Джованни Боккаччо краткая биография
Джованни Боккаччо — итальянский поэт и писатель эпохи раннего Возрождения, гуманист.
Джованни Боккаччо родился в 1313 г., в июне или июле во Флоренции в семье местного купца и француженки. Сам Джованни называл себя Боккаччо да Чертальдо — по названию местности, откуда происходила его семья.
Где-то в 1330 году переезжает в Неаполь, учится купцовским премудростям (по желанию отца), но, не проявив к ним способностей, начинает заниматься каноническим правом. Но и юристом Боккаччо не стал, единственной его страстью была поэзия, которой он получил возможность посвятить всего себя лишь значительно позднее, после смерти отца в 1348 г.
Живя в Неаполе, Боккаччо становится частью окружения короля Роберта Анжуйского. Именно на этот период приходится его становление как поэта и гуманиста. Его друзьями были ученые, образованные люди, влиятельные персоны. Джованни запоем читал древних авторов, да и сама среда в значительной мере способствовала расширению его представлений о мире.
Именно с Неаполем связан довольно большой период его творческой биографии. В честь своей музы, которую в стихах называл Фьяметтой, он написал большое количество стихотворений; кроме того, были созданы поэмы «Охота Дианы», «Тезеида», «Филострато», а также прозаический роман, которые имели для становления новой итальянской литературы большое значение.
В 1340 г., отец, который к тому времени полностью разорился, затребовал возвращения Боккаччо во Флоренцию, хотя тот, как и раньше, был равнодушен к коммерции. Постепенно гуманист стал участвовать в политической и общественной жизни города. В 1341 г. в его жизни появилась дружба, которую он пронес через всю жизнь, — с Франческо Петраркой.
Благодаря этим отношениям Боккаччо стал относиться к себе и к жизни более серьезно. Среди горожан он пользовался большим влиянием, ему часто от имени Флорентийской республики давали поручения дипломатического характера.
Боккаччо отдавал много сил просветительской работе, пробуждал интерес к древности, к наукам, лично переписывал старинные рукописи.
В 1350-1353 гг. Боккаччо написал главное произведение своей жизни, прославившее его в веках, — «Декамерон» — сотню новелл, опередивших свое время, создающих яркую панораму итальянской жизни, пронизанных свободомыслием, живым юмором, идеями гуманизма. Успех его стал просто ошеломляющим, причем в разных странах, на языки которых она тут же была переведена.
В 1363 году Джованни покидает Флоренцию и поселяется в небольшом имении в Чертальдо, полностью погрузившись в творчество. Пока его не подкосил тяжелый недуг, читает публичные лекции посвященные «Божественной комедии».
Большим потрясением для Бокаччо стало извещение о смерти его друга Петрарки, он пережил друга чуть меньше чем на полтора года.
21 декабря 1375 г. сердце великого гуманиста, одного из самых образованных людей Италии своего времени, остановилось.
Источник: https://kratkoe.com/dzhovanni-bokkachcho-kratkaya-biografiya/
Краткая биография Джованни Боккаччо
>> Все биографии >> Писатели из Италии
Боккаччо Джованни (1313 — 1375 гг.)
Итальянский поэт и гуманист. Родился в Париже. Через несколько лет семья переехала в Неаполь, где отец работал управляющим Неаполитанским отделением банка. В Неаполе Джованни, уже мечтавшего о славе поэта, отдали в ученики к флорентийскому купцу.
В занятиях коммерцией он, по его словам, потратил впустую шесть лет. Еще шесть лет было потрачено на изучение канонического права, вновь по настоянию отца. Лишь затем отец назначил Джованни содержание.
Являясь сыном влиятельного банкира, не раз ссужавшего деньгами короля Роберта Анжуйского, он имел доступ ко двору просвещенного монарха, где встречал солдат, мореплавателей, богатых купцов и философов. Тогда же Боккаччо пережил несколько любовных увлечений. В1336 г.
в маленькой церкви Сан-Лоренцо он встретил женщину, Марию д’Аквино, вошедшую в историю литературы под именем Фьямметты. Для нее или о ней написаны практически все ранние книги Боккаччо. Поначалу роман развивался в лучших традициях куртуазной любви, вскоре Мария стала любовницей Джованни. Однако она недолго хранила ему верность.
Уязвленный изменой Боккаччо написал сонет —одно из самых злых обличений в итальянской литературе.
В 1339 г. отец поэта потерял работу, и Джованни лишился содержания. Какое-то время он пытался прожить на скудный доход от маленького имения под Пьедигротта. Затем вернулся во Флоренцию.
В жизненных неурядицах Боккаччо поддерживали лишь дружба Петрарки, с которым он познакомился, когда тот приехал во Флоренцию, и нежная любовь к своей незаконной дочери Виоланте, смерть которой он оплакал в латинских стихах.
Флоренция назначила Боккаччо своим казначеем, поручила приобрести у Неаполя город Прато и по меньшей мере семь раз посылала с важными дипломатическими поручениями, из них трижды — к различным папам. По долгу службы он объездил всю Италию, бывал в Авиньоне и, вероятно, в Тироле.
Последние годы жизни Боккаччо были безрадостными. Будучи немолодым человеком, он влюбился во вдову, которая выставила его на посмешище. В ответ Боккаччо написал небольшую книгу «Ворон» — шедевр женоненавистничества даже для эпохи, когда оно было в порядке вещей.
Несколько лет спустя его посетил монах Иоахим Чани и, укоряя Боккаччо за греховный тон сочинений, убеждал его сжечь все свои книги. Лишь письмо Петрарки удержало писателя от этого шага. Затем Боккаччо предпринял поездку в Неаполь, но его там не ждали ни обещанная работа, ни сердечный прием. Тогда он уехал на родину отца, в Чертальдо.
В последний раз Боккаччо появился на людях в 1373 г., когда ему было поручено прочесть во Флоренции курс лекций о Данте. Но силы его покидали, и из задуманного курса он прочел лишь малую часть.
Боккаччо оставил потомкам следующие сочинения: роман в новеллах «Декамерон», четыре больших поэмы, роман и повесть, аллегорию в духе Данте «Амето», сатиру «Ворон», биографическую книгу «Жизнь Данте Алигьери» и комментарии к 17 песням его «Божественной комедии», четыре трактата на латинском языке, множество стихотворений.
Источник: http://citaty.su/biografiya-dzhovanni-bokkachcho
Джованни Боккаччо : краткая биография
Джованни Боккаччо – итальянский поэт и писатель эпохи раннего Возрождения, гуманист. Родился в 1313 г., предположительно в июне или июле.
Он был рожден во Флоренции и стал плодом любви флорентийского купца и француженки. Возможно, именно из-за матери некоторые источники указывают местом его рождения Париж.
Сам Джованни называл себя Боккаччо да Чертальдо – по названию местности, откуда происходила его семья.
Примерно в 1330 г. Боккаччо переселился в Неаполь: несмотря на заметную с малых лет литературную одаренность мальчика, отец видел его в будущем только купцом, поэтому отправил обучаться премудростям коммерции. Однако юный Боккаччо не проявлял ни способностей, ни интереса к торговле.
Отец в конце концов потерял надежду на то, что сын продолжит его дело, и разрешил заниматься каноническим правом. Но и юристом Боккаччо не стал, единственной его страстью была поэзия, которой он получил возможность посвятить всего себя лишь значительно позднее, после смерти отца в 1348 г.
Живя в Неаполе, Боккаччо становится частью окружения короля Роберта Анжуйского. Именно на этот период приходится его становление как поэта и гуманиста. Его друзьями были ученые, образованные люди, влиятельные персоны. Джованни запоем читал древних авторов, да и сама среда в значительной мере способствовала расширению его представлений о мире.
Именно с Неаполем связан довольно большой период его творческой биографии. В честь своей музы, которую в стихах называл Фьяметтой, он написал большое количество стихотворений; кроме того, были созданы поэмы «Охота Дианы», «Тезеида», «Филострато», а также прозаический роман, которые имели для становления новой итальянской литературы большое значение.
В 1340 г., отец, который к тому времени полностью разорился, затребовал возвращения Боккаччо во Флоренцию, хотя тот, как и раньше, был равнодушен к коммерции. Постепенно гуманист стал участвовать в политической и общественной жизни города. В 1341 г. в его жизни появилась дружба, которую он пронес через всю жизнь, – с Франческо Петраркой.
Благодаря этим отношениям Боккаччо стал относиться к себе и к жизни более серьезно. Среди горожан он пользовался большим влиянием, ему часто от имени Флорентийской республики давали поручения дипломатического характера.
Боккаччо отдавал много сил просветительской работе, пробуждал интерес к древности, к наукам, лично переписывал старинные рукописи.
В 1350-1353 гг. Боккаччо написал главное произведение своей жизни, прославившее его в веках, – «Декамерон» – сотню новелл, опередивших свое время, создающих яркую панораму итальянской жизни, пронизанных свободомыслием, живым юмором, идеями гуманизма. Успех его стал просто ошеломляющим, причем в разных странах, на языки которых она тут же была переведена.
В 1363 г. Боккаччо покинул Флоренцию и приехал в Чертальдо, небольшое имение, где полностью погрузился в свои книги, жил, довольствуясь малым.
Чем ближе маячила старость, тем более суеверным становился Боккаччо, серьезнее относился к вере и церкви, однако говорить о том, что в его мировоззрении произошел перелом, было бы большим преувеличением.
Об этом свидетельствуют и его творчество, и апогей дружбы и единства взглядов с Петраркой. С написанных в эти годы трудов, посвященных Данте, начало развиваться литературоведение нового образца. Публичные лекции о «Божественной комедии» он читал, пока его не свалил с ног тяжелый недуг.
Сильнейшее впечатление на Боккаччо произвела смерть Петрарки, он пережил друга чуть меньше чем на полтора года. 21 декабря 1375 г. сердце великого гуманиста, одного из самых образованных людей Италии своего времени, остановилось.
Биография из Википедии
Незаконный сын флорентийского купца Боккачино да Челлино и француженки. Семейство его происходило из Чертальдо, почему он сам называл себя Боккаччо да Чертальдо.
Уже в младенчестве он выказал решительную наклонность к поэзии, но на десятом году отец отдал его в обучение к купцу, который провозился с ним целых 6 лет и всё-таки принуждён был отослать его обратно к отцу ввиду неискоренимого отвращения молодого Боккаччо к купеческому занятию.
Тем не менее, Боккаччо пришлось ещё 20 лет томиться над купеческими книгами в Неаполе, пока отец окончательно не потерял терпения и позволил ему изучать каноническое право. Только после смерти отца (1348) Боккаччо получил возможность вполне отдаться своей склонности к литературе.
Во время своего пребывания при дворе неаполитанского короля Роберта он подружился со многими учёными того времени, в число его близких друзей, в частности, входил известный математик Паоло Дагомари, снискал расположение молодой королевы Иоанны и дамы Марии, его вдохновительницы, описанной им потом под именем Фьямметты.
Боккаччо при дворе Джованны I Неаполитанской
Дружба его с Петраркой началась ещё в 1341 в Риме и продолжалась до самой смерти последнего. Петрарке он обязан тем, что расстался со своей прежней разгульной и не совсем целомудренной жизнью и стал вообще требовательнее к самому себе.
В 1349 Боккаччо окончательно поселился во Флоренции и неоднократно был избираем своими согражданами для дипломатических поручений.
Так, в 1350 он был посланником при Астарро ди Поленто в Равенне; в 1351 его отправили в Падую, чтобы возвестить Петрарке об отмене приговора об его изгнании и уговорить его занять кафедру во Флорентийском университете.
В декабре того же года он получил поручение к Людвигу V Бранденбургскому, сыну Людвига IV Баварского, испросить у него помощи против Висконти. В 1353 он был послан к Иннокентию VI в Авиньон для переговоров о предстоящем свидании последнего с Карлом IV и позже к Урбану V.
С 1363 он поселился в маленьком имении в Чертальдо, живя на скудные средства и совершенно зарывшись в своих книгах. Там же он схватил долговременную болезнь, от которой медленно оправлялся. Его стараниями флорентийцы, некогда изгнавшие своего великого гражданина Данте, учредили особую кафедру для объяснения поэмы последнего, и эта кафедра была поручена в 1373 Боккаччо. Смерть Петрарки так сильно огорчила его, что он заболел и 17 месяцев спустя, 21 декабря 1375, умер.
Памятник Боккаччо, поставленный на Сольферинской площади в Чертальдо, открыт 22 июня 1879. В честь Боккаччо назван кратер на Меркурии.
Гуманистическая деятельность
Джованни Боккаччо. Статуя у дворца Уффици
Боккаччо был первым гуманистом и одним из наиболее ученых людей Италии. У Андалонэ дель Неро он изучал астрономию и целых три года содержал в своём доме калабрийского грека Леонтия Пилата, большого знатока греческой литературы, чтобы читать с ним Гомера.
Подобно своему другу Петрарке, он собирал книги и собственноручно переписал очень многие редкие рукописи, которые почти все погибли во время пожара в монастыре Санто-Спирито (1471). Он воспользовался своим влиянием на современников, чтобы возбудить в них любовь к изучению и знакомству с древними.
Его стараниями во Флоренции была основана кафедра греческого языка и его литературы. Один из первых он обратил внимание общества на жалкое состояние наук в монастырях, которые считались их хранителями.
В монастыре Монте-Кассино, самом знаменитом и учёном во всей тогдашней Европе, Боккаччо нашёл библиотеку запущенной до такой степени, что книги на полках были покрыты слоями пыли, у одних рукописей были выдраны листы, другие были изрезаны и исковерканы, а, например, чудные рукописи Гомера и Платона были исчерчены надписями и богословской полемикой. Там он узнал, между прочим, что монахи выдирают из манускриптов листы пергамента и, соскабливая старый текст, изготовляют псалтыри и амулеты, зарабатывая на этом.
Творчество
Иллюстрация к книге Боккаччо «О несчастиях знаменитых людей»: Фортуна крутит колесо удачи. Париж, 1467
Сочинения на народном языке
К ранним сочинениям Боккаччо (неаполитанского периода) относятся: поэмы «Филострато» (ок. 1335), «Тезеида» (ок. 1339-41), роман «Филоколо» (ок.
1336-38), основанные на сюжетах средневековых романов.
Более поздние произведения (флорентийского периода): «Фьезоланские нимфы» (1345), навеянные «Метаморфозами» Овидия, «Амето», и повесть «Фьямметта» (1343). Вершина творчества Боккаччо — «Декамерон».
На итальянском языке им написаны «Тезеида» («La Teseide», перв. изд.
, Феррара, 1475), первая попытка романтического эпоса в октавах; «Любовное видение» («Amorosa visione»); «Филоколо» («Filocolo»), роман, в котором сюжет заимствован из древнефранцузского романа о Флуаре и Бланшефлор; «Фьяметта» («L’amorosa Fiammetta», Падуя, 1472), трогательная история душевных страданий покинутой Фьяметты; «Ameto» (Венеция, 1477) — пасторальный роман в прозе и стихах; «Филострато» («Il Filostrato», изд. 1480), поэма в октавах, изображающая историю любви Троила и Крессиды; «Il corbaccio о labirinto d’amore» (Флоренция, 1487) — едкий памфлет на женщин («Корбаччо») (1354—1355, опубликована в 1487).
Латинские сочинения
Боккаччо — автор ряда исторических и мифологических сочинений на латинском языке.
В их числе энциклопедический труд «Генеалогия языческих богов» в 15 книгах («De genealogia deorum gentilium», первая редакция около 1360, трактаты «О горах, лесах, источниках, озёрах, реках, болотах и морях» («De montibus, silvis, fontibus, lacubus, fluminibus, stagnis seu paludibus et de nominibus maris», начат около 1355—1357); 9 книг «О несчастиях знаменитых людей» («De casibus virorum et feminarum illustrium», первая редакция около 1360). Книга «О знаменитых женщинах» («De claris mulieribus», начат около 1361) включает в себя 106 женских биографий — от Евы до королевы Иоанны Неаполитанской.
Боккаччо о Данте
Данте Боккаччо посвятил два сочинения на итальянском языке — «Малый трактат в похвалу Данте» («Trattatello in laude di Dante»; точное название — «Origine vita е costumi di Dante Alighieri», первая редакция — 1352, третья — до 1372) и незавершённый цикл лекций о «Божественной Комедии».
Первое сочинение заключает в себе биографию великого поэта, правда, более похожую на роман и апологию, чем на историю; второе заключает в себе комментарий на «Божественную комедию», доведённый только до начала 17-й песни ада.
Декамерон
Главным произведением Боккаччо, обессмертившим его имя, был его прославленный и ославленный «Декамерон» (10-дневные рассказы) — собрание 100 повестей, рассказанных обществом из 7 дам и 3 мужчин, которые во время чумы переселились в деревню и там коротали время этими рассказами.
«Декамерон» написан частью в Неаполе, частью во Флоренции, и содержание его Боккаччо черпал или из древнефранцузских «Fabliaux», или из «Cento novelle antiche» (Bologna, nelle case di Gerolamo Benedetti, 1525), а также из современных поэту событий.
Рассказы изложены изящным, лёгким языком, поражающим богатством слов и выражений, и дышат жизненной правдой и разнообразием. Боккаччо использовал целый набор схем и приёмов.
В них изображены люди всяких состояний, всякого возраста и характера, приключения самые разнообразные, начиная с самых весёлых и смешных и кончая самыми трагическими и трогательными.
С. Боттичелли. Иллюстрация к новелле о Настаджо дельи Онести. 1487. Мадрид, музей Прадо
«Декамерон» переведён почти на все языки (русский перев. А. Н. Веселовского, М., 1891), из него черпали вдохновение многие писатели и больше всех Шекспир.
Список произведений
неаполитанский период:
- 1334, эротическая поэма «Дом Дианы» (La caccia di Diana)
- ок. 1336-38, роман «Филоколо» (Filocolo)
- ок. 1335-40, поэма «Филострато» (Filostrato)
- ок. 1339-41, поэма «Тезеида» (Teseida delle nozze di Emilia)
флорентийский период:
- 1341-42, пасторальный роман «Амето» (Comedia delle ninfe fiorentine; Ninfale d’Ameto; Ameto)
- начало 1340-х, аллегорическая поэма «Любовное видение» (Amorosa visione)
- 1343-44, повесть «Фьяметта» (Elegia di Madonna Fiammetta; Fiammetta)
- 1345, поэма «Фьезоланские нимфы» (Ninfale fiesolano)
- 1350-е: «Декамерон» (Decameron)
- 1354—1355, сатирическая поэма против женщин «Корбаччо» («Il corbaccio о labirinto d’amore»)
- ок. 1360, книга «Жизнь Данте Алигьери» («Малый трактат в похвалу Данте», «Trattatello in laude di Dante»; точное название — «Origine vita е costumi di Dante Alighieri», первая редакция — 1352, третья — до 1372)
- Цикл лекций о «Божественной Комедии» (Argomenti in terza rima alla Divina Commedia), незавершён
- Трактат «О горах, лесах, источниках, озёрах, реках, болотах и морях» («De montibus, silvis, fontibus, lacubus, fluminibus, stagnis seu paludibus et de nominibus maris», начат около 1355—1357, лат. яз.
- «Генеалогия языческих богов» в 15 книгах (De genealogia deorum gentilium, первая редакция около 1360, лат. яз.
- «О несчастиях знаменитых людей» (De casibus virorum et feminarum illustrium, первая редакция около 1360, в 9 книгах, лат. яз.
- «О знаменитых женщинах» (De claris mulieribus, начат около 1361) включает в себя 106 женских биографий
- Буколические песни (Bucolicum carmen)
- Сонеты
- Письма
Издания
Первое издание его, так наз. «Deo gratias», вышло без обозначения года и места, второе в Венеции в 1471 г., оба in folio и теперь крайне редки. ЭСБЕ называла лучшими изданиями Боккаччо следующие: Поджиали (Ливорно, 1789—90, 4 т.
); «Ventisettana» (Флоренция, 1827); критическое издание Биаджоли, с историко-литературным комментарием (Париж, 1823, 5 т.); Уго Фосколо (Лондон, 1825, 3 т., с историческим введением); Фанфани вместе с «Annotazioni dei Deputati» (3 т.
, Флоренция, 1857); карманное издание напечатано в «Biblioteka d’autori italiani» (т. 3 и 4, Лейпциг). «Opere complete» Боккаччо изданы (Флоренция, 17 т. 1827).
Обозрение изданий Боккаччо находится в книге Пассано «I novellieri italiani in prosa» (Турин, 1878).
Многие книги Боккаччо иллюстрировал в конце XV века французский придворный миниатюрист Робине Тестар.
Источник: https://worldofaphorism.ru/kratkie-biografii/dzhovanni-bokkachcho
Джованни Боккаччо: биография и творчество (кратко)
Выдающийся итальянский писатель Джованни Боккаччо (1313 1375), как и Данте, родился во Флоренции. О его детстве известно немногое.
Боккаччо было примерно четырнадцать лет, когда его отец, довольно известный флорентийский купец, отдал юношу в обучение крупному коммерсанту в Неаполе, важном торговом и культурном центре Италии того времени.
Лишь внешне подчиняясь воле отца, Боккаччо всё свободное время посвящал изучению литературы, прежде всего итальянской. Через четыре года, смирившись с тем, что из сына торговец не выйдет, отец велел ему изучать каноническое право, однако и доходная профессия юриста не привлекала Боккаччо.
Благодаря деньгам и положению отца Боккаччо смог войти в светское и артистическое общество, окружавшее неаполитанского короля Роберта Анжуйского.
Именно в это время он познакомился с Джотто, ярчайшей фигурой итальянского Предвозрождения, и был настолько впечатлён личностью этого художника, архитектора, скульптора, поэта и острослова, что позднее сделал его одним из героев «Декамерона».
При дворе короля Роберта Боккаччо встретил и Марию д'Аквино, ставшую, в соответствии с понятиями средневековых поэтов-трубадуров, его дамой сердца, позднее Боккаччо вывел её в «Декамероне» под именем Фьямметты.
В этот период творчества (1336-1340) Боккаччо создал большое количество стихотворений, воспевавших Фьямметту, две поэмы и роман «Филоколо».
В 1340 году дела отца пошли очень плохо, и Джованни Боккаччо вынужден был вернуться во Флоренцию. Продолжать дело отца Боккаччо не захотел и в конце концов стал дипломатом на службе Флорентийской республики, заслужив на этом поприще большой авторитет.
Одновременно с этим он продолжал заниматься литературным творчеством, создал ряд произведений, проникнутых гуманистическими идеями.
Так, в «Амето, или Комедии о флорентийских нимфах» Боккаччо в образе главного героя, пастуха и охотника Амето, представляет аллегорию человека, сначала грубого и неотёсанного, а потом смягчающегося под действием любви и добродетели настолько, что преображённый Амето может лицезреть божественную сущность. Вершиной творчества Боккаччо стало создание сборника новелл «Декамерон» (1350-1353). В эти же годы Боккаччо пишет трактаты «О превратностях судьбы знаменитых людей», «Происхождение языческих богов» и другие.
В 1363 году Джованни Боккаччо перебрался из Флоренции в небольшой городок Чертальдо, целиком посвятив себя литературным занятиям, и прежде всего творчеству Данте. Боккаччо создал биографический труд «Жизнь Данте» и комментарий к «Божественной комедии», а в последний год жизни (1375) читал публичные лекции, посвящённые великому творению Данте.
Источник: Москвин Г.В. Литература: 9 класс: в 2 ч. Ч. 1 / Г.В. Москвин, Н.Н. Пуряева, Е.Л. Ерохина. – М.: Вентана-Граф, 2016
Источник: http://classlit.ru/publ/zarubezhnaja_literatura/drugie_avtori/dzhovanni_bokkachcho_biografija_i_tvorchestvo_kratko/62-1-0-2015
Боккаччо, Джованни – краткая биография – Русская историческая библиотека
Джованни Боккаччо (1313–1375) – великий писатель XIV века, создатель итальянской прозы. Его семья происходила из местечка Чертальдо во флорентийской области, а потом переселилась во Флоренцию и получила там право гражданства. Но Джованни на всю жизнь сохранил любовь к Чертальдо и часто называл себя «чертальдцем». Он был побочный сын.
Отец, бывший купцом, дал ему хорошее воспитание во Флоренции и послал его в Париж для практического изучения торгового дела. Но у юноши было пылкое воображение, он не хотел заниматься торговлей. Отец велел Джованни учиться юриспруденции; по принуждению он занимался ею несколько лет, но и это было ему скучно.
Он с любовью изучал римскую литературу, научился в Неаполе греческому языку, важность которого доказывал Петрарка.
Сделавшись самостоятельным человеком, Боккаччо занялся исключительно наукой и поэзией. Слава Петрарки увлекала его к подражанию (см. также статью Петрарка и Боккаччо).
Подобно Петрарке, он собирал книги, сам переписывал для себя те, которых не мог купить; подобно Петрарке, писал латинские и итальянские стихи, латинские трактаты о генеалогии богов, о древней географии, о знаменитых женщинах.
Он очень высоко ценил «Божественную комедию», написал биографию Данте; по его убеждению флорентийцы учредили кафедру для лекций о «Божественной комедии»; он сам был первым её профессором и читал лекции об «Аде».
Джованни Боккаччо. Художник Андреа дель Кастаньо. Ок. 1450
Большое влияние на поэтическую деятельность Боккаччо имело его знакомство с Марией, побочной дочерью короля неаполитанского Роберта. Она была жена вельможи, красавица, женщина очень образованная и милого характера. Любовь к ней отвлекла Боккаччо от пошлых удовольствий, облагородила его мысли; её внимание возбуждало его поэтическую деятельность.
Он прославляет ее под именем Фьяметты в знаменитом романе, с глубокой верностью описывающем чувства и мысли влюбленного. Заглавием романа служит имя героини. В её честь написано и другое произведение Боккаччо, «Филокопо», роман во вкусе французских рыцарских поэм.
Он посвятил Марии свои поэмы «Тезеида» и «Филострато», написанные октавами, строфой, которую Боккаччо сам и изобрёл. В его поэмах смешаны классические элементы с романическими, имена древних богов с идеями рыцарских времен; но описания в них верны природе, живы и ярки.
В этом отношении Боккаччо выше Петрарки, в поэзии которого преобладает искусственность и мало энергии. В поэмах Боккаччо больше жизненных образов, чем в произведениях его друга, которому он подражал.
Джованни долго жил в Неаполе при роскошном дворе королевы Иоанны; потом исполнял поручения флорентийского правительства, бывал несколько раз послом.
В Неаполе он участвовал во всех веселостях высшего общества и вообще любил развлечения; но никогда не покидал ученых и поэтических занятий.
С неутомимым усердием он разыскивал произведения древней литературы, похороненные в монастырских библиотеках, возбуждал образованных людей к изучению их. По его убеждению во Флоренции была учреждена кафедра греческого языка, на которой читались лекции о Гомере и Платоне.
В старости Боккаччо сожалел о легкомыслии и соблазнительности содержания своих поэтических произведений, стал заниматься богословием, впал в мистицизм, пошел в монахи. Последнее время его жизни было опечалено смертью Петрарки. Он умер через полтора года после своего друга (21 декабря 1375).
Джованни Боккаччо разделял все хорошие и дурные качества современного ему общества и очень ярко изображал его жизнь, то насмешливо, то серьезно. Его произведения дышат знойной страстностью. Число их велико.
Кроме тех, о которые уже упомянуты выше, он написал аллегорическую поэму «Фьезоланские нимфы» (Ninfale Fiesolano), сатирическую поэму «Корбаччо, или Лабиринт любви» (Ilcorbaccioo Labirinto d'amore) (он высказывает в ней свою досаду на вдову, которая отвергла его любовь); написал пастушескую поэму «Амето» (Ameto), в которой смешаны проза и стихи. Но самое знаменитое его произведение «Декамерон», (Il Decamerone), сборник рассказов (новелл) очень разнообразного содержания: есть между ними трогательные, трагические, есть шутливые до неприличия; но все они очень живы.
Новеллы «Декамерона» вставлены в рассказ о том, как общество, состоявшее из десяти родных или близких знакомых, удалилось из Флоренции от ужасной чумы 1348 года в прекрасную виллу, находившуюся в двух милях от города.
Общество состояло из семи девушек, красивых, образованных, и трех молодых людей. Боккаччо превосходно описывает виллу и жизнь их на ней. Эта десять родных и друзей избирают себе каждый день королеву или короля; все поочередно занимают эту должность.
Королева или король назначает другим их обязанности; общая цель всех должностей – заботы о том, чтобы время шло приятно. День проходит в домашних занятиях и в разных развлечениях; любовь и дружба делают радостными всех. По вечерам общество собирается в саду; все должны поочередно рассказать что-нибудь.
Введением к этим рассказам служит знаменитое описание чумы во Флоренции, чрезвычайно живое и верное действительности.
Талант рассказчика у Боккаччо очень велик, богатство его воображения неистощимо. Некоторые его рассказы обрисовывают жизнь величественными чертами, другие дают уроки житейского благоразумия, третьи осмеивают пороки, в особенности безнравственность духовенства: эти сатирические рассказы послужили темами для назидательных рассуждений Петрарки.
Материалом для рассказов Джованни Боккаччо часто берет исторические события, упоминания о которых мы находим у историков того времени.
Другие рассказы он берет из провансальских баллад и легенд; некоторые изобретает сам; но и на чужие он кладет печать своего гения, передает их с такой художественной прелестью, что они становятся его собственным достоянием.
Источник: http://rushist.com/index.php/literary-articles/3516-bokkachcho-dzhovanni-kratkaya-biografiya
12. Творчество Боккаччо
Джованни
Боккаччо
— итальянский писатель и поэт,
представитель литературы эпохи раннего
Возрождения. Автор поэм на сюжеты
античной мифологии, психологической
повести «Фьямметта» (1343,опубликована
в 1472), пасторалей, сонетов.
Главное
произведение — «Декамерон» (1350—1353,
опубликовано в 1470) — книга новелл,
проникнутых гуманистическими идеями,
духом свободомыслия и антиклерикализма,
неприятием аскетической морали,
жизнерадостным юмором, многоцветная
панорама нравов итальянского общества.
Незаконный
сын флорентинского купца и француженки.
Семейство его происходило из Чертальдо,
почему он сам называл себя Боккаччо да
Чертальдо.
Уже в младенчестве он выказал
решительную наклонность к поэзии, но
на десятом году отец отдал его в ученье
к купцу, который провозился с ним целых
6 лет и всё-таки принуждён был отослать
его обратно к отцу ввиду неискоренимого
отвращения молодого Боккаччо к купеческому
занятию.
Тем не менее, Боккаччо пришлось
ещё 8 лет томиться над купеческими
книгами в Неаполе, пока отец окончательно
не потерял терпения и позволил ему
изучать каноническое право. Только
после смерти отца (1348) Боккаччо получил
возможность вполне отдаться своей
склонности к литературе.
Во время своего
пребывания при дворе неаполитанского
короля Роберта он подружился со многими
учёными того времени, в число его близких
друзей, в частности, входил известный
математик Паоло Дагомари, снискал
расположение молодой королевы Иоанны
и дамы Марии, его вдохновительницы,
описанной им потом под именем Фьямметты.
Дружба
его с Петраркой началась ещё в 1341 в Риме
и продолжалась до самой смерти последнего.
Петрарке он обязан тем, что расстался
со своей прежней разгульной и не совсем
целомудренной жизнью и стал вообще
требовательнее к самому себе.
В 1349
Боккаччо окончательно поселился во
Флоренции и неоднократно был избираем
своими согражданами для дипломатических
поручений.
Так, в 1350 он был посланником
при Астарро ди Поленто в Равенне; в 1351
его отправили в Падую, чтобы возвестить
Петрарке об отмене приговора об его
изгнании и уговорить его занять кафедру
в Флорентинском университете.
В декабре
того же года он получил поручение к
Людвигу V Бранденбургскому, сыну Людвига
IV Баварского, испросить у него помощи
против (Висконти). В 1353 он был послан к
Иннокентию VI в Авиньон для переговоров
о предстоящем свидании последнего с
Карлом IV и позже к Урбану V.
С 1363 он
поселился в маленьком имении в Чертальдо,
живя на скудные средства и совершенно
зарывшись в своих книгах. Там же он
схватил долговременную болезнь, от
которой медленно оправлялся. Его
стараниями флорентийцы, некогда изгнавшие
своего великого гражданина Данте,
учредили особую кафедру для объяснения
поэмы последнего, и эта кафедра была
поручена в 1373 Боккаччо. Смерть Петрарки
так сильно огорчила его, что он заболел
и 17 месяцев спустя, 21 декабря 1375, умер.
Памятник
Боккаччо, поставленный на Сольферинской
площади в Чертальдо, открыт 22 июня 1879.
В честь Боккаччо назван кратер на
Меркурии.
Боккаччо
был первым гуманистом и одним из учёнейших
людей Италии. У Андалонэ дель Неро он
изучал астрономию и целых три года
содержал в своём доме калабрийца Леонтия
Пилата, большого знатока греческой
литературы, чтобы читать с ним Гомера.
Подобно своему другу Петрарке, он собирал
книги и собственноручно переписал очень
многие редкие рукописи, которые почти
все погибли во время пожара в монастыре
Санто-Спирито (1471). Он воспользовался
своим влиянием на современников, чтобы
возбудить в них любовь к изучению и
знакомству с древними. Его стараниями
во Флоренции была основана кафедра
греческого языка и его литературы.
Один
из первых он обратил внимание общества
на жалкое состояние наук в монастырях,
которые считались их хранителями.
В
монастыре Монте-Кассино, самом знаменитом
и учёном во всей тогдашней Европе,
Боккаччо нашёл библиотеку запущенной
до такой степени, что книги на полках
были покрыты слоями пыли, у одних
рукописей были выдраны листы, другие
были изрезаны и исковерканы, а, например,
чудные рукописи Гомера и Платона были
исчерчены надписями и богословской
полемикой. Там он узнал, между прочим,
что братья делают из этих рукописей
свистульки детям и талисманы женщинам.
К
ранним сочинениям Боккаччо (неаполитанского
периода) относятся: поэмы «Филострота»
(ок. 1335), «Тезеида» (ок. 1339-41), роман
«Филоколо» (ок. 1336-38), основанные на
сюжетах средневековых романов.
Более
поздние произведения (флорентийского
периода): «Фьезоланские
нимфы» (1345),
наверянные «Метаморфозами»
Овидия, «Амето»,
и повесть «Фьяметта» (1343). Вершина
творчества Боккаччо- «Декамерон».
На
итальянском языке им написаны «Тезеида»
,первая попытка романтического эпоса
в октавах;
«Любовное видение» («Amorosa visione»);
«Филоколо»(«Filocolo»),
роман, в котором сюжет заимствован из
древнефранцузского романа оФлуаре
и Бланшефлор; «Фьяметта» («L’amorosa
Fiammetta», Падуя,1472),
трогательная история душевных страданий
покинутой Фьяметты; «Ameto»
(Венеция,1477) —пасторальный
романв прозе и стихах; «Филострато»
(«Il Filostrato», изд.1480),
поэма в октавах, изображающая историю
любвиТроила
и Крессиды; «Il corbaccio о labirinto d’amore»
(Флоренция,1487) —
едкийпамфлетна женщин («Корбаччо») (1354—1355,
опубликована в1487).
Латинские
сочинения
Боккаччо —
автор ряда исторических и мифологических
сочинений на латинском
языке.
В их числе энциклопедический
труд «Генеалогия языческих богов» в 15
книгах (первая редакция около1360,трактаты«О горах, лесах, источниках, озёрах,
реках, болотах и морях» (начат около1355—1357);
9 книг «О несчастиях знаменитых людей»
(первая редакция около1360).
Книга «О знаменитых женщинах» (начат
около1361)
включает в себя 106 женских биографий —
отЕвыдо королевы Иоанны Неаполитанской.
Источник: https://StudFiles.net/preview/1788287/page:12/
Боккаччо, Джованни
(1313-1375) итальянский писатель
В мировую культуру Боккаччо вошел в основном как автор знаменитого «Декамерона». Книги, как и люди, имеют свою репутацию. Есть репутация и у «Декамерона». Спросите о нем у любого человека, не очень глубоко знакомого с историей культуры, и он скорее всего скажет, что это книга о разных любовных похождениях, причем в основном монахов и проходимцев.
Можно сказать, что человечество удержало в своей памяти очень важную сторону знаменитой книги. Но только одну сторону. Были у нее и другие. Например, прямое выражение и защита высокого гуманистического идеала, защита человеческих добродетелей, благородства и великодушия, мужества и терпения. Вообще, книга эта многообразна и показывает человеческие отношения с разных сторон. По аналогии с «Божественной комедией» Данте итальянцы давно уже назвали «Декамерон» «человеческой комедией».
Боккаччо был младшим современником Петрарки. Вместе с ним он стал великим основоположником гуманистической культуры европейского Возрождения. Однако к гуманизму Возрождения великий итальянец пришел своим путем.
Джованни Боккаччо родился во второй половине 1313 года в Чертальдо, небольшом городке под Флоренцией. Некоторые источники указывают, что он родился в Париже. Но история о рождении его в Париже – такая же легенда, как и версия о королевском происхождении его возлюбленной Фьямметты. Джованни был сыном купца Боккаччо ди Келлино, связанного с богатейшими банкирскими домами Барди и Перуцци.
Около 1330 года Боккаччо поселился в Неаполе, где по настоянию отца изучал сперва коммерцию, а затем каноническое право. Ни купца, ни юриста из него не получилось. Его увлекала только поэзия. Именно в Неаполе, в окружении короля Роберта Анжуйского, Боккаччо стал поэтом и гуманистом. Он с жадностью читал Вергилия, Овидия, Тита Ливия и Апулея, меньше занимался филологией, но очень хорошо знал и чувствовал поэзию Данте, французские рыцарские романы и народные былины – кантари.
Главным, однако, были не книги. К гуманистическому открытию мира и человека Боккаччо пришел не столько в результате нового прочтения классиков, сколько под влиянием непосредственного восприятия самой действительности. Для юного флорентийца Неаполь стал окном в яркий и авантюрный мир Средиземноморья – в мир Гомера, арабов, морских разбойников и купцов-мореплавателей, тоже нередко промышлявших корсарством. Соприкосновение с этим миром заставило будущего писателя по-новому задуматься над ролью, которую играют в жизни человека ум, великодушие, мужество, судьба, случай, а также привило ему любовь к романтике, которая составила одну из самых привлекательных сторон его будущих произведений. Неаполь выбил Боккаччо из проторенной колеи сословного уклада и открыл ему глаза на реальную жизнь простых итальянцев.
При дворе короля Роберта он встретил Марию Д'Акви-но, которую под именем Фьямметты («Огонек») прославил во многих произведениях. В Неаполе прошел большой период творчества Боккаччо. Здесь, помимо многочисленных стихотворений, воспевающих Фьямметту, и поэмы «Охота Дианы», написанной под влиянием дантовской «Новой жизни», он создал роман в прозе и две большие поэмы – «Филострато» и «Тезеида», связанные с итальянскими обработками античных сюжетов и французских рыцарских романов. В XIV-XV вв. эти произведения пользовались огромной популярностью и сыграли важную роль в формировании новой итальянской литературы.
В 1340 году Боккаччо пришлось вернуться во Флоренцию по настоянию разорившегося отца. Однако торговые операции его по-прежнему не увлекали. Он продолжал заниматься поэзией и постепенно втянулся в общественную и политическую жизнь родного города. Боккаччо был первым гуманистом на службе у Флорентийской республики. В середине XIV века он стал одним из ее авторитетнейших дипломатов. Именно флорентийский народ – «пополо» – с его жизненными, общественными, а также эстетическими идеалами помог Боккаччо в полной мере постичь жизнь. Его повседневный быт, интересы и привычки отразились в повести «Фьямметта», написанной в 1343 году.
Вершина творчества писателя – «Декамерон» – был написан в 1350-1353 годах. Это самая ранняя из великих книг литературы Нового времени. Она появилась раньше «Гаргантюа и Пантагрюэля», раньше «Дон Кихота». Она была написана на заре европейской цивилизации. И вместе с тем «Декамерон» и сейчас абсолютно живая книга.
То, что это произведение появилось так рано, вызвано особенностями итальянской истории. Появление великой литературы в конечном счете всегда является откликом на великие исторические события, знаменующие возвышение нации, важным шагом в ее историческом развитии. Так, ликвидация феодальной раздробленности, укрепление центральной власти и превращение Англии во владычицу морей породили Шекспира и его плеяду.
То же произошло в Италии, которая в XIII-XIV веках выдвинула Данте, Петрарку и Боккаччо. За два века до этой литературной эпохи итальянские города нанесли поражение феодалам и превратились в независимые города-коммуны, жизнь которых носила свободный и демократический характер.
Критики Боккаччо пытались доказать, что «Декамерон» подрывает устои религии и морали. Возражая лицемерным критикам, автор говорил, что при желании непристойности можно обнаружить даже в Библии. Он специально оговаривал, что его новеллы не предназначены для погрязших в ханжестве бюргеров и их жен – для тех, «кому надо читать «Отче наш» либо испечь пирог или торт своему духовнику».
В качестве сюжетного материала Боккаччо в равной степени использовал анекдоты, составлявшие значительную часть городского фольклора, и религиозно-нравоучительные «примеры», которыми уснащали проповеди прославленные служители церкви, а также французские фаблио и восточные сказки, «Метаморфозы» Апулея и устные рассказы современных ему флорентийцев. Все эти повествования оформлены как рассказы семи девушек и трех юношей, которые решили покинуть пораженный чумой город и насладиться общением друг с другом в одном из близлежащих поместий.
Главным в «Декамероне» оказались новые идеи. Это не сборник разрозненных рассказов, а цельное, внутренне законченное произведение. Флоренция в нем – не условное место действия. Это настоящая Флоренция XIV века, с ее социальным укладом, с ее людьми, среди которых встречаются известные мастера культуры, с ее оставившими память событиями. К их числу относится ужасная эпидемия чумы, обрушившаяся на «лучший город во всей Италии» в 1348 году и унесшая огромное количество человеческих жизней. С подробного описания чумы Боккаччо и начинает свою книгу.
С замечательной откровенностью повествует он о делах католического клира и особенно охотно – о монашеской братии. В средневековой новеллистике у него были предшественники, но он превзошел их силой и яркостью своего смелого дарования. Вопросы догматические автора не интересовали. Его привлекала только жизнь в ее многообразии. И, конечно, Боккаччо не был бы Боккаччо, если бы в самом своем значительном произведении не отвел достойного места земной человеческой любви. Любовь в «Декамероне» не только буйство плоти, это – большое чувство, способное преобразить человека, поднять его на значительную высоту. О силе и стойкости любви повествуют многие новеллы «Декамерона» . Для героев Боккаччо без сильной любви нет подлинной жизни на земле. При этом среди причин, ведущих к трагической развязке, особое место занимает сословное и имущественное неравенство.
Со страниц «Декамерона» на читателя смотрела живая Италия, многоликая и многоцветная. Из всех итальянских городов Боккаччо особенно охотно описывает Флоренцию и Неаполь. Они ему хорошо известны, с ними связано многое в его жизни. Наслаждаясь беседами и поэзией, рассказчики «Декамерона» продолжают жить слаженной общественной жизнью. Смех, радостное жизнелюбие и свобода, царящие в созданном ими обществе, возникли не потому, что в зачумленной Флоренции пал авторитет как божеских, так и человеческих законов, а, напротив, потому, что, вопреки чуме, «республика поэтов» сохраняет верность нормам общечеловеческой морали. Общество рассказчиков «Декамерона» связано и с вполне реальным Боккаччо, и с современной Флоренцией.
В «Декамероне» писатель обогнал свой век. Книга имела колоссальный успех и была почти сразу переведена на многие языки. Над ней хохотали во Флоренции, Лондоне и Париже. В Италии ее проклинали с церковных кафедр, что только усиливало ее популярность. Жанр сборника коротких рассказов после Боккаччо стал невероятно популярным во всей европейской литературе, но прежде всего в Италии.
С приближением старости впечатлительный и неуравновешенный писатель, испытывая страх перед смертью, стал придавать большее значение вере и церковным обрядам. Однако творчество позднего Боккаччо не дает оснований сказать, что его миропонимание серьезно изменилось. Об этом говорит и его общность с другим великим гуманистом – Франческо Петраркой, дружба с которым достигает в эти годы вершины.
Произведения, написанные Боккаччо по-латыни, менее оригинальны и интересны, чем его ранняя поэзия и «Декамерон». Наибольшее значение из всех латинских сочинений Боккаччо для дальнейшего развития литературы Ренессанса во всей Европе имел обширный трактат об античной мифологии – «Генеалогия языческих богов» (1350-1363). Вызвали интерес и его трактаты «О знаменитых женщинах» и «О несчастиях знаменитых людей».
В последний период своего творчества Боккаччо сохранил интерес к народному языку и к народной культуре даже в ее самых непосредственных фольклорных проявлениях. В последние годы самоотверженность писателя и его умение предварять грядущее направление мыслей проявилось в трудах о Данте, положивших начало новому литературоведению.
Боккаччо всегда ценил гений Данте. Он стал автором первой биографии великого поэта, написал комментарий к 17 песням «Божественной комедии». Примерно за год до своей кончины, в октябре 1373 года, писатель получил от Флорентийской коммуны поручение прочесть публичные лекции о бессмертной поэме Данте. Боккаччо читал их в церкви Сан-Стефано до января следующего года, когда болезнь вынудила его отказаться от этого.
Умер Боккаччо в Чертальдо 21 декабря 1375 года. На надгробии писателя написано: «Занятием его была благая поэзия». Гуманизм творчества Джованни Боккаччо неистребим, как сама жизнь. Интерес к «Декамерону» и другим произведениям великого итальянского писателя существовал вчера, существует сегодня и будет существовать завтра.
Источник: http://biografiivsem.ru/bokkachcho-dzhovanni
Боккаччо Джованни
Кумиры Джованни Боккаччо
Незадолго до ухода, уже прощаясь со своей «земной оболочкой», Боккаччо сам себе сочинил эпитафию: «Под этим камнем лежат прах и кости Иоанна, душа его предстает Богу, украшенная трудами земной жизни.
Отцом его был Боккаччо, родиной – Чертальдо, занятием – священная поэзия».
Когда Джованни Боккаччо, по крещению Иоанн, «предстал Богу», эта эпитафия появилась на его надгробии, дополненная Салутати.
Упрекнув ушедшего поэта за излишнюю скромность, он перечислил важнейшие творения Боккаччо и закончил словами: «Тысячи трудов всенародно славят тебя: никогда ты не будешь забытым».
Среди важнейших творений Салутати «забыл» назвать «Декамерон», а ведь благодаря именно этой книге сбылось его пророчество о писателе: «…никогда ты не будешь забытым».
Андреа дель Кастаньо. Фреска на вилле Кардуччо, ок. 1450 г.
Пушкин, с молодым озорством сочиняя своего «Графа Нулина», без сомнения, вспоминал «Декамерон». Когда русского поэта упрекали за фривольность этой поэмы, он ссылался на авторитет итальянского «творца шутливых повестей», как называл Боккаччо.
Итальянский писатель и позднее «патронировал» собратьев по перу. В 1912 году книга Василия Розанова «Уединенное» была арестована цензурой «за порнографию», на что он сделал ответный выпад статьей: «Тема и Боккачио, и Сократа (О цензуре)».
Вез неподцензурного «Декамерона» и чисто житейская биография Джованни Боккаччо предстанет искаженной.
Фолкнер в одном из интервью высказал справедливую мысль: «Я предпочитаю не относиться к писателю с недоверием и стараюсь верить, что он все-таки стремится рассказать мне свою историю, а не просто пощекотать мои нервы».
Жизнь Боккаччо, пожалуй, как никакого другого мастера эпохи Возрождения, была органически связана с его творчеством, а творчество, в свою очередь, – с «возрастами любви». Можно сказать, что произведения Боккаччо – история его умонастроений, соответствующих возрасту.
У того же Василия Розанова есть любопытное рассуждение о возрастах, вполне подходящее к нашей теме. Он признавался в своей влюбленности в возраст стариков и детей, который считал полным значительности – метафизическим.
Средний возраст человека – от 30 до 40 лет -мыслитель называл физическим: «Тут все понятно, рационально. Идет служба. «День за днем», «оглянуться некогда». Механика. В которой не вспоминают и не предчувствуют».
В юности, в период предчувствий, Джованни Боккаччо испытал в жизни и выразил в творчестве возвышенную, идеальную любовь.
В среднем, физическом возрасте реальных чувств он пропел в своем «Декамероне» веселый гимн полноте бытия, не находя ничего противоестественного в том, что даже монахов и священников, которых он сделал персонажами некоторых озорных новелл, прельщают земные радости.
В этом не стоит искать антицерковное направление, что внушалось читателю предисловиями прежних лет (к примеру, в начале 1920-х годов создавалась книжная серия «Всемирная библиотека», и авторам вступительных статей давались рекомендации, как представлять писателей: «Боккаччо – борьба против духовенства…
Петроний – сатира на нэпманов» – из «Дневника» К. Чуковского).
Боккаччо при дворе Джованны I Неаполитанской
Перешагнув сорокалетний рубеж и изжив все страсти, «свободный» Боккаччо увидел в своих любовных писаниях («amatoria studia») собственную греховность и сочинил суровую антифеминистскую книгу «Ворон», в которой «Очарованная долина» называлась «Хлевом Венеры», а женщины – ужасным дьявольским наваждением.
Пятидесяти лет он окончательно поселился в старом дедовском доме в Чертальдо.
Известно письмо Боккаччо к Петрарке, написанное оттуда, – о посещении его дома неким монахом Джоаккино Чиани, который от имени Блаженного Пьетро Петрони порицал его за предосудительные писания на итальянском языке и требовал строгого покаяния вплоть до отказа от литературной деятельности. Боккаччо сообщал другу-поэту, что готов к этому.
Некоторые исследователи находят этот эпизод «темным местом» в биографии писателя и даже приписывают его болезненному воображению Боккаччо и «страху перед адом». Хотя, думается, это совершенно естественное чувство для человека в метафизическом возрасте, когда жизнь пошла под уклон.
Доподлинно известно лишь то, что «Декамерон» пользовался необычайным успехом при жизни автора. Эту книгу переписывали, крали друг у друга и даже принимали в заклад наряду с драгоценными изделиями и мехами.
Появление на свет Джованни Боккаччо окутано дымкой загадочности. Датой рождения называют 1313 год.
По одной версии, он родился в Париже от случайной связи флорентийского купца Боккаччино ди Келлино со знатной француженкой чуть ли не королевского происхождения.
По другой – местом его рождения является Флоренция или Чертальдо, где у его отца было имение. Точно установлено, что он был внебрачным ребенком.
Джованни Боккаччо. Статуя у дворца Уффици
Начальное образование Джованни получил дома. Когда ему исполнилось четырнадцать лет, Боккаччино отправил сына в Неаполь – приобретать практический опыт в торгово-финансовых операциях в неаполитанском отделении флорентийского банка Варди, совладельцем которого являлся.
Благодаря знакомству с богатым флорентийцем Никколо Аччайуоли, живущим в то время в Неаполе, Джованни попал в круг молодых аристократов при дворе короля Роберта Анжуйского.
Просвещенный монарх слыл гуманистом, и при его дворе одаренный и впечатлительный юноша пристрастился к свободным искусствам – открытой к тому времени античной культуре, поэзии трубадуров, французским фаблио (короткая комическая повесть), поэтам «сладостного нового стиля», к Данте, который станет его кумиром навсегда. Такая праздничная жизнь мало располагала к освоению банковских дел, зато будила поэтические настроения.
История жизни Джованни Боккаччо
К 1336 году относят встречу Джованни Боккаччо с красавицей-аристократкой Марией д`Аквино. Бытует стойкая легенда, прижившаяся во многих жизнеописаниях писателя, будто Мария была внебрачной дочерью Роберта Анжуйского.
Их встреча произошла в страстную субботу в церкви Сан-Лоренцо – ровно через десять лет после знаменитой встречи Петрарки с Лаурой в церкви Санта-Клара в Авиньоне, и так же, как у Петрарки, имела блестящие литературные последствия.
Мария д`Аквино станет музой Боккаччо и под именем Фьямметты появится в его творчестве. Вначале это будет романтическое воспевание Фьямметты как «идеи любви», а с течением времени муза начнет приобретать более земное оформление.
С ней связаны первые литературные произведения Боккаччо: пастораль «Амето» (1341), написанная стихами и прозой, поэмы «Любовное видение» (1342), «Элегия мадонны Фьямметты» (1343), «Фьезоланские нимфы» (1345), навеянные «Метаморфозами» Овидия, – все они повествуют о возвышающей силе любви, превращающей неловкого юношу в изящного кавалера.
Когда Мария д`Аквино и Джованни Боккаччо расстались, он написал повесть «Фьямметта» – рассказ женщины об измене возлюбленного и своих душевных муках.
Критики считали, что в повести Боккаччо перевернул исходную ситуацию, чтобы отомстить неверной Марии.
Нынешние коллеги итальянских «зоилов» такое «злонамерение» Боккаччо оспаривают: «Это невозможно уже потому, что весь рассказ имеет своей целью вызвать в читателе сочувствие именно к Фьямметте, а не к ее коварному возлюбленному.
С. Боттичелли. Иллюстрация к новелле о Настаджо дельи Онести. 1487. Мадрид, музей Прадо
Скорее можно здесь видеть стремление до конца развеять былые чары, отрешиться от острого субъективизма… Это позволило Боккаччо дать глубокий анализ сердечных переживаний покинутой женщины, который развернулся в замечательный, первый в европейской литературе психологический роман» (А. А. Смирнов).
Словом, спор свидетельствует лишь о том, что литературное переложение любовных ситуаций с трудом поддается бытовой дешифровке: кто в этой истории победитель, а кто – побежденный. Победило искусство, и повесть открыла новый жанр психологической прозы.
Заметим, что современники упрекали Боккаччо за утомительную эрудицию, которой блистает в повести его Фьямметта, не забывая, на фоне своих страданий, вспоминать, как в сходных случаях проявляли себя знаменитые дамы древности.
Избыток ссылок на античную культуру – характерный «симптом» литературы эпохи Возрождения. Античные образцы и примеры наполняют многие ренессансные творения.
Все эти произведения, начатые и задуманные Боккаччо в Неаполе, были завершены во Флоренции. Банк Варди лопнул, и материальные дела семьи пошатнулись. Отец настоял на возвращении Боккаччо во Флоренцию, где писатель зарабатывал себе на жизнь, выполняя некоторые дипломатические поручения флорентийской коммуны.
Боккаччо вступил в средний, физический возраст. В это время произошло его знакомство с Петраркой, перешедшее в дружбу на всю жизнь.
Вот как описывает их первую встречу Ян Парандовский в своей художественно-документальной повести «Петрарка» (1956): «Сын флорентийского купца и неизвестной парижанки, моложе Петрарки на девять лет, живой, остроумный весельчак, известный своими любовными похождениями, стихами и новеллами, он краснел и смущался, как студент, в обществе поэта, увенчанного лаврами на Капитолии. Боккаччо любил и почитал Петрарку с давних пор.
Знал наизусть его сонеты и, подражая им, сочинял собственные, старался не упустить ничего из его латинской прозы, писал «Bucolicum carmen» («Буколики» – жанр «пасторали», воспевающей простой быт пастухов и пастушек, их нежную любовь и свирельные песни. – Л.
К.) тем же стилем и с такими же запутанными аллегориями… Петрарка с интересом следил за беспокойными движениями этого высокого, сильного человека, который, хотя ему еще и не было сорока, уже начинал седеть и обнаруживал склонность к полноте.
Припомнились ему и неаполитанские сплетни о любви Боккаччо и Марии, дочери короля Роберта… ни одной из его книг он не читал и промолчал, узнав, что Боккаччо занят сочинением большого сборника новелл. Его заинтересовало только название книги: «Декамерон»…
»
Genealogia deorum gentilium, 1532
«Декамерон» был написан в 1350-1353 годах.
Эта книга представляет собой сборник самостоятельных новелл, объединеных сквозным сюжетом: семь молодых дам и три юноши отправились на загородную виллу, чтобы переждать свирепствующую в городе чуму.
Описание чумной эпидемии, охватившей Флоренцию в 1348 году, а также всеобщего ужаса и паники, – становится прологом «Декамерона».
В течение десяти дней (отсюда название: в переводе с греческого декамерон – десятидневник) сбежавшее от смерти и развеселившееся общество устраивает «пир во время чумы» и развлекает друг друга всевозможными историями – местными анекдотами, преданиями, притчами, фабльо.
Все рассказчики родом из состоятельных семей, получившие хорошее воспитание и приобщенные к античному искусству с его культом полноты бытия, то есть люди, выражающие новое умонастроение – жажду жизни.
Основной пафос их историй – осмеяние аскетических нравов средневековья и утверждение человеческого права на земные радости, поэтому новеллы носят озорной и даже, как считали некоторые современники писателя, непристойный характер.
В рассказах представительствуют все итальянские сословия – аристократы и короли, купцы и рыцари, священники и монахи, крестьяне и ремесленники, в отдельных новеллах персонажами стали известные люди, к примеру, художник Джотто, поэт Гвидо Кавальканти, законовед Форезе де Раббата и др.
При создании «Декамерона» Боккаччо пользовался сюжетами и из средневековых сборников, и из латинских литературных источников. Ренессансная обработка писателя оживила их, а некоторые сюжеты он «пересадил» на современную итальянскую почву. Таким образом, книга дает многокрасочную картину нравов итальянского Возрождения.
Боккаччо завершил «Декамерон» в возрасте «акмэ» – так древние греки называли сорокалетие как возраст расцвета мужчины. Джованни Боккаччо относился, видимо, к тем людям, о которых поэт сказал: «И жить торопится, и чувствовать спешит», и его «акмэ» уже осталось позади.
Ровно в сорок лет он перешел в метафизический возраст мудрости и так увлекся раскаиванием в былых грехах, что все зло, какое только есть на свете, увидел в женщине.
В таком умонастроении было написано его последнее художественное произведение – повесть «Ворон» (1354-1355), сурово осуждающая женщин за лживость, притворство и хитрость, будто не он когда-то называл их «мадоннами» и «нимфами».
«Мышь пробежит по комнате, ветер стукнет ставней, камешек упадет с крыши – и вот они дрожат, бледнеют, обмирают, будто перед лицом смертельной опасности.
Но зато как они бесстрашны, когда им надо обделывать свои бесчестные делишки! – пишет ставший женоненавистником Боккаччо. – Сколько было и есть женщин, что крадутся по крышам домов, дворцов и башен, когда их призывают и ждут любовники!..
Все помыслы женщин, все их старания и усилия направлены к одной-единственной цели – ограбить, подчинить, облапошить мужчин… Поэтому женщины так охотно посещают, приглашают, ублажают астрологов, чернокнижников, ворожей и гадалок…
женщина превосходит яростью тигра, льва и змею; каков бы ни был повод, вызвавший гнев, она тотчас прибегнет и к огню, и к яду, и к булату...»
Некоторая заинтересованность заставила нас выбрать для примера наиболее лояльные характеристики, но вообще это очень полезное чтение и для мужчин, и для их «противостоящей» половины.
Иллюстрация к книге Боккаччо «О несчастиях знаменитых людей»: Фортуна крутит колесо удачи. Париж, 1467
Примерно в это же время Джованни Боккаччо пишет «Жизнь Данте» (1351-1355). В строгом смысле слова это произведение вряд ли можно назвать жизнеописанием великого поэта, скорей это его духовная биография.
Перу Боккаччо также принадлежат интересные исследования «Генеалогия богов», «О знаменитых женщинах», «О несчастиях знаменитых людей».
В 1362 году Джованни Боккаччо принял приглашение поселиться в Неаполе при Анжуйском дворе, однако разочарование в холодном приеме заставило его возвратиться во Флоренцию. Последним и окончательным местом своей жизни он выбрал небольшое отцовское именьице в Чертальдо, близ Флоренции.
В 1370-1371 годах, по приглашению церкви Сан-Стефано ди Вадиа во Флоренции, он читал публичные лекции-комментарии к «Божественной комедии» Данте. Лекции были прерваны на XVII песне «Ада» из-за плохого самочувствия писателя, а больше из-за нападок несогласных с его толкованием «Комедии» слушателей.
На исходе лет писатель страдал водянкой, которая и унесла его из жизни 21 декабря 1375 года – через полтора года после смерти его друга Петрарки. Похоронен Джованни Боккаччо при церкви святых Михаила и Якова в Чертальдо.
Россия познакомилась с «Декамероном» в XVIII веке, когда на русском языке были пересказаны несколько наиболее скромных новелл. В следующем веке отдельные новеллы переводил К.Н. Батюшков. Классический перевод «Декамерона» осуществил в 1892 году А.Н.
Веселовский. Серебряный век также проявлял интерес к итальянскому мастеру – поэт Михаил Кузмин в 1913 году перевел «Фьямметту». И все же главной книгой Джованни Боккаччо был и остается «Декамерон». Некоторые сюжеты из этой книги использовал даже великий Шекспир.
Источник: https://tunnel.ru/post-bokkachcho-dzhovanni