Сочинение на тему “Что значит быть писателем?”
На этот вопрос можно дать ответ частично из собственного опыта, сочиняя это произведение. Прежде всего, это интересно. Человек должен генерировать достаточное количество мыслей для того, чтобы возникла потребность сформировать их еще и на бумаге. То есть должна быть богатая фантазия или же, наоборот, большой жизненный опыт и ворох знаний.
Давайте начнем с более простого и наиболее понятного: писателю необходимо владеть языком созидания в достаточной мере, иметь хороший словарный запас.
Лично мне интересен момент, когда человек вдруг осознает, что он хочет что-то написать, берет в руки ручку, находит чистый лист бумаги.
И у каждого этот момент наступает в разных условиях: кто-то с детства публикуется в литературных журналах, а к кому-то муза приходит через десятки лет после окончания обучения в школе или университете.
Кстати, о музе: писатели (и хотя научного подтверждения до сих пор нет) зависят от своих муз. Иначе как объяснить поток идей в одно мгновение и полное их отсутствие в другое? Ведь в биографии почти каждого мастера слова встречаются периоды с огромной производительностью труда, а есть годы, в течение которых писатель не написал ни строки будущего произведения.
Литературная нива непредсказуема: кто-то становится известным сразу после первой публикации, его узнают на улицах, поклонники просят автографы.
И этот писатель совершенно не ожидал славы, творил исключительно для собственного удовольствия.
Другой всю жизнь мечтает о признании, даже создание уникального литературного течения, к которому принадлежал бы только он, – а в результате остается незамеченным.
С прагматической точки зрения карьера писателя – очень и очень зыбкая тропинка. Нужно быть готовым постоянно чем-то жертвовать. Например, громко бороться за справедливость и быть запрещенным в своей стране или лицемерно угождать всей правящей верхушке и жить, так и не реализовав себя сполна.
Писать качественный текст, с глубоким сюжетом или дешевый роман, которому суждено слиться с серым океаном не слишком интеллектуальной массовой литературы. Повсюду множество сомнений и соблазнов. Истории известны случаи, когда написанное автором опережает по содержанию свое поколение.
За жизнь писатель остается непризнанным, а потом, через десятилетия, это произведение набирает бешеную популярность. Критикам только и могут удивляться, что такой шедевр оставался незамеченным столько времени.
Быть писателем – это замечать множество деталей, а впоследствии воспроизводить их на бумаге. Именно так: в эру новейших технологий слово “писатель” ассоциируется у меня с рукописным материалом, а не монитором ноутбука.
В художественных текстах важно донести до читателя собственные переживания, эмоции, даже угрызения совести.
Так что быть писателем – это еще и чувствовать каждое мгновение жизни и людей в ней, видеть в окружающих то, чего не дано заметить другим.
Конечно, не каждому дано стать вторым Пушкиным или Толстым (по сути, любым известным писателем), но попытаться выразить мысли в письменной форме стоит каждому. Пусть это будет письмо к другу или рассказ, и вдруг именно вы откроете в себе талант писателя?
Источник: https://www.lang-lit.ru/2016/09/chto-znachit-byt-pisatelem.html
Кестнер эрих
Кестнер эрих – немецкий писатель.
Сын ремесленника. В 1917 году призван на фронт, в 1919-1925 годах изучал в Лейпциге, Ростоке, Берлине литературу, историю, философию. В 1920-е годы начал публиковать стихи в леводемократической прессе.
Книги Кестнера после прихода к власти нацистов подвергались сожжению. После войны Кестнер занимался редакторским и издательским делом, основал литературное кабаре «Балаган».
В 1952-1962 годах президент, затем почётный президент ПЕН-клуба ФРГ.
В сатирических стихах Кестнера, отмеченных скептицизмом, но далёких от уныния, высмеивались национализм, немецкий милитаризм; их популярности способствовали разговорная лексика и репортажная манера письма: сборники «Сердце на талии» («Herz auf Taille», 1928 год), «Звон в зеркале» («Lärm im Spiegel», 1928 год), «Мужчина отвечает на вопросы» («Ein Mann gibt Auskunft», 1930 год), «Песнь между стульями» («Gesang zwischen den Stühlen», 1932 год). Гротескно-сатирический образ Берлина конца 1920-х годов предстал в романе Кестнера «Фабиан» («Fabian», 1931 год, русский перевод 1933 год).
Мировую известность Кестнер получил как автор книг для детей.
Наиболее известны повести об озорном, находчивом и бескорыстном мальчике Эмиле: «Эмиль и сыщики» («Emil und die Detektive», 1928 год, русский перевод 1971 год), «Эмиль и трое близнецов» («Emil und die drei Zwillinge», 1934 год, русский перевод 1971 год), также рассказы «Кнопка и Антон» («Рüntkchen und Anton», 1931 год, русский перевод 1988 год), «Летающий класс» («Das fliegende Klassenzimmer», 1933 год, русский перевод 1988 год).
В послевоенные годы писал антифашистские стихи, злободневные зонги, скетчи, фельетоны, которые печатались в газетах, исполнялись на радио, в кабаре: сборники «Повседневные дела» («Das tägliche Kram», 1949 год), «Маленькая свобода» («Die kleine Freiheit», 1952 год, русский перевод 1962 год).
Среди других произведений: автобиографическая повесть «Когда я был маленьким» («Als ich ein kleiner Junge war», 1957 год, pycский перевод 1976 год) о событиях начала XX века, увиденных глазами ребёнка; роман «Двойная Лоттхен» («Das doppelte Lottchen», 1949 год).
Сочинения:
Маленькая свобода. Стихи. М., 1962
Летающий класс. Повести. Л., 1988
Werke. Münch., 1998. Bd 1–9.
© Большая Российская Энциклопедия (БРЭ)
Литература
- Bemmann H. Humor auf Taille: E. Kästner. Leben und Werk. 4. Aufl. B., 1988
- Wagener H. E. Kästner. 2. Aufl. B., 1984
Источник: https://w.histrf.ru/articles/article/show/kiestnier_erikh
Эрих Кестнер. Фабиан
Эрих Кестнер. Фабиан
Вместе с героем романа Якобом Фабианом мы проживаем короткий отрезок времени может быть, несколько недель или еще меньше. За этот срок герой в основном терпит утраты он теряет работу, теряет близкого друга, от него уходит любимая. Наконец, он теряет саму жизнь. Роман чем-то напоминает полотна импрессионистов.
Из летучих, как бы необязательных диалогов и не слишком последовательных разнородных событий вдруг проступает картина жизни, застигнутой врасплох и запечатленной с необычайной силой, резкостью и объемностью. Это рассказ о том, как сердце не выдерживает гнетущего противоречия времени.
О цене непоказного сопротивления обстоятельствам на уровне отдельной личности.
Действие происходит в самом начале тридцатых годов в Берлине. У Европы большая перемена. Учителя ушли. Расписания уроков как не бывало. Старому континенту не перейти в следующий класс. Следующего класса не существует.
Так обозначает свое время главный герой. При этом себе он с безжалостной честностью отводит роль созерцателя. У других людей есть профессия, они продвигаются вперед, женятся, делают детей своим женам и верят, что все это имеет смысл. А он вынужден, причем по собственной воле, стоять под дверью, смотреть и время от времени впадать в отчаяние.
Главная драма Фабиана в том, что он слишком незаурядная, глубокая и нравственная личность, чтобы удовлетвориться пошлыми мещанскими целями и ценностями. Он наделен ранимой, отзывчивой душой, независимым умом и острой смехотворной потребностью соучастия в происходящем.
Однако все эти качества оказываются ненужными, невостребованными. Фабиан принадлежит к потерянному поколению. Со школьной скамьи он попал на фронт первой мировой войны, а оттуда вернулся с горьким опытом ранних смертей и больным сердцем. Потом он учился, писал диссертацию по философии.
Стремление к соучастию пригнало его в столицу, которую он характеризует как обезумевший каменный мешок. Мать и отец остались в маленьком тихом городке, где прошло его детство. Они с трудом сводят концы с концами, существуя за счет крошечной бакалейной лавки, где то и дело приходится уценивать немудреный товар.
Так что рассчитывать герою приходится только на самого себя.
Когда мы встречаемся с Фабианом, ему тридцать два года, он снимает комнату в пансионе и работает в рекламном отделе сигаретной фабрики. До этого он трудился в каком-то банке. Теперь весь день сочиняет бессмысленные стишки к рекламным объявлениям, а вечера убивает за стаканом пива или вина.
Его собутыльниками становятся то веселые циничные газетчики, то какие-то девицы сомнительного поведения. Но жизнь Фабиана идет как бы по двум руслам. Внешне она рассеянна, бессодержательна и полна преступного легкомыслия. Однако за этим стоит интенсивная внутренняя работа, глубокие и точные размышления о времени и о себе.
Фабиан один из тех, кто понимает суть переживаемого обществом кризиса и с бессильной горечью предвидит близкие катастрофические перемены. Он не может забыть о том, что по стране рассыпано множество калек с изуродованными телами и лицами. Он помнит огнеметные атаки. Будь проклята эта война, повторяет он про себя.
И задается вопросом: Неужели мы опять до этого докатимся?
Фабиан страдает, как может страдать сильный и талантливый человек, стремящийся спасти людей от грозящей гибели и не находящий возможности это сделать.
Нигде Фабиан не распространяется об этих переживаниях, напротив, ему свойственна едкая ироничная самооценка, он обо всем говорит насмешливо и внешне принимает жизнь, какая она есть.
Но читателю все же дозволено заглянуть в глубь его души и ощутить её нестерпимую боль.
В Берлине растут общественная апатия и неверие в способность правительства улучшить экономическое положение. Над страной висит гнетущий страх инфляции и безработицы. Два полярных лагеря коммунисты и фашисты крикливо стараются доказать каждый свою правоту.
Однако герой романа далек и от тех, и от других. Характерен эпизод, когда Фабиан вдвоем с другом Стефаном Лабуде ночью на мосту застают перестрелку двух таких горе-политиков. Сначала друзья обнаруживают раненого коммуниста, которому оказывают помощь.
Через несколько метров они натыкаются на национал-социалиста тоже раненого. Обоих драчунов отправляют в больницу в одном такси.
В клинике усталый врач замечает, что этой ночью доставлено уже девять спасителей отечества, Похоже, что они хотят, перестреляв друг друга, снизить количество безработных.
Стефан Лабуде единственный друг Фабиана. У них общая судьба, хотя Лабуде сын богатых родителей и не нуждается в деньгах. Он близок Фабиану своей тонкой душевной организацией, искренностью и бескорыстием.
В отличие от Фабиана Лабуде честолюбив и жаждет добиться общественного признания. Он укоряет друга в том, что тот живет как бы в зале ожидания, отказывается от активных действий и не имеет твердой цели.
Фабиан возражает ему: Я знаю цель, но, увы, её и целью не назовешь. Я хотел бы помочь людям сделаться порядочными и разумными.
Лабуде терпит одну неудачу за другой. Он получает страшный удар, узнав, что невеста, притворявшаяся нежной и страстной возлюбленной, хладнокровно изменяет ему.
Бросившись в политику, он также переживает полное разочарование. Последней надеждой остается его заветная работа о Лессинге, которой он отдал пять лет и которая теперь ждет университетского отзыва.
А пока Лабуде пытается найти утешение в богемных непритязательных ком�
Источник: https://www.studsell.com/view/207226/
Эрих Кестнер
Одной из важных заслуг Эриха Кестнера (1899-1974) был его вклад в развитие современной реалистической литературы для детей и юношества. Его книги “Эмиль и сыщики” (1928), “Точечка и Антон” (1930), “Двойная
Лоттхен” (1949) приобрели всемирную известность. И все же своей популярностью он обязан в первую очередь стихам, написанным с разговорной, иронической интонацией и полным удивительного юмора.
Главной отличительной чертой кестнеровских стихов является их веселый скептицизм. “Эволюцию человечества” он прокомментировал, например, следующими строками:
Они превозносят прогресс до небес, они рассуждают про атом. Но только, каких бы мудреных словес иной прогрессист ни наплел про прогресс, он был и остался приматом.
Эти же интонации отчетливо слышны и в политических стихах его сборников “Звон в зеркале” (1928), “Сердце на талии” (1928), “Песнь между стульями” (1932), причем особенно злой и острой становится сатира Кестне-ра там, где он пишет о милитаристах Веймарской республики.
В 1928 году Кестнер написал стихотворение “Ты знаешь страну, где казармы растут?”:
Ты знаешь страну, где казармы растут? Не знаешь? Да вот она, вот! Дрожат перед каждым начальником тут, как перед унтером взвод.
А стоит начальнику что захотеть, чего-нибудь пожелать, то руки по швам! и думать не сметь! – немедленно исполнять!
Детей тут в погонах рождают на свет. Послушным дается чин. Поэтому штатских тут вовсе нет, По крайней мере – мужчин.
Свобода вовек не вызреет тут,
Она здесь – зеленый плод!
Ты знаешь страну, где казармы растут?
Не знаешь? Да вот она, вот!
Критика осуществляется Кестнером с позиций “морализма”, противоречивость которого он описал в своем романе “Фабиан” (1931).
Герой романа понимает, что он должен активно действовать, совершать поступки. Видя тонущего мальчика, Фабиан без колебаний бросается спасать его. Однако… “мальчик с ревом выплыл на берег. Фабиан утонул. Он, к несчастью, не умел плавать”.
“Учитесь плавать!” – иронически призывает роман. Кестнер высмеивал в своей книге глупость, которая царила едва ли не всюду; он хорошо знал своих врагов, но не знал, где искать союзников. Он действительно ощущал себя как бы “между двумя стульями”. Он предчувствовал беду, нависшую над Германией, но находил силы лишь на то, чтобы отшутиться.
Марксистский литературный критик Вальтер Беньямин называл “левой меланхолией” такую позицию деятелей искусства, которая “превращала политическую борьбу из необходимости принимать серьезные решения просто в развлечение”, в “предмет ширпотреба” 80. Этот упрек не касается заслуг Кестнера в деле популяризации поэзии среди широкого читателя, но упрек нельзя не признать справедливым, если учесть, что Кестнер не нашел в себе сил для участия в активной борьбе с фашизмом.
В 1933 году ему пришлось стать свидетелем сожжения его книг в Берлине. Тем не менее он остался в Германии. Сначала ему запретили писать, затем разрешили публиковать за границей аполитичные развлекательные романы (“Трое мужчин в снегу”, 1934; “Поездки в приграничной зоне”, 1938).
(No Ratings Yet)
Загрузка…
Эрих Кестнер
Другие сочинения по теме:
- Эрих Вайнерт Становление пролетарского поэта Эриха Вайнерта (1890-1953) не было столь трудным. В юности Вайнерт не знал конфликтов с буржуазным родительским домом….
- Эрих Мария Ремарк Эрих Мария Ремарк (1898-1970) ушел на войну в 1916 году добровольцем. Возвратившись с Западного фронта, он закончил учительские курсы для…
- Эрих Мюзам В январе 1918 года Эрих Мюзам (1878-1934) организовал в Мюнхене забастовку рабочих военного завода. Он стал руководителем “революционного рабочего совета”…
- Эрих Арендт, Стефан Хермлин и другие поэты Поэзию иного рода представляет творчество Эриха Арендта (1903-1984). Если сборник “Толу” (1956) еще содержал в себе темы и образы, навеянные…
- Бегство и апология индивидуализма: Ганс Эрих Носсак и другие В 50-е годы в западногерманской литературе усилились тенденции абстрактного гуманизма. С позиции такого гуманизма отношения между личностью и обществом рассматривались…
- Сочинение по картине Комарова НАВОДНЕНИЕ Сочинение по картине А. Н. Комарова “Наводнение” – это сочинение, описывающие восприятие неравнодушного юного зрителя. А. Н. Комаров показал на…
- Краткое содержание романа Кестнера “Фабиан” Вместе с героем романа Якобом Фабианом мы проживаем короткий отрезок времени – может быть, несколько недель или еще меньше. За…
- “Левая меланхолия” в поэзии С еще большей отчетливостью эти же тенденции проявлялись в поэзии, ибо здесь шла ломка устоявшихся канонов. Правда, весьма тонким поэтам,…
- Сочинение на тему “Лето – любимое время года” Лето – мое самое любимое время года. Наконец-то заканчиваются холода и начинаются каникулы. Летом можно радоваться солнцу и теплым денькам,…
- Английская реалистическая проза. Томас Гарди и Джон Голсуорси Томас Гарди (1840-1928) – автор нескольких ярких трагических романов из жизни простого народа. Лучший его роман “Тэсс из рода Д’Эрбервиллей”…
- Все великое начинается с мелкого дела (пословицы и поговорки) Наверное, каждый человек с детства знает народные пословицы и поговорки. Эти короткие, но меткие выражения слышали мы от бабушки или…
- Размышление на тему: Любовь к родине, чувство патриотизма Любовь к родине, чувство патриотизма… Как их объяснить? За что мать любит своего ребенка? А за что мы любим своих…
- Чудная фантастика сказки “Крошка Цахес по прозванию Циннобер” В произведении Э. Гофмана “Крошка Цахес по прозванию Циннобер” рассказывается о событиях, которые произошли в маленьком государстве князя Диметрия. По…
- Поэтические строки. Моя Россия! Моя Россия! Моя Родина! Моя ты наилучшая в мире страна! Люблю я тебя за поля и сады, Где люди выращивают…
- Портрет общества в “новогодней сказке” И. Драча “Крылья” Поэзию Ивана Драча “Крылья” нельзя воспринимать как ироническую “новогоднюю сказку” – настолько глубинный подтекст кроется за ее извне простым сказочным…
- Сочинение на тему: “Прогулка по лесу” Сочинение на тему: “Прогулка по лесу” Прогулка по лесу На прогулку в лес мы пошли всем классом вместе с учительницей…
- Єдність інтересів особистості й суспільства в американській літературі Спроба Дос Пассоса виробити особливий стиль епічного оповідання при багатьох його. цікавих знахідках виявилася невдалої в силу не тільки механістичності….
- Краткое содержание сказки Андерсена “Гадкий утенок” У утки вылупились утята. Один из них был поздним, да и внешне не удался. Старая утка напугала мать, что это…
- Краткое содержание рассказа О. Генри “Дебют Мэгги” Каждый вечер в клубе “Трилистник” устраивались танцы для работников картонажной фабрики. Сюда приходили работницы фабрики, закадычные подруги Анна и Мэгги….
- Краткое содержание повести Гофмана “Крошка Цахес” В маленьком государстве, где правил князь Деметрий, каждому жителю предоставлялась полная свобода в его начинании. А феи и маги выше…
Источник: https://ege-russian.ru/erix-kestner/
Эрих Кестнер – Пересказ содержания
Одной из важных заслуг Эриха Кестнера (1899-1974) был его вклад в развитие современной реалистической литературы для детей и юношества. Его книги «Эмиль и сыщики» (1928), «Точечка и Антон» (1930), «Двойная
Лоттхен» (1949) приобрели всемирную известность. И все же своей популярностью он обязан в первую очередь стихам, написанным с разговорной, иронической интонацией и полным удивительного юмора.
Главной отличительной чертой кестнеровских стихов является их веселый скептицизм. «Эволюцию человечества» он прокомментировал, например, следующими строками:
Они превозносят прогресс до небес, они рассуждают про атом. Но только, каких бы мудреных словес иной прогрессист ни наплел про прогресс, он был и остался приматом.
Эти же интонации отчетливо слышны и в политических стихах его сборников «Звон в зеркале» (1928), «Сердце на талии» (1928), «Песнь между стульями» (1932), причем особенно злой и острой становится сатира Кестне-ра там, где он пишет о милитаристах Веймарской республики.
В 1928 году Кестнер написал стихотворение «Ты знаешь страну, где казармы растут?»:
Ты знаешь страну, где казармы растут? Не знаешь? Да вот она, вот! Дрожат перед каждым начальником тут, как перед унтером взвод.
А стоит начальнику что захотеть, чего-нибудь пожелать, то руки по швам! и думать не сметь! – немедленно исполнять!
Детей тут в погонах рождают на свет. Послушным дается чин. Поэтому штатских тут вовсе нет, По крайней мере – мужчин.
Свобода вовек не вызреет тут,
она здесь – зеленый плод!
Ты знаешь страну, где казармы растут?
Не знаешь? Да вот она, вот!
Критика осуществляется Кестнером с позиций «морализма», противоречивость которого он описал в своем романе «Фабиан» (1931).
Герой романа понимает, что он должен активно действовать, совершать поступки. Видя тонущего мальчика, Фабиан без колебаний бросается спасать его. Однако… «мальчик с ревом выплыл на берег. Фабиан утонул. Он, к несчастью, не умел плавать».
«Учитесь плавать!» – иронически призывает роман. Кестнер высмеивал в своей книге глупость, которая царила едва ли не всюду; он хорошо знал своих врагов, но не знал, где искать союзников. Он действительно ощущал себя как бы «между двумя стульями». Он предчувствовал беду, нависшую над Германией, но находил силы лишь на то, чтобы отшутиться.
Марксистский литературный критик Вальтер Беньямин называл «левой меланхолией» такую позицию деятелей искусства, которая «превращала политическую борьбу из необходимости принимать серьезные решения просто в развлечение», в «предмет ширпотреба» 80. Этот упрек не касается заслуг Кестнера в деле популяризации поэзии среди широкого читателя, но упрек нельзя не признать справедливым, если учесть, что Кестнер не нашел в себе сил для участия в активной борьбе с фашизмом.
В 1933 году ему пришлось стать свидетелем сожжения его книг в Берлине. Тем не менее он остался в Германии. Сначала ему запретили писать, затем разрешили публиковать за границей аполитичные развлекательные романы («Трое мужчин в снегу», 1934; «Поездки в приграничной зоне», 1938).
Источник: http://schooltask.ru/erix-kestner/
Эрих Кестнер (Erich Kastner) [1899–1974]. Роман “Фабиан (Fabian)”
Роман (1931)
Вместе с героем романа Якобом Фабианом мы проживаем короткий отрезок времени — может быть, несколько недель или еще меньше. За этот срок герой в основном терпит утраты — он теряет работу, теряет близкого друга, от него уходит любимая. Наконец, он теряет саму жизнь. Роман чем-то напоминает полотна импрессионистов.
Из летучих, как бы необязательных диалогов и не слишком последовательных разнородных событий вдруг проступает картина жизни, застигнутой врасплох и запечатленной с необычайной силой, резкостью и объемностью. Это рассказ о том, как сердце не выдерживает гнетущего противоречия времени.
О цене непоказного сопротивления обстоятельствам на уровне отдельной личности.
Действие происходит в самом начале тридцатых годов в Берлине. У Европы — большая перемена. «Учителя ушли. Расписания уроков как не бывало. Старому континенту не перейти в следующий класс. Следующего класса не существует».
Так обозначает свое время главный герой. При этом себе он с безжалостной честностью отводит роль созерцателя. «У других людей есть профессия, они продвигаются вперед, женятся, делают детей своим женам и верят, что все это имеет смысл. А он вынужден, причем по собственной воле, стоять под дверью, смотреть и время от времени впадать в отчаяние».
Главная драма Фабиана в том, что он слишком незаурядная, глубокая и нравственная личность, чтобы удовлетвориться пошлыми мещанскими целями и ценностями. Он наделен ранимой, отзывчивой душой, независимым умом и острой «смехотворной потребностью соучастия» в происходящем.
Однако все эти качества оказываются ненужными, невостребованными. Фабиан принадлежит к потерянному поколению. Со школьной скамьи он попал на фронт первой мировой войны, а оттуда вернулся с горьким опытом ранних смертей и больным сердцем. Потом он учился, писал диссертацию по философии.
Стремление к «соучастию» пригнало его в столицу, которую он характеризует как обезумевший каменный мешок. Мать и отец остались в маленьком тихом городке, где прошло его детство.
Они с трудом сводят концы с концами, существуя за счет крошечной бакалейной лавки, где то и дело приходится уценивать немудреный товар. Так что рассчитывать герою приходится только на самого себя.
Когда мы встречаемся с Фабианом, ему тридцать два года, он снимает комнату в пансионе и работает в рекламном отделе сигаретной фабрики. До этого он трудился в каком-то банке. Теперь весь день сочиняет бессмысленные стишки к рекламным объявлениям, а вечера убивает за стаканом пива или вина.
Его собутыльниками становятся то веселые циничные газетчики, то какие-то девицы сомнительного поведения. Но жизнь Фабиана идет как бы по двум руслам. Внешне она рассеянна, бессодержательна и полна преступного легкомыслия. Однако за этим стоит интенсивная внутренняя работа, глубокие и точные размышления о времени и о себе.
Фабиан — один из тех, кто понимает суть переживаемого обществом кризиса и с бессильной горечью предвидит близкие катастрофические перемены. Он не может забыть о том, что по стране рассыпано множество калек с изуродованными телами и лицами. Он помнит огнеметные атаки. Будь проклята эта война, повторяет он про себя.
И задается вопросом: «Неужели мы опять до этого докатимся?»
Фабиан страдает, как может страдать сильный и талантливый человек, стремящийся спасти людей от грозящей гибели и не находящий возможности это сделать.
Нигде Фабиан не распространяется об этих переживаниях, напротив, ему свойственна едкая ироничная самооценка, он обо всем говорит насмешливо и внешне принимает жизнь, какая она есть.
Но читателю все же дозволено заглянуть в глубь его души и ощутить ее нестерпимую боль.
В Берлине растут общественная апатия и неверие в способность правительства улучшить экономическое положение. Над страной висит гнетущий страх инфляции и безработицы. Два полярных лагеря — коммунисты и фашисты — крикливо стараются доказать каждый свою правоту.
Однако герой романа далек и от тех, и от других. Характерен эпизод, когда Фабиан вдвоем с другом Стефаном Лабуде ночью на мосту застают перестрелку двух таких горе-политиков. Сначала друзья обнаруживают раненого коммуниста, которому оказывают помощь.
Через несколько метров они натыкаются на национал-социалиста — тоже раненого. Обоих драчунов отправляют в больницу в одном такси.
В клинике усталый врач замечает, что этой ночью доставлено уже девять спасителей отечества, «Похоже, что они хотят, перестреляв друг друга, снизить количество безработных».
Стефан Лабуде — единственный друг фабиана. У них общая судьба, хотя Лабуде сын богатых родителей и не нуждается в деньгах. Он близок Фабиану своей тонкой душевной организацией, искренностью и бескорыстием.
В отличие от Фабиана Лабуде честолюбив и жаждет добиться общественного признания. Он укоряет друга в том, что тот живет как бы в зале ожидания, отказывается от активных действий и не имеет твердой цели. Фабиан возражает ему: «Я знаю цель, но, увы, ее и целью не назовешь.
Я хотел бы помочь людям сделаться порядочными и разумными».
Лабуде терпит одну неудачу за другой. Он получает страшный удар, узнав, что невеста, притворявшаяся нежной и страстной возлюбленной, хладнокровно изменяет ему.
Бросившись в политику, он также переживает полное разочарование. Последней надеждой остается его заветная работа о Лессинге, которой он отдал пять лет и которая теперь ждет университетского отзыва.
А пока Лабуде пытается найти утешение в богемных непритязательных компаниях и выпивке.
В одной из таких компаний Фабиан знакомится с Корнелией. Она рассказывает, что недавно в городе и приехала стажироваться на киностудии. Фабиан отправляется ее провожать и обнаруживает, что приходит к собственному дому.
По чудесному совпадению Корнелия, оказывается, тоже поселилась здесь. Ночь они проводят вместе. Их роднит насмешливая легкость восприятия настоящего и отсутствие больших надежд на будущее. Они живут одним днем, и тем полнее и острее их взаимное чувство.
Впервые Фабиан вдруг всерьез задумывается о возможности для себя простого житейского счастья.
Однако реальность теснит даже эти скромные планы. Придя на службу, Фабиан узнает, что он уволен по сокращению штатов. Ему вручают двести семьдесят марок расчета.
Сто из них забирает Корнелия — ей срочно нужны новая шляпа и джемпер, так как ее пригласили на кинопробы для нового фильма. Еще сто Фабиан платит хозяйке пансиона за месяц вперед. Сам он отправляется на биржу труда, пополняя унылые ряды таких же безработных.
Ему задают идиотские вопросы, гоняют из одного департамента в другой, но почти не оставляют надежд на помощь. Как раз в эти дни навестить его приезжает мать.
Фабиан не говорит ей об увольнении, чтобы не огорчать, и мать будит его рано утром и торопит на службу, фабиан бесцельно бродит весь день по улицам, вместо того чтобы провести время с матерью, которая уезжает в тот же вечер обратно.
Герой вновь пытается найти работу. Но он не наделен агрессивной цепкостью и умением набить себе цену. «Я мог бы встать на Потсдамерплатц, — невесело шутит он, — повесив себе на живот табличку примерно такого содержания: «В данный момент этот молодой человек ничего не делает, но испытайте его, и вы убедитесь, что он делает все…»
Вернувшись после скитаний по редакциям в пансион, он находит письмо от Корнелии. Она пишет, что ее взяли на роль и продюсер снял для нее отдельную квартиру. «Что я могла поделать? Пусть позабавится мною, так уж случилось. Только вывалявшись в грязи, можно выбраться из грязи».
Фабиан оказывается отброшен назад к нежеланной и проклятой сейчас для него свободе. Он встречается с Корнелией в кафе, но понимает, что случилось непоправимое. Разговор их горек и тягостен. Ему легче забыться с какой-нибудь незнакомой девицей — заглушая тоску.
Вернувшись поздно ночью в пансион, он узнает, что им интересовалась полиция. Его друг Лабуде мертв.
Он пустил себе пулю в висок прямо во время ночной пирушки, из револьвера, отобранного когда-то на мосту у нациста, Фабиану Лабуде оставил письмо, в котором сообщил, что его работа о Лессинге получила уничтожающий отзыв и этот очередной крах непереносим для его честолюбия. «Короче говоря: эта жизнь не для меня… Я стал комической фигурой, я провалился на экзаменах по двум основным предметам — любви и профессии…»
Фабиан проводит остаток ночи у постели мертвого друга. Он смотрит в его изменившееся лицо и обращает к нему самые сокровенные слова, не в силах смириться с этой бессмысленной гибелью. Позже выяснится, что Лабуде стал жертвой злой шутки. Добившее его известие о зарубленной работе он получил от бездарного ассистента, профессор же нашел труд выдающимся…
Друг оставил Фабиану две тысячи марок. Фабиан отдает тысячу Корнелии при последней их встрече: «Возьми половину. Мне будет спокойнее».
Сам он садится в поезд и едет в родной город, к матери и отцу. Может быть, здесь он обретет покой? Однако провинция не менее удручает. Возможности применения сил тут еще более убоги и ограниченны, чем в столице, а уклад удушлив и консервативен.
«Здесь Германия не металась в жару. Здесь у нее была пониженная температура», Фабиан «все больше погружался в морок тоски». Мать советует ему приспособиться и как-то обрести цель в жизни. Человек — раб привычки, многозначительно говорит она.
Может быть, она права?
И все-таки герой отказывается пока от размеренного обывательского существования. Его последнее решение — уехать пока куда-нибудь на природу, собраться с мыслями, а уж потом определиться со своей жизненной задачей. Мужество и внутренняя честность ни на минуту не изменяют Фабиану. Он понимает, что не может больше стоять около событий.
Он идет по улицам, бездумно смотрит на витрины и сознает, что «жизнь, несмотря ни на что, одно из интереснейших занятий». Через несколько мгновений, проходя по мосту, он видит, как впереди балансирует на перилах маленький мальчик. Фабиан прибавляет шагу, бежит. Мальчик, не удержавшись, падает в воду. Не раздумывая, Фабиан скидывает пиджак и бросается в реку — спасать ребенка.
Мальчик, громко плача, подплывает к берегу. Фабиан тонет.
Он не умел плавать.
Источник: http://xn--d1ababeji4aplhbqk6k.xn--p1ai/load/proizvedenija_literatury_v_kratkom_izlozhenii/zarubezhnaja_literatura_khkh_veka/ehrikh_kestner_erich_kastner_1899_1974_roman_fabian_fabian/152-1-0-16943