Краткая биография кюхельбекер

Кюхельбекер В. К. Биография кратко. Кюхельбекер Вильгельм Карлович

Кюхельбекер Вильгельм Карлович

(1797 – 1846)

Кюхельбекер Вильгельм Карлович (1797 – 1846), поэт, прозаик. Родился 10 июля (21 н. с.) в Петербурге в дворянской семье обрусевших немцев. Детство провел в Эстонии, где семья поселилась после отставки отца.

В 1808 был отдан в частный пансион, а через три года поступил в Царскосельский лицей, где его друзьями стали Пушкин и Дельвиг. С ранних лет проявлял черты вольнолюбия, был членом кружка декабриста Бурцева, глубоко изучал общественные науки, составлял словарь политических терминов, серьезно занимался литературой. Считался одним из признанных лицейских поэтов.

Уже в 1815 печатается в журналах “Сын Отечества”, “Амфион”, принимает активное участие в “Вольном обществе любителей российской словесности”, на одном из заседаний которого в 1820 читает стихи, посвященные ссыльному Пушкину, что послужило поводом для доноса на Кюхельбекера. Чувствуя надвигающуюся опасность, по совету друзей отправляется за границу в качестве секретаря вельможи А.

Обратите внимание

Нарышкина. Побывал в Германии, где посетил Гёте, которому посвятил стихотворение “К Прометею”. В Париже читает лекции по русской литературе, имевшие большой успех. Вольнолюбивая направленность этих лекций вызывает недовольство царского посланника, добившегося немедленного возвращения поэта в Россию.

Друзья помогли ему поступить на службу к генералу Ермолову, и он в 1821 отправился на Кавказ, в Тифлисе встретился и подружился с А. Грибоедовым. Однако уже в мае 1822 подал прошение об увольнении и уехал к сестре в имение Закуп Смоленской губернии.

Здесь пишет несколько лирических стихотворений, заканчивает трагедию “Аргивяне”, сочиняет поэму “Кассандра”, начинает поэму о Грибоедове.

Обстоятельства материального порядка побудили его летом 1823 приехать в Москву. Поэт сблизился с В. Одоевским, вместе с которым издает альманах “Мнемозина”, где печатались Пушкин, Баратынский, Языков.

Кюхельбекер пишет стихи о восстании в Греции, на смерть Байрона, послания Ермолову, Грибоедову, стихотворение “Участь русских поэтов”. В 1825 поселился в Петербурге, вошел в круг декабристов, был принят в тайное общество.

14 декабря Кюхельбекер, один из немногих “штатских” среди военных, проявлял бурную деятельность: посещал восставшие части, мужественно вел себя на площади, стрелял в великого князя Михаила Павловича. Когда войска восставших были рассеянны, переодевшись в крестьянское платье, он пытался бежать за границу.

Арестованный в Варшаве, был приговорен к смертной казни, впоследствии замененной длительной каторгой.

После десяти лет одиночного заключения он был сослан в Сибирь.

Однако и в крепости, и в ссылке он продолжал заниматься творчеством, создав такие произведения, как поэма “Сирота”, трагедии “Прокофий Ляпунов” и “Ижорский”, повесть “Последняя Колонна”, сказку “Иван, купецкий сын”, воспоминания “Тень Рылеева”, “Памяти Грибоедова”. Некоторые из его произведений Пушкину удалось напечатать под псевдонимом. После смерти своего великого друга Кюхельбекер потерял и эту возможность.

Важно

В ссылке Кюхельбекер женился на дочери почтмейстера Артемова, неграмотной женщине, которую учил и воспитывал. Вместе с семьей перебирался из одного сибирского местечка в другое и, наконец, уже больной туберкулезом и слепой, поселился в Тобольске. Умер Кюхельбекер 11 августа (23 н. с.) 1846 в Тобольске.

Краткая биография из книги: Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь. Москва, 2000.

kjuheljbeker

Источник: http://www.slavkrug.org/kyuxelbeker-v-k-biografiya-kratko-kyuxelbeker-vilgelm-karlovich/

Биография и творчество Вильгельма Кюхельбекера

Кюхельбекер Вильгельм Карлович (1797—1846) — поэт, драматург, литературный критик. Родился в Петербурге в дворянской семье немецкого происхождения. Раннее детство его прошло в Эстонии. В 1811 году Кюхельбекер поступил в Царскосельский лицей. Его ближайшими лицейскими друзьями стали Дельвиг и Пушкин.

Вольнолюбивый характер Кюхельбекера проявился рано. Уже в лицее он стал членом «Священной артели». Позже многие члены «артели» вошли в тайное общество декабристов. В 1819 году его избрали в «Вольное общество любителей словесности». Первые печатные произведения Кюхельбекера появились еще в лицейские годы (1815).

В 1820—1821 годах Кюхельбекер находился за границей (Германия, Италия, Франция). В Париже читал публичные лекции о русской литературе, что вызвало недовольство царского правительства.

Ему было приказано возвращаться в Россию. С этого времени Кюхельбекер находился под надзором полиции. Некоторое время служил на Кавказе чиновником при генерале Ермилове.

В этот период он познакомился и подружился с А.С. Грибоедовым.

После возвращения в Петербург Кюхельбекер вступил в тайное Северное общество. В. Кюхельбекер принимал активное участие в восстании декабристов (14 декабря 1825 года). После поражения восстания предпринял попытку бежать за границу, но был схвачен в Варшаве, приговорен к смертной казни, которую заменили каторжными работами на 20 лет.

Впоследствии эту меру заменили на одиночное заключение, а затем ссылкой в Сибирь. Исследователи сложности жизни связывают не столько с бытом, сколько с утратой поэтом положительного идеала.

Сибирь и его новый быт не стали для Кюхельбекера источником вдохновения, как это было, например, с Баратынским в Финляндии или с Федором Глинкой в Карелии.

Да этого, по-видимому, и не могло быть: слишком неравны были их судьбы, слишком тяжел был переход для дворянина, поэта, романтика и мыслителя, «кому рукоплескал когда-то град надменный» Париж, к необходимости пахать землю, сушить мох для постройки дома, искать за несколько вёрст заблудившегося быка — и все это для того, чтобы прокормить себя и семью.

Совет

Но этот факт имеет и ряд других объяснений, не столь заземленных, коренящихся в эстетическом идеале поэтов гражданского романтизма.

«Дифирамбический восторг», эмоциональная напряженность, высокий гражданский пафос, являющиеся стилистической основой декабристской поэзии, опирались на глубокую веру декабристов в положительный идеал, героический, действенный, революционный.

Утрата этого положительного идеала, потеря веры в него лишали стиль «гражданского романтизма» политической, морально-психологической и эстетической опоры. Стать поэтом-реалистом, постичь социальные закономерности исторического процесса Кюхельбекер не смог.

Поэтому его лирическая поэзия искала прежние опорные темы: дружбы и дружеского круга, Бога и надежды на высшую справедливость.

В творчестве Кюхельбекера можно выделить два этапа. Ранние его произведения написаны в сентиментально-элегическом духе. На втором этапе в его творчестве ярко прослеживаются гражданские и вольнолюбивые настроения.

Основные темы — дружба как союз людей, которые посвятили себя служению свободе, братству и справедливости. Его лирический герой — борец, который готов принять смерть за свободу. Тема поэта и поэзии раскрывается Кюхельбекером с точки зрения демократической поэзии. Поэт — гражданин, борец за счастье народа. После трагических событий 1825 года в лирике Кюхельбекера зазвучали ноты отчаяния, скорби, примирения, расширился диапазон тем и жанров. Все отчетливее зазвучали романтические мотивы отчаяния и тоски.

