Афанасьев Александр Николаевич
Рейтинг: 5 / 5
Афанасьев Александр Николаевич славится в мире как русский сказочник. Но этот человек также был ученым-историком, литературоведом, исследователем народного фольклора, чье творчество и до сегодняшнего дня еще не издано в полной мере. Его ставят в один ряд со знаменитыми филологами и лингвистами мира, такими, как братья Гримм, Шарль Перро и др.
Афанасьев родился в 1826 году в Воронежской губернии, в маленьком городе Богучар. Когда умер дед мальчика, семья перебралась в соседний город Бобров, и поселилась в имении, где имелась хорошая библиотека. Маленький Александр увлекся чтением, ему нравилось читать исторические книги, в этот период у него пробудился живой интерес к истории и культуре.
В 1837 году будущий фольклорист поступил в Воронежскую гимназию, обучение в которой продолжалось семь лет.
В гимназии преобладали грубые меры воспитания, имели место телесные наказания, учителя заставляли детей зубрить предметы.
Общая атмосфера недоброжелательства в коллективе могла и вовсе убить высокие стремления Афанасьева, но все же он нашел в себе силы проучиться там. По окончании заведения в возрасте восемнадцати лет юноша уехал в Москву.
В Москве он поступил в Московский университет, где проучился 4 года на юриста, с 1846 г. по 1849 г., несмотря на то, что его больше увлекала история, литературная наука и этнос.
Во время обучения на юрфаке, он стал учиться у таких ученых, как Н.И. Крылов, К.Д. Кавелин и др. В университетские годы он разместил в журнале «Современник» свою первую публикацию «Государственное хозяйство при Петре Великом» (1847). В.Г.
Белинский одобрительно оценил ее, указав на ее научные аспекты.
Афанасьеву предрекали карьеру профессора, но один случай не дал этому осуществиться. В 1848 году в университет прибыл министр просвещения – граф С.С. Уваров, целью его визита было определение общественных настроений профессорского состава, в связи с событиями в Западной Европе, для этого он посещал лекции. Некоторые из лекций, пробного характера, читали сами студенты, в том числе и Афанасьев.
Его лекция о том, как влияла самодержавная власть на уголовное право в 16-17 веках, не понравилась министру. При этом студент позволил себе не согласиться с замечаниями Уварова, и стал отстаивать свою точку зрения. После случившегося по окончании Московского университета молодой человек не смог найти работу среди государственных учреждений образования и был вынужден работать в частной школе.
В 1849 году при поддержке Н.В. Калачева, Афанасьев поступил на службу в Главный архив при Министерстве иностранных дел в Москве, где и отработал 13 лет.
В течение этого времени он проходил повышения по службе: с 1856 года начальствовал в отделении, а по истечении некоторого времени стал правителем дел комиссии при архиве, которая курировала печатание договоров и грамот на государственном уровне. На этой должности он пробыл до 1862 года.
Работая в архиве, ученый был счастлив, он смог творчески раскрыться. В эти годы Афанасьев сотворил часть своих многочисленных трудов, статьи публиковались в журналах, таких как, «Современник», и в специализированных научных сборниках, но многие работы претерпевали «роковое действие цензуры», как писал в сам Афанасьев.
В пятидесятых годах он трудился в сфере истории русской литературы. Это и статьи о русской сатире 18 века, и заметки о литературе России 19 века. В 1859 – 1860 г.г. он работал, как библиограф и печатался в журнале «Библиографические записки».
Но приоритетным занятием Афанасьева оставались сказки и легенды, благодаря этому, он стал популярным и прославился во всем культурном мире. В сравнении с научной работой, которая сейчас потеряла свое значение, созданные им сборники русского творчества составляют гордость нации и в сегодняшние дни.
Возведение фольклора к первобытным мифам было методом многих фольклористов. Его использовал и Афанасьев, о том говорят такие статьи, как «Дедушка домовой», «Ведун и Ведьма» и др.
Эти и другие публикации, а также иные труды стали основой солидного трехтомника «Поэтические воззрения славян на природу» (1866-1869г.г.), а уже в 1851 году он стал готовить к выпуску собрание сказок. В период с 1866 г. по 1863 г.
были выпущены восемь сборников под названием «Народные русские сказки».
В 1860 году он смог отправиться за границу и посетить такие страны, как Италия, Германия, Франция. В 1862 году ученый и фольклорист был лишен службы в архиве. По незначительному обстоятельству – встреча Афанасьева с эмигрантом В.И. Кельсиевым – в го доме был произведен обыск. Затем последовало увольнение и запрет занимать должности на госслужбе.
После этого Афанасьев не мог найти постоянный заработок, материальное положение ухудшалось. Поэтому он стал распродавать свою библиотеку. В 1865 году он работал чиновником в Московской думе, в 1867 году был секретарем при съезде мировых судей. Здоровье его слабело, он был болен туберкулезом.
Но перед смертью в 1870 году он успел издать специальный сборник для детей – «Русские детские сказки». Это собрание было сложено именно для чтения дома. Издательство этой книги было последним моментом, который утешил Афанасьева.
В 1871 г. 23 октября Александр Николаевич скончался от чахотки. Смерть этого великого сказочника почти не была освещена в печатных изданиях. Второй сборник сказок вышел уже после его кончины. С того времени, это собрание – одно из самых любимых и популярных произведений, а имя А.Н. Афанасьева всегда упоминается с почитанием.
Популярные сказки:
Все сказки Афанасьева А.Н.
Источник: http://moreskazok.ru/biografii/3661-afanasev-aleksandr-nikolaevich.html
Афанасьев Александр Николаевич
Любите ли вы сказки? Что за вопрос! Конечно, любите, даже если вы уже совсем взрослые и очень серьезные.
Вы ведь знаете их огромное множество: о мышке-норушке и лягушке-квакушке, о хитром мужике и глупом барине, о богатырях и королевнах, о Змее-Горыныче и Бабе Яге, о волшебных приключениях и чудесных превращениях…
Сказки – это наше первое знакомство с литературой, первые уроки доброты, трудолюбия, храбрости, справедливости.
Значит, чем больше сказок знаешь, тем мудрее станешь!
Таким мудрым человеком был Александр Николаевич Афанасьев, наш замечательный земляк. За восемь лет он собрал, изучил и издал огромное количество русских народных сказок: волшебных и бытовых, сказок потешных и сказок о животных.
Так их и называют теперь – «Сказки Афанасьева».
Сокровища, открытые Афанасьевым, бесценны. Мир до сих пор не знает другого собрания народных сказок, которое по богатству можно сравнить с афанасьевским.
«Шестьсот сказок – не сочиненных на манер народных и не переделанных на литературный манер, – шестьсот подлинных народных сказок принес нам в своих сундуках Афанасьев».
Так написал в замечательной книге «А рассказать тебе сказку?..», посвященной нашему земляку, В. Порудоминский.
Выдающийся русский ученый-фольклорист и сказочник родился 11 июля 1826 года в уездном городе Богучаре Воронежской губернии. Вскоре Афанасьевы переехали в Бобров, где отец семейства долгое время служил стряпчим – мелким судейским чиновником.
Когда Саше исполняется 11 лет, он поступает в воронежскую губернскую гимназию. Она размещалась на Большой Девиченской улице, в одном из старых районов города, неподалеку от Акатова монастыря. Трехэтажное здание бывшей гимназии частично сохранилось до наших дней. Сейчас адрес его – ул. Сакко и Ванцетти, д.
102 Гимназические годы остались в воспоминаниях будущего фольклориста не только зубрежкой, но и первыми попытками бороться за свои права и убеждения, против несправедливых наказаний. Уже тогда в мальчике проявились те черты, которые со временем переросли в сильный характер. В годы учебы в гимназии для А.
Афанасьева – это и определение своих дальнейших путей: в нем проявляется интерес к литературе и истории, к творческой деятельности.
После окончания гимназии Александр уезжает в Москву, где поступает на юридический факультет университета.
По окончании университета А.Н. Афанасьев находит работу в Московском главном архиве Министерства иностранных дел.
Внешне в его жизни нет ярких событий, кроме, пожалуй, заграничных путешествий по Европе. Но его внутренняя жизнь удивительно богата и насыщенна. Она полна научными поисками, находками и открытиями.
Афанасьев А.Н. занимается собиранием песен, заговоров, пословиц, примет и загадок, описывает обряды, еще сохранившиеся в русских деревнях. Открываются интереснейшие вещи.
Оказывается, известная песня «Во поле березонька стояла» не так проста, как кажется на первый взгляд. Это одна из песен, тайно исполнявшихся девушками в лесу в «русальи дни» и обращенных к этим мифическим обитательницам рек и озер.
Разные герои живут в сказках А.Н.
Афанасьева: необычайные, волшебные – Кощей и Марья Моревна, Жар-Птица и Баба Яга; самые обыкновенные – солдат и крестьянин, бедняк и богач, поп и работник. В каждом сказочном образе показаны хорошие и дурные стороны человека, заложен «добрым молодцам урок». Ведь даже животные в сказках учат нас не бояться и не завидовать, быть храбрыми и находчивыми.
Последним трудом нашего земляка стало издание «Русских детских сказок», куда он отобрал самые интересные сказки для ребят, приспособив фольклорные произведения для детского чтения. Сказки о Лисе и Журавле, о Теремке, о Пузыре, Соломинке и Лапте, о Колобке – такие родные для всех нас сказки! Несмотря на тяжелую болезнь, А. Н.
Афанасьев упорно трудился над составлением этой книги. Он очень хотел, чтобы маленькие читатели узнали и полюбили народную сказку. Собирание произведений народного творчества продолжалось и в последующие годы другими учеными-фольклористами. Выходят все новые сборники сказок, пословиц, поговорок, песен и легенд. Но почти в каждой книге сказок мы встретим знакомые пометки: «из сборника А.Н.Афанасьева». Значит, дело всей жизни нашего замечательного земляка продолжает жить.
А.Н.Афанасьев навсегда остался в истории русской культуры – своим трудом и любовью к родному слову, воплощенным в «Народных русских сказках Александра Николаевича Афанасьева».
Литература:
• Аникин В. Александр Николаевич Афанасьев и его фольклорные сборники / В. Аникин // Народные русские сказки: из сб. А.Н.Афанасьева. – М., 1990. – С. 5-14.
• Аникин В. Александр Николаевич Афанасьев и его сказки / В. Аникин // Русские детские сказки. – М., 1986. – С. 5-8.
• Аникин В. «Это будет моя заслуга в русской литературе…» / В.
Аникин // Народные русские сказки: из сб. А. Н. Афанасьева. – Воронеж, 1984. – С. 5-16. – (Отчий край).
• Антюхин Г. Школьные годы сказочника / Г. Антюхин // Антюхин Г. Литературное былое. – Воронеж, 1987. – С.111-114.
• Будаков В. Сказка и жизнь / В. Будаков // Славянский мир. – Воронеж, 2001. – С. 259-260.
• Горелов А. Люби и помни: предисловие /А.
Горелов // Народные русские сказки А.Н.Афанасьева. – Л., 1983. – С. 3-12.
• Казюлькина И. Афанасьев А. Н. / И. Казюлькина // Писатели нашего детства. 100 имен: биограф. словарь в 3 ч. – М., 1998. – Ч.1. – С. 35-37.
• Лазутин С. Афанасьев А.Н. (1826-1871) / С. Лазутин // Очерки литературной жизни Воронежского края XIX – начала XX в. – Воронеж, 1970. – С. 211-228.
• Лазутин С.
Русский сказочник: к 150-летию со дня рождения А.Н.Афанасьева / С. Лазутин // Лит. Россия. – 1976. – 23 июня.
• Лазутин С. Ученый-демократ: к 150-летию со дня рождения А.Н.Афанасьева / С. Лазутин // Подъем. – 1976. – № 6. – С. 150-155.
• Ласунский О. [О воронежских адресах А. Н. Афанасьева] // Ласунский О. Литературная прогулка по Воронежу / О. Ласунский. – Изд. второе, перераб.
и доп. – Воронеж, 1993. – С. 73-76.
• Налепин А. Народная педагогика и работы А.Н.Афанасьева / А. Налепин // Детская литература-1987. – М., 1987. – С. 114-125.
• Попов П. Сказка сказке – рознь / П. Попов // Воронежский курьер. – 1996. – 23 июля.
• Порудоминский В. «Дерево смотри в плодах, а человека в делах» / В. Порудоминский // Дет. лит. – 1971. – № 10. – С. 57-62.
• Порудоминский В. «А рассказать тебе сказку?..»: повесть о жизни и трудах сказочника А.Н.Афанасьева / В. Порудоминский. – М.: Дет. лит., 1970. -160 с. • Телегин С. А.Н.Афанасьев: мифологический взгляд на природу и человека / С. Телегин // Лит. в школе. – 1997. – № 3. – С.69-79.
• Яковлев А.
Менестрели, или Песня выбора: рассказ об Александре Николаевиче Афанасьеве (1826-1871) / А. Яковлев // Первое сентября. – 2003. – 19 апр. (№ 28).
Источник: https://www.okrae.odbvrn.ru/afanasev
Афанасьев Александр Николаевич
(1826-1871) русский фольклорист, историк, этнограф
Многие знают Александра Николаевича Афанасьева только как автора известных русских сказок. Вместе с тем это был ученый, чье творческое наследие до сих пор еще не издано полностью. Его имя занимает почетное место в ряду представителей мировой филологической науки вместе с такими учеными, как братья Гримм и Д. Фрезер.
Александр Афанасьев родился в маленьком городке Богучаре Воронежской губернии, где его отец был уездным стряпчим.
Детство будущего ученого прошло в соседнем городе Боброве, куда семья переехала после смерти его деда и поселилась в имении, где была обширная библиотека. Мальчик увлекся чтением.
Особенно нравились ему исторические произведения. Именно тогда у него пробудился интерес к русской истории и культуре.
В 1837 году Александр Афанасьев поступил в Воронежскую гимназию, где проучился семь лет.
Закончив ее, юноша хотел изучать литературу, Но отец настоял на том, чтобы сын поступил на юридический факультет Московского университета.
Учился Афанасьев с интересом и уже на третьем курсе опубликовал свою первую научную работу. Она называлась «Государственное хозяйство при Петре Великом» и вышла в журнале «Современник», которым руководил Н. А. Некрасов.
После окончания университета Александр Афанасьева оставили там для подготовки к профессорскому званию. Судьба талантливого юноши изменилась после того, как министр просвещения дал отрицательный отзыв о его лекции. Это, конечно, не было для Афанасьева крушением надежд, но означало, что он не мог преподавать в университете.
Некоторое время Александр Афанасьев работал в гимназиях и частных пансионах, а в ноябре 1849 года стал сотрудником Главного архива Министерства иностранных дел. Здесь он проработал 13 лет и даже сделал карьеру: в 1855 году стал начальником отделения архива, а несколько позже – управляющим (председателем) Комиссии по печатанию государственных грамот и договоров.
Одновременно Афанасьев занимался изучением русской культуры. В частности, он разобрал и систематизировал фольклорный архив Русского географического общества. Туда со всей России присылали записи сказок, легенд, народных песен, пословиц и поговорок.
На материале архива Александр Николаевич Афанасьев выпустил восемь томов сборника «Народные русские сказки». В него вошло более 600 текстов, записанных по всей России.
За это издание Афанасьеву была присуждена Большая Демидовская премия, а Географическое общество наградило его золотой медалью.
В 1860 году он выпустил еще один сборник – «Народные русские легенды». Книга была издана тиражом 1300 экземпляров, но цензура запретила издание, поскольку сочла его оскорбительным по отношению к православной церкви. Этот запрет был снят только через пятьдесят лет.
Вот почему следующий сборник – «Русские заветные сказки», в которых содержался эротический фольклор, – Александр Афанасьев переправил за границу. Это издание вышло в свет в 1872 году, когда самого ученого уже не было в живых.
Летом 1860 года Афанасьев отправился в заграничное путешествие, во время которого посетил Германию, Швейцарию и Италию. Немногие знали о том, что он сделал кратковременную остановку в Лондоне, где тайно встречался с политическим эмигрантом А. И. Герценом. По возвращении в Россию Афанасьев вновь приступил к работе в архиве Министерства иностранных дел.
В 1862 году на московской квартире Александра Николаевича Афанасьева был произведен обыск, и хотя полиция ничего не нашла, ученому пришлось оставить службу в архиве.
В жизни Афанасьева настали тяжелые времена: он вынужден был давать уроки, распродать свою уникальную библиотеку. Только через четыре года ему удалось получить место секретаря в думе, а затем чиновника в одном из коммерческих банков.
Даже в это трудное время, Александр Афанасьев ни на один день не прерывал научной работы. Он готовил фундаментальный труд «Поэтические воззрения славян на природу», где попытался обобщить все известные к тому времени этнографические материалы по данному вопросу.
Это огромное сочинение стало настоящей энциклопедией для многих русских и зарубежных ученых.
В нем Афанасьев показал древнейшие истоки человеческой культуры, выявил глубокую общность всех индоевропейских народов и впервые ввел в научный обиход множество неизвестных сведений.
Последний том этого труда Афанасьев закончил, когда уже смертельно болел чахоткой, и, несмотря на заботу друзей, которые отправили его на юг России полечиться кумысом, в сентябре 1871 года он умер.
Значение деятельности Александра Николаевича Афанасьева состоит в том, что он впервые выступил как филолог широкого профиля – фольклорист и этнограф одновременно.
Кроме того, он стал основоположником научной фольклористики в России и одним из самых глубоких исследователей русской культуры XVIII века.
Его книга «Русские сатирические журналы» содержит уникальные тексты, которые, безусловно, исчезли бы, если бы Афанасьев не обнаружил их на московских книжных развалах.
Источник: http://biografiivsem.ru/afanasev-aleksandr-nikolaevich
Александр Афанасьев
Юность
Александр Николаевич Афанасьев родился в семье уездного стряпчего, который высоко ценил образование и привил эту любовь детям. Сначала обучался в воронежской гимназии, затем прибыл в Москву и поступил в Московский университет.
Учился там в 1846—1849 годах на юридическом факультете, дополнительно слушал лекции С. П. Шевырева, О. М. Бодянского и Т. Н. Грановского. Ещё будучи студентом, начал сотрудничать в лучших в то время российских литературных журналах (Современник 1847 г.
и «Отечественных записках» 1848), в которых были напечатаны его первые литературоведческие статьи.
1849—1862 гг.
Окончив обучение в университете, в 1849 году А. А. Афанасьев поступил на службу в московский главный архив Министерства иностранных дел, где в 1856 году стал начальником отделения, а вскоре правителем дел комиссии печатания государственных грамот и договоров, состоящей при архиве. В этой должности он работал до 1862 года.
Любитель старины, Афанасьев часто приобретал старинные рукописи и книги на толкучем рынке у Сухаревской башни; из находок получилась большая и ценная библиотека, из которой Афанасьев черпал сведения по истории русской культуры.
В журналах «Современнике» (1849—1852), «Отечественных записках» (1850—1860 ), «Архиве историко-юридических сведений о России», издававшемся Калачёвым, и некоторых других изданиях им было опубликовано более 68 статей; среди его работ:
· «Дедушка домовой», первое его мифологическое исследование (в «Архиве» Калачёва, ч.
1);
· «Ведун и ведьма» (в альманахе «Комета», изд. Н. Щепкиным; отдельно, Москва, 1851);
· «Языческие предания о острове Буяне» (во «Временнике общ. ист. и древ. росс.», 1858 г.
, № 9 — здесь он впервые развил свою натурмифологическую систему славянского мировоззрения);
·«Зооморфические божества у славян» («Отечественные записки», 1852 г., № 1 — 3);
· «Несколько слов о соотношении языка с народными поверьями» (в «Известиях акад. наук по отд. рус. языка и словесности», 1853 г.
);
· «Русские сатирические журналы 1769—1774 г.» (в «Отечественных записках», 1855 г., № 3, 4 и 6; отдельно, Москва, 1859 — до сих пор остаётся едва ли не лучшей монографией по истории литературы XVIII в.).
В 1858—1859 гг. он издавал не нашедший достаточной поддержки журнал «Библиографические Записки», где опубликовал:
· «Сатиры Кантемира»;
· «Н. И. Новиков»;
· «Литературная полемика прошлого столетия»;
В 1860 году издал сборник «Русские народные легенды» (Москва), однако сборник был изъят из продажи цензурой. Этот сборник включал 33 рассказа о жизни святых и Христа с точки зрения народа, некоторые оценки были нетрадиционны и расходились с оценками Русской православной церкви., вследствие чего он вскоре был запрещён по настоянию Святейшего Синода.
Сказки с подобным содержанием, а также эротические сказки вошли в сборник «Заветные сказки», рукопись которого А. Н. Афанасьев тайно переправил в Европу.
После 1862 года
В 1862 году в квартире Афанасьева был произведён обыск. После этого он вынужден был покинуть обеспечивавшую его службу.
С трудом удалось ему найти место секретаря сначала в Московской думе, а затем в мировом съезде.
Но и в это время Афанасьев продолжал свои исследования и труды; в «Библиотеке для чтения» (1864) появились его статьи:
«М. С. Щепкин и его записки»;
«Поэтические предания о светилах небесных»,
в «Филологических Записках» (1865 год) он поместил:
«О радуге»;
«Сказка и миф».
Сотрудничал в это время он и в «Книжном вестнике». В эти же тяжёлые для него годы, при самых неблагоприятных условиях, Афанасьев закончил и издал главный труд своей жизни: «Поэтические воззрения славян на природу» (3 т., Москва, 1865 − 1869), в котором он соединил и привёл в стройную систему всё сказанное им прежде и всё наиболее важное, добытое трудами западных натур-мифологов.
Историк и фольклорист, Александр Николаевич Афанасьев был глубоким исследователем славянских преданий, верований и обычаев.
«Поэтические воззрения славян на природу» — фундаментальный труд, посвященный историко-филологическому анализу языка и фольклора славян в связи с языком и фольклором других индоевропейских народов.
Книга Афанасьева является попыткой выявить живые связи языка и преданий, более того, воскресить основы русского мышления. Для своего времени работа была огромным шагом вперёд. К этой книге не раз обращались русские поэты и писатели: А. К. Толстой и Блок, Мельников-Печерский и Горький, Бунин и Есенин.
В советское время попытки издания «Поэтических воззрений славян на природу» встретили ряд препятствий. В сильно сокращённом варианте эта книга вышла в начале 1980-х годов после личного указания Ю. В. Андропова.
Последние годы
В последние годы Афанасьев обратился к теме сказок в русском фольклоре, разбив их на детские и взрослые. Его последние труды:
· «Русские детские сказки» (2 ч., Москва, 1870; 2-е изд., Москва, 1886), изданные также за рубежом
· «Русские заветные сказки», русские народные сказки эротического содержания; впервые изданы в России лишь в 90-х годах XX века.
23 сентября (5 октября) 1871 года А. Н. Афанасьев умер от чахотки в возрасте 45 лет.
Похоронен на Пятницком кладбище в Москве.
Семья
· Сестра А. Н. Афанасьева была замужем за Германом Фёдоровичем Аммоном; в браке у них родился сын Александр.
· Лишился очень рано своей матери.
Источник: https://www.livelib.ru/author/5788-aleksandr-afanasev
Александр Николаевич Афанасьев
АФАНАСЬЕВ, АЛЕКСАНДР НИКОЛАЕВИЧ (1826–1871), русский фольклорист, историк, литературовед. Родился 12 (24) июня 1826 в г.Богучар Воронежской губ. в дворянской семье. В 1844 окончил Воронежскую гимназию и поступил на юридический ф-т Московского университета, который окончил в 1848.
Под влиянием лекций К.Кавелина, С.Шевырева, Т.Грановского и др. профессоров сложились демократические убеждения Афанасьева. Его первая опубликованная статья Государственное хозяйство при Петре Великом (1847) вызвала одобрительную оценку В.Белинского.
Афанасьеву прочили профессорскую карьеру, однако его пробная лекция о влиянии самодержавия на уголовное право в 16–17 вв. вызвала нарекания министра просвещения С.Уварова и молодой ученый не был оставлен при университете.
Афанасьев преподавал русскую историю и словесность в частном пансионе, а с 1849 служил в московском главном архиве министерства иностранных дел.
В 1848–1849 Афанасьев являлся сотрудником журнала «Современник», в котором публиковал обзоры книг по истории России. Его исторические воззрения были близки к историко-юридической школе, к которой относили историка С.Соловьева и др.
В 1858–1861 Афанасьев редактировал журнал «Библиографические записки». В нем он публиковал свои статьи по истории русской литературы и журналистики, а также текстологические и источниковедческие работы о Н.Новикове, А.Кантемире, Д.Фонвизине и др. В эти годы он написал статьи о А.
Пушкине, К.Батюшкове и др. русских поэтах.
В 1850-е годы Афанасьев занялся изучением и публикацией русского фольклора. В основе статей Ведун и ведьма (1851), Колдовство на Руси в старину (1851), Языческие предания об острове Буяне (1851) и др. лежала теория мифологического происхождения фольклора.
Эти и другие статьи легли в основу фундаментального труда Поэтические воззрения славян на природу (тт. 1–3, 1865–1869). В 1851 Афанасьев начал готовить к изданию сборник русских народных сказок «по образцу братьев Гримм».
Выход в свет в 1855–1863 восьми выпусков собрания Русские народные сказки ученый считал своей главной заслугой в русской литературе. Афанасьев основывался на собрании Российского географического общества и на записях В.Даля.
В откликах на Русские народные сказки отмечалась полнота собрания, научный подход к текстам и удачная систематизация сказок по темам, образам и стилю. Опубликованный в 1859 сборник Афанасьева Народные русские легенды был запрещен после протеста обер-прокурора Синода. В 1895 он был издан в Берлине.
В 1860 Афанасьев предпринял путешествие за границу, посетил Германию, Великобританию, Францию, Швейцарию, Италию. В 1872 в Женеве без указания имени составителя вышел его сборник Русские заветные сказки.
Вероятно, во время заграничного путешествия Афанасьев познакомился с русскими политическими эмигрантами. В 1862, по возвращении в Россию, он был привлечен к следствию по делу «О лицах, обвиняемых в сношениях с лондонскими пропагандистами».
Это привело к его увольнению со службы и запрету на службу в государственных учреждениях.
В последние годы жизни Афанасьев болел туберкулезом и испытывал тяжелые материальные затруднения. В 1865 получил место мелкого чиновника в Московской городской думе, а в 1867 стал секретарем съезда мировых судей.
Печатал статьи в журналах «Библиотека для чтения», «Филологические записки», «Книжный вестник».
В 1870 издал сборник Русские детские сказки, составленный на основе полного корпуса Народных русских сказок, соответствующим образом обработанного для детей.
В конца 1840-х до начала 1860-х годов Афанасьев вел дневник, в котором содержится множество интересных наблюдений над общественной атмосферой предреформенной России.
Умер Афанасьев в Москве 23 октября (4 ноября) 1871.
Энциклопедия Кругосвет
Источник: http://bookinistic.narod.ru/rus_biography/a/afanasiev.htm
Биография Афанасьев А.Н. краткая, читать
Вариант 1
Афанасьев (Александр Николаевич) – исследователь народной РїРѕСЌР·РёРё; родился 11 (23) июля 1826 Рі. РІ Рі. Богучаре Воронежской РіСѓР±., РіРґРµ отец его, человек очень умный Рё высоко ценивший образование, служил уездным стряпчим.
Образование получил в воронежской гимназии и московском университете, где учился на юридическом факультете и в тоже время слушал лекции Шевырева, Бодянского и Грановского.
Окончив курс в 1848 г., Афанасьев в 1849 г.
поступил РЅР° службу, вполне соответствующую его способностям Рё наклонностям – РІ РјРѕСЃРєРѕРІСЃРєРёР№ главный архив министерства иностранных дел, РіРґРµ РѕРЅ РІ 1856 Рі.
был сделан начальником отделения, а вскоре правителем дел состоящей при архиве комиссии печатания государственных грамот и договоров.
В этой должности он состоял до 1862 г.
Рто было самое СЃРїРѕРєРѕР№РЅРѕРµ Рё самое плодотворное время его деятельности.
Р—Р° это время Афанасьев, который еще будучи студентом начал сотрудничать РІ лучших тогдашних журналах (“Современник” 1847 Рі.
Рё “Отечественных Записках” 1848), поместил целый СЂСЏРґ (68) более или менее значительных статей РІ “Современнике” (1849 – 52 РіРі.), “Отечеств. Записках” (1850 – 60 РіРі.), “РђСЂС…РёРІРµ историко-юридических сведений Рѕ Р РѕСЃСЃРёРё”, издав.
Калачёвым, Рё некоторых РґСЂ. изданиях. Р�Р· этих статей РјРѕРіСѓС‚ быть приведены только важнейшие: “Дедушка РґРѕРјРѕРІРѕР№”, первое его мифологическое исследование (РІ “РђСЂС…РёРІРµ” Калачёва, С‡. 1); “Ведун Рё ведьма” (РІ альманахе “Комета”, РёР·Рґ.
Рќ. Щепкиным; отдельно, РњРѕСЃРєРІР°, 1851); “Языческие предания Рѕ острове Буяне” (РІРѕ “Временнике РѕР±С‰. РёСЃС‚. Рё древ. СЂРѕСЃСЃ.”, 1858 Рі.
, в„– 9 – здесь РѕРЅ впервые развил РІРѕ всей полноте СЃРІРѕСЋ натурмифологическую систему славянского мировоззрения); “Зооморфические божества Сѓ славян” (“Отеч. Записки”, 1852 Рі.
, в„– 1 – 3); “Несколько слов Рѕ соотношении языка СЃ народными поверьями” (РІ “Р�звестиях акад. наук РїРѕ отд. СЂСѓСЃ. языка Рё словесности”, 1853 Рі.); “Р СѓСЃСЃРєРёРµ сатирические “журналы 1769 – 1774 Рі. ” (РІ “Отеч. Зап.”, 1855 Рі., в„– 3, 4 Рё 6; отдельно, РњРѕСЃРєРІР°, 1859 – РґРѕ СЃРёС… РїРѕСЂ остаётся едва ли РЅРµ лучшей монографией РїРѕ истории литературы XVIII РІ.).
Р’ 1858 – 59 РіРі.
РѕРЅ издавал чрезвычайно полезный, РЅРѕ РЅРµ нашедший достаточной поддержки, журнал: “Библиографические Записки”, РіРґРµ поместил СЂСЏРґ СЃРІРѕРёС… статей, именно: “Сатиры Кантемира”, “Рќ. Р�. РќРѕРІРёРєРѕРІ”, “Литературная полемика прошлого столетия”, “Русская книжная торговля” Рё РґСЂ.
Р’ 1860 Рі. РѕРЅ издал – “Р СѓСЃСЃРєРёРµ народные легенды” (РњРѕСЃРєРІР°), РІСЃРєРѕСЂРµ изъятые РёР· продажи. Р’ 1862 Рі.
в жизни Афанасьева произошёл крутой переворот, вредно отозвавшийся и на его учёной деятельности, и на самом здоровье: он оказался прикосновенным, по видимому совсем по чужой вине, к политическому делу, и хотя не потерпел никакого наказания, но принуждён был покинуть обеспечивавшую его службу и отдаться тяжёлым заботам о куске насущного хлеба для себя и для семьи.
С трудом удалось ему найти место секретаря сначала в московской думе, а затем в мировом съезде.
Но и в это тяжёлое время Афанасьев, заваленный работой, ничего общего с наукой не имеющей, продолжал свои исследования и труды.
Р’ “Библиотеке для чтения” (1864) Рі. появились его статьи: “Рњ.РЎ. Щепкин Рё его записки”, “Поэтические предания Рѕ светилах небесных”, РІ “Филологических Записках” (1865 Рі.
) РѕРЅ поместил: “Рћ радуге”, “Сказка Рё РјРёС„”, сотрудничал РѕРЅ РІ это время Рё РІ “РљРЅРёР¶РЅРѕРј Вестнике”, РёР·Рґ. Ефремовым Рё Ростовцевым.
Р’ эти Р¶Рµ тяжкие для него РіРѕРґС‹, РїСЂРё самых неблагоприятных условиях, Афанасьев закончил Рё издал главный труд своей Р¶РёР·РЅРё: “Поэтические воззрения славян РЅР° РїСЂРёСЂРѕРґСѓ” (3 С‚.
, РњРѕСЃРєРІР°, 1866 – 69), РІ котором РѕРЅ соединил Рё привёл РІ стройную систему РІСЃС‘ сказанное прежде РёРј, Рё РІСЃС‘, наиболее важное, добытое трудами западных натур-мифологов.
Последний труд Афанасьева – РЅР° пользу СЂСѓСЃСЃРєРёС… детей, это “Р СѓСЃСЃРєРёРµ детские сказки” (2 С‡., РњРѕСЃРєРІР°, 1870; 2 РёР·Рґ., РњРѕСЃРєРІР°, 1886); 23 сентября 1871 Рі. Афанасьев умер РѕС‚ чахотки, 45 лет РѕС‚ СЂРѕРґСѓ.
Источник: http://spisivay.ru/sochinenie/qpfskprfbn/index.html
Александр Николаевич Афанасьев
Афанасьев (Александр Николаевич) — исследователь народной поэзии; родился 11 (23) июля 1826 г. в г. Богучаре Воронежской губ., где отец его, человек очень умный и высоко ценивший образование, служил уездным стряпчим.
Образование получил в воронежской гимназии и московском университете, где учился на юридическом факультете и в тоже время слушал лекции Шевырева, Бодянского и Грановского. Окончив курс в 1848 г., Афанасьев в 1849 г. поступил на службу, вполне соответствующую его способностям и наклонностям — в московский главный архив министерства иностранных дел, где он в 1856 г.
был сделан начальником отделения, а вскоре правителем дел состоящей при архиве комиссии печатания государственных грамот и договоров. В этой должности он состоял до 1862 г. Это было самое спокойное и самое плодотворное время его деятельности. За это время Афанасьев, который еще будучи студентом начал сотрудничать в лучших тогдашних журналах («Современник» 1847 г.
и «Отечественных Записках» 1848), поместил целый ряд (68) более или менее значительных статей в «Современнике» (1849 — 52 гг.), «Отечеств. Записках» (1850 — 60 гг.), «Архиве историко-юридических сведений о России», издав. Калачёвым, и некоторых др. изданиях.
Из этих статей могут быть приведены только важнейшие: «Дедушка домовой», первое его мифологическое исследование (в «Архиве» Калачёва, ч. 1); «Ведун и ведьма» (в альманахе «Комета», изд. Н. Щепкиным; отдельно, Москва, 1851); «Языческие предания о острове Буяне» (во «Временнике общ. ист. и древ. росс.», 1858 г.
, № 9 — здесь он впервые развил во всей полноте свою натурмифологическую систему славянского мировоззрения); «Зооморфические божества у славян» («Отеч. Записки», 1852 г., № 1 — 3); «Несколько слов о соотношении языка с народными поверьями» (в «Известиях акад. наук по отд. рус. языка и словесности», 1853 г.); «Русские сатирические «журналы 1769 — 1774 г. «(в «Отеч. Зап.», 1855 г.
, № 3, 4 и 6; отдельно, Москва, 1859 — до сих пор остаётся едва ли не лучшей монографией по истории литературы XVIII в.). В 1858 — 59 гг. он издавал чрезвычайно полезный, но не нашедший достаточной поддержки, журнал: «Библиографические Записки», где поместил ряд своих статей, именно: «Сатиры Кантемира», «Н. И.
Новиков», «Литературная полемика прошлого столетия», «Русская книжная торговля» и др. В 1860 г. он издал — «Русские народные легенды» (Москва), вскоре изъятые из продажи. В 1862 г.
в жизни Афанасьева произошёл крутой переворот, вредно отозвавшийся и на его учёной деятельности, и на самом здоровье: он оказался прикосновенным, по видимому совсем по чужой вине, к политическому делу, и хотя не потерпел никакого наказания, но принуждён был покинуть обеспечивавшую его службу и отдаться тяжёлым заботам о куске насущного хлеба для себя и для семьи.
С трудом удалось ему найти место секретаря сначала в московской думе, а затем в мировом съезде. Но и в это тяжёлое время Афанасьев, заваленный работой, ничего общего с наукой не имеющей, продолжал свои исследования и труды.
Щепкин и его записки», «Поэтические предания о светилах небесных», в «Филологических Записках» (1865 г.) он поместил: «О радуге», «Сказка и миф», сотрудничал он в это время и в «Книжном Вестнике», изд. Ефремовым и Ростовцевым. В эти же тяжкие для него годы, при самых неблагоприятных условиях, Афанасьев закончил и издал главный труд своей жизни: «Поэтические воззрения славян на природу» (3 т., Москва, 1866 — 69), в котором он соединил и привёл в стройную систему всё сказанное прежде им, и всё, наиболее важное, добытое трудами западных натур-мифологов.
Последний труд Афанасьева — на пользу русских детей, это «Русские детские сказки» (2 ч., Москва, 1870; 2 изд., Москва, 1886); 23 сентября 1871 г. Афанасьев умер от чахотки, 45 лет от роду.
Александр Николаевич Афанасьев родился 11(23) июля 1826 г. в г. Богучаре Воронежской губернии, где уездным стряпчим служил его отец – человек грамотный, ценивший образование. В Воронеже Александр окончил гимназию, а затем, в 1848 г. юридический факультет московского университета. Посещал лекции Бодянского, Шевырева, Грановского. Еще студентом сотрудничал с журналами: «Современник» и «Отечественные записки».
