Сочинения об авторе петрарка

Литературная и научная деятельность Ф. Петрарки

Франческо Петрарка (1304-1374 гг.) остался в истории европейской культуры благодаря двум заслугам, которые невозможно переоценить: поэтической реформе и созданию гуманизма. Именно он заложил основы нового типа культуры и – тем самым – новой исторической эпохи.

Петрарка писал на двух языках – на латыни и на итальянском. Лучшим своим произведением он считал латинскую поэму “Африка”, но великим он стал благодаря своим стихам на итальянском языке, которых он стыдился.

История поэтического творчества Петрарки неразрывно связана с его любовью к Лауре де Сад, которой посвящены два сборника “На жизнь мадонны Лауры” и “На смерть мадонны Лауры”, вместе образующие “Канцоньере” (“Книгу песен”).

Обратите внимание

Петрарка был не революционером, а реформатором в поэзии: в идущую от трубадуров традицию европейской лирики он внес содержательные и формальные новшества: Петрарка изменил мотивацию поэтического творчества, тип лирического героя и саму концепцию любви.

1) Изменение мотивации поэтического творчества. Для Петрарки поэзия стала средством самопознания, а не демонстрацией самоценного поэтического мастерства;

2) Изменение типа лирического героя тесно связано с установкой на самосознание. Петрарка ввел в лирику такой способ самоанализа как рефлексия, то есть разделение единой и цельной личности на субъектов переживания и наблюдения. Избранный способ самоанализа определил и систему персонажей в лирике Петрарки.

Она включает субъект чувства (лирического героя), объект чувства (Лауру) и само чувство, персонифицированное в фигуре Амора, бога любви. С Амором лирический герой ведет войну; отношения с объектом чувства описываются через антитезы.

Их источник в двойственности образа Лауры, которая сравнивается то с солнцем, способным и живить, и убивать, – то с Лавром (символом и поэтической славы, и несчастной любви);

3) Концепция любви в лирике Петрарки восходит к платоновской идее созерцания вечно прекрасных (божественных) сущностей через их земное отражение. Земная красота Лауры становится образом небесной красоты, и Творец познается через свое творение.

Формальные новшества. Два сборника, входящие в “Канцоньере”, фактически являются двумя сонетными циклами. Сонет как строгая поэтическая форма был создан не Петраркой, но он сделал его ведущим в лирике европейского Ренессанса.

Петрарка утвердил жанр сонетного цикла, в котором сквозная тема варьируется в отдельных сонетах. Единство концепции любви, созданной Петраркой, и формы сонетного цикла получило название петрарковского канона, поскольку стало обязательным и образцовым благодаря “Канцоньере” для большинства лириков Ренессанса.

Научная деятельность Петрарки. Создание гуманизма. Петрарка жил в состоянии глубокого внутреннего кризиса, поскольку считал себя изгнанным из своей духовной родины – Римской республики, исчезнувшей за 1,5 тысяч лет до рождения Петрарки.

Важно

Петрарка был первым, кто, во-первых, ощутил временной разрыв между античностью и его эпохой и, во-вторых, воспринял его как личное горе. Эти два обстоятельства и сделали возможным сам феномен Возрождения.

Не имея возможности “вернуться” на свою духовную родину – в республиканский Рим, Петрарка решился вернуть римлян в современность, то есть возродить тип римского гражданина, восхищавший его.

Преклонение Петрарки перед людьми того времени (Сципионом, Цицероном, Катонном, Брутом, Лелием и т. д.) было вызвано тем, что граждане Римской республики, но именно Петрарки, успешнее других культивировали в себе самое ценное человеческое качество, которое Петрарка называл непереводимым латинским словом “Humanitas”.

“Humanitas” означало специфически человеческое в человеке, то, что исключает человека из ряда природных созданий и ставит его выше их.

“Humanitas” не может быть объяснено естественными факторами и не может быть сведено к ним, поэтому его присутствие в человеке превращает его в некое “сверхъестественное” (точнее – сверхприродное) существо.

Таким образом, программа возрождения римского гражданина есть вместе с тем и программа формирования, развития и реализации “Humanitas” современности. Эта программа была развернута Петраркой в ряде трактатов, в числе которых “О презрении к миру”, “О средствах против всякой фортуны”, “О знаменитых мужах”, “Инвектива – против врача” и др.

Основные положения учения Петрарки можно свести к следующим тезисам:

1. Каждый человек обладает специфическим качеством humanitas; 2. Это качество вложено в него Богом, как некое семя, чтобы человек сам его развил; 3. Лучшие и самые совершенные образцы осуществления humanitas даны гражданам римской республики; 4. Суть humanitas – в связи каждого отдельного человека со всем человечеством; 5.

Ближайший к каждому человеку образ человечества – его Город (город – республика, город – государство); 6. humanitas реализуется в тройном служении гражданина городу в качестве воина, художника, политика; 7. humanitas развивается до необходимой полноты с помощью полезных наук – философии, классической филологии и риторики; 8.

Его развитию мешают бесполезные науки – естествознание и медицина; 9. Главные враги человека – Время и Судьба: судьба препятствует реализации humanitas, Время стирает память о ней, даже если она была успешной; 10. Чтобы победить Время и Судьбу человек должен обрести земное бессмертие – славу;

11.

Чтобы обрести славу, человек должен выполнять свою миссию гражданина с предельным напряжением воли и интеллекта – как герои древности.

(No Ratings Yet)
Загрузка…

Литературная и научная деятельность Ф. Петрарки

Другие сочинения по теме:

  1. Мировая слава Петрарки “Книга песен” (“Канцоньере”) Мировая слава Петрарки в веках связана не с поэмой “Африка”, а с его “Книгой песен”, посвященной любви к Лауре. Стихи,…
  2. Определите своеобразность изображения темы любви в “Книге песен” Франческо Петрарки Выдающийся итальянский поэт эпохи Возрождения, ученый, философ, общественный деятель, Франческо Петрарка (1304-1374) был первым европейским гуманистом. Его считали родоначальником новой…
  3. “Книга песен” – истинная исповедь Ф. Петрарки Сочинение на тему произведений Ф. Петрарки. Любовь – наисветлейшее человеческое чувство, которое делает жизнь наполненным и содержательным. Оно надышит влюбленных…
  4. ЛИРИКА ПЕТРАРКИ Как удивительно сознавать, что каждая эпоха не была величественной самая по себе. Это величие создавали люди. И именно их взнос…
  5. Книгой песен Франческа Петрарки Минуют года, пролетают столетие, а тайна любви, вечная и непостижимая, всегда будет волновать, будет мучить, и будет требовать своего осмысления….
  6. Сочинение на тему: Любовь на 1000 лет. По лирике Петрарки Как удивительно сознавать, что каждая эпоха не была величественной сама по себе. Это величие создавали люди. И именно их взнос…
  7. Литературная деятельность Одоевского Владимир Федорович Одоевский (1804 – 1869). В. Ф. Одоевский – руководитель “Общества любомудров”, автор талантливых романтико-фантастических и сатирических повестей, один…
  8. Литературная деятельность Ивана Франко Иван Яковлевич Франко родился 27 августа 1856 г. в подгорном выселке Нагуевичи Дрогобычского уезда в семье сельского кузнеца. Учился он…
  9. Литературная деятельность Чернышевского Сложившееся к 1850 году убеждение Чернышевского о необходимости революции в России сочеталось с трезвостью исторического мышления: “Вот мой образ мысли…
  10. Литературная деятельность Ремизова Символисты, победившие в поэзии, не сразу сумели найти стиль в прозе. Их усилия в этом направлении оставались разрозненными и безрезультатными….
  11. Литературная деятельность Олексы Петровича Стороженко Литературная деятельность Олексы Петровича Стороженко (1806 – 1874) приходится на 50 -60е годы XIX века – переломный, сложный и противоречивый…
  12. Литературная деятельность Евгения Павловича Гребенка Писатели первой половины XIX ст. нередко и сами были активными участниками русского литературного процесса… И не случайно И. Франко назвал…
  13. Анненская А. Н. Франсуа Рабле. Его жизнь и литературная деятельность Глава 1 Анненская А. Н.: Франсуа Рабле. Его жизнь и литературная деятельность Глава 1. часто биографы отождествляют его с героями его произведений…
  14. Этапы развития итальянского гуманизма С трактатов Петрарки началась история гуманизма, который за два века прошел в своем развитии несколько этапов: гражданский, неоплатонический, оккультный. Гражданский…
  15. Теория литературы: Что такое “научная”; проза? Удивляться надо не тому, что только в последней трети XX в. в русской литературе появились художественные произведения об ученых и…
  16. Научная фантастика и детективы Конан Дойла Научная фантастика писателя, куда, кроме “Затерянного мира” и “Отравленного пояса”, входят повести “Открытие Рафлза Хоу”, “Марракатовая бездна” и др., привлекает…
  17. Бен Г. Е. Предромантизм (Кратная литературная энциклопедия) Бен Г. Е.: Предромантизм (Кратная литературная энциклопедия) “Источник: Литература Просвещения)- нач. 19 вв.). Термин “П.” впервые ввел Д. Морне в…
  18. Поэтическая деятельность Ломоносова Ломоносов был последним великим представителем европейской традиции культуры Возрождении в поэзии. Он воспринял традиции Ренессанса через немецкую литературу барокко, явившуюся…
  19. Франческо Петрарка “Канцоньере” Весьма неоднозначной фигурой эпохи Ренессанса, по крайней мере для меня, является Франческо Петрарка. Его имя – одно из тех, которое…
  20. Деятельность Толстого – художника и публициста Деятельность Толстого – художника и публициста, продолжавшаяся около 60 лет, закрепила за его героем определение “толстовский” не только в плане…

Источник: https://ege-russian.ru/literaturnaya-i-nauchnaya-deyatelnost-f-petrarki/

Биография

Подробности Категория: Поэты Опубликовано: 19.07.2017 13:28 Автор: Поэма Просмотров: 968

Франческо Петрарка Родился: 20 июля 1304 Умер: 19 июля 1374

Франческо Петрарка — итальянский поэт, глава старшего поколения гуманистов, один из величайших деятелей итальянского Проторенессанса, ученик Варлаама Калабрийского.

Петрарка родился 20 июля 1304 года в Ареццо, где нашёл себе убежище его отец, флорентийский юрист Пьетро ди сер Паренцо (прозвище Петракко), изгнанный из Флоренции — одновременно с Данте — за принадлежность к партии «белых».

После долгих скитаний по небольшим городам Тосканы родители девятилетнего Франческо переселились в Авиньон, а затем его мать — в соседний Карпантра.

Совет

Во Франции Петрарка поступил в школу, научился латинскому языку и проявил интерес к римской литературе. Окончив обучение (1319), Петрарка по желанию отца начал изучать право, сначала в Монпелье, а потом в Болонском университете, где оставался до смерти отца (1326). Но юриспруденция совсем не интересовала Петрарку, который всё более и более увлекался классическими писателями.

