Тютчев Федор Иванович
Ф.И. Тютчев родился 23 ноября (5 декабря) 1803 года в дворянской семье в родовом имении Овстуг Орловской губернии (ныне Брянская область). Здесь же и частично в Москве прошли его детские годы.
Литературным творчеством Ф.И. Тютчев начал заниматься рано. Развитию его поэтического дарования во многом способствовали занятия под руководством домашнего учителя Семёна Егоровича Раича – поэта, переводчика, издателя, литературного критика.
Раич побуждал своего ученика к активному чтению, развивал чувство слова, чему немало способствовали опыты в переводах с древних языков.
За стихотворение “Вельможа Подражание Горацию” четырнадцатилетний Тютчев был избран сотрудником Общества любителей российской поэзии.
Под руководством Раича Тютчев освоил курс средней школы. Интересен такой факт: будучи студентом университета, Раич водил с собой на занятия юного Ф.И. Тютчева, который считался вольнослушателем.
В 1818 году Ф.И. Тютчев поступил на словесное отделение Московского университета, которое закончил досрочно в 1821 году В 1822 году он уехал в Германию в качестве сотрудника дипломатической миссии в Мюнхене.
В 1826 году Ф.И. Тютчев женился на молодой вдове Элеоноре Петерсон. Это позволило ему установить достаточно широкие знакомства с баварской аристократией.
В Германии Тютчев близко сошёлся с выдающимся немецким поэтом Г Гейне, который называл русского дипломата “лучшим из своих мюнхенских друзей”, а также с известным философом Фридрихом Шеллингом.
Последний говорил о Тютчеве как о “превосходном и образованнейшем человеке, общение с которым всегда доставляет удовольствие”.
Тютчев слушал лекции в Парижском и Мюнхенском университетах, много читал, прекрасно разбирался во всех тонкостях европейской политики, глубоко увлёкся философией.
В августе 1837 года Ф.И. Тютчев был переведён в Турин старшим секретарем русской миссии в Сардинском королевстве.
Через год, В августе 1838 года, происходит тяжёлая утрата: не выдержав нервного потрясения от пережитого пожара на пароходе, умирает первая жена поэта. В.А.
Жуковский, бывший в то время в Италии и нередко встречавшийся с Тютчевым, записал: “Он горюет о жене, которая умерла мученическою смертью”.
За год до кончины Элеоноры, 1 августа 1837 года, в Ґенуе Тютчев впервые встретился с Эрнестиной Дернберг. Между ними вспыхнула любовь. Однако набожной Эрнестине связь с женатым мужчиной казалась безнадёжной и греховной, и влюблённые приняли решение расстаться, об их прощальной встрече поэт написал:
Тем не менее связь не прервалась. После смерти Элеоноры Эрнестина поддержала поэта. 1 марта 1839 года Ф.
Тютчев пишет прошение на имя министра иностранных дел графа Несседьроде о разрешении ему жениться на Эрнестине Дёрнберг и взять отпуск. Разрешение на женитьбу было дано, в отпуске – отказано.
Несмотря на запрет, Тютчев отправился в Швейцарию, где обвенчался с Эрнестиной. В наказание за это он был уволен с дипломатической службы и лишён придворного звания камергера.
В 1844 году в Мюнхене Ф.И. Тютчев опубликовал свою статью “Россия и Германия”, которая попала на глаза императору Николаю І и понравилась ему Вероятно, именно поэтому прерванная служба возобновилась, и по возвращении Ф. Тютчева в Россию осенью 1844 года он был вновь назначен служить в Министерство иностранных дел.
Таким образом, поэт прожил за границей более двадцати лет и возвратился в Россию уже в сорокалетнем возрасте.
В 47 лет у Тютчева начинается роман с Еленой Александровной Денисьевой, длившийся четырнадцать лет. За эти годы родилось трое детей, все они были официально усыновлены Тютчевым. Это вызывало скандал в обществе, ибо вторая семья существовала практически на равных с другой, официальной семьёй.
Однако Тютчев, по воспоминаниям его сына, “не обращал внимания на выражаемые ему двором неудовольствия, смело бравировал общественным мнением”. Елену Александровну не принимали в тех домах, где раньше она была желанной гостьей, от неё отрёкся отец.
Денисьева была подавлена общественным порицанием, трагически воспринимала сложившуюся ситуацию.
Тютчев пережил свою последнюю любовь на девять лет. И Тютчев Федор Иванович сканчался 27 июля 1873 года в Царском селе, откуда его тело было превезено в город Петербург где и состоялись похороны.
биография
Источник: https://www.lang-lit.ru/2013/02/blog-post_2.html
Лирика Тютчева – сочинение (эссе) – Русская историческая библиотека
Единство поэзии и жизни у Тютчева. Талант Федора Ивановича Тютчева был малопроизводителен, он написал немного, и то немногое, что написал, создано им было как бы невольно и случайно, под влиянием минутного настроения или внезапно озарившей его идеи.
Вслед затем Тютчев ронял свои листки со стихами и часто забывал о них. Он не считал поэзии своим профессиональным делом, и вот почему глубоко прав Тургенев, говоря, что поэзия Тютчева находится в полном единстве с его жизнью.
Тютчев занятия поэзией считал частью своей личной непосредственной жизни, писал стихи для себя, под влиянием бессознательной потребности к творчеству, и только по настоянию друзей отдавал стихи печатать.
И так до конца жизни Тютчев именно в той области, в которой он был великим мастером, – в поэзии, – не предавался правильному труду, определенным занятиям, но как бы ждал наплыва от времени до времени новых образов, идей и настроений, на которые и откликался коротенькими стихотворениями.
Федор Иванович Тютчев. Видеофильм
Отсюда и характерные особенности Тютчевской лирики: его стихотворения отличаются «интимностью» как содержания, так и выражения, т.е. предметом их служат внутренние личные переживания, по поводу которых поэт как бы беседует сам с собой. Его стихи напоминают лирический дневник поэта-мыслителя.
Сжатость выражения и своеобразие образов говорят о том, что задачей поэта было лишь одно: дать живое внешнее выражение своему душевному переживанию.
Но именно эти свойства: искренность и своеобразие художественных образов, а также глубина философского содержания, составляют ценность стихотворений Тютчева.
Сочетание в поэзии мысли и образов. Он – поэт-мыслитель, в его поэзии преобладает мысль. Но значение Тютчева как художника заключается именно в том, что он давал мысль не в её отвлеченном логическом виде, но облеченную в художественный образ, так что читатель одновременно постигает ее и сознанием и чувством.
Белинский определял художника, как писателя, который «мыслит образами». Именно таков был Тютчев. Склонный к художественному созерцанию, он прежде всего чувством постигал жизнь природы и влияние космического мира на человеческое «я». И его мысль неразрывно слита с поэтическим образом.
Поясним примером его философского стихотворения такое единство мысли и образа.
– Желая передать читателю идею о том, что внешняя красота природы есть лишь видимость, за которою скрывается бездна хаоса, изначальный мрак, мир бесформенный, хаотический и страшный, Тютчев образно рисует, как наступающая ночь «снимает покров дня» и обнажает перед нами черную бездну хаотического мрака. Контраст чувств мирного золотого дня и погружающей нас во мрак ночи – передает (стихотворение «День и ночь») идею о хаосе, скрывающемся за мирной видимостью внешнего мира.
Святая ночь на небосклон взошла, И день отрадный, день любезный Как золотой ковер она свила, – Ковер, накинутый над бездной. И, как виденье, внешний мир ушел… И человек, как сирота бездомный,
Отпечаток личной внутренней жизни в поэзии. Одной из отличительных черт поэзии Тютчева является отпечаток на ней глубокой и сложной внутренней жизни автора.
Он не был только художником природы, дающим живые снимки её картин, он не был также только лириком, певцом своих настроений и чувств.
И картины природы и лирические отклики Тютчева насыщены глубоким содержанием его душевной жизни, на них – следы непрерывной внутренней работы автора.
Внутренняя жизнь его отличалась богатством и глубиной, и его лирическое творчество есть отражение этой внутренней жизни. Но плоды этой работы духа Тютчев считал невозможным сделать достоянием других. Внутренняя жизнь должна быть замкнута, ибо она непередаваема, она интимна. Он обращает к себе стихотворение «Silentium»:
Молчи, скрывайся и таи И чувства и мечты стой! Пускай в душевной глубине И всходят и зайдут оне, Как звезды ясные в ночи.
Питайся ими и молчи.
Невозможно сердцу поэта высказать себя, невозможно его понять другому:
Поймет ли он, чем ты живешь?
Мысль изречённая есть ложь.
И поэт обращает к себе и ко всем, погруженным в свою внутреннюю жизнь и в работу своего духа, совет:
Лишь жить в самом себе умей! Есть целый мир в душе твоей Таинственно-волшебных дум; Их заглушит наружный шум, Дневные ослепят лучи:
Внимай их пенью и молчи!
Небольшую дань отдал Тютчев и политическим мотивам.
Примыкая по своим политико-общественным взглядам к славянофилам, он в стихах мечтал о том, что «славянские ручьи сольются в русском море» и выразил симпатии к славянству в стихотворениях «к Ганке», «Рассвет», «Славянам» и др. Огромной силой выражения проникнуто стихотворение: «Эти бедные селенья», в котором сказалась вера Тютчева в религиозную миссию русского народа.
Ссылки на другие статьи нашего сайта о творчестве Ф. И. Тютчева – см. ниже, в блоке «Ещё по теме…»
Источник: http://rushist.com/index.php/literary-articles/4958-lirika-tyutcheva-sochinenie-esse
Сочинение на тему Биография и творчество Ф И Тютчева
Реферат ученицы 10 «В» класса, Лицея № 9 Коржанской Анастасии.
Волгоград
2001 г.
Федор Иванович Тютчев родился в родовитой дворянской семье в селе Овстуг Орловской губернии (ныне Брянская область) 23 ноября 1803 года. В 1810 году семья Тютчевых переезжает в Москву.
Воспитателем к Тютчеву был приглашен поэт-переводчик, знаток классической древности и итальянской литературы С.Е. Раич. Под влиянием учителя Тютчев рано приобщился к литературному творчеству.
Самое раннее из дошедших до нас стихотворений – «Любезному папеньке» Тютчев написал в 15 лет (ноябрь 1813 года). Уже в 12 лет Федор Иванович успешно переводил Горация.
А в 1819 году было опубликовано вольное переложение «Послание Горация к Меценату»- первое выступление Тютчева в печати. Осенью этого года он поступает на словесное отделение московского университета: слушает лекции по теории словесности и истории русской литературы, по археологии и истории изящных искусств.
Осенью 1821 года Тютчев заканчивает университет со степенью кандидата словесных наук. Он получает место сверхштатного чиновника русской миссии в Баварии. В июле 1822 года он отправляется в Мюнхен и проводит там 22 года.
За границей Тютчев переводит Гейне, Шиллера других европейских поэтов, и это помогает ему приобрести свой голос в поэзии выработать особый, неповторимый стиль. Вскоре после приезда в Мюнхен -,по-видимому, весной 1823 года Тютчев влюбился в совсем ещё юную Амалию фон Лерхенфельд.
Амалия лишь считалась дочерью видного мюнхенского дипломата графа Максимилиана фон Лерхенфельд-Кеферинга. На самом деле она была внебрачной дочерью прусского короля Фридриха-Вильгельма III и княгини Турн-и-Таксис (и являлась, таким образом, побочной сестрой другой дочери этого короля-русской империатрицы Александры Федоровны).
Королевская дочь, ослепительной красоты, Амалия явно стремилась добиться как можно более высокого положения в обществе. И это ей удалось. За время отъезда Тютчева в отпуск Амалия обвенчалась с его сослуживцем, бароном Александром Сергеевичем Крюндером. Неизвестно, когда точно Тютчев узнал о свадьбе Амалии, но легко представить себе его тогдашнюю боль и отчаянье.
Но, несмотря на обиды взаимоотношения Амалии с Тютчевым продолжались целых полвека, несмотря на то, что он был женат на другой, он посветил ей стихи:
«Я помню время золотое,
Я помню сердцу милый край.
День вечерел; мы были двое;
Внизу, в тени, шумел Дунай…»
Даже дошли сведения, что Тютчев оказался участником дуэли из-за неё.
Вскоре , 5 марта 1826 года, он женился на Элеоноре Петерсон, урождённой графине Ботмер. Это был во многих отношениях необычный, странный брак.
Двадцати двух летний Тютчев тайно обвенчался с совсем недавно овдовевшей женщиной, матерью четырёх сыновей в возрасте от одного до семи лет, к тому же с женщиной на четыре года старше. Еще и через два года многие в Мюнхене, по свидетельству Генриха Гейне, не знали об этой свадьбе.
«Серьёзные умственные запросы были ей чужды», но однако бесконечна очаровательная, обаятельная писал биограф поэта К.В. Пигарев об Элеоноре. Можно предположить, что Тютчев решился на женитьбу главным образом ради спасения от мук и унижения, вызванных утратой истинной, своей возлюбленной. Но, так или, иначе, Тютчев не совершил ошибки.
Элеонора беспредельно полюбила его. Она сумела создать уютный и гостеприимный дом. Тютчев прожил с Элеонорой 12 лет. От этого брака у него было три дочери: Анна, Дарья, Екатерина.
Тютчев служил, и служил плохо. Продвижение по службе шло медленно. Жалования не хватало на содержание семьи. Тютчевы еле-еле сводили концы с концами, постоянно находились в долгах.
«Федор Иванович далеко не был то, что называется добряк; он и сам был очень ворчлив, очень нетерпелив, порядочный брюзга и эгоист до мозга костей, которому дороже всего было его спокойствие, его удобства и привычки» пишет о нем А.И. Георгиевский (издатель, педагог).
Можно представить себе, в каком нелегком состоянии духа находился Тютчев. Неудачи и тяготы во всех сферах-политической деятельности, служебной карьере и домашнем быту. В этих условиях Тютчев отдается своей новой любви.
В феврале 1833 года на одном из балов приятель Тютчева, баварский публицист Карл Пфеффель знакомит его со своей сестрой, двадцати двух летней красавицей Эрнестиной и её уже пожилым мужем бароном Дёрибергом.
Эрнестина красива и искусно танцует. Она произвела сильное впечатление на Тютчева.
К тому же произошла странная история: Дёри, почувствовал нездоровье и покинул бал, сказав на прощанье Тютчеву: «Поручаю вам свою жену», а через несколько дней скончался.
Началась та любовь, которая вероятно, была своего рода выходом, спасением для Тютчева. Он явно не мог ради новой любви не только расстаться с Элеонорой, но даже и разлюбить её.
И в то же время он не мог разорвать отношения с Эрнестиной. И это не могло остаться тайной. Эрнестина пыталась бежать от него. Она уехала из Мюнхена.
В этот период разлуки Федор Иванович пребывает в ужасном состоянии, в котором сжигает большую часть своих поэтических упражнений.
Элеонора пыталась покончить с собой, ударив несколько раз в грудь кинжалом. Но осталась жива, она простила Тютчева.
14 мая Элеонора с тремя дочерьми села на пароход, направлявшийся из Кронштадта в Любек. Уже вблизи Любека на пароходе вспыхнул пожар. Элеонора испытала нервное потрясение, спасая детей. Они спаслись, но документы, бумаги, вещи, деньги всё пропало. Всё это окончательно подорвало здоровье Элеоноры, и при большой простуде 27.08.1838 в возрасте 39 лет она скончалась.
И уже 1 марта 1839 года. Тютчев подал официальное заявление о своём намерении вступить в брак с Эрнестиной. Эрнестина удочерила Анну, Дарью и Екатерину.
Вместе с тем, живя в Мюнхене, Тютчев поддерживал самые тесные отношения с русской миссией, и продолжал со всем вниманием следить за политической жизнью. Нет сомнений, что он имел ещё твёрдое намерение вернуться к дипломатической службе.
Но, боясь, что ему не дадут дипломатическую должность, всё откладывает возвращение из отпуска в Петербург, ожидая более подходящего момента. И, в конце концов, 30 июня 1841 года Фёдор Иванович был уволен из министерства иностранных дел и лишён звания камергера.
Осенью 1844 года Тютчев возвращается на родину. Он начал активно участвовать в общественной жизни. И в марте 1845 года снова зачислен, в министерство иностранных дел.
Он любил вторую жену Эрнестину (Нетти), от неё было два сына Дмитрий и Иван. Но через 12 лет после женитьбы на ней Тютчев влюбился в Денисьеву.
Федору Ивановичу уже было под 50, когда охватила его любовь, смелая, избыточная, неодолимая,- к Елене Александровне Денисьевой, молодой девушке, классной даме того института, где учились его дочери.
Благополучная жизнь, с таким трудом налаженная, карьера, насилу-то восстановленная, общественное мнение, которым он дорожил, дружеские связи, политические замыслы, сама семья, наконец, всё пошло прахом. 14 лет с 1850 по 1864 бушевала эта любовная буря.
Продолжая любить Эрнестину, жил на два дома и разрывался между ними. Взаимоотношения Тютчева с Эрнестиной Фёдоровной в течение долгих периодов целиком сводились к переписке. Она в течение 14 лет ничем не обнаружила, что знает о любви мужа к другой, и показала редчайшее самообладание.
Фёдор Иванович был скорее «духовен», чем «душевен». Дочь писала о нём как о человеке, «что он представляется ей, одним из тех изначальных духов, которые не имеют ничего общего с материей, но у которого нет, однако, и души».
Елена Александровна безгранично любила Федора Ивановича. Дети, рожденные Еленой Александровной (дочь Елена и сын Федор) были записаны как Тютчевы. Это не имело никакой законной силы. Они были обречены на печальную в те времена судьбу «незаконнорожденных». 22 мая 1864 года Елена Александровна родила сына Николая. Сразу после родов у неё началось обострение туберкулёза.
4 августа 1864 года она скончалась на руках у Фёдора Ивановича Тютчева. Тютчев терзался и терзал. После её смерти жил в оцепенение. Тютчев словно ослеп от горя и мудрости. «Низенький, худенький старичок, с длинными, отставшими от висков.
Поседелыми волосами, которые никогда не приглаживались, одетый неброско, ни на одну пуговицу не застегнутый, как надо…» писал в своих воспоминаниях о Тютчеве Ходасевич.
Фёдор Иванович продолжал переписываться с женой Эрнестиной Фёдоровной. В последствии они встретились, и семья Тютчевых вновь воссоединилась. В последние годы жизни Тютчев отдавал все свои силы многообразной деятельности, преследующей цель утвердить верное направление внешней политики России.
И в этом ему помогает Эрнестина Фёдоровна. 1 января 1873 года поэт, рассказывает Аксаков «несмотря ни на какие предостережения, вышел из дома для обычной прогулки, для посещения приятелей и знакомых… Его вскоре привезли назад, разбитого параличом. Вся левая часть тела была поражена и поражена безвозвратно».
Эрнестина Фёдоровна ухаживала за больным Федором Ивановичем.
Тютчев умер 15 июля 1873 года, как раз в 23 годовщину того дня, когда начался его роман с Е. А. Денисьевой.
Художественная судьба поэта необычна: это судьба последнего русского романтика, творившего в эпоху торжества реализма и все-таки сохранившего верность заветам романтического искусства.
Главное достоинство стихотворений Федора Ивановича заключается в живом, грациозном, пластически верном изображении природы. Он горячо любит ее, прекрасно понимает, ему доступны самые тонкие, неуловимые её черты и оттенки.
Природу Тютчев одухотворяет, одушевляет, она в его изображении живая и очеловеченная:
И сладкий трепет, как струя,
По жилам пробежал природы.
Как бы горячих ног ея
Коснулись ключевые воды.
«Летний вечер» 1829 г.
Природа –
…Не слепок, не бездушный лик-
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык…
«Не то, что мните вы природа»…1836 г.
Природа у Тютчева изменчива, динамична. Она не знает покоя, вся в борьбе противоборствующих сил, она многолика, насыщена звуками, красками, запахами. Лирика поэта проникнута восторгом перед величием и красотой, бесконечностью и многообразием природного царства.
Характерны начала его стихотворений: «Как хорошо ты, о море ночное…», «Есть в осени первоначальной короткая, но дивная пора…» (1587 г.), «Как весел грохот летних бурь» (1851), «Люблю грозу в начале мая» (1828 г.). Особенно привлекает Тютчева переходные, промежуточные моменты природы.
Он изображает осенний день, напоминающий о недавнем лете («Есть в осени первоначальной…»), или же осенний вечер- предвестие зимы («Осенний вечер» 1830 г.) и т.д.
Федор Иванович любил ночь и был певцом ночи. День представлялся поэту обманом, покровом, накинутым над бездной. Но вот полог падает, и перед ним предстаёт ночь, ночное небо с бесконечным количеством звезд, небо с его вечной тайной. Метафора ночи и дня проходит через всё творчество Тютчева:
Уж солнца раскалённый шар
С главы своей земля скатила,
И мирный вечера пожар
Волна морская поглотила.
Уж звезды светлые взошли
И тяготеющий над нами
Небесный свод приподняли
Своими влажными главами…»
(«Летний вечер» 1829 г.)
Тютчев не писал поэм, его поэзия фрагментарна, это лирика, зачастую сводящаяся к одной стихотворной строфе.
Он ввел в русскую лирику и закрепил в ней поэтику фрагмента как полноценную художественную форму, не без влияния опять же немецких романтиков, и в первую очередь Гейне.
«Все эти стихотворения очень коротки, а между тем ни к одному из них решительно нечего прибавить» – писал Н. А. Некрасов.
«Самые короткие стихотворения господина Тютчева почти всегда самые удачные» – писал И. С. Тургенев.
Фрагментарность стала основой для совершенно невозможных ранее стилистических и конструктивных явлений. Фрагмент у Тютчева закончен. У него поразительная планомерность построения. Каждый образ усилен тем, что сперва дан противоположный:
Люблю глаза твой, мой друг…
Но есть сильней очарованья…
1836 г.
Но эта же планомерность конструкции делает маленькую форму чрезвычайно сильной:
Какое дикое ущелье!
Ко мне навстречу ключ бежит-
Он в дол спешит на новоселье…
Я лезу вверх, где ель стоит.
Вот взобрался я на вершину,
Сижу здесь радостен и тих…
Ты к людям, ключ, спешишь в долину-
Попробуй, каково у них!
1836 г.
Глубокое и страстное чувство наполняет стихи Тютчева о любви. Поклонение женской красоте и прелестям женской натуры было всегда слабостью Федора Ивановича с самой ранней молодости.
Поклонение, которое соединялось с очень серьёзным, но недолговечным и даже очень скоро проходящим увлечением тою или другою особой. Всякое своё любовное увлечение он доводил до самых серьёзных обязательств перед любимой женщиной, семейных уз и трагедии.
И все душераздирающие обстоятельства его жизни связаны с этой глубиной и серьёзностью чувств.
Существует мнение, что Тютчев никогда не любил, а лишь позволял любить себя.. Предположение остроумное, но ошибочное. В том-то и дело, что любил, и не врал перед Богом, и женщины это чувствовали, потому и любили его, и прощали ему то, что простить невозможно. Тютчеву присуща не только психологическая правда, но и «чистота нравственного чувства»:
О. Как убийственно мы любим,
Как в буйной слепоте страстей
Мы то всего вернее губим,
Что сердцу нашему милей!…
1851 г.
Поэт остро чувствует и передаёт «избыток жизни», полноту и счастье жизни:
Жизни некий преизбыток
В знойном воздухе разлит,
Как божественный напиток,
В жилах млеет и горит!
(«В душном воздуха молчанье»… 1836 г.).
Поэзия Тютчева, отличающаяся особой музыкальностью, вдохновила не одно поколение композиторов. Романсы на слова Тютчева могут составить часть программы большого вечера.
Я встретил вас – и всё былое
В отжившем сердце ожило;
Я вспомнил время золотое-
И сердцу стало так тепло…
1870 г.
С болью пишет Тютчев о людском горе, о страдающих людях:
Эти бедные селенья,
Эта скудная природа-
Край родной долготерпенья,
Край ты русского народа!
В противовес всем выше перечисленным достоинствам творчества Ф. И. Тютчева есть весьма весомый недостаток.
В его стихах встречается много устаревших выражений, которые затрудняют чтение и восприятие смысла, особенно читателям 21 века. Даже уже в 19 веке, это было отмечено в критике И. С.
Тургенева «У него часто попадаются устарелые выражения, бледные и вялые стихи, он иногда как будто не владеет языком…»:
Кто без тоски внимая из нас,
Среди всемирного молчанья,
Глухие времени стенанья,
Пророчески прощальный глас.
(«Бессонница» 1829 г.).
«Тютчев один из самых закрытых, трудно досягаемых поэтов, полюбить его в юности почти невозможно. Ничего внешнего, яркого, захватывающего с первого чтения. Тютчев раскрывается постепенно, любовь к нему верный признак взросления души»- писал А. Кушнер
«Рассказы о том, что Тютчев вовсе не придавал значения своим стихам, преувеличены. Но он действительно более хотел быть политиком, чем поэтом. Наверное, поэтому за всю жизнь Фёдор Иванович так и не собрался издать свои стихи под собственным наблюдением.
Из всех своих стихов наиболее придавал значение политическим, которые разделяют судьбу его статей. История их не оправдала. Хуже того: при всех достоинствах, они далеко уступают «чистой» лирике Тютчева. В них мысль иногда только облечена в стихотворную форму, но не слита с ней воедино.
Напротив ею тяготится, готова её разорвать, разрушить. Фёдор Иванович гнался за тем, для чего не был рождён, а истинный дар свой не то что не ценил вовсе, но ценил не так и не за то, что в нём было наиболее удивительно.
Он был человеком сильных страстей и феноменальной рассеянности»- пишет в своих воспоминания В. Ходасевич.
Поэзия Тютчева – наше бесценное достояние, это то, чем может гордиться Россия, что сохраняет нам самоуважение, что мы можем предъявить миру; это наш патент на благородство.
Список литературы
1. Книга для ученика и учителя. Ф. Тютчев, А, Фет. Стихотворения. М., 1997.
2. Кожинов Вадим. Тютчев. – М.,1988.
3. Справочник школьника. Литература. – М.,1995.
Источник: http://bumli.ru/biography/171413
Сочинение-анализ творчества Ф. И. Тютчева
Ф. И. Тютчев (1803—1873) принадлежит к числу выдающихся русских поэтов. Долгое время его стихи не пользовались широкой известностью. Впервые значение поэта Тютчева было раскрыто в статье Некрасова «Русские второстепенные поэты» (1850).
Несмотря на название статьи, Некрасов смело отнес Тютчева «к русским первостепенным поэтическим талантам».
Несколько лет спустя Добролюбов в статье «Темное царство» отметил, что Тютчеву В отличие от Фета доступна «и знойная страстность, и суровая энергия, и глубокая дума, возбуждаемая не одними стихийными явлениями, но и вопросами нравственными, интересами общественной жизни».
И действительно, Тютчев не уходил от постановки проблем социального плана. У него есть стихи о бедствиях народа: «Слезы людские, о слезы людские…» (1850), «Пошли господь свою отраду…» (1850).
В поэтическом творчестве Тютчева нашли отражение и сильные, и слабые стороны его мировоззрения. С одной стороны, в его социально-политических взглядах заметны черты реакционности, слышатся славянофильские мотивы. Он был противником революционных движений. В то же время для него характерны гуманистические и обличительные тенденции.
Поэт остро ощущал непрочность, призрачность, дисгармоничность и даже обреченность мира, в котором он живет. Отсюда трагичность мировосприятия, ощущение одиночества, страстное стремление найти выход из этого мира и отчаяние от сознания невозможности этого. Именно поэтому! традиционный романтический конфликт поэта и толпы достигает у него высшего напряжения.
Чтобы уберечь свою человеческую индивидуальность, свой внутренний мир, свою душу от «толпы», неспособной ни к сочувствию, ни к пониманию, поэт предпочитает уйти в «душевную глубину», в свои тайные мысли, которые вообще. невозможно выразить словами.
Так возникает стихотворение «Молчание!») с знаменитой строкой: «Мысль – изреченная есть ложь».
Тютчев давно уже признан ярчайшим поэтом мысли, мастером философской лирики. В этом отношении он во многом продолжает и развивает те настроения, идеи и образы, которые были уже. намечены у Жуковского, Пушкина и особенно у поэтов-«любомудров» 30-х годов (когда входил в литературу и сам Тютчев).
Напряженные и глубокие раздумья над загадками бытия, вечными тайнами жизни и смерти, над соотношением личности человека ; и природы — это не отдельные темы или области его поэзии, а основные начала, пафос всей лирики Тютчева, определяющей; тональность всех его стихов.
У Тютчева природа наделена своей жизнью, обычно таинственной и непостижимой для человека:
- Не то, что мните вы, природа:
- Не слепок, не бездушный лик
- В ней есть душа, в ней есть свобода,
- В ней есть любовь, в ней есть язык…
Природа у Тютчева, действительно, не «слепок»: она живет, движется, дышит. Так построено знаменитое стихотворение «Весенняя гроза» («Люблю грозу в начале мая…», 1828). С восторгом, С эмоциональным подъемом воссоздает поэт буйство, высшее проявление стихийных сил природы.
Природа у него одушевлена, очеловечена; и в этом проявляется его убеждение в целостности мира, и единстве человека и природы.
Характерные для поэта олицетворении являются не просто поэтическим приемом, но становятся структурообразующим началом, выражая один из основных принципов осознания и изображения жизни.
Поэзия Тютчева часто строится на контрастах. Свету противопоставляется тьма, югу — север, дню — ночь, зиме — лето или нос па. Но это не механическое противопоставление. Тютчев воспринимает мир в его диалектическом единстве.
Вот почему он так часто обращается к переходным состояниям, идет ли речь о временах года или временах суток («Весна», «День вечереет, ночь Мизка…», «Зима недаром злится…»).
Диалектическое восприятие действительности придает его стихотворениям подлинно философскую глубину.
Стихи Тютчева зачастую проникнуты тревогой и мрачными предчувствиями. По сравнению с вечно обновляющейся природой жизнь человеческая скоротечна.
Отсюда грустные раздумья о «непрочности и хрупкости» человека, о ничтожестве его перед всемогущим хаосом, который прорывается наружу в бурях стихий и в бурях страстей. И не случайно большое место в его лирике занимают мотивы грозы и бури.
Так проявляется в поэзии Тютчева тома беспощадной судьбы, рока и в жизни природы, и в истории, и в любви.
В любовной лирике Тютчева, являющейся одним из вершинных явлений мировой поэзии, центральное место занимает исследование «диалектики души», сложных и противоречивых процессов человеческой психики. Исследователи выделили у Тютчева особый цикл, связанный с его увлечением Е. А.
Денисьевой и названный поэтому «денисьевским». Это своеобразный роман в стихах, имеющий большое историко-литературное значение и оказавший воздействие не только на развитие русской поэзии, но и на развитие русской психологической прозы (Тургенев, Достоевский, Л. Толстой).
Любовь, традиционно (по «преданию») представляемая как гармонический «союз души с душой родной», воспринимается Тютчевым совсем иначе: это «поединок роковой», в котором неизбежна гибель любящего сердца.
Роковая невозможность счастья зависит не только от «толпы», которая грубо вламывается в святилище человеческой души, не только от «бессмертной пошлости людской», но и в силу трагического, рокового неравенства людей в любви.
Поэзия Тютчева, писал советский литературовед А. В. Чичерин, населена «образами измученных, душевно надорванных людей (женщин и мужчин), через чьи души прошла тяжелая трагедия их времени, трагедия отчуждения, взаимного непонимания, недоумения и тоски, утраты ясного и цельного жизненного идеала» .
Новаторство любовной лирики
Источник: http://www.litrasoch.ru/sochinenie-analiz-tvorchestva-f-i-tyutcheva/
Мое прочтение поэзии Тютчева (сочинение)
Поэзия Тютчева является величайшим достоянием русской классической литературы. В его лирике получили осмысление глобальные вопросы жизни и смерти, человеческого бытия, судьбы, тайны мироздания.
В основе своей поэзия Тютчева — это «поэзия мысли». Лирический герой предстаёт перед нами как мыслитель, пытающийся постичь тайны окружающего мира.
На мой взгляд, лирика Тютчева очень своеобразна и имеет свои особенности — философичность, психологичность и трагичность мировосприятия, в совокупности определяющие неповторимый, отличный от почерка других поэтов XIX века «тютчевский» стиль, который можно легко узнать по глубине восприятия жизни.
Основные темы в лирике Тютчева — человек и природа. Особенности изображения природы связаны с основной чертой творчества этого поэта в целом — философичностью.
Среди стихотворений Тютчева, посвящённых природе, есть такие, в которых поэт ставил своей целью запечатлеть её различные состояния, показать её красоту. Это пейзажная лирика, одним из ярких примеров которой является стихотворение «Весенний вечер», где автор рисует картину весенней грозы.
Природа изображается в движении, вызванном весенним обновлением: первый гром грохочет, «как бы резвяся и играя»; «гремят раскаты»; «дождик брызнул, пыль летит» — словом, всё ликует, празднует весну. Эту картину завершает образ юной богини — ветреной Гебы, творящей грозу в порыве веселья, безмятежной радости.
Олицетворения, метафоры, сравнения, светлая гамма красок — всё это служит созданию яркого, полного жизни образа.
Пейзажная лирика Тютчева проникнута чувством умиротворения, наслаждения красотой окружающего мира, гармонии с природой. Однако большую часть его стихотворений о природе следует отнести не к пейзажной, а к философской лирике.
В ней изображение природы тесно связано с вопросами бытия (жизни и смерти), с размышлением о том, что такое судьба, Вселенная, каковы взаимоотношения между природой и человеком, родственна или враждебна она его душе.
К осмыслению этих вопросов лирический герой подходит через познание того, что есть сама природа, разумна ли она или слепа и бессмысленна.
Для раннего творчества Тютчева характерны одухотворение и одушевление природы, что отразилось, например, в его стихотворении «Не то, что мните вы, природа…».
В нём утверждается мысль о том, что не только у человека, но и у рек, звёзд, гор, моря есть своя — таинственная — жизнь, которая притягивает поэта своей загадочностью.
Создаётся впечатление, что автор беседует с природой, слышит её голос и чувствует её душу:
Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик —
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык…
Природа в этом стихотворении предстаёт перед нами как живое, мыслящее существо: она чувствует, радуется и грустит.
На мой взгляд, одним из самых лиричных стихотворений в творчестве Тютчева является «Осенний вечер». Автор рисует нам образ увядающей, засыпающей природы. В картине осеннего вечера он находит «умильную, таинственную прелесть». Эти строки вызывают у меня состояние душевного спокойствия и умиротворения, тишина и томность природы наводят на раздумье.
Неожиданным на этом фоне выглядит следующее затем словосочетание «зловещий блеск».
Думается, поэт намеренно разрушает состояние покоя, на которое настраивают первые строки — он подготавливает читателя к «порывистому, холодному ветру», несущему «предчувствие сходящих бурь».
После этой минуты оживления, «буйства», своеобразного протеста природы вновь восстанавливается покой, но, к сожалению, не прежний (радостный и светлый), а покой изнеможения и увядания:
Ущерб, изнеможенье — и на всём
Та кроткая улыбка увяданья,
Что в существе разумном мы зовём
Божественной стыдливостью страданья.
Для меня Ф.И. Тютчев — один из самых интересных и талантливых поэтов. В своём творчестве он размышляет над волнующими меня вопросами. Читая Тютчева, я погружаюсь вместе с лирическим героем в мир, полный раздумий, временами нахожу искомые ответы. Мне очень близко тютчевское восприятие природы, отношение поэта к ней и к миру в целом.
Источник: Школьные сочинения на “пятерку”. Для школьников и абитуриентов. – М.: ООО “Мир книги”, 2004
Источник: http://classlit.ru/publ/literatura_19_veka/tjutchev_f_i/moe_prochtenie_poehzii_tjutcheva_sochinenie/112-1-0-1799
Сочинения по произведениям Тютчева
Тютчев родился 5 декабря 1803 года в Орловской губернии. Место рождения была усадьба Овстуг. Мальчик ещё с малых лет начал обучаться латыни и поэзии древнего Рима.
К 12 годам Тютчев уже мог переводить лирические стихотворения оды Горация. 1817 год стал для поэта началом обучения в Московском университете, где он и получил Аттестат в 1821 году.
