Сочинения об авторе загоскин

Господин Загоскин и его сочинения

Господин Загоскин и его сочинения

Виктор Кузнецов

– Так, верно, и «Юрий Милославский» ваше сочинение? – вопрошает героиня бессмертной комедии Гоголя Анна Андреевна Сквозник-Дмухановская.

И Иван Александрович Хлестаков без всяких колебаний подтверждает это. Но дочь Городничего Марья Антоновна решительно против:

– Ах, маменька, там написано, что это господина Загоскина сочинение.

Совет

– Ах да, это правда, – уступает Хлестаков, – это точно Загоскина; но есть другой «Юрий Милославский», так тот уж мой.

– Ну, это, верно, я ваш читала, – восклицает Анна Андреевна. – Как хорошо написано!

«Ах, какой пассаж!»

Премьера «Ревизора» состоялась в Малом театре 25 мая 1836 года. Писатель Михаил Николаевич Загоскин присутствовал на спектакле.

И не мог сдержать ликования. Упоминание его романа (никакого другого «Юрия Милославского», само собой разумеется, не существовало) при стечении самой блестящей московской публики прозвучало как апофеоз читательского признания.

Обратите внимание

Не будь в гоголевском «Ревизоре» этого эпизода, не многие помнили бы сегодня замечательного русского беллетриста.

Его сочинения не переиздавались у нас вплоть до 1983 года, хотя Загоскин первым же своим прозаическим произведением положил начало жанру исторического романа в русской литературе, где ничего подобного до того момента не существовало. Роман «Юрий Милославский, или Русские в 1612 году» (таково его полное название) к тому же имел, как тогда выражались, «народную физиономию».

И сразу же стал настольной книгой всей читающей России. Роман еще при жизни автора выдержал восемь изданий и был переведен на английский, французский, немецкий и чешский языки.

Будучи человеком приветливым, общительным и беспредельно доброжелательным, Михаил Николаевич, по свидетельству С. Т. Аксакова, любил иногда приврать и пофантазировать.

Неся абсолютно пустой вздор, он обычно сам искренне верил в свои слова. Вот почему вскоре после премьеры «Ревизора» появились утверждения, что Хлестаков создан Гоголем не без оглядки на Загоскина.

Словно бы оправдываясь, Николай Васильевич при каждом удобном случае принимался повторять: «Всякий хоть на минуту, если не на несколько минут, делался или делается Хлестаковым, но, натурально, в этом не хочет только признаться».

Литература и жизнь

Михаил Загоскин был на 10 лет старше Пушкина: он родился в 1789 году в селе Рамзай Пензенской губернии. А скончался, пережив великого современника на 15 лет, в 1852 году.

Русский дворянский род, к которому принадлежал писатель, ведет родословную от татарского мурзы Шавката Загора, перешедшего в 1472 году из Золотой Орды на службу к Ивану III.

Важно

Став после крещения Александром Анбулатовичем Загоской, новообращенный в подарок от царя получил село неподалеку от Пензы.

Совет

Будущий литератор прожил в родовом имении только до 13-летнего возраста. Семья его, давно обедневшая, едва сводила концы с концами, и в мае 1802 года юный отпрыск был определен на службу в Петербург.

Где стал канцеляристом, сначала – в казначействе, затем – в горном департаменте и Государственном заемном банке. В августе 1812 года 23-летний Михаил поступил в народное ополчение и под Полоцком был ранен в ногу. Познакомившись на войне с князем А. А. Шаховским, известным комедиографом, служившим в репертуарной части Императорских театров, Загоскин тоже увлекся драматургией.

И в послевоенный период своей жизни создал множество комедий и интермедий, с успехом шедших на петербургской и московской сцене.

В 1816 году Загоскин женился на Анне Дмитриевне Новосильцовой – несмотря на жесткое противодействие ее отца, человека богатого и честолюбивого.

И вынужден был почти четыре года обретаться в доме тестя, который, как позднее отметил в своих воспоминаниях сын писателя, считал Михаила Николаевича «ничтожным молодым человеком без состояния и общественного положения». В выражении своей неприязни к зятю Новосильцов никогда не стеснялся.

Совет

Загоскин между тем продолжал успешно служить: в 1817-1818 годах в Дирекции Императорских театров, а затем – в Императорской публичной библиотеке, где был занят упорядочением фонда и составлением каталога русских книг. Получив в 1820 году приглашение на работу в Москву, он, что совсем не трудно понять, согласился на переезд без малейших раздумий.

Первое время, правда, он чувствовал себя в Первопрестольной изгнанником. «Не смейся этому названию, – писал Загоскин приятелю своему Николаю Гнедичу. – Москва хоть не Камчатка, а, право, не веселее Уфы или Оренбурга, по крайней мере летом». И не раз делился с друзьями намерением вернуться в Петербург, но прожил в Москве всю оставшуюся жизнь.

Совет

Без гнева и пристрастья

Совет

Славянофильствующего писателя, с трудом говорившего по-французски и не вполне владевшего светскими манерами, Москва приветила лучше, чем чопорный Санкт-Петербург. При московском генерал-губернаторе Д. В.

Голицыне Загоскин получил должность экспедитора по театральному отделению, вступил в кружок любителей театра и тесно сблизился с главой литераторов-славянофилов Сергеем Тимофеевичем Аксаковым. Под влиянием последнего он деятельно продолжил литературные занятия. Его одноактная комедия «Урок холостым, или Наследники», поставленная в 1822 году, получила полный аншлаг.

Шумный успех на сцене имели и появившиеся вслед водевиль Загоскина «Деревенский философ» и стихотворная комедия «Благородный театр».

Обратите внимание

Следующие драматические произведения Загоскина, правда, увидят сцену лишь четыре года спустя: все писательское время отнимут бесконечные театральные хлопоты и работа над историческим романом.

«Он весь, – как свидетельствует Аксаков, – был погружен в эту мысль, охвачен ею совершенно; его всегдашняя рассеянность, к которой давно привыкли и которую уже не замечали, до того усилилась, что ее заметили…

Встречаясь на улицах с короткими приятелями, он не узнавал никого, не отвечал на поклоны и не слыхал приветствий: он читал в это время исторические документы и жил в 1612 году».

«Юрий Милославский» вышел в свет в конце 1829 года. И имел, как мы уже знаем, головокружительный успех. Совсем скоро Загоскин – не без промощи С. Т.

Аксакова – был избран членом Российской Академии Наук и назначен директором всех московских театров.

Белинский, никогда не питавший добрых чувств к славянофилам, не раз упоминал автора «Юлия Милославского» в своих статьях.

«Неистовый Виссарион» сумел рассмотреть, что в пламенном патриотизме Загоскина не было ничего напускного, и сам он не питал под видом любви к Родине злобу и ненависть к мнимым «врагам отечества» (т. е. тем, кто позволял себе не думать обо всем официозно).

Сохранившиеся документы той эпохи однозначно свидетельствуют, что Загоскин самозабвенно служил русскому театру.

Обратите внимание

Служба, как сам он отмечал в письме Н. И. Гнедичу, правда, открыла ему «…нищенское и бедственное» положение театров, не имевших «ни денег, ни гардероба, ни декораций – словом, ничего кроме долгов, беспорядков и презрения». Если в Петербурге, констатировал Загоскин, «у театра связаны руки, то в Москве – и руки, и ноги».

Совет

На ярмарке в Туле Михаил Николаевич встретил никому не известного доселе актера М. С. Щепкина и, оценив масштаб его таланта, пригласил с собой в Москву. Дебютом великого артиста на московской сцене стала заглавная роль в пьесе Загоскина «Господин Богатонов, или Провинциал в столице».

Совет

Привел он на московскую сцену и рязанского мещанина Прова Садовского, основателя знаменитой в будущем театральной династии.

Неравнодушие

Тема патриотизма и народного единения в годину тяжких испытаний – основная в первом романе Загоскина.

В авторском предисловии к нему среди причин бедственного положения России в начале ХVII века особо выделено полное и всеобщее безразличие. Которое, по совершенно справедливому мнению писателя, страшнее как внешних врагов, так и внутренних раздоров.

Тревога за судьбу родины отчетливо ощущается и во втором романе Загоскина «Рославлев, или Русские в 1812 году», и в его повести «Аскольдова могила»… Историко-литературная ценность всех этих произведений отчетливо прорисовывается в наше весьма непростое время.

