Краткая биография грекова

Биография Митрофана Грекова | История культуры

Митрофан Борисович Греков (настоящее имя — Митрофан Павлович Мартыщенко) родился 3 июня 1882 года на Дону, на хуторе Шарпаевка. Там, в семье земледельцев, прошли его детские годы. Там же он начал заниматься рисованием, перерисовывая картинки из журнала «Нива».

В 1894 году Митрофан Греков поступил в окружное училище в станице Каменской. В это время он перестал копировать чужие рисунки и начал рисовать «от себя». Страсть к рисованию заставила Митрофана просить родителей отправить его учиться в художественное училище, и в 1898 году Греков поступил в Одесскую рисовальную школу.

Митрофан усердно учился, и по окончании училища в 1903 году он получил рекомендацию для поступления в Высшее художественное училище при Петербургской Академии художеств без экзаменов.

Обратите внимание

Через три года, получив высшие оценки по трём основным предмета — рисунку, живописи и композиции, Греков получил возможность перевестись в мастерскую профессора-руководителя Ильи Ефимовича Репина.

Упорная учёба дала первые результаты — его картина «Охота на лисицу» на академическом конкурсе эскизов была отмечена первой премией и наградой в сто рублей. После ухода Репина из Академии Греков перевелся в мастерскую знаменитого батального художника Франца Алексеевича Рубо. Здесь Митрофан Греков четыре года изучал мастерство батальной живописи. В конце 1911 года он получил диплом об окончании Академии художеств.

Военная служба и война

В 1912 году Митрофан Греков был призван на действительную военную службу, которую проходил в Атаманском полку, расквартированному в Петербурге. Добившись разрешения заниматься живописью в казарме, Греков завершает заказанную ему ранее картину «Атака на кирасир».

Эта картина имела успех на выставке в Академии художеств, и Греков получает заказы на батальные полотна для офицерских собраний гвардейских полков.

После окончания действительной службы в 1913 году и до начала первой мировой войны он написал пять больших «баталий»: «Атака французской батареи гвардейской пехотой при Бородино. 26 августа 1812 года», «Лейб-гвардейский Павловский полк в сражении под Фридляндом.

1807 год», «Атака лейб-гвардейского Кирасирского ея величества полка на французскую батарею под Кульмом. 18 августа 1813 года», «Атака шведов ярославскими драгунами», «Атака лейб-гвардейского Гренадерского полка на турецкие позиции под горным Дубняком».

Атака шведов ярославскими драгунами у деревни Эрестфер 29 декабря 1701 года

С началом первой мировой войны Митрофан Греков был призван по первой мобилизации и зачислен писарем в 19-ю особую казачью сотню, несшую фельдъегерскую службу при Ставке Верховного главнокомандующего в Могилёве. Не расставаясь и на войне с карандашом и бумагой, Греков рисовал походных альбомах этюды из фронтовой жизни, а когда позволяло время и обстановка – писал акварелью.

В 1917 году Греков был демобилизован по состоянию здоровья и уехал долечиваться на Дон. Здесь, сначала на хуторе Ивановка, а позднее – в Новочеркасске, художник провёл годы гражданской войны.

Живописец Первой конной

В январе 1920 года Митрофан Греков устраивается вольнонаёмным художником на краткосрочные военные курсы: занимается с красноармейцами рисованием, пишет плакаты и лозунги. Он много пишет с натуры – портреты курсантов, командиров Красной Армии, быт красноармейцев.

Большое влияние на судьбу и дальнейшее творчество художника оказала встреча с Климентом Ефремовичем Ворошиловым и Семеном Михайловичем Будённым в январе 1923 года. Греков принялся за создание живописной летописи Первой конной армии. Кроме того, художник начал принимать активное участие в художественной и общественной жизни страны.

Его работы экспонируются на выставках Ассоциации художников революционной России. На одной из них настоящий фурор произвела картина Грекова «Тачанка. Пулеметам продвинуться вперед!». После неё Грекова приняли в члены АХРР. Художники этого объединения стали костяком соцреализма в живописи.

Важно

В 1930 году, после реорганизации АХРР, Грекову принадлежит одна из ведущих ролей в создании Союза советских художников.

Тачанка. Пулеметам продвинуться вперед!

Умер Митрофан Греков в 1934 году, не успев закончить свое главное произведение — панораму «Перекоп».

Источник: http://www.CulturHistory.ru/novosti-kultury/biografiya-mitrofana-grekova

Греков Митрофан Борисович (1882 – 1934)

Все творчество М.Б.Грекова – свидетельство поразительной целеустремленности и цельности. У него нет иных тем и сюжетов, кроме эпизодов героической летописи подвигов Красной Армии в гражданскую войну.

Многие советские художники обращались впоследствии к тем же событиям, но отличительной чертой композиций Грекова является то, что создавал он их не по историческим источникам, не по архивным материалам и не по литературным описаниям, а на основе личных впечатлений и переживаний.

Лихие всадники, несущиеся по степи Донского края с его неоглядными просторами, пулеметные тачанки, играющие марш трубачи – все это оживает на полотнах Грекова. И не только потому, что сам он родом из казацкой семьи, уроженец хутора Шарпаевка Яновской области Войска Донского, но и потому, что он сам был участником военных походов и кровавых боев с деникинской армией на юге России.

Первые впечатления армейской жизни он получил еще раньше. В течение трех лет, с самого начала первой мировой войны, в составе 19-й казачьей сотни Греков пробыл на германском фронте. Здесь он приобщился к военному быту, ко всем превратностям солдатской судьбы, здесь же был тяжело ранен.

Позднее, когда в 1920 году Греков вступил в ряды Красной Армии, он так вспоминал об этом в автобиографии: “…События так волновали, так захватывали, что нельзя было не писать. Несколько месяцев я находился в полосе фронта, в непосредственной близости к боям.

Это дало мне возможность наблюдать боевые движения войск, познакомиться с характерными особенностями гражданской войны и красных частей. Их внутреннее идейное содержание рисовало в особом романтическом свете наблюдаемые мотивы и эпизоды, которые стали потом темами моих картин…

” Художественное образование Греков получил сначала в Одесском художественном училище, а затем в стенах Петербургской Академии художеств. Его учителями были сначала И.Е.Репин, а затем Ф.А.Рубо, автор Севастопольской панорамы, профессор батальной живописи, выделявший Грекова в числе лучших учеников.

У своих учителей Греков воспринял методы и принципы реалистической живописи, которым остался верен до конца жизни.

Уже его первые полотна 19-х – 20-х годов, над которыми он начал работать в белогвардейском тылу в Новочеркасске, были посвящены борьбе революционного народа. Об этом можно судить даже по их названиям: “Красноармейцы врываются в станицу, занятую деникинцами”, “Зимний поход Первой Конной”, “Вступление полка им.Володарского в Новочеркасск”.

Это по большей части многофигурные композиции.

Совет

Действие в этих полотнах показано в самых напряженных моментах: то это исполненный бурной динамики бросок, где в рукопашной схватке не на живот, а на смерть схлестнулись силы противников; то уверенно движущаяся лавина солдат пехотного полка, вступающего в город; то растянувшаяся бесконечной лентой на снежном поле красная конница.

Эти запечатленные Грековым сцены свидетельствовали о той героической эпохе, в которой все просто, даже буднично, но в ней, лишенной ложного пафоса, ощущается достоверность и правда. Эти выхваченные из жизни, почти документальные полотна легли в основу того, что создано Грековым в последующие годы.

Жизнь Грекова безвременно оборвалась в 1934 году. В посмертном приказе Наркомата Обороны, отмечавшем особые заслуги “талантливого живописца гражданской войны”, был пункт о создании в Особой Отдельной кавалерийской бригаде изомастерской имени М.Б.Грекова. Из нее выросла широкоизвестная Студия военных художников имени М.Б.Грекова, из которой вышло много замечательных художников-баталистов.

Источник: http://cvetamira.ru/grekov-mitrofan-borisovich-1882-1934

Митрофан Греков

Трубачи Первой конной. Митрофан Греков

Его называют основоположником советской батальной живописи, и не только потому, что по картинам Митрофана Грекова можно проследить историю гражданской войны и увидеть характерные черты революционной армии.

 В 1911 году, после окончания художественной академии, Митрофан Борисович Греков был призван на военную службу, а через год после отбытия воинской повинности оказался в действующей армии на германском фронте.

В рисунках и акварелях художника того времени запечатлен нелегкий окопный и походный быт русских солдат. В это же время М.

Греков написал и несколько картин, но местонахождение одних пока еще не выяснено, другие же просто не дошли до нас.

Атака шведов ярославскими драгунами у деревни Эрестфер 29 декабря 1701 года

Атака лейб-гвардии кирасирского Его Величества полка в 1913 году

 Весной 1917 года после тяжелого ранения М Греков вернулся с фронта, жил в Новочеркасске и оказался в самом центре гражданской войны на юге России. Материальное положение художника было очень тяжелым, он вынужден был охотиться на галок и ворон, которые долгое время были единственной пищей — его и его жены.

С супругой

И все равно М. Греков продолжал писать картины.

Вступление полка имени Володарского в Новочеркасск

 На рассвете 7 января 1920 года Красная Армия вступила в Новочеркасск, М. Греков не спал всю эту тревожную ночь.

Стоя перед окнами своей мастерской и вглядываясь в морозный рассвет, он увидел то, о чем потом рассказал в своей картине «Вступление полка имени Володарского в Новочеркасск». М.

Греков вышел навстречу бойцам на Колодезную улицу, чтобы уже на всю жизнь слиться с этой армией и стать ее летописцем.

“Чертов мост”

Обратите внимание

 В начале января 1923 года М.Б. Греков был представлен К.Е. Ворошилову, которому сказал, что своей творческой целью ставит создание живописной истории гражданской войны на юге России, на Дону и в Поволжье. К. Ворошилов на это ответил: «Гражданская война — явление грандиозное.

В совокупности эту тему не охватить и за целую человеческую жизнь», — и предложил художнику ограничиться каким-либо одним периодом в истории гражданской войны, а еще лучше изображением боевого пути одного крупного воинского соединения.

Так Митрофан Греков стал летописцем Первой Конной армии.

Вступление Красной армии в Шаболовку

Ночная разведка

Удар Первой конной под Воронежем

 У художника к этому времени было уже три больших картины — «Вступление в Новочеркасск полка имени Володарского», «Артиллерия на волах» и портрет Левандовского — помощника командующего войсками Северо-Кавказского военного округа.

В середине марта 1923 года все три полотна экспонировались на IV выставки АХРР (Ассоциация Художников Революционной России) в Москве, в Центральном доме Красной Армии. После закрытия выставки картины М.

Грекова поступили в числе лучших батальных полотен во вновь организованный Музей Красной Армии.

 Такой успех окрылил М. Грекова, и с огромным творческим и душевным подъемом он приступил к работе над живописной эпопей об истории Первой Конной.

Книги об этой армии тогда еще не были написаны, статьи о ней можно было пересчитать по пальцам, поэтому художнику приходилось восстанавливать славный боевой путь героической армии по устным рассказам ее бойцов и командиров. Несколько раз он встречался и с самим С.М. Буденным.

Атака Первой конной

Первая конная. Красное знамя в Сальских степях.

Отряд Буденного в пешем строю поражает врага

 Цикл работ о Первой Конной открыла картина «Красногвардейский отряд в 1918 году», изображающая уход из станицы казаков-партизан.

Важно

Потом были написаны еще две картины — «Отряд Буденного в 1918 году» и «Красное знамя в Сальских степях», а также несколько портретов героев Первой Конной — Пархоменко, Литунова и Коробкова, погибших в жестоких схватках с врагом. Осенью 1924 года М.

Греков написал свою знаменитую «Тачанку», которой сам дал название «Пулеметам продвинуться вперед!», а также картину «Бой за Ростов под Большими Садами».

Тачанка

 Свою судьбу с Красной Армией художник связал сознательно, никогда об этом не жалел, сроднившись с жизнью и бытом советских вооруженных сил, хотя временами ему приходилось очень трудно.

Взятие Ростова

 К 15-й годовщине рождения Первой Конной была приурочена персональная выставка М. Грекова, открывшаяся в Москве на Кузнецком мосту.

В это время художник был занят созданием больших диорам и очень сокрушался, что мало написал для выставки нового — только две картины («У штаба» и «Тачанка.

Выезд на позиции») и фрагмент диорамы «Оборона Царицына».

Тачанка. Выезд на позиции

Оброна Царицина (Фрагмент диорамы)

Но желание увидеть свои картины на персональной выставке заставило его работать, как одержимого. Зимой 1933—1934 годов он, написав одну картину, тут же начинал другую. Так были созданы полотна «Бой у Карпово-Обрывской слободы», «Пленный», «Сталин и Ворошилов в окопах под Царицыном», «На пути к Царицыну» и другие. А завершать экспозицию персональной выставки должны были «Трубачи».

Читайте также:  Краткая биография бэкон

Пленный

«На пути к Царицыну»

Отряд Буденного в 1918 году

В отряд Буденного

Товарищи Сталин, Ворошилов и Щаденко в окпах под Царициным

Разоружение деникинцев

 Работа над этой картиной началась еще несколько лет назад. Летом 1927 года во дворе Высших кавалерийских курсов в Новочеркасске М. Греков писал с натуры коней к своим картинам.

И ему волей-неволей часами приходилось слушать нестройные марши, которые разучивали курсанты-трубачи. «Вы меня сегодня окончательно оглушили», — покачивая головой, говаривал художник.

— «А почему вы нас не хотите изобразить, Митрофан Борисович? — отвечали они. — Мы бы вам хорошо позировали».

Совет

 Художник в ответ только посмеивался, хотя тема «Трубачей» его уже давно интересовала. Правда, все что-то мешало, да и другие сюжеты отвлекали от нее. Но живописность этой группы, синь неба и золото труб его будоражили.

Ведь как горит, как вспыхивает солнце на меди начищенных до блеска труб! Но нет, не до них сейчас, в работе находились суровые батальные полотна о революции и гражданской войне. А несносные военные трубачи словно нарочно дразнили художника, взгромоздясь со своими трубами на коней. И не выдержал М.

Греков: прямо на солнце стал писать этих музыкантов — потных, загорелых, со сверкающими трубами и улыбками во весь рот… А уж с какой готовностью они позировали! Не оказывалось свободной лошади — усаживались верхом на табурет. Как заставит художник…

 Митрофан Борисович, с азартом начав насыщенную солнцем картину, вдруг как-то охладел к ней, да так и не закончил полотно. Как-то вдруг ему стало не до веселых музыкантов, и дело тогда не пошло.

 Спустя три года он опять вернулся к «Трубачам» — и опять неудача. Так в его московской мастерской и стояла у стены новая картина на эту тему, нисколько не радуя художника. В мучительных поисках художественного решения сюжета «Трубачей» пролетела зима, а весной 1934 года М. Греков тяжело заболел и поехал в Евпаторию — навестить семью брата и подлечиться.

 Погода стояла мягкая, под голубым небом сверкало голубое море, зеленела весенняя степь — вся такая светлая, словно озаренная радостными отсветами моря и неба.

Свежий воздух крымских степей и морской климат благотворно подействовали на здоровье художника, и он целый месяц писал натурные солнечные пейзажи. Здесь М. Греков и «нашел» своих «Трубачей».

Родственники сначала подумали, что он отыскал живых музыкантов, которые согласились ему позировать, но на деле оказалось все иначе.

Обратите внимание

 Племянница художника, Татьяна Грекова, вспоминала потом, как она упросила дядю взять ее с собой на этюды. И куда же они отправились? В степь, к станции, где стояли извозчики.

Оказывается, художнику нужен был белый конь, хотя у него было уже много этюдов коней — и чалых, и вороных, и белых. Но М. Грекову нужен был белый конь именно под крымским небом. Нашли такого… В другой раз М. Грекову понадобился красный флаг.

И когда ему принесли его, он, обрадованный, весело сощурился на солнце и опять отправился в степь, на этот раз окруженный мальчишками.

 «Только в Крыму я понял, как надо написать «Трубачей», — говорил художник позднее, уже вернувшись в Москву. — Для «Трубачей» мне не хватало евпаторийского колорита, этого яркого неба и знойного песка. Господи, и чего я раньше не поехал туда, давным-давно завершил бы картину, да и не одну».

 В Москве М. Греков заново переделал «Трубачей Первой Конной». Именно крымская весна со своей радостной гаммой тонов «нашептала» М. Грекову новый замысел картины.

Теперь «трубачами» были не просто курсанты-музыканты, теперь они стали вестниками революционной победы, и это надо было отразить во всем: и в звучном и радостном колорите полотна, и в завершенности композиции, и во всей психологической атмосфере картины.

 Что же изобразил художник на своей картине? Навстречу зрителю по степной дороге среди широких просторов, раскинувшихся под знойным небом, движется колонна Красной конницы.

Над головами конармейцев распахнулось ослепительно синее небо, под копытами лошадей пылится степная дорога, жаркий ветер развевает знамя, которое несет во главе колонны знаменосец, неистово гремит медь труб.

И хоть утомлены походом, но трубачи дружно дуют в пылающие на солнце трубы свой победный марш.

Важно

 Вот молодой трубач, играющий особенно самозабвенно, весь без остатка отдается ритму музыки. Более степенным и деловитым предстает перед зрителем трубач в синей косоворотке. Удаль и задор читаются в загорелом, обветренном лице молодого командира. М. Греков и строит композицию картины так, что зрительское внимание сразу и надолго приковывается именно к этим фигурам.

 Любо-дорого глядеть и на красивых гарцующих коней, радуют глаз переливы сверкающей на солнце меди духовых инструментов, волнует сердце реющее на свежем весеннем ветру армейское знамя с золотыми кистями.

Впереди на белых конях музыканты — три трубача и два горниста, а сбоку на горячем темногнедом коне гарцует командир…

Перед нами не просто групповой портрет музыкантов-буденновцев, а яркий образ победоносной Красной Армии.

 Картина «Трубачи Первой Конной» воспринимается как праздник, хотя бойцы на ней одеты совсем не парадно, кто во что горазд: в потные, видавшие виды гимнастерки или рубахи, в казачьи шаровары или городские брюки, в краснозвездные фуражки или поношенные папахи, а кто и простоволосый… Однако все всадники держатся в седлах стройно, белые лошади музыкантов подобраны в масть, и их величавая поступь придает особенную торжественность всему этому походному движению

 Ах, какие у них кони! Сколько их переписал М. Греков на своем веку и никогда нигде не повторился. Как-то впоследствии в беседе с военными художниками-грековцами К.Е.

Ворошилов сказал, что он знал только двух настоящих конников — Семена Буденного, лучше которого никто не знает и не любит коня, и Митрофана Грекова, вернее которого никто не изображал лошадей.

Боевой конь — верный друг и соратник бойца — участвует во многих картинах прославленного советского художника-баталиста.

Совет

Всюду они вместе с людьми несут тяжкое бремя войны и очень восприимчивы к настроению своих всадников. Смиренные и послушные идут с красным партизаном в картине «В отряд к Буденному», смелые и порывистые в «Тачанке», лихие в «Кавалерийской атаке», настороженные в «Ночной разведке»…

А в «Трубачах» кони величаво шагают в строю, прислушиваясь к звукам оркестра и чуя под собой каждое намерение всадника. И сколько девушек заглядывалось на сидящих на быстрых конях, коричневых от загара всадников, сколько женщин молилось за них, сколько стариков сурово провожало их в бой!

 Как далека была эта картина от того скромного этюда, который был сделан много лет назад, хотя все было написано по мотивам первоначального варианта. Овеянная революционной романтикой картина в своем окончательном варианте отразила личные воспоминания М. Грекова о гражданской войне и в то же время тщательно переплавила их в душе художника.

 «Трубачи» построены на полнозвучных, радостных, сильных цветовых тонах. Не только ритмическая группа всадников, но и все остальное на картине блестит и сверкает на солнце, в пыли жаркого степного полдня. М.

Греков ведет свое эпическое повествование на языке живописи и доводит здесь до совершенства свой неизменный прием «дымки», окутывающей и фигуры бойцов, и степную даль, и голубое небо, и разогретую дорожную пыль на белых конских телах, на их сбруе и на музыкальных инструментах. М.

Греков отмечает и яркие блики, оживляющие сплошную густую тень под ногами коней.

 Это произведение стало важной вехой в творчестве Митрофана Грекова, а некоторые исследователи считают полотно его вершиной.

Картина с ее яркой цветовой гаммой, красным знаменем, сверкающей медью труб, ослепительно голубым небом и белыми конями сама звучит, как музыка, становясь маршем победы.

Она вошла во все иллюстрированные издания того времени, разошлась миллионными тиражами в репродукциях и открытках. Наверное, еще и потому, что художник писал лишь о том, что глубоко прочувствовал, во что свято верил и что безраздельно и горячо любил.

http://www.myaquarelle.com/velikie-kartini/trubachi-pervoy-konnoy-mitrofan-grekov.html

Ученики и Дело

Обратите внимание

Студия военных художников была создана 29 ноября 1934 года по идее выдающегося мастера русской советской живописи Митрофана Грекова, и в память о художнике названа его именем.

Студия военных художников имени М.Б. Грекова сегодня — это уникальный творческий коллектив, не имеющий аналогов в мире, где под одной крышей работают тридцать мастеров живописи, графики и скульптуры.

Все они — яркие творческие индивидуальности, профессионалы своего дела, их объединяет идея служения своим искусством Отечеству.

Эстафета традиций русского реалистического искусства связывает сегодняшних грековцев с лучшими представителями русского реализма – такими как Репин, Верещагин, Суриков, Рубо; и такими художниками как Греков, которые протягивают эту нить в искусство советского периода.

Лучшие произведения грековцев экспонируются в известных музеях и государственных учреждения страны, офицерских собраниях, солдатских клубах, также на зарубежных выставках. Студия является структурным художественным подразделением Вооруженных Сил Российской Федерации.

Выставка художников студии им. М.Грекова

Сын полка

Художник Митрофан Греков

Понравился наш сайт? Присоединяйтесь или подпишитесь (на почту будут приходить уведомления о новых темах) на наш канал в МирТесен!

Источник: https://art.mirtesen.ru/blog/43929516750/next

Биография художника Греков Митрофан Борисович

Живописец, график

Из казачьей семьи. Учился в Одесском художественном училище (1898–1903) у К. К. Костанди, затем — в Высшем художественном училище живописи, скульптуры и архитектуры при ИАХ (1903–1911), до 1907 — в мастерской И. Е. Репина, затем — у Ф. А. Рубо.

В 1911 получил звание художника за картину «Волы в плугу», однако пенсионерской поездки за границу удостоен не был.

Еще в бытность учеником Академии в качестве помощника Рубо участвовал в создании панорам «Оборона Севастополя» (1907) и «Бородинская битва» (1911).

Важно

В начале 1910-х взял псевдоним Греков. В 1912 призван на военную службу; во время Первой мировой войны находился на германском фронте; выполнил множество зарисовок. В 1917 демобилизован по болезни. Некоторое время жил в Новочеркасске, где работал учителем.

В 1920 вступил добровольцем в Красную Армию.

Служил в Первой Конной армии; руководил кружками изобразительного искусства, рисовал карикатуры, плакаты.

Главной темой станковой живописи Грекова были события Гражданской войны. В своих картина запечатлел боевой путь Первой Конной армии и разгром белогвардейцев: «Бредут», «Корниловцы» (обе — 1919), «Отверженные.

Отступление корниловцев» (1922), «В отряд к Буденному (1923), «Тачанка» (1925), «Трубачи Первой Конной армии» (1934).

С 1925 — член и экспонент АХРР — АХР. Участвовал в выставках «Красная Армия. 1918–1923» (1923), 1-й выставке общества «Союз советских художников» (1931) в Москве. Провел персональную выставку в Новочеркасске (1927).

С 1931 жил в Москве.

С конца 1920-х работал над диорамами «Взятие Ростова» (1928; не сохранилась), «Егорлыкский бой (1931, совместно с Г. К.

 Савицким), «Штурм Перекопа» (1931), «Памятник Первой Конной», «Оборона Царицына» (обе — 1933), панорамой «Перекоп» (1934, не завершена).

В 1935 имя Грекова присвоено студии военных художников.

Греков — один из основоположников советской батальной живописи; в своем творчестве выступал продолжателем традиций В. В. Верещагина и Ф. А. Рубо. Для произведений характерны ясность построения, динамизм композиций, тщательная проработка деталей, стремление к исторической достоверности событий и типов, правдивое воссоздание атмосферы Гражданской войны.

Совет

Творчество художника представлено во многих музейных собраниях, в том числе в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее и других. В Новочеркасске открыт Дом-музей Грекова.

Источник: https://artinvestment.ru/auctions/280/biography.html

Художник Митрофан Греков – летописец гражданской войны | Русские художники

Оказавшись в годы револю­ции в центре развернув­шейся гражданской войны на Юге России, Митрофан Борисович Греков (1882-1934) соз­дал целый ряд батальных картин. В них с большой художественной силой отразил важнейшие события и эпизоды, сам дух противоречивой эпохи.

Нежно любимая им Донская земля, где он родился и рос, степной раздольный пейзаж стали в его про­изведениях тем фоном, на котором стремительно развивается сюжетное действие.

Его знаменитая «Тачанка» (1925), «Отверженные» (1922), «В отряд к Буденному» (1923), «Ночная разведка» (1924), «Кавалерийская атака» (1927), «Бой под Егорлыкской» (1928), «Трубачи Первой Конной» (1934), «На Кубань» (1934) и другие картины давно уже стали классикой советской живописи.

Произведения Грекова хранятся в крупнейших музеях нашей страны, в том числе в Государственной Третьяковской галерее. После смерти баталиста его именем были названы студия воен­ных художников в Москве, Одесское и Ростовское художественные училища. В Новочеркасске, где с конца 1917 по 1929 год жил и работал художник, в 1957 году был открыт мемориальный Дом-музей М. Б. Грекова.

О художнике издано несколько капи­тальных монографий, написаны мно­гочисленные статьи. Содержащаяся в них однобокая оценка творческого наследия мастера исключает всякую возможность объективного анализа его художественных произведений.

Читайте также:  Краткая биография стоппард

Везде содержится характеристика баталиста как «певца Первой Конной армии». Мы не найдем в этих публикациях даже упоминания о том, что Греков происходил из старинного казачьего дворянского рода, не узнаем, что его родной брат Александр воевал в рядах Добровольческой армии, а потом эми­грировал за границу.

И только в наши дни его наследники из далекой Канады смогли приехать в Россию и побывать на своей исторической родине. Мы не прочитаем также, что в белогвардей­ском Новочеркасске Грековым были написаны картины на тему белого движения «Смерть Л. Г.

Обратите внимание

Корнилова» и «Бредут», последняя из которых летом 1919 года демонстрировалась в сто­лице кубанского казачества городе Екатеринодаре (Краснодаре) в здании Дворянского собрания. В советское время не могло быть и речи о написан­ ном художником портрете выборного атамана Войска Донского генерала А. М.

Каледина, а также об инициативе Грекова по созданию «Музея граждан­ской войны 1918 года» в «гнезде контр­революции», в Новочекасске.

Митрофан Греков. Тачанка. 1925 год. Холст. Масло. 83 x 114. Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Достаточно внима­тельно проанализиро­вать ранние картины Митрофана Грекова — «Корниловцы на при­вале» (1919), «Красноармейцы врываются в станицу, занятую деникинцами» (1919), «Отступают» (1919) или «Вступление полка им. Володарского в Новочеркасск» (1920), чтобы усомниться в надуманных рассужде­ниях, идеологических натяжках по поводу их содержания.

Будто бы в них художником отчет­ливо выражена идея «военного и мораль­ного разгрома белой армии», «враждебной народу». Что касается бедноты, «Греков был «своим», ему доверя­ли», а «офицеры-дво­ряне оскорбительно напоминали живопис­цу о своем происхож­дении». За такими идеологическими пас­сажами скрыты истин­ные и далеко не про­стые факты творческой биографии художника.

Небольшую по разме­рам картину «Отступают» вообще можно принять за своеобразную иллюстрацию к «Тихому Дону» М. А. Шолохова, не зная, что роман тогда еще не был написан и художник о нем ничего не слышал.

Изображенный на первом плане карти­ны раненый молодой офицер, погружен­ный в свои невеселые думы, напоминает Григория Мелехова, а сидящий на сле­дующей за ним подводе седобородый старик — Пантелея Прокофьевича, его отца. Удивительно точны психологиче­ские типы белого офицера, обуреваемо­го сомнениями, и старого, домовитого казака, озлобленного и непримиримого.

Нельзя не поразиться такому совпаде­нию, художественной зоркости батали­ста, выхватившего из самой глубины жизни этот сюжет, послуживший для великого писателя развернутой темой романа-эпопеи.

Митрофан Греков. В отряд к Буденному. 1923. Фанера, масло. 37 x 52. Государственная Третьяковская галерея, Москва.

В «Автобиографии» Греков назы­вает себя «сторонником революции», но, будучи очевидцем карательных экспедиций красногвардейских отрядов, «пришельцев», по его соб­ственному выражению, по казачьим хуторам и станицам, вряд ли мог так безоговорочно стать на клас­совые позиции большевиков, как это утверждают его биографы. Он был не политиком, а действитель­но большим художником, поставив­шим перед собой цель: запечатлеть в живописи происходившее на его глазах, при этом не погрешив про­тив правды. И эту творческую мис­сию он выполнил, отразив в своих батальных произведениях яростную борьбу противостоящих сил — белых и красных. Трагическое поражение Добровольческой армии и ликующую победу Красной армии. Поэтому грековское творчество гораздо сложнее, значительнее и масштабнее, нежели представлялось до сих пор. Грекова по праву следует назвать летопис­цем гражданской войны, и это более точное определение того, что ему удалось совершить.

Важно

Горячо любя свою родину, Греков отказался от предложения эмигри­ровать вместе с белой армией. Он сделал свой выбор и должен был принять новую власть. К счастью, художника нашел и поддержал его предложение написать цикл кар­тин на тему «Гражданская война» К. Е. Ворошилов, тогда командующий Северо-Кавказским военным окру­гом.

Это спасло художника от подо­зрений и преследований, дало воз­можность продолжить творческую работу. В трудные годы разрухи и голода Ворошилов помогал Грекову художественными материалами и продовольствием. Без этого, навер­ное, баталист не создал бы такого количества первоклассных произве­дений.

Во всяком случае, они бы не дошли до широкого зрителя.

Митрофан Греков. Трубачи Первой конной. 1934. Холст. Масло. 127 x 157.

Обстановка на культурном фронте была далеко не идеальна. Ученик К. К. Костанди, И. Е. Репина и Ф.А. Рубо, Греков боролся за утверждение реализма в советской живописи. Да, он был искренним и убежденным сторонником метода социалистического реализма, опи­рающегося в период становления на демократические завоевания пере­движников. Это потом метод превратился в идеологический пресс.

Засевшие же на руководящих постах в культуре пролеткультовцы, отри­цавшие школу, мастерство, знания, насаждали формалистическое искус­ство и чинили всяческие препоны художникам-реалистам. He про­пускались на крупные московские выставки и работы Грекова, считав­шиеся в чиновничьей среде «уста­ревшими» и «маловыразительными».

И только личное вмешательство Ворошилова и других командиров Красной армии, заинтересованных в творческой судьбе художника, помогли ему преодолеть эти пре­пятствия. Все это помешало Грекову осуществить широко разработанный и продуманный им план развития в стране монументального искусства панорамной живописи.

При жизни художник смог реализовать только одну диораму — «Взятие Ростова» (1929), которая погибла в годы Великой Отечественной войны.

Попытки некоторых современных исследователей причислить Грекова к стану художников, мифологизирую­щих изображаемые события и спо­собствующих утверждению тоталита­ризма, не имеют под собой никаких оснований.

Он не писал огромных помпезных полотен, прославляющих советских руководителей, иллюстрирующих коммунистические идеи. Если художник иногда изображал в своих батальных картинах военачаль­ников Красной армии, то это непре­менно было обусловлено правдиво­стью избранного им сюжета.

Совет

Греков, как и многие великие мастера про­шлого, сохранял творческую незави­симость.

Митрофан Греков. Атака шведов ярославскими драгунами у деревни Эрестфер 29 декабря 1701 года. 1914. Холст. Масло. 106х200.

Мемориальный Дом-музей Гре­кова, являющийся филиалом Музея истории донского казачества, был соз­дан благодаря стараниям жены худож­ника — Антонины Леонидовны.

Она передала в Новочеркасский музей и в Ростовский областной музей краеве­дения картины, в основном раннего периода, большое количество этюдов (свыше 800), личные вещи баталиста. В организации музея также приняли участие племянницы художника — Татьяна и Елена Терентьевна Грековы, последняя стала его первой заведую­щей.

Типичный казачий курень на тихой окраине Новочеркасска, усадь­ба с постройками и садом сохрани­лись такими, какими были при жизни Грекова. Скромная обстановка уют­ных комнат, просторная мастерская с его произведениями на стенах.

Инженерная доска, широкое окно на бескрайние донские дали — все это вызывает ощущение присутствия художника. Прямо из этого окна он писал этюды, которые здесь же экспонируются. Реализм своего творческого метода баталист постоянно подкреплял работой с натуры.

Частыми гостями Дома-музея бывают московские художники из Военной студии, которая носит имя Митрофана Борисовича Грекова. В фондах музея собрана коллекция про­изведений художников-грековцев, в том числе и работы Народного худож­ника СССР Н.В. Овечкина (1929-1993). Жизнь и творчество Овечкина тесно связаны с Новочеркасском.

Он не только продолжил традиции своего учителя, но и осуществил его заветную мечту по продвижению панорамного искусства. Николай Васильевич — автор многих диорам в России, в Белоруссии, в Украине, самой большой панорамы в Европе — «Плевенской эпопеи» (1977) в Болгарии.

Творчество Грекова вос­требовано зрителем и по-прежнему служит вдохновляющим примером для художников.

Митрофан Греков. Тачанка (Выезд на позиции). 1933. Холст, масло. 150 x 300. Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Обратите внимание

И как бы сегодня ни относились к периоду гражданской войны в исто­рии России, ее причинам и роли в дальнейшей судьбе страны, произ­ведения Митрофана Борисовича Грекова и для последующих поколе­ний останутся школой мастерства, волнующими художественными документами суровой эпохи великих клас­совых битв.

Источник: http://artageless.com/artist-mitrofan-grekov-chronicler-civil-war

Митрофан Греков

Греков Митрофан Борисович (до 1911 Митрофан Павлович Мартыщенко)сын казака. Образование получил в Одесском художественном училище (1903) и Петербургской Академии художеств (1911), ученик Ф.А. Рубо. С 1913 писал картины на батальные темы истории полков русской гвардии.

Участник 1-й мировой войны, рядовой. В 1920 вступил добровольцем в Красную армию. Служил в 1-й Конной армии, руководил кружками изобразительного искусства, рисовал карикатуры, плакаты, декорации к спектаклям и т.д. В 1925- 29 член Ассоциации художников революционной России (АХРР).

Основоположник советской батальной живописи.

Сделал себе имя на изображении подвигов Красной армии, создании идеализированного, приукрашенного образа героя Гражданской войны – картины “Корниловцы” (1919), “Подвоз снарядов к Новочеркасску” (1920).

“Вступление в Новочеркасск полка имени Володарского” (1921), “В отряд к Буденному” (1923), “Ликвидация остатков армии генерала Кржижановского” (1925), “Тачанка” (1925), “Трубачи 1-й Конной” (1934). Одновременно внес свой вклад в прославление И.В. Сталина, написав в т.ч. полотно “И.В. Сталин и К.Е. Ворошилов в окопах Царицынского фронта” (1934).

Всего автор более чем 300 картин. Один из инициаторов создания в СССР панорам и диорам. В 1935 имя Грекова присвоено Студии военных художников.

Использованы материалы из кн.: Залесский К.А. Империя Сталина. Биографический энциклопедический словарь. Москва, Вече, 2000

В 1-ю мировую войну был призван в армию рядовым, 3 года находился на фронте. В период Гражд. войны одним из первых обратился к её отображению в изобразит, искусстве. За полтора десятилетия (1918—34) создал ок. 300 картин, запечатлев в них боевой путь 1-й Конной армии и образ народа, героически сражавшегося за Сов. власть. Для картин Г. характерны историч.

достоверность, правдивое воссоздание атмосферы Гражд. войны. С большим мастерством рисует художник батальные сцены, передаёт характер и динамику боя («Тачанка», «Кавалерийская атака», «Зимний поход Первой Конной», «Взятие Новочеркасска» и др.). Многие холсты Г. отличаются тончайшим психологизмом («Корниловцы», «В отряд к Буденному», «Трубачи Первой Конной армии»). Г.

Важно

был также большим мастером пейзажа, к-рый придавал его картинам на воен. тему художественной законченность («Бой под Егорлыкской», «Чертов мост», «На Кубань» и др.). Г. инициатор создания в сов. изобразительном искусстве диорам и панорам. В 1929 он закончил диораму «Взятие Ростова». Смерть оборвала его работу над панорамой «Штурм Перекопа». Живописи Г.

свойственны искренность и простота. Он был страстным борцом за принципы социалистич. реализма в искусстве. Имя Г. присвоено Студии военных художников, созданной в 1935. Произведения Г. помогают формировать духовный облик сов. воинов, оказывают существ, помощь в военно-патриотич. работе. Начиная с 1966 за лучшие произведения на военно-патриотич.

тему ежегодно ко Дню Победы присуждаются золотая и 3 серебряные медали им. Грекова.

Использованы материалы Советской военной энциклопедии в 8-ми томах, том 3.

Источник: http://facecollection.ru/people/mitrofan-grekov

Художник М. Греков: картины и творчество

Советская батальная живопись, как и Красная Армия, родилась в огне гражданской войны. У ее колыбели стоял замечательный советский художник Митрофан Борисович Греков.

Греков пришел к революции с демократическими убеждениями — они формировались в обстановке острой политической и идейной борьбы начала XX века, в атмосфере горячих дискуссий, охвативших Петербургскую Академию художеств, где учился живописец. Он проходил курс сначала под ру¬И. Е. Репина, а затем Ф. А. Рубо — выдающегося баталиста, создателя панорам «Оборона Севастополя» и «Бородинская битва».

Революцию художник встретил у себя на родине, на Дону, и его симпатии всецело на стороне беднейшего казачества.

В 1920 году Греков добровольно вступает в ряды Красной Армии, и с тех пор вся жизнь его, все творчество связаны с нею. На военных дорогах, в сражениях пристально изучает художник жизнь и быт армии. Он знакомится с ее полководцами, создает первую военную студию изобразительного искусства и бережно воспитывает тянущуюся к искусству молодежь.

Здесь он задумал и осуществил цикл картин «Гражданская война», ставший главным делом его жизни. Многие замечательные полотна этого цикла — «В отряд к Буденному», «Вступление полка им. Володарского в Новочеркасск», «Трубачи Первой конной» и другие — достойно украшают музеи нашей страны.

К их числу относится и картина «Тачанка» — произведение, захватывающее зрителя героическим пафосом.

Читайте также:  Краткая биография троепольский

Описание картины Грекова «Тачанка»

Мы воспринимаем «Тачанку» не как изображение отдельного момента боя, а как символ революционного вихря, несущегося над Россией и сметающего на своем пути все чуждое, враждебное.

На полотне изображена атака Красной конницы. По выжженному солнцем скошенному полю, взметая клубы пыли, мчится на врага красноармейская тачанка. «Пулеметам продвинуться вперед!» — таково второе название этой картины.

Движение зарождается в правом верхнем углу картины и затем стремительно развивается по диагонали. Горизонт застлан клубами бурой пыли, и оттуда вырывается на зрителя четверка неудержимых коней, влекущих тачанку.

Совет

Как великолепны грековские кони, как различны, как индивидуальны они и вместе с тем как едины в своем стремлении вперед! Под крупами коней мчатся по земле их тени, и кажется, будто кони летят, не касаясь земли. Лихо правит ими, пригнувшись вперед, ездовой, ухватился за крыло повозки один из пулеметчиков.

А вслед за тачанкой, по сторонам ее, нагоняя, ускоряя движение, мчится в бой конница, и все вместе звучит как звонкий победный аккорд.

«Тачанка» Грекова — одно из лучших произведений советской батальной живописи. Традиции этого большого мастера бережно хранятся и приумножаются в Студии военных художников имени М. Б. Грекова, которая объединяет большое число художников, посвятивших свой талант Советской Армии.

Вам понравилось? Нажмите кнопочку:

Метки искусство, картины, творчество. Закладка постоянная ссылка.

Источник: http://mamotvet.ru/xudozhnik-m-grekov-kartiny-i-tvorchestvo/

Греков Митрофан Борисович

  Греков Митрофан Борисович – настоящее имя – Мартыщенко Митрофан Павлович (1882-1934). Мастер батальной живописи, М. Б.

Греков сыграл заметную роль в развитии отечественного искусства. Будучи приверженцем реалистических традиций русской живописной школы XIX в.

, он был пропагандистом зарождающегося официального стиля эпохи – социалистического реализма.

    Детство и юность будущего художника прошли на Дону в хуторе Шарпаевка, Ростовская губернии. Поначалу рисованием он занимается самостоятельно, а в 1898 г. поступает в Одесское художественное училище и учится у   К. К. Костанди. После его окончания в 1903 г.

, Греков успешно сдает экзамены в Петербургскую Академию Художеств, где в 1905-07 гг. учится в живописной мастерской И. Е. Репина, а после ухода последнего из Академии переходит в батальную мастерскую А. Ф. Рубо.

Во время учебы он участвует в работе над знаменитыми панорамами своего педагога – “Оборона Севастополя” (1907) и “Бородинская битва” (1911).

В 1911 г. Греков выполняет конкурсную работу “Волы в плугу”, за которую удостаивается звания художника. С 1912 г. он отбывает воинскую повинность, а с начала Первой мировой войны оказывается на германском фронте.

В 1917 г. Греков демобилизуется по причине тяжелой болезни. Какое-то время он работает учителем в Новочеркасске, где создает свою первую живописную серию, посвященную разгрому белогвардейцев, – “Бредут”, “Корниловцы” (обе 1919), “Отверженные. Отступление корниловцев” (1922).

Вместе с композицией “Вступление полка имени Володарского в Новочеркасск” (1920), эти полотна положили начало советской батальной живописи, лейтмотивом их стало не отражение военных действий как таковых, а те новые, романтичные, на взгляд художника, идеи, за которые боролась Красная Армия.

Героем этих картин выступает не личность, а революционная стихия, “материализующаяся” в массе красноармейцев, вооруженного народа, вершащего свою историю.

Обратите внимание

Отсутствие холодной рассудочности и живописной театральности, а также антимилитаристская направленность раннего творчества Грекова, глубокая правдивость в изображении суровых военных будней делает его преемником демократических традиций искусства В. В. Верещагина.

В начале января 1923 года М.Б. Греков был представлен К.Е. Ворошилову, которому сказал, что своей творческой целью ставит создание живописной истории гражданской войны на юге России, на Дону и в Поволжье. К. Ворошилов на это ответил: “Гражданская война – явление грандиозное.

В совокупности эту тему не охватить и за целую человеческую жизнь”, – и предложил художнику ограничиться каким-либо одним периодом в истории гражданской войны, а еще лучше изображением боевого пути одного крупного воинского соединения.

Так Митрофан Греков стал летописцем Первой Конной армии.

У художника к этому времени было уже три больших картины – “Вступление в Новочеркасск полка имени Володарского”, “Артиллерия на волах” и портрет Левандовского – помощника командующего войсками Северо-Кавказского военного округа.

В середине марта 1923 года все три полотна экспонировались на IV выставки АХРР (Ассоциация художников революционной России) в Москве, в Центральном доме Красной Армии. После закрытия выставки картины М. Грекова поступили в числе лучших батальных полотен во вновь организованный Музей Красной Армии.В том же 1923 г.

художник завершает картину “В отряд к Буденному”, имевшую определенный успех у военного руководства Красной Армии. В этом небольшом полотне с изображением единственного персонажа достигнут тот совершенный смысловой и композиционный лаконизм, который будет характеризовать все дальнейшее творчество Грекова.Осенью 1924 года М.

Греков написал свою знаменитую “Тачанку”, которой сам дал название “Пулеметам продвинуться вперед!”, а также картину “Бой за Ростов под Большими Салами”.

Свою судьбу с Красной Армией художник связал сознательно, никогда об этом не жалел, сроднившись с жизнью и бытом советских вооруженных сил, хотя временами ему приходилось очень трудно.

Важно

Живописец активно занят в художественной и общественной жизни страны. Он постоянно участвует в выставках АХРР, членом которой является с 1925 г. В Новочеркасске в 1927 г.

проходит его персональная выставка. Здесь же Греков выступает в качестве организатора художественной студии ОМ АХРР. В 1930 г.

, после реорганизации АХРР, ему принадлежит одна из ведущих ролей в создании Союза советских художников.

В эти годы живописец начинает развивать идею, связанную с тематическими передвижными выставками, диорамами и панорамами.

Первая его диорама – “Взятие Ростова” (1928) – не сохранилась: она сгорела во время бомбежки в Пятигорске в период Великой Отечественной войны. Греков создает ряд эскизов к диорамам “Егорлыкский бой” (1931, совместно с Г.

К. Савицким), “Штурм Перекопа” (1931), “Памятник Первой Конной”, “Оборона Цырицына” (обе 1933).

В 1934 г. он приступает к работе над первой советской панорамой “Перекоп”. Выступая новатором в этой области, художник предлагает заменить круглую панораму на комплексную, состоящую из ряда диорам, объединенных композиционно и тематически.

Эта огромная работа не мешает ему продуктивно трудиться и в области станковой живописи. Картины “Чертов мост” (1931), “Конармейская тачанка.

Выезд на позиции” (1933), “Знаменщик и трубач”, “Трубачи Первой Конной армии”, “На Кубань” (все 1934) знаменуют собой высший расцвет батальной живописи Грекова.

Освободившись от документальной фиксации происходящего, мастер приходит к глубокому образному обобщению. В своих полотнах он часто использует панорамный композиционный принцип: высокий горизонт и крупномасштабность фигур первого плана придают композициям характерную монументальность. Живопись Грекова этого времени отличается повышенной светоносностью и яркими чистыми красками.

Совет

Напряженную работу живописца прервала скоропостижная смерть в Севастополе, в 1934 году. Мастер так и не успел закончить свое главное произведение – панораму “Перекоп”.

За время жизни М.Б. Грековым написано более 300 картин

Имя Грекова было присвоено Студии военных художников, созданной в Москве в 1935г.

 Одесскому художественному училищу тоже было присвоено имя выдающегося художника-баталиста Грекова Митрофана Борисовича

Источник: http://odesskiy.com/g/grekov-mitrofan-borisovich.html

Почему Митрофана Грекова считают художественным летописцем красной конницы?

 — Ну как, Митрофан Борисович, получилось?
 — Спасибо, теперь хорошо, как в настоящей атаке.

Художника обступили спешившиеся красноармейцы. Переговариваясь, с интересом рассматривают наброски.

 — Микола, глянь, твой Амур как живой. Ишь, ноздри раздул.
 — Тебе, Петро, не зря говорили, при замахе повод влево тянешь. Смотри, как конь шею гнет.

Греков, разбирая краски, вслушивался в разговоры. Поработалось хорошо, этюды удались на славу. Нетерпелось вернуться в мастерскую, где ждет начатое полотно. А вечером занятия в красноармейской изостудии. Так и пройдет очередной день военного художника.

Митрофан Мартыщенко (фамилию Греков он принял после окончания Академии художеств) родился 3 (15) июня 1882 года в небогатой казачьей семье. Мальчик рано начал рисовать. Видя увлечение сына, отец выписал «Ниву». Пусть смотрит картинки, пытается срисовывать. Видно душой почувствовал казачий хорунжий, что сын покажет всему миру мощь и славу российской конницы.

Живописному мастерству Митрофан учился с увлечением, сначала в Одесском художественном училище у мастера жанровых сцен К. К. Костанди, а затем — в Академии художеств у И. Е. Репина и Ф. А. Рубо. Особое влияние на становление художника оказал талантливый баталист, создатель знаменитых панорам «Оборона Севастополя» и «Бородинская битва» Франц Алексеевич Рубо. У него молодой художник постигал композиционное построение батальных сцен, передачу в картине больших пространств и динамики боя, умелое применение цветовых контрастов.

Еще учась в Академии, Греков показал себя самобытным художником со своеобразной, легко узнаваемой манерой живописи. Он пробует себя в различных жанрах, с увлечением участвует в академических выставках и конкурсах, получает на них призы и награды, в том числе и престижные премии имени Куинджи. Небольшую картину художника «На Выборгской стороне» Академия художеств отправляет на выставку в Мюнхен и ее приобретает Лондонский музей.

Академию Греков закончил, имея в художественных кругах репутацию опытного баталиста. Именно ему офицерское собрание лейб-гвардии Кирасирского полка заказало пять больших картин, раскрывающих славные боевые традиции русской конной гвардии. Заказы последовали и из других столичных гвардейских полков. В этот период художник проходит службу вольноопределяющимся в казачьем полку, на практике постигает кавалерийскую науку.

Громадное влияние на Грекова оказала первая мировая война. Прикомандированный к Ставке, он стал свидетелем блестящих побед и тяжелых поражений русской армии. Кровавая правда войны потрясла художника, опалила ему душу, сделала мастерство суровее и лаконичнее, а руку — тверже.

Обратите внимание

В марте 1917 года, уволенный из армии после тяжелой контузии, Греков уезжает в Новочеркасск. Художник становится свидетелем гражданской войны на Дону, бегства белогвардейцев и стремительных рейдов конной армии Буденного. Сам потомственный казак, он болезненно переживает раскол казачества, то, что вчерашние однополчане ожесточенно рубят друг друга в яростных кавалерийских схватках. Греков сознательно выбирает свое место в этой борьбе и остается верен этому выбору до конца жизни. В 1920 году он добровольно вступает в Красную Армию и всецело посвящает свое творчество отражению ее истории, становится ее первым художественным летописцем.

Вспоминая эти годы, Греков написал впоследствии, что служба в Красной Армии позволила ему «познакомиться с характерными особенностями гражданской войны и красных частей. Их внутреннее идейное содержание рисовало в особом романтическом свете наблюдаемые мною мотивы и эпизоды, которые потом стали темами моих картин».

По-разному можно относиться к гражданской войне. Но эта трагическая страница была в нашей истории, и ее зрительные образы донес до нас именно Греков. Многие его произведения строго документальны, художник отражает в них конкретные боевые эпизоды: Освобождение Новочеркасска, бои в Сальских степях, Штурм перекопа. Он стремится показать гражданскую войну без прикрас, со свойственными ей ожесточенностью, кровью и потом, болью тяжелых утрат и радостью нелегких побед. В своих произведениях он был искренен, и не надо упрекать мастера в идеализации Красной Армии.

Греков пережил, прочувствовал, выносил в себе все, что в красках оживает на его холстах. Поэтому в своих лучших произведениях: «В отряд к Буденному», «Тачанка», «Трубачи Первой Конной», «Знаменщик и трубач» он изображает обыденные события с такой внутренней силой, динамизмом, художественной яркостью, что они становятся эпическими образами гражданской войны.

Братоубийственная война, пройдя по просторам России, отразилась не только на творчестве, но и на судьбе живописца. Его брат поддержал белое движение и был вынужден эмигрировать. В наши дни его потомки живут в Канаде.

Митрофан Греков в своем творчестве стремился приблизить батальное искусство к народу, сделать его доступным и понятным. Чтобы отобразить события гражданской войны со всей их исторической масштабностью, сделать зрителя их «свидетелем и участником», он задумывает создание диорам и панорам.

Первая диорама Грекова «Взятие Ростова» была восторженно принята зрителями. Успех окрылил мастера. Он собирает группу художников-баталистов и начинает подготовку к созданию панорамы «Штурм Перекопа». Но осуществить свой замысел художник не успел. Митрофан Борисович Греков скончался в расцвете творческих сил 27 ноября 1934 года.

Источник: https://ShkolaZhizni.ru/biographies/articles/10704/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector