Краткая биография чулков

Чулков Михаил Дмитриевич

ЧУЛКОВ Михаил Дмитриевич родился [около 1743 (по др. версии — 1734), Москва] — писатель, историк, журналист, экономист, соби­ратель фольклора.

Биография его полностью не установлена, точно не изве­стно, из какой семьи он вышел — мещан­ской или мелкокупеческой, но путь его характерен для карьеры писателя-разночинца, выходца из социальных низов.

С 1755-58 Чулков учился в «нижней» гимназии при Мос­ковском университете.

В 1761 посту­пил в труппу придворного театра, но профессия актера ему, видимо, не да­лась.

Обратите внимание

В 1765 он сам заявил, что продол­жать службу в театре «охоты не имеет». К этому времени относится начало его литературной деятельности.

С 1765 он пишет для театра, одна из его пьес — комедия «Как хочешь назови» , не издан­ная в XVIII в., — ставилась на сцене.

С 1765-1700 из театра Михаил Дмитриевич переходит в дворцовый штат: на должность придворного лакея.

В 1766 выходит первая часть его романа «Пересмешник», после чего он оставил службу и начал заниматься ли­тературным трудом.

В 1769 Чулков издает еженедельный сатирический журнал «И -то и сио».

В 1770 — ежемесячный журнал «Пар­насский щепетильник»; выпускает пер­вый бытовой нравоописательный роман «Пригожая . повариха» (ч. I, 1770) и сборник «Собрание разных песен» (ч. I — IV, 1770—74). ;

Неустойчивое материальное положение заставляет его вновь поступить на служ­бу.

В 1772 он определяется в Коммерц-коллегию коллежским регистраторов, потом служит в сенате, успешно продвигаясь по чиновничьей лестнице. Чулков изу­чает юриспруденцию и издает «Юриди­ческий словарь» (ч. 1—5, 1781—88).

В эти же годы выходит его «Историчес­кое описание российской коммерции» (т. 1—21), выполненное по заказу пра­вительственных учреждений и изданное Н. И. Новиковым на казенный счет. Как исполнительный и опытный чиновник Чулков М.Д.

был известен Екатерине,

В 1789 под конец жизни он получил чин надвор­ного советника и приобрел имение с несколькими десятками крестьян.

Важно

Литературная известность пришла к Чулкову М.Д. после выхода его романа «Пересмеш­ник, или Славянские сказки» (т. 1 — IV, 1706—68; т. V, 1788), являющегося, своеобразным собранием повестей и ска­зок.

Чулков использует мотивы античной мифологии, волшебно-рыцарских рома­нов, романов и новелл «плутовского» типа и произведений фольклора, пере­межая их реальными в своей основе повестями, окрашенными бытовыми подробностями («Пряничная монета», «Драгоценная щука», «Горькая участь»).

В ро­мане содержится немало выпадов против судопроизводства, ростовщичества, рас­пущенности и корыстолюбия придвор­ной знати. Чулков. зло высмеивает монастыр­ские нравы, распад нравственных и семейных устоев дворян.

Сочувствие автора на стороне «маленьких людей» — бедной крестьянки, обманутой прохо­димцем-монахом, беззащитного бедняка крестьянина Сысоя Дурносопова и других.

Бытовыми сценами и картинами насы­щен и роман Чулкова «Пригожая повариха, или Похождение развратной женщины» (ч. I, 1770; ч. II не сохранилась).

Героиня романа Мартона, волей обстоятельств ставшая на путь авантюристки, всеми доступными ей средствами борется за личное счастье, понимаемое как матери­альное благополучие. Такого типа лю­дей до Чулкова в русской литературе не было.

Автор строит свое повествование на ши­роком бытовом фоне, однако не стре­мится связать разрозненные картины и наблюдения в единое целое. Стиль ро­мана Чулкова лишен литературных украше­ний, язык его прост, близок к разго­ворному.

Значительной была издательская дея­тельность Чулкова Михаила Дмитриевича Своими журналами «И то и сио» и «Парнасский щепетильник» он сразу же включился в журнальную полемику с официозной «Всякой всячиной», «Сме­сью» Ф. А. Эмина, «Трутнем» Н. И. Но­викова и других. Он избегал обсуждения наи­более актуальных общественных вопро­сов: он не высказался, напр.

, о злоупот­реблениях крепостничества, положении крестьянства и тому подобное. Высмеивая «улыбательную сатиру» «Всякой всячины», он в то же время осуждает «язвитель­ную брань и ругательства» новиковского «Трутня». Его полемика велась преиму­щественно в литературном плане.

Совет

Отрицая жанры классицизма, он вводил и отста­ивал новые жанры и формы: рассказ, фельетон и бытовой очерк.

Ориентируясь на читателя из город­ской мещанской среды, противопоставляя себя дворянским писателям, Чулков вполне сознательно обращался к народной поэ­зии и народному преданию, видя в них истоки национальной культуры.

Уже в его «Пересмешнике», особенно в раз­деле «Сказки из обители святого Вавилы», присутствуют фольклорные элементы, свидетельствующие о знакомстве Чулкова не только с русскими сказками, но и со ско­морошьими песнями.

В журнале «И то и сио» писатель печатает описания свадебных об­рядов, народные песни, пословицы и по­говорки, наконец, две стихотворные па­родии «Стихи на качели» и «Стихи на семик», полемически направленные про­тив В. И. Майкова.

Проявлением интереса Чулкова к устному на­родному творчеству явилось издание им сборника «Собрание разных песен» (ч. I — IV, 1770—74; изд. 2 — 1776), вскоре пере­изданного Новиковым со своими допол­нениями под заглавием «Новое и полное собрание российских песен» (1780—81).

Наряду с подлинно народными песнями (свыше 300), среди которых встречаются песни о Степане Разине, солдатские, кре­стьянские, мещанские и др., Чулков включил в свой сборник стихи современных поэ­тов (напр., Бекетова и др.). В его распоря­жении были не только подлинные записи, но и материалы рукописных пе­сенников.