В тот же год он отправился служить в коллегию дел иностранных в Мюнхен. Возвращение на родину произошло лишь в 1844 году.
Творчество Фёдора Ивановича Тютчева
Федор Иванович шёл по дороге творчества более, чем пол века. Он успел написать огромное число статей, трактатов и, причём не, только на русском языке, но и зарубежных.
Одна книга содержит 300 стихов, написанные творцом. Те, кто исследовал поэта, дали ему прозвище «поздний романтик».
Чувства потерянности и отчуждения в течение долгих лет за границей подарило творчеству поэта, нестандартный характер.
Такие этапы жизни, как 1820- 1840 гг. и 1850- 1860 гг. по мнению критиков разделены.
Этап 1:
Поиск себя во всей Вселенной, формировка себя, как личности.
Этап 2:
Поиск внутреннего мира иного человека, где основное достижение этапа имеет название «Денисьевсский цикл».
Любовная тема, пейзажный – философский характер, либо просто пейзажный – это постоянная часть лирики Тютчева, иными словами, стихотворения, которые он писал в основном. Последняя часть была посвящена его возлюбленным.
Лирика о любви от Фёдора Ивановича
В середине 19 века Тютчев встречает женщину, которая вдохновила его на новое творчество. Это можно увидеть в таких строках, как «Я очи знал», «О, как убийственно мы любим» и «Последняя любовь».
Осмысливая судьбу женщины, творец изучает натуру и пытается понять саму сущность повстречавшейся на его пути. Приятные чувства, идущие поровну с гневом схожи у писателя.
Непрочность и счастье, по мнению Тютчева, имеют огромную схожесть.
«Денисьевский цикл»
Можно назвать этот цикл иначе – «любовно-трагедийный. Елена Александровна Денисьева, именно этой женщине были посвящены все стихи.
Понимание любви для того, чтобы написать эту поэзию данного цикла – это действительно ощущение трагедии для человека. Гибель и опустошение, вот к чему приводят чувства, здесь её роль – фатальная сила.
Формировка данного цикла была принята не поэтом, именно поэтому критики литературы ведут вечные споры:
- Стихотворения были написаны для Елены Денисьевой?
- А может быть всё таки его жене – Эрнестине?
НЕ один раз была выделена, схожесть лирики о любви «Денисьевского цикла», носящий характер с исповедью, а чувства с болезнью в своих романах Фёдора Достоевского. Около 1500 писем осталось в сохранности, написанные Фёдором Ивановичем Тютчевым для возлюбленной в современном мире.
Источник: https://sochinimka.ru/sochinenie/po-literature/tyutchev
«Тютчев написал немногое; но все написанное им носит на себе печать истинного и прекрасного таланта, нередко самобытного, всегда грациозного, исполненного мысли и неподдельного чувства». (Некрасов.)
/ Сочинения / Тютчев Ф.И. / Разное / «Тютчев написал немногое; но все написанное им носит на себе печать истинного и прекрасного таланта, нередко самобытного, всегда грациозного, исполненного мысли и неподдельного чувства». (Некрасов.)
Скачать сочинение |
Тип: Анализ творчества поэта/писателя |
…О Тютчеве не спорят, кто его не
чувствует, тем самым доказывает,
что он не чувствует поэзии.
И.С. Тургенев
Ф. И. Тютчев лично для меня остается до сих пор неразгаданной загадкой, закрытой книгой. Его творчество требует особого внимания и изучения, поскольку многие исследователи в достаточной мере не поняли его.
В своих произведениях поэт размышляет над вопросами: какое место занимает Человек в мире, что такое Вселенная и Земля. Как и другие писатели, Тютчев обращается к вечным темам природы, любви.
В стихах этого поэта воплотилось чувство красоты. Тютчев восхищается окружающим миром, любуется разнообразием красок, чувств, многообразием форм.
Великолепное стихотворение Тютчева “Весенняя гроза” отвечает этому идеалу красоты. Здесь мы видим движение:
Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний, первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом. Что же представляет лирика природы Тютчева? Исследователи отмечают, что “поэзия дня” и “ночная поэзия” – два значительных жанра лирики природы у поэта.
Эту мысль мы находим в стихотворении “День и ночь”:
День – сей блистательный покров –
День, земнородных оживленье,
Души болящей исцеленье,
Друг человеков и богов! Но меркнет день – настала ночь.
Здесь время действия не одни сутки, а бесконечная их смена. Величественное зрелище разворачивается перед читателем. Поэт стремится выразить свою мысль в слове, в картине.
Главными образами в его “поэзии дня” являются образы огня в воде, солнца в водяных струях (“повисли перлы дождевые, и солнце нити золотит”, “фонтан пламенеет”). В особенности поэта влечет к себе стихия воды. Она холодна, подвижна и изменчива, она живая, гармоническая, самая могущественная стихия.
Вода у Тютчева получила определение “великой зыби”, она благодатна для матери-земли, так как охлаждает ее и поит, давая жизнь. Тютчев с благоговением относится и к другим стихиям- огню, воздуху -и также превозносит их. Природные стихии воды, огня, воздуха и земли при всем своем различии и внешней противоположности качеств находятся в глубокой связи.
Поэт любит сближать разные стихии, чтобы показать контраст между ними. Мир природы у Тютчева как бы светится изнутри. Он пропел подлинный гимн ей. Поэт рисует природу как живой организм, обладающий душой, свободой, которая любит, у которой есть язык. Тютчев рисует природу пластически ясно и выразительно. В поэзии Тютчева природа одушевляется, делается подобной человеку.
Природа “дышит”. Ночью она “спит” или “дремлет”: “Как сладко дремлет сад темнозеленый…”. Природа трепещет от прикосновения холода: “и сладкий трепет, как струя, по жилам пробежал природы”. Природа умеет и “молчать”: “Но твой, природа, мир о днях былых молчит с улыбкою двусмысленной и тайной…”. Явления природы имеют свои характеры. На мой взгляд, справедливо замечание Н.А.
Некрасова по поводу тютчевской лирики о природе: “Впечатление, которое испытываешь при чтении стихов, можно только сравнить с чувством, которое овладевает человеком у постели молодой умирающей женщины, в которую он был влюблен. Только талантам сильным и самобытным дано затрагивать такие струны в человеческом сердце”.
Стихи о природе – признание поэта в любви.
Тютчеву представляется высшим блаженством любоваться многообразными проявлениями жизни природы. Немало стихотворений у Тютчева посвящено теме родины. Именно Тютчеву принадлежат знаменитые слова: “Умом Россию не понять, аршином общим не измерить…”. В своих стихах Тютчев выступает против глупости, развращенности и злоупотребления русского правительства.
Он возмущается несправедливостью и произволом царя Николая I по отношению к народу:
Не богу ты служил и не России,
Служил лишь суете своей,
И все дела твои, и добрые и злые, –
Все было ложь в тебе, все призраки пустые:
Ты был не царь, а лицедей. Тютчев также размышляет о положении русского народа. Его размышления вылились в стихотворении “Эти бедные селенья”.
Поэт с горечью говорит о рабстве народа и его долготерпении. Тютчев увидел народ убогим, нищим, не способным противостоять злу. Но в то же время народ у него является носителем нравственного идеала. В своей поэзии Тютчев стремится выяснить и влияние общества на окружающий мир человека.
Новое оказалось связанным с его решением женской проблемы, поскольку любовь занимала большое место в жизни самого поэта. Его лирический герой – это человек, честный, тонко чувствующий, благородный, умеющий выразить свое отношение в слове, но не способный действовать решительно.
Заслуга Тютчева заключается в том, что он изобразил любовь как чувство и как отношения между людьми, подвластные влиянию общества.
Особенность любовной лирики поэта заключается в том, что они сопровождаются пейзажными стихотворениями, которые несут в себе различные вариации тех же чувств – сплетение очарования любви, сознание ее греховности, тоски (“Не знаю я, коснется ль благодать моей души болезненно-греховной…”, “Не плоть, а дух растлился в наши дни, и человек отчаянно тоскует…”).
Стихотворения о любви Тютчева передают настроение успокоения, блаженное мгновение самозабвения. В этом плане характерно произведение “Весь день она лежала в забытьи…”:
Весь день она лежала в забытьи,
И всю ее уж тени покрывали.
Лил теплый летний дождь – его струи
По листьям весело звучали.
Лирика Тютчева достойна восхищения. Этот писатель внес в русскую литературу свое понимание, свое истолкование той или иной проблемы. Совершенно справедливо высказывание И.С. Аксакова, в котором, на мой взгляд, содержится оценка всему творчеству Тютчева: “Такого рода художественной красоты, простоты и правды нельзя достигнуть ни умом, ни восторженностью духа, ни опытом, ни искусством: здесь уже явное, так сказать, голое поэтическое откровение, непосредственное творчество таланта”.
человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение. |
/ Сочинения / Тютчев Ф.И. / Разное / «Тютчев написал немногое; но все написанное им носит на себе печать истинного и прекрасного таланта, нередко самобытного, всегда грациозного, исполненного мысли и неподдельного чувства». (Некрасов.)
Источник: http://www.litra.ru/composition/get/coid/00056501184864192810
Федор Иванович Тютчев (1803-1873). Биография
Тема: Тютчев Федор Иванович
Блестящий русский поэт-философ Федор Иванович Тютчев родился 23 ноября 1803 г. в стародворянской семье. Тютчев получил домашнее образование. Его наставник С. Е. Раич, молодой поэт и переводчик, поощрял увлечение молодого воспитанника стихосложением и классическими языками.
Благодаря этому юный Тютчев уже в 13 лет великолепно переводил с латыни Горация и писал стихи в подражание своему великому древнеримскому предшественнику, за что в 15 лет был принят в Общество любителей российской словесности.
Несмотря на блестящее знание многих иностранных языков, поэт писал исключительно на русском, хотя с возрастом все чаще говорил на французском.
В студенческие годы Федор Иванович заинтересовался философией. Наибольшее влияние на поэта оказали «Мысли» французского математика и мыслителя Б. Паскаля. Главный вопрос этого произведения — «что есть человек в бесконечности?» — глубоко его тронул.
Размышления на эту тему красной нитью проходят через всю духовно-напряженную поэзию Тютчева. В своих стихах поэт через космические мотивы передает трагизм от ощущения противоречий мироздания.
Он пытается отыскать ответ на главный вопрос своей жизни в философском наследии не Паскаля, а Руссо — чтобы понять мир, нужно научиться читать «книгу природы», ибо именно в природе содержится истина:
В ней есть душа, в ней есть свобода,В ней есть любовь, в ней есть язык…
Раннему творчеству поэта дал высокую оценку А. С. Пушкин, который лично избрал несколько стихотворений Тютчева для публикации в «Современнике» в 1836 г., незадолго до своей трагической кончины. Издание стихов Тютчева в этом журнале продолжалось впоследствии еще 4 года, и с этого времени началась слава поэта.
С определенного момента в его творчестве все большее место занимает любовная лирика. Однако почти все замечательные произведения, созданные в этом ключе, были навеяны не столько счастьем, сколько печалью: сначала смертью жены Элеоноры, погибшей на сгоревшем пароходе, а затем трагичной любовью, не завершившейся браком из-за общественных предрассудков, к Елене Денисьевой.
Материал с сайта //iEssay.ru
Личные трагедии усугублялись неприятием властями поэта как гражданина. Власти ждали от Тютчева восхваления самодержавных порядков николаевской России, поскольку он стихами заявил о себе как о стороннике монархии и противнике революционных преобразований. Однако вскоре правительство убедилось в том, что жестоко ошибалось в своем выборе.
Тютчев видел гражданский долг иначе, чем восхваление сильных мира сего. Поэт настаивал на даровании народу конституции и уничтожении крепостного права, он сурово порицал царя за позор поражения империи в Крымской войне. Только длительное пребывание за границей (около 22 лет) спасло Федора Ивановича от ссылки.
После смерти поэта его биография была запрещена к публикации, и творчество Тютчева вновь вернулось к народу спустя долгие годы.
На этой странице материал по темам:
- биография тютчева по годам
- краткая биография тютчева по датам
- лев толстой биография в датах
- биография тютчева краткое содержание
- краткая биография тютчева по годам
Источник: http://iessay.ru/ru/writers/native/t/tyutchev/biografiya