Краткая биография хлебников

Виктор Владимирович Хлебников. Биография Хлебникова Виктора

Виктор Владимирович Хлебников, или Велимир, как сам поэт изволил себя величать, родился 9 ноября 1885 года в Калмыкии, в небольшой деревне Малые Дербеты, в потомственной купеческой семье. Помимо маленького Вити, в семье было еще четверо детей, два брата и две сестры, с одной из которых, художницей Верой, поэт был духовно близок и дружен на протяжении всей жизни.

С раннего детства, как гласит биография Хлебникова Виктора Владимировича, дети получали отменное домашнее образование, уделяя огромное внимание науке и искусству. Мама поэта Екатерина Вербицкая была чрезвычайно прогрессивной женщиной, которая в свое время окончила Смольный институт и прекрасно ориентировалась в правилах воспитания собственных детей.

Отец семейства был орнитологом, что способствовало приучению ребят к адекватному восприятию природы и животного мира.В 1898 году Хлебниковы переезжают в Казань, где дети учатся в местной гимназии, а Велимир удивляет родителей успехами по таким важным предметам как математика и биология.

Обратите внимание

Кроме этого, подросток начинает сочинять стихи, в основании которых лежат орнитологические заметки времен их совместного с отцом наблюдения за птицами. Дальнейшая биография Хлебникова Велимира связана с поступлением юноши в Казанский университет с последующим переводом в Санкт-Петербург, где с 1908 по 1911 годы он изучает естествознание.

Свои пробные стихи и рассказы талантливый парень неоднократно посылал Максиму Горькому, в надежде на одобрение и протекцию именитого писателя, однако ответа ни разу не дождался.

Петербургская жизнь Хлебникова В.В. как начинающего футуриста ознаменовалась первой публикацией его стихотворения «Искушение грешника» в журнале «Весна», не возымевшего, однако, какого-нибудь успеха у читателя. Зато год спустя, подписчики журнала с удивлением и восхищением оценили творчество Хлебникова В.В.

, ознакомившись с его «Зверинцем», «Заклятием смехом» и «Бобэоби». В 1910 году Велимир стал постоянным членом литературного объединения «Гилея», к которому вскоре примкнул сам Маяковский. В том же году в печати появляется новый футуристический сборник, в котором произведения Хлебникова занимают достойное место.

По натуре своей Велимир был человеком добрым и отзывчивым, отрицал войны и социальное неравенство, что не находило стопроцентного отклика в сердцах и умах поэтов-реалистов, зато проблем с властями у поборника справедливости всегда хватало.

Еще в студенческие годы за участие в демонстрации он был приговорен к месяцу тюремного заключения, после которого еще больше отдалился от комфорта буржуазного быта. Велимир часто скитался по квартирам и друзьям, городам и странам, обращая свой талант только к научным и творческим изысканиям.

Совершенно не заботясь по поводу чужого мнения, поэт никогда не изменял собственным принципам, чем чрезвычайно привлекал к себе внимание собеседников.

Немаловажную роль в жизни Хлебникова играло самообразование, благодаря которому он успешно осваивал японский язык, кристаллографию и живопись, а также философские труды Платона и Спинозы.

В ходе первой мировой войны Велимир провел год на армейской службе, которую оценивал как адское перевоплощение разумной личности в животное, о чем красноречиво свидетельствует его послевоенная поэзия. Октябрьский переворот поэт принял восторженно, потому что очень надеялся на то, что простому люду станет легче жить.

Важно

Творческий путь Виктора Владимировича Хлебникова позднего периода отмечен публикацией нескольких талантливых стихов и повестей, не оцененных современниками поэта.

В конце весны 1922 года Велимир отправился в Новгородскую губернию, где заболел и слег от вечного недоедания и паралича ног, а уже 28 июня самобытного поэта-футуриста не стало.

Источник: https://stud-time.ru/biografii-russkix-pisatelej-i-poetov/viktor-vladimirovich-xlebnikov.html

Краткая биография Хлебников

Содержимое сочинения:

После смерти этого поэта миновало уже несколько десятилетий, а споры о его творчестве продолжаются до сих пор. Одни видят в нем лишь заумного поэта, другие называю Хлебникова величайшим поэтом — новатором. Настоящее имя Хлебникова — Виктор Владимирович. Гимназию Виктор закончил в 1898 г., в Казани и там же поступил в университет.

Уже в это время он серьезно интересовался литературой, а писать начал еще в гимназии. В 1908 г. Хлебников продолжил учебу в Петербургском университете на естественном отделении физико-математического факультета. Но через 3 года его исключили, т. к. он не внес плату за обучение.

В Петербурге он сблизился с символистами и часто бывал в знаменитой «Башне», так поэты называли квартиру главы символистов Вечаслава Иванова. Вскоре Хлебников разочаровался в стилистике символизма. В 1910 г. Хлебников опубликовал свое программное стихотворение «Заклятие смехом», которое создано на основе одного слова «смех». В 1912 г.

Появился новый сборник с программой футуристов «Пощечина общественному вкусу». Она вызывала бурю негодования не только своим содержанием. Сборник был напечатан на оберточной бумаге, и в нем все было шиворот-навыворот. Весну 1912 г. Хлебников провел под Херсоном в имении, где служил управляющим отец Д. Бурлюка.

Там же в Херсоне, он издал там свою первую брошюру с числовыми и языковыми материалами — «Учитель и ученик». Хлебников мечтал о создании общечеловеческой культуры, в которой бы на равных соединились культура и искусство разных народов. Особое внимание в своем творчестве он уделяет культуре и поэзии Востока.

В поэмах «Медиум и Лейли», «Хаджи-Тархан», прозаической повести «Есир», во многих других произведениях Хлебников отражает психологию, философию, историю народов Востока, пытается найти то общее, что объединяет людей во всем мире. Весной 1922 г. Хлебников приехал в Москву с юга уже тяжело больным.

В июне того же года. Поэт умер в деревне Санталово Новогородской губернии, куда поехал к своему другу отдохнуть подлечиться. В 1960 г. Прах Виктора Хлебникова перевезли в Москву и захоронили на Новодевичьем кладбище.

Вариант 2

Велимир Хлебников родился 28 октября 1885 года среди калмыцких степей. Мать — историк, отец — ученый археолог, настоящее имя Хлебникова — Виктор Владимирович.

Пожалуй, ни один из поэтов благодатного Серебряного века не вызывал столько споров в кругах литературных критиков и ценителей поэзии. Бунтарь, футурист, великий мистификатор лелеял мечту переделать упрямое слово, выпустить из тесных рамок грамматики и фонетики.

Семья много переезжала по нуждам службы. Сначала Велемир поступает учиться в Симбирскую гимназию в 1985 году, по приезду в Казань поступает в 3-ю Казанскую гимназию. Там же начинает учебу в университете, переводится в Петербург в 1908 году на отделение физмата, но через три года его отчисляют за неоплату учебы.

Совет

Литературой и сочинительством увлекается, будучи гимназистом. В Петербурге тесно общается с символистами, пишет много и взахлеб больше сотни произведений, не прекращая поиски себя.

Читайте также:  Краткая биография смоллетт

Бывает в «Башне» — штаб-квартире течения. Свой псевдоним изобретает как ответ на увлечение древнеславянской, языческой символикой, ведь Велемир означает «большой мир».

1912 год — выход знакового сборника футуристов «Пощечина общественному вкусу». Такого писательский мир еще не видел, а молодые талантливые бунтари призывали сбросить классиков с парохода современности, перейти к свободе словотворчества.

Практически половину сборника составляли стихи Хлебникова, непереводимые на понятный русский язык.

Публика негодовала, но сборник раскупали, критиковала, но футуристов, изданных на оберточной бумаге, читали, чего и добивался Хлебников с сотоварищами.

В том же году Велемир переезжает в Херсон, где публикует брошюру «Учитель и ученик», совмещает языковые и числовые материалы. Хлебников мечтает о создании мультикультуры для всего человечества, симбиоза востока и запада.

В июне 1922 г. Велемир Хлебников умирает от тяжелой болезни в деревне Санталово, оставив нетривиальное творческое наследие, неологизмы, истинный смысл которых остается загадкой до сих пор.

Прислал: Фомина Анастасия . 2017-10-21 22:27:07

Источник: http://russkaya-literatyra.iusite.ru/1114_kratkaya_biografiya_hlebnikov.htm

О творчестве велимира хлебникова

Тема: Жизнь и творчество поэта

Велимир (Виктор Владимирович) Хлебников (1885-1922) в истории футуризма занимает особое место. Он стремился соз­дать искусство будущего, искал новые пути поэтического выра­жения. Хлебников был оригинален во всем.