Тексты, как правило, подвер­гались авторской правке, о чем сам писатель заявлял в предисловии, сетуя на «не­искусство» слагателей: «инде ни стиха, ни рифмы, ниже мысли узнать мне было не можно, а попадал ли я на авторские мысли, в том заподлинно уверить мне никого невозможно».

Его сборник оказал большое влияние не только на русскую, но и на западноевропейскую литературу. Им пользовались Вук Караджич и чеш­ские романтики, А. С. Пушкин и другие поэты.

Известны работы Чулкова Михаила Дмитриевича по славянской мифологии.

Обратите внимание

В 1767 он выпустил «Крат­кий мифологический лексикон» (пере­печатан в 1769 в журн. «И то и сио»), в котором наряду с античной мифологией встречаются сведения и о мифологии славянской.

В 1782 Чулков издал «Словарь русских суеверий», более известный под заглавием 2-го издания «Абевега русских суеверий, идолопоклоннических жертвоприношений, свадебных простонарод­ных обрядов, колдовства, шеманства и прочего» (1786). В нем даны объяснения отдельных примет, поверий, народных праздников и преданий различных наро­дов России.

Чулков М.Д. писал стихи, в которых в духе ироикомической традиции подвергал осмея­нию высокие образцы героической эпо­пеи классицизма.

В стихотворном фелье­тоне «Плачевное падение стихотворцев» (приложение к журналу «И то и сио», 1769) писатель выступал, например, против дво­рянских литераторов, принадлежавших к сумароковской школе.

Некоторые сочи­нения Чулкова при его жизни не были напечатаны и сохранились лишь частично: «Проект трактата между европейскими государствами для вечного истребления в Европе войн», сатирическая поэма в 10 песнях «Гришка Отрепьев», роман «Бесстрашный гражданин» и другие.

Разносторонняя деятельность Чулкова Михаила Дмитриевича со­действовала приобщению народных масс к литературе, распространению просве­щения в России.

Умер — [24.Х (4.ХI) 1792],Москве.

Источник: http://www.znaniy.com/ch/89-chulkov-mixail-dmitrievich.html

Чулков Михаил Дмитриевич – это… Что такое Чулков Михаил Дмитриевич?

  • Чулков Михаил Дмитриевич — [1743 или 1744, Москва, ‒ 24.10(4.11).1792, там же], русский писатель, журналист. Выходец из «солдатских детей»; был актёром, придворным лакеем, чиновником Сената; выслужил (в 1779) потомственное дворянство. В своём творчестве ориентировался на… …   Большая советская энциклопедия
  • ЧУЛКОВ Михаил Дмитриевич — (1743 или 1744 92) русский писатель, историк, этнограф, экономист. Издавал сатирический журнал И то и сьо , Парнасский щепетильник , составил Собрание разных песен (т. 1 4, 1770 74), словарь Абевега русских суеверий… (1786). Плутовской роман… …   Большой Энциклопедический словарь
  • Чулков, Михаил Дмитриевич — (1740 1793) замечательный литератор. О жизни его сохранились чрезвычайно скудные сведения. В предисловии ко 2 му изданию его “Записок экономических” сказано, что Ч. “в младолетстве обучался в московском университете и, изучив одно… …   Большая биографическая энциклопедия
  • Чулков Михаил Дмитриевич — (1743/1744  1792), русский писатель, историк, этнограф, экономист. Издавал сатирические журналы «И то и сьо», «Парнасский щепетильник», составил «Собрание разных песен» (т. 1 4, 1770 74), словарь «Абевега русских суеверий…» (1786). Плутовской… …   Энциклопедический словарь
  • Чулков, Михаил Дмитриевич — Михаил Дмитриевич Чулков Дата рождения …   Википедия
  • Чулков Михаил Дмитриевич — Михаил Дмитриевич Чулков Дата рождения: 1743(1743) Место рождения: Москва Дата смерти: 14 октября 1793 Чулков Михаил Дмитриевич (1743, Москва  14 октября 1793)  российский издатель, писатель, историк …   Википедия
  • Чулков Михаил Дмитриевич — (1740 1793) замечательный литератор. О жизни его сохранились чрезвычайно скудные сведения. В предисловии ко 2 му изданию его Записок экономических сказано, что Ч. в младолетстве обучался в московском университете и, изучив одно токмо начальное… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
  • Чулков, Михаил Дмитриевич — (1740 1793) замечательный литератор. О жизни его сохранились чрезвычайно скудные сведения. В предисловии ко 2 му изданию его Записок экономических сказано, что Ч. в младолетстве обучался в московском университете и, изучив одно токмо начальное… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
  • Михаил Дмитриевич Чулков — Дата рождения: 1743(1743) Место рождения: Москва Дата смерти: 14 октября 1793 Чулков Михаил Дмитриевич (1743, Москва  14 октября 1793)  российский издатель, писатель, историк …   Википедия
  • Чулков, Михаил — Михаил Дмитриевич Чулков Дата рождения: 1743(1743) Место рождения: Москва Дата смерти: 14 октября 1793 Чулков Михаил Дмитриевич (1743, Москва  14 октября 1793)  российский издатель, писатель, историк …   Википедия

Источник: https://dic.academic.ru/dic.nsf/biograf2/13984

Чулков Михаил Дмитриевич

Михаил Дмитриевич родился в Москве в 1743 году в семье солдата московского гарнизона. Обучался Чулков в разночинной гимназии при Московском университете.

Карьера его началась в середине 1760-х годов, когда он поступил на придворную службу лакеем, затем стал камер-лакеем и придворным квартирмейстером, находясь некоторое время при наследнике престола – Павле. С его правлением было связаны политические надежды Чулкова.

Он хотел видеть в Павле «внука Петра», который бы продолжил реформы, осуществлял сильную военную власть.

Начало литературной и издательской деятельности Чулкова относится ко второй половине 1760-х годов. В это время он создаёт много художественных произведений, выпускает 4 сборника рассказов и сказок.

пятый его сборник вышел в 1789 году под названием «Пересмешник, или Славянские сказки», наполненный патриотическим чувством.

В своих рассказах, написанных на основе народного творчества, Чулков отразил реальную жизнь России.

Важно

В 1767 году вышла книга Чулкова «Краткий мифологический лексикон», в котором объяснялись имена и термины греческих, римских, славянских мифов и легенд.

В 1769 году Чулков начинает выпускать журнал «И то и сё». Затем выходит его второй журнал «Парнасский щепетильник». Оба эти журнала были рассчитаны на средние слои горожан, прежде всего купечество, и отражали их общественные взгляды и отношения.

В 1770 году выходит совместное его с Н. И. Новиковым «Собрание разных песен», в которое включены, помимо народных, авторские произведения М. В. Зубовой и др.

Чулков – автор первого русского романа «Пригожая повариха, или Похождения развратной женщины» – рассказ о «невольной доле» сержантской вдовы: взаимодействия социальной среды и природы человека, противоречивость характера воздействия общества на личность.

В 1770 году Чулков поступил на государственную службу, став коллежским регистратором в сенатской канцелярии. В 1771 году он перешёл в Герольдмейстерскую контору в чине регистратора.

Читайте также:  Краткая биография гончаров

В 1772 году он поступил на службу коллежским регистратором в должность секретаря в Коммерц-коллегию, где прослужил до 1779 года. После чего его повысили.

Он приступил к работе в Главном магистрате в чине коллежского асессора, где дослужился до чина надворного советника.

В 1770-е годы, во время службы в Коммерц-коллегии, Чулков сосредоточил своё внимание на историко-экономической тематике.

Совет

В качестве секретаря Коммерц-коллегии он имел дело со многими материалами, в том числе с законодательными актами и договорами прежних лет, а также имел доступ в архив. По-видимому, уже в начале своей государственной службы он задумал написать историю торговли России.

Первый вариант труда «Описание о точном состоянии и свойстве российского торга с владения Петра Великого по ныне благополучное время царствования великой императрицы Екатерины II» охватывал период с 1720-х до середины 1760-х годов XVIII века.

Он состоял из двух частей: в первой излагался законодательный материал, во второй были помещены документы. Рукопись предназначалась не для печати, а для внутреннего пользования в Коммерц-коллегии в качестве справочного материала.

Историческое описание российской коммерции

В 1774 году президентом Коммерц-коллегии был назначен А. Р. Воронцов, который оказал Чулкову большую помощь и поддержку в намерении создать историю российской торговли с древнейших времён.

Воронцов добился для него разрешения работать в сенатском архиве, выделил необходимые средства.

Работа Чулкова шла в двух направлениях: выявление, сбор, систематизация документальных материалов, извлеченных из архивов, и изучение опубликованных источников и литературы.

Чулков внимательно изучил и с помощью писцов скопировал законодательные акты и обширный делопроизводственный материал Сената и коллегий, ведавших экономикой (Коммерц-, Берг-, Мануфактур-коллегии) и внешней политикой (Коллегия иностранных дел) страны.

Архивные документы XVII-XVIII веков, вошедшие целиком, в изложение или в отрывках в «Историческое описание российской коммерции», составляют основу этого труда. Автор практически использовал всю историческую, географическую, этнографическую литературу, доступную ему, как отечественную, так и иностранную.

Он ссылается на сочинения Лызлова, Прокоповича, Ломоносова, Татищева, Рычкова, Щербатова.

Труд Чулкова при посредничестве и поддержке Воронцова был опубликован в 1780-1788 годах.

«Историческое описание российской коммерции» состоит из 7 томов, включающих 21 книгу. Первые 5 томов содержат обзор истории внешней торговли по отдельным регионам и странам, 6 и 7 тома – последовательное изложение истории коммерции всей России во второй половине XVIII века.

В первом излагается история торговли Древней Руси (до XVI века) по Чёрному, Каспийскому, Балтийскому, Белому морям, затем торговля через Архангельск, балтийские порты, в Мурманске и на Кольском полуострове в более позднее время.

Обратите внимание

2-й посвящен торговле России с Турцией, Италией, Польшей, Данцигом, Пруссией, Лейпцигом, Закавказьем, Ираном, Хивой, Бухарой, Индией и др. В 3-м дан обзор торговых связей с Сибирью, Китаем, Монголией, Камчаткой и др. В 4-м томе рассматривается торговля Петербургского и Кронштадтского портов в 1703-1785 годах.

В 5-м освещается торговля в основном прибалтийских портов в XVIII веке. В 6-м томе характеризуется внутренняя торговля России в XVIII веке. Здесь же приводятся данные об участии разных городов в вывозе и привозе товаров в денежном выражении, ассортименте и ценах, размерах пошлин и т. д.

Автор рассказывает о возникновении и развитии промыслов, горнозаводской и лёгкой промышленности, приводит данные о местонахождении фабрик и заводов, объёме и стоимости продукции, производимой на каждой из них ежегодно, о социальном составе владельцев, формах применения труда на предприятиях.

В 7-м томе помещён «Лексикон купеческий, или Генеральный штат всем товарам российской торговли…». То есть Чулков под коммерцией понимал не только торговлю, но и промышленность, транспорт, кредит, денежное обращение и монетное дело. Труд Чулкова представляет собой историю экономического развития России.

Как выразитель интересов купечества, которое во второй половине XVIII века стало в большей степени вкладывать свои капиталы в промышленное развитие, Чулков высоко оценивает его общественную роль.

Торговля и предпринимательская деятельность купечества – главный фактор экономического прогресса и процветания, первое из важнейших условий стабильности и политической устойчивости в государстве.

Данный труд имел практические цели: он должен был удовлетворить потребности купечества, предоставить ему необходимые сведения о торговле.

Анализ этого труда позволяет говорить о наличии у автора определённой системы исторических взглядов. Основным объектом исследования Чулкова были социально-экономические процессы развития России.

Эти процессы он рассматривал в исторической последовательности на материале становления законодательства и на основе характеристики экономической политики государства в целом. Для XVIII века замысел Чулкова был не только новаторским, но и чрезвычайно трудным в его реализации.

И всё-таки Чулкову удалось воплотить его в основных моментах.

