Краткая биография херасков

Херасков Михаил Матвеевич

Родился 25 октября (5 ноября) 1733 в Переяславле, Левобережной Украины (сейчас – Переяслав-Хмельницкий в Киевской области Украины). Происходил из валахской семьи из боярского рода Хереско. Его отец, Матвей Андреевич Херасков, переселился из Валахии в Россию в 1712 году при Петре I.

Отец умер почти сразу после рождения Михаила. Вскоре мать Анна Даниловна Хераскова, в девичестве Друцкая-Соколинская, замечательная красавица, воспетая А. П.

Сумароковым, вышла замуж за Никиту Юрьевича Трубецкого и после назначения отчима генерал-прокурором в 1740 году переехала с сыном в Петербург.

Обратите внимание

В 1743 году Херасков поступил в Сухопутный шляхетский кадетский корпус в Петербурге – одно из лучших гуманитарных учебных заведений. Еще кадетом Херасков начал под руководством Сумарокова писать статьи, которые потом печатались в “Ежемесячных Сочинениях”. В 1751 году после завершения обучения получил звание подпоручика.

Служил сначала в Ингерманландском полку, потом в 1754 году в коммерц-коллегии, а в 1755 году подает прошение об отставке и поступает работать в открывшийся Московский университет, где организует и руководит несколькими печатными изданиями, выходящими в типографии Университета.

С 1756 году начал помещать свои труды в “Ежемесячных Сочинениях”. С 1760 года в течение 3 лет издавал, вместе с И. Ф. Богдановичем, журнал “Полезное Увеселение”. В 1761 году Херасков издал поэму “Храм Славы” и поставил на московскую сцену героическую поэму “Безбожник”.

Начиная с 60-х годов, дом Хераскова (на месте нынешнего здания по Тверской,21) становится центром литературной Москвы.

В 1762 году написал оду на коронацию Екатерины II и был приглашен, вместе с Сумароковым и Ф. М. Волковым, для устройства уличного маскарада “Торжествующая Минерва” по случаю коронации, после чего в том же 1763 г. назначен директором Университета в Москве.

В 1770 году Херасков переезжает в Петербург в связи с назначением на пост вице-президента Берг-коллегии – учреждения, ведавшего горной промышленностью России. В Петербурге Херасков тоже создает литературное общество, издает журнал “Вечера”, за что разгневанная на поэта императрица увольняет его в отставку.

В 1778 году Херасков был назначен вторым куратором Московского университета. В этой должности он отдал Н. И. Новикову университетскую типографию, чем дал ему возможность развить свою издательскую деятельность.

В 1779 году выходит поэма Хераскова “Россиада”, над которой работал с 1771 года, после чего Екатерина II отменяет опалу и возвращает поэта в Московский университет на должность куратора.

Важно

Херасков переселяется в Москву, занимается издательской деятельностью, создает университетский Благородный пансион, где позже получили образование В. Жуковский, М. Лермонтов, Ф. Тютчев и другие знаменитые литераторы.

Предполагают, что в том же году (1779) он вступил в масонскую ложу и начал новую большую поэму “Владимир возрожденный”, напечатанную в 1785 году В 1779 году Херасков выпустил в свет первое издание собрания своих сочинений.

В 1783 году стал членом только что созданной Российской академии.

В 1802 году Херасков, в чине действительного тайного советника, полученного за преобразованием Университета, вышел в отставку.

Умер Херасков 27 сентября (9 октября) 1807 в Москве и похоронен на кладбище Донского монастыря.

Херасков вошел в историю русской литературы как крупный представитель русского классицизма. Наиболее знаменит как автор эпических поэм – “Россиада” и “Владимир Возрожденный”.

Характерная черта его произведений – серьезность содержания. Известны также духовные произведения поэта, например стихотворение “Коль славен наш Господь в Сионе”, которое было положено на музыку Д. С.

Бортнянским и в начале XIX века считалось неофициальным Гимном Российской империи.

В доме Хераскова собирались все, кто имел стремление к просвещению и литературе, в особенности литературная молодежь; в конце своей жизни он поддерживал только что выступившего на литературное поприще В.

Совет

А. Жуковского. Херасков издавал или так или иначе участвовал в издании нескольких журналов: “Полезное увеселение” (1760-1762), “Свободные часы” (1763), “Вечера” (1772-1773), “Утренний свет” (1777-1779).

(No Ratings Yet)

Источник: https://goldsoch.info/xeraskov-mixail-matveevich/

Творческий путь М. М. Хераскова

Михаил Матвеевич Херасков стоял во главе группы литераторов, считавших себя учениками Сумарокова и объединившихся вокруг Московского университета и журнала «Полезное увеселение», издававшегося при университете под руководством Хераскова с января 1760 по июнь 1762 г.

    Поэт, прозаик, Михаил Херасков родился 25 октября (6 ноября) 1733 году в Переяславле на Полтавщине. Он принадлежал к знатному аристократическому роду. Сын румынского боярина, переселившегося вместе с Дмитрием Кантемиром в Россию, М.

Херасков воспитывался в доме своего отчима (отец Хераскова умер, когда мальчику было два года), образованнейшего человека князя Никиты Трубецкого, который был связан с Кантемиром, Ломоносовым и Сумароковым. Михаил, как и Александр Сумароков, учился в Шляхетном корпусе в Петербурге, который окончил в 1751 году.

Его ожидала блестящая карьера. Однако Херасков предпочел связать свою жизнь и деятельность с Московским университетом.

    В 1775 г.

он поступает в штат университета, где работает до своей отставки (1802) в качестве заведующего библиотекой, типографией, издательством университета, а затем становится директором университета и его куратором (попечителем).

Выбор Хераскова был обусловлен его стремлением служить просвещению России. И он преуспел в этом, добившись в 1767 г. преподавания в университете на русском языке, способствуя развитию культурных учреждений университета.

    Литературные интересы появились у Хераскова еще во время учебы в корпусе, где он начал писать стихи. С 1760 г.

под руководством Хераскова издается первый литературный журнал «Полезное увеселение», издание еженедельное на протяжении двух лет, остальные полгода — ежемесячное, участники которого, как писал Херасков, стремились «к защищению добродетелей, обличению пороков, увеселению общества». Ставя целью обличать пороки, журнал занимал особую позицию по сравнению с «Трудолюбивой пчелой», ему была чужда социальная острота сатиры Сумарокова.

Обратите внимание

В журнале сотрудничало около 30 литераторов. Среди них и те, кто не связан с университетом. Группировавшиеся вокруг «Полезного увеселения» писатели пропагандировали на страницах журнала искусство независимых дворян, приверженность к изящной словесности. Основное место в журнале отводилось стихам.

Кроме стихов, из которых иногда состоял целый номер журнала, печатались беллетристические произведения на нравственно-этические темы, философические анекдоты, нравоучительные статьи.

В многочисленных любовных элегиях, посланиях, идиллиях, анакреонтических и философских одах они предпочитали обличению пороков воспевание добродетели, отрицание морального зла, прославление сладостной жизни на лоне природы, которую они противопоставляли житейской суете, погоне за богатством, карьерой.

В лирике Хераскова идеализируется патриархальная жизнь людей, не знающих цивилизации, которая несет с собой развращающее зло. В этом смысле характерна его элегия «На человеческую жизнь», напечатанная в «Полезном увеселении».

В ней поэт, выражая неудовлетворенность современной русской жизнью, восхваляет жизнь предков, которые «счастливо век вели, лукавства не имев / И без стенания они на свете жили».

    В стихах Хераскова звучит мотив ухода от общества, от городской шумной жизни на лоно природы, в мир спокойствия и тишины. В стихотворении, которое так и называется «Тишина», поэт рисует идиллическую картину подобной жизни, причем, как это свойственно и поэтам его школы, идеализация сельской жизни оборачивается идиллическими картинами жизни крестьян.

    Для Хераскова бедняки счастливее своих господ, ибо «сребро и пышные чертоги спокойства сердцу не дают».

    Херасков резко осуждает погоню за чинами и деньгами. Его идеал — образованный дворянин, посвятивший себя высоким материям: науке, культуре, моральному самоусовершенствованию. И мотивами своей поэзии, и легкой плавностью изящного стиха Херасков предваряет сентиментальные стихи и «новый слог» Карамзина. Такие стихи, как:     Мне тихое вздыханье     Стенящих горлиц мило;     Мне тихие потоки,     Мне рощи, мне долины     Приятней лирна гласа —     ничем не отличаются от типично сентиментальных стихов.     Создавая трагедии по всем правилам поэтики классицизма («Борислав» — политическая трагедия, «Пламена»), Херасков явился зачинателем сентиментализма и в драматургии. В «Венецианской монахине», написанной в 1758 г., Херасков разрешает этическую проблему иначе, чем этого требовала трагедия классицизма. Образом Занеты он доказывает право человека на счастье и любовь вопреки чувству долга, в данном случае монашескому обету.

    В 1774 г. он пишет пьесу «Друг нещастных» — «слезную драму», в которой действуют несчастные, но добродетельные бедняки, вызывающие сочувствие и помощь благородных дворян.

В духе новых настроений Хераскова один из героев драмы, дворянин Пречест, обращается к бедной девушке Милане, на которой он хочет жениться, со словами: «Позвольте мне, скрывшись между вами от света, вкушать жизнь благополучную». К «слезным драмам» относится и его пьеса «Гонимые».

    В творческой практике М. М.

Хераскова сказалась внутренняя противоречивость, вызванная стремлением примирить традиционные каноны классицизма с новыми литературными веяниями, которые прежде всего проявились в преодолении абстрактности в создании образов, в стремлении к раскрытию внутреннего мира человека, его психологического состояния с помощью новых образных и стилистических средств. Начавшаяся с 1753 г.

Важно

литературная деятельность Хераскова была весьма многообразной и плодовитой. Он пишет стихотворные, драматургические произведения, разрабатывает жанр эпической поэмы, пишет политико-нравоучительные романы, таков, в частности, роман, изданный им в 1768 г., «Нума Помпилий», в котором Херасков выступает сторонником просвещенной монархии.

         Героическая эпопея «Россияда»     

    Однако в историю русской литературы Михаил Матвеевич вошел прежде всего как создатель героической эпопеи «Россияда» (1779). Творец бессмертной «Россияды» — так называл Хераскова Державин. Героическая эпопея была самым важным и почетным жанром классицизма.

Попытки создать героическую эпопею до Хераскова («Петрида» Кантемира, «Петр Великий» Ломоносова, «Дмитрияда» Сумарокова) не увенчались успехом.

Создание «Россияды», в которой Херасков выступает как наиболее последовательный ученик Сумарокова, свидетельствует о том, что классицизм продолжает оставаться ведущим литературным направлением.

Херасков работал над «Россиядой» восемь лет, используя опыт создания европейской героической эпопеи («Илиады» Гомера, «Энеиды» Вергилия, «Освобожденного Иерусалима» Тассо, «Генриады» Вольтера и др.).

    Поэтика классицизма предусматривала при создании поэмы важность исторического сюжета, включение элемента чудесного: видений, предсказаний, аллегорий, высокий слог должен был соответствовать героико-патриотическому содержанию, и все обширное повествование излагалось размеренным шестистопным ямбом, долженствующим передать торжественность и величие происходящего.     Обширная поэма, состоящая из 12 песен, «Россияда» посвящена знаменательному событию русской истории — взятию Грозным Казани, которое Херасков расценивал как заключительный этап в борьбе Руси с татаро-монгольским игом. В «Историческом предисловии» к «Россияде» он писал, что взятие Казани означало переход страны «из слабости в силу, из уничижения в славу, из порабощения в господство». В работе над своей обширной поэмой Херасков использовал летописные источники, «Повесть о Казанском царстве», исторические песни и легенды.

Предпосылкой к созданию «Россияды» явилась работа Хераскова над поэмой «Чесмесский бой» (1771), посвященной победе русского флота в Чесмессхой бухте в период войны с Турцией (1770).

Однако эта поэма, в которой Херасков прямо заявляет: «россиян петь хочу», рассказывающая о русских воинах, бесстрашных в бою и вместе с тем великодушных к побежденным, отличалась документальностью.

Читайте также:  Сочинения об авторе гумилев

Она была написана «по точным известиям» и в силу этого не могла полностью отвечать законам эпической поэмы, требующей элементов «чудесного».

Совет

    В духе «Россияды» написана и более поздняя поэма Хераскова «Владимир» (1785), но она менее художественна и проникнута мистическим духом. «Россияда» была последним значительным произведением и в творчестве Хераскова, и в поэзии русского классицизма.

    Характерные для творчества Хераскова моралистические тенденции и вера в то, что в результате нравственного усовершенствования каждой личности возможно достигнуть блага на земле, были достаточно консервативны, но даже пассивная оппозиция самодержавно-бюрократической политике правительства придавала независимый характер его личности и творческой деятельности. Херасков проявлял неустанную заботу о развитии просвещения, помогая молодым литераторам, в частности Богдановичу, найти свое место в литературе.

    Литературный салон Хераскова и его жены Елизаветы Васильевны, писавшей стихи, был очень популярен среди литераторов. Усилившиеся после пугачевского восстания религиозно-нравственные тенденции в творчестве Хераскова закономерно привели его к сближению с масонами, в которых он увидел силу, способную противостоять растущему «безверию».

Это нашло отражение и в последних романах Хераскова «Кадм и Гармония» (1786) и «Полидор, сын Кадма и Гармонии» (1794), в которых писатель выражает масонские взгляды и неприязнь к «дерзновенным вольнодумцам».

Романы эти не отличаются художественностью, но знаменуют отход от рационалистической прозы классицизма к чувствительности, свойственной новому литературному стилю — сентиментализму.

    Михаил Матвеевич Херасков умер 27 сентября (9 октября) 1807 г. в возрасте 74 лет.

Источник: https://students-library.com/library/read/45813-tvorceskij-put-m-m-heraskova

Биография (Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь)

Херасков Михаил Матвеевич (1733 – 1807), поэт, прозаик.

Родился 25 октября (5 ноября н.с.) 1733 в Переяславе на Полтавщине в знатной семье валашских бояр, переселившихся в Россию при Петре I. Получил хорошее домашнее воспитание. Затем учился в Сухопутном шляхетном кадетском корпусе в Петербурге, который окончил в 1751. По выходе из корпуса Херасков недолгое время находился на военной службе, а затем поступил в только что открывшийся Московский университет «асессором». С юности был серьёзно увлечён творчеством.

В 1756 в «Ежемесячных сочинениях» были помещены его «Притчи» и эпиграммы, а в следующие годы он издаёт поэму в трёх частях «Плоды наук», трагедию «Венецианская монахиня».

В 1760 – 1762 издавал (при университете) журнал «Полезное увеселение», в 1873 – «Свободные часы»; «Невинное упражнение», «Доброе намерение».

Состоял членом Российской Академии.

Обратите внимание

К 70-м годам Херасков становится деятельным масоном и активным помощником Новикова. В частности, он передаёт в распоряжение Новикова Университетскую типографию. Масонская деятельность сказалась и в его творчестве, в той философии нравственного самоусовершенствования, которая определяет его лирику.

Вокруг Хераскова группировалась талантливая литературная молодёжь. В 70-х годах, покинув на несколько лет университет и женившись в Петербурге, он вместе с женой, одной из первых русских поэтесс, устроил в своём доме литературный салон, участники которого читали там свои произведения, помещаемые в журнале «Вечера» (1772-1773).

В 1763 – 1802 был (с перерывами) директором, затем куратором Московского университета. В историю русской литературы вошёл как крупный представитель русского классицизма, в творчестве которого обозначилось движение к сентиментализму. Знаменит как автор эпических поэм: «Плоды наук» (1761), «Чесменский бой» (1771), «Россияда» (1779), «Владимир Возрожденный» (1785), «Царь или Спасённый Новгород» (1800).

В драматургии Херасков выступил последователем классицизма. Написал 20 пьес, среди которых особенно известны были: трагедии «Пламена» (1765), «Борислав» (1774), «Освобождённая Москва» (1798); комедии «Безбожник» (1761), «Ненавистник» (1774).

Однако в драмах «Друг несчастных» (1774), «Гонимые» (1775) Херасков использует приёмы и мотивы сентиментализма. Проза Хераскова прошла эволюцию от философско-нравоучительного романа об идеальном государстве с царём-философом на троне («Нума Помпилий, или Процветающий Рим», 1768) до романа с запутанной любовно-авантюрной интригой («Кадм и Гармония», 1786).

Разбросанной по жанрам лирике Хераскова свойственны проповедь умеренности, сетование на испорченность современного общества, которому противоставляется тихая жизнь на лоне природы («Истинное благополучие», «О разуме», «К А. Ржевскому» и др.).

В возрасте 74 лет М. Херасков умер в Москве 27 сентября (9 октября н.с.) 1807.

Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь. Москва, 2000

Источник: http://heraskov.lit-info.ru/heraskov/bio/kbs.htm

Библиотека Поэта

Михаи́л Матве́евич Хера́сков (25 октября [5 ноября] 1733, Переяславль — 27 сентября [9 октября] 1807, Москва) — российский поэт и писатель, государственный деятель.

Биография

Родился 25 октября (5 ноября) 1733 в Переяславле, Левобережной Украины (сейчас — Переяслав-Хмельницкий в Киевской области Украины). Происходил из валахской семьи из боярского рода Хереско. Его отец, Матвей Андреевич Херасков, переселился из Валахии в Россию в 1712 году при Петре I.

Отец умер почти сразу после рождения Михаила. Вскоре мать Анна Даниловна Хераскова, в девичестве Друцкая-Соколинская, замечательная красавица, воспетая А.П. Сумароковым, вышла замуж за Никиту Юрьевича Трубецкого и после назначения отчима генерал-прокурором в 1740 году переехала с сыном в Петербург.

В 1743 году Херасков поступил в Сухопутный шляхетский кадетский корпус в Петербурге — одно из лучших гуманитарных учебных заведений. Ещё кадетом Херасков начал под руководством Сумарокова писать статьи, которые потом печатались в «Ежемесячных Сочинениях».

В 1751 году после завершения обучения получил звание подпоручика.

Служил сначала в Ингерманландском полку, потом в 1754 году в коммерц-коллегии, а в 1755 году подаёт прошение об отставке и поступает работать в открывшийся Московский университет, где организует и руководит несколькими печатными изданиями, выходящими в типографии Университета.

Важно

С 1756 году начал помещать свои труды в «Ежемесячных Сочинениях». С 1760 года в течение 3 лет издавал, вместе с И. Ф. Богдановичем, журнал «Полезное Увеселение». В 1761 году Херасков издал поэму «Храм Славы» и поставил на московскую сцену героическую поэму «Безбожник».

Начиная с 60-х годов, дом Хераскова (на месте нынешнего здания по Тверской 21) становится центром литературной Москвы.В 1762 году написал оду на коронацию Екатерины II и был приглашен, вместе с Сумароковым и Ф. М.

Волковым, для устройства уличного маскарада «Торжествующая Минерва» по случаю коронации, после чего в том же 1763 г. назначен директором Университета в Москве.

В 1770 году Херасков переезжает в Петербург в связи с назначением на пост вице-президента Берг-коллегии — учреждения, ведавшего горной промышленностью России. В Петербурге Херасков тоже создаёт литературное общество, издаёт журнал «Вечера», за что разгневанная на поэта императрица увольняет его в отставку.

В 1778 году Херасков был назначен вторым куратором Московского университета. В этой должности он отдал Н. И. Новикову университетскую типографию, чем дал ему возможность развить свою издательскую деятельность.

В 1779 году выходит поэма Хераскова «Россиада», над которой работал с 1771 года, после чего Екатерина II отменяет опалу и возвращает поэта в Московский университет на должность куратора.

Херасков переселяется в Москву, занимается издательской деятельностью, создаёт университетский Благородный пансион, где позже получили образование В. Жуковский, М. Лермонтов, Ф. Тютчев и другие знаменитые литераторы.

Предполагают, что в том же году (1779) он вступил в масонскую ложу и начал новую большую поэму «Владимир возрожденный», напечатанную в 1785 году В 1779 году Херасков выпустил в свет первое издание собрания своих сочинений.

В 1783 году стал членом только что созданной Российской академии.В 1802 году Херасков, в чине действительного тайного советника, полученного за преобразованием Университета, вышел в отставку.Умер Херасков 27 сентября (9 октября) 1807 в Москве и похоронен на кладбище Донского монастыря.

Творчество

Херасков вошёл в историю русской литературы как крупный представитель русского классицизма. Наиболее знаменит как автор эпических поэм — «Россиада» и «Владимир Возрожденный». Характерная черта его произведений — серьёзность содержания. Известны также духовные произведения поэта, например стихотворение «Коль славен наш Господь в Сионе», которое было положено на музыку Д. С. Бортнянским и в начале XIX века считалось неофициальным Гимном Российской империи.

Участие в литературном процессе

В доме Хераскова собирались все, кто имел стремление к просвещению и литературе, в особенности литературная молодежь; в конце своей жизни он поддерживал только что выступившего на литературное поприще В. А.

Совет

Жуковского. Херасков издавал или так или иначе участвовал в издании нескольких журналов: «Полезное увеселение» (1760—1762), «Свободные часы» (1763), «Вечера» (1772—1773), «Утренний свет» (1777—1779).

Произведения

Эпические героические поэмы«Чесменский бой» (1771)«Россияда» (1778)«Владимир возрожденный» (1785)«Царь, или Освобожденный Новгород» (1800)

Дидактическая поэма

«Плоды наук» (опубл. 1761)

Другие эпические произведения

«Вселенная, мир духовный» (1790) — поэма о творении мираПилигримы, или Искатели счастья (1795) — поэма-аллегория;Бахариана (1805) — богатырская сказка

Трагедии

«Венецианская монахиня» (1758)«Пламене» (1762, опубл. 1765)«Мартезия и Фалестра» (ок. 1766)«Борислав» (1772, опубл. 1774)«Идолопоклонники, или Горислава» (1782)«Юлиан Отступник» (нач. 1790-х)«Цид» (нач. 1790-х)«Освобожденная Москва» (1798)«Зореида и Ростислав» (1807)

Комедии

«Безбожник» (1761)«Ненавистник» (1770)

Слёзные драмы

«Друг несчастных» (1774)«Гонимые» (1775)«Милана» (1786, «драма с песнями»)«Школа добродетели» (1796)«Извинительная ревность» (1796)

Сборники лирических стихотворений

«Новые оды» (1762)«Философические оды или песни» (1769)

Басни

«Нравоучительные басни» (1764)

Романы

«Нума Помпилий» (1768)«Кадм и Гармония» (1787)

«Полидор, сын Кадма и Гармонии» (1792)

Источник: http://biblioteka-poeta.ru/biografiya/heraskov-m-m

Михаил Матвеевич Херасков

Творческий путь Михаил Матвеевич Херасков стоял во главе группы литераторов, считавших себя учениками Сумарокова и объединившихся вокруг Московского университета и журнала «Полезное увеселение», издававшегося при университете под руководством Хераскова с января 1760 по июнь 1762 г. Поэт, прозаик, Михаил Херасков родился 25 октября (6 ноября) 1733 году в Переяславле на Полтавщине.

Он принадлежал к знатному аристократическому роду. Сын румынского боярина, переселившегося вместе с Дмитрием Кантемиром в Россию, М. Херасков воспитывался в доме своего отчима (отец Хераскова умер, когда мальчику было два года), образованнейшего человека князя Никиты Трубецкого, который был связан с Кантемиром, Ломоносовым и Сумароковым.

Михаил, как и Александр Сумароков, учился в Шляхетном корпусе в Петербурге, который окончил в 1751 году. Его ожидала блестящая карьера. Однако Херасков предпочел связать свою жизнь и деятельность с Московским университетом. В 1775 г.

 он поступает в штат университета, где работает до своей отставки (1802) в качестве заведующего библиотекой, типографией, издательством университета, а затем становится директором университета и его куратором (попечителем). Выбор Хераскова был обусловлен его стремлением служить просвещению России. И он преуспел в этом, добившись в 1767 г.

 преподавания в университете на русском языке, способствуя развитию культурных учреждений университета. Литературные интересы появились у Хераскова еще во время учебы в корпусе, где он начал писать стихи. С 1760 г.

 под руководством Хераскова издается первый литературный журнал «Полезное увеселение», издание еженедельное на протяжении двух лет, остальные полгода — ежемесячное, участники которого, как писал Херасков, стремились «к защищению добродетелей, обличению пороков, увеселению общества».

Ставя целью обличать пороки, журнал занимал особую позицию по сравнению с «Трудолюбивой пчелой», ему была чужда социальная острота сатиры Сумарокова. Участники журнала «Полезное увеселение» стояли на умеренно-либеральных позициях и были способны только на пассивную оппозицию самодержавному произволу и порядкам дворянско-бюрократической государственности.

Читайте также:  Краткая биография коршунов

Исправлять нравы, «пороками ругаться» — эта задача чужда Хераскову и его группе.

Обратите внимание

Если Сумароков верил в силу разума, способного улучшить существующий порядок вещей и научить царей, как править государством, а дворян — выполнять свой гражданский долг, то Херасков не надеется на разум и противопоставляет ему путь пассивного нравственного самоусовершенствования каждой личности, путь отхода от участия в общественной жизни.

В стихотворении «К Евтерпе» Херасков вопрошает: Позволь, Евтерпа, мне еще сказать яснея, Что я сказать хочу: Но люди будут ли при сих словах умнея? Ты скажешь: «Никогда», — я лучше замолчу.

Разочарование в разуме, в способности с помощью разума добиться успеха в жизни звучит и в его стихотворении «О разуме»: На что полезен разум, Когда поклоны низки, Когда глубоки иски Людей приводят к счастью? На что потребен разум? Не надобен, я чаю.

Пассивная политическая позиция Хераскова, его отход от гражданского рационализма были вызваны разочарованием в прогрессивной дворянской государственности.

В период формирования в России новых капиталистических отношений, в период усиления меркантильных интересов у правящих дворянских кругов, роста социальных противоречий и явного преобладания реакционных тенденций в политике дворянского государства Херасков, не веря в разумную социальную гармонию, предпочитает уклониться от активной социальной борьбы, уйти в мир нравственно-философских раздумий.

Разочарование «в идеалах прогрессивной дворянской государственности, отказ от служения обществу на основе разума и гражданского долга и увлечение религиозно-этическими исканиями, бегство от умственной абстракции эмоциональной рефлексии и от суетной столичной жизни в сельское уединение» — это новое миросозерцание Хераскова отразилось прежде всего на его поэзии («Новые оды», изданные 1762 г.

, и «Философические оды и песни», изданные в 1769 г.) и на литературной позиции руководимого им журнала «Полезно увеселение». В журнале сотрудничало около 30 литераторов. Среди них и те, кто не связан с университетом. Группировавшиеся вокруг «Полезного увеселения» писатели пропагандировали на страницах журнала искусство независимых дворян, приверженность к изящной словесности.

Основное место в журнале отводилось стихам. Кроме стихов, из которых иногда состоял целый номер журнала, печатались беллетристические произведения на нравственно-этические темы, философические анекдоты, нравоучительные статьи.

В многочисленных любовных элегиях, посланиях, идиллиях, анакреонтических и философских одах они предпочитали обличению пороков воспевание добродетели, отрицание морального зла, прославление сладостной жизни на лоне природы, которую они противопоставляли житейской суете, погоне за богатством, карьерой.

Важно

Мотивы социального неравенства переводились в морально-этический план, они предлагали каждому находить покой и счастье в обращении к собственному внутреннему миру. Наиболее полное выражение эти темы и мотивы нашли в ранней поэзии Хераскова, для которого основное значение имела нравоучительная «философическая» поэзия.

В этой лирике нравоучительные, моральные сентенции находили эмоциональное выражение, что способствовало созданию определенного настроения, а сухая морализация воспринималась как лирическое размышление. Часто звучит в стихотворениях Хераскова и поэтов, печатавшихся в «Полезном увеселении», мотив быстротечности жизни, бренности всего земного.

Все тщета в подлунном мире, Исключенья смертным нет, В лаврах, рубище, порфире, Всем должно оставить свет, — писал Херасков в стихотворении «Прошедшее». Мотивы эти — предтеча поэзии Державина и поэтов-сентименталистов. В лирике Хераскова идеализируется патриархальная жизнь людей, не знающих цивилизации, которая несет с собой развращающее зло.

В этом смысле характерна его элегия «На человеческую жизнь», напечатанная в «Полезном увеселении». В ней поэт, выражая неудовлетворенность современной русской жизнью, восхваляет жизнь предков, которые «счастливо век вели, лукавства не имев / И без стенания они на свете жили».

В стихах Хераскова звучит мотив ухода от общества, от городской шумной жизни на лоно природы, в мир спокойствия и тишины. В стихотворении, которое так и называется «Тишина», поэт рисует идиллическую картину подобной жизни, причем, как это свойственно и поэтам его школы, идеализация сельской жизни оборачивается идиллическими картинами жизни крестьян.

Для Хераскова бедняки счастливее своих господ, ибо «сребро и пышные чертоги спокойства сердцу не дают». Херасков резко осуждает погоню за чинами и деньгами. Его идеал — образованный дворянин, посвятивший себя высоким материям: науке, культуре, моральному самоусовершенствованию. И мотивами своей поэзии, и легкой плавностью изящного стиха Херасков предваряет сентиментальные стихи и «новый слог» Карамзина. Такие стихи, как: Мне тихое вздыханье Стенящих горлиц мило; Мне тихие потоки, Мне рощи, мне долины Приятней лирна гласа — ничем не отличаются от типично сентиментальных стихов. Создавая трагедии по всем правилам поэтики классицизма («Борислав» — политическая трагедия, «Пламена»), Херасков явился зачинателем сентиментализма и в драматургии. В «Венецианской монахине», написанной в 1758 г., Херасков разрешает этическую проблему иначе, чем этого требовала трагедия классицизма. Образом Занеты он доказывает право человека на счастье и любовь вопреки чувству долга, в данном случае монашескому обету. В 1774 г. он пишет пьесу «Друг нещастных» — «слезную драму», в которой действуют несчастные, но добродетельные бедняки, вызывающие сочувствие и помощь благородных дворян. В духе новых настроений Хераскова один из героев драмы, дворянин Пречест, обращается к бедной девушке Милане, на которой он хочет жениться, со словами: «Позвольте мне, скрывшись между вами от света, вкушать жизнь благополучную». К «слезным драмам» относится и его пьеса «Гонимые».

В творческой практике М. М. Хераскова сказалась внутренняя противоречивость, вызванная стремлением примирить традиционные каноны классицизма с новыми литературными веяниями, которые прежде всего проявились в преодолении абстрактности в создании образов, в стремлении к раскрытию внутреннего мира человека, его психологического состояния с помощью новых образных и стилистических средств. Начавшаяся с 1753 г. литературная деятельность Хераскова была весьма многообразной и плодовитой. Он пишет стихотворные, драматургические произведения, разрабатывает жанр эпической поэмы, пишет политико-нравоучительные романы, таков, в частности, роман, изданный им в 1768 г., «Нума Помпилий», в котором Херасков выступает сторонником просвещенной монархии.

Героическая эпопея «Россияда” Однако в историю русской литературы Михаил Матвеевич вошел прежде всего как создатель героической эпопеи «Россияда» (1779). Творец бессмертной «Россияды» — так называл Хераскова Державин. Героическая эпопея была самым важным и почетным жанром классицизма. Попытки создать героическую эпопею до Хераскова («Петрида» Кантемира, «Петр Великий» Ломоносова, «Дмитрияда» Сумарокова) не увенчались успехом. Создание «Россияды», в которой Херасков выступает как наиболее последовательный ученик Сумарокова, свидетельствует о том, что классицизм продолжает оставаться ведущим литературным направлением. Херасков работал над «Россиядой» восемь лет, используя опыт создания европейской героической эпопеи («Илиады» Гомера, «Энеиды» Вергилия, «Освобожденного Иерусалима» Тассо, «Генриады» Вольтера и др.). Поэтика классицизма предусматривала при создании поэмы важность исторического сюжета, включение элемента чудесного: видений, предсказаний, аллегорий, высокий слог должен был соответствовать героико-патриотическому содержанию, и все обширное повествование излагалось размеренным шестистопным ямбом, долженствующим передать торжественность и величие происходящего. Обширная поэма, состоящая из 12 песен, «Россияда» посвящена знаменательному событию русской истории — взятию Грозным Казани, которое Херасков расценивал как заключительный этап в борьбе Руси с татаро-монгольским игом. В «Историческом предисловии» к «Россияде» он писал, что взятие Казани означало переход страны «из слабости в силу, из уничижения в славу, из порабощения в господство». В работе над своей обширной поэмой Херасков использовал летописные источники, «Повесть о Казанском царстве», исторические песни и легенды. Главная идея «Россияды» — торжество героики русских воинов, победа России над варварством, православной веры над магометанской. Своей поэмой автор преследует воспитательно-патриотическую цель: вдохновить современников подвигами предков и научить их подлинному патриотизму. Херасков не стремится к исторической правдивости, документальности в поэме, да это и возбранялось требованиями поэтики классицизма. Многое переосмыслено, творчески переработано, украшено фантастикой, почерпнутой и из книжных источников, и из фольклора, когда рядом с мифологическими образами Марса, Эрота, Киприды действуют Змей Тугарин, Идолище Поганое. В духе идей дворянского либерализма Херасков рассматривает взаимоотношения Грозного — идеального монарха и бояр. «Вельможи и цари отечеству ограда», — говорит в поэме Грозный. Царь храбр, великодушен, делится с ближним последним глотком воды, он угоден богу и действует по внушению свыше. В единстве Грозного и бояр сказывается утопичность политических идеалов Хераскова. Большинство бояр, приближенных царя, воинов и советников доблестны и храбры, они верные патриоты, которые держат себя с царем смело и независимо. В духе просветительской идеологии Херасков дает уроки царю. Введением небесного посла (тень князя Тверского) царю указывается на его долг перед отечеством. Херасков напоминает царю: «Не царь порфирою, порфира им почтенна».

Несмотря на историческую основу сюжета, «Россияда» обращена к современности. Написанная в период русско-турецкой войны и законченная незадолго до присоединения Крыма к России, поэма содержит похвалы в адрес Екатерины, которая заставит трепетать «восточную луну» и даст народам «божественны» законы.

Поэма посвящена Екатерине II —все это делает весьма ограниченным либерализм Хераскова. Отвечая требованиям классицизма, Херасков наполняет свою поэму множеством аллегорий, олицетворений (так, олицетворяются различные страсти и пороки: злоба, корыстолюбие, безбожие и т. д.), фантастических образов, видений.

Совет

В ней много отступлений, длинных описаний, что необычайно замедляет развитие сюжета. На эту растянутость, тяжеловесность поэмы указывали Вяземский, Батюшков, признавая в то же время определенные заслуги Хераскова в создании эпопеи.

Вместе с тем в этой героической эпопее есть и ряд отступлений, нарушающих чистоту жанра и свидетельствующих о новых тенденциях в литературе. Таковы сюжетная линия татарской царицы Сумбеки, связанный с ней любовный элемент, таково обращение к фольклору.

Хотя «Россияда» была далека от подлинного историзма, она сыграла видную роль в литературе XVIII в. в силу своего гражданско-патриотического содержания. Недаром Херасков назвал свою поэму «Россияда». В основе эпопеи — национальный сюжет, она рассказывает не только о делах и взаимоотношениях царя и бояр, но и обо всей России, о героическом русском народе. Предпосылкой к созданию «Россияды» явилась работа Хераскова над поэмой «Чесмесский бой» (1771), посвященной победе русского флота в Чесмессхой бухте в период войны с Турцией (1770). Однако эта поэма, в которой Херасков прямо заявляет: «россиян петь хочу», рассказывающая о русских воинах, бесстрашных в бою и вместе с тем великодушных к побежденным, отличалась документальностью. Она была написана «по точным известиям» и в силу этого не могла полностью отвечать законам эпической поэмы, требующей элементов «чудесного». В духе «Россияды» написана и более поздняя поэма Хераскова «Владимир» (1785), но она менее художественна и проникнута мистическим духом. «Россияда» была последним значительным произведением и в творчестве Хераскова, и в поэзии русского классицизма. Характерные для творчества Хераскова моралистические тенденции и вера в то, что в результате нравственного усовершенствования каждой личности возможно достигнуть блага на земле, были достаточно консервативны, но даже пассивная оппозиция самодержавно-бюрократической политике правительства придавала независимый характер его личности и творческой деятельности. Херасков проявлял неустанную заботу о развитии просвещения, помогая молодым литераторам, в частности Богдановичу, найти свое место в литературе. Литературный салон Хераскова и его жены Елизаветы Васильевны, писавшей стихи, был очень популярен среди литераторов. Усилившиеся после пугачевского восстания религиозно-нравственные тенденции в творчестве Хераскова закономерно привели его к сближению с масонами, в которых он увидел силу, способную противостоять растущему «безверию». Это нашло отражение и в последних романах Хераскова «Кадм и Гармония» (1786) и «Полидор, сын Кадма и Гармонии» (1794), в которых писатель выражает масонские взгляды и неприязнь к «дерзновенным вольнодумцам». Романы эти не отличаются художественностью, но знаменуют отход от рационалистической прозы классицизма к чувствительности, свойственной новому литературному стилю — сентиментализму.

Михаил Матвеевич Херасков умер 27 сентября (9 октября) 1807 г. в возрасте 74 лет.

Источник: http://sochin.net/heraskov/

Херасков Михаил Матвеевич

Русский поэт, прозаик, драматург

25 октября (5 ноября) 1733 – Херасков Михаил Иванович родился в городе Переяславле Полтавской губернии. Происходил из родовитой валашской семьи Хереско, переселившейся в Россию при Петре I. Мать Хераскова вторым браком была замужем за князем Н.Ю.Трубецким – вельможей, не чуждым ученых и литературных интересов, приятелем А.Д.Кантемира и адресатом его VII сатиры «О воспитании».

1743-1751 – учится в петербургском Сухопутном шляхетском корпусе. В корпусе действует любительский театр под фактическим руководством А.П.Сумарокова, оказывающего значительное влияние на литературные занятия и вкусы кадетов. Вероятно, к этому периоду относятся ранние стихотворные опыты Хераскова, до нас не дошедшие.

1751 – определен подпоручиком в Ингерманландский пехотный полк.

1755 – переходит на статскую службу в Коммерц-коллегию.

1756 – после переезда в Москву занимает должность асессора (надзирающего за студентами) в только что открытом (1755) университете. Вскоре в его ведение переданы также университетская библиотека (1756), типография (1757), минералогический кабинет (1759) и театр (1761).

1758 – дебютирует на литературном поприще с трагедией «Венецианская монахиня», вышедшей отдельным изданием в университетской типографии (сведений о постановке ее на сцене нет).

1761 – начинает исполнять обязанности директора университета. В этом же году напечатана его дидактическая поэма «Плоды наук», не имевшая большого успеха. Написана комедия «Безбожник».

Читайте также:  Сочинения об авторе бродский

1760–1762 – организовывает издание журнала при университете «Полезное увеселение».

1762 – выход сборника «Новые оды». Написана трагедия «Пламене» (опубл. 1765).

1763 – издает журнал «Свободные часы».

1763-1770 – официально занимает должность директора университета.

1764 – издание сборника «Нравоучительные басни».

1766 – работает над трагедией «Мартезия и Фалестра» (сюжет заимствован из трагедии Т.Корнеля Ariane).

1768 – роман «Нума Помпилий».

1769 – выход сборника «Философические оды или песни».

1770 – Херасков назначен вице-президентом Берг-коллегии и переезжает на жительство в С.-Петербург.

1770 – комедия «Ненавистник».

1771 – поэма «Чесменский бой».

1772 – написана трагедия «Борислав» (опубл. 1774).

1772–1773 – издает журнал «Вечера».

1774 – «слезная драма» «Друг несчастных».

Обратите внимание

1775 – Херасков выходит в отставку без содержания (видимо, за его связи с масонством). Написана «слезная драма» «Гонимые».

1777 – Херасков знакомится с Н.И.Новиковым.

1777-1779 – вместе Новиковым принимает участие в издании масонского журнала «Утренний свет».

1778 – поэма «Россияда» – полномасштабный героический эпос, который должен был занять в русской поэзии место, подобное тому, что занимает «Энеида» Вергилия в латинской. Создать национальный эпос в соответствие с классическими требованиями, который обеспечил бы русской словесности достойное место в кругу европейских литератур, пытались и М.

Ломоносов, подражавший «Генриаде» Вольтера в поэме «Петр Великий», и Сумароков, сочинивший лишь вступление к своей «Димитрияд»е, и др., но только Хераскову удалось довести дело до конца, с чем и связана специфическая и, на взгляд позднейших читателей, несколько преувеличенная известность «Россияды» в XVIII – начале XIX вв.

Она соответствовала всем требованиям, предъявляемым теорией к сочинениям такого рода: повествовала о ключевом событии в русской истории (покорение Казани при Иоанне IV, которое, по мнению Хераскова, знаменовало окончание эпохи ордынского ига над Россией), изобиловала элементами фантастики (русским покровительствуют ангелы и святые, замученные в Орде; татарам – адские силы), была написана александрийским стихом и имела соответствующий зачин. Наряду с «героическими» песнями, в которых говорится о сражениях, небесных явлениях и т.п., в «Россияде» есть и «романические» песни о любовных интригах при дворе казанской царицы Сумбеки. Причем их так много, что позднейшие критики (А.Ф.Мерзляков) упрекали Хераскова в нарушении единства поэмы, но именно эти песни сообщают «Россияде» некоторую занимательность.

1778-1802 – занимает должность куратора Московского университета, являясь фактическим руководителем университета, с перерывом в несколько месяцев, когда к концу царствования Павла I (март 1801) в результате какого-то недоразумения выходит в отставку и вновь вступает в должность уже при Александре I.

1778 – будучи куратором Московского университета, основывает университетский благородный пансион.

1779 – при посредничестве Хераскова Новиков переезжает в Москву и арендует на 10 лет университетскую типографию. Известная книгоиздательская деятельность Новикова в 1779–1792 проходит под покровительством Хераскова.

Важно

1781 – в Москве учреждена Директория масонов-розенкрейцеров. В ее состав вошел и Херасков. При его поддержке «московские мартинисты» (как их называли за приверженность учению французского мыслителя Сен-Мартена) открывают в университете Учительскую (1779) и Переводческую (1782) семинарии.

1782 – трагедия «Идолопоклонники, или Горислава».

1785 – эпическая поэма «Владимир возрожденный». Она была уже не героическим, а скорее психологическим эпосом («своеобразной масонской «Одиссеей», по определению Л.В.Кулаковой). Речь в ней идет о князе Владимире, крестителе Руси, о его восхождении к высотам истины и нравственного совершенства.

Внешние события в поэме служат лишь «знаком» того, что происходит во «внутреннем человеке». Отступление от образцов сказывается даже в количестве «песен»: если в «Россияде» их 12, как в «Энеид»е и др., то во «Владимире» – 15 (в 3-й ред. – 18).

Тем не менее «Россияда» и «Владимир» воспринимались современниками как произведения, сходные по своей роли в русской поэзии.

1786 – «драма с песнями» «Милана».

1787 – роман «Кадм и Гармония».

1790 – поэма «Вселенная, мир духовный» в трех песнях поэма о творении мира и грехопадении Адама, написанная в подражание «Потерянному раю» Дж.Мильтона и «Мессиаде» Ф.-Г.Клопштока.

1792 – роман «Полидор, сын Кадма и Гармонии».

1795 – поэма-аллегория «Пилигримы, или Искатели счастья».

1796 – «слезные драмы» «Школа добродетели», «Извинительная ревность».

1796-1802 – выходят сочинения Хераскова «Творения» (ч. 1–12).

1798 – трагедия «Освобожденная Москва».

1800 – поэма «Царь, или Освобожденный Новгород», поэма, явившаяся откликом на Французскую революцию и утверждающая принцип самодержавия.

1805 – издана «Бахариана» – пространная, изобилующая приключениями с «прикровенным» нравоучением «богатырская сказка» (безрифменный стих с дактилическими окончаниями, имитирующий народное тоническое стихосложение, – подражание «Илье Муромцу» Н.М.Карамзина и «Добрыне» Н.А.Львова). В том же году выходит поэтический трактат о стихотворстве «Поэт».

1802 – недовольный начавшимися под руководством Александра I реформами, Херасков подает в отставку.

Совет

27 сентября (7 октября) 1807 – Херасков умер в Москве. Похоронен на кладбище Донского монастыря в Москве.

1807 – последнее произведение Хераскова – трагедия «Зореида и Ростислав» –опубликовано уже после его смерти и получила премию Российской академии.

Произведения можно отнести к таким жанрам:

  • Литература 18 века
  • Старинная литература: прочее

Поделитесь своими впечатлениями с нашими читателями

Источник: http://velib.com/biography/kheraskov_mikhail/

Херасков Михаил Матвеевич

Рейтинг:   / 0

Подробности Просмотров: 870

Херасков Михаил Матвеевич (1733 – 1807), поэт, прозаик. Родился 25 октября (5 ноября н.с.) в Переяславе на Полтавщине в знатной семье валашских бояр. Получил хорошее домашнее воспитание. Затем учился в Сухопутном шляхетском корпусе в Петербурге, который окончил в 1751. С юности был серьезно увлечен творчеством.

     В 1760 – 1762 издавал журнал Полезное увеселение, в 1873 – Свободные часы.

     В 1763 – 1802 был (с перерывами) директором, затем куратором Московского университета. В историю русской литературы вошел как крупный представитель русского классицизма, в творчестве которого обозначилось движение к сентиментализму.

Знаменит как автор эпических поэм: Плоды наук (1761), Чеменский бой (1771), Россияда (1779), Владимир Возрожденный (1785), Царь или Спасенный Новгород (1800).

     В драматургии Херасков выступил последователем классицизма.

Написал 20 пьес, среди которых особенно известны были: трагедии Пламена (1765), Борислав (1774), Освобожденная Москва (1798); комедии Безбожник (1761), Ненавистник (1774).

     Однако в драмах Друг несчастных (1774), Гонимые (1775) Херасков использует приемы и мотивы сентиментализма.

Проза Хераскова прошла эволюцию от философско-нравоучительного романа об идеальном государстве с царем-философом на троне (Нума Помпилий, или Процветающий Рим, 1768) до романа с запутанной любовно-авантюрной интригой (Кадм и Гармония, 1786).

     Разбросанной по жанрам лирике Хераскова свойственны проповедь умеренности, сетование на испорченность современного общества, которому противоставляется тихая жизнь на лоне природы (Истинное благополучие, О разуме, К А.Ржевскому и др.).

     В возрасте 74 лет М.Херасков умер в Москве 27 сентября (9 октября н.с.).

     Использованы материалы кн.

: Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь. Москва, 2000. Жизнь и деятельность

Обратите внимание

     Херасков (Михаил Матвеевич) – писатель. Происходил из валахской семьи, выселившейся в Россию при Петре I ; родился 25 октября 1733 г. в городе Переяславле, Полтавской губернии. Учился в сухопутном шляхетском корпусе. Еще кадетом Х.

начал под руководством Сумарокова , писать статьи, которые потом печатались в “Ежемесячных Сочинениях”. Служил сначала в Ингерманландском полку, потом в коммерц-коллегии, а в 1755 г. был зачислен в штат Московского университета и заведовал типографией университета. С 1756 г. начал помещать свои труды в “Ежемесячных Сочинениях”. В 1757 г. Х. напечатал поэму “Плоды наук”, в 1758 г.

– трагедию “Венецианская монахиня”. С 1760 г. в течение 3 лет издавал вместе с И.Ф. Богдановичем журнал “Полезное Увеселение”. В 1761 г. Х. издал поэму “Храм Славы” и поставил на московскую сцену героическую поэму “Безбожник”. В 1762 г. написал оду на коронацию Екатерины II и был приглашен вместе с Сумароковым и Волковым для устройства уличного маскарада “Торжествующая Минерва”. В 1763 г.

назначен директором университета в Москве. В том же году он издавал в Москве журналы “Невинное Развлечение” и “Свободные Часы”. В 1764 г. Х. напечатал две книги басней, в 1765 г. – трагедию “Мартезия и Фалестра”, в 1767 г. – “Новые философические песни”, в 1768 г. – повесть “Нума Помпилий”. В 1770 г. Х. был назначен вице-президентом берг-коллегии и переехал в Петербург. С 1770 по 1775 гг.

он написал трагедию “Селим и Селима”, комедию “Ненавистник”, поэму “Чесменский бой”, драмы “Друг несчастных” и “Гонимые”, трагедию “Борислав” и мелодраму “Милана”. В 1778 г. Х. назначен был вторым куратором Московского университета. В этом звании он отдал Новикову университетскую типографию, чем дал ему возможность развить свою издательскую деятельность, и основал (в 1779 г.

) московский благородный пансион. В 1779 г. Х. издал “Россиаду”, над которой работал с 1771 г. Предполагают, что в том же году он вступил в масонскую ложу и начал новую большую поэму “Владимир возрожденный”, напечатанную в 1785 г. В 1779 г. Х. выпустил в свет первое издание собрания своих сочинений.

Позднейшие его произведения: пролог с хорами “Счастливая Россия” (1787), повесть “Кадм и Гармония” (1789), “Ода на присоединение к Российской империи от Польши областей” (1793), повесть “Палидор сын Кадма и Гармонии” (1794), поэма “Пилигримы” (1795), трагедия “Освобожденная Москва” (1796), поэма “Царь, или Спасенный Новгород”, поэма “Бахариана” (1803), трагедия “Вожделенная Россия”. В 1802 г.

Х. в чине действительного тайного советника за преобразование университета вышел в отставку. Умер в Москве 27 сентября 1807 г. Х. был последним типичным представителем псевдоклассической школы. Поэтическое дарование его было невелико; его больше “почитали”, чем читали. Современники наиболее ценили его поэмы “Россиада” и “Владимир”. Характерная черта его произведений – серьезность содержания.

Масонским влияниям у него уже предшествовал интерес к вопросам нравственности и просвещения; по вступлении в ложу интерес этот приобрел новую пищу. Х. был близок с Новиковым, Шварцем и дружеским обществом. В доме Х. собирались все, кто имел стремление к просвещению и литературе, в особенности литературная молодежь; в конце своей жизни он поддерживал только что выступавших Жуковского и Тургенева . Хорошую память оставил Х. и как создатель московского благородного пансиона. Последнее собрание сочинений Х. вышло в Москве в 1807 – 1812 гг. См. Венгеров “Русская поэзия”, где перепечатана биография Х., составленная Хмыровым , и указана литература предмета; А.Н. Пыпин, IV том “Истории русской литературы”.  

Источник: http://palkins.ru/features/pisateli/biografii/619-kheraskov-mikhail-matveevich

Ссылка на основную публикацию