Совет

Читайте также:  Краткая биография горький

Вышедший в 1831 году «Рославлев» был, однако, встречен публикой со значительно меньшим восторгом, чем «Юрий Милославский». А «Аскольдова могила, повесть из времен Владимира I» поначалу вообще разочаровала читателей. Правда, всего через два года, в 1835-ом, по либретто Загоскина в Большом театре была поставлена одноименная опера А. Н.

Верстовского, до сих пор считающаяся одним из высших достижений отечественного оперного искусства и пользующаяся неизменным успехом.

Важно

Пушкин в письме Вяземскому, характеризуя второй роман и повесть Загоскина, отметил занимательность описанных там положений и живость разговоров: «Все можно прочесть с удовольствием».

В статье, опубликованной в 1833 году «Московским телеграфом», А.А. Бестужев-Марлинский так отзывался о Загоскине: «…Нет в нем ничего необыкновенного, поразительного, но умилительного много, но забавного много, и вы не увидите, как дочитались до конца, и вы досадуете, зачем так скоро пресекает он ваше удовольствие».

Особое место в творчестве Загоскина занимает цикл бытовых очерков «Москва и москвичи», написанных от имени чудаковатого издателя Богдана Ильича Бельского, подполковника в отставке.

«Мало ли, сударь, в Москве сочинителей, – рассуждает в предисловии писатель сам о себе устами Бельского. – Да вот хоть, недалеко идти: г-н Загоскин… Не то чтоб он был какой-нибудь знаменитый писатель – нет! есть, батюшка, гораздо почище его, да ему как-то посчастливилось: выдал «Юрия Милославского», попал в народность, да и пошел пописывать разные романчики, а там опера «Аскольдова могила»…

Пописывать Загоскин прекратил только зимой 1851 года, когда сильно простудился и заболел. Лечиться он не любил, понадеялся, что организм справится сам. И 23 июня 1852 года неожиданно для родных и близких скончался. Похоронили писателя на Новодевичьем кладбище.

Источник: https://doc4web.ru/literatura/gospodin-zagoskin-i-ego-sochineniya.html

Господин Загоскин и его сочинения

Виктор Кузнецов

– Так, верно, и «Юрий Милославский» ваше сочинение? – вопрошает героиня бессмертной комедии Гоголя Анна Андреевна Сквозник-Дмухановская.

И Иван Александрович Хлестаков без всяких колебаний подтверждает это.

Но дочь Городничего Марья Антоновна решительно против:

– Ах, маменька, там написано, что это господина Загоскина сочинение.

– Ах да, это правда, – уступает Хлестаков, – это точно Загоскина; но есть другой «Юрий Милославский», так тот уж мой.

– Ну, это, верно, я ваш читала, – восклицает Анна Андреевна.

– Как хорошо написано!

«Ах, какой пассаж!»

Премьера «Ревизора» состоялась в Малом театре 25 мая 1836 года. Писатель Михаил Николаевич Загоскин присутствовал на спектакле. И не мог сдержать ликования.

Упоминание его романа (никакого другого «Юрия Милославского», само собой разумеется, не существовало) при стечении самой блестящей московской публики прозвучало как апофеоз читательского признания.

Обратите внимание

Не будь в гоголевском «Ревизоре» этого эпизода, не многие помнили бы сегодня замечательного русского беллетриста.

Его сочинения не переиздавались у нас вплоть до 1983 года, хотя Загоскин первым же своим прозаическим произведением положил начало жанру исторического романа в русской литературе, где ничего подобного до того момента не существовало. Роман «Юрий Милославский, или Русские в 1612 году» (таково его полное название) к тому же имел, как тогда выражались, «народную физиономию».

И сразу же стал настольной книгой всей читающей России. Роман еще при жизни автора выдержал восемь изданий и был переведен на английский, французский, немецкий и чешский языки.

Будучи человеком приветливым, общительным и беспредельно доброжелательным, Михаил Николаевич, по свидетельству С. Т. Аксакова, любил иногда приврать и пофантазировать.

Неся абсолютно пустой вздор, он обычно сам искренне верил в свои слова. Вот почему вскоре после премьеры «Ревизора» появились утверждения, что Хлестаков создан Гоголем не без оглядки на Загоскина. Словно бы оправдываясь, Николай Васильевич при каждом удобном случае принимался повторять: «Всякий хоть на минуту, если не на несколько минут, делался или делается Хлестаковым, но, натурально, в этом не хочет только признаться».

Литература и жизнь

Михаил Загоскин был на 10 лет старше Пушкина: он родился в 1789 году в селе Рамзай Пензенской губернии. А скончался, пережив великого современника на 15 лет, в 1852 году.

Русский дворянский род, к которому принадлежал писатель, ведет родословную от татарского мурзы Шавката Загора, перешедшего в 1472 году из Золотой Орды на службу к Ивану III.

Важно

Став после крещения Александром Анбулатовичем Загоской, новообращенный в подарок от царя получил село неподалеку от Пензы.

Совет

Будущий литератор прожил в родовом имении только до 13-летнего возраста. Семья его, давно обедневшая, едва сводила концы с концами, и в мае 1802 года юный отпрыск был определен на службу в Петербург.

Где стал канцеляристом, сначала – в казначействе, затем – в горном департаменте и Государственном заемном банке. В августе 1812 года 23-летний Михаил поступил в народное ополчение и под Полоцком был ранен в ногу. Познакомившись на войне с князем А. А. Шаховским, известным комедиографом, служившим в репертуарной части Императорских театров, Загоскин тоже увлекся драматургией.

И в послевоенный период своей жизни создал множество комедий и интермедий, с успехом шедших на петербургской и московской сцене.

В 1816 году Загоскин женился на Анне Дмитриевне Новосильцовой – несмотря на жесткое противодействие ее отца, человека богатого и честолюбивого.

И вынужден был почти четыре года обретаться в доме тестя, который, как позднее отметил в своих воспоминаниях сын писателя, считал Михаила Николаевича «ничтожным молодым человеком без состояния и общественного положения». В выражении своей неприязни к зятю Новосильцов никогда не стеснялся.

Совет

Загоскин между тем продолжал успешно служить: в 1817-1818 годах в Дирекции Императорских театров, а затем – в Императорской публичной библиотеке, где был занят упорядочением фонда и составлением каталога русских книг. Получив в 1820 году приглашение на работу в Москву, он, что совсем не трудно понять, согласился на переезд без малейших раздумий.

Первое время, правда, он чувствовал себя в Первопрестольной изгнанником. «Не смейся этому названию, – писал Загоскин приятелю своему Николаю Гнедичу. – Москва хоть не Камчатка, а, право, не веселее Уфы или Оренбурга, по крайней мере летом». И не раз делился с друзьями намерением вернуться в Петербург, но прожил в Москве всю оставшуюся жизнь.

Без гнева и пристрастья

Совет

Славянофильствующего писателя, с трудом говорившего по-французски и не вполне владевшего светскими манерами, Москва приветила лучше, чем чопорный Санкт-Петербург. При московском генерал-губернаторе Д. В.

Голицыне Загоскин получил должность экспедитора по театральному отделению, вступил в кружок любителей театра и тесно сблизился с главой литераторов-славянофилов Сергеем Тимофеевичем Аксаковым. Под влиянием последнего он деятельно продолжил литературные занятия.

Его одноактная комедия «Урок холостым, или Наследники», поставленная в 1822 году, получила полный аншлаг. Шумный успех на сцене имели и появившиеся вслед водевиль Загоскина «Деревенский философ» и стихотворная комедия «Благородный театр».

Совет

Обратите внимание

Следующие драматические произведения Загоскина, правда, увидят сцену лишь четыре года спустя: все писательское время отнимут бесконечные театральные хлопоты и работа над историческим романом.

«Он весь, – как свидетельствует Аксаков, – был погружен в эту мысль, охвачен ею совершенно; его всегдашняя рассеянность, к которой давно привыкли и которую уже не замечали, до того усилилась, что ее заметили…

Встречаясь на улицах с короткими приятелями, он не узнавал никого, не отвечал на поклоны и не слыхал приветствий: он читал в это время исторические документы и жил в 1612 году».

«Юрий Милославский» вышел в свет в конце 1829 года. И имел, как мы уже знаем, головокружительный успех. Совсем скоро Загоскин – не без промощи С. Т.

Аксакова – был избран членом Российской Академии Наук и назначен директором всех московских театров.

Белинский, никогда не питавший добрых чувств к славянофилам, не раз упоминал автора «Юлия Милославского» в своих статьях.

Читайте также:  Сочинения об авторе скотт

«Неистовый Виссарион» сумел рассмотреть, что в пламенном патриотизме Загоскина не было ничего напускного, и сам он не питал под видом любви к Родине злобу и ненависть к мнимым «врагам отечества» (т. е. тем, кто позволял себе не думать обо всем официозно).

Совет

Сохранившиеся документы той эпохи однозначно свидетельствуют, что Загоскин самозабвенно служил русскому театру. Служба, как сам он отмечал в письме Н. И. Гнедичу, правда, открыла ему «…нищенское и бедственное» положение театров, не имевших «ни денег, ни гардероба, ни декораций – словом, ничего кроме долгов, беспорядков и презрения». Если в Петербурге, констатировал Загоскин, «у театра связаны руки, то в Москве – и руки, и ноги».

На ярмарке в Туле Михаил Николаевич встретил никому не известного доселе актера М. С. Щепкина и, оценив масштаб его таланта, пригласил с собой в Москву. Дебютом великого артиста на московской сцене стала заглавная роль в пьесе Загоскина «Господин Богатонов, или Провинциал в столице».

Привел он на московскую сцену и рязанского мещанина Прова Садовского, основателя знаменитой в будущем театральной династии.

Неравнодушие

Тема патриотизма и народного единения в годину тяжких испытаний – основная в первом романе Загоскина. В авторском предисловии к нему среди причин бедственного положения России в начале ХVII века особо выделено полное и всеобщее безразличие.

Которое, по совершенно справедливому мнению писателя, страшнее как внешних врагов, так и внутренних раздоров. Тревога за судьбу родины отчетливо ощущается и во втором романе Загоскина «Рославлев, или Русские в 1812 году», и в его повести «Аскольдова могила»…

Историко-литературная ценность всех этих произведений отчетливо прорисовывается в наше весьма непростое время.

Важно

Вышедший в 1831 году «Рославлев» был, однако, встречен публикой со значительно меньшим восторгом, чем «Юрий Милославский». А «Аскольдова могила, повесть из времен Владимира I» поначалу вообще разочаровала читателей.

Правда, всего через два года, в 1835-ом, по либретто Загоскина в Большом театре была поставлена одноименная опера А. Н. Верстовского, до сих пор считающаяся одним из высших достижений отечественного оперного искусства и пользующаяся неизменным успехом.

Совет

Важно

Пушкин в письме Вяземскому, характеризуя второй роман и повесть Загоскина, отметил занимательность описанных там положений и живость разговоров: «Все можно прочесть с удовольствием».

В статье, опубликованной в 1833 году «Московским телеграфом», А.А. Бестужев-Марлинский так отзывался о Загоскине: «…

Нет в нем ничего необыкновенного, поразительного, но умилительного много, но забавного много, и вы не увидите, как дочитались до конца, и вы досадуете, зачем так скоро пресекает он ваше удовольствие».

Совет

Особое место в творчестве Загоскина занимает цикл бытовых очерков «Москва и москвичи», написанных от имени чудаковатого издателя Богдана Ильича Бельского, подполковника в отставке.

«Мало ли, сударь, в Москве сочинителей, – рассуждает в предисловии писатель сам о себе устами Бельского. – Да вот хоть, недалеко идти: г-н Загоскин…

Не то чтоб он был какой-нибудь знаменитый писатель – нет! есть, батюшка, гораздо почище его, да ему как-то посчастливилось: выдал «Юрия Милославского», попал в народность, да и пошел пописывать разные романчики, а там опера «Аскольдова могила»…

Пописывать Загоскин прекратил только зимой 1851 года, когда сильно простудился и заболел. Лечиться он не любил, понадеялся, что организм справится сам. И 23 июня 1852 года неожиданно для родных и близких скончался. Похоронили писателя на Новодевичьем кладбище.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.zagoskin.net.ru

Источник: http://diplomba.ru/work/97182

Сочинение: Загоскин М.Н

Михаил Николаевич Загоскин (1789-1852)

Известный русский беллетрист, по праву считающийся основателем русского исторического романа

Родился семье небогатого пензенского помещика.

Молодой Загоскин провел свое детство и юность в родовом поместье в селе Рамзай. Родители мальчика очень старались дать ему хорошее образование и с ранних лет пристрастить к чтению.

Романы на исторические темы и полные ужасов “готические” романы Анны Радклиф, которая до Вальтера Скотта была самым популярным зарубежным автором в России, так увлекли Загоскина, что он, под впечатлением любимых произведений уже в одиннадцатилетнем возрасте пробует свои силы в сочинительстве.

Совет

Написанные им трагедия в стихах и повесть “Пустынник” очень понравилась родственникам и знакомым, но они просто отказывались верить в его авторство.

Тринадцатилетним подростком он оказывается в Петербурге, поступает на службу в канцелярию государственного казначея Голубцова, потом переводится в горный департамент, а еще позже – в государственный заемный банк.

Совет

Продвижение Загоскина по карьерной лестнице шло тяжело – к концу первого десятилетия своей службы, в 1811 году, он был всего лишь помощником столоначальника в департаменте горных и соляных дел (в чине губернского секретаря), что соответствовало XII классу в Табели о рангах.

В августе 1812 Загоскин вступает добровольцем в петербургское ополчение.

В сражении под Подонком он был ранен в ногу и за проявленную храбрость награжден орденом Св. Анны 4-й степени на шпагу. После излечения Михаил Николаевич вернулся в действующую армию и прослужил в ней до самого конца войны – вплоть до завершения осады Данцига – адъютантом при генерале Левисе.

Совет

Выйдя в отставку, Загоскин, полный честолюбивых творческих планов, вновь оказывается в столице.

Он привез своего драматургического первенца – комедию в одном действии “Проказник”. Не обладая знакомствами в литературном мире, писатель решается на дерзкую авантюру: обратиться инкогнито к известному в то время комедиографу князю А. А. Шаховскому.

Обратиться под видом посланника одного якобы неизвестного сочинителя с просьбой “прочесть прилагаемую пьесу и, приняв в соображение, что это первый опыт молодого сочинителя, сказать правду: есть ли в нем талант и заслуживает ли его комедия сценического представления? Если нет, то, не спрашивая об имени автора, возвратить рукопись человеку, который будет прислан в такое-то время”.

Загоскин так не верил в свой успех, что был просто обескуражен, получив от маститого драматурга ответ, в котором тот хвалил пьесу и приглашал автора лично посетить его. С этой поры Шаховской стал фактически “крестным отцом” Загоскина на поприще комического театра.

Совет

Обратите внимание

Протекция Шаховского обеспечивала Загоскину успех, но имела и свои “минусы” для писателя, поскольку он попал в стан противников Карамзина и писателей-арзамасцев.

Первой пьесой Загоскина увидевшей сцену была “Комедия против комедии, или Урок волокитам”. Эта пьеса не имела у публики большого успеха.

Но уже следующая комедия – “Г-н Богатонов, или Провинциал в столице”, поставленная на петербургской сцене летом 1817 года, была принята петербургской публикой на “ура”. После этой пьесы Загоскин становится достаточно известным в столичных литературных кругах.

Совет

Получив известность, Загоскин начинает смело вступать в полемику с критикам своего творчества – Белинским и литераторами его круга – порицая характерное для многих из них низкопоклонство перед иностранщиной, “западничанье”.

К середине 1820-х годов в личной жизни Загоскина происходят большие перемены.

В 1816 он женится на петербургской красавице Анне Дмитриевне Васильцовской – побочной дочери Д. А. Новосильцева, известного богача и вельможи екатерининских времен. В семье Анны Дмитриевны были совсем не рады появлению Загоскина в роли зятя.

В 1820 году Загоскин переезжает в Москву. Здесь, в конце 20-х годов он удачно сдает экзамен на чин коллежского асессора.

Этот небольшой чин (VIII класс) внес в душу Михаила Николаевича долгожданное успокоение. Следует отметить, что Загоскин вполне благополучно одолел дальнейшие ступени служебной лестницы. В последние годы жизни он был уже и действительным статским советником, и почетным академиком по разряду русского языка и словесности в императорской Академии наук.

Но сейчас, после долгих неудач на служебном поприще, даже этот небольшой чин много значил для него. Спокойный за свое будущее, он приступает к созданию своего первого исторического романа.

Важно

Именно Загоскин стал первопроходцем в этой области. Первенство писателя было и хронологическим – его “Юрий Милославский, или Русские в 1612 году” вышел в свет на полгода раньше булгаринского “Дмитрия Самозванца”; и литературным – его роман явно выигрывал в художественном смысле перед романом Булгарина.

Читайте также:  Краткая биография бондарев

“Юлий Милославский”, вышедший в свет на четырнадцатом году литературной карьеры писателя, представил русской публике совершенно нового Загоскина, уже не одного из многочисленных литераторов средней руки, а писателя высочайшего класса, смело шагнувшего на авансцену русской литературы.

Русское общество отреагировало на публикацию “Юлия Милославского” восторженными рукоплесканиями: “Все обрадовались “Юрию Милославскому” как общественному приятному событию, все обратились к Загоскину со всеми знаками уважения, с восторженными похвалами.

“Юрий Милославский”, переведенный на ряд иностранных языков, удостоился высокой похвалы Проспера Меримо и самого Вальтера Скотта.

Совет

Окрыленный успехом “Юрия Милославского” Загоскин один за другим пишет новые исторические романы, которые, как и его первое произведение этого жанра, имеют бешеный успех у публики – “Рославлев, или Русские в 1812 году”, “Аскольдова могила”, повесть “Кузьма Рощиц”, романы “Кузьма Петрович Мирошев, русская быль времен Екатерины II”, “Брынский лес” и “Русские в начале осьмнадцатого столетия”.

В 30-х годах у Загоскина происходят значительные перемены и на службе. В 1831 году он в чине надворного советника становится управляющим конторой императорских московских театров, а еще через год в чине уже коллежского советника – директором московских театров и камергером императорского двора. В 1842 году в чине действительного статского советника он переходит на более спокойную должность директора Московской Оружейной палаты.

В те же 30-е годы Загоскин обращается к любимой теме своего детства – “готическому” роману. В течении нескольких лет он пишет цикл повестей-рассказов под общим названием “Вечер на Хопре”, роман “Искуситель” и роман “Тоска по родине”.

Самое значительное произведение Загоскина в этом жанре – роман “Искуситель” – было опубликовано в 1838 году. Провозглашенная в романе идейная бескомпромиссность и “жесткий” патриотизм, стали причиной к резким нападкам на него со стороны либеральных кругов. Так Белинский, всегда достаточно холодно относившийся к произведениям Загоскина, напечатал несколько резких рецензий на произведения Загоскина. Несмотря на это, основная часть российской публики восприняла роман с восхищением.

Последним значительным художественным произведением М. Н. Загоскина, стали четыре выпуска этнографически-бытовых очерков “Москва и Москвичи”, написанные в 1842-1850 годах.

Совет

Судьба Загоскина в литературе сложилась в целом счастливо, одним из признаков чего было то, что к моменту своей кончины, случившейся в июне 1852 года в следствии неправильного лечения наследственной подагры, его творческий путь был практически завершен. Как писатель он сумел сказать миру почти все, что мог или хотел.

Совет

Отец русского исторического романа Михаил Николаевич Загоскин из разряда забытых вновь возвращается в ряды “живых” писателей, произведения которых помнят и читают потомки. А это – высшая награда для любого писателя.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://russia.rin.ru/

Источник: http://dodiplom.ru/ready/97287

Исторические романы Михаила Загоскина

Откровенно реакционное освещение получила обстановка и события войны 1812 г. в романе Ф. В. Булгарина «Петр Выжигин» (1830).

Булгарин рассыпается в верноподданнических похвалах самодержавию, «просветившему Россию» и явившемуся якобы источником победы ее над врагом. Роман направлен против передовой дворянской интеллигенции.

Главный герой романа – купеческий сын Петр Иванович Выжигин – идеализирован автором как истинный патриот, проявляющий чудеса храбрости, носитель всяческих добродетелей.

Первые романы Булгарина имели успех, явно не соответствующий их достоинствам. Факт этот свидетельствовал о потребности времени.

Впоследствии Белинский не раз указывал на то, что популярность первых романов Загоскина и Булгарина своим источником имела все возраставший интерес читающей публики того времени к романам из русской жизни, в частности к эпическим произведениям на темы русской истории.

Однако и реакционно-дидактические романы Булгарина, и проникнутые политическим консерватизмом романы Загоскина быстро утратили свою популярность. В борьбу с ними вступает романтическая школа, представленная в творчестве Н. А. Полевого, А. Ф. Вельтмана, И. И. Лажечникова.

Мало исторического и в характере Юрия Милославского. В сцене с паном Копычинским виден не столько молодой боярин начала XVII в., сколько дуэлянт-забияка из армейских офицеров 30-х годов XIX в.

И возлюбленная Юрия, Анастасия, скорее напоминает барышню из провинции времен Загоскина, чем дочь знатного боярина начала XVII столетия.

Психологию людей своего времени Загоскин переносит в далекое прошлое.

Пушкин отметил правдивость ряда картин и образов романа. «Г. Загоскин,- писал он в своей рецензии,- точно переносит нас в 1612 год.

Обратите внимание

Добрый наш народ, бояре, казаки, монахи, буйные шиши – все это угадано, вес это действует, чувствует, как должно было действовать, чувствовать в смутные времена Минина и Авраамия Палицына.

Как живы, занимательны сцены старинной русской жизни! Сколько истины и добродушной веселости в изображении характеров Кирши, Алексея Бурнаша, Федьки Хомяка, пана Копычинского, батьки Еремея».

Загоскину удалось передать некоторые черты народного быта. Рисуя в романе картину патриотического подъема народных масс, поднявшихся на борьбу за освобождение Москвы, захваченной поляками, Загоскин правильно освещает народное движение 1612 г. как общенациональное дело.

Однако исторический факт национального единства большинства русского народа перед угрозой иностранного порабощения писатель переносит на внутренние социальные отношения в России, которые были весьма далеки от этого единства как в 1612 г.

, так и в 1829, в пору, когда появился роман.

Рекомендуем почитать ►

Раскрытие конфликта эпохи в произведениях Пушкина

Михаил Николаевич Загоскин (1789-1852). Загоскин на литературное поприще вступил еще в 1815 г.

как автор комедий и в течение ряда лет написал значительное количество пьес, пользовавшихся немалым успехом («Богданов, или Провинциал в столице», «Вечеринка ученых», «Благородный театр» и др.).

Но широкую известность ему принес его первый исторический роман «Юрий Милославский, или Русские в 1612 году».

Национально-патриотический подъем 1812-го и последующих годов нашел свое отражение в другом романе Загоскина – «Рославлев, или Русские в 1812 году», но как в дурном зеркале. Писатель был искренним патриотом, однако консерватизм мировоззрения направил его патриотизм в сторону реакционно-охранительных идей. Последующие исторические романы Загоскина успеха не имели.

Важно

Любовь автора к таинственному, загадочному связана со стилем его романа. При заметном стремлении к верному изображению событий, при реалистичности в зарисовке отдельных эпизодов и деталей старинного быта Загоскин, несомненно, испытывал на себе влияние романтизма.

Хотя писатель порой несколько иронизирует над воображением романтиков, тем не менее он в стиле баллад Жуковского описывает уединенный, полуразрушенный замок и рассказывает легенды о мертвых монахах, подымающихся из могил.

С другой стороны, Загоскин нередко впадает в выспренний дидактический тон, портящий живой и естественный язык романа.

Исторический роман Вельтмана «Кащей Бессмертный, былина старого времени» (1833) имел большой успех: читателю того времени казалось, что произведение Вельтмана действительно воссоздает далекую русскую старину. Даже Белинский поддался воздействию оригинальной и причудливой фантазии Вельтмана.

В «Кащее Бессмертном», как и в другом своем романе о временах древнего Киева и Новгорода – «Святославич, вражий питомец. Диво времен Красного Солнца Владимира» (1835), сквозь романтическую фантазию Вельтман дает почувствовать дух времени, характер русской сказки и славянской мифологии, рисует поэтические картины древней Руси.

Широко использует Вельтман археологический и этнографический материал, образы и поэтику русской сказки. Он стремится также воссоздать язык и синтаксис XII-XIV вв.

Рекомендуем почитать ►

Комментарий к стихотворению Некрасова «Перед дождем»

Большую смелость проявил в своих исторических романах Александр Фомич Вельтман (1800-1870), обратившись к временам Киевской Руси.

Источник: http://www.getsoch.net/istoricheskie-romany-mixaila-zagoskina/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector