Краткая биография гофман

Гофман Эрнст Теодор Амадей

Эрнст Теодор Амадей Гофман… В этом имени есть что-то магическое. Его всегда произносят полностью, и оно как будто окружено тёмным гофрированным воротником с огненными отблесками.Впрочем, так и должно быть, потому что на самом деле Гофман был волшебник.Да-да, не просто сказочник, как братья Гримм или Перро, а самый настоящий волшебник.

Судите сами, ведь только истинный маг может творить чудеса и сказки… из ничего. Из бронзовой дверной ручки с ухмыляющейся рожей, из щипцов для орехов и хриплого боя старых часов; из шума ветра в листве и ночного пения котов на крыше. Правда, Гофман не носил чёрной мантии с таинственными знаками, а ходил в поношенном коричневом фраке и вместо волшебной палочки использовал гусиное перо.

Волшебники родятся, где и когда им вздумается. Эрнст Теодор Вильгельм (как вначале его звали) явился на свет в славном городе Кёнигсберге в день Святого Иоанна Златоуста в семье юриста.Наверное, он поступил опрометчиво, ибо ничто так не сопротивляется волшебству, как законы и право.

Обратите внимание

И вот юноша, который с самого раннего детства больше всего на свете любил музыку (и даже взял себе имя Амадей в честь Моцарта), играл на фортепьяно, скрипке, органе, пел, рисовал и сочинял стихи, — этот юноша должен был, как и все его предки, стать чиновником.

Юный Гофман покорился, окончил университет и много лет служил в разных судебных ведомствах.

Он скитался по городам Пруссии и Польши (которая тогда тоже была прусской), чихал в пыльных архивах, зевал на заседаниях суда и рисовал карикатуры на членов судейской коллегии на полях протоколов.

Не раз злополучный юрист пробовал бросить службу, но это ни к чему не приводило. Отправившись в Берлин попытать счастья как художник и музыкант, он едва не умер с голоду.

В маленьком городе Бамберге Гофману довелось быть композитором и дирижёром, режиссёром и декоратором в театре; писать статьи и рецензии для «Всеобщей музыкальной газеты»; давать уроки музыки и даже участвовать в продаже нот и роялей! Но ни славы, ни денег это ему не прибавляло.

Иногда, сидя у окна в своей крошечной комнатке под самой крышей и глядя в ночное небо, он думал, что дела в театре никогда не пойдут на лад; что Юлия Марк, его ученица, поёт как ангел, а он некрасив, беден и несвободен; и вообще жизнь не удалась…Юльхен скоро выдали замуж за глупого, но богатого коммерсанта и увезли навсегда.

Гофман покинул опостылевший Бамберг и уехал сначала в Дрезден, потом в Лейпциг, чуть не был убит бомбой во время одной из последних наполеоновских битв и наконец…

То ли судьба над ним сжалилась, то ли помог святой покровитель Иоанн Златоуст, но однажды незадачливый капельмейстер взял перо, обмакнул его в чернильницу и…

Тут-то и зазвенели хрустальные колокольчики, зашептались в листве золотисто-зелёные змейки и была написана сказка «Золотой горшок» (1814).А Гофман наконец-то обрёл самого себя и свою волшебную страну. Правда, кое-какие гости из этой страны навещали его и раньше («Кавалер Глюк», 1809).

Чудесных историй вскоре набралось много, из них составился сборник под названием «Фантазии в манере Калло» (1814-1815). Книжка имела успех, и автор сразу стал знаменитым.

«Я похож на детей, родившихся в воскресенье: они видят то, что не видно другим людям».

Важно

Сказки и новеллы Гофмана могли быть смешными и страшными, светлыми и зловещими, но фантастическое в них возникало неожиданно, из самых обыденных вещей, из самой жизни. В этом и был великий секрет, о котором первым догадался Гофман.

Слава его росла, а денег всё не было. И вот писатель снова вынужден надеть мундир советника юстиции, теперь уже в Берлине.

Тоска одолевала его в этой «человеческой пустыне», но всё же именно здесь были написаны почти все его лучшие книги: «Щелкунчик и мышиный король» (1816), «Крошка Цахес» (1819), «Ночные рассказы» (очень страшные), «Принцесса Брамбилла» (1820), «Житейские воззрения кота Мурра» и многое другое.

Постепенно сложился и круг друзей — таких же фантазёров-романтиков, как и сам Гофман. Их весёлые и серьёзные беседы об искусстве, о тайнах человеческой души и прочих предметах воплотились в четырёхтомный цикл «Серапионовы братья» (1819-1821).

Гофман был полон замыслов, служба не слишком его обременяла, и всё было бы хорошо, да только… «Чёрт на всё может положить свой хвост».

Советник Гофман как член апелляционного суда заступился за несправедливо обвинённого человека, вызвав гнев полицей-директора фон Камптца. Мало того, дерзкий писатель изобразил этого достойного деятеля прусского государства в повести «Повелитель блох» (1822) под видом тайного советника Кнаррпанти, который сначала арестовывал преступника, а потом подбирал ему подходящее преступление. Фон Камптц в ярости пожаловался королю и приказал изъять рукопись повести. Против Гофмана возбудили судебное дело, и только хлопоты друзей и тяжёлая болезнь избавили его от преследования.
Он был почти полностью парализован, но до конца не терял надежды. Последним чудом был рассказ «Угловое окно», где схвачена на лету ускользающая жизнь и запечатлена для нас навеки.

Произведения э.т.а.гофмана

СОБРАНИЕ СОЧИНЕНИЙ: В 6 т.: Пер. с нем. / Предисл. А.Карельского; Коммент. Г.Шевченко. — М.: Худож. лит., 1991-2000.
В России всегда любили Гофмана. Образованная молодёжь зачитывалась им по-немецки. В библиотеке А.С.

Пушкина стояло полное собрание сочинений Гофмана во французских переводах. Очень скоро появились и русские переводы, например, «История щипцов для орехов», или «Грызун орехов и царёк мышей» — так тогда назывался «Щелкунчик».

Трудно перечислить всех деятелей русского искусства, испытавших влияние Гофмана (от Одоевского и Гоголя — до Мейерхольда и Булгакова). И тем не менее, какая-то загадочная сила долго препятствовала изданию всех книг Э.Т.А.Гофмана на русском языке.

Только теперь, спустя почти два века, мы можем прочесть знаменитые и незнакомые тексты писателя, собранные и прокомментированные, как то и подобает творениям гения.

ИЗБРАННЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ: В 3 т. / Вступ. ст. И.Миримского. — М.: Гослитиздат, 1962.

ЖИТЕЙСКИЕ ВОЗЗРЕНИЯ КОТА МУРРА ВКУПЕ С ФРАГМЕНТАМИ БИОГРАФИИ КАПЕЛЬМЕЙСТЕРА ИОГАННЕСА КРЕЙСЛЕРА, СЛУЧАЙНО УЦЕЛЕВШИМИ В МАКУЛАТУРНЫХ ЛИСТАХ / Пер. с нем. Д.Каравкиной, В.Гриба // Гофман Э.Т.А. Повелитель блох: Повести, роман. — М.: ЭКСМО-Пресс, 2001. — С. 269-622.

Однажды Гофман увидел, что его воспитанник и любимец полосатый кот по имени Мурр открывает лапой ящик письменного стола и укладывается там спать на рукописях.

Уж не научился ли он, чего доброго, читать и писать? Так возник замысел этой необыкновенной книги, в которой глубокомысленные рассуждения и «героические» похождения кота Мурра перемежаются страницами биографии его хозяина — капельмейстера Крейслера, так похожего на самого Гофмана.

Роман, к несчастью, остался незавершённым.

ЗОЛОТОЙ ГОРШОК И ДРУГИЕ ИСТОРИИ: Пер. с нем. / Послесл. Д.Чавчанидзе; Рис. Н.Гольц. — М.: Дет. лит., 1983. — 366 с.: ил.
За миром видимым и осязаемым есть другой, чудесный мир, полный красоты и гармонии, но открывается он не каждому. Это подтвердят вам и маленький рыцарь Щелкунчик, и бедный студент Ансельм, и таинственный незнакомец в шитом камзоле — кавалер Глюк…

Совет

ЗОЛОТОЙ ГОРШОК; КРОШКА ЦАХЕС, ПО ПРОЗВАНИЮ ЦИННОБЕР: Сказки: Пер. с нем. / Вступ. ст. А.Гугнина; Худож. Н.Гольц. — М.: Дет. лит., 2002. — 239 с.: ил. — (Шк. б-ка).
Не пытайтесь разгадать секрет двух самых волшебных, самых глубоких и неуловимых историй Гофмана.

Как ни сплетай сеть из социальных и философских теорий, а зелёные змейки всё равно скользнут в воду Эльбы и только сверкнут изумрудными искрами… Читайте и слушайте эти сказки, как музыку, следуя за переливами мелодии, причудами фантазии, вступая в зачарованные залы, отворяя ворота чудесных парков… Только, замечтавшись, не споткнитесь о какую-нибудь корзинку с яблоками. Ведь её хозяйка может оказаться самой настоящей колдуньей.

КРЕЙСЛЕРИАНА; ЖИТЕЙСКИЕ ВОЗЗРЕНИЯ КОТА МУРРА; ДНЕВНИКИ: Пер. с нем. — М.: Наука, 1972. — 667 с.: ил. — (Лит. памятники).КРЕЙСЛЕРИАНА; НОВЕЛЛЫ: Пер. с нем. — М.: Музыка, 1990. — 400 с.

«Крейслериана»

«Есть лишь один ангел света, способный осилить демона зла. Этот светлый ангел — дух музыки…» Капельмейстер Иоганнес Крейслер произносит эти слова в романе «Кот Мурр», но впервые этот герой появляется в «Крейслериане», где высказывает самые задушевные и глубокие мысли Гофмана о музыке и музыкантах.

«Фермата»«Поэт и композитор»«Состязание певцов»
В этих новеллах Гофман по-разному разыгрывает темы, волновавшие его всю жизнь: что такое творчество; какой ценой достигается совершенство в искусстве.

ПЕСОЧНЫЙ ЧЕЛОВЕК: Повести: Пер. с нем. / Рис. В.Бисенгалиева. — М.: Текст, 1992. — 271 с.: ил. — (Волшебный фонарь).
«Игнац Деннер»«Песочный человек»«Дож и догаресса»«Фалунские рудники»
Злые чародеи, безымянные тёмные силы и сам дьявол всегда готовы завладеть человеком. Горе тому, кто дрогнет перед ними и впустит тьму в свою душу!

«Мадемуазель де Скюдери: Рассказ из времён Людовика XIV»
Новелла о загадочных преступлениях, поразивших Париж XVII века — первая переведённая на русский язык вещь Гофмана и первый детектив в истории литературы.

ПЕСОЧНЫЙ ЧЕЛОВЕК: [Повести, новеллы] / Предисл. А.Карельского. — СПб.: Кристалл, 2000. — 912 с.: ил.

«Приключение в ночь под Новый год»
«Ни с чем не сообразные, просто чёрт знает какие происшествия» случаются в эту пору.

Ледяной вьюжной ночью в маленьком берлинском кабачке могут встретиться путешественник, не отбрасывающий тени, и бедный художник, который, странно сказать… не отражается в зеркале!

«Повелитель блох: Сказка в семи приключениях двух друзей»
Добрый чудак Перегринус Тис, сам того не ведая, спасает мастера-блоху, всех блох повелителя. В награду он получает волшебное стёклышко, позволяющее читать чужие мысли.

СЕРАПИОНОВЫ БРАТЬЯ: Э.Т.А.ГОФМАН. СЕРАПИОНОВЫ БРАТЬЯ; «СЕРАПИОНОВЫ БРАТЬЯ» В ПЕТРОГРАДЕ: Антология / Сост., предисл. и коммент. А.А.Гугнина. — М.: Высш. шк., 1994. — 736 с.Сборник Э.Т.А.

Гофмана «Серапионовы братья» печатается почти в том же виде, в каком он появился при жизни автора и его друзей — писателей Ф. де ла Мотт Фуке, А. фон Шамиссо, юриста Ю.Хитцига, врача и поэта Д.Ф.Кореффа и других, назвавших свой кружок в честь ясновидящего пустынника Серапиона.

Устав их гласил: свобода вдохновения и фантазии и право каждого быть самим собой.

Спустя сто лет, в 1921 году, в Петрограде молодые русские писатели объединились в Серапионово братство — в честь Гофмана и романтиков, во имя Искусства и Дружбы, назло хаосу и войне партий.

Обратите внимание

Сборник произведений новых «серапионов» Михаила Зощенко, Льва Лунца, Всеволода Иванова, Вениамина Каверина и других также публикуется в этой книге впервые с 1922 года.

ЩЕЛКУНЧИК И МЫШИНЫЙ КОРОЛЬ: Рождественская сказка / Пер. с нем. И.Татариновой; Ил. М.Андрухиной. — Калининград: Благовест, 1992. — 111 с.: ил. — (Волшебная копилка детства).

«Тик-и-так, тик-и-так! Не хрипите громко так! Слышит всё король мышиный… Ну, часы, напев старинный! Трик-и-трак, бум-бум!»Войдём на цыпочках в гостиную советника Штальбаума, где уже горят рождественские свечи, а на столах разложены подарки.

Если встать в сторонке и не шуметь, то увидишь удивительные вещи…

Этой сказке без малого двести лет, но странное дело! Щелкунчик и маленькая Мари с тех пор нисколько не постарели, а мышиный король и его матушка Мышильда ничуть не подобрели.

Литература о жизни и творчестве э.т.а.гофмана

Баландин Р.К. Гофман // Баландин Р.К. Сто великих гениев. — М.: Вече, 2004. — С. 452-456.Берковский Н.Я. Гофман: [О жизни, главных темах творчества и влиянии Гофмана на мировую литературу] // Берковский Н.Я. Статьи и лекции по зарубежной литературе. — СПб.: Азбука-классика, 2002. — С. 98-122.Берковский Н.Я. Романтизм в Германии. — СПб.

: Азбука-классика, 2001. — 512 с.Из содерж.: Э.Т.А.Гофман.Бэлза И. Чудный гений: [Гофман и музыка] // Гофман Э.Т.А. Крейслериана; Новеллы. — М.: Музыка, 1990. — С. 380-399.Гессе Г. [О Гофмане] // Гессе Г. Магия книги. — М.: Книга, 1990. — С. 59-60.Гофман Э.Т.А. Жизнь и творчество: Письма, высказывания, документы: Пер. с нем. / Сост., предисл. и послесл. К.Гюнцеля.

— М.: Радуга, 1987. — 462 с.: ил.Гугнин А. «Серапионовы братья» в контексте двух столетий // Серапионовы братья: Э.Т.А.Гофман. Серапионовы братья; «Серапионовы братья» в Петрограде: Антология. — М.: Высш. шк., 1994. — С. 5-40.

Гугнин А. Фантастическая реальность Э.Т.А.Гофмана // Гофман Э.Т.А. Золотой горшок; Крошка Цахес, по прозванию Циннобер. — М.: Дет. лит.

, 2002. — С. 5-22.

Дудова Л. Гофман, Эрнст Теодор Амадей // Зарубежные писатели: Биобиблиогр. словарь: В 2 ч.: Ч. 1. — М.: Дрофа, 2003. — С. 312-321.Каверин В. Речь к столетию со дня смерти Э.Т.А.Гофмана // Серапионовы братья: Э.Т.А.Гофман.

Серапионовы братья; «Серапионовы братья» в Петрограде: Антология. — М.: Высш. шк., 1994. — С. 684-686.Карельский А. Эрнст Теодор Амадей Гофман // Гофман Э.Т.А. Собр. соч.: В 6 т. — М.: Худож. лит., 1991-2000. — Т. 1. — С. 5-26.Мистлер Ж. Жизнь Гофмана / Пер. с фр. А.Франковского.

— Л.: Academia, 1929. — 231 с.Пискунова С. Эрнст Теодор Амадей Гофман // Энциклопедия для детей: Т. 15: Всемирная литература: Ч. 2: XIX и XX века. — М.: Аванта+, 2001. — С. 31-38.

Фюман Ф.

Крошка Цахес, по прозванию Циннобер // Встреча: Повести и эссе писателей ГДР об эпохе «Бури и натиска» и романтизма. — М., 1983. — С. 419-434.

Харитонов М. Сказки и жизнь Гофмана: Предисловие // Гофман Э.Т.А. Маленький Цахес по прозванию Циннобер. — Саратов: Приволжск. кн. изд-во, 1984. — С. 5-16.Художественный мир Э.Т.А.Гофмана: [Сб. статей]. — М.: Наука, 1982. — 295 с.: ил.Цвейг С. Э.Т.А.

Читайте также:  Краткая биография боборыкин

Гофман: Предисловие к французскому изданию «Принцессы Брамбиллы» // Цвейг С. Собр. соч.: В 9 т. — М.: Библиосфера, 1997. — Т. 9. — С. 400-402.

Щербакова И. Рисунки Э.Т.А.Гофмана // Панорама искусств: Вып. 11. — М.: Сов. художник, 1988. — С. 393-413.

Экранизации произведений э.т.а.гофмана

— ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ФИЛЬМЫ —

Мадемуазель де Скюдери. ГДР, 1955. В гл. роли — Х.Портен.
Эликсир. Игровой/анимационный. По мотивам романа «Эликсиры сатаны» и повести «Золотой горшок». Реж. И.Евтеева. Россия, 1994.

— МУЛЬТИПЛИКАЦИОННЫЕ ФИЛЬМЫ —

Щелкунчик. По мотивам сказки Э.Т.А.Гофмана и балета П.И.Чайковского. Реж. Б.Степанцев. СССР, 1973.Щелкунчик. Реж. А.Шелманов, Т.Ильина, В.Угаров, Н.Мальгина. Россия-Германия, 2003. Роли озвучивали: Е.Миронов, О.Остроумова, Е.Шифрин, Г.Тараторкин и др.Щелкунчик. США.

Щелкунчик и Мышиный король. Реж. Т.Ильина. Музыка П.Чайковского. Россия, 1999.

Источник: http://bibliogid.ru/pisateli/o-pisatelyakh/523-gofman

ГОФМАН, ЭРНСТ ТЕОДОР АМАДЕЙ

ГОФМАН, ЭРНСТ ТЕОДОР АМАДЕЙ (Hoffman, Ernst Theodor Amadeus) (1776–1822), немецкий писатель, композитор и художник, в чьих фантастических рассказах и романах воплотился дух немецкого романтизма. Эрнст Теодор Вильгельм Гофман родился 24 января 1776 в Кёнигсберге (Восточная Пруссия). Уже в раннем возрасте обнаружил таланты музыканта и рисовальщика.

Изучал право в Кёнигсбергском университете, затем двенадцать лет служил судейским чиновником в Германии и Польше. В 1808 любовь к музыке подвигла Гофмана занять пост театрального капельмейстера в Бамберге, шесть лет спустя он дирижировал оркестром в Дрездене и Лейпциге.

В 1816 вернулся на государственную службу советником Берлинского апелляционного суда, где и прослужил вплоть до смерти, последовавшей 24 июля 1822.

Литературой Гофман занялся поздно. Наиболее значительны сборники рассказов Фантазии в манере Калло (Fantasiestücke in Callots Manier, 1814–1815), Ночные рассказы в манере Калло (Nachtstücke in Callots Manier, 2 vol., 1816–1817) и Серапионовы братья (Die Serapionsbrüder, 4 vol.

, 1819–1821); диалог о проблемах театрального дела Необыкновенные страдания одного директора театров (Seltsame Leiden eines Theaterdirektors, 1818); рассказ в духе волшебной сказки Крошка Цахес по прозванию Циннобер (Klein Zaches, genannt Zinnober, 1819); и два романа – Эликсир дьявола (Die Elexiere des Teufels, 1816), блистательное исследование проблемы двойничества, и Житейские воззрения кота Мурра (Lebensansichten des Kater Murr, 1819–1821), отчасти автобиографическое произведение, исполненное остроумия и мудрости. К числу наиболее известных рассказов Гофмана, входивших в упомянутые сборники, принадлежат волшебная сказка Золотой горшок (Die Goldene Topf), готическая повесть Майорат (Das Mayorat), реалистически достоверный психологический рассказ о ювелире, который не в силах расстаться со своими творениями, Мадемуазель де Скюдери (Das Fräulein von Scudéry) и цикл музыкальных новелл, в которых на редкость удачно воссозданы дух некоторых музыкальных сочинений и образы композиторов.

Важно

Блистательная фантазия в сочетании со строгим и прозрачным стилем обеспечили Гофману особое место в немецкой литературе.

Действие его произведений почти никогда не происходило в далеких краях – как правило, он помещал своих невероятных героев в повседневную обстановку. Гофман оказал сильное воздействие на Э.

По и некоторых французских писателей; несколько его рассказов послужили основой для либретто знаменитой оперы – Сказкок Гофмана (1870) Ж.Оффенбаха.

Все произведения Гофмана свидетельствуют о его талантах музыканта и художника. Многие свои творения он иллюстрировал сам. Из музыкальных сочинений Гофмана наибольшей известностью пользовалась опера Ундина (Undine), впервые поставленная в 1816; среди его сочинений – камерная музыка, месса, симфония. Как музыкальный критик он проявил в своих статьях такое понимание музыки Л.

Бетховена, каким могли похвастать немногие из его современников. Гофман так глубоко почитал Моцарта, что даже переменил одно из своих имен, Вильгельм, на Амадей. Он оказал влияние на творчество своего друга К.М.фон Вебера, а на Р.

Шумана сочинения Гофмана произвели такое сильное впечатление, что он назвал свою Крейслериану в честь капельмейстера Крейслера, героя нескольких сочинений Гофмана.

См. также НЕМЕЦКАЯ ЛИТЕРАТУРА.

Литература:

Гофман Э.Т.А. Избранные произведения, тт. 1–3. М., 1962
Житомирская З.В. Э.Т.А.Гофман. Библиография русских переводов и критической литературы о нем. М., 1964
Берковский Н.Я.

Э.Т.А.Гофман. – В кн.: Берковский Н.Я. Романтизм в Германии. Л., 1973
Художественный мир Э.Т.А.Гофмана. М., 1982
Э.Т.А.Гофман: Жизнь и творчество. Письма, высказывания, документы. М.

, 1987

Проверь себя!
Ответь на вопросы викторины «Псевдонимы…»

Как настоящая фамилия Анны Андреевны Ахматовой?

Источник: https://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/literatura/GOFMAN_ERNST_TEODOR_AMADE.html

Гофман Эрнст Теодор Амадей краткая биография

Дата рождения: 24 января 1776 годаДата смерти: 25 июня 1822 годаМесто рождения: Кенигсберг, Пруссия

Гофман Эрнст Теодор Амадей – известный во всем мире немецкий писатель и художник. Также Эрнст Гофман был довольно популярным композитором.

Эрнст появился на свет в Кенигсберге, в семье адвоката. Когда мальчику исполнилось три года, его родители развелись. Мальчик отправили к бабушке, маме матери, где он воспитывался не без участия дяди. Дядя был юристом, умным и талантливым, а дополнительно интересовался мистикой и фантастикой.

Это произвело впечатление на Эрнста, он с самого раннего детства сам стал рисовать, также обнаружились музыкальные способности. Музыке подросток обучался у органиста Х. Подбельского. Дядя посоветовал молодому человеку стать юристом, хотя последующая жизнь показала, что настоящим призванием все-таки было искусство рисования и композиторская деятельность.

Тем не менее, Эрнст окончил обучение юриспруденции в местном университете и начал работать в государственном учреждении.Он уехал из Кенигсберга и в течение семи лет трудился на разных государственных должностях, не бросая, однако, занятий рисованием и музыкой. Ему удавалось трудиться режиссером, декоратором в нескольких театрах, расположенных в Берлине, Лейпциге, Дрездене.

Совет

Затем он решил уйти со службы, пытаясь заработать на жизнь своим любимым делом. К сожалению, заработков ему на жизнь не хватало, нужда стала постоянным спутником вплоть до получения скромного наследства. Ему удавалось трудиться режиссером, декоратором в нескольких театрах, расположенных в Берлине, Лейпциге, Дрездене.

В Дрездене он получил должность капельмейстера, но после увольнения финансовые дела вновь пошли очень плохо и молодой человек был вынужден вернуться на службу. Произошло это в Берлине, новая работа кроме дохода оставляла достаточно времени для творчества.

Тем не менее, ему не удалось наладить творческий процесс, так как он, избегая местного общества, проводил много времени, употребляя вино в общественных заведениях, и страдал бессонницей. Его разум рождал чудовищные картины, которые томили его самого. Тем не менее, утром он должен был быть на службе.

Весь этот жизненный опыт лег в основу сказок и повестей, которые иногда пугали своей мрачностью, а иногда меняли тональность на более легкую и мажорную. Эти произведения не были с восторгом приняты немецкими литературными критиками, так как в моде был совсем иная литература-романтизм в классическом понимании этого слова.

Тем не менее писатель был популярен в Европе и даже любим в России за свою способность показать душевные терзания и внутренний мир. Он был одним из немногих литераторов, использовавших сатиру и сарказм в своих произведениях. Порой он довольно смело выставлял на посмешище политические порядки Пруссии.Подобный образ жизни привел к тому, что писатель к 46 годам истощил сове здоровье до крайней степени и умер в достаточно молодом возрасте.

Достижения Эрнста Гофмана:

• Организовал симфонический оркестр в Варшаве• Оказал огромное влияние на творивших в более позднее время Р. Шумана, Р. Вагнера, П. Чайковского• Положил своими операми начало эпохи немецких романтических опер• Написал несколько сборников новелл• Автор двух опер, балета и множества небольших музыкальных форм

Даты из биографии Эрнста Гофмана:

• 1776 г. появился на свет• 1800 г. окончил университет в Кенигсберге• 1807 г. начал работать дирижером• 1809 г. создал «Кавалера Глюка»• 1813 г. написал новеллу «Дон Жуан», получил наследство• 1815 г. потерял место капельмейстера• 1816 г. занял должность советника апелляционного суда• 1816 г. занял должность советника юстиции

• 1822 г. скончалсяСейчас смотрят:{module Сейчас смотрят:} ActionTeaser.ru — тизерная реклама ActionTeaser.ru — тизерная реклама

Источник: https://referat5top.ru/biografii/498-gofman-ernst-teodor-amadej-kratkaya-biografiya

Такой разный Гофман

Эрнст Теодор Амадей Гофман

Крупный писатель-прозаик, Гофман открыл новую страницу в истории немецкой романтической литературы.

Велика его роль и в области музыки как зачинателя жанра романтической оперы и особенно – как мыслителя, впервые изложившего музыкально-эстетические положения романтизма.

Обратите внимание

В качестве публициста и критика Гофман создал новый художественный вид музыкальной критики, развитый затем многими крупными романтиками (Вебер, Шуман, Лист, Берлиоз и другие). Псевдоним в качестве композитора — Иоганн Крайслер.

Жизнь Гофмана, его творческий путь — это трагическая история выдающегося, разносторонне одаренного художника, непонятого современниками.

Биография Теодора Гофмана

Эрнст Теодор Амадей Гофман (1776—1822) родился в Кенигсберге, в семье королевского адвоката. После смерти отца Гофман, которому тогда было всего лишь 4 года, воспитывался в семье дяди. Уже в детские годы проявилась любовь Гофмана к музыке и живописи.
Э.Т.А. Гофман – юрист, мечтавший о музыке, и ставший известным в качестве писателя

В период пребывания в гимназии он сделал значительные успехи в игре на фортепиано и в рисовании. В 1792—1796 годы Гофман прошел курс наук на юридическом факультете кёнигсбергского университета. С 18 лет он начал давать уроки музыки.

Гофман мечтал о музыкальном творчестве.

«Ах, если бы я мог действовать согласно влечениям своей природы, я непременно стал бы композитором, — писал он одному из своих друзей.

— Я убежден, что в этой области я мог бы быть великим художником, а в области юриспруденции всегда останусь ничтожеством»

После окончания университета Гофман занимает незначительные судейские должности в небольшом городке Глогау. Всюду, где жил Гофман, он продолжал заниматься музыкой и живописью.

Важнейшим событием в жизни Гофмана было посещение Берлина и Дрездена в 1798 году. Художественные ценности картинной галереи Дрездена, а также разнообразные впечатления концертной и театральной жизни Берлина произвели на него огромное впечатление.
Гофман верхом на коте Мурре сражается с прусской бюрократией

В 1802 году за одну из своих злых карикатур на высшее начальство Гофман был смещен с должности в Познани и отправлен в Плоцк (отдаленная прусская провинция), где находился, по существу, в изгнании. В Плоцке, мечтая о поездке в Италию, Гофман изучал итальянский язык, занимался музыкой, живописью, карикатурой.

К этому времени (1800—1804) относится появление первых крупных его музыкальных произведений.

Важно

В Плоцке были написаны две фортепианные сонаты (f-moll и F-dur), квинтет c-moll для двух скрипок, альта, виолончели и арфы, четырехголосная месса d-moll (в сопровождении оркестра) и другие произведения.

В Плоцке же была написана первая критическая статья о применении хора в современной драме (в связи с «Мессинской невестой» Шиллера, напечатана в 1803 году в одной из берлинских газет).

Начало творческой карьеры

В начале 1804 года Гофман получил назначение в Варшаву

Провинциальная атмосфера Плоцка угнетала Гофмана. Он жаловался друзьям и стремился выбраться из «гнусного местечка». В начале 1804 года Гофман получил назначение в Варшаву.

В крупном культурном центре того времени творческая деятельность Гофмана приняла более интенсивный характер. Музыка, живопись, литература овладевают им все в большей степени. В Варшаве были написаны первые музыкально-драматические произведения Гофмана. Это зингшпиль на текст К.

Брентано «Веселые музыканты», музыка к драме Э. Вернера «Крест на Балтийском море», одноактный зингшпиль «Непрошенные гости, или Миланский каноник», опера в трех актах «Любовь и ревность» на сюжет П.

Кальдерона, а также симфония Es-dur для большого оркестра, две фортепианные сонаты и много других произведений.

Возглавив Варшавское филармоническое общество, Гофман в 1804—1806 годы выступает дирижером в симфонических концертах, читает лекции о музыке. Одновременно он осуществил живописную роспись помещения Общества.

В Варшаве Гофман познакомился с произведениями немецких романтиков, крупных писателей и поэтов: Авг. Шлегеля, Новалиса (Фридриха фон Харденберга), В. Г. Ваккенродера, Л. Тика, К. Брентано, оказавших большое воздействие на его эстетические взгляды.

Гофман и театр

Интенсивная деятельность Гофмана была прервана в 1806 году вторжением в Варшаву войск Наполеона, уничтожившего прусскую армию и распустившего все прусские учреждения. Гофман остался без средств к существованию. Летом 1807 года с помощью друзей он переехал в Берлин, а затем в Бамберг, где прожил до 1813 года.

В Берлине Гофман не нашел применения своим разносторонним способностям. По объявлению в газете он узнал о месте капельмейстера в городском театре Бамберга, куда переехал в конце 1808 года. Но не проработав там и года, Гофман оставил театр, не желая мириться с рутиной и угождать отсталым вкусам публики.

Как композитор, Гофман взял себе псевдоним — Иоганн Крайслер

В поисках заработка в 1809 году он обратился к известному музыкальному критику И. Ф. Рохлицу — редактору «Всеобщей музыкальной газеты» в Лейпциге — с предложением написать ряд рецензий и новелл на музыкальные темы.

Совет

Рохлиц предложил Гофману в качестве темы историю гениального музыканта, дошедшего до полной нищеты.

Так возникли гениальная «Крейслериана» — серия очерков о капельмейстере Иоганнесе Крейслере, музыкальные новеллы «Кавалер Глюк», «Дон-Жуан» и первые музыкально-критические статьи.

В 1810 году, когда во главе бамбергского театра оказался старый друг композитора Франц Гольбейн, Гофман возвратился в театр, но теперь уже в качестве композитора, художника-декоратора и даже архитектора. Под влиянием Гофмана в репертуар театра были включены произведения Кальдерона в переводах Авг. Шлегеля (незадолго до этого впервые опубликованные в Германии).

Музыкальное творчество Гофмана

В 1808-1813 годы было создано много музыкальных произведений:

  • романтическая опера в четырех актах «Напиток бессмертия»
  • музыка к драме «Юлий Сабин» Содена
  • оперы «Аврора», «Дирна»
  • одноактный балет «Арлекин»
  • фортепианное трио E-dur
  • струнный квартет, мотеты
  • четырехголосные хоры а cappella
  • Miserere с сопровождением оркестра
  • много произведений для голоса с оркестром
  • вокальные ансамбли (дуэты, квартет для сопрано, двух теноров и баса и другие)
  • в Бамберге Гофман начал работу над своим лучшим произведением — оперой «Ундина»
Читайте также:  Сочинения об авторе моравиа

Когда в 1812 году Ф. Гольбейн покинул театр, положение Гофмана ухудшилось, и он вынужден был снова искать себе должность. Отсутствие средств к жизни заставило Гофмана вернуться к юридической службе.

Осенью 1814 года он переехал в Берлин, где с этого времени занимал разные должности по министерству юстиции. Однако душа Гофмана по-прежнему принадлежала литературе, музыке, живописи… Он вращается в литературных кругах Берлина, встречается с Л. Тиком, К. Брентано, А. Шамиссо, Ф.

Фуке, Г. Гейне.
Лучшим произведением Гофмана была и остается опера «Ундина»

Одновременно возрастает известность Гофмана-музыканта. В 1815 году в Королевском театре в Берлине была исполнена его музыка к торжественному прологу Фуке. Через год, в августе 1816 года, в том же театре состоялась премьера «Ундины». Постановка оперы отличалась необыкновенной пышностью и была встречена публикой и музыкантами очень тепло.

«Ундина» явилась последним крупным музыкальным произведением композитора и одновременно сочинением, открывшим новую эпоху в истории романтического оперного театра Европы.

Дальнейший творческий путь Гофмана связан главным образом с литературной деятельностью, с его наиболее значительными произведениями:

  • «Элексир дьявола» (роман)
  • «Золотой горшок» (сказка)
  • «Щелкунчик и мышиный король» (сказка)
  • «Чужое дитя» (сказка)
  • «Принцесса Брамбилла» (сказка)
  • «Крошка Цахес по прозванию Циннобер» (сказка)
  • «Майорат» (повесть)
  • четыре тома рассказов «Серапионовы братья» и другие…

Статуя, изображающая Гофмана с его котом Мурром

Литературное творчество Гофмана завершилось созданием романа «Житейские воззрения кота Мурра вкупе с фрагментами биографии капельмейстера Иоганнеса Крейслера, случайно уцелевшими в макулатурных листах» (1819—1821).

В 1820 году Гофман был назначен членом правительственной комиссии по расследованию политических преступлений. Такое назначение глубоко противоречило всему демократическому настрою мировоззрения Гофмана.

В своей сказке «Повелитель блох» («Мейстер Фло») он вывел остро сатирический образ юридического советника Кнаррпантп, в котором современникам легко было узнать председателя комиссии Г. фон Кампца. Об этом стало известно в министерстве юстиции. Рукопись конфисковали.

Против Гофмана было возбуждено судебное дело. Все это совпало с резким ухудшением состояния здоровья писателя.

25 июня 1822 года Гофман скончался.

(2

Источник: https://ProPianino.ru/takoj-raznyj-gofman

Гофман: произведения, полный список, разбор и анализ книг, краткая биография писателя и интересные жизненные факты

Искусство и развлечения 16 мая 2018

Эрнст Теодор Амадей Гофман родился в 1776 году. Место его рождения -Кенигсберг. Поначалу в его имени присутствовал Вильгельм, но он сам изменил имя, так как очень сильно любил Моцарта.

Его родители развелись, когда ему было всего 3 года, и его воспитывала бабушка — мать его матери. Дядя его был юристом и очень умным человеком.

Отношения у них складывались довольно сложные, однако дядя оказал влияние на племянника, на развитие его различных талантов.

Ранние годы

Когда Гофман вырос, он тоже решил, что станет юристом. Он поступает в университет в Кенигсберге, после обучения служил в разных городах, его профессия — судейский чиновник. Но такая жизнь была не для него, поэтому он начал рисовать и музицировать, чем и пытался зарабатывать на жизнь.

Вскоре он встретил свою первую любовь Дору. На ту пору ей было всего 25, но она была замужем и уже родила 5 детей. Они вступили в отношения, но в городе начали сплетничать, и родственники решили, что нужно отослать Гофмана в Глогау к другому дядюшке.

Начало творческого пути

В конце 1790-х Гофман становится композитором, он взял себе псевдоним Иоганн Крейслер. Есть несколько произведений, которые достаточно известны, например, — написанная им в 1812 году опера под названием «Аврора». Также Гофман работал в Бамберге в театре и служил капельмейстером, а также был дирижером.

Так сложилась судьба, что Гофман вернулся на госслужбу. Когда он сдал экзамен в 1800 году, то стал работать асессором в Верховном суде Познани. В этом городе он и встретил Михаэлину, с которой вступил в брак.

Литературное творчество

Э.Т.А. Гофман произведения свои начал писать в 1809 году. Первая новелла называлась «Кавалер Глюк», ее напечатала Лейпцигская газета. Когда же он вернулся к юриспруденции в 1814 году, то одновременно писал и сказки, в том числе «Щелкунчик и Мышиный король». Во времена, когда Гофман творил, процветал немецкий романтизм.

Если хорошенько прочитать произведения, то можно увидеть основные тенденции школы романтизма. Например ирония, идеальный художник, ценность искусства. Писатель демонстрировал конфликт, который происходил между реальностью и утопией. Он постоянно иронизирует над своими героями, которые пытаются найти в искусстве какую-то свободу.

Исследователи творчества Гофмана едины в своем мнении, что нельзя отделять его биографию, его творчество от музыки. Особенно, если наблюдать за новеллами -например «Крейслериана».

Обратите внимание

Все дело в том, что в ней главным героем является Иоганнес Крейслер (как мы помним, это псевдоним автора). Произведение представляет собой очерки, темы у них разные, но герой один. Уже давно признано, что именно Иоганн считается двойником Гофмана.

Вообще писатель — человек довольно яркий, он не боится трудностей, готов бороться с ударами судьбы, чтобы достичь определенной цели. И в данном случае это искусство.

«Щелкунчик»

Данная сказка была опубликована в сборнике в 1716 году. Когда Гофман создавал это произведение, то пребывал под впечатлением от детей своего приятеля. Детишек звали Мари и Фриц, их имена Гофман дал своим персонажам. Если прочитать Гофмана «Щелкунчик и мышиный король «, анализ произведения покажет нам моральные принципы, которые пытался передать автор детям.

Вкратце история такова: Мари и Фриц готовятся к Рождеству. Крестный всегда делает игрушку для Мари. Но после Рождества эту игрушку обычно забирают, так как она очень искусно сделана.

Дети приходят к елке и видят, что там целая куча подарков, девочка находит Щелкунчика. Эта игрушка служит для того, чтобы разгрызать орехи. Как-то Мари заигралась в куклы, и в полночь появились мыши, во главе со своим королем. Это была огромная мышь с семью головами.

Тогда игрушки во главе с Щелкунчиком оживают и вступают с мышами в бой.

Краткий анализ

Если сделать анализ произведения Гофмана «Щелкунчик», то заметно, что писатель постарался показать, как важно добро, мужество, милосердие, что нельзя оставлять кого бы то ни было в беде, надо помогать, проявлять смелость. Мари смогла рассмотреть в неказистом Щелкунчике его свет. Ей понравилось его добродушие, и она всеми силами старалась защищать своего любимца от противного брата Фрица, который вечно обижал игрушку.

Несмотря ни на что, она пытается помочь Щелкунчику, отдает сладости наглому Мышиному королю, лишь бы тот не причинял солдатику вред. Здесь демонстрируются смелость и мужество. Мари и ее брат, игрушки и Щелкунчик объединяются ради достижения цели — победы над Мышиным королем.

«Золотой горшок»

Данное произведение является также достаточно известным, и Гофман создавал его, когда в 1814 году к Дрездену подошли французские войска, которые вел Наполеон. При этом город в описаниях довольно реален. Автор рассказывает про быт людей, как они катались на лодке, ходили в гости друг другу, проводили народные гулянья и многое другое.

События сказки разворачиваются в двух мирах, это реальный Дрезден, а также Атлантида. Если делать анализ произведения «Золотой горшок» Гофмана, то можно увидеть, что автор описывает гармонию, которую в обычной жизни днем с огнем не сыщешь. Главным героем является студент Ансельм.

Писатель постарался красиво рассказать про долину, где растут прекрасные цветы, летают удивительные птицы, где все пейзажи просто великолепны. Когда-то там жил дух Саламандр, он влюбился в Огненную лилию и нечаянно послужил причиной разрушения сада князя Фосфора.

Тогда князь выгнал этого духа в мир людей и рассказал, какое у Саламандра будет будущее: люди забудут про чудеса, он снова встретит свою любимую, появится у них три дочки. Саламандр сможет вернуться домой, когда его дочери найдут себе возлюбленных, готовых поверить, что чудо возможно.

В произведении Саламандр тоже может видеть будущее и предсказывать его.

Произведения Гофмана

Надо сказать, что хотя у автора было очень интересные музыкальные произведения, тем не менее, он известен в качестве сказочника. Произведения для детей Гофмана достаточно популярны, некоторые из них можно прочитать маленькому ребенку, какие-то подростку. Например, если взять сказку про Щелкунчика, то она подойдет и для тех, и для других.

«Золотой горшок» — сказка довольно интересная, но наполненная аллегориями и двойным смыслом, где демонстрируются основы нравственности, которые актуальны и в наши непростые времена, например, умение дружить и помогать, защищать, проявлять мужество.

Достаточно вспомнить и «Королевскую невесту» — произведение, которое было основано на реальных событиях. Речь идет про поместье, где проживает один ученый со своей дочкой.

Овощами правит подземный король, он и его свита приходят в огород Анны и оккупируют его. Они мечтают о том, что однажды на всей Земле будут жить только человекоовощи. А началось все с того, что Анна нашла необычайное кольцо…

Цахес

Кроме вышеописанных сказок, есть и другие произведения подобного рода Эрнста Теодора Амадея Гофмана — «Крошка Цахес, по прозванию Циннобер». Жил-был один маленький уродец. Фея пожалела его.

Она решила подарить ему три волоска, имеющих волшебные свойства. Как только что-то происходит в том месте, где Цахес находится, значительное или талантливое, или кто-то подобное произносит, то все думают, что это сделал он. А если карлик сделает какую-нибудь пакость, то все думают на других. Обладая подобным даром, крошка становится среди народа гением, его вскоре назначают министром.

«Приключение в новогоднюю ночь»

Однажды в ночь как раз под Новый год один странствующий товарищ попал в Берлин, где с ним произошла некая вполне волшебная история. Он встречает в Берлине Юлию, свою возлюбленную.

Такая девушка существовала на самом деле. Гофман преподавал ей музыку и был влюблен, но родные помолвили Юлию с другим.

«История о пропавшем отражении»

Интересен факт, что вообще в произведениях автора то и дело где-нибудь проглядывает мистическое, а уж про необычное и говорить не стоит. Умело смешивая юмор и нравственное начало, чувства и эмоции, реальный и нереальный мир, Гофман добивается полного внимания своего читателя.

Этот факт можно проследить в интересном произведении «История о пропавшем отражении».

Важно

Эразм Спикер очень сильно хотел посетить Италию, чего и смог добиться, однако там он встретил прекрасную девушку Джульетту. Он совершил плохой поступок, вследствие чего ему пришлось уехать домой.

Рассказывая все Джульетте, он говорит, что хотел бы с ней остаться навечно. В ответ она просит его, отдать свое отражение.

Другие произведения

Надо сказать, что известные произведения Гофмана разных жанров и для разных возрастов. Например, мистическая «История привидений».

Гофман очень сильно тяготеет к мистике, что прослеживается в рассказах про вампиров, про роковую монахиню, про песочного человека, а также в серии книг под названием «Ночные этюды».

Интересна забавная сказка о повелителе блох, где речь идет про сынка богатого торговца. Ему не по душе то, чем занимается его отец, и он не собирается идти по той же дорожке.

Эта жизнь не для него, и он пытается сбежать от действительности. Однако его неожиданно арестовывают, хотя он не понимает за что. Тайный советник хочет найти преступника, а виновен преступник или нет, ему неинтересно.

Он точно знает — у каждого человека можно найти какое-либо прегрешение.

В большинстве произведений Эрнста Теодора Амадея Гофмана присутствует много символики, мифов и легенд. Сказки вообще трудно делить по возрастам.

Вот, например, взять «Щелкунчика», этот рассказ настолько интригующий, наполнен приключениями и влюбленностью, событиями, которые происходят с Мэри, что будет достаточно интересен детям и подросткам, и даже взрослые с удовольствием его перечитывают.

По данному произведению снимаются мультфильмы, неоднократно ставятся спектакли, балет и т. д.

На фото — первое исполнение «Щелкунчика» в Мариинском театре.

Совет

А вот другие произведения Эрнста Гофмана возможно будут немного трудноваты для восприятия ребенком. Некоторые люди приходят к этим произведениям вполне осознанно, чтобы насладиться необычайным стилем Гофмана, его причудливой смесью.

Гофмана привлекает тема, когда человек страдает безумием, совершает какое-то преступление, у него есть «темная сторона». Если у человека есть воображение, есть чувства, то он может впасть в безумие и покончить жизнь самоубийством.

Для того чтобы написать рассказ «Песочный человек», Гофман изучал научные труды по болезням и клиническим составляющим.

Новелла привлекла внимание исследователей, среди них был и Зигмунд Фрейд, который даже посвятил этому произведению свое эссе.

Каждый решает сам, в каком возрасте ему читать книги Гофмана. Некоторые не совсем понимают его слишком сюрреалистического языка. Однако стоит только начать читать произведение, как поневоле втягиваешься в этот смешанный мистический и безумный мир, где в реальном городе живет гном, где по улицам ходят духи, а прелестные змейки ищут своих прекрасных принцев.

Источник: fb.ru

Источник: https://monateka.com/article/276298/

Эрнст Гофман биография коротко

Гофман Эрнст Теодор Амадей — немецкий писатель и композитор. Краткая биография Гофмана изложена в этой статье.

Гофман биография коротко

Родился 24 января 1776 в Кенигсберге (ныне Калининград). Сын чиновника. Родители разошлись, когда мальчику было три года; его воспитывал дядя — юрист по профессии.

В 1800 году Гофман прекрасно окончил курс юридических наук в Кенигсбергского университете и связал свою жизнь с государственной службой. До 1807 года работал в различных делах, в свободное время занимаясь музыкой и рисованием. После университета он получил место ассесора в Познани, где был радушно принят в обществе. В Познани молодой человек так пристрастился к кутежа, что был переведен в Полоцк с понижением в должности. Там Гофман женился на польке из добропорядочной буржуазной семьи и одумался.

Читайте также:  Краткая биография мисима

Несколько лет семья бедствовала, Гофман периодически работал как дирижер, композитор и декоратор в театрах Берлина, Бамберга, Лейпцига и Дрездена, писал статьи о музыке для журналов.

Обратите внимание

После 1813 дела его пошли лучше после получения небольшого наследства. Место капельмейстера в Дрездене ненадолго удовлетворило его профессиональные амбиции.

Он стал одним из основоположников романтической эстетики, представлял музыку как «неизвестное царство», раскрывающий человеку смысл его чувств и страстей.

Ему принадлежит романтическая опера «Ундина» (1813), симфонии, хоры, камерные произведения и др.

Во время битвы при Ватерлоо Гофманы оказались в Дрездене, где пережили все тяготы и ужасы войны. Именно тогда Гофман подготовил к печати сборник «Фантазии в духе Калло» (в четырех томах, 1815), куда вошли новеллы «Кавалер Гьлюк», «Музыкальные страдания Иоганна Крейслера, капельмейстера», «Дон Жуан».

В 1816 г. Гофман получил в Берлине место советника юстиции, что обеспечивает твердый доход и позволяет посвящать время искусству. В литературном творчестве он проявил себя как классический романтик.

В новеллах, повестях « Золотой горшок » (1814), « Крошка Цахес по прозвищу Циннобер » (1819), романе «Эликсир дьявола» (1816) мир представлен как видим в двух планах: реальном и фантастическом, причем фантастический постоянно вторгается в реальный ( феи пьют кофе, колдуньи торгуют пирожками и т. п.).

Писателя привлекала область таинственного, запредельного: бред, галлюцинации, бессознательный страх — его любимые мотивы.

Скончался 25 июня 1822 года в Берлине.

Источник: https://fizika-ili-himija.ru/ernst-gofman-biografiya-korotko/

Эрнст Теодор Амадей Гофман — биография, информация, личная жизнь, фото, видео

Эрнст Теодор Вильгельм Гофман (нем. Ernst Theodor Wilhelm Hoffmann). Родился 24 января 1776, Кёнигсберг, Королевство Пруссия — умер 25 июня 1822, Берлин, Королевство Пруссия. Немецкий писатель-романтик, композитор, художник и юрист.

Из уважения к Амадею Моцарту в 1805 году сменил имя «Вильгельм» на «Амадей» (Amadeus). Заметки о музыке публиковал под именем Иоганнес Крейслер (нем. Johannes Kreisler).

Гофман родился в семье крещенного еврея прусского адвоката Кристофа Людвига Гофмана (1736—1797).

Когда мальчику было три года, его родители разошлись, и он воспитывался в доме бабушки по материнской линии под влиянием своего дяди-юриста, человека умного и талантливого, склонного к фантастике и мистике.

Важно

Гофман рано продемонстрировал способности к музыке и рисованию. Но, не без влияния дяди, Гофман выбрал себе стезю юриспруденции, из которой всю свою последующую жизнь пытался вырваться и зарабатывать искусством.

1799 — Гофман пишет музыку и текст трёхактного зингшпиля «Маска».

1800 — в январе Гофман безуспешно хлопочет о постановке своего зингшпиля в Королевском Национальном театре. 27 марта он сдаёт третий экзамен по юриспруденции и в мае назначается на должность асессора в познаньском окружном суде. В начале лета Гофман путешествует вместе с Гиппелем в Потсдам, Лейпциг и Дрезден, а затем прибывает в Познань.

До 1807 года работал в разных чинах, в свободное время занимаясь музыкой и рисованием.

В 1801 Гофман пишет зингшпиль «Шутка, хитрость и месть» на слова Гёте, который в Познани ставят на сцене. Жан Поль отправляет партитуру со своей рекомендацией Гёте.

В 1802 Гофман создаёт карикатуры на некоторых лиц познаньского высшего общества. В результате последовавшего за этим скандала Гофман переводится в порядке наказания в Плоцк.

В начале марта Гофман разрывает помолвку с Минной Дёрфер и женится на польке Михалине Рорер-Тжчиньской (он нежно зовёт её Мишей). Летом юные супруги переезжают в Плоцк.

Здесь Гофман остро переживает свою вынужденную изоляцию, он ведёт замкнутый образ жизни, пишет церковную музыку и произведения для фортепиано, изучает теорию композиции.

В 1803 — первая литературная публикация Гофмана: эссе «Письмо монаха своему столичному другу» напечатано 9 сентября в «Прямодушном». Безуспешная попытка участвовать в конкурсе Коцебу на лучшую комедию («Премия»). Гофман хлопочет о переводе в одну из западных провинций Пруссии.

Совет

В 1805 Гофман пишет музыку к спектаклю Захарии Вернера «Крест на Балтике». «Весёлых музыкантов» ставят на сцене в Варшаве. 31 мая возникает «Музыкальное общество», и одним из его руководителей становится Гофман.

В 1806 Гофман занимается оформлением дворца Мнишков, приобретённом «Музыкальным обществом», сам расписывает многие его помещения. На торжественном открытии дворца Гофман дирижирует своей симфонией ми-бемоль мажор. 28 ноября Варшаву занимают французы — прусские учреждения закрыты, и Гофман лишается должности.

В апреле 1808 Гофман занимает должность капельмейстера в недавно открытом театре Бамберга. В начале мая у Гофмана возникает замысел «Кавалера Глюка». В это время он очень остро нуждается.

9 июня Гофман уезжает из Берлина, посещает Хампе в Глогау и забирает Мишу из Познани. 1 сентября он прибывает в Бамберг, а 21 октября неудачно дебютирует как дирижёр в Бамбергском театре. Сохранив звание капельмейстера, Гофман слагает с себя обязанности дирижёра.

На жизнь он зарабатывает частными уроками и случайными музыкальными сочинениями для театра.

В 1810 Гофман выступает в качестве композитора, декоратора, драматурга, режиссёра и помощника директора Бамбергского театра, переживающего свой расцвет. Создание образа Иоганнеса Крейслера — alter ego Гофмана («Музыкальные страдания капельмейстера Крейслера»).

В 1812 Гофман задумывает оперу «Ундина», начинает писать «Дон Жуана».

В 1813, в октябре, Гофман задумывает повесть-сказку «Золотой горшок».

В 1814 Гофман заканчивает «Золотой горшок». В начале мая выходят первые два тома «Фантазий в манере Калло». 5 августа Гофман завершает оперу «Ундина».

В сентябре министерство юстиции Пруссии предлагает Гофману должность государственного чиновника, поначалу без оклада, и он соглашается.

Обратите внимание

26 сентября Гофман приезжает в Берлин, где знакомится с Фуке, Шамиссо, Тиком, Францем Хорном, Филиппом Фейтом.

Все попытки Гофмана зарабатывать на жизнь искусством приводили к бедности и бедствиям. Лишь после 1813 года дела его пошли лучше после получения небольшого наследства.

Место капельмейстера в Дрездене ненадолго удовлетворило его профессиональные амбиции, но после 1815 он потерял это место и принуждён был снова поступить на ненавистную службу, уже в Берлине.

Однако новое место давало и заработок, и оставляло много времени для творчества.

В 1818 Гофман задумывает книгу «Мастера пения — роман для друзей музыкального искусства» (не написана). Возникает замысел сборника рассказов «Серапионовы братья» (первоначально — «Серафимовы братья») и оперы «Любовник после смерти» по произведению Кальдерона, либретто к которой пишет Контесса.

Весной 1818 Гофман тяжело болеет, у него появляется замысел «Крошки Цахеса». 14 ноября учреждается кружок «Серапионовых братьев», куда входят, помимо самого Гофмана, Хитциг, Контесса и Кореф.

Чувствуя отвращение к мещанским «чайным» обществам, Гофман проводил большую часть вечеров, а иногда и часть ночи, в винном погребке. Расстроив себе вином и бессонницей нервы, Гофман приходил домой и садился писать. Ужасы, создаваемые его воображением, иногда приводили в страх его самого. А в узаконенный час Гофман уже сидел на службе и усердно работал.

В свою пору немецкая критика была не очень высокого мнения о Гофмане, там предпочитали романтизм глубокомысленный и серьёзный, без примеси сарказма и сатиры.

Гораздо популярнее Гофман был в других странах Европы и в Северной Америке.

В России Белинский назвал его «одним из величайших немецких поэтов, живописцем внутреннего мира», а Достоевский перечитал всего Гофмана по-русски и на языке оригинала.

Важно

В 1822 Гофман тяжело заболевает. 23 января по распоряжению прусского правительства конфискованы рукопись и уже отпечатанные листы «Повелителя блох», а также переписка писателя с издателем. Против Гофмана выдвинуты обвинения относительно насмешек над чиновниками и нарушения служебной тайны.

23 февраля больной Гофман диктует речь в свою защиту. 28 февраля он диктует окончание «Повелителя блох». 26 марта Гофман составляет завещание, вслед за этим у него наступает паралич.

В 46 лет от роду Гофман был окончательно истощён своим образом жизни, но и на смертном одре он сохранил силу воображения и остроумие.

В апреле писатель диктует новеллу «Угловое окно». В свет выходит «Повелитель блох» (в урезанном варианте). Примерно 10 июня Гофман диктует рассказ «Враг» (оставшийся незаконченным) и анекдот «Наивность».

24 июня паралич достигает шеи. 25 июня в 11 часов утра Гофман умирает в Берлине, похоронен на Иерусалимском кладбище Берлина в районе Кройцберг.

Обстоятельства биографии Гофмана обыграны в опере Жака Оффенбаха «Сказки Гофмана» и поэме М. Бажана «Ночь Гофмана».

Эрнст Теодор Амадей Гофман

Личная жизнь Эрнста Теодора Амадея Гофмана:

1798 — помолвка Гофмана с кузиной Минной Дёрфер.

В июле 1805 на свет появляется дочь Цецилия — первый и единственный ребёнок Гофмана.

В январе 1807 Минна с Цецилией уезжают в Познань, к родственникам. Гофман селится в мансарде дворца Мнишков, ставшего резиденцией Дарю, и тяжело болеет. Срывается его переезд в Вену, и Гофман едет в Берлин, к Хитцигу, на помощь которого он очень рассчитывает. В середине августа в Познани умирает его дочь Цецилия.

Совет

В 1811 Гофман даёт уроки пения Юлии Марк и влюбляется в свою ученицу. Она не догадывается о чувствах учителя. Родные устраивают помолвку Юлии и Гофман находится на грани безумия и помышляет о двойном самоубийстве.

Библиография Гофмана:

Сборник новелл «Фантазии в манере Калло» (нем. Fantasiestücke in Callot's Manier) (1814); «Жак Калло» (нем. Jaques Callot); «Кавалер Глюк» (нем. Ritter Glück); «Крейслериана (I)» (нем. Kreisleriana); «Дон Жуан» (нем. Don Juan); «Известие о дальнейших судьбах собаки Берганца» (нем. Nachricht von den neuesten Schicksalen des Hundes Berganza); «Магнетизер» (нем.

Der Magnetiseur); «Золотой горшок» (нем. Der goldene Topf); «Приключение в ночь под Новый год» (нем. Die Abenteuer der Silvesternacht); «Крейслериана (II)» (нем. Kreisleriana); Пьеса-сказка «Принцесса Бландина» (нем. Prinzessin Blandina) (1814); Роман «Эликсиры сатаны» (нем. Die Elixiere des Teufels) (1815); Повесть-сказка «Щелкунчик и Мышиный король» (нем.

Nußknacker und Mausekönig) (1816); Сборник новелл «Ночные этюды» (нем. Nachtstücke) (1817); «Песочный Человек» (нем. Der Sandmann); «Обет» (нем. Das Gelübde); «Игнац Деннер» (нем. Ignaz Denner); «Церковь иезуитов в Г.» (нем. Die Jesuiterkirche in G.); «Майорат» (нем. Das Majorat); «Пустой дом» (нем. Das öde Haus); «Sanctus» (нем. Das Sanctus); «Каменное сердце» (нем.

Das steinerne Herz); Эссе «Необыкновенные страдания директора театра» (нем. Seltsame Leiden eines Theater-Direktors) (1818); Повесть-сказка «Крошка Цахес, по прозванию Циннобер» (нем. Klein Zaches, genannt Zinnober) (1819); Повесть-сказка «Принцесса Брамбилла» (нем. Prinzessin Brambilla) (1820); Сборник новелл «Серапионовы братья» (нем.

Die Serapionsbrüder) (1819-21); «Отшельник Серапион» (нем. Der Einsiedler Serapion); «Советник Креспель» (нем. Rat Krespel); «Фермата» (нем. Die Fermate); «Поэт и композитор» (нем. Der Dichter und der Komponist); «Эпизод из жизни трех друзей» (нем. Ein Fragment aus dem Leben dreier Freunde); «Артурова зала» (нем. Der Artushof); «Фалунские рудники» (нем.

Die Bergwerke zu Falun); «Щелкунчик и Мышиный король» (нем. Nußknacker und Mausekönig); «Состязание певцов» (нем. Der Kampf der Sänger); «История с привидением» (нем. Eine Spukgeschichte); «Автоматы» (нем. Die Automate); «Дож и догаресса» (нем. Doge und Dogaresse); «Старая и новая духовная музыка» (нем. Alte und neue Kirchenmusik); «Майстер Мартин-бочар и его подмастерья» (нем.

Meister Martin der Küfner und seine Gesellen); «Неизвестное дитя» (нем. Das fremde Kind); «Сведения из жизни известного лица» (нем. Nachricht aus dem Leben eines bekannten Mannes); «Выбор невесты» (нем. Die Brautwahl); «Зловещий гость» (нем. Der unheimliche Gast); «Мадемуазель де Скюдери» (нем. Das Fräulein von Scudéry); «Счастье игрока» (нем. Spielerglück); «Барон фон Б.» (нем.

Обратите внимание

Der Baron von B.); «Синьор Формика» (нем. Signor Formica); «Захариас Вернер» (нем. Zacharias Werner); «Видения» (нем. Erscheinungen); «Взаимозависимость событий» (нем. Der Zusammenhang der Dinge); «Вампиризм» (нем. Vampirismus); «Эстетическое чаепитие» (нем. Die ästhetische Teegesellschaft); «Королевская невеста» (нем. Die Königsbraut); Роман «Житейские воззрения кота Мурра» (нем.

Lebensansichten des Katers Murr) (1819-21); Роман «Повелитель блох» (нем. Meister Floh) (1822); Поздние новеллы (1819—1822): «Хайматохаре» (нем. Haimatochare); «Маркиза де ла Пивардьер» (нем. Die Marquise de la Pivardiere); «Двойники» (нем. Die Doppeltgänger); «Разбойники» (нем. Die Räuber); «Ошибки» (нем. Die Irrungen); «Тайны» (нем. Die Geheimnisse); «Огненный дух» (нем.

Der Elementargeist); «Datura fastuosa» (нем. Datura fastuosa); «Мастер Иоганн Вахт» (нем. Meister Johannes Wacht); «Враг» (нем. Der Feind (Fragment)); «Выздоровление» (нем. Die Genesung);

«Угловое окно» (нем. Des Vetters Eckfenster)

Экранизации произведений Гофмана:

Щелкунчик (мультфильм, 1973); Орех Кракатук, 1977 — фильм Леонида Квинихидзе; Ошибка старого волшебника (фильм), 1983 год; Щелкунчик и мышиный король (мультфильм), 1999 год; Щелкунчик (мультфильм, 2004); «Гофманиада»;

Щелкунчик и Крысиный Король (фильм в формате 3D), 2010 год

Музыкальные произведения Гофмана:

зингшпиль «Веселые музыканты» (нем. Die lustigen Musikanten) (либретто: Клеменс Брентано) (1804); музыка к трагедии Захариаса Вернера «Крест на Балтийском море» (нем. Bühnenmusik zu Zacharias Werners Trauerspiel Das Kreuz an der Ostsee) (1805); сонаты для фортепиано: A-Dur, f-moll, F-Dur, f-moll, cis-moll (1805—1808); балет «Арлекин» (нем.

Arlequin) (1808); Miserere b-moll (1809); «Большое трио для фортепиано, скрипки и виолончели» (нем. Grand Trio E-Dur) (1809); мелодрама «Дирна. Индийская мелодрама в 3-х актах» (нем. Dirna) (либретто: Юлиус фон Зоден) (1809); опера «Аврора» (нем. Aurora) (либретто: Франц фон Хольбайн) (1812);

опера «Ундина» (нем.

Undine) (либретто: Фридрих де ла Мотт Фуке) (1816)

Источник: http://stuki-druki.com/authors/Gofman.php

Ссылка на основную публикацию