Сочинения об авторе твардовский

Сочинение по произведениям А. Твардовского

А. Т. Твардовский — ярчайший поэтический талант. Доминирующая черта его творчества — высочайший уровень гражданского беспокойства в любых жизненных ситуациях. Счастлив тот, кто «посетил сей мир в его минуты роковые». Чем-чем, а «роковыми минутами» наша эпоха не обделена.

Твардовский убедился в этом на собственном жизненном опыте. Родом он из смоленской деревни, из семьи, пережившей драму раскулачивания и ссылки, о коллективизации знал не понаслышке.

Картины новой колхозной жизни, сразу якобы ставшей счастливой, в литературе и искусстве принято было приукрашивать.

Обратите внимание

Невольно вспоминается муляжное изобилие в знаменитой кинокомедии «Кубанские казаки», которая вышла тоже в довольно суровые послевоенные годы, но показала крестьянскую жизнь сплошным праздником — и праздник получился на славу.

Так было и в раннем стихотворении Твардовского «Гость», где к колхознику приезжает единоличник (на своей телеге со своим конем!), чтобы посмотреть: а стоит ли вступать в колхоз? (Можно подумать, что это дело было добровольным.

) Он-то сам не может решиться вынуть из кошелки привезенный «ржаной с начинкою пирог», а хозяева ему поллитровку ставят и яичницу «во всю сковороду»! Хвастается колхозник хлебом и льном, лошадьми, коровами и телятами: «А скот был сытый, плавный, чистокровный».

Этот сюжет Твардовский включил позднее в поэму «Страна Муравия». Старое вино будет влито в новые мехи.

И черные — с построек старых — бревна
Меж новых хорошо легли в забор.

Многозначительный образ! Словно символ того, как люди старого, темного сознания все же входят в новую жизнь. Такой образ нельзя потерять, и те же бревна «хорошо легли» в текст поэмы.

И бревна старые в забор
Меж новых улеглись.

Одним словом, правду жизни следовало втиснуть в прокрустово ложе социализма, забыв о крестьянской трагедии. Надо было вспомнить, как страдали бедняки от кулаков. Твардовский описал несчастную долю девушки, выданной за богатого хозяина, у которого «скот хоботастый, сытый, чистокровный».

Уж не этот ли скот оказался на колхозном дворе? Помните, в «Госте» сказано точно так же о скоте? Впрочем, разве дело в одном лишь скоте? В колхозе людям и работается весело (еще бы — ведь за «трудодни»!), и свадьба гуляется от души (где и Никите Моргунку перепало как гостю).

А на кулацком на дворе, «где журавель колодезный — и тот звучал с торжественностью церковной», — в том «немилом, нежилом раю» бедной бесприданнице нет ни веселья, ни жизни, она бежит с постылого двора в чем была.

Ты хлопотала по двору чуть свет,
В грязи, в забвеньи подрастали дети,
И не гадала ты, была ли, нет

Иная радость и любовь на свете.

Важно

Об этом пишет он в своей миниатюре. Что было, то было: участью жены в большом крестьянском хозяйстве (как и участью мужа) была работа от зари до зари. В строках же Твардовского есть искренняя боль и искренняя вера в возможность иной, радостной жизни. А чем кончается кулацкая жизнь? Угрюмых супругов раскулачивают и ссылают:

И с ним одним, угрюмым стариком,
Куда везут вас, ты спокойно едешь
Молчащим и бессмысленным врагом

Подписывавших приговор соседей.

Не правда ли — в этом очень «идейном» стихотворении, в этих «правильных» словах все же чувствуется «немая боль» высылаемых крестьян? Да и как не быть боли? Односельчане «подписали приговор» соседу кулаку как своему врагу. На фоне этой скрипучей телеги, увозившей на Соловки классовых врагов, особенно должна была впечатлять идиллическая картина новой жизни всей Смоленщины:

Край мой деревенский, шитый лыком,
Ты дивишься на свои дела.
Слава революции великой
Стороной тебя не обошла.
Славься жизнью, сытой и веселой

Новая Смоленщина моя.

Было все это. Но какой ценой?! Миллионы умерших от голода мужиков в Поволжье и Украине. А сколько лучших работников было сослано или расстреляно?! Сами же мужики расстреливали мужиков. И вот уже новая героиня поэта горюет, что родители не позволили ей выйти замуж по любви за пастуха, выдали за кулака — и что теперь, как жить?

Поздно о том говорить, горевать,
Батьке бы с маткой заранее знать,
Знать бы, что жизнь повернется не так,

Знать бы, чем станет пастух да батрак.

«Жизнь повернется не так» — надолго, хотя не навсегда. В этом вопросе председатель колхоза, у которого гостил Никита Моргунок, оказался плохим пророком.

В наши дни поэма «Страна Муравия» своей правдивостью и драматизмом напоминает о цене, которую народ платит за то, что жизнь поворачивается «не так».

Поминаем душ усопших,
Что пошли на Соловки…

Их везли, везли возами…

С детками и пожитками.

Вот и снова «немая боль» в очень оптимистической поэме. Жуткая картина выселения человека. Нет, не случайно у Твардовского зазвучала песенка о божьей птичке:

Совет

Отчего ты, божья птичка,
Звонких песен не поешь?
— Жить я в клетке не хочу,
Отворите мне темницу,

Я на волю полечу.

Невольно вспоминается стихотворение А. С. Пушкина «Птичка», созданное в 1823 году. Но прошло более 100 лет — и вновь пришлось писать о птичке в клетке. Через 20 лет наступила хрущевская «оттепель». Прав был И. Г. Эренбург, лед тронулся — и его уже нельзя было остановить никаким «застоем».

Твардовский внутренне раскрепостился и «немую боль в слова облек». Одна за другой пишутся поэмы, о которых он прежде и мечтать не мог: «За далью — даль», «Теркин на том свете». Нещадно изобличающие строки, бичующие бюрократизм, очковтирательство, показуху.

Немало таких строк и в посмертно опубликованной поэме «По праву памяти»:

Пред лицом ушедших былей
Не вправе мы кривить душой, —
Ведь эти были оплатили

Мы платой самою большой…

За два года до своей смерти Твардовский отверг все запреты — предал гласности память о крестьянской трагедии 30-х годов:

…не те уже годочки, —
Не вправе я себе отсрочки
Предоставлять. Гора бы с плеч
Еще успеть без проволочки
Немую боль в слова облечь,
Ту боль, что скрыта временами

И встарь теснила нам сердца…

«По праву памяти» — это осмысление поэтом опыта всей прожитой жизни. Поэма отмечена новым уровнем постижения народной правды. Это — лирико-философское раздумье о непростых путях истории, о судьбе отдельной личности.

Поэма отмечена характерной для Твардовского глубиной и силой поэтического обобщения.

Сама память в произведении — это не просто воспоминание о былом, а невозможность забыть, неотпускающая боль души, постоянное тревожное и суровое напоминание о том, что никогда не изгладится в сердце человеческом.

Сам мотив поиска правды — как истины и справедливости — сквозной в поэме, он пронизывает ее текст от обращения к себе во вступительных строках до завершающих ее слов. Здесь развиваются и углубляются мотивы, прозвучавшие в книге «За далью — даль» (особенно в главах «Так это было», «Друг детства»).

Все это поистине выстрадано поэтом, поскольку речь идет о драматической судьбе его семьи, самых близких людей, о его собственной судьбе.

Обратите внимание

Твардовский рассказывал о великом подвиге народа в годы войны, когда решалась судьба родины, когда народ, отдавший сынов и дочерей во имя этого подвига, показал, на какие жертвы он способен.

И о том, какие бесчинства совершались «во имя этого народа», он рассказал предельно честно, искренно. И помнил и берег эту память свято.

Александр Трифонович пережил, перестрадал и 30-е, и 40-е, и послевоенные годы — и, наконец, ему посчастливилось пережить, как говорили древние греки, катарсис — очищение души. Поэт такой судьбы имел полное право по-пушкински горделиво, по-маяковски дерзко написать о себе:

Вся суть в одном-единственном завете:
То, что скажу, до времени тая,
Я это знаю лучше всех на свете –
Живых и мертвых — знаю только я.

Сказать то слово никому другому
Я никогда бы ни за что не мог
Передоверить. Даже Льву Толстому —
Нельзя. Не скажет – пусть себе он бог.
А я лишь смертный. За свое в ответе.

Я об одном при жизни хлопочу:
О том, что знаю лучше всех на свете,

Сказать хочу. И так, как я хочу.

Источник: http://www.uznaem-kak.ru/sochinenie-po-proizvedeniyam-a-tvardovskogo/

Школьные сочинения

Восхищением чувства меры Твардовского А.Т.

пронизаны литературные воспоминания  Александра Р�саевича Солженицына «Бодался теленок СЃ РґСѓР±РѕРјВ», автор РіРѕРІРѕСЂРёС‚ Рѕ том, что Твардовский РЅРµ имел возможности говорить честно Рѕ РІРѕР№РЅРµ, РЅРѕ РѕРЅ РјРѕРі остановиться РІ самый последний момент перед любой неправдой, РЅРѕ, РЅРµ смотря РЅР° это, этот барьер РѕРЅ РЅРёРєРѕРіРґР° РЅРµ перешагивал. После прочтения данной работы, Сѓ меня возникло желание узнать Рѕ жизни Твардовского, прочесть его произведения. РўРѕРјРёРє СЃ его стихами всегда находится СЂСЏРґРѕРј СЃРѕ РјРЅРѕР№, РјРЅРµ доставляет РѕРіСЂРѕРјРЅРѕРµ удовольствие перечитывать его РІРЅРѕРІСЊ Рё РІРЅРѕРІСЊ. Стихотворения Рђ.Рў. Твардовского  можно назвать энциклопедией РїРѕСЌР·РёРё, РѕРЅР° является эпической Рё лирической, РіРґРµ-то драматической историей нашего государства. РќРё РѕРґРЅРѕ важное событие истории того времени нашли СЃРІРѕРµ отражение РІ произведениях Твардовского: период коллективизации, РіРѕРґС‹ Великой Отечественной РІРѕР№РЅС‹, возрождение страны после нее… Героями творчества Александра Трифоновича являются обычные люди, СЏСЂРєРёР№ представитель – Василий Теркин, солдат РЅРѕРІРѕР№ жизни. РџРѕСЌРјСѓ «Василий Теркин» можно назвать апофеозом творчества  Александра Трифоновича  Твардовского. Эту РїРѕСЌРјСѓ можно назвать истинно народной. Мало кто РІ нашем государстве остался равнодушным Рє главному герою. РџРѕСЌРјР° потрясает СЃРІРѕРёРј языком – образным, народным. РќРµ стоит прилагать усилия, чтобы запомнить его стихотворения, РѕРЅРё сами запоминаются легко. Стихи восхищают необычностью Рё задушевностью, как будто ты встречаешься СЃРѕВ  старым приятелем, который РЅРµ нуждается  РІ представлении.В  Бок Рѕ Р±РѕРє СЃ героями переживаются наполненные трагизмом военные Р±СѓРґРЅРё. Каждая строчка РїРѕСЌРјС‹, ставшая бессмертной, сжимает сердце Рё трогает душу.

Василий Теркин поражает своей любовью к жизни, поэтому он один из моих любимейших героев литературы.

Несмотря на  холод, голод,  отсутствие новостей от друзей и близких, Василий Теркин остается на линии фронта, где ежедневно видит, как погибают его друзья-однополчане.

Главный герой старается не терять себя и своей любви к жизни.

В годы Великой Отечественной Войны, когда вокруг много смертей и насилия, нелегко оставаться мягким, добрым и верить в свои силы.

Важно

Александр Трифонович Твардовский в своем произведении доказывает, что как бы ни было тяжело героям, сохранять душевное спокойствие им помогают солдатские шутки.

Твардовский поражает меня  поэмой «Теркин на том свете», где он обличает сталинизм со свойственной ему сатирой и неподражаемым юмором.

Александр Трифонович осмеивает и «отца народов» Сталина и созданную им систему.

Переместив действие с земли на тот свет, автор добивается удивительного эффекта: сверху видны несовершенство убогого и ненужного казарменного бюрократизма, явное античеловеческое его направление.