По выходе из университета он не стал юристом, а принял священство, чтобы найти средства к жизни, так как по наследству от отца он получил только рукопись сочинений Вергилия.

Читайте также:  Краткая биография волков

Поселившись в Авиньоне при папском дворе, Петрарка вступил в духовное звание и сблизился с могущественной фамилией Колонна, один из членов которой, Джакомо, был его университетским товарищем, а в следующем году (1327) впервые увидел Лауру, неразделённая любовь к которой составила главный источник его поэзии и послужила одной из причин его удаления из Авиньона в уединённый Воклюз.

Петрарка также известен первым официально зарегистрированным восхождением (со своим братом) на вершину Мон-Ванту, состоявшимся 26 апреля 1336 года, хотя известно, что до него вершину посещали Жан Буридан и древние жители этой местности.

Покровительство Колонна и литературная известность доставили ему несколько церковных синекур; он приобрёл домик в долине речки Сорги, где с перерывами прожил 16 лет (1337—1353). Между тем письма Петрарки и его литературные произведения сделали его знаменитостью, и он почти одновременно получил приглашение из Парижа, Неаполя и Рима принять коронование лавровым венком.

Петрарка выбрал Рим и был торжественно венчан на Капитолии лавровым венком в Пасху 1341 года — этот день некоторые исследователи считают началом эпохи Возрождения

Прожив около года при дворе пармского тирана Аццо ди Корреджио, он снова вернулся в Воклюз.

Мечтая о возрождении величия древнего Рима, он стал проповедовать восстановление римской республики, поддерживая авантюру «трибуна» Кола ди Риенци (1347), что испортило его отношения с Колонна и побудило переселиться в Италию.

После двух продолжительных путешествий по Италии (1344—1345 и 1347—1351), где он завязал многочисленные дружеские связи (в том числе с Боккаччо), Петрарка навсегда покинул Воклюз в 1353 году, когда на папский престол вступил Иннокентий VI, считавший Петрарку волшебником, ввиду его занятий Вергилием.

Обратите внимание

Отклонив предложенную ему кафедру во Флоренции, Петрарка поселился в Милане при дворе Висконти; исполнял разные дипломатические миссии и, между прочим, был в Праге у Карла IV, которого посещал по его приглашению ещё во время его пребывания в Мантуе. В 1361 году Петрарка оставил Милан и после неудачных попыток вернуться в Авиньон и переселиться в Прагу поселился в Венеции (1362—1367), где жила его незаконнорождённая дочь с мужем.

Отсюда он почти ежегодно предпринимал продолжительные путешествия по Италии.

Последние годы жизни Петрарка провёл при дворе Франческо да Kappapa, отчасти в Падуе, отчасти в загородной деревеньке Арква, где и умер в ночь с 18 на 19 июля 1374 г., не дожив одного дня до своего 70-летия.

Его нашли утром за столом с пером в руке над жизнеописанием Цезаря. На местном кладбище красуется памятник из красного мрамора, поставленный поэту его зятем Броссано, бюст же воздвигнут в 1667 году.

Творчество

Произведения Петрарки распадаются на две неравные части: итальянскую поэзию и разнообразные сочинения, написанные на латыни.

Италоязычное творчество

Если латинские произведения Петрарки имеют больше историческое значение, то мировая слава его как поэта основана исключительно на его итальянских стихах.

Сам Петрарка относился к ним с пренебрежением, как к «пустякам», «безделкам», которые он писал не для публики, а для себя, стремясь «как-нибудь, не ради славы, облегчить скорбное сердце».

Непосредственность, глубокая искренность итальянских стихов Петрарки обусловила их громадное влияние на современников и позднейшие поколения.

Свою возлюбленную он называет Лаурой и сообщает о ней только то, что впервые увидел её в церкви Санта-Кьяра 6 апреля 1327 года и что ровно через 21 год она скончалась, после чего он воспевал её ещё 10 лет.

Двухчастный сборник посвящённых ей сонетов и канцон («на жизнь» и «на смерть мадонны Лауры»), традиционно называемый Il Canzoniere (ит. букв. «Песенник»), или Rime Sparse, или (по-латыни) Rerum vulgarium fragmenta — центральное по значению сочинение Петрарки на итальянском языке.

Кроме изображения любви к Лауре в «Канцоньере» содержится несколько стихотворений разного содержания, преимущественно политического и религиозного. «Канцоньере», выдержавшее уже до начала XVII века около 200 изданий и комментированное целой массой учёных и поэтов от Л.

Марсильи в XIV веке до Леопарди в XIX веке, определяет значение Петрарки в истории итальянской и всеобщей литературы.

Важно

В другом сочинении на итальянском языке, поэме «Триумфы» («Trionfi») поэт аллегорически изображает победу любви над человеком, целомудрия над любовью, смерти над целомудрием, славы над смертью, времени над славой и вечности над временем.

Петрарка создал истинно художественную форму для итальянской лирики: поэзия впервые является у него внутренней историей индивидуального чувства. Этот интерес к внутренней жизни человека проходит красной нитью и через латинские произведения Петрарки, которые определяют его значение как гуманиста.

Латинское творчество

Сюда относятся, во-первых, две его автобиографии: одна, неоконченная, в форме письма к потомству («Epistola ad posteros») излагает внешнюю историю автора, другая, в виде диалога Петрарки с блаженным Августином — «О презрении к миру» («De contemptu mundi» или «De secreto conflictu curarum suarum», 1343), изображает его нравственную борьбу и внутреннюю жизнь вообще. Источником этой борьбы служит противоречие между личными стремлениями Петрарки и традиционной аскетической моралью; отсюда особый интерес Петрарки к этическим вопросам, которым он посвятил 4 трактата («De remediis utriusque fortunae», «De vita solitaria» («Об уединённой жизни»), «De otio religioso» («О монашеском досуге») и «De vera sapientia» («Об истинной мудрости»). В поединке с Августином, олицетворяющим религиозно-аскетическое мировоззрение, побеждает всё же гуманистическое миросозерцание Петрарки.

Оставаясь строго верующим католиком, Петрарка в этих трактатах, а также в переписке и других произведениях, старается примирить свою любовь к классической литературе (латинской, так как по-гречески Петрарка не научился) с церковной доктриной, причём резко нападает на схоластов и на современное ему духовенство.

Особенно — в «Письмах без адреса» («Epistolae sine titulo»), переполненных резкими сатирическими выпадами против развратных нравов папской столицы — этого «нового Вавилона».

Эти письма составляют четверокнижье, все из них адресованы то реальным, то воображаемым лицам — своеобразный литературный жанр, навеянный письмами Цицерона и Сенеки и пользовавшийся огромным успехом как вследствие их мастерского латинского слога, так и в силу их разнообразного и актуального содержания.

Критическое отношение Петрарки к церковной современности с одной стороны и к древней литературе с другой служит проявлением его повышенного самосознания и критического настроения вообще: выражением первого служат его полемические сочинения — инвектива против медика, который осмелился поставить свою науку выше поэзии и красноречия («Contra medicum quendam invectivarum libri IV»), инвектива против французского прелата, порицавшего возвращение в Рим Урбана V («Contra cujusdam Galli anonymi calumnias apologia»), такая же инвектива против одного французского прелата, нападавшего на сочинения и поведение Петрарки («Contra quendam Gallum innominatum, sed in dignitate positum») и полемический трактат против аверроистов («De sui ipsius et multorum ignorantia»).

Критицизм Петрарки и его интерес к этическим вопросам обнаруживается и в его исторических сочинениях — «De rebus memorandis libri IV» (сборник анекдотов и изречений, заимствованных из латинских авторов и современных, расположенных по этическим рубрикам, например об уединении, о мудрости и т. п.

; целый трактат во второй книге этого сочинения посвящён вопросу об остротах и шутках, причём многочисленные иллюстрации к этому трактату позволяют признать Петрарку создателем жанра коротенькой новеллы-анекдота на латинском языке, получившего дальнейшее развитие в «Фацециях» Поджо) и «Vitae virorum illustrium» или «De viris illustribus» («О знаменитых мужах») — биографии знаменитых римлян. Особенно важное значение имеет обширная переписка Петрарки («Epistolae de rebus familiaribus et variae libri XXV» и «Epistolae seniles libri XVII»), составляющая главный источник для его биографии и дополнение к его произведениям; многие из его писем представляют собой моральные и политические трактаты, иные — публицистические статьи (например письма по поводу переселения пап в Рим и переворота Кола ди Риенцо).

Меньше значения имеют речи Петрарки, произнесённые им при разных торжественных случаях, его описание достопримечательностей на пути от Генуи до Палестины («Itinerarium Syriacum») и латинская поэзия — эклоги, в которых он аллегорически изображает события из своей личной жизни и современной ему политической истории («Bucolicum carmen in XII aeglogas distinctum»), эпическая поэма «Африка», где воспеваются подвиги Сципиона, покаянные псалмы и несколько молитв.

Значение Петрарки в истории гуманизма заключается в том, что он положил основание всем направлениям ранней гуманистической литературы с её глубоким интересом ко всем сторонам внутренней жизни человека, с её критическим отношением к современности и к прошлому, с её попыткой найти в древней литературе основание и опору для выработки нового миросозерцания и оправдания новых потребностей.

Совет

Вплоть до начала XX века наиболее полным собранием сочинений Петрарки были «Opera omnia», изданные в Базеле в 1554 году. В XIX веке лучшим изданием его переписки считалось издание Fracassetti, «Epist. famil. et variae» (Флоренция, 1854—1863; в итальянском переводе с многочисленными примечаниями: Флоренция, 1863—1867).

Полное издание биографий знаменитых людей дал Razzolini (Болонья, 1874); речи Петрарки изданы Hortis («Scritti inediti F. Р.», Триест, 1874); лучшее издание не любовных стихотворений Петрарки — Carducci («Rime di F. P. sopra argomenti morali e diversi», Ливорно, 1876).

Кроме утраченной комедии Петрарки «Philologia», ему приписываются находящиеся в рукописях: «Vita Senecae», «Sententia de Terentii vita», «De casu Medeae» и «Comoedia super destructionem Caesenae».

По случаю шестисотлетнего юбилея Петрарки законом Итальянского королевства № 365 от 11 июля 1904 была учреждена комиссия по изданию его произведений (La Commissione per l’Edizione Nazionale delle Opere di Francesco Petrarca), ставящая своей целью критическое издание всех произведений Петрарки.

В её работе принимали участие ведущие филологи Италии, в том числе В. Росси (первый президент) и Дж. Джентиле. Первой, в 1926 году, была издана поэма «Африка», за ней последовали письма. Комиссия продолжает свою работу и в XXI веке, в настоящее время её президентом является Микеле Фео (Michele Feo).

Читайте также:  Сочинения об авторе фадеев

Рецепция

Для истории музыки огромное значение имели различные итальянские стихи Петрарки — мадригалы, секстины, канцоны, сонеты. Впервые их положили в основу своих светских сочинений (преимущественно мадригалов) уже композиторы XIV века.

