Краткая биография корчак

Януш Корчак: биография кратко, фотографии

Новости и общество 25 декабря 2015

В современном мире многим людям знакомо это имя – Януш Корчак. Биография знаменитого польского врача, писателя и педагога поражает своей удивительной любовью к жизни и детям. Его трагичная судьба и человеческий подвиг стоят того, чтобы ознакомиться с ними более подробно.

Годы детства и учебы в гимназии

Настоящее имя Корчака – Хирш (на польский манер Хенрик) Гольдшмидт. Родился он в еврейской семье в Царстве Польском, которое тогда входило в состав Российской империи, в 1878 году.

Несмотря на то что так и не дожил до глубокой старости, много успел увидеть на своем веку Я. Корчак. Биография кратко не может передать все события его жизни.

Хенрик происходил из образованной семьи: его дед был врачом, а отец – адвокатом. Для того чтобы чувствовать себя более комфортно в польском обществе, семья Гольдшмидтов ассимилировалась с поляками, особо не подчеркивая еврейских традиций своего рода.

Обратите внимание

Будущий писатель Януш Корчак (биография, фотографии которого, сделанные в детстве, говорят нам о нем как о способном и любознательном мальчике) не отличался особым здоровьем. Однако благодаря своим знаниям он поступил в престижную русскую гимназию.

Преподавание там велось на русском языке, а затем изучались все основные мёртвые и современные европейские языки. Несмотря на высокий уровень подготовки, преподаватели не проявляли интереса к своим воспитанникам.

В гимназии царили суровые порядки, процветали физические наказания и доносительство.

Гораздо позже Януш Корчак (биография для детей будет изложена доступно и станет широко известной) отмечал, что именно испытания в гимназии побудили его к созданию новой гуманистической педагогики.

Первые трудности

Многое пережил Корчак Януш. Автобиография этого великого человека повествует нам о первом испытании в его жизни. Таковым стала тяжелая душевная болезнь отца, которая настигла его, когда Хенрику было всего 11 лет. Все средства семьи уходили на лечение больного, поэтому юный Хенрик вынужден был заняться репетиторством, чтобы поддержать материально своих близких.

Тогда и открылся удивительный педагогический талан юного учителя, Хенрик как никто другой умел находить со своими воспитанниками общий язык, спокойно и внимательно их выслушивать и добиваться лаской большего, чем иные педагоги с помощью розги.

Видео по теме

Януш Корчак: биография кратко. Призвание врача, писателя и педагога

В 1898 году по примеру деда, в честь которого был назван, Хенрик поступает на медицинский факультет Варшавского университета. Однако молодой человек живо интересуется не только вопросами медицины, но и проблемами современной педагогики.

Еще в 18 лет он публикует свой первый педагогический труд под названием «Гордиев узел». В этой статье автор упрекает современных ему родителей в том, что они занимаются в своей жизни чем угодно, только не воспитанием своих детей.

Самое важное дело в своей жизни они перекладывают на плечи нянек и гувернеров, которые часто со своими обязанностями просто не справляются.

Отзывы на эту публикацию в газете были столь положительными, что главный редактор этого издания поручил юному Хенрику вести целую рубрику под аналогичным названием.

Позже Корчак (биография кратко этого человека излагается нами в данной статье) напишет 22 тома сочинений, посвященных вопросам воспитания детей.

К практической педагогической деятельности Хенрик приступил в тот же период. В 1903 году он, досконально изучив опыт Песталоцци, стал работать врачом и воспитателем в одной из детских еврейских больниц, вступил в еврейское общество помощи детям-сиротам.

Становление профессионального мастерства и открытие «Дома сирот»

Получив в 1905 году диплом, подтверждающий право заниматься врачебной практикой, Януш Корчак, биография которого навсегда связала его и с медициной, и с педагогикой, не стал искать себе доходного места.

На некоторое время он становится военным врачом (в это время шла тяжелая Русско-японская война, поэтому медицинские кадры Российской империи были очень нужны), а затем уезжает в Европу, чтобы познакомиться с передовыми идеями в области воспитания и педиатрии.

Важно

Он еще малоизвестен, однако пишет и публикуется достаточно активно, используя для этого свой псевдоним – Януш Корчак.

Вернувшись на Родину, Корчак Януш, биография которого навсегда связала его с детьми, отходит от профессии врача и открывает благотворительное учреждение под названием «Дом сирот». С 1911 года до своей трагической гибели Корчак будет руководить этим учреждением и отдаст все свои силы воспитанию детей, оставленных без попечения родителей.

Педагогическая деятельность

Активную педагогическую работу Януш Корчак, биография которого дает нам образец настоящей преданности своему делу, совмещает с активным писательским трудом. Постепенно его имя становится широко известным, появляются меценаты, которые поддерживают его начинания материально.

В первые годы своей напряжённой работы Корчак и его коллега Стефания Вельчинская работают по 16 часов в сутки, им не так-то просто справиться с большим количеством детей с изломанными судьбами, потерявшими веру в людей.

В основу своего педагогического метода Корчак закладывает нравственное воспитание.

В те же годы он издает книгу для педагогов и родителей под названием «Как любить детей?», в этой книге автор рассказывает об основных принципах своей гуманистической педагогики, основанной на любви к ребенку, принятию его личности, склонностей и интересов, удовлетворении его потребностей и развитии его эмоционально-волевой сферы.

Активным сторонником такой гуманистической педагогики в России становится А. С. Макаренко. Известно, что Я. Корчак, биография которого связана с Россией, читал опубликованные работы Макаренко и высоко оценивал его методы работы с детьми.

Период после распада империи

После крушения Российской империи Польша провозглашает свою независимость. Я. Корчак в это время служит на фронте в качестве военного врача. Однако правительство молодой Польской республики не дает писателю вернуться к своим детям, его вновь призывают, теперь уже в польские войска, где он переживает тяжелый тиф, после которого чудом остается жив.

Когда же кровопролитная советско-польская война затихает, Корчак возвращается к своим сиротам, чтобы больше никогда уже с ними не расставаться.

Совет

Он отдает все свои силы педагогической работе. Организовывает школьное самоуправление, издает вместе с детьми газету (причем журналистами становятся сами дети), много пишет и издает свои работы.

Он ведет радиопередачи, выступает с лекциями перед студентами. Наконец, в 1934 году формулирует свои знаменитые 5 заповедей воспитания, которые основывались на необходимости любви к ребенку, наблюдении за его поведением, отсутствии насилия в воспитании, педагогической честности и бесконечном процессе самопознания.

Трагические страницы биографии

Много увидел и пережил Януш Корчак, биография его – тому подтверждение. Но, наверное, самым сильным испытанием в его жизни стала Вторая мировая война. Это была уже четвертая тяжелая война в жизни педагога. Корчак просил допустить его на фронт в качестве врача, однако из-за возраста его оставили в Варшаве.

Немецкие войска наступали стремительно, и город скоро оказался под оккупацией.

Старый врач и педагог делал все, чтобы его дети не почувствовали тягот военного времени, однако это было не в его силах. Еды катастрофически не хватало, не было одежды и теплых вещей.

Еврейские дети-сироты для немцев представляли собой объект прямого уничтожения, поэтому их вскоре переселили в Варшавское гетто. Корчак пытался всеми силами воспротивиться этому, но его заключили в тюрьму.

Выйдя из нее, он отправился к своим детям в гетто, где и ждала его смерть.

Жизненный подвиг

В нечеловеческих условиях жизни в гетто Корчак старался не падать духом и всеми силами поддерживал тех, кто там оказался. Однако участь его детей была предрешена. В 1942 году поступило распоряжение об их отправке в лагерь смерти. Вместе с детьми должны были ехать и все педагоги, в том числе и Корчак.

Доподлинно известно, что гитлеровское правительство в последний момент приостановило отправку Корчака в лагерь, желая сохранить жизнь известному педагогу. Однако сам старый доктор отказался от такого милостивого решения и разделил участь своих детей. Погиб Януш Корчак в 1942 году в немецком специальном лагере Треблинка.

Источник: fb.ru

Источник: https://monateka.com/article/167600/

Биография Януша Корчака: Старый доктор и его дети

Имя Януша Корчака ассоциируется в человеческом сознании с самопожертвованием, героизмом, мученичеством и огромной любовью к детям. Отказавшись от собственной семьи, этот выдающийся польский педагог, автор многочисленных книг о детях и для детей, стал отцом сотен сирот.

До конца своих дней Старый доктор остался верен тем простым жизненным истинам, которые излагал в своих литературных произведениях. И принял смерть, отвергнув предложения о спасении, вместе со своими маленькими воспитанниками в газовой камере нацистского концентрационного лагеря.

Детство и юность: Ерш Хенрик Гольдшмит

22 июля 1878 года в семье ассимилированных польских евреев Гольдшмитов родился первенец. Мальчика нарекли Ершем Хенриком. Окружающие звали его Генриком на польский манер.

Свое первое образование юный Гольдшмит получал в русской гимназии в Варшаве. Главными постулатами учебного заведения были строгость и дисциплина.

Малейшее отклонение от установленного распорядка дня без письменного разрешения директора жестоко каралось.

Уже с первого класса школьники штудировали учебники по латыни, а со второго – по французскому, немецкому и греческому. Многим позже один из них принципиально переосмыслит эту нафталинную систему воспитания. Он создаст идеальный приют для забытых и брошенных, назвав его «Домом сирот», и прославится на всю страну, а затем и на весь мир под псевдонимом Януша Корчака.

Но в 1889 году Корчака еще не было, ровно как «Дома сирот» и его нерожденных воспитанников. Был лишь 11-летний гимназист Генрик Гольдшмит, который впервые столкнулся с жизненными трудностями.

У его отца, успешного адвоката, автора научных монографий, Юзефа Гольдшмита диагностировали душевную болезнь. С тех пор большую часть времени глава семейства проводил в психиатрической клинике.

Затяжное дорогостоящее лечение истощило материальные запасы семейства. В прошлом довольно зажиточные Гольдшмиты начинают бедствовать.

Обратите внимание

Юзеф так и не вылечился. Сведения о его смерти весьма туманны. Известно, что последние свои дни он провел в больнице. Чтобы помогать матери и младшей сестре, Генрик начинает подрабатывать репетиром.

Закончив гимназию, юный Гольдшмит решает стать врачом и поступает в Варшавский университет на медицинский факультет. В рамках учебной практики Генрик работает в госпиталях, больницах, детский еврейских лагерях.

Общение с детьми доставляет ему огромное удовольствие, во враче-Гольдшмите просыпается педагог. Вернувшись со службы во время Русско-японской войны, Генрик твердо решил: да, он будет лечить, но не тела, а души.

«Дом сирот»

1911 год стал для Гольдшмита знаковым – в доме номер 92 на улице Крохмальной в Варшаве он основывает «Дом сирот». Идею помогли воплотить в жизнь многочисленные филантропы. Директор сразу же ставит первое и главное условие – меценаты не должны вмешиваться в педагогическую и воспитательную деятельность руководителя.

«Дом сирот» выделялся из числа себеподобных. Детские приюты лишь давали крышу над головой и еду, совершенно не беспокоясь о духовном и нравственном развитии своих обитателей. Не удивительно, что большинство беспризорников сворачивали на путь разбоя. Главная цель, которую преследовал «Дом сирот», заключалась не в том, чтобы помочь детям выжить, а в том, чтобы научить их жить.

Кроме «Дома сирот», Гольдшмит сотрудничает с другими детскими приютами (например, «Нашим домом» в Белянах), публикуется в журналах, редактирует еженедельник «Малое обозрение», пишет книги, читает лекции по педагогике. Тогда-то и появляются Януш Корчак и добродушный Старый доктор, голос которого звучит из каждого радиоприемника.

Еврейское гетто. Треблинка

С приходом к власти Гитлера Януш Корчак начинает проявлять большой интерес к еврейскому вопросу, детально изучает историю своей родины, посещает Палестину, работает в Еврейском агентстве Варшаве.

Читайте также:  Краткая биография фадеев

Убежденный гуманист, Корчак остро противился всему фашистскому. Он, не боясь, разгуливал по столичным улицам в мундире войска польского, когда Варшава была занята гитлеровцами.

Корчак говорил, что это мундир солдата, которого предали.

Только спустя год после начала оккупации мундир был снят, ведь такая провокация могла повлечь за собой фатальные последствия не только для Корчака, но и для его воспитанников.

Он продолжает выступать по радио. Только теперь Старый доктор больше не шутит о детском воспитании. Он обращается к детям войны, поучает, советует, рассказывает, как действовать в экстренных ситуациях.

Когда на территории города появилась уродливая стена, отгородившая еврейское гетто от остального мира, Януш Корчак самоотверженно присоединился к своим сиротам, несмотря на то что его приглашали остаться в Палестине. Он продолжал мужественно отказываться всякий раз, когда ему предлагали укрытие на арийской стороне.

Летом 1942 года поступил указ о депортации «Дома сирот». Маленьких евреев отправляли в концентрационный лагерь Треблинка, что находился на территории Польши и вошел в историю войны как один из самых жестоких лагерей смерти. По количеству жертв (их число колеблется в диапазоне 750-810 тысяч) он уступает только Освенциму.

Важно

6 августа, эта дата условно значится как дата смерти Корчака, директору «Дома сирот» в последний раз предложили спастись. Немецкое командование хотело проявить публичную милость к известному литератору и педагогу, однако Корчак категорически отказался. «Предать детей и пустить их умирать одних, – сказал учитель, – Это значило бы как-то уступить злодейству».

Шествие маленьких смертников и их учителя к вагонам, что должны были доставить их в Треблинку, очевидцы назвали маршем смерти. Весь детский дом шел ровной колонной, никто не голосил и не пытался убежать, во главе колонны – Старый доктор, держащий за руки двоих воспитанников. Весь «Дом сирот» и их директор погиб в газовой камере концентрационного лагеря Треблинка.

Научно-литературная деятельность

В творческом наследии Януша Корчака выделяют три пласта: художественные произведения (книги о детях и для детей), научно-популярные работы по педагогике и дневниковые записи.

К литературе Корчак обращается с 18 лет, начиная понемногу публиковаться на страницах польских журналов. Его самыми знаменитые произведения, переведенные на русский язык, это:

  1. «Дети улицы».
  2. «Дитя гостиной».
  3. «Моськи, Иоськи и Срули».
  4. Дилогия «Король Матиуш Первый».
  5. «Когда я снова стану маленьким» и др.

Свой первый педагогический труд книгу «Как любить детей» Корчак написал в Украине во время работы в киевских приютах для беспризорников и опубликовал в 1919 году. На протяжении 10 лет (с 1929 по 1939 годы) педагог создал еще три научно-популярных работы: «Право ребенка на уважение», «Правило жизни» (с подзаголовком «Педагогика для детей и взрослых») и «Шутливая педагогика».

В своих работах Корчак поучает, но его голос не звучит как сухое назидание. Его научные наблюдения изложены простым доступным языком, книги очень автобиографичны и являются бесценными копилками богатого педагогического опыта их автора.

В основе педагогических принципов великого учителя прежде всего любовь к ребенку. Даже любовь к Богу он ставил ниже. Каждый ребенок, твердил Корчак, и есть Бог.

Огромную ценность для понимания педагогики Януша Корчака, а также непростой моральной атмосферы в охваченной войной и репрессиями Польше играет «Дневник» учителя. Он вел подробные записи, чтобы не упустить ни единой мысли. Трагическая гибель не дала возможности самостоятельно опубликовать «Дневник». Он увидел свет только в 1958 году, через 16 лет после смерти автора.

Память: поэт, педагог, человеколюб

Януш Корчак прожил достойную жизнь от начала до конца, не сбившись и не поддавшись соблазну, даже когда другой бы не устоял. Со временем его жизнь превратилась в миф, а сам Корчак – в легенду.

Особый интерес к его персоне обусловила литературная деятельность. Война знала много героев, но в тот день, 6 августа, фашисты повели на смерть не просто учителя, они погубили Поэта. Поэт – Бог, он свят и неприкосновенен.

Такое не забывается.

Сегодня в Треблинке на предположительном месте смерти Корчака стоит мемориальный камень с выбитой надписью «Януш Корчак и дети».

Совет

В разных городах Польши, в Азербайджане, Израиле, Белоруссии и других странах установлены монументы Януша Корчака. Поляки и белорусы ежегодно запускают в воздух бумажного змея в память о великом гуманисте.

Его именем называют школы и улицы, а в России проходит ежегодный педагогический конкурс, посвященный великому учителю.

О его жизни, творчестве и героизме написаны десятки биографических книг («Живая связь» Игоря Ниверли, «Король детей» Бетти Джейн Лифтон), художественных интерпретаций (поэма «Кадиш» Александра Галича, фильмы «Корчак» и «Януш Корчак» Анджея Вайды и Семена Винокура).

Память о человеколюбе

Поэты сочинили стихи, композиторы сложили песенные мотивы, а театральные постановщики перенесли произведения Корчака на сцены.

Миф о Януше Корчаке продолжает жить и шириться. Его подлинная история обросла множеством домыслов, поэтических деталей, афоризмов, якобы слышанных из уст Корчака.

Как бы там ни было, легенда не может родиться на пустом месте. Ей нужен стержень, им стал Корчак – поэт, педагог, человеколюб. За три месяца до смерти он сделал запись в дневнике: «Я никому не желаю зла.

Не умею. Не знаю, как это делается».

Источник: https://r-book.club/zarubezhnye-pisateli/yanush-korchak/biografiya-doktora.html

Януш Корчак, биография, история жизни, творчество

Януш Корчак стал известным педагогом из-за пережитых неприятностей в детстве. Болезнь отца, безденежье, отсутствие доброты в гимназии — всё это способствовало тому, что он до конца своих дней помогал еврейским сиротам почувствовать себя нужными и любимыми.

Семья и детство

Януш Корчак — ненастоящее имя известного педагога. От рождения он назывался Хенриком Гольдшмидтом, вторым его именем было Эрш или Хэрш — в честь дедушки.

Несмотря на то, что родители будущего педагога были евреями, в их доме не слишком придерживались иудаистских обрядов.

В то время множество польских евреев были весьма ассимилированными, поэтому дома к нему обращались, используя польское имя Хенрик.

Обратите внимание

Его отец был адвокатом, автором различных монографий. Кроме него в семье также воспитывали младшую дочь Анну.

Поскольку в то время часть Польши была под Российской Империей, то первые свои знания Хенрик получал в российской гимназии, где ни на капельку не изменились армейские уставы былых времён. Жёсткая дисциплина, физические наказания за проступки, унижения, и, конечно же, издевательство над евреями, который не любили в царской России.

Но кроме всего этого там преподавали множество интересных для Хенрика предметов, например, языки. Французский, латынь, греческий и немецкий, хотя сами преподаватели общались с гимназистами исключительно на русском.

Когда Хенрику было одиннадцать, у его отца начались проблемы со здоровьем. Врачи обнаружили у него психические нарушения, и его пришлось определить в клинику для душевнобольных.

Поскольку содержать отца в хорошей больнице стоило больших денег, уже через несколько лет с деньгами начались серьёзные проблемы.

Чтобы хоть как-нибудь улучшить положение, Хенрик идёт на свою первую работу — репетитором. Ему тогда было 15 лет.

Образование и призвание

Как это часто случается, обстоятельства сами указали Хенрику на его будущую профессию. Болезнь отца и подработки учителем стали его призванием.

Поэтому двадцатилетним он подаёт документы на медицинский факультет университета Варшавы, мечтая помочь отцу вылечиться, но тот вскоре умирает в больнице.

Параллельно Хенрик слушает курс подпольного университета, где улучшает свои качества как педагог.

Важно

Уже с ранних лет Хенрик интересовался литературной деятельностью. А после смерти отца его переживания выплеснулись в пьесе о сумасшедшем, который уничтожает собственную семью. Эту работу он даже отправил на литературный конкурс. Но, скромный от природы Хенрик просто не мог подписать пьесу своим именем, так появляется псевдоним Януш Корчак.

В 1899 он даже был в Швейцарии, чтобы послушать лекции известного местного педагога Иоганна Песталоцци. Больше всего его уже тогда интересуют больницы и детские школы.

Начиная с 1903 и следующие восемь лет он работал в больнице для еврейских детей на Сенной, а летом подрабатывал воспитателем в детских лагерях. В те же годы он вступает в Общество помощи сиротам, организованное опять же евреями в Варшаве.

В конце весны 1905 года Гольдшмидт стал дипломированным врачом, после чего участвовал в Русско-японской войне, поехав на фронт как военный врач.

После возвращение Генрик решает завязать с медицинской практикой, и свою жизнь посвятить именно воспитанию детей. Несколько лет он накапливает знания в сфере педагогики, слушая лекции во Франции, Англии и Германии.

Результатом становится его «Дом сирот», который открыл двери в 1911 году. Сиротинец на улице Крахмальной в Варшаве стал местом для самых несчастных детей того времени — еврейских.

Гонимые в стране, в которой процветали антисемитские взгляды, брошенные собственными родителями, Гольдшмидт стал для них и отцом, и другом.

Мягкий, но весьма требовательный Хенрик не только находил общий язык с детьми улиц, но и с богатыми евреями Варшавы, ведь именно они давали деньги на содержание беспризорников.

Корчак и Украина

Во время Первой мировой Корчак-Гольдшмидт был на территории современной Украины. Как военный врач он помогал в госпитале поблизости Тернополя.

Там, на улицах города, он подобрал мальчика Штефана, мать которого умерла, а отца забрали в армию.

Совет

Ребёнок не умел ни читать, ни писать, а сердобольный Корчак забрал его к себе в казарму, где научил не только письменности, но и в азам ремесла — при госпитале была мастерская. Обо всём этом известно из записей в дневнике Корчака.

В Тернополе педагог заболел, и его отправили в Киев на лечение. Там же он продолжил свою работу в приютах для сирот, количество которых после войны резко увеличилось. В Киеве же Корчак и написал своё самое знаменитое творение — книгу «Как любить ребёнка».

Сиротская демократия Корчака

В 1918 Корчак вернулся в Варшаву и вновь принялся руководить своим сиротинцем. Кроме того он становится и радиоведущим — под именем Старый Доктор ведёт программу, где рассказывает молодым мамам об азах воспитания и ухода за детьми. Также начинает читать лекции в педагогических университетах, пишет статьи в журналы о педагогике.

Во время польско-советской войны опять помогает как военный врач, на этот раз в госпитале города Лодзь.

Кроме «Дома сирот» Корчак также 15 лет до 1936 помогал в организации «Нашего дома» — ещё одного сиротинца на окраине Варшавы.

С 1926 до 1932 был соредактором еженедельника Mały Przegląd, статьи для которого писали его воспитанники. Это было приложение к варшавской еврейской газете Nasz Przegląd.

Своих детей Корчак старался воспитывать как хороших евреев, читал им талмуды и учил основам справедливости. Так, в стенах «Дома сирот» была не только редакция газеты, но и свой суд и присяжные.

За каждую шалость виновник получал наказание. Суд присяжных рассматривал дело и выносил приговор. Если он был слишком строгим, то Корчак имел право голоса.

Но на самом деле его самого несколько раз «осудили», когда он ошибочно выругал невиновного воспитанника.

В сиротинце его называли либо Старым Доктором, либо Королём детей.

Варшавское гетто и Треблинка

О Корчаке часто отзывались, как о добром, но своенравном человеке:  он очень плохо переносил несправедливость. Когда Варшаву в 1939 оккупировали нацисты, он не повиновался приказу носить звезду Давида на рукаве. Корчак ощущал себя польским офицером, который не должен повиноваться приказам противника.

Через год сиротинец перевели в стены Варшавского гетто. А самого Корчака на месяц посадили в тюрьму — за неповиновение по поводу нарукавной повязки. Освободили его оттуда по просьбе местного провокатора и агента гестапо. Тот попросту хотел получить «своего» человека в стенах гетто, но Корчак не согласился.

Читайте также:  Краткая биография аввакум

Даже в гетто Корчак делал всё возможное, чтобы его воспитанники хорошо питались. Он постоянно связывался с юденратом и выбивал из них деньги на еду для детей.

Обратите внимание

Самое ужасное, что он тогда видел на улицах гетто — это мёртвые дети, которых даже некому было похоронить, поэтому своих он лелеял пуще прежнего.

В последние дни пребывания в гетто Корчак настолько погрузился в депрессию из-за происходящего, что предложил юденрату дать разрешение на эвтаназию для его сирот. По его мнению, это было намного гуманнее, чем оставить детей погибать от голода.

В августе 1942 Дом сирот решили депортировать из города. Друзья Корчака до последнего уговаривали его бежать, но он не согласился. Так великого педагога вместе с его воспитанниками отправили в концлагерь Треблинку.

6 августа Корчак и его сироты погибли там в газовой камере.

Интересные факты

  • Последние месяцы жизни Корчак описывал в дневнике, который потом замуровал в стенах дома варшавского гетто. Его случайно нашли через несколько лет после завершения войны. Записи дневника стали основой для сценария фильма Анджея Вайды «Корчак».
  • У педагога было своё отношение к смерти: своих воспитанников он с малых лет приучал к тому, что смерть — это обычное явление. Неудивительно, что его Король Матиуш (герой детской книги) также умирает.
  • Во время Второй мировой Корчак стал глубже интересоваться сионизмом, даже решил уехать в Израиль, но остался в Варшаве только ради своих детей.
  • Основы педагогики Василия Сухомлинского основаны на подходе Януша Корчака.
  • Поскольку могилы у педагога нет, то на еврейском кладбище Варшавы поставили кенотаф в память о нём и его воспитанниках, а в Треблинке — камень с его именем.
  • Несмотря на почти полное разрушение Варшавы во время Второй мировой, «Дом сирот» на Крахмальной выстоял. Он работает до сих пор.

Титулы и награды

  • 1972 — Премия мира немецких книготорговцев

Источник: https://theperson.pro/yanush-korchak/

Януш Корчак

Януш Корчак (наст. Генрик Гольдшмит) — польский педагог, писатель, доктор и публичный деятель. Родился 22 июля 1878 в Варшаве в интеллигентной еврейской семье.

Школьные годы Корчака прошли в русской гимназии в Варшаве. Там царила жесткая дисциплина: поход в театр либо поездка домой на каникулы были вероятны только с письменного разрешения дирекции. Преподавание велось на русском языке. Уже в первом классе (детям 10-11 лет) преподавалась латынь, во 2-м — французский и германский языки, в 3-ем — греческий.

В 1889 году у отца Генрика обнаружились признаки душевного заболевания. Сейчас приходилось временами помещать отца в особые поликлиники. Его содержание в клиниках стоило недешево, и с течением времени семья оказалась в бедном положении. С 5-ого класса (15-16 лет) Генрик начал подрабатывать репетиторством.

В 1898 году Корчак поступил на мед. факультет Варшавского института, сразу обучаясь на подпольных высших курсах. Летом 1899 года он ездил в Швейцарию, чтоб ближе познакомиться с плодами педагогической деятельности Песталоцци. В собственной поездке Корчак в особенности интересовался школами и детскими поликлиниками.

В 1903-1911 работал в еврейской детской поликлинике и воспитателем в летних детских лагерях. Был членом еврейского благотворительного «Общества помощи сиротам».

23 марта 1905 года получил диплом доктора. В качестве военного доктора участвовал в Русско-японской войне.

В 1907 году Корчак на год едет в Берлин, где за свои средства слушает лекции и проходит практику в детских клиниках, знакомится с разными воспитательными учреждениями. Он также проходит стажировку во Франции, посещает детский приют в Великобритании.

Печататься Корчак начал в 18 лет, в 1898 году взял псевдоним.

Важно

Его повести для взрослых и детей “Дети улицы” (Dzieci ulicy, 1901), “Дитя гостиницы” (Dziecko salonu, 1904-1905), “Моськи, Еськи и Срули” (Moski, Joski i Srule, 1910), “Повелитель Мацюсь 1-ый” (Krol Macius Pierwszy, 1923) и другие, новеллы, беседы, статьи и ежедневник 1942 г. вводят читателя в непростой мир детской психологии, содержат наблюдения за жизнью Польши 1900-1942, отражают опыт педагога.

В 1911 году Корчак оставляет профессию доктора и основывает » Дом сирот для еврейских детей в доме №92 на улице Крахмальной, которым управлял (с перерывом с 1914-1918) до конца жизни. От филантропов, что поддерживали его учреждение, Корчак требовал полной независимости в административной и воспитательной деятельности.

В 1914-1918 гг. Корчак находился в Киеве, где работал как военный доктор и занимался обустройством детского дома для польских малышей, также написал книжку “Как любить малыша (Jak kochac dziecko).

Корчак возвращается в Варшаву в 1918 году, где управляет детским приютом, преподает, сотрудничает с журналами, выступает по радио, читает лекции в Свободном польском институте и на Высших еврейских педагогических курсах.

В 1919-1936 годах он участвует в работе интерната “Наш дом” — детского дома для польских детей, где также использовал новаторские педагогические методики.

В 1926-1932 Корчак редактировал еженедельник “Малый обзор” (Maly Przeglad), приложение для детей к газете “Наш обзор” (Nasz Przeglad), в каком интенсивно участвовали его воспитанники.

С приходом Гитлера к власти в Германии и ростом антисемитизма в Польше в Корчаке проснулось еврейское самосознание. Он стал польским представителем в Еврейском агентстве. В 1934 и 1936 годах посетил Палестину, где повстречал многих бывших собственных воспитанников.

В 1940 году вкупе с воспитанниками Дома сирот Корчак был перемещен в Варшавское гетто. Он отклонил все предложения не евреев — почитателей его таланта вывести его из гетто и упрятать на “арийской” стороне. В этот период Корчак был арестован, несколько месяцев провел в тюрьме. Освобожден по ходатайству провокатора А. Ганцвайха, который таким способом желал заработать авторитет среди евреев.

Совет

В гетто Корчак отдавал все силы заботе о детях, добывая для их еду и медикаменты. Воспитанники Корчака изучали иврит и азы иудаизма. За несколько недель до Песаха в 1942 году Корчак провел тайнную церемонию на еврейском кладбище: держа Пятикнижие в руках, взял с детей клятву быть хорошими евреями и добросовестными людьми.

Когда в августе 1942 пришел приказ о депортации Дома сирот, Корчак пошел вкупе со собственной помощницей и другом Стефанией Вильчыньской (1886-1942), и другими воспитателями и приблизительно 200-ми детьми на станцию, откуда их в товарных вагонах выслали в Треблинку. Он отказался от предложенной в последнюю минуту свободы и предпочел остаться с детьми, 6 августа, приняв с ними смерть в газовой камере.

Каждый год 23 марта в Польше и Белоруссии в воздух запускается воздушный змей в память про Януша Корчака и детях, убитых в гетто.

Источник: http://glavbuk.ru/yanush-korchak/

Януш Корчак – Жизнь и творчество

Врач, педагог, писатель, публицист и общественный деятель. Януш Корчак (настоящее имя Генрик Гольдшмидт) родился 22 июля 1878 либо 1879 года в Варшаве. Погиб 5 или 6 августа 1942 года в Треблинке.

Его прадед был стекольщиком, дед — врачом, а отец — Юзеф Гольдшмидт — известным варшавским юристом. Корчак, польский еврей, причислял себя к обоим народам.

В возрасте восьми лет Генрик начал учебу в школе им. Августина Шмурло в Варшаве. Затем учился в гимназии в варшавском районе Прага, где обучение проходило на русском языке. Школу он сильно не любил, учился посредственно, один раз даже остался на второй год.

Зато интересовался литературой, которой посвящал все свободное время. Юность Генрика проходила в тяжелых условиях:  его отец несколько лет страдал психическим заболеванием.

После смерти отца в 1896 году молодому Гольдшмиту пришлось давать частные уроки, чтобы помочь семье — матери и сестре Анне.

В 1896 году Корчак опубликовал в юмористическом еженедельнике «Шипы» (Kolce) юмореску «Гордиев узел» (Węzeł gordyjski), которая стала его литературным дебютом и началом его карьеры в публицистике.

В 1898 году он получил аттестат зрелости и поступил на медицинский факультет Императорского варшавского университета. Одновременно Корчак продолжал литературную деятельность: писал статьи и рецензии в еженедельнике «Шипы», сотрудничал с другими журналами.

Обратите внимание

Во время учебы в университете Корчак написал первый роман — «Дети улицы» (Dzieci ulicy), который был опубликован в 1901 году. В это же время он работал в детской библиотеке. В 1900-1915 гг. Корчак был активным участником Общества летних лагерей.

Учась на последнем курсе, он начал работать в летних лагерях: в 1904 и 1907 году он был нанят на работу воспитателем еврейских детей в доме отдыха «Михалувка», а позже работал воспитателем в летнем лагере для христианских юношей. Это дало Корчаку опыт и основу для последующей педагогической работы.

После работы в детских лагерях появились также две книги: «Моськи, Иоськи и Срули» (Mośki, Joski, Srule, издана в 1910 г.), и «Юзьки, Яськи и Франки» (Józki, Jaśki i Franki, издана в 1911 г.).

В марте 1905 года генрик гольдшмидт получил диплом врача и начал работу в детской еврейской больнице им. берсонов и бауманов в варшаве. в 1905-1906 гг., во время русско-японской войны, он был мобилизован как военный врач

Корчак год жил в Берлине (1907-1908) и полгода в Париже (1910), где слушал доклады по педагогике и педиатрии. Пользуясь возможностью, он осматривал детские больницы и образовательные заведения. В 1910 или в 1911 году провел месяц в Лондоне, навещая школы и приюты. Именно он принял решение не заводить семью и окончательно посвятить себя работе с детьми.

«Дом сирот» и деятельность межвоенного периода

В 1912 году Корчак навсегда прекратил работу в больнице и под опекой общества «Помощь для сирот» основал «Дом сирот» для еврейских детей.

Там он работал вместе со Стефанией Вильчинской, которая помогала ему внедрять новые авторские педагогические концепции и занималась развитием заведения.

«Дом сирот» стал для Корчака местом ежедневных глубоких наблюдений за психофизическим развитием ребенка. Там рождались новаторские идеи, такие как детский сейм, суд, газета и нотариат.

В 1914 году Корчак был призван в армию: сначала главным врачом военного госпиталя на Украине, затем стал врачом-педиатром в приюте для украинских детей под Киевом. В Киеве он познакомился с Марией (Мариной) Фальской, с которой потом сотрудничал.

Во время войны он также написал одну из своих самых важных книг «Ребенок в семье» (Dziecko w rodzinie) —  первую часть тетралогии «Как любить ребенка» (Jak kochać dziecko), которая была издана в 1919 году (весь цикл в 1920 г.).

После возвращения в Варшаву (1918) Корчак продолжил работать в «Доме сирот».

С ноября 1919 года Корчак был тесно связан с недавно открытым «Нашим Домом», которым руководила Мария Фальская. Он регулярно посещал «Наш Дом» как врач и педагог. В 1928 году «Наш Дом» переехал в варшавский район Беляны, но Корчак по прежнему поддерживал контакт с этой организацией.

В 1926 году Корчак начал издавать экспериментальный еженедельник для детей и молодежи «Малое обозрение» ( Mały Przegląd), как приложение к ежедневнику «Наше обозрение» (Nasz Przegląd).

Журнал почти полностью создавался «детьми и для детей». Корчак оставался его главным редактором до 1930 года,  а затем передал эту должность Игорю Неверли.

Последний номер «Малого обозрения» вышел в пятницу, 1 сентября 1939 года.

Важно

В 20-е годы Корчак начал сотрудничать с учреждениями подготовки учителей и воспитателей, в том числе с Государственной семинарией для учителей еврейского вероисповедования, а также с училищем общественно-просветительной работы. Особенно тесно Корчак был связан с Государственным институтом специальной педагогики.

Читайте также:  Краткая биография рубцов

В 1932 году Корчак съехал из «Дома сирот» и стал жить вместе с сестрой. В это время он взял на себя и другие обязанности: работал экспертом по вопросам детей в варшавском Окружном суде и секретарем-референтом в Кассе больных. С конца 1934 года работал на Польском Радио.

Под псевдонимом Старый Доктор он выступал в оригинальных по форме и содержанию передачах для детей.

Сотрудничал также со многими журналами, в том числе «Рабочий» (Robotnik), «Социальная опека» (Opieka Społeczna), а также с изданиями на иврите (Olami, Olami Hakatan, Hechaluc Hacair, Dos Kind).

Корчак дважды ездил в Палестину (в 1934 и 1936 году), где наблюдал за тем, как проходит педагогическая работа в кибуцах.

Вторая мировая война и смерть в Треблинке

В первые дни войны вместе с воспитателями и коллегами Корчак круглосуточно дежурил в «Доме сирот». В сентябре 1939 года он в последний раз выступил в Польском Радио, где призывал к спокойствию. С самого начала оккупации он непрерывно старался получить поддержку для своего заведения.

Летом 1940 года Корчаку удалось выехать с детьми в летний лагерь в пригороде Варшавы. Осенью 1940 года «Дом сирот», как еврейское заведение, приказом оккупационной администрации был перенесен на территорию гетто, в здание купеческой гимназии им.

Марии и Юзефа Росслеров, а Корчак на некоторое время был арестован за то, что не носил обязательную для евреев повязку со звездой Давида.

Совет

В октябре 1941 года «Дом сирот» в очередной раз вынужден был переехать, на этот раз в часть помещений, принадлежащих Обществу сотрудников торговли.

Корчак постоянно боролся за финансовые средства на содержание детей, но прежде всего старался, чтобы, несмотря на безнадежное положение, жизнь в «Доме сирот» проходила в довоенным ритме.

В начале 1942 года Корчак официально взял на себя обязанность заботиться еще об одном заведении для детей — Главном детском приюте, который находился в ужасающем положении, а с мая того же года начал писать «Дневник» (Pamiętnik), в котором подробно описывал трагическую картину гитлеровской оккупации.

Корчак сознательно отклонил все предложения вывезти его из гетто и спрятать на «арийской стороне», а в день депортации детей, утром 5 августа 1942 года, отказался покинуть детей и сотрудников «Дома сирот».

Последний поход Корчака и детей на Умшлагплац, откуда евреев размещали в поезда, вошел в легенду. Он подтвержден многими воспоминаниями и рассказами (не всегда связными и достоверными), но до сих пор остается неким мифом.

И все же суть этой легенды отображает неоспоримую правду о Корчаке как о безупречном моральном авторитете.

  • «Дети улицы» (Dzieci ulicy), 1901
  • «Глупости» (Koszałki opałki), Варшава 1905
  • «Дитя гостиной» (Dziecko salonu), Варшава 1906
  • «Школа жизни» (Szkoła życia) опубликовано в журнале «Общество», 1908
  • «Моськи, Иоськи и Срули» (Mośki, Joski i Srule), 1910
  • «Юзьки, Яськи и Франки» (Józki, Jaśki i Franki), 1911
  • «Слава» (Sława) (рассказы), 1912
  • «Бобо» (Bobo), «Исповедь мотылька» (Spowiedź motyla), «Роковая неделя» (Feralny tydzień), 1914
  • «Воспитательные моменты» (Momenty wychowawcze), 1919
  • «Как любить ребенка» (Jak kochać dziecko), т. 1, 1920
  • «Как любить ребенка» (Jak kochać dziecko), т. 2, 1921
  • «О школьной газете» (O gazetce szkolnej), 1921
  • «Наедине с Господом Богом» («Молитвы тех, кто не молится») Sam na sam z Bogiem (Modlitwy ludzi, którzy się nie modlą), 1922
  • «Когда я снова стану маленьким» (Kiedy znów będę mały), 1925
  • «Джеккооператор» (Bankructwo małego Dżeka), 1926
  • «Король Матиуш первый» (Król Maciuś Pierwszy), 1928
  • «Право ребенка на уважение» (Prawo dziecka do szacunku), 1929
  • «Правила жизни» (Prawidła życia), 1930
  • «Сенат безумцев» (Senat szaleńców), 1930
  • «Король Матиуш на необитаемом острове» (Król Maciuś na wyspie bezludnej), 1931
  • «Кайтусь-чародей» (Kajtuś Czarodziej), 1934
  • «Упрямый мальчик» (Uparty chłopiec), о Луи Пастере, 1938
  • «Люди хорошие» (Ludzie są dobrzy), 1938
  • «Три экспедиции Хершка» (Trzy wyprawy Herszka), 1938
  • «Размышления» (Refleksje), 1938
  • «Шутливая педагогика» (Pedagogika żartobliwa), 1939

Большинство произведений Корчака можно найти в интернете на сайте Polona.pl.

Источник: https://culture.pl/ru/artist/yanush-korchak

Цитаты и заповеди Януша Корчака или Основатель детского дома радости

Януш Корчак (настоящее имя – Генрик Гольдшмит) – известный польский педагог, врач, писатель, общественный деятель.

Он не был психологом по образованию, но если окунуться в то время, когда жил Януш Корчак (1878 – 1942), понять, как он жил, какие истины исповедовал и какие труды оставил после себя, приходит безоговорочное осознание того, сколько сделал этот выдающийся деятель для понимания психологии детей.

Его многочисленные труды об истинных ценностях жизни и становлении личности, среди которых «Право ребенка на уважение», «Как любить ребенка» говорят сами за себя…

Обратите внимание

Упоминание о Януше Корчаке, часто звучит в контексте воспитателя и Педагога с большой буквы, при этом многие упускают из вида то, что Януш Корчак начинал свою деятельность педиатром. Жизненный путь этой незаурядной личности позволяет понять, что выбранные им два направления – лечение детей и просветительская деятельность практически всю жизнь шли параллельно друг другу.

Януш Корчак

Поступив на медицинский факультет Варшавского университета, Януш начал изучать педагогическую деятельность и идеи Песталоцци.

Он совершал ознакомительные поездки по всей Европе с целью понять, в каких условиях живут дети в приютах в разных уголках мира.

Корчак интересовался образованием в школах и системой здравоохранения в детских больницах: слушал лекции, знакомился с различными воспитательными учреждениями и проходил практику в детских клиниках.

За время работы в детских больницах, он проникся любовью и уважением к детской душе, обратив внимание на то, «с каким достоинством, по-взрослому и мудро умеет умирать ребенок…».

Он сделал целью всей своей жизни обеспечить обездоленным и осиротевшим детям достойную жизнь.

Корчак одним из первых попытался встать на место детей, не просто обиженных судьбой, но и находящихся в униженной зависимости от взрослых.

На протяжении жизни он пытался лечить не только тела, но и души детей.

Он делает всё возможное, чтобы защитить их от одиночества, отчаяния и боли.

Мечты сбываются… Детский дом радости

Достаточно молодым, в возрасте 33 лет, Янушу Корчаку удалось осуществить свою мечту. Он открыл в Варшаве «Дом сирот», которым впоследствии руководил до конца жизни. Детский дом радости – так еще называли творение Корчака, не был приютом в традиционном понимании этого слова.

Необычное, а для многих детей, единственное пристанище было похоже на детскую республику, где Януш применял новаторские педагогические методики. Корчак акцентировал свое внимание на признании ценности личности ребенка, признания за ребенком права на индивидуальность.

Корчак был уверен, что становление ребенка как личности – это долгий процесс пробуждения и развития в ребенке потребности к самосознанию, самоконтролю и воли к самосовершенствованию.

Важно

Уникальному «Дому сирот» не было равных во всей Европе. Создавался он на средства неравнодушных людей и стал оазисом доброты и настоящим пристанищем не только для двухсот детишек, но и для самого Корчака.

В доме все жили по особым правилам, которые учили детей любить и уважать себя, быть трудолюбивыми и с оптимизмом смотреть на жизнь. В приюте работало детское самоуправление, существовал детский товарищеский суд и совет при суде.

Решения суда были обязательны для руководства приюта, причем, «подсудимыми» могли стать не только воспитанники приюта, но и его воспитатели.

Детский суд был судом, который не выносил никаких наказаний, потому что в детской республике действовал непреложный закон: «Если кто-то сделал что-нибудь плохое, лучше всего простить его. Если сделал плохое, потому что не знал, что это плохо, теперь уже будет знать. Если сделал плохое не нарочно, в будущем будет осторожнее».

* * *

Во время гитлеровского холокоста старый доктор не оставил детей на произвол судьбы. В 1940 году его арестовали, несколько месяцев он просидел в тюрьме, откуда Януша Корчака выкупили его бывшие воспитанники.

Вернувшись в «Дом Сирот», который на тот момент находился на территории Варшавского гетто, Корчак продолжал поддерживать дух воспитанников, несмотря на то, что положение детей с каждым днем ухудшалось.

Множество людей пытались уговорить Корчака покинуть гетто, зная, что власти разрешили ему уходить и возвращаться, но Корчак отказался бросить детей и спасти свою жизнь. Трижды ему предлагали спастись, трижды, он отказывался…

В августе 1942 года основателя детского дома радости и двести его воспитанников отправили в концлагерь в Треблинку, где через непродолжительное время Януш Корчак вместе со всеми детьми встретил смерть в газовой камере…

О том, как относился этот удивительный человек к детям, без лишних слов становится понятно, читая его красноречивые цитаты и заповеди, с которыми стоит ознакомиться каждому родителю:

«Детство – фундамент жизни. Без безмятежного, наполненного детства, последующая жизнь будет ущербной. Ребенок – это ученый в лаборатории, напрягающий свою волю и ум для решения труднейших задач».

«Упрямый ребенок – это результат неразумного поведения матери».

«Детей нет, есть люди: с иным масштабом понятий, иным запасом опыта, иными влечениями, иной игрой чувств».

«Детское «дай», даже просто протянутая рука должны столкнуться когда-нибудь с нашим «нет», а от этих первых «не дам, не разрешаю» зависит успех целого и огромного раздела воспитательной работы».

«Меня не касается, маленький кто-либо или большой и что говорят про него другие: красив, некрасив, умён, глуп; меня не касается даже, хорошо ли учится, хуже меня или лучше; девочка это или мальчик. Для меня человек хорош, если хорошо относится к людям, если не желает и не делает зла, если он добрый».

Десять заповедей воспитания детей: 

  1. Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты или таким, как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой.
  2. Не требуй от ребенка платы за все, что ты для него сделал. Ты дал ему жизнь, как он может отблагодарить тебя? Он даст жизнь другому, тот – третьему, и это необратимый закон благодарности.

  3. Не вымещай на ребенке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб. Ибо что посеешь, то и взойдет.
  4. Не относись к его проблемам свысока. Жизнь дана каждому по силам, и будь уверен – ему она тяжела не меньше, чем тебе, а может быть, и больше, поскольку у него нет опыта.
  5. Не унижай!
  6. Не забывай, что самые важные встречи человека – его встречи с детьми.

    Обращай больше внимания на них – мы никогда не можем знать, кого мы встречаем в ребенке.

  7. Не мучь себя, если не можешь сделать что-то для своего ребенка, просто помни: для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все возможное.
  8. Ребенок – это не тиран, который завладевает всей твоей жизнью, не только плод от плоти и крови.

    Это та драгоценная чаша, которую Жизнь дала тебе на хранение и развитие в нем творческого огня.

  9. Это раскрепощенная любовь матери и отца, у которых будет расти не «наш», «свой» ребенок, но душа, данная на хранение.
  10. Умей любить чужого ребенка. Никогда не делай чужому то, что не хотел бы, чтобы делали твоему.

  11. Люби своего ребенка любым – неталантливым, неудачливым, взрослым. Общаясь с ним – радуйся, потому что ребенок – это праздник, который пока с тобой.

Подготовила Вера Пустовидко

Помогите проекту – поделитесь статьей в соц.сетях! Спасибо! 🙂

Источник: https://psychologies.today/citaty-i-zapovedi-yanusha-korchaka-ili-osnovatel-detskogo-doma-radosti/

Ссылка на основную публикацию