греческом мифе об Ипполите нашел отражение мотив, распространенный в древнем Средиземноморье и лучше всего известный из библейской легенды о целомудрии Иосифа: сын афинского царя Тесея Ипполит, чистый юноша, глубоко чтит вечную девственницу Артемиду, но презирает дары и всевластие Афродиты. Оскорбленная пренебрежением богиня разжигает преступную любовь к Ипполиту в сердце его мачехи Федры, которая тщетно пытается бороться с охватившим ее чувством: истомленная страстью, она в полубреду грезит то об охоте в заповедных рощах, то об отдыхе у прохладного лесного ручья, где она могла бы находиться вблизи Ипполита. Вкрадчивое вмешательство старой няньки заставляет Федру открыть ей свою тайну, и нянька, связав Ипполита обетом молчания, передает ему приглашение на свидание с мачехой, чем вызывает бурное негодование юноши. Для опозоренной Федры нет теперь иного выхода, кроме смерти; однако ее оскорбленное чувство ищет выхода в мести: возвращающийся из похода Тесей находит на трупе повесившейся жены письмо, в котором она обвиняет пасынка в посягательстве на ее честь. В объяснении с отцом связанный клятвой Ипполит не может открыть ему всей правды и только настаивает на своей невиновности. Тесей возмущен коварством сына. Он приговаривает его к изгнанию и призывает на голову Ипполита проклятие богов, которое приводит к трагическому исходу: когда юноша ехал на колеснице вдоль берега моря, из воды показалось страшное чудовище; кони понесли, и Ипполит разбился о прибрежные скалы. Появившаяся в финале Артемида раскрывает перед Тесеем невиновность его сына и одновременно объясняет, почему она не содействовала раньше его спасению: у богов не принято мешать друг другу в исполнении их замыслов.

Трагедия «Ипполит», как и «Медея», характерна во многих отношениях для творчества Еврипида. Прежде всего драматург выступает и здесь как замечательный мастер психологической разработки образа: любовное томление Федры, приступы страсти, овладевающее ею отчаяние и сознание позора; грубое прямодушие няньки, умеющей выведать секрет своей мятущейся госпожи; чистота и цельность внутреннего мира Ипполита – все это изображено с глубоким проникновением в тайны человеческой души.

Обратите внимание

Показательно также отношение Еврипида к богам: Афродита действует из таких мелких побуждений, как тщеславие и оскорбленное самолюбие, а Артемида, верным почитателем которой был Ипполит, отдает его на произвол низменных чувств Афродиты. Боги, по чьей воле люди без всякой вины терпят такие страдания, недостойны называться богами, – эта мысль, неоднократно высказываемая в различных трагедиях Еврипида, отражает его религиозные сомнения и скепсис.

Самую мрачную роль играет божественное вмешательство в трагедии «Геракл». В отсутствие Геракла фиванский тиран Лик задумал уничтожить его семью, и все призывы престарелого Амфитриона, земного отца Геракла, к его небесному отцу Зевсу остаются бесплодными. Неожиданное возвращение героя кладет конец преступным намерениям Лика; первая половина трагедии завершается радостной игрой Геракла с еще не оправившимися от испуга детьми. Здесь, однако, в действие вмешивается Гера, ненавидящая Геракла из ревности к его матери. По ее велению Гераклом овладевает безумие, в приступе которого он убивает только что спасенных жену и детей. Придя в себя и осознав глубину своего падения, Геракл готов покончить счеты с жизнью, но подоспевший на помощь к другу Тесей снимает с него часть ответственности за преступление, поскольку истинной виновницей всего случившегося является Гера. В то время как персонажи Софокла не искали себе оправдания в божественном вмешательстве, еврипидовский Геракл приходит к выводу, что самоубийство недостойно истинного героя,

Источник: https://xreferat.com/9/405-1-evripid.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector