Жан Фуке: жизнь и творчество художника
Жан Фуке (фр. Jean Fouquet) (Тур, ок. 1420—1481) — французский живописец, первый мастер французского Возрождения, выдающийся портретист и миниатюрист, глава Турской школы.
Содержание
Биография Жана Фуке
Творчество Фуке
Работы художника
Картины Жана Фуке
Библиография
Фуке родился в г. Тур в долине Луары, который во второй половине XV в. стал резиденцией французских королей Карла VII и Людовика XI и одним из главных художественных центров Франции.
Вероятно, в начале 1440-х гг. учился в Париже, а затем первым из французских художников отправился в Италию и познакомился с искусством итальянского Возрождения (1445—1447). После этого вернулся в Тур, женился и открыл свою мастерскую.
Работал при дворах Карла VII (до 1461 г.) и Людовика XI. В 1474 г. получил титул «королевского живописца». Выполнял заказы самых знатных особ Франции. Меценатами и заказчиками Фуке были семьи королев, казначея Этьена Шевалье и канцлера Гийома Жювенеля Дезюрсена.
Творчество Фуке
Ярче всего искусство Фуке проявилось в портретном жанре. Созданные художником портреты Карла VII и его министров реалистичны и правдивы, в них нет ни лести, ни идеализации. Хотя манера исполнения этих работ во многом напоминает картины нидерландских живописцев, портреты Фуке более монументальны и значительны.
Чаще всего Фуке изображал свои модели в минуты молитвы, поэтому герои его произведений кажутся погруженными в собственные мысли, они как будто не замечают ни того, что происходит вокруг них, ни зрителей. Его портреты не отличаются парадной пышностью и роскошью аксессуаров, образы на них обыденны, прозаичны и по-готически статичны.
В конце 1450-х гг. мастер создал иллюстрации к сборнику новелл Джованни Боккаччо.
Великолепны его миниатюры к рукописи «Больших французских хроник», заказанных Карлом VII (другая рукопись «Больших французских хроник» проиллюстрирована Симоном Мармионом по заказу герцога Бургундии Филиппа III Доброго).
Миниатюры «Хроник» Фуке прославляют французский королевский дом, жизнь которого протекала в пирах и торжественных церемониях («Карл Великий находит тело Роланда», «Пир в честь Карла IV», «Коронование Карла Великого», «Жизнь Людовика II Заики» и др.).
Charlemagne Builder
Coronation of Philippe Auguste
Portrait of Charles VII, King of France
Драгоценным наследием Фуке являются миниатюры к «Иудейским древностям» древнееврейского историка Иосифа Флавия («Строительство Иерусалимского храма», «Взятие Иерихона», «Взятие Иерусалима», «Въезд Птолемея в Иерусалим» и др.), созданные в 70-е гг. XV в. В этих миниатюрах художник выступил как мастер батальных сцен.
Фуке — талантливый хроникер, его произведения удивительно точно, подробно и правдиво описывают исторические события.
Такова миниатюра «Суд над герцогом Алансонским в 1458 г.», представляющая на одном листе более двухсот персонажей. Несмотря на огромное количество фигур, изображение не сливается, а композиция остается четкой и ясной.
Особенно живыми и естественными кажутся герои на первом плане — горожане, пришедшие поглазеть на судилице, стражники, сдерживающие напор толпы. Очень удачно цветовое решение: центральную часть композиции выделяет синий фон ковра, которым покрыто место судилища.
Другие ковры с красивым орнаментом, шпалеры и растения подчеркивают выразительность миниатюры и придают ей особую красоту.
Работы художника
К значительным произведениям художника можно отнести «Меленский диптих» (ок.1451-1456), заказанный Фуке Этьеном Шевалье для церкви в его родном городе Мелене.
Книжная графика
- Шедевром Фуке являются миниатюры «Часослова Этьена Шевалье» (1450—1460), не имевшие себе равных по художественным достоинствам. Особенно хороши миниатюры «Благовещение», «Встреча Марии и Елизаветы», и другие, созданные на сюжеты Священного писания.
- В конце 1450-х гг. мастер создал иллюстрации к сборнику новелл Джованни Боккаччо.
- Великолепны его миниатюры к рукописи «Больших французских хроник», заказанных Карлом VII (другая рукопись «Больших французских хроник» проиллюстрирована Симоном Мармионом по заказу герцога Бургундии Филиппа III Доброго). Миниатюры «Хроник» Фуке прославляют французский королевский дом, жизнь которого протекала в пирах и торжественных церемониях («Карл Великий находит тело Роланда», «Пир в честь Карла IV», «Коронование Карла Великого», «Жизнь Людовика II Заики» и др.).
- Драгоценным наследием Фуке являются миниатюры к «Иудейским древностям» древнееврейского историка Иосифа Флавия («Строительство Иерусалимского храма», «Взятие Иерихона», «Взятие Иерусалима», «Въезд Птолемея в Иерусалим» и др.), созданные в 70-е гг. XV в. В этих миниатюрах художник выступил как мастер батальных сцен.
Библиография
- Золотова Е. Ю. Жан Фуке. М., 1984
- Петрусевич Н. Б. Искусство Франции XV—XVII вв. М., 1973
При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: ru.wikipedia.org, allbest.ru
Если вы нашли неточности или желаете дополнить эту статью, присылайте нам информацию на электронный адрес admin@allpainters.ru, мы и наши читатели будем вам очень благодарны.
Жан Фуке: картины художника
Творчество. Свобода. Живопись.
Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!
Жан Фуке: жизнь и творчество художника
5 (100%) 1 голос(ов)
Источник: https://allpainters.ru/fuke-zhan.html
Жан Фуке: картины, биография
Эпохе Возрождения во Франции началась почти на полтора столетия позже, чем в Италии. Но французские художники не стремились просто освоить итальянский опыт. Новое светское искусство Франции развивалось на основе переосмысления позднего готического искусства. В этом его большое своеобразие.
Жан Фуке один из интереснейших мастеров XV века. Он принадлежал к школе долины реки Луары, где особенности складывающегося искусства французского Ренессанса, его национальный характер проявились ярче всего.
Фуке жил в городе Туре, бывшем тогда резиденцией королей — сначала Карла VII, а потом Людовика XI. Фуке хорошо знал и нидерландцев и итальянскую живопись. Он провел несколько лет в Риме, где его картины очень оценили.
Но он никому не подражал, сумев выработать свою собственную художественную манеру.
Сильнее всего дарование Фуке проявилось в жанре портрета. Его «Богоматерь с младенцем» (ок.
1450) — часть разрозненного ныне диптиха из Мелена — не что иное, как портрет любовницы Карла VII Агнессы Сорель, это молодая хрупкая женщина с полуобнаженной грудью, с чуть капризным задумчивым, почти детским лицом.
Острая индивидуальность образа мадонны подчеркивается торжественной статикой композиции. Окружающие трон херувимы — огненно-красного и ярко-синего цвета. На фоне их резко выделяется особенная белизна младенца и мадонны, ее горностаевая мантия.
Фуке писал портреты Карла VII и его советников. И хотя он был придворным живописцем, у него нет ни малейшей склонности к идеализации, приукрашиванию своих моделей. Монументальность, торжественность его портретов создаются особым, очень строгим, размеренным ритмом.
При этом Фуке безжалостен в своей точности. Так, на портрете Карла VII (ок. 1445) стоит надпись — «Победоноснейший король Франции», а художник правдиво и точно изображает достаточно тщедушного и уж совсем не привлекательного героя, пресыщенного и сластолюбивого.
Фуке любит писать людей, погруженных в свой внутренний мир, не замечающих зрителя и не смотрящих на него.
В наследии Фуке много миниатюр, очень тонких и изящных по исполнению. Художник иллюстрировал и «Часослов Этьена Шевалье» (40 листов, 1452—1460), и «Жизнь знаменитых мужчин и женщин» Бокаччо (ок. 1458) и другие литературные произведения. Его миниатюры — своеобразный документ времени, свидетельство нравов, обычаев.
Он любил показывать сцены городской, крестьянской жизни, толпу. И эпизоды из античной истории и библейские герои и современники изображались обычно художником на фоне природы его родной Турени — пологих холмов, лугов, рек, иногда перемежавшихся элементами исторической архитектуры.
Его пейзажи лиричны, полны спокойствия, живописной мягкости.
Творчество Фуке заложило основы дальнейшего развития прогрессивных тенденций французского искусства.
Картины Фуке
Источник: http://www.artcontext.info/pictures-of-great-artists/55-2010-12-14-08-01-06/1799-fuke.html
Биография
Фуке, Николя
Никола Фуке
Николя Фуке (фр.
Размещено на реф.рф
Nicolas Fouquet; 1615—1680) — выходец из третьего сословия, который в первые годы правления Людовика XIV был одним из самых могущественных и богатых людей Франции.
Он занимал должность суперинтенданта финансов, приобрёл титулы виконта де Мёлен и де Во, маркиза де Бель-Иль (vicomte de Melun et de Vaux, marquis de Belle-Isle). Фуке построил для себя дворец Во-ле-Виконт, ставший вехой в истории европейской архитектуры. В 1661 ᴦ.
по приказу короля был арестован и остаток жизни провёл в заточении.
Родился в семье советника парламента Бретани. Был интендантом сначала в Дофинэ, потом при армиях в Каталонии и Фландрии, а во время Фронды в Париже. В этой последней должности он помогал правительству в борьбе с парламентом, воспрепятствовал конфискации имущества кардинала Мазарини и содействовал его возвращению в Париж.
В 1650 ᴦ. Фуке купил себе должность главного прокурора при парижском парламенте. Мазарини сделал в 1653 ᴦ. Фуке суперинтендантом финансов. Управление Фуке ознаменовалось приведением финансов в полное расстройство и систематическим расхищением государственной казны. Сначала его сдерживал другой суперинтендант, Сервиен, но после смерти последнего (1659) грабежу уже не было больше пределов.
Фуке выдавал ассигновки на уплату из той или другой статьи государственных доходов, но из фондов, уже истраченных.
Лица, получавшие ассигновки, продавали их за бесценок крупным финансистам, которые переводили их на действительные фонды и получали громадные барыши, причём значительную долю прибыли уступали Фуке.
Для покрытия расходов Фуке часто прибегал к займам за большие проценты, от 20 до 25 %.
Чтобы скрыть эти проценты, он в отчетах показывал цифру занятого капитала выше действительной. Кредиторами государства, кроме крупных финансистов, оказывались Мазарини, сам Фуке и толпа его прихлебателей. При сдаче налогов на откуп происходили страшные злоупотребления; откупщики обязаны были платить ежегодную пенсию не только самому Фуке, но и его любовницам и приближённым.
С 1654 ᴦ. Фуке перестал вести ведомость получаемых доходов, тратя громадные суммы на постройки, празднества, любовниц и шпионов. В Во он выстроил себе великолепный дворец и вёл там образ жизни, как бы предварявший будущий Версальский двор Людовика XIV. Его окружали художники и писатели, которым он покровительствовал (Лебрен, Ленотр, Мольер, Лафонтен и др.).
Хорошие отношения между Фуке и Мазарини расстроились к концу жизни последнего. Фуке стал приготовлять себе путь к власти на случай смерти Мазарини и вместе с тем принимал меры против возможного преследования.
Он купил остров Бель-Иль и стал превращать его в неприступную крепость; тогда же Фуке составил для своих приверженцев план сопротивления на случай его ареста. При дворе он сорил деньгами и создал себе партию; его уже называли L’Avenir.
Он подкупил духовника королевы-матери и этим привлёк её на свою сторону; пробовал подкупить и духовника самого короля.
Перед смертью Мазарини, рекомендуя Людовику XIV Кольбера, по-видимому, посоветовал королю отделаться от Фуке. Фуке посылал королю финансовые ведомости, уменьшая цифры расходов и увеличивая цифры доходов, и не подозревал, что король вместе с Кольбером тщательно проверяет эти ведомости.
Судьба Фуке была решена; но как генеральный прокурор, он мог быть судим только парламентом и в связи с этим предание его суду могло окончиться оправданием. Кольбер уговорил Фуке продать должность прокурора, а вырученную сумму поднести королю, чтобы упрочить за собой его благоволение.
Фуке согласился.
Замок Фуке Во (Vaux-le-Vicomte)
Тогда Людовик XIV решил арестовать Фуке во время празднеств, которые он устроил в честь короля в Во; но арест, по просьбе Анны Австрийской, был отложен.
Решимость короля, помимо убеждения в виновности Фуке, усугублялась и личным его нерасположением к Фуке, который оскорблял самолюбие короля чрезмерным великолепием и вдобавок имел неосторожность ухаживать за фавориткой короля Луизой де Лавальер.
Размещено на реф.рф
Король отправился в Нант; Фуке сопровождал его. 5 сентября 1661 ᴦ.
он по обыкновению присутствовал в королевском совете, но при выходе из совета был арестован лейтенантом королевских мушкетеров д'Артаньяном на площади перед собором святых Петра и Павла и отвезен в Венсеннский замок, а оттуда (в 1663 ᴦ.) в Бастилию.
На его имущество были наложены печати. Белль-Иль сдался королевским войскам без сопротивления. В числе бумаг, взятых у Фуке, находились шкатулка с громадным количеством писем, открывших перед королём всю сеть придворных интриг и план сопротивления. Ближайшие сотрудники и приверженцы Фуке тоже были арестованы и привлечены к ответственности, родственники и друзья — удалены от двора.
Источник: http://referatwork.ru/category/istoria/view/90211_biografiya
Живописная история. Жан Фуке. Меленский диптих
?
artdafniya (artdafniya) wrote,
2015-10-14 15:15:00 artdafniya
artdafniya
2015-10-14 15:15:00 Жан Фуке. Меленский диптих. 1450 год.
Франзуцский художник Жан Фуке родился в городе Туре, который во второй половине XV в. стал резиденцией короля Карла VII. Здесь же после обучения в Париже и поездки в Италию он провел всю свою жизнь при королевском дворе.
Ни одной достоверной работы Фуке доитальянского периода не сохранилось, поэтому все разговоры относительно влияний оставим искусствоведам.
Они любят сотрясать пустоту, а мы осмотрим его прекрасный Меленский диптих.
Левая створка:
Этьен Шевалье, заказчик диптиха, в молитвенной позе рядом с покровительственно положившим правую руку, святым его патроном Стефаном. В левой руке Стефан держит писание и камень – символ своего мученичества. Из Стефанова затылка покапывает кровь, его когда-то забили камнями. Судя по выражению лица он находится в паринирване.
Правая створка:В образе Мадонны с младенцем изображена первая красавица при дворе Карла VII Агнесса Сорель.Это была интересная женщина! Dame de Beauté! Король был влюблен в нее и пока королева Мария Анжуйская управлялась с его четырнадцатью детишками, Агнесса родила королю трех дочек. История этой женщины овеяна легендами.
Одни упрекали ее в расточительности, другие приписывали едва ли не главную заслугу в освобождении Франции от Англичан. Но весь французский двор считал ее самой красивой женщиной. Папа Римский говорил: «У неё самое прекрасное лицо, которое только можно увидеть на этом свете».
Агнесс Сорель приписывают заботу о замещении высших должностей заслуженными лицами. Таким лицом был Этьен Шевалье. Неподкупный королевский казначей, заказчик Меленского диптиха.
На коленях Мадонны сидит младенец Христос и указывает пальчиком на Этьена. Тем самым спаситель дает понять, что молитвы Шевалье услышаны.
Вокруг них милые ангелы принявшие красно-синие королевские цвета. По-русски это называется “в силах”.
Агнесса была модница. Ради нее король пошел против воли предков и разрешил носить бриллианты некоронованным особам. Видимо очень хотелось Агнессе блестнуть! Она изобрела длинный шлейф и носила при дворе весьма фривольные наряды, шокировавшие современников. Например платье с одной обнаженной грудью.
Кроме диптиха, известен портрет Агнессы Сорель работы того же Фуке. На нем она изображена в своем знаменитом платье.
Шевалье заказал диптих для того чтобы повесить над собственной гробницей в соборе Нотр-Дам, в родном городе Мелене.
Он должен был оставаться в соборе вечно, как вечно должны были служить мессу за упокой его души каждый день в шесть часов утра. Так и было на протяжении трех сотен лет, до середины 18 века. Потом случилась Французская революция и все, что при таких событиях бывает.
Створки диптиха были по разным сведениям украдены или проданы самими клириками. Диптих был разделен. Створки оказались по отдельности.В начале 19 века створка с портретом Шевалье попала к немецкому коллекционеру Брентано-Ларошу. Сейчас она хранится в музее Берлин-Далем.
Створку с Агнессой и младенцем купил в Париже мэр голландского Антверпена. Она хранится Королевском музее изящных искусств Антверпена.
Источник: https://artdafniya.livejournal.com/1122.html
Биография Фридрих Генрих Карл де ла Мотт Фуке по Гюнтер де Бройн – художественный анализ. Литература XX века
БРАНДЕНБУРГСКИЙ ДОН КИХОТ (1980) БРАНДЕНБУРГСКИЕ ИЗЫСКАНИЯ (1978)
Гюнтер де Бройн (род. в 1926 г.), писатель остросовременный, лауреат Национальной премии ГДР, обнаружил отчетливый интерес к историко-литературной проблематике, по сути дела, уже в романе «Присуждение премии» (1972).
В 1975 году он выпустил беллетризованную «Жизнь Жан Поля Фридриха Рихтера», значительно приблизив к нам многострадальную и исполненную творческих поисков жизнь замечательного немецкого прозаика конца XVIII— начала XIX века. Повестью «Бран-денбургские изыскания» Г.
де Бройн ввел проблему освоения культурного наследия в широкий круг этических и нравственных проблем современного социалистического общества. Томик произведений Фридриха де ла Мотт Фуке1 (послесловие из которого и включено в настоящую книгу) вышел в серии «Бранденбургская поэтическая галерея», которую Г.
(Данный материал поможет грамотно написать и по теме Биография Фридрих Генрих Карл де ла Мотт Фуке по Гюнтер де Бройн. Краткое содержание не дает понять весь смысл произведения, поэтому этот материал будет полезен для глубокого осмысления творчества писателей и поэтов, а так же их романов, повестей, рассказов, пьес, стихотворений.
) де Бройн выпускает вместе с Г. Вольфом в берлинском издательстве «Дер Морген». В этой же серии Г. де Бройн издал недавно «Доверительные письма» Кристофа Фридриха Николаи (1733—1811)', известного представителя позднего Просвещения в Германии, отважно, но порой односторонне боровшегося с крайностями «Бури и натиска» и романтизма.
Николаи принадлежит, например, известная пародия на «Страдания юного Вертера». Г. Вольф выпустил в этой серии книгу «Гейне в Берлине» (1980) и сборник избранных произведений Эвальда Христиана фон Клейста (1715—1759), друга Лессинга и одного из виднейших представителей анакреонтической поэзии XVMl века.
Поскольку жизнь и творчество Фуке советскому читателю почти не известны, приводим основные даты жизни и творчества Фуке.
1777—12 февраля родился Фридрих Генрих Карл де ла Мотт Фуке. 1779— Переезд в имение Закров около Потсдама.
1788— Переезд в имение Лентцке около Фербеллина.
1789— Август Людвиг Хюльзен становится домашним учителем Фуке. 1794— Фуке записывается в прусскую армию. Участие в походе против
Франции.
1798— Фуке вступает в брак с Марианной фон Шубэрт в Бюкебурге.
1802— Развод. Уход из армии.
1803— Фуке вступает в брак с Каролиной фон Рохов, урожденной фон Брист. Переезд в Неннхаузен под Ратеновом. Рождение дочери Марии Луизы. Первые публикации в журнале «Европа» Фридриха Шлегеля.
1804— Август Вильгельм Шлегель издает первую книгу Фуке «Драматические пьесы».
1810— 1811 —Сотрудничество в «Берлинской вечерней газете» Генриха фон Клейста.
1811— Издание журнала «Времена года», в котором публикуется «Ундина».
1812— 1814— Издание журнала «Музы».
1813— Участие в войне против Наполеона.
1814— Фуке издает «Петера Шлемиля» Шамиссо.
1815— Фуке издает «Предчувствие и современность» Эйхендорфа.
1815— 1816— Издание «Записных книжек для женщин».
1816— 1821— Издание журнала «В часы досуга».
1816—Премьера оперы «Ундина» в Берлине. Музыка: Э. Т. А, Гофман;
Источник: http://www.testsoch.info/biografiya-fridrix-genrix-karl-de-la-mott-fuke-po-gyunter-de-brojn-xudozhestvennyj-analiz-literatura-xx-veka/
Франсуа де Ларошфуко – краткая биография
Франсуа де Ларошфуко – французский писатель, моралист, философ. Родился в Париже 15 сентября 1613 г., был потомком знаменитого древнего рода; до того, как умер отец-герцог в 1650 г., его называли принцем де Марсийаком.
Проведя в Ангулеме все детство, Ларошфуко 15-летним подростком вместе с родителями переезжает во французскую столицу, и в дальнейшем его биография связана с жизнью при дворе.
Волею судеб еще в молодые годы Ларошфуко окунулся в дворцовую жизнь, полную интриг, радостей, достижений и разочарований, связанных со светской и личной жизнью, и это наложило отпечаток на все его творчество.
Будучи активным участником политической жизни, он выступал на стороне противников кардинала Ришелье, примкнув к Фронде, которую возглавлял принц Конде. Под знаменем борьбы с абсолютизмом в этом общественном движении участвовали люди, имеющие разное социальное положение. Ларошфуко непосредственно участвовал в сражениях и даже получил в 1652 г.
огнестрельное ранение, которое нанесло большой урон его зрению. В 1653 г. ему достался от умершего отца титул герцога.
В биографии Ларошфуко был период отдаления от придворного общества, во время которого он, впрочем, не утрачивал хороших отношений с женщинами, которые считались выдающимися представительницами своего времени, в частности, с мадам де Лафайет.
В 1662 г. впервые увидели свет »Мемуары Ларошфуко», в которых от имени третьего лица он повествует о военных и политических событиях времен Фронды, 1634-1652 гг. Его произведение представляет собой весьма важный источник сведений об этом периоде борьбы с абсолютизмом.
При всей значимости «Мемуаров» еще более важным для творческого пути сочинением Франсуа де Ларошфуко, квинтэссенцией его житейского опыта считается сборник афоризмов «Размышления, или Моральные изречения», получившие большую известность под названием «Максимы». Первое издание анонимно вышло в 1665 г.
, и всего до 1678 г. публиковалось пять изданий, каждое из которых было дополненным и переработанным. Красной нитью в этом произведении проходит мысль о том, что главными мотивами любых человеческих поступков являются эгоизм, тщеславие, приоритет личных интересов над чужими.
По сути своей она была не нова, многие мыслители того времени были очень далеки от идеализации человеческого поведения.
Однако успех творения Ларошфуко основывался на тонкости психологического анализа нравов общества, меткости, искусности примеров, иллюстрирующих его позицию, афористической четкости, лаконичности языка – неслучайно «Максимы» имеют большую литературную ценность.
У Франсуа де Ларошфуко сложилась репутации мизантропа и пессимиста, которой поспособствовали не только его хорошее знание людей, но и личные обстоятельства, разочарование в любви. В последние годы жизни его преследовали беды: недуги, смерть сына. 17 марта 1680 г. знаменитый аристократ и обличитель человеческой природы скончался в Париже.
Источник: http://www.wisdoms.one/biografiya_fransua_laroshfuko.html
Фуке ЖанКартины и биография
Фуке Жан (Fouquet Jean) (около 1420 – между 1477 и 1481), французский живописец и миниатюрист. Около 1440 года Фуке учился в Париже, между 1445 и 1447 годами посетил Рим, где изучал технику эмали у Антонио Филарете, труды Леона Баттиста Альберти, испытал влияние Мазаччо и Фра Анджелико; работал в Туре и Париже, в 1475 году упоминается как “живописец короля”.
В книжных миниатюрах на религиозные, исторические, светские темы (“Часослов Этьена Шевалье”, 1450-1455, Музей Конде, Шантийи, и другие собрания; “Большие хроники короля Франции”, 1458, Национальная библиотека, Париж; французский перевод “Жизни знаменитых мужчин и женщин” Джованни Боккаччо, 1458, Государственная библиотека, Мюнхен; “Иудейские древности” Иосифа Флавия, 1470-1476, Национальная библиотека, Париж) Фуке, один из основоположников искусства Раннего Возрождения во Франции, применял элементы воздушной и линейной перспективы, переносил место действия в поэтичные, напоенные светом и воздухом сельские пейзажи и улицы французских городов, отказывался от средневекового принципа размещения планов по вертикали. Любовью к предметному миру, торжественным композиционным ритмом, звучным, насыщенным колоритом отличаются религиозные композиции Фуке (правая часть диптиха “Мадонна с младенцем”, около 1451, Королевский музей изящных искусств, Антверпен). Исключительно правдивы и очень характерны выполненные Фуке портреты (короля Франции Карла VII, канцлера Гуллиаме Жювенеля дез Юрсен, обе картины в Лувре, Париж).
Картина Жана Фуке “Мадонна с младенцем”.
Религиозный образ Мадонны с младенцем на троне изображает также и более земной сюжет. Распространено мнение, что Мадонна на самом деле – это портрет Аньес Сорель, возлюбленной французского короля Карла VII. Ее поклонником был также и некто Шевалье, первый покровитель Фуке.
Эта картина была исполнена в год смерти Аньес, в память о которой она, возможно, и была заказана. Аньес Сорель (Agnes Sorel) (около 1422 – 9 февраля 1450), возлюбленная французского короля Карла VII, первая официальная любовница при дворе французских королей. Происходила, по-видимому, из небогатых дворян.
Была фрейлиной при дворе Изабеллы Лотарингской, королевы Сицилии, жены короля Рене Анжуйского, на сестре которого, Марии Анжуйской, был женат Карл VII. Ее связь с королем началась в 1444 году. В 1445 родился ее первый ребенок, после чего Аньес близко сошлась с королевой Марией, став ее фрейлиной.
Современники единодушно называли ее прекраснейшей из женщин (даже папа Пий II оставил восхищенный отзыв о ее внешности). При дворе Аньес Сорель ввела в моду облегающие платья, низкие декольте, обнажавшие одну грудь.
В 1448, когда у нее уже было трое детей от короля, она удостоилась от своего возлюбленного титула «Прекрасной Дамы» (игра слов; на французском языке Dame de Beaute означает также владелицу замка Боте-сюр-Марн). Фаворитке короля Карла VII были подарены замки, земли; она получала огромные денежные доходы. Умерла она после родов четвертого ребенка.
Во Франции широко распространены легенды, представляющие Аньес Сорель патриоткой, вместе с героиней Жанной д'Арк, способствовавшей освобождению страны от англичан.
Авторы подобных легенд относят дату рождения Аньес Сорель к первому десятилетию 15 века, а поворот короля от светских удовольствий к воинским подвигам приписывают ее влиянию. Эти предания, в частности, отражены в поэме Вольтера «Орлеанская девственница».
В середине 15 столетия, один из крупнейших французских живописцев того времени, Жан Фуке, известный своими миниатюрами, совершил путешествие в Италию, где он должен был видеть работы Пьеро делла Франчески и других ренессансных художников.
Необходимо отметить, что острое внимание Жана Фуке к деталям восходит к северным художникам, таким как Ян ван Эйк. Это заметно в трактовке короны Мадонны, украшенной драгоценными камнями, и различных по фактуре одежд, меха и прозрачной вуали.
Источник: http://smallbay.ru/artfrance/fouquet_jean.html
Во Ле Виконт, или Грустная и поучительная история министра финансов Николя Фуке
В старое, старое доброе время, да и в наши дни в некоторых «особо одаренных» и горячих головах бытовало и бытует мнение, что, Версаль — это всего лишь бледная копия дворцово-паркового комплекса Во Ле Виконт в предместьях Парижа, принадлежащего министру финансов при дворе Людовика XIV Николя Фуке.
В Во Ле Виконт мы едем прямо из Версаля, так что нам есть и будет, что и с чем сравнивать. Дорога из Версаля в Во Ле Виконт представляется нам весьма живописной и, проходит она через маленькие городки, изумрудные поля и аллеи.
В пути увлеченно беседуем с нашим гидом Ириной о французской музыке, привычках французов, взаимоотношениях коренного населения и «понаехавших тут» и о прочем, прочем.
Ирина рассказывает, что прокатившиеся недавно по Парижу погромы и поджоги, устроенные мусульманской молодежью и так ярко смаковавшиеся российским телевидением, на самом деле не были такими уж яркими и массовыми, а носили локальный характер и быстро и умело были подавлены местными властями.
Да и проходили они главным образом только в одном пригороде столицы, где основное население — выходцы из Африки. Столь обласканные на нашей родине Дассен и Мирей Матье, вовсе не являются кумирами французской публики. Ей милы Серж Гинсбург и Далида. Ну, и Пиаф, конечно.
Мне кажется, таким и должен быть настоящий и профессиональный гид, который не заваливает туриста своими энциклопедическими познаниями, а к месту расскажет какую-нибудь интересную историю, связанную с объектами экскурсии, поведает свои наблюдения об особенностях менталитета местного населения, повеселит байкой об особенностях характера того или иного исторического персонажа и т. п. А все имена, цифры, даты, названия каждый турист и сам при желании и необходимости легко найдет в Интернете. Господа гиды и экскурсоводы, не будьте занудами. Не «давите» нас своими познаниями, мы все равно ни черта не запомним из того, что вы в нас «накачиваете».
Но, вот и цель нашего путешествия.
Сразу же по приезду забредаем в небольшой выставочный зал, где собрана коллекция передвижных средств 19 века.
Впечатлившись видами карет и упряжей, решительно устремляемся к замку Николя Фуке.
История умалчивает, откуда этот скромный двадцатишестилетний чиновник при дворе короля заимел такие деньжищи, чтобы на свое жалованье приобрести сначала земли на многие и многие га.
, а затем, став королевским любимцем и дослужившись до чина министра финансов, построить на них шедевр архитектурного зодчества — величественный замок и парковый комплекс под названием Во Ле Виконт, роскоши которого позавидовал сам король-Солнце.
Что характерно, и в наши дни особенно в России, задаваться такими вопросами и искать на них ответы считается моветоном, делом неблагодарным, а подчас и опасным.
Для проектирования и строительства своего замка Фуке пригласил величайших гениев того времени: архитектора Левона, художника Лебрена и садовника Ленотра. Чтобы обеспечить подачу воды в мраморные водоемы, с «легкой руки» новоявленного владельца поместья были снесены с лица земли пять деревень, предварительно выкупленных блистательным и удачливым министром финансов.
Как бы там ни было, а только 17 августа 1661 г. Николя Фуке справил торжественное новоселье, на которое был приглашен сам король-Солнце.
На празднике жизни гостей смешили и развлекали Мольер с Лафонтеном. Вместо того, чтобы от души порадоваться за своего подданного и одарить последнего королевскими подарками на новоселье, Людовик XIV почернел хуже грозовой тучи, изошел завистью и задумал гадкое и противное.
А именно, своего фаворита Николя Фуке арестовать и сгноить в тюрьме, а замок Во Ле Виконт конфисковать, или, как сейчас говорят — «прихватизировать». Философы утверждают, что жизнь наша течет и развивается по спирали.
Что-то это история с Замком сильно попахивает нефтью Юкоса, не находите, мой любезный читатель?
Устав от созерцания внутренних покоев Версальского дворца, я решительно отказываюсь от осмотра внутреннего убранства замка Фуке и, вооружившись видеокамерой, отправляюсь снимать парковую территорию Замка.
И если мой любознательный и внимательный читатель не удовлетворится качеством некоторых фотоснимков, иллюстрирующих мой рассказ о Во Ле Виконте, так это только оттого, что сделаны эти фотографии с ленты видеокамеры, за что я и прошу снисхождения у знатоков и почитателей качественного фотоснимка.
Мои любимые фотокорреспонденты Оленька и Надюша — «любители» дворцовой роскоши, а также наш гид по Парижу Ирина пошли осматривать Замок изнутри. Ниже привожу их фоторепортаж, сделанный прямо «на месте событий».
Так вот, отзвенели бокалы, отыграли оркестры на новоселье, а уже 5 сентября того же года министр финансов Николя Фуке был арестован небезызвестным нам графом д`Артаньяном, то есть — Мишей Боярским, и был препровожден в Бастилию.
Сей поступок короля вызвал серьезную смуту и «непонятки» среди многочисленных французских историков, считающих, что «Железная маска» — это вовсе не брат-близнец короля-Солнца, как полагал Александр Дюма, а бывший министр финансов при королевском дворе и обладатель великолепнейшего дворцово-паркового комплекса Во Ле Виконт — Николя Фуке.
Замок Людовик XIV «прихватизировал», а славная троица в составе Лебрена, Ленотра и Левона дружно переключилась на постройку королевского дворца в Версале. Вот уж воистину: «Все могут короли, все могут короли…».
Ну, а Николя Фуке, безвылазно отмотав в казематах Бастилии «недолгих» 19 лет, благополучно и тихо отошел в мир иной, оставив о себе светлую и роскошную память в виде дворцово-паркового комплекса под названием Во Ле Виконт.
Кстати, король-Солнце оказался парнем весьма великодушным и отнюдь не жадным. Через 10 лет после конфискации, он вернул таки Во Ле Виконт супруге своего бывшего главного финансиста Фуке.
Ныне Во Ле Виконтом владеет граф Патрис де Вога, который летними вечерами устраивает тут романтические посиделки для посетителей. Во дворце и парке одновременно зажигаются 2000 свечей, звучит живая музыка. Воздух наполнен ароматами цветов и щебетом птиц. Красиво, не правда ли?!
Дожидаться вечера в Во Ле Виконте мы не стали, а вернулись в Париж, где на пристани купили три билета на двухпалубный кораблик и отправились в романтическое путешествие по Сене. Впрочем, это уже совсем другая история, о которой я когда-нибудь, дай Бог, и напишу.
Источник: https://www.tourister.ru/responses/id_2935
Фуке Фридрих Мотт — Биография
Фридрих Генрих Карл де ля Мотт Фуке (фр. Friedrich de La Motte-Fouqué; 12 февраля 1777 — 23 января 1843) — немецкий писатель эпохи романтизма, известный главным образом благодаря сказочной повести «Ундина» (1811).
По происхождению — барон из французских эмигрантов-гугенотов, осевших в Пруссии. Дед Фуке — генерал, которому Фридрих Великий отдал рыцарскую академию, основанную в 1703 году на небольшом островке около Бранденбурга-на-Хафеле.
Будущий писатель с младенчества воспитывался в обстановке рыцарства и воинской доблести, отсюда его закономерное желание стать военным. Его отец Карл был офицером прусской армии, а мать Луиза (урождённая фон Шлегель) происходила из старинного дворянского рода. Она была крестницей прусского короля Фридриха II.
Луиза старалась направить интересы сына в сторону науки и образования. Для этой цели в качестве преподавателя в дом был приглашен Август Хульзен.
Под его руководством Фридрих приступает к изучению древнегреческого языка и творений Гомера, знакомится с образцами германского героического эпоса («Эдда») и великими произведениями драматического искусства (Шекспир).
1792 — формирование антифранцузской коалиции. Фуке рвётся на войну. 1794 — Фуке стал корнетом кирасирского полка герцога Веймарского. 1795 — был заключён мир с Францией.
Фуке не успел поучаствовать в сражениях, он продолжает испытывать интерес к Франции и преклоняется перед Наполеоном. 1795—1799 — сближение Фуке и его учителя Хульзена.
Любимым романом Фуке становится «Странствие Франца Штернбальда» Людвига Тика.
В 1798 года женится на Марианне фон Шуберт. В 1802 году их брак распадается. Во время проживания в Веймаре знакомится с Гете, Шиллером и Гердером.
В 1803 году его женой становится Каролина фон Рохов, более известная как Каролина де ла Мотт Фуке — писательница и хозяйка литературого салона, посетителями которого были, среди прочих, Адельберт фон Шамиссо, Йозеф фон Эйхендорф, Август Вильгельм Шлегель,Эрнст Теодор Амадей Гофман.
В это время он вместе со своей новой женой совершает свадебное путешествие в Дрезден, бывает в доме Т. Кернера и встречается с Тиком и Клейстом. С последним его сближают разговоры о войне. Клейст является воплощением рыцаря нового времени для Фуке. Он тяжело воспринимает самоубийство Клейста, которое называет «исходом болезни человеческой совести». В 1811 году Фуке напишет о жизни Клейста.
С 1813 года Фуке в чине ротмистра прусской армии под командыванием фельдмаршала Блюхера участвует в сражениях Войны шестой коалиции. Храбрый боец, Фуке все же чужд антифранцузских настроений.
Война для него — возможность выявить лучшие человеческие качества с обеих сторон, в особенности уважение достоинства противника. В 1815 году выходит из службы в чине майора и возвращается в имение своей жены в Ненхаузен. В 1831 умирает его жена — Каролина де ла Мотт Фуке.
В 1833 он женится в третий раз. До 1841 года живет в Галле, затем возвращается в Берлин. В 1840—1842 годах вместе с Людвигом фон Альвенслебеном издает «Журнал для немецкого дворянства» (Zeitung für den deutschen Adel). Некоторое время вынужден жить на литературные гонорары.
Вскоре ему назначают пенсию Ф. В. Генриха Четвёртого. Скончался 23 января 1843 года в Берлине.
Источник: http://pomnipro.ru/memorypage30153/biography