Сочинения об авторе камю

Альбер Камю – Творчество и свобода: Статьи, эссе, записные книжки

Здесь можно скачать бесплатно “Альбер Камю – Творчество и свобода: Статьи, эссе, записные книжки” в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Культурология, издательство Издательство “Радуга”, год 1990.

Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.

На Facebook
В Твиттере
В Instagram
В Одноклассниках
Мы Вконтакте

Описание и краткое содержание “Творчество и свобода: Статьи, эссе, записные книжки” читать бесплатно онлайн.

Альбер Камю (1913–1960) — французский писатель и философ, лауреат Нобелевской премии. Советскому читателю уже известны многие его произведения: повесть «Посторонний», роман «Чума», пьеса «Калигула» и др.

Настоящий сборник включает статьи, эссе и записные книжки писателя, наиболее полно отражающие его художественные, философские и эстетические взгляды, помогающие понять его творческую индивидуальность. Это: «Миф о Сизифе», «Надежда и абсурд в творчестве Кафки», «Творчество и свобода», «Шведские речи» и др.

«Всякая жизнь, посвященная погоне за деньгами, — это смерть. Воскрешение — в бескорыстии.» Записные книжки, тетрадь IV.

Альбер Камю. ТВОРЧЕСТВО И СВОБОДА: СТАТЬИ, ЭССЕ, ЗАПИСНЫЕ КНИЖКИ[1]

К. Долгов. КРАСОТА И СВОБОДА В ТВОРЧЕСТВЕ АЛЬБЕРА КАМЮ

Обратите внимание

Выдающийся французский писатель, эстетик, философ, моралист Альбер Камю (1913–1960) был наряду с Жан-Полем Сартром на протяжении нескольких десятков лет «властителем дум» прогрессивной французской и европейской интеллигенции.

Ему принадлежат: блестящие лирические эссе «Изнанка и лицо», «Бракосочетания», философский трактат «Миф о Сизифе», «Письма к немецкому другу», историко-философские сочинения «Бунтующий человек», «Злободневные заметки», очерки «Изгнание и царство», «Лето», повести «Посторонний», «Падение», романы «Чума», «Счастливая смерть», «Записные книжки», пьесы «Калигула», «Недоразумение», «Осадное положение», «Праведные», «Бунт в Астурии», а также инсценировки по романам Достоевского «Бесы», Фолкнера «Реквием по монахине» и др., до сих пор вызывающие огромный интерес читателей и зрителей многих стран мира, в том числе и нашей страны. Органическое слияние удивительного литературного дарования с философской глубиной позволило Камю создать свой литературно-философский стиль художественного исследования и осмысления современной эпохи, современного человека, его сознания и самосознания, высших человеческих ценностей, смысла жизни, сущности истории, культуры и цивилизации.

Не случайно каждое произведение Камю вызывало горячие споры — признание или неприятие. Но Камю упорно и настойчиво продолжал развивать свои идеи и темы, не примыкая ни к одной из борющихся сторон.

Будучи глубоко антибуржуазным писателем, Камю не получает признания сытых, благополучных и благоустроенных буржуа, в то же время его не признают и резко критикуют те, кому он, кажется, наиболее близок, — левая прогрессивная интеллигенция.

Быстро обретя мировую славу, Камю остается малоизвестным у себя на родине — во Франции, по крайней мере французская молодежь, участвовавшая в майских событиях 1968 года, его почти не знала.

Осуждая эксплуатацию, угнетение, социальное неравенство и несправедливость во всех видах и формах, Камю был «чужим», «посторонним», человеком «опасных», «подрывных» идей, взглядов и настроений. Отвергая историю как панацею от всех бед, Камю восстанавливает против себя приверженцев исторического мессианства.

Выступая против абсолютизации надежды, оборачивающейся в конце концов ложью и обманом, Камю вызывает на свою голову проклятия фанатичных сторонников всех религий, церквей и учений.

Ниспровергая существовавшие и существующие ценности, дезориентирующие и разоружающие человека перед лицом подлинно человеческих проблем, он навлекает на себя негодование «лучших» представителей различных слоев и классов, не мыслящих своего существования без этих ценностей, содержание которых сводится к сугубо материальным интересам.

Важно

Не доверяя революции и ее глашатаям и носителям и в то же время воспевая бунт и восстание как критерии всякой революции, Камю восстанавливает против себя псевдореволюционеров всех мастей.

А отказ Камю от почитаемого тысячелетней традицией звания философа и провозглашение себя моралистом означало не только скептическое и презрительное отношение к модной современной философии, но и личное мужество встать на защиту человека и человеческого достоинства, подлинных человеческих ценностей и давно забытой социальной справедливости. Он всем своим творчеством призывает к созданию универсальных ценностей, к созиданию универсального человеческого сознания, общества и культуры, основанных на самой высокой нравственности. Его духовные прозрения убеждают в нетленности человеческого духа, для которого гораздо важнее не столько возводить храмы, ибо в них могут наряду с праведниками в равной степени, а то и в гораздо большей, господствовать торгаши, менялы и фарисеи, сколько лелеять человеческие души, которые легко сломать и искалечить, если они не осознали свою силу и свое бессилие.

I

Изучая произведения Канта, Гегеля, Кьеркегора, Шопенгауэра, Ницше, Толстого, Достоевского, Хайдеггера, Ясперса, Сартра и других писателей и мыслителей XIX–XX веков, Камю приходит к выводу, что их стремление к истине, к осмыслению бытия объяснялось неприятием и отрицанием существующих форм социальной жизни.

Самые различные формы угнетения и подавления человека — экономическое, социальное, политическое, нравственное, религиозное, эстетическое, информационное — вели к обесчеловечиванию человека и человеческого общества, к отчуждению и дегуманизации, к обесцениванию ценностей, к выхолащиванию и уничтожению идеалов.

Грандиозная тоталитарно-бюрократическая машина, кажется, только и занималась тем, чтобы развенчивать и подавлять все человеческое, превращать людей в ничтожные детали своего изначально обесчеловеченного механизма, в исполнителей самых незначительных и самых будничных функций.

К этой варварской работе по обесчеловечиванию человека был привлечен весь исполинский государственный аппарат: репрессивные органы, средства массовой информации, общественные организации, молодежные и профессиональные объединения, различного рода международные организации.

Все силы и все средства этой машины, кажется, были направлены на то, чтобы все упростить до предела, все разложить на элементарные составные части, дабы каждая из них изо дня в день повторяла одни и те же операции, выполняла одни и те же простейшие функции.

Банализация, предельная упрощенность и вульгаризация охватывают всю социальную жизнь общества и индивида: от экономической до художественной. В конце концов все то, что раньше создавало определенный смысл человеческого бытия — общественная жизнь и общественный труд, всеобщие ценности, идеи и идеалы, близкие и далекие индивидуальные и социальные цели и т. д.

, — теперь, наоборот, ведет к утрате и исчезновению смысла. Человек уже не может распоряжаться ни самим собой, ни собственной жизнью, ни собственной судьбой — он игрушка, марионетка в руках могучих и анонимных сил, которые поступают с ним, как им заблагорассудится. Уже не может быть и речи о том, чтобы человек творил мир в соответствии со своими идеями и идеалами, скорее наоборот, он сам превращается в вещь среди других вещей, со всеми вытекающими из этого положения последствиями.

Совет

В прежние эпохи смыслообразующим стержнем был Бог. Конец XIX и начало XX века ознаменовались провозглашением смерти Бога (Достоевский, Ницше). С этого времени смыслообразующим стержнем стала смерть Бога, его исчезновение.

Вся ответственность за происходящее в этом мире возлагается отныне на человека, который в силу своей обесчеловеченности не в состоянии справиться со столь великой задачей.

Поскольку смысл жизни всегда поддерживал и определял различные социальные и индивидуальные нормы и ценности (нравственные, этические, эстетические, культурные и т. д.), то с утратой смысла все эти нормы и ценности приходят в упадок и разрушаются.

Но ведь то же самое относится и к истине: если утрачивается смысл жизни, то утрачивается и интерес к познанию истины, к ее поиску и утверждению. Тогда рациональное отношение к миру уступает место иррациональному отношению и истолкованию. Что же остается делать «бедным маленьким людям», на что им надеяться, откуда и от кого ждать избавления и спасения?

В «Мифе о Сизифе», как заметил сам Камю, речь идет об анализе или трактовке абсурдной чувственности, абсурдного мироощущения, а не абсурдной философии, которая нашему времени неизвестна.

К тому же если абсурд рассматривался до сих пор как некий вывод, итог, то Камю рассматривает его как отправной пункт, исходную точку зрения.

Речь идет не о метафизике и не о предрассудках, а об исследовании «болезни духа» в ее чистом состоянии.

Хотя Камю часто называли философом-экзистенциалистом, он сам не жаловал эту философию и не разделял ее основных принципов и положений. «Нет, я не экзистенциалист… Сартр — экзистенциалист, и единственная книга идей, которую опубликовал, — „Миф о Сизифе“ — была направлена против философов, называемых экзистенциалистами».

Обратите внимание

Действительно, в «Мифе о Сизифе» Камю подвергает резкой критике современные течения в философии и прежде всего философию экзистенциализма. Однако эта критика носит скорее описательный, чем исследовательский характер. Ему, видимо, важнее было описать симптомы интеллектуальной болезни XX века, чем установить диагноз, констатировать ее наличие, чем лечить.

Рассматривая различные философские учения нашего времени, Камю замечает их общую «ахиллесову пяту» — отрицание, которое является для них главным: «Для экзистенциалистов отрицание — и есть их Бог… Бог этот поддерживает себя отрицанием человеческого разума».

«Но еще никогда, быть может, атака на разум не была столь напористой, как в наше время… От Ясперса до Хайдеггера, от Кьеркегора до Шестова, от феноменологов до Шелера, в области логики и в области морали целое семейство умов, родственных в их ностальгии, противоположных по их методам и целям, упорствовало в том, чтобы перегородить столбовую дорогу разума и отыскать свои прямые пути к истине».

Источник: https://www.libfox.ru/491108-alber-kamyu-tvorchestvo-i-svoboda-stati-esse-zapisnye-knizhki.html

Камю Альбер

Дата рождения – 07 ноября – 1913 Дата смерти – 14 января – 1960 Французский писатель, драматург, один из основателей французского “атеистического” екзистенциализма, лауреат Нобелевской премии по литературе. Альбер Камю родился в 1913 во французском Алжире.

По окончании лицея Камю поступает на философско-исторический факультет местного университета. Завершая обучение в университете, пишет дипломную работу “Христианская метафизика и неоплатонизм”. В студенческие годи вступает в коммунистическую партию, а в 1937 году из нее уходит.

В конце 30-х годов появляются первие сборники его прози; написан и отложен первий роман “Счастливая смерть”, начата работа над философским ессе “Миф в Сизифе”.

В начале 1938 года Камю устраивается журналистом в газету “Республиканский Алжир. Работа в газете прекращается вскоре после начала второй мировой войни. Через знакомих вон получает место в столичной газете ” Пари-Суар” и впервие приезжает в Париж. Газета закривается, и Камю возвращается в Алжир.

В феврале 1941 года вон заканчивает “Миф в Сизифе”. В 1942 году писатель возвращается во Францию, вступает в подпольную группу “Комба”, руководит газетой, где печатает “Письма немецкому другу”.

В годи войни виходят повесть “Посторонний” и ессе “Миф в Сизифе”. В 1947 году виходит роман “Чума”.

Последнее и самое значительное философское произведение Камю – “Бунтующий человек”, последний роман писателя – “Падение”.

Важно

В 1957 году Камю присуждается Нобелевская премия. 4 января 1960 года Камю погибает в результате автомобильной катастрофи. —– Французский писатель, лауреат Нобелевской премии Родился 7 ноября 1913г. в алжирской древесное Мондови (Алжир) в семье сельскохозяйственного рабочего. 1914-1939 – после гибели отца в Первую мировую войну, мать перебирается с двумя синовьями в г.

Алжир, где устраивается уборщицей. 1918-1924 – учится в начальной школе в Белькуре, одном из беднейших Районовалжира. 1923-1932 – Камю, благодаря своему учителю Луи Жермену, обратившему внимание на одаренного подростка, получает стипендии для обучения во французском лицее, которий дает хорошую гуманитарную подготовку и право без екзамена поступит В университет.

1930 – Камю заболевает туберкулезом, почти ч лежит в больнице. Вот последствий туберкулеза вон будет страдать всю жизнь.

1931 – вон возвращается в лицей и в классе философии знакомится с молодим преподавателем литератури и философии Жаном Гренье, оказавшим огромное влияние на духовное становление Камю и ставшим впоследствии его наставником и другом 1932 – стал студентом Алжирского университета, изучает философию, перебивается случайними заработками.

Вон успешно осваивает классические философские тексти, знакомится с современной философией. Ницше, Кьеркегор, Шестов, Ясперс входят в круг его чтения одновременно с Достоевским, Прустом, Мальро. 1934 – женится на Симон Гие, оказавшейся морфинисткой. Вместе они прожили не больше года, а в 1939 г. развелись официально.

1935 – озабоченность социальними проблемами приводит его в коммунистическую партию, однако вскоре (1937г.) вон виходит из нее. 1936-1938 – работает над первим романом “Счастливая смерть”, но не публикует его. Вон вишел в свет в 1971г., уже после смерти Камю, благодаря его вдовье Франсин.

Читайте также:  Краткая биография макаренко

1936 – возглавляет самодеятельний “Театр труда”, с которим обезжает весь Алжир, играет в небольших, неприспособленних залах, почти без декорации роли в классических и современних пьесах, виполняет функции и режиссера, и работника сцени, и суфлера. Главная его роль в то время – роль Ивана в собственной постановке “Братьев Карамазових” Достоевского.

1937 – завершая обучение в университете, Камю пишет дипломную работу “Христианская метафизика и неоплатонизм”. ета тема – соотношение христианской и язической мисли – будет в дальнейшем составлять одну из важнейших тем философствования Камю.

Совет

Вон собирается продолжить изучение философии, но не допущен по состоянию здоровья к конкурсним екзаменам на получение ученой степени по философии. Академическая карьера становится невозможной. Камю возглавляет столичний Дом Культури.

Виходит его первая книга – сборник ессе “Изнанка и лицо” (L’envers et l’endroit), в которой нашли отражение впечатления вот путешествия по Италии, Испании, Чехословакии и Франции, предпринятого в лечебних целях после окончания университета. Кроме того, туда вошли воспоминания в матери, бабушке, дядя писателя.

Главной же проблемой сборника становится вопрос об обретении личностью достоинства в абсурдноммире. 1938 – книга ессе “Брачний пир” (Nocesкамю начинает заниматься журналистикой и осуществляет литературное руководство первим алжирским журналом “Побережье”. Знакомится с парижским журналистом Паскалем Пиа, основавшим в Алжире независимую левую газету “Республиканский Алжир”.

Камю начинает в неи работать в качестве политического репортера, книжного обозревателя и редактора 1939 – опубликована философская драма “Калигула” (Caligula, новая редакция вийдет в 1944г.) Паскаль Пиа организовивает газету “Суар репюбликен”, Камю возглавляетредакцию. Начинается Вторая мировая война. Камю освобожден вот военного призива по состоянию здоровья.

Вскоре военная цензура закривает газету “Альже репюбликен”. 1940 – газета “Суар репюбликен” запрещена. Камю становится в Алжире персоной нон-грата. Вон перебирается в Оран и вместе со своей будущей женой Франсин Фор дает частние уроки. Затем переезжает в Париж и работает техническим редактором газети ” Пари-Суар”. Вскоре вон женится на Франсин Фор. Редакция ” Пари-Суар” переезжает в Лион, Камю увольняют. 1941 – Камю преподает французский язик в частной школе в Оране и работает над романом “Посторонний” и трактатом “Миф в Сизифе”. 1942 – в оккупированном Париже виходит роман “Посторонний” (L’Etrangerон представляет собой анализ отчужденности, бессмисленности человеческого существования. Герой повести – некий Мерсо, которому суждено било пол символом екзистенциального антигероя, отказивается придерживаться условностей буржуазной морали. За со

(No Ratings Yet)
Загрузка…

Камю Альбер

Другие сочинения по теме:

  1. Андре Моруа. Від Монтеня до Арагону. Альбер Камю Андре Моруа. Від Монтеня до Арагону Альбер Камю так – мир абсурдний; так – від богів нічого не доводиться чекати….
  2. Чума как источник мирового зла в одноименном романе А. Камю Французский писатель, родившийся в Алжире (колонии Франции), лауреат Нобелевской премии (1957). В своем творчестве представил экзистенционально – модернистский образец литературы….
  3. Життєвий і творчий шлях французького письменника Альбера Камю; його філософські та естетичні погляди. А. Камю й екзистенціалізм Мета : простежити життєвий і творчий шлях письменника, дослідити вплив ідей філософії екзистенціалізму на творчість А. Камю; розвивати навички сприймання…
  4. Твір за романом А. Камю “Чума” Нові засоби зображення внутрішнього світу людини в модерністській прозі XX століття. У кінці XIX – і-і – на качану XX…
  5. Композиція і стиль, художні особливості, значення роману Альбера Камю “Чума” Мета: допомогти учням визначити особливості композиції, індивідуального стилю письменника, ідейно-художні особливості твору та його значення; розвивати навички аналізу прозових творів,…
  6. Философская проблематика романа А. Камю “Чума” Творчество А. Камю с примером плодотворного объединения талантов писателя и философа. В своих произведениях А. Камю размышляет над абсурдностью мира…
  7. Предостережение будущим поколениям Альбера Камю ( по роману “Чума”) “Чума” – роман философский. Понятно, что на первом плане стоит философская проблематика, философское обобщенно-универсальное трактование зла в контексте человеческого существования….
  8. Моральная проблематика романов Достоевского и Альбера Камю На Достоевского так или иначе сегодня устремлены взоры художников и философов разных стран и народов. Многие полагают себя его прямыми…
  9. Лучшее произведение Камю: роман-предупреждение “Чума” В алжирском городке Оран вспыхивает чума. На протяжении девяти месяцев длится поветрие, городок полностью изолирован от мира, девять месяцев для…
  10. Краткий сюжет романа Камю “Чума” В 1947 г. А. Камю пишет роман “Чума”, где на один из городов на алжирском побережье (Алжир в те годы…
  11. Сочинение на тему А. КАМЮ “ЧУМА” Тема Чумы уже давно и широко используется мировыми писателями. И уже давно она переступила свое энциклопедическое определение “острой инфекционной болезни”….
  12. Сочинение размышление по литературе по роману А. Камю “Чума” Главным предметом творчества французского писателя А. Камю, лауреата Нобелевской премии (1957), одного из ярчайших представителей литературы экзистенциализма, был человек, его…
  13. Краткое содержание “Постороннего” Камю Мерсо, мелкий французский чиновник, житель алжирского предместья, получает известие о смерти своей матери. Три года назад, будучи не в состоянии…
  14. Читая Фолкнера и Камю “Реквием по монахине”, – пишет Камю, – …является одной из редких современных трагедий…” Она “позволяет со всей беспощадностью” увидеть судьбу…
  15. Краткое содержание “Мифа о Сизифе” Камю Абсурдное рассуждение Книга начинается с примечания о том, “что абсурд, который до сих пор принимали за вывод, берется здесь в…
  16. Краткое содержание “Чумы” Камю Роман представляет собой свидетельство очевидца, пережившего эпидемию чумы, разразившейся в 194… году в городе Оране, типичной французской префектуре на алжирском…
  17. Краткое содержание пьесы Камю “Осадное положение” “Осадное положение” – это представление в трех частях. В предисловии автор указывает на своего якобы соавтора Жана-Луи Барро, кому принадлежит…
  18. Краткое содержание романа Камю “Падение” Встреча читателя с рассказчиком происходит в амстердамском баре под названием “Мехико-Сити”. Рассказчик, бывший адвокат, имевший в Париже обширную практику, после…
  19. Ужасное лицо Второй мировой войны (на примере романа “Чума”) Сегодня я пишу сочинение, которое перенесет нас в событие Второй мировой войны, мы ознакомимся с художественными произведениями, которые помогут нам…
  20. Вопросы с ответами по теме “Литература второй половины XX столетия” Какие события в общественной жизни обусловили основные тенденции развития литературы второй половины XX века? Какие из существующих литературных течений получили…

Источник: https://ege-russian.ru/kamyu-alber/

Сочинение на тему Литературная деятельность Альберта Камю» – по русскому языку и литературе

Первые заметки и эссе Камю при всей их незрелости содержат некоторые важные мотивы: анархический бунт против общественных условностей, бегство в мир мечтаний, унижение рационального начала в искусстве. Вообще произведения Камю пронизаны кризисным состоянием духа, характерным для значительной части европейской интеллигенции после Первой мировой войны. Осенью 1935 г.

Камю вступил в алжирскую секцию коммунистической партии Франции. Он рассматривал коммунизм как «первый шаг, как аскезу, который готовит почву для более духовной деятельности». По заданию партии вел пропагандистскую работу среди мусульман. В 1936 г. Камю возглавил Театр работы, где выступил как режиссер, актер и автор. В театре были поставлены пьесы по произведениям А. Жида, А. Мальро, А.

Пушкина, Ф. Достоевского. В 1937 г. Камю вышел из коммунистической партии. В том же году он издал сборник эссе «Изнанка и лицо», главной проблемой которой стал вопрос о приобретении личностью достоинства в абсурдном мире.

Обратите внимание

Камю говорит «да» жизни, несмотря на абсурдность бытия, так как необходимо «быть самому вечной радостью становления…» Создавая в сборнике лирических эссе «средиземноморский миф», Камю стремится убежать от хаоса истории в мудрость природы. Во время оккупации фашистами Франции Камю вел подпольную работу в организации «Комба».

«Посторонний» имел огромный успех, надолго став одним из самых читаемых произведений французской литературы XX ст. Повесть получила высокую оценку критики. Примечательным является в чем-то преувеличенный восхищенный отклик о произведении известного французского критика Г.

Пикона: «Если бы через несколько столетий осталась лишь эта короткая повесть как свидетельство о современном человеке, то ее было бы достаточно, как достаточно прочитать «Рене» Шатобриана, чтобы познакомиться с человеком эпохи романтизма». Герой повести Мерсо – обобщенный образ, который представляет экзистенциалистический вариант «естественного человека».

Разорвав внутренние связи с обществом, мелкий служащий Мерсо живет с осознанием абсурдности бытия. Это острое ощущение абсурда делает его «посторонним», которому чужды ценности и нормы общества. Мерсо живет, подчиняясь инстинктам, остро ощущая красоту естественного мира. В Мерсо кроется небудничный лирический дар. Почти неосознанно он убивает человека.

Во второй части повести история главного героя в процессе судебного расследования возникает будто в кривом зеркале. Мерсо осуждают, в сущности, не за совершенное убийство, а за попытку презреть условными формами общепринятых отношений между людьми, за нарушение правил игры, зато, что он «посторонний». Камю ставит своего героя в типичную для экзистенциалистов «пограничную ситуацию», т.е.

в ситуацию выбора перед лицом смерти и абсурда, когда, согласно экзистенциалистской философии, наступает прозрение. Мерсо выбирает свободу знать, что мир абсурдный. Отказавшись пойти на компромисс, Мерсо принимает смерть. Ж. Гренье в одном из своих писем к автору «Постороннего» отмечал влияние Ф. Кафки на стилистику повести. Камю ответил учителю, что учился «у Кафки духу, но не стилю».

Между тем, несмотря на очевидную разницу в стилистике Кафки и Камю оба они тяготели к притчевым формам жанрового мышления, для обоих характерна лаконичность языковой формы при философской глубине содержания. Отмечая внешне бесстрастный тон рассказа в «Постороннем», Р. Варт говорил о «нулевом градусе письма» в повести.

Действительно, Камю убежден, что жизнь проста, что люди все усложняют, а потому и говорить о ней нужно просто, без метафор, намеков, сложных культурных реминисценций, за которыми кроется стремление убежать от осознания трагизма человеческой судьбы. Этапным для Камю произведением стала книга «Миф о Сизифе», которая завершает первый период в творчестве писателя.

«Миф о Сизифе» имеет подзаголовок: «Эссе об абсурде». Проблемы абсурда и «верховного самоубийства» как выражение человеческого бунта против него, становятся центральными в этом цикле. В «Мифе о Сизифе» Камю дает определение абсурда: «Сам по себе мир просто не наделен умом: это все, что можно о нем сказать.

Но столкновение этой иррациональности с бесшабашным желанием ясности, призыв к которой звучит в глубинах человеческого существа, – вот что абсурдно. Абсурд зависит в той же мере от человека, как и от мира». Абсурд приводит к бунту против Бога и человеческой судьбы. Источником экзистенциалистов в разработке этой проблематики Камю считает Ф. Достоевского.

Кириллова, одного из персонажей «Бесов», Камю трактует как «человека абсурда», для которого самоубийство стало единственным средством освободиться от мучения абсурда. Кириллов – логический самоубийца: если жизнь не имеет смысла, то нет смысла и проживать ее. Для Камю признание абсурда – не конечный вывод, а лишь начальная точка в поиске настоящих ценностей.

Проблеме метафизического бунта посвящена пьеса Камю «Калиґула». Непосредственным историческим источником сюжета является произведение римского историка и писателя Светония «О жизни двенадцати цезарей». По свидетельству Кристиан Галендо, в 1937 г. Камю читал «Калигулу» Светония. Он был удивлен этой личностью. Он постоянно говорил о нем и главным образом его «играл».

Важно

В процессе художественной обработки исторического материала Камю отказался от конкретно-исторического анализа и рассматривает главного героя как носителя метафизического бунта, а его трагедию – как трагедию «верховного самоубийства». В 1958 г. в предисловии к американскому изданию сборника пьес Камю писал: «Калигула» – это история «верховного самоубийства».

История, которая в высшей степени трагическая и человечная. Из верности самому себе, неверный относительно ближних, Калиґула соглашается умереть, постигнув, что никто не может спастись поодиночке и что нельзя быть свободным выступая против других людей». Потеряв любимую женщину, молодой император сознает простую истину: «Люди умирают, и они несчастны».

Читайте также:  Краткая биография шолохов

Калигулу бесит успокоительное вранье, которое его окружает. Он стремится к абсолюту, хочет «жить по правде». Но абсолют недосягаем. Император стремится изменить существующий порядок бытия. Его власть и свобода безграничны. Постижение абсурдности жизни делает из доброго и созерцательного Калигулы жестокого тирана, который убивает своих подданных. В финале пьесы Калиґула терпит поражение.

Он сознает свою неправоту и поэтому сам обрекает себя на смерть. Зная о запланированном заговоре, он ничего не делает, чтобы предотвратить его. «Если правда Калигулы в его бунте, то его ошибка – в возражении людей. Нельзя все разрушить, не разрушив самого себя», – писал со временем Камю. Пьеса была поставлена в парижском театре Эберто. Премьера состоялась 25 сентября 1945 г.

Роль Калигулы исполнял Жерар Филип. Образ Калигулы вызвал у зрителей закономерные ассоциации с А. Гитлером, хотя, как справедливо отмечают исследователи творчества Камю, «во время написания текста Камю был далек от замысла создать пьесу с историческим ключом». В 1957 г. Камю стал лауреатом Нобелевской премии по литературе.

Премия была присуждена писателю «за его значительную литературную деятельность, которая с чрезвычайной проникновенностью осветила проблемы человеческой совести в нашу эпоху». Выступая по случаю вручения ему Нобелевской премии с речью, которая получила название «Шведской речи», Камю изложил основные основы своей эстетики. Он возлагает на художника ответственность за все, что происходит вокруг. Камю отмечает возрастающую роль искусства и художника в современном мире, а назначение искусства усматривает в «возражении вранья и сопротивлении гнету». В 1959 г. Камю осуществил инсценировку «Бесов» Ф. Достоевского, а в скором времени погиб в автомобильной катастрофе. Ф. Мориак, говоря о месте Камю в современной культуре, отмечал: «Молодой человек жаждет моральных наставлений… И заслуга Камю заключается именно в том, что он удовлетворяет эту потребность».

Сочинение на тему Литературная деятельность Альберта Камю»
Камю А.
Стр. 1

Сочинение на тему Литературная деятельность Альберта Камю»
Камю А.
Стр. 2

Сочинение на тему Литературная деятельность Альберта Камю»
Камю А.
Стр. 3

Источник: http://my-soch.ru/sochinenie/sochinenie-laquoliteraturnaya-deyatelnost-alberta-kamyuraquo

Камю, Альбер, нерелигиозные убеждения, сочинения, проза, драматургия, эссе, прочее, издания на русском языке

В отличие от Christian existentialism, вроде Ясперса, и «бунтаря» Сартра, Камю полагал единственным средством борьбы с абсурдом признание его данности.

В «Мифе о Сизифе» Камю пишет, что для понимания причин, заставляющих человека совершать бессмысленную работу, нужно представить спускающегося с горы Сизифа, находящего удовлетворение в отчётливом осознании тщетности и безрезультатности собственных усилий; по мнению Камю, практически такое отношение к жизни реализуется в перманентном бунте.

Многие герои Камю приходят к похожему состоянию души под влиянием обстоятельств (угроза жизни, смерть близких, конфликт с собственной совестью и т. д.), их дальнейшие судьбы различны.

Совет

Высшим воплощением абсурда, по Камю, являются разнообразные попытки насильственного улучшения общества — фашизм, сталинизм и т. п.

Будучи гуманистом и антиавторитарным социалистом, он полагал, что борьба с насилием и несправедливостью «их же методами» могут породить только ещё большие насилие и несправедливость, но отвергая понимание бунта, не признающего за ним положительных аспектов, в эссе «Бунтующий человек» рассматривает бунт как способ солидарности с другими людьми и философию меры, определяющую и согласие, и несогласие с существующими реалиями; перефразируя картезианскую максиму в «я бунтую, следовательно мы существуем». Камю выделяет две формы проявления бунтарства: первая выражена в революционной деятельности, вторая, которой он отдаёт предпочтение, в творчестве. Вместе с тем, он оставался в пессимистической уверенности, что несмотря на положительную роль бунта в истории, окончательно победить зло невозможно.

Нерелигиозные убеждения

Альбера Камю относят к представителям atheist existentialism, его воззрения обычно характеризуют как иррелигиозные и атеистические.

Критик религии; в период подготовки «Мифа о Сизифе» Альбер Камю выражает одну из ключевых идей его философии: «Если существует грех против жизни, то он, видимо, не в том, что не питают надежд, а в том, что полагаются на жизнь в мире ином и уклоняются от беспощадного величия жизни посюсторонней».

Вместе с тем, отнесение сторонников атеистического (нерелигиозного) экзистенциализма к атеизму отчасти условно, и у Камю наряду с неверием в Бога, признанием того, что Бог умер, утверждается абсурдность жизни без Бога. Сам Камю не считал себя атеистом.

Сочинения

Проза

Романы

  • Чума (La Peste) (1947)
  • Первый человек (Le premier homme) (неоконченный, опубликовано посмертно в 1994)

Повести

  • Посторонний (L’Étranger) (1942)
  • Падение (La Chute) (1956)
  • Счастливая смерть (La Mort heureuse) (1938, опубликовано посмертно в 1971)

Рассказы

  • Изгнание и царство (L'Exil et le royaume) (1957)
    • Неверная жена (La Femme adultère)
    • Ренегат, или Смятенный дух (Le Renégat ou un esprit confus)
    • Молчание (Les Muets)
    • Гостеприимство (L'Hôte)
    • Иона, или Художник за работой (Jonas ou l’artiste au travail)
    • Растущий камень (La Pierre qui pousse)

Драматургия

  • Недоразумение (Le Malentendu) (1944)
  • Калигула (Caligula) (1945)
  • Осадное положение (L’État de siège) (1948)
  • Праведники (Les Justes) (1949)
  • Реквием по монахине (Requiem pour une nonne) (1956)
  • Бесы (Les Possédés) (1959)

Эссе

  • Восстание в Астурии (Révolte dans les Asturies) (1936)
  • Изнанка и лицо (L’Envers et l’Endroit) (1937)
  • Ветер в Джемила́ (Le vent à Djémila) (1938)
  • Брачный пир (Noces) (1939)
  • Миф о Сизифе (Le Mythe de Sisyphe) (1942)
  • Бунтующий человек (L’Homme révolté) (1951)
  • Лето (L'Été) (1954)
  • Возвращение в Типаса́ (Retour à Tipaza) (1954)
  • Размышления о смертной казни (Réflexions sur la peine capitale) (1957), совместно с Артуром Кёстлером, Размышления о гильотине (Réflexions sur la Guillotine)
  • Шведские речи'' (Discours de Suède) (1958)

Прочее

Автобиографии и дневники

  • Злободневные заметки 1944—1948 (Actuelles I, Chroniques 1944-1948) (1950)
  • Злободневные заметки 1943—1951 (Actuelles II, Chroniques 1948-1953) (1953)
  • Злободневные заметки 1939—1958 (Chroniques algériennes, Actuelles III, 1939-1958) (1958)
  • Дневники, май 1935 — февраль 1942 (Carnets I, mai 1935 — février 1942) (опубликовано посмертно в 1962)
  • Дневники, январь 1942 — март 1951 (Carnets II, janvier 1942 — mars 1951) (опубликовано посмертно в 1964)
  • Дневники, март 1951 — декабрь 1959 (Carnets III, mars 1951 — décembre 1959) (опубликовано посмертно в 1989)
  • Дневник путешествия (Journaux de voyage) (1946, 1949, опубликовано посмертно в 1978)

Переписка

  • Переписка Альбера Камю и Жана Гренье (Correspondance Albert Camus, Jean Grenier, 1932—1960) (опубликовано посмертно в 1981)
  • Переписка Альбера Камю и Рене Шара (Correspondance Albert Camus, René Char, 1949—1959) (опубликовано посмертно в 2007)

Издания на русском языке

  • Камю А. Избранное: Сборник / Сост. и предисл. С. Великовского. — М.: Радуга, 1988. — 464 с. ISBN 5-05-002281-9 (Мастера современной прозы)
  • Камю А. Творчество и свобода. Статьи, эссе, записные книжки / Пер. с франц. — М.: Радуга, 1990. — 608 с.
  • Камю А. Бунтующий человек. Философия. Политика. Искусство / Пер. с франц. — М.: Политиздат, 1990. — 416 с., 200 000 экз.
  • Камю А. Actuelles / Перевод с фр. С. С. Аванесова // Интенциальность и текстуальность: Философская мысль Франции ХХ века. — Томск, 1998. — С. 194—202.

Источник: http://www.cultin.ru/writers-kamyu-alber-p4

Альбер Камю. Миф о Сизифе. Эссе об абсурде

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ИНСТИТУТ ГУМАНИТАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Факультет экономики и управления

Кафедра менеджмента и маркетинга

ЭССЕ

по специальности 080507.65 Менеджмент организации

по дисциплине: «Этика и эстетика»

На тему: «Альбер Камю. Миф о Сизифе. Эссе об абсурде»

Выполнила:
студентка 2 курса

Научный руководитель
Беляев В.В.

Санкт-Петербург 2010

Связь абсурдности с самоубийством

Альбер Камю в своей работе пытается ответить на единственный по его мнению имеющий значение философский вопрос: «Стоит ли жизнь труда быть прожитой?». Если удастся ответить на него, то станет понятно, в чём же все-таки смысл жизни.

Камю рассматривает самоубийство не как социальный феномен, а связывает его с индивидуальным мышлением: “самоубийство подготавливается в безмолвии сердца”.

И то, что люди называют причинами самоубийства чаще всего просто повод, таким образом, даже друг, случайно выпаливший неподходящее слово может подтолкнуть наружу горечь и скуку в душе самоубийцы.

Любому из нас знаком мир, который поддаётся объяснению, пусть даже если оно нелепо.

Что же делать, если всё вокруг внезапно лишается иллюзий, необходимых для жизни? В этом случае можно говорить о чувстве абсурдности, оно и является тем несогласием между человеком и его жизнью.

«Все когда-либо помышлявшие о самоубийстве люди сразу признают наличие прямой связи между абсурдностью и тягой к небытию».

Так автор исследует связь между абсурдностью и самоубийством. Но её осознание не решает саму проблему, потому что зачастую, те, кто говорит нет”, поступают так, будто сказали “да”, и наоборот, самоубийцы часто уверены, что жизнь имеет смысл. И взгляд на жизнь как на бессмыслицу совсем не равен утверждению, что она не стоит того, чтобы ее прожить.

Здесь хочется сразу же задать встречный вопрос автору, силён или слаб тот человек, который что решается на суицид? В поисках ответа на эту дилемму, конечно, невозможно принять однозначное решение. Камю, естественно, не обходит этой темы стороной: «В принципе для человека, который не жульничает с самим собой, действия регулируются тем, что он считает истинным».

Обратите внимание

Потому сам для себя он, вероятнее всего, решает в какую сторону склоняется его поступок. Но разве это не слабость, когда индивид выбирает самый лёгкий способ – не решение, а уход от проблемы? И разве не сила, заглушить присущий любому живому существу инстинкт самосохранения, заставить наложить руки на себя? Ведь мы привыкли жить ещё раньше, чем привыкли мыслить.

Абсурдно, что самоубийца выходит и силён в какой-то мере, и слаб, вне зависимости от нависшей над ним ситуации. А вот придерживается ли он логики, или следует за порывом чувств, здесь автор даёт понять: «Всегда просто быть логичным, но почти невозможно быть логичным до самого конца. Столь же логичным, как самоубийцы, идущие до конца по пути своего чувства».

Примером можно привести героиню произведения Анри Барбюса «Нежность». Девушка незнатного происхождения разорвала отношения с лордом, понимая, что не может выйти замуж за любимого. Он получает письма от неё, на следующий день, через один, четыре, шесть и одиннадцать лет спустя.

Она пишет о том как любит и живёт без него, и как тяжело восстановиться после этой трагедии. Последнее послание приходит через двадцать лет, в нём говорится о том, что она попросила высылать её письма, написанные одним днём, через определённое время, поставив дату на конвертах будущими числами.

И на самом деле она покончила жизнь самоубийством после разрыва отношений на следующий день. Своими действиями она попыталась оградить его от сильнейших страданий, подумала о любимом человеке, в то время как часто самоубийцы забывают о близких, которым принесут горе своим поступком.

Хотя дело совсем не в этом, она была логична до самого конца, продумав каждую мелочь, хотя и следовала по пути чувства.

Миф о Сизифе

Чтобы подытожить свои рассуждения об абсурде, Камю приводит миф о Сизифе.

Боги решили наказать Сизифа за его неподчинение, земные влечения и неподдельную симпатию к миру, приговорив ежедневно поднимать огромный булыжник на вершину горы, откуда эта глыба неизменно скатывалась вниз.

Они полагали будто нет на свете более ужасной кары, чем выполнение ненужной безнадёжной работы. Поэтому героя мифа можно считать человеком абсурдным.

Важно

В тот момент, когда возникает пауза между нескончаемыми терзаниями, к герою наконец-то возвращается сознание. Вся трагичность этой истории и состоит в том, что поведение Сизифа осознанно.

Тогда можно без тени сомнения провести параллель между современными людьми и героем мифа, ведь зачастую, жизнь также трагична и в то же время абсурдна.

Большинство людей выполняет однообразные действия, не создавая нового и даже не помышляя об этом.

Сизифа следует всё же представлять счастливым по мнению Камю, так как его сознание ясное, он пытается победить судьбу, и в итоге обращает мучения в отраду. Его счастье в том, что он теперь борется за вершину, вспоминая о жизни и мире, в которые влюблён.

На этом примере ясно видно воздействие абсурда на человеческую жизнь. Превосходящий мир, о котором говорит Камю, это и есть терзания, которые испытывает герой неся свою тяжёлую ношу.

Читайте также:  Сочинения об авторе катаев

Но именно то, что сознание Сизифа трезво, помогает герою бороться с миром, потому как он понимает что это его собственный выбор, где он руководит.

Счастливый он потому, что уясняет и признаёт удручающие условия, но именно так становится выше тех обстоятельств, в которые поставлен.

Таким образом, разобрав само понятие абсурда, Камю выделяет из него первостепенные следствия: ясный рассудок, с чьей помощью и следует противостоять миру, душевная легкость, или свобода, а также разнообразный жизненный опыт. Значит, умный, подключающий сознание, человек абсурда превращает в постоянный регламент жизни то, что являлось тяжким бременем, и соответственно отклоняет самоубийство.

Совет

В результате трудов разума возникает чувство абсурда, позволяющее переоценить своё предназначение. Камю даёт известной греческой легенде новое дыхание, связав её с идеей рутинности работы современных людей. Потому что практически нет пользы в статистике, бухгалтерии, бюрократии – они лишь ходят по кругу, выполняя однообразные действия, вместо того, чтобы создавать новые.

В заключение к рассуждениям хочется привести монолог Гамлета

«Кто снес бы плети и глумленье века

Когда б он сам мог дать себе расчет Простым кинжалом?

Кто бы плелся с ношей,

Чтоб охать и потеть под нудной жизнью,

Когда бы страх чего-то после смерти,

Безвестный край, откуда нет возврата

Земным скитальцам, — волю не смущал,

Внушая нам терпеть невзгоды наши

И не спешить к другим, от нас сокрытым?»

абсурдность самоубийство сизиф барбюс

Самоубийство абсурдно само по себе, уже только потому, что никто с того света не возвращался, и не может поведать нам, действительно ли это уход от проблем. Там, за этой тонкой границе неизведанный нами мир, и ни один человек не сможет доказать, что там лучше, или же хуже.

Самоубийство это осознание своей безнадёжности и подавленности. Но в тоже время это смелый шаг в бездну, откуда нет возврата. Жизнь каждого из нас абсурдна в какой-то мере. Каждый сражается с преградами судьбы, стремясь подчинить её себе. Безусловно, существуют «стены» для разума индивида. Мир не может разрешить человеку догнать его, познать истину бытия.

Мы не всемогущи, это изобличают нам всякий раз, как только кто-то пытаться побороть стены. На его пути сразу же возникают новые. Рассудительным мнит себя только тот, кто ещё не видит собственных стен, рубежа потенциалам разума. Любопытен также тот факт, что абсурд наличествует только при борьбе и разногласии.

Потому как даже кратковременное примирение его убивает.

В жизни каждого из нас наступает момент, когда мы стараемся постигнуть смысл своего существования.

Для чего мы нужны на этой земле, для чего рождены на свет, каково предназначение и как должны прожить свою жизнь? Часто людям кажется, что что-то безвозвратно покидает их жизнь, и вроде нужно что-то с этим делать, но что именно и каким образом? Чаще всего эти проблемы остаются открытыми, нерешенными, так как нам элементарно не хватает времени поразмыслить над ними. Рутинные дела затягивают нас в свою огромную чашу. У нас работа, семья, мы захвачены общественными делами. Люди, чьё размеренное существование было подкошено смертью близких, разорением или болезнью, то есть те, в чью жизнь вмешались внешние факторы, ищут выход. Чаще всего этот выход помогают найти окружающие люди, либо внутренний «стержень» человека помогает ему оправиться и не сломаться. Но имеет место и самоубийство. Это происходит тогда, когда уже нет надежды и сил бороться.

По моему мнению, бессмысленно делать шаг навстречу бездне, которая, всё равно, рано или поздно, тебя настигнет. Понятно одно, если жизнь подарена человеку, значит в ней есть смысл. Не стоит лишать себя удовольствия попробовать прожить её так, чтобы в итоге понять, что это того стоило.

Источник: http://MirZnanii.com/a/232295/alber-kamyu-mif-o-sizife-esse-ob-absurde

Книга Миф о Сизифе. Автор – Камю Альбер. Содержание – Камю Альбер Миф о Сизифе Миф о Сизифе. Эссе об абсурде

Камю Альбер

Миф о Сизифе

Миф о Сизифе. Эссе об абсурде.

АБСУРДНОЕ РАССУЖДЕНИЕ

Душа, не стремись к вечной жизни, Но постарайся исчерпать то, что возможно.

Пиндар. Пифийские песни (III, 62-63)

На нижеследующих страницах речь пойдет о чувстве абсурда, обнаруживаемом в наш век повсюду,- о чувстве, а не о философии абсурда, собственно говоря, нашему времени неизвестной.

Элементарная честность требует с самого начала признать, чем эти страницы обязаны некоторым современным мыслителям. Нет смысла скрывать, что я буду их цитировать и обсуждать на протяжении всей этой работы.

Стоит в то же время отметить, что абсурд, который до сих пор принимали за вывод, берется здесь в качестве исходного пункта.

Обратите внимание

В этом смысле мои размышления предварительны: нельзя сказать, к какой позиции они приведут. Здесь вы найдете только чистое описание болезни духа, к которому пока не примешаны ни метафизика, ни вера. Таковы пределы книги, такова ее единственная предвзятость.

Абсурд и самоубийство

Есть лишь одна по-настоящему серьезная философская проблема – проблема самоубийства.

Решить, стоит или не стоит жизнь того, чтобы ее прожить,значит ответить на фундаментальный вопрос философии. Все остальное – имеет ли мир три измерения, руководствуется ли разум девятью или двенадцатью категориями второстепенно. Таковы условия игры: прежде всего нужно дать ответ.

И если верно, как того хотел Ницше, что заслуживающий уважения философ должен служить примером, то понятна и значимость ответа – за ним последуют определенные действия. Эту очевидность чует сердце, но в нее необходимо вникнуть, чтобы сделать ясной для ума.

Как определить большую неотложность одного вопроса в сравнении с другим? Судить должно по действиям, которые следуют за решением. Я никогда не видел, чтобы кто-нибудь умирал за онтологический аргумент. Галилей отдавал должное научной истине, но с необычайной легкостью от нее отрекся, как только она стала опасной для его жизни. В каком-то смысле он был прав.

Такая истина не стоила костра. Земля ли вертится вокруг Солнца, Солнце ли вокруг Земли – не все ли равно? Словом, вопрос это пустой. И в то же время я вижу, как умирает множество людей, ибо, по их мнению, жизнь не стоит того, чтобы ее прожить.

Мне известны и те, кто, как ни странно, готовы покончить с собой ради идей или иллюзий, служащих основанием их жизни (то, что называется причиной жизни, оказывается одновременно и превосходной причиной смерти). Поэтому вопрос о смысле жизни я считаю самым неотложным из всех вопросов.

Как на него ответить? По-видимому, имеются всего два метода осмысления всех существенных проблем – а таковыми я считаю лишь те, которые грозят смертью или удесятеряют страстное желание жить,- это методы Ла Палисса и Дон Кихота. Только в том случае, когда очевидность и восторг уравновешивают друг друга, мы получаем доступ и к эмоциям, и к ясности.

Важно

При рассмотрении столь скромного и в то же время столь заряженного патетикой предмета классическая диалектическая ученость должна уступить место более непритязательной установке ума, опирающейся как на здравый смысл, так и на симпатию.

Самоубийство всегда рассматривалось исключительно в качестве социального феномена.

Мы же, напротив, с самого начала ставим вопрос о связи самоубийства с мышлением индивида. Самоубийство подготавливается в безмолвии сердца, подобно Великому Деянию алхимиков. Сам человек ничего о нем не знает, но в один прекрасный день стреляется или топится.

Об одном самоубийце-домоправителе мне говорили, что он сильно изменился, потеряв пять лет назад дочь, что эта история его ” подточила” . Трудно найти более точное слово. Стоит мышлению начаться, и оно уже подтачивает. Поначалу роль общества здесь не велика. Червь сидит в сердце человека, там его и нужно искать.

Необходимо понять ту смертельную игру, которая ведет от ясности в отношении собственного существования к бегству с этого света.

Причин для самоубийства много, и самые очевидные из них, как правило, не самые действенные. Самоубийство редко бывает результатом рефлексии (такая гипотеза, впрочем, не исключается). Развязка наступает почти всегда безотчетно.

Газеты сообщают об ” интимных горестях” или о ” неизлечимой болезни” . Такие объяснения вполне приемлемы. Но стоило бы выяснить, не был ли в тот день равнодушен друг отчаявшегося – тогда виновен именно он. Ибо и этой малости могло быть достаточно, чтобы горечь и скука, скопившиеся в сердце самоубийцы, вырвались наружу.

Воспользуемся случаем, чтобы отметить относительность рассуждений, про водимых и этом эссе: самоубийство может быть связано с куда более уважительными причинами. Примером могут служить политические самоубийства, которые совершались ” из протеста” во время китайской революции.

Но если трудно с точностью зафиксировать мгновение, неуловимое движение, при котором избирается смертный жребий, то намного легче сделать выводы из самого деяния. В известном смысле, совсем как в мелодраме, самоубийство равносильно признанию. Покончить с собой значит признаться, что жизнь кончена, что она сделалась непонятной.

Совет

Не будем, однако, проводить далеких аналогии, вернемся к обыденному языку. Признается попросту, что “жить не стоит”. Естественно, жить всегда нелегко. Мы продолжаем совершать требуемые от нас действия но самым разным причинам, прежде всего и силу привычки.

Добровольная смерть предполагает, пусть инстинктивное, признание ничтожности этой привычки, осознание отсутствия какой бы то ни было причины для продолжения жизни, понимание бессмысленности повседневной суеты, бесполезности страдания.

Каково же это смутное чувство, лишающее ум необходимых для жизни грез? Мир, который поддается объяснению, пусть самому дурному, – этот мир нам знаком. По если вселенная внезапно лишается как иллюзий, так и познаний, человек становится в ней посторонним. Человек изгнан навек, ибо лишен и памяти об утраченном отечестве, и надежды на землю обетованную.

Собственно говоря, чувство абсурдности и есть этот разлад между человеком и его жизнью, актером и декорациями. Все когда-либо помышлявшие о самоубийстве люди сразу признают наличие прямой связи между этим чувством и тягой к небытию.

Предметом моего эссе является как раз эта связь между абсурдом и самоубийством, выяснение того, в какой мере самоубийство есть исход абсурда.

В принципе для человека, который не жульничает с самим собой, действия регулируются тем, что он считает истинным. В таком случае вера в абсурдность существования должна быть руководством к действию.

Правомерен вопрос, поставленный ясно и без ложного пафоса: не следует ли за подобным заключением быстрейший выход из этого смутного состояния? Разумеется, речь идет о людях, способных жить в согласии с собой.

В такой ясной постановке проблема кажется простой и вместе с тем неразрешимой. Ошибочно было бы полагать, будто простые вопросы вызывают столь же простые ответы, а одна очевидность с легкостью влечет за собой другую. Если подойти к проблеме с другой стороны, независимо от того, совершают люди самоубийство или нет, кажется априорно ясным, что может быть всего лишь два философских решения: “да” и “нет”. Но это слишком уж просто. Есть еще и те, кто непрестанно вопрошает, не приходя к однозначному решению. Я далек от иронии: речь идет о большинстве. Понятно также, что многие, отвечающие “нет”, действуют так, словно сказали “да”. Если принять ницшеанский критерий, они так или иначе говорят “да”. И наоборот, самоубийцы часто уверены в том, что жизнь имеет смысл. Мы постоянно сталкиваемся с подобными противоречиями. Можно даже сказать, что противоречия особенно остры как раз в тот момент, когда столь желанна логика. Часто сравнивают философские теории с поведением тех, кто их исповедует. Посреди мыслителей, отказывавших жизни в смысле, никто, кроме рожденного литературой Кириллова, возникшего из легенды Перегрина (1) и проверявшего гипотезу Жюля Лекье, не находился в таком согласии с собственной логикой, чтобы отказаться и от самой жизни. Шутя, часто ссылаются на Шопенгауэра, прославлявшего самоубийство за пышной трапезой. Но здесь не до шуток. Не так уж важно, что трагедия не принимается всерьез; подобная несерьезность в конце концов выносит приговор самому человеку.

1

Источник: https://www.booklot.org/authors/kamyu-alber/book/mif-o-sizife/content/912660-kamyu-alber-mif-o-sizife-mif-o-sizife-esse-ob-absurde/

Ссылка на основную публикацию