Сочинения об авторе катаев

Проблема исчезновения памятников. По В. П. Катаеву

Сочинение ЕГЭ:

На фоне исторических и революционных событий, изменения терпят не только люди, но все, что их окружает: дома, улицы, архитектура, постройки, достопримечательности, которые величественно и могущественно украшают аллеи парков и скверов.

К сожалению, это происходило не только в прошлом столетии, это затрагивает и наше современное поколение.

Как раз об этой проблеме, исчезновения архитектурных сооружений, памятников деятелям искусства, повествует нам в своем тексте русский писатель, поэт и драматург – Валентин Петрович Катаев.

Обратите внимание

В своем тексте, Валентин Петрович, рассказывает нам о том, как сложно и болезненно ему пришлось пережить эпоху перестройки и уничтожения памятников.

В особенности это отразилось на уничтожение памятника – Александру Сергеевичу Пушкину. Действия, по уничтожению исторических и культурных памятников, для автора, были сравнимы попаданием словно в другой мир.

Когда все вроде бы тоже, что и раньше, но чего-то, самого главного, все равно нет.

Автор пишет: «…До сих пор болезненно ощущаю отсутствие Пушкина на Тверском бульваре…». Катаев считает, что те, кто привык видеть памятник на своем «обыденном» месте, он по-прежнему здесь остается, но уже своего рода призраком. Еще большую горечь у В.

Катаева вызывает уничтожение памятников нашей истории. В качестве примеров таких невосполнимых потерь писатель называет Страстной монастырь и Водопьяный переулок вместе с их архитектурными сооружениями. Автор текста и их сравнивает со своеобразными призраками.

Я согласна с мнением автора, которое он выразил в своем тексте. По-моему, мнению уничтожение исторических ценностей – это ничто иное, как уничтожение своей истории.

А ведь без истории, не существовало бы и нас вами.

Даже дело совершенно не в качестве величественного монумента, дело в том, что этот монумент символизирует, рассказывает нам о исторических событиях, о том бытие, когда был произведен на свет этот памятник.

Рассуждая об этой проблеме, невозможно не вспомнить величайшую поэму А.С. Пушкина «Медный всадник». Автор, в своем произведении, «одушевил» медную статую. В ней он отразил величественный образ Петра 1, который наполнен «величественными думами».

Важно

В этом величественном «Медном всаднике» Александр Сергеевич отобразил противоречивый образ Петра.

Не только в творчестве Пушкина мы можем увидеть «ценность архитектурных сооружений». Так в одном из своих произведений Д.С.

Лихачёва «Письма о добром и прекрасном» он описал историческую важность архитектурных сооружений и памятников. Писатель описывает свое восхищение русскими творцами, исторического и культурного наследия.

Он отмечает важность сохранения разнообразия наших городов и сёл, сохранение в них исторической памяти, общее национально-историческое своеобразие, ведь историческая память воспитывает человека.

Делая вывод, хотелось бы еще раз обратить внимание на значимость той проблемы, которую поднял и описал в своем тексте автор В. П. Катаев –Уничтожение памятников.

Эта проблема является актуальной и посей день, так как мы очень часто можем наблюдать, как уничтожается наше культурное наследие, как люди не ценят исторический вклад старших поколений, как без угрызений совести в одним момент рушится то, что создавалось годами. Люди, берегите памятники, сохраните нашу культуру и историю.

Текст В. П. Катаева

(1)Вспоминаю, как в середине двадцатых, разговорившись, подошли мы к памятнику Пушкину и уселись на бронзовые цепи, низко окружавшие памятник. (2)Стоял он в то время ещё на своём законном месте, в голове Тверского бульвара, лицом к необыкновенно изящному Страстному монастырю нежно-сиреневого цвета, удивительно подходившему к его маленьким золотым луковкам. (3)До сих пор болезненно ощущаю отсутствие Пушкина на Тверском бульваре, невосполнимую пустоту того места, где стоял Страстной монастырь. (4)Привычка. (5)Недаром же Маяковский написал, обращаясь к Александру Сергеевичу: «На Тверском бульваре очень к вам привыкли». (6)Привыкли, добавлю я, также и к старинным многоруким фонарям, среди которых фигура Пушкина со склонённой курчавой головой, в плаще с гармоникой прямых складок так красиво рисовалась на фоне Страстного монастыря. (7)Потом наступила ещё более тягостная эпоха перестановки и уничтожения памятников. (8)Незримая всевластная рука переставляла памятники, как шахматные фигуры, а иные из них вовсе сбрасывала с доски. (9)Она переставила памятник Гоголю работы гениального Андреева, тот самый, где Николай Васильевич сидит, скорбно уткнувши свой длинный нос в воротник бронзовой шинели — почти весь потонув в этой шинели, — с Арбатской площади во двор особняка, где, по преданию, писатель сжёг в камине вторую часть «Мёртвых душ», а на его место водрузила другого Гоголя — во весь рост, в коротенькой пелеринке, на скучном официальном пьедестале, — памятник, лишённый индивидуальности и поэзии… (10)Память разрушается, как старый город. (11)Пуст0ты перестраиваемой Москвы заполняются новым архитектурным содержанием. (12)А в провалах памяти остаются лишь призраки ныне уже не существующих, упразднённых улиц, переулков, тупичков… (13)Но как устойчивы эти призраки некогда существовавших здесь церквей, особнячков, зданий… (14)Иногда эти призраки более реальны для меня, чем те, которые их заменили: эффект присутствия! (15)Я изучал Москву и навсегда запомнил её в ту пору, когда ещё был пешеходом. (16)Мы все были некогда пешеходами и основательно, не слишком торопясь, вглядывались в окружающий нас мир города во всех его подробностях. (17)Каждый новый день открывал для пешехода новые подробности города, множество стареньких, давно не реставрированных церквушек неописуемо прекрасной древнерусской архитектуры. (18)Я давно уже перестал быть пешеходом. (19)Езжу на машине. (20)Московские улицы, по которым я некогда проходил, останавливаясь на перекрёстках и озирая дома, теперь мелькают мимо меня, не давая возможности всматриваться в их превращения. (21)Но однажды тормоза взвизгнули, машина резко затормозила перед красным светофором. (22)Если бы не пристёгнутые ремни, я бы мог стукнуться головой о ветровое стекло. (23)Это, несомненно, был перекрёсток Мясницкой и Бульварного кольца, но какая странная пустота открылась передо мной на том месте, где я привык видеть Водопьяный переулок. (24)Его не было. (25)Он исчез, этот Водопьяный переулок. (26)Он просто больше не существовал. (27)Он исчез вместе со всеми домами, составлявшими его. (28)Как будто их всех вырезали из тела города. (29)Исчезла библиотека имени Тургенева. (30)Исчезла булочная. (31)Исчезла междугородная переговорная. (32)Открылась непомерно большая площадь — пустота, с которой трудно было примириться. (33)Пустота казалась мне незаконной, противоестественной, как то непонятное, незнакомое пространство, которое иногда приходится преодолевать во сне: всё вокруг знакомо, но вместе с тем совсем незнакомо, и не знаешь, куда надо идти, чтобы вернуться домой, и ты забыл, где твой дом, в каком направлении надо идти, и ты идёшь одновременно по разным направлениям, но каждый раз оказываешься всё дальше и дальше от дома, а между тем ты отлично знаешь, что до твоего дома рукой подать, он есть, существует, но его не видно, он как бы в другом измерении. (34)Он стал .