Считая себя Предсе­дателем Земного Шара, будетлянином, он был одержим идеей справедливого устройства мира, которого можно достигнуть бла­годаря преобразующей силе искусства. Он создал оригинальную философию пространства-времени и числа, вывел формулы за­кономерности исторических событий, соединяя математику и историю.

Хлебников искал особо выразительный язык, в кото­ром смыслообразующую роль играли звуки: каждый звук речи обладает, по мысли поэта, определенной семантикой. Эта се­мантика исходит из древних праславянских корней, а они, в свою очередь, порождались когда-то неким праязыком челове­чества.

Поэт видел свою задачу в том, чтобы «найти единство вообще мировых языков, построенное из единиц азбуки». Этот хлебниковский язык назвали заумью. Характерным примером яв­ляется такое стихотворение:

Бобэоби пелись губы,Вээоми пелись взоры,Пиээо пелись брови,Лиэээй-пелся облик,Гзи-гзи-гзэо пелась цепь.Так на холсте каких-то соответствийВне протяжения жило Лицо.

Обратите внимание

Каждый звук поэт связывал с определенным цветом: «б» — ярко- красный (губы), «в» — синий (глаза), «п» — черный (брови).

Хлебникову свойственно отношение к слову как к конструк­тивному материалу, поэтому слова можно разрывать на части, по-разному комбинировать их, можно создавать новые слова из известных корней. Пример — «Заклятие смехом»:

О, рассмейтесь, смехачи!О, засмейтесь, смехачи!Что смеются смехами, что смеянствуют смеяльно,О, засмейтесь усмеяльно

Хотя тяга к словотворчеству оставалась всегда, но в более поздних произведениях язык Хлебникова становится понятнее и доступнее.

Когда умирают кони — дышат,Когда умирают травы — сохнут.Когда умирают солнца — они гаснут.Когда умирают люди — поют песни.

В его художественном мире соединяются разные времена, пересекаются и совмещаются пространства. Поэт часто обраща­ется к древним языческим временам, протягивая от них связь с современностью.

В поэме «Уструг Разина» Хлебников показыва­ет истоки и тайны мятежа, преемственность вольного характе­ра, идущую от вещего Олега, Тараса Бульбы через Разина к современным анархистам. Мятеж несет кровь, зависть, но при­водит к рождению героя-победителя, каким предстает Разин.

Ши­роко используемая в поэме звукопись подчинена стремлению глубже выразить глубинный смысл:

Волге долго не молчится,Ей ворчится как волчице.Волны Волги — точно волки,Ветер бешеной погоды.Вьется шелковый лоскут.И у Волги у голоднойСлюни голода текут.

Героем произведений Хлебникова становится человек вооб­ще, находящийся на пересечении прошлого, настоящего и бу­дущего. Поэтому в его творчестве постоянны мотивы вечного возрождения, золотого века.

Революционное время породило произведения актуального содержания. Революция воспринимается как космическое явле­ние. В поэме «Ладомир» герои творят новый гармоничный мир. Материал с сайта //iEssay.

ru

Это шествуют творяне,Заменивши д на т,Ладомира соборянеС Трудомиром на шесте.

Важно

Поэт верит, что новый мир может быть построен только на любви, на преодолении мора и крови.

Черти не мелом, а любовьюТого, что будет, чертежи.И рок, слетевший к изголовью,Наклонит умный колос ржи.

В 1921 году Хлебников пишет стихи о голоде в Поволжье «Го­лод», «Волга, Волга!», «Трубите, кричите, несите!».

Традиция Хлебникова в конце 1920-х и в 1930-е годы прояви­лась в творчестве поэтов-обэриутов (общество реального искус­ства).

На этой странице материал по темам:

  • творчество велимира хлебникова кратко
  • хлебников велимир творчество кратко
  • краткая биография велимира хлебникова
  • сочинение на тему велимир хлебников творчество
  • ладомир хлебникова анализ

Источник: http://iessay.ru/ru/writers/native/h/hlebnikov/stati/zhizn-i-tvorchestvo-poeta/o-tvorchestve-velimira-hlebnikova

Краткая биография Велимира Хлебникова

Велимир Хлебников: судьба футуриста

Родиной Велимира Хлебникова стало небольшое село Малые Дербеты, расположенное в далекой Калмыкии.

Там проживало семейство Хлебниковых – отец, представитель старинного купеческого рода, страстный любитель природы, талантливый орнитолог и этнограф, мать, выпускница Смольного института, и пятеро их детей.

Женщина образованная и начитанная, мать стремилась привить детям тягу к знаниям, в чем преуспела: младшие Хлебниковы продолжали самообразование всю жизнь.

Велимир часто отправлялся с отцом в поля и леса, где оба вели наблюдения за птицами и животными. Впоследствии отец Велимира основал первый в России заповедник.

Будучи студентом (сначала Казанского университета, затем Санкт-Петербургского), Велимир (настоящее имя поэта, кстати, – Виктор) написал несколько статей о представителях животного мира в научные журналы. Но вскоре интересы его изменились: он увлекся поэзией.

Творчество Хлебникова – настоящее новаторство в области литературы и языкознания.

Любопытно следующее: поэт-футурист стремился объединить в своих произведениях предметы, казалось бы, совершенно несочетаемые, лед и пламень: так, в его повести (он назвал ее «сверхповестью») «Зангези» посреди гладкого текста вдруг попадаются таблицы и математические формулы.

Подобный формат с трудом укладывается в голове читателя, привыкшего отделять «котлету от мухи»: формулы должны быть в учебниках математики, а повесть – в литературном сборнике. Но для Хлебникова границы условны: он словно живет в ином измерении.

Совет

Оставив учебу, Велимир сосредотачивает все свои силы на поэтическом поприще. Он выпускает несколько сборников стихов, среди которых наиболее потрясающей современников оказалась «Пощечина общественному вкусу». В книгу вошли стихи не только Хлебникова, но большая часть принадлежала его перу. Это было первое яркое заявление футуристов о себе.

Интересно: в конце сборника помещалась страничка, где были перечислены разные государства и даты их падений (уже свершившихся). Среди них стояла запись: «Некто – 1917». Нам ясно, что речь идет о России, но как можно было предугадать это в 1912 году, когда книга увидела свет? Эту страницу оформлял Хлебников.

Читайте также:  Сочинения об авторе башлачев

Получается, он обладал еще и даром пророка?..

Сам Велимир полагал, что, если собрать как можно больше фактов о каком-либо явлении, о событии, о государстве, о человеке, то вполне можно предсказать его будущее, и в этом нет ничего мистического. Некоторое время поэт глубоко изучал Россию, пытаясь найти ту формулу, которая даст ответ на вопрос о ее грядущей судьбе.

Личная жизнь Велимира Хлебникова содержала мало счастливых моментов. Так, он служил в армии во время Первой мировой войны, и зрелище бессмысленных страданий и смертей глубоко потрясло поэта, оставив в его душе незаживающую рану.

Велимир был безнадежно влюблен в Анну Ахматову, своей семьи так и не создал. У него вообще ничего не было, кроме творчества: он скитался по чужим квартирам, нищенствовал.

Все его богатство составляли рукописи, которые он возил везде с собой.

Умер Хлебников, едва дожив до 37-летия: наступил паралич ног на фоне истощения и ослабления организма. Кажется, дату своего конца он тоже знал: «Люди моего склада умирают в 37 лет». При этих словах поэт вспоминал Пушкина, Байрона, Моцарта.

Поэзия Велимира Хлебникова – странная и загадочная. У него летают «времири», шуршат «времыши» и над всем смеются «усмейные смехачи».

Диковатые на первый взгляд сочетания, ломаные линии, неологизмы, которыми он пытался заменить иностранные слова – он полагал, что русский язык следует очистить от всего наносного, «чужеземного» – все это поначалу может ввести читателя в некий ступор, потому что, встретившись с чем-то принципиально новым, мы сначала не понимаем, как к этому можно отнестись. Но потом, когда вслушиваешься в звуки, начинаешь чувствовать гармонию: пазл складывается, картинка вырисовывается.

Обратите внимание

Хлебников жил, устремленный в будущее. Он мечтал о мире, в котором не будет дерущихся за территорию и подданных государственных объединений, а будет одна большая человеческая семья, которая доверит правление 317-ти главам. Настанет прекрасное время, воцарятся любовь и всеобщее доверие. Государства прекратят «кормиться людьми».

Поэт, к сожалению, не дожил до этого прекрасного времени. Может быть, доживем мы – или хотя бы приблизим момент его наступления. Давайте почаще открывать томик со стихами Хлебникова. Возможно, поэт оставил потомкам рецепт прекрасного будущего, только мы пока не можем его расшифровать…

Источник: https://ollam.ru/classic/rus/hlebnikov-velimir/bio

Доклад: Виктор Владимирович Хлебников

28 октября 1885 года в селе Малые Дербеты Астраханской губернии родился Виктор Владимирович Хлебников.Отец поэта-Владимир Алексеевич -ученый- естественник.Мать- Екатерина Николаевна- историк по образованию.Семья Хлебниковых переезжала с места на место.В 1903г.

поступил на математическое отделение физико-математического факультета Казанского университета.Увлекается математикой, орнитологией, историей и художественной литературой. Начинает писать стихи.В 1908г. переезжает в Петербург.

Переходит на восточный факультет, а затем на славяно-русский отдел историко-филологического факультета. В 1911г. исключен за неуплату. Первая публикация Хлебникова в столице в газете “Вечер”, в связи с аннексией Австро-Венгрией Боснии и Герцеговины (осень 1908). В 1908г.

журнале “Весна” напечатано стихотворение в прозе “Искушение грешника”.1910- участник первых футуристических сборников.В 1912г. в Херсоне издана первая брошюра Хлебникова с математико-лингвистическими опытами “Учитель и ученик”. В первые дни Октябрьской революции Хлебников в Петрограде. Революцию встретил с энтузиазмом.

Гордился, что в своих числовых “пророчествах” предсказал год её свершения. В 1922 учащаются приступы малярии. Летом едет в Астрахань на лечение.28 июня 1922г. умер в Волдайской деревушке Санталово, в священных местах срединной России.В1960г. его прах был перевезен в Москву и захоронен на Новодевичьем кладбище.

Модернисты разных оттенков особенно поднимали на щит формально-экспериментаторские вещи Хлебнико­ва — “словотворчество”, “заумь”..: Вот одно из программных для раннего Хлебникова стихотворений:

О, рассмейтесь, смехачи!

О, засмейтесь, смехачи!

Что смеются смехами, что смеянствуют смеяльно,

О, засмейтесь усмеяльно!

О, рассмешищ надсмеяльных — смех усмейных

смехачей!

О, иссмейся рассмеяльно смех надсмейных

смеячей!

Смейево, смейево,

Усмей, осмей, смешики, смсшики,

Смсюнчики, смеюнчики.

О, рассмейтесь, смехачи!

О, засмейтесь, смехачи!

(“Заклятие смехом”)

При жизни Хлебников был известен очень узкому кругу. После смерти поэта круг этот несколько расширился. Тогда же началась канонизация Хлебникова как художника и мыслителя для избранных. В его стихах легкий отблеск смысла присутствует в звуках человеческой речи, звук в определенной степени “содержателен”. Соответствия “зрительного” и “звукового” Хлебников уловил. Он был большим мастером стихов-“перевёртышей”, которые читаются слева направо и справа налево:

Кони, топот, инок,

Но не речь, а черен он.

Важно

Эти и подобные им вещи превозносились близким окружением поэта как откровения искусства будущего. Но был и другой Хлебников- поэт жесткого и мудрого зрения, благородной естественности, наивная и высокая душа.

Мне много ль надо?

Коврига хлеба

И капля молока,

Да это небо,

Да эти облака!

(“Каменная баба”)

В одной строчке Хлебников способен явить огромный истори-чески-социальный смысл, явить его резко, без морализаций и повествова­тельных подробностей, жестоко и жестко, раняще серд­це и воображение: “Вот Лена с глазами расстрела” (здесь и сами зловещие события расстрела рабочих на Ленских золотых приисках в 1912 году, потрясшие Рос­сию; и образ беды, кошмара, муки — “глаза расстре­ла” ).

Жизненную миссию Хлебников осознал рано и отчетливо- “Стать звонким вестником добра”.

Свободно передвигаясь в “правременах”, он остро чувствовал и время, а котором жил, “потоп торга и рынка”, ужас войн, неправедность социального устроения, величие революции.

Удивительные крайности умещались в Хлебникове.С годами заметно побеждало в нем все же веление доискаться до правды, а не до “праязыка”.

Когда в сентябре 1908г. Хлебников, вчерашний студент Казанского университета, увлекавшийся математикой и естественными науками, но уже немного писавший стихи и прозу, приехал в Петербург.

Он приехал с благой целью и решимостью завершить высшее образование в центре научной и культурной жизни тогдашней России и быть ближе к источникам нового искусства и духовности,— он оказался в среде и атмосфере плодотворной и губительной одновременно. Университет он почти не посещал, хотя несколько раз переводился на разные отделения.

Но судьба определилась — литература и философско-математические изыскания. Кстати, сам Хлебников всю жизнь считал свои занятия по исчислению “законов времени” главным делом, а поэзию и прозу — способом живого изложения их.

Нелюдимый и странный в столичной среде провинциал, Хлебников своей подлин­ностью, оригинальным складом личности привлекал к себе внимание и вызывал интерес, но больше — любо­пытство.

Читайте также:  Краткая биография стоппард

Он поражал мировоззрением, рожденным не столько книжными штудиями, сколько экзотическими для людей городской культуры “сцеплениями” с миром природы и редкой для его возраста самостоятельностью взглядов. Он хорошо знал современную литературу и изобразительное искусство (Хлебников сам был даро­витым художником). Ценил символистов, особенно Федора Сологуба и Вячеслава Иванова.

Совет

С последним он был уже знаком и переписывался. Литературный дебют Хлебникова отмечен 1908 годом — рассказ “Искуше­ние грешника”. Он познакомился со многими видней­шими символистами и близкими им литераторами. Алексей Ремизов и Михаил Кузмин благосклонно от­неслись к словесным опытам Хлебникова.

Поначалу как свой он был принят и среди литературно-художествен­ной молодежи, объединившейся вокруг редакции жур­нала “Аполлон”. То были будущие акмеисты — Н. Гу­милев, А. Ахматова, О. Мандельштам и другие. Чуть позднее произошли встречи, жизненно важные для Хлебникова: братья Д. и Н. Бурлюки, Е. Гуро, В. Мая­ковский, В. Каменский,.К. Малевич, П. Филонов, М. Ла­рионов, А.

Крученых… Уже перечисление этих имен, при всей не равноценности судеб и талантов, говорит об одном — Хлебников в гуще русского “левого искус­ства”, кубофутуризма в поэзии, кубизма и близких ему. Приход Хлебникова в русскую литературу был связан с футуризмом.

По сравнению с соперниками- символистами и акмеистами, которые мыслили свое дело в пределах культуры, — футуризм осознает себя как антикультура и на этих основаниях пытается построить здание “искусства будущего”. Футуризм осознавал себя искусством урбани­стическим и современным — поэтизирование внешних примет машинной цивилизации и большого буржуазно­го города.

Явная и прельстительная для многих антибур­жуазность футуризма была революционной лишь в анархистском понимании этого слова. Потому творче­ство футуристов было прежде всего “творчеством разру­шения” (заумь Крученых, беспредметное искусство в живописи). Возможно, было в футуризме и кое-что здра­вое — требование демократи-зации искусства, известное расширение изобразительных средств, ориентация на современность,— но сам пафос его был губителен и мертвящ. В этическом смысле футуризм оказался край­ним проявлением нигилизма. Изгнав сердце и душу из своего творчества, футуристы мало чего добились. Дос­тижения талантливых и честных людей (Маяковский, Хлебников, некоторые художники) произрастали там, где кончался футуризм и начиналось подлинное искус­ство. Хлебникова это касается прежде всего.)

Миросозерцание и художественные принципы Хлебникова сложились в основных чертах к началу десятых годов и при неизбежной изменчивости были на протяже­нии жизни довольно устойчивы. Детские годы поэта про­шли в краях “первобытных”.

Природа и ее голоса были для Хлебникова “своими”. Природоведческие интересы его лишены дилетантства.

С помощью отца — ученого-естественника и одного из основателей Астраханского заповедника — будущийпоэт с профессиональной дотошностью изучал окружающий его растительный и животный мир, особенно царство пернатых.

Обратите внимание

Мотивы языческой идиллии, столь отчетливые и красочные в его творчестве, были не надуманной мечтой о “земном рае”, а свежей и цепкой, даруемой детством, памятью чувств. Анна Ахматова как-то заметила о стихах Хлебникова:“Это все увидено как бы в первый раз”. И вот тому доказательство:

В сосне рокочет бойко

С пером небесным сойка.

И страстью нежною глубок

Летит проворный голубок.

В холодном озере в тени

Бродили сонные лини.

Из глубины зеркальных окон

Сверкает полосатый окунь.

А сине-черный скворушка

На солнце чистит перышко.

С глухого муравейника

Взлетит, стуча крылом, глухарка,

И перья рдяного репейника

Осветит солнце жарко.

Взовьется птица. Сядет около.

Чу, слышен ровный свист дрозда.

Вот умная головка сокола

Глядит с глубокого гнезда.

(“В лесу, где лебедь с песней стонет…”)

В детских впечатлениях также исток хлебниковского “евразийства”, глубокого и здравого внимания к “азиатско-восточному”: истории, природным условиям, веро­ваниям, языкам, нравам.

Позднее, уже в пореволюцион­ные годы, мечта Хлебникова о вселенском братстве народов сопряжена с Азией как прообразом полуденной гармонии, а Октябрь- начало пути к ней:

Так смуглые войны горных кочевий

По-братски несутся, держась за нагайкой,

Под низкими сводами темных деревьях,

Под рокот ружейный и гром балалайки.

(“Навруз труда”)

Поэзия Хлебникова держится не на переживании “чего-то” или на размышлениях о “чем-то”. Поэт писал, скажем, само лесное утро, а не об утре, сам вечер в горах, а не о вечере. Каждый образ оказывается точным, созданным вновь.

Эпичность Хлебникова интимна, миф его — домашний, добродушный, сказочно-яркий:

Зеленый плеск и переплеск

И в синий блеск весь мир исчез

(“Синие оковы”)

Изначальные мировоззренческие установки, жизнен­ный опыт (Хлебников жил, после приезда из Казани в Петербург, всегда трудно, бездомно, голодно, в непред­сказуемых скитаниях), социальные условия тогдашней России, мировая война предопределили отношение поэта к Октябрьской революции. Конечно же, революцию Хлебников мыслил в присущем ему духе, как “союз Разина и Лобачевского”, бунтарское возмездие и косми­ческое переустройство вселенной на путях слияния науки, труда и чистого духа, с помощью усвоенных людьми “законов времени” и “звездного” языка.

В послереволюционные годы Хлебников- художник неизмеримо вырастает. В декабре 1921 года он писал:“Я чувствую гробовую доску над своим прошлым. Стих свой кажется чужим”. Его поэзия “обмирщается”, делается проще, яснее, глубже. Он создает многочислен­ные произведения о событиях революции, гражданской войны в России, Иране.

Напряженно думает и пишет о будущем. Стихотворения и поэмы Хлебникова стано­вятся более непосредственными по тону и манере, об­разы жизненно и эмоционально более убедительными, морально-идейная позиция выявляется открыто и с мак­сималистской неукоснительностью. Интонационный стих свободно вмещает разноголосицу эпохи.

Появля­ются вещи сюжетно-фабульные, с чертами повествова­тельного психологизма. Хлебников приходит к страст­ной стихотворной публицистике. В 1921 году в Пяти­горске поэт создает несколько стихотворений о голоде, который тогда смертоносно бушевал в Поволжье и унес миллионы жизней (“Голод”, “Трубите, кричите, неси­те!”).

Важно

Этическая глухота и претенциозная развязность почти всей футуристической поэзии и модернистского искусства задели своим механическим крылом прирожденную, тонкую подлинность Хлебникова, что-то в ней исказили, смешали, спутали, сбили с толка и лада.

Слово дано поэту — для правды, для “испытанья сердец”, как считал Блок. Таким оно было даровано и Хлебникову. Отступничества и соблазны свободного артистизма могли помешать и помешали поэту, но слово сильнее — оно “вначале было”,— и оно победило.

Однажды Хлебников написал: “Родина сильнее смерти”. И он — русский поэт Велимир Хлебников — с родиной.

Список использованной литературы :

1. Велимир Хлебников “Избранное” (М,1988)

Источник: https://ronl.org/doklady/biografii/57556/

Ссылка на основную публикацию