Фридрих Гёльдерлин, биография, история жизни, факты
Иоганн Кристиан Фридрих Гёльдерлин родился 20 марта 1770 года в Лауффен-на-Неккаре, находившемся в то время в составе Вюртембергского Герцогства. Он был первым ребенком Йоханны Кристианы Хейн и Генриха Фридриха Гёльдерлина. Глава семейства, управлявший церковным имением, умер, когда мальчику было всего два года, воспитанием сына и дочери Хайнрике занималась мать.
В 1774 году Йоханна с детьми переехала в Нюртинген, где вышла второй раз замуж за Иоганна Кристофа Гока, в браке в котором родился младший брат Гёльдерлина — Карл Кристоф Фридрих Гок.
Однако семейное счастье продлилось недолго – в 1779 году Иоганн Гок умер, что произвело неизгладимое впечатление на маленького Фридриха.
Позднее в одной из переписок с матерью, уже взрослый и самостоятельный Гёльдерлин, написал, что его «детство было покрыто шрамами от горя и печали», а уход своего второго отца, чью любовь он всегда лелеял в душе, стала дня него одним из сложнейших испытаний.
Образование
Фридрих рос смышленым мальчиком, в возрасте шести лет начал свое образование. Мать планировала отдать сына в школу при лютеранской церкви, а потому ему пришлось пройти специальный подготовительный курс к экзаменам.
Он изучал предметы на греческом языке, иврите и латыни, параллельно изучая риторику. В это же время у него завязалась дружба с Джозефом Шеллингом.
Фридрих стал играть на пианино, а еще, благодаря экспозиции «Путешествие во всем мире» Джорджа Форстера, он влюбился в литературу о путешествиях.
В 1788 году Гёльдерлин, будучи студентом Тюбингенского университета, начал свои богословские исследования. Среди его сокурсников были Георг Гегель, Исаак фон Синклер и его друг Джозеф Шеллинг.
Предполагалось, что именно Гёльдерлин, во время своего пребывания в Тюбингене, обратил внимание Гегеля на идеи Гераклита относительно единства противоположностей, которые Гегель впоследствии использовал за основу в своей концепции диалектики.
В 1793 году Гёльдерлин получил степень магистра, и спокойно мог отправиться работать в министерство. Однако, он выбрал иной путь, найдя удовлетворение в протестантском богословии и оставшись работать в качестве честного наставника. В следующем году ему посчастливилось познакомиться с Фридрихом Шиллером и Иоганном Вольфгангом Гете. В том же году он начал работу над романом «Гиперион».
Дальнейшая жизнь и психическое заболевание
С 1796 по 1798 год Гёльдерлин находился во Франкфурте-на-Майне, где работал репетитором. В это де время он познакомился с Сюзеттой Гонтард, которая стала главной любовью всей его жизни.
Девушка была женой его работодателя, банкира Якоба Гонтарда, но даже статус замужней женщины не стал препятствием на их пути. Чувства были взаимны, и некоторое время им удавалось скрыть свою связь, но после того, как правда всплыла наружу, Фридрих был уволен.
В этом же году он перебрался в Гамбург, где прожил около двух лет. Он продолжал отношения с Сюзеттой, тайно встречаясь с ней раз в месяц.
Он всеми силами пытался утвердиться как поэт, но постоянная нехватка финансовых средств, а также его вынужденное отдаление от любимой женщины, усугубило его сомнения относительно своей ценности как поэта. В период с 1797 по 1800 год Гёльдерлин выпустил три версии (все незавершенные) греческой трагедии «Смерть Эмпедокла», а также сочинил оды в духе древних греков Алкея и Асклепиада Самосского.
В это же время у поэта была диагностирована шизофрения, а после было внесено уточнение – Фридрих страдал ипохондрией. И без того сложное состояние поэта ухудшилось после его последней встречи с Сюзетт Гонтард в 1800 году.
В дальнейшем он работал преподавателем в швейцарском Гуаптвиле, а через некоторое время стал консулом в представительстве Гамбурга в городе Бордо (1802 год). Пребывание Гёльдерлина во французском городке отмечено в произведении «Память» — одном из величайших стихов автора.
Однако, несмотря на всю любовь к этому уютному городу, вскоре он вернулся домой в Нюртинген. Истощенный умственно и физически, он узнал страшную новость – его любовь, Сюзанна Гонтард умерла от гриппа во Франкфурте.
Разбитый и опечаленный, Гёльдерлин нашел спасение в работе. Он, вместе с матерью – благочестивой христианкой, – пытался объединить свой эллинизм с христианством, стараясь соединить древние ценности с современной жизнью.
В элегии Гёльдерлина «Хлеб и вино» Христос рассматривается как последователь для греческих богов, приносящий хлеб с земли и вино от Диониса. Спустя два года пребывания Фридриха на родине, один из друзей писателя — Исаак фон Синклер – помог ему с работой, подыскав должность в суде Гамбурга.
Ему предстояло быть библиотекарем судебных заседаний, но в 1805 году фон Синклер был осужден, что вполне могло отразиться и на Фридрихе. Однако его признали психически непригодным для суда.
11 сентября 1805 года Фридрих был доставлен в клинику в Тюбингене под управлением доктора Иоганна Генриха Фердинанда фон Аутенриета. Последний, к слову, является изобретателем специальной маски для подавления криков психически больных.
Клиника была прикреплена к Тюбингенскому университету, и так сложилось, что ухаживать за Гёльдерлином выпало студенту по имени Юстинус Кернер, который впоследствии прославился как поэт и медицинский писатель.
Через год Фридриха выписали с пометкой «неизлечимый». Тогда ему помог Эрнст Циммер – интеллигентный человек, прочитавший в свое время произведение «Гиперион».
Он нанял его в качестве плотника и выделил небольшую комнатку в своем доме.
Последние годы и смерть
В башне Циммера Гёльдерлин продолжал писать стихи. Со временем в его небольшое жилье стали захаживать любопытные путешественники, ценители искусства и просто охотники за автографами.
Иногда он играл для своих поклонников на пианино или спонтанно писал небольшие стихи.
Чаще всего эти произведения так и оставались незамеченными, но некоторые из них, например знаменитые «Линии жизни» («Die Linien des Lebens») позже были положены на музыку многих композиторов.
Мать и сестра Гёльдерлина не поддерживали его финансово, ходатайствуя о его содержании государством. Они никогда не проведывали его, и лишь сводный брат однажды навестил поэта. Мать Фридриха скончалась в 1828 году, а после ее смерти сестра и сводный брат насмерть рассорились из-за наследства, утверждая, что Гёльдерлину была отведена слишком большая доля.
Их попытки оспорить завещание в суде не увенчались успехом. Поэт умер в 1843 году, на его похоронах не присутствовала ни родня, ни друзья детства, среди которых по прежнему числились Гегель и Шеллинг. Скорбела по Гёльдерлину лишь семья Циммеров. Его наследство (в том числе наследие, оставленное ему отцом, когда ему было два года), было удержано от него его матерью и было нетронутым.
Он умер богатым человеком, сам того не зная.
Источник: https://theperson.pro/fridrih-gyolderlin/
Фридрих Гёльдерлин
Ещё студентом Тюбингенского университета Гёльдерлин начал писать стихи, в форме и содержании которых заметно подражание Клопштоку. Шиллер принял в нём самое теплое участие.
В студенческие годы его однокурсником и лучшим другом был Гегель, с которым в дальнейшем Гёльдерлин несколько лет продолжал переписку. В 1794—1795 годах Гёльдерлин жил в Йене. В 1794 году посещал лекции Фихте в Йенском университете.
Здесь, в центре романтического движения, он завязал личные отношения с представителями нового литературного направления; здесь же у Гёльдерлина обнаружились впервые зачатки ипохондрии.
Болезненное настроение усилилось под влиянием безнадёжной и страстной любви к матери одного из его учеников; он видел в ней воплощение фантастического идеала женщины, который уже с самых юных лет был предметом мечтаний, и изобразил её под именем Диотимы в своем романе «Гиперион».
В 1798 году Гёльдерлин расстался со своей Диотимой, переезжал с места на место и в 1802 году вернулся на родину с явными признаками помешательства. Самое крупное из произведений Гёльдерлина — роман «Гиперион», представляющий как бы исповедь поэта.
Характерная черта романа — чисто романтическое стремление связать философию с поэзией так, что границы между ними совершенно сглаживаются: для Гёльдерлина только та научная система удовлетворительна, которая стоит в связи и гармонирует с идеалом прекрасного.
Идеи, имеющие нечто общее с воззрениями Гёльдерлина, позднее получают развитие в философских системах Шеллинга и Гегеля.
В романе любопытна и другая сторона: болезненная мечтательность и чрезвычайно развитое чувство изящного создали в Гёльдерлине отвращение к современной действительности; он изображает в карикатуре свое время и своих соотечественников, а идеал свой ищет под дорогим ему небом Эллады.
Кроме «Гипериона», после Гёльдерлина остались ещё неоконченная трагедия «Смерть Эмпедокла» — лирическое стихотворение в драматической форме, служащее, как и «Гиперион», выражением личного настроения поэта; переводы из Софокла — «Антигона» и «Царь Эдип» — и ряд лирических стихотворений.
Лирика Гёльдерлина проникнута пантеистическим мировоззрением: христианские идеи просачиваются как бы случайно; в общем настроение Гёльдерлина — настроение язычника-эллина, благоговеющего перед величием божественной природы.
Стихотворения Гёльдерлина богаты идеями и чувствами, иногда возвышенными, иногда нежными и меланхолическими; язык чрезвычайно музыкален и блещет яркими образами, особенно в многочисленных описаниях природы.
Признание и наследие
«Гёльдерлиновское возрождение» — значимая тенденция в движении мировой поэзии второй половины ХХ — начала XXI веков.
Это относится к переводам и переложениям его стихов, которым отдают свои силы в этот период крупнейшие поэты разных языков, и к более широкому опыту усвоения поэтики как ранних, романтических, так и поздних его сочинений.
Его произведения не только переводили и изучали заново, но публично декламировали (например, в Берлине в экспрессионистском «Новом клубе»).
Поэзия, проза, переводы и сама фигура Гёльдерлина дала стимул к размышлениям философов и теологов (В.Дильтей, Ф. Ницше, К. Ясперс, М.Хайдеггер,В. Беньямин, М.Бланшо, А.Фиоретос, Х.Кюнг), филологов (Р.Якобсон, П.Сонди), к творчеству писателей (С.
Цвейг, Георг Гейм, П.Хертлинг и др.).
Среди инициаторов русских переводов Гёльдерлина — Михаил Цетлин (Амари) и Яков Голосовкер, его стихи переводили Аркадий Штейнберг, Сергей Петров, Ефим Эткинд, Грейнем Ратгауз, Владимир Микушевич, Сергей Аверинцев, Вячеслав Куприянов.
В 1983 году немецкий скульптор Ангела-Изабелла Лайх создаёт скульптуру из мрамора «Гиперион», скульптура представляет главного героя одноимённого романа поэта.
Гёльдерлин и музыка
На стихи Гёльдерлина писали музыку, среди многих других:
- Иоганнес Брамс
- Бенджамин Бриттен
- Вильгельм Киллмайер
- Гидеон Кляйн
- Дьёрдь Куртаг
- Эрнст Кшенек
- Дьёрдь Лигети
- Бруно Мадерна
- Луиджи Ноно
- Карл Орф
- Ханс Пфицнер
- Александр Раскатов
- Макс Регер
- Вольфганг Рим
- Виктор Ульманн
- Вольфганг Фортнер
- Беат Фуррер
- Георг Фридрих Хаас
- Ханс Вернер Хенце
- Пауль Хиндемит
- Хайнц Холлигер
- Рихард Штраус
- Ханс Эйслер
Издания
- Смерть Эмпедокла. М.-Л.: Academia, 1931
- Сочинения. М.: Художественная литература, 1969
- Гиперион. Стихи. Письма. Сюзетта Гонтар. «Письма Диотимы» (Письма к Фридриху Гёльдерлину). Издание подготовила Н. Т. Беляева. Москва: Наука, 1988 (Литературные памятники).
Источник: http://people-archive.ru/character/fridrih-glderlin
Автор: Гёльдерлин Фридрих Иоганн Христиан
Иоганн Христиан Фридрих Гёльдерлин (нем. Johann Christian Friedrich Hölderlin; 20 марта 1770, Лауффен-на-Неккаре — 7 июня 1843, Тюбинген) — выдающийся немецкий поэт.
Биография и творчество
Ещё студентом Тюбингенского университета Гёльдерлин начал писать стихи, в форме и содержании которых заметно подражание Клопштоку. Шиллер принял в нём самое теплое участие. В студенческие годы его однокурсником и лучшим другом был Гегель, с которым в дальнейшем Гёльдерлин несколько лет продолжал переписку. В 1794—1795 годах Гёльдерлин жил в Йене. В 1794 году посещал лекции Фихте в Йенском университете. Здесь, в центре романтического движения, он завязал личные отношения с представителями нового литературного направления; здесь же у Гёльдерлина обнаружились впервые зачатки ипохондрии. Болезненное настроение усилилось под влиянием безнадёжной и страстной любви к матери одного из его учеников; он видел в ней воплощение фантастического идеала женщины, который уже с самых юных лет был предметом мечтаний, и изобразил её под именем Диотимы в своем романе «Гиперион»
Родной дом Гёльдерлина, ок. 1840
В 1798 году Гёльдерлин расстался со своей Диотимой, переезжал с места на место и в 1802 году вернулся на родину с явными признаками помешательства. Самое крупное из произведений Гёльдерлина — роман «Гиперион», представляющий как бы исповедь поэта.
Характерная черта романа — чисто романтическое стремление связать философию споэзией так, что границы между ними совершенно сглаживаются: для Гёльдерлина только та научная система удовлетворительна, которая стоит в связи и гармонирует с идеалом прекрасного.
Идеи, имеющие нечто общее с воззрениями Гёльдерлина, позднее получают развитие в философских системах Шеллинга и Гегеля.
В романе любопытна и другая сторона: болезненная мечтательность и чрезвычайно развитое чувство изящного создали в Гёльдерлине отвращение к современной действительности; он изображает в карикатуре свое время и своих соотечественников, а идеал свой ищет под дорогим ему небом Эллады.
Башня Гёльдерлина, Тюбинген
Кроме «Гипериона», после Гёльдерлина остались ещё неоконченная трагедия «Смерть Эмпедокла» — лирическое стихотворение в драматической форме, служащее, как и «Гиперион», выражением личного настроения поэта; переводы из Софокла — «Антигона» и «Царь Эдип» — и ряд лирических стихотворений.
Лирика Гёльдерлина проникнута пантеистическим мировоззрением: христианские идеи просачиваются как бы случайно; в общем настроение Гёльдерлина — настроение язычника-эллина, благоговеющего перед величием божественной природы.
Стихотворения Гёльдерлина богаты идеями и чувствами, иногда возвышенными, иногда нежными и меланхолическими; язык чрезвычайно музыкален и блещет яркими образами, особенно в многочисленных описаниях природы.
Болезнь
В истории литературы Гёльдерлин — фигура трагическая.
На тридцать первом году жизни на поэта, который и до того был меланхоличным, мечтательным и сверх меры чувствительным, обрушивается неизлечимое безумие, и остаток своей долгой семидесятитрехлетней жизни он проводит в Тюбингене в замке Гельдерлинов над Неккаром, погруженный во мрак шизофренического психоза.
В одном из окон замка часто можно было видеть странную фигуру в белом остроконечном колпаке, которая, словно привидение, то появлялась, то исчезала. Под впечатлением этой картины молодой студент Мёрике написал фантастическую балладу об огненном всаднике: «Видите вон там, в окошке, / Шапку красную опять…».
Однако постепенное остывание чувств и окоченение души можно было за много лет до вспышки собственно психоза почувствовать в звуках стихов Гёльдерина, от которых веет шизофреническим ужасом, постепенно превращающим его собственный дух и окружающий мир в мир призраков.
«Так где Ты? Мало жил я, но вечер мой
Уж дышит холодом. И уже я здесь –
Тень тишины; уже безгласно
Дремлет, в груди содрогаясь, сердце».
Гёльдерлин, отличавшийся чрезвычайно сенситивной, нежной, нуждавшейся в защите душевной организацией, был глубоко религиозной натурой. Уже в последние годы своего безумия он вдруг попросил ходившего за ним умелого столяра Циммера смастерить для него из дерева греческий храм и написал ему на доске такие слова:
«Зигзаги жизни вычертят такое,
Что путь тропы и склон горы напомнит,
Бог Вечности нас, здешних, там исполнит
Гармонией, воздаянием и покоем».
Чувства Гёльдерлина и до болезни часто бывали уязвлены. Внутренне он никогда не мог преодолеть глубокую пропасть между аутистическими мечтами своей нежной и гордой души и грубыми, травмирующими реалиями человеческого мира.
Но сильно развитое чувство духовной независимости не позволяло ему искать в учении церкви удовлетворения своей внутренней потребности в «гармонии и покое».
Поэтому его религиозное чувство нашло для себя весьма показательный выход в скромном глубоком пантеизме, который с самой юности оставался у него некоей исходной точкой его личности и его поэтического творчества.
Внутренние истоки этой его мистической любви к природе он сам указывает в оде «Капризные». «Я понимал молчание эфира, людское слово я не понимал. Гармонья шепчущих дубрав — мой воспитатель, среди цветов учился я любить. И на руках богов я вырастал».
Шизоидные люди обычно серьезны, и Гёльдерлин тоже был в значительной мере лишен чувства юмора. Он был не только аутистически сверхвосприимчив к впечатлениям реальной жизни людей, но у него ещё и отсутствовала способность примиряющего внутреннего синтеза этих впечатлений.
Оказываясь в обществе он решительно не понимал невиннейших шуток, с подозрением относился к безобиднейшим замечаниям и способен был почувствовать, что чья-то мимолетная усмешка «бесчестит его самое святое».
Поэтому его слишком напряженное идеалистически возвышенное представление о взаимоотношениях людей в обществе постоянно бросало его то в экстаз фанатического культа дружбы, то в изнеможенное и разочарованное уныние.
Свое чувство отчуждения и страха, которое он испытывал перед действительностью, он сам описывает такими словами: «Я почти уверился, что педантичен единственно в любви, и не потому робок, что я боялся, что эта действительность помешает мне в моем эгоизме, но я робок, ибо я боюсь, что эта действительность помешает мне в мое внутреннем участии, с которым я тщусь присоединится к чему-то другому; я боюсь, что эта жизнь, теплящаяся во мне, вмерзнет в ледяную историю дня».
Гениальный шизофреник Гёльдерлин в качестве убежища от обид грубой и враждебной человеческой деятельности возводит из своих любимейших грез наяву храм своего мировоззрения, в котором греческие боги существуют рядом с матерью-природой и отцом-эфиром, — храм, в котором благородная стилевая чистота классицизма приглушена нежной мистической полутьмой романтизма. Себя самого и людей, которых он любит, он ощущает эллинами, заблудившимися в поздней варварской эпохе, а в идеальных, по его представлениям, фигурах перикловых Афин он видит своих братьев, которых он тщетно искал среди своих современников. Все фигуры, возникающие в фантазии Гёльдерлина и, затем, в его стихах, кротки, тихи и прекрасны. Нигде не слышится шум действительности, везде — персонифицированные чувства самого поэта и мягкий, приглушенный внутренний свет его аутистично-мечтательной личности. Для шизоидов всякое отношение к действительности человеческой жизни — диссонанс, а гармония — только в грезоподобной красоте безлюдной природы. Таков тот внутренний пантеизм Гёльдерлина, отзвуком которого становится «Гиперион», — освобождение от действительности и затопление потоком любви всего того, что он ещё способен был любить.[1]
Признание и наследие
«Гёльдерлиновское возрождение» — значимая тенденция в движении мировой поэзии второй половины ХХ — начала XXI веков.
Это относится к переводам и переложениям его стихов, которым отдают свои силы в этот период крупнейшие поэты разных языков, и к более широкому опыту усвоения поэтики как ранних, романтических, так и поздних его сочинений.
Его произведения не только переводили и изучали заново, но публично декламировали (например, в Берлине в экспрессионистском «Новом клубе»).
Поэзия, проза, переводы и сама фигура Гёльдерлина дала стимул к размышлениям философов и теологов (Вильгельм Дильтей, Фридрих Ницше, Карл Ясперс, Мартин Хайдеггер, Вальтер Беньямин, Морис Бланшо, Арис Фиоретос, Романо Гвардини, Ханс Кюнг), филологов (Роман Якобсон, Петер Сонди), к творчеству писателей (Стефан Цвейг, Георг Гейм, Петер Хертлинг и др.). Среди инициаторов русских переводов Гёльдерлина — Михаил Цетлин (Амари) иЯков Голосовкер, его стихи переводили Аркадий Штейнберг, Сергей Петров, Ефим Эткинд, Грейнем Ратгауз, Владимир Микушевич, Сергей Аверинцев,Вячеслав Куприянов.
Цитата Фридриха Гёльдерлина «Что всегда превращало государство в ад на земле, так это попытки человека сделать его земным раем» является эпиграфом к главе «Великая утопия» книги нобелевского лауреата по экономике Ф. фон Хайека «Дорога к рабству»[2].
В 1983 году немецкий скульптор Ангела-Изабелла Лайх создаёт скульптуру из мрамора «Гиперион», скульптура представляет главного героя одноимённого романа поэта.
Гёльдерлин и музыка
На стихи Гёльдерлина писали музыку, среди многих других:
Источник: https://www.litmir.me/a/?id=111538
Биография Гёльдерлин Сюзетте Гонтар по Герхард Вольф (1972) – художественный анализ. Литература XX века
БЕДНЫЙ ГЁЛЬДЕРЛИН (1972)
Обращение к творчеству Гёльдерлина, не понятого современниками и надолго забытого потомками, имеет в литературе ГДР свои давние традиции.
Стоит напомнить лишь такие имена, как Рудольф Леонгард (1889—1953) и Иоганнес Р. Бехер, а затем С. Хермлин, Ф. Браун и др. И. Р. Бехер постоянно возвращался к раздумьям о Гёльдерлине (см.
, например, сонет «Гёльдерлин») в своих эстетических работах и дневниковых заметках разных лет.
Герхард Вольф (род. в 1928 г.)— известный литературовед, автор книг и статей о поэзии ГДР и ФРГ, о творчестве Э. Арендта, Г. Маурера, И. Бобровского и др. Он постоянно выступает и как писатель, совместно с Кристой Вольф, например, ими создано несколько киносценариев.
(Данный материал поможет грамотно написать и по теме Биография Гёльдерлин Сюзетте Гонтар по Герхард Вольф (1972). Краткое содержание не дает понять весь смысл произведения, поэтому этот материал будет полезен для глубокого осмысления творчества писателей и поэтов, а так же их романов, повестей, рассказов, пьес, стихотворений.
) В повести «Бедный Гёльдерлин» Г. Вольф продолжает разрабатывать беллетристическую технику литературного монтажа, найденную им в одной из книг о И. Бобровском («Описание одной комнаты.
15 глав об Иоганнесе Бобровском», 1971), где в белЛетризованное биографическое повествование вкрапляются (выделенные курсивом или никак не помеченные) отрывки из произведений писателя, выдержки из писем и документов, отзывы друзей и современников.
В повести «Бедный Гёльдерлин» особое композиционное значение имеют выделенные курсивом отрывки из книги Вильгельма Фридриха Вайблингера (1804—1830), талантливого немецкого поэта, прозаика и очеркиста, учившегося в 1822—1826 годах в университете в Тюбингене (где, как мы знаем, с 1806 года жил больной Гёльдерлин) и оставившего книгу заметок, наблюдений и раздумий о жизни и творчестве великого поэта «Жизнь Гёльдерлина, его поэзия и его безумие», опубликованную в 1831 году. Вкрапленные в книгу подлинные свидетельства современника, испытавшего в своем творчестве сильное воздействие Гёльдерлина (например, роман в письмах «Фаэтон» написан под очевидным влиянием «Гипериона»), придают исторический масштаб и достоверность книге, и так уже насыщенной подлинными историческими документами. Чтобы пояснить технику документального монтажа Г. Вольфа (не всегда легко поддающуюся расшифровке), приведем лишь один пример. На с. 167 Г. Вольф цитирует два отрывка из письма Гёльдерлина Сюзетте Гонтар, написанного в 1799 году и, по-видимому, неотправленного: «А знаешь, в чем таится корень зла?., и тогда ужас пронзает все мои члены, и я выкликаю страшные слова: живой мертвец!» Между этими двумя абзацами — двумя отрывками из письма горячо любимой женщине — всего лишь одна фраза, принадлежащая собственно Г. Вольфу: «С кем это он говорит?» Читателю, не знающему досконально все творчество и переписку Гёльдерлина, не догадаться, что здесь вкраплены отрывки из письма конкретному лицу, Сюзетте Гонтар, но читателю понятно, что здесь идет возвышенный и откровенный разговор с другом. Далее следует (за несколькими вводящими фразами Г. Вольфа) небольшой отрывок из перевода оды Пиндара, сделанного Гёльдерлином. И тут же — комментарий самого Гёльдерлина к переводу Пиндара, введенный Г. Вольфом словами: «Сам он истолковывает их так: страх перед правдой…» Таким образом, публикуемая повесть — тщательно продуманное и композиционно четко организованное художественное произведение, к тому же предельно насыщенное достоверным документальным материалом.
Источники:
- Встреча. Повести и эссе: Сборник./ Пер. с нем.; Составл. М. Рудницкого; Предисл. и коммент. А. Гугнина.— М.: Радуга, 1983.—624 с.
Аннотация: Современные прозаики ГДР — Анна Зегерс, Франц Фюман, Криста Вольф, Герхард Вольф, Гюнтер де Бройн, Петер Хакс, Эрик Нойч — в последние годы часто обращаются к эпохе «Бури и натиска» и романтизма. Сборник состоит из произведений этих авторов, рассказывающих о Гёте, Гофмане, Клейсте, Фуке и других писателях.
Источник: http://www.testsoch.info/biografiya-gyolderlin-syuzette-gontar-po-gerxard-volf-1972-xudozhestvennyj-analiz-literatura-xx-veka/
Краткое содержание Смерть Эмпедокла – Фридрих Гельдерлин
Смерть Эмпедокла (Der Tod des Empedokles) – Трагедия (1798-1799) В центре неоконченной пьесы – образ древнегреческого мыслителя, государственного деятеля, поэта, врачевателя Эмпедокла, жившего в 483 – 423 гг. до н. э. Действие происходит на родине философа – в городке Агригенте на Сицилии.
Весталка Пантея тайком приводит к дому Эмпедокла свою гостью Рею, чтобы та смогла хоть издали взглянуть на замечательного человека, ощущающего себя богом среди стихий и слагающего божественные песнопения. Именно ему обязана Пантея исцелением от тяжелой болезни.
Она с восторгом рассказывает о мудреце, которому ведомы все тайны природы и человеческой жизни, с какой отзывчивостью приходит он на помощь страждущим, сколь много сделал он для блага своих сограждан. Рея догадывается, что подруга влюблена в Эмпедокла, да та и не скрывает своих чувств.
Пантею тревожит, что в последнее время Эмпедокл мрачен и подавлен, она предчувствует, что дни его сочтены. Заметив приближение отца Пантеи – архонта Крития и главного жреца Гермократа, девушки исчезают.
Мужчины со злорадством рассуждают: сдал Эмпедокл, и поделом ему. Слишком много возомнил о себе, открыл черни божественные тайны, которым надлежало оставаться достоянием одних жрецов.
Вредным было его влияние на народ – все эти дерзкие речи о новой жизни, которая должна заменить старый, привычный быт, призывы не покоряться исконным обычаям и традиционным верованиям.
Человек не должен нарушать положенные ему пределы, бунтарство обернулось для Эмпедокла поражением. Поскольку он удалился от всех, прошла молва, что боги взяли его живым на небо.
Народ привык считать Эмпедокла пророком, чародеем, полубогом, необходимо низвергнуть его с пьедестала, изгнать из города. Пусть сограждане увидят его сломленным духом, утратившим былое красноречие и необыкновенные способности, тогда ничего не будет стоить восстановить их против Эмпедокла.
Эмпедокл терзается – похоже, гордыня сгубила его, бессмертные не простили ему попытки стать с ними наравне, отвернулись от него. Он чувствует себя бессильным и опустошенным – он подчинил себе природу, овладев ее тайнами, но после этого видимый мир лишился в его глазах красоты и обаяния, все в нем кажется теперь мелочным и недостойным внимания. К тому же он так и остается непонятым соотечественниками, хоть те ему и поклоняются. Ему так и не удалось поднять их на высоту своей мысли. Ученик Павсаний пытается ободрить Эмпедокла – тот просто устал, о каком жизненном поражении может идти речь, ведь именно он вдохнул в государство смысл и разум. Но Эмпедокл безутешен. Гермократ и Критий приводят жителей Агригента взглянуть на поверженного кумира и его страдания. Философ вступает в спор с Гермократом, обвиняя его и всю жреческую братию в лицемерии и фальши. Народу непонятны многоумные речи, агригентяне все более склоняются к тому, что у Эмпедокла помутился разум. А тут еще Гермократ твердит о ниспосланном на дерзкого мятежника проклятии богов и опасности дальнейшего общения с тем, кого отвергли бессмертные. Эмпедокла обрекают на изгнание из родного города. На прощание философ беседует с Критием, он советует архонту переехать жить в другое место, если ему дорога дочь, – она божественно прекрасна, само совершенство и зачахнет в Агригенте. Покидая отчий кров, Эмпедокл отпускает на волю рабов, наказывая им прихватить то, что им приглянется в доме, и постараться больше не попадать в неволю. Возмущенная чудовищной несправедливостью сограждан по отношению к Эмпедоклу, Пантея приходит проститься с философом, но уже не застает его. Эмпедокл и Павсаний, преодолев горные тропы, просятся на ночлег в крестьянскую хижину, но хозяин настороженно встречает путников, а узнав, кто они, с проклятиями прогоняет прочь. Павсаний удручен, а Эмпедокл утешает юношу. Он уже решил для себя: выход из завладевшего им духовного кризиса заключается в том, чтобы возвратиться к “отцу-эфиру” и раствориться в природе. Раскаявшиеся агригентяне, догнав изгнанника, тщетно предлагают Эмпедоклу почет и царский престол. Философ непреклонен: после выпавших на его долю насмешек и гонений он отринул общество людей и не намерен приносить им в жертву свою душу и убеждения. Гнев народа обращается на главного жреца, лишившего их покровительства посланника богов, а все оттого, что он не желал сносить чужого превосходства. Эмпедокл умоляет прекратить споры и брань. Он призывает сограждан к светлому содружеству на поприще труда и познания мира, к созиданию новых форм общественного устройства. Ему же суждено вернуться в лоно природы и смертью своей утвердить начало нового рождения. Эмпедокл прощается с Павсанием, он гордится тем, что воспитал достойного ученика, в котором видит своего преемника. Оставшись один, он бросается в огнедышащий кратер Этны, чтобы сгореть в его пламени.
Узнав от Павсания о случившемся, Пантея потрясена: бесстрашен и поистине величествен человек, собственной волей избравший для себя подобный конец.
(No Ratings Yet)
Loading…
Оповідання максим гримач скорочено.
Ви зараз читаєте: Краткое содержание Смерть Эмпедокла – Фридрих ГельдерлинДе ти бродиш, моя доле (народна пісня) »
Источник: https://ukr-lit.com/kratkoe-soderzhanie-smert-empedokla-fridrix-gelderlin/
ГЕЛЬДЕРЛИН, ИОГАНН КРИСТИАН ФРИДРИХ
ГЁЛЬДЕРЛИН, ИОГАНН КРИСТИАН ФРИДРИХ (Hölderlin, Johann Christian Friedrich) (1770–1843), немецкий поэт. Родился 20 марта 1770 в Лауффене-на-Неккаре.
Родители прочили ему карьеру протестантского священника, но учеба в школе и университете пробудила в нем живой интерес к миру эллинской античности и философии, изучение которых сблизило его с товарищами по университету – Г.В.Гегелем и Ф.Шеллингом.
Окончив богословский факультет в Тюбингене (1793), Гёльдерлин получил место домашнего учителя недалеко от Йены.
Не успев обосноваться в обществе Веймара и Йены, Гёльдерлин был вызван домой и вынужденно принял другое место домашнего учителя, на сей раз во Франкфурте-на-Майне (декабрь 1795). Мать тамошних учеников будет воспета Гёльдерлином под именем Диотимы.
Увлеченный трудами Платона, Пиндара и Софокла, Гёльдерлин вскоре проявил себя великолепным мастером античных форм лирики. Но франкфуртская идиллия резко оборвалась осенью 1798.
Отчаяние Гёльдерлина по поводу разлуки и память о былом счастье вылились в изумительную элегию Плач Менона о Диотиме (Menons Klage um Diotima).
Написанная рифмованными элегическими двустишиями, она утверждает веру в то, что личное горе непременно преобразится в более высокую всеобъемлющую гармонию. Этой же верой дышит лирический роман Гёльдерлина Гиперион, или Отшельник в Греции (Hyperion oder Der Hermit in Griechenland, Bd. 1–2, 1797–1799).
Еще до отъезда из Франкфурта Гёльдерлин начал работу над Смертью Эмпедокла (Der Tod des Empedokles, 1797–1800), религиозной трагедией в духе Софокла. Но этот огромный замысел остался незавершенным: Гёльдерлин не смог обеспечить себе средства к существованию и был вынужден искать место домашнего учителя.
В декабре 1801 он уезжает в Бордо; в июне 1802 – опять в Штутгарте, у него начинается психическое заболевание. Наиболее значительные из произведений этого периода – Рейн (Der Rhein), Германия (Germanien) и Патмос (Patmos) – пророчествуют о будущем. Среди последних произведений Гёльдерлина были также вдохновенные переводы Антигоны, Эдипа-царя и нескольких гимнов Пиндара.
После сорока лет безумия Гёльдерлин, один из крупнейших поэтов немецкого романтизма, умер в Тюбингене 7 июня 1843.
Литература:
Гёльдерлин И.К.Ф. Сочинения. М., 1969
Дейч А.И. Судьба Фридриха Гёльдерлина. – В кн.: Дейч А.И. Судьбы поэтов. М., 1974
Проверь себя!
Ответь на вопросы викторины «Мифология»
Вид их был ужасен, вместо волос у них были змеи, в руках они держали бичи и факелы. Богинями чего были Алекто, Тисифона и Мегера?
Источник: https://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/literatura/GELDERLIN_IOGANN_KRISTIAN_FRIDRIH.html