(По В. П. Катаеву)

Еще сочинения по данному тексту

Источник: https://vopvet.ru/news/problema_ischeznovenija_pamjatnikov_po_v_p_kataevu/2018-04-07-7260

Сочинение “Сын полка” В. П. Катаев

Сочинение на тему: «Мой взгляд на войну сквозь повесть В. П. Катаева «Сын полка»».

На время летних каникул нам дают список произведений для чтения. Мне нравится читать произведения, они все интересные, увлекательные. Мы с мамой изучили список, и она предложила мне начать с произведения Валентина Петровича Катаева « Сын полка».

               Я знал, что сыном полка называют человека, который во время войны оставался без семьи и, попав в полк, становился его членом. Мне нравятся рассказы о войне, в них рассказывается о героизме нашего народа. Я был уверен, что произведение «Сын полка» мне очень понравится, и я не ошибся.

        В произведении рассказывается о двенадцатилетним мальчике Ване Солнцеве, который во время войны остался без семьи. Судьба Вани, как и многих его современников, не отличалась. Многие «дети войны» остались без родителей, кого-то «уносила» смерть, кто-то терял родителей и уже никогда не мог их увидеть.

Совет

Тяжела судьба и у героя, не всякий взрослый может перенести такое горе. Мальчик, потеряв близких, два года прятался от немцев. Чтобы не разучиться читать он хранил букварь, в котором потом он зарисовал месторасположение бродов на реке. Но для врага у него было свое оружие – отточенный гвоздь.

Ваня хотел бороться с врагом, не считал себя маленьким. Солнцев был патриотом, он желал не только отомстить за родных, но и одержать победу над немцами. Ваня не боялся врага, он хотел воевать на равных с взрослыми и внести свой вклад в победу над захватчиками.

Поэтому он не хотел отсиживаться в тылу, убегал и обманывал разведчиков, которые хотели отправить его в тыл.

        Оставшись в полку, он стал членом, неотъемлемой частью полка. Ваня стал дисциплинированным, ответственным, научился не упускать мелочи, чтобы освоить все тонкости военной науки. В подробностях описывается, как Ваня научился завязывать портянки. Я никогда не думал, что это так трудно.

        Волнующей и трогательной, для меня стала сцена, когда Енакиев отправляет Ваню с поля боя с запиской в штаб. Капитан Енакиев настолько привязался к мальчику, что хотел, чтобы Ваня остался в живых, с честью и достоинством учился. Капитан идет на обман, лишь бы спасти жизнь Вани. Иначе мальчик никогда не оставил бы своих товарищей.

        Главный герой мой ровесник, читая повесть я пытался представить себя в его роли, я не сомневался, я бы поступал как Ваня. Воевал с врагом, не боясь и не опасаясь за свою жизнь, потому что и мой вклад помог бы в победе над фашизмом.

Образ Вани учит, как преодолевать препятствия, остаться человеком в таких условиях, как быть мужественным и стойким, как не выдать своих товарищей ради спасения собственной жизни.

        Много детей осталось сиротами в годы Великой Отечественной войны, были дети, которых воспитывал полк.

Обратите внимание

        Я думаю, что образ Ваня Солнцева не выдуманный, а существует реальный прототип этого героя. Мне бы хотелось встретиться с таким героем, услышать и узнать о Великой Отечественной войне из первых уст.

        Прочитав произведение «Сын полка» понимаешь, что победа стоит за героизмом и смелостью народа. Понимаешь какой ценой далась победа – великий труд, огромная любовь к Родине- все это приблизило победу.

        Я хочу, чтобы никогда не повторялась та война, чтобы всегда было мирное небо над головой.

 

Источник: https://nsportal.ru/ap/library/literaturnoe-tvorchestvo/2015/10/23/sochinenie-syn-polka-v-p-kataev

В. П. Катаев

В солнечной Одессе – шумном приморском городе, где на улицах крепко пахло просмоленными канатами и свежей камбалой, а в порту от зари до зари визжали лебедки, громоздились ящики с товарами и мешки с пшеницей – ведь Одесса торговала со всем Черноморским побережьем, – здесь, в этом южном городе, 28 января 1897 г. родился Валентин Петрович Катаев, здесь прошли детство и юность писателя. Здесь он стал свидетелем революционных событий 1905 г., а в октябре 1917 г. юноша естественно и органично оказался на стороне революции “с матросней, с кавалеристами в буденовках”, пошел работать в большевистские газеты, разъезжал в агитпоездах, выступал на митингах как поэт и пропагандист. Об этом В. Катаев рассказал в новеллах 1920 – 1921 гг. “В осажденном городе”, “Золотое перо”, “Железное кольцо”.

А в 60-х годах – в повести “Трава забвения”. “…Чудесное, незабываемое, героическое, молодое время!.. – вспоминал писатель. – Свистит буйный ветер революции.

Холодно. Голодно… И вместе с тем как работалось!

” Герой первых рассказов В. Катаева – “романтик, влюбленный в Октябрьскую революцию” – переходит в новые его произведения, написанные уже в Москве, куда писатель переехал с юга в 1922 г. и где начал работать в сатирических журналах.

Обличению духа собственничества, осмеянию воинствующего мещанина, его ничтожного “идеала счастья” посвятил В.

Катаев целое десятилетие (1923 – 1932): фельетоны, рассказы “Вещи”, “Ножи”, юмористический роман “Растратчики”, комедии “Дорога цветов”, “Миллион терзаний” и др. Именно в эти годы писателя связала творческая дружба с В. В. Маяковским. Тогда же написана была В.

Катаевым комедия “Квадратура круга” (1928), где писатель весело рассказал о комсомольцах, перестраивающих свои отношения, свой быт на новых началах.

В дни первых пятилеток писатель сразу уловил боевую атмосферу строек социализма. Здесь он нашел своего нового героя – рабочего-созидателя – и показал его в романе “Время, вперед!” (1932).

Начиная работу над романом, писатель побывал на многих стройках – на Ростсельмаше, на Днепрестрое и у горы Магнитной на Урале, где вырастал металлургический гигант. В. Катаев увидел вновь революцию в наступлении.

Читайте также:  Сочинения об авторе хлебников

Поэтому так взволнованно, так лирично написан роман “Время, вперед!

“, рассказывающий, как воля коммунистов, воля трудовых людей меняла облик страны: “Все тронулось с места, все пошло”. К концу 30-х годов уже ощутимо нависла над Советским Союзом угроза второй мировой войны. В. Катаев обратился к героико-патриотической теме, и его повесть “Я, сын трудового народа” (1938) прозвучала как присяга на верность родной земле.

В дни Отечественной войны писатель – фронтовой корреспондент газет “Правда” и “Красная звезда”. Он становится свидетелем ряда крупных сражений – на Волоколамском направлении, под Ржевом, на Орловско-Курской дуге, под Яссами и др.

Так рождается цикл военных новелл – “Флаг”, “Виадук”, “Новогодняя ночь”, “Отче наш” и две повести – “Жена” (1943) и “Сын полка” (1945).

Важно

В суровые дни боев, в разгар жесточайших схваток с фашизмом солдаты одной из артиллерийских батарей находят огромный запас душевного тепла и нежности для маленького пастушонка Вани Солнцева, обездоленного войной.

Сначала это проявляется в стремлении сберечь, защитить юную жизнь от гибели; затем возникает желание сделать ребенка счастливым, дать ему столько радости, сколько это возможно в обстановке тяжелых, непрекращающихся боев.

И наконец, солдаты понимают, что их долг перед сыном полка – это воспитать его стойким, отважным сыном Родины. Повесть “Сын полка” была переведена на множество языков мира.

Итальянская газета “Унита” отнесла героя этой повести к числу лучших персонажей мировой детской литературы. Основное место в творчестве Валентина Катаева занимает цикл романов, носящих общее название “Волны Черного моря”.

В него входят четыре произведения, написанные в разные годы: “Белеет парус одинокий” (1936), “Хуторок в степи” (1956), “Зимний ветер” (1960 – 1961) и “За власть Советов!” (1948 – 1951).

Романы охватывают бурное сорокалетие, начатое революцией 1905 г. и завершенное победой над фашизмом в 1945 г.

Все части эпопеи связаны воедино: их тема – непрерывно развивающаяся победоносная революция, место действия – Одесса ; герои – мужественные борцы за власть Советов.

К циклу романов о героической Одессе органично примыкает “парижская” повесть Валентина Катаева “Маленькая железная дверь в стене” (1964), в которой художник обращается к истокам русской революции. Он рассказывает о пребывании Человека в Париже, о человекской партийной школе в Лонжюмо.

Совет

Катаев как бы приоткрывает маленькую дверь в прошлое. Перед читателем предстают картины буржуазной Франции, а по улицам Парижа, в гуще народной толпы, ходит человек, с именем которого вскоре будет связан крутой поворот в истории человечества. Образ Человека предстает в книге как воплощение грядущей революции.

Во второй половине шестидесятых годов В.

Катаевым написан цикл лирико-документальных повестей: “Святой колодец”, “Трава забвения”, “Кубик” а в 1972 г. – роман “Волшебный рог Оберона”, в котором писатель, вновь возвращаясь к воспоминаниям детства, обрисовал ту среду демократической трудовой интеллигенции, “пролетариев в воротничках”, к которой принадлежала его семья.

В этом романе-воспоминаниях художник говорит о предощущении грядущей революции, об ожиданиях коренных перемен. Огромный жизненный опыт свидетеля и участника нашей героической эпохи, вдохновенный труд взыскательного художника – все это определяет творческую силу произведений В. П. Катаева.

Жизнерадостность, лиризм и добрый юмор – характерные черты его книг.

В. П. Катаев по праву принадлежит к славной когорте зачинателей новой литературы, литературы, “овеянной октябрьскими бурями”.

(No Ratings Yet)
Загрузка…

В. П. Катаев

Другие сочинения по теме:

  1. Сочинение на тему: Читая Валентина Катаева Сюжет творческой судьбы Валентина Катаева (1997-1986) причудлив и таит в себе много секретов. Любимый ученик Бунина, впитавший в себя уроки…
  2. ЕГЭ по литературе: “Мовистские” произведения, созданные Катаевым В “мовистских” произведениях, созданных Катаевым в 60-70-е годы, мир души героя и огромный объективный мир выступают равновеликими величинами. Человек, бросающий…
  3. Образ времени в творчестве Катаева Образ Времени у Катаева двупланов. Это и необратимое движение истории, развитие цивилизации, шаги прогресса. Но это и образ предела, неотвратимого…
  4. Пейзаж в повести Катаева, это органичная часть сюжета У Катаева пейзаж – не случайная декорация и не безликий фон. Он всегда активен. Он деятельный участник событий. Если угодно,…
  5. Философские основы “свободной прозы” Валентина Катаева Три старых крупных мастера литературы реализма Валентин Катаев, Луи Арагон, Анна Зегерс, переступив порог 70-летия, стали экспериментировать и писать в…
  6. Сочинение по роману Катаева “Трава забвенья” “Трава забвенья” представляет сложное, архитектонически многоплановое произведение. Есть большая доля вероятности, что Катаев в этой книге вступает в неявную полемику…
  7. Очерки творчества Толстого А. Толстому предстояло пройти несколько кругов исканий, прежде чем по-настоящему открыть тему ре­волюции. На этом пути очень важен цикл произведе­ний,…
  8. Зримость описаний в повести Катаєва “Белеет парус одинокий” Как же писатель достигает такой пластичности, вещественности и зримости описаний? Сразу же оговоримся: каждый писатель достигает их по-своему, своими, ему…
  9. Английские неоромантики Английские неоромантики этого периода внесли огромный вклад в развитие приключенческой литературы. Роберт Стивенсон. Его перу принадлежит несколько приключенческих романов для…
  10. Творческое наследие А. Н. Толстого Алексей Николаевич Толстой прошел сложный жизненный путь. В годы первой русской революции он – студент Петербургского технологического института. Тут он…
  11. Сочинение по повести “Белеет парус одинокий” Героические события грозных дней начала революции 1905 года рисуются в произведении в романтически приподнятой тональности. В романтическом плане раскрываются и…
  12. “Кавказский пленник” – подлинно русская повесть “Кавказский пленник” – последнее произведение в “Русской книге для чтения”. В письме к Н. Н. Страхову писатель называл эту повесть…
  13. Повесть об Оттоне В нескольких списках дошла до нас и популярная в европейских литературах повесть о римском цесаре Оттоне, через польский перевод восходящая…
  14. Конфликт Платова с властью (рассказ “Впрок”) “Впрок” не принадлежит к числу шедевров Платонова, но здесь были зафиксированы две важнейшие черты начавшейся коллективизации – глупость и жестокость….
  15. Повести Н. В. Гоголя в цикле в “Миргород” Повести Н. В. Гоголя, вошедшие в “Миргород”, были опубликованы впервые в 1835 году отдельным изданием, а затем переизданы в 1842…
  16. Хронология творчества Юрия Трифонова Трифонов родился в семье известного партийного и военного деятеля времен СССР Валентина Андреевича Трифонова. С 1932 г. семья Трифонова проживала…
  17. Михаил Булгаков. Сочинение биография писателя МИХАИЛ АФАНАСЬЕВИЧ БУЛГАКОВ (1891-1940). М. Булгаков – один из известнейших и популярнейший писателей. Его произведения стали достоянием мировой литературы, они…
  18. Краткая хроника жизни и творчества Е. И. Замятина 1884, 1 февраля (20 января по ст. ст.) В Лебедяни Тамбовской губернии (теперь Липецкая область) родился Е. И. Замятин. Отец…
  19. Шерлок Холмс памятник славной личности и творчеству Единое, что заслуживает внимания, – ряд соображений от следствий до причины. Это и приводит к успешному решению дела. Артур Конан…
  20. “Кайдашева семья” социально-юмористическая повесть О популярности повести свидетельствует большое количество ее переизданий и переводов на другие языки. То, что произошло с семьей Кайдашей, можно…

Источник: https://ege-russian.ru/v-p-kataev/

Проблема героизма по тексту Катаева. Сочинение ЕГЭ

По тексту Катаева. Больше месяца горсточка храбрецов защищала осаждённый форт от беспрерывных атак с моря и воздуха…

Как часто на войне люди совершают подвиги? Что толкает их на это? О чём думают они в последние минуты своей жизни? Эти и другие вопросы возникают у меня после прочтения текста В.Катаева.

В своём тексте автор ставит проблему героизма. Он рассказывает о «горстке храбрецов», которые больше месяца защищали осаждённый форт от беспрерывных атак. Закончились снаряды, на исходе продовольствие. Немецкий контр-адмирал предложил им сдаться, выдвинув ряд условий. Писатель обращает наше внимание, что целую ночь гарнизон форта шил флаг.

Моряки пошли к кирхе. Но не для того, чтобы сдаться. А чтобы выполнить последнюю боевую задачу: уничтожить как можно больше врагов и умереть. «Тридцать советских моряков падали один за другим, продолжая стрелять до последнего вздоха». Над ними развевался громадный красный флаг.

Проблема, которую поднимает автор, заставила меня ещё раз задуматься о героизме и его истоках.

Позиция автора мне понятна: героизм – это проявление высшей степени мужества, это способность расстаться с жизнью, выполняя боевое задание. На героический поступок способен человек по-настоящему любящий свою родину, готовый пожертвовать жизнью ради её спасения. Автор восхищён мужеством моряков.

Я разделяю точку зрения автора. Героизм – это отвага, благородство, умение жертвовать собой. На героические поступки способны люди, для которых такие понятия, как любовь к родине, долг, – не пустые слова.

Обратите внимание

Мы, читатели, восхищаемся героизмом советских моряков. Как шли они на последнее боевое задание – на смерть. Как мужественно и храбро умирали.

В художественной литературе о войне писатели часто описывают солдатский подвиг, как высшую степень мужества, попробую это доказать.

В повести Б.Л.Васильева «В списках не значился» подвиг совершает молодой лейтенант Николай Плужников. Накануне войны он прибыл в Брестскую крепость, у него были большие планы на будущее. Но война перечеркнула всё.

Почти девять месяцев лейтенант оборонял крепость, отдавая себе приказы и выполняя их. Его боевое задание – уничтожать врага. С этим заданием, пока были силы, он успешно справлялся. Когда он вышел наверх, перед нами почти слепой седой человек с отмороженными пальцами.

Немецкий генерал отдаёт честь русскому солдату, его мужеству и героизму.

В рассказе М.А.Шолохова «Судьба человека» мы встречаем Андрея Соколова, водителя, отца и мужа. Война перечеркнула и его планы.

Плен, неудачный побег, когда догнали с собаками, которые чуть не загрызли насмерть, удачный побег, удалось даже прихватить с собой языка, важного немецкого офицера. Андрей узнаёт о гибели семьи, он теряет сына в последний день войны. Всё перечеркнула и отняла война.

Не просто всё это было вынести. Но он нашёл в себе силы, чтобы усыновить Ванюшку, такого же одинокого, как и он. Перед нами герой, человек с большой буквы.

Таким образом, чаще всего с героизмом мы встречаемся в экстремальных ситуациях, например, на войне. Человек поставлен в условия выбора: честь и смерть или жизнь и бесчестие. Не каждый способен на подвиг. Поэтому во все времена каждая страна гордится своими героями и бережно хранит память о них. Они это заслужили.

Источник: https://compedu.ru/publication/problema-geroizma-po-tekstu-kataeva-sochinenie-ege.html

Сочинение по рассказу В.Катаева «Флаг»

Что делает человека мужественным и самоотверженным? Какие силы помогают ему преодолеть главный инстинкт живого существа — инстинкт жизни — и совершить подвиг?

В рассказе Валентина Катаева «Флаг» горсточка храбрецов защищает осажденный форт во время Великой Отечественной войны. В самый страшный последний час русские моряки не думают о своей жизни. Они пытаются продать ее подороже: умирая, уничтожить как можно больше врагов.
«Фон Эвершарп забыл, с кем он воюет, — пишет В.

Катаев. — Не солнце обмануло фон Эвершарпа — он обманул сам себя.» Вот так необычно, от имени врага, автор выражает свое отношение к подвигу моряков. И мы понимаем, что они, сражаясь за правое дело, за свое Отечество, не могли поступить иначе.  Именно правое дело и  великая цель  сделали их  сильными духом, непобедимыми.

Важно

Эту мысль Валентина Катаева подтверждают стихотворения и песни о войне, книги и фильмы, письма, дневники и воспоминания ветеранов.

Горит и кружится планета,
Над нашей Родиною дым.
И значит, нам нужна одна победа,
Одна на всех, мы за ценой не постоим.

В повести Бориса Васильева «А зори здесь тихие…» пять молоденьких девушек, не обученных ратному делу, снабженных лишь мелкокалиберными винтовками, во главе со старшиной Васковым, раненным еще в финскую войну, совершили невозможное.

Они остановили шестнадцать вооруженных до зубов немецких десантников, здоровых, сильных, натренированных. Но читатель понимает, что это — правда. Потому что зенитчицы защищали не просто безмолвные карельские земли. Они знали, что должны остановить врага любой ценой, потому что за их спиной — Родина. Вот как говорит об этом Б.

Читайте также:  Краткая биография пронский

Васильев устами Федота Васкова: «И не было во всем мире больше никого: лишь он, враг да Россия.»

В поэме Роберта Рождественского «Реквием» канвой проходит та же тема:

Есть
великое право:
забывать
о себе!
Есть
высокое право:
пожелать
и посметь!..

Поэт рисует образ сильного духом, мужественного и глубоко человечного воина, который идет на войну ради мира, на смерть — ради жизни. На первый взгляд обычные, почти прозаические,  слова «Реквиема» отдаются болью в сердце: «Просто был выбор у каждого: я  или   Родина.» И именно в этом  заключена главная правда о войне, о Победе, о подвиге.

Вот почему бессилен «огонь смертельный». «Мы за ценой не постоим», — эти слова Булата Окуджавы были в сердцах многих и многих защитников Родины. Каждый из них чувствовал, что именно от него зависит, посмеет ли враг топтать «поля ее просторные». Поэтому они забывали о своей жизни. Поэтому их маленькие, но очень важные победы слились в  одну общую Победу, которую мы должны помнить всегда.

Источник: https://so-chinenie.ru/po-rasskazu-kataeva-flag/

Катаев Валентин Петрович (1897-1986) – писатель

Один из наиболее ярких представителей юго-западной школы родился в Одессе 28 января 1897 г. в доме на улице Базарной, 4. Его отец – Петр Васильевич Катаев – сын священника из Вятки, мать Евгения Ивановна – дочь полковника Бачея (по семейной версии, Бачеи были родственниками Н.В. Гоголя). В 1902 г.

в семье Катаевых родился второй сын Евгений (будущий Евгений Петров). В 1903 г. мать умерла, и детей помогала воспитывать ее младшая сестра, Елизавета Бачей. Семья неоднократно меняла квартиры, они жили на ул.

Канатной, 85; Пироговской, 3; Уютной, 7 (по новой нумерации – 8); Отрадной, 10 (здание не сохранилось); Успенской, 2.

Катаев учился в Пятой мужской гимназии, начал писать стихи с 9 лет, первое стихотворение было опубликовано в 1910 г. В 1911 семья Катаевых побывала за границей – в Италии.

Спустя год, в 1912, вышла первая маленькая книга – рассказ о пасхальном поцелуе.

В 1915 году Катаев поступил вольноопределяющимся в действующую армию, до лета 1917 служил в 64 артиллерийской бригаде, дважды ранен, награжден орденом Св. Анны IV степени.

В конце 1917 Валентин Катаев вернулся в Одессу и стал одним из самых активных участников литературной жизни. По воспоминаниям совре­мен­ни­ков, именно он организовал один из наиболее известных литературных кружков того времени – “Зеленую лампу”. Во время смен властей в 1919 ему пришлось воевать и в Красной (летом) и в Добровольческой (осенью) армии.

Как позднее вспоминал сам Катаев, и сидеть ему пришлось и в контрразведке, и в чрезвычайке. Весной 1920 г. Катаев и его младший брат были арестованы ЧК, и освобождены летом того же года (по воспоминаниям, их спас писатель Андрей Соболь). После освобождения Катаев работал в ЮгРОСТА, а затем вслед за В.

Нарбутом, руководившим ЮгРОСТА, Катаев и Олеша в 1921 переезжают в Харьков (в те годы столицу Украины).

Совет

С 1922 г. жил в Москве. Катаев работал в газете железнодорожников “Гудок”, его фельетоны выходили под многочисленными псевдонимами (один из них “Старик Саббакин” стал шутливым прозвищем). В комнате Катаева в Мыльниковом переулке находили приют на первых порах все одесситы, перебиравшиеся в Москву.

Катаев печатался в газетах “Правда”, “Труд”, “Накануне”, “Рабочей газете”, журнале “Крокодил”. Выходят книги его рассказов, повесть “Растратчики” (1926), он становится драматургом – написанные в 1928 году пьесы “Квадратура круга” и “Растратчики” (по мотивам повести) шли на сцене МХАТ и за границей.

В 1932 был на строительстве Магнитогорска, описанном в повести “Время, вперед!”. Повесть “Белеет парус одинокий” (первая часть эпопеи-тетралогии “Волны Черного моря”) написана в 1936. Это первая из книг автобиографического “одесского цикла”. Героями ее становятся семья Катаевых, в книге он использует фамилию матери – Бачей.

Как писал позднее сам автор, он хотел “скрестить Пинкертона с Буниным” – развлекательный сюжет с отточенным литературным языком. Катаев был одним из наиболее успешных писателей одесской школы в 1930-е гг. Одно из наиболее известных в те годы его произведений – повесть о Гражданской войне на Украине “Я, сын трудового народа…

”, написанная в 1937. По ее мотивам была написана опера С. Прокофьева “Семен Котко”.

Во время Отечественной войны Катаев работал в Радиокомитете и в Совинформбюро, был военным корреспондентом “Правды” и “Красной звезды”. В 1946 получил Сталинскую (Государственную) премию за повесть “Сын полка”.

В 1948 он пишет продолжение “Белеет парус одинокий” – повесть “За власть Советов” (“Катакомбы”) (4-я часть тетралогии “Волны Черного моря”) – об оккупации Одессы и борьбе подпольщиков.

Повесть подверглась резкой критике, в том числе за недостаточно ярко выраженную роль партии в руководстве подпольем. В 1951 г. Катаев написал второй вариант повести.

Вторая часть тетралогии “Хуторок в степи”, где вновь использованы реальные события из жизни семьи Катаевых (поездка в Италию) вышел в 1956 г., третья – “Зимний ветер” – о Гражданской войне, с описанием романа с Ирен Алексинской – вышла в 1961 г.

В 1955-1961 гг. Катаев был главным редактором журнала “Юность”. Оставил пост главного редактора по собственному желанию, чтобы без помех заняться литературной работой. Именно катаевская “Юность” стала стартовой площадкой молодых поэтов и прозаиков – шестидесятников.

Начиная с повести “Маленькая железная дверь в стене” (1964) В. Катаев использует стилистику, названную им “мовизмом” (от французского слова “плохой”).

В основе его следующих книг использованы реальные события биографии писателя и его предков.

Сюрреалистические сдвиги – времени, свобода ассоциаций.

Обратите внимание

Так написаны “Святой колодец” (1965), “Трава забвенья” (1967) – о встречах с И. Буниным и В. Маяковским, “Кубик” (1969), “Разбитая жизнь или волшебный рог Оберона” (1972) – о детстве и Одессе начала века, “Кладбище в Скулянах” (1975).

В повести “Алмазный мой венец” (1978) под прозрачными псевдонимами выведены одесские и московские писатели, события литературной жизни Одессы и Москвы 1910–20-х гг. Одно из самых известных произведений – “Уже написан Вертер” (1980).

Впервые после 1920-х годов в советской литературе появляются сцены казни в ЧК. При жизни Катаева повесть была опубликована только один раз – в журнале “Новый мир”, и не вошла в собрание сочинений.

“Юношеский роман моего друга Саши Пчелкина, рассказанный им самим” (1982) вновь описывает (уже без политизированности) историю романа с Ирен Алексинской. Последние повести В. Катаева “Спящий” (1984) – об Одессе времен Гражданской войны, “Сухой лиман” (1986).

После бесцветной прозы тридцатых-пятидесятых годов Валентин Катаев вновь, как и в двадцатые годы, доказал, что он блестящий стилист, большой русский писатель.

В.П. Катаев – Герой Социалистического Труда (1974), награжден тремя орденами Ленина, орденами, медалями. С 1973 г. он член-корреспондент Майнцской академии (ФРГ), с 1976 – член Гонкуровской академии (Париж).

Умер Валентин Петрович 12 апреля 1986 года в Москве, похоронен на Новодевичьем кладбище.

Лишь в 2009 году в Москве была издана книга В. Катаева.

Один из переулков Одессы назван именем Валентина Катаева.

На доме по ул. Базарной, 4, где родился Валентин Петрович, установлена мемориальная доска.

12 апреля 2013 года на фасаде Одесского аграрного университета (ул. Пантелеймоновская, 13) открыта мемориальная доска братьям Катаевым – Валентину и Евгению (он же Евгений Петров) – именно здесь располагалась 5-я мужская гимназия, в которой учились литераторы.

Доска установленна по инициативе учащихся 7-го класса интерната №2.

Алена Яворская,заместитель директора по научной работе

Одесского литературного музея

Важно

2 сентября 2017 года, к 223-летию со дня основания Одессы, на Аллее Звезд появилась новая звезда – в честь Валентина Петровича Катаева.

Источник: http://odessa-memory.info/index.php?id=229

Что хотел сказать автор?..


ВКонтакте

на Фейсбуке

в Google+

на Одноклассниках

Говорят, что писательница Дарья Донцова однажды получила двойку за сочинение. И самое интересное в этом факте не то, что она сейчас зарабатывает тем, за что в школе получала двойки (хотя это тоже довольно комично и очень показательно), а кое-что другое.

Сочинение было на тему «О чём думал Валентин Петрович Катаев, когда писал повесть „Белеет парус одинокий“?», и Донцова попросила написать об этом самого Катаева, который был знаком с ее отцом. За сочинение Катаева девочка получила двойку и комментарий учительницы: “Катаев совсем не об этом думал!”, что немало позабавило самого автора.

Все мы в школе проводили анализ произведений из разряда “Что хотел сказать автор, назвав своего героя Акакием Акакиевичем”, или “Что символизирует пятно на халате Обломова”, или “Психологическое состояние А. Блока в момент создания поэмы «Двенадцать»”. Не знаю, как вы, но я всегда с сомнением относилась к таким анализам.

Помню, на уроке мы “анализировали” стихотворение “Мореплаватель Павзаний”. По-моему, это был апогей бредовых анализов на уроках литературы.

Мы считали сколько таких-то звуков в таких-то строфах, и таких-то звуков в других строфах, и учитель говорила, что таким-то звуком автор пытался передать такие-то шумы, а другим звуком – такие-то шумы, причем считали звуки именно в тех строфах, где по смыслу нужно услышать эти шумы, в других частях стихотворения эти звуки не считали.

Честно говоря, сомневаюсь, что автор специально подбирал слова так, чтобы в первых строфах было именно 15 звуков Л. По-моему, это очень походит на подгон фактов под какую-то теорию, выдуманную каким-то умником.

С чего вообще эти умники решили, что они видят души насквозь, даже через века? И почему бы этим умникам самим хоть раз не создать свое произведение, хотя бы коротенькое, всего на 5 тысяч символов? Тогда бы они узнали, что автор думает об обычных вещах: “Добавлю-ка я вот эту деталь в описание, Уткина узнает себя, посмеется”, “Как сказать то же самое, но не так коряво?”, “А не расценит ли муж упоминание ремонта в моей статье как упрек? Может, убрать это? Нет, оставлю – хороший пример”, “Так, нужны еще яркие примеры. Думай, думай…” И, конечно, автор думает о том, как не потерять логику повествования, как написать, чтобы тебя поняли, как выбрать тему, чтобы она была актуальна для многих. Но вот приходят умники, и они видят в твоем произведении пропаганду алкоголя, презрение к современному обществу, а также манию величия автора. – Простите, но ничего такого я не имела ввиду! И те, кто знают меня лично, подтвердят, что я так не считаю…

Но нет, умники посовещались и постановили. Теперь это считается правдой, а не то, что было на самом деле.

Совет

С анализами картин дело обстоит еще хуже. В литературном произведении есть слова, и то каждый может интерпретировать их по-своему, в картине же нет и слов, есть только визуализированный замерший момент. И “проанализировать” картину нашему умнику еще проще.

Берешь картину (желательно, чтобы автора уже не было в живых, иначе он может оспаривать твои слова), выдумываешь о ней что угодной, подкрепляешь свои выдумки косвенными доказательствами, добавляешь терминов – вот и все, анализ картины готов! Вот, например, картина Сикерта “Скука”.

В ее описании говорится, что чувства этих двух людей давно остыли, а может быть, и остывать-то было нечему.

Если бы я писала анализ на этот анализ, то написала бы, что, скорее всего, автор анализа картины Сиккерта никогда не знал счастья в отношениях, поэтому он не знал, что любящие люди не могут неотрывно смотреть друг на друга влюбленными глазами; я написала бы, что своим анализом автор хотел показать, как он несчастен и одинок, и что это и есть глубинный смысл анализа данной картины. Но почему-то не принято писать анализы на анализы. И вот плодятся субъективные суждения, выдаются за научно подтвержденные, тиражируются и передаются в массы как истина.

Но не только произведения искусства подвергаются постоянным субъективным анализам. На самом деле, каждый из нас – умник, пропускающий любое слово и любое событие через призму своего представления о мире, и каждый из нас – жертва умника, чьи слова и действия пропускаются через чьи-то призмы. В этом, по-моему, и кроется причина всех недопониманий, конфликтов и обид.

автор: Быкова Анна

Наш сайт о flylady, доме и диетах рекомендует еще статьи:

  • О женской мудрости
  • Как научиться говорить «нет»?
Читайте также:  Краткая биография полонский

просмотров: 6186

Источник: http://LadyBee.ru/flylady/532/7427/

Валентин Катаев

1983-1986
Издательство: Художественная литература. Москва

С о д е р ж а н и е: Том 1. Рассказы (1914-1973) и сказки (1940-1945). Сказки: Дудочка и кувшинчик. Цветик-семицветик. Голубок. Жемчужина. Пень). 608 с. Том 2. Повести и романы 1924-1943 годов. Повести: Растратчики, Электрическая машина и романы Остров Эрендорф. Юмористический роман.

Время, вперед!Роман-хроника. 592 с. Том 5. Две заключительные части тетралогии Волны Черного моря: Зимний ветер и Катакомбы. 640 с. Том 7. Автобиографическая книга Алмазный мой венец и книга о первой мировой войне Юношеский роман. 496 с. Том 8. Автобиографические книги: Разбитая жизнь, или волшебный рог Оберона и Кладбище в Скулянах. 744 с. Том 9. Пьесы 1927-1962 годов: Растратчики.

Квадратура круга. Авангард. Миллион терзаний. Дорога цветов. День отдыха. Домик. Синий платочек. Случай с гением (Понедельник). Пора любви. 576 с. Том 10. Юмористические рассказы, фельетоны, публицистика, очерки, стихотворения. Горох в стенку (юмористические рассказы и фельетоны 1920-1970 годов).

Почти дневник (публицистические статьи, очерки, литературные портреты, воспоминания 1920-1985 годов).

Валентин Катаев – Собрание сочинений в 9 томах

1970
Издательство: Художественная литература

С о д е р ж а н и е:
Том 1 рассказы и сказки. Том 2 юмористические рассказы, фельетоны “Горох в стенку”, роман “Остров Эрендорф”. Том 3 повесть “Растратчики” и хроника “Время, вперед!”.

Том 4 повести: “Я, сын трудового народа…”, “Жена”, “Электрическая машина”, “Сын полка”, “Поэт”. Том 5 две первые части тетралогии “Волны Черного моря”: “Белеет парус одинокий” и “Хуторок в степи”.

Том 6 две последние части тетралогии “Волны Черного моря”: “Зимний ветер” и “Катакомбы”. Том 7 пьесы: “Квадратура круга”, “Случай с гением (Понедельник)”, “Дорога цветов”, “Пора любви” и другие. Том 8 “Почти дневник” (статьи, очерки), литературные портреты, заметки, воспоминания.

Том 9 повести “Маленькая железная дверь в стене”, “Святой колодец”, “Трава забвенья”, “Кубик”, стихотворения.

Валентин Катаев – Собрание сочинений в 6 томах

2013 Издательство: Книжный Клуб Книговек

С о д е р ж а н и е: Том 1 сатирическая повесть “Растратчики” и роман-хроника “Время, вперед!”.
Том 2 первая и вторая части тетралогии “Волны Черного моря”: “Белеет парус одинокий” и “Хуторок в степи”.

Том 3 третья и четвертая части тетралогии “Волны Черного моря”: “Зимний ветер” и “Катакомбы”.
Том 4 повести “Маленькая железная дверь в стене”, “Святой колодец”, “Трава забвенья” и “Кубик”.
Том 5 повести “Разбитая жизнь, или Волшебный рог Оберона” и “Кладбище в Скулянах”.

Том 6 роман “Алмазный мой венец” и повести “Уже написан Вертер” и “Юношеский роман”.

Валентин Катаев – Собрание сочинений в 5 томах

1956
Издательство: Государственное издательство художественной литературы

С о д е р ж а н и е:
Том 1. Растратчики. Время, вперед! Я, сын трудового народа…;
Том 2. Белеет парус одинокий. Жена. Электрическая машина. Сын полка.; Том 3. За власть Советов.; Том 4. Рассказы, сказки, очерки;

Том 5. Хуторок в степи. Комедии.

Валентин Катаев – Избранное. В 3 томах

1965
Издательство: Детская литература

С о д е р ж а н и е:
Том 1 первые два романа из цикла “Волны Черного моря”: “Белеет парус одинокий”, “Хуторок в степи”.
Том 2 заключительные два романа из цикла “Волны Черного моря”: “Зимний ветер” и “Катакомбы (за власть советов)”.

Том 3 повести “Я, сын трудового народа…”, “Сын полка” и “Маленькая железная дверь в стене”.

Валентин Катаев – Избранное. В 3 томах

1977
Издательство: Художественная литература

С о д е р ж а н и е:
Том 1 – Новая проза (1960 – 1973гг.).; Том 2 – Разбитая жизнь, или Волшебный рог Оберона.;

Том 3 – Проза прежних лет.

Библиография

Циклы произведений:
Мой друг Ниагаров
1923 – Ниагаров и рабочий кредит
1926 – Лекция Ниагарова
1923 – Знаток
1924 – Птичка божия
1924 – Ниагаров-журналист
1924 – Ниагаров-производственник
1925 – Похождения Ниагарова в деревне
1925 – Ниагаров-радиолюбитель (также известно как Нечто о радио)
1927 – Романтические скакуны гражданина Ниагарова

Волны Черного моря

1930 – Ушки
1936 – Белеет парус одинокий
1956 – Хуторок в степи
1960 – Зимний ветер
1949 – Катакомбы (также известно как За власть Советов)
1943 – Электрическая машина

Романы:

1924 – Остров Эрендорф
1924 – Повелитель железа
1932 – Время, вперед!
1975 – Кладбище в Скулянах
1978 – Алмазный мой венец
1982 – Юношеский роман

Повести:

1926 – Растратчики
1937 – Я, сын трудового народа… (также известно как Семен Котко)
1943 – Жена
1945 – Сын полка
1964 – Маленькая железная дверь в стене
1965 – Святой колодец
1967 – Трава забвенья
1969 – Кубик
1972 – Разбитая жизнь, или Волшебный рог Оберона
1980 – Уже написан Вертер
1984 – Спящий
1986 – Сухой Лиман

Сказки:

1940 – Дудочка и кувшинчик
1940 – Цветик-семицветик
1945 – Жемчужина
1945 – Пень
1947 – Грибы
1949 – Голубок


Историческое:

Крейсерские операции Российского флота

Экранизации

Альманах сатиры и юмора (Александр Белинский) [1980 г.] по рассказу “Шутка”
Безумный день (Андрей Тутышкин) [1956 г] Белеет парус одинокий – СССР (1937)
Волны Черного моря (Артур Войтецкий, Олег Гойда, Вячеслав Криштофович) [1976 г.

] Время, вперед! – CCCР (1965)
Дудочка и кувшинчик (1950, м/ф, Виктор громов)
Женихи.

Ножи (Владимир Васильев) [1964, оперетта] Ножи – по одноименному рассказу
За власть советов – CCCP (1956)
Понедельник – день тяжелый -по комедии “Понедельник” спектакль
Поэт – СССР (1956)
Счастливый Кукушкин – СССР (1970) – по рассказу “Ножи”
Сын полка – CCCР (1946)
Сын полка – СССР (1981)
Фиалка (Виктор Турбин) [1976 г.] Цветик-Семицветик – СССР (1948) – мультфильм
Цветик-семицветик,1968, Детский фильм, сказка.
Последний Лепесток,1977, СССР, Роман Качанов по сказке “Цветик-семицветик”
Юморески Валентина Катаева (Александр Белинский) [1968 г. ] “Хуторок в степи” (1970,Б.Бунеев)

О Катаеве:

Вечер В. Катаева в концертной студии “Останкино” (1978, эфир 29.01.08)

Валентин Катаев. Страницы творчества [1985] док.фильм

Источник: http://bookinistic.narod.ru/soviet/k/kataev.htm

Автор Валентин Петрович Катаев

Катаев Валентин Петрович родился 28 января (по новому стилю) 1897 года в Одессе в семье учителя. Первое стихотворение «Осень» Катаев опубликовал еще гимназистом в 1910 году в газете «Одесский вестник».

Печатался также в «Южной мысли», «Одесском листке», «Пробуждении», «Лукоморье» и др. В 1915, не окончив гимназии, пошел добровольцем на фронт, был дважды ранен, отравлен газами.

Выступал с корреспонденциями и очерками об «окопной» жизни солдат, полными сочувствия к рядовому человеку на войне.

В 1919 Катаев был мобилизован в Красную Армию, командовал артиллерийской батареей на Донском фронте. Возвратившись в Одессу, работал в ЮгРОСТА, посещал различные литературные кружки и объединения. Сблизился с Ю.К.Олешей, Э.Г.Багрицким, вместе с которыми сочинял агитационные тексты для плакатов. 

С 1922 жил в Москве, являлся постоянным сотрудником газеты «Гудок» (с 1923), печатал юморески и фельетоны в «Правде», «Рабочей газете», «Труде» (псевдонимы: Старик Саббакин, Ол.Твист, Митрофан Горчица).

В раннем творчестве Катаева своеобразный сплав реализма, острой житейской наблюдательности, иронии, доходящей до сарказма, романтической приподнятости и дерзкой фантазийности проявился в рассказах о Гражданской войне ( «Опыт Кранца», 1919; «Золотое перо», 1920; «Записки о Гражданской войне», 1924, где налицо тенденциозно-контрастное «черно-белое» изображение происходящего, с возвышенным описанием «красных» героев и сатирической прорисовкой белогвардейцев). В этот период были написаны авантюрно-утопические романы о мировой революции ( «Остров Эрендорф» , «Повелитель железа» , оба 1924).

Обратите внимание

Катаев был увлечен экспериментами в области формы, в его прозе появились странные персонажи – загадочный оксфордский студент сэр Генри, черт в темном пиджаке и белых манжетах и другие фигуры, заставляющие вспомнить об Э. Т. А. Гофмане и Э. По («Сэр Генри и черт», 1920; «Железное кольцо», 1923).

Параллельно Катаев шел от насмешливого обыгрывания анекдотических случаев (сборники рассказов «Бородатый малютка», 1924; «Самое смешное», 1927) к обличительному пафосу развенчания культа наживы и «красивой» жизни. Первый значительный успех принесла писателю повесть «Растратчики» (1926 ).

Это фантасмагорическая история бухгалтера Прохорова и кассира Ванечки, которые, соря казенными деньгами, колесят по России в поисках красивой жизни. Действие происходит в период НЭПа, и перед персонажами предстает безотрадная картина убогого советского быта и наглого нэпманства.

Повесть была переведена за рубежом, стала бестселлером в США.

Остротой социальной и психологической сатиры, направленной против обывательской пошлости и мещанского культа собственности, отмечена комедия «Квадратура круга» (1928).

После поездки в Магнитогорск Катаев написал роман-хронику «Время, вперед!» (1932), название которого подсказал ему В. Маяковский. Книга проникнута верой Маяковского в то, что начало первой пятилетки может быть воспринято как заря новой эры.

Главные герои романа – инженер Маргулиес, Загиров, бригадир бетонщиков Саенко – видят смысл своей жизни в труде, опережающем время и преображающем жизнь.

В повести «Белеет парус одинокий» (1936) , главными героями которой стали одесские мальчишки, которые оказываются в водовороте революционных событий 1905.

Увлекательный сюжет, живописная предметность описания «фона» происходящего – суеты одесских улиц, рынка, порта, пляжа, несмолкаемого моря, гимназической жизни и т.д.

, сплав юмора, лиризма и героической патетики сделали это произведение одной из любимых детских книг.

Важно

Стремлением показать историю страны через судьбу человека отмечена и повесть Катаева «Я, сын трудового народа» (1937), действие которой происходит во время немецкой оккупации Украины в 1919, главными героями выступают фольклорные персонажи – бравый солдат Семен Котко и девица-краса Софья, повествование, развертывающееся в стилистике народных сказов, насыщено описаниями украинских пейзажей, обрядов и обычаев, звуками украинской речи.

Катаев о Великой Отечественной войне

В годы Великой Отечественной войны военный корреспондент Катаев писал фельетоны, очерки, рассказы. Огромную популярность принесла писателю повесть «Сын полка» (1945; Государственная премия, 1946), рассказ о судьбе мальчика-сироты, усыновленного боевым полком.

Институт «сыновей полка» с тех пор утвердился в отечественной армии; по повести была написана одноименная пьеса, снят фильм (1946, реж. В.М.Пронин).

Точным ощущением современности, достоверностью деталей, остроумным сюжетом, сплавом лиризма и гротеска, как и другие его драматургические произведения, отличалась пьеса «День отдыха» (1947).

Катаев и журнал «Юность»

В 1957–1962, будучи главным редактором журнала «Юность», Катаев способствовал его превращению в одно из ведущих периодических изданий страны, «рупор» т.н. шестидесятников, открывший путь к читателю многим видным литераторам (в т.ч. В.П.Аксенову и А.Т.Гладилину).

В 1964 писатель опубликовал художественно-публицистическую повесть о В.И.Ленине «Маленькая железная дверь в стене».

В цикле мемуарных произведений Катаева (повести «Святой колодец», 1965; «Трава забвения», 1967; «Разбитая жизнь, или Волшебный рог Оберона», 1972; «Алмазный мой венец», 1975; «Сухой Лиман», 1986, где, одухотворенные поэтической фантазией автора, сошлись герои и сюжеты многих книг Катаева), открылись новые грани таланта писателя: глубина проникновения в смысл событий и характеры людей, исповедальность и наблюдательность, соединенные с живой способностью к художественному смещению времени и пространства.

В повести «Уже написан Вертер» (1979) Катаев показывает Гражданскую войну в России как бессмысленную братоубийственную бойню, в которую вовлечен герой повести, искренний и чистый юнкер Дима, и в которой вершат свой кровавый суд комиссары в черных кожанках, расстреливающие без суда и следствия свои жертвы в гаражах.

Совет

В «Юношеском романе» (1982) Катаев рассказал историю, похожую на старинный романс: о любви молодого солдата Пчелкина к генеральской дочке. Это роман в письмах, строительным материалом которого стали архивные находки.

Последние годы жизни Катаева

Последняя книга Катаева «Сухой Лиман» (1986) почти не была замечена критикой. Это своего рода эпилог его многотомного романа: в последний раз сошлись вместе герои, объединились сюжеты многих книг. Жизнь пропущена сквозь призму далеких воспоминаний в соединении с поэтической фантазией.

Умер Катаев в Москве 12 апреля 1986.

Источник: http://librebook.me/list/person/valentin_petrovich_kataev

Ссылка на основную публикацию