Краткая биография эзоп

Сообщение-доклад на тему Эзопа 3, 4, 5 класс

Эзоп считается первым баснописцем. Он является первооткрывателем жанра басен, хотя его оригинальные произведения не дошли до наших дней.

Точной достоверной информации о том, жил ли Эзоп, нет. Некоторые предполагают, что поэт на самом деле существовал, другие – что его труды принадлежат нескольким людям. Считается, что дата рождения баснописца – шестой век до нашей эры. Его родина – Древняя Греция, остров Самос. Все сведения гласят, что с самого рождения и, возможно, всю жизнь, Эзоп являлся рабом.

Первым, кто рассказал о поэте, был Геродот. Его слова принято считать наиболее достоверными. По его сведениям, Эзоп находился в рабстве у Иадмона, и жил на Самосе.

Обратите внимание

Также, по словам историка, в то же время в Египте царствовал Амасис, то есть в 570-530 годы до нашей эры. В какое-то время своей жизни Эзопа отпустили на волю.

Прожив около 55 лет, поэта убили в Дельфе жрецы, из-за его неуважения к древнегреческим богам.

Гераклид же писал, что родина баснописца – Фракия, а его хозяином был Ксанф. Предполагается, что эту информацию философ взял из его басен. Также такие люди, как Платон, Аристофан, Лисипп и Алексид, брались описывать биографию Эзопа.

Существует произведение, известное как «Жизнеописание», в котором рассказывается еще одна версия истории поэта. Датируется книга вторым веком до нашей эры, ее автор неизвестен. Согласно «Жизнеописанию», Эзоп родился во Фригии, и был рабом философа. В книге впервые описывается внешность баснописца: уродливость, горбатость и невысокий рост.

Никто не сомневался в существовании Эзопа до 16 века. Тогда Мартин Лютер поставил под вопрос эти истории о поэте. Он считал Эзопа собирательным образом нескольких авторов басен. С годами это предположение находило все больше обоснований, и уже в прошлом веке большинство филологов отрицало существование баснописца.

Басни Эзопа стали первыми произведениями в этом жанре. Также баснописец стал первым в своей манере письма: характеры людей он выдавал под видами зверей. Басни являлись занимательными смешными рассказами с итоговой моралью, над которой стоит размышлять. Они высмеивали отрицательные черты людей: самолюбие, жадность, лень, коварство, ложь.

Басни Эзопа пользовались большой популярностью у народа Древней Греции. У этих историй всегда набиралось много слушателей. По некоторым сведениям, Эзопа приглашали к себе цари, чтобы тот рассказал им свои басни. Предположительно, по этим историям учили детей в школах.

Считается, что Эзоп написал от 400 до 500 басен, возможно, в виде стихов. Сами оригиналы произведений древнегреческого поэта до современности не дошли. Басни долгое время передавались из уст в уста, а затем были переписаны некоторыми авторами.

Важно

Одним из них, и, скорее всего, первым, был Деметрий Фалерский, хотя его сборники также были утрачены. Басни известного русского писателя Крылова являются переведенными и переписанными сочинениями Эзопа.

На французском языке басни известны под авторством Жана Лафонтена.

Вариант №2

В большинстве стран мира, в разных школах дети изучают много литературных произведений. Среди них есть стихи, романы, рассказы, новеллы и прочее другое. Литература делится на два вида, на классическую и популярную. В школах дети изучают классическую литературу писателей с их родной страны, а также произведения самых выдающихся иностранных мастеров пера.

Каждое литературное произведение нацелено на то, чтобы обращать внимание людей на проблемы, которые окружают нас. Внимательный читатель заметит мораль и поучение в любой книге, и сделает свои выводы.

Ведь очень часто писатели не говорят прямо и открыто, что именно они хотят донести читателям в своих произведениях. Но еще в 6 веке до нашей эры, в Древней Греции жил один человек, который, можно сказать открыл новое течение в литературе – басни. И имя его, так же известно, как и его работы.

Эзоп считается первооснователем басни. Но к величайшему сожалению, к нашему времени не сохранились его работы в оригинале, а лишь переписанные его сюжеты другими писателями. В баснях изображаются самые главные проблемы в человеческих отношениях и характере каждого.

Чаще всего людей в баснях, олицетворяют образы животных. Доподлинно неизвестно, кто именно ввел это правило, или же сам Эзоп, или его последователи.

У Эзопа была тяжелая и полна неприятностей жизнь. Он был сыном раба, и сам был рабом. Но в то же время он не унывал, и всегда радовался жизни, что очень злило окружающих его людей.

Всю его жизнь, Эзопа считали уродливым и глупым. У людей, с которыми он жил не было чувства сострадания и жалости, а лишь желание наживы.

Совет

И он высмеивал их образы жизни, их ценности в своих баснях, за что вскоре поплатился жизнью.

Его обманом обвинили в преступлении, которого тот не совершал. И забили насмерть камнями, но благодаря его произведениям, память о нем до сих пор жива и будет жить дальше, передаваясь с поколения в поколение. И мы должны помнить, какую жертву принес Эзоп, ради того, чтобы показать остальным их слабости и невежество.

Для 3, 4, 5 класс, по литературе

Популярные доклады

  • Доклад Природный газ полезные ископаемые
    Понятие «природный газ» – обобщенный термин для сочетания газов, образующихся в результате разрушения всевозможных органических веществ в толще земной коры под высоким давлением.
  • Доклад Людовик XIV 7 класс сообщение
    Фландрию, Эльзас и бельгийские земли. А также он блестяще проводил внутреннюю политику: грамотно подбирал служащих, стоящих при нем. Они помогли ему добиться успеха во многих областях: была налажена торговля, укреплен флот,
  • Соленые продукты доклад по окружающему миру, 2 класс
    Соль очень важна для жизни человека. Она представляет собой хлорид натрия. Хлориды нужны нашему организму, чтобы вырабатывать желудочный сок. С другой стороны, если употреблять много соли, то избыток натрия приводит к повышению артериального

Источник: https://more-dokladov.ru/doklad-soobshchenie/ludi/ezopa-3-4-5-klass

Эзоп – краткая биография

Эзоп – полумифический древнегреческий баснописец, живший в VI веке до н. э. Его считают основоположником жанра басни; по его имени названа иносказательная манера выражения мыслей, которой пользуются до наших дней, – эзопов язык.

Сегодня доподлинно неизвестно, существовал на самом деле такой автор басен или же они принадлежали разным лицам, а образ Эзопа – собирательный. Сведения о его биографии носят зачастую противоречивый и исторически не подтвержденный характер.

Впервые об Эзопе упоминает Геродот. По его версии, Эзоп служил рабом, а его господином был некто Иадмон с острова Самос, который позднее даровал ему свободу. Жил он, когда правил египетский царь Амасис, т.е. в 570-526 гг. до н. э.

Его убили дельфийцы, за что потомки Иадмона получили впоследствии выкуп.

Родиной Эзопа предание называет Фригию (Малая Азия). Согласно некоторым данным, Эзоп состоял при дворе царя Лидии Креза. Через столетия Гераклид Понтийский припишет Эзопу происхождение из Фракии, а в качестве его первого хозяина назовет некого Ксанфа.

В то же время эта информация является собственными умозаключениями автора, сделанными на основе данных Геродота. В «Осах» Аристофана можно найти сведения об обстоятельствах его смерти, т.е.

о ложном обвинении в воровстве имущества из храма в Дельфах и о якобы рассказанной Эзопом перед смертью басне «О жуке и орле». Еще через столетие высказывания персонажей в комедии будет восприниматься в качестве исторического факта. В конце IV в.

комик Алексид, чьему перу принадлежала комедия «Эзоп», говорит о его причастности к семи мудрецам, отношениях с царем Крезом. У Лисиппа, жившего в то же время, Эзоп уже возглавляет эту славную когорту.

Обратите внимание

Основная фабула биографии Эзопа возникла к концу IV в до н. э. и нашла воплощение сразу в нескольких редакциях «Жизнеописания Эзопа», написанного на народном языке.

Если ранние авторы ничего не говорили об особенностях внешности баснописца, то в «Жизнеописании» Эзоп фигурирует как горбатый уродец, но вместе с тем остроумец и большой мудрец, которому ничего не стоит обвести вокруг пальца хозяина и представителей высшего сословия. О баснях Эзопа в этой версии даже не упоминается.

Если в древнем мире никто не ставил под сомнение историчность личности баснописца, то в ХVI в. Лютер впервые открыл в данном вопросе дискуссию. Ряд исследователей в XVIII и XIX вв. говорили о легендарности и мифичности образа; в веке XX мнения разделились; некоторые авторы утверждали, что исторический прототип Эзопа вполне мог существовать.

Как бы там ни было, Эзоп считается автором более четырех сотен басен, изложенных прозой. Скорее всего, на протяжении долгого времени они передавались в устном виде. В IV-III вв. до н. э. было составлено 10 книг басен Деметрием Фалеским, однако после IX в. н. э. этот свод был утрачен.

Впоследствии басни Эзопа были переложены другими авторами на латынь (Федр, Флавий Авиан); осталось в истории имя Бабрия, который, заимствуя сюжеты у Эзопа, изложил их по-гречески в стихотворной форме.

Эзоповские басни, главными персонажами которых в подавляющем большинстве случаев являлись животные, стали богатейшим источником для заимствования сюжетов баснописцами последующих времен. В частности, они служили источниками вдохновения для Ж. Лафонтена, Г. Лессинга, И.А. Крылова.

Источник: http://www.wisdoms.one/biografiya_ezop.html

Эзоп – биография

Эзоп (Áisopos) — легендарный древнегреческий баснописец (6 в. до н. э.), считавшийся создателем (канонизатором) басни. Легенды рисуют Эзопа юродивым, народным мудрецом (в обличье хромого раба), безвинно сброшенным со скалы.

Ему приписывались сюжеты почти всех известных в античности басен («Эзоповы басни»), обрабатывавшиеся многими баснописцами — от Федра и Бабрия до Жана де Лафонтена и русского писателя Ивана Андреевича Крылова. Под именем Эзопа сохранился сборник басен из 97 коротких произведений в прозаическом изложении.

На русский язык по данным на 2013 год они были переведены не все.

Эзоп — родоначальник названной по его имени «Эзоповой» басни. По древнейшему преданию, он жил около середины VI века до Рождества Христова, был рабом самосца Иадмона и умер насильственной смертью[en] в Дельфах.

Позднее его родиной называли Малую Азию, что вполне правдоподобно, так как с этим согласуется характер его имени.

Важно

Его смерть в Дельфах была украшена легендой, которую можно восстановить по Геродоту и Аристофану, комбинируя их с более поздними свидетельствами.

Согласно этой легенде Эзоп, находясь в Дельфах, своим злословием возбудил против себя нескольких граждан, и они решили наказать его. Для этого они, похитив золотую чашу из храмовой утвари, тайно вложили ее в его котомку и затем забили тревогу.

После этого было приказано обыскать богомольцев, чаша была найдена у Эзопа, и он, как святотатец, был побит камнями.

Через много лет последовало чудесное обнаружение невинности баснописца; потомки его убийц были вынуждены уплатить виру, за получением которой явился внук того Иадмона, который был его господином.

Историческое ядро этой легенды заключается в отношении Дельфов, этого средоточия поэзии VI века, к Эзоповой басне: будучи вначале враждебным, оно со временем стало дружественным, то есть Дельфы сочли за лучшее принять под свое покровительство этот популярный и влиятельный тип повествовательной поэзии.

Что касается до самой Эзоповой басни, то под этим именем древние разумели ту, в которой действующими лицами выступали животные и другие бессловесные существа и предметы.

Другой разновидностью была так называемая сибаритская басня, в которой выступали люди; кроме того, были еще басни ливийские, египетские, кипрские, карийские и киликийские.

Все поименованные местности лежали на окраинах (западной, южной, восточной) греческого миpa; это стоит в связи с часто замеченным фактом, что произведения народной словесности лучше сохранились и раньше обратили на себя внимание именно на окраинах, где антагонизм с иными народностями заставлял более дорожить сокровищницей национальных преданий. Согласно этому мы и во фригийце Эзопе должны видеть просто собирателя и пересказчика греческих басен; его популярность была причиной того, что всякая басня «эзопического» характера была приписываема ему. Есть основание предполагать, что в эпоху Аристофана (конец V века) в Афинах был известен письменный сборник Эзоповых басен, по которому детей учили в школе; «ты невежда и лентяй, даже Эзопа не выучил!», говорит у Аристофана одно действующее лицо. Это были прозаические пересказы, безо всякой художественной отделки.

Совет

Признание Эзопа Дельфами было для поэтов косвенным призывом внести в поэтическую литературу этот заброшенный вид народной словесности; на него откликнулся древнегреческий философ из Афин Сократ, под влиянием того мистического настроения, в котором он, как избранник дельфийского Аполлона, провел последние дни своей жизни. Переделки Сократа не сохранились для потомства; а мнимые отрывки из них подложны.

Свод Эзоповых басен в прозе составил в конце IV века Димитрий Фалерский.

До нас из древности дошли лишь вольные поэтические переделки Бабрия (III век по Рождеству Христову) на греческом, Федра (I век по Рождеству Христову) и Авиена (IV век по Рождеству Христову) — на латинском языке; те же сухие прозаические пересказы, которые озаглавлены в рукописях, как «Эзоповы басни», все составлены в средние века.

Картина Диего Веласкеса (1639—1640)

Интерес к басням Эзопа переносился и на его личность; за неимением достоверных сведений о нём прибегали к легенде.

Фригийский краснобай, иносказательно поносивший сильных мира сего, естественно представлялся человеком сварливым и злобным, на подобие Гомеровского Ферсита, а потому и портрет Ферсита, подробно изображенный древнегреческим поэтом Гомером, был перенесен и на Эзопа.

Его представляли горбатым, хромым, с лицом обезьяны — одним словом, во всех отношениях безобразным и прямо противоположным божественной красоте Аполлона; таким он изображался и в скульптуре — в том интересном изваянии, которое до нас сохранилось.

В средние века была сочинена в Византии анекдотическая Эзоповская биография, которая долго принималась за источник достоверных сведений о нем.

Здесь баснописец был представлен рабом, за бесценок продаваемым из рук в руки, постоянно обижаемым и товарищами рабами, и надсмотрщиками, и хозяевами, но умеющий удачно мстить своим обидчикам.

Эта биография не только не вытекла из подлинной традиции об Эзопе — она даже и не греческого происхождения. Её источник — еврейская повесть о мудром Акирии, принадлежащая к циклу легенд, которыми была окружена у позднейших евреев личность царя Соломона.

Посредствующие звенья между этой повестью и византийской биографией Эзопа еще не обнаружены; сама повесть известна главным образом из древнеславянских переделок. Биография Эзопа получила широкую популярность и была рано переведена на многие языки: болгарский, турецкий и румынский.

Читайте также:  Сочинения об авторе шаламов

История Эзоповой басни — один из самых чувствительных пробелов в истории античных литератур; ей должно предшествовать собрание всех сводов и отрывков Эзоповой басни, а это — очень трудная задача, которая вряд ли скоро найдет исполнителя.

Ещё:

Эзоп – горбатый мудрец

Эзоп считается творцом басни. Его жизнь литературная традиция приурочивает к 6 веку. Согласно преданию, он был рабом из Фригии (в Малой Азии), впоследствии был отпущен на волю и жил некоторое время при дворе лидийского царя Креза. Считается, что в конце концов он попал в Дельфы, где, обвиненный жреческой аристократией в святотатстве, был сброшен со скалы.

Сохранился большой сборник Эзоповых басен, но он был составлен в средние века, поэтому трудно определить подлинное наследство Эзопа. В основе Эзоповых басен лежит народная басня, имевшая долгую историю. Его басни — часто живые бытовые сценки, взятые из самой гущи народной жизни; они — яркий образец ранней художественной прозы.

Впоследствии Эзопово наследство подвергалось искажениям, переделкам и вызывало подражания, начиная с пересказа стихами римским баснописцем Федром (1 в н. э.) и греческим баснописцем Бабрием (3 в. н. э.) вплоть до поэтических переделок Лафонтена, Дмитриева, Измайлова и др.

Обратите внимание

Переводы басен с греческого и латинского были выполнены Михаилом Леоновичем Гаспаровым (Михаил Леонидович — российский[en] литературовед и филолог-классик, историк античной литературы и русской поэзии, переводчик (с древних и новых языков), стиховед, теоретик литературы. Академик РАН.

Автор фундаментальных работ о русском и европейском стихе. Переводчик античной, средневековой и новой поэзии и прозы. Эссеист).

Мартин Лютер считал, что книга басен Эзопа является не единоличным произведением одного автора, а сборником более древних и более новых басен, и что традиционный образ Эзопа — плод «поэтического сказания».

Басни Эзопа были переведены (и часто переработаны) на многие языки мира, в том числе знаменитыми басенниками Жаном Лафонтеном и Иваном Крыловым.

Басни Эзопа

Белая Галка
Боран и Цветок
Бык и Лев
Верблюд
Волк и Журавль
Волк и Пастухи
Вороны и другие птицы
Вороны и Птицы
Галка и Голубь
Голубь и Вороны
Грач и Лиса
Два друга и Медведь
Два рака
Две лягушки
Дикая Коза и виноградная ветка
Дикая Собака
Жук и Цыганка
Заяц и Лягушки
Зевс и Верблюд
Змея и Крестьянин
Кабан и Лиса
Коза и Пастух
Крестьянин и его сыновья
Курица и Ласточка
Курица и Яйцо
Куропатка и Курицы
Ласточка и другие птицы
Лев и Ишак
Лев и Коза
Лев и Комар
Лев и Медведь
Лев и мышка
Лев с другими животными на охоте
Лев, Волк и Лиса
Лев, Лиса и Ишак
Летучая мышь
Лиса и Аист
Лиса и Баран
Лиса и Голубь
Лиса и Дровосек
Лиса и Осёл
Лисица и виноград
Лоза и Медведь
Лошадь и Ишак
Львица и Лисица
Лягушка, Крыса и Журавль
Лягушки и Змея
Мышь и Лягушка
Мышь из города и Мышь из деревни
Обе курицы
Обе лягушки
Олень
Олень и Лев
Орёл и Галка
Орёл и Лиса
Орёл и Черепаха
Осёл и Коза
Осёл и Лиса
Осёл и Лошадь
Осёл, Грач и Пастух
Павлин и Галка
Пастух и Волк
Петух и Диамант
Петух и Прислуга
Собака и Баран
Собака и Волк
Собака и кусок мяса
Старый Лев и Лиса
Три быка и Лев
Тростник и Оливковое дерево
Хвастун
Человек и Куропатка
Черепаха и Заяц
Юпитер и Змея
Юпитер и Пчёлы
Ягнёнок и Волк
  • Keller, «Geschichte der griechischen Fabel» (1852);
  • Лучшее издание басен — Halm (Лпц., у Teubner’a);
  • Биографии — Eberhard — «Fabulae Romanenses» (там же).
  • Об Акирии ст. Ягича в «Byzantinische Zeitschrift» (1892);
  • Лопарев, «Слово о св. Феостирикте» («Пам. древн. письменности» № 94);
  • Статья «Эзоп» из «Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона» (1890–1907);
  • Езоповы басни с нравоучением и примечаниями Рожера Летранжа, вновь изданные, а на российской язык переведены в С.-Петербурге, канцелярии Академии наук секретарем Сергеем Волчковым. СПб., 1747. 515 стр. (переиздания);
  • Езоповы басни с баснями латинского стихотворца Филельфа, с новейшего французского перевода, полным описанием жизни Езоповой… снабденного г. Беллегардом, ныне вновь на российской язык переведенныеД. Т. М., 1792. 558 стр.;
  • Полное собрание басен Езопа… М., 1871. 132 стр.;
  • Басни Эзопа. / Перевод М. Л. Гаспарова. (Серия «Литературные памятники»). М.: Наука, 1968. 320 стр. 30000 экз.;
  • Античная басня. М.: Художественная литература 1991. С. 23-268;
  • Эзоповские Заповеди. Басни. Жизнеописание / перевод Гаспарова М. Л. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. — 288 с. — ISBN 5-222-03491-7;
  • Гаспаров М. Л., Античные литературные басни, М., 1971;
  • Aesopica, ed. В, Е. Perry, v. 1, Urbana, 1952; в русском переводе — Басни Эзопа, М., 1968;
  • Nøjgaard М., La fable antique, t. 1, Kbh., 1964.

Источник: https://golbis.com/pin/ezop-biografiya/

Баснописец Эзоп | Исторический документ

Все мы в школе изучали такой жанр поэтического творчества как басня.

Преимущественно, конечно, в российских школах говорят о нашем соотечественнике, великом баснописце Иване Андреевиче Крылове.

Но свой исток басня ведет из Древней Греции, ее как жанр создал полумифический, полуисторический персонаж по имени Эзоп.

Эзопов язык

По сути дела, все сюжеты басен пришли к нам от Эзопа, а остальные баснописцы – Крылов, и его предшественники Федр, Жан Де Лафонтен, Лессинг – лишь пересказывали его басни, добавляя подробности и облекая их в форму стихотворений с обязательным поучительным итогом в финале.

Во времена Эзопа басня еще не имела вид поэтического произведения, эзоповы басни были прозаическими. Они имели вид небольших сказок с нравоучительным иносказательным подтекстом, главные роли в которых исполняли животные или неодушевленные предметы.

Концепция басен максимально проста: персонажи схематичны и условны, язык незатейлив и приближен к разговорному. В этом малом жанре это не главное, большее значение имеет нравственный урок, который автор преподает читателю.

До Эзопа тоже существовали басни, но подобные сюжеты были введены им впервые и обрели огромную популярность, несмотря на то, что во многом высмеивали общество, его недостатки и человеческие пороки.

Также баснописец считается создателем иносказательного языка, который называют по имени его автора – эзопов язык, многие фразеологизмы, пословицы и поговорки берут из него начало.

Этот язык, иносказательные выражения, завуалированная критика сильных мира сего, их пороков и аморальных действий, с помощью которого можно было выражать свои мысли и протесты, всегда был популярен, особенно в те времена, когда говорить правду напрямую было опасно для жизни.

Оригинальные стихи Эзопа до наших дней не дошли, вероятно, изначально они были устной формой и передавались от человека к человеку, из уст в уста.

«Басни Эзопа» дошли до нас лишь в переработке более поздних греческих и римских авторов – Федра, Бабрия, Авина.

Жизнь и смерть Эзопа

О том, откуда появился Эзоп, известно крайне мало, биография его туманна, исторических сведений почти нет.

В рассказах о нем, не ясно, где начинается правда, а где выдумка биографов, желавших романтизировать образ творца. Даже время, в котором жил баснописец известно только примерно – шестой век до нашей эры.

Геродот рассказывает, что Эзоп был рабом самосского рабовладельца Иадмона.

Многие античные писатели называют местом его рождения Фракию, Сарды, Фригию. Хотя в основном эти сведения ложны: с Фракией Эзопа связывает лишь отношения с фракийской рабыней Родопис, а в Сарды его приводит легенда, где мифический Эзоп фигурирует в пиршестве Семи мудрецов.

Важно

Позднее его отечеством называли Малую Азию, что соотносится с именем мудреца – Эзоп, Áisopos, а также Фригия зачастую стереотипно называлась страной рабов.

Аристофан приводит легенду о смерти баснописца в Дельфах. Некоторых граждан города возмутили ехидные и оскорбительные речи Эзопа об их грехах и недостатках, и они приняли решение его покарать.

Втайне они вложили в его котомку золотую чашу, выкраденную из храма. Когда богомольцев обыскали в связи с кражей, чаша оказалась в вещах Эзопа, и за святотатство он был забит насмерть камнями.

Позже правда вышла наружу и сыну хозяина раба Эзопа был выплачен выкуп за жизнь творца.

Дельфы в умах греков являлись городом, в котором процветает поэзия и творческий дух, так как были под покровительством бога Аполлона.

В связи с этим, вероятно, согласно легенде, Эзоп был убит именно здесь, а его басни обрели покровительство.

Внешность легендарного баснописца и черты характера

Ничего не известно о его внешности, но его образ тесно соотносился с творчеством. Острый на язык раб, аллегорически очернявший властителей мира, представлялся мужчиной отталкивающей наружности, хромоногим или горбуном, с обезьяньими чертами лица.

Характер ему приписывали соответствующий – озлобленный и вздорный, но, вместе с тем, мудрый. В особенности ярко это нашло отображение в анонимном «Жизнеописании Эзопа», написанном простонародным языком.

Здесь Эзоп выступает, как дурашливый плут и мудрый человек, обманывающий своего хозяина – безмозглого философа – и сильных мира сего.

Совет

Но как ни странно, в этом анекдотическом произведении сами басни Эзопа не играют важной роли, все его шутки и высказывания, которые персонаж использует в «Жизнеописании», не имели ранних упоминаний и даже жанрово не соотносились с творчеством баснописца.

Но этот образ хитрого, умного и изворотливого раба, слуги перешел в средневековую культуру.

Споры об историчности Эзопа

В античности никто не сомневался в реальности фигуры Эзопа, лишь в XVI веке Мартин Лютер поставил ее под сомнение.

Далее уже многие авторы находили доказательства того, это Эзоп был собирательным образом автора устного народного творчества, высмеивающего пороки общества, и не имел какого-то конкретного прообраза.

В XX веке лишь отдельные авторы не сомневаются в мифичности красноречивого раба Эзопа.

Наследие

Хотя есть основание полагать, что уже в V веке до нашей эры в ходу был сборник басен Эзопа, о чем-то подобном упоминает один из персонажей Аристофана.

А В III веке до нашей эры было опубликовано 10 книг с баснями Эзопа, записанных Деметрием Фалерским. К сожалению, это издание было утрачено. С этого начались переложения и издания эзоповых басен.

Образ Эзопа окутан мифами и легендами, романтизирован как античными авторами, так и средневековыми, поэтому сложно сказать, был ли такой человек реален.

Но тем не менее творчество Эзопа и «эзопов язык» дошли до нашего времени и остаются популярными и актуальными.

Не пропустите новые материалы. Подписывайтесь на нас в Яндекс.Дзен. Подписаться

Источник: http://history-doc.ru/basnopisec-ezop/

Краткая биография – ЭЗОП Высказывания и афоризмы Эзопа Эзоп – полумифический древнегреческий баснописец, живший в VI веке до н. э. Его считают основоположником. – презентация

1

2 Краткая биография – ЭЗОП Высказывания и афоризмы Эзопа Эзоп – полумифический древнегреческий баснописец, живший в VI веке до н. э. Его считают основоположником жанра басни; по его имени названа иносказательная манера выражения мыслей, которой пользуются до наших дней, – эзопов язык.

3 Сегодня доподлинно неизвестно, существовал на самом деле такой автор басен или же они принадлежали разным лицам, а образ Эзопа – собирательный. Сведения о его биографии носят зачастую противоречивый и исторически не подтвержденный характер. По преданию, родился во Фригии (Малая Азия), Эзоп был рабом, а впоследствии вольноотпущенником, служил при дворе лидийского царя и был убит в Дельфах. Впервые об Эзопе упоминает Геродот. По его версии, Эзоп служил рабом, а его господином был некто Иадмон с острова Самос, который позднее даровал ему свободу. Жил он, когда правил египетский царь Амасис, т.е. в гг. до н. э. Его убили дельфийцы, за что потомки Иадмона получили впоследствии выкуп.Геродот

4 Эзо́п 150 до н. э. (Villa Albani коллекция),Рим

5 Позднее его родиной называли Малую Азию, что вполне правдоподобно, так как с этим согласуется характер его имени. Его смерть в Дельфах была украшена легендой, которую можно восстановить по Геро- доту и Аристофану, комбинируя их с более поздними свидетельствами. Согласно этой легенде Эзоп, находясь в Дельфах, своим злословием возбудил против себя нескольких граждан, и они решили наказать его.

Обратите внимание

6 Для этого они, похитив золотую чашу из храмовой утвари, тайно вложили ее в котомку Эзопу и затем забили тревогу; приказано было обыскать богомольцев, чаша была найдена у Эзопа, и он, как святотатец, был побит камнями. Через много лет последовало чудесное обнаружение невинности Эзопа; потомки его убийц были вынуждены уплатить виру, за получением которой явился внук того Иадмона, который был его господином.

7 Басни Эзопа были переведены (часто переработаны) на многие языки мира, в том числе знаменитыми басенниками Жаном Лафонтеном и Иваном Крыловым.Жаном Лафонтеном Иваном Крыловым На русском языке полный перевод всех басен Эзопа был опубликован в 1968 году.1968 году

8 Под именем Эзопа сохранился сборник басен (из 426 коротких произведений) в прозаическом изложении. Есть основание предполагать, что в эпоху Аристофана (конец V в.) в Афинах был известен письменный сборник Эзоповых басен, по которому учили детей в школе; «ты невежда и лентяй, даже Эзопа не выучил», говорит у Аристофана одно действующее лицо. Это были прозаические пересказы, без всякой художественной отделки. В действительности, в так называемый Эзопов сборник вошли басни самых различных эпох.Аристофана Эзопов сборник

9

10 Верблюд Ягнёнок и Волк Лошадь и Ишак Куропатка и Курицы Тростник и Оливковое дерево Орёл и Лиса Орёл и Галка Орёл и Черепаха Кабан и Лиса Осёл и Лошадь Осёл и Лиса Осёл и Коза Осёл, Грач и Пастух Лягушка, Крыса и Журавль Лиса и Баран Лиса и Осёл Лиса и Дровосек Лиса и Аист

11 Один бедняк занемог и почувствовал себя совсем дурно; врачи от него отступились; и тогда он взмолился к богам, обещая принести им гекатомбу и пожертвовать богатые дары, если выздоровеет. Жена его, оказавшись поблизости, спросила: «Да на какие же деньги ты это сделаешь?» – «Неужели ты думаешь, – ответил он, – что я стану выздоравливать лишь затем, чтобы боги с меня это потребовали?» Басня показывает, что люди легко обещают на словах то, чего и не думают выполнить на деле.

