Антиох Кантемир: краткая биография, о его произведениях, фото потррета
Кантемир — один из основоположников русского классицизма и новой сатирической поэзии.
Сын молдавского князя, он получил прекрасное домашнее образование, с ним занимались учителя Славяно-греко-латинской академии. Литературную деятельность начал с переводов в прозе с латинского языка. Позднее обратился к стихам и перевел сатиры Буало, затем стал писать оригинальные сатиры, которые переписывались и расходились в обществе. Кантемир поддерживал реформы Петра I в политике и культуре, отстаивал идею естественного равенства людей и преимущества личных заслуг человека перед знатностью происхождения. В 1731 г. правительство Анны Иоанновны назначило Кантемира русским послом в Лондон, а в 1738 г. — в Париж. За границей Кантемир перерабатывал сатиры, написанные в России, создавал новые, переводил Горация, Анакреона, французских просветителей. Сатирические произведения Кантемира, не напечатанные при жизни поэта, расходились в России во множестве списков и после его смерти. Созданные им образы оказали значительное влияние на формирование сатирического направления в русской литературе.
С творчеством А. Д. Кантемира справедливо связывают возникновение новой русской литературы и классицизма. В. Г. Белинский отмечал, что «Кантемир начал собою историю светской русской литературы.
Вот почему все, справедливо считая Ломоносова отцом русской литературы, в то же время не совсем без основания Кантемиром начинают ее историю». В наследии Кантемира главное место занимают сатиры — стихотворения обличительного характера. Он ввел этот жанр в русскую литературу.
Поэт ставит перед собой задачу нести в общество гуманистические идеи Просвещения. По выражению самого Кантемира, его сатиры призваны «осмеивая злонравие… исправлять нравы человеческие».
В первой сатире «На хулящих учения. К уму своему» поэт дает живые примеры пороков, бытующих в обществе, создает портреты людей, носителей тех или иных недостатков. Здесь выведен ханжа Критон, невежественный помещик Силван, пьяница Лука, щеголь Медор, консервативный епископ.
Каждый из них по-своему хулит учение, но все они едины в своей ненависти к науке и просвещению.
В этой и других сатирах Кантемира характеры персонажей обрисованы метко и точно, как и требуют правила классицизма, каждый из них является носителем только одного качества: глупости, косности, невежества, алчности и др.
В сатирах Кантемира всегда угадывается образ автора, просвещенного человека, с негодованием клеймящего недостойных людей, с болью сердца воспринимающего бескультурье и безнравственность многих своих современников. О себе поэт говорил: «Все, что пишу, пишу по должности гражданина, отбивая все то, что моим согражданам вредно быть может».
Источник: http://www.pavelin.ru/lichnosti/331-kantemir.html
Кантемир, Антиох Дмитриевич – краткая биография – Русская историческая библиотека
Новая, отличная от древней, русская литература начинается с создания постоянной светской художественной традиции во второй половине XVIII века.
Отправной точкой всего дальнейшего литературного развития является усвоение правил французского классицизма четырьмя людьми, родившимися при Петре I, и их более или менее успешные старания перенести эти правила и нормы на русскую литературную почву, создавая соответствующие им оригинальные произведения. Эти четыре человека – Кантемир, Тредиаковский, Ломоносов и Сумароков.
След в истории. Антиох Кантемир
Князь Антиох Кантемир (1709–1744) был сыном Дмитрия Кантемира, молдавского господаря, низложенного турками за то, что в войну 1711 года он был на стороне русских.
Он уехал в Россию, где ему были дарованы большие имения, и стал одним из богатейших русских дворян.
Это был человек большой культуры, автор многих книг, написанных по-латыни, в том числе истории турок, которая более ста лет оставалась лучшей из имеющихся по этому вопросу.
Антиох Дмитриевич Кантемир
Его сын, Антиох Кантемир, получил блестящее образование и в возрасте 22 лет был, вероятно, одним из культурнейших людей России.
Во время политического кризиса 1730 года он был одним из предводителей антиолигархической партии и вместе с Феофаном Прокоповичем и историком Татищевым убедил Анну Иоанновну отменить «кондиции» (условия) верховников, которые она перед тем приняла. В том же году Антиох Кантемир был назначен послом в Лондон. В 1736 г.
он был переведен в Париж, где и оставался русским послом до самой своей смерти в 1744 г. Живя в Париже, он поддерживал близкие отношения со многими выдающимися французскими литераторами, в том числе с Фонтенелем и Монтескье.
Его литературное творчество – это сатиры, написанные между 1729 и 1739 годами. (См. Кантемир, Сатиры – анализ, Сатира 1 – полный текст и краткое содержание, Сатира 2 – полный текст и краткое содержание, Сатира 3 – полный текст и краткое содержание, Кантемир, Сатира 4 – полный текст, Кантемир, Сатира 5 – полный текст, Кантемир, Сатира 6 – полный текст, Кантемир, Сатира 7 – полный текст.)
Они оставались в рукописи еще долгое время после его смерти, и когда наконец были напечатаны (1762), то было слишком поздно: они уже не могли оказать никакого влияния на развитие русской литературы, потому что силлабический стих, которым они были написаны, да и самый их язык безнадежно устарели из-за новых норм, установленных Ломоносовым.
Стиль Кантемира скорее латинский, чем французский. Несмотря на наличие рифмы, его стих очень напоминает гекзаметры Горация.
Язык его – колоритный и разговорный, гораздо менее книжный и славянизированный, чем тот, который восторжествовал благодаря Ломоносову.
В изображении жизни он по-настоящему силен, и хотя примыкает к главному направлению классической традиции, его персонажи – живые люди, выхваченные из глубины тогдашнего русского быта.
Кантемир с полным правом может рассматриваться как первый сознательный и художественно чувствующий реалист в русской литературе. Острие его сатиры направлено против врагов просвещения, против наследников Петра, ему изменивших, против старых московских предрассудков и против фатоватой пустоты полуобразованных европеизированных молодых дворян.
Подробнее – см. в статьях Жизнь и творчество Кантемира, Философские и эстетические взгляды Кантемира, Вклад Кантемира в стихосложение.
Источник: http://rushist.com/index.php/literary-articles/4334-kantemir-antiokh-dmitrievich-kratkaya-biografiya
Антиох Кантемир: биография. Произведения Антиоха Дмитриевича Кантемира
Антиох Дмитриевич Кантемир – один из ярких деятелей культуры силлабической эпохи (период расцвета литературы до проведения реформ Ломоносовым). Он был всесторонне развитой личностью, занимался не только литературной, но также и политической деятельностью: занимал дипломатические должности при Екатерине I. Давайте познакомимся ближе с его творчеством и биографией.
Родился Антиох в 1708 году, в княжеской семье, имеющей румынские корни. Его отец, Дмитрий Константинович, был правителем Молдавского княжества, а мать, Кассандра, принадлежала к древнему и знатному роду Кантакузинов. Он родился и провел первые годы жизни в Константинополе (нынешний Стамбул), а весной 1712 года семья переехала в Российскую империю.
После окончания учебы молодой Антиох поступил на службу в Преображенский полк, и в очень скором времени дослужился до прапорщика. В эти же годы (1726-1728 гг.) он посещал университетские лекции Бернулли и Гросса в Российской Академии Наук.
Первые произведения писателя
Начало творческого пути писателя пришлось на те годы, когда в обществе наблюдалась болезненная реакция на приостановление реформ Петра I. Сам Антиох был приверженцем петровских преданий, поэтому в 1727 году он примкнул к группе лиц, во главе которой стоял Феофан Прокопович. На его произведения оказали огромное влияние именно эти общественные настроения.
Самая первая его работа была написана как практическое руководство к библейским стихам и псалмам, называлась она “Симфонией на Псалтирь”. В 1726 году он преподнес свою рукопись Екатерине I в знак уважения и почтения. Царице весьма понравились его изречения, и рукопись напечатали тиражом более 1000 экземпляров.
Самая известная книга Кантемира
Чуть позже он начал переводить различные зарубежные произведения, в основном, – это переводы с французского. Самая известная работа, утвердившего его как отличного переводчика – это перевод Фонтенеля.
Антиох Кантемир не только выполнил грамотный пересказ книги “Разговоры о многообразии миров”, но также и дополнил каждый ее раздел собственными мыслями и комментариями.
Несмотря на актуальность книги во многих европейских странах, в России его труды были запрещены императрицей, потому как, якобы, противоречили основам нравственности и религии.
Антиох Кантемир: произведения сатиры
Антиох считается основоположником такого вида литературы, как сатира. Его первые стихосложения обличали хулителей наук. Одной из самых известных работ является “На хулящих учения. К уму своего”, в этом произведении он с иронией отзывается о тех, кто считает себя “мудрецами”, но “В златоусте не уразумеют”.
Самый расцвет его творческой деятельности пришелся на 1727-1730 годы. В 1729 году им была создана целая серия сатирических стихосложений. Всего он написал 9 сатир, вот самые известные из них:
- “На зависть дворян злоенравных” – насмехается над дворянами, которые успели потерять свое изначальное благонравие и сильно отстали от культуры.
- “О различии страстей человеческих” – это было своего рода посланием к архиепискому Новгородскому, в котором обличались все грехи и страсти высокопоставленных церковных служителей.
- “О истинном блаженстве” – в этом произведении писатель Антиох Дмитриевич Кантемир рассуждает над извечными вопросами бытия и дает ответ “только тот блажен в сей жизни, кто малым довольствуется и живет в тишине”.
Особенность произведений
Во многом сатирические произведения князя были обусловлены его личными убеждениями. Князь Антиох Кантемир был настолько предан России и любил русский народ, что главной его целью было сделать все для их благополучия.
Он симпатизировал всем реформам Петра I, а самого царя бесконечно уважал за его старания в развитии просвещения. Все его мысли открыто изложены в его произведениях.
Главная особенность его стихов и басен заключается в мягкости обличений, его произведения лишены грубости и полны грустных сопережеваний об упадке многих начинаний великого Петра I.
Некоторые отмечают, что Антиох Кантемир, биография которого также связана с государственной деятельностью, смог создать настолько глубокие политические сатиры только благодаря опыту работы послом в Англии.
Именно там он приобрел большие знания об устройстве государства, познакомился с произведениями великих западных просветителей: творчество Горация, Ювенала, Буало и Персия оказали огромное влияние на его произведения.
Государственная деятельность Антиоха Кантемира
Кантемир Антиох Дмитриевич (биография которого тесно переплетена с переломными моментами в истории Российской империи) был сторонником реформ Петра I, поэтому в 1731 году он выступил против законопроекта, который предлагал присвоить дворянам политические права. Однако он пользовался благосклонностью императрицы Анны Иоанновны, она во многом способствовала распространению его произведений.
Несмотря на молодость, Антиох Кантемир смог добиться больших успехов в государственных делах. Именно он помог императрице занять ее законное место, когда представители Верховного Совета планировали устроить переворот.
Антиох Кантемир собрал много подписей офицеров и прочих служащих разных чинов, а затем лично сопровождал Трубецкого и Черкасского во дворец императрицы.
За свои заслуги он был щедро одарен денежными средствами и назначен дипломатическим послом в Англии.
Дипломатические ранги
В начале 1732 года в возрасте 23-х лет он отправился в Лондон, чтобы исполнять обязанности дипломатического резидента.
Несмотря на незнание языка и отсутствие опыта, он смог добиться больших достижений в отстаивании интересов Российской империи. Сами англичане отзываются о нем, как о честном и высоконравственном политике.
Интересный факт: он был самым первым российским послом в западной стране.
Должность посла в Англии послужила ему хорошей дипломатической школой, и после 6 лет службы в Лондоне, он был переведен во Францию. Ему удалось выстроить хорошие отношения со многими французскими деятелями: Мопертюи, Монтескье и др.
1735-1740-е годы были очень тяжелыми в русско-французских отношениях, возникали различные противоречия, но благодаря стараниям Кантемира, многие вопросы были решены мирными переговорами.
Судьба произведений
Всего он написал около 150 произведений, среди которых есть и сатирические стихотворения, басни, эпиграммы, оды и переводы с французского языка. Они сохранились по сей день, однако несколько его крупных переводов были утеряны. Есть подозрения, что они были уничтожены умышленно.
Например, до сих пор неизвестна судьба рукописей “Эпиктет”, “Персидские письма”, а также многих других переводов статей с французского языка на русский.
Некоторые свои произведения Антиох Кантемир подписывал под именем Харитон Макентин, что является анаграммой его имени и фамилии. Он гордился своими трудами, однако они не увидели свет: были утеряны, практически, все страницы рукописей.
Его литературное наследие составляет более полторы сотни произведений, среди которых 9 сатирических стихосложений, 5 песен (оды), 6 басен, 15 эпиграмм (3 из которых называются “Автор о себе”, и представляют собой три части единого произведения), около 50 переводов, 2-3 крупных перевода произведений с французского языка, авторы которых были современниками Кантемира.
Какой вклад внес Антиох в русскую литературу?
Его значение в истории развития и становления древнерусской, да и современной литературы, сложно переоценить. Ведь вопросы, поднимаемые в его произведениях, актуальны и по сей день: обращение к служителям власти, неправомерные действия чиновников и их членов семьи и т. д.
Кантемир является праотцом такого вида литературы, как сатира. Может возникнуть вопрос, чем же мог быть недоволен титулованный князь, и для чего же он писал сатиру? Ответ находится в его трудах, в которых он признается, что только истинное чувство гражданина придает ему смелости писать столь пронзительные сатирические произведения.
Кстати, слово “гражданин” придумал именно сам Кантемир!
Должность посла в Париже отрицательно сказалась на его здоровье, которое и без того было слабым по причине перенесенной в детстве болезни – оспы. К сожалению, Кантемиру пришлось испытать долгую и мучительную смерть. Он умер в Париже, в 1744 году в возрасте 37 лет. Погребен в Никольском Греческом монастыре, который находится в Москве.
Источник: https://autogear.ru/article/283/817/antioh-kantemir-biografiya-proizvedeniya-antioha-dmitrievicha-kantemira/
Кантемир Дмитрий Константинович
Господарь Молдавского княжества в 1693 и в 1710-1711 годах. Известный молдавский и российский ученый, государственный деятель, писатель. Детство и юность: турецкий заложникДмитрий Константинович Кантемир родился 26 октября 1673 года в молдавском селе Силиштень. Его семья происходила из знатного боярского рода.
Кантемиру посчастливилось получить прекрасное образование: его учителем и воспитателем стал монах Какавела – автор учебника логики и нескольких антикатолических сочинений.
Благодаря кураторству Какавелы Кантемир еще в детстве начал изучение романских и восточных языков, получил фундаментальные познания в исторической и философской науке, занимался архитектурой и точными науками.
Именно эта закалка, полученная Кантемиром в раннем детстве, по собственному признанию ученого, и определила его дальнейший жизненный путь, а впоследствии – помогла ему работать в Порте. Хотя обстоятельства, при которых ему открылось его истинное призвание, нельзя было отнести к благоприятным: в 1687 г.
Дмитрий в качестве пленника оказался в Стамбуле (бывший Константинополь), где попал в интеллигентную среду. Его собеседниками становились ученые Греко-латинской Академии, высоко ценившие недюжинный ум и способности юного Кантемира. Помимо этого Дмитрий также посещал Академию Падишаха – учебное заведение, предназначенное специально для подданных-христиан и иностранцев.
Пребывание юного Дмитрия в Стамбуле служило гарантией верности его отца, князя Константина, на троне.
Вопреки тому, что Дмитрий находился в Стамбуле в качестве заложника, он сумел извлечь выгоду из того положения, в котором оказался.
Прирожденный дипломат, Дмитрий в совершенстве овладел искусством убеждения и часто использовал крепнувшие с каждым днем связи для личного продвижения. Так, одним из его ближайших друзей стал турецкий ученый Саади-эфенди. Скрытность позволила Дмитрию сотрудничать с известным российским дипломатом Петром Андреевичем Толстым. С детства увлеченный наукой, он продолжал расширять свои познания, пользуясь сокровищами местных библиотек, совершенствовал знания языков, неустанно читал книги. В общей сложности Дмитрий оставался заложником Константинополя на протяжении четырех лет (с 1687 по 1691 гг.).
Когда в 1693 году скончался князь Константин, Дмитрий, согласно воле умершего, был избран боярами господарем. Но княжение его было отнюдь недолгим: оно продлилось всего три недели и прервалось из-за интриг местного господаря Константина Брынковяну. Султаном сделался Ахмед II.
Дмитрий не позволял себе расстраиваться, будучи твердо уверенным в том, что обязательно дождется своего часа. Все эти политические интриги и заговоры он не без иронии впоследствии описывал в одном из своих романов – «Иероглифической истории».
Дмитрий на протяжении всего своего жизненного пути отличался редкой продуктивностью, которая позволила ему преуспеть практически в любой деятельности, которой он занимался.
Возвращение в Стамбул
После этого Кантемир вновь оказался в Стамбуле, куда на этот раз он уехал по своей собственной инициативе. В этом городе Дмитрий Константинович с перерывами пробыл до 1710 года, будучи представителем молдавского господаря при дворе. Несмотря на общительность, внешнюю открытость и умение располагать к себе, Кантемир никогда искренне не любил Турцию.
К началу восемнадцатого столетия его родное Молдавское княжество уже больше ста пятидесяти лет находилось под гнетом османского ига. Постоянные унижения и притеснения со стороны турок Дмитрий помнил с детства. Несмотря на то, что молдавский народ несколько раз находил в себе силы давать отпор захватчикам, все попытки изменить положение все равно заканчивались поражением.
После очередной победы над покоренными, турки облагали молдаван еще большими поборами, которые, несмотря на все свои тяготы, не могли окончательно прекратить борьбу народа за право быть свободными. Основной проблемой Молдавии было отсутствие единства среди правящего класса: предпочтения верхов были неоднородными. Здесь были как сторонники, так и лютые враги турецкого режима.
Если класс рабочих относился к турецким ставленникам с ненавистью, то бояре, во многом обязанные своему высокому положению и привилегиям Порте, выступали за протурецкое направление в политике.Деятельность Кантемира сводилась не только к дипломатии. Так, в 1697 году он принял участие в битве при Зенте.
Несмотря на то, что сражение закончилось полным разгромом турецкой армии со стороны австрийцев, Дмитрий Константинович получил бесценный военный опыт и новые связи. В круг его близких знакомых теперь вошли голландский посол Кольер и французский дипломат Ферриоль.
Свободное владение несколькими иностранными языками позволяло Кантемиру с легкостью расширять круг своих знакомств, пополнять багаж знаний, читать даже самые сложные для понимания военные, дипломатические и исторические издания.
Меж тем, желание Кантемира освободить свой родной народ от турецкого владычества с каждым годом только возрастало.
В 1710 году он был назначен господарем Молдавии. Султан поставил перед ним условие: столь высокий пост Кантемир получает с обязательством подготовить молдавскую армию к войне с Россией. Дмитрию Константиновичу предстояло основательно заняться военными приготовлениями.
Кантемир по-своему распорядился открывшимися перед ним возможностями: он немедленно направил в Россию тайного посла Штефана Луку, который в свою очередь вступил в переговоры с Петром I. Кантемир собирался договориться о совместной войне против Порты.
Он в очередной раз проявил себя блестящим дипломатом, когда спустя год, в 1711 году при его участии был составлен проект договора о добровольном вхождении Молдавии в состав России на правах автономии. Так называемый Луцкий договор обязывал Кантемира сообщать Петру I все известное ему о турецких делах. Петр в свою очередь гарантировал любую помощь в борьбе против Турции.
Договор содержал в общей сложности семнадцать пунктов, одним из которых было то, что господарский престол удерживала за собой династия Кантемиров. Более того, все захваченные турками земли возвращались Молдавскому княжеству, которое, в свою очередь, полностью освобождалось от обязательства выплачивать туркам дань. Большинство населения встретило договор с восторгом и горячо поддержало идею Кантемира о содружестве с Петром Великим против турок. Лишь меньшая часть населения была возмущена разрывом с Портой.
Кантемир прекрасно понимал, насколько выгодным этот договор был для его княжества.
После претворения его в жизнь, молдаване освобождались от многолетнего гнета и притеснений со стороны турок, отделялись от угасающей (как в экономическом, так и в политическом отношении) Порты и присоединялись к России, которая по всем признакам обещала стать великой державой.
Действительно, пройдет всего несколько лет, и Россия, благодаря своей триумфальной победе над шведами в Северной войне, станет империей, а Петр I – первым русским императором.
Царь Петр I лично возглавил освободительную армию и направился в Молдавию.
Состоялось сражение на реке Прут, во время которого русская, 38-тысячная армия столкнулась с турками и крымскими татарами, по численности войск превышавшими ее почти в пять раз. Русские сопротивлялись до последнего. В итоге было заключение мирное соглашение: армия Петра вырвалась из окружения, но взамен была вынуждена уступить Турции Азов, завоеванный Петром в ходе его похода 1696 года. Молдавия по-прежнему оставалась в зависимости от Турции.
Кантемир в России
После неудачного окончания Прутского похода Кантемир вместе с тысячей молдавских бояр отправился в Россию. Здесь он получил княжеское достоинство с титулом светлости и прочие привилегии, предоставленные ему Петром I, среди которых – титул светлости, значительная пенсия, обширные имения на территории современной Харьковской области.
До самой смерти царя Кантемир пользовался его расположением. Петр I не только пожаловал Дмитрию Константиновичу обширные земельные угодья; именно благодаря царю, Кантемир получил высокий государственный пост. Он стал тайным советником и сенатором, а впоследствии участвовал в Персидском походе.
Более того, когда Кантемир во второй раз женился (супругой стала Анастасия Ивановна Трубецкая), царь лично держал над его головой брачный венец. Связи с Петром были основаны не только на дипломатическом даровании и редкой для своего времени образованности Кантемира.
Дочь Кантемира от первого брака отличалась поразительной красотой, перед которой, по слухам, не устоял Петр I. Молва утверждала, что Мария Кантемир так пленила царя, что он всерьез хотел развестись с Екатериной с тем, чтобы жениться на Марии, которая уже ждала от Петра наследника. Однако мальчик родился мертвым.
Вскоре после этого Петр I скончался, а Екатерина, воцарившись на престоле, позаботилась о том, чтобы соперница была отправлена в ссылку.
Всего у Дмитрия Константиновича было восемь детей от двух браков. Примечательно, что почти все из них дожили до преклонных лет, хотя старший сын Дмитрий скончался в младенчестве.На протяжении всей последующей жизни Кантемир вел литературные дневники, описывая не только текущую политическую ситуацию в стране, но и посвящая время созданию востоковедческих работ. К сожалению, при жизни Кантемира было издано немногое. Но именно благодаря обширным познаниям Кантемира Петр I назначил его заведующим походной канцелярией во время Персидского похода. Знание нескольких иностранных языков было свойственно образованным кругам, но Кантемир, знающий итальянский, русский, молдавский, турецкий, арабский, татарский, персидский и латинский языки сильно выделялся на этом фоне. Персидский поход Дмитрий Константинович в большей степени воспринимал не как военное предприятие, а как возможность расширения познаний, научную экспедицию.В 1703–1704 гг. он занимался написанием музыкального трактата. Основываясь на арабском алфавите, он описал нотную систему турецкой музыки, а также изложил свои собственные этические взгляды. Для своего времени он был больше известен как государственный деятель и важное лицо при российском дворе: действительно, очень немногие могли похвастаться таким расположением государя, каким пользовался Дмитрий Константинович. Однако его заслуги не заканчиваются одной лишь административной работой. Литературное наследие, оставленное Кантемиром, бесценно: он проявил себя не только как блестящий востоковед и знаток почти десяти иностранных языков, но и как писатель, географ, философ. Одаренность этого человека подтверждалась тысячами страниц оставленных после его смерти сочинений.
Местом его захоронения был выбран Николо-Греческий монастырь в Москве, в котором покоилась и первая жена Кантемира, Кассандра. Однако в 1935 году останки Дмитрия Константиновича были перезахоронены по просьбе румынского правительства. Сейчас могила Кантемира находится в Яссах, в церкви Трех Святителей.
Источник: http://www.BankGorodov.ru/famous-person/kantemir-dmitrii-konstantinovich
Дмитрий Кантемир: биография и творчество :
Родился Дмитрий Кантемир 26.10.1673 года в Молдавии. Он появился от брака Константина Кантемира с Анастасией Гика. Дмитрий рос со старшим братом по имени Антиох и двумя сестрами – Роксаной и Елизаветой.
Все они сыграли важную роль в истории не только Молдавии, но и других государств. Откуда берет начало род Кантемиров?
История рода
Дмитрий Кантемир является ярким представителем своего рода. Согласно одной из версий, Кантемиры взяли свое начало от хана Темира, который управлял Белгородской ордой. Местные жители выговаривали его имя как «Кантемир» (хан Темир). По другой версии, он был богатым татарином, которого называли «кан Тимур». Словосочетание означало, что человек являлся кровным потомком Тамерлана.
Более достоверная информация о роде появилась в 1540 году, когда некий Кантемир принял христианство. Он поселился в Молдавии. Страна на тот момент была в составе Османской империи.
Отец Константин Федорович
Отцом Дмитрия был Константин Федорович. В свое время он спас от пленения поляками гарем Магомета Четвертого. Это укрепило его позиции в глазах турецкого султана. В 1684 году его выбрали молдавским господарем.
До восшествия на престол он провел многие годы за пределами своей страны. Его отца, Федора, убили при одном из набегов турок на молдавские земли. Константину пришлось скрываться в Польше и Валахии. Он служил при Владиславе и Казимире.
Через время он вернулся на родину, где дослужился до начальника дружины. После завершения службы получил гражданскую должность, которая заключалась в снабжении княжеского двора продовольствием.
После 1684 года Константин находился у власти восемь лет. По тем временам довольно долго. Господарь балансировал меж двух огней. С одной стороны была угроза полного порабощения Османской империей, а с другой – Польша осуществляла свои попытки завоевания молдавских земель.
Константин оказался одним из тех немногих господарей, которые скончались, будучи у власти. Умер он ненасильственной смертью. Как же сложилась жизнь его младшего сына?
Жизнь в роли заложника
Несмотря на доверие султана, Константину Федоровичу пришлось отослать в Константинополь своего старшего сына как традиционного заложника. Со временем старшего сына сменил младший, которым и был Дмитрий Кантемир.
В султанский дворец он отправился в возрасте двенадцати лет. В Константинополе юноша получил пристойное образование, обучаясь в греко-латинской академии. Он изучил девять языков, среди которых арабский, французский, русский, персидский. Также он увлекся изучением разных наук, включая философию, географию, математику.
За два года до смерти своего отца Дмитрий был отпущен домой. Однако он еще не раз возвращался в Константинополь. Более десяти лет он занимал высокие должности в Порте (Турция). Отчасти это стало возможным благодаря полученным знаниям и полезным знакомствам с приближенными султана.
Избрание господарем
К концу семнадцатого века Дмитрий Кантемир женился на дочери Валашского господаря Кассандре Кантакузен. В 1693 году умер Молдавский господарь. На его место бояре избрали Дмитрия, однако в Константинополе не утвердили его кандидатуру, и господарем стал старший из братьев, Антиох.
В 1710 году турки согласились на то, чтобы Молдавию возглавил Дмитрий. Связано это было с объявлением русско-турецкой войны.
Молдавский господарь Дмитрий Кантемир оказался в благоприятной политической обстановке:
- поддержка и поощрения со стороны Османской империи;
- покровительство Крымского хана;
- отсутствие военных действий на территории Молдавии со стороны Польши.
Тайный договор с государством Российским
Несмотря на благоприятную политическую ситуацию, господарь понимал, что его страна разорена. Кантемир Дмитрий решается на заключение с Петром Первым тайного договора. По документу, подписанному в 1711 году, Молдавия перешла в состав России.
После такого предательства со стороны господаря турки запретили последующим молдавским правителям решать что-либо без согласования со Стамбулом. Такие правила сохранялись до восемнадцатого века.
Дмитрий же отправился с армией Петра Великого в Россию. Он и его соплеменники (около четырех тысяч человек) получили российское подданство. Беглеца приняли на новой родине довольно радушно. Проявилось русское гостеприимство в следующих поступках:
- предоставление Дмитрию княжеского титула;
- значительная пенсия;
- имения в южных землях (Харьковская губерния);
- подарок от Петра Первого в виде села Богородского, которое переименовали в Черную Грязь.
Именно в этом селе, которое находилось на юго-востоке от Москвы, было построено имение Дмитрия, где росли его дети. Там же он заложил парк. Спустя годы озелененная территория понравился Екатерине Второй, которая переименовала село в Царицыно.
Вскоре князь Кантемир Дмитрий Константинович стал вдовцом. Его жена Кассандра умерла, когда ей было немного за тридцать. У вдовца осталось на руках шестеро детей.
Жизнь с Анастасией Трубецкой
В 1717 году Кантемир Дмитрий создал семью с Анастасией Ивановной Трубецкой. На тот момент молодой жене было семнадцать лет. Это была хорошенькая молодая женщина, представительница двух знатных родов – Трубецких и Нарышкиных. Ее отец на момент брака занимал пост губернатора Киева.
Чтобы угодить Анастасии, 44-летный князь сбрил бороду, сменил стиль одежды с азиатского на европейский, переехал в Петербург. Для семьи знаменитый архитектор Растрелли построил особняк (известный как дворец Дмитрия Кантемира). Южная часть города жила бурной великосветской жизнью.
Однако не обошлось проблем. Дети князя от первого брака прекрасно ладили с родней Анастасии, но не принимали мачеху. Дочь Дмитрия – Мария – была с мачехой одного возраста. Она подшучивала над своей новой родственницей.
У супругов родилось двое сыновей, которые умерли в младенчестве, и дочь. Девочка не отличалась крепким здоровьем.
Последняя любовь Петра Первого
В 1722 году Кантемир отправился с Петром в Персидский поход. В его задачи входило управление походной канцелярией. Скорей всего, Дмитрий решился на путешествие, страдая диабетом, чтобы находиться возле дочери. У императора назревал с ней роман.
Впервые Мария Дмитриевна увидела императора в одиннадцатилетнем возрасте. Именно тогда ее семья бежала из Молдавии. Со временем Мария стала представлять угрозу для отношений Екатерины и императора. Она отличалась незаурядным умом, образованностью, красотой, знанием нескольких языков.
Забеременев от царя, она готова была подарить ему сына. Но из-за угрозы выкидыша Марии пришлось остановиться в Астрахани. У дочери молдавского господаря случились преждевременные роды. Новорожденный мальчик вскоре умер, а жизнь матери оказалась под угрозой. Отношения между Марией и Петром завершились после ее неудачных родов.
Последние дни жизни
В 1723 году Кантемир вернулся в свое поместье в Харьковской губернии (Орловская область) с подорванным здоровьем. Скончался он 23 августа того же года. Вечером в день кончины родня получила документ от Священной Римской империи, по которому Дмитрий Константинович и его потомки возводились в княжеский сан.
Похоронен князь был в Новогреческом монастыре (Москва). В 1935 году румынское правительство изволило перезахоронить останки своего соплеменника в Яссах. Просьба была выполнена.
Ученый
Исторический портрет Дмитрия Кантемира связан не только с государственной деятельностью. О его заслугах как ученого говорит тот факт, что в Париже среди списка выдающихся писателей и ученых находится имя Дмитрия Кантемира. Оно расположилось рядом с именами Ньютона и Лейбница. И это не совпадение. При жизни Кантемир вел переписку с последним.
Князь уделял много внимания истории и географии. Он составил географическое, историческое, политическое описание своей родины. Также его интересовала история Валахии, Румынии, Османской империи.
Много работ было посвящено вопросам педагогики. Целью воспитания он считал познание самого себя. По его версии, периодизация человеческой жизни должна была состоять из следующих пунктов:
- младенческие годы;
- детство;
- годы отрочества;
- юность;
- время возмужалости;
- преклонный возраст;
- старческое время.
В 1714 году ученого избрали членом Берлинской АН. Он был претендентом на пост президента Российской АН.
Первый российский востоковед
Дмитрий Кантемир, краткая биография которого представлена в нашей статье, считается первым востоковедом России. Связано это было с тем, что он долгое время провел в Османской империи. При Петре Первом Кантемир служил советником по восточным вопросам.
Он написал книгу на латыни, которая повествовала о возвышении и упадке Османского двора. В свое время Вольтер назвал ее своей настольной книгой в изучении Востока.
10 июля считается началом российского востоковедения. Именно в этот день молдавский господарь поклялся в своей верности России. С этого времени в стране появился первый востоковед.
Философ
Князь Дмитрий Кантемир написал много трактатов на философскую и религиозную тематику. Первые труды появились еще в Константинополе. В ранних работах развивалась натурфилософская система Гельмонта.
В его произведениях просматривались гуманистические идеи европейского Просвещения. Они рассматривали теорию общественного договора, единство человеческого существования.
Чаще всего упоминаются такие философские работы, как «Мир и душа», «Метафизика», «Диван…», «Иероглифическая история».
Автор первого романа на молдавском языке
Кантемир Дмитрий Константинович был не просто ученым, он был энциклопедистом. По его инициативе в России была организована типография, в которой можно было издавать книги на арабском языке.
В 1705 году он написал «Иероглифическую историю» – первый роман на молдавском языке. В произведении с помощью аллегории описываются династические распри между Кантемирами и Брынковянами. В романе раскрывается трагедия обоих княжеств (Молдавии и Валахии), правители которых враждовали друг с другом. Этим они помогали турецким султанам угнетать народы, которые жили на территории княжеств.
Музыкант
Дмитрий Кантемир (годы жизни: 1673-1723) внес существенный вклад в развитие музыки в Турции. Сам он виртуозно играл на танбуре и нее. Будучи заложником в Стамбуле, он собирал турецкие мелодии, записывал их. Там его знали как композитора и основателя первой музыкальной школы.
В музыкальную культуру турок Кантемир ввел нотную грамоту. Существует догадка, что некоторые восточные мелодии, записанные или созданные молдавским господарем, в своих произведениях использовал сам Моцарт.
Последний представитель рода
Из всех детей Дмитрия Кантемира сын родился только у Константина Дмитриевича. Случилось это в 1749 году. Так что молдавский господарь своего внука не увидел. Как сложилась жизнь потомка знаменитого князя?
Мальчика назвали Дмитрием, поэтому он стал полным тезкой своего знаменитого деда. Он получил военное образование, службу окончил в чине полковника. В зрелом возрасте стал заявлять, что имеет права на молдавский и валашский престолы. Это привело его в Ревельскую крепость, где он пробыл долгие семнадцать лет, до кончины.
Последний Кантемир по мужской линии был женат, но не имел детей. Официально его объявили сумасшедшим. Вот такое печальное завершение ожидало славный род Кантемиров.
Память о Кантемирах
Дмитрий Кантемир (биография гласит, что жизнь этого человека связана с разными державами – Молдовой, Турцией, Россией) внес существенный вклад в развитие науки, культуры, искусства по всему миру.
В народе до сих пор живет память о молдавском господаре и российском князе:
- Город в южной части Молдавии носит имя князя. Так же назван район.
- В 1973 году на молдавской киностудии сняли художественный фильм, посвященный жизни и деятельности молдавского господаря. Роль Дмитрия исполнил Александр Лазарев. Также в картине снялись Эммануил Виторган и Наталья Варлей.
- В 2003 году румынское правительство почтило память Кантемира. Со дня его смерти исполнялось триста тридцать три года. В честь этого на средства Румынии был открыт парк в Стамбуле.
- В 2003 году Ионом Друце была создана пьеса про Марию Кантемир.
- В 2003 году в Санкт-Петербурге был установлен памятник Антиоху Кантемиру. Оплатила его Молдова в качестве подарка в канун трехсотлетия Северной столицы. Установили памятник в сквере Государственного университета.
- В 2011 году в России вышел телевизионный сериал про Петра Первого. Режиссером выступил Владимир Бортко. Роль Дмитрия исполнил Михаил Боярский. Его дочь, актриса Елизавета Боярская, сыграла Марию Кантемир. Актеры были удостоены за свою работу Ордена Почета со стороны молдавского правительства.
- В 2014 году в музее-заповеднике Царицыно (Россия) открыли памятник князю.
Источник: https://www.syl.ru/article/301456/dmitriy-kantemir-biografiya-i-tvorchestvo
Господари – Дмитрий Кантемир
Дмитрий Кантемир – господарь Молдовы в период с марта по апрель 1693 года и с 23 ноября 1710 по 11 июля 1711 года. Родился 26 октября/6 ноября 1673 года в Яссах в семье Константина Кантемира. Короткое правление не позволило ему проявиться как господар, но блестящее образование и сочинения принесли ему бессмертную славу.
Учился на протяжении многих лет по настоянию своего отца, который умел только ставить подпись, не обладая другими знаниями.
Первым наставником Дмитрия Кантемира был Иеремия Какавелла, грек с Крита, получивший образование в знаменитых европейских университетах и призванный Константином Кантемиром в Яссы в 1688 году.
Он обучил будущего господаря языкам: греческому, латинскому и старославянскому, и передал ему начатки философских знаний.
Дмитрий Кантемир был отправлен заложником в Стамбул, где он пробыл с 1689 по1691 год, воспользовавшись этим временем для обучения в Академии Православной Патриархии («Великая школа нации») Фанара у знаменитых профессоров, изучая языки: турецкий, арабский и персидский, но и культуру, литературу, религию и турецкую музыку. Продолжил изучение философии, в то же время установил отношения с известными дипломатами, культурными и религиозными деятелями столицы Османской империи.
Вернулся в Молдову в 1691 году и оставался в стране до смерти отца (март, 1693). Незадолго до этого бояре избрали его господарем, но пробыл на троне всего 20 дней, потому что турки не признали его правителем, предпочитая видеть в этом качестве Константина Дука, которого поддерживал Константин Брынковяну, господарь Валахии.
Кантемир был вынужден уехать в Стамбул, где он продолжил обучение, купив и дворец, в котором он стал жить. Когда его брат стал господарем Молдовы (январь, 1696), Дмитрий Кантемир стал его дипломатическим представителем при Порте. Помимо учения, он интересовался военным искусством и сопровождал османское войско во время осады сербской крепости (1697).
В 1700-1710 гг. он находился в Стамбуле, где занимался исследованиями, писательством и музыкой. Дмитрий Кантемир сочинил несколько музыкальных пьес и играл на тамбурине (вид гитары) на пирах высоких османских сановников.
Признанный турками великим музыкантом, он был среди первых, кто стал собирать турецкий фольклор, записывая его по системе нотной грамоты собственного изобретения.
Интересы Порты в северной части империи привели к его назначению на трон Молдовы в ноябре 1710 года. Выбор его кандидатуры был обусловлен и соперничеством Дмитрия Кантемира с господарем Валахии Константином Брынковяну, за которым он должен был присматривать.
В плане внутренней политики был сформирован Господарский совет из бояр, верных его семье, среди которых были летописец Ион Некулче, великий спэтар, и Николай Костин, великий логофэт, сын Мирона Костина.
Господарь существенно сократил размер податей, которые должны были выплатить разные социальные категории, особенно мелкие и средние бояре. Его политической целью было установление авторитарного наследственного правления.
Он стремился занять и трон Валахии, считая это оправданным в результате его брака с дочерью бывшего господаря Шербана Кантакузино. Этим объясняется присутствие на его личной печати тура Молдовы вместе с орлом Валахии.
Во внешней политике он сблизился с Россией, считая, что таким образом Молдова будет лучше защищена, и восхищался царем Петром Великим. В апреле 1711 года в Луцке доверенное лицо господаря подписало договор о союзе с Россией против Османской империи.
Вскоре после этого разгорелся русско-турецкий вооруженный конфликт, и в решающем сражении у Стэнилешть на Пруте (июль, 1711) турки одержали победу. Кантемир уехал в Россию, живя в Харькове, Москве (1713), затем в Санкт-Петербурге (1719), где он выстроил красивый дворец.
Благосклонность Петра Великого принесло ему в 1721 году назначение личным советником царя и членом российского правительства. Несколькими годами раньше, в июле 1714 года он был принят в члены Берлинской академии в знак признания его научных заслуг
На протяжении своей жизни он издал целый ряд значимых сочинений: «Диван, или спор мудреца с миром» (1698), «Метафизика» (1700), «Логика» (1701), «Универсальная физика Ван Гельмонта» (1701), «Трактат о турецкой музыке» (1704), «Иероглифическая история» (1705), «Естественная история монархий» (1714), «Descriptio Moldaviae» (1716), «История возвышения и упадка Османской империи» (1716), «Жизнь Константина Кантемира» (1718), «События в жизни Кантакузинов и Брынковянов» (1718), «О сознании» (1722), «Система или состояние мухамеданской религии» (1722), «Хроника давности румыно-молдо-влахов» (1723).
Умер 21 августа 1723 года и был похоронен в храме Св. Константина и Елены в Москве. В 1935 году его останки были доставлены в Ясскую церковь Трех Иерархов. На могильной мраморной плите высечена надпись: «Здесь, вернувшись после долгих и трудных скитаний, выдержанных ради свободы своей страны, покоится Дмитрий Кантемир, господарь Молдовы».
Среди его потомков приобрел известность Антиох Кантемир, младший сын, поэт, посол России в Англии и Франции (1733-1744).
Георге Кэлинеску выразительно описал качества Дмитрия Кантемира: «Просвещенный господарь, честолюбивый и высокомерный, книжник и библиотечный аскет, интриган и отшельник, манипулятор людьми и мизантроп, любящий свою Молдову, по которой он тоскует, и авантюрист, […] берлинский академик, русский князь, летописец, […] Дмитрий Кантемир – это наш Лоренцо де Медичи».
Источник: http://www.moldovenii.md/ru/people/845
Кантемир Антиох Дмитриевич
Рейтинг: / 0
Подробности Просмотров: 890
Кантемир Антиох Дмитриевич (10.09.1708-31.03.1744), поэт, переводчик, дипломат. Родился в Константинополе в семье господаря (правителя) Молдавии Дмитрия Кантемира, который во время Русско-турецкой войны 1711 оказался в окружении Петра I и переселился в Россию.
В 1725 Кантемир поступил на военную службу, в 1728 был произведен в поручики. В 1730 вместе с Феофаном Прокоповичем, В. Н. Татищевым и др. выступил против “верховников”. В 1731 Кантемир был назначен послом в Лондон, а с 1738 — в Париж, где он и умер в 1744.
За годы дипломатической службы Кантемир проявил себя талантливым дипломатом, во время пребывания в Западной Европе интересовался французской философией, литературой, общественной мыслью, был дружен со многими передовыми людьми своего времени. Кантемир переводил, например, “Персидские письма” Монтескье, с которым был хорошо знаком.
В 1730 Кантемир закончил перевод трактата Фонтенеля “Разговоры о множестве миров”, в котором отстаивалась гелиоцентрическая система Коперника. Литературная и научная деятельность Кантемира отличалась многосторонностью. Он был автором теоретических трактатов, поэм, песен, басен, эпиграмм.
В историю русской литературы он первым ввел жанр стихотворной сатиры, им было написано 9 сатир, в которых следование образцам европейского классицизма было обогащено русской сатирической традицией.
Кантемир видел в сатире воспитательную роль, надеясь, что ее “голая правда” поможет исправить человека и общество.
Свою общественную позицию Кантемир выразил предельно четко: “Все, что я пишу, пишу по должности гражданина, отбивая то, что согражданам вредно быть может”.
Л.Н. Вдовина
Кантемир Антиох Дмитриевич (1708 – 1744), поэт. Родился 10 сентября (21 н.с.) в семье ученого-энциклопедиста, молдавского князя Д.Кантемира, одного из ближайших соратников Петра I.
Получил прекрасное домашнее образование.
С семнадцати лет начал литературную деятельность, делая переводы с латинского языка “Хроники” Манассии, с французского – “Перевод некоего итальянского письма”. В 1727 – 29 перевел стихами четыре сатиры Буало, что помогло ему позднее выработать собственную сатирическую манеру.
В эти годы Кантемир пишет политические эпиграммы, затем переходит к оригинальным сатирам, которые имели хождение в списках. Выступал как защитник линии Петра I в политике и культуре.
В 1730 принял активное участие в борьбе с поползновениями старой знати ограничить в свою пользу самодержавные права Анны Иоанновны, опиравшейся на дворянство.
Однако правительство Анны Иоанновны, недовольное чрезмерной политической и литературной активностью Кантемира, сочло за лучшее назначить его в 1731 русским послом в Лондоне. За границей он много пишет, переводит Горация, Анакреонта и безуспешно пытается добиться публикации своих стихов в Петербурге.
В 1738 его переводят послом в Париж, где он сближается с Ш.
Монтескье, переводит его “Персидские письма”. Кантемир внимательно следит за развитием поэзии в России и в ответ на трактат В.Тредиаковского “Новый и краткий способ к сложению российских стихов” (1735) пишет статью “Письмо Харитона Макентина” (1743), в которой защищал силлабический стих от нападок Тредиаковского.
Кантемир был одним из основоположников русского классицизма и новой сатирической поэзии.
Умер А.Кантемир в Париже 31 марта (11 апреля н.с.) 1744.
Использованы материалы кн.: Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь. Москва, 2000.
Кантемир Антиох Дмитриевич (1708 или 1709, Константинополь – 1744, Париж) – писатель, дипломат.
Сын молдавского господаря, стремившегося освободиться от турецкого владычества и заключившего союз с Петром I. В 1711 после неудачной рус.-турецкой войны отец Кантемира навсегда переселился с семьей в Россию, где получил от царя титул князя.
Кантемир занимался дома, в Славяно-греко-латинской академии в Москве, школе капуцинов в Астрахани, в Петербург, академии наук, став энциклопедически образованным человеком. Кантемир был первым переводчиком иностранной светской лит-ры на рус. язык. Наряду с легкими по слогу переводами с древнегреческого Кантемир перевел труд французского натуралиста Б.
Фонтенеля “Разговоры о множестве миров”, популяризирующий астрономические знания. Многие произведения Кантемира не сохранились: он начал работу над рус.-французским словарем, готовил материалы по рус. истории. Прославился Кантемир своими сатирами, защищавшими просвещение, науку. В своих произведениях он выступал как последовательный сторонник реформ Петра I. В.Г.
Белинский писал: “Кантемир начал собою историю русской светской литературы”. Им были введены в оборот рус. речи слова “идея”, “депутат”, “понятие”, “начало” и др. Исследователь Д.Д. Благой заметил, что “именно Кантемир утвердил традицию просветительства как одну из важнейших особенностей нашей художественной литературы XVIII в.”.
С 1728 Кантемир жил в Москве и стал участником событий, связанных с восшествием на престол Анны Ивановны, составив ей прошение от имени дворянства об уничтожении “кондиций”, заключенных “верховниками”. Надежды Кантемира на эту самодержицу не оправдались. В 1731 Кантемир был назначен послом в Лондон, а в 1738 – в Париж.
Его дипломатические усилия были направлены к сближению России и Англии, упрочению полит., экономических и научно-технических связей. Дипломатическая переписка Кантемира содержит серьезный анализ внешней и внутренней политики европейских государств. Умер от тяжелой болезни.
Использованы материалы кн.: Шикман А.П. Деятели отечественной истории. Биографический справочник.
Москва, 1997 г.
Кантемир (князь Антиох Дмитриевич) – знаменитый русский ученый, сатирик, младший сын молдавского господаря, князя Дмитрия Константиновича,и Кассандры Кантакузен. Родился в Константинополе 10 сентября 1709 г.
Любовь Кантемира к науке имела утилитарный характер, в петровском духе: он дорожил и самой наукой, и своей литературной деятельностью лишь настолько, насколько они могли приблизить Россию к благополучию, а русский народ – к счастью. Этим, главным образом, определяется значение Кантемира как общественного деятеля и писателя.
Задаваясь, еще в ранней молодости, вопросом о средствах распространения в России знаний, пригодных для жизни, и об искоренении невежества и суеверий, он признавал наиболее важным учреждение школ и считал это задачей правительства.
Прельщенный могучей деятельностью Петра, Кантемир возлагал все свои надежды на монархическую власть и очень мало рассчитывал на самостоятельный почин духовенства и дворянства, в настроении которых он усматривал явное нерасположение или даже ненависть к просвещению. В самых сильных своих сатирах он ополчается против “дворян злонравных” и против невежественных представителей церкви.
Когда, при воцарении императрицы Анны Иоанновны, зашла речь о предоставлении политических прав дворянству (шляхетству), Кантемир решительно высказался за сохранение государственного строя, установленного Петром Великим. 1 января 1732 г. Кантемир уехал за границу, чтобы занять пост русского резидента в Лондоне.
Во внутренней политической жизни России он участия более не принимал, состоя первоначально (до 1738) представителем России в Лондоне, а затем в Париже. Литературная деятельность Кантемира началась очень рано. Уже в 1726 г. появилась его “Симфония на Псалтирь”, составленная в подражание такому же труду Ильинского: “На четвероевангелие”.
В том же году Кантемир переводит с французского “Некое итальянское письмо, содержащее утешное критическое описание Парижа и французов” – книжечку, в которой осмеиваются французские нравы, уже тогда постепенно проникавшие к нам. В 1729 г.
Кантемир переводит философский разговор: “Таблица Кевика – философа”, в котором выражены взгляды на жизнь, вполне соответствующие этическим воззрениям самого Кантемира. В том же году появляется и первая его сатира, столь восторженно встреченная Феофаном Прокоповичем и сразу установившая между ними самый тесный союз.
Все дальнейшие сатиры (их всего 9) составляют только более подробное развитие мыслей, изложенных в первой. Первое место в них занимает народ, с его суевериями, невежеством и пьянством, как основными причинами всех постигающих его бедствий. Подают ли высшие сословия хороший пример народу? Духовенство мало чем отличается от самого народа.
Купечество думает только о том, как бы обмануть народ. Дворянство к практическому делу совершенно неспособно и не меньше народа склонно к обжорству и пьянству, а между тем признает себя лучше других сословий удивляется, что ему не хотят предоставить власть и влияние. Администрация по большей части продажна.
Кантемир бичует не одних только представителей низшей администрации: вчера еще “Макар всем болваном казался”, а сегодня он временщик, и картина сразу изменяется. Сатирик наш обращается со словом горькой правды и к представителям власти. “Мало-ж пользует тебя звать хоть сыном царским, буде в нравах с гнусным ты же равнишься псарским”.
Он с большим мужеством и с необычайной для его времени силой стиха провозглашает, что “чист быть должен, кто туда, не побледнев, всходит, куда зоркие глаза весь народ наводит”. Он считает себя и других вправе смело провозглашать такие мысли, потому что чувствует себя “гражданином” (это великое слово им впервые введено в нашу литературу) и глубоко сознает “гражданский” долг.
Кантемира следует признать родоначальником нашей обличительной литературы. 1729 и 1730 были годами наибольшего расцвета таланта и литературной деятельности Кантемира. Он не только написал в этот период свои наиболее выдающиеся сатиры (первые 3), но и перевел книгу Фонтенеля: “Разговоры о множестве миров”, снабдив ее подробными комментариями.
Перевод этой книги составил своего рода литературное событие, потому что выводы ее коренным образом противоречили суеверной космографии русского общества. При Елизавете Петровне она была запрещена, как “противная вере и нравственности”. Кроме того, Кантемир переложил несколько псалмов, начал писать басни.
Он же впервые прибег к “эзоповскому языку”, говоря о себе в эпиграмме: “На Эзопа”, что “не прям будучи, прямо все говорит знаю” и что “много дум исправил я, уча правду ложно”. После переезда за границу Кантемир, за исключением разве первых трех лет, продолжал обогащать русскую литературу новыми оригинальными и переводными произведениями. Он писал лирические песни, в которых давал выражения своему религиозному чувству или восхвалял науку, знакомил русскую читающую публику с классическими произведениями древности (Анакреона, К. Непота, Горация, Эпиктета и других), продолжал писать сатиры, в которых выставлял идеал счастливого человека или указывал на здравые педагогические приемы (сатиры, VIII), предрешая, до известной степени, задачу, осуществленную впоследствии Бецким; указывал и на идеал хорошего администратора, озабоченного тем, чтобы “правда цвела в пользу люду”, чтобы “страсти не качали весов” правосудия, чтобы “слезы бедных не падали на землю” и усматривающего “собственную пользу в общей пользе” (письмо к князю Н. Ю. Трубецкому). Он переводил и современных ему писателей (например “Персидские письма” Монтескье), составил руководство к алгебре и рассуждение о просодии. К сожалению, многие из этих трудов не сохранились. В письме о “сложении стихов русских” он высказывается против господствовавшего у нас польского силлабического стиха и делает попытку заменить его тоническим, более свойственным русскому языку. Наконец, он пишет и религиозно-философское рассуждение, под заглавием: “Письма о природе и человеке”, проникнутое глубоким религиозным чувством человека, стоящего на высоте образованности. Мучительная смерть очень рано прервала эту кипучую деятельность. Кантемир скончался 31 марта 1744 г., в Париже, и погребен в Московском Никольском греческом монастыре.
Сементковский Р.И.А.Д. Кантемир: Его жизнь и литературная деятельность. СПб., 1893;
Кумок М.В. Российский посланник в Англии А.Д. Кантемир // Вопросы истории. 1987. N 2.
Источник: http://palkins.ru/features/pisateli/biografii/769-kantemir-antiokh-dmitrievich