Перед нами открывается разбиение общества на группы, полную засекреченность и бюрократию, желание закрыть нашу страну от остального мира.

Абсолютно по-другому открывается для меня Александр Трифонович Твардовский в своих лирических произведениях. Они содержат в себе краски огромного мира, можно почувствовать их запах.

Без труда можно  увидеть березовый сок со свежих пней, черного грача, который парит над первой бороздой, ощутить пар над полями весной. Поэт так ярко и сочно рисует нам весенний лес, красочно передает нам красоту проснувшейся после зимы природы. Его стихи волнуют воображение и заставляют окунаться в эту красоту снова и снова.

Читайте также:  Краткая биография распе

Также основной темой лирической поэзии Александра Трифоновича Твардовского является тема Великой Отечественной Войны.

Множество  стихотворений поэта-фронтовика, такие как «Я убит подо Ржевом», «В тот день, когда окончилась война», «Партизанам Смоленщины», посвящаются солдатам, умершим и оставшимся в живых, которые, чтобы спасти жизнь на Земле не берегли себя. Перед Твардовским возникла печальная необходимость превозносить «отца народов» в своих произведениях, его великие и страшные перемены. Я восхищаюсь автором за то, что  Твардовский практически первым в советское время, в своих трудах пытался противостоять сталинизму. За то, что когда он являлся редактором журнала «Новый мир», Твардовский наперекор многим, позволил опубликовать произведение неизвестного тогда Александра �саевича Солженицына «Один день �вана Денисовича». За созданный им образ Василия Теркина, обычного русского солдата.

В 

Хорошее сочинение? РўРѕРіРґР° РІ закладки – » Сочинение рецензия: Солженицын Рѕ Твардовском . Это нужно, ведь РЅРµ потеряешь!

Новые сочинения:

Источник: http://soch-russ.narod.ru/index-2164.htm

Сочинение. Поэма А. Твардовского “Василий Теркин” — Энциклопедия великой отечественной войны

Книга А. Т. Твардовского “Василий Теркин” правдиво отражает действительность и заставляет вновь и вновь размышлять о войне, о жизни. Поэма органически срослась со своим временем — Великой Отечественной войной. Бессмертный подвиг русского народа сделал и поэму Твардовского бессмертной.

Помимо главного героя, Теркина, книга “населена” множеством эпизодических лиц: офицеры, солдаты, генерал, деревенские дед и баба, русская старуха, волею судеб заброшенная в глубь Германии… Почти все они безымянны (исключение составляют только Иван Теркин да еще — в вариантах поэмы — некий боец Сидоренко и новобранец Иван Савчук), ио именно эта безымянность и образует единый образ народа.

Твардовский не приукрашивает события военного лихолетья: он не рисует “веселую войну”, не. изображает подвиги своего героя как забавные и исключительно победные похождения.

Совет

Война показана им как невероятно трудное и смертельно опасное дело. “На войне как на войне”.

Показательно, что наиболее сильные главы поэмы — это главы трагического звучания: “Переправа”, “Бой в болоте”, “Про солдата сироту”…

Как прохватывает ветер, Как луна теплом бедна. Ах, как трудно все на свете:

Служба, жизнь, знма, война.

Сознание справедливости этой священной войны проникло в плоть и кровь, в сознание и подсознание автора поэмы. Сказать о погибших воинах:

Спят бойцы. Свое сказали

И уже навек правы, —

Значит, выразить философию войны, ее суть.

Так же понимает войну и герой: для него она — не за славу, не за ордена и медали и не за повышение в чинах.

Мне не надо, братцы, ордена,
Мне слава не нужна, А нужна, больна мие родииа,

Родная сторона!

Показателен и постоянный мотив поэмы, почти рефрен, проходящий (с некоторыми вариациями) через все произведение:

Бой идет свитой и правый. Смертный бой не ради славы,

Роди жизни на земле.

Принято называть “Книгу про бойца” энциклопедией Великой Отечественной войны.

Несмотря на гиперболичность такого определения, оно справедливо в том же смысле, в каком Белинский называл “Евгения Онегина” энциклопедией русской жизни своего времени.

Поэма может служить одним из источников воссоздания фронтовой атмосферы 1941—1945 гг., что засвидетельствовали бесчисленные ее читатели-фронтовики.

Все, что заботит и волнует на войне простого солдата — от естественного чувства самосохранения, потребности в доброй солдатской пище и тоски по женской ласке до высокой любви к родине и готовности к подвигу, — получило здесь свое отражение.

С самого начала, буквально с первых стихов, автор вводит нас в быт, в будни войны:

На войне, в пыли походной, В летвий зной и в холода, Лучше нет простой, природной…

Лучше нет воды холодной…

Обратите внимание

Война показана не с птичьего полета и не в глобальном своем масштабе, а какой она предстает обыкновенному рядовому солдату-пехотинцу.

Твардовский лаконичен в изображении фронтового пейзажа:

На могилы, рвы, канавы, На поля, холмы дырявой, Изувеченной земли,
На болотный лес корявый,

На кусты — снега легли.

Поражает наблюдательность автора, зоркость его художественного взгляда и мастерство передачи деталей фронтового быта. Однако читатель никогда не забывает, что за этими деталями быта, за событиями дня — общий ход великой войны, охватившей полсвета.

Эта “энциклопедия” тем более достоверна и ценна, что она документальна, так как написана самим очевидцем, участником событий, буквально с “натуры”, в боевой, походной обстановке, а не в столичном кабинете, за письменным столом.

Замечательное свойство произведений Твардовского — необыкновенная, покоряющая правдивость. И “Василий Теркин” в этом смысле один из наиболее показательных примеров.

Без “сущей правды” тем более нельзя обойтись, когда пишешь о таком сложном, противоречивом, героическом и одновременно трагическом, жестоком явлении, как война, да еще невиданная в истории по своим масштабам и жертвам, как Великая Отечественная.

В самом начале “Книги про бойца” помещена поэтическая декларация жизненной необходимости “правды сущей” — этого главного этического и эстетического принципа Твардовского:

А всего иного пуще
Не прожить наверняка —
Без чего? Без правды сущей,
Правды, прямо в душу бьющей,
Да, была б ова погуще

Как бы ви была горька.