Особенно интенсивно стихи Петрарки озвучивали мадригалисты XVI — начала XVII веков, среди которых Адриан Вилларт, Киприан де Роре, Лука Маренцио, Клаудио Монтеверди. С окончанием эпохи Возрождения интерес музыкантов к Петрарке угас, но с новой силой разгорелся у романтиков XIX века (песни Ф. Шуберта, фортепианные «Сонеты Петрарки» Ф. Листа).

Изредка к ним обращались композиторы и в XX веке (А. Шёнберг. Серенада, op. 24: iv-sonett von petrarca).

Список произведений

Почтовая марка Молдовы, 2007 год «Canzoniere» («Книга песен»), 366 сонетов к Лауре «Trionfi» («Триумфы») Диалог «De contemptu mundi» («De secreto conflictu curarum suarum» «О презрении к миру», «Моя тайна, или Книга бесед о презрении к миру»), 1343

трактаты:

«De remediis utriusque fortunae», 1360—1366 «De vita solitaria», ок. 1346—1356 «De otio religioso», 1346—1356 «De vera sapientia»

инвективы:

«Contra medicum quendam invectivarum», 1355 «Contra cujusdam Galli anonymi calumnias apologia» «Contra quendam Gallum innominatum, sed in dignitate positum» («Contra eum qui maledixit Italiam») «De sui ipsius et multorum ignorantia», 1368 «De rebus memorandis» (Rerum memorandarum libri), 1350 «De Viris Illustribus» (Книга о знаменитых мужах), 1337 «Itinerarium ad sepulcrum Domini» Письма (Послания): «Epistolae de rebus familiaribus et variae» (Familiares, Familiarium rerum libri), 24 книги с 350 письмами, 1325—1361. «Epistolae seniles», 125 письма, 1361—1374 «Epistola ad posteros» («Письмо к потомкам») «Sine nomine» («Epistolae sine titulo», «Письма без адреса»), 19 писем, 1342—1358 «Variae» (Extravagantes), 65 писем «Epistole metricae», 1333—1361, 66 писем «Itinerarium Syriacum» Эклоги «Bucolicum carmen» (Буколические песни), 1346—1357, 12 стихотворений эпическая поэма «Африка», 1339—1342 De gestis Cesaris Contra quendam magni status hominem Collatio laureationis «Psalmi penitentiales» (Покаянные псалмы) Collatio coram Johanne rege Collatio inter Scipionem, Alexandrum, Hannibalem Arringhe Orationes Testamentum

Память

В честь Петрарки назван кратер на Меркурии. В честь возлюбленной Петрарки назван астероид (467) Лаура, открытый в 1901 году

Источник: http://biography.su/poety/franchesko-petrarka

Высокая тайна любви (по лирике Петрарки)

8 класс

СОЧИНЕНИЯ ПО ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

ФРАНЧЕСКО ПЕТРАРКА

Высокая тайна любви

(по лирике Петрарки)

Проходят годы, пролетают века, но тайна любви остается вечной и непостижимой. Она всегда будет волновать, мучить людей, требуя своего глубокого осмысления.

Это чувство описывали поэты всех веков. Поэты будущего тоже не обойдут этой темы. Среди тех, вдохновенных певцов любви, отличается гениальный итальянский поэт эпохи Ренессанса Франческо Петрарка.

О край мой, в реки голубые,

Вы омиваєте Лауры глаза,

Их блеск перебирая себе.

Прекрасны вы в своем непороччі!

А там подводные скалы среди ночи

Горят в моей закохання печали.

Петрарці принадлежит самая искренняя и самая поэтическая лирическая исповедь о любви, пронесене через всю жизнь:

Как не любовь, то что это может быть?

А как любовь, то что такое она?

Обратите внимание

Эти строки одного из сонетов, пожалуй, самые интригующие в мировой лирике. Уже более шести веков читатели стремятся получить собственную разгадку высокого чувства Петрарки. В этом сонете отразилось смятение души поэта, лирический конфликт поэта с самим собой. Таким было любви Франческо Петрарки к земной женщины Лауры.

Сегодня очень мало известно о настоящей Лауру, которая вдохновляла поэта на создание одухотворенных стихов. Можно сказать, что Лаура – это почти легендарная личность.

Юный Петрарка впервые увидел Лауру, которая еще была почти ребенком, во время богослужения в церкви. Тогда он и влюбился.

Поэт не дает подробностей о внешности Лауры, однако иногда обращает внимание читателя на черные глаза, тонкий стан и светлые волосы любимой.

И хотя девушка не ответила поэту взаимностью, Петрарка объясняет это высокой ее благотворительностью и тайком, в глубине души, одобряет.

Поэзия Франческо Петрарки – своеобразный дневник переживаний и чувств. В описании красоты Лауры, по канонам ренесанської лирики, преобладают сравнения с цветами, жемчугом, звездами и т.д. Это якобы делает красавицу похожей на всех других лирических героинь того времени, но вместе с тем скрыто индивидуализирует ее через сложные смысловые оттенки многих эпитетов.

В своих сонетах Петрарка утверждает гуманистический идеал. Любовь к земной жизни и любви к земной женщины не является греховным – вот пафос его интимной лирики.

Лаура умерла в расцвете своей молодой жизни во время эпидемии чумы. Поэт, змертвілий от горя, искал встречи с Лаурой хотя бы в мечтах и снах. Интересно, что Петрарка надеялся в лице любимого найти себе поддержку на пути к спасению души и вечной жизни.

Ничто поваби сердцу не несет,

Потому что погасло солнце и померкло все,

Вместе с ним засыпано землей.

В жизнь мою лишь грусть вошел.

Я зову смерть, чтобы встретить ту вновь,

Что лучше был бы не встречался с ней.

Важно

До последних минут своей жизни Петрарка оставался верным памяти Лауры. Светлому образу любимой девушки посвящено около девяноста сонетов, которые вошли в «Книгу песен». Воспевая прекрасные чувства, великий итальянский поэт-гуманист каждой своей строкой утверждает, что настоящая любовь в жизни человека бывает только один раз.

Источник: http://ukrlitra.com.ua/586-1.html

Франческо Петрарка. Скачать или читать новинки и популярные книги автора

Родился: 20 июля 1304 (Ареццо, Италия)
Дата смерти: 19 июля 1374 (Арква, в окрестностях Падуи, Италия)

ПЕТРАРКА, ФРАНЧЕСКОСреди произведений Петрарки – трактаты, сонеты, канцоны, секстины, баллады, мадригалы на латинском и итальянском языках: “Канцоньере” (“Книга песен”, Canzoniere, 1327-1374; состоит из 2 частей, “На жизнь мадонны Лауры” и “На смерть мадонны Лауры”, содержащих 366 стихов на итальянском языке: 317 сонетов, 29 канцон, 9 секстин, 7 баллад и 4 мадригала; в последней редакции 1373 сборник озаглавлен Rerum vulgarium fragmenta – “Отрывки на народном языке”), “Африка” (Africa, 1339-1342; эпическая поэма на латинском языке о 2-й Пунической войне), “Моя тайна, или Книга бесед о презрении к миру” (“De coutemptu mundi” или “De secreto conflictu curarum suarum”, 1342 – 1343; автобиография в виде диалога Петрарки с Блаженным Августином – философский трактат на латинском языке), “Триумф Любви” (Triumphus Cupidinis, 1342 – 1343; дидактическая поэма), “Триумф Целомудрия” (Triumphus Pudicitie, 1342 – 1343; дидактическая поэма), “Буколики” (Васоlicum carmen in XII aeglogas distinctum, 1346-1357; пастушеские эклоги аллегорического содержания), “Об уединенной жизни” (De vita solitaria, 1346; трактат), “О монашеском досуге” (De otio religioso, 1347; трактат), “Триумф Смерти” (Triumphus Mortis, 1350; поэма), “Триумф Славы” (Triumphus Fame, 1350; поэма), “Инвективы против врачей” (Invectiva contro medicum, 1351 – 1353), “О средствах против всякой фортуны” (De remediis ultriusque fortunae, 1353 – 1354; более 250 диалогов), “Старческие письма” (Seniles, 1361 – 1374; 125 писем, разбитых на 17 книг), “Триумфы” (1373; в окончательной редакции вошло шесть последовательных “триумфов”: Любви, Целомудрия, Смерти, Славы, Времени и Вечности), “Письмо к потомкам” (Epistola ad posteros, 1374; неоконченная автобиография в форме письма к потомству); трактаты, касающиеся этических вопросов: “De remediis utriusque fortunae”, “De vita solitaria”, “De otio religioso”, “De vera sapientia”; “Письма без адреса” (Epistolae sine titulo); “De rebus memorandis libri IV” (сборник анекдотов и изречений, заимствованных из латинских авторов и современности, расположенных по рубрикам); “Vitae virorum illustrium” (биографии знаменитых римлян); письма (“Epistolae de rebus fami iaribus et variae libri XXV”, “Epistolae seniles libri XVII”); “Путь в Сирию” (Itinerarium syriacum, путеводитель в Святую Землю), “Филология” (Filologia, комедия утрачена) (Petrarca, Francesco) (1304–1374) итальянский поэт, признанный литературный арбитр своего времени и предтеча европейского гуманистического движения.

Родился 20 июля 1304 в Ареццо, куда в связи с политическими волнениями бежал его отец, флорентийский нотариус. Спустя семь месяцев мать увезла Франческо в Анчизу, где они оставались до 1311. В начале 1312 вся семья переехала в Авиньон (Франция).

После четырех лет занятий с частным учителем Франческо отдали в юридическую школу в Монпелье. В 1320 вместе с братом он отправился в Болонью продолжить изучение юриспруденции. В апреле 1326, после смерти отца, оба брата вернулись в Авиньон.

К тому времени Петрарка уже выказывал несомненную склонность к литературным занятиям.

В 1327, в Страстную Пятницу, в авиньонской церкви он встретил и полюбил девушку по имени Лаура – больше о ней ничего не известно. Именно она вдохновила Петрарку на лучшие его стихи.

Чтобы зарабатывать на жизнь, Петрарка решил принять сан. Он был рукоположен, но вряд ли когда-либо совершал богослужения. В 1330 он поступил капелланом к кардиналу Джованни Колонна, в 1335 получил первый бенефиций.

В 1337 Петрарка приобрел небольшое имение в Воклюзе, долине близ Авиньона. Там он начал два произведения на латыни – эпическую поэму Африка (Africa) о победителе Ганнибала Сципионе Африканском и книгу О славных мужах (De viris illustribus) – свод биографий выдающихся людей античности.

Совет

Тогда же начал писать лирические стихи на итальянском языке, стихи и письма на латыни, принялся за комедию Филология (Filologia), ныне утраченную. К 1340 литературная деятельность Петрарки, его связи с папским двором и дальние путешествия стяжали ему европейскую славу.

8 апреля 1341 по решению римского сената он был увенчан лаврами поэта-лауреата.

1342–1343 Петрарка провел в Воклюзе, где продолжил работу над эпической поэмой и биографиями, а также, по образцу Исповеди св. Августина, написал книгу-исповедь Моя тайна (Secretum Meum) в форме трех диалогов между св. Августином и Петраркой перед судом Истины.

Читайте также:  Сочинения об авторе уэллс

Тогда же написаны или начаты Покаянные псалмы (Psalmi poenitentialis); О достопамятных событиях (Rerum memorandum libri) – трактат об основных добродетелях в форме сборника анекдотов и биографий; дидактические поэмы Триумф Любви (Triumphus Cupidinis) и Триумф Целомудрия (Triumphus Pudicitie), написанные терцинами; и первая редакция книги лирических стихов на итальянском языке – Канцоньере (Canzoniere).

К концу 1343 Петрарка отправился в Парму, где пробыл до начала 1345. В Парме он продолжил работу над Африкой и трактатом О достопамятных событиях. Оба произведения он не закончил и, похоже, больше к ним не возвращался. В конце 1345 Петрарка вновь приехал в Воклюз.

Летом 1347 он с энтузиазмом встретил восстание, поднятое в Риме Колой ди Риенцо (впоследствии подавленное).

За этот период он написал восемь из двенадцати аллегорических эклог Буколических песен (Bucolicum carmen, 1346–1357), два прозаических трактата: Об уединенной жизни (De vita solitaria, 1346) и О монашеском досуге (De otio religioso, 1347) – о благотворном влиянии уединенной жизни и праздности на творческий ум, а также принялся за вторую редакцию Канцоньере.

Возможно, именно симпатии к восстанию Колы ди Риенцо побудили Петрарку предпринять в 1347 путешествие в Италию. Однако его желание присоединиться к восстанию в Риме угасло, как только он узнал о совершенных Колой жестокостях. Он снова остановился в Парме. В 1348 чума унесла жизни кардинала Колонны и Лауры.

В 1350 Петрарка познакомился и подружился с Джованни Боккаччо и Франческо Нелли. За время пребывания в Италии он написал еще четыре эклоги и поэму Триумф Смерти (Triumphus Mortis), приступил к поэме Триумф Славы (Triumphus Fame), а также начал Стихотворные послания (Epistolae metricae) и письма в прозе.

Обратите внимание

Годы 1351–1353 Петрарка провел по преимуществу в Воклюзе, уделяя особое внимание общественной жизни, особенно положению дел при папском дворе.

Тогда же он написал Инвективы против врачей (Invectiva contro medicum), критикуя методы лечащих врачей папы.

Большая часть писем, написанных в этот период и критикующих обстановку в Авиньоне, позднее были собраны в книгу Без адреса (Liber sine nomine).

В 1353 Петрарка по приглашению архиепископа Милана, Джованни Висконти, поселился в Милане, где исполнял обязанности секретаря, оратора и эмиссара.

Тогда же он закончил Буколические песни и сборник Без адреса; начал пространное сочинение О средствах против всякой фортуны (De remediis ultriusque fortunae), куда в конечном итоге вошло более 250 диалогов о том, как совладать с удачей и неудачей; написал Путь в Сирию (Itinerarium syriacum) – путеводитель для паломников в Святую Землю.

В 1361 Петрарка покинул Милан, спасаясь от свирепствовавшей там чумы. Год он провел в Падуе, по приглашению семьи Каррара, где закончил работу над сборником Стихотворные послания, а также сборником Письма о делах частной жизни (Familiarum rerum libri XXIV), куда вошли 350 писем на латыни.

Тогда же Петрарка начал еще один сборник – Старческие письма (Seniles), куда в конечном итоге вошли 125 писем, написанных между 1361 и 1374 и разбитых на 17 книг. В 1362 Петрарка, по-прежнему спасаясь от чумы, бежал в Венецию. В 1366 группа молодых последователей Аристотеля выступила с нападками на Петрарку.

Он ответил едкой инвективой О невежестве собственном и других людей (De sui ipsius et multorum ignorantia). В 1370 Петрарка купил скромную виллу в Арква, на Евганейских холмах. В 1372 военные действия между Падуей и Венецией заставили его укрыться на время в Падуе. После поражения Падуи он вместе с ее правителем отправился в Венецию вести мирные переговоры.

Важно

В последние семь лет жизни Петрарака продолжал совершенствовать Канцоньере (в последней редакции 1373 сборник озаглавлен по-латыни Rerum vulgarium fragmenta – Отрывки на народном языке) и работал над Триумфами, куда в окончательной редакции вошло шесть последовательных «триумфов»: Любви, Целомудрия, Смерти, Славы, Времени и Вечности. Умер Петрарка в Арква 19 июля 1374.

Петрарка подверг ревизии культурное наследие античности, тщательно анализируя тексты античных писателей и восстанавливая их первоначальный вид. Сам он ощущал себя стоящим на стыке двух эпох. Свой век он считал упадочным и порочным, однако не мог не усвоить некоторых его пристрастий. Таковы, например, предпочтение учений Платона и св.

Августина аристотелевскому и томистскому, отказ Петрарки признать светскую поэзию и активную жизнь препятствием на пути к христианскому спасению, взгляд на поэзию как на высочайший вид искусства и познания, понимание добродетелей как общего знаменателя античной и христианской культуры и, наконец, страстное желание вернуть Риму положение центра цивилизованного мира.

Петрарку мучил глубокий внутренний конфликт, вызванный столкновением его убеждений и чаяний с требованиями, предъявляемыми к христианину. Именно ему поэзия Петрарки обязана своими высочайшими взлетами.

Непосредственными же источниками вдохновения стали безответная любовь к Лауре и преклонение перед доблестью и добродетелями древних, воплощенными главным образом в фигуре Сципиона Африканского Старшего. Петрарка считал Африку главным своим достижением, однако его «нерукотворным памятником» стали Канцоньере – 366 разнообразных итальянских стихов, в основном посвященных Лауре.

Возвышенный лиризм этих стихов нельзя объяснить одним лишь влиянием на Петрарку поэзии провансальских трубадуров, «сладостного нового стиля», Овидия и Вергилия.

Проводя параллель между своей любовью к Лауре и мифом о Дафне, который Петрарка понимает символически – как рассказ не только о мимолетной любви, но и о вечной красоте поэзии, – он привносит в свою «книгу песней» новое, глубоко личное и лирическое переживание любви, облекая его в новую художественную форму.

Преклоняясь перед свершениями античных героев и мыслителей, Петрарка в то же время рассматривает их достижения как знак глубокой потребности в нравственном перерождении и искуплении, тоски по вечному блаженству. Жизнь христианина полнее и богаче, поскольку ему дано понять, что Божественный свет может обратить знания прошлого в истинную мудрость.

Это же преломление языческой мифологии в призме христианского мировосприятия присутствует и в любовной лирике Петрарки, где в результате звучит тема искупления. Лаура как Красота, Поэзия и Земная Любовь достойна преклонения, но не ценой спасения души.

Совет

Выход из этого кажущегося неразрешимым конфликта, искупление, состоит скорее в усилии Петрарки добиться совершенного выражения своей страсти, нежели в отречении, которым начинается и кончается сборник. Даже грешная любовь может быть оправдана перед Господом как чистая поэзия. Первая встреча Петрарки с Лаурой произошла, по его словам, в Страстную Пятницу.

Петрарка и в дальнейшем отождествляет любимую с религиозными, нравственными и философскими идеалами, делая в то же время акцент на ее несравненной физической красоте. Так его любовь оказывается на одном уровне с платоновскими вечными идеями, ведущими человека к высшему благу.

Но, хотя Петрарка и находится в рамках поэтической традиции, берущей начало с Андрея Капеллана и закончившейся «сладостным новым стилем», тем не менее ни любовь, ни любимая не являются у него чем-то неземным, трансцендентным. Восхищаясь античными авторами, Петрарка выработал латинский стиль, который был намного совершеннее латыни того времени.

Сочинениям на итальянском языке он не придавал значения. Возможно, поэтому некоторые стихи в Канцоньере обладают сугубо формальными достоинствами : в них он увлекается игрой слов, разительными контрастами и натянутыми метафорами. К сожалению, именно эти черты охотнее всего переняли подражатели Петрарки (т.н. петраркизм). Сонет Петрарки, одна из двух типических форм сонета (наряду с шекспировским), отличается двучастным делением на начальное восьмистишие (октаву) с рифмовкой abba abba и заключительное шестистишие (секстет) с рифмовкой cde cde. В том или ином виде петраркизм проявился в большинстве европейских стран. Достигнув пика в 16 в., он периодически возрождался вплоть до недавнего времени. На ранней стадии подражали в основном сочинениям Петрарки на латыни, позднее – Триумфам и, наконец Канцоньере, влияние которых оказалось самым стойким. Среди известных поэтов и писателей Возрождения, в той или иной мере испытавших влияние Петрарки, – Дж.Боккаччо, М.М.Боярдо, Л.Медичи и Т.Тассо в Италии; маркиз де Сантильяна, А.Марк, Г.де ла Вега, Х.Боскан и Ф.де Эррера в Испании; К.Маро, Ж.Дю Белле, М.Сев, П.Ронсар и Ф.Депорт во Франции; Дж.Чосер, Т.Уайет, Г.Х.Сарри, Э.Спенсер, Ф.Сидни, Т.Лодж и Г.Констебл в Англии; П.Флеминг, М.Опиц, Г.Веккерлин и Т.Хёк в Германии. В период романтизма Петрарка также нашел поклонников и подражателей, из них наиболее примечательны У.Фосколо и Дж.Леопарди в Италии; А.Ламартин, А.Мюссе и В.Гюго во Франции; Г.У.Лонгфелло, Дж.Р.Лоуэлл и В.Ирвинг в Америке.

Книги автора Франческо Петрарка

В серии давно готовилось однотомное собрание сочинение Петрарки (1304—1374), с включением отрывков из “Африки”, латинской поэмы о победе Рима над Карфагеном, которую Петрарка считал главным своим произведением….

«Моя тайна, или Книга бесед о презрении к миру» – произведение яркого представителя эпохи раннего Возрождения Франческо Петрарки (итал. Francesco Petrarca, 1304 – 1374).*** Читатель становится свидетелем…

«Письмо к потомкам» – произведение яркого представителя эпохи раннего Возрождения Франческо Петрарки (итал. Francesco Petrarca, 1304 – 1374).*** Автобиографическое сочинение. Петрарка вспоминает, как в…

«100 шедевров о любви» – уникальная серия издательства Стрельбицкого, в которую вошли лучшие произведения всех времен и народов о самом прекрасном и возвышенном чувстве – любви. В каждом томе серии читатели…

«Сонеты» – название книги яркого представителя эпохи раннего Возрождения Франческо Петрарки (итал. Francesco Petrarca, 1304 – 1374).*** Петрарка посвящает свои сонеты Лауре, единственной любви всей своей…

В настоящий сборник великого итальянского писателя Франческо Петрарки (1304 – 1374) включены сонеты и избранные стихотворения “Книги песен” своеобразного поэтического дневника, посвященного…

Источник: https://itexts.net/avtor-franchesko-petrarka/

Ссылка на основную публикацию