Краткая биография Боборыкин
Петр Дмитриевич Боборыкин (1836−1921), русский прозаик, драматург, журналист, театральный деятель. Почетный академик (1900). Родился 15 (27) августа 1836 года в Нижнем Новгороде, выходец из древнего дворянского рода.
Учился на юридическом факультете Казанского университета, с 1855 года – на отделении химии Дерптского университета, в 1857 году перешел на медицинский факультет. В 1860 году, не завершив образования, переехал в Петербург, где в 1861 году в Петербургском университете сдал экзамен на степень кандидата права.
Начал писать с гимназических лет, первая публикация – комедия “Однодворец” (1860). Ранние драмы Боборыкина “Ребенок” и “Старое зло” (обе 1861), “Мать и дитя” (1864), автобиографический роман “В путь-дорогу” (1862−1864) написаны не без влияния В. А. Соллогуба, с семьей которого Боборыкин сблизился в эти годы. Необыкновенно общительный, он быстро вошел в круги творческой интеллигенции.
В 1863-1865 годах издавал “Библиотеку для чтения”, занимал умеренно-либеральную позицию, издание прекратил в связи с финансовыми затруднениями.
С 1865 года, находясь за границей, оказался в гуще общественно-политической, философской и литературно-художественной жизни Западной Европы, в романе “В чужом поле” (1866) отразил впечатления от Парижа, где, в частности, сблизился с крупнейшими философами и историками-позитивистами (И. Тэн, Дж. С. Милль, Г. Спенсер и др.), писателями (А. Дюма-сын, Дж. Элиот, У.
Коллинз), журналистами и политическими деятелями (будущий премьер-министр и министр иностранных дел Франции Л. Гамбетта). Сам Боборыкин был корреспондентом ряда русских периодических изданий, в 1868-1869 годах присутствовал на различных международных конгрессах, в т. ч. на Брюссельском и Базельском конгрессах I Интернационала; познакомился с Герценом.
После публикации комедии из крестьянской жизни “Иван да Марья” (пост.
в 1867), статей о французском и русском театре и обширной монографии “Театральное искусство” (1872), где, в частности, много говорилось об Александре Николаевиче Островском, в котором Боборыкин ценил реформатора русской сцены, однако видел почти исключительно талантливого бытописателя купеческой Москвы, Боборыкин выступает главным образом как прозаик (социально-психологические романы “Жертва вечерняя”, 1868, посвященный “женскому вопросу” и принесший автору славу “безнравственного” писателя; “На суд”, 1869, навеянный судебным процессом над Сухово-Кобылиным). В 1870 году Боборыкин сотрудничал с “Отечественными записками”, где с 1871 году заведовал иностранным отделом. После поездки по заданию редакции в Париж выпустил очерки “На развалинах Парижа” (1871) и “Очерк истории Коммуны” (не опубл.), в которых поражение Коммуны связывается с кризисом европейской демократии. Актуальные аспекты жизни современного общества отражены в рассказах “Фараончики”, 1871, и др.), романах “Солидные добродетели” (1870) и “Дельцы” (1872−1873), освещающих быт и нравы русской буржуазии, в социально-экономическом исследовании “Русский Шеффильд” (“Очерки села Павлова”) (1877). Острый для русского общества 1860−1870-х годов “славянский” вопрос поднимал роман “Доктор Цыбулька” (1874), любовно-психологический роман “Лихие болести” (1876) отразил разочарование российской интеллигенции в своем “хождении в народ”. Для произведений Боборыкина, “писателя-эмпирика”, отличающегося быстротой реакции на “злобу дня” и стремлением к максимально объективному и детально-подробному письму, были характерны перенасыщенность фактическим материалом, обилие персонажей, трудновоспринимаемая разветвленность сюжета. С 1876 года писатель увлекается новым течением – натурализмом (статья “Реальный роман во Франции”, 1876, и др.), знакомится с Золя, Э. Гонкуром, Доде и другими писателями-натуралистами, активно пропагандирует на родине “золаизм”. В 1870-е годы Боборыкин печатается во многих русских периодических изданиях (так, в журнале “Слово” – роман “Сами по себе”, 1878, статьи “Мысли о критике и литературном творчестве” и “Мотивы и приемы русской беллетристики”, обе 1878, пьеса “Сытые”, 1879). С публикации романа “Полжизни” (1873) – о периоде, предшествующем отмене крепостного права в России, – началось долговременное сотрудничество Боборыкина с журналом “Вестник Европы”, где увидели свет его многочисленные романы: “Китай-город” (1882) – одно из самых известных произведений Боборыкина, рассказывающее о купеческой Москве начала 1880-х годов; “Из новых” (1887), “На ущербе” (1890), посвященный поискам и блужданиям интеллигенции кризисного периода; “Василий Теркин” (1892), где Боборыкин пытался показать зарождение в России типа мыслящего купца-капиталиста; “Перевал” (1894), посвященный проблеме сближения отечественной буржуазии и интеллигенции и обоснованию теории “малых дел”; “Ходок” (1895; в этом же году Боборыкин добивается встречи с Ф. Энгельсом), “Княгиня” (1896), “По-другому” (1897), получивший резкий отзыв В. И. Засулич и одобрение Ленина за стремление разобраться в существе споров между народниками и марксистами; “Тяга” (1898), показывающий беспросветную жизнь рабочих-текстильщиков и тщетность попыток радикально облегчить ее с помощью просветительских организаций. “Социальному самочувствию” разных слоев русского общества посвящены также повести Боборыкина “Изменник” (1889), “Поумнел” (1890) – о распространенной в период реакции “болезни” ренегатства; название приобрело на рубеже 19−20 веков характер крылатого выражения (Боборыкину приписывают также введение в русский язык слова “интеллигенция”). Позднее творчество Боборыкина тесно связано с русской сценой. Ставятся его пьесы “Старые счеты” (1883), “Доктор Мошков”, “Клеймо” (обе 1884), “С бою” (1891), “Накипь” (1899, другое название – “Поветрие”, 1900); в 1877 году Боборыкин руководит частной театральной школой в Москве, читает лекции о русском театре и сценическом искусстве в Драматическом обществе и Московском театральном училище; в 1883-1885 годах – член Театрально-литературного комитета, в 1891 году – заведующий репертуарной и художественной частью театра Е. Горевой в Москве; в 1897 году – председатель Всероссийского съезда сценических деятелей. В 20 веке Боборыкин написал повести “Однокурсники” (1901) – о художественной жизни начала 20 века, “Братья” (1904), в которой земский деятель, альтруист и подвижник, противопоставлен себялюбивому художнику; роман “Великая разруха: Семейная хроника” (1908), показавший жизнь интеллигенции периода Первой русской революции; воспоминания “За полвека” (1906−1913; неокончены) и “Итоги старейшего” (1917) – исследования, посвященные истории русского и европейского романа. С 1914 года писатель жил за границей.
Умер Боборыкин в Лугано (Швейцария) 12 августа 1921 года.
Боборыкин Петр Дмитриевич (1836−1921) – русский писатель, журналист, почетный академик, драматург, театральный деятель.
Родился в Нижнем Новгороде 15 (27) августа 1836 года в семье дворян. Получал юридическое образование в Казанском университете, в 1855 году поступил в Дерптский университет сначала на химическое отделение, а через 2 года перевелся на медицинский факультет, но учебу не завершил. В 1861 году в Петербурге сдал экзамен на степень кандидата права.
Первым произведением П. Боборыкина стала комедия “Однодворец” (1860). Далее последовали драмы “Ребенок” и “Старое зло” в 1861 году, “Мать и дитя” (1864) и роман-автобиография “В путь-дорогу” (1862−1864).
С 1863 по 1865 гг. выпускал “Библиотеку для чтения”. В произведении “В чужом поле” (1866) передал свои впечатления от пребывания в Париже. За границей П.
Боборыкин работал журналистом нескольких русских изданиях.
Публикует комедию “Иван да Марья”, которая была поставлена в 1867 году, романы “Жертва вечерняя” (1868) и “На суд” (1869). Работая в “Отечественных записках”, с 1871 года возглавлял иностранный отдел.
После рабочей поездки в 1871 году в Париж написал очерк “На развалинах Парижа”, где рассматривались причины поражения Коммуны, вторая работа “Очерк истории Коммуны так и осталась не опубликованной. Особенности современного общества П.
Боборыкин описал в книгах “Солидные добродетели” (1870), “Театральное искусство” (1872), “Дельцы” (1872−1873).
В 1876 году писатель публикует статью “Реальный роман во Франции” в новом стиле – натурализме. В журнале “Слово” П.
Боборыкин выдает роман “Сами по себе” (1878), в 1878 году – статьи “Мотивы и приемы русской беллетристики” и “Мысли о критике и литературном творчестве”, в 1879 – пьеса “Сытые”.
После романы писателя начинают печататься в периодическом издании “Вестник Европы”. В рассказах “Изменник” (1889) и “Поумнел” (1890) П. Боборыкин описывал социальные проблемы в разных прослойках общества.
Поздние пьесы писателя активно ставятся на русской сцене: “Старые счеты” (1883), “Доктор Мошков” и “Клеймо” в 1884 году, “С бою” (1891), “Накипь” (1899). П. Боборыкин возглавлял московскую частную театральную школу в 1877 году. В 1883-1885 гг. входит в Театрально-литературный комитет, в 1897 году – глава Всероссийского съезда сценических деятелей.
В начале ХХ века писатель публикует повести “Однокурсники” (1901) и “Братья” (1904), романы “Великая разруха: Семейная хроника” (1908), “Итоги старейшего” (1917). На протяжении 1906-1913 гг. писал воспоминания “За полвека”, которые не завершил.
П. Боборыкин умер 12 августа 1921 года в швейцарском городе Лугано.
Источник: https://rus-lit.com/kratkaya-biografiya-boborykin/
Пётр Дмитриевич Боборыкин : краткая биография
Пётр Дми́триевич Боборы́кин (27 августа 1836, Нижний Новгород — 12 августа 1921, Лугано, Швейцария) — русский писатель, драматург, журналист, публицист, критик и историк литературы, театральный деятель, мемуарист, переводчик.
Родился в семье помещика. Со стороны матери его дедом был генерал-майор Пётр Богданович Григорьев, кавалер ордена св. Иоанна Иерусалимского (1800), один из организаторов Нижегородского ополчения 1812 года. Петрашевец Н. П. Григорьев был его дядей.
Учился в Нижегородской гимназии, затем — в Казанском и Дерптском университетах, где готовился к карьере учёного-химика и медика. Свободно владея основными европейскими языками, объездив весь Старый Свет, Боборыкин слыл одним из культурнейших людей своей эпохи. Дебютировал как драматург в 1860, в этом же году напечатал комедию «Однодворец».
В 1863—1864 опубликовал автобиографический роман «В путь-дорогу». Был редактором-издателем журнала «Библиотека для чтения» (1863—1865), и одновременно сотрудничал с «Русской сценой». Длительное время прожил за границей, где познакомился с Э. Золя, Э. Гонкуром, А.Доде. В 1900 году был избран почётным академиком по разряду изящной словесности.
Семья
- Жена — Софья Александровна Боборыкина (урождённая Зборжевская, театральный псевдоним Северцова; 1845—1925), русский переводчик, прозаик, актриса.
Творчество
Как вспоминал сам Боборыкин, «две главных словесных склонности: художественное письмо и выразительное чтение, — предмет интереса всей моей писательской жизни, — уже были намечены до наступления юношеского возраста, то-есть до поступления в университет». Первый рассказ, — юмористический — он написал после перехода в 6-й класс гимназии. Первая публикация — комедия «Однодворец» (1860).
Сотрудничал в журналах «Отечественные записки», «Вестник Европы», «Северный вестник», «Русская мысль», «Артисте» и в других изданиях.
Автор множества романов, повестей, рассказов, пьес, а также работ по истории западноевропейской и русской литературы.
Наиболее известные произведения — романы «Жертва вечерняя» (1868), «Дельцы» (1872—1873), «Китай-город» (1882), «Василий Тёркин» (1892), «Тяга» (1898), повесть «Поумнел» (1890), комедия «Накипь» (1899).
Массовое употребление понятия «интеллигенция» в русской культуре началось с 1860-х, когда журналист П. Д. Боборыкин стал употреблять его в прессе.
Боборыкин объяснял, что заимствовал этот термин из немецкой культуры, где он использовался для обозначения части общества, которая занимается интеллектуальной деятельностью.
Называя себя «крестным отцом» нового понятия, Боборыкин вкладывал в него особый смысл: определение интеллигенции как совокупности представителей «высокой умственной и этической культуры», а не «работников умственного труда». По его мнению, российская интеллигенция — это особый морально-этический феномен.
К интеллигенции в этом понимании относятся представители разных профессиональных групп, различных политических убеждений, но имеющие общую духовно-нравственную основу. С этим смыслом понятие «интеллигенция» пришло обратно на Запад, где стало считаться чисто русским (intelligentsia).
Роман «Китай-город» — одно из наиболее известных произведений П. Д. Боборыкина. Он изначально задумывался как роман-исследование, летописный документ, посвященный быту и нравам москвичей своего времени. Это произведение интересно не только с художественной, но и с исторической точки зрения.
Боборыкину приписывают изобретение закусочного салата «Ерундопель», впервые представленного на страницах «Китай-города». В романе почти с научной точностью описываются детали купеческого быта, кулинарные предпочтения, интерьер, повседневные обязанности и привычки купцов и дворян на фоне предчувствий грядущих и происходящих в романе социально-политических изменений.
Все это служит основной задаче писателя — обоснованию концепции исторической роли Москвы в последней трети XIX века.
Источник: https://worldofaphorism.ru/kratkie-biografii/pyotr-dmitrievich-boborykin
Биография
Подробности Категория: Писатели Опубликовано: 28.02.2016 12:39 Автор: Биограф Просмотров: 1477
Боборыкин Пётр Дмитриевич Родился: 15 (27) августа 1836 года. Умер: 12 августа 1921 (84 года) года.
Пётр Дмитриевич Боборыкин (15 (27) августа 1836, Нижний Новгород — 12 августа 1921, Лугано, Швейцария) — русский писатель, драматург, журналист.
Родился в семье помещика. Со стороны матери его дедом был генерал-майор Пётр Богданович Григорьев, кавалер ордена св. Иоанна Иерусалимского (1800), один из организаторов Нижегородского ополчения 1812 года. Петрашевец Н. П. Григорьев был его дядей.
Учился в Нижегородской гимназии, затем — в Казанском и Дерптском университетах, однако образования так и не завершил. Дебютировал как драматург в 1860. В 1863—1864 опубликовал автобиографический роман «В путь-дорогу».
Был редактором-издателем журнала «Библиотека для чтения» (1863—1865), и одновременно сотрудничал с «Русской сценой». Длительное время прожил за границей, где познакомился с Золя, Э. Гонкуром, Доде.
В 1900 году был избран почётным академиком.
Семья
Жена — Софья Александровна Боборыкина (урождённая Зборжевская, театральный псевдоним Северцова; 1845—1925), русский переводчик, прозаик, актриса.
Творчество
Как вспоминал сам Боборыкин, «две главных словесных склонности: художественное письмо и выразительное чтение, — предмет интереса всей моей писательской жизни, — уже были намечены до наступления юношеского возраста, то-есть до поступления в университет». Первый рассказ, — юмористический — он написал после перехода в 6-й класс гимназии. Первая публикация — комедия «Однодворец» (1860).
Сотрудничал в журналах «Отечественные записки», «Вестник Европы», «Северный вестник», «Русская мысль», «Артисте» и в других изданиях.
Автор множества романов, повестей, рассказов, пьес, а также работ по истории западноевропейской и русской литературы.
Наиболее известные произведения — романы «Жертва вечерняя» (1868), «Дельцы» (1872—1873), «Китай-город» (1882), «Василий Тёркин» (1892), «Тяга» (1898), повесть «Поумнел» (1890), комедия «Накипь» (1899).
Массовое употребление понятия «интеллигенция» в русской культуре началось с 1860-х, когда журналист П. Д. Боборыкин стал употреблять его в прессе.
Боборыкин объяснял, что заимствовал этот термин из немецкой культуры, где он использовался для обозначения части общества, которая занимается интеллектуальной деятельностью.
Называя себя «крестным отцом» нового понятия, Боборыкин вкладывал в него особый смысл: определение интеллигенции как совокупности представителей «высокой умственной и этической культуры», а не «работников умственного труда». По его мнению, российская интеллигенция — это особый морально-этический феномен.
К интеллигенции в этом понимании относятся представители разных профессиональных групп, различных политических убеждений, но имеющие общую духовно-нравственную основу. С этим смыслом понятие «интеллигенция» пришло обратно на Запад, где стало считаться чисто русским (intelligentsia).
Роман «Китай-город» — одно из наиболее известных произведений П. Д. Боборыкина. Он изначально задумывался как роман-исследование, летописный документ, посвященный быту и нравам москвичей своего времени. Это произведение интересно не только с художественной, но и с исторической точки зрения.
Боборыкину приписывают изобретение закусочного салата «Ерундопель», впервые представленного на страницах «Китай-города». В романе почти с научной точностью описываются детали купеческого быта, кулинарные предпочтения, интерьер, повседневные обязанности и привычки купцов и дворян на фоне предчувствий грядущих и происходящих в романе социально-политических изменений.
Все это служит основной задаче писателя — обоснованию концепции исторической роли Москвы в последней трети ХIX века.
Источник: http://biography.su/pisateli/boborykin-pjotr-dmitrievich
Петр Боборыкин
Выскажу свое мнение о сочинениях Боборыкина. Петр Дмитриевич Боборыкин – забытый на данный момент писатель, был плодовитым автором. В данном томе собраны его роман «Жертва вечерняя», повесть «Долго ли?» и рассказ «Труп».
В романе «Жертва вечерняя» показана жизнь светской дамы, которая в своем беспутстве бросается в омут разврата.
Вставая на путь исправления, она пытается найти истинную цель в жизни, но никак не может поверить в тот идеал чистоты и любви к человечеству, приходя в уныние и в итоге, решая избрать единственный путь – предать себя смерти. Всю жизнь развлекаясь в маскарадах, она забывает о своем сыне Володьке и увлекает себя на путь саморазрушения.
Преданная и отвергнутая, она никак не может подчинить свою судьбу.
Я соглашусь с мнением М. Е. Салтыкова-Щедрина, что роман бессодержательный, так как во время прочтения складывалось мнение, что автор попросту не знает, о чем писать и не владеет языком, постоянно вертясь вокруг одних и тех же сцен, и разговоров.
Напротив, повесть «Долго ли?» ставит вопрос, когда же сочинители перестанут быть поденщиками у разных генералов и высокопоставленных лиц и начнут не просто перебиваться с хлеба на воду, но смогут решать свои творческие и художественные замыслы, работать с материалом, доводить до совершенства свои идеи и образы. На деле же, главный герой Лука Иванович, сравнивает жизнь третьесортного беллетриста Белло (автора фривольных романов) и свою собственную. Выходит, что даже писарь получает за свою механическую работу больше. В чем же смысл призвания в литературе, если этот труд не оценен по достоинству.
Рассказ «Труп» повествует нам о судьбе любовницы Ашимовой Лидии Кирилловны и Анатолия Петровича Струева, известного певца. Его жена, не хочет выдать разрешение на союз этих двух людей. В ходе разговора с Крупинским, своим поверенным другом, он предупреждает ее от возможного скоропалительного шага.
«Не перешагните через нравственный труп живого существа, не загубите душу», – предупреждает он ее. Но в итоге, доведенная до отчаяния его законная жена соглашается на развод. Но к тому моменту, любовь Ашимовой и Струева угасла безвозвратно. Она действительно смогла перешагнуть через ее «труп».
Струева – жертва интриги со стороны любовницы Ашимовой, которая поплатилась своей страстью.
В итоге, могу сказать, что мне понравились и повесть и рассказ, но роман «Жертва вечерняя» не произвел никакого впечатления из-за бедности слога и растянутого повествования.
Источник: https://www.livelib.ru/author/16990-petr-boborykin
Биография и книги автора Боборыкин Петр Дмитриевич
Об авторе
Петр Дмитриевич Боборыкин
15(27).VIII.1836, Нижний Новгород — 12.VIII.1921, Лугано. Швейцария)
Русский прозаик, драматург, журналист, театральный деятель. Почетный академик (1900). Родился 15 (27) августа 1836 года в Нижнем Новгороде, выходец из древнего дворянского рода. Учился на юридическом факультете Казанского университета, с 1855 года – на отделении химии Дерптского университета, в 1857 году перешел на медицинский факультет.
В 1860 году, не завершив образования, переехал в Петербург, где в 1861 году в Петербургском университете сдал экзамен на степень кандидата права.
Начал писать с гимназических лет, первая публикация – комедия “Однодворец” (1860).
Ранние драмы Боборыкина “Ребенок” и “Старое зло” (обе 1861), “Мать и дитя” (1864), автобиографический роман “В путь-дорогу” (1862-1864) написаны не без влияния В. А. Соллогуба, с семьей которого Боборыкин сблизился в эти годы. Необыкновенно общительный, он быстро вошел в круги творческой интеллигенции.
В 1863-1865 годах издавал “Библиотеку для чтения”, занимал умеренно-либеральную позицию, издание прекратил в связи с финансовыми затруднениями.
С 1865 года, находясь за границей, оказался в гуще общественно-политической, философской и литературно-художественной жизни Западной Европы, в романе “В чужом поле” (1866) отразил впечатления от Парижа, где, в частности, сблизился с крупнейшими философами и историками-позитивистами (И. Тэн, Дж. С. Милль, Г. Спенсер и др.), писателями (А. Дюма-сын, Дж. Элиот, У.
Коллинз), журналистами и политическими деятелями (будущий премьер-министр и министр иностранных дел Франции Л. Гамбетта). Сам Боборыкин был корреспондентом ряда русских периодических изданий, в 1868-1869 годах присутствовал на различных международных конгрессах, в т.ч. на Брюссельском и Базельском конгрессах I Интернационала; познакомился с Герценом.
После публикации комедии из крестьянской жизни “Иван да Марья” (пост.
в 1867), статей о французском и русском театре и обширной монографии “Театральное искусство” (1872), где, в частности, много говорилось об Александре Николаевиче Островском, в котором Боборыкин ценил реформатора русской сцены, однако видел почти исключительно талантливого бытописателя купеческой Москвы, Боборыкин выступает главным образом как прозаик (социально-психологические романы “Жертва вечерняя”, 1868, посвященный “женскому вопросу” и принесший автору славу “безнравственного” писателя; “На суд”, 1869, навеянный судебным процессом над Сухово-Кобылиным). В 1870 году Боборыкин сотрудничал с “Отечественными записками”, где с 1871 году заведовал иностранным отделом. После поездки по заданию редакции в Париж выпустил очерки “На развалинах Парижа” (1871) и “Очерк истории Коммуны” (не опубл.), в которых поражение Коммуны связывается с кризисом европейской демократии. Актуальные аспекты жизни современного общества отражены в рассказах “Фараончики”, 1871, и др.), романах “Солидные добродетели” (1870) и “Дельцы” (1872-1873), освещающих быт и нравы русской буржуазии, в социально-экономическом исследовании “Русский Шеффильд” (“Очерки села Павлова”) (1877). Острый для русского общества 1860-1870-х годов “славянский” вопрос поднимал роман “Доктор Цыбулька” (1874), любовно-психологический роман “Лихие болести” (1876) отразил разочарование российской интеллигенции в своем “хождении в народ”.
Для произведений Боборыкина, “писателя-эмпирика”, отличающегося быстротой реакции на “злобу дня” и стремлением к максимально объективному и детально-подробному письму, были характерны перенасыщенность фактическим материалом, обилие персонажей, трудновоспринимаемая разветвленность сюжета. С 1876 года писатель увлекается новым течением – натурализмом (статья “Реальный роман во Франции”, 1876, и др.), знакомится с Золя, Э. Гонкуром, Доде и другими писателями-натуралистами, активно пропагандирует на родине “золаизм”. В 1870-е годы Боборыкин печатается во многих русских периодических изданиях (так, в журнале “Слово” – роман “Сами по себе”, 1878, статьи “Мысли о критике и литературном творчестве” и “Мотивы и приемы русской беллетристики”, обе 1878, пьеса “Сытые”, 1879). С публикации романа “Полжизни” (1873) – о периоде, предшествующем отмене крепостного права в России, – началось долговременное сотрудничество Боборыкина с журналом “Вестник Европы”, где увидели свет его многочисленные романы: “Китай-город” (1882) – одно из самых известных произведений Боборыкина, рассказывающее о купеческой Москве начала 1880-х годов; “Из новых” (1887), “На ущербе” (1890), посвященный поискам и блужданиям интеллигенции кризисного периода; “Василий Теркин” (1892), где Боборыкин пытался показать зарождение в России типа мыслящего купца-капиталиста; “Перевал” (1894), посвященный проблеме сближения отечественной буржуазии и интеллигенции и обоснованию теории “малых дел”; “Ходок” (1895; в этом же году Боборыкин добивается встречи с Ф. Энгельсом), “Княгиня” (1896), “По-другому” (1897), получивший резкий отзыв В. И. Засулич и одобрение Ленина за стремление разобраться в существе споров между народниками и марксистами; “Тяга” (1898), показывающий беспросветную жизнь рабочих-текстильщиков и тщетность попыток радикально облегчить ее с помощью просветительских организаций. “Социальному самочувствию” разных слоев русского общества посвящены также повести Боборыкина “Изменник” (1889), “Поумнел” (1890) – о распространенной в период реакции “болезни” ренегатства; название приобрело на рубеже 19-20 веков характер крылатого выражения (Боборыкину приписывают также введение в русский язык слова “интеллигенция”).
Позднее творчество Боборыкина тесно связано с русской сценой. Ставятся его пьесы “Старые счеты” (1883), “Доктор Мошков”, “Клеймо” (обе 1884), “С бою” (1891), “Накипь” (1899, другое название – “Поветрие”, 1900); в 1877 году Боборыкин руководит частной театральной школой в Москве, читает лекции о русском театре и сценическом искусстве в Драматическом обществе и Московском театральном училище; в 1883-1885 годах – член Театрально-литературного комитета, в 1891 году – заведующий репертуарной и художественной частью театра Е. Горевой в Москве; в 1897 году – председатель Всероссийского съезда сценических деятелей.
В 20 веке Боборыкин написал повести “Однокурсники” (1901) – о художественной жизни начала 20 века, “Братья” (1904), в которой земский деятель, альтруист и подвижник, противопоставлен себялюбивому художнику; роман “Великая разруха: Семейная хроника” (1908), показавший жизнь интеллигенции периода Первой русской революции; воспоминания “За полвека” (1906-1913; неокончены) и “Итоги старейшего” (1917) – исследования, посвященные истории русского и европейского романа. С 1914 года писатель жил за границей.
Умер Боборыкин в Лугано (Швейцария) 12 августа 1921 года.
Энциклопедия – Россия-Он-Лайн
1836 – 1527 августа. Тамбовская губерния. Нижний Новгород. Родился в родовитой семье крупного помещика
1845 – Родилась Софья Александровна Зборжевская, будущая жена
1853 – Тамбовская губерния. Нижний Новгород. Выпускник гимназии
1853 – Казань. Университет.
Юридический факультет. Камеральный отдел. Студент
1854 – Казань. Университет. Под руководством Бутлерова увлечённо занимается химией. Перевёл учебник химии Лемана
1855 – Смерть Николая I. Заграничный паспорт подешевел в 100 раз (!).
За границу рванули все, кто только хотел и мог
1857 – Дьерпт. Университет. Химический факультет. Студент
1857 – Дьерпт. Университет. Медицинский факультет. Студент
1858 – Дьерпт. Университет. Драма “Фантазер”
1858 – Дьерпт. Университет. Драма “Ребенок”
1859 – Дьерпт.
Университет. Медицинский факультет. Выпускных экзаменов не выдержал
1860 – Санкт-Петербург. Поселился в столице. Решил стать литератором. Сблизился с семьёй Владимира Александровича Соллогуба
1860 – Журнал “Библиотека для чтения”.
Редактор Сенковский, а затем – Писемский
1860 – Комедия “Однодворец” положила начало литературной деятельности
1861 – Драма “Старое зло”
1861 – Наследник крупного состояния своего деда, стоимостью почти 60,000 рублей
1861 – Сдал экзамен. Кандидат права
1861 – Начал автобиографический роман “В путь-дорогу” – первое большой произведение.
Запустил в оборот словечко интеллигенция
1863 – Возглавил журнал “Библиотека для чтения”, о чём жалел всю жизнь
1864 – Драма “Мать и дитя”
1864 – Роман “Земские силы”
1865 – Журнал “Библиотека для чтения” пришлось прикрыть. Обанкротился. А долги пришлось выплачивать ещё целых 20 лет
1865 – Париж. Прибыл пожить парижской жизнью.
Работать корреспондентом, вращаться в кругах, озаводится знакомствами
1866 – Лето. Россия. Краткосрочный деловой визит. Возвратился за границу
1866 – Роман “В чужом поле” о бурной парижской жизни
1867 – Комедия “Иван да Марья”
1868 – Роман “Жертва вечерняя”. Изобличается женская пустота и безделье. Критика обозвала роман порнографическим.
Но Александр II публично заступился
1868 – Брюссель. Конгресс первого Интернационала. Наблюдатель
1869 – Базель. Конгресс первого Интернационала. Наблюдатель
1869 – Париж. Театр Vaudeville. Софья Александровна Зборжевская. Театральный дебют
1869 – Роман “На суде” навеян судебным процессом над А.В. Сухово-Кобылиным
1870 – Софья Александровна Зборжевская гастролирует по Италии, выступает на сценах Вены
1870 – Журнал “Отечественные записки”. Иностранный отдел. Заведующий
1870 – Роман “Солидные добродетели”
1871 – Санкт-Петербург. Александринский театр. Софья Александровна Зборжевская принята в труппу.
Играет под именем Северцовой
1871 – Серия очерков “На развалинах Парижа”. Поражение Коммуны объясняет кризисом европейской демократии
1871 – Очерк “Исторя Коммуны” опубликован не был. Поражение Коммуны объясняет кризисом европейской демократии
1871 – Рассказ “Фанфарончики”
1872 – Монография “Театральное искусство”
1872 – Женился.
Жена – Софья Александровна Зборжевская, которая оставила сцену и заделалась писательницей и переводчицей
1872 – Роман “Дельцы” изображает эпоху грюндерства
1873 – Роман “Полжизни”
1873 – Социально-экономическое исследование “Русский Шеффильд”
1874 – Роман “Доктор Цибулька” рисует карьеристов-выходцев из славянских земель и освещает острый для русского общества “славянский вопрос”
1875 – Роман “В усадьбе и на порядке”
1876 – Россия. Возвратился. Начался “русский” период творчества, который продлится до 1891 года
1876 – Статья “Реальный роман во Франции”. Знакомится с Золя, Гонкуром, Доде и другим писателями-натуралистами, активно пропагандирует их в России
1876 – Любовно-психологический роман “Лихие болести” о разочаровании российской интеллигенции в своем “хождении в народ”
1876 – Повесть “Ранние выводки” о желании ехать на Балканы решать “славянский вопрос”
1877 – Москва. Частная театральная школа. Руководитель
1877 – “Очерки села Павлова”
1878 – Роман “Сами по себе”. О русско-турецкой войне
1878 – Статья “Мысли о критике и литературном творчестве”
1878 – Статья “Мотивы и приемы русской беллетристики”
1879 – Пьеса “Сытые”
1882 – Роман “Китай-город” изображает жизнь московской просвещенной буржуазии конца 70-х и начала 80-х гг.
1883 – Москва. Член Театрально-литературного комитета
1883 – Пьеса “Старые счеты”
1884 – Пьеса “Доктор Мошков”
1884 – Пьеса “Клеймо”
1885 – Роман “За работу”
1884 – Санкт-Петербург. Издатель Вольф.
Начало выпуска двенадцатитомного собрания сочинений
1886 – Расчитался по всем долгам, чем гордился, казалось.
больше чем своими литературными дастижениями
1887 – Роман “Из новых” показывает, как вслед за реакцией политической нарастают реакционные настроения в интеллигенции
1889 – Освободился от литературной подёнщины и всецело посвятил себя любимой биллетристике
1889 – Повесть “Изменник”
1890 – Повесть “Поумнел” – история преуспевающего карьериста-пошляка, – имела заслуженный успех. Ввел в оборот словечко “ренегатство”
1890 – Роман “На ущербе” показывает, как на смену идеалистам-отцам приходит беспринципная молодежь
1891 – Москва. Театр Е Горевой.
Заведующий репертуарной и художественной частью театра
1891 – Пьеса “С бою”
1892 – Роман “Василий Тёркин” о фабриканте, self-made из крестьян. Тёркин изображен в весьма розовых красках, с налетом идеализации
1894 – Роман “Перевал” показал московского фабриканта Кумачева с отрицательной стороны.
Другая тема – обоснование теории “малых дел”
1895 – Роман “Ходок” о встрече с Фридрихом Энгельсом
1896 – Роман “Княгиня” о княгине Кунгуровой.
Подметил, что увлечение “спортом” – один из обыденных симптомов общественного упадка
1897 – Председатель Всероссийского съезда сценических деятелей
1897 – Роман “По другому” понравился Ленину и не понравился Вере Засулич
1897 – Журнал “Нива”.
Начало выпуска двенадцатитомного собрания сочинений в качестве приложения к журналу
1898 – Роман “Тяга” о беспросветной жизни рабочих-ткачей центральной полосы
1899 – Роман “Куда идти”
1899 – Комедия “Накипь”, с 1900 года получила другое название – “Поветрие”
1900 – Книга “Европейский роман в XIX столетии”
1900 – Петербургская Академия наук. Избран почетным академиком
1901 – Троцкий Л.Д. История литературы, г.
Боборыкин и русская критика
1901 – Повесть “Однокурсники” о художественной жизни начала 20 века
1901 – Роман “Жестокие”
1902 – Роман “Исповедники”
1903 – Роман “Высшая школа”
1903 – Книга “Вечный город”
1903 – Книга “Итоги пережитого”
1904 – Роман “Разлад”
1904 – Повесть “Братья”.
Земский деятель, альтруист и подвижник, противопоставлен себялюбивому композитору
1904 – Роман “Упразднители”
1905 – Революция
1905 – Роман “Изгои”
1906 – Роман “Карты на стол”
1906 – Начал “Воспоминания за полвека”. Писал вплоть до 1913 года.
Не окончил
1907 – Роман “Больные родиной”
1908 – Роман “Великая разруха: Семейная хроника” об интеллигенции в революции 1905 года
1908 – Роман “Семейная хроника”
1908 – Роман “Великая разлука”
1910 – Роман “Побежденных не судят”
1911 – Роман “Прорыв в вечность” о богоискательстве, сектанстве, массонской мистике
1911 – Книга “Столицы мира”
1912 – Книга “От Герцена до Толстого”
1912 – Книга “Воспоминания”
1912 – Книга “Грядущая Россия”
1912 – Роман “Обмирщение”
1914 – Первая мировая война. Уехал за границу
1917 – Воспоминания “Итоги старейшего” об истории русского и европейского романа
1918 – Роман “Одна душа”
1920 – Париж. Роман “Кто я”
1920 – Париж. Роман “Исповедь профессиональной женщины”
1920 – Париж. “Общее дело”
1921 – 12 августа. Швейцария. Лугано. Умер
1925 – Москва.
Умерла жена – Софья Александровна Зборжевская
Петр Дмитриевич Боборыкин написал 18 больших романов (в среднем по 25 листов в каждом), 19 драматических произведений и множество мелких очерков.
Кроме того, Боборыкин написал огромное количество статей критических и литературных, по эстетике, философии, теории творчества и другим предметам. Собранное вместе, все написанное Боборыкиным заняло бы около 70 объемистых томов…
Источник: https://www.rulit.me/authors/boborykin-petr-dmitrievich
Боборыкин Петр Дмитриевич (1836–1921)
Персоналии Жили, пребывали в Липецком крае Лебедянский район
Имя драматурга, публициста, критика, театроведа и мемуариста Петра Дмитриевича Боборыкина с липецким краем связывает его пребывание в селе Павловском Лебедянского уезда Тамбовской губернии (ныне Липецкая область). Сюда, будучи студентом Казанского университета, Боборыкин приезжал погостить в имение отца.
Поездки к отцу принесли П. Д. Боборыкину много впечатлений. Он писал в своих воспоминаниях: «…Тамошняя помещичья и крестьянская жизнь навеяли комедию «Однодворец» и большую часть деревенских картин и подробностей в повествовательных вещах, в особенности в повести «В усадьбе и на порядке»1.
Живя у отца в Павловском, Петр Боборыкин присматривался к быту крепостных крестьян: «…ходил по избам, ездил на работы, много расспрашивал и старых дворовых, и старост, и баб»2.
В доме отца была большая библиотека, в которой студент Боборыкин зачитывался сочинениями французских классиков и энциклопедистов. В то время у Петра Дмитриевича еще не было стремления к занятиям литературой. «Это явилось гораздо позднее, – вспоминал он, – в самый разгар моих научных занятий, уже дерптским студентом»3.
Неподалеку от Павловского находилась Лебедянь. П. Д. Боборыкин вспоминал о своем посещении уездного городка; «…ярмарочные впечатления отлились у меня более десяти лет позднее в первом, по счету, рассказе «Фараончики», написанном в 1866 году в Москве…»4.
Интересны наблюдения будущего писателя за жизнью в наших местах и во второй приезд к отцу. В то время Россия готовилась к войне с Турцией, и в селе Куймань проходили учения ополченческих рот, на которых бывал и П. Боборыкин. Одной из рот командовал отец – Дмитрий Васильевич.
А спустя четыре года эти впечатления П. Д. Боборыкин отразил в комедии «Фразеры».
В своих мемуарах «За полвека» Боборыкин пишет также о пребывании в Липецке на минеральных водах. Обилие фактов и впечатлений автора от посещений липецкого края делает его мемуары интересными и для наших современников.
1 Боборыкин П. Д. Воспоминания: в 2-х т. – М.: Худож. лит., 1965. – Т. 1. – С. 117.
2 Там же. – С. 118.
3 Там же. – С. 120.
4 Там же. – С. 120.
Произведения автора
- Однодворец: [пьеса] // Б-ка для чтения. – 1860. – № 10.
- Фараончики // Отечественные записки. – 1871. – № 4.
- В усадьбе и на порядке // Вестник Европы. – 1875. – № 1.
- Европейский роман в XX столетии. Роман на Западе за две трети века. – СПб. : Типография М. М. Стасюлевича, 1900. – 643 с.
- Воспоминания: в 2-х т. – М.: Худож. лит. –
- Т. 1. За полвека (гл. I-VIII). – 1965. – 567 с. [С. 117-123. о пребывании в Липецком крае]
- Т. 2. За полвека (гл. IX). Из кн. «Столицы мира. Тридцать лет воспоминаний». Воспоминания 1878-1917 годов. – 1965. – 670 с.: ил.
- Повести и рассказы. – М.: Сов. Россия, 1984. – 336 с.
- Китай-город: роман в 5-ти кн.; Проездом: повесть / предисл. С. Чупринина. – М.: Моск. рабочий, 1985. – 496 с.
- Сочинения : в 3 т. – М. : Худож. лит. –
- Т. 1. Жертва вечерняя: роман; Долго ли?: повесть; Труп: рассказ. – 1993. – 494 с.
- Т. 2. Китай-город: роман; Поумнел: повесть. – 1993. – 574 с.
- Т. 3. Василий Теркин: роман; Однокурсники: повесть. – 1993. – 621 с.
- Обличители интеллигенции : [отрывок из злободнев. диалога] : [с прил. крат. справки] // Вопросы литературы. – 1994. – № 5. – С.
137-140.
Литература о жизни и творчестве
- Яблонский А. Боборыкин в Павловском // Лебедянь: памятная книга. – Липецк, 1992. – С. 142-144.
- Курков А. В летнюю вакацию: [о приезде П. Боборыкина в имение отца Дмитрия Васильевича в д. Павловское Лебедянского уезда Тамбовской губернии] // Липецкие известия. – 1996. – 15 ноября. – С. 11.
- Знаменитости на водах / подгот. В. Кузьмин // Липецкая газета. – 2005. – 14 мая. – С. 11.
- Из истории села Куймани: [П. Д. Боборыкин описал Куймань в комедии «Фразеры»] // Лебедянские вести [Лебедянский район]. – 2011. – 4 июня. – С. 8.
- Краткая справка о лебедянских дворянах Бобарыкиных // Лебедянь.com: информационно-краеведческий портал г. Лебедянь. – Режим доступа: http://lebedyan.com/php_personalii/personalii_05.php.
Справочные материалы
- Энциклопедический словарь. – Репринт. воспроизведение изд. Ф. А. Брокгауз – И. А. Ефрон 1890 г. – М., 1990. – Т. 7. – С. 127-128.
- Липецкая энциклопедия. – Липецк, 1999. – Т. 1. – С. 126-127.
- Бунинская энциклопедия / авт.-сост. А. В. Дмитриев. – Липецк, 2010. – С. 78-79.
- Русские писатели. 1800-1917: биогр. словарь. – М., 1989. – Т. 1. – С. 286-290.
- Писатели Липецкого края: библиогр. указ. – Воронеж, 1986. – С. 125-127.
Источник: http://lounb.ru/lipmap/index.php/personalii/zhili-prebyvali-v-lipetskom-krae/129-boborykin-p-d
Воевода Федор Боборыкин – человек и легенда
400-летию преодоления смуты и восстановления российской государственности посвящается.
Так сложилось, что для меня на протяжении долгого времени воевода Фёдор Боборыкин оставался сказочным персонажем, былинным богатырём, этакой местной реинкарнацией Ильи Муромца, который много лет тихо и спокойно жил себе в Кинешме, а когда подступил ворог под стены города, слез с печи, оседлал верного коня, достал заветный меч и заслонил широкой грудью жён и детей. Но ворог оказался сильнее, и сложил богатырь со товарищи буйны головушки под стенами родного города.
О том, кем на самом деле был кинешемский воевода Боборыкин, я задумался совсем недавно, когда случайно услышал про другого воеводу Боборыкина – Романа Фёдоровича, который 17 апреля 1636 года по указу царя Михаила Фёдоровича основал город Тамбов. Велик был соблазн посчитать их не просто однофамильцами, но и близкими родственниками.
Особенно в преддверии празднования 400-летия героической обороны Кинешмы и гибели воеводы Фёдора Боборыкина (даты эти мы будем отмечать в июне 2009 года).
Вот было б здорово, если бы у кинешемского героя оказался такой сын, как Роман Фёдорович! Ведь он, судя даже по скудным и отрывочным сведениям, был не просто одним из придворных сановников, но яркой, заметной личностью в истории России второй трети XVII века.
Первые поиски на просторах Интернета не смогли ни подтвердить, ни опровергнуть смелое предположение. В биографии Романа Фёдоровича упоминается, что он является младшим сыном некоего Фёдора Васильевича Боборыкина.
Но зато удалось выяснить, что дворянский род Боборыкиных ведёт своё начало от Андрея Ивановича Кобылы, который считается основателем многих родов, в том числе и Романовых. А ещё в истории России XVII века свой след оставили сразу пять воевод Боборыкиных, которые не только служили при дворе, но также закладывали города и крепости, принимали иноземных послов и отсылали посольства.
Это дало новую надежду докопаться до истины, которая вскоре и оправдалась. Удалось найти компиляцию из “Исторических актов”, “Разрядных книг”, “Дворцовых разрядов” и других документов XVII века, где собраны все имеющиеся биографические сведения о дворянском роде Боборыкиных (или, как вариант, Бобарыкиных). А в “Гербовнике” нашёлся герб этого древнего рода.
Итак, кинешемский воевода Фёдор Афанасьевич Боборыкин является потомком Фёдора Боборыки в четвёртом поколении по линии его сына Фёдора. Год рождения не известен. Прославился разгромом войск суздальского воеводы – предателя Фёдора Плещеева в феврале 1609 года и героической обороною Кинешмы от поляков в мае того же года.
У Фёдора Афанасьевича было три сына: Павел, Афанасий и Фёдор.
Все они были царскими или патриаршими стольниками и в 30-40-х годах XVII века либо пребывали при дворе, либо служили воеводами в различных городах, либо выполняли другие царские поручения.
В общем, в лице воеводы Фёдора Боборыкина мы имеем дело не просто с командиром небольшого гарнизона, но и с крупным военачальником, представителем, как бы сейчас выразились, офицерской династии, не один век верой и правдой служившей России.
Что же касается Романа Фёдоровича Боборыкина, он также является потомком Фёдора Боборыки, но в шестом поколении и по линии другого сына – Андрея. Его отец, Фёдор Васильевич, был воеводой в Тюмени, Томске и Великом Устюге, где и скончался. То есть факт родства кинешемского воеводы и основателя Тамбова налицо, но родство это достаточно дальнее.
Газета «Приволжская правда»
6 августа 2008, Алексей Пискунов
Источник: http://old.kineshemec.ru/novosti-goroda-raznoe/12536-voevoda-fedor-boborykin-chelovek-i-legenda.html
Боборыкин Пётр Дмитриевич
БОБОРЫКИН Петр Дмитриевич родился [15(27). VIII.1836, Нижний Новгород] в семье состоятельного помещика — писатель, публицист, критик и историк литературы, театральный деятель, мемуарист, переводчик.
Учился в Казанском университете на юридическом, затем в Дерптском — на физико-математическом факультетах. Еще в студенческие годы он решил посвятить себя литературной деятельности.
С 1856 Петр Дмитриевич занимается научными переводами.
В 1860 публикует драму «Однодворец».
В 1862—64 — во многом автобиографический роман «В путь-дорогу».
У Боборыкина с самого начала его творческого пути умеренно-либеральные взгляды. Как фельетонист (псевдоним «Петр Нескажусь») он выступает против идей Чернышевского и высмеивает нигилистов.
В 1863 Боборыкин становится редактором-издателем «Библиотеки для чтения».
В 1865, не завоевав симпатий читателей и скомпрометировав себя публикацией антинигилистического романа Лескова «Некуда», журнал терпит финансовый крах и закрывается.
Произведения Боборыкина П.Д. 60-х гг. социально индифферентны.
В романе «В путь-дорогу» он пишет по преимуществу о любовных похождениях и пирушках студентов, а молодежь, протестующая против деспотизма, остается вне поля его зрения.
В пьесах «Ребенок», «Старое зло» изображаются обманутые женщины и интимная сторона их жизни.
В «Жертва вечерняя» (1868) дана критическая оценка светской среды оттесняется натуралистическим описанием сексуальных переживаний героев.
В 70-е гг. в творчестве Боборыкина возрастает внимание к социальным и политическим вопросам, но они решаются в том же расплывчатом либерально-буржуазном духе.
В 1865-71 находясь за границей Петр Дмитриевич встречается с Герценом, Огаревым, Лавровым, Бакуниным, интересуется общественными событиями, волнующими Европу этих лет.
В качестве корреспондента он присутствует на Брюссельском конгрессе I Интернационала и дает о нем отчеты в газете «Голос» (1868, № 239, 241—245).
Честно стремясь к объективному освещению работы I Интернационала, Боборыкин не мог все же понять его истинного значения.
В 1871 он печатает в «Отечественных записках» корреспонденции о Парижской коммуне («На развалинах Парижа»), осуждающие кровавое торжество реакции.
В 1876 Петр Дмитриевич возвращается в Россию и в 70—80-е гг. проявляет необычайную плодовитость в качестве беллетриста.
В 80-х и 90-х гг. вышли два не повторяющих друг друга двенадцати томных собрания его сочинений, включивших лишь незначительную часть всего им написанного, достигшего 80 томов.
Широкую известность приобрел роман Боборыкина П.Д. «Солидные добродетели» (1870) о жизни либеральных земцев, промышленных дельцов, занимающихся, по его мнению, полезными делами в противоположность интеллигенции, праздношатающейся по Москве, Парижу и Вене и любящей «больше лясы точить».
Успехом пользовались и его романы:
«Дельцы» (1872—73),
«Китай-город» (1882),
«Василий Теркин» (1892), воссоздающие бурное развитие русского капитализма. Роман «Дельцы», отражая промышленный ажиотаж и акционерную горячку, не лишен правдивых картин буржуазного хищничества, но в целом торжество капитализма в России оценивается в нем апологетически.
Герои «Китай-города» — банковский деятель, воротила-промышленник, купчиха, — наделяясь благонамеренной моралью, показываются носителями общенациональных интересов.
По словам Горького, в образе главного героя романа «Василий Теркин» писатель первым в русской литературе пытался дать политически мыслящего купца. «Амбарный Сократ» Теркин, сам вышедший из народа, хочет «дать полный ход всему, что в нем кроется ценного, на потребу родным угодьям и тому же трудовому и обездоленному люду».
В 80-е и 90-е гг. в романах:
«Из новых» (1887),
«На ущербе» (1890),
«Перевал» (1894),
«Ходок» (1895) Петр Дмитриевич Боборыкин вновь обращается к теме интеллигенции. Придавая первенствующее значение в общественном прогрессе «деятелям умственного освобождения», писатель оказался способным изобразить лишь характеры и нравы либеральной интеллигенции, не поднимаясь до объективно-исторической оценки ее консервативного мышления, робости и апатии в общественной борьбе.
В лучшем из своих произведений об интеллигенции — повести «Поумнел» (1890) Боборыкин, однако, чутко уловил процессы поправения в народнических кругах и справедливо осудил это позорнейшее «веяние времени».
В 90-х гг. Петр Дмитриевич пишет несколько романов о пролетариате:
«По-другому» (1897),
«Тяга» (1898).
Им явно недостает знания изображаемой социальной среды. Исходя из своих либерально-буржуазных взглядов, писатель опорочивает рабочих с революционно-марксистскими устремлениями и рисует с симпатией рабочих, видящих обновление жизни в культурных начинаниях гуманных хозяев фабрики («Тяга»).
Неприятие Боборыкиным революционных методов борьбы выражено и в романе о 1905 годе «Великая разруха» (1908).
Петру Дмитриевичу Боборыкину принадлежит свыше 30 пьес, по большей части психологического характера. Натурализм любовных сцен, адюльтер послужили поводом запрещения пьес:
«Старые дни»,
«Первый муж»,
«Доктор Мошков».
Среди многочисленных его рассказов выделяются верностью передачи быта простых тружеников:
«Морз и Юз»,
«В отъезд»,
«Вторая от воды»,
«Проездом»,
«У плиты»,
«Голубой лиф».
Литературно-критические воззрения Боборыкина, ограниченные буржуазным объективизмом, естественно ведшим к защите принципов натурализма, с наибольшей отчетливостью высказаны в статьях:
«Мысли о критике литературного творчества» («Слово», 1878, № 5),
«Наша литературная критика» («Наблюдатель», 1883, № 1),
«Красота, жизнь и творчество» (1893).
Непримиримо отрицательно относясь к общественной активности русской революционно-демократической критики, Боборыкин видит научные основы литературной критики во взглядах представителей западноевропейской психологической школы.
Самый крупный историко-литературный труд Петра Дмитриевича – «Европейский роман в 19 столетии» (т. 1, 1900)—ценен лишь фактическим материалом.
В 1891 Боборыкин навсегда покидает Россию.
В 900-е годы он работает преимущественно над мемуарами:
«Вечный город» (1903),
«Столицы мира» (1911),
«За полвека».
Обилие фактов и впечатлений делает воспоминания Боборыкина П.Д. интересными для изучения литературной и театральной жизни России и Европы 50-х — начала 70-х гг.
Произведения Петра Дмитриевича откликались, как правило, на «последний крик» жизни. Однако уже современников писателя не удовлетворяла натуралистическая описательность, поверхностность в освещении поставленных проблем. По характеристике критика революционера-народника Ткачева, Боборыкин П. Д.
— «фельетонный беллетрист», способный лишь к наблюдению, но не обобщению. Эмпиризм свойствен Боборыкину и в характеристике эпохи и в изображении человека. Герои Петра Дмитриевича почти всегда портретны, являются копиями с живых образцов, художественно аморфны и бесцветны.
Натуралистичность его творческих принципов сказывается и в бесстрастии его авторского отношения к изображаемому, что нередко даже сбивало критику в определении позиций писателя. Романы Боборыкина композиционно дробны и растянуты. В бытописании своей эпохи ему свойственна и острая наблюдательность.
Особая яркость жанровой живописи признана за лучшим его романом «Китай-город». Рельефно, протокольно точно воспроизводятся здесь быт и нравы сытой купеческой Москвы, особый колорит ее торгового центра, приобретшего почти европейский вид.
Некоторые верно схваченные приметы времени в нравах и деталях общественного быта и придают произведениям Боборыкина П.Д. ценность документально-исторических свидетельств.
Умер — [12.VIII. 1921], Лугано, Швейцария.
Русские писатели. Биобиблиографический словарь.
Источник: http://www.znaniy.com/b/283-boborykin-pyotr-dmitrievich.html