Важно

Разговор о войне идет откровенный, серьезный. Показана и ее святая справедливость, и ее героика, показан и ее трагизм. Срывающиеся переправы, неудачи в бою, тоскливое чувство беззащитности под минометным огнем в условиях топкого болота, состояние внезапно осознанного полного одиночества солдата, узнавшего о гибели всех его родных и близких…

Тема постоянной опасности и смерти на фронте возникает в поэме неоднократно:

Кому память, кому слава, Кому темная вода, —

Ни приметы, ни следа.

Показаны героические и трагические стороны войны:

Люди теплые, жввые

Шли на дно, иа дио, иа дио…

Смерть на войне показана как дело обыкновенное и даже весьма вероятное:

А убьют — так тело мертвое
Твое с другими в ряд Той шинелкою потертою

Укроют — спи, солдат!

Ощущение страха в бою, подавляемое волей, — закономерность, инстинкт, присущий также и опытным бойцам, сила, выносящая человека из огня:

Низко смерть над шапкой свищет, Хоть кого согнет в дугу. Цепь идет,, как будто ищет

Что-то в поле иа сиегу.

В поэме Твардовского нет ничего показного, внешне эффектного, плакатного. И в то же время все основывается на высочайшей патриотической идее. Патриотизм, считал Л. Н. Толстой, — это чувство, “редко проявляющееся, стыдливое в русском”, но в то же время лежащее “в глубине души каждого”. :

Черты патриотизма проявляются и в Теркине, ибо его агитация осуществляется не по обязанности, а по душевной щедрости, личной склонности и внутренней убежденности. Потому она по-особому убедительна, конкретна, действенна.

Патриотическая идея в “Книге про бойца” передается не фразой и лозунгом, а изображением всего поведения и мироощущения героя, неоднократно возникающим лирически взволнованным обращением к родине:

А всего милей до дому, До тебя дойти живому, Заявиться в те края:

— Здравствуй, родина моя!

Произведение наполнено героическим пафосом и высоким лиризмом, что покоряет и убеждает читателя.

— Взвод! За Родину! Вперед!
И хотя слово ои эти,
Клич у смерти на краю,
Сотни раз читал в газете
И не роз слыхал в бою, В душу вновь оии вступали С одинаковою той Властью правды и печали,

Сладкой горечи святой…

Поэма Твардовского оказалась настолько оперативной, что обогнала себя и собственную славу. В самом же произведении она упоминается как уже бытующая в солдатской среде поэма: “Жили, “Теркина” читали…”, и Теркин присутствует в ней не только как герой действительности, но и как герой произведения, приобретшего популярность задолго до своего завершения.

Невозможно припомнить в мировой литературе что-либо подобное.

“Слово о полку Игореве”, “Война и мир” создавались после изображенных в них битв. Твардовский же шел по горячим следам войны и закончил свою поэму с окончанием войны. В этом — непроходящее преимущество Твардовского перед каким угодно талантом, берущимся за военную тему спустя десятилетия. Об этом он с полным основанием говорит в кульминационной главе “На Днепре”:

Совет

Пусть не мне еще с задачей
Было сладить. Не беда.
В чем-то я его богаче, —
Я ступал в тот след горячий.
Я там был. Я жнл тогда.

Источник: https://www.school-essays.info/sochinenie-poema-a-tvardovskogo-vasilij-terkin-enciklopediya-velikoj-otechestvennoj-vojny/

Сочинение на тему: Лирика Твардовского и Своеобразие творчества

Первые стихи Твардовского появились в печати в 1925 г. Но все, что написано поэтом до 1929 г., сам он считал беспомощным и не включал позже в собрание сочинений.

В первых сборниках “Дорога”, “Загорье”, “Сельская хроника” Твардовский пишет о новой деревне, о людях села. Он обраща­ется к теме крестьянского труда, передает его поэзию. В стихах 1930-х годов Твардовский создает обобщенный образ человека из народа, воплощающего в себе духовную красоту, высокую мораль (цикл стихов о Даниле, “Ивушка”, “Не стареет твоя кра­сота…”).

Уже в сборниках 1930-х годов проявляется своеобразная по­этическая манера Твардовского.

Основу его поэзии составляют традиции народно-поэтического творчества: установка на раз­говорный язык, не осложненный метафорами и поэтическими фигурами; использование меткого народного слова, пословиц, поговорок, введение в стих устойчивых поэтических оборотов фольклора.

Из народной поэзии вошли в творчество Твардов­ского некоторые постоянные мотивы, например мотив дороги, Дома, испытания героя на пути к счастью или к цели. Можно говорить

и о более глубоком влиянии народно-поэтического твор­чества на поэзию Твардовского.

Это сказывается в тех мировоз­зренческих принципах, которые положены в основу образа ге­роя и определяют его характер: традиционные крестьянские ценности, народная мораль, народное отношение к труду. Та­кие качества и определили подлинную народность поэзии Твар­довского.

Обратите внимание

В поэзии 1930-х годов развиваются такие черты, как повествовательность, событийность, которые позже приведут Твар­довского к жанру баллады (“Отец и сын”, “Баллада о товари­ще”, “Баллада об отречении”). В годы Великой Отечественной войны в поэзии Твардовского сливаются публицистический на­кал, лирическая эмоциональность, эпический взгляд на собы­тия.

Стихи военной поры объединены в сборники “Возмездие” и “Фронтовая хроника”. Военная поэзия Твардовского тематически не отличалась от творчества других поэтов.

Основные темы – непокоренная Родина (“Партизанам Смоленщины”), высокое мужество и патриотизм советского солдата (“Когда пройдешь путем колонн…”, “Граница”, “Новогоднее слово”), священная месть (“Возмездие”).

Тема войны, памяти о погибших за свободу Родины остается одной из главных в творчестве Твардовского и в послевоенный период (“Я убит подо Ржевом…”).

И у мертвых, безгласных Есть отрада одна:

Мы за родину пали,

Но она – спасена…

Послевоенные стихи Твардовского наполняются философским осмыслением времени. Поэт говорит о смысле жизни и творче­ства (“Нет, жизнь меня не обделила…”, “Признание”), о чести человека, о связи человека с природой (“Разговор с Падуном”, “Снега потемнеют синие…”).

К концу 1960-х годов Твардовский многое понял и переос­мыслил:

…вольно или невольно Было, вышло не то, не так.

Историю советской страны он воспринимает как суровый опыт, который должны учесть будущие поколения.

Он судит себя и своих сверстников с высоких нравственных позиций, понима­ет, что долг поэта говорить правду, “как бы ни была горька”.

Твардовский считает необходимым, чтобы каждый человек сде­лал все, чтобы исправить ошибки в жизни. В стихотворении “Час мой утренний, час контрольный…” поэт уверен, что можно еще повернуть историю:

Читайте также:  Краткая биография борхес

Но еще не бездействен ропот Огорченной твоей души.

Приобщая к опыту опыт,

Час мой, дело свое верши.

Важно

Введение в Чехословакию в 1968 г. советских танков болью ото­звалось в лирике Твардовского. Он воспринял этот акт как наступ­ление на свободу, как крушение всех надежд (“В чем хочешь чело­вечество вини…”, “Маркс, Энгельс, Ленин, знать бы вам…”).

Твардовский ощущает свою трагическую вину за то, что про­исходит в нашей стране. Он лирически анализирует собствен­ную биографию, а через нее – биографию всего поколения, поднимается до философского осмысления “жестокой судьбы”:

Я знаю, никакой моей вины В том, что другие не пришли с войны,

В том, что они – кто старше, кто моложе – Остались там, и не о том же речь,

Что я их мог, но не сумел сберечь, –

Речь не о том, но все же, все же, все же…

Чувство сопричастности общей судьбе было неотъемлемой частью мышления поэта в его поздней лирике. Его стихи – это разговор с самим собой, наедине.

Обобщающие темы позднего творчества – я и мир, я и путь жизни, я и смерть, я и народ. Это опыт познания через самопо­знание. В лирическом цикле “Памяти матери” поэт в воспомина­ниях путешествует с матерью по дорогам ее жизни и всего наро­да.

Мотив связи времен организует весь цикл и сливается с мо­тивом Дома, истоков. Память присуща не только человеку, но и природе. В стихотворениях “Как неприютно этим соснам в пар­ке…”, “Газон с утра из-под машинки…”, “Береза” память при­роды – это метафора связи всего в мироздании, выражение един­ства.

Поэт обостренно чувствует конец личного бытия отдельно­го человека, отмеренность срока жизни. Но общность всего в мире, текучесть времени позволяют преодолеть эту конечность, обрести продолжение в потомках, в шелесте деревьев, в метель­ной круговерти.

Трагизм неизбежного конца просветляется соз­нанием ненапрасности жизни (“Прощаемся мы с матерями…”, “Время, скорое на расправу”).

От констатации фактов социалистического строительства через постижение души народной на войне Твардовский при­шел к философскому пониманию жизни и судьбы человека и страны.

Глоссарий:

– лирика твардовского

– лирика твардовского сочинение

– Своеобразие лирики Твардовского

– сочинение на тему творчество твардовского

– сочинение по творчеству твардовского

(Пока оценок нет)

Источник: https://ege-essay.ru/sochinenie-na-temu-lirika-tvardovskogo-i-svoeobrazie-tvorchestva/

История и личность (а. т. твардовский)

ИСТОРИЯ И ЛИЧНОСТЬ. Александра Трифоновича Твардовского читатель знает прежде всего как советского поэта. Творчество Твардовского целиком и полностью принадлежит советской эпохе. Но Твардовский известен и как редактор журнала «Новый мир». Чтобы раскрыть и глубже понять личность поэта, надо вспомнить не только о его поэзии, но и о деятельности в журнале.

Твардовский сочетал в себе все противоречия советской эпохи, он был сыном своего времени. И его судьба — отражение, воплоще­ние этого противоречивого времени. Он сочетал в себе веру в идеа­лы социализма с трагедией своей семьи, которая произошла из-за этой идеи, веру в человека, в свободу его духа.

Эта искренняя вера дала толчок развитию его поэтического таланта, прошла «красной нитью» через все его творчество. В поэме «За далью — даль» ярко проявились многие характерные черты личности Твардовского. Поэт создает как бы эпическую летопись грандиозного пути, прой­денного страной после революции.

Совет

В ней не только мощь, размах достижений и побед, но и впервые ведется разговор о том негатив­ном, что принес стране культ личности Сталина. Поэма пишется после XX съезда, на котором произошло переосмысление некото­рых фактов истории страны.

Как же мучительно больно давалось это переосмысление Твардовскому! Но именно постижение открыв­шегося породило в поэме проблему личности в истории. В одной из глав звучат слова, определяющие отношение поэта к этой проблеме. И мне кажется, что эти слова отражают его жизненное кредо.

Яв­ляются важной чертой его творчества. Твардовский говорит о со­причастности всех и каждого к истории, а особенно о долге поэта в истории перед потомками.

Настоящий художник неразрывен с обществом, в котором он живет. И его долг — говорить правду во имя будущего, во имя по­томков.

Взгляд Твардовского очень историчен. Он как бы поднимается над житейской суетой, и от этого его поэзия эпична. Но это не дела­ет ее эпитафной, она максимально приближена к народу, полна крестьянского фольклора, и во многом это и придает ей такое вели­чие.

Твардовский неразрывно связывает себя с народом, с его исто­рией. Он вместе со всеми начинает тяжелый путь переосмысления. И как для всего народа возникла трудная задача побороть в себе раба, так и духовный путь поэта окрашен раскрепощением, обрете­нием внутренней свободы.

Этот путь Твардовского — путь возрож­дения, возмужания нашей интеллигенции. Об искренности может говорить его поэма «По праву памяти». И опять Твардовский остро социален. В центре внимания поэмы сложное время, когда начина­ет наблюдаться тенденция возврата к старому. Твардовский не сде­лал шага назад.

Он много понял за все эти годы, переосмыслил и не мог пойти не сделку со своей совестью.

Забыть, забыть велят безмолвно,

Хотят в забвенье утопить.

Живую боль и чтобы волны

Над ней сомкнулись. Быль — забыть!

Обратите внимание

В этом и есть духовная сила творчества Твардовского и как поэта, и как личности, и как гражданина. Духовная эволюция Твардовского — путь и всего народа, целого поколения советских людей. Твардовский нес в себе и силу, и вместе с тем слабость этого поколения. Он его поэт, противоречивый, ищущий, но оставшийся искренним и честным до конца.

Литература — это голос времени; может быть, более остальных видов искусства она способна передать историю человечества. Она не ограничивается холстом, и подлинно гениальные произведения стремятся выразить личностный мир в потоке общего движения на­родов, тайну созидания истории. В русской литературе «Слово о полку Игореве* явилось первым таким произведением.

Масштаб­ность столкновения Руси со степью и горе Ярославны. Судьбы «ма­ленького человека» впервые соединились в нем, а далее в литерату­ре такое слияние продолжало развиваться.

«Поэт — такой же член общества, как и все остальные, и навязывать ему какой-то особый долг не всегда верно, но он один способен передать мир маленького человека — клерка, рабочего, — которому попросту некогда это сделать».

Поэт стремится утвердить в этом человеке чувство собст­венного достоинства, чтобы он осознал, что история — это не дело исключительно «сильных мира сего», но и сам он причастен к ней не меньше. Причастность маленького человека к жизни общества наполняет его жизнь большим смыслом. Этой теме посвящены «Медный всадник» и «Борис Годунов» А. Пушкина, «Путешествие из Петербурга в Москву» А.

Радищева, «Отцы и дети» И. Тургенева и, конечно же, «Война и мир» Л. Толстого. В советской литературе одним из продолжателей этой темы явился А. Твардовский. В поэме «За далью — даль» он подводит итог не только своей жизни, но и жизни всего поколения, всей страны. «Великим переломом» для поэта явился XX съезд.

Неумолимо вставали перед глазами картины жизни недавнего прошлого, открывались новые факты, а, как сказал Толстой: «Царь — раб истории». Твардовский был одним из творцов «славы вождя» в литературе, выбирался депута­том в Верховный Совет, и он почувствовал груз ответственности за все, что произошло, как никто другой, потому что он искренне верил Сталину и восхвалял его.

Почему это произошло? Что это — его личная ошибка или заблуждение всего народа? Эти вопросы он задает себе в главе «Так это было» и отвечает на них. Как мне ка­жется, он отождествляет себя со своим поколением, все размышле­ния ведет от лица «мы», и личный мотив промелькнул лишь раз или два. Люди не знали, «как еще восславить Его», а кто этого не делал — «найдись такой!».

Сталин «являл черты… и правоты», со­гласно Твардовскому, поэту было невозможно окончательно разру­шить в себе многолетний идеал. Ответственность возлагается на всех, «но кто из нас годится в судьи — решать, кто прав, кто вино­ват?». Гордостью наполняет его сознание величия народа, «сотво­рившего бога», но нашедшего в себе силы ответить за прожитое, «минуя трудный поворот», начать жить «собственной своей хозяй­ской мудростью». И главное, он также смог преодолеть себя, чтоб «не страшиться суда потомков».

Важно

В стихах Твардовского присутствует сопричастность лучшим об­разцам русской поэзии и понимание своего места в ней, своей от­ветственности за нее. Возможно, именно такие стихи передают ат­мосферу того времени, а ведь историческая миссия поэта в том и со­стоит, чтобы говорить языком своего времени, если говоришь о своем времени.

Источник: https://www.prepodka.net/istoriya-i-lichnost-a-t-tvardovskij/

Готовые школьные сочинения

июня
22 2011

Твардовский Общая характеристика творчества

Александр Трифонович Твардовский родился на Смоленщине в тысяча девятьсот десятом году. Долгими зимними вечерами в семье любили читать вслух Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Толстого. Интерес к литературе, знакомство с классикой рождали в мальчике желание писать самому. В тысяча девятьсот двадцать пятом году появляются первые стихи начинающего поэта. С тысяча девятьсот двадцать восьмого года Твардовский работает в Смоленске корреспондентом, происходит его становление как поэта. Для стиля поэта стало характерным говорить просто, доступно, эмоционально и образно. Уже в 1931 году в Москве, в издательстве “Молодая гвардия” вышла поэма “Путь к социализму”, первое крупное произведение Твардовского.

1929-1933 годы были наиболее трудными для поэта. Внутренние проблемы собственного становления художника столкнулись с внешними обстоятельствами. Тяжелой была судьба его семьи, раскулаченной в ходе одного из типичных “перегибов”. Душевные переживания этого периода выльются много позже в поэму “По праву памяти” (1966—1969 гг.). А пока юный поэт отстаивает “завет первоначальных дней”, его ответом на жизненные испытания стала поэма “Страна Муравия”. Она повествует об эпохе коллективизации на селе, о “великом переломе”, когда, преодолевая мучительные сомнения, в колхозы пошел середняк.

О чем бы ни писал Твардовский, в центре внимания поэта — образ простого человека-труженика.

В суровые годы Великой Отечественной войны лирика Твардовского созвучна поэзии большинства авторов: ратный подвиг солдат и героизм тыла, когда даже дети не оставались в стороне от этих событий. Вершиной творчества этого периода является поэма “Василий Теркин” — своеобразный памятник духу русского человека на войне: Взвод на правом берегу Жив-здоров назло врагу! Лейтенант всего лишь просит Огоньку туда подбросить. А уж следом за огнем Встанем, ноги разомнем. Что там есть, перекалечим, Переправу обеспечим…

Вскоре после войны Твардовский пишет поэму-воспоминание “Дом у дороги”. Это взволнованный рассказ поэта, обращенный ко всем живущим, не забывать прошлого, его уроков. Эта поэма о силе, стойкости и выносливости русского человека, о любви, подвергшейся тяжелым испытаниям, о святости и чистоте воинского долга солдата. В следующей поэме “За далью — даль” поэт путешествует не только в пространстве от Москвы до Владивостока, но и во времени, осмысливая путь, пройденный страной и ее народом, вспоминает тревожную юность. Органическая связь прошедшего и настоящего помогает лучше понять современность. Поэт скажет: “Кто прячет прошлое ревниво, тот вряд ли с будущим в ладу”. Поэт отмечает в новейшей истории России три этапа: коллективизацию, войну, послевоенное строительство. И на каждом из этих этапов муза “тревог и потрясений” с особой поэтической силой и искренностью воплощала самое важное, сокровенное в сознании и чувствах миллионов народных масс.

Стихи Твардовского при их кажущейся “простоте и легкости” требуют напряженного внимания. Лирический герой часто сливается с образом автора, их голоса звучат слаженным дуэтом: На новостройках в эти годы Кипела главная страда: Вставали в заревах заводы, Росли под небо города. И в отдаленности унылой За той большой страдой село, Как про себя ни гомонило, Уже угнаться не могло.

Читайте также:  Краткая биография бар

Поэзия Твардовского — своеобразная поэтическая энциклопедия времени, его лирическая, эпическая, временами драматическая история. Великие события отразились в его творчестве в форме прямого их изображения и как отдельные переживания, размышления. Земля родная, что же сталось. Какая странная судьба: Не только юность, но и старость — Туда же, в город, на хлеба. Туда на отдых норовила Вдали от дедовских могил… Давно, допустим, это было, Но ты-то сам когда там был? Своеобразие пути Твардовского отразило жизнь страны и ее народа в самые драматические периоды ее истории. Перед лицом ушедших былей Не вправе ты кривить душой, — Ведь эти были оплатили Мы платой самою большой… Поражает уже в ранних стихах Твардовского их полная самобытность, отсутствие подражания и литературности. Поэзия подъема и трудностей становления государства, духовные искания и переживания личности, культурный и духовный рост простого труженика — все это отразилось в многогранной поэзии Твардовского. Забыть, забыть велят безмолвно, Хотят в забвенье утопить Живую боль. И чтобы волны Над ней сомкнулись. Быль — забыть! Писать стихи Александр Трифонович Твардовский начал с раннего детства. Судьба крестьянства в годы коллективизации — основная тема первых поэм Твардовского: “Путь к социализму” (1931 г.), “Вступление” (1933 г.). Но настоящую славу молодому поэту принесла опубликованная в 1936 г. поэма “Страна Муравия”, где в незатейливой сказочной форме он отразил жизнь крестьян во время “великого перелома”. Во время Великой Отечественной войны Твардовский с первых до последних дней находился на фронте, созданная в это время поэма “Василий Теркин” стала произведением, которое было и летописью войны, и агитационным словом. В конце 40-х гг. поэт совершает ряд поездок в Сибирь, на Дальний Восток, в Якутию, где пишет поэму “За далью даль…”. В конце 60-х Твардовский пишет свою итоговую поэму-исповедь “По праву памяти”, где бескомпромиссно и правдиво говорит о тяжелом времени сталинизма, о трагической противоречивости духовного мира человека в этот период.

Если разделить все творчество поэта на два этапа: довоенный и послевоенный, — то нетрудно заметить, что в первом преобладает политическая тема: тема тяжелой доли крестьян и рабочих, например “Дневник председателя колхоза”, во втором же мы явно видим тему времени, тему прошлого и будущего. Эта тема наиболее ярко отразилась в последних поэмах Твардовского: “За далью даль…” и “По праву памяти”.
В поэме “За далью даль…” сюжет ослаблен до минимума — это просто путевые заметки, впечатления, раздумья человека, следующего из Москвы через всю Сибирь. Вся поэма построена по принципу обозрения эпохи, народной жизни. Здесь изображается не только современность, но и историческое прошлое. События самого узкого, частного, личного характера соотнесены с историческим прошлым, полным трагедийного накала. Неожиданная встреча с другом ранней юности на таежной станции Тайшет, незаконно репрессированным в 30-е гг. и сейчас возвращающимся обратно, рождает образ-символ прошлого — сложной исторической эпохи: И вспомнил я тебя, друг детства, И тех годов глухую боль. Личные воспоминания преобразуются в яркие картины минувшего, связанные с драматическими обстоятельствами и последствиями эпохи культа личности Сталина: Так это было. Четверть века Призывом к бою и труду Звучало имя человека Со словом Родина в ряду. Мы звали — станем ли лукавить? — Его отцом в стране — семье. Тут ни убавить, Ни прибавить, — Так это было на земле.

Уже в этих воспоминаниях, наряду с величественным и скорбным прошлым, отдельными судьбами людей, друзей детства и молодости, ощущается незаурядная личность лирического героя. Масштаб его личности под стать всем тем событиям прошлого, которые он пропускает через свою память. Поэма “За далью даль…” повествует о десяти сутках в настоящем, но вбирает в себя два последних века страны.
Особенно явственно отголоски прошлого слышатся в поэме Твардовского “По праву памяти”, где центральное место занимает проблема того, какую долю “отец народов” уготовил своим детям. Выразительно и твердо названная “По праву памяти” поэма родилась как акт сопротивления, всем своим названием взрывала страшное молчание, покрывающее прошлое — многие годы сталинского режима, и била по его организаторам: Кто прячет прошлое ревниво, Тот вряд ли с будущим в ладу. Эта поэма Твардовского адресована современной молодежи, обращена к ее духовно-нравственным, идейным поискам и устремлениям “Вам из другого поколения” — обращался поэт. Необходимо помнить, что история не делится на отрезки, события ее не распределяются по чинам и званиям: каждый отвечает за все, что было в прошлом, совершается в настоящем и произойдет в будущем: Давно отцами стали дети, Но за всеобщего отца Мы оказались все в ответе, И длится суть десятилетий, И не видать еще конца. Нужна шпаргалка? Тогда сохрани – » Твардовский Общая характеристика творчества . Литературные сочинения!

Источник: http://www.testsoch.net/tvardovskij-obshhaya-xarakteristika-tvorchestva/

Краткая биография Твардовский – Сочинение

Осмысливая в зрелые годы свой творческий путь, А. Твар­довский так определит его основную линию: «Самая личная и нелегкая тема- тема моего поколения, вопрос совести и смысла жизни».

А.  Т. Твардовский родился и вырос на Смоленщине, на не­большом хуторе недалеко от деревни Загорье.

В автобиографии поэт вспоминает, что земля эта (десять с небольшим десятин, купленные отцом в рассрочку, все в мелких болотцах и кустар­нике) «была дорога до святости».

Совет

Отец, единственный сын без­земельного крестьянина, многолетним тяжким трудом кузнеца заработавший деньги на первый взнос за землю, внушал детям «любовь и уважение к этой кислой, подзолистой, скупой и не­доброй, но нашей земле».

Родная земля, отцовская кузница — своеобразный сельский клуб и «академия наук»; большая се­мья, родной дом, книги и песни, которые любил отец; забот­ливая и по-своему поэтичная труженица-мать; крестьянский мир, где радости, заботы, работа — все общее, — таковы исто­ки поэтического творчества Твардовского.

«Малая родина» становится импульсом и центральной те­мой произведений поэта. «Сельская хроника» — так называет­ся цикл ранних стихов Твардовского.

Здесь, как и подобает хронике, запечатлены конкретные приметы жизни деревни конца 20-х-30-х годов.

Хроника — значит, к реальным про­блемам и конфликтам обращается поэт, о знакомых людях в первую очередь рассказывает, общие с ними мысли, впечат­ления и душевные привязанности раскрывает.

Мир, открывшийся юному поэту, был полон потрясений, борьбы, перемен, происходивших тогда в деревне и определя­емых понятием «сплошная коллективизация». На противопос­тавлении картин жизни прежней и нынешней, колхозной, по­строены многие стихотворения Твардовского 30-х годов (к примеру, «Смоленщина», «Он до света вставал» и др.).

В этих стихах центральный образ — хозяин, труженик. В них (как, к примеру, в стихотворении «Гость») звучит пафос тяжелой, но радостной совместной работы. Немало горьких размышлений о нелегкой женской доле («Счастливая, одна из всех сестер…», «С одной красой пришла ты в мужний дом») встретится в сти­хах этого цикла.

Запечатлеет поэт и доселе небывалое: награж­дение простой колхозницы высшим орденом (стихотворение «Встреча»).

В те же 30-е годы А. Твардовский, почти подростком уехав­ший сначала в Смоленск, а затем в Москву, открывал новый для себя большой мир.

Обратите внимание

Так же, как и многие его сверстники, он пел (и в искренности поэта не стоит сомневаться) о своей «большой родине», той, «что от края и до края, Во все концы.

Во все края…» В стихах появляются новые герои: шоферы, летчи­ки, военные, лирический герой — известный советский поэт («Полет», «Строитель», «Невесте», «Дети» и др.). Сыны Смо­ленщины, они вступили в «мир большой и трудный», но не за­были родные края:

За тысячу верст От родимого дома Вдруг ветер повеет Знакомо-знакомо…

Свойственное молодости стремление поскорее выпорхнуть из родного гнезда; гордость родителей за успехи детей («он ле­тит за доброй славой», «дело, что полегче, не ему под стать»); грусть расставания — эти мотивы лягут в основу целого ряда стихотворений Твардовского 30-х годов («Мать и сын», «Про­щание», «Сын»). Насколько точно поэт подметил начало слож­ного и противоречивого процесса ухода молодых из деревни, подтвердит проза 60-х-80-х годов (В. Шукшин, В. Белов, В. Рас­путин и др.), которая вновь и вновь будет возвращаться к ис­токам и последствиям этого явления. Пока же у Твардовского проблема обозначена, но конфликты не обострены, они обра­щены, скорее, в сферу нравственную. «Высоко, высоко ты под­нялся,… Только знай, что отец-то один», — сказано в стихотво­рении «Прощание». Это напоминание в контексте 30-х годов имело особый смысл: все славили «отца народов», да и сам поэт не избежал общих настроений, но нравственное чувство не дало ему забыть об отце родном, матери, брате. В те годы прямое упоминание о трагедии семьи, которая была раскулаче­на и выслана (поэт в это время жил в Смоленске), лишь изред­ка прорывалось в поэзии Твардовского, например, в стихотво­рении «Братья».

Эти мотивы с трагической силой зазвучат гораздо позже, в конце 60-х, когда Твардовский будет работать над циклом сти­хов «Памяти матери», поэмой «По праву памяти», стремясь «немую боль в слова облечь». В 30-е же годы Твардовский не выражает сомнений в важности и значимости «новых дорог», открываемых страной, людьми его поколения.

Он верит, что дорога, начавшаяся у родного крыльца, «так и будет одною из самых На земле величайших дорог. Все, что мы возведем, что построим, — Все столетиям славу несет».

Но важно, что и в ту не очень склонную к рефлексиям эпоху лирический герой Твардовского постоянно держит мысленный отчет за все, что сделано, перед дедом, отцом, матерью, земляками, родной землей.

Вехи истории страны, биографии народа становятся этапа­ми личной и творческой судьбы Твардовского. 30-е годы, кол­лективизация. «Новые связи с иными краями», открывшиеся с отъездом в Москву. Участие в войнах: походе советских войск в Западную Белоруссию (1939), финской кампании, Великой Отечественной войне.

Послевоенное знакомство с грандиозны­ми стройками Сибири, Дальнего Востока и «трудная с про­шлым разлука», мучительное переосмысление истории, соб­ственных идеалов, своей жизни. В период оттепели — смелая, нередко отчаянная борьба на посту главного редактора журнала «Новый мир» за право говорить правду о жизни, за настоящую литературу.

Важно

Масштаб личности Твардовского, человека яркого гражданского темперамента, был таков, что он не просто впи­тывал и отражал общую биографию страны и народа, но и сам вписал в нее немало значительных страниц. Развивая традиции предшественников, в первую очередь Н.А.

Некрасова, Твардов­ский сформировался как поэт эпический, что не мешало ему быть ни по-своему лирическим, ни с течением времени все бо­лее философским.

Здесь искали:

  • сочинение на биографию твардовского

Источник: http://Sochineniye.ru/kratkaya-biografiya-tvardovskij/

Ссылка на основную публикацию