Высшие поэтические достижения школы младших архаистов принадлежат Кюхельбекеру.

Историческая ирония заключена в том, что достижения эти относятся не к высоким жанрам — оде, трагедии, которые культивировал поэт в годы своей молодости, а к жанру, который он осуждал в своем альманахе «Мнемозина», к годам сибирской ссылки после разгрома движения декабристов, когда он слеп и задыхался от одиночества, — к жанру элегии.

В лучшие свои минуты, по которым только и узнается истинный поэт, Кюхельбекер создавал отточенные стихи-афоризмы: «Стадами смертных зависть правит», «Он был из первых в стае той орлиной». Прозвучало романтическое понимание жребия поэта.

Незадолго до смерти не героическая поэма, не ода, а элегия «Усталость» подвела итоги драматической и прекрасной творческой судьбы Кюхельбекера.

Обратите внимание

Всю жизнь он подвергался насмешкам за высокопарный стиль, перегруженный высокопарными церковнославянскими словами и словосочетаниями; а «Усталость» он написал так, что ее можно принять за произведение одного из поэтов конца XIX века.

Раньше его упрекали за то, что он отстает от времени, теперь он свое время опередил.

Источник: Обернихина Г.А., Обернихин В.А. Уроки поэзии: Поэтические шедевры русских поэтов XVIII-XIX вв.: Учеб. пособие. – М.: ИНФРА-М, 2012

Источник: http://classlit.ru/publ/literatura_19_veka/drugie_avtory/biografija_i_tvorchestvo_vilgelma_kjukhelbekera/69-1-0-1592

Биография (вариант 1)

Кюхельбекер Вильгельм Карлович

КЮХЕЛЬБЕКЕР Вильгельм Карлович родился [10 (21). VI. 1797, Петербург] — поэт.

Детство провел в Эстонии. Первоначаль­ное образование получил в частном пан­сионе города Верро.

В 1811 поступил в Царско­сельский лицей, и его друзьями стали Дельвиг и Пушкин. Большое влияние на него оказал патриотический подъем, вызванный войной 1812.

В 1815 появилось первое стихотворение Вильгельма Карловича — «Песнь Лапландца» появилось в сентябрь­ской книжке журнале «Амфион». С тех пор он регулярно печатался на страницах повременных изданий. Свободолюбивые настроения Кюхельбекера проявились очень рано. В лицее он стал членом «Священной арте­ли», большинство участников которой вошли затем в тайное общество декабристов «Союз спасения».

В 1819 он был избран в Вольное общество любителей россий­ской словесности и на одном из его засе­даний прочел революционное стихотворение «Поэ­ты», обращенное к Дельвигу, Баратын­скому и написанное в связи с ссылкой Пушкина.

После окончания лицея Вильгельм Карлович вмес­те с Пушкиным и Грибоедовым служил в архиве министерства иностранных дел. Кроме того, преподавал в пансионе при Педагогическом институте.

В 1820 Кюхельбекер уехал за границу, жил в Германии, Италии, Париже.

В Париже он с успехом читал лек­ции по русской литературе, встречался с Бенжаменом Констаном, в Германии — с Гёте, рассказывал им о достижениях новейшей русской литературы.

В Запад­ной Европе все напоминало Вильгельму Карловичу о револю­ционных событиях (французская рево­люция, греческое восстание, пьемонтская революция), о «вооруженной свободе, борьбе народов и царей».

Важно

В августе 1821 возвратился в Петербург. Друзья помог­ли оказавшемуся на подозрении у властей юноше поступить на службу при «прокон­суле Кавказа» генерале Ермолове.

В октябре 1821 Кюхельбекер приехал в Тифлис, но уже в мае 1822 оставил службу и вернулся в Рос­сию. В Москве он совместно с В. Ф. Одо­евским начал издавать альманах «Мнемозина» (1824—25), в котором решительно выступил за создание национальной лите­ратуры и против пассивного элегического романтизма.

В статье «О направлении нашей поэзии, особенно лирической, в по­следнее десятилетие» Кюхельбекер широко развернул свои эстетические принципы. Он ратовал за высокие жанры—большую героическую поэму, гражданскую оду и трагедию.

Поэт был неудовлетворен камерностью, узостью элегий и посланий, изысканно­стью и стертостью поэтического языка, за­сильем мелких лирических форм (дружеские послания, буриме, шарады, мадригалы).

В 1825 Вильгельм Карлович переехал в Петербург, где вступил в тайное Северное общество.

Во время декабрьского восстания он действовал активно, и смело: собирал в строй рас­сеянных выстрелами солдат, стрелял (не­удачно) в великого князя Михаила Павловича и генерала Воинова.

После подавления восстания Кюхельбекер переоделся в тулуп и бежал из Петербурга, но был схвачен в Варшаве, доставлен в столицу и посажен в Петро­павловскую крепость.

Смертная казнь, к которой он был приговорен, была заме­нена двадцатилетними каторжными рабо­тами, впоследствии и эта мера изменена: вместо каторги поэт более десяти лет про­сидел в одиночном заключении в разных крепостях, а в 1835 сослан в Сибирь.

Больной туберкулезом, потерявший зре­ние, он скончался в Тобольске.

Совет

До последних дней Кюхельбекер находил твор­ческие силы для занятий литературным трудом. Его не сломили ни болезни, ни тяжелое материальное положение, ни уг­нетенное моральное состояние.

Он писал стихи, поэмы, драматические произведе­ния, вел дневник, переводил шекспиров­ские трагедии.

Лишь ничтожная доля из написанного им в эти годы была анонимно напечатана при жизни, главным образом благо­даря стараниям Пушкина.

Творчество Вильгельма Карловича Кюхельбекера своеобразно и противоречиво: в нем соче­тались гражданские традиции русского классицизма с принципами декабрист­ского романтизма.

Поэтический путь Кюхельбекера начался со стихотворений, написанных в подражание Жуковскому. Ранние его произведения выдержаны в сентименталь­но-элегическом духе, в них сильны мотивы одиночества, унылого элегизма и мрач­ной безысходности.

Однако постепенно поэт освобождается от них и все больше проникается гражданскими и вольнолюбивыми настроениями. В его поэзии воспе­вается дружба как союз людей, посвятив­ших себя высоким идеям свободы, брат­ства и справедливости.

Читайте также:  Сочинения об авторе плавт

Лирический герой поэта — борец против тирании, готовый принять смерть, но смело ринуться в бой.

Излюбленная тема творчества Кюхельбекера— тема поэтического служения. Поэт предстает в его лирике певцом-пророком, певцом-гражданином, борцом за народное благо.

Обратите внимание

И хотя он чувствует неизбежность и не­отвратимость тяжелых испытаний и жертв, он не уклоняется от борьбы, а, напротив, смело идет ей навстречу. В этом акте ост­рее подчеркивается его гражданская доблесть.

Вместе с тем поэт предстает в сти­хах Кюхельбекера учителем людей, способным пред­видеть и предсказывать будущее.

Лирике Вильгельма Карловича были присущи известные слабости. Круг тем и идей его лирических произве­дений был ограничен и довольно одно­образен. За пределами лирики остались сложные и необъясненные внутренние противоречия русской жизни и сознания современного поэту-декабристу человека, которые понимались им и его друзьями-единомышленниками романтически-отвле­ченно.

Основной жанр лирики Кюхельбекера — граждан­ская ода, близкая по форме к одам клас­сицизма. В этом жанре поэт утверждал декабристский идеал борца за свободу. Таковы ода

«Грибоедову»,

«Ода на смерть Байрона».

Другим важным жанром в творчестве Кюхельбекера были трагедии. В них с осо­бенной остротой Выявилась противоречи­вость декабристского романтизма.

В начале 20-х гг. Кюхельбекера создал трагедию «Арги­вяне». В основу ее был положен античный сюжет, но содержание трагедии насквозь современно. Античный материал в соот­ветствии с политическими и эстетическими принципами декабристов служил лишь ширмой, прикрывавшей агитационно-пропагандистские цели.

Тираноборче­ская направленность трагедии очевидна: в «Аргивянах» обличались жестокость и деспотизм тирана, предсказывалась его неизбежная гибель. Современник легко ус­танавливал связь между вымышленным ан­тичным миром и российской действитель­ностью.

Вместе с тем сложные историче­ские и современные проблемы решались романтически-абстрактно: игнорировался принцип историзма, эпоха воспроизводи­лась в общем, типовом, а не конкретном художественном изображении.

Важно

Реальные детали античного мира не имели для ав­тора серьезного значения: вместо слова «тиран» Кюхельбекер употребил «царь», а вместо слова «форум» — древнерусское «вече». Намеренно отвлекаясь от конкретной ис­торической эпохи, поэт впадал в риторику и декларативность.

После 1825 творческие силы поэта не ослабевают. В его лирике начинают зву­чать ноты отчаяния, скорби, примирения, но не ими определяется основной ее пафос. Кюхельбекера В. К остался «нераскаявшимся декабристом».

Причины пессимистических настрое­ний — в поражении декабрьского восста­ния, в оторванности от друзей, от настоя­щей жизни, невозможность вновь бороться за дорогие поэту идеи.

Герой последекабрьской лирики Кюхельбекера — стойкий чело­век, не потерявший веру в справедли­вость своих идейных убеждений,

«На 1829 год» (опубликовано в 1939),

«Мое предназначение», (1834),

«19 октября 1836 года» (опубликовано в 1861),

«Сонет» (конец 1830, опубликовано в 1939).

В стихотворении «Участь русских поэтов» (1845) Кюхельбекер вновь возвращается к теме поэтиче­ского служения, воспевает героический подвиг во имя идеалов своей декабрист­ской юности.

Лирика Вильгельма Карловича становится раз­нообразнее по жанрам и темам. Стихотво­рения, в которых продолжаются декаб­ристские мотивы

(«Тень Рылеева», 1827, опубликовано в 1862;

«Герой и певец»,

«Три те­ни», 1840, опубликовано в 1862), отличаются не­обычной для Кюхельбекера энергией, точностью и сжатостью выражения. Поэт проявляет вкус к художественной детали, его стиль становится более ясным и простым.

Стро­гий гонитель элегии и послания, поэт пере­сматривает свои взгляды, обращаясь к ли­рической медитации, поэтическому раз­мышлению. Новые эстетические принци­пы коснулись и больших форм в творчестве поэта.

Конечно, во многом это были лишь первые попытки, робкие поиски, но они нашли выражение в

драме «Архилох» (1845—46, опубликовано в 1939),

Совет

мистерии «Ижорский» (1829—33, опубликовано в 1836; II и III—1841, опубликовано в 1939),

драматической сказке «Иван, купецкий сын» (1832—42, опубликовано в 1939),

трагедии «Прокофий Ляпу­нов» (1834, опубликовано в 1938),

в поэмах «Да­вид» (1829, опубликовано в 1939),

«Юрий и Ксе­ния» (1832—33, опубликовано полн. в 1939),

«Зоровавель» (1831, опубликовано в 1836),

«Сиро­та» (1833, опубликовано в 1939) и другие.

Их появле­нию способствовали переводы шекспиров­ских пьес. Особый интерес в этом смысле представляет мистерия «Ижорский» и тра­гедия «Прокофий Ляпунов».

В «Ижорском» Вильгельм Карлович изобразил «лишнего человека», и осудил его. Художественная манера ми­стерии, ясный и естественный, почти раз­говорный язык свидетельствовали о пе­ресмотре прежней поэтики.

В еще боль­шей мере такая попытка предпринята Кюхельбекером в трагедии «Прокофий Ляпунов», где впер­вые поэт обратился к изображению народа. Трагедия Прокофия Ляпунова, по мысли автора, заключалась в оторванности от народа.

Новые эстетические искания — следствие идейной эволюции Кюхельбекера— не во­плотились в его творчестве с достаточной полнотой и определенностью.

Поэт остал­ся декабристом и по мировоззрению, и по эстетическим взглядам, но он уловил дух времени, хотя был насильственно отторг­нут от русской жизни, от идейной и ли­тературной борьбы, от русской литера­туры, воспринявшей пушкинский реали­стический метод.

Умер – [11(23). VIII. 1846], Тобольск.

Источник: http://kyuhelbeker.lit-info.ru/kyuhelbeker/biografiya/biografiya-variant-1.htm

Кюхельбекер вильгельм карлович

Кюхельбекер вильгельм карлович – русский писатель, критик.

Сын сак­сон­ско­го дво­ря­ни­на. Дет­ст­во про­вёл в Эст­лян­дии – в от­цов­ском име­нии Ави­норм и (с 1808 года) в ча­ст­ном пан­сио­не в городе Вер­ро. В 1811 году по­сту­пил в Цар­ско­сель­ский ли­цей, где бли­жай­ши­ми его друзь­я­ми ста­ли А.С. Пуш­кин и А.А. Дель­виг.

С 1815 года по­ме­щал свои сти­хо­тво­ре­ния в жур­на­лах «Ам­фи­он» и «Сын оте­че­ст­ва». Окон­чив ли­цей с се­реб­ря­ной ме­далью (1817 год), по­сту­пил на служ­бу в Главный ар­хив Иностранной кол­ле­гии, пре­по­да­вал в Бла­го­род­ном пан­сио­не при Главном пе­да­гогическом институте в Санкт-Пе­тер­бур­ге.

Про­ник­шись ли­бе­раль­ным умо­на­строе­ни­ем, че­рез сво­его род­ст­вен­ни­ка Ф.Н. Глин­ку сбли­зил­ся с бу­ду­щи­ми де­каб­ри­ста­ми, в 1819 году стал чле­ном свя­зан­ной с ни­ми ма­сон­ской ло­жи «Из­бран­ный Ми­ха­ил» и Воль­но­го об­ще­ст­ва лю­би­те­лей рос­сий­ской сло­вес­но­сти.

Обратите внимание

На ссыл­ку Пуш­ки­на в 1820 году от­клик­нул­ся стихотворением «По­эты», вы­ра­зив­шим воль­но­лю­би­вые уст­рем­ле­ния дру­же­ско­го «сою­за по­этов» (в ко­то­рый, кро­ме Кюхельбекера, вхо­ди­ли Пуш­кин, Дель­виг, Е.А. Бо­ра­тын­ский).

В 1820-1821 годах пу­те­ше­ст­во­вал по Ев­ро­пе (Гер­ма­ния, Фран­ция, Ита­лия); в Па­ри­же в ап­ре­ле-мае 1821 года чи­тал лек­ции о русском язы­ке и ли­те­ра­ту­ре в ан­ти­мо­нар­хическом обществе «Ате­ней», по­сле че­го российским по­соль­ст­вом ему бы­ло ре­ко­мен­до­ва­но вер­нуть­ся на ро­ди­ну.

Осе­нью 1821 – вес­ной 1822 годов Кюхельбекер слу­жил на Кав­ка­зе чи­нов­ни­ком осо­бых по­ру­чений при А.П. Ер­мо­ло­ве, под­ру­жил­ся с А.С.

Гри­бое­до­вым, под влия­ни­ем ко­то­ро­го стал убе­ж­дён­ным «ар­хаи­стом», сто­рон­ни­ком вы­со­ко­го сла­вя­ни­зи­ро­ван­но­го сти­ля в по­эзии, со­от­вет­ст­вую­ще­го вы­со­кой гражданской или ре­лигиозной те­ма­ти­ке.

В сво­их про­грамм­ных сти­хо­тво­ре­ни­ях – «Про­ро­че­ст­во» (1822 год), «Смерть Бай­ро­на» (1824 год) и др. – Кюхельбекер пы­тал­ся об­но­вить жанр оды, вер­нуть ему бы­лую ак­ту­аль­ность, со­еди­няя биб­лей­скую об­раз­ность и ар­хаи­че­ский слог со зло­бо­днев­ной по­ли­тич.

про­бле­ма­ти­кой (вой­на гре­ков за не­за­ви­си­мость и др.). По­се­лив­шись в Мо­ск­ве, Кюхельбекер в 1823-1825 годах вме­сте с В.Ф. Одо­ев­ским из­да­вал альманах «Мне­мо­зи­на» (все­го вы­шло 4 час­ти).

Здесь опуб­ли­ко­ва­ны по­вес­ти Кюхельбекера «Адо» и «Зем­ля без­глав­цев», цикл пи­сем о ев­ропейских впе­чат­ле­ни­ях «Пу­те­ше­ст­вие» и др. Ста­тья «О на­прав­ле­нии на­шей по­эзии, осо­бен­но ли­ри­че­ской, в по­след­нее де­сяти­ле­тие» (1824 год), в ко­то­рой Кюхельбекер вы­сту­пил с кри­ти­кой «эле­ги­че­ской шко­лы» и апо­ло­ги­ей оди­че­ской по­эзии как ис­тин­но ро­ман­ти­че­ской, ста­ла зна­чительным со­бы­ти­ем в литературной жиз­ни.

Ра­ди­каль­ные по­ли­тические убе­ж­де­ния Кюхельбекера это­го вре­ме­ни, от­ра­зив­шие­ся, в ча­ст­но­сти, в ти­ра­но­бор­че­ской тра­ге­дии на ан­тич­ный сю­жет «Ар­ги­вя­не» (1-я редакция – 1822-1823 годы, опубликована в 1967 году; 2-я редакция – 1825 год, пол­но­стью опубликована в 1939 году), обу­сло­ви­ли его уча­стие в вос­ста­нии де­каб­ри­стов 14(26) декабря 1825 года (не­за­дол­го до это­го Кюхельбекер был при­нят К.Ф. Ры­лее­вым в чле­ны Северного общества). На Се­нат­ской площади Кюхельбекер пы­тал­ся стре­лять в великого князя Ми­хаи­ла Пав­ло­ви­ча и генерала А.Л. Вои­но­ва (оба раза пис­то­лет дал осеч­ку). По­сле вос­ста­ния бе­жал из Санкт-Пе­тер­бур­га, был пой­ман в Вар­ша­ве и дос­тав­лен в Пе­тро­пав­лов­скую кре­пость. Осу­ж­дён по 1-му раз­ря­ду (смерт­ная казнь за­ме­не­на на 15 лет оди­ноч­но­го за­клю­че­ния и по­жиз­нен­ную ссыл­ку в Си­бирь). С ию­ля 1826 года по декабрь 1835 года на­хо­дил­ся в кре­по­стях Кекс­гольм, Шлис­сель­бург, Ди­на­бург, Ре­вель, Свеа­борг. С января 1836 года на по­се­ле­нии в Си­би­ри (в городе Бар­гу­зин Ир­кут­ской губернии, с 1839 года – в ста­ни­це Ак­ша, с 1844 года – в городе Кур­ган, по­след­ние пол­го­да – в То­боль­ске).

Важно

Твор­че­ст­во Кюхельбекера в за­клю­че­нии и ссыл­ке от­ли­ча­лось не­обык­но­вен­ной ин­тен­сив­но­стью. С 1831 года поч­ти до кон­ца дней он вёл «Днев­ник» (опубликован с ку­пю­ра­ми в 1929 году, пол­но­стью в 1979 году) – сви­де­тель­ст­во на­пря­жён­ной ду­хов­ной жиз­ни уз­ни­ка, вклю­чаю­щее мо­лит­вен­ные воз­зва­ния к Бо­гу, су­ж­де­ния о ли­те­ра­ту­ре и язы­ке и др.

В позд­ней ли­ри­ке Кюхельбекер пре­об­ла­да­ют хри­сти­ан­ские мо­ти­вы са­мо­от­ре­че­ния, сми­ре­ния и по­кая­ния, па­ра­док­саль­но со­че­таю­щие­ся с ут­вер­жде­ни­ем ге­ро­ической мис­сии по­эта в ми­ре, соб­ст­вен­ной пра­во­ты и вер­но­сти преж­ним идеа­лам; вос­по­ми­на­ния об умер­ших друзь­ях со­сед­ст­ву­ют с жа­ло­ба­ми на бы­то­вые тя­го­ты, фи­зичкую не­мощь и др.

В по­эмах и дра­мах Кюхельбекер так­же пре­об­ла­да­ет ре­лигиозно-фи­лософская про­бле­ма­ти­ка, ино­гда ос­лож­нён­ная са­ти­рическими бы­то­пи­са­тель­ны­ми и ав­то­био­гра­фическими эле­мен­та­ми.

По­эма «Да­вид» (1826-1829 годы; опубликована не пол­но­стью в 1939 и 1967 годах) – ре­лигиозная эпо­пея в 10 кни­гах (пес­нях), по­этическое из­ло­же­ние ис­то­рии вет­хо­за­вет­но­го ца­ря и про­ро­ка.

На биб­лей­ский сю­жет на­пи­са­на по­эма «Зо­ро­ва­вель» (1831 год; опубликована в 1836 году), на ос­но­ве хри­сти­ан­ской ле­ген­ды – по­эма «Семь спя­щих от­ро­ков» (начало 1830-х годов), на сю­жет древнерусской «По­вес­ти о Твер­ском От­ро­че мо­на­сты­ре» – по­эма «Юрий и Ксе­ния» (1832-1835 годы, пол­но­стью опубликована в 1939 году).

Жиз­ни про­винциального ме­щан­ст­ва и не­бо­га­тых дво­рян по­свя­ще­на бы­то­пи­са­тель­ная, по­лу­шу­точ­ная по­эма «Си­ро­та» (1833-1834 годы, пол­но­стью опубликована в 1939 году). По­след­няя и важ­ней­шая по­эма Кюхельбекера – «Агас­вер» («Веч­ный жид») (1832-1846 годы, опубликована в 1878 году) по­ве­ст­ву­ет о клю­че­вых мо­мен­тах ис­то­рии хри­сти­ан­ст­ва и про­ни­за­на эс­ха­то­ло­гичесими мо­ти­ва­ми.

В тра­ге­дии «Про­ко­фий Ля­пу­нов» (1834 год, опубликована в 1938 году) о со­бы­ти­ях Смут­но­го вре­ме­ни и в дра­ма­тической сказ­ке «Иван, ку­пец­кий сын» (1832-1842 годы, опубликована в 1939 году) о нра­вах и суе­ве­ри­ях русского про­сто­на­ро­дья Кюхельбекер по­пы­тал­ся ос­мыс­лить про­бле­мы национальной ис­то­рии и ха­рак­те­ра.

В дра­ме о древнегреческом по­эте «Ар­хи­лох» (1845-1846 годы, не окон­че­на; опубликована в 1939 году) от­ра­зились судь­ба и пси­хический склад са­мо­го Кюхельбекера.

Совет

Круп­ней­шее дра­ма­тическое про­из­ве­де­ние Кюхельбекера – мис­те­рия «Ижор­ский» (части 1-2 опубликованы в 1835 году; часть 3 на­пи­са­на в 1841 году, опубликована в 1939 году), итог раз­мыш­ле­ний пи­са­те­ля о ро­ман­тическом ге­рое, мя­теж­ные по­ры­вы ко­то­ро­го сме­ня­ют­ся ох­ла­ж­де­ни­ем и ску­кой.

По­ле­ми­зи­руя с ев­ропейской и русской ли­те­ра­тур­ной тра­ди­ци­ей (от Дж. Бай­ро­на и А.С. Пуш­ки­на до «Ге­роя на­ше­го вре­ме­ни» М.Ю.

Лер­мон­то­ва), Кюхельбекер трак­ту­ет ду­шев­ную жизнь современного че­ло­ве­ка, его «реф­лек­сию» как борь­бу в нём Бо­же­ст­вен­но­го и дья­воль­ско­го на­чал, ис­ход ко­то­рой за­ви­сит не столь­ко от соз­на­тель­ных уси­лий са­мо­го че­ло­ве­ка, сколь­ко от его го­тов­но­сти бе­зо­го­во­роч­но при­нять спа­се­ние из рук Ис­ку­пи­те­ля-Хри­ста. Те же идеи по-ино­му от­ра­зи­лись в ро­ман­тической «фи­ло­соф­ской» по­вес­ти Кюхельбекера «По­след­ний Ко­лон­на» (1832-1845 годы, опубликована в 1937 году) – наи­бо­лее зна­чи­тель­ном его про­за­ическом со­чи­не­нии. Про­из­ве­де­ния Кюхельбекера, на­пи­сан­ные пос­ле 1825 года, при жиз­ни ав­то­ра поч­ти не из­да­ва­лись; бо́ль­шая их часть со­б­ра­на и из­да­на Ю.Н. Ты­ня­но­вым.

Сочинения:

Со­чи­не­ния: В 2 т. Л., 1939;

Избр. про­из­ве­де­ния: В 2 т. М.;

Пу­те­ше­ст­вие. Днев­ник. Ста­тьи. Л., 1979; Со­чи­не­ния. Л., 1989.

Литература

  • Ты­ня­нов Ю.Н. Ар­хаи­сты и но­ва­то­ры. Л., 1929
  • Ба­за­нов В.Г. По­эты-де­каб­ри­сты К. Ф. Ры­ле­ев, В. К. Кю­хель­бе­кер, А. И. Одо­ев­ский. М.; Л., 1950
  • Ты­ня­нов Ю.Н. Пуш­кин и его со­вре­мен­ни­ки. Л., 1969
  • Се­мен­ко И.М. По­эты пуш­кин­ской по­ры. М., 1970
  • Ты­ня­нов Ю.Н. Кюх­ля. Ро­ман и ста­тьи. М., 1975
  • Ар­хи­по­ва А.В. Ли­те­ра­тур­ное де­ло де­каб­ри­стов. Л., 1987
  • Гор­бу­но­ва Л.Г. Твор­че­ст­во В. К. Кю­хель­бе­ке­ра. Про­бле­мы фан­та­сти­ки и ми­фо­ло­гии. Са­ра­тов, 1991

Источник: https://w.histrf.ru/articles/article/show/kiukhielbiekier_vilghielm_karlovich

Кюхельбекер Вильгельм Карлович

Рейтинг:   / 0

Подробности Просмотров: 560

Кюхельбекер Вильгельм Карлович (1797 – 1846), поэт, прозаик. Родился 10 июля (21 н.с.) в Петербурге в дворянской семье обрусевших немцев. Детство провел в Эстонии, где семья поселилась после отставки отца.

     В 1808 был отдан в частный пансион, а через три года поступил в Царскосельский лицей, где его друзьями стали Пушкин и Дельвиг. С ранних лет проявлял черты вольнолюбия, был членом кружка декабриста Бурцева, глубоко изучал общественные науки, составлял словарь политических терминов, серьезно занимался литературой. Считался одним из признанных лицейских поэтов.

Читайте также:  Краткая биография сад

Уже в 1815 печатается в журналах “Сын Отечества”, “Амфион”, принимает активное участие в “Вольном обществе любителей российской словесности”, на одном из заседаний которого в 1820 читает стихи, посвященные ссыльному Пушкину, что послужило поводом для доноса на Кюхельбекера.

Чувствуя надвигающуюся опасность, по совету друзей отправляется за границу в качестве секретаря вельможи А.Нарышкина. Побывал в Германии, где посетил Гёте, которому посвятил стихотворение “К Прометею”. В Париже читает лекции по русской литературе, имевшие большой успех.

Вольнолюбивая направленность этих лекций вызывает недовольство царского посланника, добившегося немедленного возвращения поэта в Россию.

     Друзья помогли ему поступить на службу к генералу Ермолову, и он в 1821 отправился на Кавказ, в Тифлисе встретился и подружился с А.Грибоедовым.

Однако уже в мае 1822 подал прошение об увольнении и уехал к сестре в имение Закуп Смоленской губернии. Здесь пишет несколько лирических стихотворений, заканчивает трагедию “Аргивяне”, сочиняет поэму “Кассандра”, начинает поэму о Грибоедове.

Обратите внимание

     Обстоятельства материального порядка побудили его летом 1823 приехать в Москву. Поэт сблизился с В.

Одоевским, вместе с которым издает альманах “Мнемозина”, где печатались Пушкин, Баратынский, Языков. Кюхельбекер пишет стихи о восстании в Греции, на смерть Байрона, послания Ермолову, Грибоедову, стихотворение “Участь русских поэтов”. В 1825 поселился в Петербурге, вошел в круг декабристов, был принят в тайное общество.

14 декабря Кюхельбекер, один из немногих “штатских” среди военных, проявлял бурную деятельность: посещал восставшие части, мужественно вел себя на площади, стрелял в великого князя Михаила Павловича. Когда войска восставших были рассеянны, переодевшись в крестьянское платье, он пытался бежать за границу.

Арестованный в Варшаве, был приговорен к смертной казни, впоследствии замененной длительной каторгой.

     После десяти лет одиночного заключения он был сослан в Сибирь.

Однако и в крепости, и в ссылке он продолжал заниматься творчеством, создав такие произведения, как поэма “Сирота”, трагедии “Прокофий Ляпунов” и “Ижорский”, повесть “Последняя Колонна”, сказку “Иван, купецкий сын”, воспоминания “Тень Рылеева”, “Памяти Грибоедова”. Некоторые из его произведений Пушкину удалось напечатать под псевдонимом.

После смерти своего великого друга Кюхельбекер потерял и эту возможность.

     В ссылке Кюхельбекер женился на дочери почтмейстера Артемова, неграмотной женщине, которую учил и воспитывал. Вместе с семьей перебирался из одного сибирского местечка в другое и, наконец, уже больной туберкулезом и слепой, поселился в Тобольске. Умер Кюхельбекер 11 августа (23 н.с.) 1846 в Тобольске.

     Использованы материалы кн.: Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь. Москва, 2000.

     Декабристы (биографический справочник)

     Нечкина М.В. Декабристы.

     Движение декабристов(Список литературы)

     Румянцев В.Б. И вышли на площадь…  (Взгляд из XXI века)

     Участники наполеоновских войн (биографический справочник)

     “Русская Правда” П. И. Пестеля

Источник: http://palkins.ru/features/pisateli/biografii/730-kyukhelbeker-vilgelm-karlovich

Краткая биография Кюхельбекер

Содержимое сочинения:

Поэт и революционер — декабрист Вильгельм Кюхельбекер. Родился в Петербурге в семье саксонского дворянина Карла Генриховича Кюхельбекера, в 1770гг перебравшегося в Россию. Человек образованный и деловой он довольно успешно поднимался по служебной лестнице при Павле 1. Но дворцовый переворот оборвал карьеру иммигранта.

Поступить в лицей Кюхельбекеру помог М. Б. Барклай-де-Толли. Кюхельбекеру в лицее на первых порах пришлось нелегко. Неуклюжий; вечно занятый своими мыслями, а по тому — рассеянный; готовый взорваться при любой обиде ему нанесенной; вдобавок глуховатый, Кюхля был предметом насмешек товарищей; подчас вовсе не беззлобных.

Пушкин тоже иногда посмеивался над Виленькой, но вскоре разглядел и оценил те свойства Кюхельбекера которые заслуживали не иронии, а самого высокого уважения. Вильгельм был прямодушен и искренен в принципах добра и справедливости. Он лучше других лицеистов знал литературу, историю, философию и щедро делился своими знаниями.

Важно

Кюхля писал стихи (в начале неумелые и косноязычные), но преклонялся перед стихами звучными и тонкими по мысли. Он всегда восхищался стихами Пушкина и с любовью относился к его поэтическому дару. Но при этом возникал с критикой если ему что-то не нравилось.

Из лицея Кюхельбекер (он окончил с серебряной медалью) как и Пушкин, был выпущен в главный архив иностранной коллегии. Но «шаркуном» — чиновником он не мог стать по своей природе; вот и получилось, что бедствия подстерегли его чуть ли не у лицейского порога.

По началу про него говорили, что он живет как сыр в масле… Однако уже весной 1820 г мирные дни Кюхли были нарушены. Узнав, что Пушкину грозит царская расправа, Кюхельбекер ринулся на защиту друга.

Он прочитал в Вольном обществе стихотворение, «поэта»: «И ты — наш новый Корифей Певец любви, певец Руслана! Что для тебя шипенье змей, Что крик Ифимии и Врана? и вырвись из тумана, Из тьмы завистливых времен» И сразу министр внутренних дел получил донос на Кюхельбекера. Тучи сгущались над головами двух поэтов. К счастью помог третий: Дельвиг предложил место Кюхельбекеру при богатом вельможе.

В 1820 г. читал в Париже публичные лекции о русской литературе, которые должен был прекратить по требованию русского посольства. В 1821 — 1822 годах служил при Ермолове на Кавказе, где сошелся с Грибоедовым. 1823 — 1824 годы провел в Москве, давая уроки и занимаясь литературой, издал вместе с князем В. Ф. Одоевским сборник «Мнемозина», (1824).

Радикальное настроение сблизило Кюхельбекера с некоторыми участниками Северного Общества, но членом его Кюхельбекер не был и в дело 14 декабря замешался случайно, «охмелел в чужом пиру», как выразился Пушкин.

На Сенатской площади он покушался на жизнь великого князя Михаила Павловича, бежал из Петербурга, был схвачен в Варшаве, судим и приговорен к смертной казни, замененной 15-летним содержанием в крепости и после того ссылкой на поселение. Проведя девять лет в крепостях Европейской России, Кюхельбекер в 1835 г. был отправлен на жительство в Баргузин.

Умер в Тобольске. Неуравновешенный, чувствительный, вечно восторженный, Кюхельбекер был образцом романтика в жизни и в литературе. Пушкин отозвался о нем: «человек дельный с пером в руках, хоть и сумасброд». Как издатель «Мнемозины», Кюхельбекер был одним из распространителей шеллингизма в России.

От искусства он требовал самобытности: «для славы России нужна поэзия истинно русская; вера праотцев, нравы отечественности, летописи, песни и сказания народные — лучшие, чистейшие, вернейшие источники для нашей словесности». Основные черты его творчества — идеализм и пиетизм с мистическим оттенком.

В крупных произведениях Кюхельбекер мало самостоятелен как по мысли, так и по исполнению; лучшая часть его наследия — лирика, где редки гражданские мотивы и преобладают религиозные и космические. Стиль Кюхельбекера вообще риторичен, местами до вычурности; язык бледен и богат славянизмами и архаизмами; поэтические формы однообразны.

Написанное им еще не собрано; сам он издал отдельно поэму «Смерть Байрона», тяжеловесную шутку «Шекспировы духи», мистерию «Ижорский». Несколько десятков его пьес помещены в «Собрании стихотворений декабристов». «Избранные стихотворения В. К. Кюхельбекера» изданы в Шо-де-фон (1880). В «Русской Старине» были напечатаны его дневник и поэма «Вечный Жид».

Вариант 2

Вильгельм Кюхельбекер был выходцем из семьи саксонского дворянина Карла Генриховича. Революционер, декабрист, успешно двигающийся по карьерной лестнице во времена Павла I. Но, к сожалению, карьеру эмигранта оборвал дворцовый переворот.

Кюхельбекер поступил с помощью М. Б. Барклая-де-Толли в лицей, где стал объектом для насмешек своих товарищей. Поскольку отличался вспыльчивостью, рассеянностью, еще и глуховатостью. Пушкин сам иногда над ним посмеивался, пока не разглядел талант.

Кюхля много времени уделял написанию стихов, и восхищался стихами Пушкина. Но если ему что-то не нравилось — он не молчал.

Совет

Лицей Вильгельм окончил с серебряной медалью и был выпущен в главный архив иностранной коллегии. Но стать чиновником не смог. В 1820 при известии, что Пушкину грозит царская расправа, кинулся спасать друга.

Донос на него не заставил себя ждать. Но разрешить ситуацию помог Дельвиг, который предложил Вильгельму место при богатом вельможе.

Затем 1820 год прошел за лекциями о русской литературе в Париже. 1821-1822 — служба на Кавказе. 1823- прожил в Москве, где преподавал уроки литературы, и выпустил сборник «Мнемозида».

После покушения на князя Михаила Павловича пытался сбежать с Петербурга, в следствии чего был приговорен к смертной казни. В крепостях провел 9 лет. Умер в 1935 в Тобольске.

Кюхельбекер считается распространителем шеллинизма в России. К отличительным чертам творчества следует отнести пиетизм с напылением мистики и идеализм. Его наследство — лирика, где преобладают религиозные и космические направления. Стиль его писания риторичен, речь насыщенна архаизмами и славянизмами.

Прислал: Щербакова Анастасия . 2017-10-19 23:01:05

Источник: http://russkaya-literatyra.iusite.ru/462_kratkaya_biografiya_kyuhelbeker.htm

Биография Вильгельма Кюхельбекера

Вильгельм Кюхельбекер
Wilhelm Küchelbecker
1820-е гг.
Псевдонимы: Кюхля
Дата рождения: 10 (21) июня 1797
Место рождения: Санкт-Петербург, Санкт-Петербургская губерния, Российская империя
Дата смерти: 11 (23) августа 1846
Место смерти: Тобольск, Тобольский округ, Тобольская губерния, Российская империя

Род деятельности: поэт, педагог, декабрист

Вильге́льм Ка́рлович Кюхельбе́кер (10 (21) июня 1797, Санкт-Петербург, Российская империя — 11 (23) августа 1846, Тобольск, Российская империя) — русский поэт, писатель и общественный деятель, друг и одноклассник Пушкина по Царскосельскому лицею, коллежский асессор, декабрист.

Семья
Вильгельм Кюхельбекер родился 10 (21) июня в Петербурге, в семье обрусевших немцев-дворян.
Отец — статский советник Карл Кюхельбекер (28 декабря 1748 — 6 марта 1809), саксонский дворянин, агроном, первый директор Павловска (1781—1789).

Мать — Юстина Яковлевна Ломен (Lohmen) (20 марта 1757 — 26 марта 1841).
Младший брат — Михаил Карлович Кюхельбекер.
Старшая сестра — Устинья Карловна Глинка (1786—1871).

Сестра — Ульяна (Юлия) Карловна Кюхельбекер (1.02.1795 – 9. 07.

Обратите внимание

1869), из-за брата она была уволена из Екатерининского института, где состояла классной дамой.

Образование
Его детство прошло в Лифляндии, на берегу реки Авенорм. В 1808 году поступил в частный пансион в городе Верро (Эстляндия), который закончил с серебряной медалью.

В 1811 году по рекомендации своего родственника военного министра Барклая-де-Толли был принят в Императорский Царскосельский лицей (лицейские прозвища — «Кюхля», «Гезель», «Бекеркюхель») воспитанником первого курса. Товарищ А.С. Пушкина по Лицею.

Рано проявил интерес к поэзии и начал печататься в 1815 году в журналах «Амфион» и «Сын Отечества». Окончил лицей в 1817 году с чином IX класса. На выпускном акте 9 июня 1817 года удостоен серебряной медали за успехи и учёность.

Служба
По окончании Лицея в 1817 году зачислен вместе с А. С. Пушкиным в Коллегию иностранных дел. С 1817 по 1820 год преподавал русский и латинский языки в Благородном пансионе при Главном Педагогическом институте, где среди его учеников были Михаил Глинка и младший брат А. С. Пушкина, Лев. 9 августа 1820 года вышел в отставку.

8 сентября выехал за границу в должности секретаря обер-камергера А. Л. Нарышкина. Побывал в Германии и Южной Франции. В марте 1821 года приехал в Париж, где читал публичные лекции о славянском языке и русской литературе в антимонархическом обществе «Атеней». Лекции были прекращены из-за их «вольнолюбия» по требованию русского посольства.

Читайте также:  Краткая биография довлатов

Кюхельбекер вернулся в Россию.

С конца 1821 года до мая 1822 года служил чиновником особых поручений с чином коллежского асессора при генерале Ермолове на Кавказе, где познакомился с Грибоедовым.

Схожесть характеров и судеб вскоре сблизило литераторов — добрую память о дружбе с Грибоедовым, быстро перешедшей в преклонение, Кюхельбекер пронёс через всю свою жизнь.
После дуэли с Н. Н.

Важно

Похвисневым (дальним родственником Ермолова) был вынужден покинуть службу и вернуться в Россию.

В отставке
После отставки год прожил в имении своей сестры в Смоленской губернии. 30 июля 1823 года переехал в Москву. Преподавал в женском пансионе Кистера, давал частные уроки.

В апреле 1825 года переехал в Санкт-Петербург. Жил у своего брата Михаила Карловича, а с октября 1825 года у князя А. И. Одоевского.

Декабрист
С 1817 года член тайной преддекабристской организации «Священная артель». За две недели до восстания 14 декабря 1825 г. был введён Рылеевым в Северное общество.

Был на Сенатской площади с восставшими, покушался на брата императора (великого князя Михаила Павловича), пытался два раза стрелять в генералов, но оба раза пистолет дал осечку.

После поражения восставших предпринял побег за границу, но был опознан и арестован 19 января 1826 года при въезде в предместье Варшавы унтер-офицером Григорьевым. С ним был арестован его крепостной слуга Семен Балашов, который был закован в железа, снятые с него 30 апреля 1826 года.

25 января доставлен в Санкт-Петербург в кандалах. Помещён в Петропавловскую крепость 26 января 1826 года, в №12 Алексеевского равелина.
Мемориальная таблица в память Вильгельма Кюхельбекера в бывшей Динабургской крепости

Тюремное заключение

Осужден по I разряду 10 июля 1826 года. Приговорён к каторжным работам сроком на 20 лет. 27 июля 1826 года переведён в Кексгольмскую крепость. Приметы: рост 2 аршина 9 4/8 вершков, «лицом бел, чист, волосом черн, глаза карие, нос продолговат с горбиною»

22 августа 1826 года срок каторги был сокращён до 15 лет. 30 апреля 1827 года переведён в Шлиссельбургскую крепость.

Совет

12 октября 1827 года по указу императора вместо Сибири отправлен в арестантские роты при Динабургской крепости (ныне в Даугавпилсе, Латвия). 15 апреля 1831 года Кюхельбекер был отправлен в Ревель через Ригу.

Из Ревеля 7 октября 1831 года отправлен в Свеаборг, куда прибыл 14 октября 1831 года.

Ссылка
По указу от 14 декабря 1835 года определён на поселение в заштатный город Баргузин Иркутской губернии (ныне село Баргузин Баргузинского района Бурятии).

В Баргузине
Прибыл в Баргузин 20 января 1836 года. В Баргузине уже жил его младший брат — Кюхельбекер, Михаил Карлович. Братья Кюхельбекеры завели большое хозяйство, выращивали новые для Сибири сельскохозяйственные культуры. Михаил Карлович открыл в своём доме для местных жителей бесплатную школу. По предположениям В. Б. Бахаева, Вильгельм Карлович преподавал в этой школе[5].

Продолжал заниматься литературной деятельностью: писал стихотворения, поэмы, элегии, критические статьи, переводил с европейских и древних языков, завершил «Дневник», этнографический очерк «Жители Забайкалья и Закаменья», поэму «Юрий и Ксения», историческую драму «Падение дома Шуйского», роман «Последний Колонна» и другие. В письме Пушкину сообщил интересные наблюдения о тунгусах.

15 января 1837 года женился на дочери баргузинского почтмейстера Дросиде Ивановне Артеновой (1817—1886).

Источник: http://sta-sta.ru/?p=25538

Кюхельбекер Вильгельм Карлович – краткая биография

Категория: Краткие биографии Actionteaser.ru – тизерная реклама

Кюхельбекер Вильгельм Карлович (1797 – 1846), поэт, прозаик. Родился 10 июля (21 н.с.) в Петербурге в дворянской семье обрусевших немцев. Детство провел в Эстонии, где семья поселилась после отставки отца.

В 1808 был отдан в частный пансион, а через три года поступил в Царскосельский лицей, где его друзьями стали Пушкин и Дельвиг. С ранних лет проявлял черты вольнолюбия, был членом кружка декабриста Бурцева, глубоко изучал общественные науки, составлял словарь политических терминов, серьезно занимался литературой. Считался одним из признанных лицейских поэтов.

Уже в 1815 печатается в журналах “Сын Отечества”, “Амфион”, принимает активное участие в “Вольном обществе любителей российской словесности”, на одном из заседаний которого в 1820 читает стихи, посвященные ссыльному Пушкину, что послужило поводом для доноса на Кюхельбекера. Чувствуя надвигающуюся опасность, по совету друзей отправляется за границу в качестве секретаря вельможи А.Нарышкина.

Обратите внимание

Побывал в Германии, где посетил Гёте, которому посвятил стихотворение “К Прометею”. В Париже читает лекции по русской литературе, имевшие большой успех. Вольнолюбивая направленность этих лекций вызывает недовольство царского посланника, добившегося немедленного возвращения поэта в Россию.

Друзья помогли ему поступить на службу к генералу Ермолову, и он в 1821 отправился на Кавказ, в Тифлисе встретился и подружился с А.Грибоедовым. Однако уже в мае 1822 подал прошение об увольнении и уехал к сестре в имение Закуп Смоленской губернии. Здесь пишет несколько лирических стихотворений, заканчивает трагедию “Аргивяне”, сочиняет поэму “Кассандра”, начинает поэму о Грибоедове.

Обстоятельства материального порядка побудили его летом 1823 приехать в Москву. Поэт сблизился с В.Одоевским, вместе с которым издает альманах “Мнемозина”, где печатались Пушкин, Баратынский, Языков. Кюхельбекер пишет стихи о восстании в Греции, на смерть Байрона, послания Ермолову, Грибоедову, стихотворение “Участь русских поэтов”.

В 1825 поселился в Петербурге, вошел в круг декабристов, был принят в тайное общество. 14 декабря Кюхельбекер, один из немногих “штатских” среди военных, проявлял бурную деятельность: посещал восставшие части, мужественно вел себя на площади, стрелял в великого князя Михаила Павловича. Когда войска восставших были рассеянны, переодевшись в крестьянское платье, он пытался бежать за границу.

Арестованный в Варшаве, был приговорен к смертной казни, впоследствии замененной длительной каторгой. После десяти лет одиночного заключения он был сослан в Сибирь.

Однако и в крепости, и в ссылке он продолжал заниматься творчеством, создав такие произведения, как поэма “Сирота”, трагедии “Прокофий Ляпунов” и “Ижорский”, повесть “Последняя Колонна”, сказку “Иван, купецкий сын”, воспоминания “Тень Рылеева”, “Памяти Грибоедова”. Некоторые из его произведений Пушкину удалось напечатать под псевдонимом.

После смерти своего великого друга Кюхельбекер потерял и эту возможность. В ссылке Кюхельбекер женился на дочери почтмейстера Артемова, неграмотной женщине, которую учил и воспитывал. Вместе с семьей перебирался из одного сибирского местечка в другое и, наконец, уже больной туберкулезом и слепой, поселился в Тобольске. Умер Кюхельбекер 11 августа (23 н.с.) 1846 в Тобольске.

Краткая биография из книги: Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь. Москва, 2000.



Сумароков Александр Петрович (1717 – 1777), поэт, драматург. Родился 14 ноября (25 н.с.) в Москве в старинной дворянской семье. До пятнадцати лет обучался и воспитывался дома. В 1732 – 40 учился в Сухопутном шляхетском корпусе, где начал писать стихи, подражая Тредиаковскому. Служил адъютантом у графа Г.Головкина и графа А.Разумовского и продолжал писать, в это время испытывая сильное влияние од Ломоносова. Через некоторое время находит собственный жанр – любовные песни, которые получили признан

Печально я гляжу на наше поколенье!      Его грядущее — иль пусто, иль темно,     Меж тем, под бременем познанья и сомненья,     В бездействии состарится оно.     М. Ю. Лермонтов     Роман М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени” создан в эпоху правительственной реакции, которая вызвала к жизни целую галерею “лишних” людей.

Важно

Печорин — это “Онегин своего времени” (Белинский). Лермонтовский герой — человек трагической судьбы. Он заключает в своей душе “силы необъятные”, но на совести его много зла.

Тысячи людей прошли сквозь горнило войны, испытали ужасные мучения, но они выстояли и победили.

Победили в самой тяжелой из всех войн, перенесенных до сих пор человечеством. И живы еще те люди, которые в тяжелейших боях защищали Родину. Война в их памяти всплывает самым страшным горестным воспоминанием. Но она же напоминает им о стойкости, мужестве, дружбе и верности. Многие писатели прошли эту страшную войну.

Многие из них погибли, получили тяжелые увечья, многие уцелели в огне испытаний. Вот п

1. В трактире.2. Карта острова с сокровищами.3. Покупка судна и формирования команды.4. На пути к острову.5. Разговор Сильвера с матросами.6. Недоразумение на судне.7. На острове.8. Схватки.9. Атака пиратов.10. Джим в руках пиратов.11. Помощь.12. Сокровища в надежных руках.{loadposition textmod}

Анализ пьесы «Жизнь есть сон»Знаменитая пьеса Педро Кальдерона де ла Барка впервые была представлена публике в 1635 году. Созданная в период расцвета испанской литературы, она стала одним из знаковых произведений своей эпохи.

В ней драматург наиболее полно раскрыл истинную сущность человеческого бытия и натуры. А помог ему в этом им же разработанный жанр религиозно-философской драмы.«Жизнь есть сон» – пьеса из трёх «хорнад» (действий).

Слово «хорнада» имеет испанские корни и обозначает «жизненны

Что такое измена? Я считаю.что это самое страшное.что может быть в нашей жизни. Измена уничтожает нас в моральном смысле,но учит жить и не наступать на те же грабли.Предают только низменные и ужасные люди,которые не способны на “высокие поступки”.

Совет

Как можно предать того, кто вам доверился,открыл душу и сердце,тот, кто насыщает ваши будни и спасает от грусти,тот кто поддерживает вас в сложных ситуациях жизни? Я не понимаю такой “гадости” как измена! Неужели она является единственным выходом?Предат

Л. Н. ТолстойХаджи-МуратВ холодный ноябрьский вечер 1851 г. Хаджи-Мурат, знаменитый наиб имама Шамиля, въезжает в немирный чеченский аул Махкет.

Чеченец Садо принимает гостя в своей сакле, несмотря на недавний приказ Шамиля задержать или убить мятежного наиба,В эту же ночь из русской крепости Воздвиженской, в пятнадцати верстах от аула Махкет, выходят в передовой караул три солдата с унтер-офицером Пановым. Один из них, весельчак Авдеев, вспоминает, как от тоски по дому пропил однажды ротные ден

Книги сопровождают человека всю его жизнь, начиная с младенческих лет и до самой старости. Какие-то книги надолго остаются в памяти, какие-то быстро забываются. Некоторые хочется читать и перечитывать по несколько раз, потому что они любимые.

С героями любимых книг сживаешься, как с самыми родными людьми.

Вот и наступили летние каникулы. Теперь можно отдохнуть от школы, набраться сил. Чтобы провести летние каникулы хорошо, необходимо заранее составить план.

Летние каникулы длятся три месяца, поэтому можно многое сделать.На летних каникулах самое главное не сидеть дома, ведь лето это самая тепла пора года, когда тепло и солнечно.

Многие отправляются отдыхать вместе с родителями на юг, кто-то едет в деревню к бабушке и дедушке, а кому-то предстоит поездка в летний лагерь.Лучше всего провести свои к

Тарас Скотинин один из главных героев в клмедии Д.И.Фонвизина “Недоросль”.По происхождению он дворянин.Являлся братом госпожи Простаковой.Его фамилия соответствует образу героя в произведении.

Обратите внимание

Главным и единственным интересом его жизни быри свиньи,разведением которых он занимался.     Я представляю себе этого героя человеком средних лет,плотного телослоржения и глупым выражением лица.     Этот персонаж был с подлым характером.

Он хотел жениться на Софье из-за свиней,которых разводила Софья,племянн

Биографии:{module Биографии} Actionteaser.ru – тизерная реклама Actionteaser.ru – тизерная реклама

Источник: https://referat567.info/biografii/16934-kyukhelbeker-vilgelm-karlovich-kratkaya-biografiya.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector