Сочинения об авторе окуджава

Краткая биография Окуджава

ОКУДЖАВА, БУЛАТ ШАЛВОВИЧ (1924−1997), русский поэт, прозаик. Родился 9 мая 1924 в Москве в семье партийных работников, детство провел на Арбате. Жил с родителями в Нижнем Тагиле до 1937, когда отец был арестован и расстрелян, а мать отправлена в лагерь, затем в ссылку.

В 1942 девятиклассник Окуджава добровольцем ушел на фронт, где был минометчиком, пулеметчиком, после ранения – радистом. В 1945 работал в Тбилиси токарем, окончил десятый класс вечерней школы.

В 1946-1950 учился на филологическом факультете Тбилисского университета, по окончании которого работал учителем русского языка и литературы в сельской школе под Калугой, затем в Калуге, где сотрудничал в областных газетах. В Калуге вышла первая книга Окуджавы, вошедшие в нее стихи и поэма о Циолковском не включались автором в позднейшие сборники.

В 1956 переехал в Москву, работал редактором в издательстве “Молодая гвардия”, заведовал отделом поэзии в “Литературной газете”. Вступив в Союз писателей в 1962, полностью сосредоточился на творческой работе.

Свою первую песню – Неистов и упрям… – Окуджава сочинил еще студентом, в 1946, а во второй половине 1950-х годов им были созданы песни (Полночный троллейбус, Ванька Морозов, Король, До свидания, мальчики, Песенка про Черного кота и др.), которые сразу приобрели широкую известность.

Обратите внимание

Песни эти сначала исполнялись автором в дружеских компаниях, затем публично, магнитофонные записи расходились по всей стране. Окуджава – один из создателей и признанный патриарх жанра, получившего позднее название “авторская песня”.

Сам Окуджава никогда не видел принципиального различия между своими стихотворениями-песнями и непесенными стихотворениями, обладал подчеркнуто литературным (и даже “литературоцентричным”) самосознанием, ориентировался в своем творчестве – как поэтическом, так и прозаическом – на духовную традицию 19 в.

Первое прозаическое произведение Окуджавы – повесть Будь здоров, школяр! – было опубликовано в 1961 в альманахе “Тарусские страницы”. Как и многие песни Окуджавы, оно было подвергнуто в прессе осуждению за “пацифизм”, отсутствие “героического” пафоса.

Независимое гражданское поведение Окуджавы, его сочувственное отношение к преследуемым властями коллегам (в частности, подписание писем в защиту А. Д. Синявского и Ю. М. Даниэля, А. И. Солженицына) создали ему репутацию “неблагонадежного” писателя.

Не будучи по характеру активным политическим борцом, Окуджава убедительно выразил во многих стихах и песнях чувства и мысли радикально настроенной интеллигенции, а также, продолжая традицию Ю. Н. Тынянова, творчески осмыслил конфликт вольнодумца с властью в своей исторической прозе, к работе над которой приступил с конца 1960-х годов.

В годы “перестройки” популярность Окуджавы сопровождается официальным признанием, он активно участвует в общественной жизни, работает в Комиссии по вопросам помилования при Президенте Р. Ф. Ему присуждается Государственная премия СССР (1991), Букеровская премия (1994) за автобиографический роман Упраздненный театр.

В 1990-е годы Окуджава пристально следил за происходящими в России событиями, тревожился за судьбы демократии, осуждал войну в Чечне. Поэзия Окуджавы восходит к разным и даже разнородным фольклорным и литературным источникам.

Это и творчески преобразованная традиция городского романса, и некрасовская линия прозаизации стиха, и русский символизм с его предельной многозначностью ключевых образов, и поэтика В. Маяковского с ее речевыми сдвигами и акцентным стихом (который Окуджава трансформирует в напевные ритмы).

Окуджаве присуща поэтика гармонизированного сдвига, когда смелость и парадоксальность приема становится неощутимой в общем потоке задушевно-доверительной интонации. Мир Окуджавы одновременно интимен и космичен. Этот эффект достигается последовательным расширением смысла, которое лежит в основе лирической композиции.

Важно

Полночный троллейбус становится кораблем, а пассажиры – матросами. Синий шарик улетает и возвращается, успев побывать земным шаром. Арбат предстает целым “отечеством” и даже “религией”. Реальные, земные Вера, Люба и Надя-Наденька превращаются в символическую триаду Вера – Надежда – Любовь.

Индивидуальная поэтическая фразеология Окуджавы (“дежурный по апрелю”, “надежды маленький оркестрик”, “возьмемся за руки, друзья” и т. п.) стала частью общенационального языка.

Окуджаве-прозаику принадлежат романы Глоток свободы (Бедный Авросимов; 1965−1968), Мерси, или Похождения Шипова. Старинный водевиль (1969−1970), Путешествие дилетантов (1971−1977), Свидание с Бонапартом (1983). Прибегая к языковой и образно-предметной стилизации, автор парадоксально сталкивает судьбы “больших” и “маленьких” людей, все более проникаясь скептическим взглядом на возможность радикально-волевого вмешательства личности в историю. В незавершенной семейной хронике Упраздненный театр (1990−1993) эта мысль развивается как трезво-критическая оценка большевистского романтизма, развенчание иллюзорных идеалов “комиссаров в пыльных шлемах”. Повести и рассказы Окуджавы Отдельные неудачи среди сплошных удач (1978), Похождения секретного баптиста (1984), Искусство кройки и житья (1985), Девушка моей мечты (1985), Около Риволи, или Капризы фортуны (1991) в высшей степени автобиографичны, исполнены плодотворной критической рефлексии, остроумной самоиронии. Таковы же Автобиографические анекдоты, опубликованные в “Новом мире” (1997, № 1) и ставшие последней прижизненной прозаической публикацией Окуджавы. Окуджава написал сценарии кинофильмов Женя, Женечка и “катюша” (1967) в соавторстве с В. Мотылем и Верность (1965) совместно с Тодоровским, он писал театральные инсценировки своих прозаических произведений, песни для театра и кино. Умер Окуджава в Париже 12 мая 1997.

Булат Шалвович Окуджава, русский поэт, родился 9 мая 1924 года в Москве в семье известного коммунистического деятеля Шалвы Окуджавы. В 1937 году отца Окуджавы расстреливают по ошибочному обвинению, в 1938 – мать Булата подвергается аресту и попадает в Карагандинский лагерь.

В 1942 году молодой поэт уходит на фронт добровольцем, принимает участие в боях на Северо-Кавказском фронте в роли минометчика, позже радиста. После войны поэт работает токарем на заводе, а в 1946 году Окуджава поступает на филологический факультет Тбилисского государственного университета, после выпуска работает учителем в сельской школе города Шамордино Калужской области.

В 1956 году Окуджава работает с газетой “Молодой ленинец”, дебютирует на литературном поприще со стихотворным сборником “Лирика”, выступает со своими песнями перед слушателями.

Позже работает на должности редактора в издательстве “Молодая гвардия”, затем заведует поэтическим отделом в “Литературной газете”. В этом же году, после политической реабилитации родных вступает в коммунистическую партию.

При этом Окуджава крайне негативно относится к Сталину, а позже критикует КПСС.

В 1961 году издает автобиографическую повесть “Будь здоров, школяр”, а через год становится членом Союза Писателей. Окуджава становится одним из самых известных представителей жанра русской бардовой песни, который становится популярным после появления магнитофонов.

Также Окуджава пишет песни для кинофильмов, в соавторстве с Исааком Шварцем он создает больше 30 песен. В период “перестройки” поэт вносит свой вклад в политическое развитие страны, занимает демократическую позицию, а в 1990 году покидает ряды Коммунистической партии.

Поэзия Окуджавы гармонично сочетает в себе традиции городского романса, четкие образы русского символизма, пропуская сквозь поэтическое произведение линию некрасовской прозаизации стиха.

Мир, созданный поэзией Окуджавы, интимен и космичен, такой эффект достигается расширением смысла его образов.

Совет

Окуджава известен не только как блестящий поэт, но и как прозаик, в его произведениях описывается трагедия декабристского переворота.

Умер Булат Окуджава 12 июня 1997 года в Париже. Перед самой смертью он принял крещение и взял имя Иоанн.

Источник: https://rus-lit.com/kratkaya-biografiya-okudzhava/

Булат шалвович окуджава творческий путь и биография

БУЛАТ ШАЛВОВИЧ ОКУДЖАВА Творческий путь и биография

1924, 9 мая — рождение поэта в Москве на старом Арбате.

1937 — отец был обвинен в «троцкизме» и расстрелян, мать от­правлена в ссылку.

1940 — переезд в Тбилиси.

1941-                    1945 — уход добровольцем на фронт, участие в военных событиях вначале минометчиком, а потом радистом тяжелой ар­тиллерии.

1945 — демобилизация после ранения, окончание экстерном средней школы.

1945-1950 — учеба на филологическом факультете Тбилисского университета.

1950-1955 — работа учителем русского языка и литературы в Калужской области, а затем в Калуге.

1954         — выход первого поэтического сборника «Лирика». Переезд в Москву, работа редактором в издательстве «Молодая гвардия».

1957-1958 — первое исполнение под свой аккомпанемент песен собственного сочинения.

1960-                    1996 — литературная работа. Создание и выпуск поэтиче­ских сборников: «Острова» (1959), «Веселый барабанщик» (1964), «Март великодушный» (1967), «Арбат, мой Арбат» (1976), «Стихо­творения» (1984), «Посвящается вам» (1988), «Избранное» (1989), «Милости судьбы» (1993), «Зал ожидания» (1996) и др.

1991 — награждение орденом «Дружбы народов», Почетной ме­далью Советского фонда мира, Государственной премией СССР за сборник «Посвящается вам».

1997, 12 июня — смерть Булата Окуджавы в Париже. Похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище.

Один из оригинальнейших русских поэтов XX века, признанный основоположник авторской песни Булат Окуджава, впервые высту­пил перед широкой аудиторией в конце 50-х годов вместе с поэзией «оттепельной» поры (Е. Евтушенко, А. Вознесенский, Б. Ахмадули­

Обратите внимание

на и др.). Славу и признание ему принесли не столько напечатан­ные стихи (а их за 1950-1990-е г. вышло более десяти книг), сколь­ко звучащие, исполняемые самим автором под гитару. Выбранная Окуджавой форма исполнения оказалась и вполне соответствую­щей его поэзии по своей интимности, задушевности и востребован­ности временем.

«Именно для Окуджавы песенное начало, народная лирика трудных военных лет стала источником, основой его стиха. Он ов­ладел секретом этого творческого переживания, очистил его, под­нял до уровня высокой поэзии.

Недаром стихи Окуджавы снова превращаются в песни, попадают в современный песенный репер­туар, поются молодежью как свое, хотя истоки, поэтическое, песен­ное мировосприятие Окуджавы восходит к военным годам» (С.

Владимиров).

В 60-е годы появилась первая повесть булата Окуджавы «Будь здоров, школяр!». Интерес к этому жанру окреп в 70-е годы. Свиде­тель исторической эпохи, Окуджава создал в малой прозе портрет времени.

События рассказов «Утро красит нежным светом» (1975), «Уроки музыки» (1985), «Заезжий музыкант» (1993) происходят в первые годы войны, и ее страшная правда показана глазами наивно-романтического юноши. В повестях «Новенький как с иголочки» (1962), рассказах «Частная жизнь Александра Пушкина» (1976).

«Искусство кройки и шитья» (1987), «Нечаянная радость» (1989) соз­дан исторический портрет позднего сталинизма с его глубоким проникновением в частную жизнь человека. Повести «Приключе­ния секретного баптиста» (1984), «Подозрительный инструмент» (1988) отразили проблемы советского общества послесталинской эпохи.

Из осмысления современности вырос интерес Окуджавы к прошлому. Его перу приндлежат исторические романы «Глоток свободы» (1969), «Мерси, или Похождения Шипова: Старинный во­девиль» (1969), «Путешествие дилетантов» (1977), «Свидание с Бо­напартом» (1983).

Булат Окуджава известен как автор многих сценариев. В 1965 году в соавторстве с режиссером В. Мотылем он пишет киносцена­рий по повести «Будь здоров, школяр!», в результате чего появился кинофильм «Женя, Женечка и «катюша».

Затем был написан сце­нарий кинофильма «Верность» (1965) в соавторстве с режиссером, посвященный будням военного училища времен войны.

Важно

Булатом Окуджавой были написаны также сценарии «Мы любили Мельпомену» и «Частная жизнь Александра Сергеича, или Пушкин в Одессе», но кинофильмы поставлены по ним не были.

Творчество Булата Окуджавы оставило заметный след в русской литературе второй половины XX века. Поэзия Окуджавы все еще исследована недостаточно, ее новые смысловые глубины, ее тонкие и многообразные связи с творчеством крупнейших русских поэтов XIX и XX века предстоит осознать новым поколениям читателей.

На этой странице искали :

  • булат окуджава биография и творчество
  • булат окуджава творческий путь
  • окуджава биография и творчество
  • булат окуджава сценарий мероприятия
  • окуджава сценарий

Сохрани к себе на стену!

Источник: http://vsesochineniya.ru/bulat-shalvovich-okudzhava-tvorcheskij-put-i-biografiya.html

Творчество Булата Окуджавы

/ Сочинения / Окуджава Б. / Разное / Творчество Булата Окуджавы

  Скачать сочинение

    Булат Окуджава — властитель чувств уже нескольких поколений. Его песенное слово производит впечатление большой доверительности и естественности. Но естественность Окуджава отнюдь не синоним безыскусности. Окуджава — мастер поэтического языка.
    Поэт и прозаик, один из основателей жанра авторской песни, Булат Шалвович Окуджава родился в Москве.

    Мой город носит высший чин и звание     Москва, Но он навстречу всем гостям всегда выходит сам.
    Его детство прошло в небольших уютных дворах тихих арбатских переулков. Это она, арбатская детвора, придумала себе игру в “Арбатство” и ритуал посвящения в свое “сословие”.

    Пускай моя любовь, как мир, стара,     Лишь ей одной служил и доверялся,     Я, дворянин с арбатского двора,     Своим двором введенный во дворянство.
    В 1942 году девятиклассник Окуджава добровольцем уходит на фронт.

Вместо учебников осваивает науку пехотного боя
    Ах, война — она не год еще протянет, —     На то она и война;     Еще много километров портянок
     Выкроят из полотна.
    Рядовой Булат Окуджава воевал до конца 1944-го. Ранения, госпитали…, и больше воевать не пришлось. “Бери шинель — пошли домой”…

И вот наступила долгожданная Победа в войне жестокой, стоящей жизни миллионам людей, в войне, отнявшей у поколения, только вступившего во взрослую жизнь, целых четыре года юности.
    Со слов самого поэта достоверно известно, что его первая песня на собственную мелодию “Нам в холодных теплушках не спалось…” появилась на фронте в 1943 году.

Читайте также:  Краткая биография ирвинг

И если та первая, фронтовая, которую сам автор считает слабой, давно забыта, то вторая сохранилась, звучит и поныне, хотя год её рождения — 1946-й.
    Неистов и упрям Гори, огонь, гори!     На смену декабрям Приходят январи.
    После окончания университета Окуджава едет по распределению работать в одну из сельских школ в Калужскую область.

Появляются новые стихи, которые время от времени публикуют калужские газеты. В 1956 году выходит первый сборник стихов “Лирика”. Он возвращается в Москву, работает сначала редактором в издательстве “Молодая гвардия”, впоследствии заведует отделом поэзии в “Литературной газете”.

Совет

    Как раз в эти годы одна за другой пошли песни: “О Леньке Королеве”, “Девочка плачет — шарик улетел”, “Последний троллейбус”, “До свидания, мальчики”. Всех не перечесть, но нельзя не задержаться на мелодиях арбатских.
    Ты течешь, как река. Странное название!     И прозрачен асфальт, как в реке вода.
     Ах, Арбат, мой Арбат, ты — мое призвание.     Ты и радость моя, и моя беда.

    Только ведая правду о тех годах разлук и смятений, “когда свинцовые дожди лупили так по нашим спинам, что снисхождения не жди”, можно понять, почему у Окуджавы его возлюбленный Арбат — и радость, и беда. Годом же раньше написана иная “арбатская” песня, менее восторженная, но еще более биографичная.

    О чем ты успел передумать, отец расстрелянный мой
    , Когда я шагнул с гитарой, растерянный, но живой?
     Как будто шагнул я со сцены в полночный московский уют,
     Где старым арбатским ребятам бесплатно судьбу раздают
    Одно дело — песня, романс, совсем другое — поэт с гитарой на эстраде. Любопытно, что сам автор, по крайней мере раньше, не считал свои песни собственно песнями.

Для него они были и оставались стихами, только не записанными на бумаге, а напетыми с голоса.
    Негромкий, задушевный голос Окуджавы притягивал, заставлял вслушаться. Он никогда не писал звонких стихотворений, “на заказ”. “Социальные заказы” были не для него. Его душа и сердце безошибочно определяли темы важные для современников.

    В нашей жизни, прекрасной и странной, и короткой,
     как росчерк пера, над дымящейся свежею раной
     призадуматься, право, пора.
    Призыв “Давайте говорить друг другу комплименты” — не просто красивая фраза, а жизненная необходимость для каждого из нас. В мире разрушающихся идеалов как путеводная звезда — “надежды маленький оркестрик под управлением любви”.

Слово любовь употребляется поэтом очень часто. Ведь речь идет сущности жизни человека, основном принципе его бытия. Жизнь может состояться только при наличии любви: к окружающему миру, к людям, к жизни во всех ее проявлениях.
    Неожиданная смерть Булата Шаловича Окуджавы в 1997 году потрясла нас, его современников.

Он пел о ценностях вечных, истинных, по-настоящему важных для человека: “Виноградную косточку в теплую землю зарою…” Кто из нас не грустил под эти пронзительные слова, кто не задавал, ся вопросом. “А иначе, зачем на земле этой грешной живу?”
    Профессия поэта “опасна и трудна”.

Роль поэта в обществе, его назначение и судьба — этой теме Булат Окуджава посвятил немало своих строк
    Поэтов травили, ловили на слове,
     им сети плели; куражились,     корнали им крылья, бывало, и к стенке вели…
    Окуджава не изменился, став знаменитым: скромный облик, гитара, удивительная деликатность и уважение к слушателям.

Обратите внимание

Один из его последних сборников называется “Посвящается вам”, то есть нам, его почитателям, благодарным его современникам.
    У поэтов соперников нету     ни на улице и ни в судьбе.
    И когда он кричит всему свету,     это он не о вас — о себе.
    То ли мед, то ли горькая чаша,
     то ли адский огонь, то ли храм…
     Все, что было его, — нынче ваше.     Все для вас. Посвящается вам.

    Известно, узко жанровая специализация творцов поэтического слова существует не извечно. Об этом недавно еще раз напомнил драматург А. Володин: “В древности поэтов называли певцами: они сами сочиняли стихи и-мелодию, сами пели их и сами себе аккомпанировали. Но постепенно отпала необходимость личного исполнения, затем отпала мелодия, стали необязательны рифма и размер, а иной раз даже мысль — сама поэзия стала служить недостойным целям… Тогда она спохватилась и потребовала: воссоединяйте меня! В нашей стране первым это сделал Окуджава”.
    Возможно, в финале этого высказывания есть доля преувеличения. Возможно, не первым. Был Визбор, Анчаров. Но факт остается фактом: если приоритет отсчитывать не только по хронологии, от каких-то ранних песен, а с учетом массива их, ставших популярными в самых разных кругах, как бы по первому пику широкой известности, тогда звание Первого барда по праву принадлежит Окуджаве.

    Всего у Окуджавы около полутора сотен песен. Они — о любви и надежде, о бессмысленности войн, о вере в торжество разума и мудрости.

9603 человека просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Окуджава Б. / Разное / Творчество Булата Окуджавы

Источник: http://www.litra.ru/composition/get/coid/00031301184864120816

Творчество Булата Окуджавы

Не расставайтесь с надеждой, маэстро. Песни Булата Окуджавы появились в конце 50-х годов XX ввека. Если говорить о корнях его творчества, то они, несомненно, лежат в традициях городского романса, в песнях Александра Вертинского, в культуре русской интеллигенции. Но песенная лирика Булата Окуджавы – явление совершенно самобытное, созвучное душевному состоянию его современников.

Поэзия Окуджавы неразрывно связана с музыкой. Его стихи, кажется, так и родились с мелодией: она живет внутри стихотворения, принадлежит ему изначально. Официальная критика не признала Окуджаву, он не вписывался в рамки помпезной советской культуры.

Но, наверное, тот факт, что песни Окуджавы, его стихи знали практически в каждой семье, говорит об истинной цене его творчества. В чем же причина такой феноменальной популярности? Немаловажно понимать разницу между стихами Булата Окуджавы (а также и Владимира Высоцкого) и произведениями множества других авторов-исполнителей.

Окуджава создает в своих стихотворениях собственный самобытный художественный мир, утверждает определенную нравственную позицию, а не только искусно передает житейские ситуации, интересные и забавные людские черты. На протяжении всей своей творческой деятельности Окуджава не раз обращается к теме войны.

Еще мальчишкой он ушел на фронт, и, может быть, именно поэтому в песнях о войне он часто говорит о своих ровесниках, так рано познавших ужасы войны, боль, страх. Это стихи человека, который сам прочувствовал, пережил состояние людей военного времени.

В его стихах защитники страны йе монументальные, каменные изваяния, не серая масса безликих солдат, а знакомые лица вчерашних мальчишек, измученные изнурительным боем бойцы.

Все эти стихи Окуджавы не столько о войне, сколько против нее, в них боль и самого поэта, потерявшего многих друзей, близких.

Удивительно то, что некоторые песни Окуджавы, посвященные войне, воспринимаются теперь как песни военного времени, которые пели солдаты в землянках, в окопах во время затишья между боями.

Важно

Например, “Песня о московских ополченцах”. Стихи этой песни очень простые, но вместе с тем мужественные и проникновенные.

Московские ополченцы уходят на фронт, не задумываясь о подвиге, который они совершают. Они прощаются с Москвой, со своим городом, понимая, что видят, быть может, его в последний раз.. ..Прощай, Москва, душа твоя всегда-всегда пребудет с нами.

Очень большую часть своего творчества Булат Окуджава посвятил своему любимому городу Москве.

Интересно, что цикл стихов о Москве складывался как бы в противовес такому значительному поэтическому и музыкальному явлению времен “развитого социализма”, как парадно-бравурное воспевание Москвы советской.

Это были в основном помпезные, тяжеловесные песни, стихи сталинской эпохи. Стихи же Окуджавы о своем городе глубоко личные, негромкие, домашние.

Они органично переплетаются с музыкой и великолепно передают дух уютных московских улочек и переулков. Окуджава чувствует себя неразрывно связанным с Москвой.

Это город его детства, юности, и самые теплые, нежные слова он посвящает ему. Поэт ощущает себя частью Москвы, этот город – дом его души.

.Ах, этот город, он такой, похожий на меня: то грустен он, то весел он, но он всегда высок. Вся Москва, даже, можно сказать, вся страна отразились в стихах поэта о московском Арбате. Арбат для Окуджавы – это целый мир, мир одухотворенный. Эта улица создает свой неповторимый эстетический климат.

Кривые переулки, незаметно переходящие один в другой, смещение стилей построек, особый воздух Арбата. Арбатские переулки окутаны тайной. Может быть, не случайно М. А. Булгаков поселил именно здесь Мастера и Маргариту?

Совет

И, как мне кажется, арбатские переулки – одно из самых уютных мест в Москве, они как бы созданы для поэтов и влюбленных.. ..

Ах, Арбат, мой Арбат, Ты – мое отечество, Никогда до конца не пройти тебя! В последних стихах, посвященных Арбату, поэт делится своей грустью по поводу потери его облика.

Поэтому больно видеть, как теряет душу Арбат, как разрушается старое и живое (стихи “Плач по Арбату”, “Надпись на камне “). Может быть, мы ошибаемся, безжалостно уничтожая старые дома?

Ведь даже новый, точно такой же дом – уже не то. Очень сложно объяснить, чего не хватает в нем, но уже нет былого уюта, уже не радует он глаз, кажется, не человек его строил.

Наверное, мы разучились вкладывать душу в творения наших рук. Как грустно, что люди постепенно забывают такие чувства, как любовь, дружба. Булат Окуджава в своем творчестве неоднократно обретается к этим темам.

Мы долго не писали, не пели о любви, не пели о женщине.

Окуджава один из первых после долгих лет пуританского ханжества вновь воспел любовь, воспел женщину как святыню, пал перед ней на колени:. ..

вы пропойте, вы пропойте славу женщине моей! Окуджава открывал людям глаза на самих себя, его песни, стихи наводили на размышления о вечных ценностях, о сути бытия.

Обратите внимание

Несомненно, большая заслуга Булата Окуджавы в том, что “Он был одним из тех людей, которые своим творчеством старались пробудить в человеке чувство собственного достоинства, самоценности. Это было весьма актуально в обществе, фактически превращенном в казарму.

Творчество Окуджавы оказало большое влияние прежде всего на души молодых. Многие из них уже в годы застоя не могли примириться с существующим положением вещей. Наверное, именно песни Окуджавы и его последователей не дали окончательно оболванить людей.

Мир песен Булата Окуджавы необычайно разнообразен, он цветной и полусказочный. Поэт не утратил детский взгляд на окружающий мир, и в то же время это человек, умудренный опытом, прошедший войну.

В его творчестве удивительно сочетается и переплетается и то, и другое. От этого, наверное, рождаются такие необычные, яркие образы.

В стихах Окуджавы умирает Новогодняя елка, Любовь дирижирует оркестром, Муравей создает себе богиню.

Кажется, что это происходит не на Земле, а в какой-то полусказочной стране, похожей на нашу, но более доброй, милосердной. Но Окуджаву ни в коем случае нельзя назвать сентиментальным романтиком, мечтающим о заоблачных далях. В стихах Окуджавы заключен глубокий подтекст, им сопутствует иносказательность, метафоричность.

И, внимательно вслушиваясь в его произведения, можно услышать и грусть, и тревогу, и боль.

Особенно интересна в этом плане песня “Бумажный солдатик”, напоминающая знакомую нам с детства сказку Андерсена о стойком оловянном солдатике.

Окуджава удивительно просто выразил в этих стихах тоску по романтическому подвигу в мире ненавистных ему свиней-копилок, мечту многих из нас сделать мир счастливым.

Важно

Поэт в своих стихах нередко обращается и к нашей истории. В ней его прежде всего привлекают люди, а не исторические факты. Большая часть его стихов посвящена первой половине девятнадцатого века.

Можно предполагать, что Окуджава чувствует связь между своим временем (оттепель 50-60-х годов) и радикальным временем правления Александра I. Его привлекают люди девятнадцатого столетия, их высокие нравственные поиски, болезненные искания общественной мысли.

Кажется, что Окуджава пишет о себе, о своих друзьях, ставя их на место исторических героев. Песни Булата Окуджавы звучат для нас уже много лет.

Читайте также:  Краткая биография кьеркегор

Может быть, потому, что они не сиюминутные, слушает и поет их уже не одно поколение, пытаясь найти в них ответы на вечные вопросы нашей жизни? Поэзия Окуджавы несет в себе огромный заряд доброты, она напоминает нам о милосердии, любви к ближнему, к Родине, к нашей истории, помогает нам верить в лучшее и светлое начало. В его стихах для нас будет всегда звучать “надежды маленький оркестрик. “

Источник: https://schoolessay.ru/tvorchestvo-bulata-okudzhavy/

Книга Булат Окуджава. Содержание – СОЧИНЕНИЯ БУЛАТА ОКУДЖАВЫ

Песенка о присяге

Часики

«Маленькая женщина стоит у окна.»

Чудесный вальс

Мартовский снег

Главная песенка

«Не верь войне, мальчишка.»

«Не клонись-ка ты, головушка.»

Три сестры

Песенка про петухов-1 («Сладко спится на майской заре»)

По Смоленской дороге

Ваше величество, женщина

Четыре года

Шел троллейбус по улице

Старый пиджак

«Версты, версты.» (для кинофильма «Последние залпы», музыка М. Вайнберга)

1961

«Ах, трубы медные гремят.»

Песенка о старом, усталом, больном короле

«Время идет, хоть шути – не шути.»

Живописцы

«На мне костюмчик серый-серый.»

«Он, наконец, явился в дом.»

Песенка о пехоте

«Разлюбила меня женщина.»

Песенка о моей гитаре

Матушка, не плачь по сыну

«Над морем, над сушей» (для кинофильма «Друг мой Колька», музыка Л. Шварца)

1962

Ночной разговор

«Какая глупая игра.»

«Побойся Бога, говорит, побойся Бога.»

Песенка о московском трамвае

Песенка про черного кота

«Песенка о ночной Москве» 1963

«В барабанном переулке…»

Старый причал (для кинофильма «Цепная реакция», музыка В. Гевиксмана)

Песенка о моряках (для кинофильма «Шурка выбирает море»)

Нас море ждет (для кинофильма «Шурка выбирает море»)

Песня Павлинки (для кинофильма «Трое суток после бессмертия»)

1964

А все-таки жаль…

Ленинградская музыка

Капли датского короля (позже использована в кинофильме «Женя, Женечка и „катюша“», музыка И. Шварца)

Молитва («Молитва Франсуа Вийона», текст)

«Плывут дома, как корабли» (для кинофильма «Возвращенная музыка»)

«Пускай твердят иные остряки.» (для кинофильма «Возвращенная музыка»)

1965

Песенка о московском метро

Песенка старого шарманщика

1966

Прощание с новогодней елкой

Прогулка по ночной

Варшаве в дрожках

Прощание с Польшей

1967

Дальняя дорога

Мой город засыпает

Старинная студенческая песня

«Ваше благородие, госпожа разлука…» (для кинофильма «Белое солнце пустыни», музыка И. Шварца)

1968

Грузинская песня

Мастер Гриша

Песенка про старого гусака

1969

Песенка о Моцарте

Пани-панове (из Агнешки Осецкой)

«Нам парни говорят такие речи.» (из Агнешки Осецкой)

«Там, за седьмой горой.» (из Агнешки Осецкой)

«К чему нам быть на „ты“…» (из Агнешки Осецкой)

Арбатский романс

Песенка о московском трамвае

Старый флейтист

1970

Мы за ценой не постоим (для кинофильма «Белорусский вокзал»)

Приезжая семья фотографируется у памятника Пушкину

1971

«Здравствуйте, слоны…»

«А годы уходят, уходят…» (для кинофильма «Расскажи мне о себе»)

1972

Вариации на тему «Чудесного вальса» («Заезжий музыкант.»)

Затихнет шрапнель (для кинофильма «Дела давно минувших дней», музыка И. Шварца)

«Красотки томный взор.» (для кинофильма «Станционный смотритель», музыка И. Шварца)

1973

Батальное полотно Старинная солдатская песня

Песня красноармейца (для кинофильма «Кортик»)

Песенка про море (для кинофильма «Капитан», музыка И. Шварца)

1974

«А мы с тобой, брат, из пехоты.» (для кинофильма «От зари до зари», музыка В. Левашова)

Кабинеты моих друзей

Проводы юнкеров («Наша жизнь – не игра.»)

Песня кавалергарда (для кинофильма «Звезда пленительного счастья», музыка И. Шварца)

Песенка чечеточника (для кинофильма «Последнее лето детства», музыка Е. Глебова)

9 песен для кинофильма «Соломенная шляпка» (музыка И. Шварца)

15 песен для кинофильма «Золотой ключик» (музыка А. Рыбникова)

16 песен к спектаклю «Мерси, или Старинный водевиль»

1975

Я пишу исторический роман Арбатский романс

Пожелание друзьям («Давайте восклицать.»)

Большая перемена («Долгий звонок соловьем пропоет в тишине.»)

Песня московских ополченцев

1976

Я вновь повстречался с Надеждой

«В нашем старом саду» (для кинофильма «Последняя жертва», музыка И. Шварца)

Цирк (для кинофильма «Эквилибрист», музыка А. Рыбникова)

1977

«Все поразъехались давным-давно.»

«Не верю в Бога и в судьбу» (для кинофильма «Жизнь и смерть Фердинанда Люса», музыка И. Шварца).

1979

Еще один романс

«Не будем хвастаться, что праведно живем.»

«Солнышко сияет, музыка играет.»

1980

О Володе Высоцком

Блиндажи той войны (для кинофильма «Вторая весна», музыка И. Шварца)

Николай нальет (для кинофильма «Лес», музыка И. Шварца)

1982

Песенка про дураков-2 («Антон Палыч Чехов однажды заметил.»)

Римская империя

Первое послевоенное танго («Всему времечко свое.»)

Парижская фантазия

Пиратская лирическая («В ночь перед бурею на мачте.»)

Любовь и разлука (для кинофильма «Нас венчали не в церкви», музыка И. Шварца)

«Есть муки у огня.» (для кинофильма «Оставить след»)

«Как наш двор ни обижали.»

«Я выселен с Арбата…»

1983

Дерзость, или Разговор перед боем

Примета («Если ворон в вышине.»)

Музыкант

Песенка о молодом гусаре

1984

Второе послевоенное танго («Слетались девочки в наш двор.»)

Мой почтальон

«Стать богатеем иной норовит.»

Романс Книгиной (для кинофильма «Невероятное пари», музыка И. Шварца)

4 песни для телефильма «Капитан Фракасс» (музыка И. Шварца)

1985

«Все глуше музыка души.»

«Быстро молодость проходит.»

«В день рождения подарок.»

«Поздравьте меня, дорогая.»

«Ну чем тебе потрафить, мой кузнечик?»

Вилковская фантазия (Дунайская фантазия)

«Век двадцатый явился спасателем.»

Гимн уюту

«Все глуше музыка души.»

Счастливый жребий (для кинофильма «Эта женщина в окне»)

Две дороги (для кинофильма «Эта женщина в окне»)

1988

«Ни золота и ни хлеба.»

«На Сретенке ночной.»

«Совесть, благородство и достоинство.»

1996

Отъезд

КРАТКАЯ БИБЛИОГРАФИЯ

https://www.youtube.com/watch?v=5DaYVg_lUhk

СОЧИНЕНИЯ БУЛАТА ОКУДЖАВЫ

Подробные библиографии Булата Окуджавы публиковались в России неоднократно. Сошлемся на самые подробные и тщательные, включающие его интервью, письма и литературу о нем:

Окуджава Булат Шалвович: [Библиогр. 1945–1993] / Сост. И. В. Ханукаева // Рус. писатели. Поэты: (Совет. период). Библиогр. указ. Т. 16. СПб., 1994. С. 180–275.

Булат Шалвович Окуджава. Библиография / Сост. А. Е. Крылов, В. Ш. Юровский // Старое литературное обозрение. 2001. № 1 (277).

Ниже даются ссылки только на основные публикации художественных текстов Окуджавы и те литературоведческие и мемуарные работы о нем, которые кажутся автору наиболее принципиальными.

Лирика. Калуга: Изд-во газ. «Знамя», 1956.

Острова. Лирика. М.: Советский писатель, 1959.

Чангмарин К.-Ф. Песни Панамы / Пер. и предисл. Б. Окуджавы. М.: Издательство иностранной литературы, 1963.

Веселый барабанщик. Книга стихов. М.: Советский писатель, 1964.

По дороге к Тинатин. Тбилиси: Литература да хеловнеба, 1964.

Глоток свободы. Пьеса в 12 картинах с эпилогом. М.: ВУОАП, 1966.

Март великодушный. М.: Советский писатель, 1967.

Фронт приходит к нам. М.: Детская литература, 1967.

Два романа («Глоток свободы», «Фотограф Жора»). Франкфуртна-Майне: Посев, 1970.

20 песенок для голоса и гитары. Краков: Польское муз. изд-во, 1970.

Прелестные приключения. Тбилиси: Накадули, 1971.

Арбат, мой Арбат. Стихи и песни. М.: Советский писатель, 1976.

65 песен / Музыкальная запись, ред., сост. В. Фрумкина. Т. 1–2. Ann Arbor, Michigan: Ardis, 1980–1986.

222

Источник: https://www.booklot.org/genre/dokumentalnaya-literatura/biografii-i-memuaryi/book/bulat-okudjava/content/1693243-sochineniya-bulata-okudjavyi/

Лирика Булата Окуджавы

Все изменения в общественно-политической жиз­ни страны находят отражение в литературной жизни. Писатели и поэты стремятся выразить в своих произ­ведениях чаяния своего времени, осмыслить значе­ние происходящего в историческом контексте.

Но первой, как правило, на любые коллизии реагирует лирика, с обостренной чуткостью улавливая переме­ны и сдвиги в жизни страны, давая эмоциональную оценку событиям, еще не занявшим свое место в исто­рии.

Так было в эпоху Февральской революции, Вели­кой Октябрьской революции, во времена Великой Отечественной войны.

Совет

Одним из самых плодотворных периодов русской поэзии является и эпоха послеста-линской «оттепели», открывшая немало талантли­вых поэтов, которые вошли в историю русской лите­ратуры как поколение, названное «шестидесятника­ми». К этому поэтическому направлению примкнули Е. Евтушенко, Р. Рождественский, А. Вознесенский и др.

Особое место среди поэтов-шестидесятников зани­мает Булат Окуджава.

Он был очень талантливым человеком, и поэзию его можно назвать событием в русской культуре.

В его творчестве мы наблюдаем «прозаизацию стиха», на­чало которой было положено классиками русской по­эзии — Пушкиным и Некрасовым.

Строки стихотво­рений Окуджавы становились своего рода афоризма­ми: «дежурный по апрелю», «надежды маленький оркестрик под управлением любви», «ваше благоро­дие, госпожа удача».

Во всей лирике поэта звучит тема сострадания от­дельному человеку, попытки помочь каждому из нас преодолеть одиночество. Именно в одиночестве видел автор основную беду человеческого существования. Стихи поэта нельзя назвать громкими и пафосными, им нет нужды претендовать на всеобщее признание их значительности. «Полночный троллейбус» поэзии Окуджавы совершает

…по бульварам круженье,

чтоб всех подобрать, потерпевших в ночи

крушенье, крушенье.

Одной из самых главных тем в поэзии Окуджавы стала тема войны. «Война коснулась меня, когда мне было 17 лет, и она глубоко засела во мне. И конечно, я все под впечатлением остаюсь до сих пор, хотя про­шло полвека».

Война в понимании поэта — это не только физические страдания и боль, в первую оче­редь это трагическое испытание человеческой души, которая всегда должна оставаться именно человече­ской.

Его перу принадлежит эпитет, адресованный войне — «подлая»:

Ах, война, что ж ты, подлая, сделала:

Вместо свадеб — разлуки и дым…

Память о войне не оставляет его даже в стихах, на­писанных о мирном времени:

На мне костюмчик серый-серый,

Совсем как серая шинель.

Увидевший войну сразу после школьной скамьи, Окуджава всю жизнь переосмысливал сущность тра­гедии, считая ее причиной «расчеловечивания» лю­дей.

Обратите внимание

Много места в творчестве Булата Окуджавы отведе­но Москве, и в частности, неофициальному центру столицы — Арбату. В стихах поэта он предстает как отдельная маленькая страна, яркая и пестрая, напол­ненная своими героями и героинями, устанавливаю­щая свои неписаные законы, сложившиеся в тесноте арбатских коммуналок, в стареньких арбатских дво­риках.

Ах, Арбат, мой Арбат,

Ты — мое отечество,

Никогда до конца не пройти тебя.

Арбатский дворик в стихах Окуджавы выступает как согревающий душу человека домашний очаг. От­сюда, из арбатских дворов, и лирический герой Окуд­жавы. Читая его стихи, ощущаешь, что повествует поэт не о простых людях и не для простых людей, а от имени простых людей, вместе с поэтом мы видим мир их глазами, слышим их голос.

За что ж вы Ваньку-то Морозова?

Ведь он ни в чем не виноват.

Она сама его морочила,

А он ни в чем не виноват.

И добрая ирония над простодушными героями при­дает своеобразную живость стихам, их нарочитая ко­рявость делает стихотворения искренними, добрыми. Юрий Нагибин в своем «Дневнике» написал об Окуджаве: «…

он разорвал великое безмолвие, в кото­ром находились наши души;., нам открылось, что в глухом, дрожащем существовании… нас не оставили «три сестры милосердных — молчаливые Вера, Надежда, Любовь»,., что мы остались людьми».

И еще не одно поколение будет вторить поэту:

Возьмемся за руки, друзья,

Чтоб не пропасть поодиночке.

Источник: http://5litra.ru/soch/344-lirika-bulata-okudzhavy.html

Окуджава Б. Ш. “Разное”, Творчество Булата Окуджавы

Окуджава Б. Ш.

Сочинение по произведению на тему: Творчество Булата Окуджавы

Булат Окуджава — властитель чувств уже нескольких поколений. Его песенное слово производит впечатление большой доверительности и естественности. Но естественность Окуджава отнюдь не синоним безыскусности. Окуджава — мастер поэтического языка.

Поэт и прозаик, один из основателей жанра авторской песни, Булат Шалвович Окуджава родился в Москве.
Мой город носит высший чин и звание
Москва, Но он навстречу всем гостям всегда выходит сам.

Его детство прошло в небольших уютных дворах тихих арбатских переулков.

Это она, арбатская детвора, придумала себе игру в “Арбатство” и ритуал посвящения в свое “сословие”.

