Писатель Юрий Олеша: биография и интересные факты
Юрий Олеша появился на свет в 1899 году, и его местом рождения стал город Елисаветград (в настоящее время – Кропивницкий).
Будущий писатель рос в довольно именитой и состоятельной семье: отец Карл был известным чиновником и владел собственным имением, а мать Ольга – талантливой художницей.
Уже в старших классах он начал писать первые рифмованные строчки, а в 1917 году поступил на юридический факультет Одесского университета.
В годы революции в Одессе бурлила насыщенная литературная жизнь. Юрий Олеша стал членом «Коммуны поэтов», куда также входили Валентин Катаев, Илья Ильф и другие талантливые писатели. В этот же период Олеша написал свою первую пьесу – «Маленькое сердце». Она начала активно ставиться на сцене членами литературных студий и кружков и была восторженно встречена зрителями.
В 1920 году Одесса оказалась оккупированной Красной армией. Одесских литераторов обязали сочинять агитационные материалы и устраивать спектакли для солдат и рабочих.
Юрий Олеша написал новую пьесу «Игра в плаху», так же имевшую успех на сцене.
Однако впоследствии писателю пришлось переехать в Москву, где он начал карьеру заново, работая в информационном отделе и обрабатывая редакторские письма.
Постепенно Олеша начал публиковать сатирические произведения под псевдонимом «Зубило», которые размещались в журнале «Гудок». Его популярность начала расти, и в 1924 году в свет вышел самый знаменитый роман автора – «Три толстяка».
Революционная направленность произведения была одобрительно встречена взрослыми читателями, а детям пришлась по нраву его сказочная составляющая.
С 1930 года роман начали ставить не только на советской, но и зарубежных театральных сценах, а в 1966 году Иосифом Шапиро и Алексеем Баталовым был снят одноименный фильм.
Интересным фактом является то, что прототипами женских персонажей из «Трех толстяков» послужили сестры Ольга, Лидия и Серафима, с которыми Юрий Олеша подружился в Одессе. С младшей из них, Симой, возникли взаимные чувства, но после трех лет гражданского брака девушка предпочла Юрию его друга Владимира Нарбута.
В дальнейшем писатель заключил брак с другой сестрой, Ольгой, с которой счастливо прожил до конца своих дней, к сожалению, не оставив после себя детей.
После 1940-х годов он уже редко публиковал произведения, поскольку они не проходили жесткую советскую цензуру. Юрий начал испытывать сильную потребность в деньгах и пристрастился к спиртному.
Он скончался в 1960 году и за свои достижения был похоронен на первом участке Новодевичьего кладбища.
Источник: https://www.kakprosto.ru/kak-954229-pisatel-yuriy-olesha-biografiya-i-interesnye-fakty
Краткая биография Ю. Олеша
Родился 19 февраля (3 марта) 1899 в Елисаветграде. Отец, обедневший польский дворянин, был акцизным чиновником. Благодаря матери атмосфера в семье была проникнута духом католицизма. В 1902 семья переехала в Одессу. В воспоминаниях Олеша писал: “В Одессе я научился считать себя близким к Западу. В детстве я жил как бы в Европе”.
Насыщенная культурная жизнь города способствовала воспитанию будущего писателя. Еще учась в гимназии, Олеша начал писать стихи. Стихотворение Кларимонда (1915) было опубликовано в газете “Южный вестник”. По окончании гимназии в 1917 поступил в университет, где в течение двух лет изучал юриспруденцию. В Одессе вместе с В. Катаевым, Э. Багрицким, И.
Ильфом образовал группу “Коллектив поэтов”.
В годы Гражданской войны Олеша оставался в Одессе, где в 1919 пережил смерть любимой сестры Ванды. В 1921 уехал из голодной Одессы в Харьков, где работал как журналист и печатал стихи в периодической печати. В 1922 родители Олеши получили возможность эмигрировать в Польшу.
В 1922 Олеша переехал в Москву, писал фельетоны и статьи, подписывая их псевдонимом Зубило, для газеты железнодорожников “Гудок”, с которой в то время сотрудничали М. Булгаков, Катаев, Ильф, Е. Петров и др. писатели.
В 1924 Олеша написал свое первое прозаическое произведение – роман-сказку Три толстяка (опубл. 1928, иллюстрации М. Добужинского), посвятив его своей жене О. Г.Суок.
Жанр сказки, мир которой естественно-гиперболичен, соответствовал потребности Олеши писать метафорическую прозу (в кругу литераторов его называли “королем метафор”). Роман Три толстяка был проникнут романтическим отношением автора к революции.
Восприятие революции как счастья свойственно в Трех толстяках всем положительным героям – циркачке Суок, гимнасту Тибулу, оружейнику Просперо, доктору Гаспару Арнери.
Сказка вызвала огромный читательский интерес и одновременно скептические отзывы официальной критики (“призыва к борьбе, труду, героического примера дети Страны Советов здесь не найдут”).
Дети и взрослые восхищались фантазией автора, своеобразием его метафорического стиля. В 1930 по заказу МХАТа Олеша сделал инсценировку Трех толстяков, которая до наших дней успешно идет во многих театрах мира. Роман и пьеса переведены на 17 языков.
По сказке Олеши поставлен балет (муз. В. Оранского) и художественный фильм (реж. А. Баталов).
Публикация в журнале “Красная новь” романа Зависть (1927) вызвала полемику в печати. Главный герой романа, интеллигент, мечтатель и поэт Николай Кавалеров, стал героем времени, своеобразным “лишним человеком” советской действительности.
В противоположность целеустремленному и успешному колбаснику Андрею Бабичеву, неудачник Кавалеров не выглядел проигравшим. Нежелание и невозможность преуспевать в мире, живущем по античеловечным законам, делали образ Кавалерова автобиографическим, о чем Олеша написал в своих дневниковых записях.
В романе Зависть Олеша создал метафору советского строя – образ колбасы как символ благополучия. В 1929 автор написал по этому роману пьесу Заговор чувств.
Автобиографичен и образ главной героини пьесы Список благодеяний (1930) актрисы Елены Гончаровой. В 1931 переделанную по указанию цензуры пьесу начал репетировать Вс. Мейерхольд, однако спектакль вскоре был запрещен.
Список благодеяний фактически был “списком преступлений” советской власти, в пьесе было выражено отношение автора к окружающей его действительности – к расстрелам, к запрету на частную жизнь и на право высказывать свое мнение, к бессмысленности творчества в стране, где разрушено общество и т. п.
В дневнике Олеша записал: “Все опровергнуто, и все стало несериозно после того, как ценой нашей молодости, жизни – установлена единственная истина: революция”.
В 1930-е годы по заказу МХАТа Олеша писал пьесу, в основе которой лежала владевшая им мысль об отчаянии и нищете человека, у которого отнято все, кроме клички “писатель”.
Попытка выразить это ощущение была сделана Олешей в его речи на Первом съезде советских писателей (1934). Пьеса о нищем не была завершена. По сохранившимся черновикам режиссер М.
Левитин поставил в 1986 в московском театре “Эрмитаж” спектакль Нищий, или Смерть Занда.
В дальнейшем Олеша не писал цельных художественных произведений.
В письме жене он объяснил свое состояние: “Просто та эстетика, которая является существом моего искусства, сейчас не нужна, даже враждебна – не против страны, а против банды установивших другую, подлую, антихудожественную эстетику”. О том, что дар художника не был им утрачен, свидетельствуют многочисленные дневниковые записи Олеши, обладающие качествами подлинно художественной прозы.
В годы сталинских репрессий были уничтожены многие друзья Олеши – Мейерхольд, Д. Святополк-Мирский, В. Стенич, И. Бабель, В. Нарбут и др.; сам он чудом избежал ареста.
В 1936 на публикацию произведений Олеши и упоминание его имени в печати был наложен запрет, снятый властями только в 1956, когда была издана книга Избранные сочинения, переизданы Три толстяка и частично опубликованы в альманахе “Литературная Москва” дневниковые записи Ни дня без строчки.
В годы войны Олеша был эвакуирован в Ашхабад, затем вернулся в Москву. Писатель с горечью называл себя в послевоенные годы “князем “Националя”, имея в виду свой образ жизни.
“Невроз эпохи”, который остро ощущал писатель, выразился в неизлечимом алкоголизме. Тематика его дневников в 1950-е годы очень разнообразна.
Олеша писал о встречах с Пастернаком, о смерти Бунина, об Утесове и Зощенко, о собственной ушедшей молодости, о гастролях “Комеди Франсез” в Москве и т. д.
Умер Олеша в Москве 10 мая 1960.
Источник: http://dp-adilet.kz/kratkaya-biografiya-yu-olesha/
Биография Юрия Олеши
К этому времени относится его знакомство в поэтическом кружке “Зеленая лампа” с Валентином Катаевым, Эдуардом Багрицким, Ильей Ильфом и другими литераторами будущей “южнорусской школы”.
Вместе с Катаевым, Багрицким и Ильфом входил в литературную группу “Коллектив поэтов”. После установления в Одессе советской власти сотрудничал с Бюро украинской печати (БУП) — информационным органом советского правительства Украины.
Среди первых литературных опытов Олеши — одноактная драма “Игра в плаху” (1921).
В 1921 году писатель переехал в Харьков, где работал как журналист и печатал стихи в периодической печати. В 1922 году родители Олеши эмигрировали в Польшу, а он остался в советской России.
В этом же году Олеша переехал в Москву, писал фельетоны и статьи, подписывая их псевдонимом Зубило, для газеты железнодорожников “Гудок”, с которой в то время сотрудничали Михаил Булгаков, Валентин Катаев, Илья Ильф, Евгений Петров и другие писатели.
В 1924 году Юрий Олеша написал свое первое большое прозаическое произведение — роман-сказку “Три толстяка”, опубликованную в 1928 году.
В 1930 году по заказу МХАТа Олеша создал одноименную пьесу, которая была поставлена во многих театрах мира.
Роман и пьеса были переведены на 17 языков, по сказке Олеши был поставлен балет на музыку Виктора Оранского, режиссером и актером Алексеем Баталовым снят художественный фильм.
В 1927 году в журнале “Красная новь” был опубликован роман “Зависть”, ставший одним из лучших произведений советской литературы о месте интеллигенции в послереволюционной России. В 1929 году Олеша написал по этому роману пьесу “Заговор чувств”, а в 1935 году по мотивам произведения режиссером Абрамом Роомом был снят фильм “Строгий юноша”.
В 1931 году переделанную по указанию цензуры пьесу Олеши “Список благодеяний” поставил Всеволод Мейерхольд. Спектакль три сезона давал полные сборы, после чего был снят.
В 1931 году вышел сборник “Вишневая косточка”, объединивший рассказы разных лет.
В 1930-е годы по заказу МХАТа Олеша писал пьесу, в основе которой лежала владевшая им мысль об отчаянии и нищете человека, у которого было отнято все, кроме клички “писатель”. Пьеса так и не была завершена. По сохранившимся черновикам режиссер Михаил Левитин в 1986 году поставил ее в московском театре “Эрмитаж” под названием “Нищий, или Смерть Занда”.
В 1934 году Олеша выступил на первом съезде советских писателей, говоря о себе как о “нищем”, у которого отнято все. В 1936-1956 годах его произведения не печатались и не упоминались официально. В 1930-е годы многие друзья и знакомые писателя были репрессированы.
В годы Великой Отечественной войны он был в эвакуации в Ашхабаде.
В 1956 году была издана книга Олеши “Избранные сочинения”, переизданы “Три толстяка” и частично опубликованы в альманахе “Литературная Москва” дневниковые записи писателя “Ни дня без строчки”.
По сценариям Олеши были сняты фильмы “Болотные солдаты” (1938), “Ошибка инженера Кочина” (1939).
Он был автором сценариев документального фильма “Кино за 20 лет” (1940, совместно с Александром Мачеретом), анимационных фильмов “Девочка в цирке” (1950), “Сказка о мертвой царевне и семи богатырях” (1951, совместно с Иваном Ивановым-Вано). Им написаны тексты песен для картины “Море зовет” (1956).
В 1958 году Театр имени Евгения Вахтангова поставил его инсценировку романа Федора Достоевского “Идиот”.
Юрий Олеша скончался в Москве 10 мая 1960 года, похоронен на Новодевичьем кладбище.
После смерти писателя в свет вышла его книга “Ни дня без строчки”, составленная Виктором Шкловским и вдовой Олеши из отредактированных дневниковых записей последних семи лет жизни. В 1999 году опубликовано дополненное издание “Книга прощания”.
Писатель был женат на художнице Ольге Суок, которой посвятил свой знаменитый роман-сказку “Три толстяка”.
Материал подготовлен на основе информации открытых источников
Источник: https://ria.ru/20140303/997348613.html
Писатель Юрий Олеша: биография, фото и интересные факты
В отличие от многих других писателей, оставил после себя не так уж много произведений Олеша Юрий Карлович. Биография его хотя и печальна, но она полна ярких моментов.
Как и многие авторы революционного периода, Олеша достиг вершин славы, став культовым писателем в огромной молодой стране.
Почему же тогда он на пике популярности практически перестал творить и превратился в жалкого пьяницу-попрошайку?
Юрий Олеша (писатель, которого многие, по недоразумению, считают детским) появился на свет в семье потомков разорившихся польских дворян. Часто в биографиях этого автора пишут, что его отец был выходцем из знатного рода из Беларуси.
Это не совсем верно. Действительно, Олеша – это фамилия знаменитых белорусских дворян XVI в. Однако со временем они приняли католичество и переехали в Польшу. По этой причине, к началу XX в.
семейство Юрия Карловича Олеши было стопроцентными поляками.
Юрий Карлович Олеша: краткая биография детских лет
Родился будущий автор «Трех толстяков» в Елисаветграде (до 2016 г. – Кировоград, сейчас – Кропивницкий) в феврале 1899 г.
В первые 3 года жизни ничем примечательным не отличился Юрий Олеша.
Биография для детей в учебниках, как правило, опускает елесаветградский период его жизни, делая акцент на переезде родителей писателя в Одессу.
Ведь именно этот город стал для него настоящей родиной, а также колыбелью для его таланта.
Через несколько лет после переезда Юрий Карлович Олеша поступил в Ришельевскую гимназию. Здесь он увлекся игрой в футбол и даже участвовал в городских соревнованиях на стороне гимназии. Однако из-за проблем с сердцем юноше скоро пришлось оставить любимое хобби. Но скоро он нашел новое – сочинения стихов.
Очарованный произведениями Гумилева, еще в годы учебы в гимназии начал писать собственные стихи юный Юрий Олеша. Писатель, биография которого публикуется во всех учебниках страны – вот каким видел свое будущее талантливый гимназист.
Особо внушало надежды то, что его «Кларимонду» опубликовали в «Южном вестнике».
Однако руководству гимназии не очень нравилось увлечение их воспитанника, поэтому юноше запретили сочинять стихи, и на время он оставил свои литературные опыты.
В революционный 1917 г. Олеша благополучно окончил гимназию и поступил в местный университет на юридический факультет.
Участие в одесском «Коллективе поэтов»
Однако так и не стал юристом Олеша Юрий Карлович. Биография его была изменена Революцией 1917 г. и последовавшими за ней перемены в общественном укладе страны.
Как и многие его друзья-литераторы – В. Катаев, И. Ильф, Э. Багрицкий, Олеша встретил все это с радостью и надеждами на появление нового, более совершенного и справедливого мира.
Желая стать частью него, через 2 года учебы юноша бросил университет и сосредоточился на построении своей литературной карьеры. Возможно, толчком к этому также послужило то, что в 1919 г. будущий писатель переболел тифом и едва остался в живых.
Как бы ни было на самом деле, но уйдя из университета, Олеша, вместе с Ильфом, Катаевым и другими соратниками, организовал литературную группу «Коллектив поэтов».
Это учреждение просуществовало 2 года. За это время в его рядах побывало около 20 известных литературных деятелей (включая Владимира Сосюру, Веру Ибнер и Зинаиду Шишову).
На собраниях «Коллектива поэтов» его участники читали собственные произведения, а также декламировали стихи Маяковского, который был для них эталоном поэзии нового времени.
Помимо литературных вечеров, Олеша с товарищами занимались образовательной деятельностью. В частности они распространяли книги среди рабочих и красноармейцев, а также создали собственную библиотеку.
Активная и весьма плодотворная деятельность «Коллектива поэтов» была замечена в Москве, и к 1922 г. многих из них пригласили переехать в столицу СССР или работать в других важных городах страны. Из-за того, что главные руководители литературной группы уехали из Одессы – она распалась.
Юрий Карлович уехал из города у моря на год раньше этого события – его пригласили работать в Харькове.
Три музы Юрия Олеши
У начинающего писателя было несколько причин уехать из родного города. Одна из них – женщина.
Еще будучи одним из руководителей «Коллектива писателей», состоял в любовных отношениях с Серафимой Густавовной Суок Юрий Олеша.
Биография возлюбленной писателя ярко свидетельствует, что была она женщиной сомнительных моральных устоев. Однако в тот период в богемной сфере такое поведение казалось модным и даже прогрессивным.
Состоя в фактическом браке с Олешой, Серафима (Сима) завела кратковременный роман с одним из коммерсантов. Ходили слухи, что это сделано было чуть ли не по просьбе самого Олеши и Катаева.
Якобы мужчины надеялись, что красавица Сима сможет раздобыть у состоятельного ухажера продуктовые карточки или другие дефицитные товары, которых так не хватало в то голодное время.
Однако когда Суок переехала жить к «спонсору», Юрий Карлович испугался, что потеряет любимую навсегда, и увез ее домой.
К сожалению, после возвращения в скором времени ветреная Симочка увлеклась советским поэтом Владимиром Нарбутом и ушла от Олеши, став женой своего нового и перспективного избранника.
В отчаянье брошенный писатель женился на ее сестре Ольге, которая стала его верной спутницей на всю жизнь.
Обе сестры Суок стали прообразом главной героини «Трех толстяков».
Причем если официально это произведение было посвящено жене Олеши, то сам характер героини был скопирован с неугомонной Симочки, которая успела еще дважды побывать замужем после развода с репрессированным Нарбутом.
Помимо сестер Суок, была у Юрия Карловича еще одна муза, для которой он и написал «Трех толстяков». Имя этой красавицы – Валентина Леонтьевна Грюнзайд. Хотя когда они познакомились – она была еще девочкой по имени Валя.
Олеша был очарован ее детской грацией и пообещал написать для нее сказку, что впоследствии и сделал. Также он иногда шутил, что когда Грюнзайд вырастет – жениться не ней.
Но повзрослев, Валентина стала женой его друга – Петрова.
Фельетонист в «Гудке»
Переехав в 1921 г. в Харьков, стал трудиться в качестве автора стихотворений и фельетонов Юрий Олеша. Биографию кратко его в тот период можно описать как: работа и еще раз работа.
Произведения Юрия Карловича в то время становятся все более популярными. А чтобы не думать о сердечной ране после разрыва с Симой, Олеша полностью сосредотачивается на работе – и не зря.
Уже через год работы в Харькове его переводят в столицу СССР.
Здесь он становится активным участником литературной жизни и знакомится со многими своими кумирами.
Получив должность в газете «Гудок», писатель публикует в ней свои колкие, искрометные фельетоны, которые завоевывают любовь читателей по всей стране. При этом он использует псевдоним «Зубило».
Успех на литературном поприще и признание властей заставляет писателя задуматься над написанием крупной прозы.
Революционно-романтическая сказка «Три толстяка»
Первым крупным произведением Юрия Карловича Олеши стала обещанная Вале Грюнзайд сказка – «Три толстяка». Хотя опубликована она была в 1929 г., написал автор ее значительно раньше – в 1924 г.
В этой истории о борьбе трудолюбивого народа с толстяками-дармоедами писатель воплотил все свои революционные идеалы. Эта книга полна метафор и сказочности, хотя в ее сюжете нет места волшебству.
Несмотря на то, что написана данная книга была для Валентины Грюнзайд, главную героиню этой сказки (акробатку Суок), Юрий Карлович назвал в честь бывшей возлюбленной и нынешней супруги.
Хотя прошло уже много лет с момента создания “Трех толстяков” – без сомнения, это самое оптимистическое произведение, которое написал Юрий Олеша. Биография его, к сожалению, после создания этой сказки постепенно стала превращаться в кошмар.
Ведь советская власть понемногу занялась угнетением инакомыслящих.
Трагизм этой ситуации заключался еще и в том, что большинство деятелей искусства стали перед выбором: подчиниться власти и самому стать угнетателем или сдаться и быть раздавленным тоталитарной машиной.
В будущие годы многие из друзей и знакомых писателя в той или иной мере становились жертвами новой культурной политики. Свое разочарование Юрий Карлович описал в другом крупном произведении – романе «Зависть».
«Зависть» Юрия Олеши
В 1927 г. в «Красной нови» впервые публикуется роман Олеши – «Зависть». Строго говоря, это произведение не было первым крупным произведением Юрия Карловича. Поскольку к тому моменту уже были написаны «Три толстяка», но опубликованы они будут спустя 2 года.
Роман «Зависть» был очень тепло встречен критиками и читателями. Вероятнее всего, это было связано с тем, что Олеша описал в нем трагичность судьбы современного ему интеллигента, который оказывается не нужным в новом советском обществе.
Однако всего через пару лет роман «Зависть» был поддан жесткой критике, поскольку не соответствовал социалистическому реализму.
А между тем, в нем Юрий Олеша биографию кратко изложил не только свою, но и сотен других деятелей культуры, которые оказались не нужны новой стране, но при этом не имели возможности ее покинуть. Ходили слухи, что образ Андрея Бабичева был списан с Маяковского.
Этот роман наделал много шума и вознес своего создателя на вершину. А после публикации «Трех толстяков» его автор стал признанным советским писателем. Теперь практически в любом учебнике встречалась большая или малая биография Юрия Олеши. Казалось, впереди его ждет долгожданное светлое будущие – но этого не случилось.
Творческая депрессия Олеши
Как человек творческий, Юрий Карлович был довольно чувствительным и не замечать изменения в обществе в конце 20-х – начале 30-х гг. попросту не мог. Помимо горького разочарования в идеалах революции, Олешу постигла другая трагедия. То, о чем он хотел писать, не интересовало власть.
Более того, оно не просто считалось не актуальным, но и постепенно приобретало статус незаконного.
В условиях советского реализма нужно было писать либо то, что от тебя ждет Партия, либо не писать вообще.
Вот только на что жить, если ничего не писать? Тем более что не публикующийся автор автоматически причислялся к тунеядцу. А это уже было преступлением.
Разочаровавшись в современной литературе, Юрий Олеша впал в депрессию и стал часто выпивать. Через пару лет он стал хроническим алкоголиком. Усугубляло его состояние известия о репрессиях его коллег. А самоубийство Маяковского (который когда-то был для писателя светочем в литературе) и вовсе пошатнуло здоровье Юрия Карловича.
Последние годы
Несмотря на проблемы со здоровьем, хронический алкоголизм и депрессию писателя, он прожил еще 30 лет и умер в мае 1960 г.
Самым ярким достижением Олеши в этот период были его дневники. Их опубликовали отдельной книгой «Не дня без строчки» уже после смерти автора.
Однако если дневники – это творчество для души, то на жизнь «для тела» Юрий Карлович зарабатывал написанием пьес и киносценариев. Большинство из них – адаптации произведений Чехова, Достоевского, Куприна, а также «Трех толстяков» и «Зависти».
При этом были и пьесы собственного сочинения. В частности «Смерть Занда». В этом неоконченном произведении о судьбе писателя-коммуниста Занды, Олеша пытался изложить свои взгляды на окружающую его социалистическую действительность.
В последние десятилетия своей жизни практически нищенствовал Олеша Юрий Карлович. Биография для детей, которая подается во многих учебниках, редко уделяет внимание этому факту. Однако в этот период писатель вел практически жизнь бомжа.
Дело в том, что у него не было своего жилья, и автор «Зависти» чаще всего жил у кого-то из друзей или знакомых. Кроме редких литературных заработков, получить деньги на еду ему помогало банальное попрошайничество на улице. А выпить удавалось за счет более удачливых молодых советских писателей, которые угощали его из уважения к великому таланту.
Будучи в молодости франтом, на старости лет Юрий Карлович вынужден был ходить в лохмотьях.
Умер писатель от банального сердечного приступа.
Как бывшего литератора, его похоронили на Новодевечьем кладбище г. Москвы. В первом ряду первого участка.
Еще в годы своей алкогольной депрессии Юрий Олеша шутил, что предпочел бы, чтобы его похороны были гораздо скромнее, чем ему положены за литературные заслуги. При этом он хотел бы при жизни получить в деньгах разницу стоимости обеих церемоний.
Юрий Олеша: биография, интересные факты
- Родным языком с детства этот замечательный советский писатель считал польский. Русский он выучил позже, живя в Одессе. В этом ему помогла его бабушке, которая заодно научила мальчика арифметике.
- У Юрия Карловича были родная сестра Ванда. Девушка родилась на два года раньше брата. Будущий писатель с самого детства был очень привязан к ней, и тяжело пережил ее смерть от тифа. Самым большим ударом было то, что Ванда заразилась от Юрия, который выздоровел, а она – нет.
- В книге Валентина Катаева «Алмазный мой венец», помимо Есенина, Ильфа и Бабеля, был изображен и Юрий Олеша. Биография его, правда, была несколько замаскирована, а сам писатель фигурирует под именем художника-метафориста Ключика. Кстати, в этом же произведении довольно не лицеприятно описана и Сима Суок. Ей дан псевдоним «Дружочек».
- Ольга Густавовна Суок, ставшая первой и единственной супругой писателя, на момент его сватовства была уже замужем и имела сына. После женитьбы Олеша забрал Ольгу с пасынком к себе.
- В период с 1936 по 1956 гг. произведения Олеши не публиковались. После отмены этого негласного запрета стал позиционироваться как детский писатель Юрий Олеша. Краткая биография для детей сопровождала практически каждую публикацию «Трех толстяков». При этом в ней редко упоминалось о его депрессии и более серьезных произведениях.
- Даже самая краткая биография Юрия Карловича Олеши содержит сведенья о том, что он с самого детства мечтал путешествовать. Однако в юности у него не было денег для этого. Повзрослев и не вписавшись в литературу социалистического реализма, автор стал не выездным, и был навсегда лишен возможности увидеть мир, как это удалось его другу Ильфу. Практически во все периоды своей жизни (и на пике славы, и в годы депрессии) Олеша более всего жалел именно об этом.
Источник: https://autogear.ru/article/317335/pisatel-yuriy-olesha-biografiya-foto-i-interesnyie-faktyi/
Юрий Карлович Олеша
Родился 19 февраля (3 марта) 1899 в Елисаветграде. Отец, обедневший польский дворянин, был акцизным чиновником. Благодаря матери атмосфера в семье была проникнута духом католицизма. В 1902 семья переехала в Одессу. В воспоминаниях Олеша писал: «В Одессе я научился считать себя близким к Западу. В детстве я жил как бы в Европе».
Насыщенная культурная жизнь города способствовала воспитанию будущего писателя. Еще учась в гимназии, Олеша начал писать стихи. Стихотворение Кларимонда (1915) было опубликовано в газете «Южный вестник». По окончании гимназии в 1917 поступил в университет, где в течение двух лет изучал юриспруденцию. В Одессе вместе с В. Катаевым, Э. Багрицким, И.
Ильфом образовал группу «Коллектив поэтов». В годы Гражданской войны Олеша оставался в Одессе, где в 1919 пережил смерть любимой сестры Ванды. В 1921 у.е.хал из голодной Одессы в Харьков, где работал как журналист и печатал стихи в периодической печати. В 1922 родители Олеши получили возможность эмигрировать в Польшу.
В 1922 Олеша переехал в Москву, писал фельетоны и статьи, подписывая их псевдонимом Зубило, для газеты железнодорожников «Гудок», с которой в то время сотрудничали М. Булгаков, Катаев, Ильф, Е. Петров и др. писатели.
В 1924 Олеша написал свое первое прозаическое произведение — роман-сказку Три толстяка (опубл. 1928, иллюстрации М.
Добужинского), посвятив его своей жене О. Г. Суок. Жанр сказки, мир которой естественно-гиперболичен, соответствовал потребности Олеши писать метафорическую прозу (в кругу литераторов его называли «королем метафор»). Роман Три толстяка был проникнут романтическим отношением автора к революции.
Восприятие революции как счастья свойственно в Трех толстяках всем положительным героям — циркачке Суок, гимнасту Тибулу, оружейнику Просперо, доктору Гаспару Арнери.
Сказка вызвала огромный читательский интерес и одновременно скептические отзывы официальной критики («призыва к борьбе, труду, героического примера дети Страны Советов здесь не найдут»). Дети и взрослые восхищались фантазией автора, своеобразием его метафорического стиля. В 1930 по заказу МХАТа Олеша сделал инсценировку Трех толстяков, которая до наших дней успешно идет во многих театрах мира. Роман и пьеса переведены на 17 языков. По сказке Олеши поставлен балет (муз. В. Оранского) и художественный фильм (реж. А. Баталов). Публикация в журнале «Красная новь» романа Зависть (1927) вызвала полемику в печати. Главный герой романа, интеллигент, мечтатель и поэт Николай Кавалеров, стал героем времени, своеобразным «лишним человеком» советской действительности. В противоположность целеустремленному и успешному колбаснику Андрею Бабичеву, неудачник Кавалеров не выглядел проигравшим. Нежелание и невозможность преуспевать в мире, живущем по античеловечным законам, делали образ Кавалерова автобиографическим, о чем Олеша написал в своих дневниковых записях. В романе Зависть Олеша создал метафору советского строя — образ колбасы как символ благополучия. В 1929 автор написал по этому роману пьесу Заговор чувств.
Автобиографичен и образ главной героини пьесы Список благодеяний (1930) актрисы Елены Гончаровой. В 1931 переделанную по указанию цензуры пьесу начал репетировать Вс. Мейерхольд, однако спектакль вскоре был запрещен.
Список благодеяний фактически был «списком преступлений» советской власти, в пьесе было выражено отношение автора к окружающей его действительности — к расстрелам, к запрету на частную жизнь и на право высказывать свое мнение, к бессмысленности творчества в стране, где разрушено общество и т. п.
В дневнике Олеша записал: «Все опровергнуто, и все стало несериозно после того, как ценой нашей молодости, жизни — установлена единственная истина: революция».
В 1930-е годы по заказу МХАТа Олеша писал пьесу, в основе которой лежала владевшая им мысль об отчаянии и нищете человека, у которого отнято все, кроме клички «писатель». Попытка выразить это ощущение была сделана Олешей в его речи на Первом съезде советских писателей (1934). Пьеса о нищем не была завершена. По сохранившимся черновикам режиссер М. Левитин поставил в 1986 в московском театре «Эрмитаж» спектакль Нищий, или Смерть Занда. В дальнейшем Олеша не писал цельных художественных произведений. В письме жене он объяснил свое состояние: «Просто та эстетика, которая является существом моего искусства, сейчас не нужна, даже враждебна — не против страны, а против банды установивших другую, подлую, антихудожественную эстетику». О том, что дар художника не был им утрачен, свидетельствуют многочисленные дневниковые записи Олеши, обладающие качествами подлинно художественной прозы. В годы сталинских репрессий были уничтожены многие друзья Олеши — Мейерхольд, Д. Святополк-Мирский, В. Стенич, И. Бабель, В. Нарбут и др.; сам он чудом избежал ареста. В 1936 на публикацию произведений Олеши и упоминание его имени в печати был наложен запрет, снятый властями только в 1956, когда была издана книга Избранные сочинения, переизданы Три толстяка и частично опубликованы в альманахе «Литературная Москва» дневниковые записи Ни дня без строчки.
В годы войны Олеша был эвакуирован в Ашхабад, затем вернулся в Москву. Писатель с горечью называл себя в послевоенные годы «князем «Националя», имея в виду свой образ жизни.
«Невроз эпохи», который остро ощущал писатель, выразился в неизлечимом алкоголизме. Тематика его дневников в 1950-е годы очень разнообразна.
Олеша писал о встречах с Пастернаком, о смерти Бунина, об Утесове и Зощенко, о собственной ушедшей молодости, о гастролях «Комеди Франсез» в Москве и т. д.
Умер Олеша в Москве 10 мая 1960.
Источник: http://sochin.net/olesha/
Биография, Олеша Юрий Карлович. Полные и краткие биографии русских писателей и поэтов
Все материалы на одной странице
Материал № 1
Материал № 2
Материал № 3
Олеша, Юрий Карлович
[1899—] — советский писатель. Род. в интеллигентской семье. Первоначально писал стихотворные фельетоны в газ. «Гудок» под псевдонимом «Зубило».Значительная в художественном отношении повесть «Зависть» [1927] выдвинула Олешу в первые ряды советских писателей. Позднее повесть была переделана автором в пьесу «Заговор чувств».
Олешей написаны: книга для детей «Три толстяка», пьеса под этим же названием, рассказы, составившие сборник «Вишневая косточка», пьеса «Список благодеяний» (поставленная в 1931 в театре им. Мейерхольда). В последние годы О. пережил некоторый творческий кризис (см. его признания в интервью, «Литературная газета», No 25, 1933).
После «Списка благодеяний» в печати появлялись лишь небольшие рассказы, отрывки, очерки, заметки, письма, декларации Олеши. В настоящее время О. закончил своеобразный в жанровом отношении киносценарий «Строгий юноша».
В своей художественной прозе и драматургии Олеша в своеобразной эмоционально-острой форме отражает борьбу двух миров, двух культур, которая развертывается им в плане борьбы идейно-психологических принципов.
Произведения Олеши имеют поэтому характер пронизанных лиризмом философско-образных обобщений. О.
ставит проблемы, специфические для интеллигенции, вышедшей из мелкой буржуазии и в своем развитии сближающейся с пролетариатом, строящим социализм, но сближающейся не сразу, не прямо, а с известными колебаниями и отклонениями в своем пути.
Основные герои О. — мелкобуржуазные интеллигенты, воспитанные «старым миром» и унаследовавшие его культурные традиции. Основная тема произведений О. — столкновение такого интеллигента с «новым миром». Необходимость идейно-психологической перестройки для индивидуалиста-романтика, разошедшегося с новой действительностью, — тезис, проводимый О.
через все произведения. О. акцентирует трудности перестройки. Смена двух эпох отражена в его творчестве преимущественно с той стороны, с какой она означает конец «старого мира», а не зарождение нового. Воспроизводя кризис и крах буржуазно-интеллигентской, индивидуалистической психологии и культуры, О.
не показывает переделки своих героев законченной.
Можно различить две струи в творчестве О. — романтическую и сатирическую, реалистическую. Романтически идеализируя некоторые стороны внутреннего мира своих героев, О.
в то же время признает их переживания и устремления иллюзорными, не соответствующими объективной действительности и иронизирует над ними, переходя к реалистическому изображению.
Иронико-сатирический момент в творчестве Олеши объясняется отталкиванием от прошлого, романтическая струя в значительной мере связана с непреодоленными до конца пережитками индивидуализма и субъективизма.
Герои О. — индивидуалисты-романтики — сами начинают осознавать свою историческую обреченность. В большей или меньшей степени всем им свойственен «гамлетизм», раздвоенность между старым и новым, победу и превосходство которого они начинают признавать. «Мыслью я воспринимала полностью понятие коммунизма… Но ощущение мое было против», говорит Гончарова («Список благодеяний»).
Конфликт мысли и ощущения, разума и чувства — основное в характеристике внутреннего мира героев О., стоящих на историческом рубеже. Эта же тема выступает в рассказах О. в более общем философском плане как противоречие субъективного ощущения и объективной закономерности явлений. Чувственно-эмоциональное восприятие жизни у О.
отличается энергией и богатством красок, но в то же время и индивидуалистическим произволом, иллюзорно преображающим мир.
С другой стороны, рассудочное мировосприятие, давая правильную ориентировку в действительности, обесцвечивает жизнь (в рассказе «Любовь» крыльям любви Шувалова противостоит «закон притяжения» Ньютона, в рассказе «Вишневая косточка» «невидимой стране внимания и воображения» противостоит «план» и т. д.). Противоречие остается неразрешимым.
О. неоднократно говорит о «новой серии состояний человеческой души», которую принесет эра социализма. Но художественного воплощения новые чувства в его творчестве пока не нашли.
Характерно, что само художественное творчество для О.
неразрывно с чувствами «одинокой личности», не нашедшей для себя места в новой действительности («зависть» как источник творчества в «Секретных записях попутчика Занда», 1933).
У О. есть тенденция не только «старинные», «мелкие» чувства, но и все многообразие человеческих чувств и переживаний отнести на счет старого человека, а новому оставить голую логику, «техническое отношение» к жизни. Так. в «Зависти» Николаю Кавалерову и Ивану Бабичеву противостоят Андрей Бабичев и Володя Макаров, и главный план противопоставления — строй чувств.
Образ Кавалерова — широкое художественное обобщение типических черт мелкобуржуазного интеллигента, существующего в пореволюционной действительности. Кавалерова характеризует созерцательно-эстетическое и субъективистски-романтическое отношение к жизни.
Его устремления проникнуты крайним индивидуализмом, антисоциальностью, стремлением к личной славе, утверждению своего «я» хотя бы в форме нелепого и преступного «гениального озорства».
На этой почве Кавалеров и приходит в конфликт с советской действительностью: «В нашей стране дороги славы заграждены шлагбаумами… самая замечательная личность — ничто».
Признавая несовместимость индивидуализма Кавалерова с современностью, О. не сумел дать художественно развитого опровержения взгляда Кавалерова на социализм как на систему, не благоприятствующую развитию личности. Но бесспорной заслугой О.
является показ того, как индивидуалистическое, анархическое бунтарство в условиях нашего времени скатывается в болото прямой обывательщины.
Как только Кавалеров переходит от романтических мечтаний к реальной действительности, он оказывается в рядах того же мещанства, от которого как будто отталкивался сначала, попадает в объятия гиперболически пошлой Анички Прокопович.
Иван Бабичев, с одной стороны — дальнейшее развитие и гиперболизация Кавалерова, с другой — связующее звено между ним и откровенным обывателем. В Иване О. дал трагикомическую, эксцентрическую фигуру защитника эгоистической частнособственнической обывательщины — «короля пошляков».
Обреченность и неспособность войти в «прекрасный поднимающийся мир» в нем представлены еще острее, чем в Кавалерове.
Кавалерова и Ивана Бабичева О. ведет к поражению. Они «завидуют» новому миру, но не имеют реальной почвы под ногами для борьбы с ним. Изображая их поражение, О. в то же время расцвечивает всеми красками внутренний мир этих героев.
Мир фантазии, мечты, искусства является достоянием их, а не обезличенных и «лишенных воображения» людей нового мира. Это вносит в оптимистическую в своей основе повесть о гибели старого мира ноты пессимизма, отражающие боязнь О.
за судьбы личности, духовной культуры, художественного творчества при социализме (проявляющуюся и в других произведениях О. вплоть до «Списка благодеяний» и «Секретных записей попутчика Занда»).
Противостоящие в «Зависти» индивидуалистическим бунтарям и мещанам образы Андрея Бабичева и Володи Макарова не являются полноценными образами нового человека. Основные их дефекты — аполитизм, изоляция от классовой борьбы и отсутствие революционной целеустремленности.
Андрей Бабичев показан здоровым, жизнерадостным, чуждым рефлексии, благодушно настроенным делягой.
Лишенный внутреннего идейно-психологического богатства, ушедший в строительство «Четвертака» узкий практик, он не может противопоставить Кавалерову и Ивану Бабичеву всеохватывающего, качественно иного мировоззрения.
Еще более узким показывает Олеша Володю Макарова. Лейтмотив Макарова — стать «человеком индустриальным», «человеком-машиной», равнодушным ко всему, что не есть работа.
И в других произведениях О. обычно противостоят субъективист-романтик, отрывающийся от действительности, и практик-объективист, утрачивающий богатство человеческих чувств (Шувалов и «дальтоник» в «Любви», Гончарова и Федотов в «Списке благодеяний» и др.). Последний отнюдь не является достаточным идейным преодолением первого.
В «Списке благодеяний» намечается продвижение О. к более глубокому пониманию тенденций развития современности. Сравнительно с «Завистью» дана большая обостренность конфликта, большая непримиримость противоречия между интеллигентской психологией и требованиями классовой борьбы.
Для Гончаровой жить и чувствовать по-старому оказывается уже невозможным, и она трагически гибнет. Гончарова не просто старый человек в условиях нового времени, но человек старого мира, который спорит сам с собой, человек, разорванный на две половины (которым соответствуют ведущиеся ею список благодеяний и список преступлений советской власти).
Если Кавалеров только завидует новому миру, то Гончарова осознает его моральное превосходство, «справедливость» революционного дела пролетариата. Гончарова приходит не к «равнодушию», но к попытке включиться в ряды борющегося пролетариата.
Однако и Гончарова лишь жертвует собой, и тем самым остается неразрешенным вопрос об органическом участии интеллигенции в созидании нового мира и в частности вопрос о судьбах искусства при социализме.
Олеша — яркий, красочный художник, большой мастер формы. Он умеет подметить и живописно передать ту или иную деталь, чувственный облик явлений действительности.
Широко употребляемые автором метафоры, сравнения отличаются свежестью, остротой; Олеша передает ими оттенки настроений героев, свое авторское жизнеотношение. Для его стиля характерно сочетание идейной содержательности с насыщенностью эмоциями.
Наряду с этим творчество О. все же страдает некоторой схематичностью, однолинейностью в построении образов положительных героев.
Библиография:I. Зависть, с рис. Н. Альтмана, изд. «ЗиФ», М., 1928 (первонач. в журн. «Красная новь», 1927, кн. VII и VIII); То же, с гравюрами на дереве В. Козминского, изд. «Советская литература», М., 1933; Три толстяка, с рис. М.
Добушинского, изд. «ЗиФ», 1928 (изд. 2-е, Москва, 1930); Вишневая косточка, изд. «Федерация», Москва, 1931; То же, издание 2-е, Москва, 1933; Список благодеяний, Пьеса, изд. «Федерация», Москва, 1931; Записки писателя, изд.
«Огонек», Москва, 1932.
II. Ермилов В., За живого человека в литературе, изд. «Федерация», М., 1928 (ст. «Освобождающийся человек»); Черняк Я., О «Зависти» Ю. Олеши, «Печать и революция», 1928, No 5; Полонский В., Преодоление «зависти», «Новый мир», 1929, No 5; Берковский П., О прозаиках, «Звезда», 1929, No 12; Его же, Заметка о драматургах, «Октябрь», 1929, No 12; Гоpбов Д.
, Поиски Галатеи, изд. «Федерация», М., 1929 (ст. «Оправдание зависти»); Берковский П., Текущая литература, изд. «Федерация», М., 1930 (ст. «О реализме честном и реализме вороватом»); Эльсберг Я. М., Кризис попутчиков и настроения интеллигенции, изд. «Прибой», Л., 1930 (ст. «Зависть» Ю. Олеши как драма интеллигентского индивидуализма); Прозоров А.
, О «Списке благодеяний» Ю. Олеши, «На литературном посту», 1931, No 23; Гурвич А., Под камнем Европы, «Список благодеяний» Ю. Олеши в театре им. Вс. Мейерхольда, «Советский театр», 1931, No 9; Селивановский А., О социализме и древонасаждении, «Литературная газета», 1931, No 35; Зелинский К., «Критические письма», изд. «Федерация», М., 1932 (ст.
«Змея в букете» или о сущности попутничества); Селивановский А., Коварство и любовь Занда, «Литературная газета», 1932, No 10; Соболев В., Гуляя в саду…, там же, 1933, No 25; Корабельников Г., Конец чеховской темы, «Литературный критик», 1933, No 1; Левин Л., Тема одинокой судьбы, «Литературный современник», 1933, No 7; Гурвич А.
, Юрий Олеша, «Красная новь», 1934, No 3.
А. Прозоров.
“Литературная энциклопедия” (т. 1—9, 11, 1929—39, неконч.).
Олеша, Юрий Карлович
(1899-1960).
Видный рус. сов. прозаик, поэт, драматург, сценарист, более известный произв. др. жанров. Род. в Елисаветграде (ныне — Кировоград), детство и юность провел в Одессе, близко познакомившись с В. Катаевым, И. Ильфом и др. будущими известными писателями; в нач. 1920-х гг.
переехал в Москву, стал сотрудником газ. «Гудок», где познакомился также с М. Булгаковым, и полностью посвятил себя лит. деятельности. Печататься начал с 1915 г.; после 1932 г. писал, в осн., р-зы, пьесы, сценарии, автобиогр. и лит. — критические заметки.
Во время Великой Отечественной войны, вместе с Одесской киностудией был эвакуирован в Ашхабад.
Широкую известность и статус классика сов. дет. лит-ры принес О. фантаст. роман-сказка «Три толстяка» (1928), написанный в 1924 г.; экранизирован в 1966 г.
На первый взгляд роман отвечает идеологическим канонам своего времени: восстание нищего, но гордого народа, ведомого «пролетарием»-оружейником, против жадных, эгоистичных правителей-«буржуев», «сочувствующая интеллигенция» (доктор Гаспар), «оппортунисты-предатели» (учитель танцев) и т. п. Но совершенство формы, яркий, образный язык, живость и жизненность персонажей, нравственный заряд книги, а также острый сюжет, умело закрученная тайна-интрига, — заставляют забыть об этих, зачастую прямолинейных классовых характеристиках. Ряд критиков (Е. Неелов) обнаружил в сказке О. и более непосредственные мотивы и элементы НФ.
В. Р.
Лит.:
М. О. Чудакова «Мастерство Юрия Олеши» (1972).
«Воспоминания о Юрии Олеше» (1975).
Олеша, Юрий Карлович
Род. 19 февраля (3 марта) 1899 г., в Елизаветграде (Кировоград, Украина), ум. 10 мая 1960 г., в Москве. Писатель (прозаик, поэт). Участник поэтического кружка «Зеленая лампа» (вместе с Э. Багрицким, В. Катаевым и др.).
Произведения: «Игра в плаху» (одноактная драма, 1921), «Стихи» (сборн., 1924), «Три толстяка» (1924), «Салют» (сборн. стихотв.
, 1927), «Зависть» (1927), «Заговор чувств» (пьеса по мотивам «Зависти», 1929), «Вишневая косточка» (сборник рассказов, 1931), «Список благодеяний» (пьеса, 1931), «Ни дня без строчки» (1965, посмертная публ.).
Все биографии русских писателей по алфавиту:
А – Б – В – Г – Д – Е – Ж – З – И – К – Л – М – Н – О – П – Р – С – Т – У – Ф – Х
– Ц – Ч – Ш – Щ – Э – Я
Десятка самых популярных биографий:
Источник: https://docbaza.ru/bio/rus/Olesha_Yuri_Karlovich/