Краткая биография дельвиг а

Краткая биография Дельвиг А

Дельвиг Антон Антонович
– поэт, видный литературный деятель Пушкинской плеяды. Происходил из обрусевшего немецкого рода баронов Д., потомков рыцарей-меченосцев. Учился в царскосельском лицее, вместе с Пушкиным, считавшим его в числе самых близких друзей. Позднее был связан тесной дружбой с Баратынским, Плетневым.

Довольно неудачно служил (в департаменте горных и соляных дел, в министерстве финансов, в Публичной библиотеке – помощником библиотекаря, под началом баснописца Крылова, и т. д.). Печатать свои стихи Д. начал еще на лицейской скамье; первое стихотворение – патриотическая ода “На взятие Парижа” – помещено в “Вестнике Европы” в 1814 году, на месяц раньше первого стихотворения Пушкина.

Принимал деятельное участие в лицейских рукописных журналах. Издание с 1825 ежегодного альманаха “Северные цветы” ставит Д.

Обратите внимание

в центр литературной деятельности пушкинской группы, в качестве объединителя всех ее основных творческих сил, “друга и советника” старших ее представителей, пестуна и наставника поэтического молодняка, наконец хозяина одного из самых утонченных литературных салонов эпохи. В 1830 Д. издает при ближайшем участии Пушкина и кн.

Вяземского “Литературную газету” – боевой орган “литературной аристократии”, деятелей “чистого искусства” – поэтов-дворян, противопоставляющих себя “лавочникам” от литературы, журналистам-профессионалам типа Булгарина (см.). По настояниям и доносам последнего Д. был отстранен Бенкендорфом от издания газеты, обратившей на себя неблагосклонное внимание николаевского правительства.

Чрезвычайно грубое обхождение Бенкендорфа с Д., вызванным им для объяснений, по настойчивым свидетельствам современников, послужило одной из причин болезни и преждевременной смерти поэта. Принадлежность Д.

, как и большинства поэтов пушкинского поколения, к родовитому, но захудалому дворянству, лишившемуся своей классовой гегемонии, смещенному с высот общественно-государственной деятельности в узкий домашний быт, в частное существование, определила основные линии его поэтического творчества, эволюция которого протекала в общем русле развития дворянского стиля 20-х гг. Личное бытие самого Д.

, отрешенная “тихая жизнь”, свободная до последних дней от бурь и потрясений, выпавших на долю других представителей плеяды (разжалование в солдаты Баратынского, ссылка Пушкина и т. п.), наложила на его поэзию особый отпечаток. В своей поэтической деятельности, количественно крайне незначительной (всего около ста семидесяти стихотворений, из которых при жизни Д. было напечатано меньше ста), Д.