Пускай моя любовь, как мир, стара,
Лишь ей одной служил и доверялся,
Я, дворянин с арбатского двора,
Своим двором введенный во дворянство.
В 1942 году девятиклассник Окуджава добровольцем уходит на фронт. Вместо учебников осваивает науку пехотного боя

Ах, война — она не год еще протянет, —

На то она и война;
Еще много километров портянок
Выкроят из полотна.
Рядовой Булат Окуджава воевал до конца 1944-го. Ранения, госпитали., и больше воевать не пришлось. “Бери шинель — пошли домой”. И вот наступила долгожданная Победа в войне жестокой, стоящей жизни миллионам людей, в войне, отнявшей у поколения, только вступившего во взрослую жизнь, целых четыре года юности.
Со слов самого поэта достоверно известно, что его первая песня на собственную мелодию “Нам в холодных теплушках не спалось.” появилась на фронте в 1943 году. И если та первая, фронтовая, которую сам автор считает слабой, давно забыта, то вторая сохранилась, звучит и поныне, хотя год её рождения — 1946-й.
Неистов и упрям Гори, огонь, гори!
На смену декабрям Приходят январи.
После окончания университета Окуджава едет по распределению работать в одну из сельских школ в Калужскую область. Появляются новые стихи, которые время от времени публикуют калужские газеты. В 1956 году выходит первый сборник стихов “Лирика”. Он возвращается в Москву, работает сначала редактором в издательстве “Молодая гвардия”, впоследствии заведует отделом поэзии в “Литературной газете”.
Как раз в эти годы одна за другой пошли песни: “О Леньке Королеве”, “Девочка плачет — шарик улетел”, “Последний троллейбус”, “До свидания, мальчики”. Всех не перечесть, но нельзя не задержаться на мелодиях арбатских.
Ты течешь, как река. Странное название!
И прозрачен асфальт, как в реке вода.
Ах, Арбат, мой Арбат, ты — мое призвание.
Ты и радость моя, и моя беда.
Только ведая правду о тех годах разлук и смятений, “когда свинцовые дожди лупили так по нашим спинам, что снисхождения не жди”, можно понять, почему у Окуджавы его возлюбленный Арбат — и радость, и беда. Годом же раньше написана иная “арбатская” песня, менее восторженная, но еще более биографичная.
О чем ты успел передумать, отец расстрелянный мой
, Когда я шагнул с гитарой, растерянный, но живой?
Как будто шагнул я со сцены в полночный московский уют,
Где старым арбатским ребятам бесплатно судьбу раздают
Одно дело — песня, романс, совсем другое — поэт с гитарой на эстраде. Любопытно, что сам автор, по крайней мере раньше, не считал свои песни собственно песнями. Для него они были и оставались стихами, только не записанными на бумаге, а напетыми с голоса.
Негромкий, задушевный голос Окуджавы притягивал, заставлял вслушаться. Он никогда не писал звонких стихотворений, “на заказ”. “Социальные заказы” были не для него. Его душа и сердце безошибочно определяли темы важные для современников.
В нашей жизни, прекрасной и странной, и короткой,
как росчерк пера, над дымящейся свежею раной
призадуматься, право, пора.
Призыв “Давайте говорить друг другу комплименты” — не просто красивая фраза, а жизненная необходимость для каждого из нас. В мире разрушающихся идеалов как путеводная звезда — “надежды маленький оркестрик под управлением любви”. Слово любовь употребляется поэтом очень часто. Ведь речь идет сущности жизни человека, основном принципе его бытия. Жизнь может состояться только при наличии любви: к окружающему миру, к людям, к жизни во всех ее проявлениях.
Неожиданная смерть Булата Шалвовича Окуджавы в 1997 году потрясла нас, его современников. Он пел о ценностях вечных, истинных, по-настоящему важных для человека: “Виноградную косточку в теплую землю зарою.” Кто из нас не грустил под эти пронзительные слова, кто не задавался вопросом. “А иначе, зачем на земле этой грешной живу?”
Профессия поэта “опасна и трудна”. Роль поэта в обществе, его назначение и судьба — этой теме Булат Окуджава посвятил немало своих строк
Поэтов травили, ловили на слове,
им сети плели; куражились,
корнали им крылья, бывало, и к стенке вели.
Окуджава не изменился, став знаменитым: скромный облик, гитара, удивительная деликатность и уважение к слушателям. Один из его последних сборников называется “Посвящается вам”, то есть нам, его почитателям, благодарным его современникам.
У поэтов соперников нету
ни на улице и ни в судьбе.
И когда он кричит всему свету,
это он не о вас — о себе.
То ли мед, то ли горькая чаша,
то ли адский огонь, то ли храм.
Все, что было его, — нынче ваше.
Все для вас. Посвящается вам.
Известно, узкожанровая специализация творцов поэтического слова существует не извечно. Об этом недавно еще раз напомнил драматург А. Володин: “В древности поэтов называли певцами: они сами сочиняли стихи и мелодию, сами пели их и сами себе аккомпанировали. Но постепенно отпала необходимость личного исполнения, затем отпала мелодия, стали необязательны рифма и размер, а иной раз даже мысль — сама поэзия стала служить недостойным целям. Тогда она спохватилась и потребовала: воссоединяйте меня! В нашей стране первым это сделал Окуджава”.
Возможно, в финале этого высказывания есть доля преувеличения. Возможно, не первым. Был Визбор, Анчаров. Но факт остается фактом: если приоритет отсчитывать не только по хронологии, от каких-то ранних песен, а с учетом массива их, ставших популярными в самых разных кругах, как бы по первому пику широкой известности, тогда звание Первого барда по праву принадлежит Окуджаве.
Всего у Окуджавы около полутора сотен песен. Они — о любви и надежде, о бессмысленности войн, о вере в торжество разума и мудрости.

Читайте также:  Краткая биография высоцкий

http://vsekratko.ru/okudzhava/raznoe5

Источник: http://www.school-essays.info/okudzhava-b-sh-raznoe-tvorchestvo-bulata-okudzhavy/

Автор Булат Окуджава

Булат Шалвович Окуджава        Булат Шаламович Окуджава родился 9 мая 1924 года в Москве. Умер в 73 года 12 июня 1997года в Париже (Франция).

       Булат Окуджава – советский и российский поэт, бард, прозаик и сценарист, композитор.

Автор около двухсот авторских и эстрадных песен, написанных на собственные стихи, один из наиболее ярких представителей жанра авторской песни в 1950-е-1980-е годы. Окуджава известен не только поколениям XX-го, но и современной молодёжи. 

Первое прозаическое произведение Окуджавы – повесть “Будь здоров, школяр!” – было опубликовано в 1961 в альманахе «Тарусские страницы».

Как и многие песни Окуджавы, оно было подвергнуто в прессе осуждению за «пацифизм», отсутствие «героического» пафоса.

 Не будучи по характеру активным политическим борцом, Окуджава убедительно выразил во многих стихах и песнях чувства и мысли радикально настроенной интеллигенции.

В 1970 году на экраны вышел фильм «Белорусский вокзал», в котором исполнялась песня на слова Булата Окуджавы «Здесь птицы не поют…». Так же его песни звучат и других не менее известных кинофильмах: «Соломенная шляпка», «Женя, Женечка и „Катюша“» и многих других. В общей сложности песни Окуджавы и на его стихи звучат в более чем 80-ти фильмах.

Редактировать описание

Ответить Читать обсуждение дальше… Добавить книгу

Авторы

Составители

Жанры

Категории

Формат

Года написания

Все 1000 1011 1040 1064 1088 1100 1170 1172 1176 1179 1181 1185 1188 1196 1208 1210 1212 1275 1290 1300 1307 1317 1325 1342 1343 1355 1361 1374 1392 1418 1474 1480 1484 150 1515 1532 1533 1546 1550 1556 1564 1572 1580 1591 1593 1594 1598 1600 1602 1603 1604 1605 1607 1611 1613 1614 1615 1616 1620 1623 1625 1626 1627 1630 1631 1634 1635 1636 1637 1640 1641 1644 1645 1651 1656 1657 1658 1659 1661 1662 1664 1665 1666 1667 1668 1669 1670 1671 1675 1677 1678 1682 1683 1686 1691 1693 1694 1695 1697 1700 1707 1710 1713 1715 1716 1719 1720 1721 1722 1724 1726 1727 1730 1731 1732 1734 1740 1742 1743 1748 1749 1750 1751 1753 1755 1756 1759 176 1760 1762 1764 1766 1768 1770 1771 1772 1773 1774 1775 1776 1777 1778 1781 1782 1786 1788 1789 1790 1791 1792 1793 1794 1795 1796 1797 1798 1802 1807 1808 1809 1810 1811 1812 1813 1814 1815 1816 1817 1818 1819 1820 1821 1822 1823 1824 1825 1826 1827 1828 1829 1830 1831 1832 1833 1834 1835 1836 1837 1838 1839 1840 1841 1842 1843 1844 1845 1846 1847 1848 1849 1850 1851 1852 1853 1854 1855 1856 1857 1858 1859 1860 1861 1862 1863 1864 1865 1866 1867 1868 1869 1870 1871 1872 1873 1874 1875 1876 1877 1878 1879 1880 1881 1882 1883 1884 1885 1886 1887 1888 1889 1890 1891 1892 1893 1894 1895 1896 1897 1898 1899 1900 1901 1902 1903 1904 1905 1906 1907 1908 1909 1910 1911 1912 1913 1914 1915 1916 1917 1918 1919 1920 1921 1922 1923 1924 1925 1926 1927 1928 1929 1930 1931 1932 1933 1934 1935 1936 1937 1938 1939 1940 1941 1942 1943 1944 1945 1946 1947 1948 1949 1950 1951 1952 1953 1954 1955 1956 1957 1958 1959 1960 1961 1962 1963 1964 1965 1966 1967 1968 1969 1970 1971 1972 1973 1974 1975 1976 1977 1978 1979 1980 1981 1982 1983 1984 1985 1986 1987 1988 1989 1990 1991 1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 27 до н.э. 335 до н.э. 355 до н.э. 380 до н.э. 385 до н.э. 403 до н.э. 405 до н. э. 406 до н.э. 407 до нэ 409 до н.э. 411 до н.э. 414 до н.э. 417 до н.э. 428 до н.э. 429 до н.э. 431 до н.э. 433 до н.э. 441 до н.э. 443 до н.э. 444 до н.э. 453 до н.э. 458 до н.э. 56 58 до н. э. 62 63 64 65 700 до н.э. 850 до н.э. 935 954 976 986 II в. III в. VI в. VIII в. X в. XI в. XIII в. XIV в. XIX в. XV в. XVI в. XVII в. XVIII в. XVIII—XVII века до н.э.

Русское издание

Язык оригинала

Все абхазский азербайджанский албанский английский арабский армянский белорусский болгарский венгерский вьетнамский голландский греческий грузинский датский древнегреческий иврит идиш индонезийский исландский испанский итальянский казахский киргизский китайский корейский курдский латынь латышский литовский македонский молдавский немецкий норвежский Персидский польский португальский румынский русский санскрит сербохорватский словацкий словенский таджикский турецкий тюркменский узбекский украинский урду фарси финский французский хинди чешский шведский эстонский японский

Иллюстрации

Переводчики

Награды

Все BookNest Fantasy Awards Buchpreis der Stiftung Ravensburger Verlag Winners Euregio-Schüler-Literaturpreis European Union Prize For Literature Fantasy Stabby Awards National Book Award Neffy Awards Stiftung Ravensburger Verlag «Золотой кинжал» «Итоги года» от журнала «Мир Фантастики» «Русская премия» АБС-премия Американская книжная премия Астрея Ауреалис Аэлита Басткон Белое пятно Беляевская премия Британская национальная книжная премия Британская премия фэнтези Бронзовая Улитка Бронзовый Икар Букеровская премия Великое Кольцо Всемирная премия фэнтези Гонкуровская премия Готорнденская премия Гудридс Дитмар Дублинская премия Звёздный Мост Зиланткон Интерпресскон Китайская премия «Галактика» Китчис Литературная премия имени Номы Локус Медаль Джона Ньюбери Международная премия по фантастике Мемориальная премия Джона Кэмпбелла Мемориальная премия Теодора Старджона Меч без имени Мечи Мифопоэтическая премия Наутилус Национальная книжная премия Национальный бестселлер Немецкая фантастическая премия Неффи Нобелевская премия Оранж Премии “Кинжал” от Ассоциации писателей-криминалистов Премии конвента ДрагонКон Премия “Алекс” Премия “Дети ночи” премия “НОС” Премия “Хьюго” Премия SFinks Премия WORDS AWARD Премия «505 по Кельвину» Премия «Боб Моран» Премия «Большая книга» Премия «Спутник» Премия «Это – хоррор» Премия Агаты Кристи Премия Академии НФ, фэнтези и хоррора премия Акутагавы премия Аполло премия Артура Ч. Кларка Премия Бетти Траск Премия блогеров в области детской и подростковой литературы Премия Британской Ассоциации Научной Фантастики Премия Брэма Стокера Премия Вальтера Скотта Премия Вудхауса премия Гёте Премия Геффена премия Дадзая Осаму Премия Джеймса Тейта Премия Джеймса Типтри младшего Премия Дэвида Геммела премия Ёмиури Премия журнала «Nowa Fantastyka» Премия Жюли Верланже Премия за лучшую иностранную книгу Премия Игнотуса Премия им. Януша А. Зайделя Премия имени Сандзюго Наоки Премия имени Ширли Джексон Премия имени Эстер Глен Премия Индевор Премия Коста (Уитбред) Премия Курта Лассвица Премия литературного совершенства Премия Лорда Рутвена Премия Медичи Премия Международной Гильдии Ужаса Премия Небьюла Премия Ниро Вульфа Премия Нокт премия О.Генри премия Прометей премия Ромуло Гальегоса премия Сомерсета Моэма Премия Стрега Премия Сэйун Премия Танидзаки премия Триумф премия Фемина Премия Филипа К. Дика / Лучшая НФ-книга в США Премия Фолкнера Премия читателей журнала “Science Fiction Chronicle” Премия читателей журнала «Азимов» премия Эдгара Аллана По премия Эдогавы Рампо Премия Юкио Мисимы Пулитцеровская премия РосКон Рукопись года Русский Букер Сайдвайз Стеклянный ключ Странник Фанкон Фолио Хоррор-итоги на ФантЛабе

Герои

Возрастная рекомендация

Все 0+ 12+ 16+ 18+ 3+ 6+ 9+ Планета НФ – премия блогеров Редактировать описание

Источник: http://librebook.me/list/person/bulat_okudjava

Ссылка на основную публикацию