После окончания университета, поступил в 1849 г. на службу в главный архив министерства иностранных дел, где сделал карьеру: в 1856 г. дослужился до начальника отделения, а вскоре был назначен правителем дел комиссии печатания государственных грамот и договоров. Служил на этой должности Афанасьев до 1862 г.
Это время было очень плодотворным для него: он продолжал публиковать статьи в «Современнике» (1849-52 г.г.) и «Отечественных записках» (1850-60 г.г.), сотрудничал с «Архивом историко-юридических сведений о России» и другими изданиями. Всего в этот период опубликовано 68 статей. К важнейшим можно отнести его первое исследование мифологии «Дедушка домовой», работу по истории литературы 18 века «Русские сатирические «журналы 1769 — 1774 г.».
С 1858 по 1959 г.г. Афанасьев занимался издательством журнала «Библиографические Записки». К сожалению, журнал не нашел должной поддержки, и прекратил свое существование. Изданные в 1860 г. «Русские народные легенды» были изъяты из продажи цензурой из-за расхождения взглядов на жизнь святых с православной церковью.
В 1862 г. Афанасьев оказался косвенно причастным к политическому делу и был вынужден оставить стабильную службу. Чтобы прокормить семью, он устроился на место секретаря в московской думе, а потом в мировом съезде.
Даже в это тяжелое время Афанасьев не прекратил свои исследования. В 1864-65 г.г. публикуются его новые статьи. В это же время Афанасьеву удалось закончить и издать главный свой труд – фундаментальное исследование «Поэтические воззрения славян на природу». Последней работой Афанасьева стали две части «Русских детских сказок», изданные в 1870 г. Умер Афанасьев в 45 лет, заболев чахоткой.
Источник: http://sochin.net/afanasev/
Афанасьев Александр Николаевич – краткая биография
Категория: Краткие биографии Actionteaser.ru – тизерная реклама
Афанасьев, Александр Николаевич (11.VII.1826, г.Богучары Воронежской губ., – 23.X.1871) – русский историк и литературовед, исследователь и публикатор фольклора. Родился в семье уездного стряпчего. Окончил юридический факультет Московского университета.
С 1849 по 1862 работал в Главном архиве иностранных дел. Статьи А. публиковались в журналах «Современник», «Отечественные записки» и др. А. принадлежит работа «Русские сатирические журналы 1769-74 годов» (1859), статьи о Н.И.Новикове, Д.И.Фонвизине, А.Д.Кантемире и др. Много работал как библиограф, издавал журнал «Библиографические записки» (1859-1860). Работы А.
«Дедушка домовой» (1850), «Ведун и ведьма» (1851) и др. были первыми выступлениями мифологической школы в России; на ее принципах основан и трехтомный труд А. «Поэтические воззрения славян на природу» (1866-1869). Особой заслугой А. является составленный им сборник «Народные русские сказки» (1-8 в., 1855-64), включающеий около 600 текстов.
Книга эта вызвала много откликов, в том числе рецензию Н.А.Добролюбова (журнал «Современник», 1858, № 9), высоко оценившего полноту текстов, обилие вариантов, тщательность издания, но осудившего «отсутствие жизненного начала», объективистский характер публикации народной поэзии. В 1859 А.
выпустил сборник «Народные русские легенды», который был запрещен цензурой вплоть до 1914 года. В Женеве в 60-х годах анонимно вышел сборник А. «Заветные сказки», в состав которых вошли сатирические сказки, направленные против помещиков и духовенства.
Краткая литературная энциклопедия в 9-ти томах. Государственное научное издательство «Советская энциклопедия», т.
1, М., 1962.
Способность чутко угадывать назревшие в русском обществе проблемы и противоречия — важная отличительная черта Тургенева-писателя. В романе “Отцы и дети” воссоздана эпоха, предшествовавшая отмене крепостного права, — действие начинается 20 мая 1859 года.
В обстановке общественного кризиса резко обострились споры разных поколений о народе, об общественном строе, о путях переустройства мира, об искусстве, о религии… Впрочем, открытое столкновение Базарова и Павла Петровича Кирсанова предопределен
О романе “Они сражались за Родину” сам Шолохов сказал так: “В нем мне хочется показать наших людей, наш народ, источники его героизма…
Я считаю, что мой долг, долг русского писателя — это идти по горячим следам своего народа в его гигантской борьбе против иноземного владычества и создать произведение искусства такого же исторического значения, как и сама борьба”.
В романе многогранно раскрыта судьба трех скромных рядовых людей — шахтера Петра Лопахина, комбайнера Ивана Звягинцева, агроном
Матвеева Новелла Николаевна (р. 1934), поэтесса. Родилась 7 октября в городе Пушкин Ленинградской области. С детских лет пишет стихи. Печатается с 1958. Первый сборник вышел в свет в 1961; затем последовал второй сборник – “Кораблик” (1963).
Матвеева сразу стала необыкновенно популярной – она была одним из первых поэтов-бардов, клавших свои стихи на музыку и исполнявших их под гитару. Песни Матвеевой в 1960-х пела буквально вся студенческая молодежь страны, нередко не зная их автора.
В 1963 выхо
Источник: https://referat567.info/biografii/16759-afanasev-aleksandr-nikolaevich-kratkaya-biografiya.html
Виктор Астафьев биография
Виктор Петрович Астафьев (1924 – 2001) – известный советский писатель, прозаик, эссеист. Лауреат государственных премий СССР и РФ.
Родился Виктор 1 мая 1924 года в небольшом селе Овсянка Енисейской губернии (ныне – Красноярский край).
Даже в краткой биографии Астафьева можно перечислить много трагических моментов. Еще когда Виктор был ребенком, его отца арестовали, а мать умерла во время одной из поездок к мужу. Детство Виктор Астафьев провел с бабушкой и дедом. Об этом времени у писателя осталось много светлых воспоминаний, которые позже он описал в автобиографии.
После того, как отец Виктора вышел из тюрьмы и еще раз женился, семья переехала в город Игарка Красноярского края. Когда отец попал в больницу, а новая семья отвернулась от Виктора, он оказался в буквальном смысле на улице. Проскитавшись два месяца, был направлен в детский дом.