«Историческое описание российской коммерции» даёт общую периодизацию истории России, освещает важнейшие политические события с точки зрения их влияния на экономику страны, является наиболее полным Чулков-историк трудился над освещением новой в историографии его времени тематике, по новому оценивая и используя материал, с которым он работал. Он первым в русской исторической науке ввёл актовый и делопроизводственный материал в качестве основного исторического источника.

В 1780-е годы на основе этого многотомного труда вышли «История краткая российской торговли», «Словарь учреждённых в России ярмарок», «Наставление, необходимо нужное для российских купцов, а более для молодых людей, содержащее правила бухгалтерии», «Экономические записки для всегдашнего исполнения в деревнях приказчику и рачительному економу» и др.

«Историческое описание российской коммерции» является первым обобщающим трудом по экономической истории России XII-XVIII веков. В нём экономическое развитие рассматривается в историческом плане и в соответствии с принятой в то время периодизацией отечественной и мировой истории.

Древний период истории коммерции автор связывает с образованием Древнерусского государства (с началом деятельности первых князей) и завершает его нашествием Батыя. Средневековый период охватывает время с 1230-х годов до конца XVII века, а новый открывается началом XVIII века.

Важно

В соответствии с теориями своего времени, автор отводит государству решающую роль в развитии экономики России вообще, и торговли в частности. Чулков прослеживает воздействие политики правительства и политических событий на состояние внешней и внутренней торговли.

Вместе с тем он отмечает и значение таких факторов, как естественно-географические условия, численность населения и др.

Чулков-историк трудился над освещением новой в историографии его времени тематике, по новому оценивая и используя материал, с которым он работал. Он первым в русской исторической науке ввёл актовый и делопроизводственный материал в качестве основного исторического источника.

Однако в подлинном смысле слова «Историческое описание российской коммерции» не представляет собой исследование, так как в значительной мере состоит из документов и материалов, систематизированных по хронологии и территориям.

Огромный фактический материал существует сам по себе, потому что автор не подвергает его никакому критическому осмыслению, анализу и оценке, не сопровождает его комментариями и выводами.

Также минус этого труда состоит в том, что Чулков во многих случаях не приводит даты и названия документов, не указывает подлинник или копию, проект или окончательную редакцию.

Сам Чулков трезво оценивал результаты своей работы, понимая, что он проделал лишь начальную часть научного освещения новой историко-экономической тематики. Но несмотря на это, ценность этого издания велика.

Надо также отметить, что не имея специального образования и опыта подобной работы, Чулков проделал поистине гигантскую работу. Сам он полагал, что основная его задача – подбор и публикация соответствующего фонда документов, и в этом он видел основу исторических знаний по экономике России. До опубликования свода документов и нельзя было думать о создании какой-то единой концепции русского историко-экономического процесса.

Последние годы

В последнее десятилетие своей жизни Чулков вследствие улучшения своего материального положения получил возможность приступить к осуществлению многих ранее задуманных планов. Он продолжил публикацию этнографических материалов, изучение и издание которых начал с 1760-х годов.

В 1783 году он выпустил «Словарь русских суеверий» (2-е издание вышло в 1786 году под названием «Абевега русских суеверий»), где описал обряды, бытовые обычаи, приметы, этикет и народные праздники.

Чулков придерживался принципа равенства всех народов, верования и традиции которых заслуживают одинакового внимания и интереса.

Совет

Желая помочь крестьянам, лишённым всякой возможности получения медицинской помощи, Чулков подготовил и издал «Сельский лечебник, или Словарь врачевания болезней».

Большую часть времени в последние годы жизни Чулков посвятил подготовке к печати «Юридического словаря» – многотомного свода законодательных актов, расположенных в 1-й части по алфавиту, а в другой по хронологии.

Но автору не удалось довести своё дело до конца.

Практическое значение «Словаря юридического, или Свода российских узаконений» было велико, потому что в то время он являлся единственным указателем к законам, разбросанным в разных изданиях.

Также в 1780-х – начале 1790-х годов Чулков собирал материалы к многотомному «Словарю земледелия, домостроительства и скотоводства», вместе с М. И. Поповым трудился над составлением словаря русского языка.

В последние годы жизни Чулков напечатал пятую часть «Пересмешника». В неё вошли наиболее удачные в художественном плане повести: «Драгоценная щука», «Пряничная монета», «Горькая участь», в которых он обращается к теме печальной доли крестьянства.

Таким образом, можно сказать, что М. Д. Чулков был истинным сыном своей эпохи, эпохи Просвещения. В своих произведениях он раскрывается как гуманист, стремившийся к совершенствованию человека и мира его отношений. Чулков ведёт борьбу с невежеством, суеверием, косностью.

Для него были характерны многосторонность интересов и занятий, просветительская направленность разнообразной деятельности. Чулков выступал как литератор, журналист, издатель сатирических журналов, собиратель и публикатор народных песен, сказок и поверий, автор обширного труда по экономической истории России.

Чулков воспринял от современной ему историографии монархическую схему развития русского исторического процесса.

Новым у него было изучение хозяйственной жизни России, роли купечества в развитии торговли и промышленности, широкое использование делопроизводственной документации, извлеченной из архивов центральных учреждений, как важнейшего источника.

Обратите внимание

Основу его экономических воззрений составляет мысль об исторически прогрессивном развитии Отечества, которое он неразрывно связывал с расширением и укреплением промышленности и торговли, рациональным использованием природных ресурсов и привлечением наёмной рабочей силы.

Специальное внимание он уделял проблемам подъёма хозяйственного развития окраинных земель. В сфере социальных отношений он считал необходимым обеспечить самостоятельность предпринимателям и купечеству, связывая прогресс России с ростом третьего сословия.

Он был сторонником введения прогрессивного подоходного налога, ограничения дворянских привилегий. Выступая за прогрессивное экономическое развитие, Чулков в политических воззрениях оставался приверженцем абсолютной монархии.

Его идеалом был Пётр I, учитывавший интересы торгово-предпринимательских кругов, стремившийся к экономической и политической независимости России.

Чулков, по-видимому, находился в оппозиции к политическому режиму Екатерины II, её продворянской внутренней политике, выступал против череды войн, за развитие системы просвещения, реорганизацию государственного аппарата, совершенствование законодательства.

Читайте также:  Сочинения об авторе флобер

Произведения можно отнести к таким жанрам:

Поделитесь своими впечатлениями с нашими читателями

Источник: http://velib.com/biography/chulkov_mikhail_dmitrievich/

Русские писатели и поэты :: Михаил Дмитриевич Чулков

Михаил Дмитриевич Чулков, писатель-разночинец, родился в 1743 году в Москве. В 1755-1758 году он учился в гимназии для разночинцев при Московском университете, после чего был актером, придворным лакеем, чиновником.

«Мелкотравчатый сочинитель», как он сам себя называл, Чулков был автором и специальных сочинений на экономические темы: «Истории русской коммерции», «Экономических записок» и др. Как М. Попов и Ф. Эмин, Чулков придавал огромное значение силе денег, которая дает человеку власть и независимость.

Литературное творчество Чулкова было направлено против эстетики классицизма. Он сознательно низводит литературу с высот классицизма, обращая ее к реальной жизни, к низким картинам действительности, к бытовым, подчас натуралистически изображенным сценам.

Пройдя трудную школу жизни, Михаил Чулков сочувствовал жизненной хватке, уму людей, выбившихся из низов, и с удовольствием противопоставлял их дворянским персонажам, сатирически обрисованным писателем. Герои Чулкова стремятся достичь земного благополучия любыми средствами, и вопрос о недозволенности целей перед ними не вставал.

Важно

Политические взгляды Чулкова были весьма умеренными, он считал бесполезным бороться с существующей несправедливостью, каждый должен стараться получше устроить собственную жизнь, и в этой борьбе моральные критерии неприемлемы для героев Чулкова.

В 1766—1768 гг.

он выпустил в четырех частях сборник «Пересмешник, или Славенские сказки»; последняя, пятая часть вышла в 1780 г. Большой заслугой М. Чулкова было внимание к народному творчеству. Он собирал пословицы, поговорки, песни, святочные гаданья, свадебные обряды, прекрасно знал живой народный язык и выступал популяризатором фольклора.

В годы расцвета сатирической журналистики Чулков издавал еженедельник «И то, и сио», в котором, как и в ежемесячнике «Парнасский щепетильник», был обильно представлен фольклорный материал. В «Парнасском щепетильнике» он впервые напечатал собрание народных загадок.

В 1770—1774 гг. вместе с М.

Поповым Чулков издал «Собрание разных песен», а затем «Словарь русских суеверий» (1782). Этот интерес к фольклору сказался и в лучших литературных произведениях Чулкова: сборнике «Пересмешник» и романе «Пригожая повариха, или Похождение развратной женщины».

«Пересмешник, или Славенские сказки» продолжал традиции старорусской оригинальной и переводной повести и авантюрно-приключенческого романа XVII в. Это сборник волшебных сказок, рассказанных неким «монахом из обители святого Вавилы», и «шуточных и смешных» повестей и рассказов, сатирически окрашенных, авантюрного или бытового содержания.

Этот разный в стилевом отношении материал объединялся тем, что повествование велось от имени двух лиц — «автора» (некое вымышленное лицо) и «монаха». «Пересмешник» пользовался большой популярностью у массового читателя и трижды переиздавался, хотя цензура не раз препятствовала изданию произведений Чулкова в силу их антидворянского характера.

В предисловии к «Пересмешнику» Чулков подчеркивает свое социальное происхождение: «Господин читатель! Прошу, чтобы вы не старались узнать меня, потому что я не из тех людей, которые стучат по городу четырьмя колесами и подымают летом большую пыль на улицах… Сколько мало я имею понятия, столько низко мое достоинство, и почти совсем не видать меня, между великолепными гражданами…

от роду мне двадцать один год, и я человек совсем без всякого недостатка, что касается до человечества, то есть во всем его образе; только крайне беден, что всем почти мелкотравчатым, таким, как я, сочинителям общая участь».

В «шуточных и смешных» сказках, в сатирико-бытовых повестях и рассказах Чулков неизменно симпатизирует бедным, но ловким и удачливым героям, таким как студент Неох — герой «Сказки о рождении тафтяной мушки». В «Пересмешнике» в шутливо-иронической манере рассказывает он о всевозможных плутнях, любовных похождениях, обманутых мужьях, хитрых женах.

Совет

Быт без прикрас, без желания читать нравоучения. Он говорит, что в «Пересмешнике» «важности и нравоучения очень мало или совсем нет», он хочет своей книгой посмешить читателя.

Однако среди повестей «Пересмешника» есть и серьезные, реально-бытовые повести, помещенные в пятой части «Пересмешника», которая вышла спустя двадцать лет после первых четырех: это повести «Горькая участь», «Драгоценная щука», «Пряничная монета». В них резко прозвучала обличительная, антикрепостническая направленность.

Если «Драгоценная щука» и «Пряничная монета» — сатира на взяточничество, то «Горькая участь» — рассказ о бедственном положении крестьянина Сысоя Фофанова, в котором видит Чулков «главного отечества питателя во время мирное, а в военное крепкого защитника». Для него не может «государство без земледельца обойтися так, как человек без головы жить не может».

Жизнь Сысоя Фофанова, сына Дурносопова, тяжела с самою детства. Он трудился в поте лица и на пропитание имел только хлеб и воду.

Рассказывая о крестьянской жизни, Чулков впервые в русской литературе подмечает классовое расслоение в среде крестьянства и всю остроту этого процесса. Деревенские кулаки отдают бедного, немощного Сысоя в рекруты.

Как бы мимоходом, бесстрастно, автор замечает, что из 500 завербованных в рекруты осталось только 50, остальные разбежались или умерли. Сысой оказался храбрым солдатом и, потеряв в бою правую руку, возвратился домой. В деревне Сысой, войдя в родительский дом, находит всю свою семью зверски убитой. Здесь автор переходит к описанию загадочной истории убийства и судебного разбирательства.

«Горькая участь» — свидетельство нечеловеческих условий существования «кормильцев отечества», страшного бесправия и нищеты крестьян.

В 1770 г. появилась первая часть романа Чулкова «Пригожая повариха, или Похождение развратной женщины» (вторая часть не была опубликована).

Уже само название романа, которое ставило в центр повествования «развратную женщину», было вызовом эстетике классицизма, благородному вкусу дворянского сословия. Представляя свою героиню Мартону, 19 лет от роду оставшуюся вдовой (муж ее был убит в Полтавском бою), Чулков не собирается читать нравоучений и поучать. Его не интересует вопрос о моральной оценке действия героев.

Обратите внимание

Оставшись без всяких средств к существованию, Мартона использует свою красоту, чтобы утвердиться в жизни. Она красива, предприимчива, и, несмотря на цинизм, свойственный Мартоне, автор не спешит ее осудить. Человек из низов общества, она на себе испытала, что право сильного в этой жизни превыше всего.

И она лжет, хитрит, обманывает своих любовников, открыто торгует своей красотой, совершая куплю-продажу. «Первое сие свидание было у нас торгом, и мы ни о чем больше не говорили, как заключали контракт, — он торговал мои прелести, а я уступала ему оные за приличную цену, и обязались мы потом расписками, в которых была посредником любовь, а содержательница моя — свидетелем».

В жизненной борьбе Мартоне чужды какие-либо моральные критерии, побеждает тот, кто сильнее: «Неправ медведь, что корову съел, неправа и корова, что в лес забрела».

Далекий от идеализации своей героини, Чулков, создавая ее образ, а он лишен однолинейности, наталкивает читателя на мысль, что не столько виновата Мартона, сколько жизненные обстоятельства вынудили ее к такому ремеслу. Повествование ведется от лица героини, которая бесстрастно и искренне повествует о своих удачах и злоключениях.

Мартона, в сущности, неплохой от природы человек: она сочувствует тем, кто стал жертвой ее обмана и корысти, прощает тех, кто оказался хитрее и обманул ее, она способна и на искреннее бескорыстное чувстве (любовь ее к офицеру Свидалю). Чулков сталкивает героиню с еще более порочными людьми, многие из которых принадлежат к дворянскому сословию.

Таковы барский камердинер, его развратный господин Светон, набожный взяточник-секретарь и др. Симпатии автора явно на стороне героини, которую читатель должен понять и простить. Мартона сама говорит: «Увидит свет, увидев, разберет, а разобрав и взвеся мои дела, пускай наименует меня, какою он изволит».

Мартона не знает, «что есть на свете благодарность», она весьма скептична в оценке людских добродетелен: «Кто же добродетельнее всех, об этом я не ведаю, да думаю, что и многие из канцелярского племени о том тебе не скажут, ибо редко мы слышим о добродетели».

В своей прозе Чулков правдиво воспроизводит отдельные явления действительности, детали быта и жизни героев, но он не стремится к социальному осмыслению и художественному обобщению характеров и жизненных обстоятельств, не стремится внушить читателю определенные идеи. Прозе его свойствен эмпиризм. В его «Пересмешнике» и «Пригожей поварихе» много натурализма, хотя натуралистические зарисовки быта и жизни современных ему людей часто метки и красочны. Успеху произведений Чулкова у широкого демократического читателя немало способствовал и их стиль: народные обороты речи, пословицы и поговорки. Так, речь Мартоны пересыпана пословицами и поговорками:

«На красненький цветочек и пчелка летит», «Не всегда коту-де масленица, бывает и великий пост». Сочувственное изображение человека из низов общества, обращение к реальным оптовым явлениям действительности, сочный народный язык — все это шло вразрез с требованиями классицизма и придавало прозе Чулкова демократический, а подчас и сатирико-обличительный характер. Вместе с тем на демократизме Чулкова, как и на его сатире, лежит отпечаток ограниченности социального сознания писателя, убежденного в невозможности изменить мир и не желавшего наставлять читателя, внушать ему определенные политические идеи.

Скончался Михаил Дмитриевич Чулков 24 октября 1792 года.

Источник: «Русская литература и журналистика XVIII века». / Татаринова Л.Е. – М.: “Проспект”, 2006 г.
 

Источник: http://writerstob.narod.ru/writers/chulkov.htm

Чулков Алексей Петрович — Биография

Алексей Петрович Чулков (1908—1942) — заместитель командира эскадрильи по политической части 751-го авиационного полка дальнего действия 17-й авиационной дивизии дальнего действия, майор, Герой Советского Союза.

Родился 30 апреля 1908 года в селе Юхмачи Российской империи, ныне Алькеевского района Татарстана, в семье рабочего. Русский.

C 1925 года — житель посёлка Карабаново (ныне город) Владимирской области (по другим данным — здесь родился).

Член ВКП(б)/КПСС с 1931 года. Окончил рабфак и 1 курс Московского педагогического института. Работал в Москве.

Важно

Призван в Красную Армию в 1933 году, в 1934 году окончил Луганскую военно-авиационную школу.

Свои первые боевые вылеты совершил в период советско-финляндской войны 1939—1940 годов, успешно участвовал в бомбардировках и штурмовках с воздуха укреплений линии Маннергейма.

Боевое мастерство и умелая плодотворная политработа лётчика, старшего политрука Алексея Чулкова были высоко оценены командованием. Он был награждён орденом Красного Знамени, ему было присвоено воинское звание батальонного комиссара.

В боях Великой Отечественной войны с первых дней. К ноябрю 1942 года заместитель командира эскадрильи по политической части 751-го авиаполка майор Алексей Чулков совершил 114 боевых вылетов на бомбардировку военно-промышленных объектов в глубоком тылу противника и его войск на переднем крае.

7 ноября 1942 года, при возвращении с боевого задания в районе города Орша — его самолёт был подбит зенитным огнем и потерпел катастрофу в районе Калуги.

В ту ночь, с седьмого на восьмое ноября 1942 года, не вернулся с боевого задания экипаж комиссара Алексея Петровича Чулкова. Хоть и был он по штату комиссаром Урутинской эскадрильи — своим комиссаром почитал его весь полк, вызывая невольную ревность у других, в том числе и полковых, но нелетающих политработников.

Читайте также:  Краткая биография йирасек

Тонкая это штука — авторитет, особенно комиссарский. Критерии служебного положения тут совсем не срабатывают, если даже успешно обеспечивают весь комплекс внешних примет почитания. В твёрдой цене уважения котируется едино только нравственный и интеллектуальный масштаб личности. Именно личности, а не должности. На войне ценился поступок, а уж если слово — то живое, а не мёртво-казённое.

Алексей Петрович был далеко не хрестоматийным комиссаром — и внешне совсем неброский, и уж никак не трибунный. Больше славился как прекрасный боевой летчик, и, помнится, никого не морочил ни докладами, ни назиданиями. Был дан ему крепкий природный ум, добрая душа и твёрдый боевой дух.

Прошел он, как верный солдат своей Отчизны, советско-финскую войну и не замешкался в первый день Великой Отечественной. Теперь счет его боевых вылетов шёл по второй сотне.

Совет

Летал он наравне с нами, как рядовой командир корабля, но взлетать любил первым, а может, и не любил, не видев в том тактических преимуществ, но место впереди эскадрильи считал, видимо, своим.

Чулков после бомбёжки Оршанского аэродрома шёл уже домой и был в получасе от своих, как вдруг попали под обстрел, снаряд попал в правый мотор. Он задымил, забухтел, закашлялся, пришлось выключить.

Винт, к несчастью продолжал вращаться, скольжение стало неизбежным, и машина пошла с небольшим снижением.

К линии фронта высоты осталось совсем немного, но Алексей Петрович и его неизменный штурман Григорий Чумаш по пути нашли в районе Калуге площадку базирования наших истребителей и с ходу решили садиться.

Ночью такие аэродромы не работают и даже не имеют средств ночной посадки, но плошки дежурного «Т» горели, и вдоль полосы приземления Алексей Петрович зашёл удачно, разве что с некоторым перелётом.

Аэродромчик был крохотный, для маскировки обставлен стожками, макетами животных, и, когда самолёт оказался на самом его краю, стрелки-радисты, увидя этот «сельский пейзаж», в один голос заорали: «Ложный аэродром!» Алексей Петрович поддался крику, и хотя в следующее мгновение Чумаш закричал: «Садись!» — было уже поздно.

Левый мотор на полном газу тащил машину дальше, но вернуть потерянную скорость и высоту, да ещё при одной не убравшейся стойке шасси, он был не в силах. На развороте, за пределами аэродрома, самолёт задел крылом за сосны, провалился к земле и загорелся. Пламя от баков поползло к пилотной кабине. Чулков был ранен, и сам подняться не мог.

Там и сгорел. В огне погиб и радист Дьяков. Превозмогая боль от ушибов и ссадин, через турельное кольцо выбрался стрелок Глазунов, но сквозь огонь пробиться к командиру не смог. Гриша Чумаш был выброшен из своей разбитой штурманской скорлупы и при падении в двух местах сломал в бедре ногу.

Обратите внимание

Он отполз подальше от огня, забинтовал клочками белья кровоточащие раны и стал ждать помощи. Она пришла с аэродрома. После многочисленных операций нога заметно укоротилась, и с лётной работой пришлось распрощаться.

Так погиб наш легендарный комиссар.

За год с небольшим войны совершил 119 боевых вылетов, 111 из них ночью.

Бомбил Берлин и другие города и военные объекты Германии. Нанося бомбовые удары, поддерживал наши наземные войска на передовой. Ценой своей жизни приближая час Победы.

— Из воспоминаний В. В. Решетникова

Похоронен в городе Калуге.

Источник: http://pomnipro.ru/memorypage64980/biography

Творческое наследие М. Д. Чулкова как культурно-историческое явление второй половины XVIII века тема диссертации и автореферата по ВАК 07.00.02, кандидат исторических наук Кауркин, Радислав Вячеславович

Начавшиеся социально-экономические изменения в России конца XVII – начала ХУШ века, к середине XVIII столетия достигли уровня такого явления, которое, оказывая сильнейшее влияние на экономику страны, проникло во все социальные слои общества и все сильнее и сильнее находило гаое проявление в мировоззрении того времени. Достижения науки, культуры, общественной мысли перестают быть монополией лищь «благородного шляхетства». Петровские преобразования вовлекли в орбиту общественной науки выходцев из крестьян, купцов, разночинцев. «Польза отечеству» потенциально уравнивала всех в их стремлении служить и творить во славу России. Екатерининская эпоха, окрашенная лозунгами просвещенного абсолютизма, дала повод к тому, что в соперничество различных дворянских группировок за право влияния на «просвещенного монарха», а в конечном итоге, и на ход эволюции абсолютной монархии, включились представители недворянских сословий.

Одним из них и был Михаил Дмитриевич Чулков. Родился он, вероятнее всего, в 1744 году, а умер в 1792 году. Пред нами предстает, с одной стороны, выходец из солдатских детей, ученик разночинной гимназии при Московском университете, актер московского, а затем петербургского императорского театров, придворный лакей ее императорского величества, купеческий зять, издатель литературных демократических журналов, автор плутовского романа, составитель всевозможных словарей, переводчик, фольклорист, этнограф, экономист, географ, историк,, а с другой стороны – надворный советник Сената, дворянин, помещик.

Современники М.В. Ломоносова и Н.М. Карамзина как магнитом притягивают к себе внимание потомков, которых поражает их разносторонняя одаренность, их научный поиск и заостренность ума, их энциклопедичность. XIX век, а затем и XX все реже и реже являют человечеству столь всеохватывающих гигантов творческой мысли.

Выдающийся мыслитель отличается от обычного способностью проецировать развитие того или иного явления в будущее. Он обладает даром предвидения, основанным на обостренном чувстве восприятия действительности. Земная миссия мыслителя заключается в прорыве в будущее, которое сопряжено с мыслью о последующих поколениях по формуле “не навреди ныне, дабы не отдалось после”. И не его вина, что современники зачастую не могут осознать всю пагубность их начинаний, о которой старается их предупредить “пророк”, – это беда общества, за которую приходится расплачиваться потомкам. Михаил Дмитриевич, как нам представляется, был носителем этого удивительного свойства ума и души.

Целью нашей работы является реконструкция мировосприятия Чулковым современной ему действительности и вычленение его социопреобразовательных идей в Pix исторической перспективе.

Данный подход впервые применяется в отечественном чулкововедении, т.к. все предыдущие исследователи рассматривали творчество Михаила Дмитриевича, его сочинения лишь через призму того времени, или же отслеживали его связь с предшествующими традициями, пытаясь определить место этого писателя в истории Российской культуры.

В этом плане решаются следующие исследовательские задачи:

1) определить характер новой читательской среды в России середины и второй половины XVIII века и ее влияние на творчество и журналистику Чулкова; 2) проследить социально-экономические процессы в России середины XVIII века и формирование идейных позиций Чулкова; 3) выявить позицию Чулкова по ряду социально-политических вопросов того времени в их исторической перспективе; 4) исследовать экономический прагматизм Чулкова в контексте его историко-философских размышлений; 5) проанализировать мотивационную психологию и антропоцентрическую проблематику в творчестве Чулкова.

Важно

Сказанное определяет актуальность нашей работы и целесообразность подобного анализа, поскольку он не единожды применялся в исторической науке при характеристике творческого наследия многих выдающихся деятелей России XVIII века, от И.Т. Посошкова и В.Н. Татищева до Н.И. Новикова и Н.М. Карамзина.

Хронологические рамки диссертации определяются годами жизни М.Д. Чулкова, однако в ряде случаев привлекаемый материал далеко выходит за пределы этого периода в ретроспективе – вплоть до начала XVIII в., в перспективе – до конца XIX и начала XX в.в.

Методологическая база нашего исследования основана на диалектическом подходе изучения явлений с опорой на принципы историзма (посредством источниковедческого поиска, сравнительно-исторических характеристик, текстологический и концептуальный анализы).

Рассмотрение историографии необходимо предварить замечанием о том, что творческое и научное наследие Михаила Дмитриевича за более чем полуторавековую историю изучения разработано достаточно подробно и разносторонне. “Синкретизм всех родов литературной деятельности Чулкова породил и предопределил множество научных направлений исследования: фольклористами, этнографами, литературоведами, историками, журналистами, историками исторической науки, географами и т.д.”1

Самые первые биографические сведения мы находим в виде упоминаний самого Михаила Дмитриевича в его публикациях: в журнале “И то и се”2, в “Пересмешнике”3, в “Записках экономических”4 и других. Однако, все эти данные столь отрывочны, разрозненны и противоречивы, что до сих пор биография Чулкова восстанавливается лишь благодаря специальным изысканиям.

Еще большая путаница в повествовании о нем присутствует в сочинениях его времени5, мемуаристике6 и изданиях первой половины XIX века.7 Диапазон всевозможных точек зрения очень обширен – от года рождения8 до подлинности его авторства некоторых произведений.9 Не отличаются единомыслием и оценки творчества Чулкова в целом.

Всю литературу о Чулкове и его произведениях можно разделить на три группы. К первой относятся работы, в которых приведены отдельные факты о жизни^ деятельности и творчестве Михаила Дмитриевича. Им свойственен выборочный анализ того или иного сочинения, публикация случайно обнаруженных документов или обнародования отдельных фактов из жизни Михаила Дмитриевича.

В 1886 году в четвертом номере журнала «Русская старина» была напечатана работа саксонского дипломата Георга фон Гельбига, в которой он достаточно откровенно переврал многие моменты русской действительности конца XVIII века, в том числе факты биографии Чулкова.10

Совсем иной характер носит публикация А А. Фомина «Дела о дворянстве рода Чулковых».11 Это, видимо, первая документально-достоверная информация о жизненном пути Михаила Дмитриевича, В 1902 году В.П. Погожев, изучая архив дирекции императорских театров, обнаружил письмо Чулкова по поводу «Собрания разных песен».12 Ряд интересных фактов биографии М.Д. Чулкова мы узнаем из работ, посвященных истории русского театра, авторами которых являются П. Карабанов, А.Н. Всеволодский и В.Н. Вирен.13

Совет

К этой же группе можно отнести и исследования А, Богумила о русской литературе14, хотя многие его утверждения скорее спорны, чем объективны.

Ко второй группе относятся изучения общего или справочного характера. В них публикации или биография Чулкова привлекаются в обзорном ряду литературного процесса второй половины XVIII века, или развития журналистики, или оценки исторических и экономических знаний и представлений, или же идейных исканий нового времени.

Лейпцигское известие”15 1768 года было интересно для Чулкова, вероятнее всего, лишь тем, что его имя было помещено на этих страницах, т.к. вся другая информация о нем, в основном, носила неправдоподобный характер.

Намного объективнее в этом отношении “Опыт исторического словаря”16 Н.И. Новикова, где, помимо перечисления произведений, приведены и некоторые биографические сведения о Михаиле Дмитриевиче.

Вновь неточное изложение фактов жизни и творчества Чулкова мы обнаруживаем в “Словаре” Е.А. Болховитинова, опубликованного в 1845 году.17 Автор не просто неверно изложил материал, а перепутал Михаила Дмитриевича с В.А. Левшиным.

Намного выше по научной добросовестности оказывается работа Ф. Старчевского, вышедшая в том же году.18 Несмотря на справочный характер, в ней даны достаточно верные характеристики произведений Чулкова.

До конца ХЕК века был опубликован еще ряд работ, где приводится краткая характеристика творчества Чулкова19, сжато рассматривается его журналистская деятельность20, публикуются отрывочные биографические данные, упоминается история отдельных изданий.21

Источник: http://www.dissercat.com/content/tvorcheskoe-nasledie-m-d-chulkova-kak-kulturno-istoricheskoe-yavlenie-vtoroi-poloviny-xviii-

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector