Алессандро Мандзони: краткая биография, факты из жизни
Этот человек преуспел сразу в несколько творческих амплуа. Он и поэт, и драматург, и писатель, и общественный деятель. В Италии Алессандро Мандзони является национальным героем. Именно он начал отображать в романах историческую действительность. За какие же заслуги Алессандро Мандзони удостоился почета, славы и всеобщего признания? Рассмотрим этот вопрос подробнее.
Детские годы
Алессандро Мандзони родился 7 марта 1785 года в итальянском Милане. Его предки были дворянами, и семья была материально обеспечена.
Родители, помыкавшись по нескольким учебным заведениям, в конце концов отдали мальчика в колледж Барнобитов, где обучались отпрыски аристократов. Однако следует признать, что мальчик не отличался особым прилежанием в постижении дисциплин.
Детство Алессандро Мандзони пришлось на те годы, когда Наполеон Бонапарт одерживал сокрушительные победы в Европе.
Вскоре этот полководец небольшого роста стал кумиром для будущего писателя. После окончания колледжа Мандзони Алессандро уезжает на несколько лет в столицу Франции. Этому способствовали семейные обстоятельства. Отец и мать мальчика развелись, и он вместе с матерью отправляется в Париж.
Вскоре мать выходит замуж за состоятельного человека. Именно в Париже юноша знакомится с известными философами и писателями. Общение с ними не проходит бесследно: у Алессандро просыпается интерес к литературе. Мандзони мало стал общаться с матерью, да и контакты с отцом были нечастыми.
Последний видел в своем отпрыске отражение неудачной женитьбы, поэтому не принимал в воспитании сына значимого участия. Так или иначе, но в подростковом возрасте юный Мандзони Алессандро не был окружен заботой и лаской со стороны своих родителей.
Молодой человек решает вернуться обратно в Милан.
Первые шаги в творчестве
Приехав на родину, юноша становится учащимся колледжа Лонгона. Спустя три года он оканчивает данное учебное заведение и принимает решение жить в резиденции на улице Св. Домиано, иногда посещая особняк своих предков, находящийся неподалеку от Лекко.
Мандзони Алессандро, биография которого известна далеко не всем, по-прежнему мало общается с отцом, иногда к нему наведываются поэты: Фосколо, Куоко, Монти. С последним он будет особенно дружен и даже захочет ему подражать в творчестве.
Пробным шаром юного Алессандро в литературе можно считать автобиографический сонет «Автопортрет», в котором он попытался охарактеризовать свои внешние данные и внутренние качества. Юноша написал, что у него выразительный взгляд, темные волосы и высокий лоб. Также он нашел в себе, что обладает тяжелым нравом, но вместе с тем наделен добрым сердцем.
Еще одно раннее произведение Мандзони – поэметто «О триумфе свободы». В этом произведении начинающий стихоплет раскритиковал методы обучения, которыми руководствуются преподаватели учебных заведений Сомаски и Барнобитов. Юноша обвиняет последних в том, что пропагандируемые ими ценности идут вразрез с идеалами Французской революции.
Затем из-под пера выходит сонет «На жизнь Данте». Алессандро пишет идиллию «Адда», в которой он в своеобразной форме пригласил поэта Винченцо Монти в свою фамильную резиденцию. После этого читатели знакомятся сразу с несколькими «Проповедями», в которых автор в сатирической форме смеется над падением нравов в современном обществе.
Уже на раннем этапе своего творчества Мандзони понимает, как трудно написать «нравоучительное» произведение, которое несло бы воспитательную функцию на протяжении долгих лет.
И снова париж
Когда в 1805 году умирает отец Алессандро, поэт решает уехать во французскую столицу к матери. Там он еще больше проникся идеями Вольтера и очень много времени общался с поэтами и писателями. На суд французской публики он вынес тогда два авторских эпоса.
Первый был выдержан в классическом стиле, а второй он написал в честь умершего отчима графа Имбонати, большая часть имущества которого досталась итальянскому поэту.
Именно в это время Мандзони Алессандро, творчество которого хорошо знакомо жителям Апеннинского полуострова, начинает переосмысливать религиозные ценности, превращаясь в настоящего католика. Впрочем, на духовную составляющую жизни поэта существенно повлияла его супруга.
В 1807 году маэстро закончил работу над поэметто «Урания», где он в очередной раз сделал акцент на «просветительской» миссии поэзии. Эту задачу он решил посредством аллегорий: бога Юпитера, граций и муз.
Нива драматургии
В конце десятых годов 19 столетия Алессандро Мандзони завершает написание трагедии «Граф Карманьола», содержание которой противоречило всем классическим принципам в литературе. Произведение настраивало на жаркие споры и дебаты.
В 1822 году публикуется еще одна трагедия итальянского драматурга «Адельчи». Произведение изобилует историческими фактами и описывает заключительный этап лангобардского господства в Италии.
Романист
Как уже подчеркивалось, маэстро прославился не только как поэт и драматург. Не все знают о том, что Мандзони Алессандро – писатель романов. В 1927 году было издано произведение под названием «Обрученные», которое принесло ему еще большую популярность. Эта история любви, в которую вплетены различные исторические события, полюбилась огромному количеству читателей.
Личная жизнь
Своеобразно сложилась у Алессандро Мандзони личная жизнь. Это интересный факт из его биографии. Еще в 1807 году он ездил свататься в Геную к девушке Луиджине Висконти.
Но женитьба так и не состоялась. Спустя полгода после разрыва отношений поэт был готов помолвиться с дочерью знаменитого Дестю де Траси. Но и эта попытка устроить свою личную жизнь не увенчалась успехом.
В качестве следующей избранницы Алессандро Мандзони (писатель) выбрал юную Энрикетту Блондель, отец которой был банкиром и крупным предпринимателем. Зимой 1808 года состоялась их свадьба. Спустя несколько месяцев семья отправилась в Париж, а уже в конце 1809 года у них родилась дочь – Джулиея-Клавдия.
Побыв в Париже, Алессандро вместе с родными возвращается в Милан. У писателя родилось много детей: Пьетро, Кристина, София, Энрико, Клара, Виктория, Филиппо, Матильда.
Последние годы жизни
Поселившись у себя на родине в 1810 году, Мандзони начинает вести уединенный образ жизни, лишь иногда появляясь на публике. Он много времени уделял своему домашнему саду, ухаживая за кипарисами, магнолиями и гортензиями.
Спустя некоторое время Алессандро пришлось пережить ряд трагических событий: сначала скончалась супруга, а в 30-е годы 19-го века умерли некоторые из его детей и мать. Он еще раз женится, на этот раз на вдове графа Терезе Борри.
Скончался писатель 22 мая 1873 года в Милане. Ему устроили пышные похороны, в которых участвовали высокопоставленные чины Италии.
Источник: https://autogear.ru/article/262/978/alessandro-mandzoni-biografiya-interesnyie-faktyi-i-foto/
Алессандро Мандзони – биография, список книг, отзывы читателей
Alessandro Francesco Tommaso Manzoni дата рождения: 7 марта 1785 г. место рождения: Милан, Италия дата смерти: 22 мая 1873 г.
Алессандро Франческо Томмазо Мандзони – знаменитый итальянский писатель-романтик, автор романа «Обручённые».
Отцу Мандзони, Дону Пьетро, было уже 50 лет, когда сын появился на свет. Он представлял одну из старейших семей, которая обосновалась вблизи от Лекко (итал.
Lecco город в итальянском регионе Ломбардия), где воспоминание о ее беспощадности передано в пословице, в которой её сравнивают с ручьями, падающими в горах.
Его мать, Джулия, имела литературный талант, её отцом был знаменитый экономист, правовед и публицист Чезаре Беккариа.
Алессандро учился неважно, но в 15 лет в нем проснулась страсть к поэзии, и он начал писать сонеты. После смерти отца, в 1805, он переехал к матери в Париж и провел там 2 года в кругу литераторов и идеологов философского течения 18 столетия.
Среди них он обрёл настоящих друзей, в частности, Клода Фориэля. В то время Мандзони был поглощен идеями Вольтера.
И уже после его бракосочетания, находясь, во многом, под влиянием его жены, стал страстным приверженцем католицизма, которому он оставался предан на протяжении всей его дальнейшей жизни.
В период с 1806 по 1807, во время своего пребывания в Парижe, он впервые выступает перед общественностью в роли поэта с 2-мя небольшими отрывками.
Первый, с заголовком Урания, написан в классическом стиле, противником которого он сам позднее и являлся.
Второй был элегией в свободных стихах, посвящённой памяти графа Карло Имбонати, от которого он унаследовал значительную собственности, в том числе загородный дом в Брусуглио, который стал с тех пор его основным местожительством.
B 1819 Мандзони издаёт свою первую трагедию Conte di Carmagnola, которая ломала все классические положения в литературе и, вместе с тем, разжигала оживленное разногласие. В одной статье она подверглась сильной критике, после чего Гёте выступил в защиту произведения.
Смерть Наполеона в 1821 сподвигла к написанию стихотворения Cinque maggio («Пятое мая»), ставшего одним из популярнейших стихотворений на итальянском языке (на русский язык его перевёл Фёдор Тютчев — «Высокого предчувствия порывы и томления…»). Политические события этого года и арест многих его друзей отразились на творчестве писателя.
Во время его последующего отхода в Brusugli, чтобы отвлечься от происходящего, Мандзони уделяет много времени историческим исследованиям.
В сентябре 1822 Алессандро закончил работу над романом Обрученные и в 1827 книга вышла в свет, что принесло автору огромную известность.
В 1822 он опубликовал вторую трагедию Adelchi, которая повествует об окончании лангобардского господства в Италии благодаря Карлу Великому и содержит много завуалированных намеков на австрийское преобладание. Литературная карьера автора была практически закончена этими произведениями.
Тем не менее Мандзони продолжал свою работу над романом, переписывая и исправляя некоторые отрывки. Впоследствии он написал также еще небольшую статью об итальянском языке.
Кончина Мандзони
После смерти жены Мандзони в 1833, умирают несколько детей и его мать. В 1837 он снова сочетался браком, на этот раз с Терезой Борри, вдовой графа Штампы, которую он также впоследствии пережил. Из 9 детей Мандзони только 2 остались после его смерти. Смерть его старшего сына Луиджи 28 апреля 1873 была окончательным ударом, он почти сразу же заболел и умер от менингита.
Страна провожала Мандзони в последний путь с почти королевской роскошью. Его останки сопровождала к кладбищу Милана огромная похоронная процессия, которая включала принцев и наивысших чиновников. Однако, впечатляющим монументом представляет собой «Реквием» Верди, который он написал к первой годовщине смерти писателя и впервые исполненные в церкви Святого Марка в Милане.
Обрученные •
Разве ты не знаешь, что слабый, показывая когти, ничего не выигрывает?
Обрученные •
Дело не в том, кто виноват, кто прав, — дело в том, кто сильнее.
Это все вымышленные герои, которых Мандзони перемешал с историческими фигурами.
Самое сильное впечатление оставила история Монахини из Монцы, реального персонажа, дочери влиятельного аристократа, который, чтобы не делить свое состояние между детьми, решил оставить все целиком старшему сыну, а остальных детей распихать по монастырям.
То есть такое своеобразное избавление от нежелательных беременнностей на очень поздних сроках.
Ужасает продуманность, с которой эту девочку с ранних лет готовили к мысли, что она станет монашкой.
Причем ей внушалась не какая-то особенная набожность и смирение, скорее, наоборот, всячески подчеркивалась ее избранность, проистекающая из ее знатного происхождения.
Естественно, при таком диком подходе, результатом стала непомерная гордыня, перемежающаяся с приступами раскаяния, а также открытие, что за стенами монастыря тоже есть жизнь, и именно такая, какой она желает.
Дальше просто жесть, как ее сомнение встречают в родном доме, и как семья устраивает ей такой психологический прессинг, что монастырь покажется просто райским уголочком.
Короче говоря, роман сам по себе интересен, но мне кажется, что изучать его в школе целый год – это как-то чересчур.
К “Обрученным” такое трепетное отношение, видимо, потому, что это первое итальянское произведение в этом жанре, да к тому же на итальянском языке, который в момент написания еще не был общим для всей современной Италии.
К тому же с помощью перипетий героев на фоне исторических событий Мандзони удалось показать без прикрас жизнь изнутри в период испанского господства в Ломбардии. Не хотела бы я жить в те времена.
Помоги Ридли!
Мы вкладываем душу в Ридли. Спасибо, что вы с нами! Расскажите о нас друзьям, чтобы они могли присоединиться к нашей дружной семье книголюбов.
Источник: http://readly.ru/author/17298/
Продукты жизнедеятельности Пьеро Мандзони
Продукты жизнедеятельности Пьеро МандзониnostradamvsOctober 1st, 2009Что это я вам всякие вещи, которых никто не знает, пересказываю. Обратимся к истории, известной довольно широко. Истории дурно пахнущей в прямом смысле этого слова. Немного грустной. Но в гораздо большей степени – смешной.
Жил-был на свете итальянский скульптор и художник по имени Пьеро Мандзони (Piero Manzoni). Вообще, почти всё его поколение юных и безалаберных художников стремилось в первую очередь разрушить стереотипные рамки понятий об искусстве, создавая что-то совершенно нестандартное и называя своё творчество гордым термином «концептуальное искусство» или «шок-арт» (последнее – точнее).
Энрико Бай, Ив Кляйн, Агостино Боналуми – все они воевали с миром путём издевательства над искусством подобно тому как Уильям Берроуз или Дуглас Коупленд старательно изменяли понятие литературы. Но перейдём к делу.
В мае 1961 года Пьеро Мандзони разделил собственные фекалии на порции по 30 грамм и каждую из них запечатал в отдельную баночку, на которой красовалась надпись «Дерьмо художника»(«Merda d'Artista») на четырёх языках – итальянском, английском, немецком и французском. Получилось суммарно 90 баночек. Каждую он пронумеровал и расписался на ней.
Каждая была продана на вес золота в буквальном смысле – то есть по рыночной цене 30 грамм золота. Чтобы вам было не очень противно забираться под кат, скажу, что речь пойдёт не только об это проекте: Мандзони умудрился продать даже своё дыхание.
Для ясности укажу, что Мандзони родился 13 июля 1933 года, то есть на момент создания шедевра ему было 27 лет. Ниже следует его портрет. С варёными яйцами.Во вступлении я достаточно подробно рассказал о сути «произведения» Мандзони, и потому осталось лишь добавить несколько слов о последующей судьбе баночек с отходами итальянца.
Будучи уже довольно известным художником, Мандзони легко продал все 90 баночек по цене золота, а спустя два года, в 1963 году, скончался. Биографическую справку я приведу позже. Впервые баночки были выставлены в Риме в галерее Pescetto 12 августа 1961 года, а затем распроданы. Они отправились «гулять» по частным коллекциям и музеям.
Иногда они «оседали» на публике, иногда – в каких-то закрытых собраниях. Цена баночек постепенно росла. До недавнего времени рекордная цена за 30 грамм отходов художника была заплачена на аукционе Sotheby's 23 мая 2007 года и равнялась 84 000 фунтов стерлингов (банка №18). Знаменитая галерея Тейт приобрела свою банку (№4) в 2000 году за 22300 фунтов стерлингов.
Также баночки хранятся в музее Помпиду (Париж) и Музее современного искусства (Нью-Йорк). Последний раз баночка всплывала на продажу всё на том же «Сотбис» в октябре 2008 года (№83) при начальной цене в 50 000 фунтов стерлингов – и была продана за 97 250 фунтов. В общем, дерьмо художника сегодня почти в 100 раз дороже золота…Мандзони объяснял свой проект весьма логично.
«Я привлекаю внимание к доверчивости покупателей художественных произведений», – говорил он. «Всем этим миланским буржуазным свиньям нравится только дерьмо», – заявил он своему другу Агостино Боналуми перед началом процесса творения, и, как ни странно, оказался совершенно прав.
Вот художник в процессе закатывания баночек:Основная фишка баночек в том, что точно об их содержимом никто не знает. Вот уже 48 лет как боятся приоткрыть хотя бы одну. Правда, достоверно известно, что некоторые баночки взорвались (всё-таки консервы не рассчитаны на такую длительность хранения), но владельцы взорвавшихся шедевров хранят абсолютное молчание.
Молчание нарушил в июне 2007 года друг и ассистент Мандзони Агостино Боналуми. «С тех пор уже десятки лет многие люди спрашивают, а что на самом деле находится в банках. Ответ таков: я могу всех уверить, что в них ничего нет, кроме гипса. Если кто-то хочет проверить, пожалуйста», – вот что сказал Боналуми в одном из интервью. Впрочем, ничто не подтверждает его слова.
Взорвавшиеся баночки канули в Лету, а целые никто не собирается открывать. Всё-таки слишком дорого за них было заплачено.
Проекты «Живые скульптуры», «Волшебный постамент» и «Основание мира».
В апреле 1961 года Мандзони придумал отличный ход для привлечения зрителей на выставку в галерее La Tartaruga (Рим, Италия). Он предлагал каждому посетителю стать на некоторое время настоящим произведением искусства, созданным художником Пьеро Мандзони.
Мандзони попросту усаживал добровольцев в красивые позы, затем брал фломастер и расписывался на их телах, как на скульптурах, а затем выдавал им сертификаты подлинности с собственной росписью. Это называлось «Живые скульптуры» («Sculture viventi»).
На тела он клеил специальные марки, на которых указывалось, в какой позе человек оставался обычным обывателем, а в какой – становился скульптурной композицией. Другая тема заключалась в деревянном постаменте размерами 80 на 80 на 80 сантиметров («Base Magica»). Любой желающий становился на постамент и превращался в скульптуру Мандзони.
Добровольцев было хоть отбавляй, выставка пользовалась невероятной популярностью.Тему постаментов в том же апреле 1961 года Мандзони продолжил скульптурой «Основание мира». Скульптура представляла собой постамент из стали и бронзы, причём перевёрнутый. Таким образом, на этом параллелепипеде (82х100х100) держалась земля.
Проект «Линии».
В конце 1959 года Мандзони создал серию работ под названием «Линии» («Linee»). Каждая работа представляла собой чёрный тубус, в котором лежал лист бумаги. На листе была нарисована обыкновенная чёрная линия определённой длины. На этикетке на тубусе была указана длина линии, имя художника и дата изготовления линии.
Всего Мандзони нарисовал и «упаковал» 68 линий.Впервые он представил проект «Линии» в Милане, в галерее Azimut 4 декабря 1959 года. На выставке было показано 11 закрытых тубусов с линиями и одна развёрнутая. Самая короткая линия – 4 метра 89 сантиметров, самая длинная – 33 метра 63 сантиметра.
В мае 1960 года на другой выставке Мандзони подходил к своему проекту уже с другой стороны. «Тубусы ни в коем случае не должны быть открыты, а линии – развёрнуты!» – говорил он. Развёртку одной из линий на первой выставке он считал ошибкой.
Именно проект «Линии» зародил в Мандзони идею того, что некоторые работы художника ни в коем случае не должны открываться, оставаясь вечной загадкой – эта концепция нашла свой выход позже в проекте «Дерьмо». Проект получил своеобразное продолжение в виде субпроекта «Линии исключительной длины» («Linee dalla lunghezza eccezionale»).
Всего Мандзони создал три таких линии.
Первую он нарисовал с помощью газетного пресса «Herning Avis» 4 июля 1960 года в городе Хернинге, Дания:Эта линия имела длину 7200 метров! – на неё ушёл целый рулон газетной бумаги (вы представляете эти огромные технические рулоны, не так ли?) Вот так она выглядит:Остальные две были покороче – 1000 метров и 1140 метров, и напечатаны 24 июля 1961 года:Это было началом огромного проекта. Мандзони планировал напечатать множество сверхдлинных линий, запечатать их в стальные тубусы и разместить в галереях различных городов мира. Длина каждой новой линии должна была при развёртке «дотягивать» до следующего города, где бы хранилась очередная линия. Суммарная длина линий должна была опоясать земной шар. Ранняя смерть художника прервала проект.Наконец, ещё одной гранью проекта «Линии» была тема «Линия бесконечной длины» («Linee di Lunghezza Infinita», 1960). Внешне она выглядела точно так же, как и обычные работы серии «Линии», но когда человек пытался открыть деревянный тубус размерами 15 на 48 сантиметров, обнаруживалось, что он – цельный, в нём просто нет полости, это кусок дерева. В таком «тубусе», утверждал Мандзони, может хранится линия любой длины, в том числе и бесконечной:
Прочие проекты и чуть-чуть о жизни Мандзони.
Источник: https://nostradamvs.livejournal.com/227956.html
Знаменитый итальянский писатель Алессандро Мандзони
Знаменитый итальянский писатель XIX в., основоположник исторического романа в Италии, родился в Милане в состоятельной дворянской семье, учился в аристократическом колледже.
Это было время победного шествия войск Наполеона по всему миру, и колледжу пришлось эвакуироваться из захваченной французскими войсками области. Но юноша с восторгом следил за успехами Наполеона и, закончив в 1805 г. колледж, отправился в Париж.
За пять лет, прожитых им во Франции, Мандзони много читал, познакомился с писателями, философами, приобщился к литературе. По возвращении в Италию он начинает писать — и стихи, и драмы, и прозу.
Мандзони жил долго, но его активное литературное творчество продолжалось лишь до 1827г. Именно в этом году вышел из печати и получил шумную известность его роман «Обрученные». Как и почти все авторы исторических романов первой половины XIX в., Мандзони не избежал влияния Вальтера Скотта и прямо говорил об этом.
Но его роман — не подражание английскому романисту, а своеобразное и весьма оригинальное развитие его традиций.
Мандзони выбирает короткий, но яркий период итальянской жизни XVII столетия, концентрирует на страницах своих произведений исторические события, соотнося с бурной, полной драматизма действительностью судьбу своих главных героев Лючии и Лоренцо.
Используя известный еще античности сюжет о разлуке влюбленных, многочисленных испытаниях и счастливом соединении в конце, Мандзони подчиняет его своему замыслу: доказывает, что причиной злоключений персонажей являются не стихийные бедствия, не случайные приключения, а произвол и беззаконие, царящие в обществе.
При этом повествователь стремится быть объективным и сдержанным, даже тогда, когда в ход событий вклиниваются авторские комментарии, отступления. Это сочетается, однако, с богатством и гибкостью языка как автора, так и персонажей, с выразительностью образов, среди которых предстают не только отдельные герои, но и прежде всего народ, людские массы.
Альфред Бернхард Нобель
Альфред Бернхард Нобель (с ударением на последнем слоге) родился в 1833 году. В этот год дом и все имущество Нобелей сгорели дотла, и это было знамением. Жизнь Альфреда шла при багровой подсветке всепожирающего пламени, под аккомпанемент взрывов.
Родители Альфреда Нобеля — Иммануил и Андриетта — были людьми, на долю которых выпало все: и успех, и поражение.
Иммануил Нобель был одаренным механиком, чертежником, изобретателем. Он мог бы стать и хорошим архитектором, но в 1833 году молодая семья вступила в полосу неудач. Несчастья посыпались одно за другим. Когда пожар уничтожил их дом, семья переселилась в более чем скромную квартиру в северной части Стокгольма — Норлендсгартен, 9. 1833-й — именно тот год, когда родился Альфред Нобель.
Испытания, выпавшие на долю семьи, навсегда запечатлелись в памяти юного Альфреда. В 1837 году Иммануил, спасаясь от кредиторов, в поисках лучшей судьбы оставил семью и уехал за границу. Сначала он отправился в Турку (Финляндия), потом — в Санкт-Петербург, надеясь на успех своего изобретения (взрывных мин).
Андриетта осталась в Швеции с детьми — Робертом, Людвигом и Альфредом, которым было тогда 6,10 и 4 года соответственно. Это были тяжелые времена для семьи. Но, в конце концов, из России пришли хорошие новости: Иммануил сумел-таки убедить российские власти в достоинствах изобретенных им мин.
Наконец, в 1842 году, после пяти долгих лет, семья вновь смогла воссоединиться в Санкт-Петербурге. Мальчик, после пережитой им глубокой нужды, стал в России членом привилегированных слоев общества.
Иммануил Нобель сделал все возможное, чтобы его сыновья получили хорошее образование. К семнадцати годам Альфред мог свободно говорить на пяти языках: шведском, русском, английском, французском и немецком языках.
Очень скоро юноша проявил свои технические способности. Однако, он был и большим любителем литературного чтения.
Когда Альфред занялся поэзией всерьез и заявил, что хочет стать писателем, он встретил стойкое противодействие со стороны отца.
В планах Иммануила Нобеля не было места сыну-литератору: он хотел видеть Альфреда изобретателем и технологом. Длительное зарубежное путешествие — вот то искушение, против которого не устоял Альфред.
По условиям, выставленным отцом, он смог отправиться в дальние страны, лишь дав обещание забыть о карьере писателя. Альфред побывал в государствах не только Европы, но и Америки. Однако отец так и не смог погасить тот огонь, что пылал в сердце сына: Альфред продолжал сочинять стихи.
Но, даже став знаменитостью, он не рискнул обнародовать свои сочинения и, в конце концов, сжег все, что написал. Лишь в возрасте 63 лет Альфред Нобель публикует свою пьесу «Немесис».
Возможно, лишь потому, что чувствовал: жизнь подходит к концу, а его литературные мечты так и остаются несбывшимися.
Что касается Иммануила Нобеля, дела его шли в гору, а вместе с этим росло и благосостояние семьи. Шла Крымская война, и российское правительство нуждалось в большом количестве боеприпасов.
Старшему Нобелю был сделан заказ, принесший настолько большую прибыль, что он мог рассчитаться со всеми долгами в Швеции.
За вклад в развитие Российской промышленности Иммануил был награжден Золотой императорской медалью.
Иммануил производил эксперименты почти со всеми видами взрывчатых веществ, и Альфред пошел по его стопам.
Во время своего длительного путешествия по Европе Альфред встретился с итальянцем Собреро, который несколькими годами раньше изобрел вещество с огромными взрывными качествами — нитроглицерин.
Альфред быстро понял, какие возможности таит в себе это к тому времени еще совершенно не исследованное вещество.
Сам Альфред Нобель описывает 1860 год как время, когда он «добился успехов со взрывом нитроглицерина».
Крутые повороты в жизни Нобелей к тому времени еще не закончились. Иммануил вновь разорился. Война закончилась, и потребность в боеприпасах резко снизилась. Семья опять разделилась: Андриетта вместе с младшим сыном Эмилем вернулась в Стокгольм. Через несколько лет приехал в Швецию и Альфред.
В 1864 году семью постигло трагическое событие: в сарае их дома, где ставились опыты, взорвалось 140 кг глицерина. Погибло пять человек, в том числе и младший брат Альфреда Эмиль.
Этот случай стал первым в новой череде несчастий и неудач. Однако это не остановило Альфреда. Так как власти запретили эксперименты с нитроглицерином в пределах Стокгольма из соображений безопасности, Альфред был вынужден перенести свою мастерскую на баржу на озере.
Главное, что он пытался постичь, почему нитроглицерин взрывается так легко. Альфред должен был сделать такое взрывное устройство, которое, когда бы ни возникала потребность в его применении, не ставило бы под угрозу жизнь тех людей, кто это устройство применяет. И младший Нобель наконец решил эту задачу.
Помог один из редкоземельных элементов. С его помощью изначально жидкий нитроглицерин преобразовывался в весьма твердую массу, способную взрываться с не меньшей силой, чем нитроглицерин, но при этом взрыв происходил не спонтанно, а предсказуемо, что позволяло обеспечить безопасность персоналу.
Альфред назвал свое изобретение динамитом. Кроме этого, Нобель изобрел детонатор.
Альфред Нобель добился исключительного права на производство динамита. Всего лишь за несколько лет Альфред Нобель и его изобретение покорили весь мир.
В1871 году Альфред поселился в Париже, в приобретенной им великолепной вилле на авеню Малакоф (дом сохранился и поныне).
В 1889 году мрачный инцидент оставил глубокий след в душе Альфреда. Один из журналистов перепутал Альфреда Нобеля с его недавно скончавшимся братом Людвигом. Альфред смог прочитать свой собственный некролог. Там его называли торговцем смертью.
Это был удар для Альфреда, поскольку он, будучи в высшей степени идеалистом, действительно пытался изобрести оружие столь мощное и ужасное, чтобы его разрушительная сила предостерегла людей даже от помыслов о войне. «Я мечтаю изобрести вещество или машину такой разрушительной силы, чтобы войны стали в принципе невозможными», — писал он.
Кроме того, он всегда охотно жертвовал значительные суммы тем организациям, которые вели борьбу за мир.
Со временем Альфред Нобель стал человеком состоятельным и знаменитым. Он получал великое множество приглашений на разного рода приемы, но, как правило, отказывался от них. В 1893 году ему было присуждено звание почетного доктора Шведского университета в городе Упсала. Вот это он почел за честь.
Пока же во Франции Альфред испытывал свои «нобелевские воспламенители» на военных полигонах. Он предложил Франции приобрести права на его новое изобретение, но получил отказ. Сделать это изъявила желание Италия. В результате Нобель был обвинен в государственной измене и был вынужден покинуть Францию.
Последним местом его жительства стал итальянский город Сан-Ремо, где 10 декабря 1896 года Альфред Нобель скончался.
Источник: http://www.uznaem-kak.ru/znamenityj-italyanskij-pisatel-alessandro-mandzoni/
МАНДЗОНИ
(Манцони) Алессандро [Alessandro Manzoni, 1775—1863] — итальянский писатель. Родился в знатной семье в Милане.
Представитель той части итальянской буржуазии, которая, будучи напугана революционными потрясениями конца XVIII и начала XIX веков, мечтала о том, чтобы спокойно пожинать плоды французской революции и наполеоновских завоеваний и довольствовалась христианской концепцией нравственного усовершенствования общества. В первой поэме М.
«Торжество свободы» [1801—1802] еще выступают аллегорические фигуры французской революции. Идиллия «Адда» [1803] посвящена памяти Парини, борца с тиранией. В отрывке «Урания» под маской мифологических образов сквозят уже христианские идеи всепрощения, милосердия, сострадания ко всем страждущим.
Настроением отрешенности от жизни проникнута ода «На смерть Карло Имбонато» [1806]: довольство малым выставляется как принцип общественного поведения.
Однако наибольшей выразительности достигает его религиозная настроенность в «Священных гимнах» (Jini Sacri, созданных между 1812 и 1822), посвященных отдельным церковным праздникам (рождество, страсти господни, воскресение, похвала богоматери, троица). «Возникшие в дни реставрации, эти религиозные песни отражают характерное для эпохи торжество церковного начала» (Фриче). Религия выступает в них как начало примирения с действительностью, Христос — бог обездоленных. В этих песнях, по удачному выражению де Санктиса, евангелизирована знаменитая триада Великой французской революции, — свобода, равенство и братство, — революционная фраза
765 третьего сословия переведена на смиренный и кроткий язык верующего буржуа эпохи Реставрации. Религиозным настроением окрашены также и те стихотворения М., к-рые в этот период посвящены отдельным эпизодам борьбы за освобождение и объединение Италии.
В «Риминийском воззвании» (Il proclama di Rimini, 1814), написанном в связи с обращением Мюрата к итальянцам, поэт возлагает свои надежды на вмешательство божественной силы, которая одна только может собрать «разбросанные по земле прутья итальянской судьбы». Тот же мотив разработан и в «Марте 1821» (Marzo 1821).
В оде на смерть Наполеона (Il cinsue Massio) религиозное настроение кристаллизуется в концепцию мировой истории. Личность, как бы она ни была могущественна, не что иное, как тень творца, орудие в его руках. История представляет собой обнаружение божественной воли, людям остается только изумляться непостижимому, тому великому чуду, которое представлял собой Наполеон.
Ода эта имела огромный успех в среде либерально настроенной интеллигенции и была переведена на немецкий яз. самим Гёте. Иллюстрация: Иллюстрация «I promessi sposi» Мандзони
(Милан, 1840) К тому же периоду относятся и драматические произведения М., первые опыты итальянской романтической драмы: «Граф Карманьола» (Il conte di Carmagnola, 1820) и «Адельгиз» (Adelchi, 1822).
Представляя собой результат кропотливых исторических изысканий, обе драмы трактуют эпизоды далекого прошлого Италии и воплощают ту же идею христианской резиньяции.
Трагическая гибель в драмах Мандзони религиозно обусловлена: воля человека не может преодолеть превратности судьбы; только искреннее религиозное сознание способно примирить человека с действительностью, как бы она ни была неприглядна. Над самым крупным своим произведением — романом «Обрученные» — М.
начал работать с 1821 и опубликовал первое издание его (I promessi sposi) в трех томах в 1825—1827. «„Обрученные“ — один из лучших исторических романов не только итальянской, но и мировой литературы» (Фриче). M. дана здесь яркая картина быта и нравов Италии XVII в., разложения феодальных порядков.
766 Герои «Обрученных», крестьяне Ренцо и Лючия, лишены всякой активности, это — люди робкие и благочестивые, находящиеся под могущественной защитой церкви, единственного устойчивого института в этом царстве самоуправства, насилия и грабежа. «В душе крестьянина-ткача Ренцо, — пишет Фриче, — правда, то и дело вспыхивает возмущение угнетенного сына народа.
Но стоит только падре Кристофоро напомнить ему, что единственным судьей является бог, как весь его революционный пыл испаряется, и он готов по-христиански простить своего обидчика». Кардинал Борромео, представитель церкви, является центральной фигурой романа: это ему, как благодетельной и наставляющей силе, дано связывать и развязывать судьбы людей. Значение романа «Обрученные» В. М.
Фриче определяет следующим образом: «Порвав в жизни с тем классом, к которому он принадлежал по рождению, Мандзони изобразил в своем романе феодалов XVII века или жестокими самоуправцами или смешными маниаками, а покоившийся на них общественный строй — царством насилия и грабежа, анархии и распада.
Хороня старый аристократический мир, роман Мандзони был в этом отношении как бы прелюдией нового нарождавшегося в Италии буржуазно-демократического общества». Библиография: I. Граф Карманьола, перев. в стихах Н. Соколова, СПБ, 1888; Обрученные, сокращ. перев. Е. Некрасовой, СПБ, 1899; Opere, 1837; Opere complete, ed. U. Hoepli, Milano, 1905; Carteggio di A. Manzoni, a cura di G. Sforza e G.
Gallavresi, parte I, 1912; parte II, 1921; Manzoni intimo, 3 vv., Milano, 1923; Tutte le opere, a cura di G. Lesca, 2 ed., Barbera, Firenze, 1927. II. Ватсон М., Алессандро Мандзони, СПБ, 1902; Петров Д., А. Мандцони и романтизм в Италии, «История западной литературы, под ред. Ф. Батюшкова», т. III, M., 1914; Фриче В., Литература эпохи объединения Италии (1786—1870), М.
, 1916; Его же, Очерки развития западной литературы, М., 1931 (см. приложение); Оветт А., Итальянская литература, М., 1922; Arcari F., Manzoni, Milano, 1823; Momigliano A., A. Manzoni: la vita, Messina, 1905; Scrocca A., Studi sul Monti e sul Manzoni, 1905; Momigliano A., A. Manzoni, Messina, 1905; Galli G., Manzoni e Chateaubriand, 1907; Ovidio F.
, Nuovi studi Manzoniani, Milano, 1908; Pellizari A., Studi Manzoniani, Napoli, 1914; Garzia R., Note Manzoniane, Bologna, 1918; Busetto N., Le genesi e la formazione dei «Promessi sposi», Bologna, 1921; Sanctis F., de, Manzoni, studi e lezioni, 1922; Croce В., Poesia e non poesia, Bari, 1923; Calletti A., A. Manzoni, il pensatore e il poeta, 2 vv., 1927; Tonelli L., Manzoni, 1928; Momigliano A.
, Alessandro Manzoni, 1929. III. Bellezza Р., Intorno alle versioni inglesi, tedesche e russe dei «Promessi sposi», «Rassegna Nationale», 1902, X; Его же, Curiosit? Manzoniane, 1923; Rubertis A., de, Documenti Manzoniani, 1926. В. Узин
Источник: https://slovar.cc/lit/enc/2142937.html
Единственный и неповторимый. Пьеро Мандзони
Чтобы разбираться в концептуальном искусстве, необязательно учиться в художественной школе или штурмовать энциклопедии. Стоит лишь иметь богатую фантазию, которая сама приведет вас к осмыслению увиденного.
Объектом такого искусства становится любой предмет или явление, которое вызвало интерес у художника. Одним из экстра неординарных художников концептуального искусства был итальянец Пьеро Мандзони, который за свои 29 лет сумел удивить и шокировать публику своими оригинальными работами.
Мандзони родился 13 июля 1933 года в маленьком городке Италии. Опираясь на творчество Ива Кляйна (одного из основоположников концептуального искусства), Пьеро начал создавать свои неповторимые шедевры. Его первая выставка прошла в Милане, когда ему было всего 23 года.
За последующие семь лет своего творчества, Мандзони создал такие творения, которые до сих пор заставляют общественность говорить о них.
Сложно определить какая из работ Мандзони была первой в его карьере. Все началось с экспериментов с вполне обычными материалами и текстурами. Например, скатанные кроличьи шкурки превратились в руках художника в шар и получили вполне логичное название – «Кроличьи шкурки».
В 1958 году он решил заключить свое дыхание в мембраны и создал из них «пневматическую скульптуру», а через два года вышел его проект «Дыхание художника»: Мандзони надул воздушные шары и выдал это за произведение искусства. Также в 1960 году на одной из выставок художник прилюдно сварил яйца, оставил на них свои отпечатки пальцев и предлагал съесть их всем желающим.
Говорят, несколько таких произведений до сих пор целы и невредимы.
А теперь представьте себе, какую бы скульптуру вы придумали к названию «Основание мира»? Мандзони не стал изощряться и придумывать сложные постаменты, а лишь создал прямоугольник из стали и бронзы с надписью «Основание мира», который и держал всю Землю.
В 1959 году художник начал реализовать свой большой проект под названием «Линии». Он представил миру черные тубусы с датой и именем художника, внутри которых хранились листы бумаги. На каждом листе была нарисована черная линия определенной длины и толщины. Таких тубусов было 68, один из которых он открыл и показал миру на выставке в Милане.
Но в 1960 году уже на другой выставке Мандзони заявил, что некоторые его работы ни в коем случае не должны раскрываться, оставаясь загадкой навечно. Следующий проект «Линия исключительной длины» представляла собой рулон технической газетной бумаги с одной линией длиной в 7 200 м, остальные линии были напечатаны позже, и имели длину в 1 000 м и 1 140 м.
Какую главную мысль хотел донести Мандзони своими «Линиями»? Оказывается, он планировал напечатать множество таких линий и разместить их в разных галереях мира, чтобы длина одной развертки «доходила» до следующей линии в другом городе, и таким образом опоясывала весь мир. Но, к сожалению, ранняя смерть художника не дала осуществиться оригинальному проекту.
Пожалуй, самым неоднозначным и неординарным творением от Пьеро Мандзони стал его проект «Дерьмо художника». В 1961 году Мандзони поместил свои фекалии в 90 жестяных баночек и запечатал их, пронумеровал и оставил свою подпись, добавив надпись на четырех языках – «Дерьмо художника». Мандзони очень быстро продал все баночки по цене….
золота! Все творения художника находились в разных местах: от частных коллекций до знаменитых галерей. Последний раз одно из таких творений было продано в 2008 году за 97 250 фунтов, что при нынешней стоимости в сто раз дороже золота. Ходят слухи, что несколько таких баночек взорвались, но владельцы этих экспонатов хранят тайну о его содержимом.
Ведь как завещал сам Мандзони, его работы должны оставаться загадкой. Также существует мнение, что внутри банок находится обычный гипс. Но никто за 55 лет и не подумал вскрыть свои баночки, ведь тогда это перестанет считаться произведением искусства.
Что же хотел сказать нам Пьеро Мандзони своими творениями? Он объяснил, что привлекает внимание к доверчивости людей, которые покупают произведения искусства. «Всем этим миланским буржуазным свиньям нравится только дерьмо…». Вот так один из известных представителей концептуального искусства смог оставить след в истории своей таинственностью, нетривиальностью, и, конечно же, талантом.
Римма Бадыкшанова
Источник: http://www.dailyculture.ru/stati/art/edinstvennyy-i-nepovtorimyy-pero-mandzoni