является из всех поэтов плеяды наиболее последовательным представителем “чистой поэзии”, чуждой каких бы то ни было общественных и гражданских мотивов, гурманом, дегустатором “чистых” поэтических форм (“Дельвиг – поэт-сибарит, который нежился всяким звуком своей почти эллинской лиры и, не выпивая всего напитка поэзии, глотал его по капле, как знаток вин, присматриваясь к цвету и обоняя самый запах”, – писал о нем Гоголь). Виртуозное мастерство и настойчивое стремление к насаждению на русской почве все новых и новых форм стиха являются отличительными достоинствами его поэтического творчества: Д. один из первых культивирует в русской поэзии форму сонета (превосходные сонеты Д. появились за семь лет до сонетов Пушкина), впервые употребляет гипердактилические рифмы (стихотворение “Жаворонок”), с успехом применяет самые разнообразные “древние метры”, пишет “вольным размером” русских народных песен; исканиями и опытами Д. в значительной степени подготовлено в творчестве Пушкина замечательное формальное многообразие знаменитой болдин-ской осени 1830. При богатстве и разнообразии поэтической формы содержание стихов Д. отличается крайней ограниченностью, почти скудостью, вращаясь в узком кругу все тех же, весьма немногих, образов и мотивов. Мечты о “тихом”, усадебном уюте в своем скромном “наследственном селенье”; “беспечная” жизнь в “домике простом”, “замкнутом на ключ” “для знати жеманной”; “покой в безвестности”; “забвенье мирских забот” и легкие эпикурейские забавы в “веселом кружке вакхических друзей”; “умеренное желанье” – “проспать весь век” с тем, чтобы от милых и ленивых “просонок” жизни “беззаботно” перейти к “сновиденьям” не пугающей смерти, где ждет встреча с ранее ушедшими “милыми тенями”, льющими в бокалы “тень Аи” – таковы основные настроения и эмоции поэзии Д. Тон ее, в соответствии с общим стилем дворянской лирики той поры, – по преимуществу элегический. Однако эта элегическая настроенность не имеет ничего общего с сосредоточенной безнадежностью стихов Баратынского, с грозным и скорбным пессимизмом некоторых произведений Пушкина. В творчестве Д. “новейшее, уныние”, свойственное в той или иной степени всем постам плеяды, проявляется в форме легкой грусти об “увянувшей юности”, “исчезнувшем мае”, “конченном пире”, “пролетевших временах”, “златых днях екатеринина века”, грусти, находящей такое же легкое разрешение за чашей, “венчанной минутными розами”, или на груди у “Лидии младой”. Характерно-излюбленный образ поэзии Д. – “улыбающийся” старец среди “милых юношей и дев”, в сочувственном кругу молодежи, юных друзей, новых поколений. Жанровая эволюция Д. вполне соответствует общему характеру его поэтического творчества, развивающегося на основе поэтики французского и русского классицизма XVIII и начала XIX в., влияние которой с самого начала умеряется в Д. одновременным влиянием немецкой литературы. От культа Державина, от торжественной “Пиндаровой” оды, воспевающей “героев и судей”, – Д. переходит к малым “домашним жанрам” горацианской оды, анакреонтической песни, альбомной записи, дружеского послания, элегического дистиха и т. п. Однако наиболее характерным жанром зрелого Дельвига является жанр идиллии, которая и своей тематикой (лирическое воспоминание – рассказ в эпоху “железного века” о “золотом веке”, о мирном “аркадском” быте счастливых поселян) и своим эмоциональным колоритом легкой незатуманенной печали полнее всего выражает основную настроенность его творчества. Этот лирический жанр пришелся особенно по вкусу его товарищам по плеяде. “Идиллии Д. для меня удивительны: какую силу воображения должно иметь, дабы так совершенно перенестись из XIX столетия в золотой век, и какое необыкновенное чутье изящного, дабы так угадать греческую поэзию сквозь латинские подражания или немецкие переводы”, – писало них Пушкин. Наоборот, современная Д. разночинская критика особенно ценила его подражания “русским народным песням”, – параллельный жанр, который, наравне с идиллией, Д. особенно охотно культивировал в зрелые годы своего творчества (скрещение жанров греческой идиллии и русской песни в “русской идиллии” Д. “Отставной солдат”) и который является последней стадией в процессе “снижения” дворянских классических жанров XVIII в. Песни Д. являются конечно только стилизациями под “народные” песни, однако в то же время они представляют несомненное движение вперед от соответствующих опытов Нелединского-Мелецкого, Дмитриева и др. Некоторые из песен Д. оказали большое влияние на поэтическое творчество Кольцова. Большинство их положено на музыку Глинкой, Даргомыжским, Алябьевым и др. Иные, оторвавшись от своих литературных корней, и посейчас пользуются широкой безымянной известностью (“Ах, ты, ночь ли, ноченька”, “Не осенний мелкий дождичек”, и др.). Интерес к поэзии Д., высоко оцененной современниками, с начала 40-х гг. почти совершенно замирает вплоть до второго десятилетия XX века, когда делается попытка снова выдвинуть Д. в качестве одного из видных и оригинальных представителей пушкинской плеяды.

Вариант 2

Барон Антон Антонович Дельвиг появился на свет 17 августа 1798 г. Образование мальчик получал в Царскосельском лицее. Его близким другом и товарищем по учебе был А. С. Пушкин.

Долгое время не мог найти место работы, пробовал себя в должности служащего департамента горных и соляных дел и помощника библиотекаря и многих других сферах, но безуспешно. Первое произведение Дельвига увидело мир в “Вестнике Европы” (1814 г.).

Это была написанная еще в лицее патриотическая ода “На взятие Парижа”.

С 1825 года альманах “Северные цветы” под руководством Дельвига становится очень популярным благодаря его утонченному вкусу и необычайному дару распознавать талантливых писателей.

https://www.youtube.com/watch?v=03QaDFvu3nU

В 1830 г. при тесном сотрудничестве с Пушкиным Антон Антонович работает над периодическим изданием “Литературная газета”. В одном из выпусков, Дельвиг очень критично отозвался о творчестве Ф.

Булгарина, в частности о его романе “Иван Выжигин”, назвав автора “недумающим и малообразованным”. Романист не потерпел такой оценки и донес на критика, вследствие чего Дельвиг был отстранен от издания газеты.

По наблюдениям современников издателя, это неприятное событие наложило отпечаток на состояние здоровья Антона Антоновича.

В отличие от Пушкина и Баратынского, судьба Дельвига протекала более ровно, но его происхождение и воспитание все же отражалось на творчестве автора. Его творчество напрочь лишено всяческой рутины и бытовых моментов.

Поэт один из первых кто вводит в русскую поэзию форму сонета и первым употребляет гипердактилические рифмы.

Читайте также:  Краткая биография стоппард

Но при учете всего этого, его произведения (чуть более 170 стихов) отличаются “узким виденьем идеальной жизни, тихой усадьбы, умиротворения”.

Поэзия Дельвига становится практически незаметной почти до 20-х годов XX века. Интерес к творчеству возрождается после попытки выдвинуть поэта в качестве одного из видных и оригинальных представителей пушкинской плеяды.

Важно

14 января 1831 года Антон Антонович скончался, после обвинения от начальника III отделения графа А. Х. Бенкендорфа в неподчинении властям, от приступа нервной лихорадки

Источник: https://rus-lit.com/kratkaya-biografiya-delvig-a/

Биография Антона Дельвига – поэта

1798 – 1831 гг.

Детство Дельвига

Дельвиг Антон Антонович родился 6 августа 1798 года в Москве. Принадлежал к старинному дворянскому роду обрусевших прибалтийских баронов. Кроме дворянского титула у семьи Дельвига почти ничего не было – их род обеднел, а жалования отца, служившего помощником коменданта Московского кремля, с трудом хватало на содержание семьи.

Антон Дельвиг получил начальное образование в одном из частных пансионов. Кроме того, у него был личный педагог – А.Д.Бородков, который привил мальчику любовь к русской словесности и истории, а также пренебрежительное отношение к точным наукам.

И именно по настоянию Бородкова в октябре 1811 года родители отдали Антона на обучение в только что открывшийся Царскосельский лицей.

Лицей

В Царскосельском лицее А.А.Дельвиг попал в один класс с Пушкиным и Кюхельбекером. За шесть лет обучения они по-настоящему подружились и поддерживали теплые отношения на протяжении всей жизни. Четырнадцатилетний Антон был немного полноват, неуклюж и неповоротлив, всегда с румянцем на щеках.

Учился весьма плохо, преподаватели называли его способности, как и прилежание, посредственными, а успехи медленными. Из-за этого в лицее за Дельвигом закрепилась репутация увальня и лентяя, которую он не спешил опровергать, порой даже намеренно поддерживал сложившийся «имидж». Товарищи часто подшучивали над ним, писали дружеские эпиграммы.

  Но медлительность и неповоротливость Дельвига исчезали, если он брался за дело, которое ему было действительно интересно. Так, он никогда не ленился готовить уроки по русской словесности, много читал. Дельвиг не знал немецкого языка, но наизусть цитировал Шиллера и Гете. В лицее впервые проявился поэтический талант Антона Антоновича.

Его ранние стихотворения («К Диону», «К Лилете») скорее были подражанием Горацию. В 1814 году в «Вестнике Европы» под псевдонимом «Русский» было впервые напечатано стихотворение Дельвига – «На взятие Парижа».

В 1817 году к Антону Дельвигу как к поэтически одаренному ученику обратился директор Лицея с просьбой написать что-нибудь по случаю первого выпуска.

Дельвиг написал стихотворение «Шесть лет», которое было положено на музыку и пелось многими поколениями лицеистов.

Служба  

По окончании лицея Дельвиг поступил на службу в Департамент горных и солярных дел. После этого недолго работал в канцелярии Министерства финансов. Впрочем, на службе он не проявлял особого усердия, поручения выполнял неторопливо и не всегда верно, чем часто вызывал недовольство со стороны начальства.

В 1820 году А.А.Дельвиг поступил «по найму» в Публичную библиотеку Петербурга, а с 1821 по 1825 годы работал там помощником библиотекаря И.А.Крылова. Но и здесь Дельвиг больше читал книги, чем заносил их в картотеки.

После этого поэт работал еще в нескольких ведомствах, его последнее место службы – Министерство внутренних дел.

Литературная и издательская деятельность Дельвига

Еще в 1819 году Дельвиг вместе с Пушкиным, Кюхельбекером и Баратынским организовали сообщество – «Союз поэтов», ­– который, впрочем, больше был дружеским объединением, чем профессиональной литературной организацией.

Но уже тогда проявлялась удивительная черта Дельвига: если в учебе и службе, он был «ленивым баловнем», то во всем, что так или иначе касалось литературы и поэзии, он проявлял невероятное рвение и целеустремленность. Так, в 1825 году он начал издавать альманах «Северные цветы».

Обладая редким даром распознавать зарождающийся талант и незаурядными организаторскими способностями, он привлек для участия в альманахе многих московских и петербургских авторов. Еще один альманах, выпущенный поэтом, – «Подснежник». Но главное дело Дельвига – «Литературная газета».

Совет

Поэт начал издавать ее вместе с Пушкиным и Вяземским в начале 1830 года. На страницах «Литературной газеты» он активно проявил себя как критик, выступающий против «коммерческой» литературы (в частности, сильно критиковал роман Ф.Булгарина «Иван Выжигин»), а также против малообразованного, недумающего читателя.

Он публиковал произведения «полузапрещенного» Пушкина и совсем «неугодного» Кюхельбекера. Издание вызвало общественный резонанс, но из-за проблем с цензурой просуществовало недолго – в июне 1831 года газету закрыли.

Следует отметить, что помимо литературных кругов, Дельвиг был вхож в круг людей, борющихся за общественно-политические идеи. Он близко был знаком с декабристами Ф.Глинкой, А.Бестужевым, К.Рылеевым, даже недолго принимал участие в альманахе «Полярная звезда». Однако, разделяя в определенной мере идеи декабристов, он предпочитал оставаться в отдалении от политических и революционных «бурь».

Последние годы жизни и смерть Дельвига

В 1825 году А.А.Дельвиг женился на девятнадцатилетней Софье Михайловне Салтыковой. Она была умна, приветлива, хорошо разбиралась в литературе. У Дельвигов собирались литераторы, музыканты, издатели. Постепенно их дом превратился в модный литературно-музыкальный салон. У Софьи Михайловны появилось много поклонников, которым она отвечала взаимностью. А.А.

Дельвиг знал об этом, но скандалов никогда не устраивал. Одновременно с этим, в 1830 году, у А.А.Дельвига обострились отношения с Ф.Булгариным, с которым они давно находились в неприятельских отношениях, на поэта обрушились критики, обвиняя его в том, что половину стихов за него написал Пушкин, а вторую половину – Е.А.Боратынский.

  Проблемы в литературно-издательской деятельности, а также семейные неурядицы сильно изматывали поэта. Он часто болел. В ноябре 1830 года А.А.Дельвиг был вызван на допрос к начальнику III отделения графу А.Х.Бенкендорфу, который обвинил поэта в неподчинении властям и пригрозил ссылкой в Сибирь. После этого А.А.

Дельвиг слег в приступе нервной лихорадки, осложнившейся воспалением легких. Больше месяца он пролежал в постели. А 14 января 1831 года умер.

Узнав о смерти друга, Пушкин написал: «Смерть Дельвига нагоняет на меня тоску. Помимо прекрасного таланта, то была отлично устроенная голова и душа незаурядного закала. Он был лучшим из нас. Наши ряды начинают редеть…».

В память о нем А.С.Пушкин в 1831 году издал еще один том альманаха «Северные цветы».

Вернуться на предыдущую страницу

Источник: http://www.a-delvig.ru/bio.html

Антон Дельвиг: биография друга Пушкина

Антон Антонович Дельвиг родился в Москве в немецкой семье баронов из Прибалтики. Отец – тоже Антон Антонович Дельвиг служил в астраханском полку, потом стал помощником коменданта Московского кремля. Он вышел в отставку в чине генерал-майора.

Мать русская – Любовь Матвеевна Красильникова была внучкой ученого-астронома А.Д. Красильникова. Дельвиг-младший получил сначала домашнее образование под попечением частного учителя А. Д. Боровкова. Он сумел заинтересовать мальчика литературой, пристрастил к чтению. Потом Антон посещал частный пансион.

К математическим наукам он не проявлял никаких наклонностей.

Лицейские годы

В 1811 году Антон Дельвиг поступил в царскосельский лицей. Был способным, но очень ленивым ребенком, играм и шалостям предпочитал валяться на постели, бродить по царскосельскому парку или читать. Читал он много и порой бессистемно. Он обладал живым и ярким воображением, умел мастерски фантазировать. Его рассказы завораживали лицеистов. Его фантазиям верили даже преподаватели.

В 1814 году, в 16-летнем возрасте его стихи «На взятие Парижа» были напечатаны в «Вестнике Европы». К выпуску он написал стихотворение «Шесть лет», которое сокурсники-лицеисты приняли с восторгом. Стихотворение положили на музыку, лицеисты его разучили и пели. Пушкин высоко оценивал талант Дельвига. Он писал:

На государственной службе

По окончании лицея он определен на службу в департамент горных и соляных дел, а потом в министерстве финансов. Гуманитарий по природе, Дельвиг чувствовал себя в департаменте и в министерстве неуютно, не на своем месте, поэтому всеми силами добивался перевода.

Он вел переписку с директором Императорской публичной библиотеки Олениным. И только в 1821 году стал в ней помощником библиотекаря. В тот период библиотекарем служил известный баснописец И. А. Крылов. За то, что Дельвиг посетил в Михайловском Пушкина, его под другим предлогом отстранили от службы в библиотеке.

Читайте также:  Краткая биография хлебников

Не помогло даже заступничество влиятельных друзей.

Сердечное увлечение. Женитьба

30 октября 1825 года Дельвиг женился на девятнадцатилетней Софье Михайловне Салтыковой. Сватовство Антона Антоновича было не безоблачным. Дело в том, что до Дельвига к Софье Салтыковой сватался Петр Каховский, но получил отказ отца девушки. Хотя сама Софья была увлечена молодым человеком.

Это был тот самый, который впоследствии оказался в числе повешенных за активное участие в декабрьском восстании. С Дельвигом Софья Михайловна познакомилась в мае 1825 года. Сначала отец Софьи Михайловны дал согласие на брак, но потом неожиданно отказался от своего слова. Какова была в том причина, так и осталось неизвестным.

Сама Софья Михайловна считала, что все дело в ипохондрии отца.

До сватовства к Софье Салтыковой у Антона Дельвига было еще одно сердечное увлечение. Ее звали Софья Дмитриевна Пономарева. Она держала литературный салон, где свои басни читал Крылов, а Гнедич знакомил поклонников своего творчества с переводами «Иллиады». Молодые литераторы преклонялись перед Пономаревой. Не обошла сия участь и Дельвига.

Он признавался ей в своих чувствах, но был отвергнут. После неудачи в любви к Пономаревой, этот отказ Салтыкова-отца привел Дельвига в отчаяние. Он чувствовал, что с Софьей Михайловной они были близки духовно. Оба носили очки и оба увлекались литературой.

Лето пролетело быстро, и отец, видимо, заметив, что Дельвиг не успел охладеть к его дочери, дал согласие на брак.

Литературная деятельность Дельвига

Дом Дельвигов стал известным в тот период литературным салоном, который посещали Пушкин, Баратынский, Языков, Жуковский, издатель Плетнев.

В этот же период Дельвиг начал свою издательскую деятельность. За 5 последующих лет было выпущено семь книжек альманаха «Северные цветы», альманах «Подснежник».

В 1830 году он начал издавать «Литературную газету», которая продолжала издаваться и после его смерти.

Обратите внимание

Как у всякого талантливого человека, у Дельвига были почитатели, завистники и враги. Литературные враги не жалели яда, упрекая Дельвига в лени и в том, что он стоит в тени своих талантливых друзей – Баратынского и Пушкина.

Его, Кюхельбекера и Баратынского упрекали в том, что они в стихах хвалят друг друга. Были и другие выпады в адрес «пушкинского круга». Рождение «Литературной газеты» стало своеобразным ответом на выпады недругов.

В ее создании, кроме Дельвига, активное участие приняли Пушкин, Вяземский, Жуковский, Языков, Плетнев, Баратынский.

Жизнь Антона Дельвига оказалась короткой. Существует версия, что конфликт c Бенкендорфом, главой Третьего отделения Собственной Его Императорского Величества канцелярии из-за очередной публикации в литературной газете серьезно подкосил Дельвига.

Бенкендорф пригрозил Дельвигу ссылкой в Сибирь, и Дельвиг понимал, что после декабрьского восстания это не было пустой угрозой. Он расстроился, долго бродил по сырому короткому Петербургу, и это стало причиной его тяжелой болезни.

Смерть Дельвига, этого ленивого гения, как назвал его Пушкин в одном из своих произведений, тяжело была воспринята поэтом. Узнав о смерти друга, Пушкин написал Плетневу и Хитрово:

Некоторые считают, что имя Дельвига оказалось увековеченным благодаря его дружбе с Пушкиным, но это не так. Дельвиг сам по себе был незаурядной личностью и талантливым поэтом.

Ведь не случайно директор лицея Энгельгардт поручил написать прощальный гимн не признанному гению Пушкину, не Кюхельбекеру, и не Илличевскому, который тоже писал стихи, а именно Дельвигу.

Важно

Романс Дельвига «Соловей» на музыку Алябьева до сих пор исполняют лучшие голоса России.

Источник: https://PoetPushkin.ru/zhizn-i-tvorchestvo/delvig-anton-antonovich.html

Дельвиг Антон Антонович: биография, карьера, личная жизнь

Антон Антонович Дельвиг появился на свет 6 августа 1798 года в Москве. Он принадлежал к весьма старинному дворянскому роду. Его предки были обрусевшими прибалтийскими баронами. Увы, кроме высокого дворянского титула семья ничего не имела: род обеднел. Отец Антона служил помощником коменданта Кремля. Его жалованья с трудом хватало на то, чтобы обеспечить семье сносное проживание.

Образование Дельвиг поначалу получал в частном пансионате. Был у него и личный педагог, А. Бородков. Он привил мальчику уважение к русской истории и словесности, а также довольно прохладное отношение к точным наукам. Именно Бородков настоял на том, чтобы в 1811 году Антона отдали в только что созданный Царскосельский лицей

В только что образованном лицее Дельвиг оказался в одном классе с Кюхельбекером и Пушкиным. За несколько лет, проведенных в учебном заведении, ребята сдружились. Теплые отношения они поддерживали на протяжении всей жизни.

В свои четырнадцать лет Дельвиг был слегка полноват, неповоротлив и неуклюж. Его всегда отличал румянец на щеках. Учился Антон посредственно. Не самым лучшим было и прилежание лицеиста.

За Антоном прочно закрепилась репутация лентяя и увальня. Дельвиг ничего не имел против, он даже стремился поддерживать такое мнение о себе.

Черты характера Антона становились поводом для дружеских эпиграмм и подтруниваний.

Однако неповоротливость и медлительность юноши сразу исчезали, когда он брался за дело, к которому испытывал неподдельный интерес. Дельвиг много читал, прилежно готовился к занятиям по словесности. Не зная немецкого языка, Антон без труда цитировал по памяти Гёте и Шиллера.

Совет

В лицейские годы впервые проявилось творческое дарование Дельвига. Его ранние стихи были данью творчеству Горация. Впервые произведение Дельвига (стихотворение «На взятие Парижа») было опубликовано в 1814 году в «Вестнике Европы».

В 1817 году по просьбе директора лицея Антон написал стихотворение «Шесть лет». Оно было положено на музыку и многие годы исполнялось лицеистами.

Окончив лицей, Антон Дельвиг был определен на ответственную службу в Департамент горных и солярных дел. После этого он некоторое время служил в канцелярии Министерства финансов. На службе особого усердия и рвения Дельвиг не проявил. Карьера служащего его не привлекала. Обязанности исполнял неторопливо и не всего точно. Этим он не раз заслуживал упреков со стороны начальства.

В 1820 году Дельвиг приступил к работе в Публичной библиотеке Петербурга. Здесь он больше читал, чем трудился над составлением картотек. Последним местом службы Дельвига стало Министерство внутренних дел.

Была у Дельвига заметная черта: во всем, что имело отношение к литературе, но проявлял целеустремленность и особое рвение. В 1825 году он стал издавать альманах «Северные цветы».

У Дельвига проявился редкий дар: он был способен распознать нарождающийся талант. К этому добавились недюжинные организаторские способности.

Эти качества позволили Дельвигу привлечь к сотрудничеству многих петербургских и московских авторов.

Вскоре главным делом Антона Антоновича стала «Литературная газета». Он начал издавать ее с Вяземским и Пушкиным в 1830 году.

Обратите внимание

В этом издании публиковались критические статьи Дельвига, который активно выступал против коммерциализации в литературе и против малообразованных читателей.

Без оглядки на власти Дельвиг публиковал находившихся в опале Кюхельбекера и Пушкина. Уже в 1831 году газету закрыли: у издательства возникли проблемы с царской цензурой.

Поэтическое наследие Антона Дельвига не слишком велико. Он был силен в лирических жанрах. Дельвигу хорошо удавались послания, романсы, элегии. Многие считали Дельвига мастером изысканной литературной формы: сонетов, антологических стихотворений.

В жанре идиллии он стал подлинным новатором. В своих сочинениях Дельвиг воссоздает гармоничный мир, где нет лицемерия и столкновения человеческих страстей.

Перу Дельвига принадлежат и «русские песни», в основу которых положено устное народное творчество.

В 1825 году Дельвиг женился на Софье Салтыковой. Приветливая и умная девятнадцатилетняя девушка хорошо разбиралась в литературе. В доме четы Дельвигов нередко собирались музыканты, издатели и литераторы. Постепенно дом Антона Антоновича превратился в модный салон.

Софья Михайловна не была обделена вниманием поклонников и отвечала им взаимностью. Дельвиг знал об этом, однако скандалов не устраивал. Его отвлекали от семейных дел обвинения, которые стали сыпаться на него от недоброжелателей: кое-кто утверждал, что большую часть стихов Дельвига написали Пушкин и Баратынский.

Дельвиг стал часто болеть. К нездоровью и личным неприятностям добавился вызов на допрос в жандармское отделение. Поэта обвинили в неподчинении властям и пригрозили высылкой в Сибирь.

Важно

За визитом к властям последовал приступ лихорадки, который осложнился воспалением легких. Больше месяца Дельвиг провел в постели. 14 января 1831 года Антон Антонович Дельвиг ушел из жизни. В том же году в память об ушедшем друге Пушкин издал специальный том альманаха «Северные цветы».

Читайте также:  Сочинения об авторе фосколо

Источник: https://www.kakprosto.ru/kak-959496-delvig-anton-antonovich-biografiya-karera-lichnaya-zhizn

Дельвиг А.А. Основные даты жизни и творчества

1798, 6 [17] августа – родился в Москве, в семье генерал-майора, происходившего из обедневшего рода прибалтийских немецких баронов. Отец, Антон Антонович Дельвиг (1773 – 1828) – офицер, майор Астраханского полка, генерал-майор (1816).

Мать – Любовь Матвеевна Красильникова (1777 – 1859) была дочерью статского советника Матвея Андреевича Красильникова, директора московского Ассигнационного банка, и внучкой русского ученого-астронома А. Д. Красильникова.

1811 – поступил в Царскосельский лицей; рано начинает писать стихи.

1814 – первое стихотворение в «Вестнике Европы» (патриотическая ода «На взятие Парижа» – за подписью Русский).

1815 – печатает в «Российском музеуме» стихотворение «Пушкину» («Кто, как лебедь цветущей Авзонии»). Это стихотворение было одним из первых признаний пушкинского гения.

1817, июнь – окончил обучение в Царскосельском лицее с чином коллежского секретаря[1]; к выпуску написал стихотворение «Шесть лет», которое было напечатано, положено на музыку и неоднократно пелось лицеистами.

Побывав у родителей в Полтавской губернии, в следующем месяце определился на службу в Департамент горных и соляных дел.

1819 , март – вступает в общество «Зеленая лампа»[2].
После распада «Зеленой лампы» становится членом “Вольного общества любителей российской словесности”. Переходит на службу в канцелярию Министерства финансов.

1820, сентябрь – “по найму” поступает в Публичную библиотеку под начало И.А. Крылова.


Напечатана «Элегия» («Яхонтову»), в которую Дельвиг вводит условную славянскую мифологию, довольно распространенную в среде сентименталистов.

1821, осень – оставляет службу в Министерстве финансов.[3]

1821–1825, со 2 октября – был помощником библиотекаря (И. А.

Крылова) в Императорской публичной библиотеке.

Посещает литературный салон Пономаревой. Наиболее постоянными посетителями этого салона были литераторы, группировавшиеся вокруг журнала «Благонамеренный» (сам издатель журнала А. Измайлов, В. Панаев и другие).

1824, начало года – участвует в коллективном переводе драмы Гиро «Маккавеи» и вступает в литературное сотрудничество с декабристами Рылеевым и Бестужевым.
Напечатана идиллия[4] «Дамон».

1825, апрель – на несколько дней приезжает к А.С.Пушкину в в Михайловское.

Напечатаны стихотворение «Жалоба», идиллия «Купальницы».

Октябрь – женитьба на Софье Михайловне Салтыковой, и их дом становится одним из литературных салонов Петербурга. На литературные вечера собирались друзья поэта: Пушкин, Баратынский, Жуковский, Плетнёв, Языков.

Поступил на службу в Министерство внутренних дел.

1825–1830 – вместе с О. М. Сомовым он выпустил семь книжек альманаха «Северные цветы».

1827, весна – заказывает О. А. Кипренскому портрет Пушкина. Этим портретом, гравированным осенью Н. И. Уткиным, открылся в 1828 г. альманах “Северные цветы”.

1828 – командирован на следствие в южные губернии.

1829 – выпускает альманах «Подснежник».

Напечатана идиллия «Конец золотого века».
С 1829 г. до своей смерти служит в Департаменте иностранных исповеданий.

1830 – начинает издание «Литературной газеты», которое продолжалось после его смерти.

Напечатана идиллия «Изобретение ваяния».
Ноябрь – напечатал в «Литературной газете» четыре строчки стихов французского поэта Казимира Делавиня, посвящённые жертвам июльской революции в Париже, за что был вызван в III отделение, к шефу жандармов А. X. Бенкендорфу.

1831, 14 января – умер в Петербурге.

Адреса в Петербурге:

Октябрь 1825 – сентябрь 1826 – дом Эбелинг (Миллионная улица, 26).

Ноябрь 1829 – 14 января 1831 – дом Тычинкина (Загородный проспект, 1).

Источник: http://literatura5.narod.ru/delvig_biogr.html

Дельвиг, Антон Антонович

дельвиг антон антонович дельвиг, дельвиг антон антонович
6 (17) августа 1798(1798-08-17)

Место рождения:

Москва

Дата смерти:

14 (26) января 1831(1831-01-26) (32 года)

Место смерти:

Санкт-Петербург

Гражданство (подданство):

Россия

Род деятельности:

поэт, писатель, издатель

Произведения на сайте Lib.ru
Произведения в Викитеке  Файлы на Викискладе

Барон Анто́н Анто́нович Де́львиг (6  августа 1798, Москва — 14  января 1831, Санкт-Петербург) — русский поэт, издатель.

Содержание

  • 1 Биография
  • 2 Творчество
  • 3 Последние годы жизни
  • 4 Адреса в Санкт-Петербурге
  • 5 Память
  • 6 Примечания
  • 7 Литература
  • 8 Ссылки

Биография

Антон Антонович Дельвиг родился в Москве, в семье генерал-майора, происходившего из обедневшего рода прибалтийских немецких баронов. Семья была настолько обрусевшей, что Дельвиг даже не знал немецкого языка.

Отец, Антон Антонович Дельвиг (17.06.1773 — 08.07.1828) — офицер, майор Астраханского полка, генерал-майор (1816). Мать — Любовь Матвеевна Красильникова (ум. 1859) была внучкой русского ученого-астронома А. Д.

 Красильникова.

В 1811 году Дельвиг поступил в Царскосельский лицей; учился он лениво, но рано начал писать стихи, и уже в 1814 году они появились в печати, в «Вестнике Европы» («На взятие Парижа» — за подписью Русский).

Кончил курс с первым выпуском лицея, в 1817 году, и к выпуску написал стихотворение «Шесть лет», которое было напечатано, положено на музыку и неоднократно пелось лицеистами. Служил в департаменте горных и соляных дел, оттуда перешёл в канцелярию Министерства финансов; с 1821 по 1825 годы был помощником библиотекаря (И. А. Крылова) в Императорской публичной библиотеке.

Творчество

Могила Дельвига в Некрополе мастеров искусств в Санкт-Петербурге.

Стихотворения свои он печатал в «Росском музеуме» (1815), «Новостях литературы», «Благонамеренном», «Соревнователе просвещения» и альманахах 1820-х годах.

В 1825 году Дельвиг женился на Софье Михайловне Салтыковой, и их дом стал одним из литературных салонов Петербурга. На литературные вечера, на которые собирались друзья поэта: Пушкин, Баратынский, Жуковский, Плетнёв, Языков.

В это же время он начал издательскую деятельность: в 1825—1830 годах вместе с О. М.

Совет

 Сомовым он выпустил семь книжек альманаха «Северные цветы», альманах «Подснежник» на 1829 год, а с 1830 года предпринял издание «Литературной газеты», которое продолжалось после его смерти.

«Ленивый баловень» и в школе, и в служебной деятельности, Дельвиг столь же беспечно относился и к своей музе. Писал он очень мало. Лени, вероятно, немало способствовала и тучная фигура поэта.

Тем не менее, он не был свободен от увлечений; предметом одного из них была С. Д. Пономарёва, которой он посвятил несколько стихотворений. Поэзия Дельвига развивалась по двум направлениям.

С одной стороны, он стремился быть эллином и в подражание древним писал антологические стихотворения, идиллии во вкусе Феокрита и т. п.; с другой — он увлекался русской народной поэзией и подражал народной лирической песне.

Иногда в его произведениях звучат добродушие и задумчивость.

Уже при жизни поэта его стихи перелагались на музыку Даргомыжским, Варламовым, Глинкой, Алябьевым. Пожалуй, самым известным его произведением стал романс «Соловей», посвящённый Александру Пушкину и положенный на музыку А. Алябьевым, дополненный вариациями М. Глинки; романс живёт уже около двух столетий и среди его исполнительниц самые выдающиеся певицы.

Известны слова Пушкина на смерть А. Дельвига: «Грустно, тоска. Вот первая смерть мною оплаканная… никто на свете не был мне ближе Дельвига», — писал Пушкин Плетнёву, получив в Москве известие о смерти своего друга (XIV, 147);«Смерть Дельвига нагоняет на меня тоску. Помимо прекрасного таланта, то была отлично устроенная голова и душа незаурядного закала. Он был лучшим из нас.

Наши ряды начинают редеть». (Пушкин — Е. М. Хитрово. 21 января 1831 г.); « жизнь была богата не романическими приключениями, но прекрасными чувствами, светлым чистым разумом и надеждами» (Пушкин — из письма П. Плетнёву 31 января 1831 г.). Пушкин же отмечал творчество Дельвига: «Идиллии Дельвига…, — писал Пушкин, — удивительны.

Какую должно иметь силу воображения, дабы из России так переселиться в Грецию, из 19 столетия в золотой век, и необыкновенное чутье изящного, дабы так угадать греческую поэзию сквозь латинские подражания или немецкие переводы, эту роскошь, эту негу греческую, эту прелесть более отрицательную, чем положительную, не допускающую ничего запутанного, темного или глубокого, лишнего, неестественного в описаниях, напряженного в чувствах…» (XI, 58, 329—330).

Последние годы жизни

Поднос с визитными карточками Антона Дельвига, Дениса Давыдова, Петра Вяземского, Ивана Дмитриева и других деятелей культуры пушкинской поры
(интерьер 1810-х годов, Дом-музей В.Л.

Пушкина на Старой Басманной)

До конца своей жизни Дельвиг служил в Министерстве внутренних дел. Умер от тифа («гнилой горячки») в 32 года.

Похоронен на некрополе мастеров искусств Александро-Невской лавры.

Адреса в Санкт-Петербурге

  • Октябрь 1825 — сентябрь 1826 — дом эклипт (Миллионная улица, 26).
  • Ноябрь 1829 — 14 января 1831 — дом Тычинкина (Загородный проспект, 1).

Память

  • Всероссийская премия имени Антона Дельвига (учреждена редакцией «Литературной газеты»)

Примечания

Источник: https://www.turkaramamotoru.com/ru/-157549.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector