Сочинение: Михаил Глинка
Михаил Глинка
1804-1857
Творческий путь
Глинка – создатель русской музыкальной классики. Его музыка вывела русскую школу на мировой уровень по художественному совершенству и профессиональному мастерству. Он по-новому решил проблему национального в музыке. Он очень хорошо чувствовал национальный русский характер и выразил в музыке русский героический дух, а так же создал образцы русской национальной лирики. До Глинки было некоторое несоответствие между русским национальным материалом и его развитием. Он привел это в соответствие. Например: не имитационная полифония, а подголосочная (как в русском хоре). Глинка даже создал специфическую русскую форму вариаций на неизменную мелодию или сопрано-остинато. Эту форму стали называть глинкинскими вариациями. Это такие вариации, когда в варьировании мелодия остается неизменной, а меняется все остальное. В творчестве Глинки опера приобрела характер сплошного развития. Он написал 2 оперы, и обе они открыли пути в будущее. “Жизнь за царя” (“Иван Сусанин”) – 1-я русская народная музыкальная драма, первая русская драматическая опера. Глинка назвал жанр этой оперы “отечественная героико-трагическая опера”. Вторая опера – “Руслан и Людмила”. Контрастирует первой опере. Первая сказочно-эпическая опера. Отсюда идет эпическая ветвь русской оперы. Сам Глинка ее назвал “большая волшебная опера” (отсюда пошел Римский-Корсаков, Бородин и др.). Глинка написал более 70 романсов. Он поднял романс на большую художественную высоту. Глинка сам был певцом и знал все особенности человеческого голоса, потому его мелодии такие естественные, удобные для пения. В них соединяются и национальные черты, и итальянское bel canto. Глинка – начало русского классического симфонизма, хотя он симфонии не писал. Чайковский сказал, что из его симфонической музыки выросла вся симфоническая русская школа (как из желудя дуб). Глинка – создатель русского жанрового симфонизма. Написал увертюры на народные темы (не только русские): “Арагонская хота”, “Ночь в Мадриде”. На русские темы – “Камаринская” и др. Глинка – родоначальник лирического симфонизма (“Вальс-фантазия”). Глинка был современником Пушкина, и тоже классик. У них много общего: объективность, цельность, ясность взгляда на мир, стройность, уравновешенность форм, светлое восприятие мира, гармоническое равновесие между добром и злом. Глинка глубоко проник в суть русской народной песни, много изучал, но цитировал мало. Язык русской народной песни стал у него своим. Глубоко проникли в его творчество интонации русского городского романса. Глинка был очень образованный человек своего времени. Он знал 6 языков, поэтому он общался со многими музыкантами мира, усвоил все достижения мировой музыки: красочность Берлиозовского оркестра. Он у Глинки легкий, прозрачный, уравновешенный. Глинка с детства изучал оркестр его дяди. Кроме того, он учился оркестру у Зигфрида Дена, который составил специально для Глинки учебники по гармонии и полифонии. Большие достижения у Глинки были в области гармонии. Примечательны хроматизированные скользящие гармонии. Большие достижения в области ладов. Он изобрел целотонный лад для характеристики волшебных сил. Красочно звучат сцены в садах Черномора и др. Глинка писал также камерные ансамбли, фортепианные произведения, музыку к спектаклям, альтовую сонату (!!!), а также музыку к трагедии “Князь Холмский” (драматическая и значительная музыка).
Жизненный путь
Родился в 1804 году в селе Новоспасском в семье помещика. С раннего возраста полюбил народную песню. Патриотические струны взыграли рано (1812 г.). Глинка любил крепостной оркестр дяди, где он играл на скрипке и на флейте. Исполнял народные пьесы и западные. Позже стал учиться на фортепиано. В 20 лет запел тенором.
1812-1822 гг.
Годы учения в благородном пансионе для детей дворян в Петербурге. Здесь формировалась личность Глинки. Он познакомился с Пушкиным и полюбил его творчество. Брал уроки по фортепиано у Джона Фильда, потом у его ученика Майера. Посещал концерты, оперу. Знал Глюка, Моцарта, Россини. Летом Глинка работал с оркестром дяди. Первые произведения: фортепианные вариации (среди них вариации на тему “Среди долины ровная”), 2 увертюры, романсы (“Моя арфа”, “Не скучай”, “Верный певец”), начал писать симфонию B-dur, но не закончил. В 20-е годы Глинка стремился к исполнительской деятельности. Выступал в музыкальных кружках как певец, пианист, скрипач. Приобрел известность в кружках. Познакомился с Варлаамовым. Принимал участие в бытовом музицировании, в ансамблях, дирижировал хором певчих. Писал много камерных ансамблей для бытового музицирования, но стал стремиться к профессионализму. В конце 20-х годов Глинка встречался с Пушкиным, Грибоедовым, Одоевским, Жуковским, Мицкевичем, Дельвигом (который имел свой музыкальный кружок). В музыкальном кружке Дельвига Глинка пел романсы на его (Дельвига) стихи: “Не осенний частый дождичек”, “Ах, ты, ночь ли, ноченька”. В начале 30-х годов Глинка стал известным композитором. Изучал народную русскую песню, восточную музыку, ездил в Пятигорск, где изучал кавказскую музыку, что отразилось в “Руслане и Людмиле”.
1830-1834 гг. – Италия
Италия, Вена и Берлин. В Италии Глинка изучал bel canto и изучал итальянскую оперу. Познакомился с Беллини, Доницетти. Писал вставные арии (в итальянских операх), вариации на итальянские темы, серенады на итальянские темы из опер. Глинку встретили в Италии очень тепло. Брал несколько уроков и Базили, но он Глинке не понравился. В Италии Глинка задумал написать русскую оперу. Появился замысел “Ивана Сусанина”. Из романсов к этому времени выделялись “Венецианская ночь” и “Победитель”. Поехал в Берлин. Захотел написать русскую симфонию. Стал писать увертюру-симфонию на русские темы, но не завершил. Написал каприччио на русские народные темы для фортепиано в 4 руки, вариации на тему “Соловья” Алябьева. В Берлине стал заниматься у Зигфрида Дена. В 1834 году стал работать над “Иваном Сусаниным”. Сюжет подсказал Жуковский. Либреттистом стал барин фон Розен. Постановка оперы прошла в 1836 году в Петербурге. Постановка вызвала бурную полемику. Это способствовало развитию русской критики. Статьи писали Одоевский, Мельгунов, Неверов.
1836-1842 гг. (между операми)
Источник: https://ronl.org/sochineniya/Muzika/438835/
Сочинение: Глинка Ф.Н
Федор Николаевич Глинка (1786-1880)
Федор Николаевич Глинка принадлежит к старшему поколению поэтов-декабристов.
Завершив обучение в 1-м кадетском корпусе, он принимал участие в войнах с Наполеоном, сражался под Аустерлицем, участвовал в Бородинской битве 1812 года, в заграничных походах русской армии; окончил войну в чине полковника и был награжден золотым оружием за храбрость. Глинка боролся за освобождение родины и как воин, и как поэт.
Им были написаны “Военная песнь”, “Солдатская песнь”, “Песнь сторожевого воина пред Бородинскою битвою”, стихи о партизанах Давыдове, Сеславине, Фигнере. Впитавшие в себя традиции солдатского фольклора, эти безыскусные, искренне-взволнованные произведения сложились в своеобразную поэтическую летопись героической эпохи русской истории. Они воспевают решимость погибнуть, но не склонить голову перед захватчиком и тираном. В известном смысле эти стихи стали источником позднейшей гражданской лирики Глинки – участника тайных обществ, поэта-декабриста. В том же ряду стоят и “Письма русского офицера”, благодаря которым Глинка стал знаменитым писателем.
Истинные сыны отечества, отстоявшие его свободу в грозные годы войн с Наполеоном, не могли равнодушно относиться к крепостной неволе, ужасам аракчеевских порядков в армии, подавлению всякой свободной мысли. В 1816 году Глинка вступил в одну из первых декабристских организаций – “Союз спасения”, программа которого предусматривала введение конституционной монархии и уничтожение крепостного права мирным путем, исключающим насильственное свержение правящей династии. Чувства, которыми был охвачен в те годы поэт, выразились в его “Опытах двух трагических явлений” и “Отрывках из Фарсалии”. При этом свободолюбивый пафос нередко перекрывал умеренную программу. Так, истинное намерение одного из этих стихотворений было недвусмысленно раскрыто самим автором: “Один из верных сынов покоренного тираном отечества увещевал сограждан своих в тиши ночи к поднятию оружия против насильственной власти”.
Глинка был одним из вождей “Союза благоденствия”. Вольное общество любителей российской словесности, которое он возглавлял с 1819 по 1825 год, стало под его руководством важнейшим центром декабристской литературы. Когда в 1820 году Пушкин был выслан из Петербурга, одним из первых, кто выразил солидарность с опальным поэтом, был Глинка. Произведения, созданные им в первой половине 1820-х годов, были объединены в сборнике “Опыты священной поэзии” (1826). Многие из них строились на аллегории, их подлинный смысл выражался иносказательно. Излюбленным жанром Глинки был, пользуясь пушкинским выражением, “элегический псалом” – стихотворение, в котором библейские образы и темы переосмысливались и насыщались революционным содержанием, призывали к божьему суду над земными властителями. В декабристском ключе трактует Глинка тему поэта-избранника, призванного нести людям священные идеалы вольнолюбия и гражданственности.
После восстания на Сенатской площади Глинка был арестован и посажен в Петропавловскую крепость, а позднее выслан в Петрозаводск под надзор полиции. Здесь он создает одно из самых значительных своих произведений – поэму “Карелия”, высоко оцененную Пушкиным. Необычайной популярностью пользовалось у современников стихотворение “Песнь узника”. Она распространялась в списках, печаталась в заграничных изданиях. Успех объяснялся не только поэтическим мастерством Глинки, естественностью и верностью найденного им тона, но и тем, что чувства, которые изливал герой песни, напоминали о судьбе томившихся в неволе декабристов. С раздумьями о недавних исторических потрясениях связан у Глинки и образ челна, попавшего в бурю, гибели пловцов и др.
С годами Глинка все реже выступал в печати, его творчество ограничивалось дружескими посланиями и религиозно-нравственными монологами. Но есть среди них и вещи, достойные нашей памяти и внимания. Так, стихотворение “Москва” было задумано как манифест славянофильства. Однако, независимо от субъективных устремлений автора, в нем так непосредственно и ярко проявился патриотизм поэта, его гордость древней русской столицей, что “Москва” заслуженно причисляется к самым высоким творческим достижениям Глинки.
Когда в 1856 году оставшиеся в живых декабристы получили возможность вернуться из ссылки, Глинка отозвался на это событие “Стихами о бывшем Семеновском полку”, в которых прозвучали верность былым идеалам и гордость своим декабристским прошлым.
Глинка умер в 1880 году глубоким стариком. С благоговением хоронила Россия человека, жизнь которого была неразрывно связана с двумя важнейшими событиями XIX столетия – победой над Наполеоном и первым революционным выступлением против царизма.
Источник: https://www.bestreferat.ru/referat-76589.html
Михаил Иванович Глинка
В. В. Стасов, известный музыкальный критик, писал: «Глинка думал, что он создает только русскую оперу, но он ошибался. Он создавал целую русскую музыку, целую русскую музыкальную школу, целую новую систему».
«Солнцем русской поэзии» называют Александра Сергеевича Пушкина. Его прекрасный гений осветил весь последующий путь русской литературы. С таким же основанием можно было бы назвать великого современника, друга и единомышленника Пушкина Михаила Ивановича Глинку «солнцем русской музыки».
Глинка — первый русский композитор, чьи произведения приобрели непреходящее, классическое значение. Его творчество — одно из высших достижений отечественной культуры,гордость и слава всего русского народа.
Он выдвинул русскую музыку на одно из первых мест среди ведущих национальных школ европейского искусства. Прав был Чайковский, записавший однажды в своем дневнике: «…Глинка вдруг одним шагом стал наряду (да! наряду!) с Моцартом, с Бетховеном и с кем угодно.
Это можно без всякого преувеличения сказать про человека, создавшего «Славься!»
Стремление к правдивому отражению жизни народа, к глубокому проникновению в строй его мыслей и чувств было основным стимулом всего творчества великого композитора. Темы и сюжеты основных, наиболее значительных произведений Глинки связаны с простой, повседневной народной жизнью и бытом или с героическими образами родной русской истории и народного эпоса.
Кроме двух монументальных, глубоко народных по духу опер — «Иван Сусанин» и «Руслан и Людмила», Глинкой были созданы выдающиеся произведения и в других областях музыкального творчества.
Чайковский считал, что Глинка по складу своего дарования был прежде всего замечательный, несравненный симфонист, хотя он и написал сравнительно немного самостоятельных оркестровых сочинений. В своем симфоническом творчестве Глинка широко разрабатывал образы, мелодии и ритмы народной песни и танца.
Таковы его грациозно-задумчивый, поэтический «Вальс-фантазия», полные огня и жизни, темпераментные, сверкающие богатством красок испанские увертюры и особенно непревзойденная «Камаринская», в которой вся русская симфоническая музыка, по известному выражению Чайковского, заложена «подобно тому, как весь дуб в желуде». Материал с сайта //iEssay.
ru
Широкую популярность завоевали романсы Глинки, в которых пленяющая простота, искренность и непосредственность выражения чувств совмещаются с идеальной чистотой отделки и отточенностью формы.
В музыке Глинки, проникнутой ясным и цельным мироощущением, с необыкновенной гармоничностью сочетались различные элементы, развивавшиеся затем различными представителями русской музыкальной школы. Именно эта исключительная внутренняя цельность и многогранность творческого облика ставят Глинку на особое место среди великих русских композиторов и придают его произведениям значение вечно прекрасного и неувядаемого образца.
(Ю. Келдыш)
На этой странице материал по темам:
- глинка солнце русской музыки
- обзор творчества глинка
- глинка михаил иванович история
- сочинение глинка м. и.
- произведения глинка
Источник: http://iessay.ru/ru/other/istoriya/stati/izvestnye-lichnosti/mihail-ivanovich-glinka
Творчество М.И.Глинки — произведения, жанры, анализ
Творчество М.И.Глинки (1804-1857) обозначило новый, а именно – классический этап развития русской музыкальной культуры. Композитор сумел сочетать лучшие достижения европейской музыки с национальными традициями отечественной музыкальной культуры. В 30-е годы музыка Глинки еще не обладала широкой популярностью, но вскоре все поймут:
«На русской музыкальной почве вырос роскошный цветок. Берегите его! Он цветок нежный и цветет раз в столетие» (В.Одоевский).
Основу авторского стиля Михаила Ивановича Глинки составляет,
- с одной стороны, сочетание романтических музыкально-языковых выразительных средств и классических форм.
- с другой, основой его творчества выступает мелодия как носитель обобщенного смыслообраза (интерес к конкретным деталям и декламации, к которым композитор прибегал нечасто, будет более характерен для А.Даргомыжского и М.Мусоргского).
Оперное творчество М.И.Глинки
М.Глинка принадлежит к новаторам, открывателям новых музыкальных путей развития, является создателем качественно новых жанров в русской опере:
— героико-историческая опера по типу народной музыкальной драмы («Иван Сусанин», или «Жизнь за царя»);
— эпическая опера («Руслан и Людмила»).
Эти две оперы были созданы с разницей в 6 лет. В 1834 он начинает работу над оперой «Иван Сусанин» («Жизнь за царя»), задуманную первоначально как оратория. Окончание работы над произведением (1936) – год рождения первой русской классической оперы на исторический сюжет, источником для которого послужила дума К.Рылеева.
Михаил Иванович Глинка
Особенность драматургии «Ивана Сусанина» заключается в сочетании нескольких оперных жанров:
- героико-исторической оперы (сюжет);
- черты народной музыкальной драмы. Черты (не полное воплощение) – потому что в народной музыкальной драме образ народа должен пребывать в развитии (в опере он – активный участник действия, но статичен);
- черты эпической оперы (неторопливость сюжетного развития, особенно в начале);
- черты драмы ( активизация действия с момента появления поляков);
- черты лирико-психологической драмы, связанные, в основном, с образом главного героя.
Хоровые сцены этой оперы восходят к ораториям Генделя, идеи долга и самопожертвования – к Глюку, живость и яркость характеров – к Моцарту.
Появившаяся на свет спустя ровно 6 лет опера Глинки «Руслан и Людмила» (1842) была встречена отрицательно, в отличие от «Ивана Сусанина», восторженно принятого. В.
Стасов – единственный, пожалуй, из критиков того времени, кто понял истинное ее значение.
Он доказывал, что «Руслан и Людмила» – не неудачная опера, а произведение, написанное по совершенно новым драматургическим законам, неведомым прежде оперной сцене.
Если «Иван Сусанин», продолжая линию европейской традиции, тяготеет более к типу драматической оперы с чертами народной музыкальной драмы и лирико-психологической оперы, то «Руслан и Людмила» являет собой новый тип драматургии, получивший название эпической. Качества, воспринятые современниками как недостатки, оказались важнейшими сторонами нового оперного жанра, восходящего к искусству былины.
Некоторые его характерные особенности:
- особый, широкий и неторопливый характер развития;
- отсутствие прямых конфликтных столкновений враждебных сил;
- картинность и красочность (романтическая тенденция).
Оперу «Руслан и Людмила» часто называют
«учебником музыкальных форм».
После «Руслана и Людмилы» композитор приступает к работе над оперой-драмой «Двумужница» (последнее десятилетие) по А.Шаховскому, которая осталась неоконченной.
Симфоническое творчество Глинки
Словами П.Чайковского о «Камаринской» можно выразить значение творчества композитора в целом:
«Русских симфонических сочинений написано много; можно сказать, что имеется настоящая русская симфоническая школа. И что же? Вся она в „Камаринской», подобно тому, как весь дуб в жёлуде…».
Музыка Глинки обозначила следующие пути развития русского симфонизма:
- Национально-жанровый (народно-жанровый);
- Лирико-эпический;
- Драматический;
- Лирико-психологический.
В этой связи особо стоит отметить «Вальс-фантазию» (в 1839 г. написана для фортепиано, позднее были оркестровые редакции, последняя из которых относится к 1856г., представляет 4-е направление).
Жанр вальса оказывается у Глинки не просто танцем, а – психологической зарисовкой, выражающей внутренний мир (здесь его музыка продолжает развитие тенденции, впервые проявившейся в творчестве Г.
Берлиоза).
Драматический симфонизм традиционно связан с именем, в первую очередь, Л.Бетховена; в русской музыке наиболее яркое развитие получает в связи с творчеством П.Чайковского.
Новаторство композитора
Новаторский характер произведений Глинки в полном объеме выражено в связи с линией народно-жанрового симфонизма, характеризующегося следующими чертами и принципами:
- тематическую основу произведений, как правило, составляет подлинный народно-песенный и народно-танцевальный материал;
- широкое использование в симфонической музыке средств и приемов развития, характерных для народной музыки (например, различные приемы вариантно-вариационного развития);
- подражание в оркестре звучанию народных инструментов (или даже их введение в оркестр). Так, в «Камаринской» (1848) скрипки зачастую подражают звучанию балалайки, а в партитуры испанских увертюр («Арагонская хота», 1845; «Ночь в Мадриде», 1851) введены кастаньеты.
Вокальные произведения Глинки
Ко времени расцвета гения этого композитора Россия уже обладала богатой традицией в области жанра русского романса. Историческая заслуга вокального творчества Михаила Ивановича, равно как и А.Даргомыжского, заключается в обобщении опыта, накопленного в русской музыке первой половины XIX в.
и выведении его на классический уровень. Именно в связи с именами этих композиторов русский романс становится классическим жанром отечественной музыки.
Имея равное значение в истории русского романса, живя и творя в одно время, Глинка и Даргомыжский идут разными путями в реализации своих творческих принципов.
Михаил Иванович в своем вокальном творчестве остается лириком, считая главным – выражение эмоций, чувств, настроений.
Отсюда – господство мелодии (лишь в поздних романсах появляются черты декламации, например, в единственном вокальном цикле из 16 романсов «Прощание с Петербургом» на ст. Н.Кукольника, 1840).
Главное для него – общее настроение (опирается, как правило, на традиционные жанры – элегию, русскую песню, балладу, романс, танцевальные жанры, т.д.).
Говоря в целом о вокальном творчестве Глинки, можно отметить:
- преобладание в романсах раннего периода (20-е гг.) жанров песни и элегии. В произведениях 30-х гг. чаще всего обращался к стихам А.Пушкина.
- в романсах позднего времени появляется тенденция к драматизации («Не говори, что сердцу больно» — наиболее яркий пример проявления декламационного стиля).
Музыка этого композитора синтезирует лучшие достижения европейской музыкальной культуры с национальной традицией. Наследие первого русского музыкального классика в стилистическом плане сочетает 3 направления:
- Как представитель своего времени, Глинка – выдающийся представитель русского художественного реализма;
- Классицизм (в идейном плане выражается в значимости образа идеального героя, ценности идей долга, самопожертвования, нравственности; опера «Иван Сусанин» показательна в этом плане);
- Романтизм (средства музыкальной выразительности в области гармонии, инструментовки).
Композитор также реализуется в жанрах драматической музыки
(музыка к трагедии Кукольника «Князь Холмский», романс «Сомнение», цикл «Прощание с Петербургом»); порядка 80 романсов связаны с лирической поэзией (Жуковский, Пушкин, Дельвиг, Кукольник, т.д.).
Камерно-инструментальное творчество составляют такие произведения Михаила Ивановича:
- фортепианные пьесы (вариации, полонезы и мазурки, вальсы, т.д.),
- камерные ансамбли («Большой секстет», «Патетическое трио»), т.д.
Оркестровка у Глинки
Неоценимый вклад композитор внес в развитие инструментовки, создав первое русское пособие в данной области («Заметки об инструментовке»). Работа включает 2 раздела:
- общеэстетический (с указанием задач оркестра, композитора, классификациями и т.д.);
- раздел, содержащий характеристики каждого музыкального инструмента и его выразительных возможностей.
Оркестровка М.Глинки отличается точностью, тонкостью, «прозрачностью», что отмечает Г.Берлиоз:
«Его оркестровка – одна из самых легких, живых в наше время».
Кроме того, музыкант выступает ярким мастером полифонии. Не будучи чистым полифонистом, он блистательно ею владел. Историческая заслуга композитора в этой области заключается в том, что он сумел сочетать достижения западноевропейской имитационной и русской подголосочной полифонии.
Историческая роль композитора М.И.Глинки
Она заключается в том, что он:
- Стал основоположником русской классической музыки;
- Проявил себя как ярчайший новатор и открыватель новых путей в развитии отечественной музыкальной культуры;
- Подвел итог предшествующим исканиям и синтезировал традиции западноевропейской музыкальной культуры и особенности русского народного творчества.
Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость – поделитесь
Источник: http://velikayakultura.ru/russkaya-muzika/tvorchestvo-m-i-glinki-proizvedeniya-zhanryi-analiz
Редактирование и издание сочинений Глинки
Е. А. Михайлова
Глинка уехал в Берлин 27 апреля 1856 года. Но память о нем, о непродолжительном, но предельно насыщенном общении с кумиром жила в Балакиреве всю его жизнь. Он воспитывал учеников, следуя заветам Глинки в плане педагогического процесса.
Его самые талантливые воспитанники – композиторы Новой русской музыкальной школы («Могучей кучки») – в своем творчестве, в своих произведениях развивали те основы, которые были заложены Глинкой в операх, симфонических произведениях, камерно-вокальных миниатюрах.
Сложно представить, сколько Балакирев сделал для того, чтобы увековечить память дорогого Учителя и сделать его музыку звучащей и доступной для исполнения!
Людмила Ивановна Шестакова, сестра Глинки, вспоминала:
«Не могу умолчать о том, с каким истинным уважением М[илий] А[лексеевич] постоянно относился к памяти моего брата: не было затеянного мною предприятия о распространении его музыки, чтобы Балакирев не ухватывался за мою мысль и с любовью, энергией и терпением доводил ее до конца. Несмотря на страшный труд, на свое нездоровье, он забывал все и всецело отдавался делу»60.
Сквозной линией сквозь всю жизнь Милия Алексеевича прошло не только исполнение произведений Мастера (причем в симфонические концерты Балакирев нередко включал и фрагменты из опер, обычно пропускавшиеся на театральной сцене61), но и редактирование и издание сочинений Глинки.
Балакирев принимал участие в подготовке изданий, вышедших из печати еще при жизни автора, позже, как отметила А. С.
Ляпунова, «держал корректуры, редактировал, делал переложения некоторых из них, а также принимал участие в переговорах со Стелловским62 (главным виновником того, что многие произведения Глинки так поздно увидели свет) и в попытках сдвинуть дело издания партитур Глинки с мертвой точки»63.
Прежде всего, Балакирев играл большую роль в подготовке к изданию опер первого русского композитора-классика. Еще при жизни автора готовились к печати переложения обоих произведений для пения с фортепиано.
Издание «Жизни за царя» выходило тетрадями в 1856-1857 годах (последняя тетрадь вышла, когда Глинки уже не было в живых). На титульном листе издания, кроме имени автора, было указано, что все номера для пения переложены К. П. Вильбоа, однако А. Н.
Серов отмечает, что на самом деле «в надзоре за этим изданием участвовал целый комитет из знающих дело лиц»64. В составе этого комитета был, очевидно, и сам Серов, и М. А. Балакирев65.
В начале 1856 года увидел свет и клавир второй оперы Глинки, «Руслан и Людмила». «Балакирев помогал Глинке в просмотре корректур этого издания, выходившего в свет в течение последних месяцев пребывания Глинки на родине»66. Именно эти месяцы – время активного общения Балакирева с Учителем.
Выход партитур обеих опер затягивался в связи со сложными взаимоотношениями с обладателем прав на их издания – Ф. Т. Стелловским. Лишь после его смерти в 1875 году сестра Глинки Л. И.
Шестакова, отдавшая свою жизнь популяризации творчества брата, начала переговоры с наследниками Стелловского и добилась соглашения на издание. Подготовка партитур опер «Жизнь за царя» и «Руслан и Людмила» шла «под верховной редакцией М. А.
Балакирева»67, который привлек себе в помощники Н. А. Римского-Корсакова и А. К. Лядова.
В 1878 году вышла в свет партитура оперы «Руслан и Людмила». Получив первый печатный экземпляр, Шестакова была преисполнена благодарности Балакиреву и его товарищам. В своих Воспоминаниях она записала:
«Понятно, что труд был гигантский, и только любовь их к музыке брата, и дружба ко мне могли решить их предпринять этот труд; все, кто любит “Руслана”, должны быть признательны им за сохранение на веки оперы брата, которую он так любил»68.
В 1881 году была опубликована и партитура оперы «Жизнь за царя». Оба эти издания осуществлены не только благодаря инициативе Людмилы Ивановны Шестаковой, но и на ее средства.
Балакирев редактировал и правил корректуры и других сочинений Глинки. Стелловский опубликовал партитуру «Камаринской» с заглавным листом, оформленным А. М. Горностаевым. П. Юргенсоном под редакцией М. А.
Балакирева были изданы «Каприччио на русские темы», «Прощальная песнь воспитанниц Екатерининского института» для сопрано, женского хора и оркестра (на слова П. Г. Ободовского), «Прощальная песня для воспитанниц общества благородных девиц» для женского хора и оркестра (текст М. М.
Тимаева) и многие другие сочинения Глинки – главным образом, симфонические и некоторые камерные и хоровые пьесы.
Балакирев также делал переложения оркестровых сочинений для фортепиано в 2 и в 4 руки: так, в его переложениях вышли из печати музыка к трагедии «Князь Холмский», «Камаринская», «Арагонская хота», «Ночь в Мадриде» и другие сочинения. Кроме того, им создано концертное переложение для фортепиано «Камаринской», а также переложения для фортепиано и для голоса с оркестром популярного романса «Жаворонок».
К 50-летию со дня смерти Глинки, отмечавшемуся в 1907 году, П. Юргенсон задумал издать недорогое собрание сочинений композитора. Конечно, к редакторской работе издатель привлек М. А. Балакирева, а тот, в свою очередь, взял себе в помощники своего ученика и друга С. М. Ляпунова.
Редакторы не ставили перед собой цель издать полное собрание.
Они ограничились операми и симфоническими произведениями Глинки, причем как партитурами, так и клавирами, а также переложениями для фортепиано в 2 и 4 руки; двумя камерно-инструментальными сочинениями (секстетом Es-dur и квартетом F-dur), рядом фортепианных и вокальных опусов.
Удобство, практичность и цена сделали издания этого собрания очень популярными. Многие переложения оркестровых сочинений в советское время переиздавались по этому собранию, что является лучшей оценкой работе его редакторов.
Источник: http://expositions.nlr.ru/ex_manus/balakirev_glinka/edit.php
Михаил Глинка: музыка – душа моя
Михаил Иванович Глинка
Имя Михаила Ивановича Глинки не случайно стоит в истории русского искусства рядом с именем Пушкина. Они были современниками, почти ровесниками (Глинка на пять лет моложе), композитор не раз обращался к творчеству поэта, писал романсы на его стихи, создал оперу «Руслан и Людмила».
Но к Пушкину обращались многие и до Глинки, и после него. Важно то, что у обоих гениальных художников была единая задача, блистательно ими решенная: найти дорогу, по которой русские художники выйдут в один ряд с классиками мирового искусства.
Это сделали, прежде всего, они сами — Пушкин и Глинка, став основоположниками русской литературной и музыкальной классики. Пушкина и Глинку сближает и ясный, светлый и оптимистический взгляд на мир, вопреки всем его несовершенствам и противоречиям.
Отсюда такая стройность и ясность их собственных произведений.
Глинка осознал свое призвание очень рано. В помещичьем доме села Новоспасского, близ города Ельни (ныне Смоленская область), где он родился и провел детские годы, музыка звучала постоянно: играл крепостной оркестр, музицировали приезжавшие в гости любители музыки.
Миша Глинка учился играть на фортепиано, немного на скрипке, но более всего любил слушать музыку. «Музыка — душа моя»,— сказал однажды мальчик учителю, упрекавшему его за то, что на другой день после одного из домашних музыкальных вечеров он был необычно рассеян и думал вовсе не об уроках.
Глинка М.И. Портрет.
Петербургский Благородный пансион, куда Глинка поступил тринадцати лет, дал ему хорошее образование. Среди учителей были люди, преданные науке, любившие искусство.
Глинке посчастливилось: его ближайшим воспитателем — гувернером — стал молодой преподаватель русской словесности Вильгельм Карлович Кюхельбекер, лицейский товарищ Пушкина (в будущем участник восстания декабристов).
Кюхельбекер организовал в пансионе литературное общество, куда вошли Глинка и Лев Пушкин, младший брат поэта. Продолжались и музыкальные занятия.
Глинка учился у лучших петербургских педагогов, в частности у Шарля Майера, молодого пианиста, уроки которого вскоре превратились в совместное — на равных — музицирование. Но в глазах семьи обучение музыке будущего композитора было, как и у большинства его современников, лишь частью обычного светского воспитания.
После пансиона Глинка поступил в ГУ путей сообщения
Окончив пансион, Глинка поступил на службу, ничего общего с музыкой не имевшую, — в Главное управление путей сообщения. По внешности жизнь его была похожа на жизнь других молодых людей его времени и его круга, но чем дальше, тем больше овладевала им жажда творчества, жажда музыкальных впечатлений.
Он впитывал их всюду и везде — на оперных спектаклях, на любительских музыкальных вечерах, во время поездки на Кавказ для лечения, где слух его был поражен народной музыкой, совсем не похожей на европейскую. Он сочинял романсы, и некоторые из ранних его опытов мы и сейчас можем отнести к сокровищам русской вокальной музыки. Такова элегия на слова Е.
Баратынского «Не искушай меня без нужды» или романс «Бедный певец» на слова В. Жуковского.
Звучащие в некоторых сочинениях раннего периода горечь и разочарование не были только данью романтической моде. Глинка, как и большинство русских честных людей, был глубоко потрясен разгромом декабрьского восстания 1825 года, тем более что среди восставших были и его товарищи по пансиону, и его учитель Кюхельбекер.
Глинка М.И.
С детских лет Глинкой владела страсть к путешествиям, любимым его чтением были книги с описанием дальних стран. Не без труда преодолев сопротивление семьи, он в 1830 году отправился в Италию, привлекавшую его не только роскошью природы, но и музыкальными красотами.
Здесь, на родине оперы, он ближе познакомился с творчеством всемирно известных композиторов, в частности баловня Европы Россини, а с Винченцо Беллини встретился и лично. Здесь впервые зародилась у Глинки мысль написать оперу. Замысел этот был еще не вполне ясен.
Композитор знал лишь, что это должна была быть национальная русская опера, и при этом опера, в которой музыка была бы равноправной частью музыкальнно-драматического целого, а не включалась бы в действие в виде отдельных эпизодов.
Однако, чтобы написать такую оперу, нужно было обладать большим запасом знания и опыта. Знакомясь везде, где только можно было, с творениями великих мастеров. Глинка постиг уже многое. Но нужно было привести знания в порядок и систему. И вот, пробыв в Италии около четырех лет, наполненных незабываемыми впечатлениями от природы и искусства этой страны.
Глинка осенью 1833 года отправился в Берлин, к известному «музыкальному знахарю», как он выразился в письме к матери, ученому-теоретику Зигфриду Дену. Нескольких месяцев занятий оказалось достаточно, чтобы Глинка почувствовал уверенность в себе и смог, вернувшись на родину, приступить к выполнению заветной мечты — к созданию оперы.
Опера Глинки “Иван Сусанин”
Сюжет оперы был подсказан Глинке поэтом Жуковским.
Это был исторический факт: подвиг крестьянина Ивана Сусанина, который во время войны с польской шляхтой, вторгшейся на нашу землю, чтобы посадить на русский трон польского королевича Владислава, завел вражеский отряд в глухой лес и там погиб, но погубил и врагов.
Сюжет этот уже не раз привлекал внимание русских художников, поскольку события начала XVII века невольно ассоциировались с пережитым Россией нашествием Наполеона, а подвиг Сусанина — с подвигами известных и безвестных героев-партизан 1812 года.
Но было одно сочинение, стоявшее особняком: поэтическая «Дума» Кондратия Рылеева – поэта-декабриста, воплотившего в ней прямой, бескомпромиссный, величественный характер крестьянина-патриота. Глинка с воодушевлением принялся за дело. Вскоре был готов и план оперы, и большая часть музыки.
Но не было ее текста! И Жуковский посоветовал Глинке обратиться к барону К.Ф.Розену, довольно известному (хотя и не первого ранга) литератору. Розен был человеком образованным, чрезвычайно интересовался вопросами драматургии. Он восторженно приветствовал пушкинского «Бориса Годунова» и даже перевел его на немецкий язык. А главное, он умел писать стихи к уже готовой музыке.
Иван Сусанин
27 ноября 1836 года опера о подвиге русского человека и русского народа увидела свет. Национальным был не только сюжет, но и музыка, основанная на принципах народного музыкального мышления, народного творчества. Как выразился тогда музыкальный писатель В.
Одоевский, Глинке удалось «возвысить народный напев до трагедии». Это относится и к партии Сусанина, и к замечательным народным хорам.
И как контраст простым и величественным народным сценам Глинка создал картину блестящего польского бала, на котором шляхта как будто заранее праздновала победу над русскими.
Опера Глинки “Руслан и Людмила”
Успех «Ивана Сусанина» окрылил Глинку, и он задумал новое сочинение — оперу «Руслан и Людмила». Но работа двигалась трудно и с перерывами. Отвлекала служба в придворной певческой капелле, не способствовала творчеству и домашняя обстановка — разлад с женой, которая оказалась человеком глубоко равнодушным к делу жизни Глинки.
Шли годы, и сам Глинка стал иначе смотреть на юношескую поэму Пушкина, видя в ней не только вереницу увлекательных приключений, но и нечто более серьезное: повесть о верной любви, побеждающей коварство и злобу. Поэтому только увертюра к опере летит на всех парусах, под стать поэме, все же действие развертывается неторопливо, эпически.
«Волшебник Глинка»,— назвал как-то композитора А. М. Горький. И действительно, необычайно ярко в опере нарисованы сцены в чертогах волшебницы Наины, в садах Черномора.
В них преображены звуковые образы реальной действительности — и услышанные в юности напевы народов Кавказа, и персидская мелодия, бог весть какими путями залетевшая в Петербург, и мелодия, которую про себя напевал извозчик-финн, возивший Глинку на водопад Иматру…
Опера “Руслан и Людмила” (Голова) Глинки
«Руслан и Людмила» — сочинение, в котором мы и до сих пор открываем не расслышанные ранее красоты, в свое время было оценено по достоинству немногими. Но среди них, помимо русских друзей, был всемирно известный венгерский композитор и пианист Ференц Лист. Он переложил для фортепиано «Марш Черномора» и блестяще его исполнял.
Вальс-фантазия Глинки
Несмотря на жизненные трудности, в «руслановские годы» Глинка создал много и других замечательных произведений — музыку к драме Нестора Кукольника «Князь Холмский», цикл романсов «Прощание с Петербургом» — тоже на слова Кукольника.
Памятью о глубоком чувстве Глинки к Екатерине Керн (дочери Анны Керн, в свое время воспетой Пушкиным) остался прекрасный романс «Я помню чудное мгновенье» и симфонический «Вальс-фантазия» — своего рода музыкальный портрет юной девушки на праздничном фоне бала.
Михаил Глинка с супругой
Весной 1844 года Глинка отправился в новое путешествие — во Францию, а оттуда — через год — в Испанию.
Самобытная, горячая и страстная народная музыка Испании пленила Глинку и нашла творческое отражение в двух симфонических увертюрах: «Арагонской хоте» (хота — жанр испанских песен, «неразлучных с пляской», как говорил Глинка) и «Воспоминании о летней ночи в Мадриде»— сочинениях, которые Глинка, по его словам, хотел сделать «равно докладными знатокам и простой публике».
Та же, в сущности, цель была поставлена и достигнута в знаменитой «Камаринской» — фантазии на темы двух русских песен, свадебной и плясовой. В этом сочинении, как сказал потом Чайковский, «как Дуб в желуде, заключена вся русская симфоническая музыка». Последние годы жизни Глинки были наполнены новыми замыслами.
Прославленный мастер, известный и на родине, и за рубежом, он не уставал учиться, осваивать новые формы искусства. В частности, его привлекали древнерусские церковные напевы, в которые было вложено вдохновение и мастерство многих поколений распевщиков, вышедших из народа.
Найти для этих музыкальных сокровищ соответствующую им оправу должен был помочь старый знакомый Глинки Зигфрид Ден, теперь уже, конечно, не учитель, а друг и советчик. И Глинка, которым и в эти годы, как встарь, владела «охота к перемене мест», отправился в Берлин.
Это было его последнее путешествие, из которого он уже не вернулся.
3 февраля (15 — по новому стилю) 1857 года Глинки не стало. Через несколько месяцев гроб с его телом был перевезена родину и захоронен в Петербурге. В последние годы жизни, в те недолгие месяцы, которые Глинка проводил в Петербурге, его окружали музыканты и любители музыки, представители более молодого поколения. Это были композиторы А. С.
Даргомыжский и А. Н.Серов, братья Стасовы (Владимир — историк, археолог, критик и Дмитрий — юрист), В. П. Энгельгардт — музыкант-любитель, в будущем известный астроном. Все они боготворили Глинку, восхищались всем, что выходило из-под его пера. И для этого поколения, и для следующего, только еще вступавшего на музыкальную дорогу.
Глинка стал учителем и основоположником.
Интересен и тот факт, что первым гимном Российской Федерации с 1990 по 2000 годы стала “Патриотическая песня” именно Михаила Ивановича Глинки. Гимн исполнялся без слов, общепризнанного текста для неё не было. Неофициальный текст планировали ввести в 2000 году:
Славься, славься, родина — Россия!
Сквозь века и грозы ты прошла
И сияет солнце над тобою
И судьба твоя светла.
Источник: https://ProPianino.ru/glinka-m-i-muzyka-dusha-moya
Готовые школьные сочинения
марта
09 2011
Эссе об интересном человеке: Бетховен и Глинка
Мои родители — большие поклонники классической музыки, они сумели привить любовь к ней и мне. С раннего детства я слышала произведения Моцарта, Баха, Гайдна, Листа, Штрауса, Глинки.
Однако любимым моим композитором является Людвиг ван Бетховен — гениальный немецкий музыкант, представитель венской классической школы.
По отзывам современников, в «игре Бетховена бурный темперамент и виртуозный блеск сочетались с богатством воображения и глубиной чувства».
Начальное музыкальное образование композитор получил под руководством своего отца. Затем, переехав в 1792 году в столицу европейского музыкального искусства Вену, совершенствовался в композиции у Гайдна, Сальери.
Став одним из самых модных пианистов в конце XVIII века, пользовался финансовой поддержкой богатой венской аристократии. Ранний период творчества Бетховена ознаменовался появлением целого ряда сонат, в том числе знаменитых «Патетической» (1798 г.
) и так называемой «Лунной» (1801 г.), а также ряда камерно-ансамблевых сочинений.
В конце 1790-х годов у композитора начала развиваться прогрессирующая глухота. Однако он сумел преодолеть душевный кризис и продолжал творить. Произведения начала XIX века пронизаны драматическими и героическими мотивами.
Среди них можно назвать «Крейцерову сонату» для скрипки и фортепиано (1803 г.) и фортепианную сонату «Аппассионата» (1805 г.).
Еще при жизни Бетховена стали считать первым композитором своего времени, он заслуженно пользовался всеобщим почитанием.
В творчестве позднего Бетховена снова на передний план выходит, как богатство контрастов.
Он пишет музыку драматическую и ликующую, лирическую и молитвенную, гармонически сочетает архаичность и современный стиль.
Одним из величайших вкладов Бетховена в развитие классической музыки стало то, что он впервые осуществил синтез симфонического и ораториального жанров, о чем ярко свидетельствует его Девятая симфония.
Я восхищаюсь произведениями Людвига ван Бетховена и его характером — мужеством, целеустремленностью, работоспособностью. Его гениальные творения вошли в сокровищницу мировой культуры и до сих пор продолжают волновать сердца миллионов людей.
Вариант 2. В нашей семье все любят музыку — и современную, и классическую.
А моя старшая сестра окончила музыкальную школу по классу фортепиано. Когда я была совсем маленькой, то часто садилась рядом с ней и с удовольствием слушала, как она играет. Тогда я не знала, что это за произведения и каких композиторов. Мне просто нравилась музыка. Позже сестра стала рассказывать мне о тех вещах, которые она играла, и о людях, написавших их.
Больше всего мне тогда нравились произведения М. И. Глинки.
Родился композитор в 1804 году в Смоленской области. Его родители были из помещичьей среды. Уже в юные годы Михаил Иванович брал уроки у известных музыкантов и преподавателей. Он играл на фортепиано и скрипке, пользовался большим успехом как пианист и певец.
Позже он сам стал писать музыку, избрав главным направлением своего творчества народную тематику. Этому в значительной степени способствовало его знакомство и общение с такими выдающимися литераторами, как А. С. Пушкин, А. С. Грибоедов и некоторыми другими.
Мне как-то посчастливилось увидеть на сцене театра его оперу «Иван Сусанин». Как мне рассказали позже, она должна была выводить на первый план мотив прославления царя, верности и подчинения монархии.
Однако композитор совершенно изменил дух произведения: в центре своей оперы Глинка поставил народ, прославил крестьянина-патриота, величие его характера, его мужество, смелость и стойкость.
Все эти черты автор сумел удивительным образом передать посредством своей музыки.
Слушая его произведения, я не перестаю восхищаться тем, как мастерски воссоздает он любые художественные образы. Так, например, мне очень нравится его опера «Руслан и Людмила», написанная по известному произведению Пушкина. Здесь перед нами предстают удивительные картины славянской жизни, которые тесно переплетаются с элементами сказки и фантастики.
Русские национальные мотивы автор чередует с ярко выраженными восточными. В то же время, немного переосмыслив содержание поэмы, он выдвинул на первый план величественные образы Древней Руси, отобразил силу богатырского духа.
Опера Глинки, как и большинство других его произведений, захватывает своей насыщенностью, эмоциональностью и вместе с тем необыкновенной лиричностью.
Несмотря на разносторонность творчества М. И. Глинки, все его произведения наполнены светом, жизнерадостностью, любовью к жизни и верой в жизнь.
Его мелодии внушительны, сильны и в то же время невероятно прозрачны. Его образы поражают богатством тонов, блеском и великолепием.
А каким веселым, бодрым настроением, невероятным ощущением полета и счастья пронизаны его «Испанские увертюры» или «Вальс-фантазия»!
Композитор написал также немало мелодий, которые стали известными песнями. Так, невероятная гармония и мелодичность звучат в песнях на стихи Пушкина: «Я помню чудное мгновенье…», «Не пой, красавица, при мне…», «В крови горит огонь желанья…» и многих других.
Все произведения Глинки представляют собой большую художественную ценность. Его творчество сыграло немаловажную роль в утверждении мирового значения русской музыки и оказало влияние на ее дальнейшее развитие. И я рада, что еще в детстве, пусть и интуитивно, сумела оценить творчество признанного мастера, который и теперь остается моим любимым композитором. Нужна шпаргалка? Тогда сохрани – » Эссе об интересном человеке: Бетховен и Глинка . Литературные сочинения!
Источник: http://www.testsoch.net/esse-ob-interesnom-cheloveke-betxoven-i-glinka/
Михаил Иванович Глинка. Композитор, традиционно считающийся одним из основоположников русской классической музыки. Сочинения Глинки оказали сильное влияние. – презентация
1 Михаил Иванович Глинка
2 Композитор, традиционно считающийся одним из основоположников русской классической музыки. Сочинения Глинки оказали сильное влияние на последующие поколения композиторов, в том числе на членов «Новой русской школы», развивавших в своей музыке его идеи.
3 Михаил Глинка родился 20 мая 1804 года в селе Новоспасском Смоленской губернии. До шести лет воспитывался бабушкой Фёклой Александровной.
4 Михаил рос нервным, мнительным и болезненным баричем- недотрогою «мимозой», по собственной характеристике Глинки. С десяти лет Михаил начал учиться игре на фортепиано и скрипке. Первой учительницей Глинки была приглашённая из Санкт- Петербурга гувернантка Варвара Федоровна Кламмер.
5 После долгих поисков сюжета для оперы Глинка, по совету В. Жуковского, остановился на предании об Иване Сусанине. В конце апреля 1835 года Глинка обвенчался с Марьей Петровной Ивановой. Вскоре после этого молодожёны отправились в Новоспасское, где Глинка с большим рвением принялся за написание оперы.
6 В 1836 году опера «Жизнь за царя» была закончена, однако Михаилу Глинке с большим трудом удалось добиться принятия её к постановке на сцене Петербургского Большого театра.Премьера «Жизни за царя» состоялась 27 ноября 1836 года. Успех был огромным, опера была с восторгом принята передовой частью общества.
7 Михаил Иванович Глинка скончался 16 февраля 1857 года в Берлине и был похоронен на лютеранском кладбище. На могиле установлен памятник, созданный архитектором А. М. Горностаевым. В настоящее время плита с могилы Глинки в Берлине утеряна. На месте могилы в 1947 году Военной комендатурой советского сектора Берлина был сооружён памятник композитору. Первоначальный памятник на могиле М. Глинки в Берлине. Памятник-надгробие М. И. Глинке на Тихвинском кладбище.
8 Славься, славься, ты Русь моя, Славься, ты русская наша земля. Да будет во веки веков сильна Любимая наша родная страна. Славься, славься, из рода в род Славься, великий наш русский народ. Врагов, посягнувших на край родной, Рази беспощадной могучей рукой. Славься, славься, родная Москва Родины нашей, страны голова. Живи возвышайся на радость нам На счастье народов, на гибель врагам. Слава, слава, героям бойцам, Родины нашей отважным сынам. Кто кровь за Отчизну свою прольет, Того никогда не забудет народ.
9 Презентацию выполнила Цибульских Даша 8А
Источник: http://www.myshared.ru/slide/457787/
5 самых известных произведений Михаила Глинки
Михаил Глинка родился в 1804 году, в имении своего отца, в Новоспасском селе в Смоленской губернии. После рождения сына мать решила, что и так уже достаточно сделала, и передала маленького Мишу на воспитание его бабушке, Фёкле Александровне.
Бабушка забаловала внука, устроила ему “тепличные условия”, в которых он рос этакой “мимозой” – нервным и изнеженным ребенком.
После смерти бабушки все тяготы по воспитанию подросшего сына свалились на мать, которая, надо отдать ей должное, с новыми силами бросилась перевоспитывать Михаила.
Играть на скрипке и на фортепиано мальчик начал благодаря маме, которая увидела в сыне талант. Сначала музыке Глинку учила гувернантка, позже родители отправили его в пансион в Санкт-Петербурге. Именно там он познакомился с Пушкиным – тот приходил в гости к младшему брату, однокласснику Михаила.
В 1822 юноша закончил обучение в пансионе, но занятия музыкой бросать не собирался. Он музицирует в дворянских салонах, и иногда руководит оркестром дяди. Глинка экспериментирует с жанрами и много пишет. Он создает несколько песен и романсов, хорошо известных и в наши дни. Например, “Не искушай меня без нужды”, “Не пой, красавица, при мне”.
Кроме того, он знакомится с другими композиторами, и все время совершенствует свой стиль. Весной 1830 года юноша едет в Италию, немного задержавшись в Германии. Он пробует свои силы в жанре итальянской оперы, а его композиции становятся более зрелыми. В 1833, в Берлине, его застала новость о смерти отца.
Вернувшись в России, Глинка задумывается о создании русской оперы, а за основу он берет предание о б Иване Сусанине. Через три года он заканчивает работу над своим первым монументальным музыкальным произведением.
Но поставить ее оказалось гораздо труднее – этому противился директор императорских театров. Он считал, что Глинка слишком молод для опер.
Пытаясь это доказать, директор показал оперу Катерино Кавосу, но тот, вопреки ожиданиям, оставил о работе Михаила Ивановича самый лестный отзыв.
Оперу приняли с восторгом, и Глинка написал матери:
“Вчерашний вечер совершились наконец желания мои, и долгий труд мой был увенчан самым блистательнейшим успехом. Публика приняла мою оперу с необыкновенным энтузиазмом, актёры выходили из себя от рвения… государь-император… благодарил меня и долго беседовал со мною”…
После такого успеха, композитора назначили капельмейстером Придворной певческой капеллы.
Ровно через шесть лет после “Ивана Сусанина”, Глинка представил на суд общественности “Руслана и Людмилу”. Работать над ней он начал при жизни Пушкина, однако заканчивать работу пришлось при помощи нескольких малоизвестных поэтов.
Новая опера подверглась жестокой критике, и Глинка тяжело переживал это. Он отправился в большое путешествие по Европе, останавливаясь то во Франции, то в Испании. В это время композитор работает над симфониями.
Он путешествует до конца своей жизни, задерживаясь на одном месте на год-другой. В 1856 году он едет в Берлин, где и умирает.
“Вечерняя Москва” вспоминает самые значительные произведения великого русского композитора.
Иван Сусанин (1836)
Опера Михаила Ивановича Глинки в 4 актах с эпилогом. В опере рассказывается о событиях 1612 года, связанных с походом польской шляхты на Москву. Посвящена подвигу крестьянина Ивана Сусанина, который завел вражеский отряд в непроходимую чащу, и там же и погиб.
Известно, что поляки шли в Кострому, чтобы убить 16-летнего Михаила Романова, который еще не знал, что станет царем. Дорогу им вызвался показать Иван Сусанин.
Отечественная война 1812 года пробудила в людях интерес к своей истории, популярными становятся сюжеты на русские исторические темы. Свою оперу Глинка сочинил спустя двадцать лет после оперы Катерино Кавоса на ту же тему.
В какой-то момент на сцене Большого театра одновременно ставили и тот, и другой вариант популярного сюжета. А некоторые исполнители участвовали в обоих операх.
Руслан и Людмила (1843)
Опера Михаила Ивановича Глинки в 5 действиях. Композитор написал ее по одноименной поэме Александра Пушкина с сохранением стихов оригинала. Оперу встретили прохладно, но вины Глинки в этом не было.
Публика оказалась не готова к новаторству композитора, уходу от традиционной итальянской и французской оперных школ. Первое знакомство с шедевром Глинки застало зрителей врасплох.
“Музыка старых волшебных опер лишь иллюстрировала смену ситуаций — здесь она приобрела самостоятельное значение”.
Камаринская (1848)
Камаринская – русская народная плясовая мелодия, широкую популярность получила в одноименной увертюре Глинки. В ней композитор подражает русскому народному пению с подголосками, когда произведения начинается в один голос, а при развитии добавляются новые голоса.
По утверждению историка-краеведа Пясецкого, русская народная песня “Комаринская” (“Камаринская”) — осталась “памятником измены жителей Комарицкой волости Борису не только как государю, но и как своему помещику-барину”.
Другая версия говорит о Камаринской как о песне радости людей, убежавших из татарского плена.
Вальс-фантазия (1839 — для фортепиано, 1856 — расширенная редакция для симфонического оркестра)
Источник: https://vm.ru/news/235477.html