Сочинение “Письмо Льву Николаевичу Толстому”
Диалог с классиком
Письмо Льву Николаевичу Толстому.
Здравствуйте, уважаемый Лев Николаевич! Я большая поклонница Вашего творчества, но никогда бы не подумала, что когда-нибудь возьмусь писать эти строки. Ведь я человек, который читает немного классических произведений и редко кому-то пишет письма.
Но мое желание написать, просто неудержимое, потому что я хочу Вам написать о том, какое место занимаете Вы и Ваше творчество не только в моей жизни, но и в жизни других людей, которые увлекаются Вашими произведениями.
Прежде всего, я бы хотела выразить Вам огромную благодарность, за то, что Вы написали много хороших произведений, которые знают многие люди не только в нашей стране, но и далеко за ее приделами. Вы внесли огромный вклад, как в русскую литературу, так и в мировую, тем самым прославили Россию и, конечно же, себя.
Ваше творчество прошло сквозь века, и я уверенна, что оно не утратит свою актуальность через многие годы. Потому что в Ваших произведениях есть ответы на вопросы, которые волнуют каждого человека. Одним из примеров таких произведений является Ваша самая знаменитая работа «Война и мир».
Этот роман-эпопея покорил миллионы людей, а герои этого произведения навсегда остались в сердцах у читателей. Каждый герой этого романа – это человек с невероятной судьбой. Одни счастливы знать, что такое взаимная любовь и быть любимым, а другие познают все ее худшие стороны и проклинают это чувство. Когда я читала этот роман, я погружалась в другой мир.
Во времена шикарных нарядов, балов, мужественных поступков, чистой и безграничной любви. На протяжении всего романа нам открываются новые стороны персонажей, их споры друг с другом и внутренние искания самого себя. Вы показали это так ярко, эмоционально и реалистично, что я, читая это произведение, влюблялась, ненавидела, радовалась и переживала вместе с героями.
У меня в этом произведении нет именно одного любимого героя, потому что все они разные и необычные, а их проблемы и поступки такие современные, что я могу сказать, что это вечные образы. Взять, например Пьера Безухова. В этом романе описываются его духовные искания, его раздумия о смысле жизни.
Разве сейчас люди не задумываться над этим? Конечно же да! Молодёжь точно так же переживает о будущем, пытается найти себя, своё место в жизни, как и несколько веков назад. Они задаются вопросами о любви, как это делала Наташа Ростова, их волнует отношение отцов и детей, как это волновало Андрея Болконского.
Именно это делает произведение таким актуальным, знаменитым, а главное – вечным, а Вас – удивительно талантливым писателем, ведь далеко не каждый сможет так описать жизнь, и тем самым помочь разобраться в самом себе. И не смотря на то, что сейчас количество читающих людей значительно уменьшилось, я уверенна, что такие произведения, как «Война и мир», помогут еще не одному поколению найти для себя смысл жизни, научиться глубоко мыслить, понять себя и попытается сделать мир лучше.
С уважением, Ваша почитательница Наташа Мамчич.
Источник: https://nsportal.ru/ap/library/literaturnoe-tvorchestvo/2014/12/26/sochinenie-pismo-lvu-nikolaevichu-tolstomu
Сочинение: Биография Льва Толстого
Криницын А.Б.
Лев Николаевич Толстой – аристократ по рождению, несостоявшийся военный, добросовестный помещик по необходимости, под конец жизни – крестьянин и ремесленник, по идейным устремлениям, и один из творцов русской классической литературы, по общему признанию. Род Толстых был одним из самых древних; один из предков Льва Николаевича – граф Петр Андреевич Толстой – был ближайшим сподвижником императора Петра I.
«Я родился в 28-ом году, 28-го числа, и всю мою жизнь 28 было для меня самым счастливым числом», – вспоминал Лев Николаевич. Родился он в родительском имении Ясная Поляна, что недалеко от Тулы. Здесь и прошло все детство Толстого, его трех братьев и младшей сестры. Родители его, граф Николай Ильич Толстой и княжна Волконская Марья Николаевна (впоследствии они послужили прототипами для образов Николая Ростова и княжны Марьи Болконской в «Войне и мире»), рано умерли и оставили детей круглыми сиротами.
Как вспоминает сестра, «Лев Николаевич в детстве отличался особенной жизнерадостностью; он был какой-то лучезарный. Когда, бывало, прибежит в комнату, то с такой радостной улыбкой, как будто сделал открытие, о котором хочет сообщить всем. Любил шутить. Всегда был нежный, ласковый, уступчивый; никогда не был груб. Если его приласкают – прослезится. Обидят его братья – уйдет куда-нибудь подальше и плачет». Но с братьями они всю жизнь жили дружно. «С Митенькой я был товарищем, Николеньку я уважал, но Сережей я восхищался и подражал ему, любил его, хотел быть им», – вспоминал Лев Николаевич. Любимой игрой в детстве у них была игра в муравейных братьев, придуманная старшим братом Николаем. Заключалась она в том, что дети залезали под стулья, завешивались платками, и сидели в темноте, прижавшись друг к другу и ощущая свое единство. Николенька, большой выдумщик и заводила, знал тайну, «посредством которой, когда она откроется, все люди сделаются счастливыми, не будет ни болезни, никаких неприятностей, никто ни на кого не будет сердиться и все будут любить друг друга, все сделаются муравейными братьями». Но, несмотря на свою плаксивость и ранимость, он все-таки вытворял иногда довольно отчаянные проделки: то он натрет себе брови порохом и подожжет их, из-за чего они впоследствии вырастут неровными и косматыми, то выпрыгнет из окошка в убеждении, что сможет полететь.
Шестнадцатилетним поступил Толстой в Казанский университет, но закончить его не смог: даже сменив факультет восточных языков на юридический, он остался в убеждении, что университет лишь отнимает время бесполезными науками, из которых он более всего имел отвращение к истории. «История, – рубил Толстой с плеча, – это не что иное, как собрание басен и бесполезных мелочей, пересыпанных массой ненужных цифр и собственных имен. Все пригоняется к известной мерке, измышленной историком».
В годы юношества Толстой много читал. В пятнадцать лет он боготворил Жан-Жака Руссо, французского писателя и философа XIX века. Толстой прочитал все его 20 томов и даже носил медальон с его портретом вместо нательного креста. Ему импонировали взгляды Руссо на происхождение государства, равенство всех людей и его утверждение об изначальной нравственности «естественного человека», живущего в гармонии с природой и не испорченного обществом. Толстой зачитывался произведениями А. Пушкина, Н. Гоголя, И. Тургенева, М. Лермонтова, Ч. Диккенса, Л. Стерна, Ф. Шиллера.
В 1847 году Толстой бросил университет, проучившись в нем три года, и уехал в свое имение Ясную Поляну, которое братья отдали ему после раздела наследства. Здесь Толстой пытается реализовать себя в качестве доброго, рачительного хозяина. Но переустройство быта крестьян не удалось: мужики недоверчиво относились к нововведениям молодого барина. Толстой открывает в Ясной Поляне школу, в которой преподавал дворовый человек, а иногда и сам Лев Николаевич. Педагогика и народное образование интересовали его всю жизнь. Он даже издавал педагогический журнал «Ясная Поляна» в 1862 году и писал поучительные сказки и рассказы для детей.
Кроме хозяйственных забот Толстого одолевали еще заботы о собственном образовании, которым он теперь, уйдя из университета, занимался самостоятельно. Он запланировал изучить философию, историю, географию, статистику, музыку, живопись, курс юридических наук, медицину, математику, множество языков (в зрелом возрасте Толстой свободно владел английским, французским, немецким языками; знал греческий, латинский, итальянский, польский, чешский, сербский, старославянский, украинский, татарский; изучал древнееврейский, турецкий, голландский, болгарский и др. языки). Так начинается жизнь Толстого по планам и им самим выработанным правилам. С семнадцатилетнего возраста и до конца жизни Толстой ведет свои дневники, записывая свои мысли и эпизоды из жизни. Самообвинения в трусости, лени, в привычке спорить, в отсутствии твердости и энергии следуют друг за другом. Подробные дневниковые записи свидетельствуют о глубокой, напряженной работе над собой и пристальному вглядыванию в непонятную человеческую душу.
В 1851 году Толстой сменяет привычные условия жизни, отправившись на Кавказ вслед за своим братом Николаем. Пробыл он на Кавказе два года и семь месяцев, участвуя в войне с горцами (сначала в качестве волонтера, затем – артиллерийского офицера), а главное, собрав там материал для своей повести «Казаки», которую писал 10 лет (с 1852 по 1862 год). В это же время Толстой пишет автобиографические повести «Детство» (51-52), «Отрочество», (1852-54), «Юность» (1854-56). Все три повести входили в замысел автобиографического романа «Четыре эпохи развития», из которого четвертая часть – «Молодость» – так и не была написана Толстым. Но пока он и не думает о профессии писателя как о жизненном пути, а только пробует свои силы, однако очень упорно, заставляя себя писать каждый день.
После Кавказа военная карьера Толстого продолжается в эпицентре Крымской войны – в Севастополе, куда его переводят в 1854 году. По словам очевидцев, Толстой ведет себя не как настоящий военный: недисциплинирован, не способен к регулярной службе, сослуживцы презрительно называют его «туристом», «дармоедом». Армейский быт и эпизоды войны послужили Толстому материалом для военных очерков «Севастопольские рассказы» (1855), которые произвели огромное впечатление на общественность своей страшной правдой о войне и необыкновенно проницательным психологическим проникновением в чувства сражающихся. Очерки принесли Толстому писательскую славу. В Севастополе он, наконец, окончательно определяется со своим призванием. Недоучившийся студент, неудавшийся военный пишет в своем дневнике: «Моя цель литературная слава… моя карьера литература – писать и писать».
В 1855 Толстой приехал из Севастополя в Петербург, где познакомился со многими литераторами: Некрасовым, Тургеневым, Гончаровым, Чернышевским и др. Он проходит школу литературного общения, в то же время сохраняя свой неповторимый взгляд на мир. 1856-62 годы – это период проб и ошибок, период поисков новых творческих путей. В 1862 году в 34-летнем возрасте Толстой женился по любви на 18-летней девушке, дочери врача придворного ведомства Софье Андреевне Берс. Творческие неудачи толкают Толстого вновь обосноваться в деревне и заняться хозяйством. Теперь реформа 1861 года, освободившая крестьян от крепостной зависимости, побуждает его стать мировым посредником, разбирая тяжбы между крестьянами и помещиками о разделе земли. Много сил он отдает школе, которую опять возобновляет, и издает педагогический журнал «Ясная Поляна». Но вскоре после женитьбы Толстой закрывает школу под влиянием уговоров молодой жены, которая всю жизнь ревновала Толстого к его увлечению крестьянскими проблемами.
Через год после женитьбы Толстой начинает самое свое грандиозное произведение роман-эпопею «Война и мир» (1863-69). Сразу после своего появления в 1869 году роман упрочил за ним славу первого русского писателя.
Ободренный успехом «Войны и мир», в начале 70-х он начинает следующее свое крупное произведение «Анна Каренина» (1873-77). В нем писатель развивает тему, на которой он остановился в эпилоге «Войны и мира» – «мысль семейную». Толстой решает изобразить на примере взаимоотношений супругов нескольких семей смысл и назначение семьи вообще, те божеские законы, по которым должна строиться ее жизнь.
Постепенно назревающий духовный кризис у Толстого наступил в начале 80-х годов, когда Толстой в «Исповеди» резко осудил всю свою прошлую жизнь. В то время он открещивался от своих произведений. Несправедливость сытой роскошной жизни на фоне городской и деревенской голодной нищеты все более мучила Толстого. Духовный перелом отразился в его статьях, повестях, пьесах, которых объединяет одна надрывная нота: «…Так нельзя жить, нельзя так жить, нельзя!» Лев Николаевич считал, что нужно прежде всего «опростить» свою жизнь и переделать себя. Он обвиняет себя в роскоши, демонстративно решает начать жить трудами своих рук: убирает сам свою комнату, колет дрова, шьет сапоги, возит воду и пашет землю. Толстой демонстративно рвет со своим классом, отрекается даже от своих уже написанных романов и повестей, принесших ему мировую славу, называя их «барской забавой». Только та литература, которая понятна производителю всех жизненных благ – простому народу, на уровне его мировосприятия – полезна и нравственна, если показывает правду жизни и учит людей добру. Вдохновленный такими идеями, Толстой пишет свою знаменитую «Азбуку» – сборник рассказов для крестьянских детей, которая до сих пор остается непревзойденной по простоте, ясности и силе языка.
В 1891 году Россию настиг голод. Толстой не мог не откликнуться на несчастье: он организовывал столовые на свои средства, чтобы кормить голодающих, писал статьи об ужасах голода и о том, чем это грозит, – о полном упадке деревни, писал о вырождении народонаселения, о высокой смертности у крестьян, о том, что привилегированный класс «должен пойти в среду народа с сознанием своей вины перед ним». Давая точную картину бедственного положения деревни, Толстой критиковал правительство, чем вызвал его недовольство. Толстого обвиняли в распространении революционных идей.
В 80-е годы Толстой также вошел в конфликт и с духовной властью. В 1900 году Толстой был публично отлучен от Церкви за кощунственное изображение Божественной Литургии в романе «Воскресение». Отлучение великого писателя от Православной Церкви – основы русской духовности, культуры, всего жизненного уклада,– стало событием, взволновавшим не только русскую, но всю мировую общественность. Сам Толстой воспринял свое отлучение невозмутимо: его внутренний конфликт с церковью начался задолго до внешнего, окончившегося так ужасно – отлучением. По его собственному признанию, вера и неверие жили в его душе, как кошка с собакой в одном чулане. Воспитанный в православной христианской вере Толстой уже с юных лет критически смотрел на историю, традиции Церкви, на ее учение. Самоуверенной мыслью он отрекся от ее опыта и попытался открыть религиозные истины самостоятельно, но пришел все-таки к истинам христианским: «Из двух лет умственной работы я нашел простую, старую вещь, но которую я знаю так, как никто не знает, я нашел, что есть бессмертие, что есть любовь и что жить надо для другого, для того, чтобы быть счастливым вечно. Эти открытия удивили меня сходством с христианской религией, и я вместо того, чтобы открывать сам, стал искать их в Евангелии, но нашел мало», – вспоминал Толстой позже о своих религиозных исканиях, результатом которых было создание своего варианта Евангелия, представляющего собой роман из жизни Христа. Толстой создал свою религию, стержнем которой стали идеи о непротивлении злу насилием. Долгое время и после смерти Толстого находились приверженцы его идей (толстовцы), которые строили свою жизнь согласно его учению: создавали коммуны, заводили общее хозяйство и жили своим трудом, обрабатывая землю (советская власть жестоко с ними расправилась в 1930-е годы).
Последнее свое крупное произведение Толстой создал через 12 лет после романа «Анна Каренина»: роман «Воскресение» он пишет 10 лет (1889-1899). Главный герой – князь Нехлюдов – мучится внезапно открывшейся ему неизбывной виной перед крестьянкой Катюшей Масловой, попавшей из-за него в публичный дом, а затем по ложному обвинению на каторгу. Проступок Нехлюдова символически вырастает в романе до общей вины высших классов перед народом, требующей немедленного покаяния и искупления. В «Воскресении» усиливается морализм Толстого и его обличительный пафос, часто в ущерб психологизму характеров, ибо всех представителей дворянства Толстой безоговорочно осуждает. В «Воскресении» Толстой доходит до отрицания государства в целом как аппарата насилия, особенно негодуя против таких его институтов, как суд, тюрьмы, каторга, армия, чиновничество, церковь.
Между последними двумя романами заключен для Толстого период очень мучительных раздумий и колебаний о своем назначении как человека и как писателя. С молодости он определил для себя цель своей жизни в полезной деятельности для общества. Писательский труд он расценивал как возможность рассказать людям о правде жизни, раскрыть зло, главным носителем которого он видел государство. Толстой считал, что писатель всегда находится в состоянии тревоги и волнения, так как «он мог решить и сказать то, что дало бы благо людям, избавило бы их от страдания, дало бы утешение, а он не так сказал, а завтра, может, будет поздно – он умрет».
Умер Лев Николаевич Толстой в 1910 году вдали от своей семьи, от которой ушел, не выдержав противоречий со своими родными во взглядах на важные для него проблемы религии и народа. Великий, известный всему миру писатель прожил долгую жизнь, с детства обуреваемый заветной мечтой: сделать всех людей счастливыми, которой он служил и словом и делом.
Романы Толстого «Война и мир» и «Анна Каренина» – вершины русской литературы и, несомненно, мировой в момент своего появления. Из этих двух романов «Война и мир» – масштабнее по своему замыслу, поскольку является романом-эпопеей.
Слово «эпический» означает «масштабный», «величественный». Эпопеей в древней фольклорной традиции называли народную героическую поэму из множества глав, в которых воспевались героические походы и подвиги героев, велики6е битвы, переселения народов – события далекого, уже легендарного прошлого, оказавшие решающее влияние на всю последующую историю нации.
«Война и мир» явились возрождением эпопеи в литературе, новым жанровым образованием, разработанным Толстым на основе исторического романа. Роман-эпопея в несколько раз больше по объему обыкновенного романа, включает в себя не одну, а несколько сюжетных линий и значительно большее количество героев, из которых не один, а три или четыре одновременно могут считаться «главными», то есть «конкурировать» между собой по значимости и оспаривать друг у друга главную роль в повествовании. Судьба их прослеживается на длительном временном протяжении, что дает возможность показать их характер в эволюции. В эпопее удается изобразить даже судьбу нескольких поколений одной семьи и выявить фамильные черты ее членов и логику ее судьбы.
В новой эпопее, как и в древнем эпосе, показываются важнейшие исторические события, свершающиеся в значительных временных и пространственных пределах, в которых принимают участие как известные исторические личности, так и широкие народные массы. Важнейшей чертой романа-эпопеи, найденной Толстым, стал постоянный переход с одного плана изображения на другой различных по масштабу планов изображения, в результате чего одно и то же событие, например сражение, показывается и широкой панорамой, глазами полководца, и с позиции рядовых участников, видящих только маленький участок боя, что позволяет нам увидеть сражение глазами человека, непосредственно подвергающегося опасности. В результате перед читателем предстает объемное описание, обобщающее опыт всех участников боя.
Такой прием построения потом неоднократно использовался в русской и западной литературах ХХ века, например, в романах-эпопеях «Иосиф и его братья» Т. Манна, «Петр I» А.Толстого, «Тихий Дон» Шолохова, «Живые и мертвые» К. Симонова,
Источник: https://ronl.org/sochineniya/literatura-i-russkiy-yazyk/134691/
Готовые школьные сочинения
Авг
21 2011
Сочинение обзор по творчесву Алексея Николаевича Толстого
Особенности литературы того времени замечательно объединились в творчестве талантливейшего художника слова, одного из крупнейших представителей критического реализма предоктябрьской поры — Алексея Николаевича Толстого (1883—1945).
Обобщая суждения многочисленных исследований об особенностях творческого становления А. Толстого в дооктябрьский период, можно сказать, что период этот в его творчестве был довольно сложным, искания — трудными и противоречивыми.
С одной стороны — идеалистическое мировоззрение, увлечение символизмом, сказавшееся в первой книге стихов — «Лирика» (1907).
С другой — обращение к родникам русского народного творчества: «Сорочьи сказки» (1909), «За синими реками» (1909), приближавшего писателя к действительности, к реализму.
Подлинный шаг вперед к прогрессивному искусству был сделан А. Толстым в прозе, в повестях и романах, «заволжского цикла».
Реалистическая плотность материала, острота характеристик вымирающей помещичьей прослойки в Заволжье, подчас анекдотическое изображение бытовых ситуаций,— во всем этом сказалась сила критического таланта Толстого.
Он не только нашел собственную тему, но и нащупал путь выхода из промежуточного положения к демократизму и народности. В произведениях Толстого «Мишука Налымов», «Чудаки», «Хромой барин», «Приключения Растегина» и др.
с большой художественной силой показана историческая неизбежность гибели дворянства как класса. Этот вывод зримо присутствует во всех рассказах писателя, в сатирической галерее чудачествующих, похотливых, безвольных и праздных обитателей запущенных парков, обветшалых усадеб, затянутых паутиной, запыленных барских особняков.
Но при этом проза Толстого тех лет не лишена противоречий.
Миру тлена и разложения противопоставляется как единственная оздоровляющая сила — любовь, которую незапятнанной и чистой гордо проносят прекрасные женщины через всю грязь окружающей их жизни.
Толстой полагал, как это неоднократно отмечалось в нашем литературоведении, что решение всех проблем бытия надо искать в сфере морально-этической.
Буржуазная критика, признавая огромный талант писателя заволжского цикла, единодушно подчеркивала его аполитичность. Но в этом вопросе с ней вступил в спор сам Толстой. В статье «Об идеальном зрителе» он высказывает свои взгляды на роль художника в обществе.
Статья проникнута убежденностью в том, что талант должен служить народу, питаться острыми вопросами современности и отражать их. Труден был путь бывшего графа к овладению марксистским взглядом на исторический процесс. Путь этот пролегал через неверную оценку Великого Октября, через пятилетнюю белую эмиграцию.
Но все же именно революция 1917 года активизировала те тенденции, которые формировались в его мировоззрении и творчестве в дооктябрьский период.
И когда, уже писатель, выдающийся художник реализма А. Н. Толстой в 935 году в Париже с трибуны Первого международного конгресса в защиту культуры произносил свою речь о свободе творчества и излагал принципы литературы, он в эту исполненную духа гражданственности проникновенную исповедь вложил и свой писательский опыт мучительных исканий правды.
Нужна шпаргалка? Тогда сохрани – » Сочинение обзор по творчесву Алексея Николаевича Толстого . Литературные сочинения!
Источник: http://www.testsoch.net/sochinenie-obzor-po-tvorchesvu-alekseya-nikolaevicha-tolstogo/
Полное собрание сочинений. Том 8. Педагогические статьи 1860–1863 гг. Педагогические заметки и материалы
Государственное издательство
«Художественная литература»
Москва – 1936
Электронное издание осуществлено компаниями ABBYY и WEXLER в рамках краудсорсингового проекта «Весь Толстой в один клик»
Организаторы проекта:
Государственный музей Л. Н. Толстого
Музей-усадьба «Ясная Поляна»
Компания ABBYY
Подготовлено на основе электронной копии 8-го тома Полного собрания сочинений Л. Н. Толстого, предоставленной Российской государственной библиотекой
Предисловие и редакционные пояснения к 8-му тому Полного собрания сочинений Л. Н. Толстого можно прочитать в настоящем издании
Электронное издание 90-томного собрания сочинений Л. Н. Толстого доступно на портале www.tolstoy.ru
Если Вы нашли ошибку, пожалуйста, напишите нам report@tolstoy.ru
Предисловие к электронному изданию
Настоящее издание представляет собой электронную версию 90-томного собрания сочинений Льва Николаевича Толстого, вышедшего в свет в 1928—1958 гг. Это уникальное академическое издание, самое полное собрание наследия Л. Н. Толстого, давно стало библиографической редкостью.
В 2006 году музей-усадьба «Ясная Поляна» в сотрудничестве с Российской государственной библиотекой и при поддержке фонда Э. Меллона и координации Британского совета осуществили сканирование всех 90 томов издания.
Однако для того чтобы пользоваться всеми преимуществами электронной версии (чтение на современных устройствах, возможность работы с текстом), предстояло еще распознать более 46 000 страниц. Для этого Государственный музей Л. Н.
Толстого, музей-усадьба «Ясная Поляна» вместе с партнером – компанией ABBYY, открыли проект «Весь Толстой в один клик». На сайте readingtolstoy.ru к проекту присоединились более трех тысяч волонтеров, которые с помощью программы ABBYY FineReader распознавали текст и исправляли ошибки.
Буквально за десять дней прошел первый этап сверки, еще за два месяца – второй. После третьего этапа корректуры тома и отдельные произведения публикуются в электронном виде на сайте tolstoy.ru.
В издании сохраняется орфография и пунктуация печатной версии 90-томного собрания сочинений Л. Н. Толстого.
Руководитель проекта «Весь Толстой в один клик»
Фекла Толстая
Перепечатка разрешается безвозмездно.
–
Reproduction libre pour tous les pays
Л. Н. ТОЛСТОЙ
1860 г.
С фотографии J. Géruzet Bruxelles
НЕОПУБЛИКОВАННОЕ, НЕОТДЕЛАННОЕ И НЕОКОНЧЕННОЕ.
5 Марта 1860.
ПЕДАГОГИЧЕСКІЯ ЗАМѢТКИ И МАТЕРЬЯЛЫ
Наука есть только обобщеніе частностей. Умъ человѣческій тогда только понимаетъ обобщеніе, когда онъ самъ его сдѣлалъ; или провѣрилъ. Частность же онъ допускаетъ на вѣру. Религія есть обобщеніе, принятое на вѣру.
Задача педагогіи есть слѣдовательно наведеніе ума на обобщеніе, предложеніе уму, въ такое время и въ такой формѣ, такихъ частностей, изъ которыхъ легко дѣлаются обобщенія.
– Есть обобщенія, общія всѣмъ, черезъ которыя каждый долженъ пройти, есть другія, которыя нельзя предвидѣть. Этими-то неожиданными обобщеніями обогащается наука. —
Преподаваніе11
Слово Преподавание надписано над строкой, что вызвало переделку: Исторiя на исторiи, но большая буква в рукописи осталась.
исторіи народовъ и государствъ невозможно для дѣтей. Въ исторіи ближайшая и22
Зачеркнуто: единствен[ная]
[Закрыть]
основная частность есть человѣкъ, похожій на меня. Изъ нѣсколькихъ такихъ частностей, только со временемъ учащійся выведетъ понятіе о народѣ, государствѣ. А какъ много нужно такихъ частностей, составляющихъ частность государства, чтобы учащійся понялъ движеніе народовъ, государствъ. —
Въ естественныхъ наукахъ частность основная есть каждая особь. Въ химіи основное тѣло, только тогда, когда осязаемо для учащегося. Въ математикѣ частность есть дѣйствіе – сложеніе, а общее – свойство цифры. Математика, въ особенности Геометрія, скорѣе всего приводитъ отъ частнаго къ общему.
Ребенокъ не прежде узнаетъ, что такое государство, а потомъ – какъ живетъ въ немъ человѣкъ, а прежде понимаетъ, какъ. живетъ человѣкъ, а потомъ – въ какихъ условіяхъ. Не прежде понимаетъ общій законъ растенія – клѣтчатку, а потомъ деятельность клѣтчатки, а на оборотъ. Не прежде понимаетъ значеніе величины, а потомъ выводъ изъ соединенія величинъ, а на оборотъ.
Ребенокъ дѣлаетъ всѣ четыре правила арифметики, а не только не умѣетъ определить, но не знаетъ значенія цифры. Не знаетъ ея отношенія къ единицѣ.
Искуство педагогіи есть выборъ поразительнѣйшихъ и удобнѣйшихъ къ обобщенію частностей въ области каждой науки и живѣйшимъ представленіи ихъ33
Начиная от слов: живѣйшимъ представленіи ихъ кончая: не въ навязываніи обобщеній. рукопись дает текст, грамматически очень запутанный, но общий смысл его совершенно понятен.
(понятливѣйшимъ было бы несправедливо. Ребенокъ не требуетъ понятливаго, но требуетъ живаго, сильно дѣйствующаго на воображеніе. Возьму примѣръ изъ математики. Для обученія дѣленію лучшій способъ есть дѣленіе десятичныхъ чиселъ и составленіе періодовъ, которые непонятнѣе простыхъ чиселъ, но дѣйствуютъ на воображеніе) и руководства къ выводу главнѣйшихъ, полезнѣйшихъ обобщеній, но никакъ не въ навязываніи обобщеній. Ребенокъ ихъ не допускаетъ, какъ частности, ибо они не дѣйствуютъ на воображеяіе, а на одну память (на воображеніе вашего способа выраженія словъ, буквъ). Ежели вы учите ребенка цифрамъ и пишете ему и учите называть 1 2 3 4 и т. д., онъ можетъ дѣлать бездну обобщеній изъ двухъ фактовъ – названія и фигуры, но вы старайтесь, чтобъ онъ не останавливался на томъ обобщеніи, напримѣръ, что въ 4 есть прямая палочка и въ 1 тоже, что 6 и 9 перевернутые похожи другъ на друга, а онъ почти всегда сдѣлаетъ эти обобщенія, но останавливаете его вниманіе на томъ, что отъ 1 счесть 3 цифры впередъ – будетъ 4, а назадъ – опять будетъ одинъ, и отъ 6 до 9 тоже. —
Въ математикѣ легче всего руководить обобщенія, въ естественныхъ наукахъ, болѣе дѣйствующихъ на воображеніе, всей разнообразностью представляемаго предмета, менѣе легко, и труднѣе всего въ историческихъ наукахъ. Гдѣ остается полное свободное поле воображенію. Обыкновенное явленіе «тупика» есть важный фактъ въ педагогіи и доказательство сказаннаго выше.
Умъ человѣка, въ особенности ребенка въ классѣ, никогда не бываетъ въ бездѣйствіи (онъ постоянно совершаетъ свои обобщенія), но ежели онъ самъ не можетъ сказать, что останется отъ 2, когда возьмете 1, или говоритъ, что б-а – ба, а д-а – фю, то это только доказываетъ то, что онъ нашелъ другое поле обобщеній, а потерялъ то, на которое вы его наставили.
Ежели бы этаго не было, онъ бы сейчасъ опять понялъ то, что вы ему говорите, но онъ не можетъ оторвать своего ума отъ того другаго обобщенія, въ совершеніи котораго онъ находится. Тупику подвержены очень тупые одаренные очень живымъ воображеніемъ дѣти. – Очень тупые потому, что ему представляются болѣе легкія обобщенія, чѣмъ то, которое вы предлагаете ему.
Очень живые потому, что ему представляются много другихъ, труднѣйшихъ. —
Главное – не нужно забывать того, что наука состоитъ въ руководствѣ къ обобщеніямъ, сначала изъ фактовъ, а въ послѣдствіи изъ обобщеній, сдѣланныхъ учащимся и уже принятыхъ44
В подлиннике ошибка: принятымъ
имъ за факты (т. е. одѣтыми воображеніемъ въ извѣстную форму). Передавать же обобщенія нельзя. Природа человѣческая отказывается въ принятіи ихъ. Но всякая наука строится на обобщеніяхъ. Какимъ же образомъ передавать науку тѣмъ, которыми не найдены, не провѣрены еще эти обобщенія, у которыхъ нѣтъ никакихъ обобщеній, исключая тѣхъ, которыя даетъ одна жизнь до извѣстнаго возраста? Найти эти обобщенія и отъ нихъ, представляя новые факты, переводить на высшія – вотъ, слѣдовательно, задача педагогіи. Задача одинакая въ одномъ человѣкѣ съ задачей науки въ человѣчествѣ; но не обратная, какъ какъ будто предполагается всѣми учебными книгами и руководствами. (Для подтвержденія сходства пути науки въ человѣкѣ съ человѣчествомъ, приведу одинъ примѣръ священной исторіи, – фактъ, что исторія младенчества человѣчества понятна для каждаго младенца-человѣка. Естественныя науки младенчества человѣчества – стихія, земля, кончающаяся водой, и т. д. – понятны для младенца-человѣка).– Человѣкъ въ своемъ развитіи долженъ пройти всѣ фазы развитія человѣчества. И только одно развитіе всего человѣчества показываетъ тотъ несомнѣнный путь, по которому долженъ идти человѣкъ. Ежели до сихъ поръ учились и учатся люди, то безъ сомнѣнія задача эта педагогіи и ея ходъ должны были быть извѣстны и приложимы, но только отчасти и одной практикой, хорошимъ учителемъ въ его55
Зачеркнуто: рѣчахъ движ[енiяхъ]
[Закрыть]
словахъ, въ его домашнемъ дѣлѣ ученья; но по невѣжеству ли моему или нѣтъ, я до сихъ поръ не видалъ педагогической книги, въ которой бы не былъ принять обратный ходъ задачѣ педагогіи и задачѣ науки, книги, въ которой бы 66
Последними словами заканчивается л. 3 об. автографа. Ниже, почерком явно другого времени, идет зачеркнутая строка автографа, с трудом поддающаяся прочтению: Явл. [1 неразобр.] прав, эти обобщ. Напрасно боятся за умъ [?] человѣка.
недопускались принятыя на вѣру обобщенія, которыхъ не можетъ имѣть учащійся. По этому въ теоріи мнѣ кажется, что, къ несчастью, господствуетъ еще противуположный здравому смыслу взглядъ на педагогію. – Безъ сомнѣнія, идя впередъ и обобщая законы свои, наука становится легче, доступнѣе уму. Но она доступнѣе только тому уму, который изъ фактовъ вывелъ эти обобщенія. Для того же, который черезъ факты не прошелъ всѣ ступени обобщеній, она съ каждымъ высшимъ обобщеніемъ становится сложнѣе. Педагоги какъ будто забываютъ это, какъ будто, поработавъ надъ предметомъ, они такъ обрадуются, что, обобщивъ, объяснили себѣ его, что они торопятся тѣ же обобщенія передать учащимся. Они какъ будто забываютъ, что, уяснивъ обобщеніемъ свой предметъ, они достигли только одну половину труда, они только узнали ту дорогу, по которой должны будутъ идти другiе, но имъ предстоитъ снова отъ перваго шага вести ихъ , разставляя на дорогѣ приманки для воображенія и избавляя отъ объѣздовъ, а не разсказывать имъ, что̀ есть тамъ, куда они должны идти. Ребенку кажется очень просто, что есть рожь и береза, но когда вы ему скажете, что есть рожь и береза, а еще есть двусѣмядольныя и односѣмядольныя растенія, имѣющія такія и такія свойства, вы ему только сдѣлаете сложнѣе то, что было просто, ибо онъ не можетъ понять вашего обобщенія, не сдѣлавъ предварительно обобщенія о законахъ жизни растеній, которыхъ онъ тоже не можетъ понять, не сдѣлавъ обобщенія о законахъ раздѣленія77
Последними словами заканчивается л. 4 автографа. Вдоль левого края этого листа, почерком несомненно другого времени, написана еще строка автографа, не поддающаяся вставке в определенное место основного текста: почему такая ошибка. Наука рада упрощенiю и забываетъ, что упрощенiе есть сложность.
на части растенія, котораго онъ не можетъ понять, не сдѣлавъ обобщенія о присутствіи таковыхъ во многихъ растеніяхъ – не разсмотрѣвъ много новыхъ [?] растеній. – Начните съ того, что есть растеніе, онъ это знаетъ. Какъ оно живетъ и питается, онъ это знаетъ или [?] не понимаетъ. Но вѣдь что вы хотите сказать, когда вы говорите, что растеніе имѣетъ листъ, стебель и корень? Вы хотите сказать, что, какой бы ни былъ фигуры корень и где бы онъ ни былъ, онъ – корень, ежели онъ исполняетъ проводитъ въ растеніе изъ земли растворимыя неорганич[ескія] тѣла; но для того, чтобы сказать это, надо сказать, что въ растенье входятъ неорганическія тѣла. Вы говорите, что оно питается. Но этимъ вы что хотите сказать? Что какое бы ни было растенье, оно всегда живетъ.88
Последнее слово надписано над зачеркнутым: принимаетъ частицы извнѣ.
Вотъ это-то и покажите ему на одномъ, на другомъ и т.д. и99
Зачеркнуто: пусть онъ дѣлаетъ свои
руководствуйте его въ обобщеніяхъ. Покажите ему типы цвѣтковыхъ и типы безцвѣтковыхъ и т. д.1010
Последнее предложение вписано между строк, чернилами другого цвета и почерком несомненно другого времени.
Онъ знаетъ, что есть царь А[лександръ] Н[иколаевичъ] и былъ Моисей, а вы ему сказали, что есть еще д[ревняя], с[редняя] и н[овая] исторія, ему стало только труднѣе помнить. Но что вы хотите сказать, что что очень давно, то называется старое, а что не очень давно, то новое, – это онъ знаетъ. Прежде жили тогда-то все такіе-то, a послѣ такіе-то.1111
После слов: Прежде жили тогда-то – следует ряд частью недописанных, не всегда поддающихся прочтению предложений, судя по цвету чернил, писанных в разное время. Можно разобрать: всѣ были дра [?] похожи немнож[ко] и послѣ котор[ыхъ]? [1 неразобр.] запрягали, а послѣ все больше. – Все это зачеркнуто и сверху надписано и тоже зачеркнуто: Которые царей убивали въ [1 неразобр.].
Вамъ кажется, что вы для него это раздѣлили, а напротивъ, вы это раздѣлили для себя, чтобы знать, какъ, въ какой послѣдовательности, въ какомъ духѣ вы будете передавать ему такіе-то и такіе-то факты.
Для составленія научныхъ книгъ давно ужъ поняли, что нужно отбрасывать всю исторію своей эрюдиціонной или опытной работы, всю машинистику своего дѣла. Для педагогіи точно также необходимо отбрасывать всю философію своего изложенія, всѣ выводы, сдѣланные послѣ изученія.
Я сказалъ, что, несмотря на такую ошибку педагогіи, педагогія идетъ, но идетъ съ значительными ошибками, проистекающими изъ такаго положенiя ея.
Недостатокъ теоріи пополняется отчасти практикою: выпускомъ безполезнаго и вреднаго, прибавленіемъ изустно или письменно нужнаго и руководствомъ книгъ случайныхъ, непедагогическихъ, произведеніями искуства, изящной литературы и историческими памятниками (Библія, сказки, лѣтописи, Плутархъ и т. п.).
Но ошибочный взглядъ теоріи, не останавливая совершенно, сильно затрудняетъ педагогію. – Изъ этихъ золъ назову главнѣйшіе: 1) Невозможность образованія безъ преподавателя. 2) Усвоеніе памятью непровѣренныхъ обобщеній (одно изъ величайшихъ золъ, нарушающее навсегда самый процессъ мышленія).
3) Настроеніе преподавателей провѣрять обобщенія, сдѣланныя учащимися, и сличать ихъ съ обобщеніями научными. 1) Ведетъ къ однообразію развитія. 2) Останавливаетъ его (ибо часто, понимая, не въ силахъ выразить). – И зачѣмъ такъ бояться за умъ человѣка? Онъ не можетъ сдѣлать всѣхъ нужныхъ обобщеній изъ [1 неразобр.] фактовъ. Только факты давайте наибогатѣйшія богатѣйшими обобщеніями.
Обученiе нравственнымъ или религіознымъ законамъ. Есть слѣдствіе того же печальнаго заблужденія. Но это есть еще далекая будущность. Не говори: не убій, а покажи факты, которыхъ общій смыслъ есть – не убій, и онъ не убьетъ. —
Весь1212
Отсюда и до конца, судя по почерку и цвету чернил, писано в другое время, чем основанный текст «Заметок».
кругъ наукъ вмѣстѣ первоначально. Журналъ будетъ выходить 3 раза въ годъ, ежели1313
Зачеркнуто: богатство
по 2 книги – въ 10 печатныхъ листовъ. Первый отдѣлъ будетъ заключать въ себѣ свѣдѣнія о школахъ; замѣтки учителей, мысли о педагогіи вообще, оригинальныя и переводныя. 2-й отдѣлъ будетъ заключать руководства1414
В подлиннике: Руководства
по разнымъ наукамъ. Повести и разсказы, сказки и пѣсни.
Источник: https://iknigi.net/avtor-lev-tolstoy/81986-polnoe-sobranie-sochineniy-tom-8-pedagogicheskie-stati-18601863-gg-pedagogicheskie-zametki-i-materialy-lev-tolstoy/read/page-1.html