В 1942 году Астафьев добровольно ушел на фронт. В Новосибирской пехотной школе он обучился военному делу. А уже в 1943 году отправился воевать. Сменив несколько видов деятельности, до конца войны был обычным рядовым солдатом. За время службы Астафьев был удостоен медали «За отвагу», ордена «Красной Звезды».
Когда война закончилась, Астафьев женился на писательнице Марии Корякиной, вместе с ней поселился в городе Чусовой Пермской области. Проживая там, он сменил несколько профессий: был слесарем, учителем, кладовщиком, работал на местном мясокомбинате. Однако кроме работы Виктор интересовался литературой: даже был постоянным членом литературного кружка.
Впервые рассказ Астафьева был напечатан в 1951 году («Гражданский человек»). В том же году Виктор стал работать в газете «Чусовский рабочий», это место не покидал 4 года. Для газеты Астафьев написал множество статей, очерков, рассказов, его литературный талант начал раскрываться все полнее. В 1953 году была опубликована книга Астафьева «До будущей весны».
А в 1958 году в биографии Виктора Астафьева произошло важное событие – его приняли в Союз писателей. Для повышения своего литературного уровня Астафьев учился на Высших литературных курсах с 1959 по 1961 год.
Если кратко охарактеризовать произведения Виктора Астафьева, можно сказать, что они освещают военную, антисоветскую, деревенскую тематику.
За все время своей деятельности Астафьев написал множество произведений. Например, романы «До будущей весны», «Тают снега», «Прокляты и убиты» (роман был удостоен премии РФ в области литературы и искусства). Среди его повестей: «Стародуб», «Слякотная осень», «Так хочется жить», «Из тихого света», «Веселый солдат», «Васюткино озеро», «Царь-рыба».
В сборник «Последний поклон» вошли автобиографические рассказы Астафьева о жизни в сибирской деревне, которые он писал для детей.
Умер писатель в Красноярске 29 ноября 2001 года и был похоронен в родном селе Овсянка.
Обязательно пройдите тест с вопросами о краткой биографии Астафьева Виктора Петровича:
Новая функция! Средняя оценка, которую получила эта биография. Показать оценку
Будь в числе первых на доске почета
Источник: https://obrazovaka.ru/alpha/a/astafev-viktor-astafyev-viktor
Биография Афанасьев А. Н
Афанасьев (Александр Николаевич) — исследователь народной поэзии; родился 11 (23) июля 1826 г. в г. Богучаре Воронежской губ., где отец его, человек очень умный и высоко ценивший образование, служил уездным стряпчим.
Образование получил в воронежской гимназии и московском университете, где учился на юридическом факультете и в тоже время слушал лекции Шевырева, Бодянского и Грановского. Окончив курс в 1848 г., Афанасьев в 1849 г. поступил на службу, вполне соответствующую его способностям и наклонностям — в московский главный архив министерства иностранных дел, где он в 1856 г.
был сделан начальником отделения, а вскоре правителем дел состоящей при архиве комиссии печатания государственных грамот и договоров. В этой должности он состоял до 1862 г. Это было самое спокойное и самое плодотворное время его деятельности. За это время Афанасьев, который еще будучи студентом начал сотрудничать в лучших тогдашних журналах («Современник» 1847 г.
и «Отечественных Записках» 1848), поместил целый ряд (68) более или менее значительных статей в «Современнике» (1849 — 52 гг.), «Отечеств. Записках» (1850 — 60 гг.), «Архиве историко-юридических сведений о России», издав.
Калачёвым, и некоторых др. изданиях. Из этих статей могут быть приведены только важнейшие: «Дедушка домовой», первое его мифологическое исследование (в «Архиве» Калачёва, ч. 1); «Ведун и ведьма» (в альманахе «Комета», изд. Н.
Щепкиным; отдельно, Москва, 1851); «Языческие предания о острове Буяне» (во «Временнике общ. ист. и древ. росс.», 1858 г.
, № 9 — здесь он впервые развил во всей полноте свою натурмифологическую систему славянского мировоззрения); «Зооморфические божества у славян» («Отеч.
Записки», 1852 г., № 1 — 3); «Несколько слов о соотношении языка с народными поверьями» (в «Известиях акад. наук по отд. рус. языка и словесности», 1853 г.); «Русские сатирические „журналы 1769 — 1774 г. “ (в „Отеч. Зап.“, 1855 г., № 3, 4 и 6; отдельно, Москва, 1859 — до сих пор остаётся едва ли не лучшей монографией по истории литературы XVIII в.). В 1858 — 59 гг.
он издавал чрезвычайно полезный, но не нашедший достаточной поддержки, журнал: „Библиографические Записки“, где поместил ряд своих статей, именно: „Сатиры Кантемира“, „Н. И. Новиков“, „Литературная полемика прошлого столетия“, „Русская книжная торговля“ и др. В 1860 г. он издал — »Русские народные легенды” (Москва), вскоре изъятые из продажи. В 1862 г.
в жизни Афанасьева произошёл крутой переворот, вредно отозвавшийся и на его учёной деятельности, и на самом здоровье: он оказался прикосновенным, по видимому совсем по чужой вине, к политическому делу, и хотя не потерпел никакого наказания, но принуждён был покинуть обеспечивавшую его службу и отдаться тяжёлым заботам о куске насущного хлеба для себя и для семьи.
С трудом удалось ему найти место секретаря сначала в московской думе, а затем в мировом съезде.
Но и в это тяжёлое время Афанасьев, заваленный работой, ничего общего с наукой не имеющей, продолжал свои исследования и труды. В «Библиотеке для чтения» (1864) г. появились его статьи: «М. С. Щепкин и его записки», «Поэтические предания о светилах небесных», в «Филологических Записках» (1865 г.
) он поместил: «О радуге», «Сказка и миф», сотрудничал он в это время и в «Книжном Вестнике», изд. Ефремовым и Ростовцевым. В эти же тяжкие для него годы, при самых неблагоприятных условиях, Афанасьев закончил и издал главный труд своей жизни: «Поэтические воззрения славян на природу» (3 т.
, Москва, 1866 — 69), в котором он соединил и привёл в стройную систему всё сказанное прежде им, и всё, наиболее важное, добытое трудами западных натур-мифологов.
Последний труд Афанасьева — на пользу русских детей, это «Русские детские сказки» (2 ч., Москва, 1870; 2 изд., Москва, 1886); 23 сентября 1871 г. Афанасьев умер от чахотки, 45 лет от роду.
Источник: http://www.uznaem-kak.ru/biografiya-afanasev-a-n/