Алоис Ирасек. Биография и обзор творчества
Алоис Ирасек. Биография и обзор творчества
1851-1930
В конце XIX — начале XX столетия в чешской прозе значительное место занял исторический роман. Этот интерес к героическому прошлому Чехии был связан с ростом национально-освободительного движения. В области исторического романа ведущая роль принадлежит Алоизу Ирасеку.
Детские годы писателя протекли в небольшом городке Гронове, в Северо-Восточной Чехии. В этом крае были свежи предания и народные' легенды о крестьянских восстаниях, о борьбе чешского народа за независимость.
Северо-Восточная Чехия не раз подвергалась нашествиям вражеских армий. Очевидцем одного из таких вторжений во время австро-прусской войны (в 1866 г.) стал молодой Ирасек. Большое значение в формировании взглядов Ирасека имело его общение с народом, с крестьянами и ремесленниками, населявшими Тронов. '
Отец Ирасека был выходцем из крестьян, учился ткацкому ремеслу, а позже владел небольшой пекарней. В доме родителей будущий писатель слышал немало рассказов о героическом прошлом своей страны, о гуситских войнах. В родном городе он впервые увидел на сцене чешские патриотические пьесы, полюбил народную поэзию и музыку.
Начав учиться в немецкой школе, Ирасек закончил затем гимназию в Градце-Кралове — центре Северо-Восточной Чехии. Здесь он серьезно занялся изучением'истории. Он читает книги чешских писателей эпохи национального Возрождения, увлекается произведениями И. Коллара, Б. Немцовой.
Значительное влияние оказала на него и русская классическая литература. Ирасек принадлежал к числу восторженных поклонников Пушкина, Лермонтова, Гоголя. Особенно влекло Ирасека к Гоголю, в произведениях которого он нашел созвучные себе мотивы народного творчества и ярко выраженную ненависть к поработителям народа. Гоголевская повесть «Тарас Бульба» особенно привлекла внимание Ирасека.
Окончив Карлов университет, Ирасек поселился в одном из старых очагов чешской национальной культуры — городе Литомишле. Там он прожил около пятнадцати лет (1874— 1888), работая учителем истории в местной гимназии.
С конца 80-х годов Ирасек живет и работает в Праге. К этому времени он приобретает литературное имя.
Внимание чешской общественности привлекла книга Ира-сека «Повести с гор», вышедшая в 1878 г. Произведение это посвящено жизни крестьян родной писателю Северо-Восточной Чехии.
Следуя установившейся традиций изображения деревни в чешской литературе (Б. Немцова, В. Галек и др.), Ирасек более всего обратил внимание на процесс капитализации, охвативший сельские районы Чехии. С горечью писатель охарактеризовал новые, внесенные этим процессом черты, в быту и жизни чешского крестьянства.
В рассказе «Дикий род» Ирасек излагает страшную историю крестьянской семьи, где страсть к наживе определила все отношения между людьми: > отец — богатый крестьянин запретил брать воду из своего колодца дочери и ее мужу; дело дошло до суда.
Когда же суд решил иск в пользу дочери, алчный крестьянин сам бросается в колодец, лишь бы вода, которую он считает своей собственностью, никому не досталась.
Одним из первых в чешской прозе Ирасек указывал на тлетворное влияние власти денег на быт и психологию крестьян. В произведениях «Дворской», «Анчар» он рассказал о крушении под давлением денежных отношений чистых, благородных чувств среди сельской молодежи.
Написанные сочно, художественно ярко, близкие по своему стилю к народному творчеству, «Повести с гор» были полны любви к родному краю и насыщены глубоким сочувствием народу.
В своем первом историческом романе «Скалаки» Ирасек описал крестьянское восстание в Находском крае, происшедшее в 1775 г.
Доведенные до крайности нищеты и бесправия, крестьяне во главе с Иржи Скалаком бросились на штурм замка ненавистных народу князей Пикколомини. Велика была сила восставшего народа, сплоченного единым желанием покончить с рабством и иноземным игом.
В образе Иржи Ска-лака Ирасек показал народного героя, крепкого, волевого человека, способного повести за собою восставший народ.
Освещая историю народного восстания в Северо-Восточной Чехии, Ирасек правдиво отметил и слабость крестьянского движения, его ограниченность; характерно, что- и вожак восстания Иржи Скалак взывает к вооруженной борьбе, движимый прежде всего чувствами мести за смерть отца.
Роман Ирасека «Скалаки» богат образами простых людей (Мария, Лидка, Микулаш Скалак, Вальбазар, Уждям). В нем тонко передана политическая обстановка последней трети XVIII в. Главная идея книги — вера в силы и права народа — придавала ей особое оптимистическое звучание.
Со «Скалаками» тесно связан второй роман Ирасека— «На воеводском дворе» (1876). В нем также изображена деревенская жизнь XVIII столетия, отражены классовые противоречия между крестьянами и земледельцами.
Впрочем, в отличие от физически и морально разложившегося рода князей Пикко-ломини (роман «Скалаки»), владелец Находского замка воевода Петр Куранский слывет за просвещенного человека.
Его секретарь Гласивец — выходец из среды пражских патриотов, активный участник движения народного возрождения — уговаривает своего господина освободить крестьян от барщины.
.Наделенный сложным сюжетом, с множеством причудливых событий и происшествий, роман был выдержан в романтической манере, характерной для чешского романа 70—80-х годов. При всей ограниченности решения большой социальной проблемы, вторая книга Ирасека вызвала интерес к себе обстоятельной характеристикой начального этапа национального возрождения Чехии.
/ В конце 70-х — начале 80-х годов писатель создает трилогию, основанную на материале истории Литомишля. Из трех повестей («Философская история», 1877, «У рыцарей», 1878, «На старой почте», 1881) наибольшую известность приобрела первая.
В центре «Философской истории» — жизнь литомишльских студентов, захваченных революционным взрывом 1848 г. С большим мастерством Ирасек передал настроения активных участников политических событий.
Особенно тонко, с большой психологической выразительностью вырисовывается в повести образ студента Шпины. Незаметный внешне, живущий впроголодь, студент Шпина — обладатель прекрасных душевных качеств. Неудача в любви и тяжелое материальное положение привели его в монастырь.
Но как только народ поднялся на борьбу за свои социальные права, Шпина оказался в числе восставших. Он оставил монастырь, чтобы занять место на баррикадах.
Застенчивый, скромный, благородный юноша, исполненный высоких патриотических чувств, погибает на одной из площадей Праги во имя свободы и независимости родной Чехии.
С большой теплотой даются в «Философской истории» образы студентов Вавржены и Фриборта. Веселый нрав и непосредственность уживаются в них с глубокими патриотическими чувствами. Они не остаются в стороне от разлившегося моря народного возмущения. Им свойственна вера в торжество тех высоких идеалов, ради которых они вступили на путь открытой политической борьбы.
Оптимистический тон всей повести подкреплялся эпилогом; Ирасек прибег к этому художественному средству для того, чтобы в несколько идиллической сцене выразить свою собственную веру в успех борьбы народа.
Вавржена и Фриборт, их любимые подруги Маринка и Ленка живут счастливо. Они полны радужных надежд на светлое будущее. Приобретенный ими в событиях 1848 г.
опыт революционной борьбы служит залогом удач в будущем.
В ином стилистическом плане подает Ирасек в той же «Философской истории» быт и нравы чешского буржуазно-мещанского общества. В повести подробно описана жизнь семьи нотариуса Роубинека.
Скучно протекают дни, годы и десятилетия в мире чопорных, духовно немощных людей типа Роубинека или его ближайшего единомышленника архивариуса Роллерка.
В пору широкого народного движения Роубинек и Роллерк занимают откровенно реакционную позицию, срывая с себя личину мнимых защитников народных интересов.
Одним из центральных исторических произведений Ира-сека является его роман «Псоглавцы» (1894), посвященный, так же как и «Скалаки», борьбе чешского крестьянства против иноземных поработителей-феодалов.
Это большое историческое полотно, монументальный роман, в котором национальная тема тесно переплетается с социальной. Действие происходит в конце XVII в. Крестьяне пограничных областей Чехии восстают против помещика немца Ламингера.
Ирасек рисует их героическую борьбу, гибель главных вождей и участников восстания на плахе и на поле боя.
Ирасек показывает две линии в национально-освободительном и социальном движении — революционную и реформистскую. В этом отразились раздумья самого автора, незавершенные поиски правильного пути для чешского народа. Вождем восстания становится Матей Пршибек, который не верит панам, не верит в возможность мирных переговоров, успеха крестьянской делегации, посланной в Вену.
Матей Пршибек — смелый и талантливый организатор, до конца преданный делу народа и погибающий в бою со знаменем в руках. Но главные симпатий Ирасека на стороне другого героя, Яна Козины. Козина на протяжении всего романа ищет мирных путей преодоления противоречий, жалеет людей, пытается избежать кровопролития, верит обещаниям панов.
Преданный и обманутый ими, он погибает на плахе. Ирасек был слишком хорошим историком и честным писателем-реалистом, чтобы допустить хоть малейшую фальшь в изображении событий, но он окружает именно этого своего героя ореолом мученичества и исключительного благородства.
В этом сказалась его собственная позиция, его тщетная мечта о достижении справедливости и свободы без пролития крови. Однако роман имеет объективно революционное значение. Ирасек не только прославляет народную борьбу за независимость и социальную справедливость, но и верит в победу народа.
Правда, организаторы народного движения погибают, но умирает, проклинаемый народом, и Ламингер. Его уделом становится полное забвение, в то время как память о героях живет в сердцах народа, вдохновляя на дальнейшую борьбу.
«Псоглавцы» были первой чешской книгой в серии «Всемирная литература», издававшейся по инициативе А. М. Горького,
Роман «На острове» (1888) посвящен современности и носит сатирический характер. А. Ирасек осмеивает здесь господствующие классы Чехии с их поверхностной игрой в патриотизм, зачастую приводящей их к предательству.
Представители дворянства и буржуазии в романе всячески демонстрируют свои патриотические чувства и псевдонародные, вкусы, так как это стало модным. Но фактически они давно онемечены и связаны с австрийскими поработителями своими классовыми интересами.
Заседания организованного ими патриотического общества («Беседы») проводятся на немецком языке; член общества, которому поручен доклад о национальной чешской литературе, испытывает растерянность, так как не знает чешской литературы, а единственный журнал, который он выписывает, — это журнал мод на немецком языке.
Это осмеяние чешской буржуазии А. Ирасеком было чрезвычайно полезно, так как буржуазия претендовала на руководство национально-освободительным движением и систематически предавала национальные и народные интересы.
Ирасек, как историк, художник и патриот, не мог пройти мимо такого важнейшего явления в истории Чехии, как героическое гуситское движение. Он посвятил ему ряд романов 90-х и 900-х годов.
Особенно выделяется по своим художественным достоинствам роман-трилогия «Против всех», написанный в 1893 г. и посвященный борьбе чашников и таборитов под водительством Яна Жижки против католической церкви и немецких поработителей.
Таборитами эти борцы за свободу Чехии называли Себя по имени города Табора, который они создали как крепость для борьбы с врагами.
Строительство Табора, куда стекались обездоленные и патриоты со всех концов страны, героические повседневные дела таборитов, знаменитая битва под Прагой, в которой наголову были разбиты немецкие крестоносцы, — все это показано Алоизом Ирасеком в ряде ярких картин. В образе Жижки он сумел показать черты настоящего народного героя.
Заслуга Ирасека и своеобразие в том, что он подчеркивает предательскую роль тех чехов, которые своими имущественными интересами и классовыми симпатиями были связаны с австрийцами, показывает неоднородность чешского населения. Под знамена Жижки стремятся и честно служат народному делу его беднейшие слои — крестьяне, ремесленники, обедневшие дворяне.
Наоборот, богачи и представители высшего духовенства (епископы, настоятели монастырей) всецело поддерживают немецких феодалов и католическую церковь. Особое значение приобретает здесь образ настоятеля Петра, который не только является чехом по национальности, но и обладает многими выдающимися личными качествами.
Но он остается верен католицизму, ненавидит гуситов, принимает сторону Сигизмунда и этим предает свой народ.
Все это имело особое значение в годы, когда писал Ирасек, в годы, когда было важно разбблачить чешскую буржуазию и придать национально-освободительному движению против Австрии более цельный, последовательный, народный характер.
В 90-е и 900-е годы Ирасек работает над многотомным историческим романом «Ф. Л. Век» (1891—1906), посвященным патриотическому и просветительскому движению в Чехии XVIII в. Его героем является патриот и просветитель ф. Л. Век, историческим прообразом которого был общественный деятель Гек.
Это целая эпопея, охватывающая длительный период и рисующая широкий исторический фон.
События французской революции, наполеоновских войн, суворовского похода в Западную Европу и окончательной победы русских над Наполеоном и влияние всех этих событий на жизнь и настроения чешского народа освещены и прослежены А. Ирасеком.
Только историк огромной эрудиции мог создать такое историческое полотно. Особенно подчеркивается в романе братская близость славянских народов, чешского и русского.
В последних главах романа выступает молодое поколение, сыновья и преемники Ф. Л. Века и его друзей. Это те юноши, которые примут потом участие в революции 1848 г., уже изображенной Ирасеком в романе «Философская история». Так Ирасек показывает преемственность освободительных идей.
Событиям XIX в. посвящена тетралогия «У нас»', написанная в те же годы, что и эпопея о Ф. Л. Веке.
В ней изображена чешская деревня середины XIX столетия, тяжкая жизнь крестьян, их борьба против крепостного права и национального угнетения.
Автор несколько переоценивает силы отдельного человека и мирный путь преодоления противоречий, создавая образ священника Гавловицкого, друга крестьян, активного общественного деятеля.
Перед первой мировой войной, в 1912—1914 гг.
, Ирасек написал роман «Мрак», в котором нарисовал самый мрачный период в истории Чехии, когда были надолго подавлены национально-освободительные восстания и прочно установилась власть иноземных австрийских захватчиков, укрепилось губительное влияние католической церкви (в XVIII в.).
Этот роман был очень популярен среди чехов в годы первой мировой войны, когда чешских солдат насильно гнали в бой за интересы австрийских правящих классов. В те же годы Ирасек написал драматическую трилогию о чешских национальных героях. Это были драмы «Ян Гус», «Ян Жижка» и «Ян Рогач».
Источник: http://www.winstein.org/publ/25-1-0-1062
Алоиз Ирасек
Ирасек Алоис (1851/1930) — чешский писатель, общественно-политический деятель. Перу Ирасека принадлежит большое количество романной прозы, которая, как правило, ориентирована на историческую тематику. Произведения Ирасека пользовались известностью и были широко распространены среди массового читателя (трилогия «Ян Гус», «Ян Жижка», «Ян Рогач» и др.).
Гурьева Т.Н. Новый литературный словарь / Т.Н. Гурьева. – Ростов н/Д, Феникс, 2009, с. 114.
Алоиз Ирасек (1851-1930), известный чешский писатель и историк, родился в Гронове (на юге Моравии). Проявил себя большим мастером исторических романов. Первые из них посвящены антифеодальным восстаниям в Находском (“Скалаки”, 1875) и Ходском краях (“Псоглавцы”, 1887). Вершина его творчества – эпические полотна с панорамой гуситского движения от истоков до кульминации и заката.
Это две трилогии “Между течениями” (1887-1890) и “Против всех”(1893). Гусизм понят автором как мощное народное движение против германского императора, католического Рима и корыстного духовенства. В обширных исторических хрониках “Ф.Л.Век” (1888-1900) и “У нас” (1896-1903) показаны, усилия подвижников, осуществлявших процесс национального возрождения.
“Старинные чешские сказания”, (1894) Ирасека, исполнены патриотической приподнятости и поэтичности. По справедливому утверждению литературоведа С.В.
Никольского, “Ирасек практически создал художественную панораму чешской истории, увенчав этим подвигом усилия нескольких поколений чешских писателей, обращавшихся к исторической теме и стремившихся через нее внести свою лепту в процесс национального самоутверждения родного народа”. Умер в Праге.
Использованы материалы кн.: Русско-славянский календарь на 2005 год. Авторы-составители: М.Ю. Досталь, В.Д. Малюгин, И.В. Чуркина. М., 2005.
ИРАСЕК Алоис (Jirasek, Alois) (1851-1930), также Йирасек, чешский романист и поэт. Родился 23 августа 1851 в Гронове, в семье потомственных крестьян и ткачей. Изучал историю и литературу в Пражском университете, позднее преподавал в училище в Литомисле и Пражском университете. Стихи публиковал с 1871. Испытал мощное влияние романтизма В.Скотта, А.Мицкевича, Ю.И.Крашевского.
Когда Ирасек переключился на прозу, главным источником вдохновения для него стала чешская история. Он весьма преуспел в живописании чешской старины, особенно эпохи гуситского движения 14-15 вв., которой посвящены его романы Между течениями (Mezi proudy, тт. 1-3, 1887-1890), Против всех (Proti vem, 1893), Братство (Bratrstvo, тт.
1-3, 1898-1908); высочайшей же вершины его прозаическое мастерство достигло в романе Ф.Л.Век (F.L.Vk, тт. 1-5, 1888-1906), посвященное т.н. “Национальному возрождению” (18 в). У Ирасека простой, прозрачный стиль, исторические события он изображает живо и реалистично. В его исторических романах отобразился дух чешской нации.
Среди его многочисленных произведений – исторические драмы Ян Гус (Jan Hus), Ян Жижка (Jan ika), Ян Рогач (Jan Roh). Умер Ирасек в Праге 12 марта 1930.
Энциклопедия Кольера. — Открытое общество. 2000. Электронная версия текста с сайта http://dic.academic.ru/
Далее читайте:
Исторические лица Чехословакии (указатель имен)
Правители Чехословакии (указатель имен).
Чехослования в XX веке (хронологическая таблица).
Литература:
Фучик Ю. Алоиз Ирасек. – В кн.: Фучик Ю. Избранные очерки и статьи. М., 1950
Ирасек А. Сочинения, тт. 1-8. М., 1955-1958
Филипчикова Р.Л. Алоис Ирасек. – В кн.: Очерки истории чешской литературы XIX-ХХ вв. М., 1963
Ирасек А. Исторические произведения. М., 1989
Источник: http://www.hrono.ru/biograf/bio_i/iraseka.php
Методика ориентировочной школьной зрелости Керна-Йирасека (часть 1)
Многие из посетителей несколько раз обращались к моему блогу с запросом “тест Керна-Йирасека” и я решила восполнить данный пробел среди существующих публикаций.
На будущее хотелось бы попросить, если вы ищете какой-то тест или есть вопросы – напишите мне (через блог или через почту), чтобы я смогла подготовить нужный материал и опубликовать для вас
Поскольку объем текущей статьи получился не маленький, я решила разбить пост на две части. В первой части будет краткая история теста, его сфера применения, цели и задачи, а также сама методика проведения.Во второй части расскажу о том, как интерпретировать полученные результаты теста ориентировочной школьной зрелости Керна – Йирасека, плюс вы найдете краткие рекомендации, что нужно учитывать при тестировании.
Итак, поехали…
Краткая история
Данный тест был предложен Я.Йирасеком как модификация существующей методики А.Керна и получил объединенное название. В 1978 г.
графический тест Керна—Йирасека впервые опубликован на русском языке, однако массовое применение получил лишь спустя 6-10 лет.
Исключительная простота тестирования, максимальная доступность сделали его любимым инструментом не только среди психологов, но и учителей, и даже воспитателей детских садиков.
К сожалению, некоторые горе-специалисты весьма вольно интерпретировали результаты обследования, навешивая детям, не набравшими нужное количество баллов, ярлыки “неуспевающий”, “отстающий”, и даже применяли более крепкие выражения, ставящие крест на ребенке, которому “не повезло” качественно выполнить тест. Между тем Я.Йирасек предостерегал от подобного толкования, он снабдил методику весьма ясными инструкциями и дал точные пояснения к интерпретации (смотреть во 2 части).
О чем расскажет тест Керна—Йирасека и для кого он предназначен?
Данная методика актуальна для 5-7-летних детей, ее целью является проверка их готовности к школьному обучению.
Сюда входит оценка личностной зрелости ребенка (задание 1), его мелкой моторики рук и зрительной координации (задание 2), также тест позволяет выявить зрительно-пространственное восприятие будущего первоклашки, зрительную память (задание 3) и мышление (исходя из общей оценки всего теста).
Тест может применяться как индивидуально, так и в группе.
Методика проведения
Ребенку дают сложенный пополам лист A4 и простой карандаш. Лист должен лежать как тетрадка. На развернутой стороне (на левой половине листа) вверху заранее напишите короткое предложение письменными (НЕ печатными!) буквами: “Он ел суп”.
Внизу вы рисуете группу точек так, как показано у меня на образце бланка. У меня посредине отмечена линия сгиба для большей наглядности (естественно, вам ее рисовать не нужно). Правая половина листа – для ребенка, который будет выполнять задание по срисовыванию.
Сидеть он должен так, как ему удобно, чтобы стол и стул были с учетом его роста.
Когда все готово, усаживаете ребенка, кладете перед ним сложенный лист бумаги, даете первое задание и ждете когда он их выполнит. Затем просите его развернуть лист для второго задания и т.д.
- Нарисуй мужчину. Так как ты умеешь (больше ничего не говорим и на все реплики ребенка повторяем инструкцию без своего пояснения). Если он спрашивает, можно ли нарисовать женщину, говорите: “Нужно нарисовать мужчину”. Если ребенок уже начал рисовать женщину – дождитесь, пока он закончит и повторите просьбу нарисовать мужчину. Бывает, что ребенок отказывается рисовать именно мужчину (далее я поясню, отчего это может быть). Тогда делаем следующее задание.
- Ребенок переворачивает лист и видит вверху в левой части предложение. Вы говорите: “Посмотри, здесь что-то написано. Ты еще не умеешь писать, но попробуй, может быть у тебя получится точно так же. Внимательно посмотри и здесь рядом на свободном месте напиши так же”. Т.е. мы предлагаем ему скопировать фразу. Если ваш ребенок уже умеет читать письменный текст, напишите любую фразу на другом, неизвестном ему, языке, например, на английском: “He eats soup”.
- Затем он переходит к группе точек. Вы говорите: “Посмотри, здесь нарисованы точки. Попробуй здесь, рядом, нарисовать точно так же.” Вы можете пальцем показать место, где он будет их рисовать.
После окончания теста не забудьте похвалить ребенка.
Как интерпретировать результаты тестирования – смотрите вторую часть данного поста.
Источник: https://detpsycholog.ru/metodika-orientirovochnoj-shkolnoj-zrelosti-kerna-jiraseka-chast-1/
Гойя – краткая биография – Русская историческая библиотека
Гойя (Goya), Франсиско, собственно Хосе де Гойя-и-Лусьентес – испанский живописец. Гойя родился в 1746 г. в деревушке близ Сарагосы, в крестьянской семье. С раннего возраста бойкий мальчик проявил большую склонность к живописи и 14-ти лет поступил в мастерскую к художнику в Сарагосе.
Приняв участие в схватке с одним из религиозных братств, Гойя должен был бежать и в 1765 г. попал в Мадрид. Любовные приключения и дуэли, очень многочисленные у сильного и ловкого Гойи, и опасности, преследования со стороны инквизиции за одну из дуэлей заставили его покинуть и Мадрид.
В труппе бойцов с быками, постепенно переходя из города в город, Франсиско Гойя добрался до Италии и, наконец, до Рима, который давно привлекал его к себе.
Пребывание в Италии и знакомство с итальянской школой нисколько не повлияли на Гойю. И в классическом Риме, в общении с Давидом, Франсиско Гойя остался самим собою и ничего не взял от классицизма: сюжеты для своих картин, написанных в Риме, Гойя брал из испанской жизни и ими обратил на себя внимание.
Франсиско Гойя. Портрет Гаспара Ховельяноса, 1798
Вернувшись в 1775 г. в Испанию, Гойя исполнил по заказу 30 эскизов для королевской фабрики ковров.
Вопреки обычаю, в них он воспроизвел не классические сюжеты, а изобразил сцены из испанской жизни – народные увеселения, игры, охоту, рыбную ловлю. Эти 30 очень жизненных картонов и положили начало славе Франсиско Гойи.
В 1780 г. он был сделан членом мадридской академии художеств, в 1786 г. – придворным живописцем и в 1795 – президентом академии.
Франсиско Гойя. Маха обнажённая, 1799-1800
Источник изображения
В 1798 г. Гойя написал фрески в церкви Святого Антония делла Флорида близ Мадрида и достиг высшей славы у двора и среди знати. Его завалили заказами на портреты. Из 200 портретов лучшие те, оригиналы которых увлекали Гойю. Таковы портреты королев Марии Хосефы, Изабеллы Сицилийской и два портрета Махи, одетой и обнаженной, полные своеобразной чувственной прелести.
Франсиско Гойя. Маха одетая, 1800-1803
Но Гойя в эту пору одновременно с писанием портретов в талантливых фантастических рисунках отдался бичеванию неумолимою сатирой различных пороков аристократии и монашества и вообще испанских нравов.
Почти одна вслед за другой вышли серии гравюр Гойи под заглавиями «Капричос» (80 листов, 1793 – 1798), «Тавромахия» (30 листов, 1801), «Пословицы» (18 листов, около 1810). В 1810 – 15 гг. он издал 80 рисунков «Бедствий войны», изображающих сцены и ужасы нашествия французов на Испанию.
Франсиско Гойя. Расстрел мадридских повстанцев в ночь на 3 мая 1808 года, 1814
В правление Фердинанда VII Франсиско Гойя вынужден был еще раз покинуть Мадрид и на этот раз навсегда. Сначала, в 1822 г., Гойя поселился в Париже, затем перебрался в Бордо и там умер в 1828 г. на 82 году жизни, все еще полный жизни, сил и неукротимой энергии.
Франсиско Гойя. Испанский король Фердинанд VII, ок. 1814
Гойя принадлежит к самым выдающимся испанским художникам. Его религиозные картины и фрески, написанные без соответствующего настроения, не имеют большого значения.
Важнее его характерные портреты, и особенно ценны его изображения национальной жизни, в которых он первый, в эпоху классицизма, открыл испанскую действительность и со всей силой показал глубокое понимание её и блестящий реалистический талант. Свежи и сильны полные озлобления и фантазии гравюры Гойи.
Как живописец, Гойя тонко владел светотенью Рембрандта и светом Веласкеса. Иногда он писал с импрессионизмом и дал в начале XIX в. образцы того, что выступило в конце XIX века у импрессионистов.
Литература о Франсиско Гойе
Матерон, «Биография Гойи» (1858)
Ириарте, «Гойя» (1867)
Лефор, «Франсиско Гойя»
Бенуа, «Гойя» («Шиповник»)
Бертельс, «Франсиско Гойя»
Кан, «Франсиско Гойя»
Источник: http://rushist.com/index.php/world-art/2576-gojya-kratkaya-biografiya
Алоис Йирасек. Псоглавцы
В предисловии к роману известный чешский писатель кратко рассказывает историю ходов — пограничников. «С древнейших времен естественной и надежной защитой Чешского королевства служили дремучие леса».
Потом их стали вырубать, но по опушкам королевских лесов, в долинах, между грядами холмов жили в своих деревнях ходы, «народ крепкий, закаленный, сложения богатырского, нрава удалого». Свою службу они несли честно, мужественно сражались и с порубщиками, и с браконьерами.
Их верными друзьями были большие и сильные псы. На знамени ходов был герб с изображением песьей головы, поэтому ходов стали называть «псоглавцы». Чешские короли ценили трудную, опасную службу ходов и выдавали им грамоты, в которых говорилось об особых правах и привилегиях ходов.
Они не были крепостными до роковой для Чехии битвы у Белой горы в 1620 г., когда страна потеряла свою независимость. Императорский наместник продал ходов барону Ламмингеру. Тот, конечно, не хотел признавать ходских вольностей и привилегий. Свободолюбивые люди стойко защищали свои права от насилия и беззакония.
Больше шестидесяти лет длилась эта борьба, но в 1668 г. ходам навсегда отменили их привилегии, и они были обязаны под страхом строгой кары хранить perpetuum silentium — «вечное молчание».
Но гордые ходы не могли смириться со своим положением. Они продолжали наивно верить, что грамоты, выданные им когда-то чешскими королями, не могли потерять силу, что надо и можно добиться справедливости по закону. О том, как пытались ходы отстоять свои права, о вере простых доверчивых людей в «справедливого» императора, в честность адвокатов и суда и повествуется в романе.
Ходы хранили свои грамоты в заветном дубовом ларце, который прятали то в одном, то в другом тайнике. Барон Максимилиан Ламмингер, получивший ходов в наследство, знал, что добиться их «вечного молчания» нельзя, пока у ходов в руках находится этот ларец. Он заставил своих преданных слуг разыскать ларец.
Дражешевский староста Кршитов Грубый узнал от своих верных людей об этих поисках и спрятал ларец у своей сестры, старой Козинихи, у которой, полагали он и уездный староста Иржи Сыка, никто искать не станет. Барон понимал, что, только спровоцировав своих непослушных холопов на открытый бунт, он сможет вызвать войско, которое поможет найти ларец.
Он приказал срубить межевую липу у богатого крестьянина Яна Сладкого, по имени своей усадьбы, прозванного Козиной. Молодой, горячий Козина и его лучший друг веселый волынщик Искра Ржегуржек бросились спасать вековую липу. К ним на помощь подоспел сильный, смелый Матей Пршибек. Панские дворовые разбежались, но они успели не только избить Искру, но и пробить голову Яну.
Козина, увидев кровь на своей ладони, с горечью заметил: «значит, уже пролилась» кровь. Ян помнил предупреждение отца (человека честного, которого сняли с должности ходского старосты, так как он не хотел плясать под дудку панов и идти против своих), что барон очень жесток и малая кровь вызовет большую и ничего, кроме бед и разорении, не принесет ходам.
Но отец также был уверен, что ходы не будут хранить «вечное молчание», что когда-нибудь эта борьба начнется.
После стычки на меже Ламмингер вызвал войско, которое перерыло, ограбив и разорив, все дворы. Они нашли заветный ларец, но старая Козиниха, которую сын успел предупредить, сумела спрятать под одежду две грамоты. Ламмингер с большой радостью сжег на глазах избитых, измученных солдатами ходов их грамоты. Теперь наконец-то, подумал он, крестьяне будут его послушными холопами.
Проницательный барон, заметив, как смотрел на него молодой Козина, понял, что перед ним стоит не забитый, трусливый холоп, а гордый, свободный человек, с большим чувством собственного достоинства. И целью жизни барона стало стремление сломить, унизить, а лучше уничтожить этого гордого человека.
Козина возглавил борьбу ходов за свои права. Он, любящий муж и отец двоих детей, понимал, что эта борьба может кончиться трагически для него, но он также понимал, что силой ничего добиться нельзя, надо действовать по закону, через суд, а лучше всего обратиться к самому императору.
В этом его убедил токарь Матей Юст, который рассказал ходам, как паны отобрали у него землю и он нигде не мог добиться справедливости, пока не попал в Вене к императору. При встрече он сказал Юсту: «Возвращайся с богом домой, тебе будет оказано правосудие».
Кроме того, когда Юст уходил, император, узнав, что он из Домажлице, спросил: «Так вы, наверное, знаете ходов». Значит, он помнит о них. Конечно, попасть к императору трудно, это стоит больших денег, но Юст им поможет, у него есть очень хороший адвокат.
У ходов снова появилась надежда отстоять права, стать свободными, а не подчиняться злобному тргановскому пану. Крестьяне выбрали ходоков в Вену, с ними охотно отправился Юст. В замке ни о чем не догадывались, пока придворный советник, неизменный доброжелатель барона, не сообщил ему о принятых крестьянами шагах.
У барона были большие связи при дворе. И хотя ходокам удалось попасть в роскошный императорский дворец, а сам император назначил комиссию, чтобы та разобралась с ходскими грамотами, все закончилось трагично для крестьян.
Узнав, что создана комиссия, и веря, что правда на их стороне, крестьяне перестали ходить на барщину, платить подати, а на масленицу на глазах тргановского пана сожгли плетку — символ их крепостной зависимости. Козина предупреждал своих односельчан, что они не должны допускать никаких вольностей, пока не будет сообщено решение комиссии.
Но крестьяне не слушались Козину, они считали, что он напрасно осторожничает, ведь правда на их стороне. Но сила и власть были на стороне Ламмингера, и он добился своего: комиссия не признала прав ходов.
Краевой гетман зачитал собравшимся у дома барона «от имени его императорского величества» решение комиссии, в котором говорилось, что они нарушили строжайше предписанное им вечное молчание и за этот своевольный и дерзкий поступок они заслужили строгое взыскание и наказание.
Но император может простить их при непременном условии, что они впредь не будут устраивать тайных сборищ, бунтовать и подавать прошений, жалоб, петиций «по поводу своих мнимых прав». В присутствии гетмана ходы должны под присягой обещать «покорность своему милостивому пану». Ходы были ошеломлены. Нависла зловещая тишина, в которой грозно прозвучал голос Козины: «Это неправда».
Император им бы сразу сказал, что они не имеют прав, а он назначил комиссию, а та приняла несправедливое решение. Толпа гулом одобрения встретила слова Козины. Возмущенные ходы отказались присягать на верность барону. А когда смелый Матей Пршибек, никогда не веривший, что можно добиться свободы по закону, крикнул: «На Ломикара!», лес чеканов грозно поднялся над толпой.
Матей Пршибек и другие ходы с поднятыми чеканами ринулись к дверям замка, но Козина опередил их. Он и его дядя, Кршитов Грубый, загородили собой дорогу и тем самым спасли жизнь барону. Матей Пршибек, возмущенный миролюбием земляков, с кривой усмешкой произнес пророческие слова: «Ну, я еще погляжу, как вас отблагодарит за это Ломикар». Он действительно «отблагодарил их по-барски».
Старый Пршибек, последний знаменосец ходов, предчувствовал, что все дело кончится трагически. Большая комета, озарявшая в течение многих ночей небо, говорил он, предвещает большую беду. На своем веку он видел не одну комету, и «всегда за ней шла либо война, либо голод и мор». Но ходы были полны надежд.
И Козина, и его дядя, и староста Сыка, и другие отправились искать правду, теперь уже в Прагу. Нашли нового «хорошего» адвоката, заплатили ему немало денег, собранных всем миром, и снова подали в суд.
Чешские судьи вдоволь поиздевались над ходоками, на их глазах разрезали с таким трудом сохраненные старухой Козинихой две королевские грамоты и вынесли решение: ходы должны присягнуть «на верность и повиновение вашему законному господину».
Ходы отказались, Председатель суда сообщил, что крестьяне подняли бунт, с оружием в руках захватили управляющего барона, поэтому суд не может отпустить ходов домой. Их посадили в тюрьму.
Действительно, весь ходский край восстал, но к этому восстанию людей подтолкнул барон. Ламмингер, воспользовавшись тем, что ходы оказали сопротивление его людям, вызвал войско.
Узнав о приближении войска, жители сначала очень испугались. Не растерялся только Матей Пршибек. Он умело организовал отход сельчан в лес, мужчинам приказал собраться с чеканами и ружьями. В плену у ходов был бургграф.
Ему сказали, что, если хоть один дом будет подожжен, они его повесят.
Когда ходы увидели в руках Матея древко своего старого знамени, они радостно приветствовали своего признанного вождя. Ходы из разных деревень отошли в лес. За ночь они построили шалаши, сделали укрытия для женщин и детей.
Они приготовились терпеливо ждать справедливого решения императора. Войско, конечно, рассуждали ходы, вызвал злодей барон, а когда император узнает, он не разрешит своим солдатам стрелять в мирных крестьян.
Не разбойники же они, не бандиты.
Староста Сыка, вернувшись из Праги, сообщил ходам, что на суде их грамоты разорвали и у них теперь нет прав, а Козину и старика Грубого посадили в тюрьму, поэтому надо смириться и подчиниться властям.
Непримиримый Матей заявил: «Лучше пусть меня убьют, чем быть рабом, подъяремной скотиной». И он, и еще человек сто смелых ходов вступили в неравный бой. В этом бою Матей и многие другие ходы погибли.
А тех крестьян, которые пошли с повинной, посадили в тюрьму. Солдаты разграбили, сожгли дома и усадьбы ходов.
В Праге в апелляционном суде от ходских представителей потребовали признать недействительными старые свободы и присягнуть в верности пану Ламмингеру. Многие ходы, измученные тюрьмой, тоской по дому, подписались под этим требованием. Только Грубый и Козина отказались это сделать. Их осудили на год.
Ламмингер был недоволен решением апелляционного суда и в конце концов добился, чтобы троих зачинщиков бунта признали преступниками и приговорили к виселице. А старосте Сыке и ходу Брыхту следовало ежедневно два часа стоять у позорного столба, а потом они должны были быть изгнаны из страны. Других непокорных ходов приговорили к разным срокам тюремного заключения.
До последней минуты ходы верили, что император не допустит такой несправедливости. Действительно, милостивый император заменил три виселицы на одну — для Козины. Барон торжествовал. Он даже разрешил жене и детям встретиться перед казнью с мужем. Ламмингер приказал ходам приехать на казнь. Ходы поехали в Пльзень попрощаться со своим «страдальцем».
Барон, видя длинную вереницу телег, думал, что он добился наконец послушания от своих подданных. Внимательно следил всегда спокойный, холодный барон за поведением Козины перед казнью. Да, его волю так и не удалось сломить. Он держался твердо, гордо, смело.
Стоя на помосте, Козина выпрямился и, глядя в лицо барона, сидящего на вороном коне, воскликнул: «Ломикар! Не пройдет года и дня, и предстанем вместе перед престолом верховного судьи, и тогда увидим, кто из нас…» Договорить ему не дали. Навсегда запомнили ходы этот день.
Барон сначала не решался приезжать в свой замок. Старый Пршибек часто выходил на пригорок и смотрел в сторону замка. Старик ждал, обрушится ли Божья кара на голову жестокого пана.
Только на следующий год барон приехал в замок. Весь год по ночам его мучили кошмары, он жаловался на здоровье, стал еще более раздражительным и злым. Он все время помнил, как этот бунтовщик с петлей на шее осмелился вызвать его на суд Божий. Ровно через год и один день барон умер от удара.
Старик Пршибек, узнав о смерти ненавистного барона, воскликнул: «Есть еще справедливость! Есть еще Бог!» Ходы считали, что в итоге выиграл их Козина, а не барон.
Из поколения в поколение, заканчивает свое повествование Ирасек, передавались и будут передаваться рассказы о Козине и славном прошлом «псоглавцев».
Список литературы
Источник: http://www.neuch.ru/referat/87992.html
Биография Жоржа Бизе
Александр Сезар Леопольд Бизе (1838-1875) – французский композитор, его творчество относится к периоду романтизма, писал пьесы для фортепиано, романсы, произведения для оркестров и оперы. Мировую славу завоевал благодаря своей самой известной опере «Кармен».
Детство
25 октября 1838 года в семье парижанина, учителя пения, родился сын, которому дали имя Александр Сезар Леопольд Бизе. Во время крещения его нарекли Жорж, под этим именем он и получил дальнейшую известность.
Семья, где родился мальчик, была музыкальной. Помимо того, что папа преподавал в школе пение, мама тоже имела отношение к музыке, она профессионально играла на фортепиано.
Также преподавателем пения был дядя Жоржа по материнской линии.
Маленький Жорж любил заниматься музыкой с родителями. Но в то же время ему, ребёнку, так хотелось побегать на улице и поиграть с детьми. Однако родители решили по-другому, уличных развлечений они не приветствовали, так что в возрасте четырёх лет Жорж уже прекрасно разбирался в нотах и играл на фортепиано.
Консерватория
Мальчику ещё не исполнилось и десяти лет, как он был принят в Парижскую консерваторию. Родители приняли решение отдать его туда на учёбу, так как был явно заметен его музыкальный талант. Закончилось детство Жоржа Бизе, которое практически и не начиналось.
По утрам в консерваторию Жоржа непременно отводила мать. После учёбы она ждала его, и дальше каждый день повторялся по одному тому же сценарию: дома его кормили, закрывали в комнате, где он должен был заниматься игрой на фортепиано. И мальчик играл на инструменте, пока не засыпал за ним от усталости.
Юный Жорж пытался сопротивляться матери, ему так сильно нравилась литература, что хотелось постоянно заниматься ею и читать много книг. Но как только мать заставала его с очередной книжкой в руках, то монотонно твердила: «Ты не зря вырос в музыкальной семье, ты станешь музыкантом, а не литератором. Причём выдающимся!»
В учёбе Жорж сложностей не испытывал, он схватывал всё буквально на лету. За время обучения проявил себя блестящим учеником по классу фортепиано у педагога Мармонтеля А. Ф, по классу композиции у преподавателей Ш. Гуно, П. Циммермана, Ж. Ф. Ф. Галеви.
В консерватории Бизе учился девять лет и в 1857 году успешно её окончил.
За годы учёбы юноша начал пробовать себя в качестве композитора, он создал немало музыкальных произведений, среди них есть одна симфония, которую Жорж написал в семнадцать лет, она до сих пор с успехом исполняется музыкантами всего мира.
В последний год обучения Жорж участвовал в конкурсе, в котором надо было написать оперетту на один акт, он сочинил кантату для легендарного древнего сюжета и получил премию. Несколько премий за время учёбы Бизе также получал за игру на фортепиано и органе.
На последнем выпускном курсе Жорж написал оперетту «Доктор Миракль». А при выпуске из Парижской консерватории он получил свою самую ценную награду, Римскую премию, за кантату «Кловис и Клотильда». Она дала Бизе большие возможности – четыре года проживать в Италии и получать государственную стипендию.
Италия
В 1857 году, окончив консерваторию, Бизе уехал в Италию, где прожил до 1860 года. Он изучал местный быт, путешествовал, восторгался красотой природы и изобразительным искусством, а также много времени уделял своему образованию.
Долгое время Жорж не мог определиться с дальнейшей жизненной стезёй, никак не находилась своя тема в музыке. Со временем Бизе решил связать будущее творчество с театром. Ему были очень интересны премьеры опер и музыкальные парижские театры. В какой-то степени это было меркантильно, ведь тогда в театральном музыкальном мире легче всего было добиться успеха.
Годы, проведённые в Италии, Жорж потом считал самыми беззаботными в своей жизни. Он понемногу сочинял, за это время им были написаны несколько пьес для оркестров (они потом стали частью симфонической сюиты «Воспоминания о Риме») и симфония-кантата «Васко да Гама».
Но время получения итальянской государственной стипендии подошло к концу, Жоржу необходимо было возвращаться в Париж.
Возвращение в Париж
По приезде в родной город для Бизе начались не самые лучшие времена, добиться признания в Париже оказалось не просто. Он встретился с Антуаном Шуданом, который владел самым известным парижским издательством.
Антуан удивлённо смотрел на Жоржа: неужели перед ним тот самый молодой гений, который получил престижную Римскую премию? Рискованно было связываться с начинающим композитором, но Шудан видел, что молодому человеку очень нужны деньги и он готов браться за любую работу.
Антуан предложил Бизе перекладывать оперы известных сочинителей для фортепиано.
Сутками напролёт Жоржу приходилось работать с чужими музыкальными произведениями, ещё он давал частные уроки и писал на заказ музыку лёгкого жанра. Деньги ему исправно платили, но их постоянно не хватало. Вскоре умерла его мама, и у композитора ко всем прочим проблемам добавилось нервное перенапряжение, начался резкий упадок сил.
Он мог прекрасно зарабатывать на жизнь в качестве пианиста, как советовали ему друзья, но Жорж не искал лёгкого жизненного пути, всё-таки он полностью погрузился в сочинение музыки.
Творческий путь
Его по-прежнему манил музыкальный театр, но всё, что писал Бизе, не находило одобрения. Никто не оценил комическую оперу «Дон Прокопио». Но Жорж продолжал жить в нужде, работать и ждать.
В 1863 году он сочинил оперу «Искатели жемчуга», состоялась её премьера, восемнадцать раз произведение ставили на сцене, но потом убрали из репертуара. Снова вернулись бессонные ночи в работе над чужими партитурами, ставшие нелюбимыми уроки музыки, нищета.
Работа ради небольших денег, которых хватало лишь на то, чтобы не умереть с голоду, отнимала всё время Бизе, творчеством заниматься было некогда. Единственное, что спасало Жоржа, – это прогулки по вечернему Парижу и посещение театра, в этом он находил отдушину, казалось бы, из безвыходной ситуации.
Следующая опера «Пертская красавица» была поставлена в 1867 году, но также не имела успеха. В 1868 году у Бизе начался творческий кризис, добавились проблемы со здоровьем.
От затяжной депрессии Жоржа спасла женитьба в 1869 году, но уже через год он записался в Национальную гвардию для участия во Франко-прусской войне, что оставило свой след и на семейной жизни, и на здоровье, и на творчестве композитора.
С 1870 года Бизе вернулся к сочинительству, одно за другим выходили его музыкальные произведения:
- сюита для фортепиано «Детские игры»;
- романтическая одноактная опера «Джамиле»;
- музыка к пьесе «Арлезианка».
Однако все эти сочинения тогда не имели успеха, несмотря на то, что в будущем стали частью золотого фонда мировых симфонических произведений.
В 1874-1875 годах Жорж работал над оперой к новелле П. Мериме «Кармен». Её премьера состоялась 3 марта 1875 года. Удивительно, но опера, признанная вершиной французского реализма, обошедшая все мировые оперные сцены, ставшая самым популярным и любимым произведением в истории музыки, в день своей премьеры потерпела фиаско.
Провал своего любимого детища привёл к трагическому концу композитора. Жорж Бизе умер, а через четыре месяца в Венской опере состоялся феерический успех «Кармен». Он так и не узнал, что это произведение спустя год поставили на всех крупнейших сценах Европы, признали вершиной его творчества, что «Кармен» стала самой популярной оперой в истории и в мире.
Личная жизнь
Первой любовью Жоржа была девушка по имени Джузеппа, с ней он познакомился в Италии.
Молодой человек был близоруким и слегка полноватым, а его кудри настолько туго переплетались на голове, что их невозможно было расчесать, поэтому сам композитор считал себя не слишком привлекательным для представительниц противоположного пола. Во время разговора с женщинами он краснел, быстро говорил, сбивался, у него потели ладони, и он очень стеснялся всего этого.
Жорж был опьянён тем, что Джузеппа обратила на него внимание. Но отец прислал письмо, где сообщил о болезни матери.
Бизе надо было возвращаться в Париж, он звал с собой юную невесту, но Джузеппа не могла так просто всё бросить и уехать в другую страну.
Жорж пообещал девушке, что напишет пару комических опер, заработает много денег, вернётся к ней и они станут жить как короли. Этого не произошло, композитор сам еле выживал, ему остались только воспоминания о первой юношеской любви.
Жоржу было уже 28 лет, когда в его жизни появилась опытная женщина, научившая его настоящей любви. Он познакомился с ней в поезде, это была Могадор (оперная дива Лионель, графиня де Шабрийан, писательница Селеста Винар).
Это к 42 годам женщина стала писательницей, а юность её прошла в притонах. После бурной молодости она долгое время танцевала на сцене, а потом стала писать свои романы о жизни.
При этом книжки её в парижских магазинах не задерживались, о Могадор не упоминали в обществе вслух, но об этой женщине в Париже знали все.
Вся горесть Жоржа утонула в страсти этой женщины. Он был с нею счастлив, но недолго. Тяжело было выдерживать её перепады настроения, когда Могадор была в гневе, то просыпались все её самые худшие и негативные качества.
А у Бизе была слишком ранимая душа и тонкий вкус, чтобы всё это вынести. К тому же Могадор старела, у неё появились проблемы с финансами, а помочь деньгами Жорж не мог, поэтому его любовь стала не нужна этой женщине. Но расстаться с ней он никак не мог.
Однажды во время скандала Могадор вылила на Жоржа ушат ледяной воды и выгнала на улицу.
Последствием этого стал гнойный тонзиллит, который обнаружили у него медики. С учётом того, что Жорж с детства страдал ангиной и простудами, здоровье его ухудшилось ещё больше. Композитор слёг, не мог говорить, но такие физические страдания были ничтожны по сравнению с душевными.
Разрыв с Могадор, нищенское существование, провал в творчестве – Бизе подошёл к состоянию глубочайшей депрессии.
Вернуться снова к жизни ему помогла первая и единственная супруга. Немного поправившись после тяжёлой болезни, Бизе стал понемногу прогуливаться вечерами по Парижу.
Однажды, гуляя около дома своего учителя, Жорж вдруг очень сильно захотел к нему зайти. Здесь произошло знакомство Бизе с дочкой учителя Женевьевой Галеви. Между молодыми людьми завязался роман, который не был стремительным.
Отношения их развивались медленно, но уже тогда Жоржу показалось, что и в его жизни снова засветило солнце.
Женевьева и Жорж поженились в 1869 году, в 1871 у них родился единственный ребёнок – мальчик Жак. Жена окружила Бизе теплотой и заботой, хлопотала по дому, а композитор снова смог творить.
Но и эта идиллия продолжалась недолго. Вскоре Женевьеве надоели неудачи мужа. Вернувшись однажды домой раньше обычного (из-за отмены урока по причине болезни ученика), Жорж застал в гостиной жену с другим мужчиной. А когда состоялась провальная премьера оперы «Кармен», Женевьева встала и вышла из зала раньше времени. Композитор был настолько подавлен, что кинулся в холодную Сену.
Смерть
Жорж с детства страдал пороком сердца, постоянно простывал. В зрелом возрасте его здоровье только ухудшалось, добавлялись физические и душевные недуги.
После премьеры «Кармен», когда он бросился в реку, начался конец великого композитора. На следующее утро он проснулся в лихорадке.
Почти четыре месяца длилась тяжёлая болезнь, Жорж оглох, у него отнялись руки и ноги, иногда к нему возвращалось сознание, но почти всё время он находился в бреду. После сердечного приступа 3 июня 1875 года композитора не стало.
Он так и не узнал, что большинство его произведений потом стали золотым фондом мировой классики, он даже ни разу не ощутил, что такое овации благодарного слушателя, композитор так и не понял подлинной ценности своих сочинений.
Такой ранний уход композитора, в самом начале своего творческого расцвета, будет признан потом невосполнимой потерей для классической музыки мира.
Источник: https://stories-of-success.ru/zhorzha-bize