12 Зевс справлял свадьбу и для всех животных выставил угощение. Не пришла одна лишь черепаха. Не понимая, в чем дело, на следующий день спросил ее Зевс, почему она одна не пришла на пир. «Свой дом – лучший дом», – ответила черепаха. Рассердился на нее Зевс и заставил ее повсюду носить на себе собственный дом. Так многим людям приятнее жить скромно у себя, чем богато у чужих.

Читайте также:  Сочинения об авторе древнерусская литература

13 Завершается его история несправедливой казнью по ложному обвинению в краже из дельфийского храма. В жизнеописании Эзопа, предпосланном своду приписываемых ему басен, которые были собраны монахом Максимом Планудом (14 в.), имеется множество других анекдотов, в большинстве своем недостоверных.

14

Источник: http://www.myshared.ru/slide/961252

Жизнь и творчество Эзопа

Биографические сведения об Эзопе легендарны. Вот, к примеру, какие сведения о нем дает «Российский Энциклопедический словарь.»

Эзоп, древнегреческий баснописец 6 в.до н.э., считавшийся создателем басни. Легенды рисуют Эзопа юродивым, народным мудрецом (в обличье хромого раба),безвинно сброшенным со скалы. Эзопу приписывались сюжеты почти всех известных в античности басен(«Эзоповы басни»), обрабатывавшиеся многими баснописцами- от Федра и Бабрия до Ж. Лафонтена и И.А.Крылова.

«Энциклопедический словарь Брокгаузена и Ефрона» дает более полную информацию.

Эзоп – родоначальник названной по его имени «Эзоповой» басни. По древнейшему преданию, он жил около середины 6в. до Р.Хр., был рабом самосца Иадмона и умер насильственной смертью в Дельфах.

Важно

Позднее его родиной называли Малую Азию, что вполне правдоподобно, так как с этим согласуется характер его имени. Его смерть в Дельфах была украшена легендой: находясь в Дельфах, своим злословием возбудил против себя нескольких граждан, и они решили наказать его.

Для этого они, похитив золотую чашу из храмовой утвари, тайно вложили ее в котомку Эзопа и затем забили тревогу; приказано было обыскать богомольцев, чаша была найдена у Эзопа, и он, как святотатец, был побит камнями.

Через много лет последовало чудесное, обнаружение невинности Эзопа; потомки его убийц были вынуждены уплатить виру, за получением которой явился внук того Иадмона, который был его господином.

Что касается до Эзоповой басни, то под этим именем древние разумели ту, в которой действующими лицами выступали животные и др. бессловесные существа и предметы. Другой разновидностью была так называемая сибаритская басня, в которой выступали люди; кроме того, были еще басни ливийские, египетские, кипрские, карийские, киликийские.

Поименованные местности все лежат на окраинах греческого мира; это стоит в связи с часто замеченным фактом , что произведения народной словесности лучше сохраняются и раньше обращают на себя внимание именно на окраинах, где антогонизм с иными народностями заставляет более дорожить сокровищницей национальных преданий Согласно этому мы и во фригийце Эзопе должны будем видеть просто собирателя и пересказчика греческих басен; его популярность была причиной того, что всякая басня «эзопического» характера была приписываема ему. Есть основание предполагать, что в эпоху Аристофана в Афинах был известен письменный сборник Эзоповых басен, по которому учили детей в школе; «ты невежда и лентяй, даже Эзоп не выучил!», говорит у Аристофана, одно действующее лицо. Это были прозаические пересказы, безо всякой художественной отделки. Свод Эзоповых басен в прозе составил в конце 4в. Дмитрий Фалерский. До нас из древности дошли лишь вольные поэтические переделки Бабрия на греческом, Федра и Авиена – на латинском языке; те же сухие прозаические пересказы, которые озаглавлены в рукописях, как «Эзоповы басни», все составлены в средние века. Интерес к басням Эзопа переносился и на его личность; за неимением достоверных сведений о нем прибегали к легенде. Его представляли горбатым, хромым, с лицом обезьяны – одним словом, во всех отношениях безобразным и прямо противоположным божественной красоте Аполлона. В средние века была сочинена в Византии анекдотическая биография Эзопу, которая долго принималась за источник достоверных сведений о нем. Эзоп представлен здесь рабом, за бесценок продаваемым из рук в руки, постоянно обижаемым и товарищами рабами, и надсмотрщиками, и хозяевами, но умеющий удачно мстить своим обидчикам. Эта биография не только не вытекла из подлинной традиции об Эзопе – она даже и не греческого происхождения. Биография Эзопа получила широкую популярность и была рано переведена на многие языки.

Английский исследователь Г.К.Честертон считает, что если Эзоп существовал, то он, очевидно, был фригийцем рабом или по крайней мере человеком, не заслужившим фригийский колпак свободы. Жил он примерно в шестом веке до нашей эры, во времена того самого Креза, история которого вызывает у нас чувство восхищения и недоверия.

Существуют также истории о том, что Эзоп якобы был уродом и сквернословом; истории, которые объясняют, но ничуть не оправдывают поведение тех, кто столкнул его в глубокую пропасть в Дельфах.

Впрочем, пусть те, кто читал его басни, сами судят о том, чем он провинился: уродством и невоздержанностью или, напротив, нравственностью и благочестием. Эзоп мог быть вымыслом, как дядюшка Римус, но мог быть, как тот же дядюшка Римус, и реальностью.

Ведь подлинно известно, что в старое время перед рабами могли преклоняться, как преклонялись перед Эзопом, или любить их, как любили дядюшку Римуса. Любопытно, что оба великих раба свои лучшие истории писали про зверей и птиц.

Совет

Геродот, утверждал, что Эзоп жил в 6-ом веке до н.э. и был рабом, а Плутарх говорил, что Эзоп жил в 6-ом веке до н.э. и был советником у легендарного лидийского царя Креза. А египетский биограф 1-го века н.э.

утверждает, что Эзоп был рабом на острове Самоса, потом получил свободу от своего хозяина и направился в Вавилон, где встретился с легендарным спартанским законодателем Ликургом и загадывал ему загадки, а смерть свою встретил в Дельфах – есть сведения, что он был убит.

Как видим, достоверных источников о жизни Эзопа нет (обратите внимание на ссылки : считается, по древнейшему приданию). Возможно, что Эзоп – это не более чем только выдуманное имя.

Источник: http://www.microarticles.ru/article/tvorchestvo-ezopa.html

ЭЗОП

0 комментариев

/ Ориг.: Αἴσωπος

ЭЗОП (др.-греч. Αἴσωπος) – легендарный древнегреческий баснописец.

Относительно достоверные и самые ранние сведения об Эзопе, которые мы имеем, это упоминание о нем Геродота в контексте другого упоминания – о гетере Родопиде (Родопис).

Историк сообщает, что земляком фракиянки Родопиды и её товарищем по рабству у жителя Самоса Иадмона был Эзоп: «Ведь и он при­над­ле­жал Иад­мо­ну, что осо­бен­но ясно вот из чего: когда дель­фий­цы по пове­ле­нию боже­ства вызы­ва­ли через гла­ша­тая, кто жела­ет полу­чить выкуп за уби­е­ние Эсо­па, то никто не явил­ся, кро­ме вну­ка Иад­мо­на, кото­ро­го так­же зва­ли Иад­мо­ном. Он и полу­чил выкуп. Ста­ло быть, Эсоп при­над­ле­жал тому Иад­мо­ну» (Hdt., II, 134 – перевод Г.А. Стратановского). Всего несколько фактов о жизни и смерти Эзопа сообщает Геродот: примерно в первой трети VI в. до н.э. баснописец жил на Самосе в качестве раба Иадмона; был убит в Дельфах, и дельфийцы потом за это долго платили выкуп. В то же время историк подразумевает, что имя Эзопа хорошо известно его читателям.

На основании немногих сохранившихся сведениях последующая традиция создаст настоящую легенду об Эзопе.

В этой легенде Эзоп превратится во фригийца (оттуда поставлялось в Грецию много рабов); обретет безобразную внешность (Геродот о его внешности ни единым словом не обмолвился); будет противопоставляться как умный раб глупому хозяину, а из поединков с ним неизменно выходить победителем; он станет собеседником семи мудрецов и участником их пиров: у Плутарха в «Пире мудрецов» он сидит на низком стульчике рядом с Солоном и подает шутливые реплики (Plut. Symp 150a). На каком-то этапе Иадмон пропадет, и его хозяином станет Ксанф (была еще версия Гераклида Понтийского, что Ксанф – первый хозяин, а Иадмон – последний). Добавлены будут и кое-какие детали касательно гибели Эзопа. Уже во времена Аристофана (последняя треть V в. до н.э.) рассказывали о краже, будто бы совершенной Эзопом в Дельфах: «в покраже обвинен был чаши Фебовой» (Vesp. 1447-1448 – перевод А. Пиотровского). Эта история превратится в известный бродячий фольклорный сюжет о подкинутой чаши. Наконец, появится «Жизнеописание Эзопа» («Книга о Ксанфе-филосфе и Эзопе, его рабе, или Похождения Эзопа»), где будут сведены воедино все эти мотивы, дополнены  и расцвечены. Автор этой «народной книги» неизвестен; создана она была, скорее всего, на эллинистическом Востоке во II – I вв. до н.э.

Под именем Эзопа до нас дошел сборник басен; из упоминания все в тех же аристофановских «Осах» следует, что спустя сто с лишним лет после смерти баснописца «басни Эзопа» частенько цитировали в своих речах афинские тяжущиеся (Aristoph. Vesp., 565-567).

Можно допустить историчность Эзопа или некоего его прототипа, согласиться с тем, что он был автором популярных басен, но каких именно, определить точно невозможно, ибо «сборник басен Эзопа» – такой же миф, как и его «жизнеописание». В этот сборник вошли басни разных авторов разных веков.  Первый известный нам письменный сборник басен был составлен около 300 г. до н.э.

 Деметрием Фалерским (утрачен после XI в.). Именно он послужил образцом и основой для последующих сборников, в которые включались также риторические упражнения, ибо умение сочинять басни и походящие  к случаю притчи было необходимой частью обучения будущего ритора. Основной эзоповский сборник был составлен в I – II вв. уже нашей эры. Примерно тогда же римский поэт Федр (в I в.

) и греческий Бабрий (в конце I – начале II вв.) переложили «эзоповы басни» стихами, дополнив собственными. В конце античности имели хождение всевозможные переложения, риторские обработки, адаптации для школьных нужд традиционных эзоповских басен.

Обратите внимание

Язык и содержание некоторых из них казались устаревшими; в позднеантичной и в ранней византийской традиции начались пересказы басен «современным» языком, изменения претерпевал и сам сборник: что-то из него выкидывалось, а что-то добавлялось.

Впоследствии византийские ученые проделали большую работу по реконструкции основного эзоповского сборника, пытаясь убрать эти изменения, вытравить вульгаризмы, восстановить правильный литературный язык, – так появилась то ли во времена первого византийского возрождения (IX в.), то ли уже второго (XIV в.) новая, «младшая» редакция эзоповского сборника. Именно эта редакция легла в основу первого европейского печатного издания эзоповского сборника в эпоху Возрождения (1479 г.).

Сочинения:

Aesopica: A Series of Texts Relating to Aesop or Ascribed to Him / Ed. Perry B.E.  Urbana, 1952; 2007. Vol. I.;

Басни Эзопа / Пер., статья и комментарии М.Л. Гаспарова. М., 1968; 1993.

Исторические источники (основные):

Геродот. История, кн. II;

Аристофан. Осы;

Плутарх; Пир семи мудрецов;

Жизнеописание Эзопа.

Источник: https://w.histrf.ru/articles/article/show/ezop_dr_ghriech_a_sopos

Эзоп – короткий пересказ и изложение произведений литературы – краткое содержание книг – комментарий – сокращенное изложение школьных произведений – краткое содержание произведений – биография авторов – краткий пересказ произведений – произведения школьной программы в кратком изложении. зарубежная литература

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЭЗОП

Точная биография великого баснописца неизвестна. Согласно легенде, он, фригиец по происхождению, жил на на острове Самос в IV веке до н. э. и был рабом богатого гражданина. Эзоп был необычайно уродлив, но это искупалось его мудростью, остроумием и литературным талантом.

За свои заслуги он был отпущен на полю и некоторое время провел при дворе лидийского царя Креза. Древние источники утверждают, что Эзоп, находясь в Дельфах, своим злословием возбудил против себя нескольких граждан. Они сговорились и решили наказать его.

Для этого они похитили золотую чашу из храмовой утвари и тайно вложили ее в котомку Эзопа. Забили тревогу. При обыске чаша была найдена у Эзопа, и он, как святотатец, был побит камнями. В другом варианте — сброшен со скалы. Через много лет последовало чудесное обнаружение невинности Эзопа.

Сохранился сборник басен (более четырехсот коротких произведений) в прозаическом изложении. Его изучали дети в древнегреческих школах. Не все басни в этом сборнике принадлежат Эзопу, некоторые — более поздние. «Ты невежда и лентяй, даже Эзопа не выучил», — так говорят в комедии Аристофана.

Басни Эзопа были переведены на многие языки мира, переложены стихами — в том числе французом Жаном Лафонтеном и русским баснописцем Иваном Крыловым.

ЛИСИЦА И ВИНОГРАД

КРЕСТЬЯНИН И СЫНОВЬЯ

Комментарий. Вряд ли нашим современникам так уж важно, существовал ли Эзоп на самом деле. Важен его легендарный образ: остроумный уродливый раб, говорящий дерзости сильным мира сего. Мудрец, облекающий свою философию в форму поучительного рассказа с непременной моралью в конце.

Родоначальник жанра басни — короткой истории, где главными действующими персонажами являются животные (реже — люди или люди и животные), но под масками лис и волков, львов и ягнят легко угадываются типичные человеческие пороки, а то и реальные исторические личности.

Не зря гораздо позднее в знаменитой пьесе Александра Грибоедова привыкший к чинопочитанию персонаж признается в нелюбви к басням:

«Ах, басни, басни! — смерть моя! Насмешки вечные над львами, Над орлами… Кто что ни говори,

Хоть и животные — а все-таки цари…»

Благодаря Эзопу возникло такое понятие, как «эзопов язык» — язык иносказаний, намеков, красноречивых умолчаний. Особенно значимым становился такой язык во времена, когда свободно высказываться было опасно, а молчать — невозможно. Для взрослых язык Эзопа — это речь раба, который хочет обличить недостатки хозяина, но, по возможности, избежать наказания.

Читайте также:  Сочинения об авторе бродский

Для детей басня (наравне со сказкой) — первый занимательный и наглядный урок морали. Басни учат отличать добро от зла, убеждают в необходимости честности и трудолюбия, отвращают от лености, зазнайства и других пороков.
Многие выражения из басен Эзопа стали крылатыми, то есть вошли в речь.

Вот, например: «Зелен виноград!» — что можно понимать так: «А притворюсь-ка я, что недостижимое мне и не нужно!»



Источник: https://scribble.su/zarub/all_zar/14.html

Эзоп биография сокращенно

Эзоп биография коротко украинском языке изложена в этой статье.

Эзоп – полумифический древнегреческий баснописец, живший в VI веке до н. е. Его считают основоположником жанра басни; по его имени названа аллегорическая манера выражения мыслей, которой пользуются до наших дней, – эзопов язык.

Сегодня неизвестно, существовал на самом деле такой автор басен или они принадлежали разным лицам, а образ Эзопа – собирательный. Сведения о его биографии носят зачастую противоречивый и исторически не подтвержден характер. Впервые о Эзопа упоминает Геродот. По его версии, Эзоп служил рабом, а его господином был Иадмона с острова Самос, который позже даровал ему свободу. Жил он, когда правил царь Египетский Амасис, то есть в 570-526 гг. До н. е. Его убили дельфийцы, за что потомки Иадмона получили впоследствии выкуп.

Родиной Эзопа предание называет Фригию (Малая Азия). Согласно некоторым данным, Эзоп был при дворе царя Лидии Креза. Через века Гераклид Понтийский припишет Эзопу происхождения из Фракии, а в качестве его первого хозяина назовет какого Ксанфа. В то же время эта информация собственными выводами автора, сделанными на основе данных Геродота. В «ос» Аристофана можно найти сведения об обстоятельствах его смерти, то есть о ложное обвинение в краже имущества из храма в Дельфах и о якобы рассказанной Эзопом перед смертью басне «О жука и орле». Через века высказывания персонажей в комедии будет восприниматься как исторического факта. В конце IV в. комик Алексид, чьему перу принадлежала комедия «Эзоп», говорит о его причастности к семи мудрецов, отношения с царем Крезом. В Лисиппа, живший в то же время, Эзоп уже возглавляет эту славную когорту.

Основная фабула биографии Эзопа возникла к концу IV в до н. е. и нашла воплощение сразу в нескольких редакциях «Жизнеописания Эзопа», написанного народным языком. Если ранние авторы ничего не говорили об особенностях внешности баснописца, то в «Жизнеописании» Эзоп фигурирует как горбатый урод, но вместе с тем острослов и великий мудрец, которому ничего не стоит обвести вокруг пальца хозяина и представителей высшего сословия. О басни Эзопа в этой версии даже не упоминается.

Важно

Если в древнем мире никто не ставил под сомнение историчность личности баснописца, то в ХVI в. Лютер впервые открыл в данном вопросе дискуссию. Ряд исследователей в XVIII и XIX вв. говорили о легендарность и мифичность образа; в веке XX мнения; некоторые авторы утверждали, что исторический прототип Эзопа вполне мог существовать.

Как бы то ни было, Эзоп считается автором более четырехсот басен, изложенных прозой. Скорее всего, в течение долгого времени они передавались в устном виде. В IV-III вв. до н. е. было составлено 10 книг басен Деметрием Фалеским, однако после IX в. н. е. этот свод был потерян. Впоследствии басни Эзопа были переведены другими авторами на латынь (Федр, Флавий Авиан) осталось в истории имя Бабрия, который, заимствуя сюжеты у Эзопа, изложил их по-гречески в стихотворной форме. Эзоповым байки, главными персонажами которых в подавляющем большинстве случаев были животные, стали самым богатым источником для заимствования сюжетов баснописцами последующего времени. В частности, они служили источниками вдохновения для Ж. Лафонтена, Г. Лессинга, И. Крылова.

Источник: https://fizika-ili-himija.ru/ezop-biografiya-skorocheno/

Творчество, биография Эзоп

Творчество, биография Эзоп

Эзоп (др.-греч. ) – полулегендарная фигура древнегреческой литературы, баснописец, живший в VI веке до н. э.. Эзоп – родоначальник названной по его имени Эзоповой басни. По древнейшему преданию, он жил около середины VI в. до Р. Хр., был рабом самосца Иадмона и умер насильственной смертью в Дельфах.

Позднее его родиной называли Малую Азию, что вполне правдоподобно, так как с этим согласуется характер его имени. Его смерть в Дельфах была украшена легендой, которую можно восстановить по Геродоту и Аристофану, комбинируя их с более поздними свидетельствами. Согласно этой легенде Э.

, находясь в Дельфах, своим злословием возбудил против себя нескольких граждан, и они решили наказать его. Для этого они, похитив золотую чашу из храмовой утвари, тайно вложили ее в котомку Э. и затем забили тревогу; приказано было обыскать богомольцев, чаша была найдена у Э., и он, как святотатец, был побит камнями. Через много лет последовало чудесное.

обнаружение невинности Э.; потомки его убийц были вынуждены уплатить виру, за получением которой явился внук того Иадмона, который был его господином. Историческое ядро этой легенды заключается в отношении Дельфов, этого средоточия поэзии VI в., к Эзоповой басне: будучи вначале враждебным, оно со временем стало дружественным, т. е.

Дельфы сочли за лучшее принять под свое покровительство этот популярный и влиятельный тип повествовательной поэзии. – Что касается до самой Эзоповой басни, то под этим именем древние разумели ту, в которой действующими лицами выступали животные и др. бессловесные существа и предметы. Другой разновидностью была так назыв.

сибаритская басня, в которой выступали люди; кроме того, были еще басни ливийские, египетские, кипрские, карийские, киликийские.

Поименованные местности все лежат на окраинах (западной, южной, восточной) греческого миpa; это стоит в связи с часто замеченным фактом, что произведения народной словесности лучше сохраняются и раньше обращают на себя внимание именно на окраинах, где антагонизм с иными народностями заставляет более дорожить сокровищницей национальных преданий.

Согласно этому мы и во фригийце Э. должны будем видеть просто собирателя и пересказчика греческих басен; его популярность была причиной того, что всякая басня эзопического характера была приписываема ему. Есть основание предполагать, что в эпоху Аристофана (конец V в.

) в Афинах был известен письменный сборник Эзоповых басен, по которому учили детей в школе; ты невежда и лентяй, даже Э. не выучил!, говорит у Аристофана, одно действующее лицо. Это были прозаические пересказы, безо всякой художественной отделки. Признание Э.

Совет

Дельфами было для поэтов косвенным призывом внести в поэтическую литературу этот заброшенный вид народной словесности; откликнулся на него Сократ, под влиянием того мистического настроения, в котором он, как избранник дельфийского Аполлона, провел последние дни своей жизни. Переделки Сократа не сохранились для потомства; мнимые отрывки из них подложны.

Свод Эзоповых басен в прозе составил в конце IV в. Димитрий Фалерский. До нас из древности дошли лишь вольные поэтические переделки Бабрия (III в. по Р. Хр.) на греческом, Федра (I в. по Р. Хр.) и Авиена (IV в. по Р. Хр.) – на латинском яз.; те же сухие прозаические пересказы, которые озаглавлены в рукописях, как Эзоповы басни, все составлены в средние века.

– интерес к басням Э. переносился и на его личность; за неимением достоверных сведений о нем прибегали к легенде. Фригийский краснобай, иносказательно поносивший сильных мира сего, естественно представлялся человеком сварливым и злобным, на подобие Гомеровского Ферсита, а потому и портрет Ферсита, подробно изображенный Гомером, был перенесен и на Э.

Обратите внимание

Его представляли горбатым, хромым, с лицом обезьяны – одним словом, во всех отношениях безобразным и прямо противоположным божественной красоте Аполлона; таким он изображался и в скульптуре, между прочим – в том интересном изваянии, которое до нас сохранилось.

В средние века была сочинена в Византии анекдотическая биография Э.

, которая долго принималась за источник достоверных сведений о нем. Э. представлен здесь рабом, за бесценок продаваемым из рук в руки, постоянно обижаемым и товарищами рабами, и надсмотрщиками, и хозяевами, но умеющий удачно мстить своим обидчикам. Эта биография не только не вытекла из подлинной традиции об Э. – она даже и не греческого происхождения. Ее источник – еврейская повесть о мудром Акирии. принадлежа

щая к циклу легенд, которыми была окружена у позднейших евреев личность царя Соломона. Посредствующие звенья между этой повестью и византийской биографией Э. еще не обнаружены; сама повесть известна главным образом из древнеславянских переделок. Биография Э. получила широкую популярность и была рано переведена на многие языки, между прочим, на болгарский, турецкий и румынский.

Древность не сомневалась в историчности Эзопа, Возрождение впервые поставило этот вопрос под сомнение (Лютер), филология XVIII в. обосновала это сомнение (Ричард Бентли), филология XIX в.

довела его до предела (Отто Крузиус и за ним Резерфорд утверждали мифичность Эзопа с решительностью, характерной для гиперкритицизма их эпохи), XX век стал вновь склоняться к допущению исторического прототипа образа Эзопа. Под именем Эзопа сохранился сборник басен (из 426 коротких произведений) в прозаическом изложении. Есть основание предполагать, что в эпоху Аристофана (конец V в.

) в Афинах был известен письменный сборник Эзоповых басен, по которому учили детей в школе; «ты невежда и лентяй, даже Эзопа не выучил», – говорит у Аристофана одно действующее лицо. Это были прозаические пересказы, без всякой художественной отделки. В действительности, в так называемый Эзопов сборник вошли басни самых различных эпох.

Позднее имя Эзопа стало символом.

Его произведения передавались из уст в уста, и в III веке до н. э. были записаны в 10 книгах Деметрием Фалерским (ок. 350 – ок. 283 до н. э.). Это собрание было утрачено после IX в. н. э. В эпоху императора Августа Федр осуществил переложение этих басен латинским ямбическим стихом, Авиан, около IV в., переложил 42 басни латинским элегическим дистихом. Около 200 н. э.

Бабрий их изложил греческими стихами размером холиямб. Сочинения Бабрия были включены Планудом (1260-1310) в его знаменитую коллекцию, оказавшую влияние на позднейших баснописцев. «Эзоповы басни», все составлены в средние века. Интерес к басням Эзопа переносился и на его личность; за неимением достоверных сведений о нём прибегали к легенде.

Фригийский краснобай, иносказательно поносивший сильных мира сего, естественно, представлялся человеком сварливым и злобным, наподобие Гомеровского Терсита, а потому и портрет Терсита, подробно изображённый Гомером, был перенесён и на Эзопа.

Обратите внимание

Его представляли горбатым, хромым, с лицом обезьяны – одним словом, во всех отношениях безобразным и прямо противоположным божественной красоте Аполлона; таким он изображался и в скульптуре, между прочим – в том интересном изваянии, которое до нас сохранилось.

В средние века была сочинена в Византии анекдотическая биография Эзопа, которая долго принималась за источник достоверных сведений о нём. Эзоп представлен здесь рабом, за бесценок продаваемым из рук в руки, постоянно обижаемым и товарищами-рабами, и надсмотрщиками, и хозяевами, но умеющим удачно мстить своим обидчикам.

Эта биография не только не вытекла из подлинной традиции об Эзопе – она даже и не греческого происхождения. Её источник – еврейская повесть о мудром Акирии, принадлежащая к циклу легенд, которыми была окружена у позднейших евреев личность царя Соломона. Сама повесть известна, главным образом, из древнеславянских переделок. Мартен Лютер открыл, что книга басен Эзопа является не единоличным произведением одного автора, а сборником более древних и более новых басен, и что традиционный образ Эзопа – плод «поэтического сказания». Басни Эзопа были переведены (часто переработаны) на многие языки мира, в том числе знаменитыми басенниками Жаном Лафонтеном и Иваном Крыловом.

На русском языке полный перевод всех басен Эзопа был опубликован в 1968 году.

Некоторые басни      * Верблюд      * Ягнёнок и Волк      * Лошадь и Ишак      * Куропатка и Курицы      * Тростник и Оливковое дерево      * Орёл и Лиса      * Орёл и Галка      * Орёл и Черепаха      * Кабан и Лиса      * Осёл и Лошадь      * Осёл и Лиса      * Осёл и Коза      * Осёл, Грач и Пастух      * Лягушка, Крыса и Журавль      * Лиса и Баран      * Лиса и Осёл      * Лиса и Дровосек      * Лиса и Аист      * Лиса и Голубь      * Петух и Диамант      * Петух и Прислуга      * Олень      * Олень и Лев      * Пастух и Волк   &nb
sp;  * Собака и Баран      * Собака и кусок мяса      * Собака и Волк      * Лев с другими животными на охоте      * Лев и мышка      * Лев и Медведь      * Лев и Ишак      * Лев и Комар      * Лев и Коза      * Лев, Волк и Лиса      * Лев, Лиса и Ишак      * Человек и Куропатка      * Павлин и Галка      * Волк и Журавль      * Волк и Пастухи      * Старый Лев и Лиса      * Дикая Собака      * Галка и Голубь      * Летучая мышь      * Лягушки и Змея      * Заяц и Лягушки      * Курица и Ласточка      * Вороны и другие птицы      * Вороны и Птицы      * Львица и Лисица      * Мышь и Лягушка      * Черепаха и Заяц      * Змея и Крестьянин      * Ласточка и другие птицы      * Мышь из города и Мышь из деревни      * Бык и Лев      * Голубь и Вороны      * Коза и Пастух      * Обе лягушки      * Обе курицы      * Белая Галка      * Дикая Коза и виноградная ветка      * Три быка и Лев      * Курица и Яйцо      * Юпитер и Пчёлы      * Юпитер и Змея      * Грач и Лиса      * Зевс и Верблюд      * Две лягушки      * Два друга и Медведь

     * Два рака

(нет оценок)
Loading…

Источник: https://sochinenienatemupro.ru/sochinenie-na-temu-referatyi/tvorchestvo-biografiya-ezop/

Ссылка на основную публикацию